Положительные эмоции: Интерес и Радость (М.Е.Литвак - Если хочешь быть счастливым). Описания внешних проявлений эмоций

Почему же, до сих пор, столько вопросов по поводу того, как именно называется та, или иная эмоция. Почему даже простая улыбка, так, по разному выглядит у представителей разных культур, даже не смотря на то, что в основе лежит все та же структура эмоции Радость.

Все дело в том, что эмоциям люди обучаются. Эмоции частично наследуются, но в остальном, человек всю жизнь обучается и переобучается эмоциям. И обучение той или иной эмоции происходит по разному в разных культурах. Наша культура - не исключение. Даже в одной, отдельно взятой культуре, обучение эмоциям зависят от того, в какой субкультурной среде растёт ребёнок. Ребёнок, который в процессе взросления, будет обучен только определённому спектру эмоций, необходимых для выживания в этой субкультуре. Так формируются индивидуальные различия в эмоциях, характеризующиеся появлением устойчивых взаимосвязей Радости с другими эмоциями. Так у эмоций появляются дополнительные эмоции-комментарии, регулирующие их выражение, отображение и дальнейшие предпринимаемые действия.


Например, у русских, эмоция Радость, устойчиво проявляется во взаимосвязи с эмоцией Печаль и\или Страх. Что легко можно обнаружить подобное отношение к Радости в пословицах, хранящих вековую мудрость: «Смеётся тот, кто смеётся последним», «Боярин шуту рад, да с ним не ходит в ряд», «В чем живёт смех, в том и грех», «Встарь люди бывали умней, а ныне веселей», «Кто смешлив, тот и слезлив», «Смех без причины - признак дурачины», «Сильный смех приводит к несчастью», и т.д. Что касается других культур - у них, вполне может быть, что Радость входит в устойчивые взаимосвязи с другими эмоциями, что вполне закономерно, так как культуры и образ жизни отличается разительно.

Социальная функция Радости

Эмоция радости имеет важное социальное значение. Родители, ежедневно общаясь с ребенком, видят его радость и сами проявляют ее, и это постоянное встречное выражение радости повышает вероятность формирования взаимной эмоциональной привязанности. В младенчестве и раннем детстве чувство эмоциональной привязанности имеет необыкновенно важное значение для нормального развития ребенка, так как обеспечивает ему чувство безопасности. Если ребенок знает, что мать всегда рядом, что она в любой момент придет ему на помощь, он обретает чувство уверенности, которое так необходимо для развития познавательно-исследовательской активности.

Эмоция радости имеет позитивное значение не только для формирования взаимной привязанности между родителями и младенцем, но и влияет на развитие социальных отношений взрослого человека. Если общение с каким-то человеком доставляет вам радость, то вы наверняка будете доверять этому человеку, полагаться на него. Формирование чувства привязанности и взаимного доверия между людьми является чрезвычайно важной функцией эмоции радости.

Радость и здоровье

Некоторые эмоции, при определенных условиях, способны привести к серьезным заболеваниям. Например Печаль - к депрессии, Отвращение к шизофрении и т.д. Радость, в отличии от остальных, не приводит к заболеваниям. Наоборот, часто именно Радость способствует ускорению процесса выздоровления. Ни одно из серьезных психических расстройств не вызывается непосредственно эмоцией Радости. Наверное, все мы совершали в детстве глупости, дурачились, заливались смехом на уроке. Такой смех, конечно, мешает учебному процессу, но вряд ли может служить поводом для особого беспокойства.

Радостные переживания полезны и благотворны для человеческого организма. Когда мы испытываем радость, все системы нашего организма функционируют легко и свободно, разум и тело находятся в расслабленном состоянии, и этот относительный физиологический покой позволяет нам восстановить затраченную энергию. По свидетельствам многих людей, перенесших то или иное заболевание, радостные переживания ускоряют процесс выздоровления. Клинические исследования показывают, что отсутствие положительной социальной стимуляции, служащей источником позитивных эмоций интереса и радости, может вызывать у человека серьезные психические и физические нарушения.

Бытует мнение, что мазохисты испытывают удовольствие от боли, что ощущение боли доставляет им радость, это не так . Мазохизм, несомненно, связан с нарушениями отдельных эмоций, но Радость не является одной из них. Возможно, мазохист причиняет себе боль, удовлетворяя потребность в самонаказании, порожденную эмоцией Вины. <Удовольствие>, получаемое мазохистом от ощущения боли, может быть не чем иным, как чувством облегчения, которое вызывается ослаблением чувства вины. Вполне вероятно, что именно эмоция Вины порождает у мазохиста потребность испытать боль при половом акте или искать иные способы навредить себе.

Целенаправленное обучение эмоции Радость

Как это ни удивительно, но эмоция Радость НЕ МОЖЕТ быть непосредственным результатом волевого усилия или целью деятельности. Т.е. Радость не может быть вызвана намеренно или запланированно. Радость возникает спонтанно, когда человек достигает какой-то цели, добивается какого-то важного для себя результата. Человек не может вызвать радость сознательным усилием, но он может поставить перед собой такие цели, достижение которых обещает ему радость. Упорство и настойчивость в освоении каких-то навыков, как правило, вознаграждаются чувством достижения, успеха, победы, и именно это чувство является источником радости. Но мы проявляем настойчивость и упорство не для того, чтобы испытать радость, а для того, чтобы выполнить свою работу, освоить новые навыки, повысить свое мастерство, завершить начатое дело. Мы работаем потому, что нам интересно работать, а радость выступает как побочный продукт достигнутого успеха.

Почему так происходит?
Если у взрослого человека эмоция радости не поддается планированию, то у младенца и у маленького ребенка она может быть вызвана вполне определенными видами стимуляции. Любопытно, что первая улыбка новорожденного ребенка - это всегда социальная улыбка, она вызвана присутствием другого человека.

Процесс развития эмоции Радость, протекает у ребёнка несколько иначе, чем процесс развития других эмоций. Родители не могут непосредственно «обучить» ребёнка эмоции Радость, не могут выстроить для него модель поведения, гарантированно ведущего его к счастью. Они могут лишь развлекать и забавлять ребёнка, вовлекая его в игры, способствующие пробуждению у него эмоции Радость, одновременно показывая её собой, своим поведением, своей мимикой. Подобные переживания радости очень важны для нормального развития ребёнка, но они кратковременны и зависят от душевной щедрости окружающих его людей. В дальнейшем, эти переживания радости и будут определять способность «противостоять» страхам и депрессиям и будут определять способность и желание обучаться.

Препятствия стоящие на пути к переживанию радости

Считается, что способность к эмоции Радость предопределена генетически. На эту тему существуют и противоположные мнения. Мы считаем, что обучение Радости возможно на любом периоде, в независимости от мнения некоторых учёных. Однако, заметим, что болезни, недомогания и плохая физическая форма являются значительным препятствием на пути к обучению эмоции Радость. Ну какая может быть Радость, если ты себя плохо чувствуешь или что-нибудь болит?!

Нужно признать, что различные культуры и субкультуры предоставляют человеку разные возможности для переживания Радости. Экономические, социальные и культурные условия, порождающие у людей скуку, усталость и недовольство, в буквальном смысле вынуждающие людей бороться за выживание, способствуют не ресурсным эмоциональным переживаниям препятствующим развитию эмоции радость, и возникновению у неё устойчивой взаимосвязи с эмоциями, ведущими к НЕ ресурсу: сужению возможности дальнейшего выбора.

Перечислим препятствия на пути самореализации, подстерегающие человека буквально на каждом шагу, преграждающие путь к Радости:


  1. Одна из самых распространенных преград порождена способом организации социальных институтов. Многочисленные правила и инструкции, чрезмерный контроль подавляют творческую активность человека, поощряют посредственность и серость.

  2. Поверхностные, безличные, чрезмерно иерархизированные отношения между людьми.

  3. Догматичный подход к воспитанию детей, к вопросам секса и религии затрудняют процесс самопознания, мешают развитию самодоверия.

  4. Размытость представлений о мужественности и женственности, неопределенность половых ролей также препятствует самопознанию и самореализации.

  5. Помимо вышеперечисленных препятствий, относящихся к сфере личностного и социального функционирования, препятствием на пути самореализации и радости может стать плохое физическое состояние человека. Физически неполноценный человек ограничен в возможностях самореализации и в связанных с нею переживаниях.

  6. Недостаток сна или нарушение цикла бодрствования и сна. За чередование режимов бодрствования и сна отвечает эпифиз, или шишковидная железа, расположенная в центре мозга. Так, при свете дня она вырабатывает серотонин — вещество, называемое гормоном удовольствия, или гормоном счастья. Если серотонина достаточно — у нас хорошее настроение и жизнь нам в радость. А если недостаточно — возникает апатия, угнетенность и подавленность, депрессия или, наоборот, повышенная агрессивность, раздражительность, тревожность и беспокойство. А вот когда за окном темнеет, эпифиз начинает вырабатывать другой гормон — мелатонин, который и отвечает за здоровый полноценный сон. Темнота (желательно полная) и ночь — вот два важнейших условия для нормального сна. Вырабатываясь лишь в темное время суток, мелатонин не только обладает снотворным действием, но еще способствует восстановлению организма: приводит в норму нервную, иммунную, сердечно-сосудистую систему. А еще он обладает омолаживающим действием и помогает продлить нашу жизнь.

Но если радость не может быть запланирована и гарантирована, то что в таком случае можно предпринять, чтобы наши дети почаще испытывали радостные переживания? Главное, что каждый из вас может и должен сделать для своего ребенка - это помочь ему обрести чувство безопасности в ваших с ним взаимоотношениях. Чувство безопасности и привязанности к родителям не только создает благоприятную почву для развития исследовательской активности, но и служит прямым или косвенным источником радостных переживаний. Радостные улыбки родителей всегда находят отклик у ребенка, вызывают у него ответную улыбку. Чувствуя себя в безопасности, ребенок активно исследует мир, ежеминутно совершает открытия, осваивает новые навыки, и эти достижения вызывают у него радость.

Обучение (социализация) Радости

Как и в случае с другими эмоциями, переживание радости по своей сути одинаково у детей и у взрослых. Если нам удастся представить, как переживает радость младенец, то мы, вероятно, сможем лучше понять суть истинно радостного переживания взрослого человека. Переживание радости младенца можно охарактеризовать как чувство удовольствия, хотя это удовольствие отлично от сенсорного удовольствия. Чувство радости не зависит от стимуляции эрогенных зон или раздражения вкусовых рецепторов. Оно не вызывается приятными для слуха звуками или радующими взор красками. Все эти раздражители могут лишь способствовать возникновению радостного переживания, но не вызывают его непосредственно. Тем не менее радость переживается как приятное, желанное, полезное, несомненно позитивное чувство, которое в самых общих словах можно назвать чувством психологического комфорта и благополучия. При радостном переживании душа и тело пребывают в состоянии релаксации или игры. Ребенок не испытывает ни психологического, ни физического стресса, он беззаботен, он чувствует себя легко и свободно. Даже движения его становятся легче и уже сами по себе приносят ему радость.

Поскольку радостное переживание можно рассматривать в качестве побочного продукта деятельности, направленной на достижение некой эмоционально значимой цели то и обучение эмоции Радость выступает как неожиданный бонус к социальному развитию ребёнка. Ребёнок легко усваивает, чего бояться, что вызывает Гнев, Отвращение, Презрение, однако Радости так не возможно обучиться. Как же происходит обучение Радости?

Радость и Интерес

Часто, родители, развивают эмоцию Радость через развитие эмоции, сходной со структурой Радости - эмоции Интереса - показывая ему разнообразные предметы, посещая с ним новые места, знакомя его с новыми людьми, привлекая его внимание к новым свойствам знакомых предметам, помогая по-новому увидеть их. Но этого бывает недостаточно для возникновения эмоции радость.

Так, например, часто родители берут детей в цирк, в надежде, что дрессированные звери, воздушные гимнасты и клоуны обрадуют ребёнка и когда такого не происходит, очень удивляются тому, что детям часто жалко зверей, над которыми издеваются на потеху толпе, а клоуны вообще способы напугать на всю жизнь, особенно, если люди, играющие по гримом сами не имеют доступа к эмоции Радость.

Но иногда, когда удаётся получить бонусом Радость, проявляя интерес, тогда образуется взаимосвязь «Радость - Интерес», при котором структура эмоции Интерес складывается со структурой эмоции Радость по правилам Математики Эмоций.

В любом случае, для того что бы человек «научился» какой-то эмоции, он должен хотя бы раз её испытать, должен узнать, какой триггер лежит в основе этой эмоции. Если родители сами способны к переживанию Радости, умеют радоваться разным людям, разнообразным событиям и явлениям окружающего мира, если круг триггеров Радости достаточно широк и разнообразен, то ребёнок легко и самостоятельно смоделирует способность радоваться и сформирует радостное мировосприятие.

Обучение Радости через Улыбку

Считается, что реакция улыбки является врождённой и универсальной. Наблюдения за младенцами, показали, что даже новорождённые спонтанно и рефлекторно способны изображать на лице сокращения мышц, морфологически напоминающие улыбку. Высокий женский голос вызывает у З-недельного младенца улыбку радости. Примерно на 4-5-й неделе жизни ребенок начинает отвечать радостной улыбкой на любое человеческое лицо, если лицо этого человека находится на расстоянии до полуметра от его лица и если этот человек кивает ему. К пятой неделе, сам по себе звук высокого тона перестаёт вызывать такую реакцию, но к тому времени малыш уже способен реагировать на него звуковым ответом и к этому возрасту, в качестве триггеров, способных вызвать ответную реакцию улыбки начинают выступать различные визуальные стимулы, в том числе, вид человеческие лица.

На ряду, с появлением на лице улыбки, можно наблюдать увеличение активности у ребёнка: появлением генерализованных движений с попеременным сгибанием, разгибанием конечностей, учащением дыхания, голосовыми реакциями и учащением моргания.
Подводя итоги:


  • взрослый может вызвать ресурсную реакцию у ребёнка, просто обеспечивая его визуальными и аудиальными стимулами и тем самым развивая у него способность к визуальной концентрации;

  • своевременное и полное удовлетворение первичных потребностей младенца создает условия для ресурсного эмоционального развития;

  • ресурсные поддерживающие младенца эмоции способствуют развитию длительной и устойчивой визуальной концентрации

Смех и Радость

Ребёнок начинает смеяться в возрасте 5-9 недель. По крайней мере, большинство взрослых, расценивают голосовые реакции 5-недельных младенцев, записанные на магнитофон, как смех. Смех, как правило, связан с радостным переживанием, которое отлично от простого чувственного удовольствия так как удовольствие от сосания, само по себе не вызывает у ребёнка смеха. Для того, что бы вызвать смех у ребёнка, использовались различные стимулы, которые можно разбить на 4 категории:

  1. звуковые (например, высокий пронзительный голос)

  2. тактильные (например, целование ребёнка в животик)

  3. социальные (например, игра с ребёнком в прятки)

  4. визуальные (например, ползающая по полу мать)

Неоднократно наблюдалось, что младенец, когда плачет, откидывается назад и отворачивается от стимула, а когда смеётся - сохраняет ориентацию на стимул, тянется к нему, желая продления смешной ситуации и тогда, мать или воспитатель скорее склонны повторить ситуацию, тем самым давая ребёнку возможность исследовать ситуацию. Игры, вызывающие у ребёнка смех, выполняют две функции, способствуя развитию у него, общей системы ожидания и приобретению ребёнком опыта того, что человек, своими действиями, иногда экспрессивным поведением, влияет на действия других.

Плачущий ребёнок побуждает мать проявить заботу о нем, успокоить его точно так же как в прошлый раз, в то время, когда попытки матери рассмешить ребёнка, вовлечь его в игру, остаются безуспешными, ребёнок своей безучастностью прекращает игру, побуждая мать искать новые стимулы для возбуждения. Таким образом, именно ребёнок своим плачем или смехом инициирует поведение, связанное со взаимодействием матери и ребёнка, что является отличным способом обучения ребёнка эмоции Радости и прочно связывает с ней смех.

Юмор и Радость

Юмор, в лучших его проявлениях, связан с эмоцией Радость, но в тех случаях, когда его острие направленно в адрес других людей, он может сопровождаться Гневом, или Презрением, как при насмешке, или Отвращением, если направлен на другую культуру или субкультуру, так же возможно его сопровождение чувством вины.

Пробуждающие смех игры в младенческом возрасте создают предпосылки для развития чувства юмора; в конечном итоге способность к пониманию чувства юмора зависит от того, насколько гармоничным было ранее развитие человека, насколько свободно он мог выражать те внезапные вспышки радости, которыми сопровождаются некоторые когнитивно-аффективные процессы. Интересный факт, что следовое возбуждение как от положительных (в частности, сексуальных), так и от отрицательных (вызывающих страдание, страх) стимулов улучшает последующее понимание карикатур и шуток.

Мужчины и женщины по разному воспринимают юмор и то, над чем смеются люди. Женщины, при виде смеющихся людей становятся более экспрессивными и гораздо выше оценивают предложенные им карикатуры. У мужчин, же наблюдения за смеющимися людьми приводит к более чёткой дифференциации хороших и плохих карикатур.
Т.е. женщины более восприимчивы к экспрессивным реакциям, к «смеху людей на вечеринке» как к таковым, а мужчины - к содержанию и «больше смеются над шутками, сопровождающими учебный процесс».

Радость и когнитивные процессы

Любое ощущение покажется вам гораздо более приятным в радости, нежели чем в Печали или при переживании любой другой не ресурсной эмоции. В Радости розы - краснее, фиалки - голубее, солнце - ярче, даже дождь, который при других обстоятельствах стал бы помехой, бодрит или наоборот, успокаивает Вас. Именно в Радости, мы воспринимает мир «сквозь розовые очки»
Эти изменения в восприятии, вызванные эмоцией Радости, повышают порог возникновения не ресурсных состояний, делает человека уверенным, терпимым и великодушным. Тогда и любые проблемы отступают и становятся разрешимыми.

Однако, эмоция Радость во взаимосвязи с когнитивными процессами, вполне может привести к снижению продуктивности мышления. Если решение стоящей перед человеком задачи требует усилий и упорного труда, то в Радости человек вполне может её просто забыть, так и оставив ее неразрешимой. Такой парадоксальный характер взаимосвязи «Радость - когнитивный процесс» проявляется в некоторых ситуациях, снижением мотивации и сказываясь на скорости достижения.

Радость и формирование зависимости

Взаимосвязь «Радость - когнитивный процесс» вполне может стать дезадаптивной сформировав зависимость получения ресурсных эмоций с каким-либо объектом, вызывающим сенсорное удовольствии, при условии, что этот объект становится единственным или основным источником получения ресурсных эмоций.
Зависимость сходна с привычкой, которая выражается в привязанности человека к хорошо знакомым предметам окружения; человек может привыкнуть к любимому креслу, к джинсам, к теннисной ракетке и т.д. Однако, зависимость, в отличии от привычки, представляет собой гипертрофированную и сложно-обратимую привязанность. Кстати, этим ползьзуются в БНЛП при вербовке и формировании созависимостей.
Формирование психологической зависимости происходит при непосредственном участии эмоций Радость и Интереса.

Можно выделить два условия формирования зависимости:


  • Физическое или воображаемое присутствие объекта должно вызывать у человека сильную Радость или Возбуждение;

  • Отсутствие объекта или возможное отсутствие объекта в будущем, должно вызывать у человека сильную не ресурсную эмоцию.

Кроме не ресурсных зависимостей, приводящих к нежелательным изменениям или к асоциальному поведению, существуют социально одобряемые зависимости; такие как, привычка постоянно учиться, путешествовать, заниматься саморазвитием, заниматься спортом, постоянным творчеством и т.д.

В следующей статье, я расскажу о "Логике эмоции Радость"
Т.е. о том, как думает, как принимает решения, как видит окружающий мир, как действует человек, испытывающий эмоцию Радость.

Желать, ощущать радость свойственно каждому человеку. Жизнь в целом хорошая штука, а если она ещё и наполнена субъективным благополучием, радостью - то мы счастливы. Стремление к счастью остается для большинства основной целью.

Часто какое-либо событие, предмет вызывает чувство радости, но она остается лишь на короткое время. Как сказал Данте Алигьери в "Божественной комедии" ("Ад"): "Тот страждет высшей мукой, кто радостные помнит времена в несчастии". Не бывает удовольствия без боли, как не бывает радости без печали.

Радость - чувство удовольствия, восторга, комфорта, релаксации, внутреннего удовлетворения и счастья.

Радость - положительная эмоция. Различают несколько видов положительных эмоций. Основному измерению положительных эмоциональных состояний соответствуют чувство радости и экзальтация (эйфория). Результатом комбинации возбуждения и радости является смех, а также состояния счастливого, радостного возбуждения(М.Аргайл).

" РАДОСТЬ - веселье, услада, наслаждение, утеха, противоположна скорби, грусти, горю, печали и пр. внутреннее чувство удовольствия, приятного, вследствие желанного случая"(Владимир Даль).

Радость может отделяться от удовлетворения и удовольствия и даже противопоставляться им. Радость, как более «высокое» чувство, в противопоставлении «душа»-«тело» связывается с душой, а удовольствие, как всего лишь «ощущение, реакция» - с телом. Существует радость от созерцания, радость от движения, радость от грусти, радость общения, радость познания, радость красоты, радость жизни, и иногда связываемая с последней беспричинная радость /Википедия/.

Радость овладения
Психоаналитик Роберт Уайт (White,1959) предположил, что, начиная с младенчества, внутренее мотивированы к овладению окружающей средой, чтобы успешно воздействовать на мир людей и объектов или справиться с ним. Дети активно ищут встречи с вызовами окружающей среды, чтобы испытать радость овладения ими.
До 2-летнего возраста дети получают удовольствие от овладения вызовами окружающей среды, демонстрируя мотивацию совершенствования, о которой писал Уфйт (White,1959). Но они не привлекают к своим триумфам внимание других людей, т.е. не ищут одобрения. Кроме того, вместо того, чтобы расстраиваться в случае неудачи, они просто меняют цели и стараются овладеть другими игрушками. Дети этого возраста еще не оценивают результаты своей деятельности в соответствии с определенными стандартами, определяющими успех и неудачу (1,с.636).
Радость общения - это свободное проявление чувств: гнева, ревности и одновременно выражать любовь и нежность по мере того как они существуют в каждом партнере. Необходимо ободрить партнера, чтобы он следовал собственной дорогой к своему развитию - вот радость общения и любви. Это трудно достижимо и только для самых удачных пар возможно. В отношениях с партнером не должно быть давления требований заслуг и необходима способность в искренности.
4 составляющие близких отношений
1. Постоянное выполнение обязательств,
2. Выражение чувств
3 Специфических ролей - без оправдания ожиданий другого, вместо того, чтобы определить наши собственные. Каждый имеет право хранить молчание иначе есть возможность использования информации против себя самого.
4. Способность участвовать во внутренней жизни партнера (с.379-380)
Если человек располагает мудростью, оптимизмом, эмпатией, творческими способностями и жизнестойкостью то он несомненно радуется своей жизни
Литература:
1. Шэффер Д. Дети и подростки. СПб.: Питер, 2003.

Приятные и хорошие чувства удержать долго невозможно. Они появляются как результат и освобождение от какого-то стесняющего напряжения.
Радость - редко выпадающий успех, свобода от вины.
Радость -ощущение большого душевного удовлетворения. Плодом душевного удовлетворения являются любовь, радость, мир в сердце человека и вера в счастливое будущее.
Человеческое представление о радости заключается в том, чтобы быть счастливым насколько это возможно.
Список самых распространенных источников радости. Это:
* прием пищи;
* межличностные взаимосвязи и любовные отношения;
* физические упражнения и занятия спортом;
* успех и социальное одобрение;
* применение умений;
* музыка, другие виды искусства и религия;
* погода и окружающая природа;
* отдых и релаксация.
Кроме того, радостное событие часто содержит не один из указанных факторов, а несколько.
Все мы радуемся, когда приходит конец скорбям и страданиям. Нам всем дорога неомрачаемая радость в общении с близким, совершенным и благословенным человеком.
Люди, дух которых сломлен и наполнен всевозможными страхами всегда находятся в напряженном состоянии и ощущении ужасающего унижения и отверженности. Хроническое напряжение, ригидность препятствует приятным и хорошим чувствам и ведет к отказу от позитивного самопознания и радости.
А.Лоуэн в своей книге "Радость" пишет, что радость принадлежит к кругу позитивных телесных ощущений; она не является умственным чувством и не присуща разуму. Человек не в состоянии заставить свой разум испытать радость. Чувства подобны погоде, бываю изменчивы. В какой-то момент мы можем быть обозлены, потом полны любви, а ещё позже начать плакать. Подавление чувств влечет за собой снижение жизненной силы, положительного возбуждения.
Но, есть личности не испытывающие опыт переживания радости - это нарциссические индивиды.
Нарциссические индивиды отторгают чувства и не испытывают стыда или вины, они не способны также почувствовать и любовь. Эти индивиды кажутся лишенными всяких запретов и совершенно свободными в своем поведении, но вся эта их свобода - чисто внешняя, а не внутренняя, и она проявляется лишь в действиях и поступках, а не в чувствах. Они проживают жизнь полную коварства, манипулирования и самообмана.
Спасение этих личностей заключается в отказе от собственного эготизма, обязать себя вести моральную жизнь. Человеку предстоит открыть самого себя вместе с психологом-помощником и подвергнуться психологическому консультированию. Такой человек, если решится погрузится в этот темный мир отчаяния, мучения, мании - получит поддержку и поощрение от психолога.
Позитивные эмоции, удовлетворенность жизнью, душевный покой, интерес, восторг, увлеченность, довольство всё это составляющая счастья. Радость и счастье является субъективным показателем, который зависит от внутренних впечатлений, переживаний и ощущений, возникающих вследствие непосредственного знакомства с предметом внутренних изменений со своей жизнью, внутреннего мнения и сложившегося настроения в моменты обращения к данным предметам, людям, явлениям в окружающем мире и своей жизни (М.Аргайл,2003).
Без радости и счастья, интереса - жизнь не является полноценной, так как в них предполагается уверенность человека в достижении её смысла. Радостное эмоциональное состояние и наличие смысла существования рождает позитивную жизненную установку.
Литература:
Лоуэн А. Радость. Минск: "Попурри", 2009.

Радость

Материал из Википедии - свободной энциклопедии
Радость - одна из основных положительных эмоций человека, внутреннее чувство удовлетворения, удовольствия и счастья. Является положительной внутренней мотивацией человека. Радость считается противоположной грусти, печали.
Радость может отделяться от удовлетворения и удовольствия и даже противопоставляться им. Радость, как более «высокое» чувство, в противопоставлении «душа»-«тело» связывается с душой, а удовольствие, как всего лишь «ощущение, реакция» - с телом. Существует радость от созерцания, радость от движения, радость от грусти, радость общения, радость познания, радость красоты, радость жизни, и иногда связываемая с последней беспричинная радость.
Радость в культуре
В языковой картине мира радость является одним из важнейших культурных концептов. Первоначально эмоция радости выражалась через конкретные понятия - вещи, предметы, или события вызывающие положительные эмоции (еда, красота, праздник, отдых): сравни древнерусское «плескание» - «рукоплескание, торжество, радость» или «ликовати» - первоначально «танцевать, играть», впоследствии «радоваться». Радость ассоциировалась с удовольствием, а также с желанием (сравни древнеанглийское lusten - «радоваться» и «хотеть»). С появлением христианства во многих европейских языках понятие «радости» начало ассоциироваться с благожелательностью, добротой, спокойствием.
Радость в религии
В. М. Васнецов. Радость праведных о Господе
В Евангелиях радость упоминается в связи сблаговестием о рождении Иисуса Христа (Лк 1:28):
Радуйся, Благодатная! Господь с тобой!
В письме Галатам апостол Павел говорит о радости как о плоде духа Бога Гл 5:22
Радость от Благой Вести и радость служения Богу нередко рассматривались как основная черта христианства.
Радость, как один из основных атрибутов божества и религиозного чувства, рассматривается и вне христианства. Так, Спиноза считал, что на высшей ступени познания, познания себя в Боге, происходит осознание Бога как причины радости.
Девушка пела в церковном хоре
О всех усталых в чужом краю,
О всех кораблях, ушедших в море,
О всех, забывших радость свою.
Александр Блок, 1905 год
Примечания

Чувство
Материал http://www.psychologos.ru/articles/view/chuvstvo
В широком смысле слова, чувства - это все то, что противопоставлено рациональному началу в человеке, все, что относится к аффективной сфере: чувства, эмоции, настроения, желания и потребности. Однако в более узком значении чувства отличают от эмоций, настроений, потребностей и пр., определяя чувства как эмоционально и телесно переживаемое отношение человека к тому или иному событию или явлению.
Описать это трудно, но стоит попробовать...
Чувство - это жизнь тела. Чувства - живые и теплые, и внимание к чувствам - это всегда внимание вовнутрь, внимание к тому живому, что происходит в нашем теле. Жизнь тела - это ощущение внутреннего тепла, это телесные импульсы и тяга желания, это нравится и хочу, это волны настроений и вибрации звука, превращающиеся в мелодию и танец. Жизнь - это движение, а чувство - это переживание энергии тела.
Эту энергию можно оседлать и на ней можно кататься, энергией радости можно брызгать во все стороны из веселых глаз, в энергии тела можно купаться, в нее можно погружаться и нырять, она может захлестнуть, в ней можно утонуть... Чувства идут из ощущений тела, внимательны к движениям и потребностям тела. Чувство - это тело. Это погружение в жизнь тела.
Если же переходить на более строгий язык, то чувство - целостный комплекс ощущений, в более узком значении - эмоционально и телесно переживаемое отношение человека к тому или иному событию или явлению.
Впрочем, что только не называют чувствами! Почти все разновидности мышления, если только они выходят за рамки дискурсивного (осознанного, речевого, четко простроенного) мышления - все это относят к чувствам. К чувствам удивительным образом относят деятельность сценарийного мышления и мышление образно-ассоциативное, относят интуицию и просто смутное, малосвязное мышление, относят привычку действовать импульсивно, на основании первой же пришедшей к человеку мысли...
Виды чувств
К чувствам относят и физические ощущения (ощущение прикосновения или ощущение холода - так называемые внешние чувства), и эмоциональные, внутренние чувства(чувство радости или печали, чувство страха, чувство гордости или чувство любви).
В дальнейшем, по умолчанию, под "просто чувствами" мы будем иметь в виду внутренние, эмоциональные чувства.
Внешние чувства в академической психологии чаще называются восприятиями (первичными восприятиями) и изучаются в соответствующем разделе, разделе восприятия человеком окружающего мира. Внешние чувства рассказывают нам о внешнем мире, внутренние чувства - о состояниях нашего тела. Внутренние чувства в академической психологии исследованы мало, при этом они исключительно популярны в области практической психологии и еще более в человеческой жизни, где их называют просто - чувства.
Если вы где-то в книге читаете о чувствах, вы можете быть уверены - автор имеет в виду внутренние чувства. Если молодой человек рассказывают о своих чувствах девушке, он рассказывает ей не об особенностях своего восприятия внешнего мира, он рассказывает ей не о своих внешних, а о своих внутренних чувствах.
С точки зрения науки, внутренние чувства сообщают нам в первую очередь о готовности нашего организма к той или иной деятельности или взаимодействию. Для гуманитариев внутренние чувства - это язык, на котором говорит наша душа. См.→
Чувства и внимание
Чувства вызываются теми или иными событиями, но что мы увидим как события, во многом зависит от направленности нашего внимания. Направленность внимания, точнее - обращенность внимания вовне или в себя, - главный момент, определяющий возникновения внешних или внутренних чувств.
Чувство и знание
Чувства в сравнении с знанием являются первичной информацией. Чувства содержат в себе более полную и объемную информацию, чем знание, но то, что содержатся в чувствах - еще не переработано, не осмыслено, легко может потеряться и легко может неверно проинтерпретировано. Знание - это выжимка из чувств, готовый продукт из полуфабрикатов (чувств)
Не называйте чувствами то, что чувствами не является
Автор: Н.И. Козлов
Что только не называют чувствами! Почти все разновидности мышления, если только они выходят за рамки дискурсивного (осознанного, речевого, четко простроенного) мышления - все это относят к чувствам. К чувствам удивительным образом относят деятельность сценарийного мышления и мышление образно-ассоциативное, относят интуицию и просто смутное, малосвязное мышление, относят привычку действовать импульсивно, на основании первой же пришедшей к человеку мысли...
Человек с развитым сценарийным мышлением, просто глядя на ситуацию и представляя ее возможные развороты, знает заранее: "Так пойдет, а так нет". Сценарийное мышление основывается на богатом жизненном опыте и внимательности к людям, но на вопрос: "Откуда вы все это знаете?" - развернутых ответов обычно не бывает, чаще звучит: "Я это вижу, я это чувствую". Как обыденное словоупотребление, это простительно, но при внимательном отношении к терминологии говорить о чувствах здесь нельзя.
Опытный человек может придти к мгновенному решению, только взглянув на ситуацию. Ничего выходящего за рамки мыслительной деятельности здесь нет, это умение развивается у любого опытного и мыслящего человека. Достаточно общепринято подобное свернутое, бессознательное рассуждение называть интуицией. Но относить это к деятельности чувств, называть это "своим внутренним чувством" - также безосновательно.
Использование образно-ассоциативного мышления в обычном словоупотреблении также именуют не мышлением, а чувством. Участникам тренинга предлагается упражнение на ассоциативное мышление, задача сказать, какой человек напоминает какого животного. При этом на вопрос: "Почему вам кажется, что этот мужчина похож на медведя, а эта девушка на лису?" обычно следует ответ: "Я это чувствую".
Что здесь можно сказать? Люди склонны объяснять "своим чувством" все, действие чего в себе они не понимают. И чем меньше человек в себе не понимает, тем чаще он говорит о своих чувствах...
Особенно это характерно для девушек ровно в связи с тем, что им нравится находить в себе чувства и нравится о своих чувствах говорить.
Если девушка задумалась, если ей что-то показалось, то даже если четкой логики в своих рассуждениях она не видит, она всегда может сказать "Я чувствую". Признаваться в том, что толком не подумала и обосновать свои выводы нечем - не приятно, и многие люди свое смутное, малосвязаннное мышление называют своими "чувствами".
Это особенно распространено, когда в свои впечатления человеку хочется верить. Если верить во-что приятно, тем более если человек находит в этом какую-то внутреннюю выгоду (это защищает от ненужных вопросов и дает внутреннее спокойствие), можно назвать своим чувством все что угодно и обосновать своими чувствами любое свое решение и склонность, свои капризы, слабости и глупости.
Человек опоздал на самолет, а позже узнал, что улетевший без него самолет - разбился. Традиционное объяснение: "Это мне подсказало сердце, именно поэтому я не торопился и опоздал".
Бывает, что люди действуют импульсивно: яркое событие привлекло внимание, в теле сработал рефлекс или эмоциональные якоря... Если кто-то разрешает себе действовать импульсивно, на основании первой же пришедшей к нему мысли или вообще без мыслей, то объясняя такие свои действии, люди склонны также ссылаться на пришедшее к ним чувство. Если подобная импульсивность привела к неприятностям, можно вздохнуть и назвать происшедшее своей импульсивностью. Если же импульсивная реакция оказалась кстати, приятнее увериться в том, что это «чувство подсказывает быстро и безошибочно», далее для обоснования вспоминая только уместные случаи...
Умный человек найдет подсказки во всем: и в действиях окружающих, и в состоянии своего тела, и в перемене погоды, но это действия его мышления, а не окружающих, тела или погоды. Верно или не верно, но человеку подсказывает только его мышление, хотя бы и в склейке с чувствами, в упаковке из чувств или сопровождаемое чувствами. О каких-либо важных "сообщениях", эксклюзивно находящихся именно в чувствах, передающихся именно с помощью чувств - похоже, оснований говорить нет.

Радость
Материал http://www.psychologos.ru/articles/view/radost
Радость - ресурсное развлечение. Радость - одна из главных ценностей для ребенка и важный расходный материал для деятеля. По затратам энергии: если стала привычкой - абсолютно незатратное и может быть естественным, фоновым эмоциональным состоянием.
Как узнается радость? Радость не сложно узнать издалека: это улыбка на лице, блеск в глазах и яркость интонаций в голосе. Вы это умеете?
Как делается радость? Самое главное, что радость - делается. Конечно, бывает, что радость приходит к нам сама, и это здорово, но когда она сама прилетать не торопится, бодрые люди умеют создавать ее самостоятельно. Зачем? Потому что с радостью жить веселее. И для того, чтобы было чем порадовать тех, кого мы любим.
Радость, как и любая другая эмоция, делается тремя составляющими:
Внутренним текстом. "Рад видеть!".
Рисунком тела. Брови и лоб спокойные, Верхние веки спокойные, нижние веки приподняты, но не напряжены; под нижними веками морщинки. У наружного края уголков глаз морщинки - «гусиные лапки». Рот закрыт, уголки губ оттянуты в стороны и приподняты. От носа к внешнему краю губ тянутся морщинки - носогубные складки.
Картинкой-ситуацией. Встреча хороших знакомых. Милая беседа в кафешке обо всем на свете.
О радости и людях

Материалhttp://www.liveinternet.ru/community/2731268/post...
Радость - главная потребность. Если человек не позволяет себе радоваться, это все равно, как если бы он держал себя без сна или еды…Радость рождается от вовлеченности в интересный и непредсказуемый процесс: ух ты, что сейчас будет! Драйв! Адреналин! …Радость - это не «делу время - потехе час». Потеха - это важное дело. Она должна присутствовать в жизни человека, причем в большом количестве. Иначе он скуксится. Радость переживается в теле. Это ж физиология! …Жить без радости - не нормально. Патология это. Ты сейчас не радуешься? Значит, живешь не своей жизнью. И уже пора что-то с этим делать. Что-то менять! …Ощущение радости - это показатель правильности выбранной жизни.

Удовлетворение

В «Словаре русского языка» С. И. Ожегова удовлетворение определяется как чувство (переживание) удовольствия, которое испытывает тот, чьи стремления, желания,

потребности удовлетворены, исполнены. Важно подчеркнуть, что удовлетворение не является физическим удовольствием, которое отражает положительный эмоциональный тон ощущений. Это психическое удовольствие, которое сродни положительному эмоциональному тону впечатлений. Главное в генезисе этого удовольствия -достижение цели.

Высшее удовлетворение называется восхищением, восторгом. Трогательно-восторженное состояние, обычно проявляемое сентиментальными людьми в отношении маленьких детей, называется умилением. В психологии оно остается практически не изученным феноменом.

Если обычное удовлетворение может ничем внешне не проявляться, то восхищение, восторг выражаются в различных психомоторных реакциях (мимике, позе, криках, аплодисментах и т. п.). Вот как описано восхищение пением Якова-Турка в рассказе И. С. Тургенева «Певцы»:

«Все вдруг заговорили шумно, радостно. Обалдуй подпрыгнул кверху, залепетал, замахал руками, как мельница крыльями; Моргач, ковыляя, подошел к Якову и стал с ним целоваться; Николай Иваныч приподнялся и торжественно объявил, что прибавляет от себя еще осьмуху пива; Дикий Барин посмеивался каким-то добрым смехом, которого я никак не ожидал встретить на его лице; серый мужичок то и дело твердил в своем уголку, утирая

обеими руками глаза, щеки, нос и бороду: "А хорошо, ей-Богу хорошо, ну вот будь я собачий сын, хорошо!", а жена Николая Иваныча, вся раскрасневшая, быстро встала и удалилась»1.

Тургегнев И. С. Записки охотника. - М.: Гослитиздат, 1958. - С. 217.

Пытаясь определить сущность радости, психологи испытывают значительные затруднения. Поэтому некоторые из них идут в ее понимании от противного - чем она не является. В. С. Дерябин (1974), Е. Шахтель (Schachtel, 1959), С. Томкинс (Tom-kins, 1962), К. Изард (2000) не сводят ее к чувству сенсорного удовольствия (эмоциональному тону ощущений). Последний, как отмечает В. С. Дерябин, локализован по органам чувств, в то время как радость не имеет локализации, она захватывает весь организм. Кроме того, радостно настроенный человек испытывает неудовольствие от вкуса хинина и удовольствие от запаха цветов. Как пишет К. Изард, «...вряд ли вы отправитесь на поиски радости в ближайшее кафе-мороженное» (2000, с. 147). Радость и эмоциональный тон возникают на разных уровнях эмоциональной сферы.

В. Квин (2000) определяет радость как активную положительную эмоцию, выражающуюся в хорошем настроении и ощущении удовольствия. То, что при радости у человека хорошее настроение, спорить не приходится. Однако достаточно ли этого, чтобы определить радость? Разве всякое хорошее настроение - обязательно радость?

В. С. Дерябин (1974) и К. Изард отделяют радость от веселья, хотя и признают, что различие между ними трудно поддается определению. Например, Дерябин пишет, что нерезко выраженное переживание радости может быть без веселья («тихая радость»). Можно добавить, что и веселье может быть без наличия радости, хотя очень часто

радость является поводом для веселья. Изард отмечает, что радость сопровождается переживанием удовлетворенности самим собой и окружающим миром. Очевидно, это и является ее главной отличительной чертой. Поэтому я бы определил радость как сильное удовлетворение. Очень сильная радость (удовлетворение) принимает форму поведения, называемого буйством.

Радость может быть следствием творческого успеха, но вовсе не обязательно ему сопутствует. Она возникает не только по поводу удовлетворения желания, достижения цели, но и по поводу предвидения удовлетворения желания (предвкушения). Впрочем, разница между этими двумя случаями небольшая. В последнем случае радость возникает как следствие уже свершившегося в мыслях желаемого события. Именно поэтому человек может испытывать радость и при мечтаниях, грезах (Singer, 1966).

Характерным для радости является ее очень быстрое возникновение, чем она приближается к аффекту. Не случайно В. С. Дерябин определяет радость как реакцию на неожиданное получение чего-то приятного, желанного. Чем неожиданнее успех и чем дольше он ожидаем, тем больше радость по его поводу.

Как показала М. С. Неймарк (1961), бурная радость при успехе свойствена лицам с заниженной самооценкой.

Радость легко распознаваема, о ее наличии свидетельствуют улыбка и смех. К. Г. Ланге (1896), один из крупных специалистов по изучению эмоций, привел описание физиологических и поведенческих характеристик радости. Она сопровождается возбуждением двигательных центров, приводящим к разряду моторного возбуждения (жестикуляция, подпрыгивания, хлопание в ладоши), усилением кровотока в мелких сосудах (капиллярах), вследствие чего кожа тела краснеет и становится теплее, а внутренние ткани и органы начинают лучше снабжаться кислородом и обмен веществ в них начинает происходить интенсивнее.

Сильную и кратковременную радость переживающие ее часто принимают за счастье. Отсюда выражения: «счастливый миг», «птица счастья» и т. п.

В. Квин называет счастьем длительное переживание радости. Правда, она тут же добавляет, что счастье - это нечто большее, чем просто интенсивные удовольствие или радость. Очевидно, это ее замечание можно отнести не к испытываемой сильной эмоции радости по поводу свершившегося события, а к философской категории счастья, которая скорее отражает удовлетворенность человека своей жизнью, т. е. к тому психологическому явлению, которое называется чувством (см. раздел 12.11).

Радость (торжество) по поводу неудачи соперника, конкурента, к которому человек испытывает неприязнь, называется злорадством (злобной радостью).

Проявление радости в онтогенезе. Признаки радости (улыбка), отмечает К. Изард (2000), наблюдаются уже у трехнедельного младенца. С четвертой-пятой недели до четвертого-пятого месяца жизни ребенок улыбается любому человеческому лицу, если оно близко от него и если человек кивает ему. Это имеет большое значение в установлении психологического контакта между ребенком и материю. Мать, наклоняясь к ребенку, вызывает у него улыбку; в свою очередь улыбка ребенка вызывает улыбку у матери, заставляет ее ласково разговаривать с малышом. Это является для

ребенка подкрепляющей стимуляцией, которая имеет важное значение для его здоровья и благополучия.

В последующие годы круг обстоятельств, по поводу которых ребенок радуется, расширяется: ребенок испытывает радость от игры, от учения, от общения со сверстниками и т. д.

Другие новости по теме:

  • РАДОСТЬ - ОСНОВНОЙ ЗАКОН ЖИЗНИ - Преуспевать с радостью - Николаус Б Энкельман
  • 1.1. Описание модели эмоции "радость/горе" - Управление риском. Риск. Устойчивое развитие. Синергетика - Неизвестен - Синергетика
  • Гена Глазунов, г. Владимир. Удовлетворение и удовольствия. Методы стимуляции игроков на Игру - Ролевые игры. Сборник.
  • 10.Очень часто реакцией на сильный стресс является состояние дремоты. - Человек и суицид. Краткий справочник самоубийцы - Хроники Харона
  • 9.Многие самоубийства совершаются в состоянии, которое выражается фразой: "Мне очень плохо. Я не могу больше терпеть". - Человек и суицид. Краткий справочник самоубийцы - Хроники Харона
  • § 9. 5. Количество концепций, которое может быть обсуждено в группе. - Метод фокус-групп - С. А. Белановский
  • 3.Запомните очень важную вещь: самоубийство не является вашим личным делом. - Человек и суицид. Краткий справочник самоубийцы - Хроники Харона
  • КТО ИСПЫТЫВАЕТ СТРАХ, НЕ МОЖЕТ СОСРЕДОТОЧИТЬСЯ - Преуспевать с радостью - Николаус Б Энкельман
  • СТРАНА И БЫТЬ МОЖЕТ ВЕСЬ МИР: замечание о социально-биологическом минимуме. - Статьи о психологии. Сборник
  • Урок 10. У каждого из нас есть тень нашего я, которая является частью нашей реальности. - Путь Волшебника - Дипак Чопра
  • "А МОЖЕТ, И ВЫШИВАТЬ..." - Терапевтические метафоры для детей и внутреннего ребенка - Миллс Дж., Кроули Р.
  • СКЕПТИЦИЗМ И СЛЕПАЯ ВЕРА (с комментариями по поводу сожжения книг, биологического сюрреализма и правил игры) - Материалы о Вильгельме Райхе - Автор неизвестен
  • 2.3. Настроение (эмоциональный фон в данный момент) - Эмоции и чувства - Ильин Е. П.
  • Глава 13. ЛИЧНЫЕ МЫСЛИ ПО ПОВОДУ ОБУЧЕНИЯ И НАУЧЕНИЯ - О становлении личностью. Психотерапия глазами психотерапевта - К. Роджерс
  • 2. ЧТО МОЖЕТ МАЛЕНЬКИЙ РЕБЕНОК - После трех уже поздно - Масару Ибука
  • Все люди хотят быть счастливыми, радостными, наслаждаться каждым моментом, видеть и чувствовать краски жизни. Радость и позитив делают нашу жизнь яркой, она лишается негатива и тусклости.

    Но что же такое радость? Определение кратко вы сможете прочесть ниже. А еще вам станет известно, откуда она берётся, и почему многим так сложно контролировать своё эмоциональное состояние, оставаясь радостным. Почему некоторые ищут её там, где и речи о радости быть не может и не замечают её источники рядом с собой?

    Радость: значение и синоним

    Какое определение можно дать этому понятию? Радость - это источник сил, вдохновения, муза, добрая и светлая энергия, помогающая сердцу жить в добре, тепле и мире с самим собой и окружающими. Это путь к грамотному и простому отношению к жизни и всем вещам, происходящим в ней, которые далеко не всегда бывают легкими.

    Синонимом слова «радость» являются "веселье", "ликование", "восторг". Это указывает на то, что радость помогает нам быть оптимистичнее, счастливее, а это значит, что она является источником сильной энергии.

    Радость - это чувство внутреннего блаженства, удовольствия.

    Зачем людям нужна радость?

    Радость - это одна из основных положительных эмоций человека. Она нужна человеку в связи со следующими причинами:

    1. Радость является хорошим показателем правильности выбора. Когда принимается действительно грамотное, оцененное решение, человек не может быть в печали, потому что он не идёт против своей совести, против своих моральных устоев и ценностей. Сразу чувствуется прилив сил. Если что-то идёт не так, неправильно, то вся радость сразу же исчезает.
    2. Радостные люди всегда больше нравятся окружающим. Попробуйте сами оценить угрюмого человека, вечно жалующегося на жизнь и человека, который сияет улыбкой, от которого исходит позитив. В обществе кого из них вам бы больше захотелось быть? Ответ очевиден.

    Люди, способные быть радостными даже в условиях сложностей - по-настоящему сильные и умные личности! Это всегда сразу чувствуется и видно практически невооружённым глазом. Так что ваша если не постоянная, то частая радость - это показатель моральной силы и ума.

    Что является источником радости?

    У каждого человека свой источник радости. Так, для некоторых покупка дорогой иномарки, отдых на дорогом курорте, шикарная блондинка или блондин рядом, дорогой телефон, украшения - причина счастья. На другого может нахлынуть нечаянная радость, но такая искренняя и сильная по совершенно другим причинам - солнце, впервые выглянувшее за время мрачных зимних дней, запах цветов, улыбка ребенка, объятия, тёплые воспоминания, смех с друзьями. Эверетт Шостром говорил мудрую вещь: «Важно радоваться процессу жизни, а не достижению ее целей». А мелочи и есть этот процесс жизни, так что неоценимо важно научиться радоваться незначительным вещам, замечать их.

    Разные источники радости объясняются тем, что у всех людей разные ценности в жизни, но наиважнейшая деталь в этом - умение ценить. Если вы не сможете ценить то, что имеете сейчас, то никогда не поймете, что такое настоящая радость жизни! Если человек научился любить каждый день своей жизни, людей, общение с ними, он познает радость, счастье в полной их глубине. Если какие-то вещи не представляют для вас ценности, то они будут закрыты как источники радости до тех пор, пока вы не пересмотрите свои взгляды.

    Но при этом необходимо правильно выстраивать приоритеты. Важно ценить всё в равной степени, потому что лишая себя одной части своей жизни, вы не сможете добиться успеха в другой или полностью наслаждаться иными вещами. Научитесь не терять ценность вещей, и вы никогда не сможете убрать радость, счастье из своих дней.

    Какие виды радости существуют?

    На данном этапе времени выделяют такие виды радости:

    1. Тёмная радость. То есть тот момент, когда человек получает удовольствие от плохого по отношению к окружающим, неважно, близкие это или незнакомцы. Иначе говоря, извлечение радости из чужого горя, трудностей. Если вы испытываете положительные эмоции при виде чужого несчастья, то можно смело делать выводы о проблемах с самооценкой.
    2. Скверная, бесчестная радость. То чувство, которое человек испытывает при совершении чего-то подлого, например, пустил лживые грязные сплетни, и все в них поверили - радость, а если при этом они вызвали широкий резонанс со стороны общества - просто на седьмом небе от счастья. Украл вещь и остался безнаказанным, обманул, предал близкого человека, не узнавшего об этом. Если всё это вызывает радостные эмоции, то это также имеет отношение к внутренним проблемам личности. Подобная радость имеет очень тесную связь с тёмной.
    3. Мгновенная, но сильная радость. Такое происходит на каждом шагу, что очень хорошо: долгожданная покупка, день рождения, победа в соревнованиях, новое достижение, свадьба и многие другие события, которым вы придаёте большое значение. Это всё отличные и достаточно важные вещи в жизни каждого человека, но, как правило, они кратковременны.
    4. Продолжительная радость. Она обычно глубинная, духовная. К примеру, искренняя любовь к человеку, родителям, другу, миру, верная дружба, благодарность. А также, что немаловажно, нужно уметь не только получать хорошее из всего вокруг, но и дарить это благо. Всё, что вы отдаете во Вселенную, к вам возвращается в троекратной форме.

    Для того чтобы вас чаще посещала та самая искренняя, нечаянная радость, необходимо перестать копить в себе негативные эмоции, переживания, обиды, злобу, нужно уметь излучать позитивную энергию. Нужно тренироваться не один день, но если вам это удастся, то у вас будет возможно принимать ту радость, которую Вселенная посылает ежедневно.

    Поэтому качество и длительность радости напрямую зависят от эмоционального состояния человека, а также от усилий, которые он к этому прикладывает.

    Что необходимо для непрерывного роста радости?

    Для того чтобы научиться радоваться сильнее, следует учесть следующие факторы.

    Мы будем радоваться тогда, когда научимся быть благодарными. Умейте ценить то, что есть, и никогда больше не будет грусти по мелочам.

    Стоит перестать печалиться о том, что с вами может быть что-то не так. Достаточно просто перестать сравнивать себя с другими, перестать волноваться о чужом мнении. Лучше остановиться и проанализировать, что случится с вами, если вдруг какой-то прохожий сформирует о вас не ту оценку. Радостный и счастливый человек, довольный жизнью не станет придавать этому значения. В этом заключается свобода - быть собой и не бояться, что тебя осудят, оспорят взгляды и точку зрения, ценности. Это сугубо их дело. Просто идите дальше.

    Очень важно находить плюсы во всём, что с вами происходит. Как это делают истинные оптимисты. Конечно, у всех бывают периоды, когда, казалось бы, вообще ничего хорошего разглядеть нельзя. Но у каждой ситуации существует много сторон, и разглядев несколько, поняв их, обязательно найдете что-то хорошее, чему можно радоваться. В душе всегда нужно носить ощущение счастья, тогда в реальности оно не заставит себя ждать. Можно привести в доказательство этому слова Луция Аннея Сенеки: «Достиг вершины тот, кто знает, чему радоваться».

    Очень хорошо помогает общение с окружающими. Попробуйте поговорить пару минут на совершенно обыденную тему с абсолютно незнакомым человеком без особой на то причины. Возможно, вы заведёте новых друзей. В любом случае знакомство с новыми людьми всегда приносит положительные эмоции.

    Делайте то, что вас радует. Погрузитесь в это с головой, прочувствуйте себя в этом состоянии и сохраните данное чувство в себе. Для всех это могут быть абсолютно разные вещи. Возможно, вы чувствуете себя в несколько раз лучше, когда танцуете, занимаетесь спортом или, наоборот, сидите по несколько часов в день, собирая сложные пазлы, разгадывая логические задачи, играя в шахматы. Главное - найдите это увлечение и наслаждайтесь им. Радость будет присутствовать постоянно при занятии любимым делом.

    И в печали, и в радости будьте проще и относитесь ко всему с юмором. Иногда стоит побыть детьми. Слишком серьезное отношение ещё никого не делало более радостным.

    Что нам мешает радоваться за чужих людей?

    Частой причиной этому может служить зависть. Постарайтесь обуздать это чувство, уважайте себя, свои нервы и просто порадуйтесь за человека.

    Взгляните на ситуацию под другим углом, представьте себя на месте человека, которому завидуете, и дальше ставьте себе свои цели и стремитесь к ним.

    Как реагировать на желающих зла, а не добра?

    И в печали, и в радости не обращайте внимания на недоброжелателей. Просто идите своей дорогой, доказывая всем свою точку зрения стремлением к цели, действиями, а не ответной агрессией. Радуйтесь каждому моменту жизни.

    Если вы научитесь понимать природу людей, их мотивы, взгляды, язык жестов, то вам будет проще подобрать к ним ключ и, конечно же, вы будете знать, как порадовать их. Как уже известно, принося радость людям, сам становишься чуть более счастливым.

    Почему радостные люди нравятся нам больше?

    Потому что они красивые. Действительно, радостные люди, улыбающиеся, искрящиеся шутками и позитивом, выглядят на порядок привлекательнее в глазах окружающих. Помимо этого, они заражают нас своим оптимизмом и хорошим настроением. Радостные люди - легкие люди.

    Как научиться позитивно смотреть на мир?

    Одной из техник может послужить взгляд ребенка. Посмотрите на всё глазами маленьких детей. Они по-настоящему умеют разглядеть красоту в каждой вещи. Умеют создавать неожиданную радость практически из ниоткуда и распространять её на всех окружающих.

    Дети безудержно радуются снегу, потому что тогда родители смогут покатать их на санках.

    Малыши радуются жаре, потому что тогда можно играть, обливаться водой, кататься на велосипеде. Это те учителя, у которых нам действительно стоит поучиться.

    Радость: цитаты про радость

    1. «Надо быть всегда радостным. Если радость кончается, ищи, в чём ошибся» (Лев Николаевич Толстой).
    2. «Если вы постигли искусство радоваться каждому мгновению, то вы научились очень многому» (Азад).
    3. «В этом мире есть боль и печаль... Но радости и любви в нём гораздо больше!» ("Кубо: Легенда о самурае").

    Поняв, что вам необходимо для радости, хорошего самочувствия, какие вещи и люди вызывают наиболее приятные эмоции и состояния, какие увлечения заставляют чувствовать себя на вершине мира, на седьмом небе от счастья - стремитесь к ним, делайте всё, что в ваших силах.

    Всё же радость и счастье - вещи, которых могут достичь абсолютно все. Они делают нашу жизнь гораздо более приятной, яркой, наполненной моментами, которые хочется проживать снова и снова. Будьте сильными личностями, делитесь оптимизмом и наслаждайтесь вашей даже небольшой радостью!

    Радость — одна из основных положительных эмоций и одна из главных ценностей для ребенка. Дети, в отличие от взрослых, проявляют свои чувства и эмоции более открыто: если они радуются — то от всей души, если у них горе — то оно самое настоящее. Дети не умеют лукавить, не умеют скрывать свои чувства. И казалось бы с радостью все понятно: радость – это хорошо. Но… Как много времени в жизни наших детей выделено на радость? И разрешены ли на самом деле бурные проявления этой радости?

    Что такое радость для ребенка?

    Это когда он любим и желанен, когда мама с папой всегда могут найти время, чтобы поиграть с ним, а не ставить свои домашние дела выше общения с ребенком. Ведь, согласитесь, дела можно отложить на 15-20 минут и поиграть с ребенком, почитать с ним — уделить ему свое время . Радость — это когда мама и папа всегда готовы прийти на помощь , когда его понимают. Радость — увидеть радугу на небе после дождя, побегать по лужам … Я думаю это список Вы сами можете продолжить.

    А что мы, родители?

    Ребенок с его неуемной энергией способен радоваться весь день. А мы устаем, нам хочется посидеть отдохнуть чуток, поскорее доделать какие-то домашние дела. Мы так изматываемся, что нас начинает раздражать эта неугомонность, громкие детские голоса. И в конце концов нам просто может быть скучно то, что вызывает у ребенка радость.

    Детский мир здорового ребенка сплошь состоит из радости: дети всегда способны найти себе увлекательное занятие. И если у них не будет под рукой крутой пожарной машины или игрушечного градусника, в них может превратиться любая палочка, камешек, листочек. Все, что найдется под рукой. Игра все равно состоится, потому что для этого нужно всего лишь немного , желания и радости.

    Радость ребенка – это его энергия , это его неудовлетворенное любопытство , это его развитие . Если Вы «тушите» энергию малыша, Вы тушите в нем радость. Вялые дети – печальны, депрессивны, послушны и пассивны. Физически хуже развиты, медлительны и боязливы, часто скучают и не знают, чем себя занять.

    Если в жизни вашего ребенка не остается места радости, игре, шуму, возне, крикам, гулянью, то это означает, что детства у него не было. Это означает, что Вы останетесь должны своему ребенку детство. И через несколько лет станет совсем поздно – этот долг Вам будет уже никогда не отдать.

    Проявление радости у детей, как и других чувств, происходит по-разному. Кто-то бурно ее проявляет: визгом, смехом. Например , при получении в подарок той игрушки, вещи, которую ребенок так хотел. Он от такой радости будет прыгать и хлопать в ладоши, прыгнет на шею и расцелует. А другой ребенок в такой же ситуации просто улыбнется и скажет спасибо. И не надо требовать от такого ребенка бурных проявлений чувства, критиковать его за это. Просто ребенок такой, в силу своей индивидуальности, характера, темперамента.

    Но немаловажную роль здесь играет и атмосфера в семье . Как правило, правильно выражать свои положительные чувства и эмоции могут дети из благополучных семей, а также дети, которые видят пример проявления чувства. Если малыш растет в семье, где отношения между родителями оставляют желать лучшего, где подарки не являются традицией, где принимают их без особых эмоций (например , когда папа дарит маме что-то в знак примирения после ссоры, а та готова этот подарок ему по лицу размазать) — тут уже не приходится ждать от ребенка правильного выражения радости.

    Поэтому, дорогие родители, детей нужно «учить» проявлять радость, впрочем, как и другие эмоции и чувства. А учить их нужно через пример, ведь ребенок — это наше зеркало.

    Позвольте Вашему малышу оставаться самим собой. Позвольте ему быть ребенком — непосредственным, жизнерадостным, любознательным, неугомонным.

    Статья содержит информацию из открытых источников

  • Поделиться: