Гигиенические требования и нормативы качества питьевой воды. Установка современных приборов количественного и качественного учета потребления воды

Разве можно употреблять такую воду для приготовления пищи или умываться ей? Конечно, нет. А раз так, то и платить за неё нет никакого резона. Мало кто знает, но в законе РФ существуют нормы и правила, регулирующие качество поступающей в дома воды; и, если ими умело пользоваться, можно реально «очистить» свой водопровод.

Закон всё-таки писан

С принятием действующего Жилищного кодекса РФ Правительство Москвы утвердило и новые Правила предоставления коммунальных услуг (далее - КУ) гражданам, где четко указано, каким образом должны предоставляться КУ и как должна изменяться плата, если услуга оказывается некачественно (Постановление Правительства Российской Федерации № 307 от 23.05.2006 г. «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам»).

Вот, например, выдержки из Постановления, которые касаются проблемы некачественной воды:

«Холодное водоснабжение - круглосуточное обеспечение потребителя холодной питьевой водой надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение либо до водоразборной колонки. Горячее водоснабжение - круглосуточное обеспечение потребителя горячей водой надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение».

Как видно из п.6 Правил, вода все же ДОЛЖНА БЫТЬ надлежащего качества. А п.7. тех же Правил указывает на тех, кто несет ответственность за режим и качество подачи холодной и горячей воды. Это ресурсоснабжающие организации (Исполнитель).

Одновременно с этим у нас, как у Потребителей, есть права, четко прописанные в п. 51:

Получать в необходимых объемах КУ надлежащего качества, безопасные для его жизни, здоровья, не причиняющие вреда его имуществу;

Получать от Исполнителя акт о непредоставлении или предоставлении КУ ненадлежащего качества и об устранении выявленных недостатков в установленные сроки;

Требовать от Исполнителя возмещения убытков и вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу Потребителя вследствие непредоставления и предоставления КУ ненадлежащего качества, а также морального вреда в порядке и размерах, определяемых в соответствии с законодательством РФ.

За воду - в бой!

А раз у нас есть права, нужно научиться их отстаивать. И первое , что должен для этого уяснить каждый потребитель, - это то, что вода по составу и свойствам ВСЕГДА должна соответствовать санитарным нормам. Отклонение от санитарных норм не допускается. При несоотвествии состава и свойств воды санитарным нормам и правилам плата НЕ ВНОСИТСЯ за каждый день предоставления КУ ненадлежащего качества (независимо от показаний приборов учета).

Второе . В случае непредоставления КУ или предоставления ненадлежащего качества, ВЫ уведомляете об этом аварийно-диспетчерскую службу (далее - АДС) исполнителя или иную службу, указанную исполнителем.

Третье . Уведомить АДС можно как письменно, так и устно (в т.ч. по телефону), все заявки подлежат регистрации. При этом вы обязаны сообщить свои ФИО, точный адрес проживания, а также вид непредоставленной или предоставленной ненадлежащего качества КУ. Сотрудник АДС обязан принять заявку, сообщить свои ФИО, номер заявки и время ее приема.

Четвёртое . Если сотруднику АДС известны причины непредоставления или предоставления КУ ненадлежащего качества, он обязан сообщить об этом вам и сделать соответствующую отметку в журнале регистрации заявок. Эта отметка является основанием для признания исполнителем факта непредоставления или предоставления КУ ненадлежащего качества.

Пятое . Если же причины непредоставления или предоставления КУ ненадлежащего качества неизвестны, сотрудник АДС обязан согласовать с вами точное время и дату установления факта непредоставления или проверки качества предоставления КУ. По результатам проверки составляется акт, который подписывается вами и исполнителем (или его представителем).

Шестое . Если вы и исполнитель (или его представитель) не пришли к единому решению по качеству предоставления КУ, то определяются новое время и дата оценки качества предоставления КУ. Для оценки приглашается представитель госжилинспекции и представитель Роспотребнадзора. По результатам повторной оценки качества предоставления КУ составляется акт, который подписывается вами и исполнителем (или его представителем).

В акте указываются нарушения параметров качества, время и дата начала непредоставления или предоставления КУ ненадлежащего качества.

Датой начала непредоставления или предоставления КУ ненадлежащего качества считается:

а) время подачи потребителем в АДС заявки;

б) время, указанное в первичном акте, составленном исполнителем, - в случае выявления исполнителем факта предоставления КУ ненадлежащего качества.

А теперь, внимание

Составленный и подписанный обеими сторонами акт - это основание для перерасчета платы за КУ, а также для уплаты исполнителем неустойки за нарушение своих обязательств в размере, установленном федеральными законами и договором.

Акт о непредоставлении или предоставлении КУ ненадлежащего качества или акт о причинении ущерба жизни, здоровью и ВАШЕМУ имуществу или совместно проживающих с вами лиц, составляется в 2 экземплярах, один из которых остается у вас, второй - у исполнителя.

Период предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества считается оконченным:

а) со дня подписания ВАМИ акта об устранении недостатков предоставления КУ;

б) с момента возобновления предоставления КУ надлежащего качества, зафиксированного соответствующим прибором учета.

При этом исполнитель несет установленную законодательством РФ ответственность за нарушение качества и порядка предоставления КУ, а это значит, что ВЫ вправе потребовать от исполнителя уплаты неустойки (штрафов, пеней) в соответствии с законодательством о защите прав потребителей.

* Анна Николаева - юрист, специалист в области гражданского права.

Жильцы нередко сталкиваются с ситуацией, когда температура горячей воды, бегущей из-под крана, не соответствует установленным законодательно нормативам.

Качественное оказание коммунальных услуг – обязанность управляющей компании. В случае нарушения прав и интересов квартиросъёмщиков или владельцев квартир необходимо принять определённые меры – обжаловать действия или бездействие УК.

Какая норма установлена для горячего потока?

Одним из самых дорогих пунктов, содержащихся в квитанции на оплату ЖКУ, является горячее водоснабжение.

Его стоимость формируется из расчёта объёма потраченной человеком воды и установленного в регионе тарифа на услуги. Если в помещении отсутствует счётчик, платить придётся по нормативу потребления.

На основании санитарных правил и норм, действующих на территории Российской Федерации, температура горячей воды, подаваемой в жилые дома, должна находиться в пределах от 60 до 75 °C.

Данная норма установлена требованиями Сан Пин 2.1.4.249609. Подобный диапазон температур считается наиболее безопасным, так как позволяет обеспечивать защиту от болезнетворных бактерий.

Согласно правилам предоставления ЖКУ, отклонения от принятой нормы допустимы:

  • на 5 °C (с полуночи до 5 часов утра);
  • на 3 °C (в остальное время суток).

Если температура горячей воды снижена, вы вправе требовать исправления ситуации, а также перерасчёта суммы, указанной в квитанции. Например, если температура понизилась до 40 °C, величина оплаты должна происходить по тарифу, установленному за холодный поток.

Как определить, что температура горячей воды не соответствует норме?

Определить температуру воды из-под крана можно с помощью установки счётчика с термодатчиками, вызова представителя ЖКХ или УК, обслуживающих ваш дом, или найма независимого специалиста.

Данные, полученные с помощью счётчика с термодатчиком, не могут быть использованы для обращения в суд или иную государственную инстанцию, уполномоченную разбираться с подобными вопросами.

Именно поэтому важно изначально вызвать специалиста, способного сделать замеры и предоставить жильцу на руки . Если горячая вода не соответствует норме, это будет отображено в документе.

Проверку необходимо производить в присутствии как минимум 2 свидетелей (например, соседей). С этой целью не привлекаются родственники гражданина, вызвавшего специалиста.

Причинами подобного несоответствия могут быть:

  • технические неисправности;
  • некачественное предоставление коммунальных услуг УК или ЖКХ;
  • авария на теплосети;
  • конструктивный недостаток системы водоснабжения в вашем доме.

Если предварительно вы хотите самостоятельно убедиться в несоответствии температуры горячего потока принятой норме, откройте кран, дайте воде протечь минуты три, затем наполните небольшую ёмкость и опустите в неё бытовой термометр. Результат будет ясен через пару минут.

Если в результате проверки специалиста УК или не выявлено отклонений от нормы, но вы не согласны с данным заключением, обратитесь в соответствующую организацию с требованием провести независимую экспертизу.

Отказ сотрудника компании или коммунальной службы выехать на проверку рассматривается как бездействие уполномоченного лица.

Куда жаловаться, когда горячая вода не соответствует норме?


На неправомерные действия либо бездействие представителей управляющей компании и сотрудников ЖКХ составляется .

Подать её нужно непосредственно в организации, занимающиеся предоставлением ЖКУ в вашем доме. Если горячая вода не соответствует норме, претензия составляет на имя руководства.

Если проблема с водоснабжением по-прежнему не решена, гражданину необходимо составить на действия УК и/или ЖКХ, а затем отправить её в одну из следующих инстанций:

  • Государственную жилищную инспекцию (иначе ГЖИ);
  • Роспотребнадзор;
  • прокуратуру;
  • местную администрацию.

Законом не запрещено предоставлять жалобу одновременно в несколько государственных органов. В крайнем случае подаётся исковое заявление в суд.

Что делать, когда горячая вода не соответствует норме?

Имея на руках акт замера температуры горячего потока, заинтересованное лицо вправе обратиться в любую из перечисленных выше инстанций с жалобой или подать в суд соответствующее исковое заявление.

Предварительно следует попытаться договориться с УК или ЖКХ об исправлении возникшей неисправности. Отсутствие действий со стороны компании, обслуживающей дом – основание для подачи жалобы в ГЖИ.

Обращение в любую из перечисленных выше инстанций должно сопровождаться предоставлением определённых бумаг, среди которых:

  • , оформленный специалистом;
  • копия претензии, направленной в УК или ЖКХ;
  • письменный ответ управляющей компании об отказе в исправлении возникшей ситуации (если имеется);
  • прочие доказательства несоответствия температуры воды установленному законом нормативу.

В претензии к УК, жалобе в вышестоящую инстанцию и исковом заявлении в суд обязательно указание просьбы об исправлении ситуации (восстановления нужной температуры потока) и перерасчёте стоимости оплаты ЖКУ, указанной в ежемесячной квитанции.

Настаивать на перерасчёте можно и в случае, если горячей либо холодной воды не было совсем.

Вы обратились с жалобой на УК в вышестоящую инстанцию (к примеру, ГЖИ или администрацию), но проблема до сих пор не решена уже в течение нескольких недель?

Обжаловать можно и действия или бездействие сотрудников данных государственных органов. В этом случае жалоба подаётся в прокуратуру, суд и/или Роспотребнадзор.

Решение, принятое судом в отношение УК и иной инстанции, подлежит обязательному выполнению.

Некачественное предоставление ЖКУ жильцам – серьёзное правонарушение, за которое должностное лицо обязано понести соответствующее наказание (обычно это назначение штрафного взыскания).


Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:
председательствующего Нестеровой М.В.,
судей Кабировой Е.В., Ночевника С.Г.,
при секретаре Д.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе муниципального унитарного предприятия "Управление жилищно-коммунальным хозяйством МО "Виллозское сельское поселение" на решение Ломоносовского районного суда Ленинградской области от 25 февраля 2013 года, которым удовлетворено исковое заявление Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ленинградской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к муниципальному унитарному предприятию "Управление жилищно-коммунальным хозяйством МО "Виллозское сельское поселение" о признании действий по поставке некачественной холодной и горячей воды в д. <адрес> Ломоносовского района Ленинградской области противоправными и прекращении противоправных действий.

Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Ночевника С.Г., объяснения представителя ответчика МУП "УЖКХ МО "Виллозское сельское поселение" и третьего лица администрации МО "Виллозское сельское поселение" С., возражения представителя истца Управления Роспотребнадзора по ЛО К., судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда

установила:

Управление Роспотребнадзора по ЛО обратилось в Ломоносовский районный суд Ленинградской области с иском к МУП "УЖКХ МО Виллозское СП" об обязании прекратить противоправные действия, выразившиеся в оказании услуг питьевого холодного и горячего водоснабжения ненадлежащего качества, путем предоставления потребителям качественной холодной и горячей воды, посредством установки системы водоподготовки на ВНС д. <адрес>, соответствующей требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества", СанПиН 2.1.4.2496-09 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения", обязании произвести перерасчет размера платы за некачественные коммунальные услуги в виде питьевого холодного и горячего водоснабжения, по заявлениям граждан, обязании довести до сведения потребителей решение по данному делу через средства массовой информации .

В обоснование иска указало, что в результате проверки установлено нарушение МУП УЖКХ МО "Виллозское СП" прав неопределенного круга потребителей при оказании услуг по поставке холодной и горячей воды ненадлежащего качества. В хозяйственном ведении МУП УЖКХ МО "Виллозское СП" находятся и указанной организацией эксплуатируются водонасосные сооружения и котельная. По результатам проведенных лабораторных исследований установлено, что качество питьевой воды и горячего водоснабжения не соответствует требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01, СанПиН 2.1.4.2496-09, а именно, за период с 2011 года питьевая вода не соответствует норме по микробиологическим, химическим и радиационным показателям. Таким образом, ответчик предоставляет потребителям (жителям д. <адрес> в количестве около 2000 человек) услуги по поставке холодной и горячей воды ненадлежащего качества (л.д. 5 - 9).

Решением Ломоносовского районного суда Ленинградской области от 25 февраля 2013 года исковое заявление Управления Роспотребнадзора по ЛО удовлетворено (л.д. 158 - 167).

Не согласившись с постановленным судом решением, ответчик подал апелляционную жалобу с требованием решение Ломоносовского районного суда Ленинградской области от 25.02.2013 отменить и направить дело на новое рассмотрение или принять по делу новое решение. В жалобе указал, что судом дана неправильная оценка того, что причиной некачественной воды в д. <адрес> является именно отсутствие системы водоподготовки как горячей, так и холодной воды. Суд неправомерно не принял во внимание, что на ВНС в д. <адрес> производится водоподготовка как холодной, так и горячей воды. Суд не учел тот факт, что вода, прошедшая водоподготовку на ВНС, соответствует требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01. Суд необоснованно не принял во внимание факт того, что вода, поступающая населению ухудшает свои качества после того, как прошла по трубам. Решение суда невозможно исполнить, поскольку система водоподготовки на ВНС в д. <адрес> имеется (л.д. 168 - 169).

Присутствовавший в судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика МУП "УЖКХ МО "Виллозское сельское поселение" и третьего лица администрации МО "Виллозское сельское поселение" С. доводы апелляционной жалобы поддержали и просили решение суда отменить.

Представитель истца Управления Роспотребнадзора по ЛО К. возражал против удовлетворения апелляционной жалобы и полагал решение суда законным и обоснованным.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда приходит к следующему.

Исходя из положений ст. 19 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также иных систем, обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.

Согласно ст. 23 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" организация, осуществляющая холодное водоснабжение с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, обязана подавать абонентам питьевую воду, соответствующую установленным требованиям, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и частью 7 статьи 8 настоящего Федерального закона.

В силу п. 98 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" при предоставлении в расчетном периоде потребителю в жилом или нежилом помещении или на общедомовые нужды в многоквартирном доме коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также при перерывах в предоставлении коммунальной услуги для проведения ремонтных и профилактических работ в пределах установленной продолжительности перерывов размер платы за такую коммунальную услугу за расчетный период подлежит уменьшению вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги.

Требования к качеству коммунальных услуг, допустимые отступления от этих требований и допустимая продолжительность перерывов предоставления коммунальных услуг, а также условия и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, приведены в приложении N 1 к настоящим Правилам.

В п. 1.2 приложения N 1 указано, что отклонение состава и свойств холодной воды от требований законодательства РФ о техническом регулировании не допускается.

В соответствии с п. 103 Правил, если исполнителем является ресурсоснабжающая организация, которая в соответствии с договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, не осуществляет обслуживание внутридомовых инженерных систем, то такая организация производит изменение размера платы за коммунальную услугу в том случае, если нарушение качества коммунальной услуги и (или) перерывы в предоставлении коммунальной услуги возникли до границы раздела элементов внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения. В указанном случае, если нарушение качества коммунальной услуги и (или) перерывы в предоставлении коммунальных услуг, превышающие их установленную продолжительность, возникли во внутридомовых инженерных системах, то изменение размера платы за коммунальную услугу не производится, а потребители вправе требовать возмещения причиненных им убытков, в том числе вызванных внесением платы за непредоставленную коммунальную услугу или коммунальную услугу ненадлежащего качества с лиц, привлеченных собственниками помещений в многоквартирном доме или собственниками жилых домов (домовладений) для обслуживания внутридомовых инженерных систем.

Как следует из материалов дела и судом первой инстанции установлено, 01.03.2011 между МУП "УЖКХ МО "Виллозское сельское поселение", как ресурсоснабжающей организацией, и МУП "УК МО "Виллозское сельское поселение", как абонентом, заключен договор ресурсоснабжения. Предметом договора является подача для жителей Виллозского сельского поселения питьевой и горячей воды, тепловой энергии, прием и отведение сточных вод (л.д. 15).

01.06.2011 администрацией МО "Виллозское сельское поселение" заключен договор управления многоквартирными домами с МУП "УК МО "Виллозское сельское поселение" (л.д. 10).

На основании постановления главы администрации МО "Виллозское сельское поселение" N 207 от 14.10.2011 МУП "УК МО "Виллозское сельское поселение" присоединено к МУП "УЖКХ МО "Виллозское сельское поселение" (л.д. 30).

Согласно экспертному заключению N 50 от 21.05.2012 в пробе воды в д. <адрес> в сети выявлено превышение нормативных значений по показателю жесткость, после водоподготовки превышение нормативных значений по показателям жесткость, остаточный хлор (л.д. 47 - 48).

Экспертным заключением N 92 от 28.12.2011 установлено, что пробы питьевой воды, отобранные по адресу: д. <адрес> не соответствуют требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 (л.д. 62).

Согласно экспертному заключению N 22 от 07.02.2013 пробы питьевой воды, ХВС и ГВС, отобранные в д. <адрес> не соответствуют требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01, СанПиН 2.1.4.2496-09 по показателям: мутность, цветность, железо, запах, температура горячей воды (л.д. 129).

В судебном заседании суда первой инстанции представитель ответчика и третьего лица С. не оспаривала, что вода не соответствует качеству по мутности и содержанию железа (л.д. 124).

Оценив в совокупности представленные сторонами доказательства и руководствуясь положениями ст. 67 ГПК РФ суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что холодная и горячая вода, поставляемая ответчиком жителям д. <адрес>, не соответствует требованиям СанПиН по показателям мутности, цветности и железа.

Доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном применении норм материального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.

Ссылаясь в апелляционной жалобе на наличие хлораторной установки, податель жалобы указывал, что вопрос об установке фильтров для очистки от химических загрязнений, в том числе железа, только рассматривался. Каких-либо доказательств принятия мер по приведению качества воды по показателю содержание железа в норму, ответчиком ни суду первой инстанции, ни суду апелляционной инстанции не представлено.

Ненадлежащее содержание ответчиком водопроводных сетей, переданных ему по договору от 08.07.2010 в хозяйственное ведение (л.д. 23), вопреки доводам апелляционной жалобы не освобождает ответчика от обязанности поставлять потребителям воду надлежащего качества.

Иные доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат, сводятся к выражению несогласия с произведенной судом оценкой доказательств, не опровергают изложенных выводов, следовательно, не могут быть положены в основу отмены законного и обоснованного судебного постановления.

Таким образом, правоотношения сторон и закон, подлежащий применению определены судом правильно, обстоятельства, имеющие значение для дела установлены на основании представленных доказательств, оценка которым дана с соблюдением требований ст. 67 ГПК РФ, подробно изложена в мотивировочной части решения, в связи с чем доводы апелляционной жалобы по существу рассмотренного спора, не подрывают правильности выводов суда, не могут повлиять на правильность определения прав и обязанностей сторон в рамках спорных правоотношений, не свидетельствуют о наличии оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, к отмене состоявшегося судебного решения.

Руководствуясь ст. 327.1, ст. 328, ст. 329, ст. 330, ст. 220 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда

определила:

решение Ломоносовского районного суда Ленинградской области от 25 февраля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика муниципального унитарного предприятия "Управление жилищно-коммунальным хозяйством МО "Виллозское сельское поселение" без удовлетворения.

В последнее время карабашцы проявляют беспокойство в отношении качества питьевой воды. И не без оснований. В июле вода вдруг приобрела коричневый цвет, а затем стала желто-зеленой.

Ирина ТУМАНОВА

Как сообщил ведущий специалист-эксперт ТОУ Федеральной службы по надзору в сфере прав потребителей и благополучия населения по Челябинской области в Миассе и Карабаше Владимир Макаревич, до июня нынешнего года питьевая вода соответствовала всем требуемым нормам и по санитарно-химическим, и по микробиологическим показателям.

В июле ситуация в корне изменилась: питьевая вода перестала соответствовать требованиям безопасности как по санитарно-химическим, так и по микробиологическим показателям.

Результаты лабораторных исследований показали, что вода полностью не соответствует нормам безопасности. Если на этот же период прошлого года (восемь месяцев) питьевая вода в Карабаше не соответствовала по санитарно-химическим показателям в 15,6 процента проб, а по микробиологическим в 21,9 процента проб, то в этом году несоответствие составило 34,2 процента и 39 процентов соответственно.

Это тревожная ситуация, которая требует срочного вмешательства контролирующих органов.

Как пояснил Владимир Макаревич, на сегодняшний день, действия ТОУ Федеральной службы по надзору в сфере прав потребителей и благополучия населения по Челябинской области в Миассе и Карабаше заключаются в проведении повторного анализа питьевой воды, который будет произведен уже в сентябре. Если результаты анализа окажутся вновь плохими - это послужит поводом для обращения в прокуратуру за разрешением на проведение проверок.

В связи с выходом Федерального закона №416 от 7 декабря 2011 года "О водоснабжении и водоотведении" в адрес администрации городского округа было направлено уведомление на имя главы города о неудовлетворительном качестве питьевой воды и отсутствии программы производственного контроля качества воды в МУП "Карабашское коммунальное предприятие". Никакой реакции от администрации не последовало. К сожалению, отметил Владимир Петрович, должностные лица администрации городского округа устранились от осуществления контроля за качеством питьевой воды.

Ухудшение качества питьевой воды Владимир Петрович связывает с производством ремонтных работ на системе водоснабжения. Еще одной причиной ухудшения качества воды могло стать большое количество паводковых вод, образовавшихся в результате проливных дождей.

Использовать в настоящее время воду для питья нельзя. Впрочем, нельзя ее использовать и для хозяйственных нужд. Например, для стирки вода не пригодна из-за цветности, а использование ее для мытья посуды и вовсе опасно для здоровья.

Воду из-под крана сегодня использовать не рекомендуется, - говорит Владимир Макаревич. - Ее необходимо набирать в емкости, отстаивать, фильтровать и в обязательном порядке кипятить.

Естественно, что жителей города подобное положение не устраивает, с учетом того, что они ежемесячно оплачивают услугу водоснабжения в соответствии с предоставляемыми МУП "Карабашское коммунальное предприятие" счетами (счета предъявляются Центром по расчету коммунальных услуг по сведениям предприятия - поставщика услуги). Оплачивать потребители должны качественную услугу, каковой настоящее водоснабжение назвать никак нельзя. МУП "Карабашское коммунальное предприятие" не выполняет в должной мере водоподготовку - технологический процесс обработки воды для приведения ее качества в соответствие установленным нормативам безопасности питьевой воды.

Жители Карабаша не желают мириться со сложившейся ситуацией и в своих обращениях в редакцию часто интересуются, что они, как потребители, могут предпринять?

Как пояснил Владимир Макаревич, у потребителей есть право предъявлять вполне обоснованные претензии к предприятию и требовать от него обеспечения питьевой водой надлежащего качества. Для этого каждый потребитель должен обратиться с заявлением в Роспотребнадзор о том, что питьевая вода не соответствует нормам качества. Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии" произведет забор воды для анализа, с результатом которого потребитель может обратиться сначала к поставщику некачественной услуги, а если обращение не принесет результата - в суд.

Кстати, в судебной практике имеются прецеденты, когда нерадивых поставщиков услуг наказывали.

А пока в Карабаше качество питьевой воды оставляет желать лучшего.

Пока материал готовился к печати, карабашцы нашли еще одно подтверждение тому, что воду из крана пить небезопасно. В приготовленной для кипячения воде, набранной из водопроводного крана, одна из жительниц города обнаружила живую улитку. Так что стоит обращать внимание не только на цвет воды, но и на наличие в ней "живности".

Качество питьевой воды служит основой эпидемической безопасности и здоровья населения. Доброкачественная вода является показателем высокого санитарного благополучия и жизненного уровня населения, обеспеченного централизованным водоснабжением. В развитых странах качеству питьевой воды государство и органы здравоохранения уделяют особое внимание.

Питьевая вода должна соответствовать СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества». Данные санитарные правила применяются в отношении воды, предназначенной для потребления населением в питьевых и бытовых целях, для использования в процессах переработки продовольственного сырья и производства пищевых продуктов, их хранении и торговли, а также для производства продукции, требующей применения воды питьевого качества.

Питьевая вода, реализуемая населению в бутылях, контейнерах, пакетах, должна отвечать требованиям СанПиН 2.1.4.1116-02 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды, расфасованной в емкости. Контроль качества».

Питьевая вода должна иметь благоприятные органолептические свойства, безвредна по химическому составу, быть безопасна в эпидемическом и paдиационном отношении.

Органолептические показатели питьевой воды. Питьевая вода должна обладать хорошими органолептическими свойствами, т.е. быть прозрачной, бесцветной, неокрашенной, без привкусов и запаха, иметь освежающую температуру и не содержать видимых примесей.

Температура воды. Оптимальной для физиологических потребностей человека температурой питьевой воды является 8-15 оС. Она оказывает приятное освежающее действие, лучше утоляет жажду, быстрее всасывается, стимулирует секреторную и моторную деятельность желудочно-кишечного трата. Температура воды 25 оС плохо утоляет жажду, температура 25-35 оС неприятна и вызывает рвотный рефлекс.

Нормирование органолептических свойств воды ведется по двум направлениям: по интенсивности восприятия человеком запаха, привкуса, цветности и мутности, а также по концентрации в воде химических веществ, влияющих на ее органолептические свойства.

Запах воды. Характер и интенсивность запаха определяют по ощущению воспринимаемого запаха. Различают две группы запахов: запахи естественного и искусственного происхождения.

Запахи естественного происхождения обусловлены живущими и отмирающими в воде организмами, влиянием берегов, дна, почв, грунтов и т.д. Так, присутствие в воде растительных остатков придает ей землистый, илистый или болотный запах; при цветении вода имеет ароматический запах; наличие сероводорода придает воде запах тухлых яиц; при гниении органических веществ или загрязнении ее нечистотами возникает гнилостный, сероводородный или фекальный запах.

Запахи искусственного происхождения возникают при загрязнении воды промышленными и другими сточными водами (фенольный, камфорный, аптечный, хлорный, металлический, бензиновый и т.п.).

Интенсивность запаха питьевой воды оценивается по 5-ти балльной системе, представленной в табл. 1. Запах воды не должен превышать 2-х баллов.

Таблица 1

Продолжение табл. 1

Вкус и привкус. Питьевая вода должна быть приятной, иметь освежающий вкус без какого-либо постороннего привкуса. Вкус воды зависит от минерального состава воды, температуры ее и растворенных газов. Различают четыре основных вкусовых ощущения: соленое, кислое, сладкое, горькое. Все другие вкусовые ощущения называются привкусами (щелочной, металлический, хлорный, вяжущий и т.д.). Определение вкуса и привкуса производится в заведомо безопасной воде при температуре 20 оС, а в сомнительных случаях воду кипятят в течение 5 мин и охлаждают.

Гигиеническое значение запахов и привкусов воды состоит в том, при их интенсивности выше 2 баллов ограничивается водопотребление; искусственные запахи и привкусы могут быть показателями загрязнения воды сточными водами; естественные запахи и привкусы выше 2 баллов свидетельствуют о наличии в воде биологически активных веществ, выделяемых синезелеными водорослями.

Цветность - природное свойство воды, обусловленное наличием гуминовых веществ, которые образуются при разрушении органических соединений в почве, вымываются из нее, поступают в открытые водоемы и придают им окраску от желтоватого до коричневого цвета. Поэтому цветность присуща воде открытых водоемов и резко увеличивается в паводковый период. Окраску воде могут придавать соединения железа (желто-зеленоватое окрашивание), цветущие водоросли, взвешенные вещества, загрязнения сточными водами и др. Цветность питьевой воды определяют фотометрическим путем, она не должна быть выше 20о, тогда вода считается бесцветной.

Гигиеническое значение цветности состоит в том, что при цветности выше 35о ограничивается водопотребление; увеличение или уменьшение цветности подземных вод свидетельствует об их загрязнении; цветность является показателем эффективности обесцвечивания воды на водопроводных сооружениях.

Мутность воды зависит от наличия в воде взвешенных частиц минерального или органического происхождения. Повышенная мутность ограничивает водопотребление, свидетельствует о загрязнении природных вод. Мутность является показателем эффективности процесса осветления воды на очистных сооружениях.

Органолептические показатели питьевой воды должны соответствовать нормативам, представленным в табл. 2.

Таблица 2

_____

Примечание: величина, указанная в скобках, может быть установлена на основании санитарно-эпидемиологической обстановки.

К химическим веществам, способным ухудшить органолептические свойства воды, относятся природные минеральные элементы (хлориды, сульфаты, железо, медь, цинк, соли кальция и магния), а также некоторые химические вещества, добавляемые к питьевой воде в процессе ее обработки (соединения алюминия, полиакриламиды и др.), поэтому установлены предельные нормативы содержания таких веществ (табл. 3, 4).

Изменение органолептических показателей воды оказывает неблагоприятное влияние на человека и может привести к ухудшению санитарного состояния воды (например, повышение мутности воды снижает бактерицидное действие хлорирования).

Химические показатели питьевой воды. Безвредность питьевой воды по химическому составу определяется по 3 группам нормативов: обобщенные показатели; содержание химических веществ, образующихся в процессе обработки воды; содержание химических веществ, поступающих в результате хозяйственной деятельности человека.

1. Обобщенные показатели и содержание вредных химических веществ, наиболее часто встречающихся в природных водах на территории России, а также веществ антропогенного происхождения, получивших глобальное распространение, представлены в табл. 3.

Таблица 3

Обобщенные показатели и содержание вредных химических веществ

В питьевой воде

Продолжение табл. 3

_____

Примечания:

1. Лимитирующий признак вредности вещества, по которому установлен норматив: «с.-т.» - санитарно-токсикологический, «орг.» - органолептический.

2. Величина, указанная в скобках, может быть установлена на соответствующей территории в зависимости от обстановки.

3. Классы опасности вещества: 1 класс - чрезвычайно опасный, 2 - высокоопасный, 3 - опасный, 4 - умеренно опасный.

Из обобщенных показателей воды важное в гигиеническом отношении значение имеет жесткость. Она зависит от степени минерализации воды, т.е. содержания в ней солей кальция и магния. Жесткость измеряется в мг/экв/л (1 мг/экв = 28 мг/л СаО) или в градусах (1 градус = 10 мг/л СаО). Воду с жесткостью до 3,5 мг/экв/л (10°) считают мягкой, от 7 до 14 мг/экв/л - жесткой и выше 14 мг/экв/л (40°) - очень жесткой.

Жесткость воды снижает вкусовые достоинства и усвояемость приготовленной пищи. Так, овощи и мясо, сваренные в жесткой воде, плохо перевариваются в результате образования труднорастворимых соединений белка с солями кальция и магния; ухудшаются вид и вкус чая. Жесткая вода образует нерастворимый осадок на трубах горячего водоснабжения и посуде, усложняя уход за ними. Выявлена связь между употреблением жесткой воды и повы-шенной заболеваемостью мочекаменной болезнью. Допустимая жесткость воды не должна превышать 7 мг/экв/л.

К числу природных химических веществ, имеющих большое физиологическое значение относятся фтор. Так, при повышенном содержании фтора в почве и, следовательно, в воде (более 1,5 мг/л) развивается заболевание флюороз, внешним признаком которого является появление пятен на зубной эмали; при содержании фтора в количестве менее 0,5 мг/л возникает кариес зубов.

В СанПиН 2.1.4.1116-02 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды, расфасованной в емкости» включены также нормы ПДК для ряда химических веществ, наиболее опасных для здоровья человека, таких как бериллий, ртуть, свинец, молибден, мышьяк, стронций и др., которые могут стать причиной хронических интоксикаций человека. ПДК этих элементов в питьевой воде определены в зависимости от степени их токсического действия и кумулятивных свойств (способности к накоплению в организме).

Из числа возможных химических загрязнителей питьевой воды важное гигиеническое значение имеют нитраты. Нитраты могут содержаться в глубоких подземных водах как их естественный компонент, однако основным источником накопления нитратов в водоемах являются продукты разложения органических веществ сточных вод. Следовательно, количество нитратов в воде служит косвенным показателем загрязнения ее органическими веществами бытового происхождения. Значение нитратов, как санитарного показателя качества воды, а также их токсичность (развитие метгемоглобинемии у детей) при значительном повышении концентрации нитратов послужили основанием для их ограничения в питьевой воде (до 45 мг/л по иону NO3).

2. Содержание вредных химических веществ, поступающих и образующихся в воде в процессе ее обработки в системе водоснабжения. Эта группа объединяет токсические вещества, присутствие которых обусловлено добавлением реагентов с целью осветления, обесцвечивания и обеззараживания воды или проведением одного из видов специальной обработки (умягчения, фторирования и др.). Так, для очистки питьевой воды используется синтетический органический флокулянт - полиакриламид (ПАА), остаточные количества которого в питьевой воде не должны превышать 2 мг/л (табл. 4).

Таблица 4

Радиационные показатели питьевой воды. Радиационная безопасность питьевой воды должна соответствовать нормативам, представленным в табл. 5.

Таблица 5

Идентификация присутствующих в воде радионуклидов и измерение их индивидуальных концентраций проводится при превышении нормативов общей активности.

Таблица 6

Поделиться: