План-конспект занятия по логопедии на тему: Конспект логопедического занятия: "Насекомые". Логопедическое занятие в старшей группе на тему "насекомые"

1.знакомство с насекомыми

2.умение описывать предметы, выделяяхарактерные и второстепенные признаки.

3.закрепреление знаний о частях тела насекомых.

4.воспитывать бережное отношение к живой природе.

5.игры по грамматике

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Насекомые»

Цели:

Коррекционно-образовательные :

  • учить детей рассматривать предметы окружающей действительности;
  • формировать умение описывать предметы, выделяя характерные существенные и второстепенные признаки.

Коррекционно-развивающие:

  • упражнять детей в подборе имён существительных к глаголам;
  • закреплять знания о частях тела насекомых;
  • активизировать и расширять словарь детей по теме.

Коррекционно-воспитательные :

Воспитывать бережное отношение к живой природе.

Оборудование:

предметные картинки, разрезные картинки, текст стихотворения, картинки для работы с предлогами, картинки для игры: «Четвёртый лишний».

Предварительная работа: чтение с последующим обсуждением: К.Бальмонт «Комарики-макарики», Л.Мадзалевский «Мотылёк», Э.Мошковская «Кузнечик», А.Плещеев «Мой садик», К.И.Чуковский "Муха Цокотуха".

Ход занятия

Организационный момент

Логопед:

Чтение отрывка из стихотворения «Муха-Цокотуха».

Муха, Муха-Цокотуха, Я вас чаем угощу!»

Позолоченное брюхо! Тараканы прибегали,

Муха по полю пошла, Все стаканы выпивали,

Муха денежку нашла. А букашки по три чашки

Пошла Муха на базар С молоком и крендельком:

И купила самовар: Нынче Муха-Цокотуха

«Приходите, тараканы. Именинница!

Логопед:

Назовите одним словом персонажей из стихотворения? (Насекомые).

Логопед:

Посмотрите на картинки, назовите этих насекомых.

Посчитайте их.

Игра: «Один-много» - образование существительных родительного падежа множ ественного числа.

Один шмель - много (кого?) шмелей.

Один комар - много (кого?) комаров.

Муха …, таракан …, стрекоза …, пчела …, оса …, кузнечик …

А как можно назвать насекомых ласково?

Игра: «Назови ласково» - образование уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Комар - комарик. Паук - паучок.

Стрекоза - стрекозка. Шмель - шмелик.

Пчела - пчёлка. Муха - мушка.

Жук - жучок.

Внимательно послушайте предложения и подумайте, как можно закончить предложение.

Игра: «Закончи предложение»

Муха разносит - (болезни). Жук грызёт - (кору).

Пчела собирает - (мёд). Гусеница объедает - (листья).

Комар кусает - (человека). Божья коровка поедает - (тлю).

Как вы думаете? Как можно сказать если:

Игра: «Образуй сложные слова»

Бабочки разного цвета, значит они - разноцветные.

Муравьи любят трудиться, они - трудолюбивые.

Комар пьёт кровь, он - кровопийца.

У таракана длинные усы, значит он - длинноусый.

Молодцы!

Сейчас мы поиграем в игру. Назовите лишнее.

Игра: «Четвёртый лишний»

Муха, муравей, грач , пчела.

Стрекоза, жук, гусеница, самолёт .

Комар, бабочка , белка , кузнечик.

Оса, стрекоза, бабочка, таракан (не летает).

Ребята, посмотрите на этот куст. Кого вы там увидели? Закрепление предлогов.

Игра: «Кто, где спрятался?»

Бабочка - на цветке, жук - под листом, стрекоза - перед кустом, муравей между палочками, кузнечик - за кочкой и т. д.

Возьмите картинки и скажите, что вы увидели:

Игра: «Чьи лапки? Чья голова? Чьи крылышки?

У муравья лапки - муравьиные, голова - муравьиная.

У пчелы крылышки - пчелиные, голова - пчелиные.

У комара животик - комариный, голова - комариная.

Динамическая пауза.

Логопед читает текст.

Дети выполняют движения.

Я шагаю по лужайке -

Шагают.

Сверху ясно мне видна

Поднимают руки вверх.

Вся зелёная страна.

Разводят руки в стороны опуская их.

Вот улитка - добрый гномик -

Показывают пальчиками усики (два пальчика).

На себе таскает домик.

Обхватить себя руками.

Вот стоит высотный дом -

Руки вверх.

Муравьи хлопочут в нём.

Два пальчика шагают по столу, полу.

Ребята, посмотрите под кустом что-то лежит?

Это конверты. Прошу собрать картинку.

Игра: «Собери насекомое из частей».

Какие разные и красивые у вас получились картинки.

А сейчас, мы составим рассказы про этих насекомых.

Рассказы составляем с опорой на схему.

Логопед показывает схему описания и уточняет у детей, как нужно строить свой рассказ.

Сначала нужно назвать насекомое, а затем рассказать:

  • какие части тела у него есть (голова, лапки, крылья, брюшко и т.д.).
  • где оно живёт (улей, муравейник, листья трава).
  • чем питается (нектаром листьями, корой деревьев).
  • как передвигается (с помощью лап или крыльев).
  • Вред или пользу приносит окружающей среде.

Составление рассказа о бабочке по схеме.

Бабочка.

Это бабочка. У неё есть голова, лапки, крылья, брюшко, усики. Бабочка - это летающее насекомое с красивыми большими крыльями. Чаще всего бабочку можно увидеть там, где много цветов. Питается бабочка нектаром, который она высасывает из цветка. Перелетая с цветка на цветок в поисках пищи, бабочка их опыляет.

Дети составляют ещё 3-4 рассказа.

Игра: «Отпрыгай слово по слогам».

Гу-се-ни-ца, куз-не-чи-ки, му-ра-вей-ние, о-са, та-ра-кан, со-ро-ко-нож-ка, жук.

Игра: «Прохлопай каждое слово скороговорки по слогам»:

«Слишком много ножек у сороконожек».

Логопед (подводит итог занятия): «О ком мы сегодня говорили? Какую пользу приносят насекомые? Каких насекомых вредителей вы знаете?


Людмила Александровна Носенко
Конспект занятия в старшей логопедической группе по теме «Насекомые»

Конспект занятия в старшей логопедической группе

Тема : «Насекомые »

Цель : Познакомить детей с понятием «насекомые » .

Задачи :

1. Уточнить названия насекомых , внешние признаки, их строение;

2. Образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

3. Развивать словарь по данной теме , внимание, память;

4. Воспитывать бережное отношение к полезным насекомым .

Оборудование : предметные картинки.

Ход занятия:

1. Организационный момент :

Назвать времена года, начиная с зимы.

Какое сейчас время года?

Назовите три весенних месяца?

Какой месяц сейчас?

Какое время года наступает за весной?

2. Тематическая беседа о насекомых :

а) Логопед загадывает загадку и выставляет картинку :

Он из веточек, из хвои

Настоящий дом построит

Без пилы и без гвоздей.

Кто строитель? …

(Муравей.)

Муравьи - полезные насекомые . У них есть голова, грудь, брюшко и три пары лапок. Они очень маленькие и очень трудолюбивые. Их называют «санитарами леса» . За один день они уничтожают большое количество вредных насекомых . Живут муравьи в муравейниках. Муравейники надо беречь и оберегать!

б) Логопед загадывает загадку :

Шевелились у цветка

Все четыре лепестка,

Я сорвать его хотел,

Он вспорхнул и улетел.

(Бабочка.)

(Е. Серова)

Больше всего бывает бабочек в мае и июне. В мае над огородом начинают летать белые бабочки с черными пятнышками на крыльях. Перелетая с листа на лист, бабочка откладывает на них свои яички, из которых появляются гусеницы. Когда гусеница насытится, она обматывает себя липкой паутиной и становится коконом или куколкой. Внутри кокона идет работа - превращение толстой гусеницы в красавицу-бабочку.

Бабочки садятся на цветы и питаются их нектаром, доставая его хоботком.

в) Логопед загадывает загадку :

На лугу живёт скрипач,

Носит фрак и ходит вскачь.

(Кузнечик.)

С детьми уточняются характерные особенности строения кузнечика.

г) Логопед загадывает загадку :

Теплым днем, весною, в мае,

Каждый про меня узнает.

Я не муха, не паук.

Я жужжу! Я майский … (Жук.)

Как называются части тела жука?

Куда прикрепляются лапы? (К груди.)

Чем покрыто тело? (Жесткими крыльями.)

Что на голове? (Глаза, ушки, рот, усики.)

Прозрачные тонкие крылья у майского жука спрятаны, видны они только в полете. Его назвали так потому, что именно в мае они появляются. Особенно их много по вечерам. Они летают низко над землей и жужжат. Жук грызет кору деревьев.

Пальчиковая гимнастика :

Я веселый майский жук, (Сжать кулачок, указательный палец и мизинец развести в стороны – «усы» , пошевелить ими.)

Знаю все сады вокруг.

Над лужайками кружу,

А зовут меня Жужу!

д) У кого вся спинка в точках,

Кто пасется на листочках,

Кого мы просим подняться в небо

И принести нам оттуда хлеба? (Божья коровка.)

Чем отличается божья коровка от майского жука?

3. Физкультминутка :

Поднимайте плечики,

Прыгайте, кузнечики!

Прыг-скок, прыг-скок.

Сели, сели травушку покушали,

Тишину послушали,

Выше, выше, высоко,

Прыгай на носках легко!

4. Отгадывание загадок :

Что за девчонка :

В поясе тонка,

Огромные очи.

Летит - стрекочет.

(Стрекоза.)

Домовитая хозяйка

Пролетает над лужайкой.

Похлопочет над цветком -

Он поделится медком.

(Пчела.)

Самого не видно,

а песню слышно;

Летит, пищит,

случай не упустит :

Сядет и укусит.

(Комар.)

Надо мной она кружит,

Надо мной она жужжит.

Ну и приставуха

Эта цокотуха.

(Муха.)

Муха - это очень вредное насекомое , потому что на своих лапках она переносит болезни. Сядет муха на хлеб и оставит там микробы. Вот почему всегда надо закрывать пищу от мух, мыть стол, тарелки, руки. Мухи бывают разные : большие и маленькие; в Африке есть ядовитая муха це-це. С мухами надо бороться чистотой и аккуратностью. Тогда не страшны будут вам никакие болезни.

5. Дидактическая игра «Назови ласково» .

Комар - комарик

Жук – жучок

Пчела – пчелка

Лапы – лапки

Голова – головка

Муравей - муравьишка

Муравейник – муравейничек

Муха – мушка

Стрекоза – стрекозка.

6. Дидактическая игра «Закончи предложение» .

Пчела собирает … (мед) .

Комар кусает … (человека) .

Бабочка летает … (цветком) .

Жук грызет … (кору) .

На земле великое множество насекомых . На брюшке у них поперечные полоски, как бы насечки . Вот откуда название «насекомые » - от слова «насекать » . Насекомые - обжоры : они едят все : зелень, мелких насекомых . Насекомые бывают большие и маленькие. Одни летают, другие ползают или прыгают. Одни живут несколько лет, другие - один день. В природе появляются только тогда, когда тепло (весной, летом) . Насекомых поедают птицы . Среди насекомых имеются вредители - переносчики болезней человека и животных; есть и полезные - опыляют растения, дают продукты и сырье (мед, воск, шелк) .

7. Итог занятия : собрать разрезные картинки и назвать насекомое .

Публикации по теме:

Конспект занятия по развитию речи в средней логопедической группе. Тема: Одежда. Цели занятия: - учить детей различать предметы одежды.

Конспект фронтального занятия по лексической теме «Дикие животные» для детей старшей логопедической группы с ОНР Занятие «Дикие животные» Цели: формирование познавательной активности, логического мышления, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.

Тема: Овощи. Задачи: расширение и уточнение словаря по теме; образование сложных слов; определение формы овощей; образование относительных.

I.Организационный момент Логопед: Ребята, посмотрите, сколько сегодня к нам пришло гостей. Поздоровайтесь с ними. Создание положительного.

Конспект НОД в старшей группе по лексической теме «Насекомые» Цели: ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ: Расширять и закреплять знания детей о насекомых, вводить в активный словарь детей обобщающее понятие «насекомые.

Цель: Научить детей бережно относится к объектам окружающего мира. Задачи: Дать детям элементарные представления детям о насекомых. Создание.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе по теме «Игрушки» Обучающие задачи: расширять знания детей по теме «Игрушки»; развивать.

Конспект занятия

Лексическая тема: Насекомые

Цели:
- расширение и активизация словаря по теме «Насекомые»;
- развитие познавательных способностей детей;
- воспитание экологической культуры.

1. Обучающие задачи:
- обобщить представления детей о многообразии насекомых;
- закрепить знания об условиях их обитания, природных и построенных человеком жилищах.
- упражнять в различении и назывании часто встречающихся представителей групп насекомых;
- уточнить представления о пользе насекомых;
- развивать сообразительность, формировать образное мышление.

2. Речевые задачи:
- упражнять в словообразовании, употреблении существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами.

3. Развивающие задачи:
- развитие психических процессов;
- развитие эмоционально – позитивного настроя для работы с компьютерной игрой обучающего характера.

4. Воспитательные задачи:
- воспитывать у детей желание заботиться о природе, правильно вести себя в лесу, в поле; не разрушать условия жизни лесных обитателей.

Ценность: воспитание любви к родной природе.

Активизация словаря : насекомые, кузнечик, божья коровка, майский жук, паук, гусеница, муха, бабочка, пчела, муравей, жук-рогач, комар, стрекоза, обжоры, стебель, сырье, воск, шелк.

Методические приемы:

Словесные - беседа, вопросы, объяснение.

Наглядные - демонстрация картинок, презентации.

Игровые – дидактическая игра «Назови ласково», пальчиковая гимнастика «Майский жук», физкультминутка «Бабочки».

Практические – отгадывание загадок, звуко-буквенный анализ слова, дидактическое упражнение, ответы на вопросы к прослушанному тексту.

Форма работы: подгрупповая.

Оборудование: ноутбук, проектор, магнитная доска, мольберт.

Демонстрационный материал : презентация на тему «Насекомые», сюжетная картина к сказке К. Я. Чуковского «Муха-Цокотуха».

Раздаточный материал : разрезные картинки насекомых.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций «Превращение гусеницы в бабочку», чтение сказки «Гусеница и бабочка», игра-занятие "Друзья для бабочки», просмотр детского фильма «Мария – Мирабелла», чтение стихотворения К. Я. Чуковского «Муха-Цокотуха».

Организация занятия: на ковре, за столами.

Структура занятия:

  1. Орг. момент. Рассматривание картинки к стихотворению К. Я. Чуковского «Муха-Цокотуха». Объявление темы занятия.
  2. Физкультминутка «Бабочки».
  3. Звуко-буквенный анализ слова «ЖУК». Дидактическое упражнение «Божья коровка».
  4. Итог занятия.

Ход занятия:

  1. Орг. момент.

Л: Здравствуйте, ребята! Обратите внимание на картину. (Слайд 4) Кто на ней изображен? (Муха, комар, кузнечики). А из какой сказки они к нам пришли? («Муха-Цокотуха»). А как мы можем всех персонажей картинки назвать одним словом? (Насекомые). Верно, и сегодня на занятии мы поговорим с вами об этих загадочных существах.

  1. Отгадывание загадок. Дидактическая игра «Назови ласково».

Логопед читает загадки, дети подбирают картинку, соответствующую отгадке и преобразовывают ответ в уменьшительно-ласкательную форму. (Слайд5-6)

Он из веточек, из хвои

Настоящий дом построит

Без пилы и без гвоздей.

Кто строитель? ... (Муравей - муравьишка)

Черен, да не ворон,

Рогач, да не бык,

Шесть ног без копыт. Летит - воет,

Сядет – землю роет. (Жук – рогач, - жучок)

Домовитая хозяйка

Пролетает над лужайкой.

Похлопочет над цветком -

Он поделится медком. (Пчела-пчелка)

Самого не видно,

а песню слышно;
Летит, пищит,

случай не упустит:
Сядет и укусит. (Комар-комарик)

Надо мной она кружит,

Надо мной она жужжит.

Ну и приставуха

Эта цокотуха. (Муха-мушка)

Прополз мохнатый червячок,

И весь в дырочках листок. (Гусеница - гусеничка )

Это что за сеточка

На зелёных веточках?

Кто без ниток и без рук

Сплёл ту сеточку? (Паук – паучок)

Что за девчонка:

В поясе тонка,

Огромные очи.

Летит - стрекочет. (Стрекоза – стрекозка )

  1. Физкультминутка «Бабочки » (Слайд 7)


Эники- беники- крас
Стану бабочкой сейчас.
Мы шагаем друг за другом
Лесом и зеленым лугом.
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем с бабочкой порхать.
Крылья пестрые мелькают.
Дети - бабочки летают.
Соберемся мы в кружок,
Вновь вернемся на лужок,
Потанцуем, покружимся,
На полянке приземлимся.
Раз, два, три, четыре, пять.
Вновь детьми хотим мы стать.

  1. Звуко-буквенный анализ слова «ЖУК». (Слайд 8) Предложно-падежные конструкции. Упражнение «Божья коровка». (Слайд 9)

Л: Божья коровка принесла на крылышках звуки: Ж У К.

Какое слово получается? Составим звуковую схему слова «Ж У К».

Д/у «Божья коровка».

Прилетела божья коровка. Вопросы детям:

Божья коровка спряталась где?(в траве).

Божья коровка села на что?(на цветок).

Божья коровка ползет по чему?(по стеблю).

Божья коровка перелетела с чего на что?(с цветка на цветок).

Ответы детей полным предложением.

  1. Пальчиковая гимнастика «Майский жук». (Слайд 10)

Я веселый майский жук, Сжать кулачок,

Знаю все сады вокруг. указательный палец и мизинец развести

В стороны – «усы»,

Над лужайками кружу, пошевелить усами.

А зовут меня Жужу!

  1. Прослушивание текста «Насекомые». Ответы на вопросы. (Слайд 11)

На земле великое множество насекомых. На брюшке у них поперечные полоски, как бы насечки. Вот откуда название «насекомые» - от слова «насекать». Насекомые - обжоры: они едят все: зелень, мелких насекомых. Насекомые бывают большие и маленькие. Одни летают, другие ползают или прыгают. Одни живут несколько лет, другие - один день. В природе появляются только тогда, когда тепло (весной, летом). Насекомых поедают птицы. Среди насекомых имеются вредители - переносчики болезней человека и животных; есть и полезные - опыляют растения, дают продукты и сырье (мед, воск, шелк).

Вопросы:

Почему насекомых так назвали?

Что едят насекомые?

Сколько они живут?

Когда они появляются?

Кто поедает насекомых?

Какую пользу приносят насекомые?

Какой от насекомых бывает вред?

7. Итог занятия: собрать разрезные картинки и назвать насекомое.

Эркес Римма Наумовна ,

учитель-логопед

МАДОУ д/с №1 города Тюмени

Задачи образовательного комплекса:

Образовательная область «Физическая культура»:

Сохранять правильную осанку в различных видах деятельности;

Выполнять движения при подвижной речевой игре.

Образовательная область «Здоровье»:

Сохранять и укреплять психическое и физическое здоровья детей;

Развивать дыхание, артикуляцию.

Образовательная область «Социализация»:

Формировать умение проявлять терпимость и доброжелательность к одногруппникам, выслушивая их ответы;

Развивать творческие способности;

Развивать способность совместной деятельности.

Образовательная деятельность «Коммуникация»:

Совершенствовать речь как средство общения;

Формировать умение связно, последовательно формулировать ответы на поставленные вопросы;

Образовательная деятельность «Познание»:

Уточнить и закрепить представление о насекомых (названия, внешние признаки, строение, польза и вред и т.д.);

Учить образовывать сложные слова, согласовывая имена прилагательные с именами существительными в роде и числе;

Формировать умение образовывать уменьшительно-ласкательную форму имени существительного;

Закреплять понятие «антонимы»;

Закреплять умение употреблять предлоги НА,НАД,ПОД;

Формировать умение обобщать, классифицировать;

Учить четко проговаривать слова;

Развивать внимание, память.

Образовательная область «Познание»

Развивать умение созерцать предметы, явления, направляя внимание на более тонкое различие их качеств;

Продолжать формировать представления о природе;

Воспитывать интерес к окружающему миру, бережное отношение к природе.

Материал:

презентация; предметные картинки; муляжи насекомых; картинка,изображающая луг; обруч для дыхательной гимнастики с бумажными насекомыми; мяч; карточки с символами, обозначающими настроение.

Предварительная работа:

Заучивание с некоторыми детьми загадок о насекомых.

Образовательная деятельность:

I. Дыхательная гимнастика с обручем (на нем прикреплены бумажные бабочки).

II. Педагог : Темой нашего занятия сегодня… А вы отгадайте загадки и узнаете тему нашего занятия. (приглашаются 4 ребенка, которые читают наизусть загадки; дети отгадывают (см. Презентацию)

Что за девчонка: Домовитая хозяйка Не зверь, не птица

В поясе тонка, Пролетает над лужком. Носок, как спица.

Огромные очи, Похлопочет над цветком- Летит, кричит,

Летит –стрекочет. (стрекоза ) Он поделится медком. (пчела ) Сядет-молчит. (комар )

Целый день летает,

Всем надоедает,

Ночь настанет,

Тогда перестанет. (муха)

Педагог : Вы отгадали все загадки, и теперь догадались о ком пойдет речь на сегодняшнем занятии?

Правильно, весна в разгаре и насекомые проснулись.

Посмотрите на картинки и скажите, каких насекомых мы еще не назвали (см. Презентацию)

Педагог : Внимательно рассмотрите насекомых и скажите, чем они похожи?(строение: голова, грудь, брюшко, 6 лапок, глаза, усы, у многих есть жало). А чем отличаются? (у одних есть крылья- называются «летающие», у других нет-«нелетающие»).

Обратите внимание, что у них есть насечки на брюшке, поэтому их назвали «насекомыми».

Отгадайте еще загадки о насекомых, а картинки и муляжи помогут вам в этом:

И под тяжелой ношей Этот увалень лохматый, Шевелились у цветка

Спешит на помощь друг. Злюка тощая такая, Все четыре лепестка.

Тут народ хороший. Сладкоежка полосатый, Я сорвать его хотел,

В беде не бросит вдруг Надо мной весь день летает, Он вспорхнул и улетел.(бабочка)

Без работы-хоть убей- Опускает хоботок,

Жить не может …. (муравей) И ужалит ненароком

В распустившийся цветок (шмель )

Педагог : Какую пользу приносят насекомые? Они опыляют растения, пчелы собирают нектар и производят мед,муравьиная кислота используется в медицине; бабочки радуют своей красотой и являются кормом для птиц и некоторых животных; мошки являются кормом для стрекоз.

Чем вредны?гусеницы поедают листья и растения погибают, они уничтожают плоды; саранча губит посевы; некоторые насекомые являются разносчиками инфекций.

III. Упражнение «Скажи одним словом» (образование сложных слов, согласование имен прилагательных с именами существительными в роде и числе ).

У бабочки пестрые крылья, поэтому ее называют пестрокрылой.

У стрекозы большие глаза, поэтому ее называют … (большеглазой).

У жука длинные усы, поэтому его называют… (длинноусый ).

IV . Физминутка. Речевая подвижная игра «Пчела ».(Н.Нищевой)

Прилетела к нам вчера

Полосатая пчела, загибают по одному пальчику на название каждого насекомого

А за нею шмель-шмелек,

И веселый мотылек,

Два жука и стрекоза

Как фонарика-глаза показываем пальцами два круга у глаз

Пожужжали, полетели бегают по кругу на носочках и машут «крыльями»

От усталости упали. Приседают на ковер.

V. Упражнение «Нелепицы». Послушайте предложения, расскажите, чего не бывает, а как должно быть на самом деле.(см. Презентацию)

Муравей живет в улье. Жук собирает нектар. Комар ловит мух.

VI. «4-ый лишний» (см. Презентацию)

Божья коровка, кузнечик, муравей, мышка.

Ласточка, воробей, бабочка, ворона.

Таракан, комар, воробей, жук.

VII. Игра с мячом «Закончи предложение» (антонимы) (см. Презентацию)

Майский жук большой, божья коровка …

У мухи крылья короткие, у стрекозы…

У жука усы толстые, у бабочки…

У шмеля спина широкая, у комара…

VIII. Употребление предлогов НА,НАД,ПОД. (см. Презентацию)

На картинке, изображающей луг, указать, где находятся насекомые

IX.Итог. О ком мы говорили на занятии? Какую пользу приносят насекомые? Как люди должны относится к

Потрудились все на славу! Спасибо за хорошую работу.

Покажите, с каким настроением вы уходите с занятия (дети используют карточки с символами).

Приложение:

Литература:

  1. Агранович З.Е. Времена года.-СПб., Детство-Пресс,2002
  2. Живая природа в мире животных.-СПб., Детство-Пресс,2005
  3. Круглый год. Серия демонстрационных картин с методическими рекомендациями.- СПб., Детство-Пресс,2005
  4. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – СПб., Детство-Пресс, 2003
  5. Соболева А.В. Загадки-смекалки. Социально-политический журнал Ассоциация «Гуманитарий»,М., 1994
  6. Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учимся, играя,- М., Просвещение,1979
  7. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения. Пособие для логопедов.- М., Гном-Пресс, 1999

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

МАДОУ «Детский сад №242»

Конспект подгруппового логопедического занятия

по формированию лексико – грамматических категорий.

Лексическая тема «Насекомые».

Старшая группа.

Учитель-логопед:

Храмова Раушания Жаудатовна.

Цель: Совершенствование лексико-грамматического строя речи.

Задачи:

    Совершенствовать умение преобразовывать глаголы единственного числа в множественное число.

    Развивать умение употреблять существительные в форме родительного падежа.

    Закреплять умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами –ок -, -ик- , -к-.

    Закреплять умение подбирать слова-признаки и слова-действия.

    Закреплять употребление предлогов при составлении предложений.

    Активизировать и обогащать словарь детей по лексической теме “Насекомые”.

    Закреплять умение отвечать на вопросы полным распространенным предложением.

    Продолжать работу по развитию правильного физиологического дыхания.

    Развивать общую и мелкую моторику.

    Воспитывать у детей любовь и бережное отношение к красивым местам и их обитателям.

    Развивать музыкально-эстетическое восприятие.

Оборудование: ноутбук, проектор, экран, презентация по теме, картинки «зеленая лужайка», трафареты «бабочка», массажный шарик, разноцветный пластилин.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

I Организационный момент

Здравствуйте, ребята! Послушайте, кто так красиво поет?

- Это птицы поют.

Правильно. А чем питаются птицы?

- Птицы питаются семенами и зернышками.

- Птицы питаются насекомыми.

II Развитие неречевого дыхания.

У вас на столе лежат необычные лужайки. Давайте на них подуем и узнаем, кто же там спрятался? Не забываем выполнять правила: плечики не поднимаем, щёки не надуваем (дети дуют 5 раз).

III Вводная беседа. - А теперь скажите, кто же спрятался на вашей лужайке?

- На моей лужайке спрятался муравей.

- На моей лужайке спряталась стрекоза.

(кузнечик, жук, комар.)

Как назвать одним словом?

- Это насекомые .

Кто такие насекомые?

- Это крошечные животные, у которых шесть лапок.

Из каких частей состоит тело насекомых?

- У насекомых есть голова, грудь, брюшко.

Почему некоторые насекомые ярко окрашены?

- Насекомые ярко окрашены, чтобы отпугивать других животных.

IV Развитие лексико-грамматических категорий.

Ребята, наши насекомые что-то хотят вам сказать. А вы знаете, как разговаривают насекомые? Какой звук издает комар и комары?

- Комар звенит, а комары звенят.

Кузнечик и кузнечики?

- Кузнечик стрекочет, а кузнечики стрекочут.

Жук и жуки?

- Жук жужжит, а жуки жужжат.

Сверчок и сверчки?

- Сверчок свистит, а сверчки свистят.

Оказывается, насекомые потеряли свою подругу гусеницу. Поможем ее найти? Для этого нам нужно отправиться на лесную полянку. А по дороге мы будем выполнять задания. Мы с вами пойдем пешком, а вы знаете, как передвигаются насекомые? Как передвигается кузнечик и кузнечики?

- Кузнечик прыгает, а кузнечики прыгают.

- Жук летает, а жуки летают.

- Муравей ползает, а муравьи ползают.

- Пчела летает, а пчелы летают.

- Бабочка порхает, а бабочки порхают.

Правильно. Насекомые все такие маленькие. Давайте их назовем ласково.

Муха - мушка , жук – жучок , таракан – тараканчик , пчела – пчелка , стрекоза – стрекозка , комар – комарик .

Наши друзья проголодались. Чем питается муравей?

- Муравей питается вредными насекомыми.

Чем питается муха?

- Муха питается остатками пищи человека.

Чем питается пчела?

- Пчела питается нектаром цветов.

Чем питается кузнечик?

- Кузнечик питается вредными насекомыми.

Ребята, некоторые насекомые приносят пользу, а другие – вред. Комар – какое насекомое?

- Комар – это вредное насекомое, потому что на своих лапках он переносит микробы и кусает человека.

Муха?

- Муха – это вредное насекомое, потому что на своих лапках она переносит опасные болезни.

Пчела?

- Пчела – это полезное насекомое, потому что она делает мед и опыляет цветы.

Муравей?

- Муравей – это полезное насекомое, потому что он охотится на вредных насекомых.

Бабочка?

- Бабочка – это полезное насекомое, потому что она опыляет цветы.

Ребята, мы дошли до нашей полянки. Сколько же на ней насекомых, давайте сосчитаем. Сколько на поляне стрекоз?

- На поляне две стрекозы.

Сколько на поляне муравьев?

- На поляне три муравья.

Сколько на поляне мотыльков?

- На поляне пять мотыльков.

Сколько на поляне кузнечиков?

- На поляне один кузнечик.

Сколько на поляне жуков?

- На поляне два жука.

Но кого-то здесь не хватает. Послушайте, кто к нам спешит на поляну? (включается фрагмент аудиозаписи «Полет шмеля» Римского-Корсакова).

Как вы думаете, кто к нам прилетел?

- Я думаю, что прилетел комар.

- Я думаю, что прилетел шмель.

- Я думаю, что прилетела муха.

А комар какой?

- Комар вредный, кровососущий, маленький, назойливый.

А шмель какой?

- Шмель большой, полосатый.

А муха какая?

- Муха вредная, назойливая, надоедливая.

А пчела какая?

- Пчела полезная, трудолюбивая, медоносная.

Физкультминутка. Речевая подвижная игра «Пчела ».(Н.Нищевой)

Давайте поприветствуем насекомых, вставайте в кружок.

Прилетела к нам вчера (дети

Полосатая пчела, (загибают по одному пальчику на название каждого насекомого)

А за нею шмель-шмелек,

И веселый мотылек,

Два жука и стрекоза

Как фонарика-глаза (показываем пальцами два круга у глаз)

Пожужжали, полетали (бегают по кругу на носочках и машут «крыльями»)

От усталости упали. (Приседают на ковер.)

Молодцы, возвращаемся на места. Ребята, а вы не забыли, для чего мы пришли на лесную полянку?

- Мы пришли на лесную полянку, чтобы найти гусеницу.

Может быть она под листом?

- Под листом нет гусеницы.

Может быть она на цветке?

- На цветке нет гусеницы.

В норке?

- В норке нет гусеницы.

- Над травой?

- Над травой нет гусеницы.

Ребята, какие короткие слова мы с вами использовали, когда искали гусеницу?

- В, над, под, на.

- Это короткие слова. Они пишутся раздельно.

Ребята, посмотрите, на листочке висит непонятный предмет. Это куколка. Когда гусеница наедается листочками, она обматывает себя липкой паутинкой и образует куколку. А внутри она превращается в бабочку. Посмотрите, в какую бабочку превратилась наша гусеница.

V Развитие мелкой моторики . (детям раздаются трафареты «бабочка», пластилиновые шарики).

Ребята, прилепите пластилиновые шарики на трафарет, и у вас получится бабочка. Какие бабочки у вас получились?

- Красивые, пестрые, разноцветные, большие.

А теперь нам пора возвращаться в детский сад.

VI Итог занятия.

Куда мы сегодня совершили путешествие?

- Мы совершили путешествие на лесную полянку .

В кого превратилась гусеница?

- Гусеница превратилась в бабочку.

Как нужно относится к таким красивым местам, как лесная поляна?

- Нельзя сорить, шуметь. Нельзя рвать цветы, обижать насекомых.

Приложение. Презентация к занятию.

Поделиться: