Святитель николай чудотворец. Храм Николая Угодника в Хамовниках: история православной святыни XVII века Сообщение о храме николая чудотворца

Храм Николая Святителя в Хамовниках - одна из наиболее красивых и посещаемых православных известный во всем мире архитектурный памятник 17 века.

История Хамовной слободы

Район Хамовники, ныне расположенный в самом центре Москвы, до начала 16 века относился к ее загородным территориям и представлял собой обширные луга для выпаса лошадей. В первой четверти века здесь был заложен Новодевичий женский монастырь, вокруг которого постепенно возникло несколько слобод, в которых жили крестьяне и ремесленники. Одной из них была Хамовная слобода. Здесь обитали ткачи, переселившиеся в Московские земли из Твери. Мастеровые обслуживали царский двор, поставляя в него полотно, в основном для столового белья. Изготовление тканей для скатертей носило название хамовного дела, от старорусского слова «хам» - лён. По названию льняной ткани «хамьян» получила название слобода, а впоследствии и весь район.

Исторические этапы строительства храма

Слобода была достаточно большой (изначально около 40 дворов) и имела собственную церковь. Церковь Николы была деревянной, и впервые о ней было упомянуто в исторических документах 1625 года. В 1657 году деревянную церковь сменила каменная. Через 20 лет храм официально получил свое полное имя - «Николая Чудотворца у митрополичьих конюшен». В 1679 году рядом начали строить новое здание церкви. К этому времени в архитектурном стиле строительства на Руси происходят существенные изменения.

Строгий простой стиль сменяется более нарядным, вычурным. Его называли “дивное узорочье”. Для этого стиля характерно использование ярких красок, цветных изразцов, декоративных элементов. Церковь построена из кирпича, отделана белым камнем и украшена красно-зелеными изразцами.

Храмовый комплекс

Храм Святителя Николая чудотворца в Хамовниках представляет собой классический для этого стиля храмовый комплекс, включающий пятиглавую церковь, одностолпную трапезную с приделами митрополита Московского Алексия и Святителя Дмитрия Митрополита Московского (в 1872 году переосвященный во имя иконы Божией Матери «Споручницы грешных»), шатровую колокольню над западным входом. Восьмиугольная колокольня - одна из самых высоких в Москве и последняя из строящихся в этом стиле. Освящение церкви было проведено 25 июня 1682 г. Остальные здания были пристроены позже по мере разрастания прихода.

Значимые события в истории храма

Во время наступления Наполеона на Москву в ходе русской кампании 1812-1813 годов храм сильно пострадал, интерьер его был частично уничтожен. В ходе восстановительных работ в 1845 году внутри появилась настенная роспись, и к 1849 году храм был полностью восстановлен.

За время существования храм Николая Святителя в Хамовниках реставрировался еще три раза (в 1896, 1949 и 1972 году), но никогда в нем не прекращались богослужения, и он всегда был открыт для прихожан.

К концу 19 века относится создание металлической ограды, а чуть позже были установлены кованые врата.

В 1992 году на колокольню был возвращен 108-пудовый колокол, единственный сохранившийся из первоначального колокольного набора - второй по весу колокол, отлитый в 1686 году мастером Михаилом Ладыгиным. Остальные колокола были утеряны в период гонения на церковь 30-х годов 20 века. Судьба главного 300-пудового храмового колокола неизвестна.

В 1922 году в ходе конфискации церковных ценностей из храма было вынесено более пяти пудов золотых и серебряных украшений и утвари.

Святыни и достопримечательности храма

Главная святыня, которой располагает храм Святителя Николая в Хамовниках (фото внизу), - икона Богородицы «Споручница грешных». Она находится в левом приделе, названном ее именем.

Икона представляет собой точный список с чудотворного образа древнерусского письма, который находился в Николаевском Одрином мужском монастыре, расположенном в Орловской губернии. Автор списка неизвестен.

Икона была пожертвована в храм Николая Святителя в Хамовниках в 1848 году одним из прихожан церкви. По преданию, вскоре после приобретения изображения Богоматери владелец начал замечать, что во время молитвы внешний вид иконы меняется, на поверхности появляются масляные благоуханные капли. Некоторые больные исцелились благодаря молитве и этому маслу. Владелец передал икону в храм Николая Святителя в Хамовниках, где чудеса продолжались. Народ потек в храм рекой. Изображению приписывается ряд чудесных исцелений. Особенно явно это проявилось во время свирепствования холеры в 1848 году.

В 2008 году храм Николая Святителя в Хамовниках отметил 160 лет со времени обретения чудотворного образа. 20 марта празднуется день иконы Богоматери «Споручница грешных».

Не так давно при храме начали действовать православная общеобразовательная гимназия, воскресная школа и детский церковный хор. Есть баптистерий для крещения взрослых.

Храм Святителя Николая в Хамовниках: как добраться?

Как всемирно известная достопримечательность ежедневно посещается сотнями туристов. Расположен он рядом с Комсомольским проспектом, между улицей Льва Толстого и улицей Тимура Фрунзе. Добраться туда можно на метро. Ближайшая станция - «Парк культуры» (кольцевая).

Явившись во сне святому равноапостольному Константину, святитель Николай призвал его отпустить неправедно осужденных на смерть военачальников, которые, находясь в темнице, молитвенно призывали на помощь святителя. Много других чудес совершил он, долгие годы подвизаясь в своем служении. По молитвам святителя город Миры был спасен от тяжкого голода. Явившись во сне одному итальянскому купцу и оставив ему в залог три золотых монеты, которые тот обрел в своей руке, пробудившись наутро, попросил его приплыть в Миры и продать там жито. Не раз спасал святитель утопающих в море, выводил из плена и заточения в темницах.

Достигнув глубокой старости, святитель Николай мирно отошел ко Господу († 345-351). Честные его мощи хранились нетленными в местной кафедральной церкви и источали целебное миро, от которого многие получали исцеления. В 1087 году мощи его были перенесены в итальянский город Бари, где почивают и поныне (22 мая н.с., 9 мая с.с.).

Почитание Николая Чудотворца на Руси

Имя - одно из самых почитаемых во всем христианском мире. Согласно преданию он жил на рубеже III–IV веков (иногда называют даже точные даты жизни: 260-343 гг.) и был епископом в городе Миры в Ликии (Малая Азия), откуда и происходит его прозвание - Мирликийский (нередко пишут - Мир Ликийский). Еще при жизни святитель Николай прославился многими подвигами и чудесами во славу Христову. Поэтому день его погребения - 6 (19) декабря - стал общехристианским праздником. На Руси этот день стали прозывать Никола зимний.

На Руси имя Николая Чудотворца получает известность довольно рано. Так, в Киевском Софийском соборе, построенном в середине XI века Ярославом Мудрым, в числе наиболее почитаемых святых присутствует и мозаичное изображение святителя Николая. Однако особенное почитание этого святого в пределах Руси начинается со второй половины XI столетия. Связано это было с несколькими причинами.

Прежде всего, в 1087 году из города Миры мощи святого были украдены норманнами и перевезены в итальянский город Бари, сначала в церковь св. Евстафия, а затем, в 1089 году, по повелению папы Урбана II их перенесли в специально построенный во имя св. Николая католический собор, где они хранятся и поныне. Русь очень быстро откликнулась на это событие созданием литературного памятника - «Сказание повести, еже о пренесении честных мощей иже во святых отца нашего Николы архиепископа града Миры». Правда, в нем ничего не говорится о факте именно воровства мощей, что само по себе очень характерно - в этом явно прослеживаются какие-то западные влияния на автора Сказания. Более того, само Сказание придает событиям, случившимися с мощами Николая Мирликийского чудесное объяснение. В нем подробно рассказывалось о том, как пресвитеру города Бари явился святитель Николай и повелел отправиться в разоренный к тому времени г. Миры и взять его мощи. Жители Бари, притворяясь купцами, отправились в Миры, и нашли там раку с мощами святого, заполненную благовонным миром, которую привезли в Бари. На родную землю они вступили 9 (22) мая, и сразу же возле мощей сотворилось множество чудес. С тех времен этот день стал считаться вторым праздником в честь знаменитого святого.

Кроме того, в те же годы письменными источниками впервые зафиксировано чудо от святителя Николая, явленное в Киеве. Это первое чудесное явление святителя на Руси описывается в памятнике, получившем название «Чудо о некоем детищи утопшем, его же святый Никола жива сохрани». В нем рассказывается, как в день празднования святых Бориса и Глеба, плывя на лодке через Днепр из Вышгорода в Киев, жена одного богатого киевлянина уронила ребенка в реку, который немедленно утонул. Убитые горем родители воззвали к милости Николая Чудотворца. В ту же ночь служители Софийского собора обнаружили живого мокрого ребенка перед иконой святителя Николая. Об этом сообщили митрополиту, и тот велел оповестить весь город. Родители младенца вскоре нашлись и, к своему и всеобщему изумлению, узнали в нем своего утонувшего сына. С тех пор, кстати, икона, перед которой был найден мокрый младенец, стала называться иконою Николая Мокрого и долгие столетия хранилась в Софийском соборе, в приделе, посвященном святителю Николаю.

«Чудо о некоем детищи утопшем» показывало, что теперь Николай Чудотворец проявил себя защитником и спасителем русских людей, а значит взял под свое чудесное покровительство и саму Русь. Во всяком случае, именно так трактовались эти события в древнерусских литературно-философских памятниках. Уже в конце XI века день перенесения мощей святителя Николая стал считаться праздничным в Русской Православной Церкви. Во всяком случае, в месяцеслове при Евангелии 1144 года 9 (22) мая обозначалось как праздничный день. В русской православной традиции этот день получил именование Никола вешний.

Но вот что интересно. Если византийская церковь почитала Николу зимнего, как общехристианский праздник, то Николу вешнего в Византии не признали в качестве праздничного, ибо он был установлен римским папой, да и сами мощи Николая Чудотворца, выкраденные норманнами, оказались в пределах римско-католической церкви. Следовательно, в данном случае Русская Церковь проявила явную самостоятельность. Почему это произошло?

Видимо здесь, с одной стороны, проявились давние контакты Древней Руси с Западом, продолжающие сохранять свою актуальность. С другой стороны, более лояльное, нежели византийское, отношение к римской церкви продолжало существовать и у церковнослужителей, поддерживающих принципы кирилло-мефодиевской традиции. Кроме того, многие древнерусские князья были связаны с западноевропейскими княжескими и королевскими родами династическими узами. Немалую роль сыграло и желание в этот период русских князей доказать свою независимость от Константинополя.

Но ведь самое интересное, что установление неканонического, с византийской точки зрения, праздника поддержало и греческое руководство Русской Церкви. Скорее всего, подобная ситуация объяснялась тем, что признавая новый праздник знаменитого святого и устанавливая на Руси его особое почитание, митрополиты-греки стремились ослабить влияние раннего русского христианства, близкого к кирилло-мефодиевской традиции. Дело в том, что постепенно культ Николая Чудотворца стал вытеснять почитание святого Климента папы Римского, а значение Софийского собора, как главного храма Киевской Руси, постепенно стало вытеснять такое же значение Десятинной церкви. И в целом, особое почитание Николая Чудотворца, в конечном итоге, ослабило влияние культа Климента папы Римского (и кирилло-мефодиевской традиции в целом) именно потому, что изначально оба эти культа выражали одну и ту же идею - идею независимости Русской Церкви и от Константинополя, и от Рима. Однако, с точки зрения греческой церкви, культ святителя Николая был, так сказать, «более управляем».

Впрочем, покровительство Николая Чудотворца Русской Земле не зависело ни от каких расчетов. В последующие годы и столетия на Руси произошло множество чудес, связанных с именем святителя Николая. Так, около 1113 года близ Новгорода в одном потоке на острове Липно в Ильмень-озере явилась икона святителя Николая, чудесным образом исцелившая новгородского князя Мстислава. В начале XIII века Русь обрела еще одну чудотворную икону - повинуясь неоднократному повелению святителя Николая, священник из Корсуни Евстафий взял икону из храма, в котором крестился князь Владимир и, объехав окольным водным путем, через Ригу и Новгород, привез ее в рязанские земли в город Зарайск, где эта икона прославилась многими чудесами. Так на Руси сложился иконописный тип, ставший называться «Никола Зарайский».

В XIII–XIV вв. св. Николай свершил чудо спасения подмосковного Можайска от монгольского набега. Жители Можайска из уст в уста передавали предание о том, как святитель Николай явился в небесах перед монголо-татарами, осадившими город: одной рукой он поднял сверкавший меч, готовый опуститься на головы врагов, в другой держал град Можайск в знак охранения его. Устрашенные грозным знамением, враги в ужасе бежали. С тех пор Николай Чудотворец считается небесным покровителем города, а главный городской собор Можайска был посвящен святителю Николаю.

В Никольском храме Можайска находилась необычная для традиционных православных представлений деревянная резная скульптура святителя Николая Чудотворца, причем выполненная в неожиданном иконографическом типе: святитель изображен с мечом в правой руке, а в левой руке он держит условное изображение охраняемого города, окруженного зубчатой крепостной стеной с храмом внутри (резное изображение храма, которое вставлялось в изображение города, к сожалению, было утеряно еще в древности). Резная скульптура святителя со временем стала объектом отдельного поклонения. С конца XV в. к ней совершались специальные паломничества, в XVI–XVII вв. скульптуру украсили драгоценными камнями, жемчугом и золотом.

Когда, как и кем было создано резное изображение святителя Николая, и когда оно оказалось в Можайске неизвестно. К примеру, время создания скульптуры определяют и концом XIII в., и серединой XIV в. и даже началом XV в. По преданиям, изображение этой скульптуры находилось на монетах, выпущенных при князе Андрее, сыне Дмитрия Донского. Предполагают также, что первоначально эта скульптура была размещена на городских Никольских воротах, а уже позднее ее перенесли в Никольскую церковь.

Но как бы то ни было, это древнее и нестандартное изображение святителя Николая стало очень популярно на Руси и послужило основой для рождения нового иконографического типа, который так и назвали - «Никола Можайский». И с той поры в разных русских городах появилось множество икон, на которых святитель держал в правой руке меч, а в левой - храм. Ныне сама древняя скульптура Николы Можайского находится в Государственной Третьяковской галерее.

И в дальнейшем на Руси было множество чудес, которые православный люд считал чудесами, сотворенными святителем Николаем. К примеру, в конце XV века Николай Чудотворец, вместе с преподобным Варлаамом Хутынским, прославился исцелением великокняжеского отрока. Этот список можно продолжать еще довольно долго.

Главное же состояло в том, что святитель Николай стал поистине народным святым, прозываемым по-простому Николой или Миколой. Ему посвящено огромное число литературных памятников (только в Российской Государственной Библиотеке хранится более 500 рукописей XII–XX веков), храмов, монастырей, икон. А сам образ святителя Николая Чудотворца, как милостивого, доброго, земного святого и многие столетия продолжает освящать сердца русских людей.

О Святом Николае и его мощах

В XI веке греческая империя переживала тяжелое время. Турки опустошали ее владения в Малой Азии, разоряли города и сёла, убивая их жителей, и сопровождали свои жестокости оскорблением святых храмов, мощей, икон и книг. Мусульмане покушались уничтожить мощи святителя Николая, глубоко чтимого всем христианским миром.

В 792 году калиф Аарон Аль-Рашид послал начальника флота Хумейда разграбить остров Родос. Опустошив этот остров, Хумейд отправился в Миры Ликийские с намерением взломать гробницу святителя Николая. Но вместо нее он взломал другую, стоявшую рядом с гробницей Святителя.

Осквернение святынь возмущало не только восточных, но и западных христиан. Особенно опасались за мощи святителя Николая христиане в Италии, среди которых было много греков. Жители города Бар, расположенного на берегу Адриатического моря, решили спасти мощи святителя Николая. В 1087 году барские и венецианские купцы отправились в Антиохию для торговли. И те и другие предполагали на обратном пути взять мощи святителя Николая и перевезти их в Италию.

В этом намерении жители Бар опередили венецианцев и первыми высадились в Мирах. Вперед были посланы два человека, которые, вернувшись, сообщили, что в городе - все тихо, а в церкви, где покоится величайшая святыня, они встретили только четырех монахов. Тотчас 47 человек, вооружившись, отправились в храм святителя Николая, монахи-сторожа, ничего не подозревая, указали им помост, под которым была скрыта гробница святого, где, по обычаю, чужестранцев помазывали миром от мощей святителя.

Чтобы облегчить свои действия, они открыли монахам свои намерения и предложили им выкуп - 300 золотых монет. Сторожа отказались от денег и хотели оповестить жителей об угрожавшем им несчастье. Но пришельцы связали их и поставили у дверей своих сторожей. Они разбили церковный помост, под которым стояла гробница с мощами. В этом деле особенным усердием отличался юноша Матфей, желавший как можно быстрее обнаружить мощи Святителя. В нетерпении он разбил крышку и баряне увидели, что саркофаг наполнен благоуханным святым миром.

Соотечественники барян, пресвитеры Лупп и Дрого, совершили литию, после которой тот же Матфей стал извлекать из переполненного миром саркофага мощи Святителя.

Ввиду отсутствия ковчега, пресвитер Дрого завернул мощи в верхнюю одежду и в сопровождении барян перенес их на корабль. Освобожденные монахи сообщили городу печальную весть о похищении иностранцами мощей Чудотворца. Толпы народа собрались на берегу, но было поздно…

8 мая корабли прибыли в Бар, и скоро радостная весть облетела весь город. На следующий день, 9 мая, мощи святителя Николая торжественно перенесли в церковь святого Стефана, находившуюся неподалеку от моря. Через год была построена церковь во имя святителя Николая и освящена папой Урбаном II.

Храмы в Москве, где можно поклониться мощам Святителя Николая

  • Данилов Свято-Троицкий монастырь
    Даниловский вал, 22 (ст. м. «Тульская»).
  • Храм Спаса Нерукотворного Образа на Сетуни при Кунцевском кладбище
    Ул. Рябиновая, д. 18
  • Храм Архангела Михаила в Тропареве
    Проспект Вернадского, д. 90
  • Храм-музей святителя Николая в Толмачах при Третьяковской галерее
    Малый Толмачевский переулок, д.9
  • Храм Всех Святых на Кулишках
    Славянская площадь, д. 2
  • Храм свт. Николая на Трёх Горах
    Нововаганьковский пер., д. 9
  • Николо-Угрешский монастырь
    Московская область, г. Дзержинский, пл. Святителя Николая, 1

Иконы и фрески с образом Николая Чудотворца

Священное Предание, частью которого является и церковное искусство, точно сохраняло на протяжении веков портретные черты святителя Николая Чудотворца. Его внешний облик на иконах всегда отличался ярко выраженной индивидуальностью, поэтому даже не искушенный в области иконографии человек без труда узнает образ этого святого.

Местное почитание архиепископа Мир Ликийских Николая началось вскоре после его кончины, а почитание на территории всего христианского мира оформляется на протяжении IV - VII веков. Однако, в связи с иконоборческими гонениями, иконография святого складывается достаточно поздно, только в X - XI веках. Древнейшее изображение святого в монументальной живописи находится в римской церкви Санта Мария Антиква.

Образ (в рост или поясной) присутствовал в декорации византийских и древнерусских храмов, где он мог помещаться как отдельно, так и в составе композиции «Святительский чин» в алтаре. Правой рукой святой благословляет, а в левой, часто покрытой фелонью и омофором, держит Евангелие. Облачение составляют: риза, поручи, фелонь, под которой видна палица, и омофор. Древние святители обычно изображались именно в фелони, а не в саккосе, так как до XIV века правом ношения саккоса обладал только Константинопольский патриарх. Фресковые и мозаичные образы святителя Николая сохранились в константинопольском соборе Св.Софии, в киевском Софийском соборе, в церкви Успения в Дафни, в Георгиевском соборе Старой Ладоги и во многих других храмах.

Самое древнее из известных нам иконописных изображений Мирликийского святителя - образ Николая со Спасителем и избранными святыми на полях из собрания Синайского монастыря св.Екатерины. Эта икона примечательна тем, что жест руки не благословляющий. Такой жест можно охарактеризовать как указующий на Евангелие, или как «жест речи».

На многих иконах по сторонам от святителя (на фоне или в медальонах) помещаются образы Христа и Богоматери, возвращающих святителю Николаю Евангелие и омофор - атрибуты архиерейского достоинства. Это изображение чудесного видения, бывшего участникам I Вселенского Собора в Никее и показавшего, что святой был лишен епископского сана и заключен в темницу несправедливо. Изображения «Никейского чуда» известны уже на иконах XII века.
Русский перевод жития, сделанный в XI веке, содержит описание чуда, происшедшего в Киеве. Утонувший по недосмотру в Днепре младенец после молитвы родителей к Чудотворцу, был найден живым на хорах Софийского собора под иконой святителя Николая. С тех пор эта икона почиталась чудотворной и получила название «Никола Мокрый», поскольку младенец лежал весь мокрый, как будто только что был вынут из воды. Реставрационные исследования, проведенные в 1920-х годах, показали, что хранившаяся в соборе икона «Николы Мокрого» была написана не ранее XIV века на Руси. Видимо, это был чтимый список с первоначального образа. К сожалению, во время Второй мировой войны эта икона пропала и так и не был найдена.

История еще одного чудотворного образа святителя связана с Новгородом. Предание гласит, что тяжело заболевшему новгородскому князю Мстиславу во сне явился Николай Чудотворец и повелел перевезти из Киева в Новгород свой образ, выполненный на доске круглой формы. На Ильмень-озере княжеские послы попали в шторм и пристали к острову Липно, ожидая погоды для продолжения пути. На четвертый день увидели приплывшую по волнам икону святителя Николая, которая точно соответствовала описанию. После чудесного исцеления князя образ поместили в Никольском соборе на Ярославовом дворище. Отсюда и произошло название иконы - «Никола Дворищский». Позже на острове, где обрели образ, был основан Липенский Никольский монастырь.

Иконы «Николы Можайского» известны на Руси с XV века и повторяют иконографию знаменитой чудотворной деревянной статуи, прославившейся покровительством городу Можайску. Согласно преданию, во время вражеского набега защитникам города явился Мирликийский святитель. Он стоял в воздухе над собором, держа поднятый клинком вверх меч в правой руке, а в левой - модель обнесенного крепостной стеной храма. Испуганные видением неприятели бежали, а жители сделали резное изображение святителя. Предполагают, что эта скульптура, датируемая концом XIV века, хранится сейчас в Третьяковской галерее.

Об истоках иконографии таких резных статуй (а впоследствии и икон) в науке существуют различные мнения. Предполагалось, что данный иконографический тип стал развитием древнерусской традиции изображения «Николы Зарайского». Некоторые ученые считали такую иконографию романской, заимствованной в Западной Европе, где был распространен образ воинствующего святителя с мечом в руке. Появление образа объясняли и возможным участием балканских мастеров в строительстве в XIV веке Никольского собора в Можайске. А.В.Рындина предложила убедительную версию, связывающую появление этого памятника на Руси с литургическими и обрядовыми преобразованиями митрополита Киприана и византийской традицией почитания мощей. Эта версия связывает происхождение резных образов со скульптурой святителя, вложенной сербским королем Урошем в начале XIV века в базилику в Бари и предназначавшейся для размещения над ракой с мощами.

Образ святителя Николая, святого ратника, защищающего православный град от иноплеменных, стал особенно популярен на Руси, терзаемой в XV - XVI веках набегами и войнами. Меч истолковывался и как воинское оружие, и как «меч духовный, который есть Слово Божие» (Ефес. 6:17), которым должны иссекаться грехи. Как небесный покровитель города святой Николай защищал жителей от всякого греха и напасти, как духовной так и телесной.

Широкое распространение на Руси получила иконография, именуемая «Никола Зарайский». На иконах такого типа святитель изображается в рост с простертыми в стороны руками. Правой он благословляет, в левой держит Евангелие. Такое композиционное решение фигуры напоминает распространенное в христианском искусстве изображение молящегося (оранта).

Согласно «Повести о Николе Зарайском», образ в 1225 году был перенесен из Корсуни в пределы рязанского княжества, где вскоре прославился многочисленными чудесами. Во время опустошительного нашествия Батыя на Рязанскую землю погиб князь Феодор, а его супруга, княгиня Евпраксия, не желая попасть в руки татар, бросилась из терема и разбилась - «заразися до смерти». После погребения семьи около иконы Николы Корсунского образ стали называть Заразским или Зарайским, а город получил название «Зарайск».

Некоторые созданные на Руси образы Николая Чудотворца не представляют какой-либо отдельной, новой иконографии, радикально отличающейся от предыдущих. Эти образы вполне вписываются в традиционные схемы изображения. Прославившись чудотворениями, такие иконы получали общерусскую известность и индивидуальные наименования, обычно связанные с местом обретения. Найденная в вятском регионе на берегу реки Великой икона стала называться «Никола Великорецкий», обретенная у калужского села Гостунь - «Никола Гостунский».

Церковь Николая Чудотворца в Хамовниках – один из красивейших храмов, прославляющий православие. В церковь располагается неподалёку от живописной набережной имени Фрунзе. Самая близкая к ней станция метрополитена – «Парк Культуры». Начало существования храма датируется 1625-26 годами. Тогда появились первые упоминания о деревянном строении. К 1650-м годам дерево было заменено на камень, а к концу 1670-х годов храму присвоили имя «Николая Чудотворца». В месте, где воздвигли строение, в те времена располагались царские ткачи, которых называли хамовниками.

Вконтакте

Одноклассники

История храма святителя Николая в Хамовниках

Церковь является историческим и архитектурным памятником XVII века . При пожаре в Москве во время нашествия Наполеона храм уцелел, но разрушения коснулись стен. Храм решено было восстановить и уже к 1850-м годам у церкви возникла новая жизнь. В строении появилась великолепная роспись на стенах. В XIX веке в храме воздвигли ограждение и красивые ворота. В дальнейшем церковь Николая Чудотворца неоднократно подвергалась реставрации, но храм не переставал быть открытым для прихожан. В 1992 году храм пополнился чудо-колоколом весом около 1800 килограмм.

Икона Божией Матери

Одной из важнейших достопримечательностей храма в Москве является святая чудотворная икона Божией Матери «Споручница Грешных» . В 2008 году в соборе Святого Никола отмечали дату – 160 лет со дня появления в нём иконы Божией Матери «Споручница грешных», творящей чудеса. Как возникла данная икона Богоматери неизвестно.

Историками предполагается, что прообразом для иконы стала фраза из акафиста Пресвятой Богородицы пред иконою «Утоли моя печали»: «Радуйся, руце Твои в получении о нас Богу приносящая!». Значительный промежуток времени икона была ничем не примечательна и находилась в ряду таких же безымянных икон, даже лик Богородицы стал практически неразличим.

Чудеса иконы

В середине 1840-х годов супруга Почепина, бывшего в то время купца, утратившая надежду излечить сына от припадков, попросила провести молебен перед непримечательной иконой Богоматери. По прошествии службы произошло чудо и мальчик вдруг чудесным образом избавился от болезни. Об иконе узнали, заговорили, и она заняла достойное место в храме. К иконе стали обращаться страждущие и получать просимое.

Молва быстро разнесла весть о появлении чудотворной иконы. В 1840-х годах Бонческул, бывший в то время полковником, приобрёл икону в личное владение. Он первый увидел, как с иконой происходят изменения: она становится блестящей и остекленевшей, а когда читается молитва, то исходят отблески, появляются благоухающие капли масла. Если больные пользуются этими каплями, то происходит избавление от заболеваний.

В мае 1848 года произошло знаменательное событие: Бонческул передал в дар икону «Споручница грешных» в церковь Святителя Николая в Хамовниках, в которой её поместили на аналое, близ клироса. После этого в ночное время суток на алтаре появились необычайные свечения, которые представляли собой мерцающие звёздочки. Это явление видело очень много людей. Диакон, которого приставили к иконе, собирал чудесную жидкость с иконы и отдавал её страждущим, которые в огромном количестве стали посещать храм. Известно, что икона исцеляла от холеры и припадков .

Другие особенности собора святителя Николая

Церковные прихожане добились переименования одного из приделов в честь Божией Матери «Споручница грешных». Преосвященный Леонид, епископ Дмитровский освятил его в 1872 году.

Списки с чудотворной иконы «Споручница грешных» распространены по всей стране. И даже иноверцы избавляются от своих заболеваний, прикладываясь к ним.

Также в соборе святого Николая в Москве имеются ещё следующие святыни:

  • икона святого Алексия (конец 1680-х годов, изограф Иван Максимов);
  • Смоленская икона Божией Матери (XVII в.);
  • икона великомученика Иоанна Воина.

Воскресная школа

При храме Святителя в Москве существует воскресная школа и православная гимназия. Воскресная школа в своей деятельности ориентируется на рекомендации Отдела религиозного образования и катехизации Русской православной церкви. Школа функционирует уже 25 лет, и в ней обучаются дети от 6 до 16 лет. Все обучающиеся поделены на 4 группы по возрастам:

  • 6-8 лет;
  • 8-9 лет;
  • 10-11 лет;
  • 12-16 лет.

Учащихся принимают в школу каждую осень, в начале учебного года, после проведения разговора с родителями и по благословению настоятеля храма. Занятия проходят в воскресенье. Первым уроком идёт Божественная литургия. А по субботам желающие прихожане могут посетить взрослые группы по изучению религиозной лексики на английском языке. Также по субботам работает факультатив для детей.

В воскресной школе Святителя существует традиция ежемесячного участия родителей и учеников в Таинстве Исповеди и Причащения. Учащимся читаются молитвы. Обучение проводится клириками храма и профессиональными педагогами. Задача учителей воспитать полноценных граждан, почитающих Закон Божий.

Социальная служба храма

Социальная служба храма Святителя помогает людям оказавшихся в трудных обстоятельствах : людям, оказавшимся без крова, документов, у которых нет денег на оплату срочного лечения, на содержание детей и родственников. Храм присматривает за обществом инвалидов, которое называется «Хамовники». Для членов общества проводятся следующие мероприятия:

  • организуются частные и общие беседы;
  • проводятся поездки по святым местам.

Ещё служба занимается центром социального обслуживания «Хамовники», где оказывается психологическая и материальная помощь социально не защищённым слоям населения:

  • семьям с низким доходом;
  • матерям, оставшимся одним;
  • семьям, в которых много детей;
  • одиноким старикам.

В церкви Чудотворца на постоянной основе происходят беседы по разнообразным жизненным проблемам и вопросам, относящимся к православной религии:

  • подготовка к принятию церковных Таинств, в том числе Таинства Крещения;
  • требования к крёстным;
  • духовно-нравственная ответственность жениха и невесты, собирающихся принять Таинство Брака и др.

Любой человек может поговорить со служителем храма по самым разнообразным вопросам: воспитание детей и подростков, супружеские проблемы, взаимоотношения на работе, конфликты с друзьями и другое.

Расписание богослужений в Москве, указанные на сайте:

  • вторник – 13:00-14:00;
  • воскресенье – 12:00-14:00.

Также при необходимости, в храме или на сайте можно взять номер телефона служителя, отвечающего за миссионерскую деятельность. Расписание собеседований перед прохождением обряда Крещения:

  • суббота – 15:30-16:30;
  • воскресенье – 8:30-9:30.

Хлюстины, Плеве, Толмачевы…
«Скоропослушница» спешит на помощь

Никольский храм в Растворове был действующим недолго – без малого 130 лет, но сколь удивительна его история, начиная с самого факта строительства церкви. Достаточно назвать имя храмоздателя: Антон Семёнович Хлюстин, известный мосальский помещик – благотворитель, строитель первых корпусов городской больницы № 4 в Калуге, Никольского собора в Мосальске и других богоугодных заведений.
В Растворове находилось имение супруги Хлюстина Натальи Васильевны. Видимо, для того, чтобы было где молиться ей и местным жителям, возводит Антон Семёнович красивую ротондальную Никольскую церковь
После кончины Н. В. Хлюстиной растворовское имение переходит по наследству её внукам – детям сына Семёна, также отличавшегося милосердием и склонностью к широкой благотворительной деятельности. Жизнь Семёна Антоновича рано оборвалась и завершать дела, начатые мужем и свекром, пришлось молодой вдове Вере Ивановне. По родословию она принадлежала к древнему знатному роду Толстых (сподвижник Петра I граф Петр Андреевич Толстой участвовал в суде над сыном Петра Великого и Евдокии Лопухиной царевичем Алексием). Мать В. И. Хлюстиной происходила из почтенного, но небогатого рода Майковых, давшего миру великого русского святого – преподобного Нила Сорского (1433-1508). Вера Ивановна усердно занималась просвещением, лечением крестьян и дворовых людей, давала им возможность получить профессию и отпускала на волю ещё задолго до отмены крепостного права.
Никольская церковь в Растворове славилась образованными настоятелями, крепкими священническими династиями Виноградовых, Орловых, Ратмировых, состоящих друг с другом в родстве. В селе работала церковно-приходская школа, содержавшаяся на общественные средства, имелась приписная Богоявленская церковь в соседней Чавле.
Проживал в Растворове и посещал храм помещик, коллежский советник Александр Иванович Толмачев, сын Ивана Сидоровича Толмачева, осевшего в Мошонках после Отечественной войны 1812 г. Иван Сидорович известен как строитель Александроневского храма в селе Мошонки, который сейчас восстанавливается. Эти усилия поддерживает потомок рода Толмачевых игумения Елисавета (Шмельц)
возглавляющая сегодня женский монастырь в Гефсимании (Израиль).

В Никольском храме с. Растворово принял крещение в жизнь вечную Вячеслав Константинович фон Плеве выдающийся государственный деятель при Императоре Николае II. Фон Плеве, уроженец Мещовской земли, был единственным сыном учительницы Елисаветы Михайловны Шамаевой, владевшей в селе небольшим родовым имением. Обладая глубокой религиозностью и светлым умом, Вячеслав Константинович стремительно взбирался по служебной лестнице: статс-секретарь Его императорского Величества, действительный тайный советник, государственный секретарь, министр внутренних дел (1902-1904 г.г.).
15 (28) июля 1904 г. В. К. фон Плеве был убит террористом Е. Сазоновым, бросившим бомбу в карету министра на мосту через Обводной канал возле Варшавского вокзала в Петербурге.
Николай II в день убийства Плеве записал в своем дневнике:
«15 июля. Четверг.
Утром П. П. Гессе принес тяжелое известие об убийстве Плеве, брошенного бомбою, в Петербурге, против Варшавского вокзала. Смерть была мгновенная. Кроме него убит его кучер и ранены семь человек, в том числе командир моей роты Семеновского полка капитан Цвецинский – тяжело.
В лице доброго Плеве я потерял друга и незаменимого министра внутренних дел. Строго Господь посещает нас своим гневом. В такое короткое время потерять двух столь преданных и полезных слуг! На то Его святая воля!».

В 2015 г. накануне Крещения Господня стараниями братии Свято-Георгиевского Мещовского мужского монастыря началось восстановление Никольского храма.

Во дни престольных праздников здесь совершаются водосвятные молебны с акафистом,
крестные ходы вокруг храмаУстановлены даты постройки центрального Никольского придела – 1800 г. и бокового (теплого) в честь преп. Сергия Радонежского – 1869 г.

Сохранилось подробное описание архитектурного облика порушенной святыни. Таких оригинальных церквей, как в Растворове, было всего три на Руси – храмы Иоанна Предтечи в Белозерске и Спаса в Глинищах на Москве Последняя стала прототипом для своих «младших сестер». Архитектурный проект приписывается В. И. Баженову, но больше оснований видеть в нем мастерский почерк М. Ф. Казакова.
Особенностью архитектуры Растворовского храма по сравнению с Белозерским является доминирующая в общей структуре ротонда и играющая второстепенную роль трапезная, а также своеобразная трактовка всех дугообразных в плане частей – полуциркульных лепестков ротонды или скругленных углов трапезной – которые чередуются с прямоугольными элементами: креповками углов в трапезной или прямоугольными выступами на концах апсидальных лепестков.
Этот характерный для классицизма приём придает объемной композиции особую ясность и скульптурность.
Мастерски прорисованные фасады храма отличаются цельностью и благородством форм, богатой светотеневой игрой и особой мерой в использовании набора декоративных элементов… Над прямоугольными нижними проемами окон и дверей, чередующимися с такими же нишами, расположены круглые окна второго света. Северный и южный полукруглые лепестки ротонды выделены двухколонными тосканскими портиками.
Внутренне пространство храма имеет эффектную композицию, основанную на чередовании контрастных помещений: то узких и темных, то обширных и светских. Такая «театрализация» архитектуры здания, использование намеренно драматизированных иллюзорных приемов характерны для развитого классицизма екатерининского и павловского времени.
По мнению специалистов, церковь в Растворове, несомненно, создана на основе проекта, очень близкого ряду чертежей из «Смешанного альбома» Ю. Казакова.
Чтобы в полноте восстановить утраченное благолепие, потребуются много средств и немало времени. Для спорости в деле реставрации нужна регулярная молитва. Ради чего в ближайшее время в селе начнется строительство храма-часовни в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница» и жилого корпуса.

Одним из самых необычайно красивых мест Москвы является Храм святителя Николая, который находится возле московской станции метро «Парк Культуры». Святитель Николай православными христианами почитается как чудотворец, считается покровителем путешествующих, мореплавателей, особенно оберегает детей и сирот.

Всего несколько столетий назад на той площади, где в настоящее время стоит здание, располагалось поселение ткацких рабочих. Промышленники занимались продажей полотен, а ткачи стали именоваться, как «хамовники», то есть производители тканых изделий из дешевого сорта льна или шелка. Спустя некоторое время все поселение стало именоваться Хамовники.

В районе Хамовники расположены так же музеи, монастыри, исторические здания, которые стоит посетить и прогуляться по Фрунзенской набережной — ее по праву считают украшением района.

Вконтакте

История возникновения

В дореволюционное время в Москве построили и возвели множество церквей. Но годы советского правления разрушили основное их количество, лишь Свято-Николаевская не испытала участи советского времени и разрухи на себе.

Именно поэтому в настоящее время Церковь Николая чудотворца считается одной из самых главных достопримечательностей района и всей Москвы. Возведена на все сбережения ткачей, проживающих в Хамовническом поселении.

Святитель Николай является для этих людей покровителем, потому церковь освятили в его честь. Изначально сооружение было построено из дерева, об этом свидетельствуют исторические сводки от 1625 г. Уже спустя чуть более 20 лет перестроили из камня — в 1657.

В настоящее время сооружение возведено на площади, находящейся чуть дальше от первоначального строения. Ее основу заложили еще в 1679 г., в годы правления Ф. А. Романова. Освещение церковного здания было проведено в летний сезон 1682 г.

Важно знать: возведено и освещено было основное строение, а чуть позже пристроили трапезную и колокольню.

Само строение церкви по внешнему виду похоже на строение кораблей, данная схема возведения церковных сооружений вступила в силу еще в конце 17 века. Шатровая часть колокольни – одна из самых масштабных по всей столице.

Нападение на собор

В 1812 г. Москва подверглась нападению французских войск. В ходе военной французской эпохи разрушены церковные здания и испорчено множество памятников культуры.

Под их воздействие попал и описываемый храм, который пострадал частично, но полностью не разрушен. После выведения французов из столицы, к 1849 году церковное сооружение было полностью реконструировано.

Николаевская церковь никогда не закрывалась. Исключение не составили и критические дни после прошедшей революции. Каждый желающий мог прийти в любой момент и молиться об облегчении своей судьбы и о тех, кто сильно нуждался в Божьей помощи.

В прошлом столетии храм так же был подвержен нападению большевиков. 1922 год стал годом, когда все православные церкви столицы были лишены своих ценностей. Из Хамовнического изъяли более пяти пудов церковных украшений и различной утвари, выполненной из золотых и серебряных металлов.

Большевики хотели полностью переделать Москву и создать из нее центр коммунизма, охватывающего мировые масштабы. В 1935 году был разработан план по переустройству Москвы, согласно ему столицу превратили бы в дворец Советов, от которого в разные стороны хотели возвести магистральные трассы.

Обратите внимание: на этом угрозы уничтожения святыни не закончились. Вскоре при строительстве комсомольского проспекта также поднимался вопрос о снесении церковного здания, но и эта угроза уничтожения святыни миновала. Теперь Божий дом доставляет огромную радость московским жителям, удивляя своей красотой и уникальным и сохраненным первозданным видом.

Направление одной из трасс должно было проходить через то место, где был возведен Николаевский храм. Но начавшаяся война стала помехой в осуществлении плана большевиков, Святой Угодник не оставлял свое творение.

Одна из святынь храма

Во все времена существования церкви одной из главных ее святынь являлась и является по сей день – икона Божией Матери, которую именуют «Споручницей грешных». Эта святыня обладает очень интересной историей.

Некоторое время икона с образом Божией Матери находилась в Николо-Одринском монастыре, где про неё многие просто позабыли. Но как-то раз в этот монастырь обратилась женщина, у которой был очень болен ребенок.

Она просила священников отслужить молебен возле иконы Божией Матери. После проведения молитвенного служения, ребенок стал восстанавливаться от тяжелой болезни и вскоре выздоровел.

Чудодейственная сила, которой обладает эта икона, была замечена многими, и слава о ней быстро распространилась. Вскоре список иконы появился и в храме святого Николая чудотворца, где было еще множество подобных случаев проявления исцеляющей силы иконы.

В хамовнической церкви Николая угодника чудотворная икона находится уже более 160 лет, согласно этому 2008 год был юбилейным.

Прихожане

Храм Николая чудотворца посещало огромное количество прихожан на протяжении всей истории его существования.

Один из известнейших литературных деятелей, который довольно часто приходил сюда – Лев Толстой.

Даже в некоторых его романтических произведениях описывается православная святыня и его иконы.

Место нахождения и контактная информация

Располагается здание по адресу: город Москва, улица Льва Толстого 2.

Телефон дежурного священника: 8-926-672-73-18.

Настоятелем церкви в настоящее время служит епископ Тихон из , который является также викарием Московской епархии (Зайцев Александр Викторович).

Подробнее о храме Николая Угодника в Хамовниках смотрите в следующем видео:

Поделиться: