Сервировка стола классный час. Конспект занятия "праздничная сервировка стола"

Цели:

1. Совершенствовать умения по подготовке стола к приему пищи с учетом санитарно-гигиенических, эстетических, практических требований.

2. Обобщить материал по культуре поведения за столом.

3. Воспитывать общую культуру.

4. Развивать интерес к культуре приема пищи.

Наглядные пособия: Картины, предметы сервировки стола.

Метод обучения: Рассказ, беседа, практическая работа.

Тип занятия: Занятие игра-игра.

Практическая работа: «Сервировка стола к чаю».

Ход занятия.

Воспитатель: (беседа)

На занятиях мы с вами касались вопросов поведения, т.е. этикета за столом.

Этикет - слово французское, различают дворцовый этикет, дипломатический этикет и столовый этикет.

Правила поведения во время еды, как и все другие, не выдуманы из головы.

Каждое правило имеет свой смысл.

Одни правила основаны на уважении к соседям по столу, другие на уважении к хозяевам.

Может быть, когда-то в далекие времена, все было проще и удобнее - из большого общего котла люди брали куски баранины, зубами отдирали мясо от костей, так что жир стекал до локтей. Рядом валялись кости и объедки. Так выглядел обед.

Но за те несколько десятков веков, которые отделяют нас от первобытного человека, кое-что изменилось, не правда ли? Люди отошли от подобных обычаев.

Вы, конечно, давно уже умеете пользоваться вилкой и салфеткой и на дикарей не похожи, но, тем не менее, вам нередко приходится еще слушать замечания:

«Убери локти со стола»!

«Возьми правильно нож»!

«Доешь все, что на тарелке»!

Наверное, в душе вы думали не раз, что взрослые просто к вам придираются.

Ну не все ли равно, как человек ест! Нет, не все равно! Существуют строгие правила поведения во время еды.

Дорогие ребята! Сядьте поудобнее и послушайте вместе со мной сказку и отметьте себе, что дети делали неправильно.

...Жила-была девочка Даша. Пошла она одна в лес, заблудилась и очень проголодалась. Вдруг видит: стоит избушка, а из ее открытых окон так вкусно пахнет! Девочка постучала в дверь и спрашивает: «Кто здесь живет? Можно войти?»

- Входи! - ответила старушка, выглянувшая в окно. - Я здесь живу с моими внуками.

Девочка вошла и не успела сделать двух шагов, как упала, поскользнувшись на валявшихся на полу макаронах. Когда она встала, то увидела мальчиков, сидевших за столом: один дул на горячий суп так сильно, что брызги летели во все стороны, другой устроил настоящую охоту за котлетой и, громко стуча вилкой, старался пронзить ее насквозь. И, наконец, наколол на вилку котлету и стал ее откусывать, измазал при этом нос и щеки и вытер их рукавом.

- Фу, как противно! - Подумала Даша. - Лучше сяду с девочкой, которая пьет компот.

И тут же вскрикнула, потому что девочка стала выплевывать вишневые косточки так далеко, что попала ей прямо в лоб...

- Как вам не стыдно так некрасиво есть! - в слезах крикнула Даша.

Все разом стали что-то отвечать ей, но понять ничего было нельзя, потому что говорили они с набитыми ртами.

- Извините, - вздохнула Даша, - но за столом с вами сидеть очень неприятно. Уж лучше я останусь голодной. И ушла.

Плохой конец у сказки! А вы, ребята, подумали: что эти дети делали неправильно? (Ответы детей).

Воспитатель: А сейчас мы с вами разберем ситуации, которые могут возникнуть во время приема пищи.

1. Что делать, если при всей осторожности во рту окажется нечто несьедобное: рыбья или мясная кость, жилка или косточка от сливы?

Ответ: Самый лучший выход, хоть это и не очень красиво, - поднести ко рту вилку или ложку и губами аккуратно положить на них кость или жилистый кусочек мяса, а затем пристроить это на краю тарелки. Плеваться за столом, как бы осторожно это ни делалось, недопустимо.

2. Гости сидели за столом, и пили чай с вареньем. Среди них был мальчик, который пришел в этот дом в первый раз и чувствовал себя очень неловко. Ему казалось, что все смотрят только на него, и он не знал, куда деть руки. Краснея под взглядами других гостей, он машинально играл стеклянной ложечкой для варенья. И тут случилось нeпoпpaвимoe. Нечаянно он сильно ударил ложечкой о край вазы, и хрустальная ложечка сломалась пополам.

Ответ: Если гость совершил какую-нибудь неловкость, не подавай виду, что заметил это. Англичане говорят: «Подлинное воспитание не в том, чтобы самому не делать ошибок, а в том, чтобы не замечать, когда их делают другие».

3. Прозвенел звонок и мы пошли в столовую. На столе уже стоят тарелки с манной кашей. Все берутся за ложки. - Фу! - вдруг, громко говорит Слава. - Какая противная каша. Сами ешьте эту гадость, а я не буду!

Ответ: Правила поведения и речи запрещают за общим столом плохо говорить о еде, критиковать блюдо и говорить, что, по-твоему, оно невкусное, чтобы не портить аппетит другим. Самое главное - нельзя быть неблагодарным по отношению к тем, кто нас кормит, о нас заботится.

4. Можно ли разговаривать за столом?

Ответ: Совершенно необязательно сохранять во время еды мертвую тишину, но разговаривать можно только с пустым ртом. Сначала проглоти, потом говори, И лишь после этого принимайся за следующий кусок.

5 . Маша чавкает, сопит, тянет в себя пищу вместе с воздухом, шмыгает носом.

Ответ: Есть надо абсолютно беззвучно. Жуй и глотай так, чтобы никто ничего не слышал! Никакого чавканья! Никакого сопения! Никаких звуков! Не хлебать! Не тянуть в себя пищу вместе с воздухом! Не шмыгать носом! (Ответы детей комментирую, направляю, добавляю.)

Воспитатель: Но на свете бывают непослушные дети, которые любят делать все наоборот. И поэтому таким детям нужно давать не полезный совет, а вредный совет. Такие советы дал, Григорий Остер в своем произведении, которые мы сейчас и послушаем. (Стих дается заранее детям)

1 ребенок:

Коли друг на день рождения

Пригласил тебя к себе,

Ты оставь подарок дома,

Пригодиться самому.

Сесть старайся рядом с тортом.

В разговоры не вступай:

Ты во время разговора

Вдвое меньше съешь конфет.

3 ребенок:

Если руки за обедом

Вы испачкали салатом

И стесняетесь о скатерть

Пальцы вытереть свои,

Опустите незаметно

Их под стол, и там спокойно

Вытирайте ваши руки

Об соседские штаны.

2 ребенок:

Выбирай куски поменьше,

Чтоб быстрее проглотить.

Не хватай салат руками,

Ложкой больше зачерпнешь.

Коли вдруг дадут орехи,

Сыпь их бережно в карман,

Но не прячь туда варенье

Трудно будет вынимать.

4 ребенок:

Если вас зовут обедать,

Гордо прячьтесь под диван

Если все-таки достанут

И за стол посадят вас,

Опрокидывайте чашку,

Выливайте на пол суп,

Зажимайте рот руками,

Падайте со стула вниз.

А котлеты вверх бросайте-

Пусть прилипнут к потолку.

«КАК ВЕСТИ СЕБЯ ЗА СТОЛОМ»

(правила)

1.Когда ешь, не откусывай сразу больших кусков - это некрасиво.

2. Не разговаривай с полным ртом. Если тебе задали вопрос, сначала проглоти пищу, а потом ответь.

3. Во время еды не прихлебывай громко, не дуй на слишком горячее блюдо, не стучи ложкой по тарелке. Старайся есть беззвучно.

4. Мясо отрезай небольшими кусочками. Когда съешь один кусок, отрежь следующий. Не нарезай на кусочки всю порцию сразу: от этого твоя тарелка будет выглядеть неряшливо, а еда быстро остынет.

5. Жареную или вареную птицу надо брать с тарелки вилкой, отрезая небольшими кусочками, а когда отрезать уже трудно можно взять пальцами косточку и обглодать.

6. Косточки из рыбы тоже можно вынимать вилкой или пальцами. Но пальцы при этом не облизывать, а вытирать салфеткой.

7. Гарнир - овощи, картошку, макароны - набирай на вилку с помощью хлебной корочки.

8. Не ешь ложкой то, что можно есть вилкой.

9. Не ешь с ножа - это некрасиво, да и можно поранить рот.

10. Рыбу, сырники, котлеты, яичницу, заливное ножом резать не надо - их легко разломить вилкой.

11. Когда пользуешься ножом, держи его в правой руке, а вилку - в левой.

12. Косточки из компота не выплевывай прямо на блюдо. Поднеси ложку ко рту, выплюнь на нее косточки и положи на блюдце.

13. Если тебе нужно что-нибудь достать, не тянись через весь стол, а вежливо попроси передать.

14. Из общего блюда бери крайний кусочек, не выбирая. Ведь взяв кусок получше, ты оставляешь соседу кусок похуже, а это невежливо.

15. Окончив еду, ложку не облизывай. Грязные нож и вилку на скатерть не клади.

16. Когда пьешь чай, не оставляй чайную ложку в чашке или стакане он может опрокинуться. Размешав сахар, положи ложку на блюдце.

17. За едой не читай - это не только невежливо по отношению к окружающим, но и вредно.

18. Не сиди боком к столу или положив ногу на ногу - это некрасиво и невежливо.

Воспитатель: Сегодня мы с вами попытались разобраться в тех ситуациях, которые могут возникнуть во время еды. Теперь можно приступить к сервировке стола.

Великий русский ученый Иван Петрович Павлов говорил, что «нормальная еда - это еда с аппетитом, еда с удовольствием». Достигается это вкусной и разнообразной пищей, обстановкой, создающей хорошее настроение и красивой сервировкой стола.

Что же такое сервировка стола?

Сервировать стол значит - подготовить его для приема пищи. Основная цель сервировки стола - создать определенный порядок на столе, обеспечить всех необходимыми предметами. Порядок сервировки стола - не прихоть той или иной хозяйки, он выработан годами, продиктован требованиями гигиены и необходимостью, обеспечить садящим за столом наибольшее удобство.

Воспитатель: Что же необходимо для того, чтобы накрыть стол к завтраку?

(используются вопросы-загадки)

ЗАГАДКИ:

1. В настоящее время еда бывает различной формы и расцветки. Для того чтобы подавать ее на стол, есть ряд вещей, которыми обычно пользуются. Все они выполняются из фарфора, стекла, металла и других материалов. (Посуда.)

Историческая справка (слово предоставляется юному архивариусу).

2. Они, несомненно, украсят любой стол, но принципиально важно, чтобы они не мешали общаться гостям. (Цветы.)

3. Как одним словом можно назвать нож, вилку и ложку? (Прибор.)

4. Накрывая на стол, ее кладут на закусочную тарелку или справа от нее. Бумажные ставят в специальный стакан. (Салфетка.)

5. Она - основа всей композиции стола. Ложки, салфетки, цветы должны с ней гармонировать. Классический материал для нее - лен, хлопчатобумажные ткани. (Скатерть.)

Воспитатель: Итак, для того, чтобы накрыть стол нам необходимо: скатерть, салфетки, приборы, посуда и цветы.

2. Все на столе должно размещаться таким образом, чтобы можно было, не задевая других предметов, взять то, что вам нужно. На столе не должно быть лишних предметов.

3. На скатерть кладут льняные или хлопчатобумажные салфетки. Салфетка обязательный предмет.

· Она предназначена для индивидуального пользования, ее в развернутом виде кладут на колени, чтобы предохранить одежду от случайного попадания пищи.

· Вытирать губы полотняной салфеткой за столом не положено, можно лишь приложить салфетку к губам до и после питья, после каждого блюда, однако лучше для этой цели использовать бумажные салфетки, которые ставят на стол в специальной подставке.

· По окончании еды салфеткой слегка касаются губ и кладут справа от тарелки.

4. На салфетку ставят закусочную тарелку.

· Справа и слева от закусочной тарелки размещают закусочные приборы.

· Вилку располагают слева от тарелки зубцами вверх, нож - справа лезвием к тарелке, чайную ложку можно положить справа у ножа или перед тарелкой.

· Справа перед кончиком ножа ставят чашку с блюдцем для горячего напитка, причем ручка ее должна быть повернута к правому плечу сидящего.

5. Сваренное яйцо подают в специальной посуде и ставят справа от закусочной тарелки или на нее.

6. Общее блюдо с гастрономическими продуктами - в центре стола вместе с прибором для раскладывания, каждый берет, что хочет из общего блюда и кладет себе на тарелку.

7. На стол необходимо поставить масленку и положить нож, которым каждый отрезает кусочек масла, кладет себе на тарелку, а затем намазывает на хлеб своим ножом, лежащим справа от тарелки.

8. Сахарницу и вазочку с медом ставят на середину вместе с ложечками для раскладывания. Чай и кофе подают без сахара: каждый добавляет его по вкусу.

Воспитатель:

Приступают к еде тогда, когда начинают есть хозяйка или хозяин.

1. Обычно кушанье из общего блюда берут, пользуясь вилкой, ложкой, лопаточкой или щипцами, но некоторые продукты берут руками. Это хлеб, печенье, фрукты и цитрусовые - их не нужно делить ножом, они не пачкают рук, и вы касаетесь только одного куска, который затем кладете себе на тарелку.

2. Если необходимо взять хлеб, вилку и нож кладут на тарелку крест-накрест: вилку выпуклой частью вверх, нож острием влево.

3. Если на столе находится праздничный прибор из пяти или шести предметов, сначала используют прибор, находящийся дальше от тарелки, затем - следующий за ним и так далее.

4. По окончании еды тарелку не отодвигают от себя, на нее кладут приборы параллельно друг другу ручками вправо. Вилка должна лежать зубцами вверх.

5. Во время еды пользуются вилкой и ножом, нож держат в правой руке, а вилку - в левой. Если едят только вилкой, то ее берут в правую руку.

6. Не берут нож, вилку, ложку близко к основанию, нельзя есть ложкой, то, что положено есть вилкой.

7. Брать на вилку надо столько, чтобы с нее не падало. Если едят вилкой и ножом, то ножом подправляют пищу, которую берут вилкой.

Этикет надо соблюдать не только в гостях, но и дома, за семейным столом.

Практическая работа. (Закрепление под руководством воспитателя)

1. Дети выполняют практическую работу «Сервировка стола к завтраку», учатся расставлять приборы, необходимые к завтраку.

2. Контролировать работу детей, помогать им.

Дата: __________________

Тема. Сервировка стола. Правила поведения за столом.

Цель: совершенствовать умения по подготовке стола к приему пищи с учетом санитарно-гигиенических, эстетических, практических требований. Обобщить материал по культуре поведения за столом. Воспитывать общую культуру.

Планируемые результаты. Личностные: научатся сервировать стол, усвоят правила поведения за столом.

Метапредметные: регулятивные: определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя; познавательные: добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии; коммуникативные : умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи.

Оборудование: презентация, таблички со слоганами, стихотворение.

Ход занятия.

1.Организационный момент.

Дети становятся в круг, визуальный контакт «глаза в глаза», тактильный контакт – берутся за руки, здороваются друг с другом, называя по имени.

Когда встречаем мы рассвет,

Мы говорим ему... (Дети хором) ПРИВЕТ!

С улыбкой солнце дарит свет,

Нам посылая свой... (Дети хором) ПРИВЕТ!

При встрече через много лет

Вы крикните друзьям... (Дети хором) ПРИВЕТ!

И улыбнутся вам в ответ

От слова доброго... (Дети хором) ПРИВЕТ!

И вы запомните совет:

Дарите всем друзьям... (Дети хором) ПРИВЕТ!

2.Мотивация и целеполагание.

Эпиграфом к нашему занятию станет пословица «Умел в гости звать - умей и встречать». Попробуйте объяснить, как вы понимаете её смысл. О чём мы сегодня с вами поговорим? (Открывается тема « Правила поведения за столом» .) Что нам известно, а что ещё мы хотели бы узнать по данной теме? Сегодня для себя мы определим, как вести себя за столом во время приема пищи, выработаем правила поведения за столом, научимся его сервировать.

3.Открытие нового знания.

Чтение стихотворения «Что такое этикет?»

Что ж такое этикет ?

Кто-то знает, кто-то - нет.

Это ПРАВИЛА такие

ПОВЕДЕНИЯ, когда

Мы привычки все плохие

Забываем навсегда.

Ты усвоил ЭТИКЕТ,

И дурных привычек нет!

Пишет добрый ЭТИКЕТ

Малышам в своей программе:

Если дел особых нет,

Помогай по дому маме:

Вместе с нею стол накрой

И расставь посуду,

И притом не хнычь, не ной:

Не хочу, не буду...

Пусть забудет голова

Все ленивые слова.

Известно с детства это всем:

«Когда я ем, я глух и нем».

А хоть словечко ЭТИКЕТ

Разрешит сказать, иль нет?

Жуёшь – закрытым рот держи.

Проглоти – потом скажи.

Чтобы что-то резать, нож

В руку правую берёшь,

Вилку в руку левую,

Кто дома есть научится,

В гостях не будет мучиться.

Эти правила не сложны.

Их легко запомнить можно.

И для вас сейчас, ребята,

Мы раскроем их секрет.

Пусть девчонки и мальчишки

Будут вежливы всегда

Научитесь быть приятным,

Соблюдая ЭТИКЕТ!

Для чего мы должны правильно вести себя за столом во время еды?

1) Чтобы не навредить своему здоровью.)

Хотите ли вы выглядеть смешно, нелепо?

Так для чего еще нужно правильно вести себя во время еды?

(На доске вывешивается табличка: 2) Чтобы не выглядеть смешным.)

4) Чтобы не разбить, не испортить посуду.

5) Чтобы не мешать другим во время еды.

6) Экономия продуктов питания.

Вывод: Теперь вы понимаете, что правила поведения за столом во время еды выполнять важно и необходимо.

4. Первичное закрепление.

Игра «Можно и нельзя». Назвать правила поведения за столом, начиная со слов «МОЖНО» и «НЕЛЬЗЯ».

Например: нельзя облизывать пальцы; нельзя громко стучать ложкой по тарелке; нельзя чавкать…

Физкультминутка.

5. Продолжение изучения нового материала.

(Беседа сопровождается просмотром презентации).

Теперь можно приступить к сервировке стола . Великий русский ученый И. П. Павлов говорил, что «нормальная еда - это еда с аппетитом, еда с удовольствием» . Достигается это вкусной и разнообразной пищей, обстановкой создающей хорошее настроение и красивой сервировкой стола .

-Что же такое сервировка стола ?

Сервировать стол значит - подготовить его для приема пищи. Основная цель сервировки стола - создать определенный порядок на столе , обеспечить всех необходимыми предметами. Порядок сервировки стола - не прихоть той или иной хозяйки. Он выработан годами, продиктован требованиями гигиены и необходимостью обеспечить, сидящим за столом, наибольшее удобство.

-Что же необходимо для того, чтобы накрыть стол к завтраку , ужину?

Игра «Угадай предмет».

1. В настоящее время еда бывает различной формы и расцветки. Для того чтобы подавать ее на стол , есть ряд вещей, которыми обычно пользуются. Все они выполняют из фарфора, стекла, металла и других материалов. (Посуда.)

Историческая справка . Первая в России фабрика по производству посуды была построена купцом А. Гребенщиковым в 1724 г. в Москве в Алексеевской слободе. Там производили фаянсовую посуду белого цвета, покрытую эмалью.

2. Они, несомненно, украсят любой стол , но принципиально важно, чтобы они не мешали общаться гостям. (Цветы.)

3. Как одним словом можно назвать нож, вилку и ложку? (Прибор.)

Историческая справка.

В XVII в. начал формироваться современный вид столовых приборов (ножей, вилок, ложек) . Вилка получила всеобщее распространение и приобрела ту форму, которую она имеет, и по сей день - с тремя или четырьмя чуть согнутыми зубцами. Ложку стали делать плоской, а нож получил закругленный конец.

4. Накрывая на стол , ее кладут на закусочную тарелку или справа от нее.

Бумажные ставят в специальный стакан, (салфетки)

Историческая справка (слово предоставляется юным архивариусам) . Салфетка - обязательный элемент сервировки стола . Надо сказать, что в Древней Греции около 3500 лет тому назад было принято, что во время еды раб или слуга утирал своему хозяину губы листком фигового дерева. Можно считать, что впервые стали употреблять в Древнем Риме около 2000 лет тому назад. В знаменитых домах ее шили из полотна и украшали вышивкой в виде вензелей из инициалов хозяина дома. Гости нередко уносили с собой эти красивые салфетки. В богатых семьях салфетки гостям меняли после каждого блюда. Их украшали художественной вышивкой из серебряных и золотых нитей.

5. Она - основа всей композиции стола . Ложки, салфетки, цветы должны с ней гармонировать. Классический материал для нее - лен, хлопчатобумажные ткани. (Скатерть.)

Итак, для того, чтобы накрыть стол нам необходимо : скатерть, салфетки, приборы, посуда и цветы.

Мы с вами говорили, что в понятие «прибор» входит нож, вилка и ложка, а какие вы знаете основные и вспомогательные приборы?

Основные приборы : прибор закусочный, прибор столовый , прибор рыбный, прибор десертный, прибор фруктовый, чайные и кофейные ложки.

Вспомогательные приборы : ножи для масла, ложки для раскладки салатов, лопатки для икры, рыбы, кондитерские и другие.

-Какая посуда необходима нам для сервировки стола ?

Для сервировки стола применяются различные блюда на несколько порций. Для подачи холодных и горячих блюд, салатники, селедочницы, соусники, чайники, кофейники, сливочники, молочники, вазы, супные тарелки. (Пирожковые, десертные, закусочные, столовые мелкие и глубокие ).

6. Повторение и закрепление.

- Что входит в понятие « сервировка стола » ?

- Что входит в понятие «прибор» ?

- Какие приборы для сервировки стола подают к ужину ?

- Что предусматривают правила поведения за столом ?

- Как правильно вести себя за столом ?

Составление памятки «Как вести себя за столом»

1. Когда ешь, не откусывай сразу больших кусков - это некрасиво.

2. Не разговаривай с полным ртом. Если тебе задали вопрос, сначала проглоти пищу, а потом ответь.

3. Во время еды не прихлебывай громко, не дуй на слишком горячее блюдо, не стучи ложкой по тарелке. Старайся есть беззвучно.

4. Мясо отрезай небольшими кусочками. Когда ешь один кусок, отрежь следующий. Не нарезай на кусочки всю порцию сразу : от этого твоя тарелка будет выглядеть неряшливо, а еда быстро остынет.

5. Жареную или вареную птицу надо брать с тарелки вилкой, отрезая небольшими кусочками, а когда отрезать уже трудно можно взять пальцами косточку и обглодать.

6. Косточки из рыбы тоже можно вынимать вилкой или пальцами. Но пальцы при этом не облизывать, а вытирать салфеткой.

7. Гарнир - овощи, картошку, макароны - набирай на вилку с помощью хлебной корочки.

8. Не ешь ложкой то, что можно есть вилкой.

9. Не ешь с ножа - это некрасиво, да и можно поранить рот.

10. Рыбу, сырники, котлеты, яичницу, заливное ножом резать не надо - их легко разломить вилкой.

11. Когда пользуешься ножом, держи его в правой руке, а вилку - в левой.

12. Косточки из компота не выплевывай прямо на блюдо. Поднеси ложку ко рту, выплюнь на нее косточки и положи на блюдце.

13. Если тебе нужно что-нибудь достать, не тянись через весь стол , а вежливо попроси передать.

14. Из общего блюда бери крайний кусочек, не выбирая. Ведь взяв кусок получше, ты оставляешь соседу кусок похуже, а это невежливо.

15. Окончив еду, ложку не облизывай. Грязные нож и вилку на скатерть не клади.

16. Когда пьешь чай, не оставляй чайную ложку в чашке или стакане –он может опрокинуться. Размешав сахар, положи ложку на блюдце.

17. За едой не читай - это не только невежливо по отношению к окружающим, но и вредно.

18. Не сиди боком к столу или положив ногу на ногу - это некрасиво и невежливо.

Игра «Народные премудрости».

Собрать пословицы и поговорки о еде, правильно соединив начало и конец.

7. Итог занятия. Рефлексия.

Наше занятие подходит к концу. Теперь вы смело можете приглашать гостей. И они будут в восторге от вашего гостеприимства.

Молодцы, ребята, отлично поработали. Нам осталось только подвести итоги занятия.

Что вы сегодня для себя взяли из нашего занятия? Какие достижения у вас были на занятии?

Постарайтесь ежедневно помнить о культуре поведения за столом.

МБОУ «Сорская СОШ № 3 с УИОП»

«Сервировка стола. Культура поведения за столом»

(КЛАССНЫЙ ЧАС ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 5-8 КЛАССОВ)

Учитель Бондаренко Е.В.

Задачи :

Обобщить знания по культуре поведения за столом. Совершенствовать умения по сервировке стола с учетом санитарно - гигиенических, эстетических, практических требований.

Оборудование: презентация,предметы сервировки стола.

    Организационный момент

    Писатель Григорий Остер дал такие советы:

Если друг на день рождения

Пригласил тебя к себе,

Ты оставь подарок дома,

Пригодится самому.

Если руки за обедом

Вы испачкали салатом

И стесняетесь о скатерть

Пальцы вытереть свои,

Опустите не заметно

Их под стол, и там спокойно

Вытирайте ваши руки о соседские штаны

Если вас зовут обедать

Гордо прячетесь под диван

Если все-таки достанут

И за стол посадят вас

Опрокидывайте чашку,

Выливайте на пол суп.

А котлеты вверх бросайте -

Пусть прилипнут к потолку.

Какая наука изучает правила поведения? Этикет. Это слово французского происхождения означает ярлык, этикетка, церемониал. Этикет включает в себя правила поведения в различных ситуациях. Впервые ввел правила поведения за столом французский король Людовик ХIY. Правила, введенные Людовиком, претерпели изменения, со временем появились новые, и все, уважающие люди соблюдают эти правила.

В середине 16 века на Руси появилась книга «Домострой». Это сборник правил, советов и наставлений по всем направлениям жизни человека и семьи. В нём подробно излагались наставления по воспитанию детей, ведению хозяйства, приготовлению пищи, приёму гостей, правилам поведения за столом и принятию пищи.

Наше время, безусловно, внесло свои коррективы в средневековые правила, но основы их остались незыблемы.

Мы будем учиться сегодня правилам поведения за столом и правильному, наиболее удобному и эстетичному приёму пищи применительно к современным условиям.

    Приятно быть в обществе с воспитанными людьми. Но самое главное – надо быть естественным, и, если ты не всё знаешь о правилах поведения за столом - не расстраивайся. Всему можно научиться постепенно. Главное - хотеть, и никто тебя не осудит за твою неловкость, как и ты не осудишь за это другого. Правила этикета необходимо знать, чтобы не чувствовать себя за столом неловко, чтобы вместо приятного общения не сосредотачиваться на одном - как что есть.

Закончите фразу:

«Мне приятно, когда за столом…»

«Мне неприятно, когда за столом…»

Сейчас мы разберем ситуации, которые могут возникнуть за столом.

    Во время чаепития кто-то из гостей нечаянно опрокинул и разбил чашку. Как должны отреагировать остальные гости?

- Когда гость совершил неловкость, не надо подавать виду, что заметили. Англичане говорят: ”Подлинное воспитание не в том, чтобы не совершать ошибок, а в том, чтобы не замечать ошибки других”

    Дети обедают в столовой. Вдруг один мальчик говорит: “ Фу! Какая противная каша. Ешьте её сами!” Прав ли мальчик?

За столом нельзя говорить плохо о еде. Это портит аппетит другим. А самое главное – нельзя быть не благодарным по отношению к тем, кто нас кормит и заботится о нас.

    За ужином Оля только откусила кусочек торта, как подружка стала задавать ей вопросы. Как поступить Оле?

Сначала проглотить, а потом ответить. Разговаривать можно только с пустым ртом.

4. Исправьте

Однажды Даша старушка и пригласила Дашу Ваня , пытаясь остудить горячий суп, набирал в рот побольше воздуха и дул на тарелку так, что брызги летели во все стороны. Люба наколола на вилку большую котлету и, откусывая от нее, перепачкала все щеки. Галя пила вишневый компот, а косточки выплевывала прямо на стол.

Старушка пригласила Дашу за стол, налила чаю и уселась рядом. Потом взяла свою чашку и стала пить из нее, громко прихлебывая.

Даша смотрела на всех с удивлением. Пить чай в такой компании ей не хотелось.

(с учетом исправлений учащихся)

Однажды Даша пошла в лес и заблудилась. Вышла к незнакомой деревне и постучалась в домик. Дверь открыла старушка и пригласила Дашу войти. В доме за столом обедали внуки. Ваня остужал горячий суп, легонько помешивая его ложкой. Люба ела котлету. Она отламывала вилкой набольшие кусочки и аккуратно подносила ко рту. Галя пила вишневый компот. Если попадались косточки, то складывала их на блюдечко ложкой. Старушка предложила Даше чаю. Даша поблагодарила старушку за приглашение и села за стол. Они вместе стали пить чай маленькими глоточками, аккуратно поднося чашку ко рту.

Вопрос: Каких правил не знали обитатели домика?

    На горячий суп дуть нельзя. Его надо помешивать ложкой, чтобы остыл.

    От котлеты надо отламывать кусочки вилкой.

    Косточки от компота надо класть в блюдечко ложкой.

    Чай пьют беззвучно.

    Когда ешь, не откусывай больших кусков - это некрасиво.

    Не разговаривай с полным ртом. Сначала проглоти, потом скажи.

    Во время еды не прихлебывай и не дуй на горячее.

    Из общего блюда бери кусочек, не выбирая.

    Когда пьешь чай, не оставляй ложку в стакане.

    Сидеть за столом надо прямо; на столе могут находиться только руки.

    Во время еды ложку держат в правой руке, черпают от себя, ко рту подносят слегка наискось, поев, оставляют ложку в тарелке.

    Нож держат в правой руке, вилку в левой, если едят одной вилкой, то держат её в правой руке.

    С ножом едят блюда, которые нужно резать из- за их твёрдой консистенции; горячее мясо отрезают понемногу, холодное - сразу всю порцию нарезают на небольшие кусочки.

    Поев, приборы кладут параллельно друг другу, прервав еду - крест- накрест.

    Если нож или вилка упали на пол, их не поднимают, а просят подать новые.

    Великий русский ученый Павлов говорил, что нормальная еда – это еда с аппетитом, еда с удовольствием . Это достигается разнообразной пищей, обстановкой, создающей хорошее настроение, и красивой сервировкой

Что такое сервировка?

Сервировать стол – это значит подготовить его для приема пищи. Основная цель сервировки стола – создать порядок на столе, обеспечить всех необходимыми предметами. Порядок сервировки выработан годами, продиктован требованиями гигиены и необходимостью обеспечить наибольшее удобство.

Что же необходимо для того, чтобы накрыть стол?

Итак, для того, чтобы накрыть стол нам необходимо: скатерть, салфетки, приборы, посуда и цветы.

Столы стали покрывать скатертями в 1 в.н.э. Скатерть должна быть чистая, выглаженная, без пятнышка. К ужину стелют белую скатерть, к завтраку и полднику - скатерть пастельных тонов.

Края скатерти должны опускаться не менее чем на 25 см, но не ниже сиденья стула.

В Древней Греции около 3500 лет тому назад было принято, что во время еды раб или слуга вытирал хозяину губы листком фигового дерева. Именно так родилась салфетка . Настоящую салфетку впервые стали употреблять около 2000 лет назад.

Её шили из полотна и украшали вышивкой. Сейчас салфетки делают из бумаги обычно квадратной формы. Их кладут на колени: полностью развёрнутые – для завтрака, наполовину - для обеда. Бумажной салфеткой можно пользоваться один раз, слегка дотронувшись до рта, после чего её кладут на тарелку с использованными приборами.

Существует много способов сворачивания салфеток:

1)салфетки складывают одинаково на основе квадратной формы, и получаем фигуры: « кулёчек », «двойной ролик », « простой карман», «простой конус» и т.д.

2)салфетки складывают в фигуры, когда сервируют торжественные банкетные столы: «волшебная лоза», «шапка епископа», «цветок лотоса», «королевская мантия» и т.д.

Столовые приборы (нож, вилка, ложка).

Когда-то в 16 веке вилка и ложка были новомодным изобретением. В богатых домах вилки делали из золота или слоновой кости. Их изобрели, чтобы не пачкать высоких дорогих воротников.

История ножа восходит к античности. До 17 века ножи были остроконечные, ими можно было ковырять в зубах, что часто делалось.

Кардинал Ришелье распорядился закруглить ножи, чтобы ими нельзя было пользоваться как зубочистками. Так появились столовые ножи

Первые серебряные ложки появились на Руси в 10 веке за столом князя Владимира в Киеве. Простой народ обходился деревянными. Металлические столовые приборы до 17 века получали ковкой, потом литьём, и только в 19 веке немецкий промышленник Крупп организовал производство методом штамповки.

Посуда.

Столовая посуда бывает фаянсовая, стеклянная, фарфоровая, хрустальная. Это тарелки, которые делятся на пирожковые, десертные, закусочные, столовые мелкие и глубокие.

    Сервировка стола (практическая работа).

В славянской трапезе «стол - престол Божий» (народная поговорка). Отношение к столу - почтительное: нельзя по нему стучать, садиться на него, помещать посторонние предметы. Символика стола соотносилась с идеей жизненного пути:

Стол - центр жилища (на столе празднуют рождение, за столом провожают в последний путь). В России до сих пор отдаётся дань уважения столу: у нас долго любят посидеть за трапезой, предпочитая угощение за столом, а не шведский стол, не фуршет, не еду на полу на подушках или циновках. Еду на полу раньше расценивали как отказ от этикета или свидетельство самого низкого социального статуса. Основные требования сервировки стола одинаковы почти во всех странах. Они базируются на правилах этикета, целесообразности и эстетичности.

    Подведение итога занятия.

Цели урока: расширить представление детей о предметах сервировки стола (столовых приборах и столовой посуде); познакомить с правилами сервировки стола для ежедневного приема пищи; помочь детям осознать важность знаний правил сервировки стола, соблюдения этих правил как проявления уровня культуры человека.


Сервировать стол – это значит разумно, аккуратно и обязательно симметрично расставить на нём все предметы сервировки. Сервировка стола – это не просто подготовка его к завтраку, обеду, ужину или чаю. Это своего рода искусство, которое в большей степени зависит от вкуса человека, накрывающего стол. Правила сервировки продиктованы требованиями наибольшего удобства. Существуют различные виды сервировки стола: для завтрака, обеда, ужина и, наконец, праздничная, торжественная.






Приборы: какие они? 1. Столовый прибор - используется при сервировке стола для подачи первых и вторых блюд. 2. Десертный прибор: вилочка для тортов и пирожных, ложечка для муссов и пудингов, ложечка для кофе. 3. Ложечка для сахара. 4. Нож-вилка для сыра - используется, если сыр подаётся на стол куском. 5. Нож для масла. 6. Рыбный прибор - используется для горячих рыбных блюд.








Пирамида – способ складывания салфеток. Достаточно простой и элегантный способ складывать салфетки. Салфетки-пирамиды будут уместны и на праздничном и на обычном столе. Главное при складывании - проследить, чтобы салфетки были хорошо накрахмалены. Согните салфетку по диагонали пополам, у вас должен получиться треугольник. Теперь углы салфетки подогните так, чтобы их концы совпали с вершиной треугольника. Переверните получившийся из салфетки ромб на нижнюю сторону и снова согните треугольником. Теперь образовавшийся маленький треугольник сложите пополам так, чтобы углы салфетки были спрятаны внутрь, а раскрывшийся сгиб был виден с наружной стороны.


Завтрак Сервируя стол к завтраку, кроме закусочной тарелки на стол ставят чашку или стакан с блюдцем. На блюдце кладут чайную ложку. Ручка чашки и ложка на блюдце должны быть справа. Если предполагается, что за завтраком, кроме чая или кофе, будут подавать еще какой - то напиток, то стакан для него размещается слева от чашки.



Обед Обед Если стол накрывается к обеду, на него прежде всего ставят мелкие столовые тарелки, а на них закусочные. Справа от каждой мелкой тарелки кладется ложка и нож, слева вилка. Ложки и вилки должны лежать вогнутой стороной кверху. При сервировке стола приборы нужно держать за ручку. Кладут их в 2 сантиметрах от края стола, расстояние между приборами должно быть очень небольшим, но так, чтобы они не соприкасались друг с другом.











Ресурсы М.М.Безруких, Т.А.Филиппова, А.Г.Макеева «Две недели в лагере здоровья» - рабочая тетрадь для школьников. М.М.Безруких, Т.А.Филиппова, А.Г.Макеева «Две недели в лагере здоровья» - методическое пособие для учителя. «Новейший энциклопедический словарь» - М. ООО «Издательство Астрель», 2004 С. Лыба «Прием гостей» - Москва,1996 Инга Вольф «Современный этикет» - М. «Кристина & С˚» city.tomsk.net supercook.ru servirovka.narod.ru · 8 КБ


Поделиться: