Как правильно накрыть стол накрыть стол Цели урока: расширить представление детей о предметах сервировки стола (столовых приборах и столовой посуде); - презентация. Классный час "Сервировка стола

Цели урока: расширить представление детей о предметах сервировки стола (столовых приборах и столовой посуде); познакомить с правилами сервировки стола для ежедневного приема пищи; помочь детям осознать важность знаний правил сервировки стола, соблюдения этих правил как проявления уровня культуры человека.


Сервировать стол – это значит разумно, аккуратно и обязательно симметрично расставить на нём все предметы сервировки. Сервировка стола – это не просто подготовка его к завтраку, обеду, ужину или чаю. Это своего рода искусство, которое в большей степени зависит от вкуса человека, накрывающего стол. Правила сервировки продиктованы требованиями наибольшего удобства. Существуют различные виды сервировки стола: для завтрака, обеда, ужина и, наконец, праздничная, торжественная.






Приборы: какие они? 1. Столовый прибор - используется при сервировке стола для подачи первых и вторых блюд. 2. Десертный прибор: вилочка для тортов и пирожных, ложечка для муссов и пудингов, ложечка для кофе. 3. Ложечка для сахара. 4. Нож-вилка для сыра - используется, если сыр подаётся на стол куском. 5. Нож для масла. 6. Рыбный прибор - используется для горячих рыбных блюд.








Пирамида – способ складывания салфеток. Достаточно простой и элегантный способ складывать салфетки. Салфетки-пирамиды будут уместны и на праздничном и на обычном столе. Главное при складывании - проследить, чтобы салфетки были хорошо накрахмалены. Согните салфетку по диагонали пополам, у вас должен получиться треугольник. Теперь углы салфетки подогните так, чтобы их концы совпали с вершиной треугольника. Переверните получившийся из салфетки ромб на нижнюю сторону и снова согните треугольником. Теперь образовавшийся маленький треугольник сложите пополам так, чтобы углы салфетки были спрятаны внутрь, а раскрывшийся сгиб был виден с наружной стороны.


Завтрак Сервируя стол к завтраку, кроме закусочной тарелки на стол ставят чашку или стакан с блюдцем. На блюдце кладут чайную ложку. Ручка чашки и ложка на блюдце должны быть справа. Если предполагается, что за завтраком, кроме чая или кофе, будут подавать еще какой - то напиток, то стакан для него размещается слева от чашки.



Обед Обед Если стол накрывается к обеду, на него прежде всего ставят мелкие столовые тарелки, а на них закусочные. Справа от каждой мелкой тарелки кладется ложка и нож, слева вилка. Ложки и вилки должны лежать вогнутой стороной кверху. При сервировке стола приборы нужно держать за ручку. Кладут их в 2 сантиметрах от края стола, расстояние между приборами должно быть очень небольшим, но так, чтобы они не соприкасались друг с другом.











Ресурсы М.М.Безруких, Т.А.Филиппова, А.Г.Макеева «Две недели в лагере здоровья» - рабочая тетрадь для школьников. М.М.Безруких, Т.А.Филиппова, А.Г.Макеева «Две недели в лагере здоровья» - методическое пособие для учителя. «Новейший энциклопедический словарь» - М. ООО «Издательство Астрель», 2004 С. Лыба «Прием гостей» - Москва,1996 Инга Вольф «Современный этикет» - М. «Кристина & С˚» city.tomsk.net supercook.ru servirovka.narod.ru · 8 КБ


ВВЕДЕНИЕ

Этикет - это порядок проведения определенной церемонии. Однако стоит помнить, что современный этикет это не только правила приема пищи за столом, но и умение производить приятное впечатление своим внешним видом на окружающих, манерой говорить и общаться.

Поведение человека за столом - целая наука. Все нормы и правила поведения за столом выработаны многими поколениями и в своей основе имеют, прежде всего, здравый смысл, а также правила гигиены, гуманное отношение к людям и т. п. По тому, как человек держаться за столом, как ест, можно судить о его культурном уровне. Без соблюдения правил поведения за столом, без хороших манер трудно добиться успеха в обществе. И, поскольку приемы - неотъемлемая часть деловой жизни, современные школы бизнеса, колледжи и другие учебные заведения обучают будущих бизнесменов правильно вести себя за столом, проявлять вежливость и предупредительность по отношению к соседям, есть не только красиво, но и «безопасно» для окружающих. Постараемся рассмотреть основные правила поведения за столом.

РАЗДЕЛ 1

Правила сервировки стола

Искусство сервировки стола имеет тысячелетнюю историю. Каждой эпохе соответствовала своя культура застолья. Кроме того, у разных народов существовали свои способы украшения стола и подачи блюд, соответствующие национальной культуре и традициям. И сегодня видов сервировки достаточно много, поэтому попробуем разобраться лишь в основных правилах оформления стола по этикету. Основными элементами сервировки стола являются: скатерть, посуда, столовые приборы, салфетки и различный декор. Чтобы на столе все эти предметы были расставлены правильно, нужно придерживаться некоторых правил, а также определенной последовательности в действиях. Накануне застолья определитесь с количеством и видом посуды, салфеток, столовых приборов и т. д. – это будет зависеть от числа и типа блюд, количества приглашенных, повода для застолья

Скатерть

Ее выбирают в зависимости от типа застолья, цветовой гаммы посуды, интерьера помещения – она должна гармонировать со шторами и обивкой мебели. Обычно отдают предпочтение светлым оттенкам. Особенно изысканно выглядит белоснежная скатерть. Однако скатерти могут быть и цветными – однотонными или с рисунком по краю. Но учтите, что слишком пестрые и яркие скатерти будут утомлять взгляд и отвлекать от блюд на столе. Если вы используете темную скатерть, подберите к ней посуду светлых оттенков. По правилам этикета скатерть по размеру должна быть такой, чтобы прикрывать ножки стола (прямоугольного или квадратного), а ее концы равномерно должны свисать на 25– 30 см со всех сторон, но при этом не опускаться ниже уровня сидений

Расстилают скатерть на столе следующим образом: раскрывают ее, затем берут с одной стороны за концы, поднимают, встряхивают и резко опускают вниз. При этом между столом и полотном образуется слой воздуха – он облегчает дальнейшее выравнивание скатерти

Тарелки

Закусочная тарелка – она должна располагаться напротив каждого стула и на расстоянии примерно 2 см от края стола. Тарелка для хлеба или пирожковая – ее ставят слева от закусочной тарелки на расстоянии 5–15 см. Если предусмотрено несколько блюд, под закусочную тарелку нужно поставить столовую. В процессе застолья при смене блюд тарелки своевременно заменяются. Столовые приборы

Столовую ложку и нож кладите справа, а вилку – слева. Десертная ложка располагается за тарелкой – ручкой в правую сторону. По правилам этикета сначала начинают пользоваться приборами с внешнего края, по мере смены блюд заменяя их приборами по направлению к тарелке. расстояние между приборами и тарелкой, а также между соседними приборами – оно должно быть 0,5– 1,0 см.

Посуда для напитков

Стаканы, бокалы, фужеры рассчитаны только на один вид напитка. Бокал для вина располагается справа, а для воды – слева. Обычно их выставляют по одной линии, но обязательно не более трех предметов. В случае полной сервировки посуда для напитков ставится в два ряда.

Салфетки

Они играют немаловажную роль в сервировке стола. Вариантов складывания салфеток целое множество – это настоящее искусство, о котором можно говорить очень много. Остановимся лишь на основных правилах. Материал салфеток выбирают в зависимости от типа застолья. Для праздничного стола больше подойдут тканевые салфетки (из хлопка или льна), иногда их можно заменить бумажными – в этом случае их подкладывают под правый край тарелки. Цвет салфеток может быть любым – в тон скатерти, свечам или цветочным композициям на столе, хотя допускаются и контрастные цвета. Приборы со специями

Их расставляют на завершающей стадии сервировки. Обычно эти приборы устанавливаются на специальных подставках в центральной части стола. На столе обязательно должны быть соль и перец, а также в соответствии с меню – горчица, уксус, растительное масло и прочие приправы.

РАЗДЕЛ 2

Сервировка стола под мероприятия

В будние дни для семейного ужина и обеда сервировка стола не требует ни большого труда, ни много времени, достаточно скромного сервиза, опрятной скатерти и необходимого набора столовых приборов.

К обычному домашнему обеду стол сервируют следующим образом:

Стол покрывают скатертью или узорчатой клеенкой-скатертью, положив под каждый прибор небольшие цветные салфетки;

От края стола на расстояние 2-3 см ставят тарелки - глубокие на большие мелкие (подстановочные), а слева от них - мелкие пирожковые;

Справа от тарелок кладут столовую ложку вогнутой стороной кверху, нож лезвием к тарелкам, слева вилку вогнутой стороной кверху;

Перед острием ножа ставят стакан для воды или сока;

Слева от тарелок вверху помещают стеклянную вазочку или чашечку для компота или киселя с чайной ложкой на блюдце;

В центре стола, в зависимости от меню, ставят либо салаты, либо рыбные или мясные закуски. В зависимости от вида закуски кладут общие приборы (ложки, лопатки, вилки) рядом с блюдом.

В праздничные дни, в дни приема гостей стол оформляется особо, чтобы подчеркнуть торжественность события:

Стол накрывают безукоризненно чистой, хорошо выглаженной скатертью.

Средняя заглаженная складка скатерти должна проходить через центр стола.

В зависимости от числа обедающих ставят две-три тарелки с тонкими ломтиками белого и черного хлеба, расположив их так, чтобы хлеб находился по возможности близко к каждому прибору. Для каждого члена семьи и гостя ставят мелкую столовую тарелку и на нее закусочную (слева от этой тарелки можно поставить еще пирожковую тарелку для хлеба). Тарелки расставляют на таком расстоянии, чтобы сидящие за столом могли свободно двигать руками.

Справа от каждой тарелки кладут нож, как указано выше, возле него ложку, слева от тарелки - вилку, а перед тарелкой - маленький нож и ложечку для десерта. У каждого прибора следует поставить рюмки для водки и вина, стакан или стопку для фруктовой и минеральной воды.

Бокалы и рюмки на обеденном столе ставят справа в ряд или полукругом.

Важно, чтобы они располагались в соответствии с порядком употребления напитков, то есть тот бокал, который понадобится раньше, должен стоять крайним справа и так далее.

Если на столе различные напитки, то и рюмки должны быть разные.

Бокалы для вина выбирают в соответствии с сортом вина:

Для сладких и десертных вин - тюльпанообразные на ножке.

Для красных вин - тоже в форме тюльпана, но большего размера и более широкой верхней частью.

Бокал для белого вина должен быть еще больше и на более высокой ножке.

Самый высокий бокал - для шампанского.

Он выглядит как узкий стройный кубок либо представляет собой широкую низкую чашу. В общем, чем крепче напиток, тем меньше рюмка.

Водку и ликеры предлагают в маленьких рюмках. Водочные рюмки могут быть как толстостенными без ножек, так и тонкими на ножках.

Коньяк в последнее время принято наливать в большие бокалы, сужающиеся кверху. В них более ощущается аромат напитка. Наливают коньяк на самое донышко.

Ликеры наливают в маленькие рюмки, а также можно использовать керамические либо нежные и прозрачные стеклянные чашечки.

В центре стола размещают солонку, перечницу. Салфетки, хорошо выутюженные и свернутые треугольником, кладут на закусочную тарелку. Можно на стол положить и бумажные салфетки.

Так же сервируют стол для ужина, только столовую ложку не кладут.

Очень украшают сервированный стол живые цветы; их размещают (в невысоких вазах) посредине стола или в двух-трех местах по средней линии стола.

У обеденного стола около места хозяйки можно поставить столик, накрытый скатертью, на котором удобно поместить миску с супом, чистые глубокие тарелки и другие предметы для стола.

При большом числе обедающих блюда удобнее разносить. При этом иметь в виду следующее правило: когда разносят кушанье, уже разложенное на тарелки, следует подавать его гостю с правой стороны; если кушанье подается на блюде и гость должен сам положить его себе на тарелку, подходят к нему с левой стороны.

Праздничный обед

Обед может состоять из нескольких блюд, тогда блюда подают в следующем порядке:

Прежде всего подают закуску, которую располагают в разных местах стола, затем суп, после рыбное блюдо, жаркое, птицу. В конце подают десерт - торт, фрукты.

Желательно сервировать стол одинаковыми приборами и посудой. Блюда подают в посуде определенного вида с учетом ее формы, фасона и расцветки.

В центре стола по всей свободной площади расставляют блюда, тарелки, салатницы, вазочки с холодными закусками, соусники, судки с приправами - перцем, горчицей, уксусом и солью.

Сельдь, салаку, кильку кладут на овальные тарелки, так называемые селедочницы. Такие консервы, как шпроты, сардины, рыба в масле, в томате, раскладывают в маленькие овальные фарфоровые или стеклянные лоточки - мисочки. Рыбу слабосоленую лососевую (семгу, кету, чавычу и другое) подают в овальном блюде или круглых вазочках без ножек.

Рыбу заливную, под маринадом или соусом укладывают в овальное блюдо.

Мясные холодные блюда и закуски (жареное мясо, отварной язык, колбасу, ветчину, буженину и другие мясопродукты) подают в овальных блюдах или плоских тарелках.

Салаты и винегреты подают в глубоких салатниках или вазочках.

Первые блюда, если обедают 5-6 человек, разливают у обеденного стола. Для этого миску (супницу) и глубокие тарелки помещают на столике около хозяйки. Она наполняет тарелки супом и передает обедающим. В присутствии большого количества гостей супы разливают в тарелки на кухне, приносят их на подносе в зал и разносят обедающим. Наклонять тарелку с супом, чтобы добрать остатки пищи, за праздничным столом не рекомендуется. Если в супе есть кусочки курицы или мяса, их употребляют, когда съеден весь суп. Бульоны подают в бульонных чашках, положив на блюдце десертную ложку. Блюдо с изделиями (пирожками, ватрушками и другим) к супам и бульонам ставят на середину обеденного стола.

Вторые блюда подают на стол после некоторого перерыва, во время которого со стола убирают глубокие тарелки, ложки и блюда с остатками пищи.

Создается перерыв, который необходим для отдыха гостей. Горячее блюдо можно подать в порционных тарелках, если гости - близкие друзья дома и их 5-6 человек. При большом количестве гостей горячее кушанье подается на подогретом общем блюде, которое ставят в центре стола, и каждый специальным прибором кладет еду себе на тарелку.

По правилам этикета порции мяса или птицы разрезают ножом, который держат в правой руке, а вилку в левой. Вилку держат наклонно к поверхности продукта, чтобы она не скользила по тарелке. Не рекомендуется разрезать сразу всю порцию на мелкие кусочки - они быстрее охлаждаются.

Желательно делать это постепенно, втыкая вилку не в середину порции, а с краю куска, чтобы на острие вилки оставались кусочки мяса, которые медленно едят. Блюда из рыбы, изделия из рубленого мяса и рыбы, котлетной массы, а также овощей кушают без ножа.

От порции кусочки отделяют с помощью вилки, которую держат в правой руке, и, придерживая изделие кусочком хлеба, медленно едят.

Когда к праздничному обеду подают несколько видов вина, то порядок их подачи следующий:

К закускам, в особенности острым, подают водку или горькие настойки: эти напитки возбуждают аппетит; возбуждающими аппетит свойствами обладают также крепкие вина типа херес, мадера.

К рыбе или вообще к блюду, следующему за супом, подают белое столовое вино, к мясным блюдам (жаркому, дичи) - красное вино.

Вино (за исключением шампанского) нужно ставить в откупоренных бутылках с тщательно очищенными горлышками. Водку и настойки лучше подавать в графинах.

Сладкие блюда подают после некоторого перерыва приема пищи, во время которого убирают всю посуду и блюда с остатками кушанья, кроме бокалов и фужеров. Сметают щеточкой со стола крошки в совок и ставят десертные приборы: маленькие тарелки, ножи, вилки и ложки. Горячие сладкие блюда (пудинг, суфле, запеканки и другое) подают на подогретых блюдах. Кисели, компоты, кремы, муссы, мороженое и другое подают охлажденными в специальных металлических или стеклянных вазочках-креманках.

Фрукты и ягоды перед подачей на стол тщательно моют, удаляя с них не только грязь, пыль, микробы, но и химические вещества (от удобрения, опрыскивания), вредные для организма человека. Фруктовые плоды (яблоки, груши, абрикосы, персики, вишню, черешню, сливу и другое), субтропические и тропические плоды (апельсины, лимоны, мандарины, киви, ананасы, фейхоа, бананы, манго и другое) подают на стол в общих вазах. Ягоды (виноград, смородину, малину, клубнику, землянику и другое) подают обычно уже разложенными на тарелочки порциями, иначе они легко мнутся (особенно малина и клубника).

Фрукты и ягоды укладывают в вазы и тарелки так, чтобы они выглядели привлекательно, красиво. Так, например, яблоки кладут хвостиками вниз, а груши - хвостиками вверх. На праздничный стол фрукты подают с фруктовыми приборами и бумажными салфетками, так как от фруктового сока остаются пятна на салфетках из ткани. При отсутствии специального ножа и вилки можно использовать десертные нож и вилку. Рекомендуются особые правила употребления фруктов и ягод.

В более свободных домашних условиях, где нет приборов для фруктов и ягод, стараются есть аккуратно, не портя аппетит и настроение окружающим.

После употребления фруктов и ягод вытирают руки бумажной салфеткой и кладут ее в слегка смятом виде на фруктовую тарелку.

Праздничный ужин

Ужин обычно состоит из холодных закусок, холодного или горячего рыбного блюда, горячего блюда из мяса, птицы или дичи. К рыбным блюдам подают белое, а к мясным - красное вино.

Вечерний чай

Если чай заменяет ужин, то стол сервируют несколько иначе. Накрывать стол лучше цветной скатертью. Самовар или чайник с кипятком ставят на маленький столик, вплотную придвинутый к краю стола, у которого сидит хозяйка, разливающая чай; у этого же края располагают чайную посуду - чашки и стаканы.

Для каждого члена семьи или гостя ставят десертную тарелку, на нее кладут чайную салфетку, слева от тарелки - десертную вилку, а справа - десертный нож. В центре стола ставят вазочки с вареньем и конфетами, около вазочек - накрытые салфетками сухарницы с печеньем, возле них - тарелочки с тонко нарезанным лимоном, сливки или молоко, сахар и розетки для варенья. Можно подать к такому столу десертное вино, тарелки с ветчиной, колбасой, сыром и другими нарезанными мясо- и рыбопродуктами.

Основная цель сервировки - удобство, опрятность обеденного или чайного стола. Каждый хозяин может в том или ином случае сервировать стол по своему вкусу. Однако нужно иметь в виду следующее: стол должен быть накрыт за 1-2 часа до прихода гостей. Он должен быть сервирован так, чтобы хозяйка не вставала во время обеда или ужина, чаепития, за исключением лишь случаев, когда подают горячие блюда. Хозяйка должна следить и вовремя подать дополнительную еду, хлеб, воды, соки, а о напитках заботится хозяин.

Нельзя своей вилкой, ложкой, ножом брать кушанье из общих блюд, тарелок, мисок, ваз, подносов. Для общих блюд подают специальные лопатки, вилки, ложки, ножи.

Каждый член семьи, гость, закончив есть, должен положить вилку, ложку, нож параллельно друг другу на свою тарелку, а не на скатерть.

РАЗДЕЛ 3

Столовые приборы

Кроме приборов классической сервировки, существуют те, которые используются намного реже. Видео сервировки стола в ресторане наглядно покажет, как пользоваться оригинальными приборами.

Ножи и вилки

Закусочный нож и вилку используют, когда подаются холодные закуски любого вида, а также к жареной ветчине, яичнице, блинам;

Столовые вилка и нож пригодятся при подаче основного блюда;

Для горячих рыбных блюд сервируется нож для рыбы, напоминающий плоскую -лопатку и вилка для рыбы, имеющая 4 зубца, но короче, чем у классической вилки;

Существует шпротная вилка с широким в виде лопатки основанием, имеющая 5 зубцов, которые с края соединены перемычкой для того, чтобы деликатная рыба не деформировалась. Причём этой вилкой не едят, а перекладывают шпроты (сардины) с общей тарелки на свою;

Нож для масла имеет лезвие в форме изогнутой полудуги. С его помощью отрезают, перекладывают и намазывают масло;

Нож для сыра – в форме серпа с зубцами на кончике. Сыр отрезается от общего куска и перекладывается на тарелку порционную;

Нож-пила для лимона – используют для нарезания лимона;

Вилка для лимона – двухзубцовая вилка, используется для того, чтобы взять ломтик от нарезанного лимона;

Вилка для сельди – двухрожковая;

Вилка для раков, креветок и крабов, длинная и тонкая, имеет два зубца, похожая на раздвоенный язык змеи;

Вилка для холодных коктейлей из рыбы – имеет три зубца, причём левый более мощный, чем два остальных, так как он отделяет от раковины мякоть моллюсков;

Кокотная (кокильная) вилка имеет три зубца - широкие и короткие. Используется для горячих закусок из рыбы.

Ложек тоже насчитывается несколько видов:

Салатная, имеющая на конце три небольших зубца. Используется для перекладывания салата из общей тарелки в порционную;

Разливательная (половник) служит для разливания компотов, молока, киселя и, конечно же, супов;

Ложка для соли – очень маленькая, находится в солонке.

Икорная лопатка – похожа на совочек, используется для перекладывания кетовой или зернистой икры из икорницы в тарелку;

Мясные и овощные блюда при перекладывании нуждаются в прямоугольной лопатке;

Горячие и холодные блюда с общей тарелки переносятся на порционную фигурной лопаткой;

Для паштета используется малая фигурная лопатка;

Для торта и пирожных служит квадратная фигурная лопатка.Щипцы

Щипцы для улиток для удержания раковины;

Для выпечки используют большие кондитерские щипцы;

Для сахара, конфет, шоколада служат малые кондитерские щипцы;

Для того, чтобы расколоть орехи, нужны V-образные щипцы с углублениями для орехов;

Для льда понадобятся U-образные щипцы с лопатками с зазубринами;

Щипцы для спаржи, предлагаются к спарже на решётке.

Крючки используются не для ловли рыбы, а для того, чтобы достать улитку из раковины.

Бокалы на столе и их предназначение

Количество бокалов на столе зависит от того, какие напитки будут подаваться во время застолья. Классический вариант – бокалы для вина белого, вина красного, фужер или стакан для воды.

Если же планируется сервировка стола в ресторане на банкет, бокалов может быть гораздо больше.

Бокалы сервируются справа от тарелок от маленьких к большим, прямо или дугой. Если бокалов много, то они сервируются в два ряда таким образом, чтобы бокалы больших размеров не закрывали маленькие.

Маленькая рюмка предназначена для водки или крепкой наливки;

Мадерная рюмка – немного больше по размеру, чем водочная - используется для мадеры, портвейна и хереса;

Бокал для шампанского – «флют» («флюте», «флейта») - высокий, деликатный, на тонкой ножке;

Бокал для белого вина – края заужены, ножка высокая и тонкая (чтобы не нагревать прохладное белое вино теплом своей руки). Подливают белое вино часто;

Бокал для вина красного – бочкообразный, ножка толще и короче. Заполняется -бокал на две трети;

Бокал для коньяка – «бренди-снифтер», шарообразный, кверху зауженный. Наполняется на донышко;

Бокал для виски - «вискарь», «олд-фешн» - подаётся, по желанию, со льдом, с водой, с содовой;

Бокал для мартини - «мартинка» - перевёрнутый конус на тонкой ножке, в нём подаётся вермут и коктейли типа «мартини».

РАЗДЕЛ 4


Пояснительная записка

Умение себя вести – настоятельная потребность и большой дефицит сегодняшнего дня. Грустно, но факт, многие из нас имеют смутное представление о правилах хорошего тона, о вежливости, о культуре поведения. Нередко самые простые жизненные ситуации ставят нас в тупик: как принять гостей? Как сервировать праздничный стол? Как вести беседу? Как выбрать подарок? По тому, как человек ведет себя за столом, как разговаривает с людьми, можно определить степень его воспитанности. В последнее время наша жизнь стала разнообразнее: расширились деловые, экономические связи с зарубежными странами. Естественно, каждому хочется предстать перед своими партнерами в лучшем виде. Но сколько же разных недоразумений, подчас неловких ситуаций возникает из-за незнания элементарных норм поведения! А ведь знание и соблюдение правил этикета делает человеческое общение взаимоприятным, сближает даже самых разных людей, помогает избежать конфликтных ситуаций. В нашей школе на протяжении нескольких лет в рамках дополнительного образования для школьников мною проводится элективный курс “Правила хорошего тона. Этикет”. Одно из занятий я и хочу представить.

ЦЕЛЬ: научить школьников красиво и правильно сервировать праздничный стол.

Общеучебные:

  • познакомить ребят с основными правилами сервировки стола;
  • показать различные варианты оформления и украшения стола;
  • рассказать ребятам, как можно рассадить гостей за праздничным столом.

Воспитательные:

Создавать условия для воспитания:

  • коммуникативной культуры учащихся,
  • чувства прекрасного.

Развивающие:

  • развивать творческий потенциал учащихся, их инициативу, уверенность в своих силах;
  • развивать навыки общения, умение высказывать свою точку зрения и аргументировать свою позицию;
  • развивать творческую активность школьников.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран (или интерактивная доска), набор посуды и столовых приборов, скатерть.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Организационное начало занятия, сообщение темы занятия, постановка задач перед учащимися.

2. Вступительное слово учителя:

С любовью накрытый стол – это, как и в давние времена, гордость многих хозяек. Но есть и мужчины, которые придают этому большое значение и могут накрыть стол также красиво и со вкусом. Но независимо от того, “колдуют” тут женские или мужские руки, возможностей накрыть стол никогда не было так много, как сегодня. Правила сервировки и поведения за столом вырабатывались на протяжении столетий, и их основная цель состоит не в том, чтобы различными формальностями затруднить процесс еды, а в том, чтобы сделать прием пищи и общение за столом красивым, удобным, приятным. Красиво накрытый стол всегда смотрится лучше и привлекательней, чем тот, который ломится от яств, но не создает ощущение праздника. Сервировка стола – дело достаточно творческое, но и здесь существуют каноны общего характера, которые следует принимать во внимание: наличие свободного пространства, стиль дома или квартиры, повод, по которому устраивается мероприятие, вкусы хозяев.

Вопросы ученикам:

По какому поводу мы можем накрывать праздничный стол? (День рождения, свадьба, юбилей, новый год и т.д.).

Какие торжества бывают? (Семейные, официальные)

Учитель : Бывают торжества, когда гостей рассаживают за столом, а бывают, когда гостей не рассаживают (фуршет). Сегодня мы с вами попробуем определить основные правила и принципы сервировки праздничного стола. Перед вами набор посуды и столовых приборов, скатерть. Давайте попробуем накрыть стол на одну персону. Как мы расположим тарелки и приборы?

(Один из учащихся накрывает стол на одну персону, при этом комментирует свои действия, объясняет, как и почему он ставит тарелки, фужеры, раскладывает столовые приборы ).

Учитель : Давайте посмотрим, что получилось. Ваши замечания и предложения? Прокомментируйте.

(Ребята высказывают свою точку зрения о том, как накрыт стол, делают замечания, исправляют, помогают друг другу ).

Учитель : А теперь давайте попробуем определить, используя свои знания и жизненный опыт, основные принципы и правила сервировки стола.

(Ребята должны с помощью учителя определить основные правила ):

  • Сервировка стола предполагает разумное, удобное, аккуратное и симметричное расположение всех предметов.
  • Сервировка начинается со скатерти: она должна быть чистой, хорошо выглаженной.
  • Набор посуды должен быть одинаковым по форме, рисунку, цвету.
  • Посуду на столе размещают в строго определенной последовательности, каждый предмет сервировки должен иметь своё место.
  • Необходимый штрих к сервировке - полотняная салфетка. Она должна быть индивидуальной, и кладут её на закусочную тарелку.

Учитель : А теперь внимание на экран. Сейчас я вам предлагаю посмотреть мультимедийный фильм и закрепить знания основных правил и принципов сервировки праздничного стола, определить для себя что-то новое, научиться красиво оформлять стол.

3. Просмотр мультимедиа с комментарием учителя.

4. Заключительная часть урока.

Учитель : А сейчас я предлагаю снова попробовать правильно накрыть стол из того, что у нас здесь находится.

(И снова кто-то из ребят накрывает стол на одну персону, используя посуду, столовые приборы, которые были предложены ребятам в начале урока. Школьники уже без ошибок и сомнений могут справиться с этим заданием. Таким образом, мы закрепляем на практике полученные знания ).

Учитель : Сегодня, ребята, мы с вами научились красиво и правильно сервировать праздничный стол, рассмотрели различные варианты оформления и украшения стола, определили, как можно рассадить гостей за праздничным столом для того, чтобы было удобно, красиво, комфортно. Данные знания пригодятся вам в дальнейшем при организации и проведении семейных праздников или встреч с друзьями.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Инга Вольф. Современный этикет. – М.: “Кристина и Ко”, 1997.
  2. Учебное пособие для учащихся ЗФМШ по курсу “Правила хорошего тона. Этикет” / Сост. Т.П.Старжевская. – М.: МИФИ, 1998.
  3. Этикет от А до Я / Авт.-сост. Гусев И.Е. – Минск: Харвест, 1999.

Сервировка стола.

Цель: Закреплять умения по подготовке стола к приему пищи с учетом эстетических, практических требований. Обобщить материал по теме сервировка стола.

Коррекция скоординированной работы всех анализаторов на основе узнавания и выполнения практических упражнений.

Воспитывать опрятность и эстетический вкус.

Ход занятия.

1.Оргмомент.

Цель: положительный настрой детей на работу.

    Игра «Лови, бросай – посуду называй»

Цель: активизировать внимание детей, сосредоточить на названии предметов посуды.

В – ль бросает мяч ребенку, называя предмет посуды. Ребенок продолжает по цепочке. Мяч должен вернуться к в – лю.

    Игра «Исключи лишнее»

Цель: закрепить умения детей находить лишний элемент в группе предметов.

Стакан, чашка, кружка, ложка

Тарелка, блюдце, салатница, кружка

Кастрюля, сковорода, половник, чайник

Ложка, вилка, нож, лопатка

О каких предметах сейчас шла речь? Как назвать их одним словом?

2. Актуализация опорных знаний.

Посуда – это хозяйственные предметы, предназначенные для еды, питья, приготовления пищи и хранения продуктов.

    Игра «Всему свое место»

Цель: закреплять умение определять виды посуды и ее назначение.

На столе столовая и кухонная посуда, столовые и кухонные приборы: кастрюля, сковорода, нож, вилка, ложка, глубокая и мелкая тарелка, лопатка, салатник, блюдце, терка, чашка, половник.

Вы должны расставить на столы с надписями: «Кухонная посуда и приборы», «Столовая посуда и приборы»

    Рассмотрите рисунки «Посуда и приборы»

Цель: закрепить знания и назначение посуды и приборов.

    Игра « Составь меню дня»

Цель: закрепить умение соотносить пищу со временем ее приема (завтрак, обед, ужин)

Молочный суп, хлеб, сыр, борщ, масло, какао, картофель с котлетой, чай черный, каша пшеничная, рыба жареная, салат «винегрет» (дети составляют меню дня).

Когда лучше употреблять эти блюда в пищу?

    Сообщение темы занятия.

А теперь обратите внимание на данные схемы.

Что они вам напоминают? Что это? Схемы сервировки стола.

О посуде, как правильно ее расставлять на столе, то есть сервировать стол мы будем сегодня говорить на занятии.

3. Основная часть.

Что же такое сервировка стола? (ответы детей)

Словарная работа: сервировка – подготовка и оформление стола для приема пищи.

Расстановка на нем всех необходимых предметов – посуды, приборов, салфеток.

Что же необходимо для сервировки стола?

    Кроссворд

По горизонтали :

1.В настоящее время она бывает различной формы и расцветки. Её расставляют на столе. Она выполняется из фарфора, стекла, металла и других материалов. (Посуда)

3. Они, несомненно, украсят любой стол, но принципиально важно, чтобы они не мешали общаться гостям. Стоят посередине стола. Требуют воды. (Цветы)

4. Как одним словом можно назвать нож, вилку и ложку? (Прибор)

5. Накрывая на стол, ее кладут на тарелку или справа от нее. Бумажные ставят в специальный стакан. (Салфетки)

По вертикали:

2. Она – основа всей композиции стола. Стелится на стол. Ложки, салфетки, цветы должны с ней гармонировать. Классический материал для нее – лен, хлопчатобумажные ткани. (Скатерть)

Итак, для того, чтобы накрыть стол нам необходимо: скатерть, салфетки, приборы, посуда и цветы.

    Последовательность сервировки стола.

Цель: выявить знания о последовательности сервировки стола.

В какой последовательности мы сервируем стол? Вам нужно поставить цифры в верной последовательности.

Накрывают стол скатертью

Расставляют тарелки

Раскладывают салфетки

Раскладывают столовые приборы

Расставляют приборы со специями, вазу с цветами

Ставят стеклянную посуду

    Вначале накрывают стол скатертью

    Расставляют тарелки

    Раскладывают столовые приборы

    Ставят стеклянную посуду

    Раскладывают салфетки

    Расставляют приборы со специями, вазу с цветами

4. Обобщение.

    Практическая работа. (По группам) Работа с пазлами.

В – ль: Предлагаю 1 и 2 ряду разделиться на подгруппы, пройти к столу и собрать пазлы.

(Получившиеся картинки: Сервировка стола к чаю, к обеду. Группа 1 выполняет сервировку стола к чаю, 2я, к обеду.

Учащиеся выполняют практическую работу «Сервировка стола».

    Перфокарта «Самопроверка»

Цель: проверить и обобщить знания детей по теме сервировка стола.

    Ребенок рассказывает стих.

Ты знаешь, какая бывает посуда?
И как без нее нам приходится худо?
Попробуй поесть без тарелки и ложки
Без миски никак не накормишь и кошки.
Кофейники, чайники, чашки, стаканы
О них вспоминаем мы утречком рано.
Кастрюли, салатницы, вилки, ножи
Всегда всю посуду в порядке держи!

Стол сервировать надо тоже уметь,

Чтоб было приятно и вкусно поесть!

    Правила поведения за столом: видео «Как обезьянки обедали»

    За столом сиди прямо

    Локти на стол не клади

    Не говори с полным ртом

    Пережевывай пищу медленно

    За угощение говори спасибо

5.Итог : дать аргументированную оценку работе детей.

Поделиться: