Как цвет влияет на человека? Влияние цвета на психику человека.

При создании оригинального, гармоничного оформления интерьера очень важно безошибочно подобрать цвет. комнаты играет важную роль, поскольку он способен создавать разнообразные оптические иллюзии, создавать то или иное настроение, атмосферу в помещении. Цвет оказывает то или иное воздействие на человеческое подсознание, его восприятие происходит мгновенно и не по нашей воле. Влияние цвета в интерьере на человека ощущаем мы практически ежечасно на себе. Психологи считают, что цвет может не просто изменять состояние нашей души, но и оказывать воздействие на мысли.
Приглашаю Вас в группу на Subscribe.ru: РЕМОНТ КВАРТИРЫ, ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ, ДОМ И СЕМЬЯ

Цвета в интерьере квартиры

Роль цвета в интерьере комнаты

С тем или иным цветом у нас всегда связаны какие-либо ассоциации. Цвет способен заставить человека испытывать те или иные чувства и эмоции – тоску или радость, печаль или счастье, спокойствие или агрессивность.

Цветовое оформление способно спровоцировать ощущение тепла, или, наоборот, холода, тесноты или свободы. К примеру, голубой или синий цвет у человека ассоциируется с небесами, с теплом, а оттенки жёлтого и красного ассоциируются с жаром, огнём, солнцем.

Используя в оформлении интерьера холодные оттенки, можно создать иллюзию просторного, большого помещения. Если Вы хотите добиться зрительного уменьшения комнаты и добавить ей тепла, гостеприимства и уюта, следует использовать тёплые оттенки.

Какой цвет и как влияет на человека

Ниже приводятся некоторые полезные примеры того, как цвет помогает в создании той или иной атмосферы:

красный цвет в интерьере

Страстный красный цвет излучает массу энергии, он словно побуждает к каким-либо действиям. Этот цвет подойдёт для спальни молодой супружеской пары или для коридора. Но этот цвет довольно опасный, нужно быть осторожным и не переборщить с ним. Его не следует применять людям, склонным к агрессии, нервным срывам и раздражительности, поскольку он может поспособствовать только учащению вышеперечисленных явлений.

Мажорный оранжевый цвет является цветом праздника и отличного настроения, он способен побудить к творчеству. Оранжевый цвет всегда будет к месту в детской комнате. Выполненная в таком цвете гостиная создаст у человека ощущение уюта и комфорта. Оттенки оранжевого способствуют улучшению пищеварения и повышению работоспособности.

Яркий жёлтый цвет поможет зрительно увеличить пространство, поможет расслабиться и снять напряжение. Спальня, выполненная в жёлтых тонах, будет смотреться замечательно. Жёлтый цвет в сочетании с зелёным – прекрасное решение для оформления кухни.

зеленый цвет в интерьере

Свежий зелёный цвет поможет снять нервное напряжение и создать атмосферу единства с миром природы. Он подойдёт для людей, часто страдающих от бессонницы или переутомляющихся. Этот освежающий цвет даже понижает кровеносное давление. С ним Вы почувствуете обновление и свежесть.

Голубой цвет создаст ощущение приятной прохлады, успокоит нервы и снимет напряжение с мышц. Так же, как и зелёный цвет, он способен привести в норму кровяное давление.

Синий цвет с холодным отливом является очень опасным цветом, поэтому с ним нужно быть аккуратным. Злоупотребление им может привести к тому, что человек, находясь в помещении, будет чувствовать себя удручённым и испытывать чувство дискомфорта. Лучше использовать не тёмно-синие, а светлые голубые оттенки.

желтый цвет в интерьере

Влияние цвета на визуальное восприятие

Цвет способен не только создать определённую атмосферу и настроение в помещении, но и вызывать разнообразные оптические иллюзии. При помощи цвета можно сделать помещение маленьким или большим, широким или узким, поднять или опустить потолок.

Если комната маленькая, в ней должны быть преимущественно светлые оттенки, поскольку это поспособствует её увеличению и добавит ей света. Прихожая и гардеробная являются небольшими и тёмными помещениями, и их можно интересно оформить, использовав яркие и блестящие цвета и оттенки. Не следует их использовать в оформлении комнат, в которых Вы проводите большую часть своего времени, потому что броские цвета утомляют взор.

Про сочетания и применение черного и желтого цвета в интерьере читайте .

Выкрашенный в тёмно-голубые тона длинный коридор, который ведёт в просторную и светлую гостиную, будет смотреться очень оригинально, как свет в конце тоннеля. Чтобы удлинить короткий коридор, нужно выкрасить стены в тёмный цвет, а потолок вместе с полом в светлый. Можно разместить на стенах в коридоре всевозможные картины и рамы, которые хорошо сочетались бы с полом и потолком.

Если пространство слишком замкнутое, и требуется его раскрыть, к примеру, отодвинуть стены, нужно оформление коротких стен выполнить в светлых тонах, а две оставшиеся выкрасить в тёмные. Так короткие стены удлинятся, и комната станет визуально шире. Геометрию слишком квадратной комнаты можно изменить, оформив одну стену в более светлых оттенках, чем другие три. Нужно знать, что использование в интерьере тёмных и тёплых цветов приводит к тому, что пространство становится замкнутым, а светлые и холодные способствуют его раскрытию.

Цвет – это сильное средство для преображения интерьера помещения, его зрительного изменения и создания определённой атмосферы в нём. Прежде чем приступить к ремонтным или отделочным работам, следует грамотно подобрать цветовую палитру для оформления помещения. Халатное отношение к этому важному этапу недопустимо. Правильно подобранная цветовая гамма оформления интерьера будет радовать Вас в течение долгих лет.

Ну а что еще благоприятно действует на человека в интерьере? Конечно же .

Поделитесь с друзьями в социальных сетях!

Вы можете получать новые статьи на эл. почту!

Сайт некоммерческий, развивается на личные средства автора и ваши пожертвования. Вы можете оказать помощь!

(Даже небольшой суммой, можно ввести любую)
(картой, с сотового тел, яндекс деньгами - выберите нужное)

Подбирая цвет для интерьера квартиры, необходимо учитывать не только размеры помещений, а и сторону, куда выходят окна. Кроме того, при выборе цвета стоит брать во внимание то, как он влияет на психику человека.

Не редко при оформлении помещений возникает множество вопросов. Так как же правильно подобрать цвет для интерьера кухни, детской, спальни, гостиной? Как зрительно уменьшить или расширить пространство?

Как правильно сочетать цвета?

Цвет в интерьере квартиры - влияние на человекаДля благоприятного воздействия на психическое самочувствие человека, а также на уют и благополучие в доме, цвет в интерьере квартиры играет первостепенную роль. Зеленый цвет и его оттенки больше всего подходят для жилых помещений. Они успокаивают, снимают усталость и напряжение, не спроста зеленые оттенки отвечают законам обустройства спальни по фен-шуй. Чтобы улучшить восприятие, необходимо добавить аксессуары желтого или синего цветов.
Преобладание красного цвета способствует повышению агрессии и раздражительности. К тому же этот цвет способствует зрительному уменьшению пространства. Красный цвет лучше использовать для декорирования столовой, так как он способствует пищеварению и возбуждает аппетит.
Желтый цвет – цвет концентрации внимания. Он активизирует активность, помогает сконцентрироваться, поэтому его лучше всего использовать для оформления кабинета. Но желтый цвет должен быть неярких и неброских оттенков, чтобы не привлекать к себе чрезмерного внимания. Если у вас окна выходят на северную сторону, то им можно оформить интерьер не только рабочего кабинета, а и другие помещения.
Для спальни можно подобрать синий цвет – цвет способствующий снятию эмоционального напряжения и расслаблению. Наиболее подходящая гамма оттенков для спальни - от зеленого до фиолетового, предпочтительней выбирать ненасыщенные, можно даже слегка размытые цвета, чтобы способствовать расслаблению и отдыху. Стоит быть осторожным с коричневым цветом и с темными оттенками синего , бардового и фиолетового , так как темные оттенки провоцируют появление мрачных, неприятных мыслей.
Если вы оформляете рабочее помещение, то стоит отказаться от синего цвета в его интерьере, который снижает остроту зрения. Для этих целей лучше подойдут белый, зеленый или желтый. Нейтральные цвета можно свободно использовать при оформлении любого интерьера, особенно белый. Если ему отвести в помещении большую поверхность, то он будет служить хорошим фоном и отлично дополнит любые другие цвета. В противовес белому, поверхность черного цвета должна быть очень ограничена. Ему лучше отвести оттеняющую роль, чем доминирующую.
Угнетающе может подействоватьсерый цвет в интерьере квартиры, поэтому в этом случае интерьер стоит оформить с определенной осторожностью. А вот светлые серые оттенки будут служить отличным фоном для обстановки помещения . В интерьере должны использоваться светлые оттенки и цвета. Другое дело, если темный цвет был выбран для оформления помещения специально. Наиболее гармонично будет смотреться обилие светлых тонов с вкраплениями ярких цветов.
В интерьер детской отлично впишутся нежные спокойные тона – розовый, голубой, желтый . Не стоит использовать мрачные темные цвета – лиловый, коричневый, серый и черный.

Сочетание цветов в интерьере квартиры

Подбирая цвет для стильного интерьера своей квартиры, необходимо помнить, что яркие и красивые цвета не всегда могут между собой сочетаться. Лучше одновременно не использовать контрастные цвета, гармонично подобрать которые чрезвычайно сложно.
Хорошие сочетания цветов в интерьре квартиры:
темно-коричневый и темно-синий цвета;
бежевый и желтовато-коричневый с элементами темно-бордового и ярко-красного цветов; светло-бежевый, песочный, терракотовый, темно-коричневый и кремовый цвета;
темно-коричневый и шоколадный.
Не стоит сочетать серый и синий цвет, так как такая композиция чересчур официальна. Поэтому для разбавления такого интерьера можно использовать элементы черного цвета.
Очень стильно в интерьере квартиры будут выглядеть сочетания одного цвета, но разных оттенков. Чтобы оживить интерьер в этом случае можно использовать яркие детали, которые будут гармонично вливаться в общее настроение.
Если вы решили оформить многоцветный интерьер, то необходимо помнить, что один из цветов обязательно должен преобладать. Не подойдет использование только теплых или только холодных цветов. К основному теплому цвету (желтому, красному, пурпурному, желто-зеленому, оранжевому) необходимо подбирать детали холодного цвета (голубого, зелено-голубого, зеленого, фиолетового, синего) и наоборот.

Как цвет в интерьере квартиры влияет на размер помещений

Выбирая цвета для оформления квартиры мы в основном преследуем одну из двух целей, либо зрительно увеличить пространство, либо, наоборот, уменьшить его. Как это сделать?
Зрительно «раздвинуть» пространство, например, при ремонте ванной комнаты своими руками, можно при помощи таких приемов:
для оформления стен использовать светлые оттенки;
использовать мебель светлого цвета, которая будет гармонировать с главным оттенком;
оформить помещение приглушенным неярким цветом;
разместить на одной из стен встык большие зеркала прямоугольной формы.
Зрительно «уменьшить» чересчур большое пространство и сделать его уютным можно при помощи таких приемов:
оформить стены помещения тканями или обоями с крупными изображениями, рисунками; использовать в качестве основного цвета в интерьер квартиры – теплые оттенки, а обои и мебель – холодного;
выбрать для оформления стен яркие, броские цвета;
использовать контрастную отделку; поперечные стены окрасить в более темные цвета, чем продольные.

Влияние цвета на физиологию человека

Красный . Длина волны самая большая, поэтому его влияние максимально. Возбуждающий, согревающий, активный и энергичный цвет, проникает и активизирует все функции организма. Стимулирует нервные центры, заряжает энергией мышцы и печень. Используется для лечения ветряной оспы, некоторых кожных заболеваний. На короткое время увеличивает мышечное напряжение (допинг), повышает давление и ускоряет ритм дыхания. Можно подпитываться энергией красного при медитации, простудных заболеваниях, пневмонии, астме и т.д. Противопоказан полным людям, плохо воздействует на гипертоников, нервных людей, рыжеволосых. Не рекомендуется при воспалительных процессах, т.к. он еще больше их активизирует.

Является зодиакальным для овнов, львов, весов, скорпионов, стрельцов.

Оранжевый . Тонизирующий цвет. Действует в том же направлении, что и красный, но в меньшей степени, улучшает пищеварение, способствует омолаживанию, раскрепощению, укрепляет волю, освобождает от чувства подавленности. Укрепляет легочную ткань, обладает антиспазматическим свойством, улучшает кровообращение и цвет кожи, но избыток оранжевого может вызвать перегрев организма (т.е. он более тепловой чем красный).

Является зодиакальным для овнов, львов, близнецов, дев и весов.

Желтый . Тонизирующий цвет. Физиологически оптимальный. Наименее утомляющий, стимулирует зрение и нервную деятельность, активизирует двигательные центры, вызывает радостное настроение, генерирует энергию мышц, используется для лечения диабета, при нарушении пищеварения, для исправления косоглазия, косорукости. В лечебной практики медитация желтого стимулирует интеллектуальные способности, восполняет минеральный недостаток, снижает кислотность в организме.

Является зодиакальным для близнецов, дев, весов и львов.

Зеленый . Физиологически оптимален. Уменьшает кровяное давление, расширяет капилляры, успокаивает и облегчает мигрень, повышает мышечную работоспособность на долгое время. Воздействует противоположно красному.

"Говорят, тот, кто не любит зеленого (кому он не нравится), боится жизненных трудностей, его страшат превратности судьбы, и любые перемены в жизни. А тот, кто его предпочитает боится оказаться под чьим-то влиянием, постоянно самоутверждаясь. Люди, которым нравится зеленый цвет отличаются сильной волей, упрямством, настойчивостью, которые позволяют им преодолевать трудности жизни. Если вам по душе светлые зеленые тона, для вас характерна мягкость и нежность, вы энергичны, умеете сотрудничать и всегда прийти на помощь к ближнему, возможно в вас скрывается целитель". Гете

Зеленый цвет оказывает освежающее и одновременно успокаивающее действие на организм, проявляет антисептические свойства, рекомендуется при лечении нервной сердечно-сосудистой системы, астме, бессонницы.

Является зодиакальным для тельцов, раков, дев, стрельцов.

Голубой . Успокаивающий цвет, снижает мышечное напряжение, понижает кровяное давление, успокаивает пульс, замедляет ритм дыхания, понижает температуру тела, освежает, настраивает на терпение, снижает аппетит, успокаивает боль, обладает жаропонижающим антисептическим действием, помогает при бессоннице, нервных расстройствах.

Является зодиакальным для весов, рыб, стрельцов, козерогов, водолеев.

Синий . Успокаивающее действие переходит в угнетающее, способствует торможению функций физиологических систем человека, обладает антисептическими и бактерицидными свойствами, содействует росту, лечит отеки, ожоги, облысение, ревматизм, головную боль, воспаление глаз. Рекомендуется в терапии для эмоциональных и нервных людей. Длительное воздействие синего может вогнать в депрессию.

Является зодиакальным для весов, рыб, стрельцов, козерогов.

Фиолетовый . Соединяет эффект красного и синего. Производит угнетающее воздействие на нервную систему.

Рассмотрим рис.1

Пояснения к рисунку:

Тонизирующее воздействие

Успокаивающее.

Зеленый, как видно из рисунка занимает самое нейтральное положение.

Фиолетовый цвет, на самом деле, должен находиться как бы в стороне, т.к. он имеет угнетающее воздействие, а не успокаивающее как у Синего или Голубого.

Психологическое воздействие цвета

Глава из книги "Цветоведение" Миронова, 1984

Как видно из исторического обзора в первой части книги, психологический аспект восприятия цвета неразрывно связан с социально-культурным и эстетическим. Всякий отдельно взятый цвет или сочетание цветов может восприниматься человеком различно в зависимости от культурно-исторического контекста, от пространственного расположения цветового пятна, его формы и фактуры, от настроенности и культурного уровня зрителей и многих других факторов. Поэтому попытки составления "реестров" жестких соответствий между цветом и эмоциональным состоянием нельзя признать плодотворными. Значение данной проблемы для художников прикладных специальностей достаточно ясно. Ведь любое произведение прикладного искусства или дизайна - стены зданий, декоративные ткани, предметы убранства, одежда, машины и орудия труда - создает цветовую среду, так или иначе формирующую душевное состояние человека, влияющую на строй его мыслей и уровень работоспособности. Из всего комплекса вопросов, составляющих сложную проблему психологического воздействия цвета, для дизайнеров особенно актуальны вопросы физиологических реакциях человека на цвет и о цветовых ассоциациях. Изложим вкратце их суть. Все спектральные цвета тем или иным образом влияют на функциональные системы человека. Красный - возбуждающий, согревающий, активный, энергичный, проникающий, тепловой, активизирует все функции организма; используется для лечения ветряной оспы, скарлатины, кори и некоторых кожных заболеваний; на короткое время увеличивает мускульное напряжение, повышает кровяное давление, ускоряет ритм дыхания. Оранжевый - тонизирующий; действует в том же направлении, что и красный, но слабее; ускоряет пульсацию крови, улучшает пищеварение. Желтый (самый светлый в спектре) - тонизирующий, физиологически оптимальный, наименее утомляющий; стимулирует зрение и нервную деятельность. Зеленый (самый привычный для органа зрения) - физиологически оптимальный; уменьшает кровяное давление и расширяет капилляры; успокаивает и облегчает невралгии и мигрени; на продолжительное время повышает двигательно-мускульную работоспособность. Голубой - успокаивающий; снижает мускульное напряжение и кровяное давление, успокаивает пульс и замедляет ритм дыхания. Синий - успокаивающее действие переходит в угнетающее; способствует затормаживанию функций физиологических систем человека. Фиолетовый - соединяет эффект красного и синего цветов; производит угнетающее действие на нервную систему. Изучая этот список, можно заметить в нем интересную особенность - периодичность. Возбуждающее действие цвета как будто находится в периодической зависимости от длины волны. Функция возбуждающего действия может быть изображена в виде синусоиды. Длины волн излучения удобнее откладывать на горизонтальной оси в порядке убывания. Первый по счету цвет, красный, - самый возбуждающий. Но максимальной степени этого качества он достигает не в самом начале видимой области спектра, а несколько отступя от начала, т. е. там, где этот цвет приобретает максимальную для своего цветового тона яркость. Оранжевый и желтый - тонизирующие цвета, т. е. возбуждающее действие их умеренно, уменьшено количественно. Зеленый - физиологически нейтральный цвет, поскольку он является цветом биологической среды, из которой вышел человек. В голубом цвете уже явно ощущается успокаивающее действие, которое по мере перехода голубого к синему и фиолетовому возрастает. И наконец, фиолетовый цвет воздействует угнетающе. Однако, подходя от красного к фиолетовому концу, спектр стремится замкнуться. Крайности сходятся. В фиолетовом появляется что-то от красного, т. е. что-то возбуждающее. Пурпурным цветом, объединяющим в себе свойства красного и фиолетового, круг замыкается. Впервые эту закономерность заметил Ш. Ферри, о чем упомянул М. Дерибере в книге "Цвет в деятельности человека". Деятельность органа зрения может возбуждать и другие органы чувств: осязание, слух, вкус, обоняние. Цветовые ощущения могут также вызывать воспоминания и связанные с ними эмоции, образы, психические состояния. Всё это называют цветовыми ассоциациями. Цветовые ассоциации можно подразделить на несколько больших групп: физические, физиологические, этические, эмоциональные, географические и др. В пределах каждой группы содержатся более мелкие подразделения. Приведем примеры. Физические ассоциации: а) весовые (легкие, тяжелые, воздушные, давящие, невесомые,...); б) температурные (теплые, холодные, горячие, ледяные, жгучие,...); в) фактурные (мягкие, жесткие, гладкие, колючие, шершавые, сколь-зкие,...); г) акустические (тихие, громкие, глухие, звонкие, музыкальные,...); д) пространственные (выступающие, отступающие, глубокие, поверхно-стные,...). Эмоциональные ассоциации: а) позитивные (веселые, приятные, бодрые, оживленные, лирические,...); б) негативные (грустные, вялые, скучные, трагические, сентименталь-ные,...); в) нейтральные (спокойные, безразличные, уравновешенные,...). Этот список можно продолжить. Нетрудно видеть, что почти любое прилагательное нашей речи соответствует какому-нибудь цвету. Это свидетельствует о чрезвычайной широте и универсальности цветовых ассоциаций, об исключительно важном месте, которое они занимают в жизни человека независимо от того, осознает он это или нет. Путь образования цветовых ассоциаций подобен процессу образования условных рефлексов. Ощущения и эмоции, вызываемые каким-либо цветом, аналогичны ощущениям, связанным с предметом или явлением, постоянно окрашенным в данный цвет. Всякий читатель, по-видимому, может привести немало примеров из своего личного опыта, подтверждающих эту закономерность. Очевидно, различные цвета обладают неодинаковой способностью вызывать психические реакции. Для оценки этих различий введем понятие качества ассоциаций . К качествам могут быть отнесены: а) однозначность ощущения (т.е. определенность его, повторяемость при различных условиях для одного и того же индивидуума); б) интенсивность ощущения; в) устойчивость в пределах большой группы людей. Качества цветовых ассоциаций, а также эстетическая оценка цветов зависят как от объективных свойств самих цветов, так и от свойств воспринимающего субъекта. К объективным свойствам цвета относятся его чистота, светлота (яркость), форма цветового пятна, место и значение его в визуальной структуре, материал и фактура. Свойства воспринимающего субъекта можно подразделить на групповые и индивидуальные . К первым отнесем национальный фактор (раса, этническая группа), культурные традиции, классовую принадлежность. Ко вторым относятся возраст, пол, культурный уровень, образование, род деятельности, особенности нервно-психического склада субъекта. Многочисленные исследования (М. Сент-Джордж, Б. Райт, Л. Рейнватер, А. Купле, Р. Франсэ и др.), а также высказывания художников и поэтов позволяют сделать некоторые выводы относительно связи объективных свойств цвета с реакциями, которые они вызывают. 1. Чем чище и ярче цвет, тем определеннее, интенсивнее и устойчивее реакция. 2. Сложные, малонасыщенные, среднесветлые цвета вызывают весьма различные (неустойчивые) и относительно слабые реакции. 3. К наиболее однозначным ассоциациям относятся температурные, весовые и акустические (самые разные люди оценивают эти качества цвета в основном одинаково). 4. К наиболее неоднозначным ассоциациям относятся вкусовые, осязательные, обонятельные, эмоциональные, т. е. те, которые связаны с более интимными переживаниями и с деятельностью биологических органов чувств. Здесь даже близкие люди могут по-разному реагировать на одни и те же цвета. 5. Пурпурные цвета даже в чистом и ярком виде вызывают разные реакции. (Это можно объяснить двойственностью их природы.) 6. Желтые и зеленые цвета вызывают наибольшее разнообразие ассоциаций. (Это происходит потому, что в данной области спектра глаз различает наибольшее количество оттенков. В природе богаче всего представлены именно эти цвета. Каждый из оттенков желтого или зелено-го связывается в сознании с определенным предметом или явлением, отсюда и богатство ассоциаций.) Выше упоминалось о том, что одним из факторов, влияющих на эмоциональное переживание цвета, является форма предмета или пятна, несущего данный цвет. Говоря более общо, впечатление, производимое цветом, тесно связано с предметной структурой и, значит, зависит от всех ее качеств. Изучить закономерности этой связи - значит изучить историю искусства и культуры, так как невозможно сформулировать какие-либо общие теоретические положения в этой области вне конкретно-исторической ситуации. Все же имеются интересные попытки описания соответствий между эмоциями человека и комплексом пластических, звуковых и цветовых образов (по наблюдениям над нашими современниками). Одна из таких попыток принадлежит Дж. Ормсби Саймондсу в книге "Ландшафт и архитектура" ". Поскольку выводы Саймондса носят обобщающий характер и содержат ценные мысли для дизайнеров любого профиля, считаем возможным привести их здесь. Напряжение. Неустойчивые формы. Дробная композиция. Нелогичные сложности. Обширный ряд значений. Цветовой конфликт. Непрерывная интенсивность цвета. Зрительная неуравновешенность по отношению к линии или точке. Отсутствие точки, на которой может отдохнуть глаз. Жесткие, шероховатые или зазубренные поверхности. Незнакомые элементы. Резкий ослепляющий или вибрирующий свет. Резкие колебания температуры. Пронзительный, действующий на нервы, звук. Разрядка. Простота. Объем может меняться по размеру от интимного до грандиозного. Соответствие. Знакомые объекты и материалы. Плавные линии. Изгибающиеся формы и пространства. Явная конструктивная устойчивость. Горизонтальность. Приятные и удобные очертания. Мягкий свет. Успокаивающий звук. Объем, насыщенный спокойными цветами - белыми, серыми, синими, зелеными. Испуг. Ощущаемое ограничение. Очевидная западня. Отсутствие точек ориентации. Отсутствие средств, позволяющих оценить положение или масштаб. Скрытые зоны и пространства. Наклоненные, искаженные или разбитые плоскости. Нелогичные неустойчивые формы. Скользкая плоскость пола. Опасность. Незащищенные пустоты. Острые выступающие элементы. Искаженные пространства. Тусклость, темнота, мрачность. Бледный и трепещущий или же, наоборот, ослепляющий свет. Холодные синие, холодные зеленые тона. Ненормальный монохроматический цвет. Веселье. Свободные пространства. Гладкие, плавные формы и узоры. Возможность вихревого, мечущегося и петляющего движения. Движение и ритм, выраженные в сооружении. Отсутствие ограничений. Формы, цвета и символы, взывающие скорее к эмоциям, чем к интеллекту. Возможность театрализованности. Зачастую светлое яркое и стихийное, взятое в контрасте с тяжеловесным и темным. Теплые яркие цвета. Мимолетный, сверкающий, мерцающий свет. Веселые, бодрые звуки. Созерцание. Масштабность не имеет значения, так как субъект погрузится в глубины своего сознания. Все пространство может быть успокаивающим и скромным или же очень просторным и богато разукрашенным - лишь бы конструктивные формы не привлекали внимание. Отсутствие отвлекающих резких контрастов. Символы, если только они использованы, должны иметь отношение к теме созерцания. Пространство должно обеспечивать ощущение изолированности, уединения, отрешенности и покоя. Мягкий рассеянный свет. Спокойные нейтральные цвета. Низкие приглушенные потоки звуков, не воспринимаемые сознанием. Динамическое действие. Смелые формы. Мощный конструктивный ритм. Плоскости, поставленные под углом. Диагонали. Массивные материалы, такие, как камень, бетон, дерево или сталь. Грубые естественные поверхности. Крутая вертикаль. Явный композиционный центр. Концентрация внимания на фокусной точке действия - на трибуне, на точке сбора или на входных воротах, куда направлено общее движение. Движение, вызываемое динамичными линиями, движущимся светом и решительными изменениями формы, характера и звука. Сильные простые цвета. Возвышенное, духовное. Поражающий масштаб, который превосходит обычное человеческое представление и погружает входящего в огромное пространство. Высоко парящие формы в контрасте с низкими горизонтальными формами. Объем устроен так, чтобы держать человека как бы пригвожденным к обширной плоскости пола, в то время как взор и мысли стремятся вверх по вертикали. Ориентация вверх. Завершенный композиционный порядок, часто симметричный. Применение дорогих и капитальных материалов. Применение сдержанного белого. Если же применен цвет, то это холодные цвета, такие как сине-зеленые и фиолетовые. Недовольство. Раздражающая смена направлений и раскрытий. Зоны и пространства, не подходящие для предполагаемого использования. Помехи. Крайности. Несвоевременные затруднения. Отсутствие комфорта. Неприятная фактура. Неверное использование материалов. Нелогичность. Фальшь. Ненадежность. Утомительность. Крикливость. Скука. Беспорядок. Дисгармоничные цвета. Диссонирующие звуки. Неприятная температура или влажность. Неприятное качество света. Удовольствие. Пространство, формы, фактуры, цвета, символы, звуки, световые качества, явно подходящие к использованию пространства, каким бы оно ни было. Удовлетворение ожиданий, требований или желаний. Развитие последовательностей и их осуществление. Гармоничные соотношения. Единство при разнообразии. Возникающее в результате качество красоты. В художественной композиции программного характера (живопись, кино, сценография) эмоциональное восприятие цвета осложняется содержанием произведения. Здесь правомернее говорить об амбивалентности психологического воздействия цвета, чем в тех случаях, когда цвет взят изолированно или в неизобразительной структуре. Но интересен тот факт, что конкретная ситуация картины изменяет эмоциональное звучание данного цвета не как угодно , а только на прямо противоположное общепринятому. Например, насыщенный спектральный желтый - безусловно, веселый и жизнерадостный цвет. Но в картине Ван Гога "Ночное кафе" этот цвет подчеркивает настроение отчаяния и тоски. Ясное, безоблачное голубое небо обычно внушает человеку ясное и безмятежное настроение, однако в картинах С. Дали или Д. Кирико чистое небо еще более углубляет чувство ужаса или омерзения, внушаемое композицией в целом. С. Эйзенштейн в связи с работой над цветным кино исследовал вопрос об "абсолютных" соответствиях звука и цвета. Он пришел к выводу, что "в искусстве решают не абсолютные соответствия, а произвольно образные , которые диктуются образной системой того или иного произведения. Здесь дело никогда не решается и никогда не решится непреложным каталогом цветосимволов, но эмоциональная осмысленность и действенность цвета будет возникать всегда в порядке живого становления цветообразной стороны произведения, в самом процессе формирования этого образа, в живом движении произведения в целом ". С этим выводом нельзя не согласиться. Все сказанное истинно, за исключением слова "произвольно". Художник "окрашивает" образ не произвольно, он считается с традиционным значением цвета и подчиняется ему или дает свое, противоположное значение. Вслед за приведенным абзацем С. Эйзенштейн описывает пример из своей практики, подтверждающий именно такой обусловленный подход к цветовому решению: "Достаточно сличить тему белого и черного цвета в фильмах "Старое и новое" и "Александр Невский". В первом случае с черным цветом связывалось реакционное, преступное и отсталое, а с белым - радость, жизнь, новые формы хозяйствования. Во втором случае на долю белого цвета с рыцарскими облачениями выпадали темы жестокости, злодейства, смерти (это очень удивило за границей и было отмечено иностранной прессой); черный цвет вместе с русскими войсками нес положительную тему - геройства и патриотизма". Такая перестановка черного и белого не противоречит обычной символике этих цветов: в России, например, цвет траура - черный, но погребальный саван - белый; в Японии и Индии цвет траура - белый; враги Советской власти во время гражданской войны назывались "белыми", хотя дела их были черными. Было бы более удивительно и, вероятно, никем не понято, если бы Эйзенштейн заменил, например, черный желто-зеленым, а белый - серым. При проектировании окраски любой вещи, предназначенной для человека, и в особенности для его индивидуального пользования, необходимо учитывать цветовые предпочтения . Зарубежные ученые (Р. Франсэ, М. Сент-Джордж, В. Уолтон и др.) в результате многочисленных исследований пришли к выводу, что существует биологическая врожденность предпочтений цветов. Так, дети в возрасте до одного года независимо от расы и места проживания обнаруживают одинаковые предпочтения: красный, оранжевый и желтый они предпочитают зеленому, голубому и фиолетовому. Среди подростков и взрослых цвета по своей популярности распределяются следующим образом: голубой, зеленый, красный, желтый, оранжевый, фиолетовый, белый. В книге Р. Франсэ "Психология эстетики" говорится, что "на такое ранжирование лишь незначительное влияние оказывает художественное образование, различие в поле, принадлежность к разным расам и культурам". Цветовые предпочтения, так же как и ассоциации, обусловлены множеством факторов. Обычно следует учитывать предпочтения не только отдельных цветов, но и сочетаний. При этом не последнюю роль играет предмет - носитель цвета. Оценка цвета самого по себе может как угодно отличаться от оценки его в конкретной ситуации. Поэтому данные лабораторных исследований цветовых предпочтений не могут служить единственным основанием для разработки цветовой композиции объекта, даже если говорить о ее элементарных эстетических качествах. Более верным, хотя и более сложным способом изучения цветовых предпочтений может служить исследование художественного творчества , например декоративно-прикладного искусства, самодеятельной живописи и графики той или иной социальной группы людей. В этих областях цветовые симпатии проявляются достаточно непосредственно, и в то же время всякий цвет включен в композицию, связан с материалом и фактурой, т. е. на этих объектах можно изучать не препарированный, а живой цвет, в процессе его собственной жизни и взаимодействия с человеком. Полную картину цветовых предпочтений можно получить только на основании изучения истории искусства данного народа. Но человек - существо не только социальное, его деятельность обусловлена также факторами физиологического порядка, а его психические реакции - состоянием нервной системы. Поэтому цветовые предпочтения в известной мере зависят от физиологических свойств организма. Исследуя психофизиологические реакции человека на цвет, можно выявить некоторые общие закономерности цветовых предпочтений. Такой метод может быть полезен как дополнение к методу историческому. С точки зрения физиологического воздействия все цвета и их сочетания можно разделить на две основные группы: А. Простые, чистые, яркие цвета. Контрастные сочетания. Б. Сложные, малонасыщенные цвета (разбеленные, ломаные, зачернен-ные), а также ахроматические. Нюансные сочетания. Цвета группы "А" действуют как сильные, активные раздражители. Они удовлетворяют потребностям людей со здоровой, неутомленной нервной системой. К таким субъектам относятся дети, подростки, молодежь, крестьяне, люди физического труда, люди, обладающие кипучим темпераментом и открытой, прямой натурой. И действительно, цвета и сочетания такого типа мы встречаем в следующих случаях: в детском художественном творчестве; в молодежной моде на одежду; в декоративно-прикладном искусстве народов всего земного шара; в самодеятельном "городском фольклоре", творцы которого - люди неинтеллигентного труда; в искусстве художников-революционеров XX в., ломающих каноны (Матисс, Корбюзье, Леже, Маяковский). Цвета группы "Б" скорее успокаивают, чем возбуждают; они вызывают сложные, неоднозначные эмоции, нуждаются в более длительном созерцании для их восприятия, удовлетворяют потребность в тонких и изысканных ощущениях, а такая потребность возникает у субъектов достаточно высокого культурного уровня. По всем этим причинам цвета группы "Б" предпочитаются людьми среднего и пожилого возраста, интеллигентного труда, людьми с утомленной и тонко организованной нервной системой. Цвета и сочетания данного типа встречаются в следующих случаях: в европейском костюме для среднего и пожилого возраста; в интерьере жилищ городской интеллигенции; в живописи и прикладном искусстве классов, уходящих с исторической арены (XVIII в.- рококо, XIX и XX вв.-модерн); в современной проектной графике и окраске подавляющего большинства архитектурных объектов и т. д. Закономерная картина цветовых предпочтений может временно нарушаться колебаниями моды. Часто в одной и той же культуре сосуществуют противоположные типы колорита, удовлетворяя одного и того же потребителя. Таким образом, проблема цветовых предпочтений сложна и нуждается во вдумчивом и дифференцированном подходе. Интересное для художника явление представляют собой цветовые синестезии. Слово "синестезия" означает "соощущение". Это такое явление, когда органы чувств возбуждаются неадекватными раздражителями. Например, при звуках музыки возникают ощущения цветов или при наблюдении цвета представляются какие-либо звуки, осязательные, вкусовые ощущения и т. д. "Синестетическое чувствование" было знакомо людям тонкой психической организации, по-видимому, во все времена. Вот как ощущали мир японские поэты: Сумрак над морем. Лишь крики диких уток вдали Смутно белеют. Мацуо Басе Льют майские дожди. И ветер в листьях сливы Свежо зазеленел. Саймаро Иоганн Вольфганг Гете чувствовал "фактуру" цвета и его "вкус": "Я ничего не имею против допущения, что цвет можно даже осязать; этим его собственное своеобразие только еще больше обнаруживалось бы. На вкус цвет тоже различим. Синий будет иметь щелочной, желто-красный - кислый вкус. Все проявления действительности родственны". Цветовые синестезии культивировались в искусстве романтического направления во второй половине XIX в. и несколько позже в музыке и поэзии символистов. Французский поэт Артюр Рембо (1854-1891) прославился своим сонетом "Гласные": А - черный, белый - Е; И - красный; У - зеленый; О - синий; тайну их скажу я в свой черед". Немецкий романтик А. В. Шлегель (1767-1845) также ощущал "окраску" звуков: "А - соответствует светлому, ясному, красному и означает молодость, дружбу и сияние. И - отвечает небесно-голубому, символизируя любовь и искренность. О - пурпурное, Ю - фиолетовое, У - ультрамарин". Чрезвычайно богата цветозвуковыми образами поэзия А. Блока, А. Белого, С. Есенина, К. Бальмонта, В. Хлебникова. Многие музыканты и композиторы обладают "цветным слухом". Замечательный русский композитор А. Н. Скрябин в своей музыкальной поэме "Прометей" написал "партию света" (т.е. световое сопровождение музыки). Н. А. Римский-Корсаков говорил, что "диезные строи в нем вызывают представления цветов, а бемольные... рисуют настроения или же большую или меньшую степень тепла..." Среди живописцев, остро чувствовавших цветомузыкальные соответствия, можно назвать Д. Уистлера, М. Чюрлениса, А. Лентулова, В. Кандинского. В книге "О духовном в искусстве" В. Кандинский подробно описывает свои цветомузыкальные синестезии. Вот некоторые из них: "Светло-тепло-красное... напоминает звук фанфар, причем труба как бы призвучит - упрямый, навязчивый, сильный тон... Киноварь звучит подобно трубе и может быть поставлена в параллель с сильными барабанными ударами... Звучание (оранжевой)... подобно однотонно звучащему среднему колоколу, сильному альту как человеческому, так и струнному... Фиолетовое... звучит несколько болезненно, как нечто погашенное и печальное... Оно подобно звуку английского рожка, свирели и в глубине вообще глубоким тонам деревянных инструментов, как фагот". Природу синестезии исследовали многие ученые. Одни предполагали, что в основе ее может лежать взаимное индуцирование возбуждений между слуховыми, зрительными или обонятельными волокнами в мозгу, в местах их близкого расположения. Другие видели в ней обычную "ассоциацию идей" (А. Бинэ). Третьи считают синестезию признаком атавизма, проявлением первобытного синкретизма ощущений (М. Нордау).

Согласно фэн-шуй, каждый цвет излучает определенные вибрации, которые оказывают влияние на здоровье и настроение человека. Если вы ощущаете в своей квартире дискомфорт или же чувствуете, что ваше внутреннее состояние меняется в худшую сторону как только вы заходите домой, то возможно вам пора сменить цвет стен. Каждый цвет имеет свое значение в фэн-шуй. Есть цвета, приносящие в дом уют и радость, а есть те, которые провоцируют на агрессию, вызывают апатию и стресс. Давайте разберемся какие цвета в доме помогут создать атмосферу комфорта и гармонии.

Значение цветов в фэн-шуй

Белый цвет излучает энергию радости и добра. Кроме того, он побуждает к активным действиям, придает бодрости и сил. Последователи фэн-шуй не рекомендуют делать этот цвет основным в комнате. Его обязательно нужно разбавлять яркими акцентами или сглаживать холодными оттенками. Белый цвет нельзя использовать в спальне и гостиной, его лучше использовать в отделке прихожей или ванной комнаты.

Черный цвет в фэн-шуй дает ощущение печали, скорби и тоски. Однако несмотря на это, он также помогает расслабиться и избавиться от негативной энергии. Этот цвет в небольших количествах можно использовать в спальне, гостиной и в ванной комнате.

Серый цвет символизирует спокойствие и умиротворение. Он отлично впишется в интерьер спальни и гостиной. Но для того, чтобы его вибрации благотворно воздействовали на вас, разбавьте его другими цветами.

Красный цвет – цвет страсти, активности и агрессии. По мнению специалистов фэн-шуй, этот цвет принесет радость и счастье только в супружеской спальне Он подарит чувственность и страсть двум влюбленным. В остальных комнатах этот цвет будет провоцировать агрессию и раздражительность.

Желтый цвет символизирует радость, уют и гармонию. Этот цвет поднимает настроение и наделяет человека энергией. В фэн-шуй квартиры его смело можно назвать цветом успеха. Желтый предпочтительнее использовать в гостиной, в рабочем кабинете, на кухне и в прихожей.

Оранжевый является отличным антидепрессантом. Он стимулирует к плодотворной деятельности и заряжает позитивом. Это цвет рекомендуется использовать на кухне или в рабочем кабинете. Категорически нельзя оранжевый применять при отделке спальни и ванной комнаты – расслабиться вам в этом случае не удастся.

Коричневый цвет снимает усталость и дает ощущение стабильности и уверенности в себе. Этот цвет можно использовать при отделке ванной комнаты. Категорически нельзя использовать коричневый в интерьере спальни, особенно супружеской – он ослабит сексуальное влечение и пагубно повлияет на внешний вид.

Синий цвет успокаивает, снимает стресс и восстанавливает силы. Его рекомендуется использовать в интерьере спальни и ванной комнаты. Категорически нельзя применять его в отделке кухни, так как он снижает аппетит.

Фиолетовый цвет – символ гармонии, мудрости и душевного равновесия. Если вы занимаетесь медитацией, то стены комнаты этого цвета вам помогут быстро добиться мастерства в постижении высших знаний. Доминирующим делать его не стоит. Лучше использовать светлые тона и разбавлять фиолетовый другими цветами.

Зеленый цвет – символ жизни, энергии и роста. Вместе с этим он прекрасно успокаивает, восстанавливает силы и умиротворяет. Учение фэн-шуй рекомендует использовать его в интерьере спальни, детской комнаты, кухни и гостиной. Также он благотворно подействует на человека в рабочем кабинете.

Правильно подобрав цвет интерьера по фэн-шуй , вы можете создать у себя дома атмосферу радости, гармонии и комфорта. Желаем вам удачи и не забывайте нажимать на кнопки и

31.03.2014 14:59

Согласно фэн-шуй квартиры, ванная комната и туалет являются чуть ли самыми важными местами в помещении. ...

Китайское учение фэн-шуй помогает найти потоки благоприятной энергии и направить их в нужное русло. Отталкиваясь от этого, можно создать...

Не стоит недооценивать влияние цветов на психику человека. Цветовое решение в интерьере дома может обернуться раздражительностью, агрессивностью домочадцев. В офисе - снизить работоспособность. А в одежде - изменить вашу личность до неузнаваемости.

Задача психологии состоит в том, чтобы изучить влияние окружающей среды на человеческую психику (в чём бы оно не выражалось) и научить каждого желающего применять эти знания на благо себе. Отсюда и появление всевозможных интерпретаций, которые весьма полезны для создания нужного образа «Я». Хотите ли вы быть успешным и уметь преподносить себя людям? Меняйте гардероб, советуют психологи. Хотите, чтобы ребенок развивался в спокойных и благоприятных условиях? Делайте ремонт. Целенаправленно используйте воздействие цвета на психику человека, и это сослужит вам хорошую службу.

Основные характеристики цветов

Для разбора возьмем лишь основные цвета по существующим сегодня общепризнанным моделям смешивания цветов: белый и черный, желтый, синий, красный, зелёный. И поскольку фиолетовый также интересен с психологической точки зрения, рассмотрим и его.

По одной модели белый - это воплощение отсутствия цвета, по другой таковым является чёрный. Однако с точки зрения психологов именно чёрный символизирует отрицание цвета, а вместе с этим и всех социальных норм, отказ от ярких красок жизни, от давления общества. Белый же не несёт в себе особой нагрузки, но мысленно всегда связывается с чистотой, безупречностью.

Красный, говорят, цвет страсти. Так оно и есть. Если человек предпочитает красный цвет, это говорит об определённых особенностях его характера, о том, что в его личности доминируют следующие черты: импульсивность, необузданность, раскрепощенность, целеустремлённость. Это властолюбивые люди. Некоторые яркие представители этой категории проявляют себя не самым этичным образом в желании добиться своего: «идут по головам».

Люди, предпочитающие имеют противоположные черты, но вместе с тем, в них есть «творческая жилка» благодаря чувствительной натуре, и тяга к путешествиям. А также высокое чувство меры и ответственности.

Желтый цвет предпочитают жизнерадостные люди, о которых говорят: «душа компании». За ними хочется идти навстречу приключениям.

Зелёный отражает который может, в отличие от многих, похвастаться стабильным положением, он уверен в себе, достаточно подкован в своей сфере, что даёт ему смелость шагать по жизни.

Фиолетовый цвет связывают с незрелостью личности: эмоциональной, а при ярко выраженном предпочтении этого цвета, а также розового, и с интеллектуальной.

Особенно сильно проявляется влияние цветов на психику человека через окружающую среду и одежду.

Цвет в интерьере дома, офиса

Синий цвет создаёт иллюзию более просторной комнаты, но и холодной. Не рекомендуется использовать его в интерьере более, чем на 40% от общего цветового оформления. Поскольку в избытке синий цвет вызывает ощущение давления: даже самый уверенный в себе человек может засомневаться в собственных силах. Успокаивающее действие, с которым многие дизайнеры связывают синий цвет, скорее присуще более светлым его оттенкам, т.е. голубому (для оформления офисов точно не подходит).

Зелёный цвет в интерьере предпочтут индивиды, стремящиеся к единению с природой. Кроме того, этот цвет действительно вызывает в душе чувство гармонии, спокойствия, ощущение великолепия жизни. Человек в комнате с преобладанием зеленого цвета будет предан созерцанию, и только ему. Поэтому в детской комнате он создаст необходимые условия для развития маленького человечка. А в офисе подойдет для ровного, неторопливого, но целенаправленного достижения трудовых задач. Однако, если вы и без того довольно спокойный и невозмутимый человек, а условия работы требуют быстрого реагирования, тогда следует выбрать противоположную цветовую гамму для оформления рабочего кабинета (например, неяркий красный в разумных пределах).

Красный способен пробудить страсти в спальне, только его должно быть по минимуму (около 20%): достаточно сделать акцент в интерьере комнаты (выкрасить одну стену). Он согревает душу и повышает физическую активность. Но его избыток в помещении породит ссоры, агрессивность, раздражительность. В детской комнате не рекомендуется и без того гиперактивным детям. В рабочей обстановке повысит работоспособность, но на короткое время, а затем наступит резкий спад.

Жёлтый цвет добавит солнца в плохо освещаемую квартиру (если окна не выходят на юг) и немного счастья в быт, придаст бодрости. А значит, подойдёт для ванной комнаты, кухни, для детской. Умеренные тона желтого будут уместны в офисе, если только у вас творческая профессия.

Влияние цветов на психику человека в интерьере велико. Оно особенно заметно в негативном действии фиолетового цвета: снижается стремление к познанию, труду, любая активность заменяется пассивностью, угнетенностью.

Черный редко используется в оформлении интерьера, а если используется, то в минимальном количестве. И это разумно, ведь мрачности, холоду и страху не место в уютном жилье.

Зато белый позволяет расширить пространство. В маленьких квартирках он становится спасительным: давящие стены окажутся родными и любимыми, если окрашены в чистый белый цвет.

Цвет одежды

Белая одежда демонстрирует чистоту, светлые его доброту, даже если эти черты совершенно ему не свойственны. Психологи рекомендуют носить белоснежные одежды людям, подверженным болезням, чтобы ощущение чистоты проникало в глубины сознания и очищало от мыслей о болезни.

Люди, предпочитающие носить исключительно чёрные вещи, довольно мрачные личности, протестующие против социума, принятых в нём норм. Иногда ношение одежды означает серьезный стресс, затяжную депрессию. И одежда только усугубляет это состояние. Да, иногда влияние цветов на психику бывает опасным. Чтобы развеять действие негативных эмоций, психологи советуют начать носить одежду ярких цветов.

Фиолетовые оттенки предпочитают люди эмоционально открытые, добрые, общительные. У окружающих такой человек ассоциируется с душевной чистотой, невинностью. Самому человеку он дарит чувство гармонии, спокойствие.

Красная одежда кричит и внушает множество эмоций окружающим людям: иногда раздражение, иногда страх, иногда подавляет волю в обществе такого яркого человека. Для людей неуверенных это прекрасный способ почувствовать себя «по другую сторону баррикад».

Одежда преимущественно синего цвета создаёт облик серьезного, делового человека, которому хочется довериться и вести с ним дела. Чтобы произвести такое же впечатление, следует подбирать и серые костюмы, иногда уместны бежевые (для встреч с деловыми партнёрами, с которыми имеете дело уже не первый год).

Предпочитающие зелёный цвет в одежде - это люди уравновешенные, спокойные, гармоничные как в отношениях с окружающими, так и с самим собой, и с миром в целом. Окружающими они воспринимаются исключительно позитивно и спокойно.

Влияние цветов на психику человека досконально изучено не только профессиональными дизайнерами и модельерами. Даже врачи используют его для лечения пациентов. Пора и нам внести в нашу жизнь нужные краски.

Поделиться: