Кто был первым правителем казанского ханства. Подготовьте сообщение про Казанское ханство

КАЗАНСКОЕ ХАНСТВО – военно-феодальное государство в Сред. Поволжье, отколовшееся от Золотой Орды (1438–1552). Основано свергнутым золотоордын. ханом Улук-Мухаммедом (1438–45) и его сыном Махмутеком. Запад. граница К.х. проходила по нижней Суре, юж. граница на правобережье Волги – по р. Кубня, на левобережье – по Каме, на В – по Каме; на СВ в состав ханства входили земли юж. удмуртов, на СЗ – луговых марийцев. Оседание татар на территории К.х. началось о вторжения не менее чем 40-тысяч. отряда Улук-Мухаммеда. Общая численность населения в ханстве в сер. 16 в. была ок. 450 тыс. чел. Из татар, составлявших в К.х. меньшинство, формировался господствующий слой. Ясач. татар не было. Преобладали ясач. чуваши (ок. 200 тыс. чел.), проживавшие в Приказанье, Заказанье ( ), север. ицентрал. частях территории современ. Чувашии. Значител. долю населения составляли ясач. марийцы и удмурты. Ханству подчинялась часть башкир и восточ. мордвы. Из среды нетатар. народов были мелкие и сред. феодалы – сотные и десятные князья, тарханы. Численность татар росла за счёт притока из Большой Орды, Ногайской Орды, Крым. и Астрахан. ханств, с Азова. К.х. делилось на 6–7 наместничеств – даруг, управляемых эмирами. Кроме Казани, в ханстве были небольшие города Арск, Лаиш, Мамадыш, Алат, Елабуга, Веда-Суар (Чебоксары), Кам, Тэтеш. В К.х. собственной чеканки монет не было, в основном пользовались рус. монетами.

Преобладающая часть населения занималась сел. хозяйством – земледелием, животноводством, а также охотой, бортничеством, сел. ремёслами. В городах были представлены кожевен., кузнеч., медные, ювелир., гончар. и др. ремёсла. Ханство имело торговые связи с Русью, Кавказом, Сред. Азией, Сибирью. Численность армии, состоявшей из гвардии, отрядов отдел. феодалов и ополчения ясач. людей, доходила до 60 тыс. чел.

В К.х. господствовала восточ. форма феодал. отношений. Феодал. землевладение выступало в виде ясакодержания: были земли государствен., ханские (дворцовые), вакуфные (духовенства), эмиров, биков, мурз, огланов (сойюргал), обрабатываемые ясач. людьми, платившими ясак – феодал. ренту, а также государствен. налоги и пошлины. Сами феодалы хозяйства не вели, но имели усадьбы с дворцами и просторными дворами. Сотные и десятные князья, тарханы, казаки владели земел. участками за службу. Хан и татар. феодалы держали большое количество рабов из пленных. В 20–40-х гг. 16 в. в ханстве томились 100 тыс. рус. пленных.

Верхов. власть принадлежала хану. При нём существовал совет круп. феодалов, в к-ром глав. роль играли 4 карачи из извест. эмир. фамилий (Ширин, Баргын, Аргын, Кыпчак). Созывались курултаи – съезды феодалов. За 114 лет сменилось 14 ханов.

Ясачные чуваши, как и марийцы и удмурты, находившиеся в феодальной зависимости от хана и отдельных татар-ских князей, платили своим владельцамя с а к (десятинную подать) хлебом, мёдом, пушниной и деньгами; калан – подать с возделанных земельных участков, тютюнсани – налог с дома (с дыматĕ-тĕм ), очага; салыг– подушный налог; даругамную подать – налог на содержание ханских наместников и чиновников; запросные деньги – чрезвычайный налог (в основном во время войн), поставляли продовольствие для войска и фураж для конницы, обеспечивали питанием проезжающих послов, курьеров и чиновников, делали элите подарки и подношения. С ясачных людей собиралипошлины: судебную, свадебную, дорожно-мостовую, торговую (тамга), за провоз товаров, судовую (с лодок и др. судов). Сбором государствен. налогов и пошлины ведалдиван – финансовое ведомство хана; осуществляли их сбор специальные чиновники, часто в виде реквизиций с участием воин. отрядов. Феодалы и чиновники собирали в свою пользу сверхокладные поборы. Ясачные люди выполняли в пользу хана повинности: ямскую (обслуживание подводами ямских станций), постойную (предоставление помещений в своих домах проезжающим чиновникам, военным и др.), по по-стройке и ремонту городских стен, укреплений, дорог и мостов. Тяжелейшей повинностью ясачных людей бы-ла служба в ханском войске или отрядах князей во время войн. Приказан. и заказан. чуваши, являвшиеся преимущественно крепостными татарских феодалов, постепенно отатаривались. я сач. чуваши систематически выступали против гнёта ханов и феодалов. В 1496 участвовали в вооружённом восстании против хана Мамука, непомерными платежами вызвавшего ненависть ясачных людей и городского трудового населения, к-рый вынужден был оставить престол.

После завладения в 1521 казанским престолом крымскими ханами податный гнёт народа усилился. В 1531 в результате восстания временно были изгнаны из Казани хан Сафа-Гирей и его ставленники – крымцы-ногайцы. Происшедшее в кон. 1545 «смятение великое» в народе завершилось вторичным изгнанием Сафа-Гирея, к-рый, однако, обещав ногайским князьям передать им горную сторону – Чувашию и Горномарийский р-н, а также Арскую сторону (Южную Удмуртию) в их владение, силами ногайского войска возвратил себе казанский престол.

На территории Чувашии располагалось немало ханских военных лагерей – укреплений с глинобитными и деревянными стенами и жилыми постройками, происходили военные действия между казан. и рус. войсками. Казан. войска шли по ней походом против рус. 31 раз, рус. полки на Казань – 33 раза. Летописи сообщают об 11 сражениях, разоривших чуваш. селения, принёсших населению неисчислимые бедствия. Грабител. набеги на чуваш. селения совершали также ногайские отряды.

Со времени основания до 1487 К.х. вело войны с Моск. Русью, с 1487 по 1521 находилось в вассал. зависимости от неё. В 1521 казан. престол занял крым. хан Сахиб-Гирей, за ним – Сафа-Гирей. В 1524 К.х. признало вассал. зависимость от Турции, казан. войско возобновило походы на рус. земли. Рус. государство с 1545 начало Казан. войну. В 1546 чуваши и горные марийцы, узнавшие о намерении Сафа-Гирея передать их во владение ногайским князьям, восстали против хан. зависимости, призвали на помощь рус. полки. В 1551 правобереж. чуваши, горные марийцы, восточ. мордва по челобитью, мирно вошли в состав Рус. государства. В 1552 Казань взята рус. войсками. К.х. перестало существовать.

Лит.: Худяков М. Очерки по истории Казанского ханства. Казань, 1923; Сафаргалиев М.Г. Распад Золотой Орды. Казань, 1960; История Чувашской АССР. Т. 1. Ч., 1983; Бахтин А.Г. XV–XVI века в истории Марийского края. Йошкар-Ола, 1998.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

"Казанское ханство"

Введение

История Казанского ханства наполнена обороной от своего соседа, которая сопровождалась сложными процессами внутри государства: экономические отношения провели в государственном организме водораздельную линию и разбили его на два различных уклона. Одно течение старалось приспособиться к давлению со стороны внешних врагов и выработать формы совместного симбиоза сначала - в виде союза, затем - в виде личной унии двух государств. Другое течение старалось решительно отмежеваться от внешних врагов и вело борьбу за свою полную независимость, на условиях взаимного равновесия обоих держав. Такая борьба двух течений сопровождалась эволюцией политической мысли и ростом государственного самосознания; она была богата яркими моментами, выдвинула немало талантливых деятелей и заслуживает большого внимания.

Целью данного реферата является как можно наиболее полно раскрыть ход казанской истории того периода, показать отношения с Русским государством. Русских историков история Казанского ханства интересовала лишь как материал для изучения продвижения русского племени на восток. При этом надо отметить, что они преимущественно уделяли внимание последнему моменту борьбы - завоеванию края, в особенности - победоносной осаде Казани, но оставили без внимания те постепенные стадии, которые проходил процесс поглощения одного государства другим. Главной задачей данной работы как раз и является раскрытие всех стадий существование Казанского ханства. При написании реферата использовались в качестве источников литературы работы казанских авторов.

1 . Образование Казанского ханства

Последний золотоордынский хан Улу-Мухаммед со своей семьей и оставшейся армией в 1438 году пришел к Белеву, небольшому русскому город куна Оке-эти земли были в составе Золотой Орды. Здесь он думал перезимовать, но великий князь московский Василий II захотел выжить хана оттуда и послал против него многочисленное войско, которое, однако, было разбито татарами. Через год Улу-Мухаммед появился под стенами Москвы и, простояв там 10 дней, отступил. Зимой 1445 года он ходил на Муром, но взять его не смог и ушел. Весной того же года хан отправил против великого князя свою армию под руководством двух сыновей - Махмутека и Якуба. Василий II пошел к ним навстречу снова с большим войском, но попал в плен в сражении под Суздалем, и царевичи отвезли его к своему отцу в Нижний.

В конце августа 1445 года Улу-Мухаммед со своими сыновьям и двинулся из Нижнего Новгородак Курмышу-небольшому городку в современной западной Чувашии. Там Василий II получилот хана и его старшего сына Махмутека свободу. Имя Улу-Мухаммеда после октября того же года больше не упоминается в источниках. Его внезапное исчезновение в какой-то степени находит отражение в сообщении «Казанской истории» о том, что Махмутек убил своего отца и младшего брата Якуба (вернее будет сказать, Юсуфа). Был ли хан убит или он умер своей смертью, - остается загадкой, ибо сообщений об этом в других источниках нет. Но ясно одно, что он сошел с исторической арены, уступив свое место старшему сыну.

Первым ханом, начальным правителем Казанского ханства был Махмутек, и никто другой. Бесспорно, и до него в Казани был свой правитель, но он был не ханом, а лишь князем, т. е. главой Казанского княжества с центром вначале в Старой, а позднее в Новой Казани.

После захвата власти Махмутеком, т. е. джучидом, практически новым ордынским ханом, изменился и статус Казанского княжества. Оно перестало быть только княжеством с местным управлением, а стало отдельным государством во главе с ханом. Именно в этот период, т.е. в 30 - 40-х годах XV века, возникли и другие татарские ханства, образованные после окончательного распада Золотой Орды. Однако перечеркнуть имя Улу-Мухаммеда из истории Казанского ханства, конечно же невозможно: именно с его приходом в Среднее Поволжье связаны те исторические события, которые предопределили образование нового татарского государства - Казанского ханства. К тому же он является родоначальником династии казанских ханов, которая оказалась наиболее стабильной, и именно она правила государством в период его могущества. Наконец, в связи с описанными выше событиями необходимо обратить внимание учащихся на один существенный и принципиальный вопрос.

В той же «Казанской истории» сообщается, что вместе с Улу-Мухаммедом пришли тогда 3000 воинов. Это - явно приуменьшенное число. Армия золотоордынского хана даже в период распада государства, когда от него ушли многие военачальники и часть войска, никак не могла составлять такое мизерное количество. Да и происходившие затем известные нам события говорят о том, что Улу-Мухаммед располагал еще немалыми силами. Его армия разгромила 40-тысячное войско Василия II, а с отрядом в 3000 воинов сделать это было просто невозможно; также невозможно было осаждать с этим войском Москву в течение 10 дней всего год спустя, а в 1445 году еще раз разгромить московское войско и взять в плен самого великого князя. Учитывая все это, есть основание говорить о том, что армия Улу-Мухаммеда состояла из несравнимо большего числа воинов, чем указано в «Казанской истории».Следовательно, вместе с Улу-Мухаммедом в Среднее Поволжье пришло солидное количество татарского населения, сыгравшее большую роль в окончательном формировании народности казанских татар.

2 .Территория и население. Первый период существования ханства

Казанское ханство занимало довольно большую территорию северной зоны бывшей Золотой Орды. На востоке его пределы доходили до Уральских гор и граничили с Сибирским ханством. На юго-востоке и юге простирались обширные степи, занятые Ногайской Ордой. Здесь каких-то определенных границ не было, ибо степь время от времени занималась той или иной стороной, а то и вовсе пустовала. Но какую-то условную черту можно было бы провести в районе реки Самары. Самые южные пределы ханства по обширным берегам Волги простирались вниз по реке почти до пределов Сары-Тау (Саратов). Наиболее четкой являлась западная граница - это река Сура, за которой располагались уже земли, находившиеся в подчинении Русскому государству. На севере владения Казанского ханства простирались на уровне средних течений Вятки и Камы и почти граничили с таежной зоной.

Кратко описанная выше территория Казанского ханства являлась его общей территорией, территорией государства, занятой, кроме татар, и другими народами, которые были в подчинении Казани. О вхождении в состав Казанского ханства ряда тюркоязычных и финно-угорских народов сообщается в источниках. Так, например, в русских летописях при описании похода московского войска на Казань в 1469 году приводится такой эпизод: пленный, сбежавший из Казани, пришел в лагерь русского войска, стоявшего на Волге, и сообщил о том, что «дополна собрался на них царь казанской Обреим (Ибрагим) со всею землею своею, с Камскою и с Сыплинскою и с Костятцкою и з Беловоложскою и Вотяцкою и з Бакшырскою». Камская и Беловоложская - это земли выше по Каме и по Белой (Агидель); Сыплинскую землю исследователи отождествляют с нынешней ципьинской на севере Татарстана в бассейне реки Шошмы; под Костятцкою надо подразумевать земли на северо-востоке, занятые иштяками - тюркизированными уграми; вотяками раньше называли удмуртов, следовательно, Вотяцкая земля - это удмуртская. Башкирскую землю летописец несколько искаженно назвал «Бакшырскою». А вот более четко и конкретно, совершенно понятным современному читателю без особых комментариев определил этнической состав Казанского ханства Андрей Курбский - участник взятия Казани в 1552 году, один из воевод в армии Грозного: «бо кроме татарского языка, в том царстве 5 различных языков: мордовский, чувашский, черемисский, воитецкий, або арский (удмуртский), пятый башкирский». Не трудно понять, что здесь названы народы, говорившие на этих языках.

Перечисленные выше народы, таким образом, находились в составе Казанского ханства. Все они, живя в этом государстве, платили ему дань. Впрочем, такая обязанность ложилась и на основное, коренное население ханства - казанских татар (о дани и других формах налогов мы еще поговорим отдельно).

Татары занимали основные, центральные земли ханства - это главным образом Заказанье, т. е. довольно обширная область к северу от Камы между Волгой и Вяткой. Значительная часть татарского населения проживала также на Горной стороне - в правобережье Волги и в бассейне Свияги, в ее среднем и нижнем течениях. Менее заселенными являлись тогда земли восточнее Вятки на Елабужской стороне и, конечно, степное Закамье - там татарские поселения располагались чересполосно лишь по берегам Камы, Черемшана и некоторых небольших рек северо-западной части закамской низменности.

Земля Казанского ханства, занимая чрезвычайно удобное и выгодное место в соединении двух крупнейших рек Восточной Европы, Волги и Камы, отличалась исключительным природным богатством и удивительной красотой. Лесостепная средневолжская равнина в чередовании с плоскогорьем, а местами и вовсе высокогорными плато, высокоурожайные поля и богатые дичью леса, утопающие в зелени деревни в долинах рек - все это было весьма привлекательно, и не зря посещавшие эту землю чужестранцы восхищались ее красотой и богатством.

Бесспорно, волжские булгары оставили большой след в этнокультурном формировании казанских татар, хотя данное слово применялось уже в это время чисто традиционно. В русских летописях даже к концу XIV века бывшие булгарские земли названы уже татарскими.

В Казанском ханстве, главным образом в его столице Казани, проживали представители и некоторых других народов, например, армяне и иные кавказцы в так называемой Армянской слободе, в районе известной Суконной слободы. Особенно много было русских: купцы, различные служащие при дворах московских послов и наместников, вооруженные отряды для их охраны. Их стало больше во времена русского протектората в различные годы первой половины XVI столетия.

Таким образом, несмотря на то, что Казанское ханство было многонациональным государством, его основное население составляли татары.

3 .Экономическая жизнь. Хозяйство, ремесло и торговля

Основную территорию ханства населяло оседлое население, унаследовавшее традиции земледелия со времён существования Волжской Булгарии. В ханстве получило распространение паровое земледелие. Пахари в хозяйстве использовали деревянный плуг с металлическим лемехом. Жители ханства выращивали рожь, полбу, ячмень и овёс. Земледелие было основным занятием не только болгарского населения, но также чувашей и финских народов (черемисы, вотяки, мордва). Земледелие имело экстенсивный характер. Сельскохозяйственное землевладение основывалось на наследственном имуществе. В лесной зоне, помимо остальных промыслов, получили распространение охота и бортничество. Жители лесной зоны жили в немногочисленных укреплённых поселениях. Власть хана там ограничивалась лишь сбором ясака, осуществлявшимся местными властями. Имения хана и знати были расположены в земледельческих регионах. Помимо татар и чувашей, в ханском хозяйстве трудились и русские пленные. Что касается промыслового хозяйства, то её главным отраслями были охота и рыболовство. В лесах имелись благоприятные условия для развития пчеловодства. Кожевенное дело играло важнейшую роль среди отраслей ремесленного производства.

Другим важнейшим занятием жителей ханства была торговля, чему нимало способствовало удачное географическое положение ханства. Поволжье с древних времён было одним из центров торгового обмена. Поволжские города выступали посредниками в международном товарообмене. Внешняя торговля в ханстве преобладала над внутренней. Центром внешней торговли была столица ханства-- Казань. Государство имело тесные и прочные торговые связи с Россией, Персией и Туркестаном. Городское население занималось созданием изделий из глины, рукоделий из дерева и металла, кожи, брони, плуг и драгоценностей; производилась активная торговля людьми из Центральной Азии, Кавказа и России. Особое место в ханстве занимала работорговля. Объектом этой торговли выступали в основном пленные, захваченные во время набегов, в частности, женщины, продававшиеся в гаремы стран Востока. Главными рынками были Ташаяк Базар в Казани и ярмарка на крупном острове на Волге напротив казанского кремля, впоследствии получившем название Маркиз (в настоящее время, в связи с созданием водохранилища, затоплен). Целый ряд ремесел в Казанском ханстве также сильно зависел от наличия большого числа рабов (в основном-- христиан). Инородческое население окраин не было вовлечено в товарообмен, так как в этой среде господствовало исключительно натуральное хозяйство. Жители окраин не торговали, а даром отдавали в виде дани продукты, произведённые или добытые ими. Татарское земледельческое население, в отличие от населения окраин, было вовлечено в товарообмен.

4 .Государственное правление и общественный строй

Казанское ханство являлось средневековым феодальным государством восточного типа. Во главе государства стоял хан из бывшей династии Джучи. Как и в былые золотоордынские времена, ни один человек, не будучи джучидом, не имел права на трон как в Казанском, так и в любом другом татарском ханстве. Известно, что ханы, как и императоры, короли, цари, шахи, получали трон по наследству. Бесспорно, бывали случаи назначения, даже избрания монарха, когда династия прекращала существование по причине отсутствия наследника по всем ветвям этой династии или когда умирал государь, не объявив своего преемника. Нередко бывали случаи, когда короля, царя, хана смещали или даже убивали в результате государственного переворота, дворцовых интриг, борьбы различных партий за власть и т.д.

В казанском обществе наиболее привилегированные сословия составляли знать и духовенство. Важнейшие особы, входившие в состав Дивана («карачи») и эмиры (владетельные князья) обладали наибольшими богатствами и влиянием. В трудах крымского историка Сеида-Мухаммеда Ризы эти два термина (карачи и эмиры) отождествляются. Привилегированное положение занимали также представители мусульманского духовенства. Эмиры, будучи выходцами из знатнейших родов феодальной аристократии, были крайне немногочисленны. У казанских аристократов титул отца передавался лишь к старшему сыну. Остальными группами казанской знати были беки, мурзы и инородческие князья. Беки стояли на ступень ниже эмиров в социальной структуре казанского общества. Младшими сыновьями беков были мурзы (стяжение от арабо-персидского «эмимр-задэм», букв.-- «княжий сын»). Среди инородческих князей наиболее сильные позиции занимали так называемые «князья Арские». В ханстве было много чувашских, вотских и черемисских князей.

Привилегированная группа лиц, владевших земельными участками и освобождённых от податей и повинностей, называлась тарханами. К числу представителей военного сословия принадлежали огланы и казаки. Огланы были командирами конных подразделений и имели право участвовать в курултае. Казаки были простыми воинами. Иногда встречается их подразделение на «дворных» (служивших в столице) и «задворных» (служивших в провинции). Особым привилегированным статусом обладало многочисленное и хорошо организованное чиновничество.

5 . Культура К азанского х анства

В Казанском ханстве, прежде всего в его столице Казани, широкое развитие получили строительное дело и архитектура, в том числе и монументальная. Это подтверждается сообщениями очевидцев, данными писцовых книг середины XVI века, некоторыми выдающимися архитектурными памятниками, сохранившимися на территории Казанского кремля, а также обнаруженными там при археологических исследованиях фундаментами тогдашних строений и некоторыми архитектурными деталями. Писцовые книги 1563 - 1568 годов зафиксировали на территории кремля несколько мечетей, сохранившихся от разрушений при завоевании Казани, среди них названная выше Муралеева и мечеть у ханского дворца. О существовании мечетей монументальной застройки не только в кремле, но и в самом городе, в его пригородах-слободах, например, в слободе Кураишево, даже в сельском Заказанье, свидетельствуют некоторые данные писцовых книг и отдельные рисунки подобных сооружений чуть более позднего времени. Помимо ханского дворца и мечетей, были, особенно на территории Казанского кремля, и другие сооружения кирпично-каменной кладки. Часто упоминаются в источниках различные «палаты», т. е. дворцы, среди них того же Нурали Ширина («Муралеева палата»).

Выдающимся памятником культового зодчества Казанского ханства, сохранившимся на территории кремля города Казани, является знаменитая башня Сююмбике.

Это - Благовещенский собор, Спасская башня инекоторые другие объектыкремля (вторая половина XVI века), Дрябловский дом(XVII век), Петропавловский собор (XVIII век). Если бы и башня Сююмбике была построена в один из этих периодов, то это стало бы известно так же, как и названные только что памятники. На территории Казанского кремля сохранился еще один памятник культового зодчества татар-это здание бывшей, уже не раз упомянутой мечети Нурали (в настоящее время оно используется в качестве столовой). Долгие годы после падения Казани эта старая мечеть служила артиллерийским складом, потом ее превратили в церковь Введения, а в 1854 году отреставрировали под Дворцовую церковь, тогда она была значительно изменена в своей верхней половине. Однако о былых татарских временах свидетельствуют такие яркие элементы национальной архитектуры фасада второго этажа, как система и формы колоннад между окнами со скосами в верхней части. Данные археологически исследований показывают, что архитектура Казани обогащалась резной орнаментацией, облицовкой стен мозаичными и майоликовыми плитами, а также узорными кирпичами и облицовочными плитами сизящным орнаментом. Массовым видом ремесла, доведенного до уровня искусства, была резьба по камню. Самого высокого уровня развития достигло ювелирное искусство, изготовление различных украшений из благородных металлов в сочетании с самоцветами, т.е. драгоценными камнями.

Достаточно широкую распространенность получила в Казанском ханстве письменность на основе арабской графики, появившаяся в крае еще в начальный период Волжской Булгарии и явившаяся основой грамоты в Золотой Орде. На арабской графике писались официальные документы внешнеполитического характера, деловые бумаги, ярлыки, а также эпитафии, письма, поэмы.

Кроме письменной литературы, последующее развитие получило и устное народное творчество. Легенды и предания о возникновении Старой и Новой Казани своим происхождением, несомненно, связаны с этим периодом. Литературоведы относят к этому же времени такие произведения эпического характера, как «Алпамыш», «Чура-батыр», «Джик-Мэргэн», «Ханэкэ-Солтан байты» и др. В казанский период получил широкое распространение героический эпос «Идегей».

6.Завоевание Казанского ханства

К концу 15 века Казанское ханство проводило агрессивную политику по отношению к России, оно закрывало для русских купцов волжский торговый путь, совершало постоянные набеги, разоряя поселения и забирая русских в плен. К середине 16 века военные действия против татар и борьба за присоединение Казанского ханства к России значительно усилились. Но два похода 1550-х годов оказались безрезультатными.

Правительство Ивана IV Грозного развернуло серьёзную подготовку к новому походу - был проведён ряд реформ, укрепивших армию, построена русская крепость Свияжск недалеко от ханства. Для похода было собрано большое и хорошо вооруженное войско. Для Ивана Грозного и его окружения казанский поход имел не только политическое значение, но и религиозное - это был поход православного народа против неверных.

Летом 1552 года русское войско во главе с Иваном Грозным выступило из Москвы и двинулось на Казань. Это была сильная крепость того времени, огражденная высокими деревянными стенами с укреплениями. С двух сторон город был защищен труднодоступными речками, еще с одной глубоким рвом.

В августе началась осада Казани, которая оказалась долгой и трудной. Не смотря на активное сопротивление татар, русские войска превосходили по численности и мощи артиллерии. Они применяли боевые башни, осадные орудия, минные подкопы. А в результате взрыва был уничтожен ключ, из которого казанцы брали воду. И вскоре в городе началась эпидемия. Татары делали вылазки и пытались атаковать войска русских, но все безрезультатно.

Сначала царь Иван Грозный попытался провести мирные переговоры: он предложил казанцам положиться на волю государя, тогда он их простит. Но те ответили отказом. Это стало началом энергичной подготовки штурма - были взорваны защитные сооружения крепости, подожжены стены, мосты и ворота, пушки били беспрестанно.

2 октября 1552 года войска царя Ивана Грозного начали штурм города. В результате жестоких уличных боев столица Казанского ханства пала. В городе не осталось в живых ни одного из ее защитников, потому что царь велел убивать всех вооруженных, а в плен брать только женщин и детей. Участь Казани была решена.

11 октября русское войско выступило обратно в Москву, оставив в Казани гарнизон. В результате этого похода Казанское ханство было ликвидировано, и к России присоединилось Среднее Поволжье. Возникли предпосылки для продвижения на Урал и в Сибирь и расширения торговых связей со странами Кавказа и Востока.

золотоордынский ханство правление

Заключение

После взятия Казани и до территориально-государственной реформы Петра I 1713 года завоёванное Казанское ханство стало т.н. формально независимым Казанским царством с Государством Российским, возглавлялось российским царём, получившим титул «Царь Казанский», и административно управлялось т.н.приказом Казанского дворца в Москве. Также созданная Казанская архиепископия сразу была назначена третьей по важности в Русской Православной Церкви. В честь покорения Казанского ханства в 1551-1556 в Москве на Красной площади был воздвигнут храм Покрова пресвятой Богородицы, известный как храм Василия Блаженного.

Казанское ханство было одним из крупнейших государств средневековья, владения которого находились в Европе и Азии. Его военная мощь постоянно держала в напряжении всех соседей и очень долгое время никем не оспаривалась. Монархи даже отдаленных стран стремились завязать с ней дружественные отношения и всеми силами их поддерживать. Наиболее предприимчивые купцы преодолевали огромные расстояния, чтобы попасть в ее столицу, которая по праву слыла крупнейшей торговой базой между Востоком и Западом. По всему миру разносили путешественники и торговые караваны, правдивые рассказы и невероятные легенды о народах, населявших Казанское ханство, их своеобразных обычаях и кочевой жизни, о богатстве и мощи правивших здесь ханов, бесчисленных стадах скота и бескрайних степях, где можно было неделями не встретить ни одного человека. Правдивые и вымышленные рассказы об огромном государстве кочевников продолжали свое существование и после его исчезновения.

И сегодня интерес к нему не ослабел, и его история уже давно изучается во многих странах. Но до сих пор в оценке многих политических и бытовых сторон жизни и истории Казанского ханства встречаются самые противоположные мнения. И к тому же до настоящего времени существует в научных работах и учебной литературе, да и просто в самом распространенном восприятии истории целый ряд заблуждений или утвердившихся стереотипов, связанных с Казанским ханством. Это относится к ее территории и границам, названию государства, наличию городов, развитости культуры, соотношению понятий «монголы» и «татары», некоторым моментам политической истории и т. п. Большая часть широко распространившихся штампов о Казанском ханстве возникла еще в прошлом веке, и существование их связано исключительно с пренебрежением к изучению этого во многом своеобразного государства.

С писок использованной литературы

1.Татарская энциклопедия: В 6 т. - Казань, Институт Татарской энциклопедии АН РТ, 2006. - Т.3, С.147;

2.Хузин Ф.Ш., Гилязов И.А., Пискарев В.И. и т.д. «История Татарстана», Казань, Тарих, 2001г.

3.Очерки по истории Казанского ханстваХудяков М.Г. 2004г.

4.Новодворский, В.В. Ливонский поход Ивана Грозного. 1570-1582 / В.В.Новодворский. - М.: Директ-Медиа, 2014. - 296 с

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Образование Казанского ханства в результате распада Золотой Орды. Территория ханства в период расцвета. Национальность и вероисповедание основного населения. Аристократический строй в Казанском ханстве, его высший законодательный и учредительный орган.

    презентация , добавлен 22.05.2012

    История заселения человеком территории, относящейся к Татарстану. Расположение основных археологических памятников Волжской Булгарии: башни Сююмбеки и Нуралиевой мечети. Формирование татарской народности в период существования Казанского ханства.

    презентация , добавлен 09.02.2013

    Основатели Казахского ханства. Первоначальная территория Казахского ханства. Причины откочёвки Керея и Жаныбека. Историческое значение образования Казахского ханства. Ханы казахского ханства. Общественно-политический строй Казахстана в XVII–XVIII вв.

    презентация , добавлен 02.12.2015

    Предпосылки образования Джунгарского ханства. Джунгарское ханство в конце XVI – начале второй половины XVII веке. Политика Галдана–Бошокту-хана. Джунгарское ханство в период своего наибольшего могущества. Общественный и политический строй ханства.

    реферат , добавлен 18.02.2011

    Особенности политической истории Касимовского ханства, созданного внутри русских земель и просуществовавшего около 250 лет. Роль Касимовского ханства в Русском государстве. Отношение Русского государства к мусульманскому населению Касимовского ханства.

    доклад , добавлен 18.12.2013

    Сложность экономической, политико-правовой, этнической и конфессиональной ситуации сложившейся в Крыму в последние годы. Изучение исторического прошлого народов полуострова. Историография Крымского ханства. Политика России в отношении Крымского ханства.

    дипломная работа , добавлен 23.11.2008

    Причины образования Казахского ханства, его основатели и ханы. Необходимость завершения политической консолидации племен Казахстана в единое государство. Старший, средний и младший жузы. Территория Казахского ханства. Борьба за власть, единая народность.

    презентация , добавлен 26.11.2015

    Причины образования Казахского Ханства. Основатели Казахского Ханства. Народные предания казахов. Создание свода законов. История правления Бурундук-хана. Поражение могулов в битве с Хак-Назар-ханом. Союз с Россией. Мирный договор Есим-хана с Бухарой.

    презентация , добавлен 10.03.2014

    Общественный, государственный строй казанского ханства. Декрет ВЦИК об образовании Татарской АССР, состав и территориальные границы республики. Татарская республика как политическая советская социалистическая автономия, организация народных комиссариатов.

    реферат , добавлен 30.11.2010

    Внешняя политика Ивана Грозного на юго-восточном и восточном направлении: присоединение Казанского ханства, Астраханского ханства 1554-1556 гг., защита страны от набегов крымского хана. Освоение Сибири. Политика на западе: Ливонская война 1558–1583 гг.


Улу-Мухаммед.
Рисунок Ф. Исламова

В 1438 году последний хан Золотой Орды Улу-Мухаммед с остатками своего войска ушел из Сарая-Бату и направился к Белеву (русский городок на Оке в составе Золотой Орды). В том же году он уходит к Нижнему Новгороду и останавливается в старой его части. Там он прожил восемь лет, в течение которых у Улу-Мухаммеда сложились не совсем простые отношения с великим князем московским Василием II. Между ними произошло несколько военных столкновений: под Белевым в 1438 и под Суздалем в 1445 году. Василий II потерпел крупное поражение и попал в плен. Однако в том же 1445 году за большой выкуп был отпущен. Осенью войска Улу-Мухаммеда направились к Казани. Но по пути Улу-Мухаммед скончался и его армию возглавил его старший сын Махмутэк. Казань была взята, Али-бей, правитель Казани, был отстранен от власти, и Махмутэк провозгласил себя ханом нового государства в Среднем Поволжье - Казанского ханства.


Изображение легендарного царя Саина, выбравшего место для основания Казани. «Казанская история»

Казанское ханство занимало северную территорию бывшей Золотой Орды и во многом совпадало с землями бывшей Волжской Булгарии. На востоке границы государства доходили до Уральских гор и граничили с Сибирским ханством. Юго-восточные пределы Казанского ханства граничили с Ногайской Ордой и доходили до р. Самары. А самые Южные границы доходили до современного Саратова. На западе граница проходила по р. Суре, на севере границы доходили до среднего течения Вятки и граничили с таежной зоной.


Победа Улу-Мухаммеда в Бельском сражении над Василием II.
Вторая половина XVII в. «Казанская история»

Этническую основу населения Казанского ханства составляло татарское население (казанские татары), которых в то время русские летописи называли: татарами, казанцами или бесерменами (т.е. мусульманами). Татары занимали центральные земли государства - “Заказанье”, т.е. территория между Волгой и Камой, к северу от Камы. Достаточно много татарского населения проживало на “Горной стороне” - в правобережье Волги, в бассейне Свияги. На сегодняшней день известно около 700 населенных пунктов периода Казанского ханства. 500 из них расположено в Заказанье, 150 на Горной стороне и около 50 в Закамье. Кроме татар в государстве проживали или находились под политическим и культурным влиянием некоторые тюркские и финно-угорские народы Среднего Поволжья и Приуралья: западная часть башкир, чуваши, ары (удмурты), черемисы (марийцы), мордва.


Керамическое пушечное ядро, полое внутри, первая половина 16 века

В городах государства, и прежде всего в столице Казани проживали также представители других народов (купцы из Армении, Московии и др. государств).

Среднее Поволжье на карте братьев Пиццигани (XIV век)

Из документа:

“Тое же осени (1445 г.) царь Мамотяк (Махмутек), Улу-Магметов сын, взял город Казань, вотчина казанского князя Либея убил, а сам сел в Казани царствовать”.

Из Воскресенской летописи

“А царь Мамутяк пришел из Курмыша Казань взял, а Казанского князя Азыя убил, а сам на Казани воцарился, и оттоле нача царство быти казанское”.

Из Никоновской летописи

“Кроме татарского языка, в том царстве 5 различных языков: мордовский, чувашский, черемисский, воитецкий, або арский, пятый башкирский”

Из книги “Взятие Казани” русского воеводы
в походе на Казань в 1552 г. А.Курбского

“Эти татары - образованнее других (имеется в виду других татар – Р.Ф.), так как они и возделывают поля, и живут в домах и занимаются разнообразною торговле
Западноевропейский путешественник

XVI в. С.Герберштейн

Мнение историков:

“План основания Казанского ханства можно назвать гениальным, потому что хан Мухаммед понял особенность древнего культурного местного населения, и задумавши восстановить мусульманское государство в Среднем Поволжье, правильно оценил шансы на его прочное существование”.
“При переезде из Московского государства в Казанское ханство путешественник попадал в такую же лесную страну, только реки здесь были еще многоводнее, берега их - пустыннее, но общий характер местности не изменялся. Только ниже Казани хвойные леса сменялись лиственными, а приволжские горы еще более вырастали. Горная сторона была довольно густо покрыта черемисскими, чувашскими и мордовскими деревнями, разбросанными среди лесов и полей”.

М.Г.Худяков

“В образовании Казанского ханства некоторые представители русской исторической науки... видели простое восстановление прежнего Булгарского ханства. Этот вывод не нашел подтверждения в тех немногочисленных исторических памятниках, которыми располагают историки Казанского ханства... Казанское ханство, подобно другим татарским государствам, образовавшихся на развалинах Золотой Орды, по своей структуре во многом напоминало в миниатюре прежнюю Золотую Орду”.

М.Г.Сафаргалиев

“Улук-Мухаммед, гордый одержанной победой над русскими, двинулся с Махмутеком из Курмыша на Казань с целью завоевать ее; Махмутек же, побуждаемый честолюбием, решился убить отца незадолго до взятия Казани, либо немного времени спустя”.

В.В.Вельяминов-Зернов

“После захвата власти Махмутеком, т.е. джучидом, практически новым ордынским ханом, изменился и статус Казанского княжества. Оно перестало быть только княжеством с местным управлением, а стало отдельным государством во главе с ханом”.

Р.Г.Фахрутдинов

Обескровленные бесконечными междоусобными военными кампаниями ханов, степные улусы превращались в безлюдные области. Бесконечные войны звали к демографическому истощению Золотой Орды. Численность тюрко-монголов резко сокращалась, и Золотая Орда из мощного государства превращалась в страну с малонаселенной территорией.

Одной из причин разрушения государственности было упразднение в конце правления Узбек-хана важнейшего института всенародной власти – курултая. Это способствовало ослаблению порядка и законности, национальных традиций и законов Ясы. Но даже в такое трудное для государства время царевичи и аристократы не хотел собраться на курултай для выработки решений по спасению государства и своего народа.

С появлением новых государственных объединений, отпадением восточных земель, под властью Золотой Орды осталась лишь Белая Орда. Однако и в ней шла ожесточенная борьба, которая в конечном счете привела к ее распаду. В 1425 г. в руках хана Улуг-Мухаммеда (избранного в 1421 г.) была значительная часть улусов Белой Орды, но спокойствия в них не было, и в 1426 г. в Крыму был провозглашен новый хан – Давлет-Берди (отец Хаджи-Гирея и сын кратковременно царствовавшего в Золотой Орде Таш-Тимура). Давлет-Берди, как и Улуг-Мухаммед, принадлежал к потомкам Джучи. В 1428 г. между войсками Давлет-Берди и Улуг-Мухаммеда произошло сражение, в котором первый погиб, а второму вновь стал принадлежать Крым. Но положение хана не было блестящим: из-за бесконечных междоусобиц тюрко-монгольское население разорялось и уходило в Литву, Польшу и в пределы Московского государства, кроме того, эпидемия чумы в 1428–1429 гг. унесла огромное количество людей. Но, несмотря на такое бедственное положение, государство оставалось относительно могущественным, и русские княжества оставались вассалами.

В 1431 г. на суд к Улуг-Мухаммеду приезжали московские князья, претенденты на звание великого князя – сын и внук Дмитрия Донского. Хан решил спорное дело в пользу внука – Василия Васильевича. Возведение последнего на престол было совершено в московском Успенском соборе ханским послом. Правительство Улуг-Мухаммеда было самостоятельным и способным влиять на международную политику, к примеру, в 1428–1429 гг. было отправлено посольство в Египет.

Тем временем из числа потомков Урус-хана появился новый хан – Кичи-Мухаммед, – претендовавший на западные улусы, что, естественно, явилось большой угрозой для правления Улуг-Мухаммеда. В связи с этим особенно обострились отношения последнего с тюрко-монгольской аристократией в Крыму, где появились сторонники будущего крымского хана Хаджи-Гирея, упорно отстаивавшего независимость Крымского улуса от ханов Золотой Орды.

Положение хана Улуг-Мухаммеда в Орде было нестабильным. Между ним и его старшим эмиром Наврузом, сыном Едигея, возникли разногласия. Навруз покинул Улуг-Мухаммеда и перешел на сторону его противника Кичи-Мухаммеда, став его старшим эмиром.

Кичи-Мухаммед и Навруз решили начать войну с Улуг-Мухаммедом. Орда Кичи-Мухаммеда и Навруза выступила весной 1436 г., направилась к Тану и захватила его. По мере их продвижения к Крыму большинство тюрко-монголов, ранее поддерживавших Улуг-Мухаммеда, стали переходить на сторону Кичи-Мухаммеда. Улуг-Мухаммед и не пытался вернуть Крым.

В 1437 г. Улуг-Мухаммед, покинутый своими вассалами, видя, что Кичи-Мухаммед приближается к его пределам, и понимая бессмысленность борьбы с таким сильным противником, бежал со своей семьей и верными людьми из Орды.

Улуг-Мухаммед ушел в пределы русских земель, надеясь на гостеприимство великого князя Василия, который получил московский престол из его рук. Улуг-Мухаммед занял город Белев, находившийся на юго-западной окраине Московского государства, близ русско-крымской границы, и решил в нем обосноваться. Но московское правительство, может быть желая показать свою преданность Кичи-Мухаммеду, не оказало поддержки Улуг-Мухаммеду и потребовало удаления его из пределов Руси. Против Улуг-Мухаммеда была послана московская рать, насчитывающая, согласно летописи, 40 тыс. человек. 5 декабря 1437 г. под Белевом произошла битва, в которой русские войска были разбиты. После сражения от русского войска, по сведениям автора Львовской летописи, уцелела лишь небольшая часть.

Не желая больше оставаться в негостеприимных землях, Улуг-Мухаммед решил идти в Булгар. Покинув Белев, Улуг-Мухаммед, пройдя мордовские земли, подошел к границам Булгара.

После разгрома в 1361 г. и нападения русских под предводительством князя Федора Пестрого в 1432 г., столица края город Булгар лежал в развалинах, и население, ушедшее на север за Каму – в более безопасные и глухие места, – стало сосредоточиваться вокруг нового центра – Казани. Ко времени появления Улуг-Мухаммеда в Казани, здесь уже сидел Али-бек, самостоятельно управлявший всем Казанским краем. По мере возвышения Казани Булгар терял свое былое значение, чеканка ханских монет там прекратилась в 1422 г. Казань, построенная еще Бату-ханом, стала в дальнейшем претендовать на преемницу столицы Золотой Орды.

Весной 1438 г. Улуг-Мухаммед завладел Казанью. Казанский бек Али погиб, защищая город. С этой даты начинается образование Казанского ханства.

Утвердившись, хан Улуг-Мухаммед решил напомнить князю Московскому Василию о Белевской битве и обязанностях вассала по отношению к своему сюзерену. С этой целью он предпринял поход против русских. Весной 1439 г. Улуг-Мухаммед занял Нижний Новгород и победоносно дошел до самой Москвы. Великий князь был вынужден бежать, поручив оборону столицы одному из бояр. Простояв около десяти дней возле Москвы, ограбив окрестности, Улуг-Мухаммед вернулся в Казань. На обратном пути он сжег Коломну.

В течение пяти лет мир в Казани не нарушался. Все это время Улуг-Мухаммед занимался созданием собственных государственных структур, независимых от Кичи-Мухаммедхана. Казанское ханство, образовавшееся после распада Золотой Орды, по своей структуре управления во многом копировало ее и мало чем отличалось от других тюрко-монгольских государств, выделившихся из Джучиева улуса.

В противоположность Ногайской Орде, в Казанском ханстве городов было много, тюрко-монголы вели оседлый образ жизни и занимались земледелием.

В Казанское ханство автоматически вошли народы Поволжья: мордва, чуваши, марийцы, удмурты, жившие в составе Золотой Орды. Изменений в отношениях с этими народами в Казанском ханстве не произошло. На их землях не было тюрко-монгольских военных гарнизонов и чиновников. Веротерпимость осталась неизменной. Эти народы продолжали спокойно исповедовать язычество.

В 1444–1445 гг. хан Улуг-Мухаммед предпринял второй поход против Московского княжества. Захватив Нижний Новгород, тюрко-монгольское войско под началом царевичей Махмуда и Якуба вступило в Московскую область и дошло до Владимира. В генеральном сражении 7 июля 1445 г. в окрестностях Суздаля, у Спасо-Евфимиева монастыря, русские были разбиты, а сам великий князь Василий вместе со своим двоюродным братом князем Михаилом Верейским были взяты тюрко-монголами в плен. Они были отвезены в Нижний Новгород к Улуг-Мухаммеду: старые знакомые встретились через 14 лет после того, как Василий Васильевич приезжал за ярлыком на княжение к Улуг-Мухаммеду в Сарай.

Великий князь согласился на все условия, которые были ему предъявлены. Он признал себя вассалом хана и обязался дать огромный выкуп за себя; по одним известиям – «сколько может», по другим – 200 тыс. рублей.

Получив контрибуцию, хан Улуг-Мухаммед выступил из Нижнего Новгорода в Курмыш, и здесь 1 октября князь Василий был освобожден. Достигнув своей цели, хан вернулся в Казань.

По возвращении великого князя из плена вместе с ним прибыли в Москву большое количество тюрко-монголов и два сына казанского хана – Касим и Якуб. Тюрко-монголы были назначены на различные административные должности. К этому времени относится выделение им в Мещерской земле (на Оке) особого удела – так называемого Касимовского царства, отданного, вероятно, в силу условий того же мирного договора во владение сыну Улуг-Мухаммеда, царевичу Касиму. Тюрко-монголы, приехавшие в Русь, стали устраиваться здесь так, как им хотелось, и постепенно начали строить мечети в русских городах. Строительство мечетей, при известном фанатизме местного населения, вызвало особое негодование. Проведение в жизнь условий договора, заключенного Василием в плену у казанцев, сопровождалось вспышкой народного возмущениям. В числе недовольных были бояре, купцы и духовенство. Через три месяца после введения тюрко-монголов в русские земли Василий был низложен с престола. Его двоюродный брат Димитрий Шемяка заманил князя на богомолье в Троицко-Сергиевский монастырь, схватил его и приказал ослепить, после чего сослал в Углич, а сам занял московский трон. В вину Василию ставилось, «зачем татар привел на русскую землю и города им дал на кормление; татар и их речь любишь, а крестьян своих томишь без милости, а злато и серебро и имения даешь татарам».

На поддержку Василия Темного (прозвище получил после ослепления) двинулся тюрко-монгольский отряд во главе с царевичами Касимом и Якубом. Шемяка выступил против них, но войско его потерпело поражение, и он бежал в Новгород. Василий Темный был привезен в Москву и восстановлен на московском престоле.

По возвращении из Нижнего Новгорода в Казань хан Улуг-Мухаммед умер. У него было три сына – Махмуд, Касим и Якуб. Касим и Якуб остались в России. Удельным князем Мещерского края на Оке стал Касим.

После смерти Улуг-Мухаммеда на ханский престол вступил его старший сын Махмуд. Будучи еще царевичем, Махмуд принимал участие в военных походах своего отца. Ему принадлежало главное командование в знаменитой Суздальской битве в 1445 г., в которой был взят в плен великий князь Московский Василий.

Со смертью хана Улуг-Мухаммеда военная мощь тюрко-монголов стала ослабевать. Военная знать превращалась в земельных аристократов. Многие занялись торговлей. Все это усиливало желание вести мирный образ жизни. Воинский дух и привычки предков уходили в забвение.

Мирные отношения между русскими и вновь образовавшимися тюрко-монгольскими государствами в течение двадцатилетнего правления хана Махмуда (1446–1461 гг.) ни разу не нарушались. Этот период следует считать временем, когда окончательно сформировалась структура Казанского ханства, сложился и окреп внутренний строй государства. Казань – столица ханства – стала главным центром товарообмена в Восточной Европе. В Казани начали проводиться ежегодные ярмарки. Благодаря своему географическому положению, в мирный период Казань разрослась и являлась не только центром торговли, но и центром сосредоточения мусульманской культуры.

Уставшие от междоусобных войн, со всех концов туда стали стекаться тюрко-монгольские переселенцы. Военный престиж Казанского ханства и миролюбивая внешняя политика гарантировали народу спокойную жизнь, работу и торговлю.

В 1461 г. скончался хан Казанского ханства Махмуд. Хан Махмуд оставил двух сыновей – Халиля и Ибрагима. На престол вступил хан Халиль. Правление его было непродолжительным. Хан Халиль скончался в 1467 г. Он умер бездетным, и после смерти ханом был провозглашен его брат Ибрагим.

Не успели Ибрагима провозгласить ханом, как на престол Казанского ханства стал претендовать хан Касим, удельный князь в Московском государстве.

Не получив поддержки среди аристократии Казанского ханства, Касим-хан решил занять престол военным путем. Назревала война между дядей и племянником. Не располагая в Касимовском ханстве для военных действий достаточными войсками, он обратился к своему союзнику, московскому князю Ивану III, с просьбой дать в его распоряжение военный отряд. Иван III нашел целесообразным поддержать претендента, прожившего в пределах Московского княжества 20 лет и до некоторой степени считавшегося своим человеком, и выделил казачьи отряды, тем самым вмешавшись во внутренние дела Казанского ханства. Иван III надеялся с воцарением Касим-хана на престол Казанского ханства достичь благоприятного для себя влияния на дела соседнего государства.

Вмешательство московского князя в дела Казанского ханства, вызванное как будто незначительными династическими соображениями, оказалось причиной серьезной войны между обоими государствами. Русские с помощью тюрков первые подняли оружие против казанцев. В дальнейшем эта война переросла в агрессивную со стороны России и завершилась завоеванием Казанского ханства.

В 1552 г. Иван IV (Грозный; первый русский царь) решил покончить с Казанью. 23 августа 1552 г. русская (наполовину, по сути, тюркская) армия с боями дошла до Казани и начала ее осаду. Осаждающие беспрерывно подвергались набегам тюрко-монгольской конницы: неожиданные отряды вылетали из города и обрушивались на осаждающих. В помощь им на тыл русских нападали другие конные отряды тюрко-монголов, находившиеся в засаде позади осаждающих. Такие нападения наносили несомненный урон русской армии и держали ее в постоянном напряжении. Но, несмотря на большие потери, русское войско продолжало осаду города. После многочисленных атак и подкопов со взрывом крепостных стен 2 октября русским удалось ворваться в город. На улицах начался рукопашный бой. Тюрко-монголы ожесточенно дрались, никто не собирался сдаваться в плен. Все улицы были завалены убитыми. Началась страшная резня, добивали раненых и стариков, так как русское командование распорядилось произвести поголовное уничтожение мужского населения. В живых оставили лишь одного хана Ядыгара. С женщинами поступили жестоко: царь распорядился отдать их своим солдатам. Город представлял собой ужасное зрелище: пылали пожары, дома были разграблены, улицы завалены трупами, ручьями текла человеческая кровь.

В Казани погибли культурные ценности, накопленные целыми поколениями. Были разрушены и сожжены книгохранилища, медресе. Безвозвратно погибли тысячи книг и памятники культуры, имевшие мировое значение.

В тот же день русский царь въехал в крепость через ворота Нур-Али и посетил ханский дворец. Для въезда Ивана IV в город едва смогли расчистить от трупов одну-единственную улицу.

Хан Ядыгар, взятый в плен 2 октября 1552 г., был под конвоем доставлен в Москву. В январе 1553 г. ему предложили креститься, за что обещали свободу и почетное положение. 26 февраля 1553 г. хан Ядыгар торжественно принял крещение, окунувшись в прорубь Москвы-реки. При крещении ему дали имя Симеон. Хан Ядыгар-Симеон умер в Москве 26 августа 1565 г. и был погребен в Благовещенской церкви Чудова монастыря.

Казанское ханство шесть лет после падения своей столицы ожесточенно сопротивлялось. О серьезности сопротивления свидетельствует то, что тюрко-монголам удалось уничтожить целое московское войско с боярином Борисом Морозовым во главе, которого они взяли в плен, а потом убили. В летописях участника войны 1552–1556 гг. князя Курбского написано: «…при усмирении погибло столько русских служилых, что и поверить трудно».

Несмотря на падение Казани, война не закончилась, что вскоре стало понятно. Уже в конце 1552 г. были совершены нападения на русских гонцов, купцов и служилых людей. Карательные экспедиции, отправляемые из Свияжска и Казани, не принесли ожидаемого успеха. Возникли проблемы со сбором налогов: некоторые сборщики были убиты. Вскоре вспыхнуло настоящее восстание. Восставшие разгромили несколько небольших русских отрядов. Один из воевод – Борис Салтыков – попал в плен и впоследствии был убит. Массовые казни, проводившиеся русскими, не могли прекратить движения. Центром восстания стал город Чалым, находившийся на правом берегу Волги. Мятежники даже восстановили ханскую власть: на престол был приглашен один из ногайских князей Али-Акрам, прибывший с отрядом в 300 ногайцев. Уже в 1553 г. русские власти направили против тюрко-монголов крупные силы под командованием Даниила Адашева.

В том же году в поход отправилась армия под командованием князя Микулинского, воевавшая по реке Каме. Прибегая к самым жестким мерам, удалось на время прекратить восстание, но в 1554 г. борьба возобновилась. Новая русская рать под командованием Мстиславского пленных не брала – все были казнены. На территориях ханства были построены специальные укрепленные пункты (башни, остроги) с русскими гарнизонами. В 1556 г. был взят опорный пункт тюрко-монголов город Чалым. После этого дальнейшее сопротивление стало бесполезным. Против тюрко-монголов начали выступать и некоторые местные народы, утомленные бесконечной войной и жестокими репрессиями, проводившимися русскими властями. Хан был убит самими мятежниками, а основные лидеры движения погибли. К 1557 г. на территории бывшего ханства наступило спокойствие. Вся страна была страшно разорена, резко сократилось количество населения.

В Казани была возведена каменная крепость, тюрко-монгольскому населению жить в городе запрещалось, мечети были разобраны. После подавления восстания многие земли местных феодалов были конфискованы и перешли государю, духовенству, русским служилым людям и тем тюрко-монголам, которые признали новую власть. Постепенно в крае стало увеличиваться русское население. Только теперь можно было считать, что Казанское ханство перешло к России. Столетние отношения России и Казанского ханства насчитывают несколько этапов. Победы Улу-Мухаммеда при Василии II позволили создать и укрепить новое тюрко-монгольское государство. Вполне вероятно даже, что московские правители некоторое время вынуждены были платить Казанским ханам дань. Однако с укреплением Руси при Иване III начинается русское наступление: Казань в конце концов на долгое время попадает в зависимость от России, ее внешняя политика, а отчасти и внутренняя контролируется русскими властями. В своих действиях московское правительство опиралось как на военную силу, увеличивавшуюся с каждым годом, так и на прорусски настроенных представителей тюрко-монгольской знати. Борьба различных группировок в Казани и национальные противоречия ослабляли Казанское ханство.

Попытки ориентироваться на Крым и стоящую за его спиной Турцию, которые предпринимали ханы из династии Гиреев, не могли привести к долгосрочным результатам по причинам географического характера. Даже к началу XVI в. силы Казанского ханства и России были несоизмеримы, и с течением времени это положение все больше менялось в пользу России. В таких условиях окончательное покорение ханства было лишь вопросом времени. Неразумная политика ханов, совершавших грабительские набеги на русские земли, только приближала развязку. Россия стремилась обезопасить свои восточные границы, получить контроль над Волжским путем.

Большое значение имели и идеологические, религиозные, мотивы. В конечном итоге к середине XVI в. вопрос мог стоять или о полном завоевании ханства, или же о сохранении за ним достаточно большой доли внутренней автономии под контролем России. Вероятно, правительство Ивана IV склонялось первоначально ко второму варианту, но ситуация сложилась так, что единственным выходом из положения оказалось полное присоединение Казанского ханства, что и было осуществлено с большими жертвами с обеих сторон в 50-е гг. XVI в.


| |

Это государство располагалось на территории нынешних Татарстана, Чувашии, Удмуртии, Марий Эл, Мордовии и части Башкортостана. Оно возникло в результате распада Золотой Орды и междоусобной борьбы между ордынской знатью. В 1438 г. свергнутый с престола хан Улуг-Мухаммед с отрядом вооруженных соратников закрепился в Казани. Многие историки считают это событие временем основания ханства. Но Улуг-Мухаммеду не пришлось начинать строительство государства на пустом месте. Занятая им часть Поволжья издавна входила в Булгарию Волжско-Камскую, которая была завоевана монголами в 30-х гг. XIII в. Потомки волжских булгар и золотоордынских пришельцев, в том числе и тех, что привел с собой Улуг-Мухаммед, составили ядро жителей Казанского ханства. Кроме того, подданными этого государства считались народы Среднего Поволжья: чуваши, мордва, черемисы (марийцы), вотяки (удмурты), а также отдельные башкирские племена. Во главе государства стоял хан (из потомков Чингисхана); подвластные ему земли делились на области - улусы под управлением знатных владетелей - мурз, которые собирали с зависимого населения подати - ясак. У некоторых народов сохранялись свои правители, целиком зависевшие от хана. Большими богатствами и влиянием обладало мусульманское духовенство. Основными занятиями населения были скотоводство и земледелие.

Расположенная на Волжском торговом пути Казань быстро богатела и набирала силу. Среди казанской знати никогда не было единства. Одни мурзы выступали за тесный союз с соседней Россией, за мирную торговлю с ней, другие ориентировались на Крым и Турцию. История ханства пестрит переворотами и конфликтами этих двух группировок. Если одерживали верх сторонники сотрудничества с Москвой, то в Казани открывались склады русских купцов, путь по Волге становился безопасным, русско-казанская граница не подвергалась нападениям. В XV и первой половине XVI в. Россия часто использовала свои преимущества, и московские правители сажали на ханский трон угодных им татарских аристократов. По нескольку раз становились казанскими государями союзники России Мухаммед-Амин и Шах-Али («царь Шигалей Шигавлеярович», как звали его на Руси). В случае же, если перевес получала крымско-турецкая группировка, обстановка резко менялась. На троне в Казани водворялся представитель ханской династии Крыма (Гиреев), и Казанское ханство превращалось в лютого врага России, совершая набеги на ее пограничные районы. После ряда неудачных походов наконец, в 1552 г., Казань была завоевана царем Иваном Грозным, а территория ханства присоединена к России. Население его русские называли и продолжают называть татарами (казанскими). Но сами жители до конца XIX в. предпочитали рекомендоваться как болгары (булгары), казанлы (казанцы) или мослеман (мусульмане). Лишь в XX в. слово «татары» окончательно превратилось в самоназвание народа.

Поделиться: