Стиль рококо в интерьере - изысканность отделки и нежность цветовой гаммы. Интерьер гостиной в стиле рококо — классика позднего Возрождения

Оказавшись в комнате, оформленной в стиле рококо, Вы непременно прочувствуете то очарование, которое он несет.

Если Вы творческая, тонко чувствующая натура, предпочитающая получать максимум удовольствия и позитива от жизни – стиль рококо точно для Вас!

Стиль рококо пришел в страны Европы из Франции. Период правления Людовика XV совпал с апогеем развития этого направления в оформлении интерьера.

Вплоть до последних годов XVIII, века данный стиль украшал королевские покои, его использовали для отделки комнат в знатных домах, мебель в стиле рококо пользовалась наибольшей популярностью.

Стиль рококо возник в качестве своеобразного протеста против чрезмерной пышности стиля барокко, который встречался на каждом шагу. «Аристократичный», «изысканный», «утонченный» — именно эти слова точно характеризуют, стремительно ворвавшийся в ту историческую эпоху стиль, который быстро покорил сотни тысяч сердец французов.

Элегантный стиль рококо с момента своего создания подразумевал под собой оформление интимных, домашних интерьеров и не был ориентирован на внешнюю архитектуру.

Создатели, вдохновленные произведениями Жана-Луи-Эрнеста Месонье́, отражали в дизайне в стиле рококо асимметрические необычные формы, которые тот упоминал в своих книгах. Кстати, название стиля переводится с французского как «декоративная раковина» — «rocaille».

Мода на китайское искусство

Ориентировочно в тот же период в моду вошло необычное ответвление стиля рококо – шинуазери, что дословно переводится как «китайщина». Европейская знать украшала свои дома, используя мотивы китайского средневековья.

Один из наиболее популярных приемов – ширмы, выполненные в китайском стиле. Их можно было легко передвигать из одной части комнаты в другую, тем самым преображая и освежая интерьер.

Мебель в стиле рококо, изготовленная умелыми руками китайских мастеров, считалась не только предметом для обстановки комнаты, но и представляла эстетическую ценность.

Лакированные поверхности обеденных столов, сервированные фарфоровыми китайскими сервизами оказывались в центре любого торжества. В минуты же отдыха и умиротворения, хозяева созерцали золотых аквариумных рыбок и живописные орхидеи, которые служили элементом декора в помещении.

Еще одна модная тенденция тех времен – наличие в доме шелковых или шерстяных гобеленов – красивейших декоративных тканей, на которые наносились различные китайские сюжеты и мотивы в качестве рисунка.

Китайские священные сооружения, императоры и воины, орнаменты из цветов – все это присутствовало на гобеленах. Выполнялись они предпочтительно в спокойных пастельных тонах.

Современный дизайн в стиле рококо – какой он?

Бесспорно, интерьер в стиле рококо ассоциируется, в первую очередь, с роскошью и стариной. Вряд ли он впишется в стандартную квартиру многоэтажного дома, а вот в обстановку загородной виллы с высокими потолками и огромными окнами – в самый раз.

Для того, чтобы понять, придется ли Вам по душе дизайн такой направленности, предлагаем ознакомиться с характерными чертами стиля рококо:

Элегантность стиля рококо не терпит острых углов и резких переходов – помните об этом при оформлении гостиной или большой залы. Обычно, стенам и потолочным карнизам стараются придать округлую форму, а после украшают их текстильными материалами (в идеале – шелком).

Дополнительно можно использовать орнаменты с имитацией золота, декоративные панели. Большое количество зеркал в комнате – еще одна особенность стиля рококо. К тому же, такой прием позволяет зрительно увеличить пространство.

Для отделки полов в комнатах чаще всего используют дерево, но подойдет также керамическое и мраморное покрытие. Плинтуса могут быть какой угодно высоты, изогнутые по всей длине.

Еще один немаловажный момент – предметы освещения в комнате. Стиль рококо славится большими изящными люстрами, на которых крепятся десятки свечей. В современной жизни их вполне можно заменить характерной формы лампочками. Тематические же бра в форме морской раковины отлично дополнят интерьер.

Если Вы когда-нибудь натыкались на фото стиля рококо в интерьере, то непременно обратили внимание на шикарный камин в гостиной, покрытый мраморной плиткой. На нем чинно располагаются разветвленные бронзовые подсвечники, статуэтки из фарфора и старинные часы. Очень часто над камином вешают большое зеркало в массивной оправе из золота или бронзы.

Будуар (женская комната) – место довольно-таки интимное, поэтому лучше всего подойдет комната небольших размеров, отделанная в спокойных нежных тонах. В интерьере будуара хорошо будут сочетаться следующие цвета: белый и нежно-розовый, голубой и светло-зеленый, кремовый и цвет морской волны. Не забудьте использовать золото во время отделки – именно оно придает изюминку помещению и руководит всем стилем.

Выбираем мебель в стиле рококо

Чтобы не ошибиться при покупке или заказе мебели для какого-либо из помещений, будь-то спальня в стиле рококо, туалетная комната или гостиная, запомните главное правило – никаких строгих линий в интерьере. Центральной идеей данного стиля является расположение в помещении большого количества разных предметов, которые чудесным образом объединяются в цельную картину.

Отделка мебели не происходит без применения бронзовых накладок на ровные блестящие поверхности. Сначала мебель обрабатывают лаками определенных цветов, после чего приступают к украшению. Это могут быть как знаменитые накладки, так и резьба по дереву с добавлением позолоты.

Важной деталью современного стиля рококо являются секретеры – комбинация комода и письменного стола с большим количеством маленьких ящичков. Рококо-интерьер в женских комнатах представляют дамские столики с зеркальцем, декоративные пуфы, тумбочки на высоких изящных ножках.

Перед тем как воссоздать интерьер рококо в своем доме, запомните, что основа всему – это комфорт. Сам стиль направлен на то, чтобы сделать жизнь хозяев лучше, наполнить ее приятными мелочами и вещами для услады глаз. Мебель должна не просто соответствовать своей эпохе внешне, но и быть приятной телу, помочь человеку расслабиться и отдохнуть.

Фото дизайна в стиле рококо

Также для рококо характерны следующие особенности:

  • Создание единого пространства с помощью падуг, объединяющих поверхность стены и потолка, придающих помещению округлость. Форма овала и круга очень актуальна для данного стилистического решения.
  • Использование элемента «ракушка» для декора интерьера. Собственно, именно от него («рокайль») и получил свое название стиль.
  • Обязательное наличие камина.
  • Многочисленные аксессуары – статуэтки, часы, картины и т. д.
  • Активное использование позолоты и лепнины.
  • Включение в интерьер китайских мотивов.
  • Множество плавных изогнутых линий – в предметах мебели, оформлении стен и др.


Преимущество рококо перед дворцовым барокко и имперским ампиром заключается в том, что он может быть воплощен даже в рядовой квартире. Для стилизации не так принципиальны высокие потолки и огромные площади, как в упомянутых направлениях дизайна интерьеров. Рококо – это стиль декора и аксессуаров. Несколько подходящих предметов мебели и сдержанное упоминание основных мотивов уже превращают помещение в роскошный будуар.

Характерные цвета для стиля

Помпезный барокко с его богатыми темными цветами вряд ли подойдет небольшим помещениям. А вот светлая пастельная палитра глянцевых оттенков, которая преимущественно используется для утонченно-роскошного интерьера в стиле рококо, любую комнату сделает уютной и визуально более просторной. С холодным серебром и теплой позолотой сочетаются молочный и светлый беж, жемчужный, лиловый, розовый, голубой и светло-зеленый цвета. Обязательно присутствие блеска.




Стиль в интерьере мебели

Мебель в стиле рококо – это не массовое производство. Все изящество и утонченность этого стиля могут передать предметы исключительно ручной работы. Дорого, но это того стоит.

Изогнутые линии, сложные переплетения, плавные формы и позолота, характерные стилю барокко, присущи также и рококо. Никакой резкости и прямых линий! В данном случае отсутствует нарочитая помпезность и массивность, контуры мебели рококо будто текут, один деталь плавно переходит в другую. Переходы оформлены золочеными накладками из бронзы (в огромном количестве), узорами и гравировкой в виде вьющихся растений, гирляндами из цветов и имитации кружева. Особенно характерно для данной эпохи использование в оформлении интерьера мотива виноградной лозы.



Стулья, кушетки и кресла рококо имеют тонкие узорчатые ножки из ореха или липы. Сиденья обиты респектабельным бархатом, лоснящейся парчой и позаимствованным из китайской культуры жаккардом.

При взгляде на изящные диваны и кресла, аккуратные тумбы и туалетные столики, роскошные комоды и кровати с балдахинами становится понятно, почему стиль интерьера рококо называют женским. Изделия отличаются небольшими размерами и неожиданным удобством.


Характерные предметы мебели:

  • секретеры и комоды;
  • декоративные туалетные столики;
  • бержер – глубокое кресло на изогнутых ножках;
  • канапе – невысокий диванчик вытянутой формы с высоким изголовьем.

Декор

Неотъемлемой частью стиля рококо является обилие текстильных элементов декора. Отдельного внимания заслуживает многослойная драпировка окон – тюль, бархатные тяжелые шторы с бахромой и шелковые ламбрекены. Мягкую мебель дополняют различной формы подушки с гобеленами, все той же бахромой и кисточками.

Влияние Востока ощутимо в присутствующих в большом количестве фарфоровых фигурках. Роскошная позолоченная посуда выполняет разве что декоративную функцию, а вот светильники и подсвечники из драгоценных металлов являются действующими источниками освещения. Не обошлось и без картин, обрамленных в позолоченные или серебряные багеты со сложными узорами, зеркал.

Особенности стиля при ремонте квартиры

Поверхности стен, потолка и пола в стиле рококо выглядят не менее роскошно, чем предметы мебели. Каждая из них – это произведение искусства.

  • Стены. Для них идеальны текстильные обои, имитирующие бархат, гобелен или деликатный шелк. Актуально сочетание отделки с орнаментом (на нижней части стены) и однотонной (на верхней, соответственно). На стенах присутствует лепнина, узоры которой переходят на потолок, объединяя плоскости помещения в единое целое. Она также используется для обрамления оконных и дверных проемов.


  • Потолок. Чаще всего он светлый однотонный, но дорогой из-за сложной лепнины, позолоты и потолочных молдингов. Фрески, украшавшие дворцовые интерьеры, сегодня успешно заменяются стилизованной фотопечатью. Особенно привлекательно выглядят куполообразные потолки, однако их устройство возможно лишь при строительстве дома, но никак не в квартире.

  • Пол. Паркетный или мраморный. Паркетную доску, впоследствии щедро покрываемую прозрачным лаком, предпочтительнее выбирать из светлых пород деревьев. Пол может иметь сложный узор рисунка, но резких цветовых контрастов лучше избегать. Ярким пятном на полу станет небольшой коврик.

Особенности рококо в архитектуре домов

Рококо является сложным стилем для использования его в архитектуре жилого загородного дома. Многочисленные рельефные переплетения, лепнина, натуральные материалы строительства - прямо скажем, это дорогое удовольствие. В таких случаях дизайнеры советуют заимствовать лишь скромную часть фасадного декора и общую идею стиля.

Вам необходимо обратить внимание на:

  • большую площадь строения;
  • светлую цветовую гамму – белый, молочный и т. д.;
  • многочисленные эркеры в конструкции дома;
  • большие закругленные в верхней части окна;
  • украшение входа колоннами, а фасада лепниной.

Такой дом по праву может называться особняком или дворцом.

Посмотрите масштабные примеры стиля рококо в архитектуре. Возможно, вы захотите возвести что-то подобное в миниатюре.




Рококо - стиль неисправимых романтиков, отдающих предпочтение утонченности, изысканности и некоторой женственности в оформлении интерьеров. Стиль рококо прошел долгий путь изменений, начиная с 18 века по наш день, однако основные его черты такие, как элегантность, сочетание большого количества декора с высокой функциональностью, атмосфера уюта и тепла сохранились до сих пор. Интерьер рококо – это феерия праздника, карнавал. Стиль собран из множества различных деталей, которые в свое время заимствовались у других стилей и народностей.

Уникальность стиля рококо

Роскошный и эксклюзивный стиль рококо не особо подходит для оформления квартир, его законное место в большой загородной вилле, с множеством просторных светлых комнат. Уют и комфорт, созданные множеством деталей, а также неимоверная красота и элегантность оформления привлекут в дом гостей, которые обязательно оценят утонченный вкус хозяев и их успешность.

Цветовая гамма

Стиль рококо в интерьере отличается спокойными пастельными тонами. Чаще всего это приглушенные оттенки нежно-розового, бежевого, светло-голубого, мятного и персикового . В основном интерьеры рококо однотонные, контрастные расцветки не используются, хотя в современных вариациях стиля все чаще стали использоваться черно-белые оформления. Яркости интерьерам добавляет позолота, которая используется в декоре практически всех элементов оформления.

Потолки и полы

Потолок в стиле рококо – это, несомненно, произведение искусства. Обычно в рококо стены незаметно переходят в однотонный потолок, который украшают оригинальной лепниной с позолотой или просто белой. Богато и удивительно красиво смотрятся потолочные фрески. Дополняется оформление потолка большой хрустальной люстрой с множеством плафонов.

Для отделки полов в помещениях в стиле рококо обычно используются натуральные деревянные и мраморные материалы, а также плитка и керамика. Отдельное внимание стоит уделить блеску полов, который является одной из характерных деталей стиля рококо. Довольно широко используются напольные ковры ярких и красочных расцветок.

Оформление стен

Интерьер в стиле рококо не имеет углов. Вместо них можно увидеть изощренные закругленные линии, поэтому чаще всего стены отделены от потолка различными горизонтальными орнаментами или элементами лепнины. Для отделки стен используются обои из ткани различной фактуры с цветочными орнаментами. Встречаются и крашеные стены с добавлением шелка и глянца для большего блеска.

Мебель

Мебель в интерьере рококо обязательно с ноткой женственности: округлые формы, волнообразный декор, выгнутые ножки кресел и диванов и нежная расцветка спокойных тонов. Все предметы мебели не очень габаритные, однако, достаточно удобные. Широко используются различные скамейки, маленькие диванчики, кушетки, также интерьер рококо не обходится без передвижных ширм. Они не только играют роль декоративного элемента, но и визуально разграничивают пространство. Также характерны секретеры, комоды, маленькие журнальные столики, предназначенные для одного предмета декора, например, вазы или сувенирной статуэтки (столик-геридон), небольшие шкафчики для хранения бумаг (картоньерки), туалетные столики с откидными крышками.

Нельзя не упомянуть и мебельный декор. Резьба по дереву в рококо не слишком актуальна, здесь используются специальные накладки с различными узорами и резьбой, которые покрываются краской бронзового цвета. Чем больше и богаче украшена мебель, тем лучше.

В качестве обивки используются ткани пастельных тонов с цветочными узорами, в клетку и полоску, с восточными мотивами. Наиболее характерными являются натуральные ткани с глянцевым блеском.

Главным фактором при выборе мебели в интерьер в стиле рококо должен быть комфорт. Не смотря на красоту и оригинальность, она должна помочь расслабиться и отдохнуть.

Элементы декора и аксессуары

Основной материал, из которого изготовлена основная масса декора в рококо, это, несомненно, китайский фарфор: вазы, статуэтки, элементы посуды. Помимо этого оформление в стиле рококо предполагает использование напольных часов, канделябров, покрытых позолотой, больших картин в массивных рамах.

На диванах и креслах всегда много подушек, разных размеров и расцветок. Окна обязательно оформляются шторами из плотных массивных материалов с вышивкой и золотистой бахромой.

В современном стиле рококо популярным стала установка в гостиной или кабинете аквариума с рыбками.

Дом в стиле рококо

Изначально стиль рококо предназначался для больших помещений с высокими потолками и достаточно большими окнами. Однако в современном дизайне он применяется и в квартирах стандартных малогабаритных размеров .

Основными элементами гостиной в стиле рококо является камин, выполненный из мрамора. Обычно его заставляют различными элементами декора: статуэтками, сувенирами, свечами. В интерьере должно быть много мебели: столиков, диванов, кресел, пуфов для приема большого количества гостей. Часто гостиную делят на зоны, сохраняя общую целостность. Особое внимание стоит уделить освещению. Света должно быть много, поэтому помимо большой люстры используются различные бра и настенные светильники. Отличным решением будет установить в гостиной рояль.

Спальня в стиле рококо оформляется исключительно в светлых пастельных и чаще всего теплых тонах. Посередине помещения устанавливается большая кровать с оригинальной спинкой, украшенная красивым массивным балдахином из легких тканей. Здесь также используется множество элементов декора: позолоченная лепнина, роспись, чаще всего мифологическая, множество мелких безделушек. Обязательным в спальне считается присутствие дамского столика с зеркалом.

Особенностью стиля рококо является то, что он может использоваться подетально, что в современном дизайне интерьеров используется достаточно часто. Он гармонично впишется в любой интерьер, поэтому любим многими дизайнерами. Как смотрите на то, чтобы обновить свой дом элементами стиля рококо, возможно, вы уже это сделали? Поделитесь с нами в комментариях.

Дословный перевод на русский язык некоторых стилей дает вполне четкое представление об их основной философии. Так, во французском языке есть изящное слово «rocaille». Оно дало название целому художественному направлению, которое благополучно дошло до наших дней. Этот термин переводится, как «декоративная ракушка», и отлично характеризует дизайн жилых помещений, который возник на базе этого художественного направления. Стиль рококо в интерьере, действительно, похож на прихотливую и утонченную раковину экзотического моллюска. Как себя чувствуют декоративные образы 18-го столетия в наших городских квартирах и скромных коттеджах?

Стиль рококо в интерьере: основные черты

Родиной художественного стиля рококо стала Франция, а временем рождения - галантный 18 век. В тогдашнем французском обществе главенствовали изысканность и легкость, декоративность и гедонизм. К жизни было принято относится, как к забавной «прогулке в садах наслаждений». Понятно, что такие настроения и образ мыслей потребовал нового подхода к оформлению окружающего пространства. Поэтому помпезность и величественная пышность барокко уступили место новым веяниям. Стиль рококо в интерьере, живописи, скульптуре стремительно завоевывал место под солнцем. Какими чертами характеризовался тогдашний интерьер, и что досталось в наследство нам, по прошествии трех сотен лет?

  • Рококо, по сути, явился продолжением вполне сложившегося на тот момент барокко. В отличие от пышности и пафоса предшественника, рококо сосредоточил усилия не на монументальных архитектурных формах, а на их максимальном украшении. Да-да, именно рококо стал первым декоративным стилем.
  • Не внеся ничего нового в архитектуру пространства, рококо, тем не менее, серьезно изменил подход к его восприятию. Произошло это за счет тяги нового направления к ярким эффектам. Именно театральные подмостки, с их условностями, искажением реальности, иллюзорностью послужили вдохновением для рококо.

  • Этому есть вполне логичное, и даже, исторически закономерное объяснение. Кризис абсолютизма в Европе вообще и во Франции, в частности, вынудил даже верхушку общества искать новое применение своим силам и ресурсам. Некоторые нашли себя в заговорах и придворных интригах, а остальные стремились сбежать в некий выдуманный мир, который больше отвечал их представлением об идеальной жизни. Вот на таком историческом фоне и началось триумфальное шествие рококо, продолжавшееся более полувека. Все это время рококо был настоящим властителем дум, законодателем мод и вершиной вкуса для многих влиятельных и богатых людей континента.
  • Философию стиля определяли женщины, фаворитки короля и знати, влиятельные фигуры своего времени, и просто любительницы чувственных наслаждений. Поэтому неудивительно, что главным помещением для стиля рококо после центрального зала, становится будуар. В домах того времени комнаты располагались не галереей, как обычно, а формировали несимметричную окружность. В центре - парадный зал, а из него могли открываться явные или тайные будуары. Именно так, во множественном числе, ведь в то время было делом чести иметь дома множество уютных и укромных комнат, в которых происходило основное общение.

  • Любовь к романтике, приключениям и извечная женская склонность к театральным эффектам диктовала различные изыски в изменении пространства. Тайные ходы и переходы, искажение восприятия с помощью зеркал, ложных галерей, изменение геометрии комнат с помощью ширм, портьер, занавесей и фальшивых окон - все это находки стиля рококо.
  • Именно в это время пришла мода на небольшие, богато украшенные помещения, обставленные особенно приятно и уютно. В них создается особая атмосфера камерности и даже интимности, с помощью элементов эротической живописи и скульптуры, богато и хитроумно украшенной мебели, изящных декоров и большого числа разнообразных безделушек. Кстати, это понятие тоже возникло именно во времена рококо - маленькая, красивая вещица, которая не имеет практического смысла, зато услаждает восприятие.
  • Форма и образ морской раковины, от которой и пошло название стиля, используется везде - от архитектуры комнаты до мебельной резьбы. Этот чувственный и очень женский образ стал ключевым и для декораторов, и для архитекторов той эпохи.

  • Орнаменты и декоры в рококо становятся гораздо мельче, и в то же время, четче, подробнее. В образах чаще всего используются растительные, флористические, мифологические и эротические мотивы, нередки случаи использования театральной символики.
  • Эпоха рококо - это время пышных платьев, запретных наслаждений, тайн, интриг, иллюзий, изящества и излишеств. Искусственная и избыточная, она не могла существовать долго без изменений. Ближе к концу 18 века рококо вытесняется более гармоничным и практичным классицизмом, а события Французской революции и вовсе предали забвению кокетливый и легкомысленный дизайн.

В 20 веке интерес к этому стилю интерьеров стал проявляться более активно. Сначала в нем стали оформлять музейные и выставочные помещения, затем апартаменты богатых и знаменитых, а во второй половине столетия оборотистые дизайнеры взяли на вооружение многие принципы рококо и весьма успешно продемонстрировали их применения в современных условиях.

Прижился ли этот прихотливый и капризный стиль в царстве типовых планировок и стандартных размеров? Как ни удивительно, но следует констатировать, что вполне. Появились оригинальные стилизации и вполне законченные образы, которые, наверняка, порадуют тех, кто предпочитает богато декорированные дизайны и легкую камерную атмосферу.

  • Приметой современного рококо, как и три столетия назад, можно назвать сглаженные углы и округлую форму. Это распространяется и на общую архитектуру комнаты, и на дизайн отдельных предметов.
  • Не всегда есть возможность полностью изменить архитектуру комнаты по своему вкусу. Закруглить углы помогут конструкции из гипсокартонных плит или пенополиуретана. Дополнительно поспособствуют созданию необходимой атмосферы скругленные навершия оконных и дверных проемов, декоративные арки, с прихотливой резной или лепной отделкой, а также использование орнаментов плавных и закругленных линий.

  • В отделке помещения придется отдавать предпочтение натуральным материалам и природным тканям. Рококо - стиль богатый, даже роскошный, поэтому для него характерна дорогая натуральная отделка, в том числе, позолота, различные виды резьбы, декоративные накладки на мебель и предметы интерьера.
  • Этот стиль отдает предпочтение гладким и блестящим фактурам. Хотя ткани могут быть рыхлыми, мягкими, матовыми, но идеальным образом для них является бархат. Правда, плотный и сияющий атлас, переливающийся шелк или золотистая парча тоже уместны в оформлении данного интерьера.

  • В орнаментальном плане предпочтение лучше отдавать узорам и декорам растительного, фантастического и мифического происхождения. Можно украсить комнату театральными образами купидона, херувима или сатира. Они, как правило, выполняются в виде скульптурных украшений.
  • Интерьер в стиле рококо имеет единую компоновку, а его элементы подбираются в строгом соответствии друг с другом. В большой комнате центров может быть несколько, в таком случае уместно их разделить ширмами или занавесями. Если они будут выполнены в китайских мотивах, тем лучше. Рококо в период своего расцвета охотно включал в интерьеры восточные темы.
  • Невозможно представить этот стиль без большого количества декоров, украшений, безделушек, о которых говорят обычно, что они «очаровательны». В любом случае, комната в стиле рококо - это весьма подробно декорированное помещение, с большим количеством тонких завитушек, изящных переплетенных линий, округлых, плавных форм.

  • Современные интерьеры в стиле рококо часто украшают экзотическими раковинами или их изображениями в виде картин, фресок. Таким образом, обозначают стилистическую принадлежность комнаты.

Как создать стиль рококо в интерьере современной комнаты?

Тех, кто неравнодушен к этому прекрасному и легкомысленному дизайну, волнует вопрос о том, как создать стиль рококо в интерьере? Особенно, если вы не являетесь владельцем родового замка, и ограничены пространством городской квартиры.

  • Выберите яркую цветовую гамму, с преобладанием нежных пастельных тонов и с обязательным присутствием бронзового, золотого или серебряного цвета. Любимые цветовые темы интерьеров рококо - нежно-розовый, винный, кармин, голубой и лазоревый, бирюзовый, цвет мяты и весенней зелени. Обязательным является белый, в качестве оттеняющего и подчеркивающего яркость оформления цвета.
  • Используйте все возможности для того, чтобы зрительно закруглить, сгладить углы помещения. Если нет возможности поставить декоративные конструкции, воспользуйтесь декоративным резными арками, которые укрепите над дверями и окнами, приобретите мебель скругленных, мягких форм. Прямоугольные формы окон и дверей задекорируйте мягкими текстильными композициями с обилием складок, декоров и ламбрекенов.

  • В качестве отделки для пола используйте паркетную доску или плитку, подойдет и искусственный камень. Стены можно оформить тканью, в виде гобеленов или специальных панелей. Можно и просто оклеить обоями. Прекрасно выглядят современные материалы с металлизированными поверхностями и фантастическим, скругленными узорами. Не составляет труда подобрать специальный принт, выполненный в полном соответствии с художественной традицией рококо, например, жанровые французские сценки или сплетение цветов и фантастических существ.
  • Мебель для интерьера в стиле рококо потребуется небольшая, обильно украшенная декоративными накладками, резьбой, с разнообразной и тщательно исполненной фурнитурой. Размеры стульев, диванов, столов и кресел должны быть пропорциональны, лучше поставить несколько маленьких предметов, чем один большой. Не забывайте, что девиз рококо - камерность, возможность уединиться для откровенной беседы и флирта, отсюда и предпочтение пары миниатюрных полукресел одному большому.
  • Для рококо характерно создание ансамблей, поэтому цветовая гамма обивки должна быть едина в одной комнате. Кстати, если не получается приобрести мебель с необходимыми украшениями, их заменит обивка с прихотливыми узорами, например, в виде золотистых цветов и райских птиц.

  • Не стоит бояться переборщить с декорированием. Этот стиль тяготеет к самым разным украшательствам. В последнее время четко оформилась тенденция к явному присутствию в интерьерах рококо явных азиатских мотивов, от китайских до индийских. Так что одна-две восточные безделушки вам не помешают.
  • Что касается освещения, то даже при наличии центрального светильника, он выполнял больше декоративную роль. Основное освещение для комнаты в стиле рококо - точечное, зонированное. Подойдут настольные, напольные и настенные торшеры, бра, светильники в самом замысловатом, изысканном исполнении. Хорошо выглядят осветительные приборы, выполненные из хрусталя, украшенные чеканкой, позолотой, резьбой.
  • В последнее время стало очень модно украшать подобные интерьеры различными вариантами скрытой подсветки, иногда, весьма неожиданно расположенными. Необычно выглядит нижняя подсветка спального места, кресел или пуфа.
  • Учитывая, что главное место в стиле рококо занимал будуар, то нет ничего удивительного в том, что сейчас такой дизайн нашел максимальное применение в спальнях.

  • Центром спальни в стиле рококо, конечно же, является кровать. Она выполняется в самом прихотливом дизайне, на изящных, изогнутых ножках. Часто ее ставят в центр комнаты. Популярны и эксперименты с формой, например, модной тенденцией стала полукруглая кровать без изголовья, которая ориентируется по центру. Недостающая роскошь добирается богатством текстильного оформления, включая ковры на полу.
  • Запланировав интерьер в стиле рококо, не стоит все элементы помещения делать симметричными. Легкий дисбаланс в этом вопросе придает то самое легкое, ироничное, насмешливое настроение, которое так хорошо вписывается в философию рококо. Так что непарные кресла, тумбы, несимметричная арочная резьба или изголовье кровати, приподнятое с одной стороны, еще более приблизят вашу комнату к стилистическому соответствию.
  • Рококо невозможно представить без зеркал. Их блестящая поверхность обрамляется роскошными, прихотливыми рамами, а само зеркало часто выполняет роль визуального разделителя стены. Так что можно воспользоваться опытом, и разграничить плоскость стены зеркалами, оформив каждую часть в своем стиле.

  • Любители каминов могут украсить любую комнаты этим уютным предметом интерьера. Лучше выбирать невысокий, компактный камин, именно такой предпочитали знатные дамы и кавалеры. Нужно еще раз отметить небольшие размеры предметов обстановки. Как правило, интерьерные исторические стили тяготеют к грандиозным или просто большим формам. Рококо же, за счет своей компактности и все той же камерности, отдает предпочтение небольшим предметам.
  • Закончить декорирование помогут живые цветы, в виде букетов или комнатных растений. Можно заменить их композициями из веток и сухих природных элементов причудливой, изогнутой формы. Такая икебана должна быть украшена перьями, позолотой, хрусталем. Она гармонично впишется в прихотливый образ интерьера.
  • Для изменения геометрии помещения можно использовать ширмы, занавеси и декоративные панели. Они должны быть богато украшены, росписью и декоративными накладками.

Стиль рококо в интерьере не так популярен, как три столетия назад. Тем не менее, он не ушел в прошлое, а продолжает использоваться в современных жилых пространствах. Изысканный, прихотливый, чувственный, рококо по-прежнему находит поклонников, украшая самые разные помещения. Но, как и триста лет назад, ярче всего этот стиль раскрывается в спальне, наполняя ее особенной красотой и особым, интимным, уютом.

Стиль в искусстве (в основном, в дизайне интерьеров), возникший во Франции в первой половине XVIII в.(по разным источникам – до конца века, приблезительно около столетия и тд., точной даты окончания нет) как развитие стиля барокко. Иногда стиль Рококо определяют как последнюю, кризисную фазу развития Барокко. И Рококо, и Барокко насыщены и декоративны, но если барочная пышность напряжена, динамична, то рокайльная – нежная и расслаблена. В целом французское Рококо более связано с формами стиля Регенства начала XVIII столетия.

Рококо сразу возник как камерный стиль аристократических гостиных и будуаров, оформления интерьера, декоративного и прикладного искусства и практически не нашел отражения в архитектурном экстерьере. Рококо – оригинальное явление, не имеющие прототипов в истории искусства. В этот период продолжается усиливаться восточное, и, прежде всего китайское влияние – т.н. стиль шинуазри . Изящные по формам, украшенные тонким, изысканным декором художественные изделия китайских мастеров отлично гармонировали со стилем, процветавшим при европейских дворах.

Орнамент – главный выразитель данной эпохи, имел 2 формы развития:1)тенденция к натурализации (декор в виде мелких цветных гирлянд с купидонами, ленточками), 2) основное – абстрагирование, асимметричность как элементов декора, так и самой композиции. Всё сводится к рокайлю, он заменил мотив волюты (барокко). Отразил внутреннюю опустошенность духовного мира европейского дворянского общества.

Характерными чертами рококо являются изысканность, большая декоративная нагруженность интерьеров и композиций, грациозный орнаментальный ритм, большое внимание к мифологии, личному комфорту. Наивысшее развитие в архитектуре стиль получил в Баварии.

Фарфор как материал с его белоснежной поверхностью и тонкой, миниатюрной росписью был одним из главных художественных открытий эпохи Рококо.

Стиль рококо впервые воздвиг комфорт и удобство интерьера в ранг искусства. Распространяясь по Европе, стиль рококо обрел местные характерные черты в каждой из стран. Во Франции, при всей пышности убранства, стиль рококо сохранил черты тонкого благородства. В интерьерах Германии большее распространение получила лакированная красочная мебель, рассчитанная на менее изощренный вкус. В Австрии стиль рококо выразил себя в спокойных, по-домашнему уютных формах. Голландскую мебель рококо отличает простота и лаконичность линий. Своеобразие английскому рококо придают примеси из готических и китайских элементов.

Архитектура

В целом : Стиль не нашёл яркого выражения в арх, а более проник в интерьер. Архитектура рококо стремится быть лёгкой, приветливой, избегает строгой симметричности, без конца варьирует расчленения и орнаментальные детали и не скупится расточать последние. В созданиях этой архитектуры прямые линии и плоские поверхности почти исчезают или, по крайней мере, замаскировываются фигурной отделкой; не проводится в чистом виде ни один из установленных ордеров; колонны то удлиняются, то укорачиваются и скручиваются винтообразно; их капители искажаются кокетливыми изменениями и прибавками, карнизы помещаются над карнизами; высокие пилястры и огромные кариатиды подпирают ничтожные выступы с сильно выдающимся вперёд карнизом; крыши опоясываются по краю балюстрадами с флаконовидными балясинами и с помещёнными на некотором расстоянии друг от друга постаментами, на которых расставлены вазы или статуи; фронтоны, представляя ломающиеся выпуклые и впалые линии, увенчиваются также вазами, пирамидами, скульптурными фигурами, трофеями и другими подобными предметами. Всюду, в обрамлении окон, дверей, стенных пространств внутри здания, в плафонах, пускается в ход затейливая лепная орнаментация, состоящая из завитков, отдалённо напоминающих собой листья растений, выпуклых щитов, неправильно окруженных такими же завитками, из масок, цветочных гирлянд и фестонов, раковин, необделанных камней (рокайль) и т. п.

Конкретно :В особняках и отелях крупнейших французских зодчих рококо: Робера Декотта, Габриэля, Боффрана, Оппенора, Дельмера, Мейссонье, они часто отступали от логической ясности и рационального подчинения частей целому. Скульптурная деталь, применяемая для украшения фасада, делается более выпуклой, приобретает самодовлеющее значение, не подчиняясь больше основным архитектурным линиям. Плоские пилястры большого ордера заменяются выпуклыми полуколоннами, придающими стене более живописный вид.

Ярким образцом рококо принято считать отель Субиз в Париже по проекту Пьера Алексиса Дельмера (1675-1745). По своему экстерьеру отель строг, классицистичен, лишь некоторые конструктивные элементы: выпуклые скульптурные детали и полуколонны, украшающие фасад здания. Но следует отметить, что для архитектуры рококо во Франции характерно то, что главное внимание зодчего сосредоточивалось не на экстерьере, а на интерьере, поэтому основные изменения коснулись, прежде всего, внутренней планировки зданий.

Гораздо более яркий, полномасштабный пример расцвета рокайльного искусства в архитектуре даёт нам Германия (крупнейшими представителями рококо здесь являются архитекторы Бальтасар Нейман и Кнобельсдорф), причем, прежде всего в сферах, не востребованных французской традицией. Именно в Германии сформировались такие уникальные явления, как летняя увеселительная резиденция и церковная архитектура рококо - области, не получившие никакого распространения во Франции, хотя именно в них все формальные характеристики и эстетические возможности стиля проявили себя особенно убедительно и исчерпывающе. Наконец, германский регион на сегодняшний день сохраняет наибольшее количество памятников рококо, дающих наиболее последовательное и полное представление об этом искусстве.

Наиболее удачный пример немецкого рококо - королевская резиденция Сан-Суси, построенная архитектором Венцелаусом Кнобельсдорфом (1699-1753) в пригороде Берлина Потсдаме для короля Пруссии Фридриха II.

Другой значительный памятник эпохи - дворец Амалиенбург близ Мюнхена (Бавария), выстроенный приехавшим из Франции архитектором Франсуа Кювилье (1695-1768), - еще более скромен по своим размерам, чем резиденция прусского короля. Это маленькое строение представляет собой образец строгого и сдержанного французского вкуса.

Строительная деятельность в прочих странах значительно отстает от Франции и Германии.

Скульптура

Большое распространение в искусстве рококо и всего 18 века получили портретные бюсты и маленькие скульптурные группы или статуи купальщиц, нимф, амуров, их ставили в парке, украшали ими беседки, салоны, купальни. Крупнейшие скульпторы рококо: Ж. Б. Лемуан, Пегаль, Пажу, Фальконе, Клодион. В скульптуре рококо преобладали предназначенные для украшения интерьеров рельефы и статуи, небольшие статуэтки, в том числе из терракоты и фарфора (изделия И.И. Кендлера). Прихотливое изящество отделки, частое заимствование экзотических декоративных мотивов китайского искусства, виртуозное выявление выразительных возможностей материала присущи рокайльному декоративно-прикладному искусству.

Крупнейшие скульпторы эпохи рококо: Ж.Б. Лемуан, Пигаль, Пажу, Фальконе, Клодион, Гудон.

Скульптура рококо - это пластика малых форм, камерная по содержанию, в которой привлекают интимная прелесть образов и изящество их решения. Эти черты отличают и лукаво-шаловливого “Амура” Этьен-Мориса Фальконе (1716-1791)и группу “Амуры, борющиеся за сердце”, исполненную Жан-Батистом Пигалем (1714-1785): Очарование последней - в забавном сюжете, в прихотливой игре линий, в мастерстве воспроизведения пухлых детских тел, быстрых, легких в движении и в то же время по-детски немного неуклюжих, неловких.

“Речная нимфа" Клода Мишеля, прозванного Клодионом (1738-1814). близка рокайльной скульптуре. Пленителен девически-нежный облик, непринужденная грация позы. Статуэтка выполнена из терракоты, подчеркивающей своей фактурой и тоном тепло жизни, которое ощущается в мягкой пластике тела. Дробные складки ткани оттеняют плавность линий фигуры нимфы.

Прекрасным образцом скульптуры стиля рококо является и статуя музы - Талии, исполненная братьями Гропелли. Мраморное изображение музы имеет мягкую, гладкую моделировку тела и несколько удлиненные пропорции.

Шедевр Гудона - мраморная статуя восьмидесятичетырехлетнего Вольтера.

Живопись

Любимыми темами художников Рококо стали не сила, страсть и героика, а нежность и игра. Есть только настоящее, без прошлого и будущего. Эстетизируется само мгновение, а не жизнь. Идейной и эмоциональной основой стиля французского Рококо стал гедонизм и индивидуализм, сформировавшийся еще в период Регентства, а формой – интимная грация, дух мелочей.

Живопись имела преимущественно декоративный характер имела богатая тонкими переливами цвета и одновременно несколько блеклая по колориту. Живопись рококо, тесно связанная с интерьером, получила развитие в декоративных и станковых камерных формах. Главные виды изобразительного искусства: настенные панно (самая распространенный вид, были большей частью овальной, круглой или причудливо-изогнутой формы; в основе композиции и рисунка лежит мягко изгибающаяся линия, которая придает произведению обязательную для этого стиля вычурность и нарядность), плафоны и декоративные композиции, расположенные над дверными или оконными проемами – десюдепорты (франц. dessus-de-porte – над дверью). Изменился заказчик картин-помимо церкви и королевского двора, появляется «третье сословие» и новая аристократия.

Художникам рококо были присущи тонкая культура цвета, умение строить композицию слитными декоративными пятнами, достижение общей легкости, подчеркнутой светлой палитрой, предпочтение блеклых, серебристо-голубоватых, золотистых и розовых оттенков. Одновременно с развитием живописи рококо усиливалась роль реалистического направления; достигли расцвета портрет, натюрморт, бытовой жанр, пейзаж. Также в то время характерной чертой была эротика – изображения обнаженной натуры Венеры,нимф.

Со временем появляется и новый жанр камерно-декоративной живописи – пастораль (франц. pastorale от лат. pastoralis – пастушеский). Но в эпоху Рококо это не просто деревенский, сельский мотив, а идиллические картины «пастушеской» жизни с эротическим подтекстом

Одним из основоположников стиля «рококо» был А.Ватто («Паломничество на остров Киферу», «Вывеска Жерсена», Ф. Буше («Венера, утешающая амура»), О. Фрагонар («Уроки музыки», «Пастораль»). Их картины большей частью декоративны и предназначены для жилого интерьера. В России в эпоху рококо живопись европейского типа только появилась впервые, сменив свою, русскую традицию, иконопись. Это портретная живопись РОкотова: Коронационный портрет Екатерины II, Портрет Г.Г.Орлова в латах

Интерьер

В оформлении интерьеров стиль рококо проявился наиболее ярко. стиль рококо - это стиль будуаров и маленьких гостиных для узкого круга близких друзей.Характерные черты рококо – изнеженность и доведенная до предела утонченность. Вместе с тем интерьеры рококо перегружены декоративными деталями и мебелью, которая приобрела гибкие, мягкие, уютные формы. Зеркала, позолота, богатые лепные узоры по потолкам и стенам ломают пространственную структуру интерьера, углы комнат закругляются. Динамичные и ассиметричные формы задают основной тон.

Во времена рококо архитекторы впервые стали целенаправленно стремиться к стилевому единству интерьера. Декор стен и потолков, формы мебели, расцветки драпировочных и обивочных тканей, декоративные предметы, двери и аксессуары – все выстраивалось в целостный ансамбль. Новые формы светской жизни диктовали новую расстановку мебели, которая собиралась небольшими группами в разных местах помещения. В группу обязательно входили стол, диван, несколько кресел и стульев. Такие «центры тяготения» для гостей задумывались как целостные композиции, которые обязательно поддерживали единый стиль всего помещения.

Главной доминантой интерьера рококо служил невысокий камин, покрытый мраморной плитой и изящно отделанный стукко (искусственный мрамор, высший сорт штукатурки). На камин ставили часы и декоративные предметы, над камином вешалось зеркало в роскошной раме. В интерьере рококо использовались самые дорогие материалы: мрамор, экзотические породы дерева, бронза, золото, шелк, гобелен. Цвета стиля рококо нежные, пастельные;основные цветовые сочетания – белое с голубым, зеленым или розовым, и обязательное присутствие золота.

Во времена рококо расцвела и достигла своего апогея мода на «китайщину» или шинуазри (chinoiserie). Изящные, украшенные тонким декором художественные изделия китайских мастеров отлично гармонировали со стилем рококо. Владельцы дворцов и роскошных особняков в обязательном порядке заводили «китайский зал», обставленной лаковой китайской мебелью, или на худой конец, просто устраивали галерею китайского фарфора в одной из комнат.

Как результат увлечения «китайщиной» в Европу были завезены бумажные обои для оклейки стен жилых помещений. В интерьерах рококо появились передвижные и раздвижные ширмы, расписанные в китайском стиле; аквариумные рыбки; изысканные орхидеи и тонкоствольные деревья. Получили распространение декоративные подушки из шелковой материи с крупными цветами.

Мебель

Утонченность стиля рококо отразилась не только на характере мебели, но и на появление новых видов мебели, предназначенных в основном для аристократичных женщин. Секретер на высоких ножках с наклонной откидной доской и множеством потайных отделений, картоньерка (шкафчик для бумаг), туалет с откидным зеркалом, разнообразные тумбочки и столики призваны были создавать особые удобства для своих хозяек.

Формы мебели для сидения изменились в сторону большего удобства и элегантности. Появились канапе (диван в форме соединенных двух-трех кресел), шезлонг, бержер (глубокое кресло). Контуры мебели становятся все более мягкими и волнистыми, изгиб ножки усиливается. Среди корпусной мебели главную роль играют комоды и секретеры. Детали мебели растворяются в общем объеме и кажутся отлитыми из пластичной массы. Декоративно мебель украшается прихотливыми орнаментами в виде вьющейся лозы, цветочных гирлянд, ромбовидной сетки и золоченой бронзой. Большое количество разных видов столов, созданных в зависимости от их назначения.

Говоря о мебели рококо, нельзя не упомянуть выдающегося английского мебельного мастера Томаса Чиппендейла (1718-1719 гг.). Стиль мебели Чиппендейла представлял собой своеобразное сочетание французского рококо с готическими и восточноазиатскими мотивами. Чиппендейл ввел в моду большие напольные часы. В своей мебели он часто использовал мотив птичьей когтистой лапы, которая держит шар. Он довел до совершенства формы многих изделий мебели, начиная от стульев и письменных столов и заканчивая книжными шкафами. Многие типы разработанной им мебели дошли до наших дней без существенных изменений.

Екатерининское рококо: Китайский дворец в Ораниенба́уме, Золотой кабинет; Баварское рококо: базилика Фирценхайлиген;

Получает свое развитие фабикация фарфора, появляется бисквит. Особенно популярны были в Европе фарфоровые статуэтки Мейсенской мануфактуры (Германия).а также Севр.Хрупкие, раскрашенные нежными красками фигурки были сродни персонажам современных им картин. Из фарфора также изготавливали вазочки-ароматницы и другие предметы, сплошь покрытые мелкими фарфоровыми цветками.

Кроме фарфора - в моде серебро. Изготовляются шоколадницы, супницы, кофейники, блюда, тарелки и другое.Серебро также используется для предметов освещения, сервизов и в отдельных случаях - для мебели. Мягкий и податливый материал с легкостью принимал пластичные, причудливые формы стилей регентства и рококо. В этом веке рождается кулинарное искусство в его современном виде, в том числе - искусство сервировки стола.

Продолжали использоваться фаянс.

Мода на китайские ширмы, фарфор и лаковую живопись отразилась в гобеленах с изображениями цветов, птиц, пагод, мужчин и женщин в китайских одеждах. Они органично дополняли экзотическую картину, создаваемую в интерьерах рококо подлинными китайскими изделиями.

Также, именно в ту эпоху получило распространение искусство красивой сервировки стола и приготовления пищи

Мужской и жнский костюм эпохи рококо.

Мужчины носят жюстокор. В эпоху рококо полы жюстокора становятся шире, теперь они как бы торчат в разные стороны.

В эпоху рококо под жюстокор мужчины одевали камзол. Камзол – это вид мужской одежды, сшитой в талию и длиной до колена, иногда шился и без рукавов, его часто, особенно зимой, носили под кафтан. К XIX веку камзол превратится в жилет. В эпоху же рококо в мужском костюме из фалд камзола формируется «юбка на обручах», ведь мужская мода во всём стремится подражать женской.Мужчины также носили белоснежные рубашки с кружевными жабо и шейными платками.Ткани, как в женском, так и в мужском костюме были нежных, пастельных тонов. Мужской костюм, как и женский, обильно украшался воланами, пуговицами, лентами, кружевами.Мужчины также носили штаны длиной до колена, которые дополняли белые чулки. Впрочем, причёски в отличие от барокко становятся более простыми и плоскими. Волосы завиваются в локоны, обрамляющие лицо, позже – собираются в косы. Головной убор – треуголка. Идеальный мужчина – придворный франт.

Женщины по-прежнему носят пышные юбки – панье, которые держаться на каркасе, а также корсеты. В начале эпохи рококо юбка немного уменьшается, однако затем вновь расширится до максимально возможного предела. Причёски также изначально становятся менее пышными – в моде гладкая, маленькая причёска с рядами ниспадающих локонов.

Огромные юбки принимают уже даже не круглую, а овальную форму. Лиф же платья вытягивается вниз, ниже талии, в виде треугольника, он также имеет достаточно глубокий вырез. В платье становится особенно заметен этот контраст – крупной пышной юбки и маленького, совершенно не объёмного, по сравнению с ней лифа. Рукава платья сужаются к локтю, их обильно украшают лентами, каскадами кружев.

Ленты становятся любимым украшением эпохи рококо . Кроме лент активно использовались и цветы, причём как натуральные, так и искусственные. Именно в эпоху рококо искусственные цветы впервые начинают использоваться для украшения наряда, до этого они служили лишь для украшения храмов и изготовлялись в монастырях.

А среди тканей наибольшей популярностью пользуются сатин и атлас. Эти ткани, мягкие на ощупь, позволяют создать множество складок, которые были так необходимы в эпоху рококо, плюс блестящий атлас идеально гармонировал с матовым кружевом.

Верхней одеждой в эпоху рококо служило манто – свободный плащ, ниспадающий с плеч. Большое значение придаётся и дополнительным элементам таким, как муфта, перчатки, веер, которым дамы подавали особые знаки своим кавалерам. Тайному языку влюблённых служили и мушки – шёлковые чёрные пластыри разнообразной формы. Большое внимание стиль рококо уделяет нижнему белью, ведь в платьях, которые во многом оголяют тело, что было свойственно платьям эпохи рококо, нижнее бельё выступает на всеобщее обозрение. Женщины, как и мужчины, начинают носить чулки, как и мужчины – белые, но иногда и пёстрые . Нижнее бельё шьют из шёлка, его обильно украшают вышивкой, кружевной отделкой, золотом и серебром. Ведь декольте теперь позволяет видеть нижнюю рубашку, а нижняя юбка становится видна при ходьбе. Теперь нижнюю юбку украшают, как и верхнюю, – кружевами, воланами, лентами.

Туфли носят мягкие и низкие, Они изготовлялись из достаточно простого материала, но часто были богато украшены – ленты, вышивка, пряжки, драгоценные камни.

Идеалом женской красоты считались обладательницы осиной талии, узких бёдер, хрупких плеч и круглого лица. Идеальная женщина – хрупкая и стройная жеманница .

Ювелирные украшения

Усыпанные бриллиантами броши были необычайно модны в ХVIII веке. Формы брошей рококо различны - ленты, букеты цветов или искусно переплетенных ветвей, щедро обогащенные эффектами асимметрии.

Брошам, украшавшим декольте, соответствовали эгреты (султаны), происходящие от заколок для волос. Они сверкали бриллиантами, другими драгоценными камнями и жемчугом. В декоре преобладали натурные мотивы, вдохновлявшие ювелиров рококо - яркие бабочки и изящные перья.

Как популярное украшение костюма кавалера в тридцатых годах получают распространение пряжки для штанов. Наряду с драгоценными экземплярами использовались и имитации бриллиантов - стразы. У представителей третьего сословия бытовали стальные пряжки, привозимые из Англии.

В эпоху рококо модными становятся колье с бриллиантовыми каплевидными или звездообразными подвесками.

Любимы модницами рококо были и медальоны с миниатюрами, которые носили на цветной или черной ленте, плотно охватывающей стройную шею.

В своем увлечении игрой рококо проявило интерес к типу серег "бриоле" - подвески, находящиеся в постоянном движении. Такие серьги часто вообще лишены оправы, за исключением креплений.

В кольцах рококо также доминирует камень - бриллиант цветные камни, обычно прямоугольные или овальные в обрамлении мелких бриллиантов, в скромной, почти невидимой оправе. Однако в это время встречаются и другие формы колец - банты или цветущие ветви.

Из других украшений, в большей степени имевшим утилитарное назначение ХVIII век отдавал предпочтение флаконам для духов (так называемые шатлены), состоящие из двух блях, соединенных между собой цепочкой и несколькими цепочками на второй бляхе, к которым крепились часы, ключики от них, печатки и другие "милые" вещицы.

Хорошо известны работы французских серебряников эпохи рококо. Родоначальником в производстве серебряных изделий в новом стиле стал Ж. Месонье.

Один из шедевров французских серебряников находится в России. Это выполненный Жаком Ретье в 1770 году по заказу Екатерины II "Орловский сервиз".

Очень велико в эти годы влияние на европейское искусство французской ювелирной пластики в серебре. Помимо этого материала в декоративной пластике используется также инкрустация слоновой костью, эмали, твердый камень, жемчуг.

Книги

Поделиться: