Конспект НОД «Лекарственные растения — наши доктора. Нод в подготовительной группе "растения наши друзья"

Конспект непрерывной образовательной деятельности

Для детей старшего дошкольного возраста

Тема: «Лекарственные растения»

Составила:

Смирнова Т.В.

Воспитатель группы №11

ГБДОУ детский сад № 131

Выборгского района

Г. Санкт-Петербурга

Цель: формировать умение узнавать и правильно называть лекарственные растения.

Задачи:

v Образовательные

v Продолжать знакомить детей с разными лекарственными растениями;

v Расширять знания детей о месте произрастания, о пользе лекарственных растений;

v Уточнять особенности внешнего вида растений.

Развивающие

v Развивать мышление, зрительное внимание, фонематический слух;

v Активизировать и пополнять словарный запас детей;

Воспитательные

v Воспитывать бережное отношение ко всем растениям;

v Вызвать интерес и желание рассказать о растениях друзьям и родителям.

Материалы и оборудования:

Иллюстрации с изображением растений, разные виды лекарственных растений купленных в магазине (мята, зверобой, чабрец, ромашка)

Предварительная работа:

Беседы, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, наблюдения в природе.

Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.

Ход занятия

Встреча с Красной Шапочкой

Дети сидят на стульчиках. На ковролине прикреплены картинки с изображением лекарственных растений. На столах лежат сухие веточки, пучки, коробочки, мешочки и пакетики с лекарственными травами. Раздается стук. Входит Красная Шапочка с корзинкой.

Красная Шапочка:

Здравствуйте, ребята! Я гуляла по полям и лугам. Собрала много лекарственных растений, но как они называются, не знаю. Помогите мне.

На лугу растут: ромашка,

Лютик едкий, клевер-кашка.

Что ещё? Гвоздика, смолка,

Колокольчик, хвощ, как ёлка. А ещё?

Подорожник, васильки,

Граммофончики-вьюнки.

Ещё много разных травок

У тропинок, у канавок

И красивых, и пушистых,

Разноцветных и душистых.

Назовите Красной Шапочке еще раз растения, которые она собрала. Скажите, почему они называются лекарственными?

Игра «Узнай и назови»

Педагог берет растения из корзинки и показывает их детям.Уточняет правила игры: вот лежат лекарственные растения. Я буду показывать вам какое - нибудь растение, а вы должны будете рассказать о нем все, что знаете. Назовите место, где оно растет (болото, луг, овраг). И наша гостья Красная Шапочка, поиграет и послушает о лекарственных травах вместе с нами. Например аптечную ромашку (цветы) собирают летом, подорожник (только без ножек) собирают весной и в начале лета, крапиву - весной, когда она только-только вырастает (2-3 рассказа детей).

Рассказ воспитателя.

Вы много знаете о лекарственных растениях. А я добавлю, при каких заболеваниях используется то или иное растение и в каком виде они помогают. Например, отваром ромашки или календулы полощут горло при ангине; листья подорожника прикладывают к ране; из мяты, зверобоя, душицы - заваривают успокоительный чай. Корни лопуха заваривают, а потом моют отваром голову при выпадении волос. Для улучшения аппетита пьют отвар тысячелистника, рекомендуется пить чай из плодов шиповника весной, когда не хватает витаминов. Нужно бережно относиться к лекарственным растениям, когда вы их собираете, не вырывать с корнями, не собирать цветы. Нужно бережно относиться к природе. После сбора трав не забудьте тщательно вымыть руки.

Итог занятия.

Красная Шапочка: Спасибо, ребята, за помощь, я очень много сегодня узнала у вас о лекарственных травах. Что делать со своими лекарственными травами, я теперь знаю. Я их правильно засушу и буду хранить в хорошо проветриваемом помещении, оберегая от прямых солнечных лучей. Воспитатель предлагает детям напиток «Здоровье» и постараться определить, какие травы использованы.

Елена Милушова

Тема: «Лекарственные растения-наши доктора»

Цель:

Продолжать знакомить и закреплять знания о лекарственных растениях.

Задачи:

Развивать умение рационально использовать лекарственные растения для здорового образа жизни. Формировать умение собирать лекарственные растения в определенные сроки и в определенных местах. Развивать экологическое мышление, творческое воображение и коммуникативное общение на основе представлений о «царстве» лекарственных растений.

Расширять представления детей о пользе лекарственных растений, правильно называть и узнавать их (на картинках, в сушеном виде, запаху, вкусу). Систематизировать знания детей, стимулировать интерес к природе.

Воспитывать у детей экологическую культуру, желание активно беречь и защищать природу.

Словарь: лекарственные травы; подорожник, лопух, ромашка, зверобой, душица.

Оборудование: компьютер для презентации лекарственных растений, коробки с засушенными растениями по количеству детей, воздушный шарик, конверт с письмом, карточки с правилами сбора трав, засушенные травы (зверобой, ромашка,душица и т. д)

Ход НОД.

(Дети играют. Открывается дверь и залетает воздушный шар с конвертом)

Воспитатель:

Ой, дети, что это такое? На воздушном шарике к нам прилетело письмо. Интересно, для кого оно? Здесь написано: для детей подготовительной группы детского сада «Ручеек».

Вы хотите узнать, что находится в конверте? (Да)

Тогда внимательно слушайте.

(открываю конверт и читаю письмо)

«Здравствуйте, мои маленькие друзья! Пишет вам Лесовик. Мне много рассказывали про вас, что вы очень любознательные, трудолюбивые, помогаете старшим и маленьким и поэтому, я приглашаю вас в свой сказочный лес. Но попасть в лес можно только с помощью волшебной палочки, которая находится в конверте. Надо взмахнуть волшебной палочкой, закрыть глаза и произнести такое заклинание:

«Ну – ка палочка, кружись,

Побыстрее торопись.

В лес волшебный отведи,

Все интересное детям покажи»

(Под фонограмму "Звуки леса" дети идут друг за другом, делая массаж спины впереди идущему, останавливаются и произносят волшебное заклинание.)

Воспитатель: Ребята, вот мы с вами и оказались в сказочном лесу.

(на полке лежат засушенные растения)

Посмотрите, как много здесь интересного! (Дети рассматривают травы, собранные в пучки, нюхают их).

Чувствуете, какие они душистые, ароматные? Эти травы непростые. Вот послушайте, что говорили в старину: “На каждую хворь найдётся своя трава”.

Как вы понимаете эти слова? (размышления детей).

Действительно, эти травы очень полезные, лечебные. Сыздавна люди научились определять, какие травы могут помочь при недугах, болях, болезнях. Веками подтверждено, что многие травы обладают лечебными свойствами и поэтому их называют “целебными”.

Всё целебно: лес, луга, поля.

Подорожник, заросли тимьяна,

Щедрая, прекрасная земля,

Словно лекарь, нам врачует раны!

Воспитатель: Давайте мы их внимательно рассмотрим

(презентация лекарственных трав)

(показ картинки подорожника)

Как вы думаете, как называется это растение? -Правильно, подорожник.

А где его можно встретить?

Да дети, подорожник можно встретить и в огороде, и в саду, и во дворе. Но чаще всего растёт возле дорог. Давайте рассмотрим, потрогаем растение (ответы детей).

Какие листья у подорожника?

Правильно, дети, листья у подорожника плотные, овальной формы, с тёмными прожилками. Корень подорожника сильный, уходит глубоко в землю. Очень трудно вырвать его из земли. Трава подорожник растёт много лет. Из листьев у корня, из розетки в июне выходит гладкий и высокий стебель. Чуть позже на стебле появляются мелкие семена. Этот стебель называют медоносом. Цветы подорожника образуют соцветия, похожие на колосок. Когда цветы опадают, на их месте созревают, как вы думаете, что?

Правильно, семена.

Почему подорожник больше всего растёт у дороги? (рассуждения детей). Правильно, семена прилипают и к обуви людей, и копытам животных. И тем и другим приходится ходить вдоль дорог. Вот вам и ответ: где появятся семена, там и вырастет это растение. Не зря подорожник в народе называют “скорая помощь”, “аптека у дороги”.

Как вы думаете, что можно лечить подорожником?

Все верно дети, при порезах, ранках, нарывах, ушибах поможет лист подорожника. Его нужно сполоснуть и приложить к больному месту.

Воспитатель: А сейчас я вам покажу еще одно растение. Я уверена, вы его узнаете (показ картинки лопуха).

Что это за растение? (лопух).

Правильно, это обыкновенный лопух.

А где можно встретить его? (ответы детей)

Мы его встретим и в огороде, и вдоль дорог, и в канавах, даже во дворах наших домов.

А как вы думаете, почему лопух растёт везде? (предположения детей).

Колючие цветы – репьи, когда созревают, то цепляются за шерсть животных, то за перья птиц, то за одежду людей, то разносятся ветром. Где упадёт маленькая частица цветка – там и появится лопух. Вот как устроена природа. Всё самое обычное бывает полезным.

Давайте его рассмотрим.

Дети, скажите какой стебель у лопуха?

Правильно дети, у лопуха крепкий стебель, довольно высокий. Листья ярко-зелёного цвета, крупные, округлые, с тёмными прожилками.

А кто из вас не брал в руки колючие серо-розовые комочки? Это цветы лопуха. В каждом маленьком цветочке лопуха мы увидим маленькие капельки. Это нектар. Именно он манит пчёл и шмелей. Для них это лакомство. Пчеловоды называют лопух медоносом. Изумрудно-зелёные листья лопухов не только украшают луга, огороды, но и приносят пользу людям.

Воспитатель: Как вы думаете, какую пользу приносит лопух? (ответы детей)

Правильно дети, если вы поранитесь – приложите лопух к ранке, то она заживёт быстрее. Если боль в ногах – приложите лопух и боль стихнет. А вдруг у вас повысилась температура и под рукой нет таблетки – приложите лист лопуха к голове, прижмите его платком, и температура снизится. Отваром лопухов лечат заболевания кожи. Ещё из лопухов готовят репейное масло. Очень полезно втирать его в корни волос – это укрепляет их.

А сейчас мы отдохнем.

Физминутка «Вместе по лесу идём»

Вместе по лесу идём,

Не спешим, не отстаём.

Вот выходим мы на луг. (Ходьба на месте.)

Тысяча цветов вокруг! (Потягивания - руки в стороны.)

Вот ромашка, василёк,

Зверобой, душица, клевер.

Расстилается ковёр.

И направо и налево. (Наклониться и коснуться левой ступни правой рукой, потом наоборот - правой ступни левой рукой.)

К небу руки протянули,

Позвоночник растянули. (Потягивания - руки вверх.)

Отдохнуть мы все успели

И на место снова сели. (Дети садятся)

Воспитатель: Ну, а следующее растение вам хорошо известно. Загадка подскажет его название.

Загадка о ромашке

В поле сестрички стоят,

Желтые глазки на солнце глядят,

У каждой сестрички –

Белые реснички. (Ромашка)

Правильно, ромашка.

А как вы догадались? (ответы детей)

Может быть, кому-то из вас приходилось лечиться с помощью ромашки? (Ответы детей).

Верно дети, ромашка промоет ранку, поможет больному животику.

-Воспитатель: (показ растения зверобой)

Как называется это растение? (ответы детей)

– Правильно, это растение называют зверобой.

Как вы думаете почему? (предположения детей)

Оказывается, если животное съест это растение, то оно заболеет. Об этом знают все, у кого есть домашние животные. Но это не касается здоровья людей. Давайте рассмотрим это растение.

Какой стебель у зверобоя?

Правильно, дети, стебель у зверобоя прямой, ветвистый, довольно высокий, листья небольшие, светло-зелёные, имеют продолговатую форму. Посмотрите на цветы, что вы видите? (ответы детей).

Да, они золотисто-жёлтые, пятилепестковые, собраны в соцветия, похожи на метёлочки. Расцветает растение в конце июня и цветёт до конца августа.

Где растет это растение?

Дети, растение зверобой растёт на сухих солнечных полянах, опушках, на лесных вырубках, вдоль полевых тропинок, в светлых дубравах, в золотых сосняках, в березняках, где деревья растут далеко друг от друга.

Так чем же полезен зверобой? (ответы детей)

Правильно, дети, недаром в старину зверобой называли лекарством от 77 недугов: мазь со зверобоем лечит раны, если пьёшь чай с отваром зверобоя, то организм надёжно защищается, укрепляется. Зверобой заживляет раны, останавливает кровь, уничтожает глисты, снимает боль в желудке, успокаивает нервы. Вот какой он, зверобой.

Воспитатель: Что это за растение? (показ душицы)

Правильно, душица.

Взгляните на это растение. А еще лучше понюхайте.

Что вы можете сказать о его запахе? (Ответы детей)

Запах у него приятный, ароматный, душистый. Вот и получило это растение за свой душистый запах название «душица». Растет, так же, как и зверобой на лесных полянах, опушках.

Как вы думаете, чем полезна душица?

Душицу используют при головных болях, бессоннице. Чай, заваренный этой травой, душистый, также очень полезный. Чаем из душицы хорошо вылечивается простуда.

Воспитатель: Много лекарственных растений можно найти на лугах, в лесу, в горах. Повсюду животные, птицы, люди могут найти помощь у природы. Только изучай, люби, знай! На каждую болезнь есть свое лекарственное растение. Мы живем в мире лекарств. Самая лучшая аптека – это Природа.

А теперь мы с вами поиграем.

Игра «Определи по запаху»

Ребята, у вас в коробочках лежат засушенные растения. По запаху вы должны отгадать названия растений. (дети нюхают коробочки, не заглядывая в них)

Как вы думаете, какие растения лежат в коробочках?

Правильно, в одной коробочке лежит зверобой, в другой душица, а в третьей - ромашка.

Воспитатель: Дети, есть ли какие-нибудь правила по сбору трав? (ответы детей).

Да, вы правы, собирание лечебных, целебных трав целая наука. Вам я расскажу, что необходимо знать, отправляясь на заготовку трав.

Правила поведения при сборе лекарственных растений:

1. Нельзя рвать много растений

2. Нельзя собирать растения возле железных дорог

3. Нельзя собирать растения в сырую, мокрую погоду

4. Нельзя пробовать растения на вкус

5. Нельзя собирать растения возле автомобильных дорог

6. Собирать лекарственные растения надо днем, в сухую, ясную погоду

7. Собирать лекарственные растения надо каждый вид отдельно

8. После сбора лекарственных растений надо тщательно вымыть руки.

(Дети выходят, выставляют карточки, говорят правило)

Воспитатель: Еще из лекарственных растений можно готовить отвары, настои, целебные чаи, и мы с вами сегодня из трав приготовим целебный напиток «Здоровье»

(Заваривание чая из сушенных растений зверобоя и душицы, чаепитие )

Воспитатель: Молодцы, дети! За то, что вы так много знаете, Лесовичок оставил для вас книгу, которая называется «Лекарственные растения» . Из нее вы узнаете еще больше полезных трав, узнаете, где и как их применять. А сейчас нам пора возвращаться в детский сад..

(Воспитатель взмахивает волшебной палочкой, дети закрывают глаза, произносят заклинание)

«Ну – ка, палочка, кружись,

Побыстрее торопись.

Задержалась детвора

В детский сад спешить пора»

Воспитатель: Дети, вот мы с вами опять в своем любимом садике.

Что больше всего вам понравилось?

Молодцы, я вами очень довольна.

(Сюжетно-ролевая игра в "Аптеку")

Литература:

1. Л. В Пастушенков «Лекарственные растения и их использование в народной медицине и быту»

2. Л. А. Скляровский «Лекарственные растения в быту»

3. Л. И. Грехова «В союзе с природой»

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 НОД в старшей группе: «Наши друзья лекарственные растения» Цели и задачи: Образовательные: Продолжать закреплять знания детей о природе. Развивать у детей познавательный интерес к жизни лекарственных растений. Обобщить знания детей о лекарственных растениях. Закрепить умение выразительно читать стихотворения. Воспитательные: Воспитывать чувство любви к родной природе. Воспитывать доброе, бережное отношение к лекарственным растениям. Воспитывать любознательность, сочувствие. Развивающие: Развивать речь детей, обогащать их словарь. Развивать связную речь; Развивать слуховое и зрительное внимание, мышление; Учить давать полные ответы на вопросы воспитателя. Словарная работа: «лекарственные растения», «отвар», «настойка», «мази», «фармацевт». Предварительная работа: Беседы на темы: «Лекарственные растения», «Животные и трава», Рассматривание иллюстраций, картин на тему «лекарственные растения». Чтение художественной литературы, загадывание загадок, разучивание стихов на тему лекарственные растения. Оборудование: фонограмма (звуки леса); иллюстрации «Лекарственные растения», телеграммы, письмо, иллюстрация сороки, лист ватмана, набор фломастеров для каждого ребенка, билеты с изображением лекарственных растений. Интеграция образовательных областей: Познание, Коммуникация, Безопасность, Здоровье, Социализация, Художественное творчество. Ход занятия: Вводная часть. Беседа воспитателя: Человек еще издавна заметил, что животные среди множества растений выбирают те, которые помогут им излечиться. Человек начал изучать эти растения и их свойства. Но человек не всегда шел по следу зверя, он искал лекарственные растения сам. Люди из поколения в поколение передавали свои знания друг другу. Трава вполне достойна того чтобы мы знали о ней чуть-чуть больше, чем обычно знаем. Вот и мы совершим путешествие в мир лекарственных растений. А отправимся в путешествие мы на автобусе. Кондуктор (ребенок) раздает билеты с изображением лекарственных растений. Воспитатель (контролер) пропускает ребенка назвавшего растение на билете и занимает соответствующее место в вагоне.

2 Звучит фонограмма «звуки природы» (шум леса). Воспитатель: остановка «лесная поляна». «Лес, как сказочное царство, Там кругом растут лекарства, В каждой травке, в каждой ветке- И микстура и таблетки. Ну, а чем и как лечить, Мы вас можем научить». Воспитатель: Ребята, о каком растении говорят: «Первый цветок ломает ледок». Воспитатель: Почему растение получило такое интересное название. (ответы детей). Ребенок читает стихотворение: «Мать-и-Мачеха». На проталинке первый цветок. Как же он беззащитен и мал! Резкий ветер его трепал, Пригибал стебелек к земле, Леденил в предрассветной мгле. Но отважный цветок устоял! Опущусь перед ним на колени, Прикоснусь к лепесткам рукой- Сколько мудрости и терпения В этой капельке золотой! Воспитатель: Какое растение называют зеленым бинтом? (Дети находят иллюстрацию с подорожником и рассказывают о нем все, что знают. Место произростания, употребление в медицинских целях). Почему подорожник называют «великим путешественником»? (Ответы детей). Воспитатель: отгадайте загадку: «Рос шар бел, дунул ветер, шар улетел». (Дети находят иллюстрацию с одуванчиком). Воспитатель: отгадайте загадку: «Белый щит на тысяче листьев, расту на бугре, помогу в беде»? (Дети находят иллюстрацию с тысячелистником). Под музыку появляется сорока с письмом. Воспитатель: Ребята, сорока принесла нам письмо и телеграммы, а от кого мы сейчас узнаем. Начнем наверно с телеграмм, так как они все срочные. Дорогие ребята! Подскажите, какие лекарственные растения можно собирать осенью? (Ответы детей). От Герды из Снежного Королевства: «Ребята, помогите! Сильно заболел мой брат Кай. У него ангина. Он простыл когда был в гостях у Снежной Королевы. Расскажите какие растения помогут ему? Герда. (Ответы детей). У моего сыночка пропал аппетит. Он не ест, не пьет. Что делать? Я так сильно за него переживаю. Слониха. (Ответы детей). Посоветуйте. Какие лекарственные растения помогут мне если у меня болит желудок? Незнайка. (Ответы детей). «Дорогие ребята, здравствуйте. Пишут вам звери из жаркой Африки. Не

3 давно к нам приезжал доктор Айболит. Он оставил много лекарственных растений. Но от одного растения мы потеряли рецепт. Высылаем вам ребус. По первым буквам названия цветов прочитать название лекарственного растения, от которого мы потеряли рецепт. И расскажите при каких заболеваниях его надо применять». (Ответы детей). Физминутка «Распускается одуванчик». Прямо к солнцу, на восток. Так прекрасны, так тонки («Растут», тянутся к солнышку). Золотые лепестки, И дрожит, дрожит роса, (Стряхивают руки). Как упавшая слеза. (Руки к глазам и в стороны). Листик ярок и зелен, (Качают руки). С ветерком играет он. Стебель крепок и упрям, (Руки вперед-назад). Он согнется тут и там, (Наклоны в стороны). Даже буря не сломает, (Круговые вращения). Лишь не много помотает, (Раскачиваются из стороны в сторону). Всех приветствует головкой, (Ладошки под подбородок). Улыбается, звенит, («Фонарики», повертели ладошками). Свежесть дарит, наслажденье, (Повороты). Береги его, малыш! Воспитатель: Ребята, на лесной опушке растет еще много разных растений, которые вам не известные. Послушайте стихотворение и вы узнаете какие еще растения можно здесь встретить. Ребенок читает стихотворение «Что растет?» На лугу растут ромашка, лютик едкий, клевер, кашка. Что еще? Гвоздика, смолка. Колокольчик, хвощ как елка. А еще? Подорожник, васильки, Граммофончики - вьюнки, Еще много разных травок. У тропинок, у канавок, И красивых, и пушистых, Разноцветных и душистых! Воспитатель: Ребята, мы с вами знаем несколько видов растений, но есть такая профессия человека, который знает все лекарственные растения и все о лекарствах, как называется эта профессия. (Ответы детей). Воспитатель: Ребята, что получают из лекарственных растений? (Ответы детей). Самая лучшая аптека-это Природа! Но необходимо знать, что лекарственные растения собирают только взрослые, а дети могут только помочь. Ребята, кто напомнит правила при сборе лекарственных трав Ответы детей: -Нельзя рвать много растений.

4 -Хорошо знать растения и отличать от ядовитых. -Нельзя рвать растения которые занесены в Красную книгу. -Сушить в тени, а не на солнце. -Нельзя собирать вблизи дорог. -После сбора лекарственных трав, надо тщательно вымыть руки. Предлагаю детям нарисовать на листе ватмана «Поляну здоровья», т.е. изобразить те лекарственные растения, которые им запомнились. Молодцы, ребята! Мы сегодня с вами много узнали, помогли животным, играли. Но растения хотят дать вам наказ, который вы должны помнить, и тогда природа будет вам благодарна. Дети читают стихи. Ты пришел за помощью к природе Добрым будь и береги ее. Ветки не ломай, не трогай. Помни, нужно много лет, Чтобы кустик снова мог помочь тебе. Ты, дружок, Смотри, не подкачай! Правдивым быть И добрым обещай! Не обижай ни птахи, ни сверчка, Не покупай для бабочки сачка! Люби цветы, леса, Простор полей- Все, что зовется Родиной твоей! Воспитатель: Наше путешествие подошло к концу, прошу вас занять места в автобусе, мы возвращаемся в детский сад. По возвращении в детский сад угощаю детей заранее приготовленным напитком «Здоровье», чтобы восстановить свои силы. Загадки о лекарственных растениях. Нам запах свежести лесной Приносит позднею весной Цветок душистый, нежный Из кисти белоснежной. (Ландыш)

5 Листья этого растенья обжигают нас, Сок из листьев этого растения спасает нас. Весной его используют на суп. Голову мыть его отваром волосы растут. (Крапива) Кисть ягоды прекрасная, Жёлтая иль красная, Я достать её боюсь - О шипы уколюсь. Но уважаю с детства Сердечное средство. (боярышник) Поранил ты в походе ногу, Усталость не даёт идти Нагнись: солдатик у дороги Готов помочь тебе в пути. (подорожник) Очень вкусные плоды И полезные они. Много жира, витаминов. Как питательны они! Ядра ели в шоколадке Скорлупа краситель яркий. Угадай-ка поскорей: Что за плод мы рвем с ветвей? (орех) Эти листья и плоды Содержат фитонциды. Для кулинара и врача Они незаменимы. Источник витамина С От кашля избавление. Те разноцветные плоды Леченье с наслаждением. (смородина) Это прозвище недаром у красивого цветка. Капля сочного нектара и душиста и сладка. От простуды излечиться Вам поможет (медуница) Сидит на палочке В красной рубашке, Брюшко сыто, Камешками набито. (шиповник)

6 На кустах с колючками она, Вроде бы малина, но черна. (Ежевика) Бусы красные висят, Из кустов на нас глядят. Очень любят бусы эти Дети, птицы и медведи. (Малина) На опушке у пеньков Много красных огоньков. Ах, ты только погляди-ка: Да ведь это (Земляника) Растет зеленый кустик, Дотронешься укусит. (Крапива) Стоит красавица Всем нравится. Платье потерялось, А пуговицы остались. (Черемуха) Беленькие горошки На зеленой ножке. (Ландыш) У какого дерева детки в шапочках? (У дуба) Тонкий стебель у дорожки. На конце его сережки. Лечит ранки и ожоги Этот лекарь у дороги. (Подорожник) В этот гладкий коробок Спрятан маленький дубок. (Желудь) Цветочки - как розы, Листочки - как слезы, К шипу прикоснешься - Слезами зальешься. (Шиповник) Белостволая красавица бьет нас в бане, а нам нравится. (Береза) Судя по названию, это растение ядовито для животных. А люди лечат им самые разные недуги.

7 (Зверобой) Древние славяне считали, что на этом дереве растут «молодильные яблочки». (дуб)


НОД «Лекарственные растения Южного Урала» Цель: - закрепить знания детей о названии лекарственных растений Урала; Задачи: - научить узнавать и правильно называть лекарственные растения Урала, - расширить

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Теремок» общеразвивающего вида п. Лев Толстой Лев-Толстовского муниципального района Липецкой области Конспект образовательной

Праздник «Зеленая аптека». Цели: - расширить знания учащихся о лекарственных растениях; - развивать внимание, память, любознательность; - воспитывать любовь к природе, растительному миру планеты. Оборудование:

Конспект открытого занятия по развитию речи в средней группе по теме «Цветы» (Использование ИКТ в познавательном развитии) Подготовила: воспитатель Емельянов Е.В. Цели: Учить распознавать садовые, лесные

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида 58» КОНСПЕКТ НЕПРЕРЫВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение детский сад «Алёнушка» Образовательная область. Познавательное развитие, (старшая группа) Тема: «ДОМАШНИЕ, ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ И ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад 106 Конспект непосредственно образовательной деятельности «Кто весну открывает» Младшая группа

17. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВЛЕЧЕНИЕ 2013 год 1 Дата проведения: 5 июня. Время проведения: 9 часов. Место проведения: участок детского сада. Действующие лица: взрослые (ведущая, дед Лука); дети старшей группы;

Конспект интегрированного занятия в средней группе «НЕПОСЕДЫ». Тема занятия: «Люблю тебя - мой край родной». Воспитатель Королёва Елена Андреевна Программное содержание: Обобщать знания детей о растительном

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа 10 станицы Советской муниципального образования Новокубанский район Информация о проведении экологического детского

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 30 Конспект ООД «В осеннем лесу много грибов». Открытое занятие по рисованию в старшей группе (обучение способу «примакивание»)

Анкета-заявка На участие в финале Всероссийского конкурса профессионального мастерства педагогов "Мой лучший урок" по дошкольному направлению 2014-2015 учебный год 1.Фамилия, имя, отчество автора: Некрасова

МДОУ «Заволжский детский сад «Колосок» КОНСПЕКТ РАЗВЛЕЧЕНИЯ «В царстве грибов и ягод» (подготовительная группа) Составлен: Елисеевой О.Н. Август 2016 г. П. Заволжский «В царстве грибов и ягод» (Лето, уголок

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида 61 городского округа Самары Конспект интегрированного занятия «Золотая осень». Возрастная группа: старшая

Солдаткина Людмила Николаевна Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида 38 г.апатиты, Мурманская область КОНСПЕКТ НОД ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ

«День Красоты» 2016 год. Праздник для старшей и подготовительной группы. Действующие лица: Жюри, Ведущая, Волшебник, Принцесса (взрослые) Карандаши: Синий, Жёлтый, Зелёный, Красный, Коричневый, Фиолетовый

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Старобезгинская общеобразовательная школа» (структурное подразделение «Детский сад» КОНСПЕКТ Интегрированного занятия по математике и экологии в старшей

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида 9 г.славянска-на-кубани муниципального образования Славянский район ул.победы 244 г.славянск-на-кубани Краснодарский

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад 5 общеразвивающего вида Истринского муниципального района Конспект НОД по ОО «Художественно-эстетическое развитие. Аппликация» на тему: «Ромашки-белые

Занятие «Экологическая тропа» Программное содержание. Расширять знание детей о растениях, формировать бережное отношение к ним. Дать представление о посадке деревьев. Формировать трудовые навыки. Материалы.

Конспект НОД в старшей группе «Этот удивительный лес». Цель: - закрепление знаний детей о значении леса в жизни человека и животных; - воспитание любознательности. Задачи: 1. Расширять представления детей

Тема: «Друзья всегда придут на помощь». Возрастная направленность: средний дошкольный возраст. Цель: развивать умение детей взаимодействовать с взрослыми и сверстниками. Задачи: Социально-коммуникативное

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение ВМР «Детский сад 20 «Островок» г.вольска Саратовской области» Конспект по ОО художественно - эстетическое развитие по теме: «Букет цветов для мамы».

Муниципальное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста прогимназия «Кристаллик» Кировского района Конспект занятия по экологическому воспитанию (средняя группа) по

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центра развития ребенка детский сад 15 «Березка» поселка городского типа Ильского муниципального образования Северский район. Семейный экологический

Познавательно-речевое развитие у детей второй младшей группы МДОУ 22 «Пташка» Воспитатель. Силаева Надежда Алексеевна. Конспект НОД во второй младшей группе. «Встречаем весну» Цель: Познакомить детей с

Конспект проведения непосредственно образовательной деятельности для детей младшего дошкольного возраста на тему «Цветы» (в рамках тематической недели «Весна») Купцова Наталья Львовна, воспитатели МБДОУ

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 13» Конспект по экологии в младшей группе «Маленькие друзья природы (насекомые)» Воспитатель: Некрасова Н.А Г.Сасово, 2017 г.

ГБОУ «ШКОЛА 2035» г. Москвы СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ 1 Конспект организованной образовательной деятельности по теме «Цветы» в старшей группе Подготовила и провела: воспитатель Белоус Татьяна Георгиевна

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад 9 «Малыш» комбинированного типа Конспект НОД «Художественное творчество» (рисование) «Приглашаем снегирей съесть рябинку поскорей» Воспитатель:

Конспект занятия в старшей группе «Лесная аптека на службе человека» Программные задачи: - Закрепить знания детей о лекарственных травах, об их целебных свойствах; - Развивать логическое мышление, умение

Непосредственно образовательная деятельность «Деревья -наши друзья» (Подготовительная группа) Подготовила: воспитатель Е.В. Жабина. Цель: Формировать элементарные представления о жизни деревьев, их взаимосвязь

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад 5 общеразвивающего вида. Непосредственно образовательная деятельность по образовательной области «Художественное творчество» (лепка) для

ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ТРАВЫ Выполнила воспитанница подготовительной группы «Сказка» МБДОУ д/с 8 Жаворонкова Юлия 6 лет О некоторых лекарственных травах я знаю уже давно. В нашей семье существует добрая традиция

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 35 комбинированного вида» «Необыкновенное путешествие в сказку» конспект занятия в старшей группе Составитель: О.Б.Воронова, воспитатель

Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение «Детский сад 7 комбинированного вида " Тайгинского городского округа Загадки о грибах, ягодах и лекарственных растениях. Составил: воспитатель Дубровская С.Л.

ГБОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Лениногорский детский дом» Лекарственные травы моего края. Составила: Воспитатель детского дома Вафина Г.А. Республика Татарстан Лениногорск

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Радуга» Лев Толстовского муниципального района Развлечение во второй младшей, средней группах на тему: «Целебные травы». Подготовили воспитатели:

Конспект интегрированного занятия по развитию речи в старшей группе Детского сада 330, Советского района Чернова З.В. Пояснительная записка Перед современным обществом начала ХХ1 в. особо остро ощущается

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад присмотра и оздоровления 52 ОРГАНИЗОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ «ПУТЕШЕСТВИЕ К ФЕЕ ЦВЕТОВ» ОО «КОММУНИКАЦИЯ» С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ

БДОУ г. Омска «Центр развития ребенка детский сад 38» Конспект совместной деятельности взрослых и детей в старшей группе с использованием МАО (методов активного обучения) «Я здоровье берегу сам себе я

Конспект НОД «Береза символ России» Цель: Формирование у детей представления о русской березке, о красоте окружающего мира. Задачи: Расширить представления детей о деревьях; расширить кругозор о красоте

Виды разборов на уроках русского языка Цель: 1. Вести работу по теме урока в обобщении; повторить пройденное в работе над предложением; развивать орфографическую зоркость; 2. Продолжить работу по экологическому

Рубашевская Руслана Романовна воспитатель Прохоренко Анастасия Игоревна воспитатель МБДОУ Д/С 53 г. Белгород, Белгородская область МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НОД В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ

Художественное творчество НОД «Нетрадиционная техника рисования: штампонирование и выдувание» на тему: «Путешествие в волшебную страну Весны». В старшей группе. Подготовила: воспитатель Дубовик Юлия Евгеньевна

План по самообразованию «Развитие познавательной активности детей в процессе экологического воспитания» Подготовительная группа 2016-2017 год Воспитатель: Филипова В.В. Живая природа это интересный, сложный

МБДОУ «Подпорожский детский сад 1 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей» Конспект образовательной деятельности с детьми младшей группы по художественно-эстетическому

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Березка» Сценарий летнего развлечения «Вальс цветов» (для детей второй младшей группы) Подготовила: Кузьмина О.В., воспитатель Переславль-Залесский,

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 85 комбинированного вида Красногвардейского района Санкт-Петербурга Конспект непосредственно образовательной деятельности по

ДОУ 96 Проект: «Деревья и кустарники» Вторая младшая группа Воспитатель: Газиева Наталья Васильевна Липецк, 2016г. Вид проекта: групповой, познавательно - исследовательский с заданным результатом для детей

Конспект НОД с использованием ИКТ «Путешествие в зимний лес» для детей средней группы. Автор: воспитатель высшей квалификационной категории Колесникова Ю. В. Таганрог 2014 г. 1 Пояснительная записка Задачи:

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие» (формирование элементарных математических представлений, конструирование), «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Социальнокоммуникативное

МКОУ «Новорычанская ООШ» ДО Конспект НОД для детей старшей группы «Осень золото роняет» Подготовила: воспитатель Нурманова А.К. 2013г. Цель: Закрепление знаний по теме недели; Задачи: 1.Закреплять представления

НОД по художественному творчеству для детей среднего дошкольного возраста Аппликация в технике квиллинг на тему: «Подснежник» в рамках кружковой работы: «Квиллинг нетрадиционная работа с бумагой» Задачи.

Елена Тишина
Конспект НОД в подготовительной группе «Лекарственные растения»

Конспект НОД в подготовительной группе

«Лекарственные растения »

Интеграция образовательных областей :Познавательное развитие. Коммуникация. Чтение художественной литературы. Физическое развитие. Здоровье.

Цель : Закреплять знания детей о пользе и применении лекарственных растений

Задачи :

Расширение представлений о лекарственных растениях нашего края , их значение в жизни человека : оздоровительном, эстетическом;

Об их взаимосвязи с окружающей средой;

Знакомство со стихами, загадками о лекарственных растениях ;

уточнить и закрепить знания детей о правилах их сбора, хранения и применения лекарственных трав ;

Развивать память, логическое мышление, внимание, умение анализировать, связную речь.

Воспитывать бережное отношение к растениям , окружающей среде.

Предварительная работа : беседа о Красной книге; рассматривание картинок о растениях , находящихся на грани исчезновения, беседы о пользе лекарственных растений , о правильном их сборе и безопасном поведении с ядовитыми растениями , игры – определи по запаху, вершки и корешки, узнай растение ; экскурсия в лес, отгадывание загадок, заучивание стихотворений.

Оборудование : картинки и карточка с изображением лекарственных трав (лопух, одуванчик, крапива, подорожник, ромашка, тысячелистник.) Иллюстрации с изображением ядовитых растений , музыка «Вальс цветов» .

Ход НОД.

Изображение растений

Посмотрите, что вы видите?

Ребята, для чего нам нужны растения на нашей планете - Земля?

(Растения помогают дышать , радуют нас красотой, лечат от болезней. Без них бы не было жизни на Земле.)

Очень давно, ребята, люди заметили, что звери лечатся травами. Разные растения помогают от разных болезней. Много лет люди передавали друг другу свои знания о лечебных свойствах растений . Сейчас можно купить книгу или справочник о лечебных травах, где подробно написано как можно использовать лекарственное растение . Но важно знать : нужно посоветоваться с врачом, прежде чем применять лекарственное растение .

А сейчас время поиграть в дидактическую игру «Собери ромашку» .

Воспитатель предлагает детям пройти на полянку. Рядом стоит вспомогательное панно с табличками, картинками, схемой цветка.

Ромашка разделена на части : корень, стебель, лист, лепестки. Дети должны собрать цветок - ромашку. На помощь ребятам прилетает пчела. Пчела вместе с детьми еще раз повторяет части цветка. Затем она предлагает взять ребенку :

Что идет сначала? Корень. Верно.

Дети составляют ромашку.

Пчела : «Мы вместе сложили цветок. Это ромашка.

Что вы знаете про это растение ? (можно гадать на ромашке, есть песни про это удивительное растение )

Ромашка это очень полезное лекарственное растение .

Ее добавляют в шампунь, чтобы волосы легко расчесывались. Ромашку добавляют в чай от простуды.

Чтение стихотворения ребенком (выученное заранее) М. Киселевой «Если вдруг ты заболел…»

Если вдруг ты заболел,

Не спеши с таблетками, пригласи своих друзей

С зелеными ветками.

Они и красивей, и тоже лечебные,

Бывают и горькие, но очень полезные.

Помногу их пить тоже нельзя,

Бывают опасными эти друзья.

О каких друзьях говорится в стихотворении? лекарственных растениях )

Да, если лекарственными растениями умело пользоваться , то можно сохранить здоровье на долгие годы. Нас окружают растения : каждая поляна или уголок леса – целая зеленая аптека.

Говорят, что лечение травами известно с давних времен. Люди заметили, что растения , которыми они питаются, могут еще быть и целебными. У нас на территории детского сада много таких растений . Предлагаю убедиться в этом и приглашаю пройти к «Зеленой аптеке» на экологической тропе детского сада.

(занятие продолжается на территории детского сада)

Первое лекарственное растение , о котором я хочу рассказать, вам хорошо знакомо, послушайте загадку.

(Ребенок загадывает загадку. Когда дети отгадывают загадку, ребенок который загадывает показывает каточку с растением )

Ребенок : Тонкий стебель у дорожки,

на конце его – сережки,

на земле лежат листки-

маленькие лопушки.

Нам он как хороший друг,

Лечит раны ног и рук.

Каждый лист мой любит тропки

У обочины дорог.

Он однажды людям добрым

Раны вылечить помог. (подорожник- карточка)

Почему оно так называется?

Рассказывает ребенок : Подорожник растет вдоль дорог . Листья его упругие, с прочными прожилками, густой пучок корней, который надежно укрепляет в почве, стебелек с соцветием. Оно тоже жесткое и упругое. Вот и не боится подорожник вытаптывания, от которого страдают другие растения . Подорожник называют «зеленым бинтом» . Если разобьешь коленку, сорви лист подорожника, очисти от пыли, затем поцарапай поверхность листа, чтобы выделился сок, и приложи его к ране.

Послушайте следующую загадку :

Ребенок :Не пустили в огород-

Оттого она и жжет. (крапива -карточка)

Ах, не трогайте меня,

Обожгу и без огня. (крапива)

Почему же все-таки крапива обжигает?

Оказывается на листьях и стеблях растения имеются особые волоски. Внутри волосков – едкая жидкость.

Рассказывает ребенок : Дотронулся – получай уколы. Листья крапивы богаты разными полезными солями и витаминами. Из крапивы готовят великолепные щи. В ней содержатся вещества, убивающие микробы. Она хорошо останавливает кровь, а еще укрепляет волосы.

А сейчас ребята загадают загадки о таких лекарственных растениях , которые помогают нам, если мы заболели. Будьте внимательны и постарайтесь их отгадать.

Ребенок : Летом рад я свежей

Ягоде медвежьей,

А сушеная в запас

От простуды лечит нас. (малина - карточка)

Рассказывает ребенок : Малина - прекрасное ягодное растение , да и доктор незаменимый. Отвар сухих плодов и варенье используются для лечения простудных заболеваний. Противопростудным средством является и «малиновый чай» - так называют заваренные кипятком верхушки малиновых побегов с листьями, цветками, незрелыми плодами. Душистые, сладкие, нежные вызревшие плоды, как будто вобравшие в себя все тепло и солнечный свет июльских дней и яркими огоньками горящие в зелени листьев, так и манят к себе. Окраска плодов малины может быть либо красной, либо желтой. Считают, что красноплодная малина богаче биологически активными веществами и, значит, полезнее. Желтоплодная малина нежнее и слаще.

Ребенок : Весной растет ,

Летом цветет,

Осенью осыпается,

А цветок – на медок,

Лечит от гриппа,

Кашля и хрипа. (липа- карточка)

Стихотворение «Липа» читает ребенок

Посмотрите дети -

Это липы цвет,

Ароматы лета,

Нам принес в привет,

Чай его душистый,

Любит стар и мал,

Очень многим людям

Он здоровье дал :

Сбил температуру,

Горло подлечил,

Горькую микстуру

Детям заменил,

И от кашля средства

Просто лучше нет -

Вот какой кудесник

Этот липов цвет!

Вот из этого прекрасного стихотворения мы узнали о пользе цветов липы.

Ребенок : Нарядные платьица,

Желтые брошки,

Ни пятнышка нет

На красивой одежке. (ромашка-карточка)

Ребенок : Носит этот мальчик

Желтый сарафанчик.

Подрастет – нарядится

В беленькое платьице,

Легкое, воздушное,

Ветерку послушное. (Одуванчик - карточка)

Физкультминутка «Одуванчик»

Одуванчик, одуванчик,

Стебель тоненький, как пальчик (пружинка)

Если ветер быстро, быстро (руки вверх)

На поляну полетит

Все вокруг зашелестит (руки вверх и машут)

Одуванчика тычинки (бег на месте)

Разлетятся хороводом (потянуться вверх, вздохнуть и опустить руки)

И сольются с небосводом.

Используют одуванчик в медицине. Причем используются и корни, и листья и сок растения . Препараты на основе одуванчика помогают от многих болезней свойствами.

Известны и косметические свойства одуванчика – маска из его -свежих листьев хорошо увлажняет кожу. А настой из цветков одуванчика помогает бороться с веснушками

Ребенок :Выпускает он листы

Широченной широты,

Держатся на стеблях крепких

Сто плодов шершавых, цепких.

Если их не оберешь,

На себе их все найдешь (лопух-карточка)

Лопух (репейник)

У этого растения несколько названий - лопух, репей или репейник. Летом лопух цветет. Его лилово-красные хохлатые цветки довольно красивы. Когда отцветут, на их месте появляются круглые корзиночки с острыми колючками-крючками. С помощью этих колючек они цепляются ко всему, что окажется рядом. Есть даже такая поговорка : «Прицепился, как репей. Из листьев лопуха готовят настойку, которой потом опрыскивают садовые растения . Такие растения дадут хороший урожай, потому что им не страшны будут гусеницы и другие вредители. Лопух большой очень часто используют в медицине. Для приготовления лекарств чаще всего используют корни, реже листья и плоды. С помощью этого растения лечат болезни , заживляют раны, укрепляют волосы. (Можно показать детям пузырек с репейным маслом) .

Даже такое простое, сорное растение как лопух , он же репей, репейник, может одарить, научить, накормить, вылечить. Берегите это зеленое богатство, растущее у нас под ногами !

Дидактическая игра «Четвертый лишний»

Физкультминутка «Аленький цветочек»

(дети выполняют движения под аудиозапись)

Есть на свете цветок алый-алый,

Яркий, пламенный, будто заря,

Самый солнечный и небывалый,

Он мечтою зовётся не зря.

Может там за седьмым перевалом

Вспыхнет свежий, как ветра глоток,

Самый сказочный и небывалый,

Самый волшебный цветок.

Самый сказочный и небывалый,

Самый волшебный цветок.

Как вы думаете ребята, где и когда собирают лекарственные растения ? Как правильно их сушить?

ЗАПОМНИТЕ ПРАВИЛА СБОРА ЛЕКАРСТВЕННЫХ ТРАВ ,

Цветки собирают, когда растение цветет .

Корневища – поздней осенью, когда плоды уже осыпались.

Собирают в сухую погоду, лучше утром, когда высохнет роса, сушат под навесом.

Нельзя собирать вблизи дорог. Они опасны, так как содержат много вредных веществ – поглощают выхлопные газы машин.

Не рвать растения , которые занесены в красную книгу. Это редкие растения , их охраняют от исчезновения.

Растения , которые детям и взрослым незнакомы, собирать в лечебных целях нельзя – это может быть очень опасно!

Но рвать и топтать их тоже не следует, они могут быть полезны некоторым животным.

Запомните крепко накрепко – ядовитые и незнакомые растения рвать нельзя !

Рефлексия.

О чем мы сегодня говорили? (о лекарственных растениях ,

Лечиться можно не только с помощью таблеток, но и лечебными травами. Но для этого надо хорошо в них разбираться и правильно заготавливать.)

На прощание пчела Майя повторяет с детьми лекарственные растения и проводит с детьми хоровод «Краски лета» , с использованием карточек лекарственных растений .

Ребенок : Лес, как сказочное царство,

Там кругом, растут лекарства ,

В каждой травке, в каждой ветке -

И микстура, и таблетки.

Ну, а чем и как лечить

Родители и воспитатели нас могут научить.

Все целебные растения .

Знают они без исключения.

Нужно только не лениться,

Нужно только научиться.

Находить в лесу растения ,

Что пригодны для лечения!

Ведь из трав лесного царства,

Люди делают лекарства .

Все ребята, молодцы, потрудились от души!

Мы закрепили наши знания о лекарственных растениях , своими умениями.

Ребенок : Растения мы знаем , бережем и охраняем,

В книгу Красную они,

Уж давно занесены.

Люди рвут их не на потеху,

Отнесут их все в аптеку.

В заключение нашей деятельности я хочу прочитать вам стихотворение о бережном отношении к природе.

Если я сорву цветок,

Если ты сорвешь цветок,

Если все : и я и ты

Если мы сорвем цветы,

Опустеют все поляны

И не будет красоты.

Природу друг мой охраняй!

Никого не обижай!

Не губи деревья ты!

Сохрани в лугу цветы!

Я подарю вам открытки с изображением лекарственных растений . Спасибо всем вам за подготовку и проведение сегодняшнего мероприятия. Все большие молодцы!

Интегрированное НОД

Лекарственные травы

Цель: Закреплять знания детей о пользе и применении лекарственных растений.

Задача:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ:
Расширять знания детей о лекарственных растениях.

Учить детей различать данные растения по внешнему виду.

С помощью эксперимента показать, что при заваривании лекарственных растений вода меняет свой цвет и вкус. Формировать представление о том, что вода при этом насыщается полезными веществами

Закреплять умение рисовать растения.

Активизировать речевой словарь по теме «Лекарственные растения».

РАЗВИВАЮЩАЯ:
Развивать связную речь, память, наблюдательность, любознательность, внимание, мышление, творческое воображение, коммуникативность, умение обобщать.

Расширять кругозор.

ВОСПИТЫВАЮЩАЯ:
Воспитывать бережное отношение к растениям, окружающей среде.

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ: развивать двигательную активность в игре, физкультминутках, формировать бережное отношение к своему здоровью, закреплять знания о ядовитых растениях.

Материалы и оборудование: иллюстрации лекарственных растений, салфетка, клеёнка, простой карандаш, гуашь, кисточки, баночки с водой, заготовки открыток, клей, атрибуты, необходимые для имитации леса, чаша и чайник.

Предварительная работа: рассматривание картинок о лекарственных растениях, беседы о пользе лекарственных растений, о правильном их сборе, игры – определи по запаху, вершки и корешки, узнай растение; экскурсия в лес, отгадывание загадок, заучивание стихотворений, заготовки: ромашки, клевера, одуванчика.

Ход занятия:

Воспитатель вместе с детьми входит в зал, оформленный под лесную поляну, на мольберте прикреплены картинки с изображением лекарственных растений.

В: Сегодня мы отправимся в сказочное путешествие на лесную полянку. Отправимся на машинах. Итак, в путь! (Дети руками имитируют рули и под музыку едут по кругу)

В: Вот остановка. Мы приехали к лесу. В лес на машинах заезжать не будем, а пойдем пешком, чтобы не потревожить лесных жителей. Посмотрите как красиво, ребята, давайте присядем на пенечки. Послушайте загадку:

«Есть растения такие,

Они вовсе не простые.

Если что-то заболит,

Эта травка исцелит.

Д: Лекарственные растения.

В: Правильно, посмотрите как много здесь красивых цветов, но я хочу рассказать, что цветами можно не только любоваться:

«Если вдруг ты заболел,

Не спеши с таблетками.

Пригласи своих друзей,

С зелеными ветками.

Они красивей и тоже лечебные,

Бывают и горькие, но очень полезные.

Издавна люди заметил, что больные животные уходят в лес, на луг, чтобы съесть какую-нибудь травку и выздороветь. Так и человек стал искать помощи у разных растений, замечать, что одни травки помогают заживлять ранки, другие лечат от кашля, третьи придают силы и здоровья. Замечали и составляли специальные книги – «Травники».

Как вы думаете, что это такое?

Д: Книга, в которую записывали все о лекарственных растениях.

В: Правильно, «Травник» - это книга, в которую записывали все о лекарственных растениях: как оно выглядит, чем полезно, какую часть растения используют, как применяют, зарисовывали вид этого растения.

В наше время тоже есть такие книги, теперь они называются справочниками лекарственных растений.

Пойдемте посмотрим на нашу красивую полянку, сколько здесь разных цветов. Давайте соберем свой травник. Отгадайте загадку:

На зеленой круглой ножке,

Вырос шарик у дорожки.

Ветерок вдруг прошуршал,

И развеял этот шар.

Д: Одуванчик.

В: Правильно, посмотрите сюда, сколько здесь одуванчиков. А вы знаете что это нужное и полезное растение. Послушайте чем полезен одуванчик. В его листьях много витаминов, он повышает аппетит.

Для чего в лечебных целях используют одуванчик?

Д: Листья и корни одуванчика помогают при кашле.

В: Давайте их соберем в корзиночку. (Дети собирают одуванчики). Найдите одуванчик среди цветов на доске, положим его в наш Травник.

Угадайте о каком растении идет речь.

Гордо держит стебельки

Тонкой елочки листы.

На верхушке стебелька

Солнышко и облака.

Д: Ромашка.

В: А давайте поиграем в игру «Собери ромашку».

(Дети делятся на две команды и собирают из лепестков ромашку).

Ребята, вы знаете какими свойствами обладает полевая ромашка.

Д: Ромашка лучший доктор при ангине, её настоем можно полоскать горло, ополаскивать волосы.

В: Найдите ромашку среди цветов на доске, положим его в наш Травник.

Про какое растение эта загадка:

Ах, не трогайте меня,

Обожгу я без огня.

Д: Крапива.

В: Кто найдет крапиву. Молодцы ребята, положим ее в наш Травник. А чем полезна крапива.

Д: В крапиве содержатся вещества, убивающие микробы, она хорошо останавливает кровь, а еще укрепляет волосы.

В: Все знают, что крапива лекарственное растение, но где же спрятаны таблетки и порошки. А таблетки и порошки спрятаны в листьях и стебле. Весной, когда витаминов мало из крапивы можно приготовить вкусные и полезные щи.

Давайте похлопаем себя по плечикам, рукам, ногам, представим, что крапива нас ужалила.

В: Кто угадает это растение?

Каждый лист мой любит тропки,

У обочины дорог.

Он однажды людям добрым,

Раны вылечить помог.

Д: Подорожник.

Найдите это растение. Положим его в наш Травник. Кто догадался, почему это растение так называется.

Д: Потому что чаще всего он растет вдоль дорог.

В: Подорожник называют зеленым бинтом, почему?

Д: При порезах, ранках, ушибах поможет лист подорожника, его нужно сполоснуть и приложить к больному месту.

В: Следующая загадка:

Спроси теленка и барашка,

Цветка вкусней на свете нет.

Ведь не случайно красной кашкой,

Зовут на вкус и цвет.

Д: Клевер.

В: Посмотрите на нашу полянку, найдите и соберите клевер в нашу корзиночку. (Дети собирают цветы).

Клевер – красивое ароматное растение, его любят и дети и пчелы, что лечат этим растением?

Д: Настоем клевера лечат раны, полощут горло. Клевер помогает при простуде.

В: Положите это растение в наш Травник.

На доске остались еще картинки растений, вспомните как они называются.

(Дети называют растения).

Положим их в травник.

В: Молодцы ребята. Василек поможет снизить температуру, отваром душицы лечат горло, в плодах шиповника много витаминов «С», отвар из него укрепляет организм, придает силу, настой тысячелистника улучшает кровь, отвар из него используют для улучшения аппетита. Какой красивый ландыш, а вы знаете, что плоды ландыша и все растение ядовиты, но ядовитое растение помогает людям. Из ландыша делают капли от боли в сердце, но лечиться самостоятельно этим растением нельзя, только по назначению врача.

Молодцы ребята, вот у нас с вами и получился настоящий травник и мы его поставим в наш экологический уголок.

Слышится кашель. Входит Красная шапочка.

К.Ш.: Здравствуйте, дети. Я гуляла в лесу и простудилась. Помогите мне пожалуйста вылечиться.

В: Красная шапочка, а что у тебя болит?

К.Ш.: у меня болит горло и я кашляю.

В: Дети, давайте поможем вылечиться Красной шапочке. Ведь теперь у нас есть травник и вы знаете какое лекарственное растение от каких недугов поможет. Ну, ребята, из каких растений приготовим лекарство для Красной шапочки? (Можно из ромашки, клевера, одуванчика.)

(Эксперимент).

В: Красная шапочка, у нас с ребятами есть волшебный цветок, в нем собраны лекарственные травы, такие как ромашка, одуванчик, клевер, он настолько лечебный, как раз очень поможет тебе.

(Воспитатель заваривает траву в прозрачный чайник).

В: Посмотрите на наш лечебный чай, вода меняет свой цвет, цветок отдает свои целебные свойства воде и наш цветочек раскрывает свои лепестки. Этим отваром мы вылечим Красную шапочку.

(Физкультминутка «Цветки»).

Повторяйте за мной движения.

Наши алые цветки,

Распускают лепестки. (Дети поднимают руки)

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет. (Дети раскачивают поднятыми вверх руками).

Наши алые цветки,

Закрывают лепестки. (Дети приседают)

Тихо засыпают, головой качают. (Дети качают головой)

(дети встают).

К.Ш.: Какие вы молодцы, я и не знала, что растения такие полезные, спасибо.

В: Красная шапочка, а наши ребята споют тебе песенку про лекарственные растения, чтобы ты знала какие травы от каких недугов лечат.

К.Ш.: До свидания, ребята, мне пора к моей бабушки, спасибо вам за помощь.

В: А теперь, ребята сядем в наши машины и поедем в наш любимый детский сад. Только не забудем наши цветы и наш Травник.

Вот мы и приехали, приглашаю в нашу мастерскую.

В: Мы говорили сегодня о лекарственных растениях, поэтому предлагаю сделать открытку с изображением лекарственных трав. Цветы мы привезли из лес, цветок наклеем на открытку, с помощью карандаша нарисуем стебель и листья и закрасим все гуашью. (Дети приступает к работе, звучит музыка).

Итог:

О чем сегодня мы с вами говорили? И т.д.

Лучше доктора любого,

Лечит скуку и тоску.

Чашка вкусного, парного,

Самоварного чайку.

Чтобы гости не скучали, угостим-ка мы их чаем. Всех гостей мы угощаем ароматным чаем.

Приглашаем всех отведать ароматный чай из мяты и душицы.

(Дети дарят открытки гостям).

Поделиться: