Технологии самоорганизации и эффективного взаимодействия. Технологии самоорганизации и эффективного взаимодействия модуль основы самоорганизации Технологии саморазвития и самоуправления

Конспект лекций

По учебной дисциплине «Технологии самоорганизации и эффективного взаимодействия».

Раздел 4 «Проектирование»

1.2 Самоактуализация как высшая форма и результат самоорганизации.


ВВЕДЕНИЕ

1.1. САМООРГАНИЗАЦИЯ КАК ОСНОВА САМОРАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ……..

1.1.2. Сущность саморазвития и его основные характеристики

1.1.3. Самопознание как важнейший элемент саморазвития

1.1.4. Самопознание как процесс и барьеры в самопознании ……………

1.2. САМОРАЗВИТИЕ И САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ

1.2.1. Сознание и самосознание. Структура самосознания

1.2.2. Самоопределение личности …………………………

Формы самоопределения: самоутверждение, самосовершенствование, самореализация, самоактуализация

ТЕХНОЛОГИИ САМОРАЗВИТИЯ И САМОУПРАВЛЕНИЯ

1.3.1. Персональный проектный менеджмент как основа управления саморазвитием …

1.3.2. Средства саморазвития: самовоспитание и самообучения ……

1.3.3. Способы саморазвития. Функция и методы управления саморазвитием.……

1.3.4. Технология структурирования внимания

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


ВВЕДЕНИЕ

Тема раздела - « Проектирование»

В разделе будут прочитаны три лекции:

Самоорганизация как основа саморазвития личности.

1.2 Саморазвитие и самоопределение личности.

1.3 Технологии саморазвития и самоуправления.


Самоорганизация как основа саморазвития личности

1.1.1. Что такое самоорганизация личности и самоорганизованная личность?

САМООРГАНИЗАЦИЯ - интегральная совокупность природных и социально приобретенных свойств, воплощенная в осознаваемых особенностях воли и интеллекта, мотивах поведения и реализуемая в упорядоченности деятельности и поведения. Это показатель личностной зрелости. Самоорганизация может быть выражена в разной степени, она не свойственна инфантильным субъектам, т. е. тем людям, которые в процессе индивидуального развития не имели условий для полноценного становления механизмов саморегуляции. Самоорганизация у них не приобрела четкую нацеленность, осознанность, контролируемость. Первым признаком высокой самоорганизации следует считать активное самосознание себя как личности. И если процесс самовоспитания преимущественно направлен в будущее, то самоорганизация предполагает, что этот процесс происходит в настоящее время. Одним из показателей развития самоорганизации является соответствие жизненных выборов (профессии, друзей и т. д.) индивидуальным особенностям личности, ее интересам и устремлениям.

А. Маслоу в беседе со с своими учениками всегда повторял одну фразу «Не надо стремиться делать хорошо никому не нужные вещи». Каждый человек изначально имеет определенный энергетический потенциал. И если этот потенциал направлен на достижение правильно выбранных целей в жизни, то есть шанс достигнуть верхнего уровня самоактуализации. «Это как шарик подброшенный вверх …….. »

Таким образом, Самоорганизация личности - деятельность личности по четкой упорядоченности своей жизнедеятельности; способность и умение организовать себя. Проявляется самоорганизация в целеустремленности, самоанализе и жестком самоконтроле, самооценке, самоограничении себя во всем.

Самоорганизующаяся личность умеет планировать время и работу, быстро принимать решения и выполнять их, экономно тратить силы и средства. Самоорганизованная личность работает над собой, своим характером, особенно эмоционально-волевой сферой. Это личность с высоким чувством долга, с высоко развитым личным достоинством.

Практика показывает, что молодые люди, приступающие к обучению в вузе, стремятся не только освоить профессию, но и развиваться и совершенствоваться, при этом, к сожалению, часто не зная, как это делать и с чего начать, как самоорганизовать себя. В связи с этим возникла необходимость данного курса лекций предназначенного для овладения студентами системно организованными знаниями в этой области.

Изучение данного курса лекций направлено на развитие у студента соответствующей осознанной установки к самоорганизации на высоком уровне, на преодоление трудностей, правильную оценку своих возможностей и понимание собственных целей, потребностей и интересов; в целом – на стремление к дальнейшему профессиональному и личностному саморазвитию, подразумевающему личностно-активное отношение к предстоящей деятельности и самому себе как ее участнику.

В психологии существует довольно много различных концепций развития личности. Долгое время в психологии господствовала теория преформизма, согласно которой развитие понималось как рост, созревание с предопределенностью стадий. Так вплоть до 17-18 вв детство рассматривалось как подготовка к жизни, а ребенок – как взрослый, только маленького формата, незрелый и неразумный. Постепенно к развитию личности стали подходить как к необратимому процессу количественных и качественных состояний, выражающихся в существенных их преобразованиях.

В настоящее время существует множество различных теорий развития: психосексуальная (З. Фрейд), теория социального научения (А. Бандура, Ч. Миллер), теория генштальта (К. Левина), генетическая (Ж. Пиаже), гуманистическая (К. Роджерс, А. Маслоу), деятельности Л.С. Выготский и др. Согласно последней теории считается, что развитие познавательной сферы личности идет в русле разных ведущих деятельностей, последовательно сменяющих друг друга в онтогенезе.

Задание 1. Составить таблицу существующих теорий развития личности, раскрыть их краткое содержание

Одним словом развитие личности в целом происходит благодаря разнообразию видов деятельности и взаимодействию с другими людьми. Совместная деятельность детерминирует развитие личности. Выбирая различные социальные позиции, в ходе совместной деятельности личность преобразуется из объекта в субъект развития, становясь все более активным творцом, дополняя процесс развития целенаправленным саморазвитием.

Именно благодаря саморазвитию, личность реализует свои способности, совершенствуется, в результате чего становится инициатором развития сообщества, в котором находится, тем самым внося свой склад в культурно-историческое развитие общества, т.е. индивидуальная самоорганизация детерминирует процесс общественной самоорганизации.

При этом основу способности к саморазвитию составляют:

Умения личности видеть свои недостатки и ограничения;

Анализировать их причины в собственной деятельности;

Критически оценивать результаты своей работы, причем не только успехи, но и неудачи.

Задание: Проанализируйте свои недостатки и ограничения, которые, возможно, препятствуют вашему дальнейшему саморазвитию . Проверить объективность самооценки, посредством опроса группы

1.1.2. Сущность саморазвития и его основные характеристики

Саморазвитие – это фундаментальная способность человека становиться и быть подлинным субъектом своей жизни, превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования .

«Все, что уже прошло - это прошлое». Жизнью является то, что происходит сейчас, в настоящем, и это настоящее нельзя пропускать…»

Для анализа саморазвития наиболее общим является понятие жизнедеятельность как непрерывный процесс целеполагания, деятельностей и поведения человека. В рамках жизнедеятельности осуществляется и процесс саморазвития. Как только человек начинает выделять свое Я из окружающего мира он становится субъектом своей жизнедеятельности , поскольку начинает ставить цели, подчиняться собственным желаниям и устремлениям с учетом требованиям других. Но субъектом саморазвития человек становится только тогда, когда он более или менее осознанно начинает ставить цели по самоутверждению, самосовершенствованию, самореализации, т.е. определять перспективы того, к чему он движется, чего добивается, что желает или наоборот, не желает менять в себе.

Другой характеристикой – активность личности . Способность к проявлениям активности постепенно определяет и способность личностных выборов, т.е. развивает тенденцию к субъективной свободе. Когда человек сам самостоятельно делает выбор, он учится брать на себя ответственность перед другими и самим собой.

Важной характеристикой саморазвития является уровень развития самосознания, способности к самопознанию. Развитая способность к самопознанию органически включается в процесс самопостроения личности, определения перспектив, способов и средств саморазвития.

Самопостроение – процесс, равный человеческой жизни, определяемый через действия в конкретных ситуациях. В ходе этого процесса человек строит модель Я-реальное (каким я был, чего достигал, как переживал, какой я сейчас, каким бы хотел себя видеть), причем эта работа не всегда протекает на сознательном уровне. В итоге человек выбирает стратегию самопостроения: воссоздает себя в прежнем либо в новом качестве.

Задание 3. Постройте собственную модель идеального «Я»

Итак, сущностными характеристиками саморазвития являются:

Реализующиеся в активной жизнедеятельности процессы целеполагания, деятельности и поведения человека,

Уровень самосознания и способности к самопознанию, а также к самопостроению.

Саморазвитие личности – фундаментальная составляющая всего жизненного пути человека, непрерывный процесс, который протекает всегда в рамках сугубо личного опыта.

Своеобразие жизненного пути определяется множеством факторов: полом, возрастом, средой, образом жизни, историческими событиями, психологическими особенностями и др.

Единицей психологического анализа жизненного пути являются биографические события: перестройка характера, изменение направлений и темпов развития и саморазвития личности. События могут быть случайными и закономерными. В жизни каждого человека случались события, которые коренным образом влияли на его жизнь: встреча с выдающимися человеком, работа или учеба и др.

Н. А. Логинова выделяет следующие виды событий:

события среды (то что чаще всего не зависят от личности: война, стихийные бедствия, смерть или рождение близкого человека, назначение на должность),

события поведения человека в окружающей среде (позиция личности, которую личность занимает по отношению к происходящему, поступки связанные с самоизменением и самоформированием),

события внутренней жизни – относятся к внутреннему миру человека и выявляют позитивную ценность самого себя (новые мысли, открытие новых черт собственной личности, обнаружение в себе новых способностей и тп).

Таблица. Виды событий по Лонгвиновой

наименовние содержание
события среды то что чаще всего не зависят от личности: война, стихийные бедствия, смерть или рождение близкого человека, назначение на должность
события поведения Относятся к Поведению человека в окружающей среде (позиция личности, которую личность занимает по отношению к происходящему, поступки связанные с самоизменением и самоформированием),
события внутренней жизни относятся к внутреннему миру человека и выявляют позитивную ценность самого себя (новые мысли, открытие новых черт собственной личности, обнаружение в себе новых способностей и тп)

Все три группы событий тесно переплетены между собой и образуют комплекс, который обусловливает своеобразие жизненного пути человека. Отношение человека к этим событиям и определяет то, насколько он являет­ся автором своей жизнедеятельности, субъектом саморазвития.

Многое зависит от того, насколько и когда человек становится субъектом собственной жизни и субъектом собственного саморазвития: если он таковым не является, то жизненный путь подвержен случайностям, стечениям обстоятельств, человек как бы «плывет по течению» событий своей жизни, хотя, справедливости ради, следует заметить, что такое «плавание» не всегда является неудачным.

Обстоятельства могут сложиться и таким образом, что удача, несмотря на отсутствие стремления к саморазвитию, так и идет в руки. Возможны и обратные ситуации, когда человек четко знает, что ему нужно, умеет управлять собой и строить себя в позитивном направлении.

Человек, стремящийся к саморазвитию на основе глубокого познания своей личности, строит свой жизненный путь более целенаправленно и реализует себя в большей мере и как правило добивается больших результатов, чем человек, саморазвитие которого подчинено внешним причинам

Мотивация саморазвития. Развитие человека происходит тогда, когда следующий поступательный шаг приносит ощущения нового свойства, радость и внутреннее удовлетворение. Таким образом, специфические переживания, характеризующиеся положительными эмоциями от ожидания достижения либо отрицательными, связанными с неполнотой настоящего положения, способствуют формированию соответствующей мотивации. Например, человека к саморазвитию могут побуждать следующие мотивы:

Мотив самоутверждения – стремление утвердить себя в социуме; связан с чувством собственного достоинства, честолюбием, самолюбием. Человек пытается доказать окружающим, что он чего-то стоит, стремиться получить определенный статус в обществе, хочет, чтобы его уважали и ценили.

Мотив идентификации с другим человеком – стремление быть похожим на героя, кумира, авторитетную личность. Это мотив побуждает работать и развиваться. Он является особенно актуальным для подростков, которые пытаются копировать поведение других людей.

Процессуально-содержательные мотивы – побуждение к активности процессом и содержанием деятельности, а не внешними факторами. Человеку нравится выполнять эту деятельность, проявлять свою интеллектуальную или физическую активность. Его интересует содержание того, чем он занимается.

Внешние мотивы – такая группа мотивов, когда побуждающие факторы лежат вне деятельности. К деятельности побуждает не содержание, не процесс, а факторы, непосредственно с ней не связанные, например мотивы долга и ответственности, мотивы самоопределения и самоусовершенствования, мотив достижения и др.

Мотивация саморазвития, по мнению Абрахама Маслоу, - это стремление к полной реализации своих способностей и желание ощущать свою компетентность. Наличие у человека мотивации к саморазвитию свидетельствует о том, что он готов прикладывать усилия для реализации своего внутреннего потенциала и достижения соответствующих успехов.

Ι

Первое - формирование качеств и способностей, которых у человека нет, но которые ему необходимы .

Второе – развитие имеющихся положительных качеств, которые можно усилить, если их совершенствовать целенаправлено .

Третье – устранение недостатков и ограничений, мешающих успешной жизнедеятельности.

Теоретически наиболее эффективен путь саморазвития, когда человек работает над собой сразу по трём направлениям.

Таким образом, осознание необходимости саморазвития должно сопровождаться формированием у человека соответствующей мотивации, включающей комплекс мотивов, побуждающих к выбору соответствующего направления саморазвития.

Задание 3. Какие мотивы определяют потребность в саморазвитии личности?


Похожая информация.


Технологии самоорганизации и эффективного взаимодействия (Соц.работа)

Вопросы к зачету/экзамену

1. Синергетический подход к процессу самоорганизации.

2. Взгляды на эволюцию общества в теориях раннего позитивизма

3. Взгляды на общественное развития в концепциях Г. Зиммеля, Ф. Тенниса, М. Вебера.

6. Раскройте содержание технологий самоорганизации и особенности их применения

    Синергетический подход к процессу самоорганизации.

Синергетическую концепцию самоорганизации в виде следующих положений:

    Объектами исследования являются открытые системы в неравновесном состоянии, характеризуемые интенсивным обменом веществом и энергией между подсистемами, а также между системой и ее окружением.

    Различаются процессы организации и самоорганизации. Их общий признак - возрастание порядка, обусловленное протеканием процессов, противоположных установлению термодинамического равновесия, независимо от влияния взаимодействующих элементов внешней среды. Организация в отличие от самоорганизации может характеризоваться, например, образованием однородных стабильных статических структур.

    Результатом самоорганизации становятся возникновение, взаимодействие, а также взаимодействие (например, кооперация) более сложных в информационном смысле, чем элементы внешней среды, из которых они возникают. Система и ее составляющие являются динамическими образованиями.

    Направленность процессов самоорганизации обусловлена внутренними свойствами подсистем в их индивидуальном и коллективном проявлении, а также воздействиями со стороны среды, в которую "погружена" система.

    Поведение подсистем и системы в целом существенным образом характеризуется спонтанностью - акты поведения не являются строго детерминированными.

    Процессы самоорганизации происходят в среде наряду с другими процессами, в частности, имеющими противоположную направленность и способными в отдельные фазы существования системы как преобладать над процессами самоорганизации, так и уступать им. При этом система в целом может характеризоваться устойчивой тенденцией, претерпевать колебания к эволюции либо к деградации и распаду.

Термин «самоорганизация», изначально в научный язык, был введён У. Эшби. Самоорганизацию как возможность возникновения биологических макромолекул из хаотической смеси малых молекул представлял М. Эйген. Интерпретировал самоорганизацию, как «практический принцип жизнедеятельности субъекта, предполагающий актуализацию и использование им механизмов спонтанного развития» Ю. Резник. Термин «Синергетика» в научный язык ввёл Г. Хакен.

Синергетика основана на идеях целостности мира и научного знания о нем, общности закономерностей развития объектов всех уровней материальной и духовной организации, нелинейности (многовариантности и необратимости), глубинной взаимосвязи хаоса и порядка (случайности и необходимости). Синергетика дает новый образ мира, который сложно организован и открыт, т. е. является не ставшим, а становящимся, не просто существующим, а непрерывно возникающим и эволюционирующим по нелинейным законам. Последнее означает, что этот мир полон неожиданных поворотов, связанных с выбором путей дальнейшего развития.

Можно выделить три типа процессов самоорганизации:

    процессы возникновения качественно нового целостного формирования из некой совокупности объектов определенного уровня;

    процессы, поддерживающие определенный уровень организации при учете внешних и внутренних условий ее функционирования;

    процессы совершенствования организаций, которые способны накапливать и использовать прошлый опыт.

Основной характеристикой самоорганизации любой системы, ее эволюции является необратимость, выражающаяся в определенной направленности ее изменений. Действительно, поскольку организация как совокупность активностей не может быть замкнутой, ее развитие направлено не только внутрь системы, но и за пределы системы, где она сталкивается с другими совокупностями активностей, преодолевает их сопротивление и движется дальше. Необратимость, или неповторимость, процесса означает невозможность изменить направленность процессов самообразования в каждый данный момент. По словам Н. Кондратьева, под эволюционными, или необратимыми, процессами мы понимаем те изменения, которые при отсутствии резких посторонних пертурбационных воздействий протекают в определенном и в одном и том же направлении.

Иначе говоря, самоорганизация - это процесс развития системы, для которого характерны два принципа:

    принцип отрицательной обратной связи, показывающий, как поддерживается спонтанно возникающий порядок;

    принцип положительной обратной связи, согласно которому прогрессивные изменения, возникающие в системе, не подавляются, а накапливаются и усиливаются.

    Взгляды на эволюцию общества в теориях раннего позитивизма

Спенсер выявляет специальные механизмы, объясняющие эволюцию «естественный отбор», «борьба за существование» и «выживание сильнейшего». Дюркгейм выявляет специальные механизмы, объясняющие эволюцию, как внутреннюю солидарность.

Позитивизм в качестве главной проблемы рассматривает вопрос о взаимоотношении философии и науки. Главный тезис позитивизма состоит в том, что подлинное (положительное) знание о действительности должна быть получено только лишь конкретными, специальными науками. Первая историческая форма позитивизма возникла в 30-40 ᴦ. XIX века как антитеза традиционной метафизике в смысле философского учения о началах всего сущего, о всеобщих принципах бытия, знание о которых не должна быть дано в непосредственном чувственном опыте. Основателем позитивистской философии является Огюст Конт (1798-1857), французский философ и социолог, который продолжил некоторые традиции Просвещения, высказывал убеждение в способности науки к бесконечному развитию, придерживался классификации наук, разработанной энциклопедистами.

Кант утверждал, что всякие попытки приспособить ʼʼметафизическуюʼʼ проблематику к науке обречены на провал, ибо наука не нуждается в какой-либо философии, а должна опираться на себя. ʼʼНовая философия, которая должна решительно порвать со старой, метафизической своей главной задачей должна считать обобщение научных данных, полученных в частных, специальных науках.

Вторая историческая форма позитивизма (рубеж XIX-XX вв.) связана с именами немецкого философа Рихарда Авенариуса (1843-1896) и австрийского физика и философа Эрнста Маха (1838-1916). Основные течения - махизм и эмпириокритицизм. Махисты отказывались от изучения внешнего источника знания в противовес кантовской идеи вещи в себе и тем самым возрождали традиции Беркли и Юма. Главную задачу философии видели не в обобщении данных частных наук (Конт), а в создании теории научного познания. Рассматривали научные понятия в качестве знака (теория иероглифов) для экономного описания элементов опыта - ощущений. Согласно теории Маркса, самотрансформация общества происходит благодаря сложному взаимовлиянию человеческих действий и структурных условий (классового деления и общественно-экономических формаций).

В 10-20 гᴦ. XX века появляется третья форма позитивизма - неопозитивизм или аналитическая философия, имеющая несколько направлений.

Логический позитивизм или логический эмпиризм представлен именами Морица Шлика (1882-1936), Рудольфа Карнапа (1891-1970) и других. В центре внимания проблема эмпирической осмысленности научных утверждений. Философия, утверждают логические позитивисты, не является ни теорией познания, ни содержательной наукой о какой-либо реальности. Философия - это род деятельности по анализу естественных и искусственных языков. Логический позитивизм основывается на принципе верификации, который означает эмпирическое подтверждение теоретических положений науки путем сопоставления их с наблюдаемыми объектами, чувственными данными, экспериментом. Научные утверждения, не подтвержденные опытом, не имеют познавательного значения, являются некорректными. Суждение о факте принято называть протоколом или протокольным предложением. Ограниченность верификации впоследствии выявилась в том, что универсальные законы науки не сводимы к совокупности протокольных предложений. Сам принцип проверяемости также не мог быть исчерпаем простой суммой Какого-либо опыта. По этой причине сторонники лингвистического анализа-другого влиятельного направления неопозитивизма Джордж Эдуард Мур (1873-1958) и Людвиг Витгенштейн (1889-1951), принципиально отказались от верификационной теории значения и некоторых других тезисов.

Четвертая форма позитивизма - постпозитивизм характеризуется отходом от многих принципиальных положений позитивизма. Подобная эволюция характерна для творчества Карла Поппера (1902-1988), пришедшего к выводу, что философские проблемы не сводятся к анализу языка. Главную задачу философии он видел в проблеме демаркации- разграничении научного знания от ненаучного. Метод демаркации основан на принципе фальсификации, ᴛ.ᴇ. принципиальной опровержимости любого утверждения, относящегося к науке. В случае если утверждение, концепция или теория не бывают опровергнуты, то они относятся не к науке, а к религии. Рост научного знания состоит в выдвижении смелых гипотез и их опровержении.

    Взгляды на общественные развития в концепциях Г. Зиммеля, Ф. Тенниса, М. Вебера.

В одно время с Дюркгеймом жил и другой видный теоретик социологической мысли – М. Вебер (1864–1920 гг.) . Однако его взгляды на общество значительно отличались от французского мыслителя.

Если последний безраздельно отдавал приоритет обществу, то Вебер полагал, что только индивид обладает мотивами, целями, интересами и сознанием, термин «коллективное сознание» – скорее метафора, нежели точное понятие. Общество состоит из совокупности действующих индивидов, каждый из которых стремится к достижению своих собственных, а не общественных целей, так как конкретную цель достичь всегда быстрее и для этого требуется меньше затрат. Для достижения индивидуальных целей люди объединяются в группы.

Инструментом социологического познания для Вебера является идеальный тип. Идеальный тип – это мыслительная логическая конструкция, создаваемая исследователем.

Они служат основой понимания человеческих действий и исторических событий. Общество как раз и является таким идеальным типом. Оно предназначено для того, чтобы одним термином обозначить огромную совокупность социальных институтов и связей. Другим методом исследования для Вебера является поиск мотивов человеческого поведения.

Именно он впервые ввел этот метод в разряд социологических и четко разработал механизм его применения. Так, чтобы понять мотивацию человеческого действия, исследователю необходимо поставить себя на место этого человека. Знание всей цепочки событий и того, как поступает большинство людей в определенных случаях, позволяет исследователю определить, какие именно мотивы руководили человеком при совершении им конкретного социального действия.

Только в совокупности с ним социальная статистика может стать ядром методологической базы социологии. Именно метод исследования мотивов человеческой деятельности лег в основу теории социального действия.

Значительное внимание Вебер уделял также исследованию вопросов социологии власти. По его мнению, организованное поведение людей, создание и функционирование любых социальных институтов невозможно без эффективного социального контроля и управления. Идеальным механизмом реализации отношений власти он считал бюрократию – специально созданный аппарат управления.

Вебер разработал теории идеальной бюрократии, которая, по мнению мыслителя, должна обладать следующими характеристиками:

1) разделение труда и специализация;

2) четко определенная иерархия власти;

3) высокая формализация;

4) внеличностный характер;

5) планирование карьеры;

6) разделение организационной и личной жизни членов организации;

7) дисциплина.

Первым представителем «формальной» школы социологии считается Г. Зиммель (1858–1918 гг.) . Название данной школы было дано именно по работам этого немецкого исследователя, который предлагал изучать «чистую форму», фиксирующую в социальных явлениях самые устойчивые, универсальные черты, а не эмпирически многообразные, преходящие. Определение понятия «чистая форма», тесно связанного с понятием «содержание», возможно через раскрытие тех задач, которые, по мнению Зиммеля, она должна выполнять.

Их можно выделить три:

1) соотносит друг с другом несколько содержаний таким образом, что содержания эти образуют единство;

2) обретая форму, эти содержания отделяются от других содержаний;

3) форма структурирует содержания, которые она взаимно соотносит друг с другом.

Таким образом, нетрудно заметить, что Зиммелевская «чистая форма» тесно связана с Веберовским идеальным типом – и то и другое выступают инструментом познания общества и методом социологии.

Другая связь между теориями Зиммеля и Вебера – это приоритет в них человеческого фактора, однако они используют для этого различные методы.

Формально-геометрический метод Зиммеля позволил выделить общество вообще, институты вообще и построить такую систему, в которой социологические переменные освобождены от морализаторских оценочных суждений.

Исходя из этого можно указать, что чистая форма – это отношения между индивидами, рассматриваемые отдельно от психологических аспектов.

Социальный тип – это совокупность сущностных качеств человека, которые становятся для него характерными с силу его включения в определенного рода отношения.

Свою типологию социальности предложил и другой немецкий социолог Ф. Теннис (1855–1936 гг.).

Согласно этой типологии можно выделить два вида человеческих связей: сообщество (община), где господствует непосредственно личные и родственные отношения, и общество , где преобладают формальные институты.

Согласно мнению социолога каждая социальная организация объединяет в себе качества как общины, так и общества, поэтому именно эти категории становятся критериями классификации социальных форм.

Теннис выделял три таких социальные формы:

1) социальные отношения – социальные формы, которые обуславливаются возможностью возникновения на их основе взаимных прав и обязанностей участников и имеют объективный характер;

2) социальные группы – социальные формы, возникающие на основе социальных отношений и характеризующиеся сознательным объединением индивидов для достижения определенной цели;

3) корпорации – социальная форма, обладающая четкой внутренней организацией.

Другим основным компонентом социологической концепции Тенниса было учение о социальных нормах. Социолог также классифицировал их на три категории:

1) нормы социального порядка – нормы, основанные на общем согласии или конвенции;

2) правовые нормы – нормы, определяющиеся нормативной силой фактов;

3) нормы морали – нормы, устанавливаемые религией или общественным мнением.

4. Самоорганизация в контексте современного этапа общественного развития.

Современные научные и практические исследования свидетельствуют, что одним из наиболее важных свойств общества как социальной системы является ее свойство к самоорганизации. Именно через самоорганизацию происходит формирование и трансформация социальных институтов и обеспечивается их эволюция в соответствии с динамикой развития социума и его внешних связей с миром. Общественная история является непрерывным процессом самоорганизации людей в различные социальные группы, как относительно стабильные, так и временные, нацеленные на достижение определенных результатов развития в короткий исторический период. Само государство является результатом реализации внутреннего свойства общества к самоорганизации. На современном этапе научного познания процессов самоорганизации социальных систем отсутствует единое мнение об обоснованности того, либо иного научного подхода к их познанию. Вместе с тем, методология синергетики и теории самоорганизации, как свидетельствует история развития российского общества является наиболее перспективной в условиях открытого общества, находящегося в процессе реформирования его базовых институтов и трансформации социальных ценностей. Динамика процессов социальной самоорганизации определяет актуальность обращения к вопросам методологии их познания и потребность к использованию комплексного похода, не ограниченного методологией синергетики и теории самоорганизации. В настоящее время преобладает понимание гражданского общества как совокупности общественных отношений, не зависимых от государства и способных воздействовать на него. По мнению А. Ю. Сунгурова, гражданское общество представляет собой совокупность свободных ассоциаций граждан, с многообразными взаимосвязями между ними, уважающих законы государства, умеющих и желающих влиять на эти законы и не позволяющих вмешиваться в свою повседневную деятельность, государственным чиновникам. Филипп Шмиттер считает, что гражданское общество - это система самоорганизующихся медиаторных (посреднических) групп, которые, во-первых, относительно независимы как от государственных, так и негосударственных единиц производства и воспроизводства, во-вторых, способны осуществлять коллективные акции по достижению и защите своих интересов, в-третьих, не стремятся подменять собой ни государственные, ни частные структуры и, наконец, действуют исключительно в рамках правовых норм. В. Граждан видит гражданское общество как систему негосударственного социального самоуправления организованных групп, т.е. по самой своей природе и социальной сущности гражданское общество выступает как конструктивная оппозиция любой государственной власти.

5. Раскройте источники и условия управляемости самоорганизации

Социум, возникший на природной основе, - самоорганизующаяся система, по отношению к которой более уместно говорить не столько об управлении, сколько о регулировании социальных процессов (К. Поппер называет это «социальной инженерией»). Процессы саморегуляции протекают на основе объективных законов развития природы и социума и в сущности своей не зависят от разума и воли человека. Однако само возникновение механизма управления можно рассматривать как дальнейшее развитие процессов самоорганизации, которые одновременно с возникновением свойства высокоорганизованной материи - сознания - приобрели специфический характер. Управление, таким образом, можно понимать, как регуляцию, осуществляемую человеком осознанно и целенаправленно.

Какие бы жесткие детерминанты не вводились в социальную систему, спонтанная деятельность, самоорганизация - это естественный процесс, присущий всякой социальной системе. Речь может идти только о регулировании этого процесса, так как самоорганизация может иметь и негативную, и позитивную направленность. Функциональная программа социальной системы должна предусматривать определенные «пустоты» в своей структуре, допускающие «различные степени свободы» для развития самоорганизационных процессов. Иными словами, самоорганизация может быть звеном в цепи «Дезорганизация - Самоорганизация - Организация», но при определенных условиях самоорганизация может рассматриваться и как самодезорганизация: «Дезорганизация - Самоорганизация - Дезорганизация второго и т. д. порядков».

Утверждение, что активность подчиняющегося субъекта негативна, она работает против цели принадлежит Р. Акоффу и Ф. Эмери. К источникам самоорганизации относятся: стремление к взаимодействию, социальная поддержка или подкрепление и общественная инфраструктура. Технологии запуска применяется в случае отсутствия каких-либо правовых норм, регламентирующих процесс самоорганизации и формирования институтов гражданского общества. Технологии развития реализуются посредством социокультурных процедур, обеспечивающих эффективное освоение социального пространства. Технологии поддержки выражаются в сбалансированном сочетании правовых, экономических, социальных и организационных норм, регулирующих деятельность общественных объединений и обеспечивающих эффективное функционирование институтов гражданского общества.

7. Опишите технологическую модель самоорганизации населения муниципальных образований

В Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 1995 года, как и в последующем законе от 2003 года, вместо понятия «общество» применяется понятие «муниципальное образование» – населенный пункт или территория, наделенные «самоуправляющимися» атрибутами (выборные органы, администрация, бюджет и тому подобное)

К основным элементам технологической модели относятся:

Система субъект-объектных (- субъектных) отношений;

Система прямых и обратных связей, реально существующих и проектируемых при реализации подсистемами своих функций;

Система факторов и условий, детерминирующих поведение субъектов самоорганизации.

Структурный аспект включает субъекты взаимодействия, а также субъектно-объектные (- субъектные) отношения, складывающиеся в процессе представлен системными агентами и механизмами, посредством которых запускается, и поддерживается процесс самоорганизации. Реализационный аспект - это практика формирования системы общественных отношений и условий, поддерживающих баланс между самоорганизационными и организационными.

8. Охарактеризуйте формы самоорганизации в муниципальных образованиях

Кроме самого муниципального образования участниками гражданских правоотношений выступают и всевозможные органы местного самоуправления. Наряду с этим, их правовое положение в большей мере зависит от подходов, которые сформировались на местах, а не от актов федеральной власти. В итоге, прослеживаются случаи смешения правосубъектности самих муниципальных, органов местного самоуправления, образований и местной администрации, а также ее подразделений. Можно сделать вывод что, все это приводит к затруднению исполнения обязанностей, неустойчивости оборота и в целом значительно снижает авторитет муниципальной власти. В некоторой степени проблема осложняется и тем, что местному самоуправлению в России всего примерно десяти лет, а само понятие «муниципальное образование» вообще зародилось только с конца 1994 года. А опыт же других стран редко может быть применен из-за слишком разных подходов к статусу общин.

На основании законодательства Российской Федерации о местном самоуправлении население непосредственно осуществляет свои права при решении наиболее важных вопросов местного значения: 1) формирование органов местного самоуправления; 2) реализация контрольных функций и ответственности должностных лиц местного самоуправления перед населением; 3) принятие решений по вопросам текущей деятельности местного самоуправления. Это позволяет сделать вывод о том, что формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления оказывают значительное воздействие на все другие компоненты системы местного самоуправления и во многом определяют содержание и направления их деятельности.

К формам непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления в соответствии с ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003г. Главой 5 относятся:

    местный референдум;

    муниципальные выборы;

    сход граждан;

    правотворческая инициатива граждан:

    территориальное общественное самоуправление;

    публичные слушания;

    собрание граждан

    конференция граждан (собрание делегатов);

    опрос граждан;

    обращения граждан в органы местного самоуправления;

    другие формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия в его осуществлении.

Объединения с относительно жесткой структурой и небольшой социальной базой относятся к объединениям профессионального типа. Объединения, ориентирующиеся, прежде всего, на заинтересованных сторонников, т. е. тех, кто кровно заинтересован в реализации их целей. Такие объединения, как правило, имеют широкую социальную базу классического типа. Общественное объединение, основанное на членстве и созданное для защиты общих интересов, называется: общественной организацией. Самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения получила название территориальное общественное самоуправление.

9. Почему важно понимать язык телодвижений?

Большое значение имеет не только вербальные, но и невербальные коммуникации в общении. Это внешнее отражение эмоционального состояния человека. Каждый жест или движение является ключом к чувствам, которые человек испытывает в данный момент.

Наиболее информативным о внутреннем состоянии человека при общении является лицо. При соблюдении этикета наиболее информативным о внутреннем состоянии человека при общении является тело. Идет подбоченившись, намерен достичь цели кратчайшим путем человек, испытывающий вспышку энергии.

Очень важно понимать язык телодвижений, потому что в некоторых ситуациях этот самый язык может сказать гораздо больше, и что не менее важно, даже совершенно противоположное тому, что будет говорить вам человек словами. Только очень важно в толковании этого языка не понимать всё буквально и однозначно. Помните, как в "приключениях Шерлока Холмса" - Шерлок вспоминает, что когда-то они начали даже подозревать одну даму во лжи и причастности к преступлению только потому, что во время разговора она отчаянно вертелась на стуле и у неё "бегали глаза", а всё дело оказалось в том, что она переживала, что не успела перед беседой просто попудрить носик? Не так всё просто и к тому же надо учитывать, что ваш собеседник тоже может быть отнюдь не дурак и может вполне сознательно и на языке жестов преподносить вам заведомо ложную информацию. Мы ведь все немного актёры.

10. Почему язык телодвижений неоднозначен?

Ответ очень прост - каждый человек индивидуален. потому что-то или иное действие не всегда порождается одной и той же причиной. В качестве примеров приводят обычно такие случаи. Один продавец, опираясь на поведение клиента слишком сильно скинул цену, а у клиента были проблемы с женой и об этом он сейчас думал, а вещь бы он купил и по начальной цене. Или пример, как я говорила раньше, из Конандолья, в одном из рассказов Шерлок сильно подозревал одну леди, та слишком сильно ерзала и волновалась - причина была проста, та волновалась из-за не напудренного лица.

Невербальный язык может многое рассказать о внутреннем состоянии даже незнакомого человека, не говоря о деловых партнерах, постоянных собеседниках и коллегах. Так, вы дотронулись до руки собеседника, отодвинулись или при двинулись к нему, ваше выражение лица, игра интонации, повышение или понижение голоса, пауза, движение всей рукой или только кистью - все имеет свой смысл. Но, как и всякий язык, невербальный у каждого народа свой действительно, один а тот же выразительный жест у разных народов может иметь совершенно различное значение. Даже ваш костюм и его цвет могут нести неоднозначную информацию в разных частях света. Тот жест, которым русский человек сокрушенно демонстрирует пропажу или неудачу, у хорвата означает признак успеха и удовольствия.

Если в Голландии вы повернете указательным пальцем у виска, подразумевая какую-то глупость, то вас не поймут. Там этот жест означает; что кто-то сказал очень остроумную фразу. Говоря о себе, европеец показывает на грудь, а японец на нос. В некоторых странах Африки смех - это показатель изумления и даже замешательства, а вовсе не проявление веселья.

Разные жесты имеют неодинаковые значения в различных странах. В пример приведу самый распространенный жест «ОК». Итальянцы и французы известны тем, что они во всем полагаются на свои руки, когда нужно решительно подтвердить слова или придать беседе более непринуждённый характер. Опасность заключается в том, что жесты рук воспринимаются по-разному - в зависимости от того, в какой стране мы в данный момент находимся. Так, в США, да и. во многих других странах, «нуль», образованный большим и указательным пальцем, «говорит» о том, что «все нормально», «отлично» или просто «ОК». Значение «ОК» хорошо известно во всех англоязычных странах, а также в Европе и Азии, но в некоторых странах этот жест имеет другое значение и происхождение. Например, во Франции он означает «ноль» или «ничего», в Японии он значит «деньги», а в некоторых странах Средиземноморского бассейна этот жест используется для обозначения гомосексуальности мужчины.

Поэтому, путешествуя по разным странам, следует помнить о пословице «Со своим уставом в чужой монастырь не ходят». Это поможет избежать возможных неловких ситуаций. Именно поэтому язык телодвижений неоднозначен.

11. Как с помощью соответствующих жестов и позы можно попытаться снять напряженное состояние партнера?

Среди других жестов, сопровождающих общение, выделяют:
иллюстративные жесты , которые изображают содержание и ход наших мыслей, например: "такой огромный", "с другой стороны" и т.п., обилие таких жестов не свидетельствует о высокой языковой культуре человека;
жесты-регуляторы поведения : "встаньте", "идите сюда", "прошу вас пройти" и т.д.;
дирижирующие жесты - сопровождают речь плохих ораторов, которые вынуждены помогать себе руками ("пилят", "рубят дрова", "ввинчивают лампочку"). Аудиторию это забавляет или усыпляет;
ораторские жесты - направлены на возбуждение определенных чувств аудитории, например: "поймите меня", "я к вам взываю" и т.п. Такие жесты были распространены в патетических речах;
аффективные жесты - выражают эмоциональное состояние человека, его отношение к происходящему (жесты радости, открытости, искренности или смятения, беспокойства, недоверия). Жесты, выражающие внутреннее состояние человека, как правило, не контролируются.

Для снятия напряжения партера лучше всего использовать жесты с уровня живота, направляя руки чуть-чуть в сторону собеседника. Считается, что раскрытые ладони - одно из самых лучших доказательств откровенности собеседника.

12. Перечислите жесты, свидетельствующие об уверенном и неуверенном поведении.

Наклоненная в сторону голова, руки у лица свидетельствует о некоторой заинтересованности. Если кулак при этом подпирает щеку - вас очень внимательно слушают. Если партнер к тому же оценивает информацию, его указательный палец будет вытянут и упрется в висок если при этом большой палец поддерживает подбородок - партнер негативно относится к вашей информации, а быть может, и к вам.

Прямое, с небольшим наклоном вперед положение головы и взгляд исподлобья свидетельствуют о некоторой агрессивности. Когда человек говорит неправду или полагает, что слышит ее, он невольно направляет руку ко рту. Так бывает и при крайней застенчивости. Рот чаще всего закрыт одним пальцем или кулаком, палец может потирать место под носом. В любом случае рука у рта - жест, который партнер может расценить как выражение смущения или недоверия к его информации.

Раскрытые ладони рук говорят об открытости партнера, его доверии к вам. Руки, прижатые к груди, - о стремлении быть искренним.

Беспокойные движения кистей, вращение большого пальца свидетельствуют о нервозности, дискомфорте партнера. Иногда в таком состоянии руки спокойны, а «пляшет» нога.

Переплетенные пальцы рук, лежащих на столе, говорят о том, что собеседник в напряжении, он собран или раздражен, но старается этого не показать.

Скрещенные руки могут быть всего лишь удобной позой. Но в большинстве случаев они говорят об определенной настороженности партнера. Если при этом пальцы сжимают предплечье - партнер находится в напряженном состоянии; если пальцы впились в руки - он уже еле сдерживает себя.

Люди сидят, скрестив ноги, когда им так удобно, в других случаях эта поза отражает напряженное состояние человека

«Собеседник, сидящий на стуле, развалясь, небрежно, закинув ногу на ногу», - считает себя хозяином положения. Тот же, кто сидит на краешке стула, сложив руки на коленях, - наоборот - склонен подчиняться.

Человек, ощущающий собственное превосходство, закладывает руки за спину, охватывая запястья. А вот руки за спиной, сплетенные в замок, говорят о том, что человек пытается успокоиться или хотя бы скрыть свое волнение.

«Закладывание рук за голову» - еще один жест, выражающий превосходство.

Потирание века связано также с желанием избежать взгляда в глаза собеседнику, которому лгут,

О лжи или, по меньшей мере, о стремлении что-то утаить могут свидетельствовать потирание лба, висков, подбородка.

Почесывание уха может быть равнозначно фразе: «Я не желаю этого слышать».

Мочку уха теребят в состоянии волнения, расстройства, а потягивают ее - если человеку надоело слушать, и он хочет высказаться сам.

Рукопожатие ладонью вверх, свидетельствует о том, что партнер позволяет вам чувствовать себя хозяином положения.

К жестам открытости относятся жест "раскрытые руки" и жест "расстегивание пиджака". К жестам уверенных в себе людей относятся жест "закладывание рук за голову".

Проблема взаимодействия и сотрудничества весьма актуальна и обусловлена рядом причин: социальными изменениями, состоянием массовой педагогической практики, поисками и находками передовых преподавателей. В педагогическом процессе взаимодействия первичны, на них строится пирамида обучения и воспитания. Общение в педагогической работе выступает средством решения учебных задач, социально-психологическим обеспечением воспитательного процесса и способом организации взаимоотношений обучаемых и обучающих. Преподаватель в своей деятельности должен реализовать все функции общения: выступать как источник информации; как человек, познающий другого или группу; и как организатор коллективной деятельности и взаимоотношений. При решении обучающей задачи общение позволяет обеспечить контакт с учащимися, формировать у них положительную мотивацию, обстановку коллек­тивного поиска и раздумий. При решении воспитательных задач сформировать межличностные отношения в коллективе. Для реализации развивающих задач общение позволит создать психологические ситуации, стимулировать самообразование и самовоспитание личности. Важным этапом педагогического общения является его моделирование. На этом этапе происходит своеобразное планирование коммуникативной деятельности, педагогической и нравственной ситуации в образовательном процессе

Второй этап  период контакта, во время которого необходимо завоевать инициативу в общении, возможность управлять взаимодействием.

Третий этап  управление общением в педагогическом процессе.

Анализ осуществленной системы общения и моделирование новой системы на предстоящую деятельность представляют собой четвертый этап.

Стиль педагогического общения  это устойчивое единство способов и средств деятельности педагога и обучаемых, их субъект- субъектного взаимодействия.

В стиле педагогического общения находят выражение особенности коммуникативных возможностей педагога; сложившийся характер взаимоотношений педагога и воспитанников; творческая индивидуальность педагога; особенности обучающихся. Стиль общения неизбежно отражает общую и педагогическую культуру преподавателя и его профессионализм.

Общепринятой классификацией стилей педагогического общения является их деление на авторитарный, демократический и попустительский.

При авторитарном стиле общения педагог единолично решает все вопросы, касающиеся жизнедеятельности как класса, так и каждого учащегося. Исходя из собственных установок он определяет цели взаимодействия, субъективно оценивает результаты деятельности.

Ролевая позиция этих педагогов объектна. Личность и индивидуальность учащегося оказывается вне стратегии взаимодействия.

Попустительский (анархический, игнорирующий) стиль общения характеризуется стремлением педагога минимально включиться в деятельность, что объясняется снятием с себя ответственности за её результаты. Такие преподаватели формально выполняют свои функциональные обязанности, ограничиваясь лишь преподаванием. Попустительский стиль общения основан на тактике невмешательства, основу которой составляют равнодушие и незаинтересованность проблемами как школы, так и обучающихся.

Общими особенностями попустительского и авторитарного стилей общения, несмотря на кажущуюся противоположность, являются дистантные отношения между преподавателем и учащимися, отсутствие между ними доверия, явная обособленность, отчуждённость учителя, демонстративное подчёркивание им своего доминирующего положения.

Альтернативой этим стилям общения является стиль сотрудничества участников педагогического взаимодействия, чаще называемый демократическим. При таком стиле общения педагог ориентирован на повышения субъектной роли учащегося во взаимодействии, на привлечения каждого к решению общих дел.

По характеру взаимодействия преподавателя и обучаемых в учебном процессе можно выделить следующие уровни: низкий, официальный, основанный на формальном взаимодействии, характеризующийся почти полным отсутствием неформальных отношений; средний, характеризующий начало неформального сотрудничества, высокий, кото­рый характеризует переход неформального сотрудничества в целенаправ­ленное взаимодействие.

Высокий уровень сотрудничества предполагает совместное планирование и организацию совместной деятельности.

Наиболее плодотворно процесс воспитания и обучения обеспечивается при надежно выстроенной системе взаимоотношений, которая характеризуется взаимодействием факторов ведомости и сотрудничества, наличием у обучающихся общности с педагогами, высоким самосознанием, авторитарного воздействия, единством делового и личностного общения, включением учащегося в це­лесообразно организованную систему педагогического общения (В.А. Кан-Калик).

В организации деятельности необходимо совместное распределение заданий, совместное распределение функций (например при организации деловых игр), сов­местная организация труда (поиск оптимального ре­шения).

Вопросы и задания для самоконтроля

    Каковы признаки успешного педагогического общения?

    Охарактеризуйте возможные стили и типы педагогического общения.

    Рассмотрите основные этапы педагогического общения.

    Укажите основные причины неэффективного общения.

    Какие профессионально важные качества нужны педагогу для общения с аудиторией?

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Личная организованность становится важнейшим навыком для выживания в современном мире, где добиваются успеха лишь те, кто умеет эффективно организовывать себя и свое окружение. Когда мы организованы, наш дом и рабочий (учебный) график отражают нашу индивидуальность и помогают нам в достижении наших целей. Тот, кто остается неорганизованным, чувствует себя обессиленным и дезориентированным в потоке событий и информации. Организованность заключается не в том, как выглядит ваше окружение, а в том, насколько эффективно оно функционирует. Если в своем пространстве человек с легкостью достигает своих целей и счастлив, значит, он хорошо организован.

Самоорганизация - это процесс, с помощью которого мы создаем окружение, позволяющее нам жить, работать и отдыхать именно так, как мы этого хотим. личностный самоорганизация психологический конфликт

Барьеры - психологические факторы, блокирующие продвижение к цели

Барьеры - внутренние психологические препятствия на пути к цели, возникающие в момент, когда дальнейшее продвижение к цели вступает в конфликт с другими осознанными или не осознанными целями, установками, предпочтениями и т.п. Один из барьеров - "внутренний голос", пытающийся сохранить состояние, которое еще не ушло.

Старое состояние пытается сохранить свое равновесие, что проявляется в виде мыслей о том, что попытки перехода в новое состояние едва ли не противоестественны и следует отказаться от них. Подобного рода барьеры встречаются на пути действия всегда. Если с подобными мыслями не спорить, то процесс перехода в новое состояние идет быстрее, а образ мыслей меняется сам собой.

Внутренние барьеры : лень, несобранность, рассеянность, неумение заставить себя работать.

Внешние барьеры: окружение, всевозможные отвлекающие факторы.

Умения самоорганизации времени студентов вуза могут быть предметом целенаправленного развития и саморазвития в процессе их профессиональной подготовки. Выявление и развитие этих умений у студентов, их развитие необходимо осуществлять в контексте изучения ситуационных факторов их жизнедеятельности в вузе.

1. Развитие умений самоорганизации времени - это противоречивый, закономерный процесс количественных и качественных изменений имеющихся у личности умений самоорганизации времени под влиянием внутренних и внешних факторов: воспитания, обучения, социальной среды, собственной активности личности.

2. Развитие умений самоорганизации времени студента обеспечивает ему успешность реализации мотивационной и рефлексивной функций, функции планирования, организации применительно к личному и учебному времени, повышает самоорганизацию, жизнедеятельность и качество профессиональной подготовки и в вузе, а в конечном итоге - социализацию и конкурентоспособность выпускника.

3. Эффективное развитие умений самоорганизации возможно в моделируемых учебных ситуациях и в ходе самостоятельной работы. Развитие умений самоорганизации времени студентов происходит через самопознание своих особенностей в процессе педагогической диагностики, путем применения специальных упражнений, игровых, рефлексивных методов, закрепления поведения организованного человека в учебных и в моделируемых ситуациях профессиональной деятельности.

4. В личности, которая целенаправленно занимается самопознанием, планированием и организацией своего времени, формируются и закрепляются требуемые для этого знания, умения и навыки, повышается мотивация к самоорганизации, появляются правильные ценностные ориентации на время и саморазвитие, формируется образ организованного человека в глазах других, который в последующем переносится на реальные жизненные и профессиональные ситуации.

5. Развитие умений самоорганизации времени у студентов повышает их конкурентоспособность, активизирует их личностное и творческое развитие, способствует закреплению опыта самоорганизованного поведения в последующей профессиональной деятельности.

Если Вы научитесь отделять второстепенные дела от важных, верно ставить цели и распределять приоритеты, работать со входящей информацией и задачами. Главное - ясность сознания и упорядоченность мыслей.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Теоретические основы личностной сферы. Понятие и типологии личности, ее свойства и состояния. Эмпирическое исследование личностной сферы студента. Исследование свойств личности студентов в группе. Методика диагностики межличностных отношений Т. Лири.

    курсовая работа , добавлен 27.02.2009

    Понятия "развивающаяся личность". Сущность личностноразвивающего образования и его основные характеристики. Развивающаяся личность как объект научных исследований. Формирование умений саморазвития личности студента в процессе педагогической практики.

    реферат , добавлен 16.03.2012

    Понятие и направления развития личности студента. Студенчество - особая социальная группа. Профессиональное самосовершенствование студентов как фактор формирования личности. Направления и приемы мотивации профессионального самосовершенствования студентов.

    реферат , добавлен 23.12.2015

    Роль символов в становлении Я-концепции. Социальная природа Я. Системность социальных взаимоотношений и функции Я. Понятие о рабочей и стойкой Я-концепции. Структурная составляющая психологической самоорганизации человека в образовательном процессе.

    реферат , добавлен 24.01.2011

    Проблема самосознания личности в современной науке. Изучение структурных компонентов самосознания в психологии. Влияние профессиональных требований на развитие уровня самосознания личности студента. Анализ связей в структуре самосознания студентов.

    дипломная работа , добавлен 17.06.2014

    Проблема адаптации студентов к условиям учебной работы в ВУЗе. Рекомендации, направленные на совершенствование процесса профессиональной подготовки студентов. Теоретические разработки процесса активного включения студентов в образовательную среду ВУЗа.

    реферат , добавлен 11.09.2009

    Проблема становления личности в профессии. Развитие профессионального самосознания студентов, его психологическое сопровождение. Структура взаимосвязи жизненных ценностей у студентов разных специальностей и возрастов. Пути самоорганизации студентов.

    реферат , добавлен 29.01.2010

    Принципиально новый подход к личной и межличностной деятельности с точки зрения ее эффективности. Принципы индивидуального восприятия и самоорганизации. Навык активного слушания как условие творческой кооперации. Принципы сбалансированного самообновления.

    книга , добавлен 20.11.2010

    Влияние индивидуальных особенностей памяти, внимания, самоорганизации личности на результативность и культуру умственного труда, необходимость их развития. Необходимые условия эффективного запоминания. Приёмы и стратегии улучшения и развития памяти.

    презентация , добавлен 18.12.2009

    Сущность и функции общения. Причины возникновения психологических барьеров общения. Характеристика информационно-дефицитных, стилистических и логических помех коммуникации. Выявление связей между самооценкой личности и ее психологическими установками.

1. 1 Понятие "самоорганизация" в системе социологического знания. 1. 2 Технологии общественная самоорганизация как объект управленческих технологий. 1. 3 Психологические особенности эффективного взаимодействия. 2

Бондалетов В. В. Эволюция идей самоорганизации. Социологические исследования. 2015. № 3. С. 132 -13 Василькова В. В. Порядок и хаос в развитии социальных систем: синергетика и теория социальной самоорганизации. СПб. , 1999. Крутиков Н. А. Психология и социология управления. Учебное пособие -М. : ГУУ, Книжный мир. 2010. Скаженик Е. Н. Практикум по деловому общению. – Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2005. – 99 с

Самоорганизация [Эшби, 1966: 314 – 343]. «. . . каждая изолированная детерминированная динамическая система, подчиняющаяся законам, создаёт «организмы» , приспособленные к их окружающей среде. . . » . И - «. . . этот процесс перехода к особо устойчивым формам. . . » и есть его ответ на вопрос, что есть самоорганизация

Самоорганизация [Хакен, 1980: 226]. «процесс упорядочения (пространственного, временного или пространственно-временного) в открытой системе, за счёт согласованного взаимодействия множества элементов её составляющих»

Самоорганизация [Моисеев, 2001: 36]. «такой процесс изменения её состояния (или характеристик), который происходит без целенаправленного начала, каковы бы ни были источники целеполагания. Можно говорить и о стихии самоорганизации - здесь мы ошибки не сделаем. Причины, побуждающие процесс самоорганизации, могут быть, как внешними, так и внутренними»

Самоорганизация [Бондалетов, 2015: 314 – 343]. совокупность рациональных устойчивых взаимодействий, направленных на «структурацию» социальных процессов или на упорядочение социальной системы в целом.

Виды самоорганизации 1. В зависимости от субъектов взаимодействия u общественная самоорганизация (самоорганизация 2 -го уровня: социальных групп, организаций, институтов, систем). u социальная самоорганизация (самоорганизация 1 -го уровня: самоорганизация индивидов). 2. В зависимости от сфер общественной жизни – самоорганизация в экономической, политической, социальной и духовной сфере. 3. В зависимости от того какую роль самоорганизация играет для системы: деструктивная (протестная) и конструктивная (позитивная) самоорганизация.

Природа протестной самоорганизации Протестный подход объясняет процесс самоорганизации как результат протеста субъекта (коллективного или индивидуального), который стремится изменить существующий порядок. На этих позициях стоят представители теории относительной депривации: Т. Гарр. , Д. Дэвис, Л. Киллиан, Н. Смелсер и др. . Они акцентируют внимание на деструктивной самоорганизации и связывают её с субъективными и объективными депривациями личности. Иначе говоря, ощущение недовольства, расхождение между потребностями и возможностями их удовлетворения, являются важнейшими источниками протестной самоорганизации, т. е. протестные ориентации, рассматриваются как важнейшие предпосылки процесса самоорганизации.

Теории группообразования 1. Теория относительной депривации 2. Теория мобилизационных ресурсов 3. Теория обмена 4. Теория равновесия 5. Теория близости © РГСУ 2014 10

Природа конструктивной (позитивной) самоорганизации более удачным объяснением причин самоорганизации и появления самоорганизующихся структур, является так называемый мобилизационный подход. Представители этого подхода: К. Вильсон, К. Дженикс, М. Залит, Дж. Маккартни, Максим, А. Обершол, и др. , сосредотачивают внимание на ресурсах и мобилизационных возможностях самоорганизующихся структур (групп, организаций и т. д.), как решающих факторах их возникновения.

Мысин Н. В. , 2000. С. 476. «объект называется управляемым, если среди всех воздействий на него имеется такое, с помощью которого можно добиться поставленной цели. Неуправляемый объект неподконтролен и не позволяет достичь цели» .

Акофф Р. , Эмери Ф. , 1974. С. 54. «активность подчиняющегося субъекта негативна, она работает против цели. Будучи подавленным, подчиняющийся субъект переходит в пассивное состояние. Возможно, он уже не оказывает сопротивления, однако и цель доминирующего субъекта достигается лишь под принуждением. Ослабление принуждения сразу ведет к уклонению от цели» .

технологии запуска данный тип технологий применяется в случае отсутствия каких-либо правовых норм регламентирующих процесс самоорганизации и формирования институтов гражданского общества.

технологии поддержки выражаются в сбалансированном сочетании правовых, экономических, социальных и организационных норм, регулирующих деятельность общественных объединений и обеспечивающих эффективное функционирование институтов гражданского общества.

технологии развития реализуются посредством социокультурных процедур (расширение и распространение гуманитарного знания, гражданского образования; развитие общественного участия и общественной деятельности; развитие гражданского общества и общественного партнерства; и других образовательных и просветительских технологий), обеспечивающих эффективное освоение социального пространства, усвоение коллективных ценностей и моделей поведения, формирование гражданственности, развитие мотивации, возможностей и способов общественного участия граждан, а также представителей общественности в принятии властью управленческих решений и становлению общественного контроля со стороны гражданского общества.

Политическая подсистема (блок I) играет ведущую роль в упорядоченности взаимодействий, она включает сложную систему формальных норм, и принятых правил политического поведения, а также различные структуры и учреждения, которые посредством прямых связей реализуют эти нормы и правила. Нормы и правила принятые политической подсистемой тесно переплетены с устойчивыми нормами и правилами политического поведения личности и групп (организаций)

Экономическая подсистема обеспечивает материальную основу самоорганизации. Любая подсистема имеет свой социальный аспект, обусловленный структурным делением общества на статусы. Разнообразие экономических статусов, их материальная сущность, определяется разнообразием по степени владения свободным капиталом, собственностью и отношением к ней, оно детерминирует поведение и взаимодействие носителей одинаковых и разных статусов.

Подсистема культура общества (блок V). Культура общества: ценности, нормы, определяющие духовные потребности территориального сообщества, их жизненные ориентации и интересы. Культурные факторы - это существенная часть внешней среды, в которой функционируют самоорганизующиеся сообщества. Они составляют ту часть среды, которая «отвечает» за усвоение положительного опыта и освобождение от не оправдавших себя ценностей, норм и моделей поведения. "… культура, - если она …. не направляется сознательно … оставляет после себя пустыню. . . » Маркс К. , Энгельс Ф. Соч. , Т. 32, С. 45.

Социальная подсистема (Блок IV), представляет собой совокупность общих социальных условий и источников самоорганизации. К числу важнейших компонентов общих социальных условий относятся социально-экономические, социальнополитические и социально-культурные условия.

ПОХОДКА Уверенный человек. Ходит быстро, размахивая руками, имеет ясную цель и готов ее реализовать. Критичный и скрытный, подавляющий других человек. Держит руки в карманах даже в теплую погоду. Человек, находящийся в угнетенном состоянии. Руки в движении или находятся в карманах, волочит ноги и, как правило, смотрит под ноги. Человек, испытывающий вспышку энергии. Идет подбоченившись, намерен достичь цели кратчайшим путем. Озабоченный человек. Ходит в позе "мыслителя", голова опущена, руки сцеплены за спиной. Заносчивый человек. Высоко поднятый подбородок, руки двигаются подчеркнуто энергично, ноги словно деревянные, стиль - вышагивание лидера. 23

Правила пользования руками 1. Около 90% жестов необходимо делать выше пояса. Жесты, сделанные руками ниже пояса, часто имеют значение неуверенности, неудачи, растерянности. 2. Локти не должны находиться ближе, чем на 3 см от корпуса. Меньшее расстояние будет символизировать не значительность и слабость вашего авторитета. 3. Жестикулируйте обеими руками. Самое трудное пользоваться жестами, которые вы считаете приемлемыми. начать 25

Рукопожатие рука захватывает руку другого человека так, что она оказывается повернутой вниз своей ладонью, - это властное рукопожатие. когда вы протягиваете руку, развернув ее ладонью вверх, - это покорное рукопожатие, при котором руки партнера остаются в одинаковом положении - рукопожатие равных. 26

О чем говорят жесты и позы Во-первых, в них проявляются состояние организма и непосредственные эмоциональные реакции. Во-вторых, позы и движения тела выражают социальный статус человека и многие черты его характера, степень его уверенности в себе, зажатость или раскованность, осторожность или порывистость. В-третьих, в позе и жестах проявляются культурные нормы, усвоенные человеком. В-четвертых, жестам и позе приписываются чисто условные символические значения. 27

Жесты открытости свидетельствуют об искренности и желании говорить откровенно. К этой группе знаков относятся жесты "раскрытые руки" и "расстегивание пиджака". 28

Жесты подозрительности и скрытности свидетельствуют о недоверии к вам, сомнении в вашей правоте, о желании что -то утаить и скрыть от вас. собеседник машинально потирает лоб, виски, подбородок, стремится прикрыть лицо руками. Но чаще всего – он старается не смотреть на вас, отводя взгляд в сторону. несогласованность жестов. Если враждебный по отношению к вам или защищающийся человек улыбается, то это означает, что он за искусственной улыбкой пытается намеренно скрыть свою неискренность. 29

Жесты защиты Типичное, стандартное скрещивание рук является универсальным жестом, почти обозначающим оборонное или негативное состояние человека, проделывающего этот жест. повсюду 30

Жесты сомнения Ученые установили, этот жест применяется, когда человек хочет скрыть свое разочарование или отрицательное отношение к чему либо. Как и прикосновение ко рту, прикосновение к уху, носу может использоваться как говорящим для маскировки его собственного обмана, так и слушающим, сомневающимся в искренности слов говорящего 32

Жесты скуки, не желания слушать Этот жест говорит о том, что человек наслушался вдоволь и хочет, возможно, высказаться. 33

Жесты неискренности Если этот жест используете человеком в момент речи, это свидетельствует о том, что он говорит неправду. Однако если он прикрывает рот рукой в тот момент, когда вы говорите, а он слушает, это означает, что он чувствует, как вы лжете Эти жесты могут также обозначать сомнение, неуверенность, вранье или преувеличение реального факта. 37

Мимические коды эмоциональных состояний Части лица и мимика Положение рта Эмоциональное состояние Гнев Презрение Рот открыт Губы Форма глаз Яркость глаз Страдание Рот закрыт Страх Удивление Рот открыт Уголки губ опущены Глаза раскрыты или сужены Глаза блестят Радость Рот обычно закрыт Уголки губ подняты Глаза сужены Глаза тусклые Глаза широко раскрыты Глаза прищурены или раскрыты Блеск глаз не выражен Глаза блестят Положение бровей Брови сдвинуты к переносице Брови подняты вверх Уголки бровей Внешние уголки бровей подняты вверх Внутренние уголки бровей подняты вверх Лоб Вертикальные складки на лбу и переносице Горизонтальные складки на лбу Подвижность лица и его частей Лицо динамичное Лицо застывшее Лицо динамичное 38

Дистанции общения Вид дистанции Норма интимное расстояние персональное расстояние социальное расстояние 15 -50 см Общение самых близких 50 -120 см Общение самых близких публичное расстояние Тип общения 120 -400 см Дискуссии между коллегами, общение с людьми, которых не очень хорошо знают, официальное общение Свыше 400 Обезличенные и формальные разговоры, см выступления перед различными аудиториями 39

Правила поведения в замкнутом пространстве 1) ни с кем не разрешается разговаривать, даже со знакомыми; 2) не рекомендуется смотреть в упор на других; 3) лицо должно быть совершенно беспристрастным - никакого проявления эмоций не разрешается; 4) если у вас в руках книга или газета, то вы должны быть полностью погружены в чтение; 5) чем теснее в транспорте, тем сдержаннее должны быть ваши движения; 6) в лифте следует смотреть только на указатель этажей над головой. 40

Позиции общающихся сторон и их значение для общения а) б) в) г) а) позиция углового расположения, характерная для людей, занятых дружеской непринужденной беседой; б) конкурирующие - оборонительная позиция; в) независимая позиция - расположение по диагонали; г) общение при деловом взаимодействии. 41

Жест большой палец вверх и вниз Если большой палец поднят вверх, то этот жест можно расшифровать: «Супер!» , «О, я это одобряю!» , «Классная идея!» . А палец расположенный вниз, обратная сторона ситуации: «Я тобой не доволен» , « Мне неприятно» , «Фу» и т. д. Так же используется: Ø Ø как голосование и желание длительной поездки, автостоп. Австралиец или англичанин резко поднятый палец вверх, поймет как сексуальное оскорбление. Ø В Греции этот быстрые жест означает: «Да пошел ты!» . Ø Арабы ассоциируют поднятый большой палец с фаллическим символом. При счете используют большой палец по-разному: итальянцы считают большой палец единицей, когда австралийцы, англичане, русские и другие используют для единицы указательный палец, а большой палец будет пятым. Большой палец может использоваться в разных положениях тела и обозначать власть и превосходство. Жест превосходства и власти 43

Жест указательный палец Указательный палец говорит сам за себя, он на что-то или на кого-то указывает. Жест указательный палец многозначен и зависит от слов, движений и положения тела. Приложенный к губам указательный палец означает «тихо» . Если он вертикально поднят вверх, то означает «стоп!» , «внимание!» . Если при этом пальцем покачать в стороны, этот жест будет означать отказ. Немного наклоненный палец вперед и качающийся вверх вниз означает угрозу или поучение. Если указательным пальцем крутят у виска, значит, считают вас дураком. Рука, поднятая вверх, с указательным пальцем говорит: «Внимание, я хочу что-то сказать!» . Есть одно скрытое положение указательного пальца: если человек говорит и его взгляд направлен в одну сторону, а указательный палец в другую, при этом он немного согнут, значит, человек говорит неправду. 44

Жест два пальца или знак «V» Жест два пальца или знак V распространен в англоязычных странах. Так в Великобритании, Австралии и Новой Зеландии этот жест пальцев будет означать сексуальное оскорбление. В большинстве европейских стран, а также в России, этот жест означает Победу. Впервые Уинстон Черчилль воспользовался жестом «V» во Вторую мировую войну, но его ладонь была развернута к себе и означала победу. Так появилось разделение на негативную и позитивную значимость этого жеста. Однако в европейских странах значение победы определяется при открытой ладони. А ладонь, повернутая к себе, будет означать цифру 2. Используя жест два пальца, необходимо помнить о культуре и традициях существующих в стране. Англичанин, решив оскорбить русского, поставит его в недоумение. 45

Жест три пальца Три пальца могут использовать в разной комбинации, чаще всего это количество три. В разных странах число три показывают по-разному. Например: Немцы, так как начинают считать с большого пальца, показывают большой, указательный и средний пальцы. Русские и американцы покажут три пальца, начиная с указательного. В некоторых странах, особенно во Вторую Мировую войну, немцы поднимали три пальца вверх во время присяги, приветствуя своего главнокомандующего. История этого жеста уходит в древние времена, когда воины давали присягу, приветствуя друга этим жестом. Сегодня в некоторых странах этот жест используют как символ победы. 46

Жест «коза» и язык между пальцами Этот жест очень популярен и используется в роли защиты от дурного, даже в мистических ритуалах. Но мы знаем больше этот жест как «рокерскую козу» . Некотрые рокеры стали высовывать язык между пальцами, показывая свою культуру ещё более сумасшедшей. В России этот жест укрепился как жест превосходства над кем-то. Также его используют, чтобы показать рога и оскорбить человека. Если «рога» начинают приближать к человеку, то хотят показать, что сейчас нападут. В дактильной азбуке - это буквы Ы и Y. 47

Жест большой палец и мизинец или жест «шака» Если большой палец движется ко рту и делается наклон головы, то этот жест означает выпить. Без движений головы у наркоманов он означает курнуть. В азиатских странах, такой жест показывает цифру шесть. А знаком приветствия будет на Гавайях или у парашютистов и сёрферов. Жест большой палец и мизинец очень распространен сегодня как жест телефонного звонка: «Позвони мне, я жду» . При этом пальцы прикладываются к уху. В дактильной азбуке этот жест означает букву У. 48

Жест ОК или пальцы колечком Этот жест используют также как обнуление или значение «ничего» . в Японии этот жест означает деньги. В средиземноморских стран если мужчине показать пальцы колечком, вы его оскорбите, дав понять, что он гомосексуалист. Пальцы сложенные в колечко означают букву О. Жест ОК появился в Америке и использовался в разных ситуациях, но самый распространенный это «OK» , то есть «все в порядке» . 49

Потирание большим пальцем кончиков других Если человек вытянул руку вперед и потирает большой палец о кончики других пальцев, то он говорит о деньгах. Обычно в разговоре упоминается о деньгах, поэтому вам несложно будет расшифровать этот жест. Но жест потирание может быть в ситуации, когда человек пытает что-то донести до вас. В этом случае рука движется вперед и вверх с добавлением слов: «так вот!» . Складывает ощущение, что сейчас будет раскрыт какой-то важный секрет. 50

Жест переплетенные пальцы Жест скрещенных или переплетенных пальцев используют для защиты. Например, когда обманывают или хотят чтобы не сглазили, на удачу. Причем пальцы переплетают на обеих руках и прячут от собеседника, поэтому такой жест сложно увидеть. 51

Жест сомкнутого большого и указательного пальцев Этот жест используют, когда хотят заострить на чем-то внимание. Жест сомкнутого большого и указательных пальцев часто дополняет речь. Человек, который делает такой жест, хочет, чтобы слушатели поняли самую суть сказанного. 52

Поделиться: