Перерасчет за коммунальные услуги по закону. Как производится перерасчет за воду, если стоят счетчики

Встречаются ситуации, когда поверка водомера уже завершена, а управляющая компания отказывается проводить перерасчет. В этой статье мы расскажем, как поступать в этом случае и какой существует порядок перерасчета платежей за воду после поверки счетчика воды.

Как действовать, если в перерасчете отказывают?

Если досконально разбирать этот вопрос, то оказывается, что отказ управляющей компании в проведении перерасчета после поверки является с ее стороны правомерным действием. Ведь прибор учета воды прошел поверку и теперь находится в надлежащем состоянии. Из этого следует, что отсутствует необходимость проводить смену показаний счетчика, согласовывать их с нормативами, высчитывать время межповерочных интервалов перед тем, как будет проводиться дальнейшая поверка.

Правила предоставления собственникам жилья коммунальных услуг регламентируется Постановлением Правительства России №354 от 06.05.2011 г. (далее Правила):

п.61. Если в ходе проводимой исполнителем проверки достоверности предоставленных потребителем сведений о показаниях индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и (или) проверки их состояния исполнителем будет установлено, что прибор учета находится в исправном состоянии, в том числе пломбы на нем не повреждены, но имеются расхождения между показаниям проверяемого прибора учета (распределителей) и объемом коммунального ресурса, который был предъявлен потребителем исполнителю и использован исполнителем при расчете размера платы за коммунальную услугу за предшествующий проверке расчетный период, то исполнитель обязан произвести перерасчет размера платы за коммунальную услугу и направить потребителю в сроки, установленные для оплаты коммунальных услуг за расчетный период, в котором исполнителем была проведена проверка, требование о внесении доначисленной платы за предоставленные потребителю коммунальные услуги либо уведомление о размере платы за коммунальные услуги, излишне начисленной потребителю. Излишне уплаченные потребителем суммы подлежат зачету при оплате будущих расчетных периодов.
Перерасчет размера платы должен быть произведен исходя из снятых исполнителем в ходе проверки показаний проверяемого прибора учета.
При этом, если потребителем не будет доказано иное, объем (количество) коммунального ресурса в размере выявленной разницы в показаниях считается потребленным потребителем в течение того расчетного периода, в котором исполнителем была проведена проверка.

П.81 (12) этих Правил четко оговаривает, что прибор учета, у которого закончился межповерочный интервал, признается вышедшим из строя. Из этого следует, что данные для расчета платы за воду, которые подаются на основании показаний такого водомера, приниматься не будут.

ПРАВИЛА ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ

VI. Порядок расчета и внесения платы за коммунальные услуги

81(12). Прибор учета считается вышедшим из строя в случаях:

а) неотображения приборами учета результатов измерений;

б) нарушения контрольных пломб и (или) знаков поверки;

в) механического повреждения прибора учета;

г) превышения допустимой погрешности показаний прибора учета;

д) истечения межповерочного интервала поверки приборов учета.

В течение первых З-х месяцев после возникновения такой ситуации оплачивать за воду абонент будет по среднемесячным показаниям, а после истечения этого срока – по нормативам потребления (п.п.59,60 Правил).

ПРАВИЛА ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ

VI. Порядок расчета и внесения платы за коммунальные услуги

59 б) в случае непредставления потребителем показаний индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета за расчетный период в сроки, установленные настоящими Правилами, или договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, или решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, — начиная с расчетного периода, за который потребителем не представлены показания прибора учета до расчетного периода (включительно), за который потребитель представил исполнителю показания прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд;

60. По истечении предельного количества расчетных периодов, указанных в пункте 59 настоящих Правил, за которые плата за коммунальную услугу определяется по данным, предусмотренным указанным пунктом, плата за коммунальную услугу, предоставленную в жилое помещение, рассчитывается в соответствии с пунктом 42 настоящих Правил в случаях, предусмотренных подпунктами «а» и «в» пункта 59 настоящих Правил, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг с применением повышающего коэффициента, величина которого принимается равной 1,5, а в случаях, предусмотренных подпунктом «б» пункта 59 настоящих Правил, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.

По истечении предельного количества расчетных периодов, указанных в пункте 59 настоящих Правил, за которые плата за коммунальную услугу определяется по данным, предусмотренным указанным пунктом, плата за коммунальную услугу, предоставленную в нежилое помещение, рассчитывается в соответствии с пунктом 43 настоящих Правил.

При расчете платы за коммунальную услугу в соответствии с настоящим пунктом не применяется дифференциация тарифов по зонам суток и иным критериям.

Лишь после окончания проведения поверки водомера и официального подтверждения его работоспособности (Актом проведения поверки), возобновляется оплата исходя из показаний прибора учета воды. Однако, перед этим нужно, чтобы прошедший поверку водомер абонента был введен в эксплуатацию официально. В этом случае необходимо составить Акт ввода в эксплуатацию водомера, после чего прибор опломбируется (такая процедура детально описана в п.81(6) Правил).

ПРАВИЛА ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ

VII. Порядок учета коммунальных услуг с использованием приборов учета, основания и порядок проведения проверок состояния приборов учета и правильности снятия их показаний

81(6). По результатам проверки прибора учета исполнитель оформляет акт ввода прибора учета в эксплуатацию, в котором указываются:

а) дата, время и адрес ввода прибора учета в эксплуатацию;

б) фамилии, имена, отчества, должности и контактные данные лиц, принимавших участие в процедуре ввода прибора учета в эксплуатацию;

в) тип и заводской номер установленного прибора учета, а также место его установки;

г) решение о вводе или об отказе от ввода прибора учета в эксплуатацию с указанием оснований такого отказа;

д) в случае ввода прибора учета в эксплуатацию показания прибора учета на момент завершения процедуры ввода прибора учета в эксплуатацию и указание мест на приборе учета, где установлены контрольные одноразовые номерные пломбы (контрольные пломбы);

е) дата следующей поверки.

Отказ в осуществлении перерасчета: возможные причины

Исходя из данных водомера, указанных в акте ввода его в эксплуатацию, начинает производиться расчет за воду после поверки счетчика. Осуществляется это по такой же процедуре, которая предусмотрена для установления нового водомера (когда расчет платежей за воду начинается с нулевых показателей), а не поверкой старого.

В этом случае стоит написать в расчетный центр официальную претензию, в которой выразить свое согласие с требованиями Правил к процедуре ввода водомера в эксплуатацию после проведения его поверки. В этом документе нужно указать, что возможности перерасчета оплаты за воду «задним числом», исходя из показаний водосчетчика, признанного по итогам проведенной поверки исправным, действующими Правилами не предусмотрены. На этом основании стоит потребовать, чтобы начисления дополнительных сумм оплаты за воду были отменены.

Если реакции на Ваше обращение не последует, то можно направить еще одно — в жилищную инспекцию в вашем районе либо в прокуратуру (как правило, на запросы, связанные с тематикой ЖКХ, они реагируют).

Обратите внимание, что такое обращение уместно только в том случае, если на руках есть все обязательные документы, а именно:

  • Акт о проведении поверки водомера;
  • Акт о вводе конкретного водомера в эксплуатацию.

С какой целью проводят перерасчет воды?

Рассмотрим пункты, которые связаны с общедомовым потреблением холодной воды в Москве. К ним относят:

  • Расходы воды (холодной) для уборки подъездов;
  • Использование воды для полива растений, которые произрастают на придомовой территории;
  • Расходы воды на помывку провода сетевого типа;
  • Наличие потерь при транспортировке.

Для горячей воды перерасчет проводится, даже если водосчетчик у абонента установлен:

  • Перерасчет за то количество воды, которая сбрасывается в канализацию при проведении ремонтных работ;
  • Горячую воду относят к истраченной жильцами при проведении в доме прессовочного процесса (когда создается испытательное давление);
  • При обнаружении в водопроводных сетях значительных потерь горячей воды.

Периодичность проведения поверки водомеров

Как правило, межповерочной интервал прибора учета воды зависит от конкретного производителя водомеров.

В настоящий момент в среднем такой интервал составляет 4-5 лет для систем горячего водоснабжения и до 6-ти лет – для систем холодного водоснабжения.

Рачительные хозяева заблаговременно стараются провести поверку водомера. В этом случае любые заминки и проволочки не приведут к появлению лишних сумм в платежках за воду.


Рекомендуем следить за исправностью своих счетчиков и не пропускать даты проведения очередных поверок.

Если возникают спорные моменты касательно оплаты услуг водопотребления – не стесняйтесь отстаивать собственные интересы, ссылаясь на законодательные акты РФ, регламентирующие правила предоставления населению коммунальных услуг.

Только так возможно платить не какие-то эфемерные суммы, которые выставляет управляющая компания, а оплачивать исключительно то количество воды (холодной/горячей), которое реально потребили Вы и Ваша семья за отчетный период (согласно показаниям приборов учета).

Горячим водоснабжением принято называть подачу воды с повышенной температурой по централизованному трубопроводу и внутренним инженерным сооружениям в частные и многоквартирные дома (в том числе в нежилые помещения и помещения совместного владения). Данная статья посвящена расчету горячего водоснабжения.

В этой статье вы узнаете:

  • Как происходит расчет горячего водоснабжения.
  • По какой формуле производится расчет норматива горячего водоснабжения.
  • Как произвести перерасчет горячего водоснабжения на общедомовые нужды.
  • Зачем контролировать качество горячей воды.

Расчет системы горячего водоснабжения

Расчет системы горячего водоснабжения базируется на вычислении тепла на этот вид водоснабжения. Дело в том, что средняя температура холодной воды составляет 10 °С, однако на выходе этот показатель значительно ниже, что создает дискомфорт при пользовании водой для потребителя со смесителя (60 °С). Исходя из этого при вычислениях температуру рекомендуется увеличить до 50°С.

Алгоритм для расчета среднего расхода тепла на отбор горячей воды выглядит так:

qm = m* t* c *∆t, кВт*ч,

где m – расход воды, л/ч; t – время работы, ч; ∆t – разница температуры; c – удельная теплоемкость, кВт x ч/(л x°С).

Расчет норматива горячего водоснабжения

Норма водоснабжения (куб. м в месяц на 1 человека) определяется таким образом:

N = Сумма (Q x n) x (4,5 + 0,07 + L) x 10, где

Q – расходование воды 1 водоразборным механизмом на 1 операцию; n – количество операций пользования 1 водоразборным устройством за i – 7 дней; L – число этажей в многоквартирном доме или жилом доме.

Нормы расходования и средняя температура воды на одну операцию

Показатель горячего водоснабжения (куб. м в месяц на 1 человека) рассчитывается следующим образом:

Расчет платы за горячее водоснабжение: 2 варианта

Расчет №1 – расчет в жилом помещении установлен счетчик потребления горячей воды.

Если в квартире установлен индивидуальный прибор учета на горячее водоснабжение расчет размера платы за ГВС будет производиться по формуле № 1 , как произведение количества горячей воды, потребленной в квартире по показаниям индивидуального прибора учета и тарифа на горячее водоснабжение, установленного для региона и поставщика услуг:

Формула № 1

P i = V i п x Т кр

V i п – объем (количество) потребленного за расчетный период в жилом или нежилом помещении горячего водоснабжения, определенный по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета;

Т кр – тариф (цена) на горячее водоснабжение, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Пример расчета ГВС

Исходя из показаний счетчика, в январе 2017г. было израсходовано 4 м3 горячей воды.

Стоимость 1 м3 горячей воды в данном регионе с учетом услуг посредника равна 90 руб. 00 коп.

Владея такими данными, можно произвести расчет горячего водоснабжения для конкретно этого случая:

4 х 90,00 = 360,00 руб.

Расчет №2 – в жилом помещении не установлен счетчик потребления горячей воды.

Для таких случаев используется формула №4, которая учитывает данные о нормах расходования горячей воды в регионе, числе живущих в квартире людей и стоимость горячего водоснабжения, с учетом региона и поставщика.

Формула № 4

P i = n i x N j x T кр

  • число постоянно и/или временно проживающих в квартире граждан;
  • норма, установленная на горячее водоснабжение для региона;
  • тариф, установленный на горячее водоснабжение для региона и поставщика услуг.

Пример расчета ГВС

Если взять за основу, что в помещении проживает три человека, норма потребления горячей воды в данном регионе равна 3,5 м 3 /чел, а тариф на горячее водоснабжение составляет 90 руб. 00 коп. за 1 м 3 , то вычислить размер оплаты за пользование горячей водой на данной жилплощади можно так:

3 х 3,5 х 90,00 = 945,00 рублей.

Расчет горячего водоснабжения на общедомовые нужды

06 мая 2011г. Правительство РФ подписало Постановление №354 о новом порядке вычисления размера оплаты за коммунальные услуги. Согласно этому документу, жильцы квартир должны оплачивать не только горячую воду, потребляемую ими у себя дома, но и горячее водоснабжение, которое служит общедомовым нуждам. Эти изменения вызвали недовольство граждан и, в первую очередь, потому, что неясно было о каких излишках воды идет речь и на что в таких значительных объемах она тратится.

Ниже произведен расчет оплаты горячего водоснабжения для общедомовых целей.

  • Расчет №1 – расчет ГВС дома, на котором не установлен счетчик потребления горячей воды.

Вычисление суммы для оплаты израсходованной горячей воды на общедомовые цели происходит по формулам №№ 10, 15, которые позволяют определить объем потребленной горячей воды и размер требуемой оплаты соответственно.

Формула № 10

P i одн = V i одн x T кр

  • V i од – количество горячей воды, которая была израсходована на общедомовые цели в многоквартирном доме и приходится на жилое или нежилое помещение за расчетный период;
  • T кр – стоимость горячего водоснабжения согласно законам РФ.

Формула № 15

V i одн.5 = N одн x S ои x (S i / S об)

  • N одн – норма расходования горячей воды, поданной за расчетный период и израсходованной на общедомовые цели в многоквартирном доме;
  • S i – совокупная площадь жилого и нежилого помещений в многоквартирном доме;
  • S об – совокупная площадь всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме;
  • S ои – совокупная площадь общедомовых помещений в многоквартирном доме.

Образец вычислений

Норма потребления горячей воды на общедомовые цели в регионе равна 0,3 м 3 на 1м 2 . Совокупная площадь помещений, находящихся в общедомовом ведении, – 400 м 2 . Совокупная площадь всех жилых помещений данного многоквартирного дома равна 4 000 м 2 . Общая площадь одной квартиры – 45 м 2 . В данном регионе установлен оплата горячей воды в размере 90 руб. 00 коп. за 1 м 3 . Используя эти данные, получаем следующие вычисления:

0,3 х 400 х 45 / 4000 = 1,35 кубических метров 1,35 х 90 = 121,50 рублей

  • Расчет №2 – расчет ГВС дома, на котором установлен счетчик потребления горячей воды

Для расчета оплаты расхода ГВС применяются формулы №№ 10, 12, которые позволяют определить объем горячей воды и размер оплаты соответственно.

Формула № 12

Образец вычислений

Количество горячей воды, которое было израсходовано согласно общедомовому счетчику, равно 2 000 м 3 . Количество горячей воды, израсходованное во всех жилых помещениях по показаниям индивидуальных счетчиков, равно 1 200 м 3 . Количество горячего водоснабжения, израсходованного в тех квартирах, где нет индивидуальных счетчиков, равно 500 м 3 . Общая площадь квартир дома равняется 4 000 м 2 . Площадь одной квартиры равна 45 м 2 .

Стоимость 1м 3 горячей воды в рассматриваемом регионе с учетом интересов поставщика услуг равна 90 руб. 00 коп.

Исходя из выше указанных данных, расчет оплаты горячего водоснабжения на общедомовые цели выглядит следующим образом:

(2 000 - 1 200 - 500) х 45 / 4000 = 3,375 кубических метра 3,375 х 90,00 = 303,75 рублей

Резюмируя представленные примеры вычислений, следует сказать, что в случае отсутствия коллективного счетчика объем горячей воды для общедомовых потребностей будет определяться площадью помещений, находящихся в общедомовом владении, и тарифом на горячее водоснабжение.

Важно знать, что в случае обнаружения лишних кубометров горячей воды, общедомовой счетчик позволит разобраться в причинах этого явления. Если же такого счетчика нет, то найти причину возникновения излишков и повлиять на размер оплаты общедомового потребления горячей воды возможности не представляется.

Расчет нагрузки горячего водоснабжения

Расчет нагрузки горячего водоснабжения требуется производить, когда имеют место:

  • сокращение расчетных тепловых нагрузок;
  • уменьшение издержек на отопление;
  • согласование изменений состава теплопотребляющих установок (изменение числа отопительных приборов или разборка вентиляционной системы). Такое случается, если в помещении меняют тип вентиляции либо устанавливают тепловую завесу;
  • необходимость в подтверждении того, что новая тепловая нагрузка и расходование теплоэнергии подходят расчетным нормам;
  • планирование собственной системы отопления;
  • планирование индивидуального узла теплоподачи;
  • при необходимости корректного распределения тепловой нагрузки между субабонентами;
  • подсоединение к общей теплотрассе новых объектов (одиночных и/или комплексных сооружений);
  • подписание нового договора с поставщиком теплоэнергии;
  • необходимость конкретизировать тепловые нагрузки в нежилых помещениях для отдельных учреждений;
  • погашение организациями стоимости услуг расчетным способом (в случаях, когда невозможно установить счетчик);
  • безосновательное повышение расходования теплоэнергии фирмой-поставщиком или управляющей компанией.

Что касается прав потребителей в области расчета тепловой энергии на ГВС, то они зафиксированы:

  • во всех типовых договорах, заключенных относительно поставок теплоэнергоресурсов;
  • в приказе Министерства Регионального Развития Российской Федерации от 28 декабря 2009г. № 610 «Об утверждении правил установления и изменения (пересмотра) тепловых нагрузок».

Согласно этому документу, повторному рассмотрению договорных показателей должно предшествовать создание техотчета, в котором будет отражен расчет тепловых нагрузок, а также будут приведены аргументы необходимости скорректировать или сократить тепловую нагрузку на конкретный объект.

Помимо этого, приказ Министерства Регионального Развития РФ от 28.12.2009г. №610 разрешает внести коррективы в расчет тепла на горячее водоснабжение, отопление и вентиляцию в следующих случаях:

  • при проведении капремонта;
  • при восстановлении внутренних инженерных конструкций, направленных на уменьшение растрат энергоресурсов;
  • при усилении теплоизоляции конкретного объекта;
  • при проведении иных процедур, направленных на сохранение энергоресурсов.

Перед началом осуществления пересмотра тепловых нагрузок для находящихся в работе зданий и подсоединения к общей системе новых объектов требуется:

  • собрать всю имеющуюся информацию об объекте;
  • осуществить аудиторскую проверку энергосистемы объекта;
  • осуществить расчет тепловых нагрузок на горячее водоснабжение, отопление и вентиляцию на основании результатов проверки;
  • написать техотчет;
  • обсудить отчет с компанией-поставщиком теплоэнергоресурсов;
  • внести коррективы в имеющийся или подписать новый договор с компанией-поставщиком энергоресурсов.

Гидравлический расчет горячего водоснабжения

Главной целью гидравлического расчета горячего водоснабжения стоит назвать вычисление размеров (в частности, диаметра) труб, через которые осуществляется подача воды, и издержек от напора. Отправной величиной для осуществления таких вычислений принято считать секундный расход, принимающий во внимание значение остаточной циркуляции:

qh, сir = qh (1 + kсir), л/с,

в данном случае kсir - индекс остаточной циркуляции.

Чтобы вычислить этот параметр, требуется разделить секундный расход на циркуляционный внутри системы горячего водоснабжения. Формула будет выглядеть следующим образом:

kсir = f(qh/qсir).

В этой ситуации условия таковы, что kсir ≠ 0 лишь в самых первых частях трубопровода при том, что qh/qсir больше двух. Во всех остальных случаях kсir будет равен 0. Важным моментом является то, что гидравлический расчет составляется перед вычислением циркуляции. Этот факт подразумевает, что специалист вынужден выдвинуть гипотезу о параметрах соотношения qh/qсir (для жилых зданий обычно qh/qсir больше 2,0) и аргументировать ее.

Вычисление размеров затрат напора в водоразборных стояках, объединенных кольцующей перемычкой в секционные узлы, производится на основании расчетных расходов воды с индексом 0,7. За расчетный расход на кольцевых участках принято брать в качестве самого нижнего порога наибольший секундный расход для одного из устройств, который подлежит обслуживанию.

Что касается скорости движения воды в трубопроводе горячего водоснабжения, то она не должна превышать трех метров в секунду. Но при этом доказано, что скорость воды, превышающая полтора метра в секунду, является причиной возникновения шумов.

Для того чтобы рассчитать диаметр стояка при несовпадении сопротивления, за основу принято брать расчетный расход и напор у самого основания стояка. Если показатели сопротивления идентичны, за единую величину принимается диаметр крайнего стояка.

Для осуществления грамотного гидравлического расчета какой бы то ни было направленности требуется иметь представления об основных законах гидродинамики (среди прочего – уравнение Дарси-Вейсбаха). Но нужно быть готовым, что каждая область будет налагать свою специфику на осуществление гидравлического расчета (например, расчет в области горячего водоснабжения весьма типичен, что избавляет от необходимости вычислять затраты напора по отдельности).

Существует алгоритм для расчета потерь напора на участках системы горячего водоснабжения:

Н = i×l(1 + kl), мм,

где i - удельные линейные потери напора, мм/м; l - протяженность участка; kl - индекс, учитывающий потери напора в локальных сопротивлениях.

Показатели i берутся из соответствующих справочников.

Не стоит забывать, что возможны случаи, когда для осуществления горячего водоснабжения нагревают жесткую воду из трубопровода. Такая ситуация чревата появлением наростов внутри труб (т.н. соли жесткости). В этой ситуации для вычисления показателя i применяется номограмма.

  • Располагаемый и требуемый напоры в системах ГВС в режиме водоразбора

Напор, гарантированный на вводе и применяемый при необходимости для подачи воды для целей горячего водоснабжения, называется располагаемым. Другой вид напора – требуемый, характеризуется тем, что служит для прохождения сопротивлений гидравлики при подаче воды к максимально удаленному (дистанционно и по высоте) устройству.

Если взять в качестве примера закрытую систему горячего водоснабжения, то располагаемым напором будет напор холодного водопровода в месте соединения с горячим трубопроводом. А для вычисления требуемого напора применяется следующая формула:

Нтреб = Нпод + Нсч + Нвн + Нг + Нсв,

где Нпод – потери напора в подающих трубопроводах в режиме водоразбора; Нсч – потери напора в счетчике воды (водомере); Нвп – потери напора в водонагревателе; Нг – разность геодезических показателей максимально высоко расположенного прибора и места соединения системы горячего водоснабжения с холодным водопроводом; Нсв – свободный напор на устройстве ("на излив").

Для открытой системы подачи теплоресурсов, предполагающей разбор прямо из теплотрассы, располагаемым будет напор в обратном водопроводе теплотрассы в узле подсоединения системы горячего водоснабжения. Расчет требуемого напора (в условиях отсутствия водонагревателя) будет производиться таким образом:

Нтреб = Нпод + Нсч + Нг + Нсв,

где Нг определяется от конкретного места подсоединения к теплотрассе. В системах горячего водоснабжения, работающих по принципу самотека под воздействием толщи воды в аккумулирующих сосудах, за располагаемый напор берется непосредственно геодезическая разница между показателями уровня воды в таком сосуде и максимально высоко находящегося устройства. Расчет требуемого напора для этой ситуации выглядит так:

Нтреб = Нпод + Нсв

Перерасчет и расчет горячего водоснабжения

Статьей 542 Гражданского Кодекса РФ установлено, что качество предоставляемых энергоресурсов должно отвечать критериям, зафиксированным законом РФ, а также пунктам договора об осуществлении поставок энергоресурсов. Статья 538 Гражданского Кодекса РФ предписывает применять выше указанные правила к отношениям, возникающим при осуществлении поставок энергоресурсов, так как другой порядок действий законом не предусматривается.

Температуру горячей воды в узлах водоразбора регламентирует пункт 2.4 СанПиНа 2.1.4.2496-09 «Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения», утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 07 апреля 2009г. № 20. Согласно этому документу t на выходе не должна выходить за пределы 60 - 75 °C. Предписания СанПина должны неукоснительно соблюдаться теми юрлицами, которые по роду занятий связаны с осуществлением и налаживанием работы магистрали горячего водоснабжения.

Подпункт «В» пункта 17 Правил заключения договоров по поставке энергоресурсов говорит о значимости в этой области такого показателя, как качество предоставляемых ресурсов, которое должно обеспечивать поддержание общедомового имущества на должном уровне. Коммунальные услуги должны оказываться гражданам в полном соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг и условиями подсоединения многоквартирных домов и объединяющих их общих сетей инженерно-технического обеспечения к централизованным сетям инженерно-технического обеспечения (пункт 20 Правил заключения договоров по поставке энергоресурсов).

Согласно п.5 прил.1 к Правилам предоставления коммунальных услуг качество коммунальных услуг в области горячего водоснабжения должно соответствовать следующим критериям: гарантировать соблюдение температурного режима в узле водоразбора согласно закону РФ о техническом урегулировании и положениям СанПина.

К обязанностям ремонтно-строительной организации, которая отвечает за подачу воды, относится обеспечение ее качества и нужной температуры (в промежутке от 60 до 75 °C), хотя закон РФ не дает строгих предписаний по этому вопросу. Компания-поставщик ответственна за то, чтобы теплоноситель дошел до граждан в надлежащем качестве. Если температурный показатель воды окажется меньше нижней границы, установленной нормативами (Постановление АС ЗСО от 12.10.2015 № Ф04-24751/2015 по делу № А45-19993/2014), граждане имеют право обратиться с исковым заявлением в суд, который обяжет ответчика (компанию-поставщика энергоресурсов) исправить допущенные нарушения.

Пункт 5 прил.1 к Правилам предоставления коммунальных услуг позволяет допустить отклонения от установленных законом температурных показателей. Так, отклонение от принятой температуры в ночное время с 00 ч. 00 мин. до 05 ч. 00 мин. может составлять 5°C; днем с 05 ч. 00 мин. до 00 ч. 00 мин. - 3 °C. Несмотря на существование таких оговорок, подобное положение не считается нормой. Решение ВС РФ от 31 мая 2013г. № АКПИ13-394 гласит, что подобные отклонения являются показателями предоставления услуг ненадлежащего качества.

Для того, чтобы в узлах водоразбора температура горячей воды равнялась 60 °C, на вводе в дом она должна быть на порядок выше. Однако, как уже было сказано, нет законодательных предписаний относительно именно этого показателя, поэтому в случае обращения в суд речь может идти только о том, что ремонтно-строительная компания должна обеспечить температуру воды на вводе в дом не меньше 60°C.

Когда управляющий МКД может подать на перерасчет стоимости горячей воды

Пункт 2 статьи 542 Гражданского Кодекса РФ предоставляет гражданам право отказаться от оплаты энергоресурсов неподобающего качества. Но и компании-поставщику разрешается потребовать от граждан в этом случае компенсацию энергопотерь.

Также существуют законодательные предписания, касающиеся изменения порядка оплаты потребленных энергоресурсов, если они были не соответствующего качества или подавались с перебоями, превышающими допустимый срок (подпункт «д» пункта 22 Правил заключения договоров ресурсоснабжения). Регламентируют порядок перерасчета оплаты Правила предоставления коммунальных услуг.

Действующее законодательство РФ признает безоговорочное преимущество системы контроля потребляемых ресурсов посредством установления счетчиков на пограничной территории между зоной ответственности компании-поставщика и собственностью граждан. Если на дом установлен счетчик и не было нареканий к его работе, то показатели этого прибора могут считаться доказательством поставки недостаточно качественной воды. Ремонтно-строительная организация должна предоставить опровергающие эту информацию доказательства, в противном случае должен быть произведен перерасчет оплаты израсходованных ресурсов (постановления АС УО от 11 января 2017г. № Ф09-10932/16 по делу № А60-59444/2015).

Подтверждает это положение и подпункт «В» пункта 111 Правил предоставления коммунальных услуг, который определяет дату и время начала предоставления некачественных услуг в соответствии с датой и временем, зафиксированными предназначенными для этого приборами (например, ОПУ, ИПУ и пр.). Более того, наличие счетчика и его показаний избавляет от процедуры подтверждения факта предоставления услуг несоответствующего качества согласно предписаниям раздела Х Правил предоставления коммунальных услуг (постановления АС ПО от 16 января 2017г. № Ф06-15316/2016 по делу № А12-4577/2016).

В тех случаях, когда соответствующих измерительных приборов на здание не установлено, для подтверждения факта оказания некачественных услуг потребуется собрать ряд документов, а также следовать порядку действий, зафиксированному в разделе Х Правил предоставления коммунальных услуг:

  • зафиксировать сигнал гражданина в аварийно-диспетчерскую службу (пункты 105, 106, подпункт «б» пункта 111);
  • договориться с гражданином о сроках проверки предоставленной информации о нарушении, уведомить ремонтно-строительную организацию о том, что будет осуществлена проверка предоставляемой ею услуги в том случае, если поставщик не знает причин нарушения (п. 108);
  • осуществить проверку по сигналу потребителя, все данные полученные в ее ходе должны быть письменно зафиксированы по определенной форме (п. 109). Проверка предназначена для подтверждения нарушения в вопросе качества оказываемой услуги (акт замера температуры в точке разбора в жилом помещении) и выяснения его причин (акт замера температуры на вводе в дом).

Сводные таблицы и расчеты, составленные УК в одностороннем порядке, в отсутствие актов проверок качества коммунальной услуги не будут приняты судом в качестве доказательств (Постановление АС ЦО от 20.10.2016 № Ф10-2735/2016 по делу № А14-6593/2015).

Обратим внимание, что нормативные акты не связывают установление факта поставки некачественного ресурса с фактом перерасчета исполнителем коммунальных услуг собственникам помещений платы за некачественную услугу (Постановление АС ЗСО от 19.09.2016 № Ф04-3939/2016 по делу № А03-12727/2015), хотя такое условие может быть включено в договор ресурсоснабжения на основании соглашения сторон, и тогда должно соблюдаться.

Как производится перерасчет горячего водоснабжения

Подпункт «Д» пункта 22 Правил заключения договоров о поставках ресурсов говорит, что перерасчет стоимости некачественно предоставленной услуги происходит в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг. Это подтверждается Решением ВС РФ № АКПИ13-394, гласящем, что, если нет дополнительных документов, которые фиксируют порядок проведения перерасчета, представитель граждан, проживающих в многоквартирном доме, может претендовать на снижение платы за оказание услуг с нарушением их качества согласно требованиям СанПина. Причем перерасчет должен производиться таким же образом, что и перерасчет для непосредственных потребителей (постановления АС ЦО от 29 февраля 2016г. № Ф10-5264/2015 по делу № А09-1717/2015).

Пункт 101 Правил предоставления коммунальных услуг предписывает снижать плату за ГВС за расчетный период на совокупный размер оплаты за весь период предоставления некачественных услуг в оговоренных в документах случаях (см. прил. 1 и 2 Правил предоставления коммунальных услуг).

Определить суммарную стоимость услуг с нарушением качества можно, умножив стоимость услуги за весь расчетный период (прил. 2 Правил предоставления коммунальных услуг) на отношение длительности оказания некачественной услуги внутри этого периода к общей длительности оказания коммунальной услуги за расчетный период.

Для расчетов оплаты коммунальных услуг за ГВС используются следующие величины:

Рi – величина оплаты за оказанную коммунальную услугу за расчетный период (согласно прил. 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг);

Δ – совокупная величина оплаты за все дни оказания некачественной услуги (или сумма, на которую должно быть произведено уменьшение оплаты за расчетный период);

t – длительность оказания некачественной услуги внутри одного расчетного периода.

Продолжительность расчетного периода определяется всей длительностью оказания поставки энергоресурсов в соответствии с принципами о постоянстве и безостановочности этого процесса. Исходя из описанных ранее правил осуществления расчета оплаты (абзац 2 пункта 101 Правил предоставления коммунальных услуг), можно составить следующую формулу (приняв, что месяц состоит из 31 дня):

Δ = Рi х t / 31 дн.

Снижение оплаты за нарушение температурного режима происходит по следующему принципу: оплата уменьшается на 0,1% за каждые 3°C, отличные от нормы (приложение 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг) и за каждый час в совокупности на протяжении всего расчетного периода в соответствии с разделом IX Правил предоставления коммунальных услуг. Если температура горячей воды опускается ниже 40 °C, то каждый час оказания услуги подобным образом в совокупности за весь расчетный период оплачивается по тарифу оплаты за пользование холодной водой.

Вычисления базируются на следующих параметрах:

  • величина оплаты соответствующей услуги за расчетный период, внутри которого зафиксированы сбои в организации горячего водоснабжения (Рi1);
  • величина, на которую производится уменьшение оплаты услуги (в %), изменяется в зависимости от колебаний температуры воды: - 0,1% за каждые 3 °C;
  • длительность оказания услуги с нарушениями качества в совокупности за весь расчетный период, выраженная в часах, (t1) и с учетом правила раздела IX уже упомянутых правил.

Взяв за основу всю обозначенную выше информацию, расчет суммы снижения платы осуществляется по следующему алгоритму:

Δ = Рi1 х % х t1

Положение пункта 5 приложения 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг позволяет применить именно эту формулу, несмотря на предписания пункта 101 тех же Правил.

К сожалению, в приведенных ранее определениях присутствуют шероховатости, которые вызывают многочисленные споры и даже приводят к подаче исковых заявлений. В основном недопонимание связано с двумя величинами, первая из которых (Рi1) помогает определить размер сокращения оплаты. Согласно пункту 5 прил. 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг эта оплата характеризуется как оплата за расчетный период, внутри которого были допущены температурные нарушения. Однако стоит более подробно рассмотреть понятие расчетного периода и очертить его рамки.

Пункт 37 Правил предоставления коммунальных услуг говорит о расчетном периоде как промежутке времени равном одному календарному месяцу. Это подтверждается вычислениями в Письме Минрегиона РФ от 04 июня 2007г. № 10611-ЮТ/07. Известно, что в частных разъяснениях Минстрой также придерживается мнения о том, что к расчету следует принимать плату за месяц.

Следует сказать, что определения из действующих Правил предоставления коммунальных услуг совпадают по смыслу с формулировками, уже прекратившими свое значение в виде критериев деятельности в рассматриваемой части (пункт 5 приложения 1).

Пункт 101 Правил предоставления коммунальных услуг гласит, что оплата услуг за расчетный период, равный месяцу, подлежит сокращению на совокупный размер оплаты за каждый период оказания услуг с нарушениями, равный одному дню. Таким образом, предстоит высчитать стоимость оказания некачественной услуги за 1 день.

Решение ВС РФ № АКПИ13-394 постановляет, что пункт 5 приложения 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг фиксирует такое изменение правил оплаты коммунальной услуги недостаточного качества, при котором нет возможности вообще не осуществлять оплаты за поставляемую воду с нарушением качества. Если взять за значение параметра Рi1 величину оплаты за месяц, то даже в случае непродолжительных и несерьезных нарушений величина сокращения оплаты очень быстро приблизится к этому показателю, и гражданина должно будет освободить от оплаты услуги по снабжению горячей водой за рассматриваемый месяц. Основываясь на этом тезисе, зачастую судьи отклоняют исковые заявления управляющих многоквартирными домами, предоставивших расчеты размера оплаты с учетом размера оплаты за месяц.

Так, Постановление АС ВВО от 14 октября 2016г. № Ф01-3504/2016 по делу № А39-6742/2014 говорит о том, что разработанная система оплаты за период некачественной реализации услуги подачи воды, при которой степень уменьшения размера оплаты за подачу горячей воды считается совокупно за расчетный месяц, подразумевает возможность не оплачивать израсходованный некачественный ресурс, однако, это неправильно. Если взять случай, при котором температура поданной потребителям воды была ниже нормы на 18°C непрерывно на протяжении 9-ти дней, то по такой системе расчета оплата горячей воды за месяц составит 00 руб. 00 коп. Более подробно изучив пункт 101 Правил предоставления коммунальных услуг, можно понять, что расчетным периодом оказания услуги с нарушением качества нужно считать 1 день, что подтверждается мнением многих представителей судейской коллегии (смотрите постановления АС ЗСО от 25.10.2016 № Ф04-4511/2016 по делу № А45-26014/2015, АС УО от 31.03.2017 № Ф09-1379/17 по делу № А60-14516/2016, от 06.02.2017 № Ф09-11636/16 по делу № А71-4808/2015).

Однако в некоторых случаях судьи принимают другую сторону и признают правомерность расчета размера оплаты с расчетным периодом в один месяц (см., например, Постановление АС ЗСО от 15.06.2016 № Ф04-2184/2016 по делу № А03-21553/2014).

В качестве возможного выхода управляющие многоквартирным домом могут запросить в Министерстве строительства документальное подтверждение объективному порядку расчета снижения оплаты за горячее водоснабжение несоответствующего качества, которое можно использовать в суде в качестве доказательной базы. Однако суд имеет право не принимать этот документ в качестве доказательства, обосновав свою позицию тем, что предложенные документы не имеют статус нормативных актов.

В том случае, когда за основу берется размер оплаты за один день и на доме установлен счетчик, правильнее вести расчеты, исходя из реального количества израсходованной за сутки воды, которое было зафиксировано прибором. Если счетчика нет, то вычисления проводятся посредством формулы, которая требует разделить общий объем учтенного и поставленного в дом ресурса на количество дней в месяце.

Пункт 5 приложения 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг предписывает снижать размер оплаты за горячую воду на 0,1% за каждые 3 °C нарушения нормы. Также здесь вводятся следующие критерии: возможно отклонение от температурных норм на 5°C ночью и на 3 °C днем. Таким образом, точная трактовка этого предписания подразумевает, что оплата израсходованной горячей воды не должна быть снижена, если ее температура в ночное время не опускалась за пределы 55 °C и ниже 57 °C днем. Однако, если температура продолжит падать относительно уже сниженных показателей, то за каждые последующие 3°C (т.е до 54 °C) оплата будет сокращаться на 0,1% каждый час (при 51°C – 0,2% и т.д.). Такой подход нашел поддержку и среди представителей арбитража (постановления АС УО от 31.03.2017 № Ф09-1379/17 по делу № А60-14516/2016, АС ДВО от 24.05.2016 № Ф03-976/2016 по делу № А24-1520/2015).

Но Решение ВС РФ № АКПИ13-394 говорит о том, что установление в п. 5 приложения 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг допустимых отклонений от температурного режима, предписанного СанПиН 2.1.4.2496-09, на деле обозначает внесение коррективов в санитарно-эпидемиологические нормы, регламентирующие уровень качества горячей воды, направленные на соблюдение противоэпидемических мероприятий. Подобная ситуация вступает в конфликт с уже упомянутыми законодательными нормами и требует признания этой нормы недействительной в данном контексте. Таким образом, мы возвращаемся к тому, что любое отклонение от прописанных норм будет приравнено к нарушениям качества оказания услуги. Обсуждаемые критерии продолжают действовать в вопросах условий и порядка изменения размера оплаты. Исходя из этого, можно сделать вывод, что процент 0,1% снижения оплаты за пользование горячей водой несоответствующего качества должен быть начислен за любое нарушение температурного режима (начиная с 57°C днем и 55°C ночью). В согласовании с документальной базой такой подход выглядит более правильны. Он также находит поддержку в судебной системе.

Руководствуясь этими соображениями, управляющие многоквартирными домами должны подкреплять свою позицию расчетом, который сулит большую выгоду, и строить свою линию на том, что нельзя допускать никаких отклонений от температурных норм.

Также существует нюанс, связанный с тем, возможно ли высчитывать точный размер снижения оплаты, если отклонение от нормы не совпадает с прописанным в нормативах «шагом». Существует точка зрения, рекомендующая вести вычисления снижения размера оплаты с учетом десятых долей в том случае, если температура опустится менее, чем на 3°C. Можно привести пример, когда температура воды в дневное время опустилась до 55°C. В этом случае возможно посчитать, что процент снижения оплаты стоимости услуги будет равен 0,167% (5/3 х 0,1%). Однако встает вопрос о правомерности подобных вычислений. Пункт 5 приложения 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг не позволяет нам сказать, что это правильное решение. Мы помним, что за каждые 3°C оплата снижается на 0,1%, это позволяет вывести некую закономерность.

Именно такой способ осуществления расчета приводится в Письме Минрегиона РФ № 10611-ЮТ/07. А Постановление АС УО от 28 октября 2016г. № Ф09-9955/16 по делу № А71-5017/2015 подчеркивает, что расчет УК неверно, т.к. принимает во внимание десятые доли градуса.

Мнение эксперта

Зачем контролировать качество горячей воды

А.Н. Соколова,

налоговый юрист

Действительность такова, что непосредственные потребители горячего водоснабжения (рядовые граждане, школы, детские сады и прочие организации) не могут с технической точки зрения с использованием необходимого оборудования осуществлять контроль за качеством горячей воды, определять такие ее характеристики, как цвет, замутненность, количество содержащегося в воде железа и др. веществ и пр. Также, далеко не каждый может обратиться за юридической консультацией. Все это подразумевает, что производители и поставщики теплоэнергоресурсов должны подходить к своим обязанностям со всей ответственностью.

Подобная позиция проявляется и в осуществлении строгого контроля за качеством оказываемых услуг, в оперативном устранении выявленных нарушений и осуществлении правильного расчета граждан за предоставляемые услуги в данном случае. Такой результат может быть достигнут в том случае, если все стороны процесса обеспечения населения и других субъектов теплоэнергией направят свои усилия на контроль за качеством предоставляемых услуг. Важно, чтобы ответственные за предоставление энергоресурсов организации в вопросе оплаты услуг руководствовались буквой закона и не настаивали на выплатах за случаи нарушения качества. Их действия должны базироваться на следующих нормативных актах:

  • п. 2 ст. 542 ГК РФ - для организаций, занимающихся поставкой энергоресурсов;
  • Правила предоставления коммунальных услуг - для управляющих компаний.

Если не придерживаться данных норм, то очень сложно будет добиться от компаний-поставщиков должных мер по устранению возможных нарушений в процессе снабжения энергоресурсами. Нарушения правил оказания услуг в этой сфере и осуществление неправильного расчета населения за предоставляемые некачественные ресурсы не позволяет оптимизировать положение дел в этой сфере во многих населенных пунктах.

Счетчики воды — устройства, позволяющие экономить средства. Установив устройство, владелец квартиры платит только за потребленный объем коммунального ресурса, согласно с показаниями прибора учета. Федеральное законодательство требует делать регулярные поверки устройств. Срок поверки указан в паспорте прибора учета воды, обычно колеблется от четырех до шести лет.

Как проходит процедура

Условия процедуры максимально упростили. Не нужно демонтировать устройство с трубы водоснабжения и отправлять на инспекцию, ждать окончания проверки и опять монтировать водосчетчик. Следует заполнить бланк на официальной странице выбранного поставщика, работник приедет и осуществит поверку прибора. Он обязан проверить исправность прибора, а именно, определить соответствие показаний устройства потребляемым объемам ресурса.

Процедуру поверки индивидуального прибора учета можно условно разделить на четыре этапа:

  1. Пользователь обязан подготовить документацию на водосчетчики.
  2. Оповестить компанию, предоставляющую услуги, о желании осуществить поверку прибора.
  3. Составить специальный акт, подтверждающий проведение поверки и исправность прибора.
  4. Отправить этот акт в компанию, которая является поставщиком.

Как часто проходить поверку

Пользователи должны точно знать, когда следует поверить прибор — процедуру необходимо сделать уже через 4 года после изготовления счетчика, а не с момента монтажа водосчетчика. Обойтись без процедуры нельзя, процесс закреплен на уровне законодательства. Это выгодно пользователям — за время работы прибора учета происходят поломки, которые выявляются во время поверки.

Невыполненная поверка приведет к тому, что выбранный поставщик будет считать информацию выданную индивидуальным прибором, предоставленную потребителем, недействительной. В случае просрочки, обитателям квартиры придется платить по среднему нормативу потребления – сумма платы за коммунальную услугу будет в три-четыре раза выше. Поверка делается для того, чтобы избежать задолженностей.

Когда потребитель вовремя проходит процедуру, компания обязана сделать перерасчет и определить размер платы за ресурс. Происходят неприятные случаи, когда поставщик отказывается проводить перерасчет воды после поверки. Уклонение организации от перерасчета — правомерное действие. Комнатный прибор учета процедуру уже прошел, а значит, он исправен и нет смысла менять сведения прибора и координировать их с нормативами, назначать время следующей поверки.

Чтобы человеку сделали перерасчет, следует обратиться в инспекцию, отвечающую за жилищные вопросы, либо в прокуратуру. Такой совет подействует, если у абонента есть в наличии такие официальные бумаги:

  1. Акт, подтверждающий поверку.
  2. Акт, подтверждающий вхождение устройства в пользование

Процесс обеспечение коммунальными услугами жильцов описан в Постановлении Правительства России No354, в соответствии с пунктом 81, водосчетчик, у которого показания не считаются достоверными, признан неисправным. Поэтому информация для расчета оплаты за ресурс, которую подают согласно с показателями прибора, признается недействительной.

За следующие 3 месяца после того, как наступили указанные события, абонент платит согласно со среднемесячными показателями. После окончания этого периода, абонент платит согласно с нормативом употребления. Оплата согласно с показаниями счетчика восстанавливается после процедуры поверки и формального засвидетельствования его исправности. Чтобы этого добиться, следует официально ввести водосчетчик в использование — составляется акт входа в пользование и водосчетчик опломбируют.

Оплата коммунальной услуги, оказанной абоненту в жилом/нежилом помещении за расчетный период, рассчитывается согласно с вычисленным средним месячным количеством потребляемого ресурса. Объем определяют согласно с показаниями индивидуального счетчика как минимум за время 6 месяцев, для отопления берут данные за отопительный период, когда согласно с П 42 (1) настоящих Правил для вычисления суммы оплаты берут показатели индивидуального устройства. Когда период работы прибора составляет менее шести месяцев, то оплату определяют опираясь на реальный срок эксплуатации счетчика.

Перерасчет по показаниям счетчика после просрочки поверки

Когда пользователи коммунальных ресурсов не делают в оговоренное время процедуру, жителям приходится платить по тарифам, указанным выше — сумма получается большая. Чтобы начать платить меньше, жители осуществляют просроченную процедуру, тогда выясняется, что счетчик был исправен. Исходя из этого, все последующие месяцы абоненты имеют возможность платить согласно с показателями прибора. Однако у большинства возникает вопрос — а можно ли осуществить перерасчет тех платежей, которые уже были оплачены? Пользователи надеются, что поставщики пересчитают плату и насчитают им переплаченные деньги, чтобы в последующие месяцы платить меньше. Но это невозможно.

Оплата за воду определяется согласно с показателями прибора только в том случае, если он признан исправным. Когда срок, отведенный на поверку счетчика, признается истекшим, прибор признается выведенным из строя. Даже если последующая проверка выявит, что устройство все это время работало исправно и показатели соответствовали действительности, формально признается неисправность такого прибора, из-за просрочки проверки и отсутствия доказательств, пользователи должны платить по повышенному тарифу. Поэтому действия компаний, которые не делают перерасчет, считаются правомерными. Необходимо осуществлять поверку в срок — просроченная процедура не поможет сэкономить денежные средства.

Судебная практика

Существует положительная судебная практика, когда пользователю пересчитывали плату, это происходило в таких случаях:

  1. Если поставщик начислял оплату согласно с нормативами с первого же месяца после признания прибора вышедшим из строя.
  2. Когда человек действительно не мог пройти процедуру поверки прибора, тогда компания может пойти абоненту на встречу и сделать перерасчет.

В случае отсутствия у человека уважительных причин, по которым он не смог пройти проверку, организации не обязаны пересчитывать плату.

После того, как человек проводит поверку с опозданием, можно написать заявление в организацию, которая поверяла прибор, с требованием пересчитать оплату, но компания не обязана этого делать. Есть основания для перечисления денег, только если поставщик начислял оплату согласно с нормативами сразу же, как прибор стал официально неисправным. В таком случае, пострадавшая сторона может отстаивать свои права и требовать пересчитать оплату согласно со среднемесячными показателями — есть положительная судебная практика, в которой ссылаются на то, что обе стороны были виновны в произошедшем.

В большинстве случаев у пользователей не возникает проблем с поверкой приборов учета, так как процедура эта проходит с интервалом в четыре-шесть лет. Компании не обязаны предупреждать абонентов об истечении срока исправности устройства, однако некоторые организации добровольно сообщают об этом своим клиентам. Не стоит рассчитывать на них, нужно самостоятельно фиксировать даты поверок, чтобы впоследствии не переплачивать. Стоит внимательно следить за исправностью водосчетчиков и в случае подозрения на поломки или дефекты счетчика, следует обратиться в компанию и вызвать мастера.


Если кратко, то перерасчёт должен быть полным .
Что значит полным?
1. За весь период отсутствия горячей воды.
2. Как за саму горячую воду, так и за канализацию (водоотведение). Основание - п. 59. : «перерасчет размера платы за водоотведение осуществляется в случае перерасчета размера платы за холодное водоснабжение и (или) горячее водоснабжение », а также пп. 4 п. 1 Приложения №2 к Правилам.

Как уже , было замечено в том, что перерасчёт за канализацию не делает. Это грубое нарушение Правил должно быть прекращено. Деньги потребителям должны быть возвращены в полном объёме.

Также нелишне напомнить, что в период отсутствия горячей воды естественно сокращается потребление холодной воды. И нормативные (при отсутствии приборов учёта) 5,4 куб.м. холодной воды, без горячей, - не используются в полном объёме. Соответственно, также должен быть перерасчёт, по крайней мере тот, который положено делать раз в квартал.

Итак, вот конкретный пример. Горячей воды не было с 6 июля по 6 сентября. Вот платёжки МУ «ГЖУ» за июль, август, сентябрь 2009 года:

Какова должна быть сумма перерасчёта?

Согласно Приложению 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, за каждый час , превышающий (суммарно за расчетный период) допустимый период перерыва подачи воды, размер ежемесячной платы снижается на 0,15 процента размера платы, определенной исходя из показаний приборов учета или исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, - с учетом положений пункта 61 Правил .

(Справочно, пункт 61 Правил: При перерывах в предоставлении коммунальной услуги, превышающих установленную продолжительность, а также при проведении 1 раз в год профилактических работ в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил плата за коммунальные услуги при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) или индивидуальных приборов учета снижается на размер стоимости непредоставленных коммунальных услуг )

Допустимая продолжительность перерыва подачи горячей воды: 8 часов (суммарно) в течение одного месяца; 4 часа единовременно, а при аварии на тупиковой магистрали - 24 часа; для проведения 1 раз в год профилактических работ в соответствии с пунктом 10 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам.

В нашем случае, допустимая продолжительность перерыва подачи горячей воды - определяется в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (п. 10 Правил). Но перерасчёт - должен быть и за этот период (п. 61 Правил).

Продолжительность отсутствия горячей воды составила: 62 дня × 24 часа = 1488 часов.

1. Сумма к возврату за горячую воду должна составить: 303,06 руб. (размер ежемесячной платы) × 0,15% × 1488 часов = 676,43 руб.

2. Сумма к возврату за канализацию должна составить: 69,66 руб. (размер ежемесячной платы) × 0,15% × 1488 часов = 155,48 руб.

Итого сумма к возврату должна составить: 831,91 руб.

Фактически сделан перерасчёт МУ «ГЖУ» на сумму: 92,74 руб. + 279,12 руб. = 371,86 руб. (44,7%)

Подлежит дополнительному возврату: 831,91 руб. – 371,86 руб. = 460,05 руб.

Поделиться: