Как делают невероятные изделия из коровьих рогов. Художественная обработка кости, рога и кожи

Рога на голове быка выглядят весьма устрашающе, и не зря, ведь с их помощью эти животные дерутся и показывают свою силу. Сегодня мы поговорим о строении и предназначении рогов быка, а также о способе их обработки для того, чтобы сделать сосуд.

Какие рога у быка: анатомическое строение

Рога у быков как чехол покрывают роговые отростки лобной кости. Эти твёрдые образования состоят из корня, тела и верхушки. Местонахождение корня - на переходе в кожу лба. Верхушка представляет собой острый свободный конец, а тело - участок от корня до верхушки.

В стенках рогов присутствуют два слоя: основа кожи и эпидермис. Производящий слой эпидермиса продуцирует трубчатый роговой слой. Длина рогов может достигать длины 70 см с окружностью у основания 30 см. Их форма близка к конической, обычно они изгибаются спиралью или дугой.

Знаете ли вы? Телята обоих полов рождаются без рогов, они появляются у подросших малышей в возрасте двух месяцев.

Поверхность рогов этих животных гладкая, на ней имеются слабовыраженные годовые кольца. Цвет этих твёрдых образований на голове быков разнообразен: от белого до чёрного. Встречаются представители с пятнистым цветом роговых отростков, на которых можно наблюдать красивый расплывчатый рисунок.
А - эпидермис кожи головы; Б - дерма ее; В - лобные кости черепа; Г - костяные выросты лобовых костей (стержень рога); Д - соединительная часть мягкой прослойки между роговым чехлом и ее стержнем Особую ценность имеют рога взрослых быков и волов с большим весом и размерами.

Для чего служат рога быку

У рогов животного есть несколько функций:

  • общение (установление иерархических отношений);
  • защита.

Эти твёрдые образования быки активно используют в сражениях друг с другом. С их помощью они отстаивают территорию, пищу или стадо.

Отрастают ли рога

У быков нередки случаи драк друг с другом, в результате которых происходит повреждение их рогов. Это может произойти и по неосторожности животного. Если проблема повреждения только в роговом чехле, то всё легко отрастает.

Однако если повреждение более сложное и произошло у основания, то это очень опасно. Кровь попадает в лобную пазуху животного и вытекает через нос. В этом случае ветеринар может посоветовать ампутацию рога для сохранения здоровья животного.

У каких быков самые большие рога

Обладатели самых больших рогов - быки породы ватусси. У них эти твёрдые образования на голове достигают длины от 1,5 до 2,4 м, а вес каждого составляет около 45 кг. Размах рогов от одного кончика до другого может составить 2,4 м.

Рога этих животных действуют как радиаторы: кровь, которая в них циркулирует, охлаждается воздушными потоками и растекается по всему телу, тем самым охлаждая его. Это очень ценное качество, ведь в Африке, где вывели ватусси, температура воздуха может достигать +50 °C.

Знаете ли вы? По традиции горцев, при достижении местным юношей возраста 16 лет, ему наливают вино в рог животного. При выполнении этого ритуала в глазах окружающих он становится взрослым мужчиной.

Как обработать рог быка для сосуда в домашних условиях

На Кавказе рог быка используют в качестве тары для питья. Глядя на красоту этого изделия, многие задумывались о том, как сделать такой сосуд в домашних условиях. Ниже мы расскажем обо всех тонкостях, сопровождающих этот процесс.

Выбор подходящего рога для будущего изделия

Чтобы сделать сосуд, взять любой из рогов будет недостаточно, для этого нужно, чтобы он принадлежал полорогому животному. Конечно, можно взять его у антилопы или импалы, но не каждому человеку такая экзотика доступна. В нашей местности идеально использовать для этой цели таких животных, как як, зубр, буйвол или обычный бык.

В начале процесса изготовления кубка следует провести тщательный осмотр рога: нужно найти экземпляр с минимальным количеством трещин. Лучше использовать в качестве материала твёрдое образование на голове недавно убитого быка. Это связано с тем, что при длительном хранении на материал может негативно воздействовать окружающая среда.

При перепадах температуры у рогов может наблюдаться расслоение, а при условии его неравномерного увлажнения и высыхания, их просто покоробит. В этих случаях использовать такой материал не рекомендуется.

Удаление костного стержня

Следующим немаловажным и требующим тщательной обработки этапом является удаление костного стержня. Если он визуально не виден, нужно будет сделать спил с помощью ленточной пилы. После этого стержень можно увидеть, однако достать его из рогового чехла не так-то просто.
Для этого рог нужно вымочить, но этот процесс довольно длительный и может занять 2–3 недели. Можно поступить проще и сделать вываривание. Это будет сопровождаться неприятным запахом, поэтому необходимо включить вытяжку и открыть все окна.

Важно! Для вываривания рога используйте посуду, которую потом будет не жалко выбросить. После этого процесса она уже не будет пригодной для приготовления пищи.

Вываривать нужно будет на протяжении 2–3 часов, после чего горячий рог достать из ёмкости и постучать о деревянную поверхность, пока не выпадет стержень. Можно также использовать для удаления стержня длинную отвёртку, с помощью которой нужно вычистить внутреннюю часть рогового чехла.

Шлифование внутри и снаружи

Прежде чем приступить к шлифовке, нужно дать рогу остыть, чтобы не повредить материал для будущего сосуда.

Внутреннее и наружное шлифование проводят с помощью таких инструментов:

  • наждачная бумага;
  • паста ГОИ;
  • пемзовая паста;
  • войлок;
  • станок для шлифования.

Цель, стоящая на данном этапе, - полировка поверхности до блеска. Внешняя часть не вызовет больших затруднений. При использовании шлифовального станка нужно быть крайне осторожными, чтобы не переусердствовать.
При отсутствии станка процесс будет более длительным, в этом случае нужно использовать наждачную бумагу разной зернистости, начиная с крупной и заканчивая мелкой. Сначала внутри рога нужно пройтись шабером, а после сделать самостоятельно шлифовальный инструмент.

Важно! Плохая обработка внутренней части рога может привести к появлению неприятного привкуса при наливании в сосуд напитка.

Для этого возьмите кусок жёсткой проволоки и закрепите на ней наждачную бумагу. После этого кусок проволоки закрепляется в дрель и, таким образом, происходит обработка внутренней части рогового чехла. Для окончательного блеска используются войлок и паста ГОИ.

Vos 15-01-2013 06:17

Добрый день. Прошу совета у знающих людей. Осенью был добыт лосик, я взял рога с частью черепа и шкуры. Выскоблил насколько мне это удалось мясо и жир между кожей и костью. Засаливал это дело несколько раз. Убирал старую соль и пересыпал новой между черепом и кожей. В итоге все хорошенько просолилось и высохло. Между шкурой и черепом существует некоторое пространство что мне на руку т.к. я планирую просверлить в кости дырки и засунуть в это пространство гайки с шайбами для крепежных винтов. Но вот момент - край шкуры некрасиво загнулся и хотелось бы его как то размочить чтобы подогнуть как мне надо. Как сделать шкуру снова мягкой и как потом её опять законсервировать?

И еще вопрос: чем стоит обработать уже готовые смонтированые на медальоне рога? Т.е. может чем то пересыпать или опрыскать шкуру или череп?

Naur 15-01-2013 07:19

Шкуру изначально нужно было снять и выделать.
Единственный вариант отмочить шкуру и снять, пока совсем не задубела, т.к. со временем кожееды сожрут. Как найдете другую шкуру, после выделки приклеите так как нужно.
Еще как вариант - поставить пластиковую лобовину.

Ruslan33 15-01-2013 10:30

Шкуры то всё равно маловато.Но как вариант после съёмки родной шкуры уменьшить лобовую кость с затылочной и носовой стороны.Потом выпилить основание по форме получившейся лобовины её закрепить саморезами пустоты заполнить пеной и потом уже только приклеить шкуру а края завернуть к основанию и зафиксировать скобами с помощью мебельного степлера.Ну и при желании сделать медальон.

taxsidermist 15-01-2013 16:48

Я бы тоже посоветовал испольховать пластиковую лобовину и медальон.

Ruslan33 15-01-2013 18:09

Можно ещё посоветовать и использовать искусственный мех стоит недорого и никто не сожрёт.На фото рога пятнистого оленя череп вырублен по-максимуму остались практически одни рога,остальной объём доведён вышеописанным мной способом и снаружи оклеян искусственным мехом.По бюджету всё мероприятие составит в районе 500 р.

Vos 15-01-2013 21:45

Че 100% кожееды сожрут? Они че везде водятся и ничем их не спугнуть?

VitMan66 15-01-2013 21:45

Вопрос не в тему,можно окрашивать рога или нет?

Vos 16-01-2013 02:47

Например если я тупо засыплю соли между шкурой и черепом и в таком виде повешу рога - что все равно кожееды заведутся?

oos 16-01-2013 08:03

quote: Вопрос не в тему,можно окрашивать рога или нет?

Если необходимо,то можно.Маленький нюанс-если рога трофейные и планируете их обмерить и выставить,то тонировку рогов лучше не делать,если исключительно для использования в бытовых условиях,то красьте хоть в "золото"))

taxsidermist 16-01-2013 10:46

oos 16-01-2013 12:10

quote: А затонировать можно просто крутым раствором марганцовки.

Или водной морилки ПРОСТО крутым раствором марганцовки сложно воспользоватся из-за неПРОСТОТЫ или даже невозможности приобретения оного в аптеках.

Ruslan33 16-01-2013 14:18

А для блеска ещё вощат(не лакируют).

VitMan66 16-01-2013 16:29

Чёрт возьми,рога-то классные а я уже намазал их марганцовкой.Такие рога замеру уже не подлежат?

Ruslan33 16-01-2013 17:17

На счёт Российских правил на 100%не могу сказать- trophybook.ru там можно посмотреть,по методике (sci) так:

Vos 16-01-2013 18:37


Не 100 процентов конечно,но 99 точно,что какая -нибудь гадина посягнёт на необработанную шкуру.Кожееды вообще солёненькое очень любят,соль всего лишь консервант,а не инсектицид.А волос с удовольствием почикает моль...

Vlad V 16-01-2013 18:54

Камрады, тут такое дело. Не охотник ни разу, достался хороший лосиный рог по случаю с креплением. Но! Он, блин, белый. Т.е. старый хозяин его зачем-то щёткой отчистил до белизны((Марганцовка цвет восстановит точно? Чем ещё можно вернуть натуральный цвет и вид?
Дайте совет, пожалуйста.

oos 16-01-2013 19:05

Ruslan33 16-01-2013 19:25

quote:

а после тонировки пошаркать слегка нождачкой-все бугорки осветлятся.

VitMan66 16-01-2013 20:37

ivan44 16-01-2013 20:50

quote: Чем ещё можно вернуть натуральный цвет и вид?

Я пробовал масляными худ. красками. Наводишь нужный цвет, по необходимости слегка разбавить и нанести на рога. Потом взять тряпочку, смочить ее растворителем и затереть рога в нужных местах. Получается совершенно естественно.

Vlad V 16-01-2013 20:54

Спасибо за совет, попробую.

Vos 17-01-2013 12:40

Повторюсь, а то мою тему перебили:

quote: Originally posted by oos:
Не 100 процентов конечно,но 99 точно,что какая -нибудь гадина посягнёт на необработанную шкуру.Кожееды вообще солёненькое очень любят,соль всего лишь консервант,а не инсектицид.А волос с удовольствием почикает моль...

А чего тогда туда засыпать чтобы отпугнуть гадин? Может бораксом (бурой) пересыпать?

oos 17-01-2013 07:42

quote: А чего тогда туда засыпать чтобы отпугнуть гадин? Может бораксом (бурой) пересыпать?

Шкуру надо было изначально ВЫДЕЛЫВАТЬ,кость в идеале вывырить,посыпания солью и бораксом не дают никакой гарантии сохранности.

Не забывайте что я обьяснил ранее - шкура (или скальп ) сейчас фактически соединены с черепом в 2х местах - вокруг обоих рогов. Остальная часть полностью отделена от черепа и как бы свисает. Поверхность черепа под шкурой вычищена. Поверхность шкуры тоже выскоблена насколько это было возможно.

Ruslan33 18-01-2013 09:10

Снимите шкуру и выделайте её это не поздно.

Vos 18-01-2013 18:43

Вот блин, какие упрямые таксидермисты . А как выделать? Можно в двух словах простейший вариант? Или засесть за поиск?

oos 18-01-2013 20:54

quote: Что _можно_ сделать в заданных условиях (т.е. не снимая полностью шкуру).



Вы ж ведь сами обрубили лобную кость по самый минимум,законсервировали шкуру столь "изящным " способом-когда делали мысли-то ведь были какие-то -как всё это дело завершить.Или -по наитию?Вот так всегда -"очумельцы" на охоте " запорют" трофей и потом несут "упрямому" таксидермисту: "Сделай.Ты же художник.Подкрасишь,подклеишь". Семь раз отмерь -один отреж- вот уж воистину.

DemaWG 18-01-2013 23:51

есть такой препарат Ликва тан, в этом случае пойдет как нельзя кстати... выделает шкуру не снимая её , а для рогов пойдет специальный краситель из моего ассортимента....

Vos 19-01-2013 22:19

quote: Originally posted by oos:

А можно ли надеть штаны через голову?Теоретически-ДА!
Размачивать шкуру,отделять её от жалкого огрызка лобной кости ПОЛНОСТЬЮ и выделывать,если конечно шкура ещё будет годна к этому-вот простейший план действий(тока не спрашивайте как это ВЫДЕЛАТЬ).
Вы ж ведь сами обрубили лобную кость по самый минимум,законсервировали шкуру столь "изящным " способом-когда делали мысли-то ведь были какие-то -как всё это дело завершить.Или -по наитию?Вот так всегда -"очумельцы" на охоте " запорют" трофей и потом несут "упрямому" таксидермисту: "Сделай.Ты же художник.Подкрасишь,подклеишь". Семь раз отмерь -один отреж- вот уж воистину.

Не стоит так распаляться. Вы когда нибудь охотитесь? Я имею ввиду реальную охоту, без гидов, ерегерей и.т.д. А когда не знаеш будет ли трофей и будеш ли ты стрелком, взявшим его. Вот и я не знал. Поэтому для меня это было полной неожиданностью и уж извините нету у нас в группе таксидермистов. Кто то сказал "выреж с куском черепа, засоли и на стенку повесь!" Вот и вырезали. А как правильно делать - кто его знает? Вот так то. И заметьте - я к Вам его не принес, так что не надо чувства к Вашим клиентам сюда переносить.

oos 19-01-2013 22:46

quote: Не стоит так распаляться. Вы когда нибудь охотитесь? Я имею ввиду реальную охоту, без гидов, ерегерей и.т.д.

Уважаемый,Это Вы не распаляйтесь.НИКОГДА в своей охотничьей практиике НЕ пользовался ни гидами,ни услугами егерей.Напротив несколько лет подряд как раз учавствовал в организации охот для иностранцев.На гуру охоты пожалуй претендовать не буду,но шкуру грамотно сниму с любого животного.А вообще знать КАК ПРАВИЛЬНО обработать свой законно добытый трофей хотя бы теоретически должен знать КАЖДЫЙ охотник.Точнее каждый НАСТОЯЩИЙ охотник,а не тот который полагается на "знания и советы" чаще не совсем грамотных егерей и гидов или иных советчиков.Меня этому никто не учил.Захотел узнать и научится-начал практиковаться,"лопатить " литературу,которой при сегодняшнем доступе интернета достаточно.
Про чувства к НАШИМ клиентам.Скажите СПАСИБо своим советчикам "поспособствующим" откровенно (лично моё мнение) ИСПОРТИТЬ СВОЙ трофей.А можно было сделать классную вещь.Судя по диаметру розеток-рога достойные.
Советов Вам дано достаточно,потому в полемике смысла нет.

Vos 19-01-2013 23:25

Все, я Вас понял. Выслушаем других людей у которых, как оказалось есть тоже дельные советы.

Dersu Uzala 20-01-2013 19:57

Не морочьте человеку голову.
От нападения насекомых прекрасно помогают бытовые аэрозоли от тараканов (только в аннотации нужно посмотреть, чтобы они были длительного действия), например "Раптор". Обработка 1 раз в год и НИКАКОЕ насекомое к чучелу близко не подлетит. Во всяком случае у меня уже 28 лет к сове (самое древнее из всех) не подлетают.

Ruslan33 20-01-2013 21:45

quote: помогают бытовые аэрозоли от тараканов

-круто!
quote: Не морочьте человеку голову.
-он сам просил совета.Вы хотите сказать что насекомые не доберутся с такой обработкой?Если только раз в день пшикать.Вокруг рогов то всё равно он непочистил,а вкурсе сколько там ещё вкусного для жучков и и.п.осталось?Да и оставлять в том виде в каком сейчас выглядит черепушка с рогами и лохмотьями шкуры не эстетично и солёная шкура вдобавок ко всему при изменении температурно-влажностного режима будет "играть" и "плакать" солёными "слёзами".В итоге какой бы там ни был потом медальон,он будет покрыт кристаллами соли или вечно сырой вокруг шкуры.

Dersu Uzala 22-01-2013 08:58


Руслан, я смотрел ваши работы и очень уважаю Вас как мастера, но когда Вы ещё писали в подгузники я уже умел делать чучела. Да, это были дедовские методы накруткой, но Соколова и иже с ними тогда ещё не было. Не было химикатов, искуственных глаз, манекенов... ничего не было, кроме алюминиевой проволоки, ваты и огромного желания
Так вот свою коллекцию с тех самых пор я сохраняю именно таким методом. Кстати после 5-ти лет ежегодных обработок можно больше не обрабатывать - ФОС въедаются в перья и мех и моль с кожеедами больше чучелами не интересуются.

Хотя присоединюсь к большинству и тоже посоветую искуственную лобовину и искуственный же мех

Ruslan33 22-01-2013 14:10

Dersu Uzala, манекены,искусственные глаза и тем более химикаты были и использовались мастерами не только когда я писал в подгузник,а даже задолго до моего и Вашего рождения.Посмотрите на досуге историю таксидермии в России.На счёт использования аэрозолей от насекомых я не говорил что нельзя ими пользоваться-пожалуйста в профилактических целях.Ваших работ что то невидно.

Dersu Uzala 22-01-2013 20:06

quote: Ваших работ что то невидно.

Я скромный

Если в СССР было всё так радужно, то почему все краеведческие музеи заставлены покемонами. В том числе и Дарвиновский в Москве (не весь ассортимент конечно, но встречаются).

Кстати в том же Дарвиновском музее в лихие 90-тые я часто ощущал запах дихлофоса.

Ruslan33 22-01-2013 20:21

Я сам музейщик.И дихлофосом пропшикиваю раз в месяц (санитарный день) каждое чучело в экспозиции,+ выкладываем таблетки нафталиновые но опять-таки ради профилактики.По поводу покемонов не везде так плохо как Вы считаете,музеи с хорошими руководителями и мастерами обзаводились неплохими чучелами сделаными на манекенах из папье-маше.В нашем музее далеко не бедная коллекция крупных животных сделаных в конце 70-х.А покемоны встречаются ещё и потому что чучело очень старое или животное редкое и основная функция любого музея это собирать и потом уже демонстрировать публике.И давайте закончим этот флуд,для него есть спец.тема.Тут человек поинтересовался что ему делать-"пищу"для размышлений ему предоставили аж в 3-х вариантах.

Производство роговых и костяных изделий развито в России очень слабо, а между тем это производство вполне возможно как кустарный промысел. Это тем более странно, что скотоводство у нас занимает очень видное место, и материал для костяных и роговых изделий можно достать всюду по сходной цене.

Мы имеем только несколько фабрик в главных промышленных центрах, но и эти фабрики далеко не удовлетворяют всем нуждам в гребенных изделиях населения, так как все же хорошие гребенки, принимая во внимание дешевизну материала, продаются сравнительно дорого. Только с развитием кустарного промысла можно ожидать удешевления этого товара, необходимого в каждом доме и семье.

К числу роговых и костяных изделий следует отнести гребенки — головные, дамские и чесальные различных размеров и форм; портсигары, папиросницы, спичечницы, ножи для фруктов и книг; рожки для надевания обуви и другие предметы для домашнего обихода.

Материалы

Для выделки костяных и роговых изделий идет самый разнообразный материал, как имеющийся на месте производства, т. е. доставляемый домашними животными, так и отчасти привозный как, например, кость слоновая, моржовая, черепаха и гуттаперча.

Рог

Рога, украшающие головы быков, буйволов и других животных, получаются чрез ежегодные отложения одного на другое рогового вещества. Роговые слои обыкновенно располагаются в виде конусов. Рог, как животный продукт, состоит преимущественно из альбумина, небольшого количества желатина и едва заметных следов фосфорнокислой извести. Количество желатина в роге такое, что рог при нагревании может совершенно размягчиться, и в этом виде его удобно резать ножом, сплющивать и вообще ему удобно придать любую форму.

Рог представляет собой вещество, отличающееся замечательною упругостью и значительною вязкостью, хорошо обрабатывается режущими инструментами. При надлежащем окрашивании рогу можно сообщить вид черепахи, а также вызвать резкую игру его натуральных оттенков.

Английские быки доставляют рог белого цвета, венгерские — смешанного и более темного цвета. Вообще не только цвет, но и качество рога изменяются с изменением пород рогатого скота. Рог старых животных обрабатывается легче, чем полая его часть. Это особенно важно при выделке наконечников к чубукам и мундштукам.

Буйволовый рог ценится дороже, чем обыкновенный бычачий за его вязкость и удобство обработки. Из него можно делать рукоятки к зонтикам, мундштукам и прочим.

Копыта лошадей, домашних животных, рогатого скота и лосей употребляются в виде тонких фанерок для склейки часовых футляров, табакерок и других мелких изделий, по виду похожих на черепаховые.

Рог бизона и носорога отличается иногда особенно красивой внешностью.

Четыре сорта рога

Рог русских пород рогатого скота подразделяется на четыре сорта.

К первому сорту относятся большие рога украинских и черкасских быков. Они идут на производство дамских гребенок для косы и предпочитаются для выделки тупейных гребенок, ибо из рога выходит несколько таких гребенок.

Ко второму сорту причисляются рога меньших размеров, из которых также можно выделать небольшие дамские гребенки и тупейные гребни.

Рога от скота мелких пород относятся к третьему сорту гребенного материала; из таких рогов выделывают небольшие тупейные и густые гребешки.

Наконец к четвертому сорту причисляют самые мелкие рога для карманных гребней и крестьянских расчесок.

К лучшим сортам рога относятся рога белого цвета, которые, будучи прозрачными, могут быть подделаны под черепаху. К средним сортам причисляют имеющие темные пятна и которые также можно подделать под черепаху. К последнему сорту относятся рога с большими черными пятнами. Такой рог сплошь окрашивают в черный цвет.

Из последних двух сортов рога попадаются очень красивые экземпляры с черными и белыми пятнами по прозрачному полю. Светлый рог не всегда бывает прозрачный, на иных из них попадаются чисто белые матовые пятна. Подобный рог очень красив, но под черепаху подделывается плохо.

Обработка рога

Приступая к обработке рога, необходимо прежде всего освободить его от кости, которая находится внутри его. Для этого рог вымачивают в кадке с водой в течение 2-3 недель, пока мясо и пленки, которыми рога прикреплены к костям, подвергнутся гниению.

Когда достаточно отмякнут рога, их вынимают из воды и, взяв рог за острый конец, ударяют о дерево или камень, для того чтобы кость могла отделиться. Ударять следует не очень сильно, иначе можно испортить рог, на котором получатся нежелательные трещины. Если же при этом кость не будет свободно отделяться, то можно вновь опустить рог в воду на некоторое время.

После освобождения рога от костей надо спилить острую его часть, которая по своей значительной плотности для гребенного производства не годится. Опиливание рога производится не по наружному осмотру, но измерением внутренней его части: для этого берут небольшой прутик толщиною в гусиное перо и вкладывают вовнутрь рога до того места, пока палочка упрется. Тогда на палочке делают отметку и уже по этой отметке отпиливают рог.

Затем следует поперечная распиловка рога на кольца. Ширина колец зависит от назначения рога на изделия, т. е. ширина этих изделий именно от 3/4 до 1,5 и более вершков, когда дело идет о приготовлении простых гребней. Для головных дамских гребенок меры определить нельзя, ибо размер их зависит от моды и фасона.

Можно и не разрезать рога на отдельные кольца, а разрезать вдоль так, что образуется одна большая пластинка, из которой вырезать требуемые изделия.

Разрезывания рога на кольца можно сделать лобзиком или же при помощи пилы особого устройства. Станок пилы состоит из согнутой железной полосы толщиною около 1/4 вершка и шириною в 1 1/4 вершка.

В этот станок вкладывается обыкновенное полотно пилы так, чтобы полоса приходилась к полотну пилы узкою стороною. Полотно имеет длину 1-1 аршин 2 вершка; нарезка зубьев мелкая, разведенная очень мало. При распиловке рога работник устанавливает пилу загнутым концом ее станка в дыру верстака, а сам упирает грудью в другой конец. Зубья пилы при этом будут обращены вверх. Рог берут обеими руками и водят им по зубьям пилы взад и вперед, стараясь не нажимать сильно на пилу, иначе рог может треснуть.

Такой способ установки пилы, однако, имеет свои практические неудобства. Пила при малейшей неосторожности работающего может выскользнуть и самое нажимание грудью вредно действует на здоровье работающего. Поэтому удобнее пилу укреплять неподвижно к станку, как это видно на рисунке.

Такая установка может быть удобна для распиливания не только рога, но и кости. Разница будет только та, что полотно пилы для рога должно быть шире и толще, чем для кости.

Когда рог распилен на кольца, их необходимо прорезать, но только с одной вогнутой стороны. Если же при отделении рога от кости образовалась на кольце трещина, то разрезывание производится по этой трещине.

После разрезывания колец следует их выпрямление. Для этого кольца кладут на 1-2 недели в холодную воду, чтобы они хорошенько размякли, а затем их кипятят. Операция эта производится так: кольцо кладут в котел с водою и кипятят на сильном огне, пока рог сделается достаточно мягким, и тогда рог вынимают из котла и распрямляют.

Чем старше рог, тем продолжительнее должно быть его кипячение. Для ускорения процесса советуют класть в воду немного сала или жира.

Вынимают рог вилкой с длинной деревянной рукояткой по два кольца за раз и, надев их на зубья вилки вогнутостью вовнутрь, нагревают эти кольца над огнем, преимущественно наружную сторону колец. Когда при таком нагревании рог достаточно размягчился, что определяется навыком, то приступают к выпрямлению рога, что делается при помощи клещей. Для этого второй рабочий, держа в обеих руках клещи, клещами левой руки берет нагретое кольцо, вставив для этого одну губу клещей в средину кольца, а правой рукой вставляет также одну губку клещей, находящихся в его правой руке, в прорез, сделанный в кольце, сжимает этими клещами этот край и разгибает рог, потянув клещи вправо, в то время, когда сжимая левой рукой первые клещи, потянет их влево. Затем, двигая клещи по направлению к средине кольца, мало-помалу распрямляют кольцо, повторяя такие передвижения до тех пор, пока вся полоска примет плоский вид или выпрямится.

Само собою понятно, что при таком выпрямлении полученная дощечка не будет ровна, но представляет волнистый вид. Для окончательного выравнивания прежде всего ножом срезают все шероховатости с поверхности рога, а затем пластинки еще раз нагревают и прессуют, пока пластинки еще не остыли. Прессовка производится между железными листами, нагретыми настолько, чтобы они не жгли рога. Самое прессование производится в прессах различного устройства. Можно для этой цели употреблять как рычажные, так и винтовые прессы. Прессование должно быть достаточно сильное и скорое, иначе пластинки не будут гладки.

Выпрямленные пластинки вынимают из пресса, дают им достаточно охладиться, а затем приступают к обрезке по лекалам (выкройкам).

При обрезке пластинок для гребней, в особенности дамских головных и частых гребешков, необходимо вести рез по направлению волокон рога, так, чтобы зубья гребня приходились вдоль рога, а не поперек, иначе зубья будут ломки.

То же правило соблюдается при выкраивании простых расчесок, которые делают короткими и широкими.

Для туалетных и маленьких карманных гребешков, имеющих узкую доску, пластинки рога нельзя резать ни в длину, ни по ширине, ибо гребень будет ломок. Для таких гребней рог не разрезают на кольца, а отпилив от него плотный конец и разрезав только с вогнутой стороны, выравнивают и прессуют пластинку из целого рога, из которой выкраивают гребни с косым направлением волокон. Полученные при этом обрезки употребляются на маленькие карманные частые гребешки.

Чтобы выкроить гребешок, надо на роговую пластинку наложить лекало и очертить на нем шилом; ненужные части отрезают лобзиком.

Разметку следует производить так, чтобы по возможности менее получалось обрезков и отбросов и чтобы материал не тратился без пользы.

Для окончательной отделки роговых пластинок их стесывают небольшим, очень острым с тонким лезвием топориком, и затем выскабливают скобелем наподобие того, который употребляется в бочарном деле. Самое выскабливание производится на скамье, изображенной на рисунке.

Сырье для изготовления изделий из кости и рога является отходами мясной промышленности и зачастую его можно приобрести почти без затрат. Вместе с тем, возможно изготовление очень многих изделий: шкатулок, гребней, пуговиц, брелоков, стаканов, ножей для бумаги, пряжек, трубок для курения, мундштуков, табакерок, статуэток, украшений и т. п.
Материал для художественной обработки должен подбираться тщательнейшим образом, т. к. все виды кости и рога подвержены разрушению и деформации — растрескиванию, расслаиванию, короблению. Влажность и температура очень влияют на сохранность и качество.

Подготовка материала :
Кости и рога разных животных предварительно обязательно обрабатываются. Если попадется рог с закрытым каналом, основание его спиливают и легким постукиванием о деревяшку удаляют нероговую часть. Простую животную кость обязательно надо обезжирить. Для этого, удалив остатки мяса, хрящей, костного жира, кость вываривают в котле в течение 2-3 часов в растворе кальцинированной соды (7-12 г на 1 л воды). Проваренная кость промывается теплой и холодной водой, а затем просушивается на решетках. Кость должна сушиться постепенно, без резкого изменения температуры, без воздействия холодных или горячих струй воздуха. Оптимальные условия хранения: температура воздуха — +15-20°С, относительная влажность — 50-60%.
Затем материал подвергается предварительной обработке, в которую включается распиловка, шлифование, отбеливание, склеивание, полирование и некоторые другие виды работы.

Предварительная обработка
:

  • Распиловка заключается в правильном раскрое сырья на отдельные части без трещин и других дефектов. Ее можно производить вручную лучковой пилой, предварительно зажав кость в тисках, сделав метку на месте распила трехгранным напильником. В условиях большого производства это делается на круглопильном станке (за 8 часов распиливается до 80 кг кости).
  • Шлифование необходимо для выравнивания поверхности изделия и снятия царапин шлифовальной шкуркой с различной величиной зерна вручную и механически. Циклей выполняется выравнивание плоскости, совсем мелкие царапины снимают на шлифовальном станке пемзой, разведенной до густоты сметаны.
  • Отбеливание производится для устранения различных дефектов: желтизны, пятен и др. При изготовлении изделий из рога отбеливание считается излишним. Изделия из животной кости подвергаются отбеливанию для более полного обезжиривания. Используется 2-3%-ный водный раствор каустической соды, который вместе с изделием доводится до кипения и затем в течение 20-30 минут выдерживается при температуре +70-80°С. Можно отбеливать известью, для чего кость закладывают в емкость, пересыпая слоями извести (толщиной 5 см), выдерживают 12-36 часов. Также отбеливать можно 30%-ным раствором перекиси водорода (пергидролем), который вместе с опущенной в него костью доводится до кипения. Процесс продолжается в остывающем растворе еще 5-20 минут. После отбеливания изделия тщательно промывают теплой водой и сушат на деревянных лотках при комнатной температуре.
  • Склеивание используется при оклеивании бытовых предметов костью, при сборке отдельных частей изделия. Наилучшие результаты при склеивании кости дают рыбий клей, БФ-2, БФ-4, ПВА.

    Полировка изделий :
    Полирование применяется для окончательной отделки изделия для придания поверхности изделия блеска. Полирование производится вручную раствором мела с водой в течение 25 минут с помощью волосяной щетки. В промышленных условиях полирование изделий производится на специальном мягком хлопчатобумажном круге с применением меловой мастики в течение 3-5 минут. Хорошо поддается полированию (пастой ГОИ) коровий рог, который принимает ровный, «стеклянный» блеск. Отполированное изделие промывают под струей холодной воды.

    Окрашивание изделий из кости и рога :
    Окрашивать можно все сорта кости, предварительно обезжирив их спиртом или пергидролем. Все виды крашения, кроме глубинного, производятся после полирования.

  • Тонировку можно производить с помощью графита, втирая порошок марлевым тампоном в изделие (подходит только для резных изделий). Со всех выпуклых мест изделия порошок удаляется. Тонировать кость можно акварельными красками, для чего ее опускают на 4- 5 минут в насыщенный раствор краски.
  • Поверхностное окрашивание можно производить с помощью естественных, природных красителей, для чего обезжиренную кость опускают на непродолжительное время в крепкий настой красителя (чай, луковая шелуха и т. д.). Для окрашивания кости пригодны анилиновые красители (для шерсти). Изделия после окрашивания промываются холодной проточной водой, а затем сушатся при комнатной температуре. Недостатком основных красителей является подверженность их выгоранию.
  • Глубинное окрашивание предусматривает предварительное обезжиривание кости кальцинированной содой (на 2-3 л воды 30 г соды) в эмалированной посуде. Раствор с костью доводят до кипения и держат на огне 5-7 ч. Затем кость промывают теплой водой и сушат на открытых деревянных лотках. Обезжиренные пластины связывают проволокой небольшими партиями и опускают в готовый красящий раствор. Конец проволоки зацепляют за край емкости. Используются химические реагенты: раствор медного купороса с аммиаком, хромит хлористый кобальт и др.

    Оборудование для резьбы по кости и рогу :
    Для больших объемов производства необходимо приобрести круглопильный станок с различными режущими дисками, обдирочный (опиловочный) станок для выполнения черновой обработки заготовок кости, шлифовальный, сверлильный, токарный, фрезерно-копировальный станки, для работы с рогом понадобятся муфельная печь, пресс и некоторая другая оснастка.
    Для художественной обработки кости и выполнения некоторых вспомогательных операций потребуется бормашина (медицинская), механический лобзик для ажурного выпиливания и контуров изделий, для предания изделию окончательного блеска — полировальный станок.

    Инструменты для резьбы по кости и рогу :
    Специальный инструмент для резьбы по кости и рогу не выпускается. Для данной цели используют в основном инструмент по дереву и металлу. Специфический инструмент, применяемый только при обработке кости, рога и китового уса, изготовляется самими резчиками.

  • Нож с широким лезвием, стамески — одни из самых необходимых инструментов для резьбы по кости и рогу.
  • Терпуг – тяжелый напильник с крупной односторонней насечкой зуба понадобится при обдирке заготовки. Его устанавливают в наклонном положении, зубцами вверх. Стружка снимается с заготовки движением кости вниз-вверх вдоль инструмента. Режущим моментом является движение вниз.
  • Втиральник применяется при ажурных работах (на проем). Втиральники разной конфигурации изготовляют вручную из инструментальной стали, насечка зуба делается в одну сторону в отличие от напильника.
  • Долик — разновидность втиральника с очень малым диаметром режущей части и нарезкой на одной стороне инструмента. Используется для тончайшей ажурной резьбы.
  • Клепики применяют в гравировке, при резьбе рельефов. Режущая часть выполняется из инструментальной стали. Размер и конфигурация режущей части зависят от характера резьбы и масштаба рисунка. Гравировку выполняют самым кончиком клегшка, держа инструмент почти вертикально.
  • Цикли (гладильщики) применяют в процессе отделочных работ больших плоскостей для выравнивания, заглаживания мелких неровностей и заусенцев. При работе с коровьим рогом для этой цели используют шабер.
  • Тесло (топорик небольшого размера) применяется для грубой обработки бивней и крупных кусков кости. Им снимают поверхностный слой эмали, поврежденной мелкими трещинами, и выравнивают волнистую поверхность кости. Тесло состоит из металлической части — железки (чаще всего изготовленной из лезвия рубанка), насаженной на чуть изогнутую деревянную рукоять. Режущая часть тесла устанавливается под углом 60° к рукояти. Она имеет одностороннюю внутреннюю заточку. Угол заточки лезвия 45°. Длина железки 200 мм, ширина от 20 до 40 мм.
    Понадобятся также круглогубцы, кусачки, ножницы и плоскогубцы, линейка, угольник, малка и ерунок, циркуль-разметчик, рейсмус, рашпили и напильники для шлифовально-обдирочных работ, штихели для гравировальных работ, метчики и плашки, молотки столярный и маленький, а также некоторые инструменты, необходимые для работы станков.
  • Поделки из коровьего рога

    Рог крупного рогатого скота , а точнее роговой чехол, покрывающий костный стержень, имеет слоистое строение и обладает достаточно высокими механическими свойствами. Рог для поделок используют либо в естественной его форме, либо в виде разогнутых пластин. В недалеком прошлом на Руси рог обрабатывали «под черепаху», то есть с помощью специальной технологии получали на поверхности пластин из рога коричневатые пятна с неопределенными очертаниями.

    Роговая масса полупрозрачна, цвет ее - от черного до светло-серого со множеством желтоватых, коричневатых, зеленоватых оттенков. Этот материал отличается тонким естественным рисунком, который создают переходы цвета, вкраплениями в виде полосок, пятен и т. д. Такие свойства рога, как упругость, вязкость, способность изменять форму в нагретом состоянии, делают его весьма привлекательным поделочным материалом для мастеров-ремесленников. Рог пластичен, прочен, что позволяет использовать при его обработке ажурную и объемную резьбу. Обычно в процессе изготовления различных предметов из рога (стаканов, чарок, сигаретниц, бокалов) мастера стараются наиболее удачно использовать оригинальную форму рога и природную красоту материала.

    Очень красиво смотрятся изделия из рога, украшенные небольшими накладками из металла: латуни, мельхиора, серебра. Особенно удачно сочетается рог с металлом в брошах, шпильках, гребнях, запонках, пуговицах, пряжках. Кстати, симпатичные украшения выходят из мелких кусков рога, то есть по существу из отходов. Из плотных концов рога выполняют объемные фигурки, из выпуклых срезов - рельефные детали будущих поделок. Удачно смотрятся кольца из рога, соединяющие отдельные звенья украшений в виде декоративных цепочек. Эффектны изделия из рога, инкрустированные кусочками перламутра.

    Оборудование и инструменты для обработки рога

    Как уже говорилось, рог достаточно технологичный материал и обработка его не вызывает больших затруднений. Рог легко режется пилой и обрабатывается резцами, напильниками, наждачной шкуркой. Предварительно распаренные пластины легко даже резать обычными ножницами. Словом, для работы с рогом пригодны хорошо знакомые всем инструменты, используемые столярами и слесарями (напильники, резцы, пилы, ножовки, лобзики, рейсмусы, цикли, шаберы и др.). Поэтому о них мы говорить не будем, а остановимся на приспособлениях и инструментах, «специализирующихся» именно на обработке рога.

    Пресс необходим при получении из рога пластин. Подойдет обыкновенный переплетный пресс, который состоит из плиты-основы, двух металлических стоек, соединенных перекладиной, и винтового зажима, установленного в центре перекладины (рис. 5, а). Можно сделать пресс и проще (рис. 5, б). Для выправления одновременно большого числа роговых пластин применяют специальное приспособление – кассету (рис. 6). Подготовленную партию роговых пластин закладывают в кассету (ящик) из металла между металлическими же пластинами, после чего стягивают весь «пакет» винтовым зажимом.


    Полировочный станок служит для придания поверхности изделий блеска при окончательной их отделке. В качестве такого станка обычно применяют простое полировальное устройство (рис. 7), рабочий орган которого (матерчатый диск) надет на вал электродвигателя. Устройство с поддоном используют для полирования изделий водными суспензиями мела или порошковой пемзы. В целях предохранения работающего от брызг и экономии полировального состава матерчатый круг сверху закрывают козырьком (на рисунке не показан). Полирование проводят и всухую полировальными пастами и мастиками. Удаляют полировальный состав с поверхности изделия, а также «дополировывают» углубления в рельефе или ажуре мягкими щетками или матерчатыми кругами.

    Поможет осуществить отделочные операции (шлифовку, полировку) при изготовлении гладких изделий несложных форм. Он представляет собой шестигранную емкость в виде барабана (рис. 8). Для шлифования в барабан засыпают через специальный люк зерна мраморной крошки или кусочки пемзы, туда же кладут предназначенные для обработки изделия и наливают холодную воду (выше уровня помещенных в барабан изделий и шлифовального материала), закрывают крышку люка и начинают вращать барабан. Задача шлифования - скруглить углы изделий. Процесс этот очень долог. Обычно для шлифования какого-то количества изделий берут в три раза больше (по объему) мраморной крошки (пемзы).

    Для полирования изделий в барабан насыпают порошковую пемзу или мелкие костяные опилки. Полирование проводят всухую, то есть без добавления воды. После подобной обработки изделия промывают и сушат при комнатной температуре. Для вращения галтовочного барабана желательно использовать электродвигатель, что значительно ускоряет процесс обработки изделий.

    Как уже говорилось, при обработке рога используют как обычные, так и специализированные инструменты. Последние наша промышленность не выпускает, поэтому инструмент специфический, применяемый только при обработке рога, изготавливают сами резчики. Расскажем о некоторых из них.

    Терпуг служит для обдирки заготовки. Это тяжелый напильник с одинарной насечкой крупного зуба. Заметим, что зубья у терпуга несколько наклонены в одну сторону (рис. 9), поэтому и стружку он способен снимать только при его движении навстречу зубьям. Терпуг устанавливают в наклонном положении, зубцами вверх, чтобы он упирался раздвоенным концом в какой-нибудь выступ. Стружка с заготовки снимается при движении рога вниз.

    Втиральник - инструмент, напоминающий надфиль, незаменим при формировании ажурных (сквозных) узоров. Втиральники изготавливают вручную из инструментальной стали, зубья у них имеют такую же форму, как и у терпуга (рис. 10, а).

    В зависимости от характера работы применяют втиральники подходящих размеров с соответствующей высотой и шагом зубьев. Как правило, насечку у втиральников делают на всей его рабочей части.

    Долик - разновидность втиральника, отличается от последнего очень малым диаметром рабочей части и насечкой только на одной стороне инструмента (рис. 10, б). Предназначаются для тончайшей ажурной резьбы.

    Клепики, рифельки, коготки, циркули применяют при резьбе рельефов, при гравировке (рис. 11).

    Небольшой топор с поперечным расположением лезвия - служит для грубой обработки рога. Им выравнивают волнистую поверхность рога.

    Тесло состоит из металлической части - железки (чаще всего изготовленной из лезвия рубанка), насаженной на чуть изогнутую деревянную рукоять (рис. 12).

    (гладильщики) - стальные пластинки разной формы (рис. 13) удобны при отделочных работах для выравнивания больших плоскостей, заглаживания мелких неровностей и заусенцев. Для этой цели служат и шаберы .

    Технология обработки рога

    Как уже говорилось выше, для поделок используют роговой чехол, покрывающий костный стержень рога крупного рогатого скота. Чтобы удалить из рога этот костный стержень, рог в течение недели-другой (а может и больше) придется вымочить в воде. Процесс этот можно ускорить, если рог проварить несколько часов в воде. После обработки (в холодной воде или кипятке), не очень сильно ударяя костным стержнем о что-нибудь твердое, например о деревяшку, снимают с него роговой чехол, который затем проваривают в воде с питьевой содой. Затем рог промывают в проточной воде и высушивают. Последние операции выполняют при температуре 18...25°С. Сушить рог следует до влажности 8%. А еще сухой рог выдерживают пять дней под навесом для снятия остаточных напряжений.

    Если попадается рог с закрытым каналом, то тогда спиливают основание рога и легким постукиванием о деревяшку удаляют нероговую часть.

    Рог, предназначенный для обработки, тщательно осматривают. Дело в том, что при неблагоприятных условиях хранения роговая масса может растрескаться, расслоиться, покоробиться. Влажность и температура, а также резкие их перепады - основные факторы, влияющие на сохранность рога и его качество. Так, расслаивание - появление трещин вдоль слоев рога - часто возникает при резкой смене температур (рог внесен с мороза в теплую комнату). Коробление - искривление отдельных деталей изделия или всего изделия из рога - происходит в результате неравномерного увлажнения и высыхания материала.

    Оптимальные условия хранения рогового материала: температура воздуха от 15 до 20°С, относительная влажность воздуха - 50...60%.

    Распиловка - это процесс раскроя сырья на крупные составные части. При этом можно воспользоваться обычными пилами с хорошо разведенными зубьями. Коровий рог весьма упругий материал, поэтому при его распиловке, чтобы не зажало пилу, в полученный пропил сразу вставляют клинышек.

    Задача шлифования - выравнивание поверхности изделия, а также выведение царапин. Осуществляют его наждачной шкуркой с различным размером зерна (понятно, для начального шлифования берут шкурку с крупным зерном, для заключительного - с мелким) вручную или механически. Для шлифования годятся и цикли, после обработки которыми наждачную шкурку уже не применяют. Для шлифования используют также пемзу.

    Склеивание. Наилучшие результаты при склеивании рога дают следующие клеи: рыбий, БФ-2, БФ-4, ПВА. Склеиваемые поверхности обязательно предварительно обезжиривают спиртом или ацетоном. Клей наносят на поверхности кистью или палочкой, после чего сжимают соединяемые детали струбцинами. При комнатной температуре сушка длится 3...4 ч, при более высоких температурах этот процесс ускоряется. При склеивании пластины из рога соединяют внакладку, встык, на шпеньках (вставных шипах), на ус, в шпунт.

    Полирование. Это окончательная операция при отделке изделия, заключающаяся в снятии с поверхности поделки микронного слоя роговой массы, в результате чего поверхность приобретает зеркальный блеск. Подобную обработку ведут с помощью полировального круга из фетра, на который наносят небольшими порциями пасту ГОИ. Изделия из рога не следует сильно прижимать к кругу, так как от трения рог может перегреться и оплыть.

    Гнутье осуществляют при распрямлении (развертке) , а также для придания пластинам из рога нужной формы. Распрямленные роговые пластины обычно используют для приготовления гребней, ювелирных украшений и т. п. Перед гнутьем у рога отрезают монолитный конец, затем размягчают рог в кипящей воде в течение нескольких минут, вынимают, острым стальным ножом разрезают заготовку по образующей конуса. Тут же, не допуская охлаждения рога, развертывают усеченный конус щипцами с деревянными губками. Для полного распрямления полученную пластину помещают между горячими плитами пресса и выдерживают там в течение 20 минут. Из горячего пресса пластину помещают в холодный, где выдерживают до полного остывания и высыхания. Подобным образом распрямляют кольца и пластины, нарезанные из целого рога.

    Можно попытаться выпрямить разрезанный вдоль по выпуклой части рог с отрезанной монолитной вершиной, разогрев его в муфельной печи или в духовке. Держат в них рог с помощью металлических щипцов, стараясь не коснуться краем рога стенок печи. При достижении определенной температуры рог начнет разворачиваться. Далее горячий распрямленный рог охлаждают, зажав в прессе.

    Гнутье деталей скульптуры и ювелирных украшений можно проводить вручную. Так изготавливают браслеты, дужки подвесок, заколки для волос и т. п. Роговую заготовку разогревают в горячей воде, чуть остужают и руками придают нужный изгиб. Браслетам, мундштукам и др. удобно придавать нужную форму (гнуть) с помощью заранее изготовленного деревянного шаблона (рис. 14). Напомним, что поделки из рога очень чувствительны к изменению влажности и температуры окружающей среды. В связи с этим не рекомендуется гнутье из рога правильных геометрических форм.

    Прессованием из роговых пластин получают всякую мелочь: пуговицы, ложки, чашечки небольших равноплечих весов, медицинские лоточки и т. д. Для прессования лучше подходят тонкие роговые пластины (толщиной не более 5 мм). Поверхность материала выравнивают по толщине, шлифуют и полируют. Затем заготовки замачивают в чистой воде комнатной температуры и выдерживают примерно неделю для придания пластичности, после чего рог размягчают в горячей воде в течение нескольких минут и приступают собственно к прессованию. Как известно, прессование - обработка каких-либо материалов давлением, осуществляемая с помощью матрицы и пуансона. Матрицу в нашем случае представляет собой деревянный брусок из твердой древесины (бука, березы, дуба), в котором вырезано углубление, соответствующее по форме и по контуру получаемой поделке (ее нижней поверхности). Из такого же дерева вырезают пуансон, которым будут вдавливать пластину из рога в матрицу. Понятно, что рабочая часть пуансона (она выпуклая) по форме должна соответствовать форме поделки (ее верхней поверхности). При этом контуры матрицы «увеличивают» на две толщины пластины из рога. С помощью пресса пуансон вдавливают в расположенную на матрице пластину из рога и оставляют пластину в таком положении на 15 минут, после чего изделие охлаждают под струей холодной воды. Далее у полученной поделки обрабатывают края и т. д. Вот и все.

    Начинающим любителям-резчикам лучше всего начать работу по изготовлению из рога простых подставок для карандашей, пуговиц, гребней. Прикоснувшись к этому удивительному виду декоративно-прикладного искусства, вы увидите, что это очень занимательно, интересно и полезно.

    Поделиться: