Основные правила ландшафтного дизайна. Ландшафтный дизайн: основные стили

Основные принципы ландшафтного дизайна:
планирование; подбор растений, кустарников;
посадка; уход; и т.д.



Для того чтобы удачно воплотить свои или позаимствованные проекты озеленения, желательно иметь представления о базовых принципах
ландшафтного дизайна. Тогда полученный результат будет долгое время радовать ваш взгляд и не вызовет никаких сожалений.

Итак, вот основные положения, которые помогут создать интересное оформление придомовой территории.


В первую очередь нужно позаботиться о единстве пространства. Ландшафт в целом должен оставлять впечатление целостности и единства. Такого эффекта можно добиться, если в разных частях сада размещать похожие элементы (растения или украшения), соблюдать общую цветовую гамму и отдавать предпочтение лишь некоторым формам. Хорошей идеей станет оформление пейзажа в согласии с какой-то определенной темой или стилем.

Следующий принцип - простота. Старайтесь всегда находить более простое решение и не усложнять дизайн без особой надобности. Используйте не больше двух или трех цветов, постарайтесь не слишком увлекаться фигурками или валунами. Внести необходимые акценты вы сможете уже после того, как проект будет осуществлен и появится возможность оценить дизайн целиком.

Следующим шагом должно стать решение, какой баланс вы выберете для своего ландшафта. Он может быть симметричным и асимметричным. Симметричный баланс подразумевает повторение одних и тех же элементов, только в зеркальном отражении, относительно какой-нибудь воображаемой оси. Такой осью может стать, например, садовая дорожка или линия дома. Повторять можно группу растений, их высоту и цвет, форму клумб.
Применение асимметричного баланса уже требует определенных навыков составления композиций. Этот тип баланса означает единство всех основных характеристик (структура, форма и тип растений, цвет) на фоне одного хаотически меняющегося фактора, например, валуны могут быть разбросаны по территории в случайном порядке и при этом иметь различные формы и размеры.

Следующий принцип посвящен значимости работы со светом. Тут нужно знать несколько правил. Теплые цвета кажутся более близко расположенными по отношению к наблюдателю, чем холодные, которые наоборот, как бы отодвигают объект подальше. Серый, черный и белый считаются нейтральными цветами и идеально подходят для создания фона.

При составлении дизайна очень важно соблюдать плавность переходов между отдельными элементами. Высота растений, их цвет, форма, размер листвы должны изменяться постепенно от одной группы к другой. Плавный переход от более высоких растений к более низким создаст эффект глубины пространства и сад будет казаться более просторным, чем он есть на самом деле.

Пропорция - последний, но не менее важный из базовых принципов ландшафтного дизайна. Следите за соответствием размеров соседних элементов и площадки в целом, иначе громадная скульптура посреди маленького сада будет смотреться нелепо, а небольшой фонтанчик просто затеряется на огромном открытом пространстве.

Проектируем участок. Советы специалистов.:

Важно:

Земля должна быть всегда плодородной (самовосстанавливаться). Нужна подкормка, «отдых» и иные работы. Земля всегда требует ухода.
Разнообразие культур на участке должно удовлетворять потребностям семьи: эстетика цветов, еда на грядках и т.д.
Дизайн всего участка должен быть красивым, удобным и функциональным.
Дом должен быть энергосберегающим, экологически чистым, автономным от общего электроснабжения, водопровода, канализации.
Планировка дома должна соответствовать профессиональным и творческим наклонностям семьи.

Полезные «мелочи»

1. Живая изгородь. Это своеобразная защита и украшение участка. Сколько рядов кустарников и деревьев будет и какие именно виды? Все зависит от вашей климатический зоны. В средней полосе России рекомендуется использовать: сирень, шиповник и т.п.
Можно посадить растения медоносы (запах...!), красивоцветущие (весной, летом и осенью), вечнозелёные (даже зимой красиво).

2. Лес на участке. Какие деревья сажать? Будут ли они расти по всему периметру равномерно или будут рощи (кедровая, дубовая, берёзовая или смешанная из разных пород)? Есть ли в плане аллеи? А экзотические растения, для вашей местности, (например тис или « золотой дождь »)? Под лесные деревья отводят обычно от 20 соток земли и более.


3. Водоём. Будет ли пруд или озеро? Это не только украшение участка. Водоём избавит от хлопот по поливу участка и увеличит влажность воздуха, а это - очень нужно многим растениям. Площадь водоёма советуем выбрать от 1 до 3 соток. Чем больше водоём, тем больше хлопот по созданию, зато, меньше по поддержанию - возрастает стабильность водной экосистемы. В самом глубоком месте глубина должна быть 1,5...2,5 м. Это нужно, чтобы зимой вода не промерзала и для некоторых видов рыб и растений. Для водоёма следует выбрать самый влажный участок земли, где весенняя влага высыхает в последнюю очередь, там грунтовые воды ближе всего.


4. Сад. Какие плодовые деревья и кустарники вы планируете посадить?
Большинство деревьев лучше плодоносят при перекрёстном опылении, а некоторые растения - двудомные (мужские и женские). Следовательно, должно быть, хотя бы, по два экземпляра выбранных растений. Есть разные виды и сорта: одни - ранние, другие - средние и поздние. Какие выберите Вы? После составления списка плодовых растений, можно определить площадь сада.


5. Огород. В одном месте или несколько участков? Сколько культур предполагается?
Учитывайте, что у вас на полянках будут расти лечебные травы, о которых сегодня многие забыли.


6. Дом. Продумывайте проект дома уже сейчас. Он должен вписаться в окружающую архитектуру участка.

Какие правила надо соблюдать, чтобы ваш участок не превратился в хаотичный набор не связанных или неудачно связанных между собою частей-элементов? Каковы законы, приемы и, если хотите, тайны мастерства, которыми пользуется ландшафтный дизайнер, оперируя природными материалами?

На протяжении многих веков мастера, создававшие сады и парки, придерживались законов и правил, подсказанных им природой и общих для других видов искусств. В садах сконцентрировались, слились воедино архитектура и живопись, поэзия и музыка, но законы ландшафтного построения оказались ближе всего к законам построения пространства, т.е. к законам архитектуры. Поэтому мы говорим об искусстве организации окружающего пространства средствами природного ландшафта как о ландшафтной архитектуре сада.

Естественный ландшафт формирует пять основных компонентов , тесно взаимосвязанных друг с другом: земля, вода, воздушные массы, растительность и животный мир. Мы знаем, что на земле осталось очень мало уголков, где ландшафт сохранился в своем первозданном виде, - большинство ландшафтов искусственно созданы человеком. Современные загородные усадьбы - это также ландшафт, созданный руками человека. Поэтому дачникам и садоводам, по существу, создающим новый облик пригородов, важно использовать приемы и законы ландшафтной архитектуры - ведь это законы гармонии и красоты, законы самой природы.

Изображение природы на холсте картины или на плоскости стены в интерьере - это иллюзия реального пространства. До нас дошло много картин, изображающих отдельные пейзажи или когда-то существовавшие сады и парки. Из истории известно, что были и картины-обманки, которые применялись в древних садах с целью зрительно расширить пространство сада. Декораторы расписывали стены и ограды. Таковы росписи стен "Верхового сада" в Кремле, роспись галереи Гонзаго в Павловском парке. И наоборот, на основе пейзажей, придуманных живописцами, даже фантастических, садовники создавали реальные пейзажи в парках и садах. Этим не ограничивалось взаимодействие садово-паркового искусства с живописью: в обоих искусствах действуют законы перспективы и колористики, законы композиции пространства - иллюзорного и реального.

КОМПОЗИЦИЯ

Под композицией (от лат. compositio - связь, соединение) понимается расположение различных форм в пространстве в сочетаниях, создающих гармоничное единство. Иначе говоря, размещая растения и сооружения в саду, мы должны добиться такого их соотношения, которое было бы приятно глазу, вызывало бы ощущение гармонии. Взаимосвязь пространства, плоскости и объемов выражается объемно-пространственной композицией и основана на общих закономерностях построения ландшафта малого сада.

При решении композиционных задач необходимо учитывать целый ряд свойств , которыми обладают пространственные формы. Они аналогичны свойствам, выделенным в архитектуре, также оперирующей пространственными формами. Сюда входят: геометрический вид формы, ее величина, масса, фактура, положение в пространстве, цвет и освещенность (светотень).

Соотношения форм по их свойствам представляют собой средства композиции . Важнейшими из них являются: единство и соподчиненность, пропорции, законы линейной и воздушной перспективы. Они определяют соотношения пространственных форм по положению в пространстве, величине, цвету, освещенности и т. д. Сюда же входят такие приемы, как симметрия, асимметрия, равновесие, ритм, контраст, нюанс, масштабность и т. д.

Все эти свойства и их соотношения тесно связаны между собой, и выделить среди них главные и второстепенные, а тем более разделить их практически невозможно. Они неразрывно связаны. Значение этих свойств и их соотношений в композиции определяется в каждом конкретном случае. Однако в целях изучения лучше рассмотреть их отдельно.

Соотношение форм по геометрическому строению.

Форму природных элементов можно обобщенно представить себе близкой к геометрической. Может быть линейная, плоскостная и объемная форма, в зависимости от соотношения ее измерений. В линейной преобладает одно измерение над двумя другими, предельно малыми; в плоскостной - относительно равны два измерения при подчиненно малой величине третьего; в объемной форме все измерения относительно близки по величине. Обратите внимание на характерные объемные формы крон деревьев различных пород. Их можно представить себе как тела вращения - шары, конусы, параболоиды. По сравнению с ними низкие массивы цветников выглядят как плоскости (плоскостная форма). Линейной формой, которая неизменно присутствует во многих элементах сада, можно считать дорожки, бордюры, ограждение сада.

Соотношение форм по величине.

Составляя группу из деревьев и кустарников, мы часто пользуемся контрастным соотношением их форм (высокий - низкий, большой - маленький, пирамидальныйшаровидный и т.д.). Неизбежные в малом саду прямые дорожки, связывающие разные точки сада по кратчайшим направлениям, геометрически правильные грядки сочетаются с округлыми очертаниями цветников. Желательная (из условий ухода) посадка яблонь по прямоугольной сетке уравновешивается введением живописных групп цветущих кустарников. Жесткость границ участка уживается со свободными, мягкими линиями берегов маленького бассейна. Это все примеры соотношения форм по геометрическому строению и по величине.

При оформлении небольшого сада лучше всего остановиться на какой-нибудь одной плоскостной форме, так как ощущение гармонии возникает благодаря простоте и повторяемости основного рисунка. Разнообразие достигается различной величиной формы. Так, круглую площадку для отдыха можно устроить в центре такого же круглого газона, не менее интересной может оказаться композиция площадок квадратной и прямоугольной формы.

Однако геометрические формы выполнят свою роль лишь в том случае, если они отчетливо просматриваются - в дорожках, живых изгородях, бордюрах, перголах, шпалерах, поверхности газона или пруда.

Композиция должна иметь эффектный центр. Им могут стать дерево с фигурной стрижкой, цветы в кадках или вазах, скульптура или фонтанчик. Подстриженные деревья и кустарники хороши и по углам клумб, и на концах дорожек, где они подчеркивают четкость геометрических форм.

Соотношения форм по фактуре.

Под фактурой понимается характер поверхности предметов. В ландшафтном дизайне учитывается фактура растительности - деревьев, кустарников, поверхности газона и цветников и материалов мощения, лестниц и ограждений.

Если речь идет о древесных растениях, то фактура рассматривается как составная часть, характеризующая строение кроны (вместе с силуэтом и структурой). При этом выделяют следующие типы:

  • грубая (дуб),
  • средняя (вяз, липа),
  • тонкая (ива, береза).

Соотношения форм по цвету.

Цвет является одним из важных средств художественной выразительности композиции. Следует учитывать сезонные и возрастные изменения цвета растений, общую цветовую гамму пейзажей, колорит цветников.

В весеннее, летнее и осеннее время окраска древесных растений слагается из цвета листьев, ветвей, стволов, цветков и плодов, а в зимнее, позднеосеннее и ранневесеннее время цветовой тон определяется окраской ветвей и стволов. В течение круглого года значительное место в колорите пейзажа занимают вечнозеленые растения: пихта, ель, сосна, можжевельник. В южных широтах используется широкий ассортимент вечнозеленых лиственных и хвойных.

Основным фоном для древесных и цветочных растений служат газоны, которые с апреля по сентябрь варьируют по оттенкам зеленого цвета: от теплых до холодных тонов.

Соотношения форм по положению в пространстве.

Здесь имеется в виду положение форм по отношению друг к другу и наблюдателю в трехмерном пространстве. Разнообразные формы мы размещаем в пространстве сада и получаем при этом три вида пространственной композиции: фронтальную, объемную и глубинно-пространственную.

Во фронтальной композиции, развернутой в ширину, как правило, не выражены два других измерения. Это своего рода плоскостная декорация. Объемная композиция имеет формы, ярко выраженные во всех трех измерениях. В глубинно-пространственных композициях природные формы организуются в глубокие перспективы, восприятие которых в значительной степени определяется законами линейной и воздушной перспективы - композиционных средств, присущих ландшафтной архитектуре, так же как и живописи.

ПЕРСПЕКТИВА

Перспективой называется зрительное изменение предметов по мере их удаления от наблюдателя.

Законы перспективы были открыты мастерами Возрождения, разработавшими математически точную систему построения пространства. Леонардо да Винчи писал, что теория линейной перспективы разъясняет явления видимых форм, величины и цвета в зависимости от их положения в пространстве.

Различают перспективу линейную и воздушную .

И в природе, и на картине вы замечаете, как сходятся на горизонте уходящие от вас параллельные линии. При этом все вертикальные линии остаются вертикальными, уменьшаясь по величине, - чем дальше они от наблюдателя, тем меньше. Можно заметить и то, что невысокие растения на переднем плане могут казаться выше более высоких, расположенных вдали. Этот эффект носит название линейной перспективы.

Воздушная перспектива - это изменение яркости и четкости предметов, а также их цвета по мере удаления от точки наблюдения.

Пространственные изменения цвета называют также цветовой (колоритной) перспективой.

В отличие от живописи с ее условным изображением природы в ландшафтном искусстве глубина пространства - это реальность, и использование законов перспективы (уменьшение величины предметов с их отдалением, смягчение контраста света и тени, изменение насыщенности цвета и появление голубой дымки, окутывающей задний план пейзажа) помогает созданию необходимой иллюзии углубления или, наоборот, сокращения пространства.

Перспектива включает в себя точку обзора, тот объект или объекты, которые подлежат обозрению, и промежуточное поле. Все эти три компонента должны создавать единство и обычно задумываются как одно целое. Если некоторые компоненты уже существуют и их предполагается сохранить, то другие должны быть решены в соответствии с ними. Перспектива и связанные с ней функциональные зоны сада должны быть сходны. Если перспектива проектируется как продолжение пространства или функциональной зоны, следует позаботиться о взаимосвязи их характера и масштаба. Например, перспектива, открывающаяся с террасы сельского дома, вряд ли может иметь достойное завершение в виде элемента индустриального пейзажа. Для перспективы основным принципом является то, что ее завершение оправдывает ее начало, а начало оправдывает конец.

По существу, весь мир пронизан и переплетен красивыми перспективами, перспективами внутри самих перспектив - большими и малыми. Некоторые из них имеют глубину не более вытянутой руки. Прекрасные перспективы не обязательно должны быть искусственно задуманы - их просто необходимо найти и сделать видимыми с нужного места. Очень важно соответственно оформить каждый такой вид.

Перспектива - это настойчивый направляющий магнит для глаза. Перспектива может вызывать ощущение движения или покоя. Некоторые перспективы заведомо статичны. Они предназначены для обозрения с одной определенной позиции и видны во всей своей полноте только с этой точки. Другие раскрываются с нескольких точек при движении по саду.

Перспектива обрамляется тремя плоскостями - верхней, горизонтальной и вертикальной. Вертикальные плоскости - "стены" сада - могут создаваться подстриженной листвой кустарника, рядами деревьев, или забором. Плоскость или плоскости основания - "пол сада" - могут иметь наклон, могут быть ровными или устроенными в виде террас с травяной, водной, мощеной или другой поверхностью. Верхней плоскостью - "потолком" - служит в саду небо или полог листвы раскидистых деревьев.

Чтобы зрительно увеличить глубину пространства, когда размеры сада ограничены, можно сознательно создать систему промежуточных планов из растений (их называют кулисами), которые направляют взгляд к горизонту. Для увеличения глубины пейзажа размещают группы деревьев и кустарников так, чтобы по мере удаления от зрителя их размеры сокращались.

Обратная задача - оптическое сокращение пространства - обычно возникает на крупных по площади участках и в случаях, когда садовод хочет зрительно включить окружающий ландшафт в пространство своего участка. Для этого увеличивают количество кулис и последовательно расширяют обзор, раздвигая их в стороны.

Забор, особенно высокий и глухой, от которого на какое-то время вряд ли можно будет отказаться - серьезное препятствие к установлению прямого контакта между вашим садом и окружающей природой. Его можно замаскировать растениями.

Убрав или просто скрыв заметную ограду, мы добавим мы очарования саду. Эффекты воздушной перспективы строятся на законах восприятия цвета и эмоционального воздействия его па человека.

ЦВЕТ

В природе бесконечно и постоянно сменяется окраска растений, в общем колорите сада участвует и цвет поверхности земли: черный пар или газон, мощение дорожек и площадок, цвет неба. в том числе и отраженного в воде. И, конечно, цвет дома, сарая, садовой мебели.

Очень важно, чтобы в саду не создавалось впечатление излишней пестроты, хаоса красок.

Эмоционально цветовые сочетания воспринимаются в различных соотношениях. И строятся они по правилам цветовой гармонии - либо на основе контраста, либо как сочетание оттенков одного цвета.

Цвет воспринимается человеком разносторонне - не одним зрением, а с участием всех чувств, включая слух, осязание, обоняние и даже вкус. По степени возбуждения и характеру эмоционального воздействия цвета расположены в том же порядке, в каком они следуют в цветовом спектре. Соответственно они разделяются на теплые, или активные (красный, оранжевый, желтый), которые действуют возбуждающе, и холодные (синий, голубой, фиолетовый), которые действуют успокаивающе. Зеленый находится в середине спектра - это "цвет физического равновесия". Эмоциональная реакция на цвет обусловила появление определенных ассоциаций, а вместе с ними - символики цвета.

Р. Хен в книге "Азбука цветов" приводит следующие данные реакции человека на цвета и их символику, установленную на основании обобщения ряда научных наблюдений:

  • желтый цвет вызывает ощущение тепла, света, солнца, живости, веселья и легкости: зеленовато-желтый цвет действует как что-то слегка ядовитое, сернистое, жесткое (символика: жизнь, свет, радость, роскошь, брак, уважение к старости; ярко-желтый - зависть, своеволие, ненависть. лживость);
  • оранжевый - теплый, праздничный, прелестный, полный жизни, вызывающий радость, сильно действующий (символика: тепло, радость, солнце, власть, тщеславие);
  • красный - наиболее действенный и активный цвет, который трудно подавить другими; светлые оттенки красного действуют возбуждающе, наступательно, темные - серьезно, солидно (символика: жизнь, кровь, любовь, страсть, революция, огонь, праздничность);
  • фиолетовый - светлый, но также и мрачный, торжественно-роскошный, служит для связи других красок, при большой поверхности может оказывать негативное действие (символика: величие, достоинство, роскошь, великолепие, дружба);
  • синий - тихий, тяжелый, строгий, отдаляющий, холодный, но полный энергии; голубые тона действуют как ясные, чистые, почти оживленные (символика: бесконечность, даль, тоска, верность, доверие);
  • зеленый - связующий, успокаивающий, мирный, пассивный; светло-зеленый - оживленный, веселый; темно-зеленый - холодный, сдержанный, отступает на второй план рядом с желтым, оранжевым и красным, но оттеняет синий (символика: надежда, покой, мир, плодородие);
  • белый - нейтральный, сильно контрастирует со всеми темными окрасками, в пестрые сочетания вносит свет и оживление, увеличивает объемность (символика: невинность, целомудрие, чистота);
  • черный - нейтральный, уменьшает объемность, в качестве фона усиливает действие желтого и красного цветов (символика: траур, скорбь, серьезная торжественность).

Физиологическое, или терапевтическое, воздействие цветов (цветотерапия) привлекало и привлекает внимание ученых. В санаториях отдельные участки сада оформляют в серебристо-синих тонах, организуют так называемые "голубые сады", действующие успокаивающе на нервную систему человека. К примеру, с этой целью могут быть использованы такие растения, как ель колючая (форма голубая), ива белая, лох узколистный и серебристый, сцилла, мускари, незабудка, лобелия, василек, нигелла и многие другие растения.

Средневековые врачи, веря в магическую силу некоторых цветов, пытались лечить цветотерапией многие болезни. Такие методы частично сохранились и в наши дни. Французские психиатры лечат больных шизофренией, помещая их в комнаты со стенами, окрашенными в специально подобранные тона.

Более эффективной в наши дни признана пейзажетерапия - лечение серьезных нервных и психических заболеваний на природе с использованием специально созданных ландшафтными архитекторами и дизайнерами пейзажей - спокойных, грустных, веселых, создающих ощущение защищенности или, напротив, свободы, простора. При движении по такому саду происходит не только смена настроения и эмоций, медицинские датчики фиксируют положительные физиологические реакции организма: снижение кровяного давления, улучшение состава крови и др.

Все эти факты говорят о том, что разные цвета по-разному влияют на организм человека, и показывают, насколько велики возможности ландшафтного дизайна.

Все цвета разделяются на хроматические и ахроматические .

Хроматические цвета - это цвет спектра: красный, оранжевый, желтый, голубой, фиолетовый, пурпурный, синий, зеленый (резких цветовых градаций в спектре нет, и указанные цвета выделены условно).

Ахроматические - белый, черный и все оттенки серого. Они характеризуются лишь светлотой или ощущением яркости, которая определяется в процентах от яркости белого цвета.

Белый цвет, как контраст со всеми темными оттенками, вносит свет и оживление, создает эффект объемности в растительных композициях. Черный цвет, напротив, уменьшает объемность и усиливав действие теплых тонов - желтого и красного.

Цвет характеризуют три компонента: цветовой тон , насыщенность (чистота) цвета, светлота (яркость).

Насыщенность (чистота) зависит от степени "разбавления" спектрального цвета белым. Светлота (яркость) - это степень отличия этого цвета от ахроматического (белого), равного ему по светлоте.

В природе мы никогда не увидим чистых, насыщенных тонов. Есть, конечно, виды растений с насыщенным цветом, но чаще - с вялым, размытым.

Усилить ощущение насыщенности бледно-красного цвета растения можно, например, разместив его рядом с зеленым; желтого - включив в композицию фиолетовый. Методом подбора цветовых компонентов можно снизить насыщенность какого-либо цвета, разместив, например, рядом с ярко-синим растением красное. При сочетании нескольких цветов ощущение насыщенности каждого из них тоже уменьшается, тем больше, чем ближе цвета располагаются в цветовом круге. Любопытно, что все светлые тона кажутся легкими, все темные - тяжелыми. Насыщенный желтый цвет как бы приподнимает, он стремится вверх; особенно ощутимо это на темном фоне. Голубой цвет воспринимается тоже как легкий, парящий.

В специальных учебниках по цветоведению есть таблицы восприятия цветного рисунка на фоне, окрашенном в другой цвет. Это пример одновременного цветового контраста, который также учитывается в ландшафтном проектировании, особенно при составлении цветников.

Все теплые тона при дневном освещении производят впечатление близких. Это цвета переднего плана, зрительно приближающиеся к нам. Холодные цвета, напротив, отдаляются, их используют для передачи глубины пространства. Чистые и сочные тона в отдалении стушевываются в голубой дымке. Синие и голубые тона при этом не изменяют своего цвета, они даже несколько сгущаются при удалении.

На этом и основан прием размещения на дальнем плане холодных, сине-голубых оттенков. Такой же эффект удаления создаст размещение на заднем плане темнолиственных пород, синих и голубых пятен цветников.

Вообще цветовая палитра сада насчитывает около 130 оттенков. Общий же колорит пейзажей меняется не три раза в году, как считают многие, а не менее девяти раз:

  • 1-я фаза-ранняя весна (мартначало апреля), общий колорит парка серовато-черный;
  • 2-я фаза - весна (апрельначало мая), преобладают пурпурные, желто-зеленые тона слабой насыщенности и светлоты;
  • 3-я фаза - конец весны (май - начало июня), растения окрашиваются в нежные (средней светлоты) зеленые тона;
  • 4-я фаза - начало лета (июнь - июль), преобладают насыщенные зеленые тона;
  • 5-я фаза - конец и вторая половина лета (июль - август), характеризуется темно-зеленым колоритом;
  • 6-я фаза - осень (сентябрь - октябрь), преобладают желтые, красные тона разной насыщенности;
  • 7-я фаза - поздняя осень (ноябрь - декабрь), в это время насаждения имеют серовато-бурый (слабонасыщенный желтый колорит);
  • 8-я фаза - начало зимы (декабрь - январь) - слабонасыщенные, сине-фиолетовые, серые тона;
  • 9-я фаза - вторая половина зимы (февраль - март) с темно-серым колоритом.

С ранней весны до поздней осени вы можете наблюдать нюансную, па первый взгляд малозаметную среду общего колорита сада.

В весеннее, летнее и осеннее время окраска древесных растений слагается из цвета листьев, ветвей, ствола, цветков и плодов, а в зимнее, позднеосеннее и раннеосеннее время цветовой гон определяется окраской ветвей и стволов.

В создании колористики малого сада одинаково важны и общий подход к цвету, и продуманность, отточенность в деталях. Что имеется в виду? Важно помнить, что в общий колорит сада входит и окраска стен дома, ограждения сада, цвет мощения дорожек и площадок, садовой мебели. Красный кирпич, теплые тона деревянных конструкций, серые оттенки бетона - все эти цвета занимают в саду должное место.

Мы уже говорили о динамике в окраске растений. Не так просто учесть этот фактор относительно статичной окраски сооружений и мощения, но, выбирая цвет здания (или учитывая существующий), старайтесь "включиться" в цветовую гамму сада. Выбирайте цвета и оттенки, любимые вами, ласкающие ваш взгляд, и помните, что любой новый цвет, внесенный в колорит сада, изменяется в зависимости от окраски фона.

Важно научиться оценивать цвет предмета по отношению к цвету окружения и к общему фону. Это даст возможность построить композицию так, чтобы фон не оказывал отрицательного, раздражающего воздействия.

Нужно также учитывать, что в сумерках соотношения цветов меняются. Синий и зеленый цвета производят впечатление светлых, находящихся на переднем плане; красный и желтый - более отдаленных и глубоких. Заметим, что во многом эти эффекты зависят еще от загрязнения воздуха и насыщенности его водяными парами.

Сильнее всего "работают" цветовые контрасты. Например, при общем темном колорите здания растения подбирайте светлые, с желто-зелеными или серебристо-серыми оттенками листвы. Хорошим контрастом в данном случае будет и серый цвет мощения из бетона.

На фоне белого здания (штукатурка, неокрашенное дерево) эффектно смотрятся растения, имеющие темную листву, поглощающую часть отраженного света. Рядом с таким домом можно посадить барбарис, разбить цветник из красных цветов розы флорибунда, "выстелить ковер" из темно-зеленой стелющейся листвы барвинка. Около светлого здания должно быть темное, насыщенное по цвету мощение.

Если ваш дом построен из кирпича (теплые оттенки - красный, терракотовый), используйте холодные и нейтральные тона растений: сине-зеленый можжевельник, магонию с ее серо-зеленой листвой, сизо-серебристый лох.

Важна и окраска стен комнат домика, особенно откуда вы будете наблюдать свой сад. Садовый дизайн должен гармонировать с дизайном интерьера. Цветовой фон может дать и повторение общего тона зеленой окраски стен комнаты, и введение ярких контрастов.

Например, цвет обивки мебели может повторить гамму цветущих в саду растений. Так, серовато-зеленые оттенки листвы лоха или дерна пестролистного могут повториться в интерьере, в общем тоне обоев, но при этом нужно будет ввести цветовые акценты - яркие подушки на диване, занавески. Фиолетовой гамме обивки мебели в комнате будут вторить переливы цветущих флоксов; желтизне занавесок - отвечать золотистый всплеск цветков форзиции за окном.

Цвета ограды сада, покрытия дорожек и площадок должны включаться в общую цветовую гамму сада, а не разбивать ее, как это часто случается.

Представим себе, например, каким может быть цветовое соотношение дома и растений в случае, когда садовый домик, занимающий относительно большой объем и площадь сада, построен из дерева и окрашен в темные тона (коричневого цвета с белыми деталями - окна, двери, карниз) и имеет темно-коричневую крышу. На фоне стены эффектно будут выделяться светлая кора и зеленая листва небольшой группы берез. Дорожку к дому можно выложить из кирпича - ее подчеркнет рабатка из ромашек. Оформление дома завершит группа из нескольких кустов чубушника золотистолистного с его пахучими белыми цветами и постоянной нежно-желтой окраской листвы.

Совсем другим будет решение для садового домика, выполненного из силикатного кирпича или имеющего оштукатуренные белые стены. У входа можно посадить дерево с темной листвой - это может быть вишня или яблоня (в том числе красиво цветущая розовыми махровыми цветками яблоня Недзвецкого). Мощение из светлых бетонных плит станет фоном для низкой живой изгороди из стриженого кизильника блестящего с его темной листвой, которой вы подчеркнете цоколь здания. В тени кизильник примет на себя отраженный свет от стен. Кусочек газона перед домом может быть заменен прекрасным почвопокровным растением - барвинком. Его темная вечнозеленая листва ранней весной бывает украшена многочисленными розовыми или голубыми цветками. Можно посадить здесь можжевельник с темной хвоей либо куст парковых роз с нежно-карминной окраской цветков.

Китайская теория объемного цветового решения несколько отличается от привычной нам европейской. Согласно этой теории, человек так привык к цветовому решению природы, что питает отвращение к любому нарушению установленного порядка. Из этого следует, что при выборе цвета для любого архитектурного сооружения плоскость основания должна быть выдержана в тонах земли - в оттенках глины, камней, гравия, песка, лесного гумуса и мха. Синие и сине-зеленые тона воды, напоминающие ее изменчивую поверхность, применяются на плоскости основания или дорожек редко и только в тех местах, где проход нежелателен. Конструктивным элементам стен и крыши сообщаются цвета ствола и ветвей дерева - черный, коричневый, темно-серый, красный и охристый. Поверхности стен в глубине заимствуют свои оттенок от чащи бамбука, свисающих плетей глициний, струящегося солнечного света, сосновых сучьев и сплетающихся ветвей клена. Цвета потолка должны напоминать воздушность неба и меняться от глубокой лазурной синевы или водянисто-зеленого цвета до туманных облачно-белесых или мягких серых тонов.

Есть система, устанавливающая для любого сооружения один основной цвет. Все остальные цвета по отношению к основному будут его "сучьями, ветвями, листьями, цветами и плодами". При такой схеме можно ощутить связную органичную систему цвета, наподобие той, которой обладает дерево, горная местность, долина реки или любой элемент или объект природы.

В практике современного ландшафтного дизайна используют три основных правила цветовой гармонии , которые помогут вам составить композиции из растений:

  • любой цвет на фоне контрастного воспринимается более насыщенным, сочетание контрастных цветов позволяет повысить общую насыщенность рисунков;
  • при сочетании некоторых цветов уменьшается ощущение их насыщенности, причем тем больше, чем ближе цвета располагаются в цветовом круге;
  • контраст тем сильнее, чем больше различия в светлоте и насыщенности.

Контрасты могут быть цветовыми (сочетание разных тонов при равных яркостях) и яркостными (сочетание различных яркостей, равных по цветности).

Цвета, лежащие на диаметрально противоположных концах цветового круга, являются контрастными (синий - оранжевый, желтый - фиолетовый, голубой - красный, зеленый - пурпурный).

Вообще же цветовой контраст - это преувеличение фактической разницы между одновременными ощущениями. Одновременным контрастом широко пользуются на практике для усиления кажущейся насыщенности цветов, помещая их по соседству с контрастными.

Контрастные сочетания можно получить при увеличении числа дополнительных цветов, вводя на соответствующие места круга зелено-голубой и желто-зеленый.

Контрастировать с ними будут соответственно красный и фиолетовый.

К гармоничным (приятным глазу) цветовым сочетаниям относятся не только контрастные (красный и зеленый, оранжевый и синий, желтый и фиолетовый), но и нюансные сочетания, различаемые по светлоте в пределах одного определенного цвета (бледно-розовый - розовый - ярко-красный).

Если на хроматическом фоне поместить хроматический рисунок, то цвет рисунка как бы суммируется с контрастным фону цветом и воспринимается уже как новый.

Например, на красном фоне оранжевый цвет выглядит как желтый, желтый - зеленеет, а зеленый заметно голубеет. На ярко-зеленом фоне красный и синие цвета приобретают фиолетовый оттенок, желтый становится ближе к оранжевому.

Помимо гармоничных цветовых сочетаний существуют и дисгармоничные (негармоничные).

Негармоничные сочетания, например, красный и фиолетовый, синий и зеленый, красный и оранжевый, необходимо нейтрализовать ахроматическими цветами. Для этого на границе сочетания цветов вводят белый, серый, серебристый, редко - черный.

Основы проектирования ландшафта

При разработке ландшафтного проекта дизайнер сосредоточен, прежде всего, на том, чтобы организовать элементы ландшафта в визуально привлекательную композицию. Гармоничность такой композиции может быть достигнута за счет использования основных принципов проектирования: принципа пропорции, повторения элементов и общего замысла. Они тесно связаны между собой, использование одного помогает применению другого. Их соблюдением достигается физический и психологический комфорт в ландшафтном дизайне.

Мы чувствуем себя психологически более комфортно в условиях, где имеют место порядок и повторение. Организованный ландшафтный дизайн участка с привычной структурой, что является гарантией нашего спокойствия, как-бы легче «читать», это помогает нам чувствовать себя в своей тарелке. Чувство комфорта, которое возникает при созерцании гармоничной обстановки, также влияет на психологическое состояние человека. В таких условиях мы становимся более работоспособными и чувствуем себя защищенными.

Принцип пропорций

В процессе проектирования и организации ландшафтного пространства необходимо понимать, что для человека комфорт заключается еще и в том, чтобы окружающие его объекты были тех же размеров, что и в обычной жизни. Представьте себе, что вас поместили в пространство 10х10 м с высаженными по периметру кипарисами, высотой 20 м. Что вы будете чувствовать, кроме страха перед замкнутым пространством? Или наоборот, ваш ландшафтный проект участка 6 соток предполагает посадку только почвопокровные растения. Вы совершенно точно будете чувствовать себя, как минимум, голым. Поэтому одним из важных принципов ландшафтного проектирования является пропорция – размер объекта относительно других объектов. В данном случае мы рассматриваем размер других объектов относительно роста человека. Посадочный материал, садовые строения, и элементы декора сада должны быть подобраны в соответствии с ростом человека. Другие важные относительные пропорции включают размер дома, двора, и площади для посадки растений.

Пропорции в растениях можно разделить на три вида: пропорция по отношению к размерам человека, по отношению к другим растениям и к дому. Когда все пропорции соблюдены, такая композиция является гармоничной. Чувство равновесия также может быть достигнуто равной пропорцией между открытым пространством и пространством, занятым под посадки.

Общий замысел или ландшафтное единство

Принцип единства композиции ландшафтного проектирования достигается путем связывания элементов и функций в общее целое. Этот принцип еще называют гармонией. Самый простой способ создания общего замысла – это выбор темы или стиля оформления сада. Дизайн-темы и стили ландшафтного дизайна имеют четко определенный набор функций, которые сохранили свою популярность до наших времен, поскольку они приходятся по душе многим людям.

Единство композиции также достигается при помощи сочетания доминирующих и подчиненных растений или малых архитектурных форм. В данном случае доминирующий элемент не должен казаться выскочкой. Он должен быть выделен за счет окружающих его элементов. Растения, которые резко отличаются от остальных его собратьев, лучше размещать отдельно в качестве солитера. Связь элементов ландшафтного дизайна участка должна быть как-бы бесшовной. Не должно быть прерывистых линий, один элемент должен сменять другой, продолжая эту линию.

В основе принципа ландшафтного единства лежит так называемое «правило трех». Объекты, которые группируются в тройки или другие группы нечетных чисел (по пять или семь), приятны глазу и дают сильное чувство единства. Также нечетные числа позволяют устраивать ступенчатые перепады по высоте (малые, средние и большие), которые привлекают внимание. Нечетные числа воспринимаются как группа, которую не так легко разбить или визуально разделить, как четные.

Основой принципа единства является, как ни странно, простота. Это вносит ясность в ландшафтный проект .

Не всегда возможно понять, как применить основные принципы ландшафтного проектирования на деле. На разных сайтах, в журналах и телевизионных программах представлена масса концепций для садовых участков разных размеров и форм. Но человек по сути своей является собственником и ему хочется, чтобы у него было все не так, как у других. Ведь у каждого человека свой индивидуальный стиль.

Дизайн ландшафта, что это - мода, искусство или наука? Почему люди, у которых есть свой уголок, занимаются ландшафтным дизайном? Зачем фирмы нанимают дизайнеров для обустройства своих территорий перед офисами? Как правильно создавать ландшафтный дизайн на своей территории? Какие принципы ландшафтного дизайна использовать в тех или иных ситуациях? И еще очень много вопросов возникает, если коснуться этой темы, а тем более углубиться в нее.


Ландшафтный дизайн – это создание гармонии и удобства с помощью зеленых насаждений и малых архитектурных форм. Ландшафтное направление дизайна содержит в себе очень много элементов и строится на определенных принципах.

Давайте попробуем осветить некоторые вопросы, относительно ландшафтного дизайна.

Основными составляющими ландшафтного дизайна являются такие элементы:

  1. Здания - центральный элемент ландшафтной композиции, идея которой, оформить пространство вокруг центрального элемента так, чтобы это было красиво, уютно и гармонично, и по возможности скрыть недостатки строений.
  2. Газоны, состоящие из разнообразных трав, и дорожки к ним.
  3. Зеленые насаждения - клумбы с цветами, деревья, кустарники.
  4. Крупные декоративные элементы или малые архитектурные формы, такие как бассейн, озеро, ручей, фонтан, скульптура, беседка и пр.
  5. Мелкие декоративные детали – светильники, свечи, клумбы, вазоны и т. д.


Если говорить о принципах ландшафтного дизайна для приусадебного участка, то следует выделить ряд основных:

  • Целостность. Это расположение одинаковых элементов в разных частях участка. Элементы берутся как декоративные, так и натуральные. Для достижения целостности ландшафта необходимо изначально составить план и определиться с тематикой вашей композиции. Основная идея, которую несет этот принцип - единство и гармония всех элементов ландшафта.
  • Простота – еще один принцип ландшафтного дизайна. В природе все просто, красиво и естественно, что и привлекает человека, поэтому в ландшафтном дизайне не должно быть нагромождения сложных элементов, форм и многообразия цветов и оттенков – достаточно двух-трех и повторить их в основных элементах.
  • Принцип баланса. Не соблюдая этот принцип, вы подвергаете риску даже ту гармонию, которая уже была на вашей территории. Баланс может быть асимметричным или симметричным.

Симметричный баланс – это повторение одинаковых элементов в зеркальном отражении относительно одной зафиксированной, визуально определенной точки. Такой точкой могут быть разные элементы ландшафта, например, дом, веранда или садовая дорожка – все зависит от конкретного проекта. Для повторений можно использовать группы растений или форму клумб.

Асимметричный баланс – многообразие форм и размеров, но при этом гармония не должна нарушаться в цветовом аспекте, и формы не должны преобладать одна над другой. Основная идея данного баланса – единство структуры, формы, типа растений на фоне одного несистемного и меняющегося фактора, допустим, валуны будут абсолютно разные по форме и размерам.


  • Сочетание растений. Растения, независимо от того, много их или мало, должны между собой идеально гармонировать. Узнайте все, что можно, о выбранных вами растениях: размер в зрелом возрасте, как будут выглядеть в момент цветения, особенности полива, почвенные предпочтения и прочее. Исходя из этих сведений и нужно сажать растения, кусты и деревья. И еще один неоспоримо важный момент: сочетание вертикального и горизонтального озеленения.
  • Плавность переходов - очень важный принцип, особенно для высадки растений. Высота растений и размер листьев должны изменяться плавно и по принципу: высокие деревья сажают на заднем фоне, затем высаживают средние и впереди – маленькие. Благодаря этому достигается глубина ландшафта. Эти же приемы ландшафтного дизайна рекомендуется применять и при высаживании цветов, иначе крупные цветы закроют собой маленькие и красоту малюток никто не заметит.
  • При составлении дизайнерского проекта, крайне важно соблюдать постепенность переходов от одного элемента к другому. Соответствие размеров соседствующих элементов и плавный их переход - это очень важно. Огромная скульптура, которую поставили в маленький сад, будет выглядеть странно и нелепо, а фонтанчик маленького размера никто не заметит на обширном открытом пространстве.
  • Принцип работы с цветом. Холодные цвета создают иллюзию далекого объекта, а теплые наоборот – кажутся близко расположенными. Серый, черный и белый - нейтральные цвета, очень подходят для фоновых композиций. Применить цветовое решение можно и в том случае, если у вас тенистый участок. В этом случае помогут светлые растения или цветник белого цвета - для контраста в него можно посадить очень яркий цветок, например, красный.
  • Принцип ландшафтного наполнения. Мелкие архитектурные постройки и элементы – теплицы, веранды, заборы и др. – должны сочетаться друг с другом и прочими составляющими ландшафтного дизайна. Для этого строить их нужно из одного материала, если такой возможности нет, то поможет цветовое решение.
  • Принцип «Не только в ширину, но и вверх» – новый принцип ландшафтного дизайна. Его суть в создании небольших искусственных возвышенностей. Холмы и насыпи увеличивают площадь вашего ландшафта и создают дополнительные возможности.
  • Принцип естественности. Все в вашем дизайне должно дарить радость от общения с природой, подчеркивать ее уникальность, красоту и изящество. Поэтому не рекомендуется применение в ландшафтном дизайне многочисленных элементов со строгими формами и искусственных растений.

Соблюдая основные принципы ландшафтного дизайна, вы без труда сможете составить проект своего преображенного участка. Однако одной теорией явно не обойтись. Воплощение вышеизложенных принципов – задача не менее, а подчас и более сложная. Чтобы облегчить вашу задачу, в разделе ниже мы привели еще несколько советов от специалистов - для начинающих.


Ландшафтный дизайн - обширная и интересная тема. Рассказать все и сразу довольно трудно да и ненужно. Хотелось бы отметить ряд наиболее важных советов и раскрыть некоторые приемы ландшафтного дизайна:

  1. Следует запастись необходимым инструментом, без этого у вас ничего не выйдет: перчатки, рулетка, секатор, ножницы садовые, ножовка для отпиливания веток, которые не под силу секатору, газонокосилка, грабли, лопата, ведра, лейки, тяпка, шланги - вот далеко не полный список.
  2. Необходимо запастись терпением. Дизайн ландшафтов - долгая, кропотливая, но приятная работа, которую не сделаешь за один день. Не все зависит от вас - у природы свои законы.
  3. Необходимо заботиться о земле. Земля должна «отдыхать», чтобы быть плодородной. Здесь вам помогут удобрения и прочее.
  4. При планировании элементов ландшафта на участке, берите во внимание потребности всей семьи - огород, качели или футбольное поле – и вносите соответствующие изменения. Дизайн должен быть красивым, функциональным и удобным для всех членов семьи.
  5. Полезный и красивый элемент ландшафтного дизайна – живая изгородь. Это уникальная естественная защита участка от ветра и солнца.
  6. При планировании в дизайне леса или рощи, берите во внимание размеры вашего участка - под лесные насаждения необходимо не менее 20 соток земли.
  7. Отличным украшением вашего ландшафта будет водоём. Этот элемент дизайна еще и очень функционален - помогает увеличить влажность воздуха, что позитивно повлияет на растения. Рекомендуемая площадь для водоема – от одной до трех соток, а глубина, желательно, не менее полутора метров. Важно правильно выбрать место. Там, где влага весной высыхает позже всего, грунтовые воды залегают ближе к поверхности – там и следует расположить пруд или озеро.
  8. Сад. Немаловажный момент для данной составляющей нашего дизайна - опыление. Плодовые деревья лучше сажать по два экземпляра минимум.
  9. Домашние животные. Если у вас есть живность или вы планируете ее завести, то соответствующие архитектурные элементы для жизни животных необходимо продумать сразу в соответствии с общей концепцией.


Рассмотрим основы ландшафтного дизайна, а именно его фундаментальные правила. Обустраивая дачу или загородный дом, хозяин сталкивается с выбором не только внутреннего интерьера дома, но и с обустройством внешнего дизайна самого участка – проектированием ландшафтного дизайна.

В естественном ландшафте сочетается пятерка основных компонентов: вода, погодные условия, земля, животный и растительный мир. В природе почти не осталось естественных уголков, в первозданном виде. Поэтому, создавая ландшафтный дизайн участка земли нужно руководствоваться законами природы, гармонии, красоты.

Композиция – это гармоничное сочетание различных форм в пространстве. Другими словами, располагая растения и постройки , нужно достичь гармоничного сочетания, которое приятно глазу.

Решая задачи построения композиции, учитываются свойства композиционных форм: геометрический вид, величина формы, ее масса, фактура, местоположение, цвет, светотень.

Средствами композиции являются: пропорции, единство, законы воздушной, а также линейной перспективы. Сюда же относят приемы симметрии, асимметрии, контраст, масштабность и другие.

В совокупности свойств и соотношений трудно выделить главные и второстепенные, их трудно разделить, из-за взаимной тесной связи.

Перспектива – это воображаемое зрительное изменение предметов, зависящее от точки наблюдения. Перспективу делят на воздушную и линейную. Линейная — схождение параллельных линий на горизонте, при этом остаются вертикальные линии, которые уменьшаются по величине. К воздушной относят яркость и четкость предметов, их цвет, которые изменяются в зависимости от расстояния из наблюдаемой точки.

Перспектива соединяет в себе точку обозрения, предметы обзора и промежуточное поле. Все компоненты образуют единое целое.

Окраска растений в природе постоянно изменяется и в общей живописности учитывается и поверхность земли: засеянный , материал для тропинок и площадок, цвет строений, цвет неба и его отражение в воде.

Цвета разделяют на теплые и холодные. Теплые цвета это все оттенки красного. Холодные – фиолетовый, голубой и синий. Зеленый цвет — середина спектра и «цвет, так называемого, физического равновесия».

Цветотерапия во все времена привлекала ученых. В лечебных учреждениях создают «голубые сады» в серебристо-синих тонах, которые успокаивают нервную систему человека. Пейзажетерапия лечит нервные и психические расстройства на природе. Созданные пейзажи – веселые или грустные, создают чувство защищенности, свободы. Гуляя по такому саду, меняется настроение.

Теплые цвета – это цвета переднего плана. Холодные нужны, чтобы передать глубину пространства. В цветовой гамме насчитывается примерно сто тридцать оттенков. Сам же пейзаж меняется не три раза в год, а имеет девять фаз изменений.

С помощью светотени подчеркивается объемность и выразительность растений. Переход от света к тени, зависит от месторасположения источника света. Градация светотени включает: общую силу освещения, окраску предмета, густоту тени. Если источник света перед объектом, то композиция становится невыразительной. При использовании бокового освещения предметы выражены выразительнее и рельефнее. Если свет расположен сзади, то усиливается окрас и цвет, подчеркивая силуэт и группу растений.

Применение различных источников света позволяют воплотить в жизнь разные световые эффекты.

Включение следующих приемов в ландшафтном проектировании позволяют разнообразить пейзаж:

  1. симметрия и асимметрия

    в симметрии равновесие в композиции достигается равенством форм и расстояний; в асимметрии – неравенством величин и неодинаковостью форм;

  2. контраст и нюанс

    контраст – сопоставление различных по форме и цвету мини композиций; нюанс – легкий переход мало отличных друг от друга пространств, форм, красок;

  3. ритм

    повторяемость расстояний и расположенных между ними отдельных элементов;

  4. пейзажные картины

    на небольшом участке, можно создать две-три простые картины с разным сюжетом, но с общим замыслом.

Соединить все законы и приемы проектирования ландшафтного дизайна в пейзаже небольшого садового участка удается далеко не каждому. Необходимо руководствоваться многолетним опытом предшественников для создания, воплощения и поддержания микропейзажа.

Поделиться: