Санитарные требования к школьной мебели. Гигиенические требования к школьной мебели и оборудованию классных помещений

2.4.1. В зависимости от назначения учебных помещений могут применяться столы ученические (одноместные и двухместные), столы аудиторные, чертежные или лабораторные. Расстановка столов, как правило, трехрядная, но возможны варианты с двухрядной или однорядной (сблокированной) расстановкой столов.

2.4.2. Каждый обучающийся обеспечивается удобным рабочим местом за партой или столом в соответствии с его ростом и состоянием зрения и слуха. Для подбора мебели соответственно росту обучающихся производится ее цветовая маркировка. Табуретки или скамейки вместо стульев не используются.

Парты (столы) расставляются в учебных помещениях по номерам: меньшие - ближе к доске, большие - дальше. Для детей с нарушением слуха и зрения парты, независимо от их номера, ставятся первыми, причем обучающиеся с пониженной остротой зрения должны размещаться в первом ряду от окон. Детей, часто болеющих ОРЗ, ангинами, простудными заболеваниями, следует рассаживать дальше от наружной стены.

Размеры мебели и ее маркировка по ГОСТам "Столы ученические" и "Стулья ученические"

2.4.3. При оборудовании учебных помещений соблюдаются следующие размеры проходов и расстояния между предметами оборудования в см:

  • между рядами двухместных столов - не менее 60;
  • между рядом столов и наружной продольной стеной - не менее 50 - 70;
  • между рядом столов и внутренней продольной стеной (перегородкой) или шкафами, стоящими вдоль этой стены, - не менее 50 - 70;
  • от последних столов до стены (перегородки), противоположной классной доске, - не менее 70, от задней стены, являющейся наружной, - не менее 100, а при наличии оборотных классов - 120;
  • от демонстрационного стола до учебной доски - не менее 100;
  • от первой парты до учебной доски - 2,4 - 2,7 м;
  • наибольшая удаленность последнего места обучающегося от учебной доски - 860;
  • высота нижнего края учебной доски над полом - 80 - 90;
  • угол видимости доски (от края доски длиной 3 м до середины крайнего места обучающегося за передним столом) должен быть не менее 35 градусов для обучающихся II - III ступени и не менее 45 градусов для детей 6 - 7 лет.

2.4.4. Кабинеты физики и химии должны быть оборудованы специальными демонстрационными столами, где предусмотрены пульты управления проектной аппаратурой, подача воды, электричества, канализации. Для обеспечения лучшей видимости учебно-наглядных пособий демонстрационный стол рекомендуется устанавливать на подиум. В кабинетах физики и химии устанавливают двухместные ученические лабораторные столы (с надстройкой и без нее) с подводкой электроэнергии, сжатого воздуха (лаборатория физики). Лаборатория химии оборудуется вытяжными шкафами, расположенными у наружной стены возле стола преподавателя.

2.4.5. Кабинеты иностранного языка включают следующее оборудование: стол преподавателя с пультом управления и тумбой для проекционных аппаратов; подставка под магнитофон и проигрыватель; секционные шкафы (встроенные или пристроенные) для хранения наглядных пособий и ТСО; лингафонные рецептивные установки.

2.4.6. Оборудование кабинетов информатики должно соответствовать гигиеническим требованиям, предъявляемым к видеодисплейным терминалам, персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы.

2.4.7. В мастерских для трудового обучения размещение оборудования осуществляется с учетом создания благоприятных условий для зрительной работы, сохранения правильной рабочей позы и профилактики травматизма. Столярные мастерские оборудуются верстаками, расставленными либо под углом 45 градусов к окну, либо в 3 ряда перпендикулярно светонесущей стене так, чтобы свет падал слева, расстояние между ними должно быть не менее 80 см в переднее - заднем направлении. В слесарных мастерских допускается как левостороннее, так и правостороннее освещение с перпендикулярным расположением верстаков к светонесущей стене. Расстояние между рядами одноместных верстаков - не менее 1,0 м, двухместных - 1,5 м. Тиски крепятся к верстакам на расстоянии 0,9 м между их осями. Слесарные верстаки должны быть оснащены предохранительной сеткой, высотой 0,65 - 0,7 м. Сверлильные, точильные и другие станки должны устанавливаться на специальном фундаменте и оборудоваться предохранительными сетками, стеклами и местным освещением. Инструменты, используемые для столярных и слесарных работ, должны соответствовать возрасту обучающихся. В слесарных и столярных мастерских и кабинетах обслуживающего труда устанавливаются умывальники и электрополотенца. В каждом кабинете (мастерской) для оказания первой медицинской помощи должны быть аптечки. Все работы выполняются обучающимися в специальной одежде (халат, фартук, берет, косынка). При выполнении работ, создающих угрозу повреждения глаз, следует использовать защитные очки.

2.4.8. Стены учебных помещений должны быть гладкими, допускающими их уборку влажным способом.

2.4.9. Полы должны быть без щелей и иметь покрытие дощатое, паркетное или линолеум на утепленной основе. Полы туалетных и умывальных комнат должны выстилаться керамической или мозаичной шлифованной плиткой; не используют цементные, мраморные или другие аналогичные материалы.

2.4.10. При выборе полимерных материалов для отделки полов и стен помещений следует руководствоваться перечнем полимерных материалов и изделий, разрешенных к применению в строительстве.

Обсуждение

спасибо.
нашла для себя: "2.9.18. Продолжительность перемен между уроками составляет не менее 10 минут, большой перемены (после 2 или 3 уроков) - 30 минут: вместо одной большой перемены допускается после 2 и 3 уроков устраивать две перемены по 20 минут каждая. Перемены необходимо проводить при максимальном использовании свежего воздуха, в подвижных играх. "
Написать письмо или не написать?...
О том, что учитель не выпускает детей на перемены?...

Комментировать статью "Требования к помещениям и оборудованию общеобразовательных учреждений"

У нас в классе за последние два года с момента установки доски 13 человек принесли справки от окулиста, что им надо сидеть на первой парте. Я на полном серьезе уже думаю ездить в любую школу, только бы без интерактивной доски...

Обсуждение

москва 2 доски интерактивная и обычная, регулярно используют обе, как были 3 ряда очкариков так и осталось, т е фактически с первого класса половина класса с проблемным зрением

а как интерактивная доска на зрение влияет? типо мельче,чем на обычной?
у нас с 1 кл, сейчас в 4 (Москва)

Когда ведется ремонт квартир, также проводится установка электросчетчика. Такое оборудование следует монтировать в местах, легко доступных для обслуживания, свободных, температурой не менее 0ºС и до +40ºC. Электросчетчики общепромышленного исполнения разрешено монтировать в помещениях, где отсутствует повышенная влажность. Согласно правилам разрешен монтаж электросчетчиков в неотапливаемых коридорах и помещениях распределительного оборудования подстанций и электростанций, в...

Публикация новостей автоматизации – один из приоритетов нашего портала. M2MRussiaNews на ежедневной основе публикует актуальные новости и другие материалы в таких областях как промышленная автоматизация, автоматизация зданий, управление технологическими процессами, контрольно-измерительные приборы, а также электротехника. Автоматизация - одно из направлений научно-технического прогресса, использующее саморегулирующие технические средства и математические методы с целью освобождения человека...

Только причем здесь первые парты? По поводу проверки записи дз... ИМХО, по наблюдениям, в средней школе уже учителя этим совсем не занимаются. близорукость - это когда не видишь вдаль чем ближе к доске тем виднее СДВГ от расстояния до доски вроде бы не зависит...

Обсуждение

У меня сын СДВГ 5 класс справку дает невролог на ней написано только первая парта.Справку получили после новогодних каникул,учитель пересмотрел справки всех сидящих на 1 парте- у одного справки не было моего и посадили,отвлекаться меньше стал,но и конечно пьет препараты назначенные тем же неврологом.

У нас в коррекционный класс переводят. Или родители забирают таких детей и переводят в частные школы.

Президент РФ Владимир Путин подписал закон, согласно которому граждане, имеющие трех и более детей, смогут получить жилье вместо земельных участков. Закон предлагает гражданам, имеющим трех и более детей, с их согласия предоставить право выбора альтернативных мер социальной поддержки по обеспечению бесплатно жилыми помещениями взамен предоставления земельных участков. Согласно документу, органами государственной власти субъектов РФ может быть предусмотрено требование о состоянии таких граждан...

Уважаемые коллеги! Мы рады приветствовать Вас и приглашаем принять участие во Втором Межрегиональном образовательном форуме «Позиция современника: прошлое, настоящее, будущее» «ОТ ВИРТУАЛЬНОСТИ К РЕАЛЬНОСТИ» Дата проведения: 12-14 ноября 2014 года Место проведения Форума: г. Москва, ул. Косыгина, д. 17, концертный зал и аудитории ГБПОУ «Воробьевы горы» Организаторы Форума: Министерство образования и науки Российской Федерации Межрегиональный ресурсный центр по опережающему развитию...

Обсуждение

Завтра в 11.00 во Дворце пионеров на Образовательном форуме ожидаются Ливанов, Калина, Хайкин и еще несколько известных в образовании фамилий. Приглашаются родители и законные представители детей (не обязательно посещающих Дворец). Вся информация - на официальном сайте Дворца.

Не стоит рассчитывать, что до сентября еще далеко, и вы успеете приобрести школьную форму к первому числу. Если ребенок идет в школу, родители должны позаботиться о выборе школьной формы заранее, чтобы не покупать ее в последний день и снабдить малыша действительно удобной и практичной одеждой. Еще недавно школьники могли позволить себе прийти в школу едва ли не в джинсах, однако уже в предстоящем году ситуация должна измениться. В мае 2014 года был принят закон, теперь школа имеет право...

Уважаемые мамы и милые детки Ростова!!! Если Вы ещё не нашли детский сад, то приглашаем деток от 1,5 лет в новый детский досуговый центр «Страна чудес». Наш садик находится СЖМ, пер. Грузинский (Нариманова/Нагибина). Уютное помещение, современное оборудование, трех разовое + два перекуса питание. Домашняя, теплая и комфортная обстановка, большое количество развивающих игр, для детей развивающие занятия: развитие речи, развитие мелкой моторики, лепка из солёного теста, рисование пальчиковыми...

Наши домработницы – используют современные знания по уборке помещений, знают ассортимент моющих средств, аккуратные и ответственные. Обязанности домработницы: Полная уборка помещения. Стирка и глажка. Уход за верхней одеждой и обувью. Мелкие хозяйственные поручения (оплата коммунальных платежей, счетов, закупка продуктов, лекарственных препаратов, химчистка, и т.д.). Приготовление пищи Мытье окон. Уход за домашними животными (по договоренности). [ссылка-1] *** Тема...

Кого-то из детей (сидящих на первой парте) просили прочитать условие. Потом класс записывал задачу: решение и ответ. Те, кто видят доску, могут по ходу записи как-то себя проверить, перечитать условие, что-то уточнить для себя.

Обсуждение

Интересно, это только в нашей школе детей постоянно, минимум раз в месяц, всех пересаживают? А нам говорили, это теперь такие правила для всех школ... В итоге каждый успевает посидеть и на первой парте, и на последней. Правда, ни рост, ни зрение при этом не учитывается, кроме самых клинических случаев. Хулиганское поведение при этом тоже учитывать не положено, поэтому один гнусный мальчик из класса дочери периодически оказывается не прямо перед учителем, где та может его контролировать, а посреди класса и умудряется мешать и пакостить всем вокруг сидящим... А в остальном неплохой вариант...

Перечитала еще раз.
Не спросили ни разу...
В карте написано "сидеть не дальше 3 парты"...

Кто-то уже написал, что вам не повезло с учительницей.
Тут много "звоночков": задание на интерактивной доске, то есть используется, как пассивный экран? Но при этом дети читают решение, кто-то записывает его со слов. Все наоборот. Задание есть в учебнике.
И как ни странно(((, решения для детей нужно писать на обычной доске. Самое главное, что хороший учитель должен видеть глаза каждого ребенка, дирижировать классом, дать слово каждому. На открытом уроке показать родителю не интерактивную доску, а в данном случае - порадовать каждого родителя участием каждого ребенка в уроке.

8 декабря Государственное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1058 проводит День Открытых дверей посвященный Дню Рождения школы Программа праздничных мероприятий: Регистрация гостей школы - 10.30 Встреча родителей и гостей школы с администрацией - 11.00 - 11.45 В программе: "Реализация основной образовательной программы Начального общего образования (НОО)" "Система дополнительного образования школы 1 ступени" "Порядок приёма детей в первый класс в 2013...

Особенно в первом классе совершенно не нужны. Ставить везде должны не за ваш счет. У нас есть. Нам директор на собрании сказала,что департамент купил эти доски. слушайте,но это такая дрянь.....я сидела на собрании на 4 парте,зрение у меня хорошее,светило солнце и я...

Обсуждение

в нашей совершенно дворовой школе (ЮЗАО) интерактивные доски поставил департамент. родители ничего не платили

То, что доски закуплены,а департамент отказался их оплачивать - точно неправда.
Либо их закупили и Департамент оплатил,
либо их планировали закупить и не закупили.

Интерактивных досок в этом году много закупили, возможно, вашей школе не досталось (а соседней досталось) - вот и хочет директор за счет родителей купить.

Дорогие родители! Вашему чаду уже шесть лет. Вот вы и подошли к первой ступеньке обучения вашего ребенка. Но к этому необходимо отнестись очень серьезно: выбор учебного заведения, стиля обучения и взаимоотношений с ребенком (особенно в этот период). Рассмотрим подробнее каждый из пунктов, которые смогут облегчить адаптацию ребенка на данном этапе его юной жизни. Выбор учебного заведения - один из первых вопросов, которые ставят перед собой родители. Его сделать можно лишь,проанализировав...

Каким же должно быть помещение для малыша. Оно обязательно должно соответствовать определенным требованиям. Вот наиболее полный список этих требований [ссылка-1]

ВНИМАНИЕ!!! Родителям будущих первоклассников. Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы средняя общеобразовательная школа "Школа Здоровья" № 1058 приглашает родителей первоклассников 2012 - 2013 учебного года принять участие в неделе «Будущий первоклассник» с 12 марта по 17 марта 2012 года Программа недели: Убедительная просьба к родителям и гостям школы при себе иметь сменную обувь или бахилы. От себя добавлю некоторый подробности, поскольку мы идем в эту школу))...

не имеют права собирать на стулья с партами, нам на это деньги дают-это во первых, в школе где я работаю в этом году тоже набрали вместо трех классов четыре, но классная комната По сумме которую Вам озвучили конечно похоже что это мебель и доски для двух классов.

Обсуждение

не имеют права собирать на стулья с партами, нам на это деньги дают-это во первых, в школе где я работаю в этом году тоже набрали вместо трех классов четыре, но классная комната есть кабинет музыки для них выделили, значит там есть парты и стулья, доска тоже. возникает вопрос: куда в вашей школе собираются посадить детей? потому что если есть сам класс то он оборудован, или для них построят новые кабинеты? звоните в управление образования на мебель деньги выделяются. и потом каждый ребенок для школы стоит определенную сумму денег, эти деньги делятся на зарплату учителям 90-95%, остальные 10-5% идут на материальные расходы: коммуналка и основные средства-учебники и мебель, при чем мебель мы имеем право приобретать только для учеников. Еще момент один, сейчас первоклассники уже идут по ФГОСу, а для них дополнительные деньги на оборудование классов и учебники идут. По сумме которую Вам озвучили конечно похоже что это мебель и доски для двух классов. Про закон: на сколько я знаю наоборот отменили территориальность школ, кто успел то и попал в школу, у нас отказывали районным, потому что уже перебор по 30-32 ребенка на класс. В ту школу где у меня дочь учиться, вообще приходили в ночь с 31 марта на 1 апреля очередь занимали, чтоб записаться.


Муж уже начинает нервничать и сам собирается идти к ней на разборки с 2 предложениями - или мы пишем коллективную жалобу в комитет образования о том, что директор деньги на парты собрала, а парты не купила, или она нам выдает документы на оплаченную мебель и доверенность на право действовать от ее имени, и мы с юристом идем к ее поставщику и предлагаем ему или деньги вернуть, или парты привести, или в суд идти, который нам присудит еще и неустойку.

Ведь парты покупать за счет родителей, подсудное дело. Ремонт - это другое дело. А вот именно мебель, даже пылесосы и обогреватели должны встать на баланс школы. Сейчас вот доску купили в Витале.

Обсуждение

Мое мнение - не покупайте такие регулируемые парты. Крайне неудобные они. У нас почему-то централизованно решили, что в 1 классе они д.б. на минимальной позиции, т.к. дети "маленькие". Моя дочка - очень высокая - чувствует себя неудобно за такой партой, так мало того - под парту не лезут ноги, поэтому она ободрала всю юбку и наставила себе синяков. Думаю, не одна она такая. Но почему-то поднимать не дают. Мол, если поднимать парты, то всем сразу. Если ваш ребенок крошечный, то ему будет удобно за ними, если большой, то зачем ему вообще такая регулируемая парта? Он может сидеть и за нормальной. В параллельном классе купили как раз такие, нормальные. Я с завистью смотрю на их класс. А у нас, как детсадовская группа какая-то.

То есть ты сидишь сегодня на первой парте, на след. неделе - на второй и так далее. Когда весь ряд "отсидишь" переходишь на другой ряд. Если у девочки проблема со зрением, ей нужно сидеть на определенном расстоянии от доски.

Обсуждение

Ну не знаююю. У нас на последнюю парту обычно отличников сажают, потому что за ними приглядывать не надо и поведение у них лучше. Так было в мое время да и теперь случается. Но вообще в классе у нас другая система - все дети менятся каждую неделю. То есть ты сидишь сегодня на первой парте, на след. неделе - на второй и так далее. Когда весь ряд "отсидишь" переходишь на другой ряд. То есть ребенок и справа сидит и слева и впереди и сзади. Исключение составляют (не подумайте что дети с плохим зрением!!!).... только двоешники, которых сажают на первые парты:))

Мою сажали в началке нарочно на последнюю парту, чтобы она не портила уроки-она опережала класс на годы. :-)
Там ей давли задания индивидуальные и поднятыми руками" готово" она никого не раздражала.А потом ей там читать разрешали, когда она, например, контрольную за 10 минут решала, а до звонка еще..

Но все равно ей это осточертело-всех меняли метами, у а у нее всегда последняя парта. И теперь, взрослой, она предпочитает первые парты или серединки.

Даша-то сама как относится? Если ей трудно и неприятно, я бы пошла.А если нормально и ротация постоянная происходит в классе, то оставила бы как есть.

Российский Государственный Медицинский Университет

КАФЕДРА ГИГИЕНЫ И ЭКОЛОГИИ

ЗАВ. КАФЕДРЫ Проффесор. Ю.П. Пивоваров

ТЕМА ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К ШКОЛЬНОЙ МЕБЕЛИ.

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: Грачева М.Н.

Москва 1997 г.


TOC o "1-3" СОДЕРЖАНИЕ.............................................................................................................................................................. GOTOBUTTON _Toc401671644 PAGEREF _Toc401671644 2

Классификация.............................................................................................................................................................. GOTOBUTTON _Toc401671645 PAGEREF _Toc401671645 3

Обоснование правильной позы............................................................................................................................... GOTOBUTTON _Toc401671646 PAGEREF _Toc401671646 3

Критерии оценки позы................................................................................................................................................. GOTOBUTTON _Toc401671647 PAGEREF _Toc401671647 4

Правильная поза........................................................................................................................................................... GOTOBUTTON _Toc401671648 PAGEREF _Toc401671648 4

Подбор мебели.............................................................................................................................................................. GOTOBUTTON _Toc401671649 PAGEREF _Toc401671649 5

Конструкция мебели.................................................................................................................................................... GOTOBUTTON _Toc401671650 PAGEREF _Toc401671650 5

Парты............................................................................................................................................................................ GOTOBUTTON _Toc401671651 PAGEREF _Toc401671651 5

Классная доска......................................................................................................................................................... GOTOBUTTON _Toc401671652 PAGEREF _Toc401671652 6

Чертежные столы..................................................................................................................................................... GOTOBUTTON _Toc401671653 PAGEREF _Toc401671653 6

Лабораторная мебель............................................................................................................................................. GOTOBUTTON _Toc401671654 PAGEREF _Toc401671654 6

Мебельь мастерских............................................................................................................................................... GOTOBUTTON _Toc401671655 PAGEREF _Toc401671655 6

Мебель столовых..................................................................................................................................................... GOTOBUTTON _Toc401671656 PAGEREF _Toc401671656 7

Мебель компьютерных классов......................................................................................................................... GOTOBUTTON _Toc401671657 PAGEREF _Toc401671657 7

ПРИЛОЖЕНИЕ.............................................................................................................................................................. GOTOBUTTON _Toc401671658 PAGEREF _Toc401671658 8

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И МАТЕРИАЛОВ......................................................................................................... GOTOBUTTON _Toc401671659 PAGEREF _Toc401671659 9


Классификация

Различают три вида мебели в зависимости от ее назначения:

1. Основная, или рабочая, мебель: стулья, школьные парты, классные доски, лабораторные столы, верстаки, станки, и т.д.

2. Подсобная мебель: шкафы, буфет, вешалки, скамейки, и т.д.

3. Мебель для сна и отдыха (для 6-ти летних детей): кровати, раскладушки, и т.д.

Мебель школ и других детских учреждений должна соответствовать возрастным анатомо-физиологическим особенностям детей. Мебель, предметы оборудования должны быть легко доступны очистке и иметь гладкую поверхность с закругленными ребрами, их конструкция должна исключить возможность травматизма детей в процессе обучения и отдыха. Внешнее оформление мебели должно быть привлекательным.Конструкция мебели должна быть прочной, устойчивой, простой, надежной.

Обоснование правильной позы

Учебный процесс связан с большими умственными и физическими нагрузками. Занятие за партой, чертежной доской, стояние за верстаком связаны с определенным, преимущественно статическим положением тела, вызывающим напряжение мышц спины, шеи, живота, верхних и нижних конечностей. В систему управления позой входит ЦНС (сответствующие сегменты спинного мозга) и переферические рецепторы в мышцах; управление позой осуществляется через мышечный аппарат, благодаря тремору - незначительное дражание мышц. Позы с небольшим наклоном более выгодны с точки зрения статики и биомеханики - меньшее колебание центра тяжести. При больших наклонах в работу вовлекаются дополнительные двигательные единицы, учащается пульс, снижается амплитуда дыхания, возможны нарушения зрения, возникают застойные явления в кровеносном русле ног и малого таза, происходит сдавливание позвоночных дисков.

Установлено, что степень наклона корпуса увеличивается с возрастом школьников: в начальных классах между налоном головы и горизонтальной плоскостью составляет 45 градусов, грудной отдел позвоночника - 55 градусов. У школьников средних и старших классов соответственно - 39 - 33 и 53 -48 градусов. Возрастные особенности сидячего положения связаны с анатомо-физиологическими параметрами организма. Менее совершенное устройство нервно-мышечного аппарата в младшем школьном возрасте, обьясняет трудности преодоления статических нагрузок, несмотря даже на более вертикальное положение тела.

Критерии оценки позы

Для оценки позы учащегося используют различные критерии, учитывающие особенности физиологии и патологии детей.

1. Физиологические критерии: степень активности мышечной системы, устойчивость позы, минимальное отклонение центра тяжести от точки равновесия, что делает сидячее положение тела более выгодным по сравнению со стоячим. Положение тела считается правильным, если сохраняется устойчивое равновесие, нормальная деятельность сердечно-сосудистой системы, дыхательной, пищеварительной систем, слухового и зрительного анализаторов. При письме наименее утомительна поза, когда центр тяжести находится между Х - ХI позвонками, при этом отвес проходит позади тазобедренного сустава. Голова слегка наклонена вперед, спина прямая, плечевой пояс - в горизонтальной плоскости - все это существенно снижает мышечное напряжение и предупреждает ранее утомление. При чтении используется более непринужденная поза с большим наклоном вперед. По степени сгибания корпуса выделяют позы с малым, средним и большим наклоном. К позам с малым наклонам относятся сгибание грудной части позвоночника по отношению к поясничной под углом 170 градусов и наклоне головы в 50 градусов. Со средним наклоном позы эти значения приближаются соответственно 160 и 40 градусов. В пользах с большим наклоном - меньше 150 и 30 градусов соответственно. В школьных мастерских поза должна быть рациональной с учетом техники безопасности.

2. Патофизиологические критерии: ассиметрия позы и соответствующая ассиметрия мышечного тонуса, а также чрезмерные наклоны корпуса, которые возникают из-за продолжительных статических нагрузок и неправильного устройства мебели, что может приводить к ряду осложнений - таких как, близорукость, сколиоз, кифоз, остеохондроз.

3. Психофизиологические критерии: субъективное чувство удобства позы - отсутствие давления в седалищной области и задней поерхности бедер, зрительный комфорт (особенно в компьютерных классах).

Правильная поза

При письме наименее утомительна поза, когда центр тяжести находится между Х - ХI позвонками, при этом отвес проходит позади тазобедренного сустава. Голова слегка наклонена вперед, глаза находятся на расстоянии длины предплечья и разогнутой ладони до листа тетради, спина прямая, плечевой пояс - в горизонтальной плоскости, туловище отодвинуто на 3 - 5 см от парты. При чтении используется более непринужденная поза с большим наклоном вперед. При работе в мастерской - прямое или слегка наклоненное положение корпуса с небольшим наклоном головы, равномерное распределение веса тела на правую и левую половины тела, недопущение сдавливания грудной и брюшной полостей, утомления зрения.

Подбор мебели

Осуществляется в соответствии с ГОСТом 11015-77 “Столы ученические” и ГОСТом 11016-77 “Стулья ученические”.

Таблица 1.

Группа мебели

Рост учеников, см

Высота заднего края сиденья над полом, см

Высота переднего края сиденья пад полом, см

Цвет маркировки

Дифферен ция, см

Рост определяется по медицинским картам, результаты в которую заносятся ежегодно - перед началом учебного года, или рост определяется непосредственно в мед.кабинете школы. Рассадка проводится также с учетом индивидуального состояния зрения и слуха каждого ребенка.

Высота столярного верстака определяется следующим образом. Ученик становится боком к верстаку и кладет на него ладонь, если не происходит сгибание в локтевом суставе, то данный верстак подходит этому ученику. Тиски подбирают таким образом, что бы при постановки локтя на тиски, пальцы касались подбородка.

Конструкция мебели.

Парты.

В последние десятилетия выпускаются раздельно парта и стул к ней, что имеет свои плюсы (более легкая перестановка, возможность индивидуального подбора стола и стула, особенно для одноместных парт) и минусы (возможность неправильной посадки). Размеры парт и стульев представлены в таб. 2 и таб. 3 приложения соответственно. Высота сиденья стула - длина голени плюс 1 - 2 см на каблук. Ширина сиденья - величина distantia bitrochanterica плюс 3 - 4 см, глубина сиденья 2/3 - 3/4 длины бедра. Расстояние по вертикали между задним краем крышки стола и сиденьем называется дифференцией (длина локтя плюс 2 - 2,5 см) - характеризует взаимное расположение стола и стула в вертикальной плоскости; расстояние между передним краем стула и вертикальной проекцией заднего края стола называется дистанцией и характеризует взаиморасположение стола и стула в горизонтальной плоскости. Дистанция может быть нулевой (край стула и проекции заднего края стола совпадают) , положительной (проекция лежит вне плоскости стула) и отрицательной (проекция находится на плоскости сиденья); но именно последнее расположение побуждает ученика к правильной посадке с опорой на спинку. Исследования показали, что оптимальная дистанция - 3 - 5 см.Поверхность крышки стола должна быть матовой и не давать бликов, при коэффициенте отражения 35-55%.

Классная доска

Различают два основных типа классных досок - настенные и передвижные.Основные гигиенические требования, предъявляемые к доске - облегчение зрительной работы школьников. Цвет покрытия досок - зеленый, темно-коричневый, матово-черный (коэффициент отражения не менее 80%). Наиболее физиологичным является темно-зеленый цвет в сочетании с ярко-желтым цветом мела. Для кабинетов черчения рекомендуется использовать доски с черным покрытием с использованием белого мела. Покрытием для досок служат различные сорта линолеума, но в последнее время выпускаются доски с восможностью использования пособий на магнитах (тонкослойная сталь, покрытая стеклоэмалью, стеклокерамикой, синтетическими пленками или красками). Для предохранения загрязнения пола мелом к доске крепится лоток, используемой также для хранения мела. Впервых 4-х классах доску следует устанавливать так, чтобы нижний край находился на высоте 80-85 см., а в старших классах - на высоте 90-95 см. Передвижные доски размещают таким образом, чтобы они не отсвечивали и желатально, чтобы не загараживали основную доску. Доски протирают влажными досками или губками, смоченными в теплой воде.

Чертежные столы

Чертежными столами оборудуются кабинеты черчения в специализированных школах, обычно это столы с изменяемым наклоном крышки; при наклоне в 30° - для черчения, а при 60° для рисования.

Лабораторная мебель

Для оборудования физических и химических лабораторий предназначаются лабораторные столы (ГОСТ 18314-73 “Столы ученические, лабораторные. Типы и основные размеры.”), демонстрационные столы, вытяжные шкафы. Рабочая поверхнсть стола на одного ученика - не менее 120´60 см. Изготавливают столы трех групп: В - для роста 145-160 см; Г - 160-175 см; Д - для роста свыше 175 см.

Мебельь мастерских

Школьны мастерские, помимо разнообразных станков, оборудуются верстаками с тисками. Для профилактики нарушения фзического развития (в виде ухудшения осанки и зрения и др.) необходимо учитывать рост учащегося, а также его физиологическое положение при работе (см. выше). Для индивидуального подбора верстака и станка используют скамеечки и подставки.

Мебель столовых

В них используют обеденные столы облегченной конструкции, легко моющиеся, с выдвигающимися табуретками. Ножки столов делают из сваренных труб, на концы которых одевают пластиковые наконечники.

Мебель компьютерных классов

Используются специально переоборудованные парты с увеличенной поверхностью крышки стола, либо особые столы для компьютеров. В качестве сидений рекомендуется использовать специально сконструированные вращающиеся кресла или стулья с большим наклоном спинки атакже валиком в поясничной области, т.к. самая рациональная поза - это с наклоном немного назад корпуса для меньшего утомления глаз и спины.


ПРИЛОЖЕНИЕ

Таблица 2 Столы ученические. Типы и функциональные размеры

(ГОСТ 11015-77)

Размеры стола группы, мм

Наименование показателя

Длина крышки стола:

одноместного

двухместного

Ширина крышки

Высота стола со стороны сидящего

Расстояние от заднего края стола до углубления для ручки, не менее

Расстояние от заднего края стола до выступающих конструкций перед коленями, не менее

Свес крыши по ширине, не более

Расстояние по вертикали от пола до выступающих конструкций над коленями

Таблица 3 Стулья ученические. Типы и функциональные размеры

(ГОСТ 11016-77)

Размеры стульев группы, мм

Наименование показателя

Высота переднего края сиденья

Ширина сиденья

Глубина сиденья

Высота нижнего края спинки над сиденьем

Высота спинки

Ширина спинки

Радиус изгиба переднего края сиденья

Радиус изгиба спинки

Угол наклона сиденья

Угол наклона спинки


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И МАТЕРИАЛОВ

1. Здровохранение Казахстана: журнал № 3 1986 г. И.П. Петрище Способ определения групп мебели новых ГОСТов.

2. Гигиена: учебник Р.Д. Габович, С.С. Познанский, Г.Х. Шахбазян. М: “Медицина” 1971 г.

3. Гигиена детей и подростков: учебник В.Н. Кардашенко, Е.П. Стромская и др. М.:Медицина,1988 г.

4. Общая гигиена: учебник Г.И. Румянцев, Е.П. Вишневская, Т.А. Козлова. М.: Медицина, 1985 г.

5. Особенности физиологии детей:уч. пособие под редакцией проф. В.М. Смирнова. М.: 1993 г.

6. Лекции по курсу гигиены

Российский Государственный Медицинский Университет КАФЕДРА ГИГИЕНЫ И ЭКОЛОГИИ ЗАВ. КАФЕДРЫ Проффесор. Ю.П. Пивоваров РЕФЕРАТ ТЕМА ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К ШКОЛЬНОЙ МЕБЕЛИ. ПРЕПОДАВАТЕ

Учебная мебель должна быть изготовлена из твердых пород дерева, поверхность ее не должна быть слишком шероховатой или наоборот зеркально-гладкой. Предусмотрена отделка стола и сиденья стула прозрачным лаком с сохранением текстуры дерева или окраска непрозрачными покрытиями следующих цветов: желтого, светло-зеленого, голубовато-зеленого, серовато-голубого, голубого, зеленовато-желтого с коэффициентом отражения от 35 до 50 %. Поверхность должна быть матовой, так как блестящие поверхности столов, шкафов и другого оборудования оказывают слепящее действие на сетчатку, вызывают снижение остроты зрения, быстроты различения, устойчивости ясного видения и падение работоспособности. Нельзя окрашивать столы и шкафы в темные цвета, так как они будут поглощать большое количество света и негативно сказываться на психо-эмоциональном состоянии детей. Не допускается окрашивание школьного оборудования в белый цвет, так как при этом резко повышается яркость и уровень слепимости в помещении. Парты или столы в классе расставляют рядами (обычно в 3 ряда) так, чтобы свет падал с левой стороны, соблюдая при этом установленные расстояния. В учебных помещениях обычной прямоугольной конфигурации эти расстояния следующие: от наружной стены до первого ряда (считают от окна) не менее 0,6 – 0,7 м, от внутренней стены до третьего ряда – 0,5 м, от задней стены до последних столов (парт) – 0,5 – 0,65 м, от классной доски до первых столов (парт) – не менее 2 м (оптимально 2,4 – 2,7 м), между рядами – 0,6 – 0,7 м. Расстояние от окон до третьего ряда столов должно быть не более 6 м, так как в противном случае рабочие места учащихся, сидящих в этом ряду будут плохо освещены естественным светом. Задние парты должны располагаться от классной доски не более чем на 8 м, так как дальнейшее их удаление вызывает чрезмерное напряжение зрения и слуха учащихся. В помещениях с квадратной и поперечной конфигурацией при расстановке мебели в четыре ряда расстояние от доски до первых столов должно быть не менее 2,5 м, чтобы обеспечить учащимся, сидящим за первыми столами в крайних рядах, «угол рассматривания» не менее 30 о; расстояние от окон до первого ряда должно быть 0,5 м; от последних столов до задней стенки – 0,8 м; между рядами не менее 0,6 м. Основные гигиенические требования, предъявляемые к классной доске, следующие: цвет покрытия досок - зеленый, темно-коричневый, матово-черный (коэффициент отражения не менее 80%). Наиболее физиологичным является темно-зеленый цвет в сочетании с ярко-желтым цветом мела. Для кабинетов черчения рекомендуется использовать доски с черным покрытием с использованием белого мела. В 1-4-х классах доску следует устанавливать так, чтобы нижний край находился на высоте 80-85 см., а в старших классах - на высоте 90-95 см. Для предохранения загрязнения пола мелом к доске крепится лоток, используемой также для хранения мела. С целью сохранения осанки и высокой работоспособности школьника важное значение приобретает подбор оптимальной школьной мебели и обучение школьника правильной посадке. Во время учебных занятий в классе наиболее целесообразна прямая посадка с легким наклоном корпуса вперед. Расстояние от глаз до тетради (книги) должно быть равно примерно длине предплечья и кисти с вытянутыми пальцами, плечи должны располагаться параллельно краю крышки стола, предплечья и кисти рук - симметрично на столе, туловище отодвинуто на 5-6 см от края стола. Чтобы не сдавливались сосуды подколенной области, глубина сиденья должна быть равна примерно 2/3 - 3/4 длины бедра. Высота сиденья должна быть равна длине голени со стопой плюс 2-3 см на каблук: в этом случае ноги ученика во всех трех суставах (тазобедренном, коленном и голеностопном) согнуты примерно под прямыми углами, что препятствует застою крови в нижних конечностях и органах малого таза. Сиденье обязательно должно иметь спинку - или сплошную, профилированную, или, минимум, с двумя перекладинами - на уровне поясницы и на уровне лопаток. Обеспечение прямой посадки возможно при соответствии размеров мебели росту учащихся. В настоящее время у нас в стране на школьную мебель суще­ствуют определенные государственные стандарты (ГОСТ 11015-71 "Столы ученические", ГОСТ 11016-71 "Стулья ученические" и ГОСТ 5994-72 "Парты школьные). По этим стандартам выпускается мебель пяти групп: А, Б, В, Г и Д, имею­щая как буквенную, так и цветную маркировку (цветная маркировка в виде круга диаметром 25 мм или горизонтальной полосы шириной 20 мм наносится на боковых сторонах парты или стола). За мебелью группы А (маркировка желтого цвет) должны сидеть дети ростом до 130 см; мебель группы Б (маркировка красного цвета) предназначена для школьников ростом от 130 до 144 см. Школьники ростом от 145 до 159 см должны сидеть за мебелью группы В (маркировка голубого цвета), от 160 до 174 см - за мебелью группы Г (маркировка зеленого цвета). Мебель группы Д (маркировка белого цвета) предназначена для учени­ков ростом 175 см и выше. Чтобы узнать, мебель какой группы необходима ученику данного роста, можно воспользоваться эмпирической формулой Н. Н. Карташихина: порядковый номер буквы = [рост ученика (см) - 100]: 15. Пример: рост школьника 153 см. (153 – 100): 15 = 3 (без остатка). Порядковый номер (по алфавиту) - буква В. Довольно часто в школах отсутствует маркировка мебели (как буквенная, так и цветная). Для того, чтобы узнать, к какой группе мебели относится данный стол (стул), можно воспользоваться следующими формулами: Группа (буква) стола = высота стола (см):5 - 10. Группа (буква) стула = высота стула (см):3 - 10. Пример: высота стола над уровнем пола = 68 см. 68:5 – 10 = 3 (без остатка). Порядковый номер буквы В. Рассаживая учащихся, нужно принимать во внимание состояние их здоровья, а именно: остроту зрения, слуха и склонность к простудным заболеваниям. Как известно, обычно дети небольшого роста за соответствующими партами усаживаются ближе к доске, более рослые – сзади. В том случае, когда у высокорослого ученика имеются отклонения со стороны зрения (например, близорукость), его желатель-но переместить ближе к дос-ке, за наружную колонку, естественно, с нужной для него партой. Здесь следует отметить, что если зрение такого ученика корригируется очками, то его можно и не пересаживать вперед, но нужно следить за тем, чтобы он очками пользовался. При ослаблении слуха (например, в случае перенесенного отита) школьника высокого роста также желательно (вместе с нужной партой) пересадить ближе к доске, но уже за колонку, близкую к внутренней стене класса. Нежелательно усаживать на наружную колонку незакаленных, ослабленных, часто простужающихся учащихся. Один раз в год (после зимних каникул) следует менять местами учеников, сидящих за крайними колонками, не нарушая принципов правильной посадки. Такая смена мест, во-первых, исключает одностороннюю ориентацию головы и туловища относительно доски, а во-вторых, создает более равномерные условия освещения. Профилактика нарушений осанки. Нарушения осанки являются одним из наиболее часто встречающихся заболеваний опорно-двигательного аппарата школьников. Случаи неправильной осанки в младшем школьном возрасте являются проявлением общей функциональной слабости организма. Их возникновению способствует перегрузка ребенка, неправильное сидение за партой, привычка носить тяжести в одной руке, несоответствие мебели росту ребенка и т.д. С самого начала обучения в школе в жизни учащихся появляют­ся некоторые отрицательные моменты: резкое ограничение двига­тельной активности, увеличение статической нагрузки, связанное с необходимостью длительного поддержания рабочей позы, усво­енные еще в дошкольном возрасте неправильные привычки сидеть, горбясь и искривляя позвоночник, стоять с упором на одну ногу, ходить с наклоненной вниз головой и опущенными и сведенными вперед плечами. Понятно, что обеспечение прямой посадки возможно при со­ответствии размеров мебели пропорциям роста учащихся. Сущест­венную роль в обеспечении правильной удобной позы ученика при чтении и письме играют такие составляющие школьной мебели, как дистанция сиденья и дифференция. Дистанцией сиденья называется расстояние по горизонтали меж­ду обращенным к ученику краем стола и краем сиденья. Правильная посадка достигается тогда, когда край сиденья стула заходит за край крышки стола на 3-6 см. Когда края стола и сиденья стула находятся на одном перпендикуляре, и когда край сиденья отстоит края стола, ученику приходится сильно подаваться вперед. Это увеличивает статическую нагрузку на позные мышцы и приводит к быстрому утомлению. Парты, т.е. соединённые между собой стол и сиденье, устроены так, что при закрытой крышке дистанция сиденья автоматически становится отрицательной (в этом случае, правда, довольно трудно садиться за парту и вставать из-за нее требуется, откинув крышку, чтобы дистан­ция сиденья стала положительной). Если же в классе нет парт, а есть несвязанные между собой столы и стулья (а такое весьма часто имеет место в настоящее время даже в начальных классах), необходимо, что­бы школьник, усевшись, задвинул стул так, чтобы его край на 3-6 см заходил за край стола. Учителю и родителям следует добиться автоматизма такой посадки, она должна стать для школьника максимально удобной и привычной. Дифференцией называется расстояние по вертикали между обра­щенным к учащемуся краем стола (парты) и плоскостью сиденья. Понятно, что эта величина - функция двух переменных: Она будет большой при нормальной высоте стола, но низком стуле или при слишком высоком столе и нормальном стуле, и наоборот. При боль­шой дифференции ученик вынужден при письме высоко поднимать правое плечо. Это может привести к искривлению позвоночника в правую сторону. При малой дифференции ученик вынужден гор­биться, что приводит к быстрому развитию утомления. Оптимальная дифференция определяется следующим образом: уровень столешницы должен быть на 3-4 см выше локтя свободно опущенной руки сидящего человека. Таким образом, правильный подбор мебели позволит обеспечить ученику наиболее физиологичную прямую посадку. Следует пом­нить, однако, что длительное поддержание даже такой позы приво­дит к мышечному утомлению, для уменьшения которого необходи­мо разрешить учащимся менять положение тела во время урока. Профилактика близорукости. Учебный труд младших школьников связан с усиленной работой зрительного аппарата. На развитие близорукости оказывает влияние целый ряд причин, связанных с неправильной организацией труда учащихся, наличие перенесённых заболеваний, недостаточно ка­лорийное питание. У детей врожденная близорукость встречается редко. Чаще всего ухудшение зрения возникает у учащихся, начиная со второго года обучения в школе. В деле охраны зрения детей важную роль играет создание раци­ональных условий учебной работы в школе и дома, упорядочение режима питания, своевременное выявление отклонений зрения от нормы, постоянное ношение учащимися очков и др. ^ Рекомендации по предупреждению развития близорукости. 1. Правильно оборудовать рабочее место, создать благо­приятные условия, если вы читаете или пишете, почаще давать отдых глазам. Через 45 мин устраивайте, как в школе перемену на 5-10 мин. 2. Настольную лампу (она ставится слева, мощность лам­почек 50-60 ватт) включайте вместе с верхним освеще­нием. Не должно быть резкого контраста между ярко освещенной поверхностью стола и темной комнатой.

Подбор и расположение школьного оборудования в классе имеют большое значение в совершенствовании учебного процесса, сохранении высокой работоспособности и здоровья школьников, профилактике школьных форм патологии.

К школьному (учебному) оборудованию относят: мебель (столы ученические, стулья, парты, лабораторные столы и т. д., книжные, настенные и встроенные шкафы и стеллажи); классные доски; верстаки и станки учебных мастерских; оборудование спортивных залов; учебники, наглядные пособия и письменные принадлежности.

При подборе учебного оборудования должны выполняться следующие требования: оно должно соответствовать анатомо-физиологическим возможностям детей и подростков, обеспечивая тем самым удобную позу ребенка при учебных занятиях, сохранение работоспособности и предотвращая развитие школьных форм патологии; оно должно быть безопасным, исключать возможность травматизма и появления заболеваний детей и подростков (например, отсутствие режущих и острых выступов в мебели, использование при изготовлении книг и тетрадей безопасных красок и др.); школьное оборудование должно отвечать эстетическим требованиям, быть легкой конструкции и привлекательным по окраске, с элементами художественного оформления.

Одной из важных составляющих школьного оборудования является мебель, предназначенная для рассаживания учеников в классе. Существует более 200 различных моделей парт, из которых с педагогической и гигиенической точек зрения более подходящими для обучения являются одноместная и двухместная парты конструкции Ф. Ф. Эрисмана. Однако в настоящее время в большинстве школ и других учебных заведений в основном используются ученические столы и стулья, что связано с относительной простотой их изготовления и большей экономичностью.

Учебная мебель должна быть изготовлена из твердых пород дерева, поверхность ее не должна быть слишком шероховатой или наоборот зеркально-гладкой. Предусмотрена отделка стола и сиденья стула прозрачным лаком с сохранением текстуры дерева или окраска непрозрачными покрытиями следующих цветов: желтого, светло-зеленого, голубовато-зеленого, серовато-голубого, голубого, зеленовато-желтого с коэффициентом отражения от 35 до 50 %. Поверхность должна быть матовой, так как блестящие поверхности столов, шкафов и другого оборудования оказывают слепящее действие на сетчатку, вызывают снижение остроты зрения, быстроты различения, устойчивости ясного видения и падение работоспособности. Нельзя окрашивать столы и шкафы в темные цвета, так как они будут поглощать большое количество света и негативно сказываться на психо-эмоциональном состоянии детей. Не допускается окрашивание школьного оборудования в белый цвет, так как при этом резко повышается яркость и уровень слепимости в помещении.


Парты или столы в классе расставляют рядами (обычно в 3 ряда) так, чтобы свет падал с левой стороны, соблюдая при этом установленные расстояния. В учебных помещениях обычной прямоугольной конфигурации эти расстояния следующие: от наружной стены до первого ряда (считают от окна) не менее 0,6 – 0,7 м, от внутренней стены до третьего ряда – 0,5 м, от задней стены до последних столов (парт) – 0,5 – 0,65 м, от классной доски до первых столов (парт) – не менее 2 м (оптимально 2,4 – 2,7 м), между рядами – 0,6 – 0,7 м. Расстояние от окон до третьего ряда столов должно быть не более 6 м, так как в противном случае рабочие места учащихся, сидящих в этом ряду, будут плохо освещены естественным светом. Задние парты должны располагаться от классной доски не более чем на 8 м, так как дальнейшее их удаление вызывает чрезмерное напряжение зрения и слуха учащихся. В помещениях с квадратной и поперечной конфигурацией при расстановке мебели в четыре ряда расстояние от доски до первых столов должно быть не менее 2,5 м, чтобы обеспечить учащимся, сидящим за первыми столами в крайних рядах, «угол рассматривания» не менее 30 о; расстояние от окон до первого ряда должно быть 0,5 м; от последних столов до задней стенки – 0,8 м; между рядами не менее 0,6 м.

Основные гигиенические требования, предъявляемые к классной доске, следующие: цвет покрытия досок - зеленый, темно-коричневый, матово-черный (коэффициент отражения не менее 80%). Наиболее физиологичным является темно-зеленый цвет в сочетании с ярко-желтым цветом мела. Для кабинетов черчения рекомендуется использовать доски с черным покрытием с использованием белого мела. В 1-4-х классах доску следует устанавливать так, чтобы нижний край находился на высоте 80-85 см., а в старших классах - на высоте 90-95 см. Для предохранения загрязнения пола мелом к доске крепится лоток, используемой также для хранения мела .

Гигиенические требования, предъявляемые к школьной мебели

Классификация

Различают три вида мебели в зависимости от ее назначения:

- Основная, или рабочая, мебель: стулья, школьные парты, классные доски, лабораторные столы, верстаки, станки, и т.д.

- Подсобная мебель : шкафы, буфет, вешалки, скамейки, и т.д.

- Мебель для сна и отдыха (для 6-ти летних детей): кровати, раскладушки, и т.д.

Мебель школ и других детских учреждений должна соответствовать возрастным анатомо-физиологическим особенностям детей. Мебель, предметы оборудования должны быть легко доступны очистке и иметь гладкую поверхность с закругленными ребрами, их конструкция должна исключить возможность травматизма детей в процессе обучения и отдыха. Внешнее оформление мебели должно быть привлекательным. Конструкция мебели должна быть прочной, устойчивой, простой, надежной.

Обоснование правильной позы

Учебный процесс связан с большими умственными и физическими нагрузками. Занятие за партой, чертежной доской, стояние за верстаком связаны с определенным, преимущественно статическим положением тела, вызывающим напряжение мышц спины, шеи, живота, верхних и нижних конечностей. В систему управления позой входит ЦНС (соответствующие сегменты спинного мозга) и периферические рецепторы в мышцах; управление позой осуществляется через мышечный аппарат, благодаря тремору - незначительное дрожание мышц. Позы с небольшим наклоном более выгодны с точки зрения статики и биомеханики - меньшее колебание центра тяжести. При больших наклонах в работу вовлекаются дополнительные двигательные единицы, учащается пульс, снижается амплитуда дыхания, возможны нарушения зрения, возникают застойные явления в кровеносном русле ног и малого таза, происходит сдавливание позвоночных дисков.

Установлено, что степень наклона корпуса увеличивается с возрастом школьников: в начальных классах между наклоном головы и горизонтальной плоскостью составляет 45 градусов, грудной отдел позвоночника - 55 градусов. У школьников средних и старших классов соответственно - 39 - 33 и 53 -48 градусов. Возрастные особенности сидячего положения связаны с анатомо-физиологическими параметрами организма. Менее совершенное устройство нервно-мышечного аппарата в младшем школьном возрасте, объясняет трудности преодоления статических нагрузок, несмотря даже на более вертикальное положение тела.

Подбор мебели

Осуществляется в соответствии с ГОСТом 11015-77 “Столы ученические” и ГОСТом 11016-77 “Стулья ученические”Таблица 1.

Рост определяется по медицинским картам, результаты в которые заносятся ежегодно - перед началом учебного года, или рост определяется непосредственно в мед. кабинете школы. Рассадка проводится также с учетом индивидуального состояния зрения и слуха каждого ребенка.

Высота столярного верстака определяется следующим образом. Ученик становится боком к верстаку и кладет на него ладонь, если не происходит сгибание в локтевом суставе, то данный верстак подходит этому ученику. Тиски подбирают таким образом, что бы при постановки локтя на тиски, пальцы касались подбородка.

Конструкция мебели.

Парты.

В последние десятилетия выпускаются раздельно парта и стул к ней, что имеет свои плюсы (более легкая перестановка, возможность индивидуального подбора стола и стула, особенно для одноместных парт) и минусы (возможность неправильной посадки). Размеры парт и стульев представлены в таб. 2 и таб. 3 приложения соответственно. Высота сиденья стула - длина голени плюс 1 - 2 см на каблук. Ширина сиденья - величина distantia bitrochanterica плюс 3 - 4 см, глубина сиденья 2/3 - 3/4 длины бедра. Расстояние по вертикали между задним краем крышки стола и сиденьем называется дифференцией (длина локтя плюс 2 - 2,5 см) - характеризует взаимное расположение стола и стула в вертикальной плоскости; расстояние между передним краем стула и вертикальной проекцией заднего края стола называется дистанцией и характеризует взаиморасположение стола и стула в горизонтальной плоскости. Дистанция может быть нулевой (край стула и проекции заднего края стола совпадают), положительной (проекция лежит вне плоскости стула) и отрицательной (проекция находится на плоскости сиденья); но именно последнее расположение побуждает ученика к правильной посадке с опорой на спинку. Исследования показали, что оптимальная дистанция - 3 - 5 см. Поверхность крышки стола должна быть матовой и не давать бликов, при коэффициенте отражения 35-55%.

Классная доска

Различают два основных типа классных досок - настенные и передвижные. Основные гигиенические требования, предъявляемые к доске - облегчение зрительной работы школьников. Цвет покрытия досок - зеленый, темно-коричневый, матово-черный (коэффициент отражения не менее 80%). Наиболее физиологичным является темно-зеленый цвет в сочетании с ярко-желтым цветом мела. Для кабинетов черчения рекомендуется использовать доски с черным покрытием с использованием белого мела. Покрытием для досок служат различные сорта линолеума, но в последнее время выпускаются доски с возможностью использования пособий на магнитах (тонкослойная сталь, покрытая стеклоэмалью, стеклокерамикой, синтетическими пленками или красками). Для предохранения загрязнения пола мелом к доске крепится лоток, используемой также для хранения мела. В первых 4-х классах доску следует устанавливать так, чтобы нижний край находился на высоте 80-85 см., а в старших классах - на высоте 90-95 см. Передвижные доски размещают таким образом, чтобы они не отсвечивали и желательно, чтобы не загораживали основную доску. Доски протирают влажными досками или губками, смоченными в теплой воде.

Чертежные столы

Чертежными столами оборудуются кабинеты черчения в специализированных школах, обычно это столы с изменяемым наклоном крышки; при наклоне в 30° - для черчения, а при 60° для рисования.

Лабораторная мебель

Для оборудования физических и химических лабораторий предназначаются лабораторные столы (ГОСТ 18314-73 “Столы ученические, лабораторные. Типы и основные размеры.”), демонстрационные столы, вытяжные шкафы. Рабочая поверхность стола на одного ученика - не менее 120´60 см. Изготавливают столы трех групп: В - для роста 145-160 см; Г - 160-175 см; Д - для роста свыше 175 см.

Мебель мастерских

Школьные мастерские, помимо разнообразных станков, оборудуются верстаками с тисками. Для профилактики нарушения физического развития (в виде ухудшения осанки и зрения и др.) необходимо учитывать рост учащегося, а также его физиологическое положение при работе (см. выше). Для индивидуального подбора верстака и станка используют скамеечки и подставки.

Мебель столовых

В них используют обеденные столы облегченной конструкции, легко моющиеся, с выдвигающимися табуретками. Ножки столов делают из сваренных труб, на концы которых надевают пластиковые наконечники.

Мебель компьютерных классов

Используются специально переоборудованные парты с увеличенной поверхностью крышки стола, либо особые столы для компьютеров. В качестве сидений рекомендуется использовать специально сконструированные вращающиеся кресла или стулья с большим наклоном спинки, а также валиком в поясничной области, т.к. самая рациональная поза - это с наклоном немного назад корпуса для меньшего утомления глаз и спины.

Таблица 2 Столы ученические. Типы и функциональные размеры(ГОСТ 11015-77)

Размеры стола группы, мм
Наименование показателя А Б В Г Д
Длина крышки стола: одноместного двухместного 600 1200 600 1200 600 1200 600 1200 600 1200
Ширина крышки 450-500 450-500 450-500 450-500 450-500
Высота стола со стороны сидящего 540 600 660 720 780
Расстояние от заднего края стола до углубления для ручки, не менее 400 400 400 400 400
Расстояние от заднего края стола до выступающих конструкций перед коленями, не менее 300 300 300 340 340
Свес крыши по ширине, не более 10 10 10 10 10
Расстояние по вертикали от пола до выступающих конструкций над коленями 450 510 570 630 690

Таблица 3 Стулья ученические . Типы и функциональные размеры(ГОСТ 11016-77)

Размеры стульев группы, мм
Наименование показателя А Б В Г Д
Высота переднего края сиденья 320 360 400 440 480
Ширина сиденья 270 310 340 360 380
Глубина сиденья 260 290 320 350 380
Высота нижнего края спинки над сиденьем 120 135 150 165 180
Высота спинки 60-120 70-135 80-150 90-150 100-180
Ширина спинки 240 270 300 320 340
Радиус изгиба переднего края сиденья 20-50 20-50 20-50 20-50 20-50
Радиус изгиба спинки 80-100 80-100 80-100 80-100 80-100
Угол наклона сиденья 0-3 0-3 0-3 0-3 0-3
Угол наклона спинки 102-108 102-108 102-108 102-108 102-108

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И МАТЕРИАЛОВ

Здравоохранение Казахстана: журнал № 3 1986 г.\ И.П. Петрище Способ определения групп мебели новых ГОСТов.

Поделиться: