Беседа о лекарственных растениях с презентацией. Травы


Растения распространены по всему земному шару. На огромных пространствах они образовывают леса, степи, луга. Растут даже на скалах и в сыпучих песках.

Растения обогащают воздух кислородом, который нужен для дыхания людям и животным, делают его чище и свежее. Поэтому растения называют Зелёными лёгкими Земли.

Где бы они не росли, им всегда нужен солнечный свет, тепло, воздух, вода и почва.


Наука, изучающая растения, называется БОТАНИКОЙ.

На земле существует огромное множество растений.

Но есть и похожие по строению растения.

Чтобы удобнее было изучать растения ученые-ботаники разделили их на группы по определенным признакам:

  • строение растений (наличие корня, стебля, листьев, цветов, плодов)
  • особенности жизнедеятельности (среда обитания)


У большинства растений есть корень – эта та часть растения, которая находится в земле. Корнем растения держатся, чтобы не упасть. Ещё корень впитывает воду из земли. Это похоже на то, как мы пьём сок через соломинку.


Растения бывают самые разные. Например, деревья : у них есть одна общая черта – это ствол дерева (или несколько стволов), на котором держится крона, то есть ветки и листва. Деревья живут долго и вырастают очень высокими – даже выше многоэтажного дома.


Ещё есть кусты . У кустов нет ствола, а есть несколько веток, которые отходят от корня. Кусты обычно вырастают не выше 2-го этажа и живут не так долго, как деревья.


Ещё есть трава . У травы нет ни стволов, ни веток. Вместо них у травы есть стебли, от которых отходят листья. Почти у всех трав стебли каждый год бывают новые. Трава меньше по размеру, чем кусты.


Кроме деревьев, кустов и травы ещё бывает мох . Мхи растут во влажных местах. Мхи низкорослы, у них отсутствуют корни и цветы, а стебли и листья слабо различимы.


Растения есть не только на земле, но и под водой. Растения, которые живут под водой, называются водорослями- это низшие растения. Их тело не разделено на стебель, корень и листья.




СПАСИБО

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Лекарственные растения Ознакомление с миром природы – старший дошкольный возраст

Ромашка - лекарственная. Растёт вдоль дорог, по травянистым склонам. Ромашка помогает при простудах /из нее делают настои/, быстро заживляет раны, настой ромашки снимает различные боли.

Одуванчик Произрастает по лугам, садам, дорогам, реже по степям. Отвар этого растения помогает при простуде, отсутствии аппетита.

Подорожник Растет возле дорог, на лугах, возле рек. Помогает при простудах, отсутствии аппетита, заживляет раны.

Крапива. Растет крапива в садах, огородах, лесах. Помогает при простудах, быстро останавливает кровь.

Чистотел. Растет на опушках леса, садах, огородах. Чистотел хорошо заживляет раны.

Календула. Растет на садовых участках и клумбах. Применяется как успокоительное средство, при заживлении ран, полоскании горла.

Мать и Мачеха. Это растение растет на склонах гор, лугах, оврагах. Настои этой травы применяются при полоскании горла, при простудах.

Малина. Растет в садах, лесах. Применяется при простудах, ангинах.

Смородина (красная и черная). Ягоды способствуют улучшению аппетита, применяют при простудных заболеваниях.

Дуб. Настой коры дуба применяют при ангинах, как кровоостанавливающие средство.

Липа. Настой из цветков липы помогает при простудных заболеваниях, заживляет раны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАСТЕНИЯМИ (картотека основана на книге: Дрязгуновой В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. М.: Просвещения, 1981. – 8о с.)

С раннего детства ребенок видит вокруг себя раз­личные овощи и фрукты. Постепенно он запоминает их названия, начинает находить знакомые среди них. Однако малыши почти не имеют представления об о...

Открытое занятие по окружающему миру. Растения рядом с нами. Комнатное растение.

Беседа с детьми о комнатных растениях. Условия содержания комнатных растений. Их размножение. Рисование комнатного растения с натуры....

Влияние труда дошкольников по уходу за растениями на участке и по выращиванию овощей на развитие познавательного процесса. Влияние труда дошкольников по уходу за растениями на участке и по выращиванию овощей на развитие познавательного процесса.

Большую роль в экологическом образовании дошкольников играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях....

Cлайд 1

Cлайд 2

Сегодня мы поговорим о травах. Достаточно выйти на зелёную лужайку перед домом или пойти в лесу, и вы окажетесь в стране трав! Вы порой их не замечаете, а ведь они красивые, душистые и полезные. Их так много вокруг нас и все они разные!

Cлайд 3

Что же такое трава? Трава – это небольшое растение с мягким и тонким стеблем. Если много разных трав растёт рядом на Опушке леса, на поляне или на лугу, то их называют красивым словом «разнотравье». Травы похожи на деревья тем, что у тех и у других есть корень, стебель или ствол, листья, цветы и семена. Отличаются они ростом и тонким мягким стеблём.

Cлайд 4

На лужайках и полянах Будет много трав густых, Трав медовых, свежих, пряных, Трав, от солнца золотых. Деревья растут много лет, а травы живут недолго. Многолетние не более 5 лет, а однолетние – всего 1 год.

Cлайд 5

На зелёных речных лугах рассыпают золотые монетки жёлтые одуванчики, розовеют круглые головки клевера. клевер

Cлайд 6

Cлайд 7

Cлайд 8

ромашки Как ромашка ты мила! Твоя кофточка бела! Воротник золотой, На нас смотришь с добротой!

Cлайд 9

иван-чай Полыхают ярко и красиво Розовые кисти иван-чая, Налетает ветер шаловливый И соцветья пышные качает. Он разносит по лесным полянам Их густой манящий аромат. Пчёлы, что проснулись утром рано, За нектаром сладостным летят.

Cлайд 10

Расскажи – ка нам, вьюнок, Как вскарабкаться ты смог На высокую ограду Нашего большого сада? Я старался, я трудился, Вкруг ограды я обвился, Поднимался я всё выше Выше сливы, выше вишен, Сплошь ограду я увил И цветы свои раскрыл!

Cлайд 11

Недаром её называют жгучей. После укуса крапивы на теле остаются красные пятна, они вызывают неприятный зуд и жжение. Рассмотрев листок, можно заметить очень маленькие волоски, которые словно крошечные бутылочки полны едкой жидкости – муравьиной кислоты. Наверху бутылочек – хрупкая головка. При малейшем прикосновении головка отламывается, острые края волоска прокалывают кожу, и в ранку попадает едкая жидкость.

Cлайд 12

полынь У полыни скромен наряд: Серебристо-седые листья И соцветий алые кисти На стеблях её не горят. Но когда иду меж полей (Влагой веет земля, теплынь) Ничего не знаю милей, Чем простая трава – полынь!

Cлайд 13

Подорожник у дороги Дружно топчут наши ноги. Подорожник любит расти вдоль дорог, поэтому и получил своё название. Мчатся машины, идут люди, на листья подорожника насту- пают ногами, а ему хоть бы что! Жёсткие листья и упругий стебель тут же выпрямляются, оставаясь свежим и зелёным. подорожник

Cлайд 14

В народе эту травку называют полевым рябинником, или дикой рябинкой. Пижму применяют при лечении болезней. пижма Кротко тихое сияние Предосенней красоты. В золотистом одеянье Пижмы пышные кусты. Кажется, что излучает Пижма ровный, мягкий свет И окрестность озаряет, Если в небе солнца нет.

Cлайд 15

папоротник У папоротника крупные резные листья, похожие на перья диковинных птиц. Они растут на длинных черешках. Несколько листьев вы- ходит из одного невысо- кого стебля. Осенью листья отмирают, а вес- ной появляются новые молодые листья. Папоротник похож на другие травы тем, что у него есть корень, стебель и листья. У него нет ни цветов, ни соцветий, ни семян.

Cлайд 16

мята Знаю, любят детки Мятные конфетки. Они рот слегка кислят, Освежают, холодят! Мяту широко используют в пищевой промышленности, её добавляют в конфеты и жвачки. Мята - настоящий кладезь витаминов и полезных веществ. Из листьев готовят витаминный чай, отвары, настойки, лекарства.

Cлайд 17

медуница Не успел сойти белый снег, Появился ранний смелый побег, А цветочки у него все разные, Фиолетовые, синие, голубые, красные, Они меняют окраску, следуя моде Красуются при холодной погоде. Цветы ароматные, содержат много нектара, Цветут в лесу, очень любят дубравы.

Cлайд 18

лопух (репейник) Заросли лопухов можно встретить на лугу, в огороде, в придорожных канавах и во дворах возле домов. Как хорош сегодня наш лопух! Он вчера был тусклым, запылённым, Дождь его промыл, он весь набух, Стал тугим, блестящим и зелёным.

Cлайд 19

Cлайд 20

зверобой В старину это лекарство называли «травой от 99 болезней». Его используют как кровоостанавливающее средство. Он затягивает раны, убивает микробы, и останавливает нагноение и воспаление. Листья содержат эфирные масла, витамины Е и С. Обладает превосходным красящим веществом.

Cлайд 21

Зеленеет березняк, Майским ветром веет, На лужайке стройный мак Среди трав алеет. Рядом с ним его сосед – Огненно-пунцовый. У другого мака цвет Розово-лиловый. Словно красочный платок, Маков разноцветье, И качает ветерок Яркие соцветья.

Екатерина Бубнова
Проект «Лекарственные растения»

1. Организационный этап

1. Донести до участников проекта важность данной проблемы.

2. Подбор методической и художественной литературы.

3. Создание развивающей среды: подбор картин, дидактических игр, энциклопедий.

4. Изготовление пособий.

5. Работа с родителями по взаимодействию в рамках проекта.

6. Разработка бесед, викторины.

7. Составление перспективного плана мероприятий.

2. Реализация проекта

Работа с детьми

Познавательная деятельность

1. Беседа «Лекарственные растения».

2. Беседа «Для чего нужны лекарственные растения?»

3. Презентация «Лекарственные растения»

4. Занятие «Путешествие в мир лекарственных растений»

5. Беседа «Друг или враг»

6. Наблюдение «Наши верные друзья»

7. Викторина «Лесная аптека»

8. Рассматривание альбома «Зелёная аптека»

9. Разгадывание кроссворда «Наши помощники - лекарственные растения»

Продуктивная деятельность

1. Рисование «Волшебница пижма»

2. Аппликация коллективная «Друг или враг»

3. Рисование «Чудо – растения»

4. Аппликаця «Одуванчик»

5. Составление гербария из лекарственных растений

Художественно – речевая деятельность

Чтение литературных произведений:

Ю. Дмитриева «Кто в лесу живет и что в лесу растет»,

Н. Павлова «Загадки цветов»,

А, Плешакова «Зеленые страницы»,

А. Онегова «Тропинка полевая»,

А. Плешакова «Зеленые страницы»

Заучивание загадок и стихов о растениях

Составление рассказов детей от имени растений (перевоплощение): «Я-подорожник…», «Я-ромашка…», «Я-крапива…»

Игровая деятельность

Дидактические игры: «Съедобное – Несъедобное», «Вершки корешки», «Что лечит это растение?», «От какого растения часть», «Узнай растение», «Фитодоктор», «Вылечи человека».

Игры: «Цветы и ветерок», «Цветок-имя», «Узнай по описанию», «Садовник у нас на участке», «Бал цветов».

Поисково – исследовательская деятельность

1. Составление рассказа «Путешествие семечка» (схематическое изображение).

2.«На участке ищем полезные растения»

3.«Где лучше посадить растения?»

4. Экскурсия на поле «Сбор лекарственных растений»

5. Создание гербария из лекарственных трав.

Работа с родителями

1. Папка-передвижка «Расскажите детям о лекарственных растениях»

2. Консультация «Полезные рецепты из лекарственных трав»

3. Буклет «Ядовитые растения»

4. Оформление альбома «Зеленая аптека»

5. Экскурсия в аптеку.

3. Обобщающий этап

Презентация проекта

1. Выставка рисунков «Наш друг – подорожник»

2. Выставка рисунков «Чудо – растения»

3. Альбом «Зеленая аптека»

4. Консультации для родителей

5. Дидактическая игра «Фитодоктор»

6. Загадки о лекарственных растениях

7. Викторина «Знатоки лечебных трав»

Шибанова Ирина
Конспект занятия с презентацией «Путешествие в мир лекарственных растений Кузбасса». Старший дошкольный возраст

Конспек занятия

Старший дошкольный возраст

«Путешествие в мир

лекарственных растений Кузбасса"

Растения спасают нас от болезней, дают крепкий сон, свежие силы, одевают, кормят - всего не перечтешь. Нет у нас лучших друзей, чем растения] Растения спасают нас от болезней, дают крепкий сон, свежие силы, одевают, кормят - всего не перечтешь. Нет у нас лучших друзей, чем растения.

Цель : Расширять знания о пользе и применении лекарственных растений.

Зада чи:

«Познание»

развивать у дошкольников интерес к природе родного края, желание активно познавать природные объекты;

обогащать представления детей о многообразии лекарственных растений Кузбасса;

воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.

«Коммуникация»

развивать монологическую речь детей;

развивать умение участвовать в коллективных разговорах;

пополнять словарь детей за счет расширения представлений о природе.

"Социализация и труд"

развивать в игре сообразительность, умение согласовывать свои действия с действиями других участников, совместно решать поставленную задачу;

привлекать детей к посеву семян лекарственных цветов;

воспитывать желание участвовать в совместной трудовой деятельности наравне со всеми, стремление быть полезными окружающим;

«Чтение художественной литературы и музыка»

поддерживать у детей интерес к отгадыванию загадок;

способствовать выразительному чтению стихов,

продолжать обогащать музыкальные впечатления детей, вызывать яркий эмоциональный отклик при восприятии музыки разного характера.

Методические приемы:

рассказ воспитателя, беседа с детьми, художественное слово, рассматривание, дидактические игры, обращение к опыту, анализ занятия.

Оборудование: Карта Кемеровской области, иллюстрационный материал лекарственных растений, гербарий "Лекарственные растения", раздаточный материал Д/и "Разрезные картинки", карточки-задания с цифрами и буквами, музыкальное сопровождение (мр-3 проигрыватель) А. Вивальди "Пришла весна", "Звуки леса", семена лекарственных растений (календула, контейнеры с землей для посадка, лейка с водой, мультимедиа для просмотра презентаций "Лекарственные растения Кузбасса".

Ход занятия:

Воспитатель обращает внимание детей на игрушку Айболита и дальше ведет диалог с детьми от его лица. (Можно самому педагогу принять образ доктора, надев халат, колпак и очки.)

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришел добрый доктор Айболит, поздоровайтесь с ним.

Айболит: Здравствуйте, дорогие друзья! Я тоже очень рад нашей встрече. Сегодня я хочу пригласить вас в увлекательное путешествие - по Экологической тропе нашего края. Давайте вспомним как называются край (место, область, город где мы с вами живем?

(Ответы детей.)

Воспитатель обращает внимание на карту Кемеровской области, уточняя у детей названия (Кузбасс, Кемеровская область, г. Новокузнецк).

Вы уже много знаете о разнообразных растениях нашего края. Без растений не существовало бы жизни на планете Земля. Вы согласны со мной? Тогда скажите какую пользу приносят растения?

(Ответы детей.)

Растения не только дают красоту, помогают всем живым существам дышать, но также помогают им лечиться от разнообразных болезней. Природа предлагает человеку огромное разнообразие даров, среди них – лекарства от многих болезней. Надо только знать и уметь ими пользоваться. Еще давным-давно люди заметили, что все звери лечатся травами. Разные растения помогают от разных болезней. Много лет подряд люди передавали своим потомкам знания о лечебных растениях. Составляли толстые книги: «Травники», «Цветники». По названиям этих книг можно догадаться об их содержании. Вы догадались? (Ответы детей).

За много лет народные лекари накопили множество знаний о полезных свойствах растений. В аптеках можно увидеть разнообразные травы, настойки, таблетки и микстуры из трав. Часто люди сами собирают травы и готовят себя лекарства, только нужно знать как правильно это делать. Кого из вас лечили с помощью трав? От каких болезней? Какими травами?

(Ответы детей.)

Маршрут нашего путешествия называется «Лекарственные растения Кузбасса». Во время путешествия вы узнавать много нового и интересного. Вы готовы? Тогда в путь!

Дети под музыку идут за воспитателем и выполняют ритмические движения.

Остановка. Лесная поляна. На ковре разложены листья деревьев вырезанные из картона под ними задания для детей.

Посмотрите мы с вами остановились на лесной поляне, где растет множество растений, а среди них и лекарственные. Только они от вас спрятались под этими листьями. Предлагаю вам собрать их с помощью разрезных картинок.

Дети делятся на подгруппы(2-3 человека) и проводится Д/игра "Собери картинку". (На альбомные листы наклеиваются изображения лекарственных растений: ромашка, подорожник, мята, одуванчик, календула; потом разрезаются на 8 разных частей.)

Посмотрите внимательно какие у вас получились изображения. Это все лекарственные растения. Вам они знакомы? (Ответы детей.) Вижу, что какие-то из них вам хорошо знакомы, а какие-то нет. Ребята, давайте подробнее поговорим о каждом из этих лекарственных растений.

Это растение вам хорошо известно. Загадка подскажет его название:

Желтые глазки в белых ресничках,

Людям на радость, пчёлкам и птичкам.

Землю собою они украшают,

На лепестках их порою гадают

Бабочки любят их, любят букашки

Эти цветочки зовутся (Ромашки)

Воспитатель вместе с детьми находит изображение ромашки и знакомит с гербарием.

Ромашка аптечная - одно из самых популярных лекарственных растений. Цветы ромашки входят в состав успокоительных сборов, свежими отварами из цветков ромашки пользуются для промывания ран. Ромашка поможет больному животику. Отвары из ромашки используют при простудных заболеваниях для полоскания горла. В парфюмерии её используют при изготовлении питательных кремов, лосьонов, шампуней.

А кто угадает следующее растение?

Вдоль дорожек его встретишь,

Ранки, ссадины излечишь,

Сорвешь листочек осторожно.

Кто нас излечит? (Подорожник)

Найдите это растение среди других.

Дети самостоятельно находят нужную картинку, а воспитатель показывает гербарий.

Попробуйте догадаться, почему оно так называется. Подорожник люди используют с давних пор для заживления ран. Кто из вас пользовался подорожником? Что необходимо сделать? (Ответы детей).

В настоящее время настой и отвар листьев большого подорожника применяется при лечении кашля. Отваром листьев растения промывают глаза при их воспалениях и полощут полость рта при зубной боли и воспалении десен. Сок из свежих листьев растения эффективен при болезни желудка.

Чтобы узнать следующее лекарственное растение, о котором мы будем говорить, вам нужно выполнить следующее задание.

Детям раздаются карточки на одной стороне с цифрой, а с другой с буквой и предлагается встать по порядку от 1 до 9 (1-о, 2-д, 3-у, 4-в, 5-а, 6-н, 7-ч, 8-и, 9-к). Затем все вместе читают что получилось - одуванчик.

Одуванчик также лекарственное растение, служит для улучшения аппетита. Наружно настой корней одуванчика советуют при разных кожных болезнях. Свежий сок растения используется как косметическое средство.

А кто из вас помнит стихотворений про одуванчик?

(Дети читают по желанию, заранее разученные стихи.)

К. Костин " Знаю я, знаешь ты"

1-й ребенок:

Знаю я, знаешь ты

На лугу растут цветы.

Но один из них чудак,

Что-то у него не так.

Стильный и кудрявый мальчик.

Кто же это? Одуванчик!

2-й ребенок:

Одуванчик, одуванчик

Ты такой один обманщик.

То ты желтый и душистый,

То кудрявый и пушистый.

Знает белка, знает зайчик

Любит ветер одуванчик

На глазах у всех ребят

Парашутики летят!

3-й ребенок:

Он кудрявый, стильный мальчик

Догадались? Одуванчик.

Знаешь ты, знаю я,

Знают все мои друзья

Если дать ему расческу

Может он сменить прическу

Стильный и кудрявый мальчик

Самый модный одуванчик.

Т. Андреева "Одуванчик"

4-й ребенок:

Я – одуванчик - солнечный мальчик

К солнцу тянусь

золотой головой.

С ветром попутным

на парашюте

Даже могу облететь шар земной!

Следующее растение о котором мы поговорим называется мята.

Воспитатель показывает изображение или слайды мяты и гербарий.

Полезные свойства мяты известны давно. Это растение широко используется в медицине для лечения различных заболеваний. Полезные свойства мяты объясняются в первую очередь высокими содержанием ментола - эфирного масла, придающего ей характерный узнаваемый запах. Полезные свойства мяты позволяют принимать ее как внутренне, так и наружно. Мята обладает противовоспалительными свойствами позволяющими использовать ее при лечении ангины, бронхита и насморка, полезна она и для пищеварительной системы. Также мята эффективна при головной боли, ее свойства благоприятны для успокоения нервной системы. Для лечения этим растением чаще всего используют мятный чай и настой мяты. Хотите попробовать такой чай? Тогда присаживайтесь на поляне, Приятного аппетита!

Включается музыкальное сопровождение, дети рассаживаются на ковре. Детям раздаются маленькие стаканчики с теплым чаем. Воспитатель предлагает сначала понюхать потом попробовать чай из мяты, отметить вкусовые качества.

Отдохнули, набрались сил можно продолжит наше путешествие-знакомство. Вот следующее лекарственное растение. Попробуйте отгадать какое:

Семена, как коготки,

Желто-красные цветки.

От горла помогают,

Кто же их не знает. (календула)

Воспитатель показывает изображение разных сортов календулы и его семена.

Календула лекарственная кроме того, что используется в лекарственных целях так же хорошо известна как декоративное растение, его выращивают на клумбах и цветниках. С лекарственной целью используются цветочные корзинки и цветки. Препараты календулы успокаивают нервы, снижают давление, улучшают работу сердца, ее используют для лечения ран, ожогов, настоем календулы полощут рот и горло при ангине, так же лечат желудок и печень. Из календулы лекарственной готовят настои, настойки и мази. Это растение не прихотливое и не требует особого ухода, у него красивые яркие соцветие. Предлагаю вам посадить семена разных сортов календулы, а в дальнейшем понаблюдать за их ростом и цветением.

Включается музыкальное сопровождение. Проводится посадка семян с показом и объяснениями в специальные контейнеры с землей.

Посте посадки дети снова приглашаются на полянку.

Повсюду животные, птицы, люди могут найти помощь у природы, это самая лучшая аптека. Очень много лекарственных растений можно найти на лугу и в лесу. Только изучай, люби, знай! На каждую болезнь есть свое лекарственное растение.

Ребята, все свои сокровища природа щедро отдает человеку и за все просит только одного: беречь ее!

Но также необходимо знать, что лекарственные растения могут заготавливать и делать из них лекарства только взрослые. Для того чтобы получить от растений больше пользы нужно соблюдать определенные правила. Давайте познакомимся с ними, а поможет нам мой помощник Филин.

Детям демонстрируются презентация "Сбор и заготовка лекарственных растений" и объясняются правила и лица птицы Филина.

1. Хорошо знать лекарственные растение и отличать их от ядовитых.

2. Собирать растения лучше в сухую погоду, утром, после того как высохнет роса.

3. Нельзя собирать растения в городе и вблизи дороги. Почему, как вы думаете? (Ответы детей).

4. Сорванные растения складывать в широкую корзину, чтобы не помять их, а то выделится сок.

5. Сушить растения нужно в тени, а не на солнце.

6. Нельзя при сборе топтать соседние растения и рвать их с корнем. Почему? (Ответы детей).

7. Не рвать растения, которые занесены в Красную Книгу. Почему?

(Ответы детей).

Поделиться: