Что такое стиль жизни «ваби-саби» — почему им увлеклись звезды и миллиардеры? Интерьер в стиле ваби саби.

Ваби-саби дословно переводится как «скромная красота». Дать более точное определение этому неоднозначному стилю довольно сложно. В нём органично смешались хаос и умиротворение, нашли отражение понятия утончённости и многогранности.

Этот стиль - часть японского эстетического мировоззрения. Впервые он начал проявляться в чайной церемонии, поэзии и рисунке, а со временем его черты стали воплощаться и в интерьерном дизайне.

Иногда ваби-саби сравнивают с одной из разновидностей минимализма, однако эти стили отличаются друг от друга. Японская эстетика выражается в интерьере более аскетично и погружает хозяев и гостей дома в медитативное состояние. Ваби-саби отчётливо демонстрирует красоту того, что имеет какой-то изъян. Даже предметы искусства воспринимаются в нём как вещи, полные несовершенств.

Как воплотить ваби-саби в интерьере

Цветовое решение и отделка

Цветовая гамма ваби-саби очень спокойная и сдержанная: белый, бежевый, серый - те , которые помогут создать атмосферу, близкую к отдыху на природе. За счёт использования этих оттенков такие интерьеры выглядят лёгкими и будто наполненными светом.

Не стоит выбирать яркие акценты и активные орнаменты. Лучше обратить внимание на натуральную интересную фактуру отделочных материалов и мебели. Камень, дерево и грубые натуральные ткани создадут необходимое настроение и атмосферу аскетичного стиля. Избегайте глянцевых поверхностей, попробуйте избавиться от лишних нефункциональных предметов в квартире.

Что касается стен, то естественные изъяны и неровности лучше не маскировать, а подчеркнуть фактурной штукатуркой.

Освещение

В таких интерьерах не стоит выбирать яркий белый свет, лучше отдать предпочтение естественному. Разумеется, это не всегда возможно, поэтому лучше использовать скрытое освещение или аутентичные светильники.

Декор и детали

Такой интерьер можно создать и . Привозите из путешествий старые предметы, у которых есть история, или пройдитесь по блошиным рынкам. Так вы сможете легко подобрать основу для нужного декора. К примеру, можно выбрать старый чайный сервиз с каким-либо дефектом, поржавевшую раму зеркала или посуду ручной работы.

Уделите внимание вещам, которые передаются из поколения в поколение, имеют большое значение для их владельцев и вызывают тёплые воспоминания.

Стиль ваби-саби близок не только жителям Японии. Сегодня всё больше людей, живущих в Европе и Америке, отказываются от демонстративной роскоши. Если и вам близка такая эстетика, будьте смелее! Возможно, именно в этом стиле вы найдёте своё умиротворение и гармонию.

Не все хотят жить в роскоши и чувствуют себя в ней комфортно, как ни парадоксально это звучит. Для людей, которые хотят чего-то необычного в интерьере, но при этом чего-то очень простого и эстетского, на выбор есть несколько стилей, одним из которых является минимализм. Или его вариация японский минимализм. Но этот стиль достаточно рафинированный, лаковый и, если так можно выразится, по-своему парадный.

Он довольно холодный и находится в нем может быть не очень приятно. Но на наше счастье, у стиля минимализм есть двоюродный брат (а может и сестра, кто знает?) – стиль Ваби Саби. Стиль, перенесенный в современные интерьеры и жизнь простых людей из быта дзен-буддийских монахов.

Ваби-саби: (яп. 侘び寂び, «скромная простота»; ваби - непритязательная простота и саби - налет старины, умиротворение одиночества) представляет собой обширную часть японского эстетического мировоззрения. «Ваби» ассоциируется со скромностью, одиночеством, неяркостью, однако внутренней силой. «Саби» - с архаичностью, неподдельностью, подлинностью.

По сути своей принцип Ваби Саби – это стиль осознанной бедности, скромности в быту, но скромность при этом очень художественная, скромность эстета, который пьет чай из простой глиняной чашки, только эта чашка сделана вручную известным в узких кругах мастером в 18 веке и пережила уже несколько поколений владельцев. И эту чашку он искал специально по лавкам старьевщиков или интернет-распродажам.

Предметы мебели

Вещи в интерьере Ваби Саби появляются не случайно. Они должны соответствовать определенным требованиям. Вещь должна быть несовершенной, с некоторым изъяном. Быть простой и гармоничной, без специальной «дизайнерской работы». Быть несколько нетрадиционной, недолговечной, немного не от мира сего. А теперь сравните все это с упоминавшимся уже минимализмом: все с точностью до наоборот. Минимализм совершенен и глубоко концептуален. В нем не может быть вещей с ржавой металлической поверхностью, которые характерны для Ваби Саби.

Как вы можете заметить, в плане используемых предметов, этот стиль похож на европейский интерьерный стиль Рустик. И часть предметов можно взять из него.

Различные видимые конструкции вроде несущих балок или деревянных полов, изголовья кроватей, столы и стулья можно заимствовать оттуда же. Только в Рустике их еще и красят, например, те же самые видимые балки. А в Ваби Саби все надо оставить натурального внешнего вида. Хотя, для долговечности, можно сверху покрыть матовым лаком. Не глянцевым – это важно! И в отличии от Рустикального стиля, здесь отсутствует нарочитость, то есть вещи должны выглядеть естественно, не быть слишком «покоцанными», грязными и замшелыми.

Часть предметов мебели можно взять из стиля Лофт. К примеру, металлические конструкции с патиной или ржавчиной. Очень простые светильники и грубую покраску стен.

Текстиль

Ткани и текстиль можно позаимствовать . Только надо выбрать наиболее грубые и простые, если так можно выразится, самые дешевые. Но цветовая гамма будет именно «скандинавская» - максимальная натуральность и минимум красителей.

Важно передать ощущение, что в интерьере кто-то живет, что на подушках кто-то уже сидел, шторы задвигали и раздвигали, и так далее.

Освещение

Философия освещения интерьера Ваби Саби тоже похожа на освещение интерьера в скандинавском стиле – мягкий, неяркий, рассеянный свет. Этот принцип интерьер Ваби Саби наследовал из освещения японского чайного домика – Тясицу, который специально строился окнами на северную сторону и рядом с которыми росли деревья, которые еще сильнее рассеивали свет. (Подробнее о влиянии ориентации по сторонам света на интерьер можно прочитать ).

Места для хранения

Все эти вещи собираются вместе, руководствуясь принципом «вневременности». По интерьеру не должно быть понятно, к какому веку он относится. Поэтому не допустимо, чтобы в таком интерьере на виду висел плазменный телевизор или стоял хай-тековский iMac.

Как же решать такую проблему? Ведь мы говорим о современном интерьере и современных людях. Сейчас нет никаких проблем, заказать в столярке встроенный шкаф во всю высоту стены. В качестве фасадов можно взять необработанные грубые доски. Внутри будет и место для хранения и выдвигающийся телевизор. Можно даже сделать электропривод с пультом. А двери шкафа будут открываться по нажатию на них. Это довольно простая технология, которая широко используется в кухонных фасадах. Вот представьте, что не фото ниже не единый блок из досок, а три створки на срытых петлях. Вполне реализуемая конструкция. И по цене выйдет не дороже, чем шкаф в классическом стиле такого же размера.

В конце концов, если позволяет площадь помещения, можно сделать отдельную кладовую комнату для вещей, которая внутри может быть вполне современной.

А что касается компьютера – вы помните, мы же говорим о сознательной скромности, поэтому только ноутбук, который держится на коленях во время работы, а потом убирается, чтобы не бросаться в глаза.

Как вы можете заметить, даже на первый взгляд экзотические для нашей страны интерьеры можно воссоздать без особых затрат финансовых или временных. Нужно просто немного подумать и пофантазировать. Ведь прижились в нашей стране суши и сашими, почему бы не делать японские интерьеры в Москве?

Да, я понимаю, японский интерьер в Москве и в Японии – это не одно и тоже. Но и дом на Рублевке в стиле Рококо не тоже самое, что Версальский дворец. А тем не менее, дома в стиле Рококо заказывают с большой охотой и с еще большей охотой, дизайнеры их воплощают в жизнь.

Еще я хочу сказать, что прелесть обыденного не обязательно должна проявляться именно теми способами, которые я описала выше, самое главное, чтобы ничто не бросалось в глаза своей неземной красой и совершенством, но, с другой стороны, чтобы окружающие вещи можно было с удовольствием рассматривать, таким образом погружаясь в реальное пространство вокруг себя, вместо того, чтобы куда-то спешить или копаться в телефоне. Стилизация должна быть настолько тонкой, что ее и не видно, вот вы вошли в интерьер и просто поняли, что по-другому быть не может.

Ваби-саби трудно объяснить, используя западные понятия, но эту эстетику порой описывают как красоту того, что несовершенно, мимолётно или незаконченно. По сути, ваби-саби это понятие, характеризующие присущий японцам эстетический вкус, способность воспринимать прекрасное и предметы искусства в своём естестве, неподдельности и без излишеств.

По мнению Леонарда Корена Leonard Koren , ваби-саби — наиболее заметная и характерная особенность того, что считается традиционной японской красотой и она «занимает примерно то же место в японском пантеоне эстетических ценностей, какое на Западе занимают греческие идеалы красоты и совершенства». Эндрю Джунипер утверждает, что «если объект или выражение могут возбудить в нас чувство светлой меланхолии и духовной жажды, тогда можно сказать, что этот объект есть ваби-саби». Ричард Пауэл подводит итог, говоря: «Подлинное научение ему (ваби-саби) происходит через осознание трёх простых фактов: ничто не вечно, ничто не закончено и ничто не совершенно».

Ваби - это выражение красоты, которая есть проявление творческой энергии, пронизывающей всё живое и неодушевленное. Это красота, которая как сама природа, и темная, и светлая; и печальная и радостная, и суровая и нежная. Красота этой природной силы несовершенна - всегда изменчива и недосягаема. Макото Уэда /Makoto Ueda


Society Limonta

Простота и утонченность всегда считались эстетическими качествами, присущими японской культуре, и были важнейшими особенностями жизни японцев с древних времен. Традиционная японская архитектура, например, казалась упрощенной, потому что упор делался на свободное пространство, отсутствие украшений и спокойные приглушенные тона. Тем не менее таким постройкам была свойственна элегантная красота.

Ваби-саби — это японский термин, который как раз и отражает такое ощущение красоты, но в то же время несет в подтексте определенные моменты, трудно поддающиеся определению. Эстетические качества, отраженные в ваби-саби, происходят от буддийских идеалов периода Средневековья, когда распространение буддизма в Японии ввело представление о ваби-саби в культурную сферу. Это понятие и сегодня определяет важнейшую суть многих традиционных видов искусств Японии.

Подобные свойства можно увидеть в японском искусстве и литературе: дизайн керамических изделий зачастую очень незамысловат и цвета скромные; структура японских стихов проста и незатейлива, но и те, и другие воплощают простоту и элегантную красоту.

Простоту ваби-саби можно сравнить, например, с безмятежным состоянием человека.
Основная идея этого направления - минимализм .


  • Уберите все лишнее, оставив только суть предмета.

  • Не доводите ничего до совершенства, у предмета должна быть своя особенность (предметы ваби-саби можно охарактеризовать как теплые, нежели холодные).

  • Как правило, в работе используют ограниченное число материалов.

  • Также стоит следить за тем, чтобы ярких, сразу заметных особенностей было меньше. Но это не значит, что стоит убирать невидимые нити, связывающие предметы в единое смысловое целое.”

Ваби переводят по-разному: безмятежная простота; аскетическая элегантность; неотшлифованная, несовершенная, несимметричная красота; безыскусственность; вещи в своем самом простом, строгом, природном состоянии; безмятежное, трансцендентное состояние сознания.

Саби переводят как «красота, хранящая в себе течение времени» и «вызываемое ею ощущение мимолетности». Это патина, которую накладывает возраст; это природный цикл рождения и смерти.

Furniture combining cast aluminium and wood
Hilla Shamia

Yuichi Takemata

Masaaki Saito

Не ворчать и не жаловаться на отчаянное положение, ненавидя бедность или даже пытаясь освободиться от неё; но восставать против материальных трудностей и ограниченности в материальном, преобразовывая это в новообретенную сферу духовной свободы;
не попасться в тиски мирских ценностей, но радоваться безмятежности за пределами повседневности, - вот жизнь истинного приверженца ваби.
Хага Косиро / Haga Koshiro

"Ваби" - особый способ жизни, находящий вкус в добровольной бедности, избирательной неприхотливости и гедоническом аскетизме.
"Саби" - особое свойство вещей, открывающих свою красоту в самоотречении, в безыскусной простоте, в деревенской неотесанности, в простонародной грубоватости, в несовершенстве, непритязательности и незаметности.
Соединившись в одно слово и одно понятие, ваби-саби стало центральным нервом и японского искусства, и всего мироощущения.
"Ваби-саби, - пишет чуткий интерпретатор японского духа в России, востоковед Н. Николаева, - способствует самоуглублению, состоянию внутреннего одиночества как особой выключенности из повседневной реальности... Это - красота заброшенного, покрытого патиной времени, неяркая и не бросающаяся в глаза... Это - постоянное ощущение бытия как небытия".

Например - почти разложившийся, готовый вернуться в землю осенний лист. Тая на глазах, он слабым намеком выдает свои исчезающие очертания. То, что нас пугает трупным запахом, на Востоке зовут ароматом тления. Мы, скажем, любим рождественскую елку в расцвете сил. Пышущая стеклянным румянцем, цветастая и блестящая, она нам кажется вызовом зиме. Но знатоку ваби-саби больше пришлись бы по душе выброшенные елки, валяющиеся на улицах города, приходящего в себя после праздника. Стоит взглянуть на них под другим углом, и мы увидим целый горизонтальный лес, уступивший кавалерийскому налету времени. Следы лихорадочного веселья - неуместный бант, нить серебряного дождика, осколок игрушки, - оттеняют угрюмую, но честную картину умирания. Предоставленная сама себе елка возвращается к естественному ходу вещей, заменяя чуждое ей пестрое убранство глухим оттенком увядшей зелени.
Ваби-саби вообще любит зеленый цвет. В нем много тех многозначительных нюансов, что напоминают об игре живого с мертвым: травянистая гамма весны, патина старой бронзы, мшистая затхлость гниения. Кажется, что по пути к черно-белой палитре небытия все вещи норовят стать зелеными. Не зря армия красит в защитный цвет все, до чего доберется.

Акцентируя смертность вещей, ваби-саби сближает их с нами.
Поэтому ваби-саби ценит то, чем мы брезгуем - вторичность, сношенность, затертость. Бывшее в употреблении всегда лучше нового.

Японский классик ХХ века Танидзаки: "При виде предметов блестящих мы испытываем какое-то неспокойное состояние. Европейцы употребляют столовую утварь из серебра, стали либо никеля, начищают ее до ослепительного блеска, мы же такого блеска не выносим. Наоборот мы радуемся, когда этот блеск сходит с поверхности предметов, когда они приобретают налет давности, когда они темнеют от времени. Мы отдаем предпочтение тому, что имеет глубинную тень, а не поверхностную ясность. Это тоже блеск, но с налетом мути, которая неизбежно вызывает в представлении лоск времени. Это выражение звучит несколько сильно, правильнее было бы сказать - "засаленность руками". И то, и другое выражает понятие глянца, образовавшегося в течение долгого времени на предметах, которых касаются человеческие руки: от постоянного обращения одного и того же места в руках жировое вещество проникает, впитывается в материю предмета, в результате чего и получается именно "засаленность от рук". Нельзя отрицать того, что в "художественную изящность", радующую наш взор, одним элементом входит некоторая нечистоплотность и негигиеничность.
Европейцы стремятся уничтожить всякий след засаленности, подвергая предметы жестокой чистке. Мы же, наоборот, стремимся бережно сохранить ее, возвести ее в некий эстетический принцип... Мы действительно любим вещи, носящие на себе следы человеческой плоти, масляной копоти, выветривания и дождевых отеков. Мы любим расцветку, блеск и глянец, вызывающие в нашем представлении следы подобных внешних влияний. Мы отдыхаем душой, живя в такого рода зданиях и среди таких предметов, - они успокаивающе действуют на наши нервы".

Японцы любят заваривать чай в чайнике из необожженной глины. Его пористые стенки впитывают летучие эфирные масла, придающие чаю ту тонкость аромата, которую на Востоке ценят несравненно выше вкуса. С каждой заваркой запах становится богаче, а чайник дороже. Заплатив вместо пятидесяти долларов пять тысяч, можно приобрести сосуд с документированной родословной, включающей фотографии всех его владельцев на протяжении трех поколений. Накопленное с годами ваби-саби делает чайник членом семьи, занимающим промежуточное положение между женой и кошкой.

Легенда о великом Сэн-но-Риккю рассказывает, что, тщательно подметя ведущую к чайному домику садовую дорожку, первый мастер чая тряхнул ствол дерева и рассыпал по ней желтые листья. Он же завел обычай пить чай не из китайского фарфора, а из крестьянских плошек для риса - "раку". Вылепленные без гончарного круга, вручную, они получались грубыми и кривыми. Эти чашки воплощали квинтэссенцию ваби-саби, пока не попали в музеи. Став предметом роскоши, они утратили печальное очарование бедной простоты. Чтобы вернуть ее в обряд, нынешние мастера подают чай в бумажных стаканчиках.
Александр Генис. Пейзажи.

Оформление квартиры в стиле ваби саби является созданием интерьера в японском стиле. Он базируется на традиционном японском мировоззрении — ничего в этом мире не вечно и не совершенно. Поэтому стиль одновременно как бы говорит, что вокруг «все суета», и тут же призывает успокоиться и начать жить более размеренно, что в наш век постоянных забот очень ценно.

Стиль вабисаби в интерьере базируется на трех главных составляющих :

  • простоте,
  • спокойствии,
  • скромности.

Не случайно, и само японское слово «вабисаби» переводится как «красота в скромности». Это стиль умиротворяющей обстановки, теплый, уютный и спокойный. Он похож на , но здесь бОльшая ставка делается на предметы «с историей».

Предметы для атмосферы ваби саби

Мебель в интерьере стиля вабисаби должна быть лаконичной, без декоративного оформления. Обязательно условие, что она не должна являться новомодной однодневкой. Речь идет о приведенных в достойный вид старинных предметах. Но в то же время не об антиквариате. Возможно, это будет:

  • немного растрескавшийся деревянный распашной шкаф,
  • каменная столешница с отколотым краем,
  • веревочный гамак «как на даче».

Должно чувствоваться, что все предметы имеют свою историю и наполнены приятными воспоминаниями для хозяина. Из остальных вещей приветствуются предметы, сделанные своими руками, а также комнатные растения. В оформлении такого интерьера часто используются сухие веточки. Причем предметов должно быть мало, и обязательно должно присутствовать много свободного пространства.

Ваби саби в интерьере — цвета

Модный стиль вабисаби в интерьере базируется на цветовой гамме «осеннего сада». Здесь нет ярких красок, применяются спокойные тона:

  • серый,
  • бежевый,
  • молочный,
  • коричневый,
  • тускло-зеленый,
  • не яркий желтый.

С помощью светлых оттенков помещение становится легким и просторным, а остальные цвета наполняют его тихим уютом.

Только все тона обязательно должны быть природными, натуральными, а не искусственными. Именно тогда достигается гармония, которая наблюдается в естественном мире, нетронутым разрушительной деятельностью человека. При сочетании цветов в вабисаби, интерьере в японском стиле, обычно используются светлые однотонные стены и темный цвет мебели. Освещение применятся рассеянное и неяркое.

Материалы в Ваби саби

Все материалы в интерьере стиля вабисаби обязательно должны быть натуральными. Причем они не должны быть дорогими и помпезными. Предпочтение отдается простым и привычным материалам: чтобы человек ощущал себя дома расслабленно, а не чувствовал себя «как в музее».

В стиле вабисаби стоит выбирать :

  • натуральное дерево,
  • природный камень,
  • керамические изделия,
  • лен и хлопок.

Тут отдается предпочтение материалам, которые является «родными» для местности, где создается интерьер. Таким образом, они будут ближе и уютнее для владельцев жилья. К примеру, если в округе растет сосна, то мебель и отделка квартиры должна быть из нее, а не из дорого бука. А если рядом располагается гранитный карьер, то лучше выбрать гранит, а не престижный белый мрамор.

Отсутствие искусственного декора на предметах великолепно заменяется подчеркиванием фактуры натуральных материалов – витиеватыми рисунками и переходами цвета на массиве дерева и природном камне.

А вы уже почувствовали, как японский стиль вабисаби своим милым спокойствием положительно отразился и на вашем внутреннем мире?..

Ваби-саби дословно переводится как «скромная красота». Дать более точное определение этому неоднозначному стилю довольно сложно. В нём органично смешались хаос и умиротворение, нашли отражение понятия утончённости и многогранности.

Этот стиль - часть японского эстетического мировоззрения. Впервые он начал проявляться в чайной церемонии, поэзии и рисунке, а со временем его черты стали воплощаться и в интерьерном дизайне.

Иногда ваби-саби сравнивают с одной из разновидностей минимализма, однако эти стили отличаются друг от друга. Японская эстетика выражается в интерьере более аскетично и погружает хозяев и гостей дома в медитативное состояние. Ваби-саби отчётливо демонстрирует красоту того, что имеет какой-то изъян. Даже предметы искусства воспринимаются в нём как вещи, полные несовершенств.

Как воплотить ваби-саби в интерьере

Цветовое решение и отделка

Цветовая гамма ваби-саби очень спокойная и сдержанная: белый, бежевый, серый - те , которые помогут создать атмосферу, близкую к отдыху на природе. За счёт использования этих оттенков такие интерьеры выглядят лёгкими и будто наполненными светом.

Не стоит выбирать яркие акценты и активные орнаменты. Лучше обратить внимание на натуральную интересную фактуру отделочных материалов и мебели. Камень, дерево и грубые натуральные ткани создадут необходимое настроение и атмосферу аскетичного стиля. Избегайте глянцевых поверхностей, попробуйте избавиться от лишних нефункциональных предметов в квартире.

Что касается стен, то естественные изъяны и неровности лучше не маскировать, а подчеркнуть фактурной штукатуркой.

Освещение

В таких интерьерах не стоит выбирать яркий белый свет, лучше отдать предпочтение естественному. Разумеется, это не всегда возможно, поэтому лучше использовать скрытое освещение или аутентичные светильники.

Декор и детали

Такой интерьер можно создать и . Привозите из путешествий старые предметы, у которых есть история, или пройдитесь по блошиным рынкам. Так вы сможете легко подобрать основу для нужного декора. К примеру, можно выбрать старый чайный сервиз с каким-либо дефектом, поржавевшую раму зеркала или посуду ручной работы.

Уделите внимание вещам, которые передаются из поколения в поколение, имеют большое значение для их владельцев и вызывают тёплые воспоминания.

Стиль ваби-саби близок не только жителям Японии. Сегодня всё больше людей, живущих в Европе и Америке, отказываются от демонстративной роскоши. Если и вам близка такая эстетика, будьте смелее! Возможно, именно в этом стиле вы найдёте своё умиротворение и гармонию.

Поделиться: