Конспект интегрированного (ознакомление с окружающим миром, экология, развитие речи, конструирование) занятия в старшей группе. Тема: «В стране насекомых»

Конспект по ручному труду в средней группе «Маленькие друзья муравьишки»
Цель: Расширение и уточнение знаний детей о насекомых, их разнообразии и характерных признаках. Развивать мелкую моторику, логическое мышление, память, диалогическую и связную речь. Воспитывать интерес к окружающей природе; воспитывать желание помогать друг другу;
Оборудование: палочка от мороженного, цветная бумага, ножницы, клей ПВА, салфетка, кисточка для клея. Аудиозапись музыки леса, звуки насекомых.
Ход занятия. Звучит музыка « Звуки насекомых».
Воспитатель читает стихотворение:
Насекомые весной
Вьются и порхают –
На полянке на лесной –
Всё благоухает!
Ног у насекомых шесть,
Голова есть, крылья.
И не прочь пыльцу поесть
(Но не путать с пылью!)
Пчёлке, бабочке, шмелю
Нужен сок цветочный.
Ест коровка божья тлю,
С зелени, с листочков.
Шмель гудит, оса звенит,
Стрекоза летает
В ульях мёд в такие дни
Соты заполняет.
Воспитатель: Про кого это стихотворение?
Дети: про насекомых.
Воспитатель: Правильно, молодцы. Мы с вами так много узнали о насекомых. Каждый день наблюдаем за ними на прогулке. А сейчас я вам расскажу, что произошло с маленьким муравьишкой. Сели все по удобнее, сказка начинается.
На лесной полянке, залитой солнечным светом, сидел муравьишка. “Так непросто быть маленьким”, думал муравей. Жил он один и не было у него друзей. И тогда маленький муравьишка решил отправиться в путешествие, чтобы найти себе друзей.
“Вот бы я был в несколько раз больше, как паук, рассуждал муравей, «у него вон какие лапы длинные. Так мне бы и через ветки бегать гораздо удобнее было, да и быстрее. А каким бы я был красивым».
Муравей настолько задумался и так хорошо представил уже себя с красивыми длинными лапками, что совсем не обращал внимания на дорогу. Он и не заметил, как оказался на Большой Дороге Людей, где надо быть особенно осторожным и внимательным. Но сладкие мечты полностью отвлекли его от реальной жизни. И вдруг все исчезло! Дорога, камушки, лежавшие рядом, иголки все. Даже свет исчез. Стало темно. И все это сопровождалось страшным грохотом. Муравей ужасно испугался.
А через мгновение все появилось снова и дорога и иголки и даже камушки. Он понял, что оказался под ботинком человека, и его чуть было не раздавили. Муравья спасло только то, что он был таким маленьким. Тогда он подумал, что наверно это вовсе даже неплохо быть таким, какой ты есть. Ведь в этом и заключается твоя сила.
Воспитатель: Давайте поможем муравьишке и сделаем ему друзей. А для этого нам нужна будет цветная бумага, клей, ножницы, палочка от мороженного. Ну и конечно наша фантазия.
В нашей творческой мастерской всё есть для творчества. И не забываем правила поведения, нужно работать тихо, чтобы не мешать другим. Аккуратно пользоваться клеем, ножницами и другими материалами. Давайте сначала вспомним, строение насекомых. У насекомых есть голова, грудь и брюшко, а также у них есть усики и шесть лапок. У некоторых насекомых есть крылышки.
Воспитатель: Чтобы изготовить муравья, нам нужно три детали круглого размера. Вспоминаем, как вырезать круг и из чего?
Дети: Круг вырезаем из квадрата, срезая уголки.
Воспитатель: Правильно. А ножки, усики как сделаем?
Дети: Ножки и усики будут чёрные полоски бумаги.
Воспитатель: А чтобы удобнее вам было играть потом с насекомыми, закрепим их на палочки от мороженного. Склеивая детали, незабываем пользоваться салфеткой, чтобы убрать лишний клей.
Также объясняю, как сделать других насекомых. Дети, которые плохо вырезают, воспитатель помогает им.
А прежде, чем начнём нашу работу в нашей творческой мастерской, мы немного отдохнем.
Физкультминутка.
Утром бабочка проснулась,
Потянулась, улыбнулась,
Раз – росой она умылась,
Два – изящно покружилась.
Три – нагнулась и присела,
На четыре – улетела.
Воспитатель: Вот немножко отдохнули и принялись за работу. Во время работы звучит спокойная музыка леса.
Воспитатель: Какие замечательные получились насекомые. Теперь у муравьишки будет много друзей. И пчёлки, и муравьи, и кузнечик, и мотылёк, и стрекоза и даже божья коровка.

Конспект интегрированного (ознакомление с окружающим, экология, развитие речи, конструирование) занятия в старшей группе.

Тема: «В стране насекомых».

Цель занятия :

Расширить знания детей о насекомых (разнообразие, отличительные признаки, питание, передвижение, польза);познакомить с особенностями жизни природных пчёл и пчёл за которыми ухаживает человек; учить детей целеустремлённо присоединять новый материал к уже имеющимся знаниям.

Развивать фразовую речь, фонематический слух; продолжать учить детей давать аргументированные ответы на вопросы.

Развивать критичность мышления, активизировать познавательные способности детей.

Закрепить навыки и умения конструирования из бумаги.

Воспитывать любознательность, интерес к живой природе .

Словарная работа : улей, нектар, опыление, соты, пасека, пасечник, дымарь.

Билингвальный компонент : ара – пчела, кобелек – бабочка, саратан коныз – майский жук, гулдер – цветы.

Оборудование : цветущий луг (цветы, сделанные из бумаги), картинки насекомых, ульи, соты, мёд, одежда для пасечника, костюмы «насекомых» для детей, диск с записями звуков пчёл, комара, жука, заготовки для изготовления «пчелы», материал для конструирования из бумаги.

Предварительная работа. Заучивание стихотворений о насекомых.

Ход занятия:

Воспитатель. Заметили ли вы, ребята, что наша групповая комната стала какой-то необычной: на стенах, столах вы видите картинки с изображением насекомых, украшена она и красивыми цветами. Комната превратилась в цветущий луг, а вы в «насекомых». Дети, мы попали в страну насекомых.

Давайте пройдёмся

Издравствуйте, скажем, каждому цветку.

Я должен над цветами наклониться

Не для того, чтоб рвать или срезать.

А чтоб увидеть добрые их лица

И доброе лицо им показать.

Давайте наклонимся и улыбнёмся цветочкам. В стране насекомых есть хозяйка. А кто она отгадайте?

Загадка.

С утра жу-жу

Цветы бужу

И мёд вожу.

Правильно, дети, это пчела. Попробуйте найти её. Как вы думаете, где она может быть? Ответы детей (на цветах, растениях, луговых травах). В групповую комнату влетает пчела и звучит её песенка (ж-ж-ж-ж-ж).

Пчела Майя. (роль исполняет воспитатель) Здравствуйте, дети. Меня зовут пчела Майя. Я хочу пригласить вас в страну насекомых, по которой мы будем путешествовать вместе. Летите за мной…

Беседа на тему: «Что вы знаете о насекомых?»

Пчела Майя (обращаясь к детям). Я хочу задать вам следующие вопросы:

Каких насекомых вы знаете? Дети называют, а я раскладываю их вокруг цветка (называют на казахском языке).

Чем похожи все насекомые? Ответы детей: есть голова грудь, брюшко, на голове глаза (у некоторых они занимают большую часть головы),усики, крылья, благодаря которым они летают. У насекомых шесть ног.(счёт на казахском языке). Дополняю ответы детей.

Д/и «Назови насекомое ласково». Комар – комарик.Жук – жучок.Стрекоза – стрекозка, стрекозочка.Бабочка – бабочка.Пчела – пчёлка,пчёлочка.

Д/и «Кто, где живёт?»

Пчела (в улье), жуки (в коре деревьев),бабочки (в цветах), кузнечики (в траве).

Пчела Майя. Я, ребята, природная пчела. Тружусь с раннего утра до позднего вечера, сама добываю нектар, готовлюсь на зиму. Хотите, я покажу вам свой домик? Летите за мной… Посмотрите,какое интересное дерево. В стволе большое дупло. Как вы думаете, чей это домик? (белки). А рядом домик мой, вот это маленькое дупло.

П./и «Медведь и пчёлы».

Пчела Майя. Ребята, а вы знаете, кто из диких животных очень любит мёд? Правильно, медведь. Лесным пчёлам никто не делает домики-ульи, поэтому они располагаются в дуплах деревьев. Вот здесь у нас будет дупло. Медведь хочет забрать из дупла мёд, а дикие лесные пчёлы его туда не пускают, прогоняют, жужжат: «ж-ж-ж-ж-ж» (дети повторяют). Давайте считалочкой выберем медведя: «Раз, два, три, медведем будешь ты». (надеваю шапочку медведю). Медведь отходит в сторону.

Пчела Майя:Полетели пчёлки собирать нектар и пыльцу с цветков.(Дети - пчёлы бегают, взмахивая руками, приседая на корточки)Вот медведь идёт,(Медвежьей походкой выходит ребёнок-медведь и направляется к дуплу)Из дупла мёд унесёт.Пчёлки домой! (Дети-пчёлы подбегают к дуплу)Слова детей-пчёлок:Это дупло-домик наш,Уходи медведь от нас:«ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж!»(Дети-пчёлы машут крыльями и прогоняют медведя).

Дети, слышите, кто-то лети на нашу поляну. Летит жук, расправив крылья (звучит «песенка» майского жука).

Майский жук. (роль исполняет ребёнок)Я весёлый майский жук.Знаю все сады вокруг. Над лужайками кружу,А зовут меня Жу-жу.Почему зовут Жу-жу,Потому что я жу-жу.

Пчела Майя. Майские жуки крупные. Живут на деревьях. Майские жуки опасные вредители, они питаются листьями деревьев. Особенный вред приносят их личинки, которые живут в почве и питаются корнями растений. У майских жуков в природе есть враги: летучие мыши и совы ловят их, а вороны, скворцы и грачи уничтожают личинок в почве. Помогают лесам в борьбе с вредителями лисы,медведи, ежи – все они не прочь полакомиться жирными личинками и жуками.

Ребята, отгадайте загадку. «Самого не видно, а песенка слышна». Летит комарик (звучит « песенка комара»:з-з-з-з-з-з-з)

Комарик (роль исполняет ребёнок)Я комарик, я проказник.Цокотуху ловко спас.Прилетел я к вам на праздник,Но кусать не стану вас.

Пчела Майя. У комара тонкое тело, слабые ноги и два брюшка. На голове комара есть хоботок, которым он прокалывает тело жертвы и сосёт кровь, а также пара маленьких усиков. У комара есть уши, которые находятся в усах. Комары – вредные насекомые, так как разносят опасные болезни. Лягушки и жабы помогают побеждать кровожадных насекомых, питаются комарами стрекозы и птицы.

Ребята, посмотрите внимательно на луг. Про какое насекомое люди говорят «порхающий цветок? (бабочка). В мире огромное количество бабочек. Они яркие красивые, являются украшением природы. Бабочки бывают разных размеров. Я хочу познакомить вас с самой маленькой бабочкой. Зовут её Лёля. Живёт она здесь на лугу в цветочке. Давайте её поищем.

Бабочка (роль исполняет ребёнок)

Мен әдемікөбелекпін

Ән айтамын, ұшамын

Сіздерді көптен көрмедім

Баршаңызды жақсы көремін.

Пчела майя. Бабочки, перелетая с цветка на цветок, собирают нектар и опыляют растения. Вот и Лёля такая маленькая, а работать любит. Маленьких бабочек называют мотыльками. У бабочек есть враги – птицы и пауки.На луг летит божья коровка.

Божья коровка (роль исполняет ребёнок)Я летать умею ловкоБожья пёстрая коровка.Крылья красненькие в точках. Словно в чёрненьких кружочках.

Пчела Пайя. Посмотрите, какое красивое насекомое.У божьей коровки: овальное тело, ярко красная спинка, украшенная чёрными точками. Божья коровка ползает и летает, даже на большие расстояния. У неё есть маленькие крылышки, а под ними жёсткие коричневые полупрозрачные под крылья. Окраска божьей коровки предостерегающая. Птицы знают, что насекомые с такой окраской – несъедобные. Божьих коровок называют санитарами. Они спасают сады от тли, от мелких вредных насекомых.

Дети исполняют песню «Божья коровка».

Ребята, а как вы думаете, какое насекомое самое трудолюбивое? (пчела). Пчела трудится с самого раннего утра до позднего вечера. А вы любите трудиться? Давайте сейчас каждый из вас сделает по одной пчёлке.

Конструирование из бумаги «Пчела».

Дети рисуют маркером полоски на брюшке вырезанной из картона «пчелы», приклеивают крылья (заготовки пчелы раздаю детям с ниткой).

Дыхательное упражнение «Отправь пчёлку в полёт за нектаром». Дети держат пчёлку за ниточку и дуют на неё. Я словами корректирую силу, с которой дети дуют.

Вот пчёлка несмело вылетела из улья.Увидела цветы и заспешила к ним.Набрала пчёлка много мёда и неторопливо летит домой.Как быстро темнеет, торопись в улей, пчёлка!

А сейчас, ребята, держите пчёлок и летите за мной. Я хочу показать одно интересное место на лугу. «Насекомые» прилетают на пасеку и знакомятся с пасечником.

Разминка «Трудолюбивая пчёлка».

Пчёлка трудится весь день (руками обрисовать перед собой круг)

И работать ей не лень.(покачивание указательным пальцем в знак отрицания)

От цветка летит к цветку, (ритмичные взмахи руками)

Клеит на брюшко пыльцу.(круговые движения ладонью по животу)

Хоботком нектар сосёт,(вытянуть руку вперёд, затем вниз, наклониться)

За день много соберёт(раскрыть перед собой все пальцы)

Унесёт нектар тот в улей, (изображают полёт)

И назад вернётся пулей.(резко выбросить руку с вытянутым указательным пальцем вперёд)

В сотах утрамбует мёд, (топанье ногами)

Время трудное придёт. (поёживание)

Будет пчелкам, чем питаться (имитация движения ложкой)

Надо очень постараться. (имитация накладывания мёда в соты)

Рассказ пасечника о пчёлах, о своей работе.

Ребята, сейчас мы с вами поговорим об обитателях пасеки. Что такое пасека? В старину пасеку называли «пчельник». Пасека-это место, где размещаются пчелиные домики ульи. А я человек, который заботится о пчёлах на пасеке, и называют меня пасечник. Повторите эти слова «пасека» и «пасечник» и запомните их. Посмотрите у меня на пасеке улья разного цвета. Какого? Каждая пчела знает свой домик. Сегодня я расскажу вам о пчёлах. Как вы считаете, пчела это полезное насекомое? (да) Хоть они и жалят больно, их работой мы довольны. Пчёлы живут большой семьёй. Они собирают пыльцу с цветов в специальные сумочки, которые находятся в ногах. Прилетела она на пасеку, попила водички и села отдохнут,залетела в улей через кружок. Внутри улья есть рамки. (показ). Здесь много ячеек. Пчёлы заполняют ячейки мёдом. Вот эта рамка наполовину заполнена мёдом. Я хочу показать вам вот этот предмет, называется он дымарь. В дымарь я по ложу сухие веточки, поджигаю и окуриваю улей. Дым пугает пчёл, и они выползают наружу. Только тогда я достаю из ульев рамы, полные мёда и несу их в специальный жестяной аппарат. Машина крутит раму, жидкий мёд не может удержаться, брызжет из сот на стенки бака и затем стекает в деревянную кадку. Воздух вокруг наполнен медовым ароматом. Дети, а вы любите мёд? Правильно, ведь он очень полезный. Сейчас я угощу вас мёдом. (Дети благодарят пасечника и прощаются с ним.)

Пчела Майя (обращаясь к детям) Вот и подошло к концу наше путешествие. Вам понравилось? Что особенно вам понравилось? (ответы детей) Молодцы, дети, вы рассказывали о насекомых, поиграли, выполняли физические упражнения, рассказывали стихи, пели песню. Мне было интересно с вами. А сейчас пора улетать на красивые луга, полные цветов поляны, чтобы вместе со своими пчёлками – сестричками собирать мёд, вкусный и полезный для здоровья человека. На территории участка детского сада тоже много цветов. И среди них вы можете увидеть пчёл, которые собирают мёд. Не рвите цветы, не тревожьте пчёл, сохраняйте удивительную красоту природы! До свидания, ребята, до новой встречи!

Цели:

Расширить знания детей о насекомых.
Обогатить словарь детей по теме «насекомые».
Формировать устойчивые представления о цвете, количестве, величине, форме.
Продолжать учить различать и называть геометрические фигуры, определять положение предмета (середина, край), отсчитывать заданное количество предметов (один,два, три).
Продолжать учить слушать и понимать речь взрослого.
Упражнять в звукоподражании.
Совершенствовать навыки рисования, наклеивания, лепки, ручного труда.
Развивать глазомер, мелкую моторику рук, речь, внимание, мышление.
Воспитывать интерес к насекомым.

Оборудование:

Картинки с изображением насекомых: муха, бабочка, муравей, жук, пчела, гусеница и паук.
Мелкие игрушки-насекомые.
Вырезанные из плотного картона гусеницы с отверстием для шнурка в нижней части, шнурки.
Картинка с изображением гусениц разных цветов, приделанные на веревочки силуэтные картинки бабочек таких же цветов.
Картинка с изображением трех одинаковых бабочек и одной отличной от них.
Картинка-схема с изображением бабочки из геометрических фигур, геометрические фигуры, счетные палочки.
Краски пальчиковые, сложенный пополам лист бумаги, вырезанный в форме бабочки.
Картинки-фон с изображением теней трех ульев разного размера, вырезанные из цветного картона ульи, силуэтные картинки пчел.
Пластилин, семена клена, горошины, еловые иголки, вырезанный из зеленого картона листик.
Картинка с изображением муравейника и муравьев, карандаши.
Пуговицы разных цветов и размеров, силуэтное изображение сапога с наклеенными кругами, соответствующего пуговицам цвета и размера.
Вырезанные из картона жуки и цветы красного, желтого, зеленого, белого, синего цвета.
Парные картинки с изображением насекомых.
Картинка-фон с изображением жука, вырезанные детали изображения: два надкрылья, голова. Клей, черный маркер.
Разноцветные прищепки, вырезанные из плотного картона силуэтные изображения пауков без лапок.
Сетки-паутинки. Вырезанные из зеленой бумаги листочки.
Картинка с изображением паутины с кругами-каплями, плоские стеклянные камешки.
Картинка-фон с изображением теней тарелки, вилки, ножа, ложки; цветные силуэтные изображения этих столовых приборов.
Сушка, веревочки.
Аудиозаписи: «Жук», «Паучок», «Бабочка» Е. Железновой.

Ход занятия:

Рано солнышко проснулось,
В гости к нам пришло с утра.
Всем ребятам улыбнулось,
Пожелало всем добра.

Игровая ситуация «Муха-именинница»

Будет, будет детвора
Веселиться до утра.
Нынче Муха-Цокотуха
Именинница!

Сегодня мы отправляемся в гости к Мухе-цокотухе. Она сегодня именинница - день рождения у нее сегодня. А кроме нас придут к мехе на праздник самые разные гости. А вот и они.

Далее воспитатель показывает картинку «Гостя», называет изображенное на ней насекомое и просит повторить. После того, как дети выполнят все задания, связанные именно с этим «гостем», воспитатель просит детей назвать его еще раз.

Пчела

Приходила к мухе бабушка-пчела.
Мухе-цокотухе меду принесла.

Дидактическая игра «Расставь ульи»

Вот домики для пчел - ульи. На место теней расставьте подходящие по размеру ульи.
Какого цвета самый большой улей, самый маленький? Посадите одну пчелу на самый маленький улей, на средний улей посадите две пчелы, на самый большой улей посадите три пчелы. Прилетели пчелы и зажужжали: «ж-ж-ж».

Муравей

Приходил муравей.
Приводил сто друзей.

Рисование карандашами «Проведи муравьев к муравейнику»

Возьмите карандаши и нарисуйте дорожку от каждого муравья к его дому - муравейнику.

Стрекоза

Прилетала стрекоза.
Растопырив глаза.

Ручной труд «Стрекоза»

Прямым раскатыванием делаем туловище, круговым раскатыванием - голову. Соединяем детали. Из семян ясеня делаем крылья, из еловых иголок усики, из двух горошин - глаза.

Гусеница

Гусеница приползала.
Превращением удивляла.

Игра со шнурками «Гусеница»

Вставьте шнурок в отверстие, проденьте и намотайте на гусеницу. Так гусеница готовится стать бабочкой.

Музыкальная пауза «Бабочка»

Дети выполняют движения соответственно словам песни: отрывают кусочки от вырезанного из зеленой бумаги листочка, ложатся на ковер, бегают, машут раками.

Дидактическая игра «Гусеница стала бабочкой»

Вот и стали гусеницы бабочками. Разложите бабочек сверху на гусениц правильно: желтая гусениц стала желтой бабочкой, красная гусеница стала красной бабочкой, синяя гусеница - синей бабочкой, а зеленая гусеница - зеленой бабочкой.

Бабочка

Бабочка прилетала.
Красиво крыльями махала.

Посмотрите на картинку и покажите бабочку, не такую на другие, отличающуюся от других бабочек.

Конструирование «Сложи бабочку»

На картинке-схеме дети выкладывают изображение бабочки из геометрических фигур. Воспитатель просит показать заданную фигуру и назвать ее цвет.

Рисование «Бабочка»

Дети раскрашивают одно крыло бабочки, складывают пополам, приглаживают ладошкой, затем раскрывают.

Жук

Приходили жуки рогатые,
Солидные, богатые.

Динамическая пауза «Жук упал»
Полетели жуки, зажужжали: «ж-ж-ж».
(Бег со звукоподражанием)

Жук упал и встать не может.
(Лечь на спину, махи руками и ногами)

Ждет он, кто ему поможет.
(Взрослый поднимает малыша)

Игра с пуговицами «Сапожки»

Приходили к мухе жуки-блошки.
Приносили ей красивые сапожки.
А сапожки не простые,
На них застежки расписные.

Разложите пуговицы на круги подходящего размера и цвета.

Дидактическая игра «Рассади жуков на цветы»

Назовите, какого цвета жуки. Эти жуки любят сидеть на цветах. Но каждый жук садится на свой цветок - такого же как у него цвета. Рассадите жуков на цветы: красных жуков - на красные цветы, синих жуков - на синие цветы, желтых жуков - на желтые цветы, зеленых жуков - на зеленые цветы.

Аппликация «Божья коровка»

На изображение жука дети наклеивают две половинки надкрылий и голову. Черным маркером дорисовывают пятнышки и глазки.

Комар

Вот комар молодец,
Он комар удалец.
К мухе в гости прилетал,
Очень весело плясал.

Дидактическая игра «Найди парную картинку»

Найдите картинку, точно такую же как у вас.

Динамическая пауза «Комарики»

Вот комарики сидят
(Сесть на ковер)

В разные стороны глядят.
(Повороты влево-вправо, ладонь приставить ко лбу)

Порезвиться захотели
(Встать на ноги)

Друг за другом полетели.
(Бег по кругу друг за другом)

По комариному запели: «з-з-з».
(Звукоподражание)

Паук

Я паук, не злой совсем.
Мух-красавиц я не ем.

Игра с прищепками «Паучок»

Из прищепок сделайте паучку лапки.

Упражнение «Паутина»

Жучок летел-летел и наткнулся на паутину. Разложите сетку-паутину перед собой. Посадите в середину жучка. Сложите паутину, разверните ее. Передвиньте жучка к раю паутины. Вырвался жучок и улетел - поднимите жука вверх.

Упражнение «Роса на паутине»

Прошел дожди и на паучьей паутине остались капельки. Разложите камешки-капельки на паутину.

Динамическая пауза «Паучок ползет по ветке»

Паучок ползёт по ветке,
А за ним ползут все детки.
(Руки скрещены, пальцы каждой руки «бегут» по
предплечью, а затем по предплечью другой руки)

Дождик с неба вдруг полил
Паучка на землю смыл.
(Кисти свободно опущены, выполняют стряхивающее движение. Затем хлопок по столу, коленям)

Солнце стало припекать
Паучок ползет опять.
(Ладошки с растопыренными пальцами смотрят в стороны)

А за ним ползут все детки
(Тоже что и в начале. «Паучки» ползут вверх – на голову)

Чтобы погулять по ветке.
(Перебираем пальцами по волосам)

Муха

Дидактическое упражнение «Сервируем стол»

Разложите сверху на тени столовые приборы - тарелку, ложку, вилку и нож.

Упражнение «Сушки на веревочке»

Муха приготовила вам угощение - сушки. Возьмите по три сушки и наденьте их на веревочку.

Конспект занятия в детском саду для детей 5-6 лет по теме: «Насекомые» (старшая группа)

Цели:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:
Расширять и закреплять знания детей о насекомых, вводить в активный словарь детей обобщающее понятие «насекомые». Продолжать упражнять в составлении предложений разных конструкций с использованием союза потому - что. Продолжать учить составлять небольшой рассказ по серии картин. Активизировать, обогащать словарный запас детей по теме. Продолжать учить отгадывать загадки и обосновывать свою отгадку.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:
Воспитывать доброе отношение к маленьким соседям по планете.
РАЗВИВАЮЩИЕ:
Развивать зрительную и слуховую память.
Развивать связную речь.
Развивать образность речи.
Развивать словесно-логическое мышление детей, умение устанавливать причинно-следственные связи, рассуждать, делать выводы, исключать четвертый лишний предмет с обоснованием своего ответа.
Развивать общую моторику, координацию.
Оборудование: предметные картинки насекомых (бабочка, пчела, кузнечик, муравей, гусеница, божья коровка, стрекоза). Цветок, дидактическая игра «Четвертый лишний», Д/и «Что сначала, что потом» (сюжетные картинки на которых показано превращение гусеницы в бабочку). Стол, покрытый зеленой тканью, на котором расположены цветы, письмо, игрушки насекомые – пчела, божья коровка, стрекоза, муравей, жук, муха, шапочки насекомых.

Ход занятия:

1.Кинесиологическое упражнение «Перекрестные шаги»
Воспитатель:
- Сегодня мы с вами отправимся в гости к маленьким жителям лесной полянки – насекомым. Подготовимся к путешествию:
«Мы к лесной полянке вышли, поднимая ноги выше,
Через кустики и кочки, через ветви и пенечки.
Кто так ловко шагал, не споткнулся, не упал?»
2.Организационный момент.
Дети подходят к столу, накрытому зеленой скатертью, на котором одни цветы и письмо. Воспитатель обращает внимание детей на то, что на полянке никого нет. Там лежит письмо, (включить музыку тревожные звуки) из которого дети узнают, что злой паук заколдовал насекомых и спасти их можно, если выполним все задания паука.
Воспитатель:
- Посмотрите, на полянке никого нет, я не вижу ни одного насекомого. Только письмо лежит, интересно от кого оно? Читает письмо: «Дорогие ребята, мы попали в беду, пишет бабочка, злой паук заколдовал нас, помогите, нам, пожалуйста!»
Обратить внимание детей на тревожные звуки, доносящиеся с лесной полянки.
- Дети, можно обижать насекомых? Почему? (ответы детей)
3.Введение в тему.
Воспитатель:
- Ребята, с шестиногими малышами что-то случилось, вы готовы помочь? Воспитатель читает текст:
Однажды над насекомыми
Пронёсся злой паук
На полянке разноцветной
Он всех заколдовал.
Чтоб бабочки порхали,
Трудился муравей.
И осы чтоб жужжали,
Ты помоги скорей.
Возьми с собой ты знанья,
И доброту возьми,
И этим шестиногим
Малышкам помоги!
Воспитатель:
- А чтобы помочь нашим шестиногим малышам, мы с вами тоже превратимся в насекомых. У меня есть волшебный цветок, который поможет нам. Воспитатель берет волшебный цветок и произносит слова вместе с детьми:
- Закройте все глаза и повторяйте за мной:
- Нам, цветочек, помоги, в насекомых преврати! (одеть шапочки)
Вот мы с вами превратились в насекомых, и отправимся мы с вами на лесную полянку. Проходите насекомые, садитесь. А вот и первое задание от паука (в конверте): «Нужно отгадать загадки и найти отгадки».
4.Загадки. Беседа по теме.
Воспитатель читает загадки, дети отгадывают, и встаёт тот ребенок, у которого шапочка названного насекомого, находит свою картинку и выставляет на доску.
У нее четыре крыла,
Тело тонкое, словно стрела.
И большие, большие глаза,
Называют ее…(стрекоза).
Воспитатель:
- Как вы догадались, что это стрекоза, какие слова помогли найти отгадку?
Сок цветов душистых пьет,
Дарит нам и воск, и мед.
Людям всем она мила
А зовут ее... (пчела).
Воспитатель:
- Какие слова помогли вам догадаться, что это пчела?
Он работник настоящий

Очень, очень работящий.
Под сосной в лесу густом
Из хвоинок строит дом. (муравей).
Воспитатель:
- Какие слова помогли вам догадаться, что это муравей?
Она ярка, красива,
Изящна, легкокрыла.
Сама похожа на цветок
И любит пить цветочный сок. (бабочка).
Воспитатель:
- Какие слова вам подсказали, что это бабочка?
Всех жучков она милей,
Спинка алая на ней.
А на ней кружочки
Черненькие точки. (Божья коровка).
- А в этой загадке, какие слова подсказали, что это божья коровка?

Знаю точно, всем знакомо,
Среди зелени травы
Есть одно из насекомых –
Ноги выше головы!
(Кузнечик)
- Нос-то долог,
Голос звонок,
Много меньше кошки,
А по хуже - блошки. (Комар)
- Целый день летает,
Всем надоедает,
Ночь настанет,
Тогда перестанет. (Муха)

Воспитатель:
- Как можно назвать одним словом тех, кто изображен на картинках?
- Какой основной признак всех насекомых? (У всех насекомых по 6 лапок.)
- А паук – это насекомое?
- Назовите насекомых, которые относятся к хищным (стрекоза, кузнечик, божья коровка)
- Почему их называют хищниками? (Потому что они охотятся за другими насекомыми.)
- Назовите полезных насекомых. (бабочка, пчела, муравей.)
- Какую пользу приносят пчелы, бабочки, муравей? (Пчелы опыляют цветы, дают нам мед и воск. Муравьи разносят по лесу семена многих растений. Бабочки опыляют цветы.)
- Назовите вредных насекомых. (Муха – разносит микробы, гусеница – ест листья растений, комар – переносит инфекции.)
- Молодцы все загадки отгадали, и мы спасли стрекозу и пчелу (выставить на полянку стрекозу и пчелу), но еще и другие насекомые ждут нашей помощи, пойдем дальше.
5.Физминутка «Сороконожка»
1. Шла сороконожка
(дети идут ритмичным шагом, слегка пружиня)
По сухой дорожке.

2. Вдруг закапал дождик: Кап-кап-кап!
(дети останавливаются и приседают.)
- Ой, промокнут сорок лап!

3. Насморк мне не нужен
(дети идут, высоко поднимая колени, будто шагают через лужи),
Обойду я лужи!

4. Грязи в дом не принесу
(дети останавливаются, трясут одной ногой),
Каждой лапкой потрясу!
(трясут другой ногой).

5. И потопаю потом
(дети топают ногами)
- Ой, какой от лапок гром!
Воспитатель:
- Пойдем дальше, еще другие насекомые ждут нашей помощи.
- Смотрите, ребята, ещё один конверт с заданиями.
Дети останавливаются садятся за столы. Задание нужно выполнить самостоятельно (индивидуальная работа)
6. Игра «4 лишний». Составление предложений с союзом «потому что».
Воспитатель:
- Внимательно посмотрите на картинки и скажите, какая картинка здесь лишняя и почему вы так думаете?
Лишний паук, потому что он не относится к насекомым.
Лишний муравей, потому что он не летает, а остальные насекомые летают.
Лишняя бабочка, потому что она летает, а остальные насекомые не летают.
Лишняя бабочка, потому что остальные насекомые относятся к хищным.
Воспитатель:
- выполнив это задание мы с вами еще спасли муравья (выставить на поляну муравья).
Продолжим наше путешествие.
Логоритмическое упражнение «Насекомые над лугом» . Дети читают стихи, выполняя различные движения.
Жу-жу-жу – жужжит пчела,
Я лечу из далека. (Дети ритмично помахивают руками)
З- з- з – комар пищит,
Укусить скорей спешит. (Выставить указательный палец, делают ритмичные выбросы рук вперед).
Уф- уф- уф, как паровоз,
Шмель пыхтит, - пыльцу повёз. (Ритмично притоптывают ногами)
Жук гудит: гу жу, гу жу.
Я любого разбужу (ритмично хлопают в ладоши).
- Продолжим наше путешествие.
Подошли к лужайке и нашли конверт. – Что за необычный конверт, он отличается от других. (воспитатель достает схемы из конверта)
- Давайте с вами рассмотрим эти схемы и составим рассказ.
7. Рассказы детей по цепочке:
Бабочка отложила яйца на цветке.
Потом появились гусеницы.
Гусеницы питались листьями и быстро росли.
Потом гусеницы превратились в куколки.
Вот из куколок появились бабочки. У них мокрые крылья. Бабочки сушат крылья на солнышке. Как только крылья подсохнут, бабочки начинают летать.
Пальчиковая гимнастика:
Спал цветок и вдруг проснулся
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, встрепенулся,
Взвился вверх и полетел.
- Мы помогли расколдовать бабочку (выставить на полянку бабочку)

8. Дыхательное упражнение «Посади бабочку на цветок» (за столом).
Воспитатель:
- Задние сложное, нужно быть аккуратными, глубоко вдохнули носом воздух и делаем тихий ветерок на бабочку, чтобы она оказалась на цветке. От этого зависит спасение следующего насекомого.
(выставить на полянку кузнечика и жука).
Воспитатель: Вот и подошло наше путешествие к концу, какие вы все молодцы, что помогли насекомым. Насекомые вас всех благодарят.
Посмотрите, какая полянка красивая стала. Пусть ползают по земле муравьи и жуки, пусть прыгают по траве кузнечики, пусть летают бабочки и стрекозы и пусть мир, в котором мы живем, всегда остается голубым и зеленым! А нам пора возвращаться в детский сад. Но сначала нам опять нужно превратиться в детей.
- А что бы превратиться в детей нам нужно отгадать насекомых по звуку и показать их. (Дети-насекомые летают, прыгают, порхают, издают характерные звуки).
Воспитатель берет волшебный цветок и произносит слова: Закройте глаза и повторяйте за мной:
- Ты цветочек, помоги и в детей нас преврати!
- Вам понравилось быть насекомыми? (ответы детей)
- А если бы у вас была такая возможность еще раз превратиться в насекомых в кого вы бы хотели превратиться и почему?
Мы отдохнули на полянке в лесу, и пришло время возвращаться в детский сад, но прежде чем возвратиться фея хочет узнать хорошо или плохо быть насекомым.
- Что произойдёт с лугом, лесом, с нашей природой, если насекомые исчезнут?
Дети приходят к выводу о том, что если исчезнут насекомые, исчезнут и растения, погибнут животные и птицы: одни не могут существовать без других. Насекомые – это часть природы, а природу надо беречь, любить и охранять.
- Вы все сегодня были молодцы!
12. Релаксация. «Порхание бабочки»
- Ребята, мы сегодня с вами много путешествовали, устали. Давайте отдохнем.
Присядьте на коврик, закройте глаза и вспомните как вы были насекомыми.
Представьте себе прекрасный весенний день. Вы сидите на зеленом лугу. Вокруг все спокойно и тихо. Вам тепло и уютно, вы дышите легко и спокойно. Вообразите себе, что вы - легкие бабочки с большими и красивыми крыльями. Ваши ручки легкие-легкие - это крылья бабочки. И тело ваше стало тоже легкое-легкое, взмахнули крылышками и полетели. С каждым вдохом и выдохом вы все выше и выше парите в воздухе. Вам хорошо и приятно. Но вот пришло время возвращаться домой. Потянитесь и на счет «три» откройте глаза. Улыбнитесь друг другу.

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшей группы по теме
«Заколдованные бабочки»

Группы в детском саду:
подготовительная группа
старшая группа

Образовательная область: художественное творчество.

Вид детской деятельности: продуктивная деятельность.

Тип непосредственно образовательной деятельности: интегрированный.

Возрастная группа: дети старшего дошкольного возраста.

Программное содержание:

Образовательные задачи:

Продолжать закреплять умение изготавливать по схеме симметричные части игрушки;

Продолжать отрабатывать приемы вырезывания по контуру;

Закреплять умение аккуратно приклеивать заготовки.

Развивающие задачи:

Развивать способность самостоятельно замечать и исправлять недостатки своей работы, дополнять изображение, добиваясь большей выразительности.

Воспитательные задачи:

Воспитывать у детей устойчивое положительное отношение к труду, настойчивость, старание;

Воспитывать аккуратность, развивать глазомер;

Воспитывать готовность убирать за собой.

Словарная работа: объяснить детям понятие «одинокая».

Методы и приемы по структуре занятия:

Проблемная ситуация;

Вопросы;

Пооперационная карта-схема;

Указания и пояснения к началу работы;

Физкультминутка;

Индивидуальные указания и пояснения, напоминания;

Анализ детских работ;

Похвала, поощрение.

Предшествующая работа: рассматривание иллюстрации, фотографий и открыток бабочек; чтение познавательной литературы о насекомых; разучивание пальчиковой игры.

Материалы и оборудования: ножницы, карандаши, клей, клеенка, тряпочка, бумага белая, заготовка туловища бабочки, полянка, образец, письмо.

Индивидуальная работа: помочь Ангелине Л. вырезать по контуру.

Литература:

1. Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада. Конспекты занятий. - М.: Мозаика-Синтез, 200S-2010.

2. «От рождения до школы» примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н. Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - Москва: «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», 2010. - 263 с.

Интеграция с образовательными областями: «Чтение художественной литературы» (раздел «Формирование интереса и потребности в чтении»). «Коммуникация» (раздел «Развитие компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи»).

Ход занятия

(Дети с воспитателем заходят в зал и здороваются с гостями).

Воспитатель: Ребята, предлагаю встать в круг, взяться за руки и улыбнуться друг другу. Скажите, какое у вас настроение?

Дети: Радостное, веселое.

Воспитатель: Я очень рада. Я думаю, что вы готовы к новым открытиям. (Звучит музыка.) Встаньте, пожалуйста, поудобнее. Посмотрите на экран. (Дети подходят к мультимедийному экрану.) Что вы там видите?

Дети: Мы видим поляну лесную. Но она пустая, там очень мало цветов и трав.

Воспитатель: Я хочу рассказать вам одну историю, которая произошла в лесу, на сказочной полянке, где росло много необыкновенно красивых цветов, и жили бабочки. Они летали над цветами, поливали их, отгоняли мошек, а цветы угощали их цветочным соком. Бабочки так любили свои цветы, что решили однажды пригласить бабочек с другой полянки полюбоваться их красотой. Когда одна бабочка улетела их приглашать, вдруг неожиданно появился Змей Горыныч. Он сжег все цветы, а оставшихся бабочек заколдовал, сам скрылся.

Вернулась бабочка, а вместо красивой полянки осталась только кое-где травка и несколько цветочков. Заплакала горько бабочка, летает и не знает, что ей делать без цветов и бабочек-друзей.

Воспитатель : А вот та самая бабочка прилетела к нам! (берет бабочку).

Бабочка: «Здравствуйте, ребята. Меня зовут Амелия. Мне хочется поиграть с друзьями, но их у меня заколдовал злой Змей Горыныч, теперь я одинокая. Помогите мне, пожалуйста, найти друзей».

Воспитатель: Ребята, как вы понимаете слово «одинокая»?

Дети: Она одна, у нее нет друзей, ей не с кем поиграть.

Воспитатель: Как вы думаете, легко ли быть одиноким? Почему? (ответы детей). Наша Амелия мечтает о друзьях. Я хочу ей помочь, но думаю, что мне одной не справиться. Может, вы мне поможете?

Дети: Да, мы тоже хотим помочь ей найти друзей.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, как мы можем помочь ей?

Дети: Расколдовать бабочек, освободить из плена.

Воспитатель : Да, молодцы, вижу у вас масса идей.

Бабочка : Я так рада, что вы готовы помочь мне! Так полетели за мной, я отведу вас на эту полянку (идут к лесу). Вот мы и у леса. Ой, Змей Горыныч заколдовал и лес…

Воспитатель : Ребята, здесь какое-то послание! Посмотрим, что же там написано. Тут задание расколдовать бабочек, превращенных в цветы (крылья бабочек лежат на цветах). И что бы расколдовать их, предлагаю Ксюше рассказать стихотворение про цветы.

Ксюша: Цветы, как люди, на добро щедры

И, щедро нежность людям отдавая,

Они цветут, сердца отогревая,

Как маленькие теплые костры…

Бабочка : Ребята, посмотрите, мои подружки почти расколдованы, но не все, только их части…Ребята, полетели дальше, нам надо остальных расколдовать! Вижу тропинку, пойдемте по ней (идут). Подождите, и тут был Змей Горыныч… Дорога к полянке закрыта.

Воспитатель : И снова подсказка! Сейчас мы откроем подсказку и посмотрим. Ребята, тут написано, что бабочек опутала паутина. Необходимо вызволить их оттуда (освобождают крылья, окутанные нитями).

Бабочка : Как я рада, мои подружки! Да, но это снова не все… Пошли дальше! А вот и наша волшебная полянка!

Воспитатель : Она совсем голая, пустая… и никаких подсказок (оглядывается). Что же нам делать дальше? Как нам быть?

Бабочка : А я знаю, что надо делать. У нас есть части бабочек, а остальные можно и нарисовать.

Воспитатель : Верно! Как мы сами не догадались! Нам осталось совсем не много - найти мастерскую с необходимыми материалами.

Бабочка : Есть такая мастерская, и находится она неподалеку. Полетели! (идут в мастерскую).

Воспитатель : Бабочка, ты, наверное, устала, посиди и посмотри, как ребята мастерят.

Воспитатель : Садитесь за столы. Сели красиво, прямо. Приступим к работе. Сколько крыльев мы должны вырезать? (показывает образец)

Дети : Четыре!

Воспитатель : Но у нас два листа, что нужно сделать?

Дети : Сгибаем бумагу пополам, совмещая противоположные короткие стороны. Обводим ладошку и вырезаем.

Воспитатель : Да, правильно. Начинайте. Ангелина, вырезай по контуру, закругляя пальчики. Теперь у нас есть все детали. Ребята, посмотрите, как будем делать бабочек.

Воспитатель : Перед вами лежат схемы, возьмите их поближе. Смотрите по ней. Мы теперь начинаем клеить ладошки-крылья. Сначала клеим только что вырезанные ладошки-крылья. Приклеим их на верхнюю и нижнюю часть туловища по бокам. Сколько у нас получилось своих ладошек?

Дети : Четыре!

Воспитатель : Верно, их вначале и приклеиваем. Далее клеим верхние большие крылья-ладошки, а внизу - поменьше. Но прежде чем приступить к работе, разогреем наши пальчики:

Наши алые цветочки

Распускают лепесточки

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет —

Наши алые цветочки

Закрывают лепесточки,

Головой качают,

Тихо засыпают.

А теперь приступайте к работе, последовательность смотрите по схеме.

Бабочка : Вот и бабочки готовы. Какие они у вас получились красивые! Вы все, ребята, молодцы, работали старательно, аккуратно. За вашу помощь мы подарим вам сладкие подарки - конфеты. Спасибо вам! (Обращается к бабочкам) Подружки, как я рада вас видеть! Полетели на любимую полянку! (дети берут бабочек и кладут на полянку).

Поделиться: