Вазы в стиле рококо. Стиль рококо в интерьере: совмещаем несовместимое

Он более нежный и лёгкий. Линии мебели стали изогнутыми, а изысканные ткани наполнили интерьер романтикой.

Рококо - стиль для смелых и богатых людей, которые хотели бы, чтобы чувство праздника никогда их не покидало.

Почему стиль рококо так роскошен и привлекателен?

Считается, что стиль рококо должен создавать в доме атмосферу бесконечного наслаждения и беззаботности. Этому способствуют буквально все элементы дизайна: от декора до отделки и мебели.

Все мелочи должны очень хорошо между собой сочетаться и выполнять главное задание стиля - создавать ощущения праздника.

Большое количество золота и дорогих тканей постоянно напоминают гостям о богатстве и отличном вкусе хозяина, поэтому если вы не любитель вычурности, то лучше откажитесь от данного стиля, либо используйте лишь некоторые его аспекты в комбинировании с другими стилями. Как вариант, в стиле рококо можно оформить лишь одну комнату.

Как выбрать цветовую гамму, и какая отделка лучше всего подойдет стилю рококо?

Если говорить о цветовой гамме в стиле рококо, то предпочтение определенно отдается пастельным тонам. Это могут быть: лиловый, голубой, розовый, терракотовый, желтый и много других цветов.

В гостиных чаще всего преобладают холодные оттенки, а в спальнях более тёплые. На кухне можно использовать и вовсе яркие краски: красную, зеленую или синюю.

Отделке в стиле рококо нужно уделить особое внимание.

Стены обязательно должны быть украшены лепниной золотого либо белого цвета. Именно большое количество лепнины является одной из главных особенностей стиля.

Также стоит упомянуть об обоях из ткани, причем ткань должна быть дорогой и иметь цветочный рисунок или вензеля.

Потолок помещения в стиле рококо чаще всего окрашен в белый цвет и, как уже говорилось, богат на лепнину. Если же Вы оформляете квартиру и у Вас не особо высокие потолки, тогда лучше воздержитесь от каких-либо объемных элементов на них.

Для отделки пола лучше всего выбрать керамическую плитку. Допускается также деревянный паркет.

Мебель в стиле рококо элегантна и обладает изящными формами и изогнутыми линиями

Создавая интерьер в стиле рококо, выбору мебели нужно уделить немало времени.

Сегодня найти мебель в данном стиле не так уж и просто, но мебельные компании, как правило, все же смогут предложить вам несколько хороших вариантов.

Если Вам позволяют финансы, Вы можете поискать антикварную мебель, которая будет пропитана особым колоритом эпохи рококо.

В целом мебель должна обладать плавными формами, а особой её чертой, как и в стиле барокко, являются завитки и узоры.

Ножки стульев как правило резные и изогнутые. В обивке преобладают такие материалы как шелк, парча, бархат и особенно жаккард. В спальню в стиле рококо отлично впишется огромная кровать с балдахином.

Еще одним важным элементом интерьера всегда были ширмы. Они, как и остальная мебель, могут быть украшены резьбой и инкрустированы золотом.

Золото вообще должно присутствовать буквально во всех элементах интерьера.

Стоит также упомянуть о кухне в стиле рококо. Для её оформления Вам придется приложить больше усилий, поскольку найти кухонную мебель в данном стиле не так уж и просто.

Это должны быть шкафы, подобные сервантам с лепниной и золотыми завитками. Столешницу лучше всего выбрать из натурального камня или имитирующую его, но в целом стиль рококо не терпит имитаций.

Особое внимание уделяется обеденному столу. Он должен быть большой и иметь изогнутые ножки.

Аксессуары и текстиль - это неотъемлемый элемент интерьера в стиле рококо

При оформлении помещения в стиле рококо, аксессуарам и текстилю уделяется не меньше внимания, чем мебели и отделке, потому что главным его правилом является грамотная комбинация всех деталей интерьера.

Только при правильном сочетании всех мелочей, Вы сможете достигнуть нужного результата. Но если переборщить с аксессуарами, то Ваше жилье рискует превратиться в подобие музею.

Дизайнерами особо ценятся изделия из фарфора, позолоченного металла, а также предметы искусства.

На камине хорошо будут смотреться старинные часы и подсвечники. В гостиной можно увидеть много картин эпохи рококо в золотых рамах. Также популярна настенная живопись. Особого внимания заслуживают люстры.

Что касается текстиля, то, как уже говорилось, ткани должны быть исключительно натуральными и выглядеть богато.

На окнах хорошо смотрятся шелковые шторы с всевозможными лентами и рюшами, а самым главным элементом всегда будут ламбрекены. На шторах, как и на остальном текстиле должна присутствовать золотая вышивка и драпировка.

На кухне приветствуется большое количество фарфоровой посуды, которая размещается на виду.

Рококо в его современном исполнении предполагает меньшее количество аксессуаров и золотых элементов. В мебели так же преобладают более простые формы с лишь немногими деталями стиля.

В отличие от своего предшественника барокко, стиль рококо легко будет воплотить в маленьких квартирах, а также скомбинировать с другими стилями.

Если Вы любите роскошь и хотите создать в своем доме атмосферу вечного праздника - смело выбирайте стиль рококо!

Дословный перевод на русский язык некоторых стилей дает вполне четкое представление об их основной философии. Так, во французском языке есть изящное слово «rocaille». Оно дало название целому художественному направлению, которое благополучно дошло до наших дней. Этот термин переводится, как «декоративная ракушка», и отлично характеризует дизайн жилых помещений, который возник на базе этого художественного направления. Стиль рококо в интерьере, действительно, похож на прихотливую и утонченную раковину экзотического моллюска. Как себя чувствуют декоративные образы 18-го столетия в наших городских квартирах и скромных коттеджах?

Стиль рококо в интерьере: основные черты

Родиной художественного стиля рококо стала Франция, а временем рождения - галантный 18 век. В тогдашнем французском обществе главенствовали изысканность и легкость, декоративность и гедонизм. К жизни было принято относится, как к забавной «прогулке в садах наслаждений». Понятно, что такие настроения и образ мыслей потребовал нового подхода к оформлению окружающего пространства. Поэтому помпезность и величественная пышность барокко уступили место новым веяниям. Стиль рококо в интерьере, живописи, скульптуре стремительно завоевывал место под солнцем. Какими чертами характеризовался тогдашний интерьер, и что досталось в наследство нам, по прошествии трех сотен лет?

  • Рококо, по сути, явился продолжением вполне сложившегося на тот момент барокко. В отличие от пышности и пафоса предшественника, рококо сосредоточил усилия не на монументальных архитектурных формах, а на их максимальном украшении. Да-да, именно рококо стал первым декоративным стилем.
  • Не внеся ничего нового в архитектуру пространства, рококо, тем не менее, серьезно изменил подход к его восприятию. Произошло это за счет тяги нового направления к ярким эффектам. Именно театральные подмостки, с их условностями, искажением реальности, иллюзорностью послужили вдохновением для рококо.

  • Этому есть вполне логичное, и даже, исторически закономерное объяснение. Кризис абсолютизма в Европе вообще и во Франции, в частности, вынудил даже верхушку общества искать новое применение своим силам и ресурсам. Некоторые нашли себя в заговорах и придворных интригах, а остальные стремились сбежать в некий выдуманный мир, который больше отвечал их представлением об идеальной жизни. Вот на таком историческом фоне и началось триумфальное шествие рококо, продолжавшееся более полувека. Все это время рококо был настоящим властителем дум, законодателем мод и вершиной вкуса для многих влиятельных и богатых людей континента.
  • Философию стиля определяли женщины, фаворитки короля и знати, влиятельные фигуры своего времени, и просто любительницы чувственных наслаждений. Поэтому неудивительно, что главным помещением для стиля рококо после центрального зала, становится будуар. В домах того времени комнаты располагались не галереей, как обычно, а формировали несимметричную окружность. В центре - парадный зал, а из него могли открываться явные или тайные будуары. Именно так, во множественном числе, ведь в то время было делом чести иметь дома множество уютных и укромных комнат, в которых происходило основное общение.

  • Любовь к романтике, приключениям и извечная женская склонность к театральным эффектам диктовала различные изыски в изменении пространства. Тайные ходы и переходы, искажение восприятия с помощью зеркал, ложных галерей, изменение геометрии комнат с помощью ширм, портьер, занавесей и фальшивых окон - все это находки стиля рококо.
  • Именно в это время пришла мода на небольшие, богато украшенные помещения, обставленные особенно приятно и уютно. В них создается особая атмосфера камерности и даже интимности, с помощью элементов эротической живописи и скульптуры, богато и хитроумно украшенной мебели, изящных декоров и большого числа разнообразных безделушек. Кстати, это понятие тоже возникло именно во времена рококо - маленькая, красивая вещица, которая не имеет практического смысла, зато услаждает восприятие.
  • Форма и образ морской раковины, от которой и пошло название стиля, используется везде - от архитектуры комнаты до мебельной резьбы. Этот чувственный и очень женский образ стал ключевым и для декораторов, и для архитекторов той эпохи.

  • Орнаменты и декоры в рококо становятся гораздо мельче, и в то же время, четче, подробнее. В образах чаще всего используются растительные, флористические, мифологические и эротические мотивы, нередки случаи использования театральной символики.
  • Эпоха рококо - это время пышных платьев, запретных наслаждений, тайн, интриг, иллюзий, изящества и излишеств. Искусственная и избыточная, она не могла существовать долго без изменений. Ближе к концу 18 века рококо вытесняется более гармоничным и практичным классицизмом, а события Французской революции и вовсе предали забвению кокетливый и легкомысленный дизайн.

В 20 веке интерес к этому стилю интерьеров стал проявляться более активно. Сначала в нем стали оформлять музейные и выставочные помещения, затем апартаменты богатых и знаменитых, а во второй половине столетия оборотистые дизайнеры взяли на вооружение многие принципы рококо и весьма успешно продемонстрировали их применения в современных условиях.

Прижился ли этот прихотливый и капризный стиль в царстве типовых планировок и стандартных размеров? Как ни удивительно, но следует констатировать, что вполне. Появились оригинальные стилизации и вполне законченные образы, которые, наверняка, порадуют тех, кто предпочитает богато декорированные дизайны и легкую камерную атмосферу.

  • Приметой современного рококо, как и три столетия назад, можно назвать сглаженные углы и округлую форму. Это распространяется и на общую архитектуру комнаты, и на дизайн отдельных предметов.
  • Не всегда есть возможность полностью изменить архитектуру комнаты по своему вкусу. Закруглить углы помогут конструкции из гипсокартонных плит или пенополиуретана. Дополнительно поспособствуют созданию необходимой атмосферы скругленные навершия оконных и дверных проемов, декоративные арки, с прихотливой резной или лепной отделкой, а также использование орнаментов плавных и закругленных линий.

  • В отделке помещения придется отдавать предпочтение натуральным материалам и природным тканям. Рококо - стиль богатый, даже роскошный, поэтому для него характерна дорогая натуральная отделка, в том числе, позолота, различные виды резьбы, декоративные накладки на мебель и предметы интерьера.
  • Этот стиль отдает предпочтение гладким и блестящим фактурам. Хотя ткани могут быть рыхлыми, мягкими, матовыми, но идеальным образом для них является бархат. Правда, плотный и сияющий атлас, переливающийся шелк или золотистая парча тоже уместны в оформлении данного интерьера.

  • В орнаментальном плане предпочтение лучше отдавать узорам и декорам растительного, фантастического и мифического происхождения. Можно украсить комнату театральными образами купидона, херувима или сатира. Они, как правило, выполняются в виде скульптурных украшений.
  • Интерьер в стиле рококо имеет единую компоновку, а его элементы подбираются в строгом соответствии друг с другом. В большой комнате центров может быть несколько, в таком случае уместно их разделить ширмами или занавесями. Если они будут выполнены в китайских мотивах, тем лучше. Рококо в период своего расцвета охотно включал в интерьеры восточные темы.
  • Невозможно представить этот стиль без большого количества декоров, украшений, безделушек, о которых говорят обычно, что они «очаровательны». В любом случае, комната в стиле рококо - это весьма подробно декорированное помещение, с большим количеством тонких завитушек, изящных переплетенных линий, округлых, плавных форм.

  • Современные интерьеры в стиле рококо часто украшают экзотическими раковинами или их изображениями в виде картин, фресок. Таким образом, обозначают стилистическую принадлежность комнаты.

Как создать стиль рококо в интерьере современной комнаты?

Тех, кто неравнодушен к этому прекрасному и легкомысленному дизайну, волнует вопрос о том, как создать стиль рококо в интерьере? Особенно, если вы не являетесь владельцем родового замка, и ограничены пространством городской квартиры.

  • Выберите яркую цветовую гамму, с преобладанием нежных пастельных тонов и с обязательным присутствием бронзового, золотого или серебряного цвета. Любимые цветовые темы интерьеров рококо - нежно-розовый, винный, кармин, голубой и лазоревый, бирюзовый, цвет мяты и весенней зелени. Обязательным является белый, в качестве оттеняющего и подчеркивающего яркость оформления цвета.
  • Используйте все возможности для того, чтобы зрительно закруглить, сгладить углы помещения. Если нет возможности поставить декоративные конструкции, воспользуйтесь декоративным резными арками, которые укрепите над дверями и окнами, приобретите мебель скругленных, мягких форм. Прямоугольные формы окон и дверей задекорируйте мягкими текстильными композициями с обилием складок, декоров и ламбрекенов.

  • В качестве отделки для пола используйте паркетную доску или плитку, подойдет и искусственный камень. Стены можно оформить тканью, в виде гобеленов или специальных панелей. Можно и просто оклеить обоями. Прекрасно выглядят современные материалы с металлизированными поверхностями и фантастическим, скругленными узорами. Не составляет труда подобрать специальный принт, выполненный в полном соответствии с художественной традицией рококо, например, жанровые французские сценки или сплетение цветов и фантастических существ.
  • Мебель для интерьера в стиле рококо потребуется небольшая, обильно украшенная декоративными накладками, резьбой, с разнообразной и тщательно исполненной фурнитурой. Размеры стульев, диванов, столов и кресел должны быть пропорциональны, лучше поставить несколько маленьких предметов, чем один большой. Не забывайте, что девиз рококо - камерность, возможность уединиться для откровенной беседы и флирта, отсюда и предпочтение пары миниатюрных полукресел одному большому.
  • Для рококо характерно создание ансамблей, поэтому цветовая гамма обивки должна быть едина в одной комнате. Кстати, если не получается приобрести мебель с необходимыми украшениями, их заменит обивка с прихотливыми узорами, например, в виде золотистых цветов и райских птиц.

  • Не стоит бояться переборщить с декорированием. Этот стиль тяготеет к самым разным украшательствам. В последнее время четко оформилась тенденция к явному присутствию в интерьерах рококо явных азиатских мотивов, от китайских до индийских. Так что одна-две восточные безделушки вам не помешают.
  • Что касается освещения, то даже при наличии центрального светильника, он выполнял больше декоративную роль. Основное освещение для комнаты в стиле рококо - точечное, зонированное. Подойдут настольные, напольные и настенные торшеры, бра, светильники в самом замысловатом, изысканном исполнении. Хорошо выглядят осветительные приборы, выполненные из хрусталя, украшенные чеканкой, позолотой, резьбой.
  • В последнее время стало очень модно украшать подобные интерьеры различными вариантами скрытой подсветки, иногда, весьма неожиданно расположенными. Необычно выглядит нижняя подсветка спального места, кресел или пуфа.
  • Учитывая, что главное место в стиле рококо занимал будуар, то нет ничего удивительного в том, что сейчас такой дизайн нашел максимальное применение в спальнях.

  • Центром спальни в стиле рококо, конечно же, является кровать. Она выполняется в самом прихотливом дизайне, на изящных, изогнутых ножках. Часто ее ставят в центр комнаты. Популярны и эксперименты с формой, например, модной тенденцией стала полукруглая кровать без изголовья, которая ориентируется по центру. Недостающая роскошь добирается богатством текстильного оформления, включая ковры на полу.
  • Запланировав интерьер в стиле рококо, не стоит все элементы помещения делать симметричными. Легкий дисбаланс в этом вопросе придает то самое легкое, ироничное, насмешливое настроение, которое так хорошо вписывается в философию рококо. Так что непарные кресла, тумбы, несимметричная арочная резьба или изголовье кровати, приподнятое с одной стороны, еще более приблизят вашу комнату к стилистическому соответствию.
  • Рококо невозможно представить без зеркал. Их блестящая поверхность обрамляется роскошными, прихотливыми рамами, а само зеркало часто выполняет роль визуального разделителя стены. Так что можно воспользоваться опытом, и разграничить плоскость стены зеркалами, оформив каждую часть в своем стиле.

  • Любители каминов могут украсить любую комнаты этим уютным предметом интерьера. Лучше выбирать невысокий, компактный камин, именно такой предпочитали знатные дамы и кавалеры. Нужно еще раз отметить небольшие размеры предметов обстановки. Как правило, интерьерные исторические стили тяготеют к грандиозным или просто большим формам. Рококо же, за счет своей компактности и все той же камерности, отдает предпочтение небольшим предметам.
  • Закончить декорирование помогут живые цветы, в виде букетов или комнатных растений. Можно заменить их композициями из веток и сухих природных элементов причудливой, изогнутой формы. Такая икебана должна быть украшена перьями, позолотой, хрусталем. Она гармонично впишется в прихотливый образ интерьера.
  • Для изменения геометрии помещения можно использовать ширмы, занавеси и декоративные панели. Они должны быть богато украшены, росписью и декоративными накладками.

Стиль рококо в интерьере не так популярен, как три столетия назад. Тем не менее, он не ушел в прошлое, а продолжает использоваться в современных жилых пространствах. Изысканный, прихотливый, чувственный, рококо по-прежнему находит поклонников, украшая самые разные помещения. Но, как и триста лет назад, ярче всего этот стиль раскрывается в спальне, наполняя ее особенной красотой и особым, интимным, уютом.

Игривость и легкость пространства, оформленного в стиле рококо, несомненно, придется по вкусу утонченным чувственным натурам, ценящим собственный комфорт и умеющим получать радость и удовольствие от жизни.

Исторические сведения

Декоративный стиль рококо явился на свет во Франции в далекие времена правления короля Людовика XV (1715 – 1723гг). Достигнув своего апогея, данное дизайнерское направление достаточно быстро распространилось в остальных странах Европы. Утонченный, изысканный и прелестный стиль рококо в интерьере знатных домов беспечно царствовал практически до конца XVIII столетия. Его появление было своеобразной ответной реакцией на излишнюю вычурность и парадность популярного тогда стиля барокко. Для описываемой исторической эпохи ключевым было слово «изящный», которое довольно точно характеризует вошедший в моду стиль рококо.

Грациозный стиль рококо с самого начала не задумывался создателями как фундаментальный архитектурный. Он был сразу же ориентирован на создание уютных домашних интерьеров с некоторой долей интимности, кокетства и легкости. Вдохновителем данного стиля считается итальянец Жан-Луи-Эрнест Месонье́, поскольку именно в его произведениях впервые были отражены ассиметричные формы, включая необычные контуры причудливо изогнутой морской раковины. Поэтому-то название стиля и происходит от французского слова «rocaille», что означает «декоративная раковина».

Модная китайщина

В те годы чрезвычайно модной была экзотическая «ветвь» стиля рококо шинуазери (китайщина). В интерьерах всех богатых домов европейской знати обязательно присутствовали средневековые китайские мотивы, стилизация и приемы декорирования. Особой популярностью пользовались расписные передвижные ширмы, благодаря присутствию которых можно было с легкостью визуально изменять пространство. Изысканные орхидеи и золотые аквариумные рыбки в минуты приятного отдыха доставляли удовольствие всем присутствующим в комнате. Украшением домов была лакированная изящная мебель, изготовленная искусными китайскими мастерами. Столы на праздничные обеды сервировались красивейшими столовыми сервизами из тончайшего китайского фарфора. Модным считалось наличие в доме гобеленов, выполненных в пастельных тонах, на которых изображались китайские императоры, воины, танцовщицы или наложницы, а также сюжеты из китайской жизни, пагоды и цветы.

Особенности оформления комнат

Несомненно, рококо – это роскошный, элитный стиль, и обычная квартира в многоэтажке вряд ли для него подойдет. Зато интерьеру рококо самое место царствовать в просторном загородном коттедже с комнатами, в которых имеются высокие потолки и большие окна.

  1. Основным приемом оформления залы или гостиной в стиле рококо является закругление стен с последующим украшением их тканевыми обоями (в оригинале - шелком), резными панелями, позолоченным орнаментом и многочисленными зеркалами, благодаря которым зримо расширяется пространство.
  2. Полы в комнатах могут быть деревянными, мраморными либо керамическими с изогнутыми по профилю плинтусами любой высоты.
  3. Главным элементом гостиной в стиле рококопо праву является небольшой камин, покрытый плиткой из мрамора, неизменным украшением которого должны быть фарфоровые статуэтки, бронзовые канделябры и часы. Над камином чаще всего вешается зеркало в роскошной золоченной или бронзовой раме.
  4. Что касается основного искусственного освещения комнаты, то для стиля рококо характерно наличие изящной люстры с лампочками в виде свечек и хрустальными подвесками. А на стенах чудесно будут смотреться бра, внешне напоминающие морскую раковину или чашу. Стиль рококо также хорошо подчеркивают расставленные по всем комнатам позолоченные или бронзовые подсвечники и канделябры со свечами.
  5. При оформлении будуаров характерным является создание атмосферы интимности, поэтому комнату делают небольшого размера с невысоким потолком в нежных пастельных тонах. Популярными цветовыми решениями при оформлении интерьера будуара считаются сочетания жемчужного белого цвета с розовым, голубым, кремовым или нежно-зеленым оттенком. Также в ее отделке обязательно должно присутствовать золото. Как правило, в будуарах прослеживается в некоторой степени перенасыщенность различными предметами.

Важной чертой в формах мебели эпохи Людовика XV является полный отказ от прямых линий. В ней как бы отражается устремление к растворению отдельных деталей в едином ансамбле всех имеющихся в комнате предметов.

При декорировании мебели резьба занимает достаточно скромное место, уступая лидерство бронзовым накладкам, которыми совершенно без особых усилий можно украсить предварительно отшлифованные поверхности. Поверхности мебели вначале обрабатываются цветными лаками, после чего декорируются бронзовыми накладками и резьбой с позолотой.

Для стиля рококо характерной мебелью считаются комоды и секретеры. Поэтому в кабинете желательно наличие секретера, который по своей сути является комбинацией письменного стола с комодом, в котором имеется множество небольших потайных ящичков.

Рококо-интерьер дополнительно украшают и сугубо женские предметы такие, как секретер на высоких резных ножках, картоньерка (шкафчик, предназначенный для хранения бумаг), всевозможные пуфы и тумбочки, небольшие декоративные туалетные столики с зеркалом.

Комфорта интерьеру добавляет наличие в комнате бежера (фр. bergere – глубокого мягкого кресла на изогнутых ножках) и канапе (широкого кресла, похожего на диванчик с высоким изголовьем).

При выборе мебели следует учитывать, чтобы помимо своей изысканности и изящества она была приятной на ощупь и могла усладить человека, доставив удовольствие его телу в минуты расслабления и отдыха.

Создавая интерьер рококо, помните, что он нацелен на обеспечение удобства жизненного уклада хозяев дома, поэтому любые мелочи жизни играют важную роль, практически все вещи и предметы должны создавать ощущение комфорта.

Видео

Обзор стиля рококо вы можете увидеть в следующем видеоролике:

Фото

Стиль в искусстве (в основном, в дизайне интерьеров), возникший во Франции в первой половине XVIII в.(по разным источникам – до конца века, приблезительно около столетия и тд., точной даты окончания нет) как развитие стиля барокко. Иногда стиль Рококо определяют как последнюю, кризисную фазу развития Барокко. И Рококо, и Барокко насыщены и декоративны, но если барочная пышность напряжена, динамична, то рокайльная – нежная и расслаблена. В целом французское Рококо более связано с формами стиля Регенства начала XVIII столетия.

Рококо сразу возник как камерный стиль аристократических гостиных и будуаров, оформления интерьера, декоративного и прикладного искусства и практически не нашел отражения в архитектурном экстерьере. Рококо – оригинальное явление, не имеющие прототипов в истории искусства. В этот период продолжается усиливаться восточное, и, прежде всего китайское влияние – т.н. стиль шинуазри . Изящные по формам, украшенные тонким, изысканным декором художественные изделия китайских мастеров отлично гармонировали со стилем, процветавшим при европейских дворах.

Орнамент – главный выразитель данной эпохи, имел 2 формы развития:1)тенденция к натурализации (декор в виде мелких цветных гирлянд с купидонами, ленточками), 2) основное – абстрагирование, асимметричность как элементов декора, так и самой композиции. Всё сводится к рокайлю, он заменил мотив волюты (барокко). Отразил внутреннюю опустошенность духовного мира европейского дворянского общества.

Характерными чертами рококо являются изысканность, большая декоративная нагруженность интерьеров и композиций, грациозный орнаментальный ритм, большое внимание к мифологии, личному комфорту. Наивысшее развитие в архитектуре стиль получил в Баварии.

Фарфор как материал с его белоснежной поверхностью и тонкой, миниатюрной росписью был одним из главных художественных открытий эпохи Рококо.

Стиль рококо впервые воздвиг комфорт и удобство интерьера в ранг искусства. Распространяясь по Европе, стиль рококо обрел местные характерные черты в каждой из стран. Во Франции, при всей пышности убранства, стиль рококо сохранил черты тонкого благородства. В интерьерах Германии большее распространение получила лакированная красочная мебель, рассчитанная на менее изощренный вкус. В Австрии стиль рококо выразил себя в спокойных, по-домашнему уютных формах. Голландскую мебель рококо отличает простота и лаконичность линий. Своеобразие английскому рококо придают примеси из готических и китайских элементов.

Архитектура

В целом : Стиль не нашёл яркого выражения в арх, а более проник в интерьер. Архитектура рококо стремится быть лёгкой, приветливой, избегает строгой симметричности, без конца варьирует расчленения и орнаментальные детали и не скупится расточать последние. В созданиях этой архитектуры прямые линии и плоские поверхности почти исчезают или, по крайней мере, замаскировываются фигурной отделкой; не проводится в чистом виде ни один из установленных ордеров; колонны то удлиняются, то укорачиваются и скручиваются винтообразно; их капители искажаются кокетливыми изменениями и прибавками, карнизы помещаются над карнизами; высокие пилястры и огромные кариатиды подпирают ничтожные выступы с сильно выдающимся вперёд карнизом; крыши опоясываются по краю балюстрадами с флаконовидными балясинами и с помещёнными на некотором расстоянии друг от друга постаментами, на которых расставлены вазы или статуи; фронтоны, представляя ломающиеся выпуклые и впалые линии, увенчиваются также вазами, пирамидами, скульптурными фигурами, трофеями и другими подобными предметами. Всюду, в обрамлении окон, дверей, стенных пространств внутри здания, в плафонах, пускается в ход затейливая лепная орнаментация, состоящая из завитков, отдалённо напоминающих собой листья растений, выпуклых щитов, неправильно окруженных такими же завитками, из масок, цветочных гирлянд и фестонов, раковин, необделанных камней (рокайль) и т. п.

Конкретно :В особняках и отелях крупнейших французских зодчих рококо: Робера Декотта, Габриэля, Боффрана, Оппенора, Дельмера, Мейссонье, они часто отступали от логической ясности и рационального подчинения частей целому. Скульптурная деталь, применяемая для украшения фасада, делается более выпуклой, приобретает самодовлеющее значение, не подчиняясь больше основным архитектурным линиям. Плоские пилястры большого ордера заменяются выпуклыми полуколоннами, придающими стене более живописный вид.

Ярким образцом рококо принято считать отель Субиз в Париже по проекту Пьера Алексиса Дельмера (1675-1745). По своему экстерьеру отель строг, классицистичен, лишь некоторые конструктивные элементы: выпуклые скульптурные детали и полуколонны, украшающие фасад здания. Но следует отметить, что для архитектуры рококо во Франции характерно то, что главное внимание зодчего сосредоточивалось не на экстерьере, а на интерьере, поэтому основные изменения коснулись, прежде всего, внутренней планировки зданий.

Гораздо более яркий, полномасштабный пример расцвета рокайльного искусства в архитектуре даёт нам Германия (крупнейшими представителями рококо здесь являются архитекторы Бальтасар Нейман и Кнобельсдорф), причем, прежде всего в сферах, не востребованных французской традицией. Именно в Германии сформировались такие уникальные явления, как летняя увеселительная резиденция и церковная архитектура рококо - области, не получившие никакого распространения во Франции, хотя именно в них все формальные характеристики и эстетические возможности стиля проявили себя особенно убедительно и исчерпывающе. Наконец, германский регион на сегодняшний день сохраняет наибольшее количество памятников рококо, дающих наиболее последовательное и полное представление об этом искусстве.

Наиболее удачный пример немецкого рококо - королевская резиденция Сан-Суси, построенная архитектором Венцелаусом Кнобельсдорфом (1699-1753) в пригороде Берлина Потсдаме для короля Пруссии Фридриха II.

Другой значительный памятник эпохи - дворец Амалиенбург близ Мюнхена (Бавария), выстроенный приехавшим из Франции архитектором Франсуа Кювилье (1695-1768), - еще более скромен по своим размерам, чем резиденция прусского короля. Это маленькое строение представляет собой образец строгого и сдержанного французского вкуса.

Строительная деятельность в прочих странах значительно отстает от Франции и Германии.

Скульптура

Большое распространение в искусстве рококо и всего 18 века получили портретные бюсты и маленькие скульптурные группы или статуи купальщиц, нимф, амуров, их ставили в парке, украшали ими беседки, салоны, купальни. Крупнейшие скульпторы рококо: Ж. Б. Лемуан, Пегаль, Пажу, Фальконе, Клодион. В скульптуре рококо преобладали предназначенные для украшения интерьеров рельефы и статуи, небольшие статуэтки, в том числе из терракоты и фарфора (изделия И.И. Кендлера). Прихотливое изящество отделки, частое заимствование экзотических декоративных мотивов китайского искусства, виртуозное выявление выразительных возможностей материала присущи рокайльному декоративно-прикладному искусству.

Крупнейшие скульпторы эпохи рококо: Ж.Б. Лемуан, Пигаль, Пажу, Фальконе, Клодион, Гудон.

Скульптура рококо - это пластика малых форм, камерная по содержанию, в которой привлекают интимная прелесть образов и изящество их решения. Эти черты отличают и лукаво-шаловливого “Амура” Этьен-Мориса Фальконе (1716-1791)и группу “Амуры, борющиеся за сердце”, исполненную Жан-Батистом Пигалем (1714-1785): Очарование последней - в забавном сюжете, в прихотливой игре линий, в мастерстве воспроизведения пухлых детских тел, быстрых, легких в движении и в то же время по-детски немного неуклюжих, неловких.

“Речная нимфа" Клода Мишеля, прозванного Клодионом (1738-1814). близка рокайльной скульптуре. Пленителен девически-нежный облик, непринужденная грация позы. Статуэтка выполнена из терракоты, подчеркивающей своей фактурой и тоном тепло жизни, которое ощущается в мягкой пластике тела. Дробные складки ткани оттеняют плавность линий фигуры нимфы.

Прекрасным образцом скульптуры стиля рококо является и статуя музы - Талии, исполненная братьями Гропелли. Мраморное изображение музы имеет мягкую, гладкую моделировку тела и несколько удлиненные пропорции.

Шедевр Гудона - мраморная статуя восьмидесятичетырехлетнего Вольтера.

Живопись

Любимыми темами художников Рококо стали не сила, страсть и героика, а нежность и игра. Есть только настоящее, без прошлого и будущего. Эстетизируется само мгновение, а не жизнь. Идейной и эмоциональной основой стиля французского Рококо стал гедонизм и индивидуализм, сформировавшийся еще в период Регентства, а формой – интимная грация, дух мелочей.

Живопись имела преимущественно декоративный характер имела богатая тонкими переливами цвета и одновременно несколько блеклая по колориту. Живопись рококо, тесно связанная с интерьером, получила развитие в декоративных и станковых камерных формах. Главные виды изобразительного искусства: настенные панно (самая распространенный вид, были большей частью овальной, круглой или причудливо-изогнутой формы; в основе композиции и рисунка лежит мягко изгибающаяся линия, которая придает произведению обязательную для этого стиля вычурность и нарядность), плафоны и декоративные композиции, расположенные над дверными или оконными проемами – десюдепорты (франц. dessus-de-porte – над дверью). Изменился заказчик картин-помимо церкви и королевского двора, появляется «третье сословие» и новая аристократия.

Художникам рококо были присущи тонкая культура цвета, умение строить композицию слитными декоративными пятнами, достижение общей легкости, подчеркнутой светлой палитрой, предпочтение блеклых, серебристо-голубоватых, золотистых и розовых оттенков. Одновременно с развитием живописи рококо усиливалась роль реалистического направления; достигли расцвета портрет, натюрморт, бытовой жанр, пейзаж. Также в то время характерной чертой была эротика – изображения обнаженной натуры Венеры,нимф.

Со временем появляется и новый жанр камерно-декоративной живописи – пастораль (франц. pastorale от лат. pastoralis – пастушеский). Но в эпоху Рококо это не просто деревенский, сельский мотив, а идиллические картины «пастушеской» жизни с эротическим подтекстом

Одним из основоположников стиля «рококо» был А.Ватто («Паломничество на остров Киферу», «Вывеска Жерсена», Ф. Буше («Венера, утешающая амура»), О. Фрагонар («Уроки музыки», «Пастораль»). Их картины большей частью декоративны и предназначены для жилого интерьера. В России в эпоху рококо живопись европейского типа только появилась впервые, сменив свою, русскую традицию, иконопись. Это портретная живопись РОкотова: Коронационный портрет Екатерины II, Портрет Г.Г.Орлова в латах

Интерьер

В оформлении интерьеров стиль рококо проявился наиболее ярко. стиль рококо - это стиль будуаров и маленьких гостиных для узкого круга близких друзей.Характерные черты рококо – изнеженность и доведенная до предела утонченность. Вместе с тем интерьеры рококо перегружены декоративными деталями и мебелью, которая приобрела гибкие, мягкие, уютные формы. Зеркала, позолота, богатые лепные узоры по потолкам и стенам ломают пространственную структуру интерьера, углы комнат закругляются. Динамичные и ассиметричные формы задают основной тон.

Во времена рококо архитекторы впервые стали целенаправленно стремиться к стилевому единству интерьера. Декор стен и потолков, формы мебели, расцветки драпировочных и обивочных тканей, декоративные предметы, двери и аксессуары – все выстраивалось в целостный ансамбль. Новые формы светской жизни диктовали новую расстановку мебели, которая собиралась небольшими группами в разных местах помещения. В группу обязательно входили стол, диван, несколько кресел и стульев. Такие «центры тяготения» для гостей задумывались как целостные композиции, которые обязательно поддерживали единый стиль всего помещения.

Главной доминантой интерьера рококо служил невысокий камин, покрытый мраморной плитой и изящно отделанный стукко (искусственный мрамор, высший сорт штукатурки). На камин ставили часы и декоративные предметы, над камином вешалось зеркало в роскошной раме. В интерьере рококо использовались самые дорогие материалы: мрамор, экзотические породы дерева, бронза, золото, шелк, гобелен. Цвета стиля рококо нежные, пастельные;основные цветовые сочетания – белое с голубым, зеленым или розовым, и обязательное присутствие золота.

Во времена рококо расцвела и достигла своего апогея мода на «китайщину» или шинуазри (chinoiserie). Изящные, украшенные тонким декором художественные изделия китайских мастеров отлично гармонировали со стилем рококо. Владельцы дворцов и роскошных особняков в обязательном порядке заводили «китайский зал», обставленной лаковой китайской мебелью, или на худой конец, просто устраивали галерею китайского фарфора в одной из комнат.

Как результат увлечения «китайщиной» в Европу были завезены бумажные обои для оклейки стен жилых помещений. В интерьерах рококо появились передвижные и раздвижные ширмы, расписанные в китайском стиле; аквариумные рыбки; изысканные орхидеи и тонкоствольные деревья. Получили распространение декоративные подушки из шелковой материи с крупными цветами.

Мебель

Утонченность стиля рококо отразилась не только на характере мебели, но и на появление новых видов мебели, предназначенных в основном для аристократичных женщин. Секретер на высоких ножках с наклонной откидной доской и множеством потайных отделений, картоньерка (шкафчик для бумаг), туалет с откидным зеркалом, разнообразные тумбочки и столики призваны были создавать особые удобства для своих хозяек.

Формы мебели для сидения изменились в сторону большего удобства и элегантности. Появились канапе (диван в форме соединенных двух-трех кресел), шезлонг, бержер (глубокое кресло). Контуры мебели становятся все более мягкими и волнистыми, изгиб ножки усиливается. Среди корпусной мебели главную роль играют комоды и секретеры. Детали мебели растворяются в общем объеме и кажутся отлитыми из пластичной массы. Декоративно мебель украшается прихотливыми орнаментами в виде вьющейся лозы, цветочных гирлянд, ромбовидной сетки и золоченой бронзой. Большое количество разных видов столов, созданных в зависимости от их назначения.

Говоря о мебели рококо, нельзя не упомянуть выдающегося английского мебельного мастера Томаса Чиппендейла (1718-1719 гг.). Стиль мебели Чиппендейла представлял собой своеобразное сочетание французского рококо с готическими и восточноазиатскими мотивами. Чиппендейл ввел в моду большие напольные часы. В своей мебели он часто использовал мотив птичьей когтистой лапы, которая держит шар. Он довел до совершенства формы многих изделий мебели, начиная от стульев и письменных столов и заканчивая книжными шкафами. Многие типы разработанной им мебели дошли до наших дней без существенных изменений.

Екатерининское рококо: Китайский дворец в Ораниенба́уме, Золотой кабинет; Баварское рококо: базилика Фирценхайлиген;

Получает свое развитие фабикация фарфора, появляется бисквит. Особенно популярны были в Европе фарфоровые статуэтки Мейсенской мануфактуры (Германия).а также Севр.Хрупкие, раскрашенные нежными красками фигурки были сродни персонажам современных им картин. Из фарфора также изготавливали вазочки-ароматницы и другие предметы, сплошь покрытые мелкими фарфоровыми цветками.

Кроме фарфора - в моде серебро. Изготовляются шоколадницы, супницы, кофейники, блюда, тарелки и другое.Серебро также используется для предметов освещения, сервизов и в отдельных случаях - для мебели. Мягкий и податливый материал с легкостью принимал пластичные, причудливые формы стилей регентства и рококо. В этом веке рождается кулинарное искусство в его современном виде, в том числе - искусство сервировки стола.

Продолжали использоваться фаянс.

Мода на китайские ширмы, фарфор и лаковую живопись отразилась в гобеленах с изображениями цветов, птиц, пагод, мужчин и женщин в китайских одеждах. Они органично дополняли экзотическую картину, создаваемую в интерьерах рококо подлинными китайскими изделиями.

Также, именно в ту эпоху получило распространение искусство красивой сервировки стола и приготовления пищи

Мужской и жнский костюм эпохи рококо.

Мужчины носят жюстокор. В эпоху рококо полы жюстокора становятся шире, теперь они как бы торчат в разные стороны.

В эпоху рококо под жюстокор мужчины одевали камзол. Камзол – это вид мужской одежды, сшитой в талию и длиной до колена, иногда шился и без рукавов, его часто, особенно зимой, носили под кафтан. К XIX веку камзол превратится в жилет. В эпоху же рококо в мужском костюме из фалд камзола формируется «юбка на обручах», ведь мужская мода во всём стремится подражать женской.Мужчины также носили белоснежные рубашки с кружевными жабо и шейными платками.Ткани, как в женском, так и в мужском костюме были нежных, пастельных тонов. Мужской костюм, как и женский, обильно украшался воланами, пуговицами, лентами, кружевами.Мужчины также носили штаны длиной до колена, которые дополняли белые чулки. Впрочем, причёски в отличие от барокко становятся более простыми и плоскими. Волосы завиваются в локоны, обрамляющие лицо, позже – собираются в косы. Головной убор – треуголка. Идеальный мужчина – придворный франт.

Женщины по-прежнему носят пышные юбки – панье, которые держаться на каркасе, а также корсеты. В начале эпохи рококо юбка немного уменьшается, однако затем вновь расширится до максимально возможного предела. Причёски также изначально становятся менее пышными – в моде гладкая, маленькая причёска с рядами ниспадающих локонов.

Огромные юбки принимают уже даже не круглую, а овальную форму. Лиф же платья вытягивается вниз, ниже талии, в виде треугольника, он также имеет достаточно глубокий вырез. В платье становится особенно заметен этот контраст – крупной пышной юбки и маленького, совершенно не объёмного, по сравнению с ней лифа. Рукава платья сужаются к локтю, их обильно украшают лентами, каскадами кружев.

Ленты становятся любимым украшением эпохи рококо . Кроме лент активно использовались и цветы, причём как натуральные, так и искусственные. Именно в эпоху рококо искусственные цветы впервые начинают использоваться для украшения наряда, до этого они служили лишь для украшения храмов и изготовлялись в монастырях.

А среди тканей наибольшей популярностью пользуются сатин и атлас. Эти ткани, мягкие на ощупь, позволяют создать множество складок, которые были так необходимы в эпоху рококо, плюс блестящий атлас идеально гармонировал с матовым кружевом.

Верхней одеждой в эпоху рококо служило манто – свободный плащ, ниспадающий с плеч. Большое значение придаётся и дополнительным элементам таким, как муфта, перчатки, веер, которым дамы подавали особые знаки своим кавалерам. Тайному языку влюблённых служили и мушки – шёлковые чёрные пластыри разнообразной формы. Большое внимание стиль рококо уделяет нижнему белью, ведь в платьях, которые во многом оголяют тело, что было свойственно платьям эпохи рококо, нижнее бельё выступает на всеобщее обозрение. Женщины, как и мужчины, начинают носить чулки, как и мужчины – белые, но иногда и пёстрые . Нижнее бельё шьют из шёлка, его обильно украшают вышивкой, кружевной отделкой, золотом и серебром. Ведь декольте теперь позволяет видеть нижнюю рубашку, а нижняя юбка становится видна при ходьбе. Теперь нижнюю юбку украшают, как и верхнюю, – кружевами, воланами, лентами.

Туфли носят мягкие и низкие, Они изготовлялись из достаточно простого материала, но часто были богато украшены – ленты, вышивка, пряжки, драгоценные камни.

Идеалом женской красоты считались обладательницы осиной талии, узких бёдер, хрупких плеч и круглого лица. Идеальная женщина – хрупкая и стройная жеманница .

Ювелирные украшения

Усыпанные бриллиантами броши были необычайно модны в ХVIII веке. Формы брошей рококо различны - ленты, букеты цветов или искусно переплетенных ветвей, щедро обогащенные эффектами асимметрии.

Брошам, украшавшим декольте, соответствовали эгреты (султаны), происходящие от заколок для волос. Они сверкали бриллиантами, другими драгоценными камнями и жемчугом. В декоре преобладали натурные мотивы, вдохновлявшие ювелиров рококо - яркие бабочки и изящные перья.

Как популярное украшение костюма кавалера в тридцатых годах получают распространение пряжки для штанов. Наряду с драгоценными экземплярами использовались и имитации бриллиантов - стразы. У представителей третьего сословия бытовали стальные пряжки, привозимые из Англии.

В эпоху рококо модными становятся колье с бриллиантовыми каплевидными или звездообразными подвесками.

Любимы модницами рококо были и медальоны с миниатюрами, которые носили на цветной или черной ленте, плотно охватывающей стройную шею.

В своем увлечении игрой рококо проявило интерес к типу серег "бриоле" - подвески, находящиеся в постоянном движении. Такие серьги часто вообще лишены оправы, за исключением креплений.

В кольцах рококо также доминирует камень - бриллиант цветные камни, обычно прямоугольные или овальные в обрамлении мелких бриллиантов, в скромной, почти невидимой оправе. Однако в это время встречаются и другие формы колец - банты или цветущие ветви.

Из других украшений, в большей степени имевшим утилитарное назначение ХVIII век отдавал предпочтение флаконам для духов (так называемые шатлены), состоящие из двух блях, соединенных между собой цепочкой и несколькими цепочками на второй бляхе, к которым крепились часы, ключики от них, печатки и другие "милые" вещицы.

Хорошо известны работы французских серебряников эпохи рококо. Родоначальником в производстве серебряных изделий в новом стиле стал Ж. Месонье.

Один из шедевров французских серебряников находится в России. Это выполненный Жаком Ретье в 1770 году по заказу Екатерины II "Орловский сервиз".

Очень велико в эти годы влияние на европейское искусство французской ювелирной пластики в серебре. Помимо этого материала в декоративной пластике используется также инкрустация слоновой костью, эмали, твердый камень, жемчуг.

Книги

Рококо - (фр. rococo - декоративная раковина, ракушка, рокайль) - стиль в искусстве, в 1730-1789 гг. Характерными чертами рококо являются изысканность, большая декоративная нагруженность интерьеров и композиций, грациозный орнаментальный ритм, большое внимание к мифологии, личному комфорту.

Главный декоративный элемент рококо - рокайль - орнамент, украшение в виде соединения природных камней с раковинами и листьями растений. Плавные изогнутые стебли, прихотливые линии орнамента вписывались во все детали интерьера, образуя единый декоративный фон. Рокайль употреблялась в оформлении интерьеров, садовых беседок и ротонд, для облицовки террас, отделки ворот и фонтанов.

Парадное великолепие барокко стало утомлять аристократов. Появилась тяга к камерности и личному комфорту – именно поэтому черты рококо появились прежде всего в области декора спален, будуаров, а также в садово-парковой архитектуре. Кресла и диваны с удобными спинками и мягкими сиденьями, изящная мебель малых форм, украшенная изогнутыми ножками, сложным орнаментом, в котором присутствовали мотивы причудливых растений и птиц, фигурки крылатых младенцев и т.д.

Архитектурный (точнее - декоративный) стиль рококо появился во Франции во времена регентства Филиппа Орлеанского (1715-1723) и достиг апогея при Людовике XV, перешёл в другие страны Европы и господствовал в ней до 1780-х годов.

Отбросив холодную парадность, тяжёлую и скучную напыщенность искусства времён Людовика XIV и итальянского барокко, архитектура рококо стремится быть лёгкой, приветливой, игривой во что бы то ни стало; она не заботится ни об органичном сочетании и распределении частей сооружения, ни о целесообразности их форм, а распоряжается ими с полным произволом, доходящим до каприза, избегает строгой симметричности, без конца варьирует расчленения и орнаментальные детали и не скупится расточать последние. В созданиях этой архитектуры прямые линии и плоские поверхности почти исчезают или, по крайней мере, замаскировываются фигурной отделкой

Мебель эпохи рококо очень изящна. Она обильно украшена сложной прихотливой резьбой и позолотой. Ножки мебели выгнуты изящной линией. На потолках и стенах также в больших количествах используется лепнина, резьба и позолота. Стены оформляются деревянными панелями. На полу - узорный паркет и ковры-гобелены. Цветовая гамма интерьеров в стиле рококо - очень нежная, используются пастельные тона: розовый, голубой, светло-зеленый в сочетании с золотом и серебром. В качестве декора используется большое количество зеркал в резных рамах и осветительные приборы: огромные роскошные люстры, бра, подсвечники. Кроме того, обязательны различные скульптуры, статуэтки и другие декоративные предметы интерьера.

Мода эпохи рококо отличалась стремлением к рафинированности, утончённости и намеренному искажению «естественных» линий человеческого тела.

Моду рококо принято считать женственной модой, так как в эту эпоху произошло максимальное приближение мужской моды к типично-женским образцам. Идеал мужчины - утончённый придворный, франт. Идеал женщины - хрупкая стройная жеманница. В моде - осиная талия, узкие бёдра, хрупкие плечи, круглое лицо. Этот силуэт оставался неизменным на протяжении всей эпохи рококо. Женщины носят пышные юбки - панье, создающие эффект «перевёрнутой рюмочки».

Женская причёска претерпела значительные изменения. Так, в 1720-1760-х годах (после того, как фонтанж окончательно вышел из моды) в моде была гладкая, маленькая причёска с рядами ниспадающих локонов. Потом причёска начала «расти», чтобы в 1770-е годы превратиться в знаменитые «фрегаты» и «сады», которые так любила Мария-Антуанетта. Мужчины сперва отпускали с боков букли, а сзади носили длинную косу. В моде были белые напудренные парики, с закрученными с боков буклями, косичкой и бантом сзади.

Основным типом мужской одежды оставался жюстокор, со времен моды барокко, но позже его стали называть аби. Под него надевали камзол. Носили белоснежные рубашки, кружевные жабо и шейные платки. Жюстокор имел в начале века более прямую форму, затем претерпел эволюцию: его полы стали шире, как бы торчали в разные стороны. На рукавах были широкие обшлага. На карманах - огромные клапаны. Женское платье также претерпело подобную эволюцию: сперва оно было уже, затем начало расширяться и расширилось до предела. В качестве головного убора популярной оставалась треуголка.

Эпоха рококо принесла моду на пастельные, приглушённые (по сравнению с эпохой барокко) тона: нежно-голубой, бледно-жёлтый, розовый, серо-голубой. Если в эпоху барокко все женщины выглядят значительными и зрелыми (им как будто всем за тридцать), то рококо - это время юных нимф и пастушек, которым никогда не будет больше двадцати. Румяна и пудра помогают всем дамам выглядеть молодыми, хотя эти лица и превращаются в безжизненные маски. Модные запахи, духи, - фиалковый корень, нероли, пачули, розовая вода.

Появление стиля рококо обусловлено изменениями в философии, вкусах и в придворной жизни. Идейная основа стиля - вечная молодость и красота, галантное и меланхолическое изящество, бегство от реальности, стремление укрыться от реальности в пастушеской идиллии и сельских радостях.

Наиболее ярко живопись рококо проявилась во Франции и Италии. Вместо контрастов и ярких красок в живописи появилась иная гамма цветов, легкие пастельные тона, розовые, голубоватые, сиреневые. В тематике преобладают пасторали, буколика, то есть пастушеские мотивы, где персонажи не обременены тяготами жизни, а предаются радостям любви на фоне красивых ландшафтов в окружении овечек. Впервые черты этого стиля проявились в творчестве Антуана Ватто, у которого главной темой были галантные празднества. Его творчество относят к реализму, он изображал жизнь придворных довольно справедливо. Но в его картинах явно просматривается и новый стиль. Другой, характерной чертой того времени была эротика. Создано много картин, изображающих обнаженную натуру, различных нимф, Венеру. Крупнейший представитель рококо во Франции - Франсуа Буше, работавший в жанре портрета и пейзажа.

В Италии крупнейший представитель того времени - Джамбаттиста Тьеполо (1696, Венеция - 1770, Мадрид). Большое внимание тогда уделялось фрескам, росписи потолков, сводов, стен. Была даже особая специализация среди художников - квадратурист. Он изображал иллюзорные архитектурные формы, служившие обрамлением, а то и фоном. В этом случае нарисованное на плоскости с расстояния кажется скульптурой. Такие росписи есть, например, в вестибюле Зимнего дворца.

Поделиться: