Нагая, Мария Фёдоровна. Мария федоровна нагая Царица мария нагая

Мать ца-ре-ви-ча Дмит-рия Ива-но-ви-ча, пле-мян-ни-ца А. Ф. На-го-го. Вы-бра-на в не-вес-ты ца-рём Ива-ном IV Ва-силь-е-ви-чем Гроз-ным, ве-ро-ят-но в кон-це вес-ны - на-ча-ле ле-та 1580; ино-стран-цы (в ча-ст-но-сти, Дж. Гор-сей) от-ме-ча-ли её кра-со-ту. По уточ-нён-ным дан-ным, свадь-ба ца-ря и Н. со-стоя-лась в се-ре-ди-не окт. 1580 в Алек-сан-д-ров-ской сло-бо-де; Н. ста-ла 6-й и по-след-ней вен-чан-ной же-ной ца-ря. Иван IV до-воль-но бы-ст-ро ох-ла-дел к ней, си-туа-цию не из-ме-ни-ли ни тра-гич. смерть ца-ре-ви-ча Ива-на Ива-но-ви-ча (19.11.1581), ни ро-ж-де-ние ца-ре-ви-ча Дмит-рия . В 1582 - нач. 1584 Иван IV вёл пе-ре-го-во-ры с англ. по-сла-ми о сво-ей воз-мож-ной но-вой же-нить-бе на Мэ-ри Гас-тингс - род-ст-вен-ни-це ко-ро-ле-вы Ели-за-ве-ты I Тю-дор (в пе-ре-го-во-рах ак-тив-ное уча-стие при-ни-мал А. Ф. На-гой).

По-сле ско-ро-по-стиж-ной смер-ти Ива-на IV в Мо-с-ков-ском Крем-ле в ночь на 19(29).3.1584 бы-ли аре-сто-ва-ны мн. род-ст-вен-ни-ки Н., не-ко-то-рые из них вско-ре от-прав-ле-ны на вое-вод-ст-ва в от-да-лён-ные го-ро-да По-вол-жья и Си-би-ри, что по су-ти оз-на-ча-ло ссыл-ку. 24.5(3.6).1584 Н. с сы-ном и бли-жай-ши-ми род-ст-вен-ни-ка-ми (от-цом Ф. Ф. На-гим; двою-род-ным дя-дей А. А. На-гим и род-ны-ми брать-я-ми, М. Ф. и Г. Ф. На-ги-ми) бы-ла тор-же-ст-вен-но от-пу-ще-на ца-рём Фё-до-ром Ива-но-ви-чем и Бо-яр-ской ду-мой (в при-сут-ст-вии чле-нов Го-су-да-ре-ва дво-ра и моск. стрель-цов) на удел в Уг-лич. Во-пре-ки тра-ди-ции не по-лу-чи-ла собств. уде-ла, фак-ти-че-ски не име-ла рас-по-ря-дит. прав в от-но-ше-нии дво-рян-ской кор-по-ра-ции и тяг-ло-во-го на-се-ле-ния г. Уг-лич и Уг-лич-ско-го уез-да. Из Мо-ск-вы Н. и ца-ре-ви-ча со-про-во-ж-дал не-мно-го-числ. двор-цо-вый пер-сонал. День-ги на со-дер-жа-ние Н., её сы-на и род-ст-вен-ни-ков по-сту-па-ли от на-зна-чен-ных пра-ви-тель-ст-вом в Уг-лич дья-ков (О. Влась-ев вес-ной 1585, М. Би-тя-гов-ский в 1590-91); вы-пла-ты На-гим не бы-ли по-сто-ян-ны-ми.

Н. вос-пи-ты-ва-ла сы-на в не-на-вис-ти к фак-тич. пра-ви-те-лю Бо-ри-су Фё-до-ро-ви-чу Го-ду-но-ву, к боль-шин-ст-ву бо-яр в Мо-ск-ве. К кон. 1580-х гг. брак Н. с Ива-ном IV был при-знан не-ка-но-ни-че-ским, она бы-ла ис-клю-че-на из «мно-го-ле-тия» на ек-те-ни-ях чле-нам цар-ской се-мьи. По-сле ги-бе-ли сы-на 15(25).5.1591 Н. у его те-ла об-вини-ла в слу-чив-шем-ся Б. Ф. Го-ду-но-ва и ука-за-ла в ка-че-ст-ве ор-га-ни-за-то-ра убий-ст-ва ца-ре-ви-ча М. Би-тя-гов-ско-го, а не-по-сред-ст-вен-ны-ми убий-ца-ми на-зва-ла его сы-на и пле-мян-ни-ка (Д. М. Би-тя-гов-ского и Н. Ка-ча-ло-ва), а так-же сы-на «мам-ки» ца-ре-ви-ча (О. Во-ло-хо-ва). По при-зы-вам Н. и её род-ст-венни-ков со-брав-шие-ся го-ро-жа-не Уг-ли-ча рас-пра-ви-лись с ука-зан-ны-ми ли-ца-ми и с близ-ким к М. Би-тя-гов-ско-му Д. Треть-я-ко-вым. От ду-шев-ных по-тря-се-ний у Н. вы-па-да-ли во-ло-сы и сле-за-ла ко-жа с рук. На до-про-се следств. ко-мис-сии Н. при-дер-жи-ва-лась сво-ей вер-сии об убий-ст-ве сы-на. В кон-це ра-бо-ты ко-мис-сии про-си-ла митр. Кру-тиц-ко-го Ге-ла-сия хо-да-тай-ст-во-вать пе-ред ца-рём о про-ще-нии сво-их брать-ев, прив-ле-чён-ных к след-ст-вию. По-сле одоб-ре-ния Ос-вя-щен-ным со-бо-ром и Бо-яр-ской ду-мой за-клю-че-ния следств. ко-мис-сии Н. за не-бре-же-ние в ухо-де за сы-ном бы-ла по-стри-же-на в мо-на-хи-ни и от-прав-ле-на под над-зор в Ни-ко-ло-Вы-ксин-ский жен-ский мон. (в 30 км от совр. г. Че-ре-по-вец). 15(25).5.1592 Н. сде-ла-ла вклад по сы-ну в Ки-рил-ло-Бе-ло-зер-ский монастырь.

В 1604-06 Н. ока-за-лась в эпи-цен-тре по-ли-тич. со-бы-тий. По не-ко-то-рым дан-ным, в кон. 1604 бы-ла дос-тав-ле-на в Мо-ск-ву для до-про-сов о Лже-дмит-рии I и вновь о ги-бе-ли её сына, но вско-ре воз-вра-ще-на на-зад в мо-на-стырь. По-сле всту-п-ле-ния в Мо-ск-ву Лже-дмит-рия I он от-пра-вил за Н. сво-их пред-ста-ви-те-лей. 17(27).7.1605 на по-ле двор-цо-во-го се-ла Та-нин-ско-го (по-зд-нее Тай-нин-ское; ны-не в со-ста-ве г. Мы-ти-щи) в при-сут-ст-вии зна-ти, а так-же толп го-ро-жан и кре-сть-ян Н. при-зна-ла в Лже-дмит-рии I собств. сы-на. 18(28) ию-ля её в со-про-во-ж-де-нии шед-ше-го пеш-ком ря-дом с ка-ре-той Лже-дмит-рия I тор-же-ст-вен-но встре-ча-ло на-се-ле-ние Мо-ск-вы. Ре-зи-ден-ци-ей Н. вплоть до её смер-ти ста-ли ке-льи Воз-не-сен-ско-го жен-ско-го мо-на-сты-ря в Мо-сков-ском Крем-ле. Она уча-ст-во-ва-ла во встре-чах и в не-ко-то-рых це-ре-мо-ни-ях, свя-зан-ных с при-ез-дом М. Мни-шек и со сва-деб-ны-ми тор-же-ст-ва-ми в кон-це ап-ре-ля - на-ча-ле мая 1606. Ут-ром 17(27) мая того же года, по-сле убий-ст-ва Лже-дмит-рия I, Н. над его тру-пом пуб-лич-но от-рек-лась пе-ред вос-став-ши-ми (чле-на-ми Го-су-да-ре-ва дво-ра, слу-жи-лы-ми деть-ми бо-яр-ски-ми, го-ро-жа-на-ми) от род-ст-ва с ним. Объ-яс-ня-ла своё по-ве-де-ние «ве-ли-ким злым пре-ще-ни-ем» со сто-ро-ны са-мо-зван-ца. 3(13) ию-ня уча-ст-во-ва-ла в це-ре-мо-ни-ях при встре-че гро-ба с те-лом ца-ре-ви-ча Дмит-рия Ива-но-ви-ча, при-ве-зён-но-го в Мо-ск-ву из Уг-ли-ча для за-хо-ро-не-ния в Ар-хан-гель-ском со-бо-ре Мо-с-ков-ско-го Крем-ля. При боль-шом сте-че-нии на-ро-да Н. по-кая-лась, что «тер-пе-ла и не об-ли-чи-ла зло-го ере-ти-ка и чер-но-книж-ни-ка Ро-ст-ри-гу», тем са-мым «пре-да-вая заб-ве-нию свя-тые мо-щи но-во-го му-че-ни-ка Ди-мит-рия». По-вто-ри-ла ста-рые об-ви-не-ния в ад-рес Бо-ри-са Го-ду-но-ва, до-ба-вив но-вые: её «по Бо-ри-со-ву ве-ле-нью Го-ду-но-ва дер-жа-ли в ве-ли-кой ну-же». В кон-це ле-та 1606 от име-ни Н. жи-те-лям Ель-ца (где уже на-ча-лось Бо-лот-ни-ко-ва вос-ста-ние 1606-07) бы-ла на-прав-ле-на гра-мо-та с офиц. вер-си-ей со-бы-тий 1591 и май-ских со-бы-тий 1606 в Мо-ск-ве, с по-кая-ни-ем Н. и под-твер-жде-ни-ем фак-та смер-ти Лже-дмит-рия I (за-чи-та-на не бы-ла в свя-зи с тем, что го-род на-хо-дил-ся под кон-тро-лем вос-став-ших).

Н. бы-ла по-хо-ро-не-на в соборе Воз-не-сен-ско-го мон. Мо-сков-ско-го Крем-ля (в 1929 её ос-тан-ки пе-ре-не-се-ны в под-клет Ар-хан-гель-ско-го со-бо-ра). Па-мять Н. чти-лась пред-ста-ви-те-ля-ми ди-на-стии Ро-ма-но-вых: в окт. 1616 вклад по ней в Трои-це-Сер-ги-ев мон. сде-ла-ла мать ца-ря Ми-хаи-ла Фё-до-ро-ви-ча ино-ки-ня Мар-фа.

Мария Федоровна Нагая (? - 1608) московская царица, неофициальная, седьмая по счету, жена Ивана Грозного, дочь боярина Ф.Ф. Нагого-Федца. Вступила в брак в 1581 году и на следующий год родила сына Дмитрия. После смерти мужа (1584 год) вместе с сыном и своими братьями была сослана в Углич, где жила до гибели Дмитрия (1591 год). Марию Федоровну Нагую и ее родственников обвинили в небрежении возможного наследника престола, в результате чего братьев вдовой царицы заточили в темницу, сама же она была пострижена в монастырь на реке Выксе. Оттуда ее вызвал Борис Федорович Годунов вскоре после восшествия на престол (1598 год), но спустя короткое время услал обратно. После воцарения Лжедмитрия I в Москве (1605 год) была вынуждена под угрозой смерти признать последнего своим сыном и торжественно въехала в Москву, где жила в Вознесенском монастыре. Всем членам ее семьи были возвращены свобода, чины и конфискованное имущество. После убийства Лжедмитрия (1606 год) Мария Федоровна Нагая отреклась от него.

Седьмая жена Грозного - Мария Нагая

И вновь Иван окунулся в разгул, оргии, беспробудное пьянство, пока не услышал, что у опального боярина Федора Нагого в его вотчине, где отбывал Федор ссылку, выросла дочь - невиданной красоты и стати. Царь тут же приказал немедленно возвратить Нагого со всем семейством в Москву.

Когда он увидел дочь Федора - Марию, у него бешено заколотилось сердце. Мария была высока и стройна, полна в той степени, какая делала ее необычайно привлекательной. Пепельная коса, тяжелая и густая, падала ниже пояса, а большие серые глаза смотрели ласково, выявляя ум и добрую душу девушки.

Царь сказал:

Мария Федоровна будет царицей Московской. При этих словах невеста упала в обморок. Нагому ничего не оставалось, как сказать, что его дочь потеряла сознание от нежданного счастья -- не от вида же согбенного и плешивого желто-зеленого старца.

Через неделю, 6 сентября 1580 года, в Спасо-Преображенском соборе молодых венчал тот же протопоп Никита, который ставил под венец и несчастную Марию Долгорукую, утопленную после первой брачной ночи.

Примечательным на свадьбе Марии Нагой с Иваном Васильевичем было то, что посаженым отцом жениха был собственный его сын - двадцатитрехлетний Федор, дружкой жениха - двадцативосьмилетний князь Василий Шуйский, а дружкой со стороны невесты - ровесник Шуйского, Борис Годунов, зять Малюты Скуратова и буквально завтрашний шурин царевича Федора, ибо на сестре Годунова, Ирине, царевич должен был жениться на следующий день - 7 сентября 1580 года.

Лучшие дня

«А что ж в этом примечательного?» - спросите вы, уважаемый читатель.

И я отвечу вам: а то, что все они стали после смерти Ивана Грозного один за другим русскими царями.

Мария Федоровна Нагая явилась свидетельницей подлинно глубокой драмы в жизни царя: в ноябре 1581 года он убил своего старшего сына - наследника престола царевича Ивана Ивановича.

По-разному рассказывают об этом теперь, но в народной памяти отложилась такая версия убийства. Двадцативосьмилетний царевич заступился за свою беременную жену Елену, в девичестве Шереметеву, кстати уже третью, потому что первая и вторая жены были давно в монастырях. Не терпевший «встречи», то есть возражений, отец в пылу гнева ударил своего первенца в висок посохом. По одной версии, царевич умер мгновенно, по другой - через два дня, по третьей - через десять, но дата смерти Ивана Ивановича называется точно - 19 ноября.

Царь не намеревался убивать наследника и сына и от горя едва не помер. После похорон сына он долго не мог прийти в себя - плакал, молился и, сдается, совсем лишился и сил, и желания грешить.

Но как только чуть-чуть полегчало, он тут же взялся за прежнее. Однажды, почувствовав прилив необузданного вожделения, он схватил за руки сидевшую рядом невестку - Ирину, жену царевича Федора, и пытался повалить ее на постель, но Ирина убежала.

Использован материал кн.: Вольдемар Балязин Занимательная история России, М. 2001

Мария Темрюковна была второй супругой Ивана Грозного, и царствование ее пришлось на один из самых мрачных периодов в русской истории. В ее биографии много белых пятен, что делает знакомство с жизнью этой персоны только увлекательнее.

Первый брак Ивана Грозного

Мария Темрюковна родилась в Кабарде (Северный Кавказ) в 1544 году. Она была дочерью местного князя. Ничто не предвещало того, что девушка станет женой государя всея Руси, столица которой находилась за тысячи километров от ее родного края. Однако так и случилось.

В это время в Москве правил Иван Васильевич IV. В юности он женился на Анастасии Захарьиной-Юрьевой, которая была любимицей народа и знати. Союз молодой пары был символом счастливого правления. В первые годы своего пребывания на троне Иван Васильевич покорил Казань и Астрахань, провел законодательные и военные реформы. Иными словами, страна при Анастасии процветала.

Поиск новой жены

Однако в 1560 году русская царица серьезно заболела. Врачи не смогли поднять ее на ноги: Анастасия скончалась в цветущем возрасте. Все историки отмечают, что эта неожиданная смерть послужила причиной помутнения разума Ивана IV. Он стал подозрительным по отношению к своим приближенным. В Москве даже ходили слухи, что Анастасию отравили. У царя от первого брака осталось два наследника - Иван и Федор. Тем не менее титул обязывал государя жениться опять. Кроме того, Ивану Васильевичу было всего 27 лет.

Сперва он хотел связать свою жизнь с Екатериной - сестрой польского короля. Однако за свое разрешение на брак потребовал уступить ему Смоленск, Новгород и Псков. московский, конечно, на такое пойти не мог. Поэтому в том же 1560 году он отправил посольство на Кавказ с целью найти новую супругу в этой диковинной и далекой стране.

Крещение Марии

Послы прибыли к кабардинскому князю Темрюку. Он согласился выдать свою дочь за русского царя. Мария Темрюковна (настоящее имя Кученей) отправилась в Москву вместе с большой делегацией и своим братом Салтанкулом. В столице их встретил Иван Грозный. После недолгих смотрин (этот обычай на Русь пришел из Византии) царь согласился жениться на девушке, которой на тот момент исполнилось 16 лет.

Было решено, что она пройдет обряд православного крещения и примет Темрюковна. Это была важная деталь, на которую русские послы уговорили кабардинского князя. Марию крестил митрополит Макарий - верховное лицо церкви. После этого в знак своего согласия на женитьбу Иван подарил невесте платок с жемчугом и кольцо. Венчание состоялось 21 августа 1561 года.

Сын Марии Темрюковны

В 1563 году Мария Темрюковна, стала матерью. Царевича назвали Василием в честь деда - великого князя московского Василия III. Отец новорожденного в это время находился в действующей армии. Шла Ливонская война против немецких рыцарей в Прибалтике и Литве. Иван IV узнал о рождении четвертого сына во время своего возвращения из Полоцка.

Однако радость отца была недолгой. Младенец скончался всего через пять недель после появления на свет, по-видимому, из-за врожденного слабого здоровья. Скоро в Архангельском соборе похоронила своего единственного ребенка Мария Темрюковна. Биография Василия Иоанновича была недолгой, а его неожиданная смерть стала причиной очередных репрессий при дворе царя.

Грозный получил донос на супругу князя Андрея Старицкого, Ефросинью. Ее обвинили в злом умысле против царской семьи. Княгиню заключили под стражу, а через несколько лет в ходе очередной массовой опалы царь повелел утопить ее в реке.

Характер

Приближенные царя надеялись, что его окажется таким же счастливым, как и первый. Анастасия умела благотворно влиять на своего мужа. После ее стал тираном. Он расправлялся с приближенными и простолюдинами по случайно возникающей прихоти. Пока одних пытали в застенках Кремля, другие надеялись, что свое слово за них замолвит Мария Темрюковна. Фото документальных свидетельств той эпохи, к сожалению, представить невозможно, но, изучив некоторые письменные источники, можно сделать выод, что вряд ли она могла влиять на мужа и менять его решения.

В народе даже закрепился образ Марии Темрюковны - мрачной и подозрительной женщины. Со временем жители столицы начали вполголоса обвинять ее в дурном влиянии на царя. Возможно, это была попытка народа оправдать Грозного за его собственный террор. Так или иначе, но государь и великий князь с каждым годом относился ко второй жене все более равнодушно. В то же время демонстративно чтил память Анастасии.

Смерть

Царица Мария Темрюковна скончалась в 1569 году в подмосковной Обстоятельства ее ухода из жизни неизвестны. Супруга Грозного только что вернулась из Вологды и, возможно, тяжело заболела в дороге. С другой стороны, опять поползли слухи об отравлении. Как бы то ни было, смерть жены еще сильнее обострила паранойю Ивана Васильевича. Он использовал это событие как повод для очередной волны террора против свиты.

Царицу похоронили в Вознесенском монастыре. Народная память о ней была совсем не такой доброй, как об Анастасии. Тем не менее в Нальчике, на исторической родине, в 1957 году был установлен памятник Марии Темрюковне. Церемонию открытия монумента приурочили к 400-летию присоединения Кабардинского княжества к России.

нагая мария фёдоровна императрица, нагая мария фёдоровна (жена
Мария Фёдоровна Нагая (в иночестве Марфа ) - царица, последняя (шестая) жена Ивана IV, мать царевича Дмитрия Углицкого, во время правления царя Димитрия (Лжедмитрия I) - царица-мать.

  • 1 Биография
    • 1.1 При Иване
    • 1.2 При Федоре
    • 1.3 При Борисе
    • 1.4 При Лжедмитрии I
    • 1.5 При Василии Шуйском
    • 1.6 Смерть
  • 2 литературе
  • 3 Примечания

Биография

Дочь окольничего Фёдора Фёдоровича Нагого-Федца. Её дядей был русский посол в Крыму, дипломат и близкий приближенный царя Афанасий Нагой, что видимо, и способствовало браку.

При Иване

Замуж вышла в 1580 году, оказавшись 6-й женой царя, т.е незаконной по церковному праву (подробнее см. Законность браков Ивана Грозного). (Позже новый царь Федор Иоаннович запретил духовенству поминать имя своего сводного брата царевича Дмитрия при богослужениях на том основании, что он рожден в шестом браке и поэтому является незаконнорожденным)

Сохранился свадебный разряд ее бракосочетания. Известный историк А. А. Зимин пишет: «Свадьба состоялась вскоре после ухода Батория из Великих Лук. По словам Горсея, Грозный женился, чтобы успокоить сына Ивана и бояр, взволнованных слухами о предполагавшемся бегстве царя в Англию. Очевидно, это рассуждение не что иное, как досужий домысел. Свадьба царя происходила в интимной обстановке. Присутствовали наиболее близкие к нему лица, в основном государев Двор. „В отца место“ на свадьбе выступал царевич Федор, а наследник престола Иван - „тысяцким“)».

Её единственный сын Дмитрий Углицкий, третий из выживших детей царя Ивана, родился на следующий год, 19 октября 1582 года.

При Федоре

По смерти царя в 1584 году и восшествии на престол его единственного оставшегося в живых сына от первого брака Фёдора Иоанновича (причем еще до церемонии венчания на царство 24 мая) была регентским советом вместе со своим сыном и братьями удалена на житьё в Углич (1584). Дмитрий, получил Углич в княжение (как ранее и младший брат Ивана Грозного Юрий Васильевич и младший брат Василия III - Дмитрий Иванович Жилка).

Джером Горсей пишет, что «царицу сопровождала разная свита, ее отпустили с платьем, драгоценностями, пропитанием, лошадьми и проч.- все это на широкую ногу, как подобает государыне».

Фрагмент позднейшего «Нового летописца», основанный, очевидно, на более ранних источниках, рассказывает о причине высылки рода Нагих: в ночь после смерти Ивана IV Борис «с своими советники возложи измену на Нагих и их поимаху и дата их за приставы»; та же участь постигла многих, «коих жаловал царь Иван»: их разослали по дальним городам и темницам, их дома были разорены, поместья и вотчины розданы. А. А. Зимин пишет, что «Рассказ, конечно, носит черты антигодуновской редакции и явной романовской „реабилитации“ Нагих. Решение выслать Нагих из Москвы, вероятно, было принято всей Думой, опасавшейся их акций в пользу младшего брата Федора царевича Дмитрия. Но в основном он соответствует действительности. Сосланы были трое сыновей А. М. Нагого: Андрея, судя по позднейшим данным, отправили в Арск; Михаил, воеводствовавший в 1583/84 г. в Казани, в 1585/86 г. оказался в Кокшайске, а в 1586/87 - 1593/94 гг. - в Уфе; Афанасий - в Новосили (1584 г.). Их троюродный брат Иван Григорьевич в 1585/86 г. находился в Кузьмодемьянеком остроге, а с 1588/89 по 1593/94 г. - в новопостроенном городе на Лозьве. Старший дядя царицы Марии Семен Федорович Нагой с сыном Иваном в 1585/86-1589/90 гг. служили в Васильсурске, а другой дядя - Афанасий в 1591 г. был в Ярославле. При царице Марии (вскоре сосланной в Углич) состояли отец Федор (умер около 1590 г.), дядя Андрей и братья Михаил и Григорий Федоровичи».

Новый царь, как было связано выше, по некоторым источникам, со временем запретил духовенству поминать царевича Дмитрия из-за его незаконнорожденности.

15 мая 1591 года при таинственных обстоятельствах мальчик, являвшийся наследником царя Федора, погиб. городе начались беспорядки, в которых частично была виновата и царица - когда ребенок умер, она выбежала со двора, увидела случившееся, начала бить мамку поленом и объявила виновными нескольких людей, которых убила толпа (см. Угличское дело).

«За недосмотрение за сыном и за убийство невинных Битяговских с товарищи» Нагая была пострижена в монахини под именем Марфы. Относительно монастыря сведения разнятся - упоминаются нелокализуемые Судин монастырь на Выксе вблизи Череповца или Николовыксинская пустынь. Ее братья за небрежение к ребенку были заточены в темницу.

При Борисе

Этюд Н. Ге

В 1598 году Фёдор скончался, что не улучшило положения Нагой. Из монастыря она вызывалась Борисом Годуновым в 1604 году в Москву, по случаю слухов о Лжедмитрии I, но ничего не открыла и отослана обратно.

Эта сцена, красочно описанная Костомаровым (вслед за Исааком Массой), легла в основу этюда Николая Ге.

Он, говорят, велел привезти мать Димитрия в Новодевичий монастырь; оттуда привезли ее ночью во дворец тайно и ввели в спальню Бориса. Царь был там с своею женою. «Говори правду, жив ли твой сын или нет?» - грозно спросил Борис. «Я не знаю», - отвечала старица. Тогда царица Марья (жена Бориса) пришла в такую ярость, что схватила зажженную свечу, крикнула: «Ах ты б…. ! смеешь говорить: не знаю - коли верно знаешь!» - и швырнула ей свечою в глаза. Царь Борис охранил Марфу, а иначе царица выжгла бы ей глаза. Тогда старица Марфа сказала: «Мне говорили, что моего сына тайно увезли из Русской земли без моего ведома, а те, что мне так говорили, уже умерли». Рассерженный Борис приказал отвезти старицу в заключение и держать с большею строгостью и лишениями.

При Лжедмитрии I

18 июля 1605 года имела торжественный въезд в Москву, где признала Лжедмитрия I своим сыном. столице она поселилась в кремлевском Вознесенском монастыре, где согласно обычаю принимала Марину Мнишек в бытность её невестой. Членам рода Нагих, как «родственникам» царя, возвратили свободу, чины и имущество.

Позже из Москвы в Польшу явился швед с тайным поручением, который сказал: «Царица московская, инокиня Марфа Федоровна, мать покойного Димитрия, через свою воспитанницу немку Розновну сообщила мне, для передачи его величеству королю, что на престоле московском царствует теперь вовсе не ее сын, а обманщик; она из своих видов хотя и признала его за сына, теперь сообщает, что этот обманщик расстрига хотел было выбросить из углицкой церкви гроб настоящего ее сына, как ложного Димитрия; ей, как матери, стало очень жалко; кое-как хитростью она помешала этому, и ее сына кости остались нетронутыми». Костомаров предполагает, что этот швед говорил по наущению бояр, которые втайне уже ткали тогда заговор на жизнь своего Димитрия. Неизвестно, знала ли инокиня Марфа то, что говорилось от ее имени. Это было сообщено и старому Мнишеку, тестю Лжедмитрия.

Члены семьи Нагих принимали участие в свадьбе своего «племянника» - конюший Михайло Нагой, брат царицы, принес знаки царского достоинства (крест, корона и диадема).

Во время убийства Лжедмитрия в 1606 году отказалась от признания его сыном. Костомаров описывает сцену убийства: Один ударил его в щеку и сказал: «Говори, б…..сын, кто ты таков? Кто твой отец? Как тебя зовут? Откуда ты?». Димитрий говорил; «Вы знаете, я царь ваш и великий князь Димитрий, сын царя Ивана Васильевича. Вы меня признали и венчали на царство. Если теперь еще не верите, спросите у моей матери, - она в монастыре, спросите ее, правду ли я говорю; или вынесите меня на Лобное место и дайте говорить». Тогда князь Иван Голицын крикнул во всеуслышание: «Сейчас я был у царицы Марфы; она говорит, что это не ее сын: она признала его поневоле, страшась смертного убийства, а теперь отрекается от него!» Эти слова были тотчас же переданы из окна стоявшей толпе. Шуйский, между тем, ездил верхом на дворе и тут же подтверждал, что единственный сын царицы Марфы убит в Угличе, а другого сына у нее не было. Тогда Самозванца убили. Затем у Вознесенского монастыря толпа остановилась и вызвала царицу Марфу. «Говори, царица Марфа, твой ли это сын?» - спрашивали ее. По известию «Записок Немоевского», Марфа отвечала: «Не мой!». По другому - она сказала загадочно:

«Было б меня спрашивать, когда он был жив; а теперь, как вы убили его, уже он не мой!»

По третьему известию, сообщаемому в иезуитских записках, мать на вопрос волочивших труп сначала отвечала: «Вы это лучше знаете». А когда они стали к ней приставать с угрожающим видом, то произнесла решительным тоном: «Это вовсе не мой сын». 3 июня 1606 года торжественно встретила в Москве мощи святого царевича Димитрия, принесённые из Углича.

При Василии Шуйском

Брат царицы Михаил в 1607 году по поручению царя Василия Шуйского ездил в Елец с письмом царицы Марфы (Марии) и образом царевича Дмитрия для увещания возмутившего населения Северских городов и свидетельства о смерти Дмитрия, в 1609 году в числе других воевод защищал Москву от нападения поляков и приверженцев Лжедмитрия II.

Смерть

Различные источники дают разные даты смерти Марии Фёдоровны: 1608, 1610, 1612. Однако сохранившееся в Кремле надгробие гласит:

«Лета 7116 (1611) месяца июня в 28 преставися раба божия инока царица Маря Феодоровна всея Русии царя Ивана».

В литературе

  • Киреевский («Песни»)
  • В былине «Гришка Отрепьев» именуется «Марфой Матвеевной»

(…) А втапоры стрельцы догадалися,
За то-то слово спохватилися,
В Боголюбов монастырь металися
К царице Марфе Матвеевне:
«Царица ты Марфа Матвеевна!
Твое ли это чадо на царстве сидит,
Царевич Димитрей Иванович?»
А втапоры царица Марфа Матвеевна заплакала
И таковы речи во слезах говорила:
«А глупы стрельцы вы, недогадливы!
Какое мое чадо на царстве сидит?
На царстве у вас сидит Расстрига
Гришка Отрепьев сын;
Потерян мой сын, царевич Димитрей Иванович (…)»

Примечания

  1. Флоря Б. Н. Иван Грозный
  2. 1 2 Скрынников Р. Г. Россия накануне смутного времени.
  3. Древняя российская вивлиофика. М., 1790. Т. XIII. С. 5-117.
  4. 1 2 Зимин А. А. канун грозных потрясений: Предпосылки первой Крестьянской войны в России. М., 1986
  5. Горсей Дж. Записки о России: XVI - нач. XVII в. М., 1990. С. 142
  6. Боргман А. И. Русская история. Часть 1. До Петра Великого. Санкт-Петербург: Т-во А. С. Суворина-Новое время, 1912-1913. С. 310
  7. 1 2 Н. И. Костомаров, «Смутное время Московского государства в начале XVII столетия 1604-1613» // Вестник Европы, 1866
  8. Панова Т.Д. Некрополи Московского Кремля. изд. 2-е, испр. и доп.. Руссист (2003). Проверено 27 марта 2011. Архивировано из первоисточника 6 июля 2012.
  9. Былины. Исторические песни. Баллады. М., 2008

нагая мария фёдоровна (жена, нагая мария фёдоровна и, нагая мария фёдоровна императрица, нагая мария фёдоровна шаляпина

Нагая, Мария Фёдоровна Информацию О

У Ивана Грозного было много жен, но историки до сих пор спорят, как их считать и каких можно назвать полноценными супругами, а каких нет. Сколько бы их ни было, шесть, семь или восемь, последней оказалась Мария Нагая, ставшая важной фигурой нашей истории много позже смерти Грозного — в Смутное время. Алексей Дурново — о драматичной истории жизни этой женщины.

Коллизия

Надо понимать, что с точки зрения православия, Мария Нагая не могла считаться законной царицей. Лимит браков Грозный исчерпал еще в 1572 году, за восемь лет до женитьбы на Марии Нагой. Каноническим правом были разрешены только три брака. Свадьба Ивана Грозного с его четвертой женой — Анной Колтовской — была исключением, сделанным только для царя и в интересах государства.

Для того, чтобы церковь дала разрешение на четвертый брак, потребовалось созвать собор, на котором Грозному пришлось доказывать, что его третья жена Марфа Собакина не была ему женой в полном смысле. Собакина в самом деле венчалась уже тяжелобольной и умерла вскоре после свадьбы. Грозный убедил собор в том, что брак не был консумирован, что и помогло ему получить разрешение на новую женитьбу.

Брак Нагой с Грозным не мог быть признан законным

О дозволении на пятый, шестой или седьмой брак не могло быть даже речи. Так что Мария Нагая была либо не венчанной женой Ивана Грозного, либо венчанной, но не законно. С точки зрения самого брака или деторождения, это не имело никакого значения, чего нельзя сказать о политике. После смерти Грозного Мария Нагая не могла считаться вдовствующей царицей. Больше того, вставал вопрос о законности прав на престол их сына — печально известного царевича Дмитрия.


Брак и вдовство


Федор Иоаннович


Свадьба царя проходила в интимной и чуть ли не секретной обстановке. Без торжеств и пышных церемоний. Присутствовал на ней только ближний круг Грозного, состоявший, видимо, из нескольких бояр и придворных. Старший сын царя, Иван, видимо, даже не знал о свадьбе отца. Какие-либо подробности совместной жизни Грозного и Нагой тоже остаются неизвестными. С точностью можно сказать только одно: в 1582 году Мария родила царю сына — Дмитрия. Это был пятый и последний сын Грозного. Все изменилось после смерти Ивана.


Нагие враждовали с Шуйскими, переезд в Углич они восприняли как ссылку


Надо понимать, что брак царя с Марией Нагой способствовал быстрому возвышению семьи новой царицы. Род Нагих действительно взлетел очень высоко. Дяди и двоюродные братья Марии стали входить в ближний круг царя, Думу, приказы и прочие органы власти. Некоторые из них неожиданно стали крупными воеводами. Рост могущества этой фамилии, разумеется, привел и к конфликтам с другими боярскими семьями. По ту сторону баррикад оказались, например, могущественные Годуновы.

Как известно, Борис Годунов имел почти неограниченное влияние на второго сына Грозного — Федора Иоанновича, который стал наследником престола сразу после гибели своего старшего брата. В общем, никто не сомневался, что с восшествием Федора на престол править царством будет именно Годунов, так оно и случилось. Вскоре после смерти Ивана Грозного все Нагие разом попали в опалу и были отправлены в ссылку. Не приходится сомневаться в том, что это было дело рук Годунова, который убедил Федора в том, что родня царицы замышляет измену с целью возвести на престол его младшего брата Дмитрия. В итоге царицу с ребенком отправили в Углич. Причем Дмитрий получил его в княжение. Вместе с Марией в почетную ссылку (а это была, по сути, именно она) отправились ее отец Федор, а также братья Михаил и Григорий.

Царицу отпустили на хороших условиях. Она взяла с собой свиту, вооруженную охрану, несколько сундуков с одеждой, а также лошадей и украшения. Другое дело, что вскоре Федор запретил упоминать мачеху и младшего брата в каких-либо богослужениях. Формально они перестали считаться родней царя.

После гибели Дмитрия


На этой картине царевич Дмитрий лежит на снегу, хотя погиб он в середине мая

Как известно, 15 мая 1591 года царевич Дмитрий погиб в Угличе. Обстоятельства его смерти до сих пор остаются предметом многочисленных споров. Бытует три версии: несчастный случай, убийство и даже инсценировка. Якобы Нагие спрятали царевича от возможной опасности, но изобразили дело так, что он был убит. В любом случае, нет сомнений в том, что все, кто имел отношение к Угличскому делу, неоднократно и изощренно лгали.

Сразу после гибели царевича в городе вспыхнули беспорядки, толпа, которую старательно обработали царица и ее братья, растерзала подозреваемых в «убийстве» (если это было оно), причем среди жертв оказался дьяк Михаил Битяговский, посланный в Углич для надзора за Нагими. Существует версия, что царица и ее братья сфабриковали улики, бросив у тела царевича окровавленные ножи. В город прибыла следственная комиссия во главе с Василием Шуйским. В скором времени этот боярин сам станет царем, а пока он видный политик, близкий к Федору Иоанновичу.


Есть мнение, что после гибели Дмитрия царица сфабриковала улики


Шуйский, как известно, врал трижды. При Федоре и Борисе Годунове Шуйский утверждал, что царевич погиб в результате несчастного случая. При Лжедмитрие немедленно заявил, что ребенок выжил и спасся, когда же Лжедмитрий был свергнут, а царем стал сам Шуйский, он снова передумал, признал, что ошибался, и объявил, что князь Угличский в самом деле погиб в 1591 году.

В пользу версии об инсценировке убийства говорит только одна косвенная догадка. Тот самый Григорий Отрепьев, которого при Борисе Годунове объявили самозванцем, пытающимся выдать себя за царевича, был монахом Чудова монастыря и состоял при семействе Романовых. Этот видный боярский род не брал на службу абы кого, да и в Чудов монастырь, расположенный в Кремле, нельзя было попасть просто с улицы. Так родилась версия о том, что Нагие, опасаясь за смерть Дмитрия, решили спрятать его у Романовых.

Как бы то ни было, следственная комиссия приняла решение не в пользу Нагих. Царица и братья были объявлены виновными в убийстве Битяговского и подстрекательстве. Марию Федоровну постригли в монахини, братьев сослали. Вместе с ними в ссылку отправился и Угличский колокол.

Годунов и Лжедмитрий

Мария Нагая и Борис Годунов


На некоторое время о Марии Нагой (теперь уже инокине Марфе) забыли. Вспомнить пришлось после того, как объявился Лжедмитрий. Годунов вызвал Нагую в Москву и тщательно допросил. Царица не сообщила ему никаких ценных сведений и была отправлена обратно в Николовыскинскую пустынь. В 1605 году в Московском царстве произошла смена власти. Борис Годунов умер, а Лжедмитрий вошел в столицу, убив супругу Годунова и его сына Федора, законного царя. Мария Нагая возвратилась из ссылки, торжественно въехала в Москву и признала Лжедмитрия самим сыном.

С этими признаниями история крайне запутанная. Ведь, как известно, ровно через год Нагая от своих слов отреклась. Когда бояре свергли Лжедмитрий и убивали его, вдовствующая царица прямо или косвенно подтвердила, что этот человек вовсе ей не сын. У Нагой могло быть множество причин. Вполне вероятно, что ей угрожали, причем как в первый раз, так и во второй. Не исключено, что она боялась за близких.

Мария Нагая обличает Лжедмитрия

Быть может, ей просто надоело сидеть в монастыре, и она воспользовалась возможностью вернуться в столицу. В любом случае, куда больше вопросов вызывает ее отречение от признания. В точности неизвестно, когда именно пленившие Лжедмитрия бояре задали Нагой тот самый вопрос. Вполне вероятно, что Нагая отвечала на него задним числом. То есть отказалась от своих слов уже после того, как Лжедмитрий был убит. В любом случае, судьба Нагой после того восстания была решена окончательно. Шуйский во вдовствующей царице не нуждался. По слухам, он вообще собирался убить ее, но не сделал этого. Нагая была отправлена обратно в монастырь, где и окончила свои дни. В каком именно году умерла Мария Нагая? Это тоже неизвестно в точности. То ли в 1609-м, то ли в 1610-м, то ли в 1611-м.

Поделиться: