Оконные переплеты деревянные в вашем доме. Типы переплетов и конструктивные решения заполнения проемов

Самостоятельное изготовление книг, альбомов и блокнотов в твердой обложке – не самое распространенное занятие. Однако умение делать книжный переплет может пригодиться, например, если вы захотите сохранить и оформить распечатанную книгу. Предлагаем попробовать изготовить классический переплет книг быстро и просто своими руками по приведенной ниже пошаговой инструкции.

Учимся делать качественный переплет книг своими руками в мастер-классе

Необходимые материалы и инструменты:
  • две небольшие ровные доски;
  • две струбцины;
  • тонкая пилка для работы по металлу;
  • прочные нитки белого цвета;
  • марля;
  • картон высокой плотности (можно использовать тонкий картон, склеенный в 2-3 слоя);
  • валик для книжного корешка (вместо него можно использовать тесьму);
  • цветная плотная бумага для оформления обложки;
  • клей ПВА;
  • ножницы;
  • кисть для клея;
  • канцелярский нож.

Книги бывают сшитые и склеенные. Самостоятельная прошивка книги – очень трудоемкое занятие для выполнения в домашних условиях. Поэтому предлагаем мастер класс по изготовлению переплета для склеенной книги.

Распечатываем на принтере книгу, которую планируем переплетать. Выравниваем полученную стопу бумаги по краю, осторожно постукивая ее торцами о ровную поверхность стола. Необходимо подойти к процессу с максимальной ответственностью, так как от него будет зависеть внешний вид будущей книги.

Оформление корешка.

Осторожно кладем стопку бумаги на стол корешком к себе таким образом, чтобы край стопки слегка выступал за границы столешницы, и кладем сверху достаточно тяжелый груз. С помощью кисточки на поверхность густо наносим клей ПВА и оставляем подсохнуть на пару минут. Затем убираем груз и сдвигаем стопку листов чуть дальше от края стола. Сверху очень осторожно кладем доску и зажимаем полученную конструкцию струбцинами.

Через 3-4 часа снимаем струбцины и снова сдвигаем стопку листов вместе с доской таким образом, чтобы они выходили за поверхность стола примерно на 2-3 мм. С помощью карандаша делаем поперечные отметки на торце стопки листов с одинаковыми интервалами (в нашем случае 2 см). Затем по полученным отметкам с помощью пилки для металла делаем пропилы глубиной около 1 мм. Необходимо следить, чтобы они были строго перпендикулярны листам бумаги.

Готовим марлю и специальные валики для корешка. Раскраиваем марлю так, чтобы ее длина была примерно на 1 см меньше длины корешка, а ширина – примерно на 4 см больше (по 2 см с каждой стороны). Таким же образом выкраиваем два валика, но их ширина должна точно соответствовать ширине корешка. Края валиков аккуратно смазываем клеем.

Аналогичным образом делаем заготовку полоски из бумаги, которая будет наклеиваться на корешок. Ее ширина должна быть равна ширине корешка, а длина на 7-8 мм меньше.

Процесс переплета.

Корешок книги обильно смазываем ПВА, чтобы клей попал в каждый сделанный пропил. В пропилы вставляем смоченные клеем нитки, чтобы их концы торчали на 2-3 см с каждой стороны. Снова смазываем корешок с нитками клеем и сверху фиксируем марлевую заготовку, затем валики и в последнюю очередь полоску бумаги, максимально плотно прижимая каждый слой пальцами. Полученную конструкцию оставляем сохнуть на 8-12 часов.

После высыхания клея снимаем струбцины, обрезаем лишние части веревочек.

Далее приступаем к изготовлению форзацев. Их будем делать из плотной бумаги типа ватмана (белой или цветной). Делаем заготовки в размер будущей книги. Наружный край форзаца необходимо немного подрезать, чтобы его было удобно приклеивать.

Смазываем клеем полоску у сгиба (примерно 3-4 мм) и наклеиваем форзац на блок листов. Затем переворачиваем заготовку книги и аналогичным образом клеим другой форзац. Ставим конструкцию под пресс на некоторое время.

Оформление обложки.

Выкраиваем три детали из картона: корешок и две корочки. Корочки должны быть на 8 мм длиннее склеенной книжной заготовки, а по ширине равны ей. Корешок должен быть по высоте равен корочкам, а по ширине – толщине блока.

Затем выбираем подходящую по цвету бумагу и чертим заготовки следующим образом:

  • ширина одной детали равна ширине корешка + по 8 мм с обеих сторон;
  • ширина других двух деталей равна ширине корочек + 2-3 см с обеих сторон.

Склеиваем полученную конструкцию и обрезаем углы по диагонали. Промазываем ПВА края бумаги, загибаем и приклеиваем их к картону, особенно тщательно прижимая уголки обложки.

Для оформления обложки можно использовать готовую суперобложку, нанести надпись с помощью трафарета или распечатать и наклеить бумагу с необходимой информацией по вашему усмотрению. Широко используется при оформлении обложек книг такая технология, как скрапбукинг: украшение изделий вырезанными или вырубленными элементами декора, бумагой с необычным орнаментом и ажурными краями.

Склеиваем внутренний блок и обложку. Предварительно примеряем обе детали и только после этого начинаем клеить. Ошибку, допущенную на этом этапе, исправить будет практически невозможно.

Смазываем клеем один край марли и прижимаем к поверхности форзаца. Затем мажем ПВА весь форзац с марлей. Переворачиваем книгу намазанным форзацем вниз и монтируем форзац к обложке, начиная с его краев. Смазываем клеем марлю на верхней стороне и приклеиваем к форзацу, затем мажем второй форзац целиком и приклеиваем его аналогичным образом. Для того, чтобы излишки клея не испачкали книгу, ее следует проложить ненужной бумагой большего размера. При приклеивании каждой заготовки необходимо следить, чтобы не образовывались воздушные пузыри и складки.

Переплет книги готов! После изготовления желательно положить книгу на ночь под пресс.

Намного упрощается процесс изготовления переплета, если склеивание деталей происходит с помощью термоклея. В этом случае необходимо приобрести специальную машинку для термопереплета и собственно термоклей. Все выкроенные заготовки (обложка, корешок книги и форзацы) вместе с распечатанным блоком бумаги вставляются в машинку и обжимаются с ее помощью. Обложка затем приклеивается вручную. Однако если вы не планируете постоянно работать с книжной продукцией, покупка машинки не будет целесообразной.

Видео по теме статьи

Для тех, кто освоил классический переплет книг в пошаговом уроке своими руками и хочет продолжить работу с книгами, предлагаются следующие видео с подробными уроками переплетного дела.

По определению оконный переплет - это конструкция створок, состоящая из вертикальных и горизонтальных перекладин, предназначенная для разделения поля остекления в декоративных целях или для увеличения прочности. Другими словами, оконный переплет - это все элементы рамы, находящиеся внутри периметра оконного блока.

Основным назначением окна из дерева , как архитектурного элемента здания, является обеспечение помещений достаточным уровнем естественного освещения и возможность проветривания. Дополнительно на деревянные окна возлагаются декоративные функции. Оконный блок должен создавать комфортную среду внутри помещения и одновременно служить украшением фасада. Кроме того, конструкция любого деревянного окна должна соответствовать климатическим эксплуатационным условиям, в которых находится архитектурное сооружение. Соответственно, и оконный переплет выбирается с учетом всех вышеперечисленных требований.

Определение количества и габаритов окон

При проектировании зданий и сооружений минимальная площадь остекления выбирается в соответствии со светотехническими нормами определенных ГОСТов и СНиПов. Так, например, для жилых помещений общая площадь окон варьируется в диапазоне от 1/8 до 1/5 от общей площади пола (в зависимости от географической широты, где расположено здание и его ориентирования по сторонам света).

Расчет деревянных окон (выбор типа и схемы переплета) определяется, исходя из расчетной площади остекления и предполагаемого размещения окон на фасаде. При проектировании деревянных окон необходимо отдавать предпочтение стандартам. В ряде случаев, когда деревянные окна со стандартными размерами применить невозможно, прибегают к индивидуальному проектированию.

Зная общую площадь остекления и предполагаемое количество окон, определяют линейные размеры одного оконного проема, то есть высоту и ширину. При проектировании необходимо принимать максимально возможную высоту оконного проема, поскольку высокие окна улучшают освещенность. При выборе высоты окна следует учитывать теплотехнические характеристики помещения. Для жилых помещений с водяной системой отопления нижняя часть окна (подоконник) должна находиться над уровнем пола на расстоянии 0,7-0,9 метров. Минимально допустимое расстояние от потолка до верхней части оконного блока - 0,15-0,25 метра (для размещения оконных карнизов).

Определив максимальную высоту оконного проема и зная расчетную площадь одного деревянного окна, определяют ширину оконного блока. При этом необходимо стремиться к унификации, то есть, чтобы все оконные блоки в помещении (а лучше во всем здании) были одинаковыми по ширине.

Выбор оконных переплетов

Схема оконных переплетов влияет на:
- удобство пользования окном (открывание-закрывание);
- прочностные характеристики оконного блока;
- эстетику интерьера и экстерьера.

Ширина одного оконного блока в гражданских зданиях обычно колеблется от 0,5 метров до 2,5. Исходя из удобства пользования, ширина одной створки обычно принимается равной 0,7 метра. Общая ширина оконного проема делится на ширину одной створки, и получаем количество створок в одном оконном блоке. Как правило, окна в жилых и общественных зданиях одно-, двух- или трехстворчатые.

Створки оконного переплета могут быть во всю высоту окна или только перекрывать его часть. Если окно невысокое, целесообразно оконные створки делать во всю высоту. Но при высоких окнах из дерева такие створки получаются слишком тяжелыми. Значительный вес деревянного окна приводит к необходимости применять усиленные петли и прочую фурнитуру. Кроме того, створки высоких окон неудобны в обслуживании. Как правило, для высоких окон переплет усложняют - в верхней части оконного блока добавляют, так называемую, фрамугу, которая может быть глухой или откидной. Наличие фрамуги позволяет уменьшить высоту нижней, створчатой части окна. Если фрамуга откидная, то между верхней (фрамужной) и нижней (створчатой) частями окна появляется горизонтальная перемычка - средник.

Оконный блок по ширине может делиться вертикальными перемычками - импостами, но существуют и безимпостные конструкции.

Двойной переплет

Деревянные окна могут иметь два переплета. То есть в одной оконной коробке монтируются две рамы. В этом случае створки могут:
- открываться внутрь помещения;
- открываться в разные стороны (одна внутрь, одна наружу);
- сдвигаться в стороны;
- сдвигаться вверх.

Деревянные окна с двойным остеклением, открываемые внутрь помещения, являются наиболее удобными в плане эксплуатации. Их удобно открывать и закрывать, снимать и вешать створки, менять и мыть стекла. При полностью открытом окне створки не подвержены воздействию атмосферных осадков и ветра. Недостатком подобной конструкции переплета является конструктивная сложность. Для того чтобы створки параллельно открывались внутрь помещения, переплеты (наружный и внутренний) должны иметь разные размеры (внутренний - больше, наружный - меньше). Разность в размерах между наружным и внутренним переплетом называют рассветом.

Деревянные окна, открываемые в разные стороны, лишены этого конструктивного недостатка. Переплеты наружной и внутренней створок одинаковы, но такие окна более сложны в эксплуатации. Чтобы снять наружную створку или поменять в ней стекло, необходим доступ с внешней стороны, что весьма проблематично для окон, располагаемых на верхних этажах. Кроме того, при распахнутом настежь окне, на наружные створки могут попадать атмосферные осадки (роса, дождь), их может закрыть или даже разбить стекло ветром. При этом осколки осыпаются на пешеходные зоны, часто располагаемые вдоль зданий.

Окна с подъемными и раздвижными переплетами получили большое распространение в Англии и США (их часто так и называют - английскими или американскими). Но деревянные раздвижные окна более подходят к географическим зонам с мягким климатом.

Часто створки перебиваются горизонтальными и вертикальными планками, так называемыми, горбыльками. Горбыльки выполняют сразу две функции:
- практическую - увеличивают прочность створок (особенно актуально для зданий, на которые воздействует значительная ветровая нагрузка);
- эстетическую - могут служить своеобразным украшением оконного проема.

Чем больше горбыльков, тем прочнее деревянное окно, но одновременно с этим они уменьшают площадь остекления, а, следовательно, ухудшается уровень освещенности помещения.

Расстояние между стеклами наружных и внутренних створок напрямую влияет на качество звукоизоляции и теплосберегающие характеристики деревянного окна. Чем больше расстояние между стеклами - тем лучше эффект шумового поглощения, но одновременно с этим ухудшается теплоизоляция. Оптимальное расстояние между стеклами - 75 мм, но оно может быть изменено в ту или иную сторону в зависимости от назначения и условий эксплуатации оконного блока.

Пара слов о фрамугах и форточках

Фрамуга может быть «глухой» и откидной. Форточка всегда выполняется распашной, как правило, по ширине одной створки. Откидные фрамуги и форточки используются для нерегулируемой вентиляции помещений. Традиционно эти элементы располагаются в верхней части блока деревянного окна. Чем выше форточка или фрамуга, тем лучше условия вентиляции, но для удобства обслуживания высота от пола не должна превышать 1,8 метра. Расположение этих элементов в нижней части окна недопустимо, поскольку вентиляция значительно ухудшается, а в холодное время года увеличиваются тепловые потери.

Оконные переплеты изготовляют из древесины сосны, лиственницы, ели, кедра, а иногда и пихты. Переплеты могут быть глухие (не открывающиеся) и створные (открывающиеся).

Окна, открывающиеся внутрь, имеют то преимущество, что их удобно открывать и закрывать, промывать и остеклять, створки при открывании не подвергаются действию ветра и осадков, а в первом этаже они не мешают движению людей снаружи дома.

Площадь оконного переплета зависит от потребной световой площади. Световая площадь оконных переплетов зависит от размера оконного проема и от площади пола, а также от географического положения здания в данной местности. Световую площадь определяют делением площади оконного проема на площадь пола. Площадь окон должна составлять от 1/8 до 1/5 площади пола. Так, для комнаты площадью 16 м2 площадь окон должна быть от 2 до 3,2 м2.

Высота и ширина оконных переплетов зависят от архитектуры здания, необходимого светового потока, а также от высоты помещения.

В жилых зданиях переплеты делают высотой от 1,075 до 2,275 м, а шириной от 1 до 1,6 м. Оконный проем устанавливают не ниже 0,7 и не выше 1 м от пола.

Форточки обычно устанавливают в верхней части створки и делают пропорционально размеру переплета: по ширине в пределах 400- 500 мм, по высоте 300-500 мм. Навешивают форточку на правой стороне переплета. Для лучшей циркуляции воздуха форточки следует устанавливать на уровне 1,6 - 1,8 м от уровня пола.

Различают оконные переплеты с фрамугой и без фрамуги. Фрамуги могут быть глухие и открывающиеся для вентиляции помещения. Горизонтальный брусок, расположенный между вертикальными брусками коробки и отделяющий фрамугу от створок, называется импостом. Импост может иметь и вертикальное положение, если он отделяет одну створку от другой. В последнем случае импост соединяет горизонтальные бруски коробок.

По количеству створок переплеты разделяются на двух- и трехстворчатые.
Двухстворчатые оконные переплеты состоят из двух открывающихся створок и фрамуги; трехстворчатые - из одной створки глухой и двух открывающихся.

Рис. 1. Типы оконных переплетов

Каждую часть оконного переплета собирают из верхней, нижней и боковых обвязок и легких поперечных горбыльков.

Горбылек служит для уменьшения размеров вставляемых стекол и дает возможность применять более тонкое и дешевое стекло при остеклении переплета.

В больших створках и фрамугах для увеличения жесткости часть горбыльков заменяют средниками, делая их такого же сечения, как бруски обвязки. Для проветривания помещения в створках делают форточки, представляющие собой небольшие рамки, вставляемые в переплет между обвязкой и горбыльками или средниками. Форма обвязки, горбыльков и средников стандартизована. Все бруски сначала обрабатывают по профилю, затем их распиливают на отрезки требуемой длины, а концы обрабатывают для шиповых соединений.

В целях предохранения наружных стен и коробок от попадания влаги к нижней части наружного оконного переплета и форточки крепится отлив, с помощью которого влага отводится на наружный слив оконного проема. В нижней части отлива выбирают канавки (слезник, или капельник) для отвода стекающей воды.

В коробках для обычных переплетов четверти отбирают глубиной на 1-2 мм больше толщины переплета. В коробках для переплетов с наплавом четверти делаются меньше толщины переплета. При этом в боковом бруске обвязки переплета также отбирают четверть; поэтому переплет «накрывает» на 10-12 мм крайнюю кромку коробки, образуя так называемый наплав. Угловые соединения оконных переплетов на клею делают на два шипа, а горбыльков с обвязками и форточных брусков - на один шип. Угловые соединения оконных переплетов дополнительно укрепляют нагелями на клею, по одному на сопряжение. Наружные створки высотой более 1,8 м и шириной более 0,7 м дополнительно укрепляют на шурупах металлическими угольниками, которые ставят со стороны межстекольного пространства.

Средние бруски обвязки по ширине должны быть на 4 мм меньше боковых брусков, что дает возможность уменьшить ширину среднего притвора, благодаря чему получаются удобные общие размеры притвора, улучшающие освещение помещения. При ширине наружных створок до 0,7 м и высоте до 1,2 м размеры боковых брусков обвязки по сечению должны быть 44 65 мм, а при ширине от 0,7 до 0,8 м и высоте от 1,2 до 1,8 м - 54 65 мм.

Ширина и высота наружных переплетов, открывающихся внутрь, должна быть на 50 мм меньше внутренних. Это необходимо для того, чтобы наружные створки при открывании могли пройти в пределах внутренней коробки. Эта разница в размерах называется рассветом.

Переплеты для более плотного закрывания окна и уменьшения продуваемости делают с напуском на брусок коробки, т.е. с наплавом.

Для переплетов с наплавом разница в размерах по ширине равна 100 мм, а по высоте - 75 мм.
Обычные притворы при сечении средних вертикальных брусков обвязки, равном 54- 61 мм, делают шириной 110 мм, а притворы со средником в окнах с обычными переплетами - шириной 140 мм и в переплетах с наплавом - шириной 150 мм. Горбыльки делают по толщине равными брускам обвязки или на 3- 6 мм тоньше. Минимальная ширина горбыльков при изготовлении переплетов из сосны должна быть 25 мм. В больших окнах горбыльки могут быть более 30 мм.

Притворные бруски (нащельники) обычно делают накладными шириной 30 мм и толщиной 12 мм. Такие размеры дают прочное крепление нащельника и обеспечивают удобное расположение приборов.

Для обычных форточек бруски могут быть толщиной 34 и 44 мм, шириной 44 мм, а для фор-точек с наплавом - шириной 51 мм.

Чтобы створки плотно прикрывались и легко открывались, в наружных кромках боковых и средних створок делают скосы. То же делают и в кромках форточных брусков.
Для лучшего отвода влаги от стекла профиль брусков обвязки и горбыльков следует начинать от стекла с уклоном 1:10.

Притворные бруски нащельника бывают накладными или цельными с обвязкой. Следует применять накладные нащельники, так как это дает возможность лучше использовать пиломатериалы и зачищать обвязки на шлифовальных станках. Нащельники ставят на клею и укрепляют шурупами или металлическими шпильками.

Оконные переплеты изготовляют из древесины сосны, лиственницы, ели, кедра и пихты. Переплеты могут быть глухие и створные.

Световая площадь оконных переплетов зависит от размера оконного проема и от площади пола, а также от расположения здания на данной местности. Необходимую световую площадь определяют делением площади оконного проема на площадь пола.

Площадь окон должна составлять от 1/3 до 1/5 площади пола. Так, для комнаты площадью 16 м2 площадь окон должна быть от 2 до 3,2 м2. Высота и ширина оконных переплетов зависит от архитектурного оформления здания, необходимой освещенности, а также от высоты помещения.

Конструкции оконных переплетов различны. В соответствии с ГОСТ 8671—58 предусмотрен выпуск оконных переплетов для жилых зданий двух серий. К первой серии относятся оконные переплеты двойные с наплавом и без наплава толщиной брусков 44 мм в чистоте. Ко второй серии— спаренные оконные переплеты с толщиной брусков обвязки для зимних переплетов 44 мм и летних 32 мм. Летними обычно называются наружные переплеты, а зимними — внутренние. Переплеты первой серии могут быть открывающимися в одну сторону и в разные стороны. Переплеты, открывающиеся в одну сторону, раскрываются внутрь помещения. Переплеты, открывающиеся в разные стороны, применяются только в одноэтажных зданиях.

Ширина и высота наружных переплетов, открывающихся внутрь, должны быть на 50—75 мм меньше внутренних. Это необходимо для того, чтобы наружные створки при открывании их

не задевали о кромки внутренней коробки. Эта разница в размерах называется рассветом.

По количеству створок переплеты разделяются на одностворные, двух- и трехстворные. Двухстворные переплеты состоят из двух открывающихся створок, а иногда и фрамуги, трехстворные— из одной створки глухой и двух открывающихся.

Оконные переплеты: спаренные и раздельные

Если говорить простым, не архитектурным языком, оконным переплетом именуется внутренняя часть оконного блока по периметру.

Сюда относятся именно элементы рамы, а не фурнитура или стеклопакет. Переплет состоит из створок, а на старых или нестандартных окнах — ещё и из форточки или фрамуги.

Не стоит забывать, что окна бывают не только домашние. Например, в офисах переплет будет совсем иным. Для больших конструкций необходимо большее количество створок, они могут быть крупнее или меньше.

Если же брать в расчёт окна для зимнего сада. веранды, балкона или ярких архитектурных сооружений, у которых процент остекления очень высок, то здесь дизайн и общий вид будут совсем иными.

Детали переплета — створки, форточки — служат для следующих целей :

  • упрочнить конструкцию
  • для проветривания и разделения блока на зоны
  • в декоративных целях

Раздельные оконные переплеты

Переплеты раздельные использовались преимущественно в те времена, когда окна были у всех одинаковыми и исключительно деревянными. Блок такого плана включает в себя сразу два переплета, створки которых — распашные.

Здесь речь как раз о старых рамах. Они являют собой один сплошной блок, но в то же время у них — двойные рамы. Одна из них могла открываться наружу или внутрь, вторая — исключительно внутрь.

Такой оконный переплет сегодня не используется при изготовлении пластиковых окон. Если же Вы желаете установить деревянные, то, возможно, Вам будет предложена подобная конструкция.

Спаренные оконные переплеты

Иным способом создаются спаренные переплеты. Такие оконные блоки более популярны. Их пик развития пришёлся на то время, когда происходили массовые застройки городов жилплощадью, особенно на последние годы.

Спаренные блоки также состоят из двух оконных переплетов, но на сей раз они плотно стянуты между собой. Это создаёт большую жёсткость, стойкость и прочность окна. Расстояние между стёклами здесь стандартно составляет 53 мм, что почти вдвое больше, чем было в прежние времена, когда использовались раздельные.

Окна деревянные для жилых и гражданских зданий. Окон-ные проемы в зданиях заполняют оконными коробками, оконными переплетами и подоконными досками.

Оконная коробка состоит из четырех брусков с фаль-цами, в которые вставляют переплет. Различают четыре типа оконных коробок, из них типы 1, 2, 3 предназначаются для оконных проемов в каменных зданиях, а тип 4 — для окон-ных проемов в зданиях с рублеными стенами. Коробки типа 2, 3 или 4 являются общими для наружного и внутреннего переплетов, а типа 1—отдельными для того или иного переплета. На изго-товление отдельных коробок расходуется меньше древесины, они удобнее для перевозки, но установка этих коробок в проемы сложнее, чем коробок общих.

На нижнем бруске коробки с внешней его стороны, обращенной в помещение, отбирают четверть глубиной в 10 мм. В эту четверть кромкой вставляют подоконную доску.

Коробки типа 1 вяжут на двойной прямой сквозной шип с на-гелем. Их изготовляют и доставляют на стройку обязательно комплектами. 332

Коробки общие вяжут из широких брусков на 2—3 прямых сквозных шипах.

Коробки типа 4 имеют в стоемных брусках с внешней стороны продольные пазы для гребней, нарубаемых в торцовых сторонах оконного проема. Такое соединение коробки со стеной получается более прочным.

Оконные переплеты

Промышленные оконные переплеты изготавливаются из стального облегчённого гнуто-замкнутого профиля собственного производства.

В конструкцию окон входят элементы, необходимые для установки и крепления их в оконном проёме, обслуживания в процессе эксплуатации. Окна комплектуются резиновым профилем для крепления стекла и уплотнения притворов фрамуг.

Варианты исполнения оконных переплетов принимаются по конструкторско-технологическому альбому, разработанному ООО ЗЗМК на основе серии 1.436.3-21:

  • ОГД окно глухое с одинарным переплётом;
  • ОТД окно открывающееся с одинарным переплётом и механизмом открывания фрамуги;
  • ОГР окно глухое с раздельными переплётами;
  • ОТР окно открывающееся с раздельными переплётами и механизмом открывании фрамуги;
  • ОЖД окно с жалюзийной решёткой в одинарном переплёте.

Ценность книг зависит от степени их сохранности и состояния переплета. Постепенно свиток уходит в небытие, на его место приходит кодекс. Чтобы экземпляры сохранялись в хорошем состоянии, их стали размещать между двух твердых обложек. Все это подшивалось и скреплялось при помощи клея, форзацев, капитула, и получилась книга, принципы создания которой используются и сегодня.

Со временем развивается культура художественного оформления, и обложка начинает выполнять не только защитную функцию, но и приобретает художественную ценность. дороже, чем в новом.

На стоимость антикварной книги влияют следующие факторы:

  • Состояние и степень изношенности переплета;
  • Материал изготовления переплета.

Деревянные переплёт, оклады и чеканка..

Многие книги, изданные до XVIII века, «облачались» в деревянный переплет, обтянутый кожей. Для этого доски пропиливали, чтобы пропустить через них ремни из кожи. К ним, в сою очередь, подсоединяли блок книги. Внутренняя сторона переплета обклеивалась пергаменом. Она соединялась при помощи завязки или застегивалась.

Самые дорогие экземпляры декорировались окладом, выполненным из таких драгоценных металлов, как золото и серебро. Распространены были и медные оклады. В качестве украшений использовались скань, зернь, чеканка, разноцветная краска, драгоценные и полудрагоценные камни. Под окладом в качестве фоновой составляющей подшивалась бархатная или атласная ткань, парча. Обрез раскрашивался, покрывался золотом. Он мог быть также рельефным. Подобный переплет чаще всего был характерен для литургических и подарочных книг.

Повседневные экземпляры для чтения изготавливались с кожаными переплетами. В качестве материала мог применяться и холст. Для сохранности книги использовались наугольники, средники, «жуки», выполненные из металла. Выпускались и экземпляры без дополнительных элементов.

Книжная продукция Руси XV века отличается кожаными переплетами со слепым тиснением. Но уже с XVI века встречается золотое тиснение, а также знак владельца издания - суперэкслибрис.

Конец XVI века для печатного двора Москвы ознаменовался началом выпуска изданий для продажи. Для этого при дворе создается переплетная мастерская. Ее работники создают кожаные переплеты без изысков со слепым тиснением. Старинные книги, выпущенные Московским печатным двором, можно отличить по специальной чеканке в виде круга со львом и единорогом. Над ними - императорская корона. Изображение занимает центр обложки.

В Московском печатном дворе выпускались также подносные издания, переплетенные особой обложкой. Аналогичные переплеты выпускали мастера Посольского приказа, а также Приказа тайных дел. В последнем действовала фабрика по выпуску сафьяновой продукции.

Печатные издания XVII века, в отличие от ровных и плоских обложек литературных экземпляров XI-XVI веков, отличаются бинтовым оформлением. Для этого переплет разделяют на несколько частей при помощи поперечных валиков, выполненных из кожи. Под ними находилась дратва, которая выполняла роль крепежа блока книги. В результате переплетная доска немного выступала над книжным блоком. В это же время на обложке начинают чеканить сокращенное заглавие издания.

XVII век в Российской империи характерен также тем, что в качестве обложки для дорогих подарочных изданий применяли сафьян, специальный сорт кожи из овечьих и козьих шкурок, впервые обработанный оригинальным способом в марокканском городке Сафи. Отличается прочной и красивой фактурой. Этот отнюдь недешевый материал можно было окрашивать в любую цветовую гамму. Чаще всего переплет был красного и зеленого цвета. Вместо кожи для подносных книг и выполненных по индивидуальным заказам могли применять бархатные, атласные, шелковые ткани, а также парчу.

Картонные, шелковые и бархатные переплеты

При Петре I, в XVIII веке, деревянные обложки сменяются картонными. Переплет с крышкой из темной кожи оформляется в строгом и простом стиле. В качестве украшения были распространены узоры с золотым тиснением. Обложку также могли специальным образом обрызгать красками. На место кожаных ремней, которыми скреплялся с обложкой книжный блок, приходит более тонкая тесьма.

При русской императрице Елизавете Петровне на пике популярности - книги в переплете, выполненном из мягкой кожи. Были модными также бархатные, шелковые обложки, издания с обрезом из золота. Повсеместно встречалось шикарное тиснение. Одна и та же книга могла издаваться как в , так и простом варианте. Так, издание «Описание коронации Елизаветы Петровны…» выпущено Академией наук в 1744 году в трех разных вариациях. Самым дорогим и прекрасным экземпляром была книга из красной сафьяновой кожи с золотым тиснением Герба Российской империи, короны, державы и скипетра. Массовый вариант описаний издан без украшений.

Вторая половина XVIII века характеризуется активным формированием дворянами . Продолжают выпускаться подносные книги с богатым переплетом из сафьяна, тисненные рамкой с орнаментами, с нанесением . Для проклеивания форзацев использовалась мраморная бумага. Были популярны золоченные обрезы книг.

Стала распространяться новая форма недорого переплета: полукожаный. Для большей сохранности корешки и углы продолжали выполнять из кожи. На картонную крышку клеили бумагу, стилизованную под «мрамор» либо «перо павлина». Остальная часть переплета была также оклеена бумагой, но одного цвета. Начали указываться выходные данные, название печатного издания. Переплеты из плотной бумаги - картона - начали практиковаться на Руси в конце XVIII века. Новшество ввели издатели Ридигер Х., Клаудио Х.. Такая книжная продукция выпускалась издательством Московского университета, арендаторами которой и были Христиан и Христофер.


В конце XVIII - начале XIX веков периодические издания и многотомники начали выпускаться с печатной издательской обложкой. Тогда книги переплетались ручным способом, поэтому каждый вариант переплета - единственный в своем роде. Также в эти годы было популярно выпускать книги без переплета. Впоследствии заказчик переплетал их в зависимости от своего финансового положения и желания.

Если в Европе на переплете указывался автор произведения и исполнитель, то в России такая практика вводится лишь после 50-х годов XIX века. Самые известные мастера-переплетчики того времени - это петербуржцы Э. Роу, В. Нильсон, А. Шнель, А. Петерсон, москвичи А. Петцман и З. Тарасов.

Самые простейшие обложки изготавливались из гладкой и прочной телячьей кожи коричневого цвета. С 50-х годов XIX века для недорогих переплетов применяли непрочную, но хорошо окрашивающуюся кожу овцы, козы и коня. Переплеты из цельной кожи для массовых изданий изготавливались также из свиной, тюленьей кожи и юфти.

К современности: тирожирование и появление фабрик

XIX век славится большим тиражированием изданий, востребованностью книг среди широких слоев населения, поэтому перед издателями стояла задача удешевить продукцию.

Книги начала XX века отличаются переплетом, выполненной из специальной кожи типа «фантази». Это обработанная телячья кожа, имитирующая дорогие переплетные материалы. И то она встречается уже реже. Все чаще используется переплет из картона с литографией. Все шире практикуются новые материалы, в числе которых и коленкор. Он был изобретен в Англии, и спустя 15 лет, в 1840 году появился в России. Популярным становится также материал ледерин.

Ручной переплет, практикуемый до 50-х годов XIX века, начинает уходить в небытие после появления фабрик в 1860 годах. Первое переплетное предприятие открывается в 1869 году: это московское Товарищество «И.Н. Кушнерев и К°». Позже появляется новое Товарищество Т.И. Гагена. Оно тоже располагалось в Москве. А в Петербурге издательством занимается фабрика О.Ф. Кирхнера, открытая в 1871 году. На задней крышке переплета книг того времени можно обнаружить тисненные или наклеенные названия фабрик.

Поделиться: