Дизайнеры эмоций и архитекторы живых систем. Биоэтик или дизайнер эмоций: как найти себя в мире профессий будущего

Практический курс по созданию приложений с дополненной и виртуальной реальностью для тех, кто уже немного разбирается в теме.

Бесплатный курс для новичков - ученикам не требуются навыки программирования. По итогам обучения можно научиться создавать простейшие приложения с виртуальной реальностью.

Гарвардский курс с упором на правовые аспекты применения достижений медицины и биологии.

Восьминедельный курс Технологического института Рочестера знакомит студентов с техниками и инструментами киберрасследований.

Курс научит студентов понимать желания пользователей и подстраивать свой проект под них, получая положительный эмоциональный отклик и финансовую выгоду.

Курс Университета Нового Южного Уэльса поможет новичкам разобраться в причинах и видах генетических нарушений, их лечении, развитии персонализированной медицины и основах генетической диагностики.

Проектировщик роботов

Куда же в будущем без роботов? Пожалуй, робототехника уже сейчас развивается быстрее большинства современных технологий. Вероятно, вскоре роботы станут привычной частью домашнего хозяйства, как пылесос или чайник. С каждым годом повышается спрос на новых специалистов-робототехников. Таким работникам необходимы навыки программирования и желательно иметь диплом по робототехнике и автоматизированным технологиям. Базовое образование робототехника можно получить в России - например, в

Пока что возможности попасть в виртуальный мир ограничиваются приспособлениями и играми с дополненной реальностью, но в скором времени могут стать доступны виртуальные путешествия и посещение виртуальных событий. Поэтому понадобятся специалисты, которые могут создавать такие виртуальные миры и подстраивать их под интересы пользователей. Архитектору виртуальности необходимо сочетать навыки дизайнера и программиста, а также понимать индивидуальные запросы тех, кто будет отдыхать или даже жить в созданном им мире. Учиться этому можно уже сейчас, а при наличии базового IT-образования - устроиться на стажировку в компанию, которая разрабатывает виртуальные продукты.

Где учиться

Бакалавриат: Виртуальные технологии и дизайн, Айдахский университет, США

Бакалаврская программа с упором на дизайн видеоигр и создание виртуальных симуляций, а также их применение в сфере развлечений, бизнесе и образовании.

Магистратура: Умные медиа и виртуальная реальность, Хемницкий технический университет, Германия

Программа про все сразу: современные медиа, искусственный интеллект и применение виртуальной реальности в трансмедийном мире.

  • Разработка VR-приложений от Microsoft
    Практический курс по созданию приложений с дополненной и виртуальной реальностью для тех, кто уже немного разбирается в теме.
  • Введение в виртуальную реальность от Google VR
    Бесплатный курс для новичков - ученикам не требуются навыки программирования. По итогам обучения можно научиться создавать простейшие приложения с виртуальной реальностью.

Биоэтик

Появление современных технологий часто приводит к этическим дискуссиям. Например, о необходимости искусственного интеллекта или гуманности уничтожения роботов. Развитие биологии и медицины тоже не обходится без сложных вопросов: можно представить, сколько споров вызовет клонирование человека или вмешательство в генетический код. Поэтому без специалистов, которые будут разбираться в правовых и этических аспектах, помогут научным лабораториям отстоять свои достижения и не выйти за рамки здравого смысла, не обойтись. Учиться лучше за границей - за последние годы появилось много профильных программ.

Где учиться

Бакалавриат: Биоэтика, Торонтский университет, Канада

Здесь студентов учат соотносить философию и биологию и просчитывать влияние научного прогресса на людей. Здесь же, в Торонтском университете, есть магистратура по биоэтике.

Магистратура: Биоэтика, Пенсильванский университет, США

В США это одна из лучших программ по биоэтике, которая точно даст хорошую базу.

Курс: Биоэтика: закон, медицина и этические вопросы репродуктивных технологий и генетики, EdX

Гарвардский курс с упором на правовые аспекты применения достижений медицины и биологии.

Киберследователь, или специалист по кибербезопасности

Строго говоря, такие профессии уже существуют. Специалисты по компьютерной безопасности есть в большинстве крупных компаний. Они выявляют возможные уязвимые точки в информационных системах, устраняют их и защищают данные от возможных атак. Киберследователи раскрывают преступления, совершенные в сети (кражи, незаконные продажи), и не только. В их обязанности может входить поиск информации о подозреваемых, анализ их личных данных, а иногда и проведение разрешенных кибератак. Растет потребность и в других специалистах по информационной безопасности, например в консультантах по безопасности личного профиля. Все эти профессии в целом не требуют какого-то особенного диплома, достаточно иметь образование программиста и соответствующие навыки.

Где учиться

Бакалавриат: Компьютерная безопасность и криминалистика, Университет Шеффилд Холлэм, Великобритания

Здесь студентам дают практические навыки борьбы с преступностью в сети: от настройки систем безопасности до определения личности преступника и взлома данных.

Магистратура: Правила управления кибербезопасностью, Бостонский колледж, США

Выпускники магистратуры смогут не только обеспечивать собственную информационную безопасность, но и работать в частных организациях и правительственных структурах.

Курс: Компьютерная криминалистика, EdX

Восьминедельный курс Технологического института Рочестера знакомит студентов с техниками и инструментами киберрасследований.

Дизайнер эмоций

Дизайнер эмоций - это специалист, который отвечает за результат воздействия информации на человека. Конечно, эмоциональную реакцию аудитории изучают давно, но отдельной профессии пока не существует. В будущем с развитием методов и каналов эмоционального воздействия она может стать очень востребована. Дизайнер эмоций должен будет не просто предугадывать, как потребитель воспримет контент, - он должен воздействовать напрямую на органы чувств, находить правильный подход к каждой группе потребителей. В России этому пока что не учат, за границей можно попробовать программы, посвященные отношениям человека и медиа.

Где учиться

Бакалавриат: Интерактивный дизайн медиа, Вашингтонский университет, США

Программа научит вызывать определенные впечатления у аудитории с помощью различных технологических продуктов - от видео до интерактивных приложений.

Магистратура: Взаимодействие человека и медиа, Университет Твенте, Нидерланды

Студентов обучают созданию ориентированных на клиента технологий с элементами искусственного интеллекта, которые могут реагировать на эмоции пользователя. Также изучается и обратное воздействие, при котором программы вызывают у пользователя определенные эмоции.

Курс: Основы дизайна пользовательских впечатлений, Udemy

Курс научит студентов понимать желания пользователей и подстраивать свой проект под них, получая положительный эмоциональный отклик и финансовую выгоду.

Генетик-консультант

Еще одна уже существующая профессия. Исследования генома сейчас стоят очень дорого, поэтому слабо распространены и недоступны для большинства людей. Можно надеяться, что в будущем консультация генетика по поводу наследственных заболеваний или онкологии станет незаменимой частью диагностики и лечения. Анализ генов позволит консультантам составлять индивидуальные планы лечения, а также предотвращать болезни на ранней стадии. По идее, станет более распространен и анализ семейных карт, и исследования неизлечимых генетических мутаций.

Где учиться

Бакалавриат: Генетика, Манитобский университет, Канада

Базовый междисциплинарный курс по генетике с основами генетического консультирования и диагностики.

Магистратура: Генетическое консультирование, Бостонский университет, США

Студентов обучат не только передовым технологиям генетического анализа, но также и необходимым для генетиков-консультантов навыкам общения с пациентами и профессиональной этике.

Курс: Мифы и реальность персонализированной медицины: революция в генетике, FutureLearn

Курс Университета Нового Южного Уэльса поможет новичкам разобраться в причинах и видах генетических нарушений, их лечении, развитии персонализированной медицины и основах генетической диагностики.

Проектировщик роботов

Куда же в будущем без роботов? Пожалуй, робототехника уже сейчас развивается быстрее большинства современных технологий. Вероятно, вскоре роботы станут привычной частью домашнего хозяйства, как пылесос или чайник. С каждым годом повышается спрос на новых специалистов-робототехников. Таким работникам необходимы навыки программирования и желательно иметь диплом по робототехнике и автоматизированным технологиям. Базовое образование робототехника можно получить в России - например, в .

Где учиться

Бакалавриат: Робототехника, Университет Ольборга, Дания

В Университете Ольборга даются комплексные знания по робототехнике, механике, электронике, технологиям компьютерного зрения и передаче данных.

Магистратура: Искусственный интеллект и робототехника, Римский университет Ла Сапиенца, Италия

Учебный план этой программы включает теоретические и практические занятия, посвященные созданию и программированию роботов, искусственному интеллекту, машинному обучению и компьютерному видению.

Курс: Робототехника, Coursera

Общий курс Пенсильванского университета для начинающих - шесть блоков, от основ робототехники до этических вопросов.

Урбанист-эколог

На самом деле урбанист-эколог занимается почти тем же, чем и простой урбанист (развитием городских пространств), но при этом использует новейшие экологические биотехнологии, принципы зеленого строительства и соблюдает режим минимального загрязнения окружающей среды. В будущем урбанисты-экологи, вероятно, станут очень востребованы, особенно в строительстве искусственных зеленых городов. В России этой профессии пока не обучают, можно пойти только на обычную урбанистику - например, в . Поэтому за профильным образованием лучше отправиться за границу.

Где учиться

Бакалавриат: Городское садоводство, Квинслендский университет, Австралия

Выпускники этого факультета будут проектировать и развивать зеленые городские пространства: парки, спортивные поля, зеленые дома и городские огороды.

Магистратура: Урбанизм, ландшафт и экология, Высшая школа дизайна Гарвардского университета, США

Программа Гарвардской школы дизайна - это не исключительно экологический урбанизм, а скорее современный сознательный урбанизм, в который забота об окружающей среде включена по умолчанию.

Курс: Экологичная экономика: устойчивое развитие городов, Coursera

Курс рассказывает о преимуществах населенных пунктов с устойчивым развитием на примере реальных скандинавских и европейских городов.

В современном мире цифровая плотность растет с каждым днем: практически ежечасно люди начинают пользоваться все большим количеством различных сервисов и приложений. Эти изменения напрямую влияют на развитие телекоммуникаций, заставляя компании постоянно совершенствовать технологии и определять все новые векторы развития отрасли. Почему российским компаниям уже сейчас необходимо не только копить большие данные, но и учиться ими пользоваться, какую роль в этом могут сыграть стартапы и зачем нужны дизайнеры эмоций, цифровые лингвисты и продюсеры смыслового поля — об этом студентам Университета ИТМО рассказали PR-директор Северо-Западного филиала «Мегафона» Кермен Манджиева и руководитель Единого центра управления сетью компании Валентин Полозенко.

«Атлас профессий будущего»: от пиарщика до дизайнера эмоций

Лекция-диалог «60 минут со звездой» состоялась в минувшую субботу, 11 февраля, в рамках Дня технологического предпринимательства и инноваций «Портал в будущее: Эпизод 2 — Экономика знаний» на факультете технологического менеджмента и инноваций (ФТМИ) Университета ИТМО. Специалисты компании «Мегафон» не только рассказали о собственных успешных проектах и «кухне» крупнейших телекоммуникационных гигантов, но и представили подробный анализ развития отрасли на ближайшую перспективу.

Над чем сейчас бьются крупнейшие мировые и российские технологические компании и какие специалисты будут востребованы в сфере телекоммуникаций уже в течение ближайших пяти лет? По словам PR-директора Северо-Западного филиала компании «Мегафон» Кермен Манджиевой , время, когда IT и медиа были отдельными, не пересекающимися друг с другом отраслями, постепенно уходит. Подобная тенденция прослеживается и в «Атласе новых профессий», который еще в 2014 году выпустило Агентство стратегических инициатив (АСИ). В этом списке можно увидеть такие новые специальности, как, например, IT-проповедник, цифровой лингвист, киберисследователь или даже продюсер смыслового поля и дизайнер эмоций.

«Это целый пласт профессий, который формально отнесен к IT-сектору, но на самом деле эти новые специальности плотно взаимодействуют с коммуникациями и медиа. Это еще раз говорит о том, что уже в ближайшем будущем отрасль будет нуждаться в специалистах, компетенции которых находятся на стыке гуманитарной и IT-сфер. Например, есть в этом атласе такая профессия, как цифровой лингвист. Это тот человек, который умеет переводить информацию со специализированного языка IT-специалистов на общеупотребимый и понятный для любого человека язык. Зачем это нужно? Цифровой лингвист сможет разработать лингвистические системы семантического перевода (с учетом контекста и смысла), обработать текстовую информацию (в том числе путем семантического поиска в Интернете) и предложить новые интерфейсы общения между человеком и компьютером на естественных языках », — отмечает Кермен Манджиева.

Аналогичную идею уже давно реализует ряд крупных корпораций, в том числе компания «Мегафон». Например, уже сегодня любой позвонивший в call-центр оператора сможет поговорить не только с живым человеком, но и со своего рода аналогом Siri. Разработка «Яндекса» — виртуальный робот-консультант по имени «Елена» благодаря технологии компьютерной обработки речи понимает задаваемые вопросы, помогает получить нужную информацию и управлять услугами. «Елена» работает 24 часа в сутки семь дней в неделю и может обрабатывать более 100 запросов в час, а недавно она стала лучшим сотрудником компании.

«Даже еще несколько лет назад мы и подумать не могли, что наш электронный консультант, который обрабатывает в контактном центре звонки, станет лучшим сотрудником. Раньше такое казалось невозможным, сейчас это вполне нормально. „Елена“ разгружает 30% звонков, которые поступают на обычного человека. Она распознает речь и может встраивать смыслы. А-ля Siri, с которой можно пообщаться в iOS. Таких роботов используют и другие компании, но их пока не так много. Поэтому мы понимаем, что роботы становятся частью нашей жизни — за такими технологиями будущее », — продолжает Кермен Манджиева.


Развитие технологий по распознаванию речи, роботизация и необходимость систематизировать и управлять все возрастающими потоками информации — все это, по словам спикера, создает необходимость в новых профессиях. Поэтому не исключено, что уже в ближайшем будущем компаниям действительно потребуются продюсеры смыслового поля и дизайнеры эмоций.

За громкими, на первый взгляд, названиями кроется вполне конкретный функционал. Так, продюсер смыслового поля отвечает за формирование общей картины мира, в соответствии с которой будут строиться подвластные ему медиапотоки.

«Он обладает селекторами контента, которые формируют информационные потоки для пользователей в рамках заданной картины мира, и осуществляет высокоуровневую настройку медиароботов », — говорится в «Атласе новых профессий» от АСИ.

Что-то подобное мы могли увидеть в романе Виктора Пелевина «S.N.U.F.F», где подробно описаны так называемые «культурные сомелье». Как добавляет Кермен Манджиева, другими прототипами этой профессии могут выступать уже существующие сервисы вроде «Электронного пиарщика», которые по запросу смогут подобрать среди огромного количества информационных поводов нужный и предложить необходимый пресс-релиз.

Казалось бы, при чем здесь Трамп?

Не новыми являются и функции профессии «дизайнер эмоций». Уже сегодня специалисты, которые пока не носят такого названия, делают то, что в будущем могут развить и дополнить их последователи. Яркий пример, который приводит Кермен Манджиева, — нашумевшая предвыборная кампания Дональда Трампа. По оценке Forbes, в то время как демократы основной упор делали на традиционные СМИ, Трамп вкладывался в digital-продвижение в четыре раза энергичнее ($ 58 млн против $ 16 млн). Кроме того, словно продолжая знаменитый афоризм философа Маршалла Маклюэна («the medium is the massage»), его команда сделала упор на сегментации аудитории и адресации уникального, по-разному окрашенного посыла каждой из выделенных групп.

«Его команда смогла очень успешно „прокачать“ в digital-сфере разные виды аудитории, разбираясь, допустим, в профиле каждого человека. Исходя из того, кто он, какой национальности, пола, где проживает и так далее, они высылали ему сообщение с той или иной эмоциональной окраской. Они выделили примерно 200 различных сегментов пользователей и отправляли им вроде бы одинаковое по сути, но по-разному эмоционально окрашенное сообщение в 200 разных вариантах , — рассказывает Кермен Манджиева. — С одной стороны, эта история во многом о медиа и сфере развлечений, но с другой, сектор IT в этом ключе также играет очень важную роль. Не зная IT, не управляя digital, не понимая этих процессов, в будущем вы вряд ли сможете быть сильным специалистом в этом направлении ».

Как узнать о человеке по десяти «лайкам» и зачем это нужно?

Каждую минуту пользователи Сети по всему миру оставляют сотни тысяч комментариев, «постят» миллионы картинок и ставят миллиарды «лайков». Они скачивают сотни новых приложений и хотят пользоваться новыми сервисами, невольно рассказывая компаниям о своих передвижениях, предпочтениях и желаниях. Вся эта хаотичная информация, как отмечает директор Единого центра управления сетью (ЕЦУС, в международной терминологии — GNOC) компании «Мегафон» Валентин Полозенко , составляет основу для формирования больших данных (Big Data), которые уже собирают ведущие технологические и телекоммуникационные гиганты по всему миру.


«Один из главных векторов развития в современной сфере телекоммуникаций — это Big Data. В нашей отрасли это самая главная фишка, о которой все говорят, но пока почти никто не знает, что с ней конкретно делать, — говорит эксперт. — Цифровая плотность постоянно растет. Люди пользуются гораздо большим количеством сервисов, поэтому все больше компаний могут аккумулировать эту информацию. Для чего? Это не всегда очевидно. Анализируя данные, они могут либо предоставить какой-то сервис, либо предоставить его качественнее, либо предоставить в определенный момент, когда он нужен, либо напрямую тому, кому он действительно нужен, и так далее «

Уже сейчас в мире существуют отдельные сервисы и алгоритмы, которые даже по «лайкам» в соцсетях способны определить индивидуальные черты каждого человека. Например, еще несколько лет назад группа исследователей из Кембриджского и Стэндфордского университетов создала программу «myPersonality ». В ходе работы над проектом его авторы проанализировали историю «лайков» более 86 220 добровольцев. Результаты статистической обработки огромного массива собранной информации показали, что всего лишь по 10 «лайкам» в соцсети Facebook программа может узнать о человеке больше, чем его сослуживцы, а по 300 — лучше, чем его супруга или супруг.

Однако, чтобы перевести такие исследования и их результаты в плоскость конкретных бизнес-проектов и маркетинговых стратегий, по словам Валентина Полозенко, компаниям предстоит решить еще немало проблем. Во-первых, структурировать этот хаос. Во-вторых, научиться пользоваться полученными данными или, иными словами, понимать, какую услугу предложить клиенту, зная о его предпочтениях.

«Мы понимаем, что эти данные важны, и сейчас задача заключается в том, чтобы их копить. Но в чем проблема? Информация не структурирована, данные абсолютно разные, и нет ни таблиц, ни готовых моделей их сбора. Какие данные понадобятся, чтобы какую-то фишку придумать? Заранее неизвестно », — говорит он.

Между тем, уже сегодня есть успешные кейсы применения Big Data, что называется, от «А» до «Я» — от сбора и анализа до внедрения конкретных инноваций, продолжает эксперт. Например, благодаря данным, собранным испанской телекоммуникационной компанией Telefónica, ряд туристических компаний в Барселоне перестроил инфраструктуру и сервис в прибрежных курортных направлениях. Зная, куда идут туристы, прибывающие в город на круизных лайнерах, сегментируя их по национальному и возрастному признаку, компании смогли предложить разным группам клиентов разные продукты и повысить прибыль.

Чтобы развивать подобные успешные примеры в России, сегодня в сфере телекоммуникаций актуальной становится профессия, функционал которой пока можно объединить под рабочим названием Big Data-scientist. Как отмечает Валентин Полозенко, такой специалист должен обладать как минимум тремя основными группами навыков, которые нельзя уложить в устоявшийся комплекс компетенций современных IT-специалистов.

«Нужно иметь так называемые hacking skills, то есть чувствовать технологии настолько, чтобы, как хакер, понимать, что и где можно увидеть и достать. Второе — это математические и статистические знания. Данных ведь огромное количество, и нужно понимать, как их посчитать и выявить закономерности. И наконец, третье — это реальный опыт и понимание, что нужно людям. Это необходимо, чтобы четко представлять, куда можно применить результаты своего анализа », — уточняет он.

А вот искать специалистов с такими расширенными компетенциями и черпать новые идеи большие компании в будущем будут скорее всего из стартапов, прогнозирует эксперт. Ведь именно в небольших компаниях, которые, пусть и не обладают опытом крупнейших на рынке IT- или телекоммуникационных гигантов, имеют свой взгляд на инновации и зачастую готовы предложить новые, неожиданные решения, отмечает он.


Форсайт за два часа: насколько реально создать универсальный «электронный ID»?

Самостоятельно попрактиковаться в оценке трендов и генерации идей студенты Университета ИТМО смогли в ходе форсайт-сессии «Телекоммуникации будущего. Что будет с вами и вашими гаджетами через 5, 10, 15 лет», организованной Центром научно-технологического форсайта Университета ИТМО совместно с компанией «Мегафон» . Всего за два часа пяти командам предстояло не только подумать о том, что важно и актуально сейчас, но и создать продукты, которые, возможно, будут востребованы в ближайшем будущем. Каждой команде помогал один эксперт — сотрудник компании «Мегафон». Совместно студенты должны были проанализировать основные векторы развития технологий и сервисов, а также посмотреть, как в связи с этими изменениями, потребностями и тенденциями в течение ближайших 5−10 лет будет меняться рынок труда.

Победителем стала команда, которая предложила своего рода универсальный «электронный ID» — устройство, которое соединит в себе различные функции: от ключей и средства оплаты до хранения персональных данных пользователя — СНИЛС, ИНН, полиса и прочей информации. Среди других идей — создание универсальных сервисов по хранению вещей, а в перспективе — глобальная система по предоставлению таких опций любому пользователю (например, от машины на прокат до квартиры, в которой можно переночевать, чтобы не возвращаться домой из центра на окраину города, когда мосты уже развели). По словам студентов, такие устройства и сервисы открывают пользователям новые возможности использования уже существующих гаджетов, функционал которых пока разбросан по разным устройствам. Не должна стать проблемой, по мнению участников команды-победителя, и аккумуляция большого количества персональных данных всего на одном гаджете — появление новых технологий должно дать толчок развитию систем информационной безопасности, полагают они.

По решению жюри — представителей компании «Мегафон» — участники команды-победителя получили возможность посетить Единый центр управления сетью компании в Петербурге, где они на практике смогут узнать, как в режиме реального времени осуществляется мониторинг Сети по всей стране. Талантливые студенты, которые хотят продолжить свое развитие в сфере телекоммуникаций, уже в ходе этой экскурсии могут сделать первый шаг на пути к дальнейшему трудоустройству в компании, подчеркнул Валентин Полозенко.


Кроме того, в рамках «Дня технологического предпринимательства и инноваций» для учителей прошел семинар «Как подготовить чемпиона?», а старшеклассники и, возможно, будущие бакалавры Университета ИТМО смогли попрактиковать свои маркетинговые навыки в интеллектуальном детективе «В поисках Леонардо». Его организаторы предложили школьникам (160 человек из 33 школ) стать учениками Леонардо да Винчи и всего за пять минут создать инновационный товар из обычных повседневных предметов — телевизора, ложки, кровати, телефона, зонтика, рубашки и многих других.

«Ребята создавали совершенно крутые наработки — у нас появились bedstereo copter для сна в облаках, smart-рубашка, полотенце-планшет и другие совершенно необычные предметы. И это очень круто, ведь именно этому и учит маркетинг — создавать новое из привычного », — рассказала магистрант первого курса кафедры маркетинга и коммуникаций Университета ИТМО Дарья Шатохина.

В некотором роде эмоциональный дизайн является «высшей лигой» современного проектирования. И хотя этот термин давно вошел в употребление, принципы эмоционального дизайна для многих остаются непонятными. Эмоциональный дизайн имеет прямое отношение к пользовательскому опыту, он не существует сам по себе и проявляется только в реализации идеи. Но и в этом случае нельзя сказать, что сочетание эмоционального дизайна и UX устанавливает какие-то границы творчества и фантазии. Там, за этим пределом – неизвестные земли. Но лучше рассказать обо всем этом по порядку.

Функциональность, надежность, удобство

Если рассматривать минимальные требования, предъявляемые к дизайну, то все сводится к одному слову – «функциональность». Это значит, что когда дизайнер завершает работу над проектом, готовый продукт, неважно, цифровой или физический, должен обладать необходимыми, заранее оговоренными функциями. На этом этапе то, как выглядит дизайн, почти не имеет значения. Важно лишь, что он делает то, что должен делать.

На втором этапе фокус смещается в сторону надежности. Функционал должен быть надежным, то есть, ему необходимо работать в разных условиях и средах. Если это, к примеру, сайт, то он должен корректно отображаться в разных браузерах. Если дизайн «заточен» только под конкретные обстоятельства, он уязвим. Ненадежность – самый страшный враг любого дизайна.

Но даже если дизайн функциональный и надежный, то на третьем этапе на первый план выходит удобство использования. Юзабилити тут имеет высший приоритет, так как речь идет о UX, то есть опыте пользователя. Конструкция, которая неудобна, непригодна для использования, поэтому такой дизайн обречен на неудачу, несмотря на свой мощный функционал и высокую надежность. И хотя многие дизайнеры стремятся создавать красивые и простые в использовании вещи, их работа не имеет никакого отношения к эмоциональному дизайну.

Эмоциональный дизайн: когда интерес переходит в игру

Термин «эмоциональный дизайн» был придуман Доном Норманом, соучредителем «Nielsen Norman Group» в 80-х годах ХХ века. Его книги «Дизайн повседневных вещей» и «Эмоциональный дизайн», во многом за счет регулярных переизданий, актуальны и сегодня. Книга «Проектирование для эмоций», написанная известным дизайнером Ааароном Уолтером, вышла немного позже, но содержит те же самые тезисы.

Однако у Уолтера была оригинальная идея применить иерархию потребностей Маслоу к проектированию. Это превращает три основных элемента дизайна – функциональность, надежность и удобство в уровни пирамиды. По мнению Уолтера все это выглядит так:

Если посмотреть на рисунок, то становится ясно, что большинству современных продуктов проектирования не хватает вершины пирамиды. Как и в случае с пирамидой Маслоу, чтобы взобраться на самый верх, дизайнеру нужно сделать так, чтобы три предыдущих уровня были безупречными. С другой стороны, в дизайне стремление к вершине не является инстинктивным, поэтому эмоциональный дизайн требует желания дизайнера пройти лишнюю милю, приложить дополнительнае усилия даже если все работает как надо.

Итак, если дизайн функциональный, надежный и пригодный для использования, то это не означает, что он является эмоциональным. Здесь нужно внести уточнение – термин «эмоциональный» используется всегда в положительном смысле. Хороший дизайн – это дизайн, вызывающий положительные эмоции, не в последнюю очередь потому, что его забавно использовать. Дизайн не только должен быть красивым, его задача – обеспечить идеальное взаимодействие. Именно этот фактор влияет на успех любого продукта.

При этом следует помнить, что дизайн всегда будет вызывать эмоции, независимо от желания дизайнера. Это неизбежно, такова человеческая природа. Таким образом, лучше во время работы всегда помнить об эмоциях, осознавать их как инструмент, который воздействует на пользователя.

Методы эмоционального дизайна

Если дизайнеру интересно, как создать эмоциональный дизайн, то все, что ему нужно сделать – это начать думать нестандартно. Это, в свою очередь, предполагает наличие некоего бэкграунда, имеется в виду эстетический аспект. Относительно эстетики люди обычно быстро приходят к согласию, мода есть мода, достаточно вспомнить тот же Flat Design. Если дизайнер будет следить за всеми меняющимися трендами, он всегда будет в безопасности, по крайней мере, в смысле эстетики. Так что нужно сосредоточиться на других аспектах эмоционального дизайна.

Говоря о дизайне, нельзя не упомянуть имя Дитера Рамса, которому в этом году исполнилось 85 лет. Его основы дизайна по прежнему считаются актуальными, несмотря на то, что все его шедевры были созданы в середине прошлого века. Отсылки к Рамсу можно увидеть и сегодня, например, в дизайне продуктов Apple.

Хороший дизайн настолько минималистичен, насколько это возможно – это одни из основополагающих принципов Рамса. В сочетании с принципом, что хороший дизайн делает продукт более понятным, становится ясно, куда движутся тренды. Если дизайнер может сделать так, что продукт объясняет сам себя, то он решает очень важную проблему – он не заставляет людей разбираться, как что работает. Никто не любит слишком сложные продукты, которые нельзя использовать, не изучив подробную инструкцию.

Минимализм сам по себе является инструментом эмоционального дизайна, но его часто неправильно интерпретируют и не используют по назначению. И здесь есть над чем работать.

Геймификация

Игровой дизайн это прежде всего дизайн взаимодействия. Все дело в том, чтобы как можно глубже погрузиться в игру. А для этого необходимо полномасштабная атака на нейроны человеческого мозга. Целью игрового дизайна всегда является система вознаграждения – это важнейший принцип. Когда человек ожидает вознаграждение, его мозг вырабатывает «гормон счастья» - дофамин. Дофамин увеличивает стимул и мотивацию, увлекая геймера в паутину игры.

Любой дизайнер тоже хочет удержать пользователей. Это значит, что в дизайне можно и нужно использовать элементы геймификации. На самом деле уже многие продукты и сервисы, такие, как Slack, используют игровое взаимодействие при коммуникации, это уже функция, без которой трудно обойтись.

Социальные сети также используют в своих целях эффект дофамина. Эмоция, которую испытывает человек, получающий ответ на свой твит, заставляет его действовать далее, публиковать новые записи, размещать изображения или личные фото.

Небольшие сюрпризы также могут вызывать положительные эмоциями. Когда человек сталкивается с чем-то неожиданным, но в то же время приятным, его мозг начинает вырабатывать дофамин. Не обязательно перегружать продукт сюрпризами, но в небольшом количестве они будут очень полезны.

Иммерсивный дизайн

Иммерсивный, то есть обеспечивающий полное погружение, дизайн пытается задействовать все чувства пользователя. В связи с быстрым развитием мобильных технологи, в частности, с появление контроля жестов, сегодня есть возможность сделать цифровой дизайн более тактильным.

Продуманная анимация в сочетании с жестами создает впечатление, что дизайн «живой». Поэтому дизайнеры должны уделять особое внимание микроинтерпретациям. Именно они определяют работу человеко-машинного интерфейса. Когда мы включаем или выключаем будильник, блокируем двери автомобиля с пульта или делаем что-то подобное – все это микроинтерпретации. Это короткие действия, на которые уходит мало времени и они очень важны для создания положительного опыта пользователя. Чем более убедительными являются интерпретации, тем выше конкурентоспособность продукта. Взаимодействие с продуктом вызывает эмоции. Дизайн связывает человека с устройством или цифровым продуктом через интерфейс и чем человечней будет этот интерфейс, тем лучше.

Вместо заключения

Эмоциональный дизайн это нечто большее, чем безупречный дизайн. Например, есть некий интернет-магазин. Он идеально работает. Что можно еще предложить пользователям, чтобы вызвать у них положительные эмоции? Можно отправить покупателю приветственное письмо. Поблагодарить за покупку, пожелать счастья или предложить интересную сделку. Вместо стандартной упаковки можно предложить другую – которую интересно открывать. Можно добавить подарок. В эмоциональном дизайне есть огромное количество вариантов. Потому что элементы эмоционального дизайна это не стандарт и не норма. Пока еще этот вид дизайна находится в зачаточном состоянии, однако у него огромный потенциал. Но технологии развиваются, интерфейсы совершенствуются и эволюционируют и в скором будущее мы увидим дизайн, который будет делать нас немного счастливее.

Эту ты не хочешь. Эту тоже не хочешь, - сказала длинноволосой школьнице мама, вычёркивая профессии одну за другой из списка в блокноте. - Остаётся управляющий и экономист. Давай, выбирай вуз.

Девушка замученно вздохнула, но промолчала. В одном из залов РГБМ начиналось первое занятие от создателей проекта "Атлас новых профессий" . С первых слов основателя "Атласа" Дмитрия Судакова становится понятно, что некоторые вещи со сменой поколений остаются прежними.

Когда я был в десятом классе, пришло время выбирать вуз. Я решил учиться на программиста, но родители мне сказали тогда: "Ты не сможешь этим заработать". И я сделал выбор, который понравился моим родителям, - пошёл на экономический, - рассказывал Дмитрий. - И за те годы, что я проработал в экономической сфере, я ни одного дня не был счастлив.

Точно спрогнозировать, какие именно профессии будут востребованы через двадцать лет, можно только приблизительно. Мир меняется стремительно, и просчитать удаётся не всё. Некоторые профессии, которые фигурировали в первой редакции "Атласа" пару лет назад, уже появились. А что будет дальше - иногда сложно даже представить.

Как вы думаете, сколько времени уходит на замену четырёх колёс гоночного болида? - спросил Дмитрий.

Одна-две секунды! - ответил рыжий парень.

Вы что? Не меньше десяти! - категорично заявил кто-то из родителей.

Технологии стремительно сменяют друг друга. И простого рецепта успеха вроде "выучить китайский" нет.

Мир будет сложным, меняющимся. Готовьтесь, - сказал Дмитрий. - Не будет того, что ты сдал ЕГЭ, поступил и расслабился. Надо приучать себя к идее, что учиться придётся всегда.

Всё идёт к тому, что одними из главных требований к профессионалу будущего станут умение быстро реагировать на изменения ситуации и учиться новому, понимание желаний клиента и системное мышление. В остальном дело за малым - понять, что тебе нравится и как это можно совместить в самых безумных комбинациях. Именно такие комбинации и составляли на занятии с помощью одной из настольных игр, разработанных для "Атласа". "Мир профессий будущего" - это целая коробка с играми и профориентационными уроками, помогающая поговорить о новых горизонтах проще и интересней. На каждом из занятий в Российской библиотеке для молодёжи из коробкочки будут доставать новую игру.

Играть в такие "настолки" в библиотеке планируют каждый вторник до конца месяца. Участие бесплатное, но нужна

Поделиться: