Когда существовала тартария. Тартария

Тартария (лат. Tartaria, фр. Tartarie, англ. Tartary, нем. Tartarei) - географический термин, использовавшийся в западноевропейской литературе и картографии в отношении обширных областей от Чёрного моря и Каспия до Тихого океана и до границ Китая и Индии. Использование термина Тартария прослеживается с XIII и вплоть до XIX века. На географических картах XIII — XIX веков мы находим названия «Великая Тартария», «Малая Тартария» в Причерноморье, «Китайская Тартария», «Вольная Тартария», «Казацкая Тартария»…

ВЕЛИКАЯ ТАРТАРИЯ называлась в древние времена ВЕЛИКОЙ СКИФИЕЮ. Великая Скифия простирается от Волги до границ Китая и Индии, от Скифского океана (Северно-Ледовитого океана) до Меотидского озера (Азовского моря) и Гирканского моря (Каспийского моря).

В III-XIII века у западно-европейских картграфов сформировался образ Центральной Азии как окружённой горами страны, расположенной поблизости от земного рая — территории арничной Гипербореи.

Довольно распространённым сравнением Тартарии и Веливой Скифии, и царства Гога и Магога было ещё древнеримских историков. Геграфическое название «Тартария» постепенно закрепилось за обширными землями бывшей Гипербореи — мистической и неизвестной для античной Европы территории , находящейся где-то на севере, где дует северный ветер Борей, за Уральскими горами. Всё неизвестное и таинственное заселялось мифическими существами и страшными чудищаами, Гогом и Магогом, до которых добрался в своих походах сам Александр Македонский.

Смешение античных представлений западных европейцев о Гиперборее, и незнакомой и пугающей Великой Скифии и топонима Тартария определило долговременное (архетипическое) сходство Тартара и царство Гога и Магога. В сознании европейцев, которые никогда не различали народы, живущие в Великой Скифии на северо-востоке мира , называя их одним общим названием скифы, смешались новые и старые образы непонятных им народов в один зловещий образ Тартарии и тартар , живущих в фантастическом царстве Гога и Магога , великой Степи.

Цепочка ассоциаций Тартарии включала Гога и Магога, скифов, тартар, славян, которых часто смешивали с сарацинами. Факт родства Тартарии с Гогом и Магогом повторяет доминиканский миссионер Рикольдо да Монтекроче, в конце XIII века посетивший взятый монголами город Багдад.

Количество чудищ населяющих Тартарию на западно-европейских картах выросло в течение первой половины XIII века; в дальнейшем эта тенденция проявлялась и в литературе. Средневековые авторы не делали различий между мифом и реальностью: Тартарию населяли не только люди, но и разнообразные сказочные существа. Ярким примером были свидетельства Плано Карпини : в попытке рассказать историю тартар, автор так же тщательно описывал чудищ, населявших завоёванные ими страны, как и реальную жизнь монголов. Список, приведенный Карпини, включает немых, существ без суставов в ногах, кинокефалов, с пёсьими мордами и бычьими копытами, одноногих и одноруких людей и др. Плано Карпини описывает чучела, извергающие огонь, горы магнитов, притягивающих стрелы, грохот при восходе солнца, кинокефалы обитали на северо-востоке Тартарии и т.п. С Гогом и Магогом и людоедами на берегу Северного океана соседствуют кинокефалы у немецкого картографа Андреаса Вальспергера (XVвека). Путешественникам было очевидно, что подобные чудища и чудеса невозможно было увидеть на земле , поэтому их обителью были области неизвестной Тартарии. Сказочные образы обитателей Сибири сохранялись вплоть до Сигизмунда фон Герберштейна (XVI век)

В раннем средневековье существовала легенда («Романа об Александре») о походе Александра Македонского покорившего Индийское царство Тартар, и заперевшего в горах десять потерянных колен Израиля — исмаилитов и мадианитян, описанных в Ветхом Завете. Марко Поло в одном из рассказов утверждал, что видел побежденных Александром тартар Общим местом было отождествление Тартар-монголов и евреев, возникшее ещё в IX веке и распространившееся ко времени монгольских завоеваний. Монголы оказывались потомками еврейских племён, изгнанных в Мидию ассирийским царём.

В результате этой путаницы в XIII веке западноевропейские летописцы, географы и хронисты не отличали от Тартарии Мидию и Персию. Рикольдо да Монтекроче задавался вопросом о связи между евреями и тартарами. Следы этих фантастических этимологий и воображаемых связей ветхозаветных потерянных колен Израиля в Тартарии прослеживаются вплоть до XVIII века.


Впервые термин «Тартария» появляется около 1173 года в путевых заметках наваррского путешественника Вениамина Тудельского, который писал о «тибетской провинции Тартарии… в стороне Туркестана и Тангутов, на севере Могулистана».

Среди первых исследователей «центрально-азиатского» пространства Тартарии были Плано Карпини, первый посол папы Иннокентия IV (1245-1247), его собрат Гильом де Рубрук (1253-1255) , путешествовавший миссионер, и венецианский купец Марко Поло (1260-1295 г.г.)

Термин «тартары» без конкретного обозначения используется в книге о подвигах и победах над сарацинами царя тартар Давида - «Relatio de David» (1221 год), а также встречается у французского хрониста Альберика.

Доминиканский монах Симон де Сен-Квентин, в 1245-1248 годах участвовавший в папском посольстве Асцелина Ломбардского ко двору монгольского хана, локализовал Тартарию «вне Персии и Армении» и поместил её в пределах границ Индии ; царём тартар был Давид. По мнению Ж. Ришара, под Индией имелось в виду Каракитайское ханство.


Об Азиатской Тартарии сообщал доминиканский монах и путешественник Юлиан (1238 г.) , отправившийся на поиски Великой Венгрии в кипчакские степи и описавший катастрофу монгольского нашествия . Восприятие термина Тартария начало меняться в негативную сторону в 1236-1238 годах с распространением сведений о разрушительных последствиях монгольских завоеваний и радикально изменилось в 1241-1242 годах после того, как монголы опустошили Венгрию и достигли Адриатики.


В негативном ключе понятие «Тартария» появилось между 1238 — 1242 годами. После монгольского нашествия в Европу примерно в 1241-1242 годах, произошло включение понятия христианского ада — Тартара, в топоним «Тартария». В результате этого возникало специфическое географическое обозначение — «Тартария». Как отмечает С. Горшенина, ряд изменений в этнониме Mongghol или Mongghal в европейских языках в конечном счёте приводит к отождествлению монголов с потомками Гога и Магога.

В версии «Романа об Александре» 1236 года запертые мифические 22 царя Гога и Магога являются царями Тартара популярность мифа об Александре Македонском связала его с монгольской империей

Согласно английскому хронисту Матвею Парижскому, в 1241 году французский король Людовик IX, в 1244 году провозгласивший крестовый поход против монголов, впервые связал между собой три понятия - «Тартария», «Тартар» и «тартары».

Французский король Людовик IX использовал термин «Тартария» в переписке с монгольскими ханами в 1248-1262 годах.

Возможно, что до Людовика понятия - «Тартария», «Тартар» и «тартары» уже несколько лет употреблялось, однако автором этой ассоциации чаще всего называют французского короля. В письме своей матери Бланке Кастильской, король Людовик IX сокрушался о вышедших из Тартара тартарах.


В 1244 году германский император Фридрих II также связал понятия «Тартария», «Тартар» и «тартары» : «ad sua Tartara Tartari detrudentur» — «тартары вышли из ада (преисподней)».

В описании Матвея Парижского (1250 г.) Тартария предстаёт как место, окружённое «непреодолимой горной преградой», где берёт начало река мёртвых, называемая Тартар, давшая название народу Тартарии, а в венгерских источниках река Эгог (1242г.).

Описания Матвея Парижского и императора Фридриха содержат демонические черты тартар как «ненавистного народа», « яростных как демоны», «посланных самим Сатаной», представителей расы Сатаны , выходцев из Тартара (ада). Появление тартар на границах Европы связывалось с пришествием Антихриста : в обстановке между 1250 и 1400 годом, в ожидании Страшного Суда, монголы на сотни лет превратились во всадников Апокалипсиса, воинов Антихриста , причём как в народных представлениях, так и в европейских литературных источниках. Хранителем «проклятых народов» — всадников Апокалипсиса был пресвитер Иоанн.

Именно так всадников Апокалипсиса представляли и позднее - Роджер Бэкон, армянский историк Киракос , хронист Жуанвиль, и Данте в «Божественной комедии». Для Роджера Бэкона тартары были похожи на евреев, скифов и Гога Магога.

У Матвея Парижского тартары принадлежат к народам, запертым Александром Македонским в горах за Каспийским морем до конца мира. Согласно Матвею, с наступлением конца света тартары освободятся, «чтобы совершить великую бойню» ; они распространятся с севера по четырем частям света, возвещая пришествие Антихриста . У Мандевиля тартары выйдут вслед за неизвестным зверем через отверстие в горах, сделанное лисой.

На географических картах параллель между Тартарией и Гогом и Магогом появляется позднее, хотя Матвей Парижский ещё в 1253 году на своей карте Святой Земли указал, что тартары пришли из окрестностей Гога и Магога — с северо-востока.


Тартария на европейских картах XIII-XV веков.
Согласно подсчётам немецкого картографа А. Д. фон ден Бринкен в XIII-XIV веках термин Земля Тартария — Tartarorum terra — на европейских географических картах (mappae mundi) встречается на 21 карте на шести языках.

Тартары упоминаются на итальянской карте 1320-1321 годов географов Марино Санудо и Пьетро Висконте. Mappae mundi Санудо, Висконте и Паулина составленные в 1310-1330-е годах, отмечены влиянием арабских источников. Карты представили новую Центральную Азию; помимо тартар, на картах изображены Железные Врата и царство Катай. На карте 1320-1321 годов страна тартар располагается около обнесённого стеной замка, укрепления (castrum) Гога и Магога на северо-востоке у Северного океана. Карта сопровождается комментариями: «здесь были заперты тартары» и «здесь собралось великое множество тартар» .

По мнению исследователя Э. Эдсон, последняя фраза может относиться к описанному Плано Карпини избранию монгольского Великого хана в 1246 году. На карте изображены два Каспийских моря, которые названы одним словом, однако расположены в разных местах. Первое имеет форму океанского залива: именно там «заперты тартары» ; второе находится в горах, из него вытекает река Gyon (Oxus, Амударья). По мнению С. Горшениной, такое раздвоение характеризует попытку совместить античные источники и новые сведения о Центральной Азии .

В XIV-XV веках развитие картографии Тартарии происходило в основном в Италии, Португалии и Каталонии , сохранявших контакты со странами Востока. Новые, более современные названия появляются на знаменитом Каталонском атласе 1375 года , составленным еврейским картографом из Мальорки Авраамом Крескесом: «центрально-азиатские» топонимы впервые заимствованы у Марко Поло, а также у Одорико Порденоне и Джона Мандевиля. Данный атлас довольно точно передавал общую политическую ситуацию того времени, несмотря на приблизительность городов, рек и т. д. В нём сохранялись и фантастические элементы : гиганты на севере; пигмеи на юге - между Катаем и Индией; королевство амазонок, Гог и Магог и т. д.

С возникновением в XIV веке портуланов и переоткрытием карт Птолемея, появлением новых свидетельств путешественников, авторы карт «Центральной Азии» постепенно отказываются от принципов карты Т-О и переходят к другим способам начертания континентов. Главной особенностью является отказ от традиционной восточной ориентации карт в пользу северной (Птолемей) или южной. В отличие от средневековой картографии, считавшей Каспийское море заливом внешнего океана, Птолемей правильно считал его внутренним морем . Вместе с тем, античное изображение (как на картах Т-О) периферии северной Азии и, в частности, средневековые представления о Каспийском море сохраняют несколько выполненных в традиции Каталонского атласа карт первой половины XV века: итальянские карты Андреа Бьянко (1432-1436) и Борджиа (1410-1458), Каталонская карта из библиотеки Эстенсе де Модена (1450).

Гирканское (Каспийское) море является заливом внешнего океана; рядом с заливом расположена окружённая горами земля Гога и Магога. На карте Андреа Бьянко по разные стороны Гирканского залива расположены земной рай и Гог и Магог ; спустя двести лет после путешествий Плано Карпини и Рубрука такое соседство было анахронизмом.
На этих картах образы Гога и Магога и тартар отделяются друг от друга , как следствие положительных описаний Марко Поло и особенно в связи с падением Монгольской империи (1368).

Теперь картография начинает рассматривать Гога и Магога в антисемитской перспективе: место тартар занимают евреи. Запертые в горах Центральной Азии евреи появляются на немецких и итальянских картах XV века. На карте Борджиа тартары не заперты, а свободно располагаются со своими повозками, верблюдами и юртами на пространстве между Чёрным морем и Катаем.

Большое количество восходящих к Марко Поло «тартарских» топонимов присутствует на венецианской карте 1460 года: вокруг Каспийского моря двадцать топонимов, в Туркестане, Сибири — Тартария отмечается шесть раз , разных местах Каракорума и Катая.

Карта Винланда (ок. 1440) изображает «безбрежное тартарское море» (Magnum mare Tartarirum) между Евразией и восточными островами;

В Средневековье жители многих стран представляли, что где-то далеко-далеко реально существуют мистические чудища. Например, географы и картографы Западной Европы считали, что на востоке находится огромная территория, которая называется Великой Тартарией. Якобы именно там берет свое начало река мертвых, и жители этой страны однажды возвестят всему миру о наступлении Конца света. Где же располагалась эта мистическая земля?

Что за страна?

Великая Тартария – географический термин, который использовали, в основном, западноевропейские ученые. С XII до XIX века они помещали данное государство на различных участках Азии: от Урала и Сибири до Монголии и Китая.

Некоторые картографы считали, что так называются все земли, не исследованные представителями католического мира. И тогда границы Тартарии раздвигались от Каспийского моря до Тихого океана. Другие ученые, напротив, ассоциировали эту таинственную страну с Туркестаном или Монголией.

Впервые данный топоним встречается в трудах наваррского раввина Вениамина Тудельского, около 1173 года этот путешественник писал о Тартарии, называя ее тибетской провинцией. По мнению иудейского религиозного деятеля, эта страна расположена к северу от Могулистана в стороне Тангутов и Туркестана.

Язычники из Ада

Происхождение топонима «Тартария» ученые связывают с контаминацией сразу двух терминов: древнегреческого Тартара и названия народа «татары». Считается, что эти слова соединились в сознании жителей Западной Европы из-за сходства по звучанию.

Дело в том, что от караванщиков, перевозивших товары из Китая по Великому шелковому пути, европейцы были наслышаны о таинственных татарах, населяющих восточные земли. Поскольку китайцы практически все народы, живущие к северу от Поднебесной, в том числе монголов и якутов, называли татарами, то на западе сформировалось представление, что Тартария – огромная держава, занимающая чуть ли не всю Азию.

В XIII веке, после набегов войск монгольского хана Батыя на ряд стран Европы, отношение к татарам стало негативным. Их начали воспринимать как наводящих ужас воинов с востока, полчища которых однажды положат конец существованию христианской цивилизации. В религиозных текстах говорилось, что татары – это дикари, свирепые как демоны, посланные самим Сатаной.

К тому же, согласно древнегреческой мифологии, Тартар – это бездна, находящаяся под царством Аида (миром мертвых). Из-за сходства этнонима «татары» с названием языческого Ада в Западной Европе сложилось мнение, что Великая Тартария – это земля, где живут разные монстры и чудища, в том числе легендарные Гог и Магог, а люди там поклоняются Антихристу. Считалось, что исток реки, протекающей по данной территории, находится в потусторонней реальности.

От Урала до Тихого океана

Многие ученые из Западной Европы считали Великую Тартарию огромной империей, простирающейся от Урала до Тихого океана. Например, итальянский дипломат и иезуит Джованни Ботеро в своей работе «Универсальные реляции» (Relationi universali), датированной 1595 годом, писал о том, что эта страна раньше именовалась Скифией. И она занимает половину Азии, на западе гранича с Поволжьем, а на юге – с Китаем и Индией. При этом земли огромной империи с одной стороны омывают воды Каспия, а с другой – Берингово море.

Еще один представитель ордена иезуитов – французский востоковед Жан-Батист Дюальд – в 1735 году опубликовал научный труд «Географическое, историческое, хронологическое, политическое и физическое описание Китайской империи и китайской Тартарии». По его мнению, на западе эта огромная страна граничит с Московией, на юге – с Монголией и Китаем, с севера данное государство омывается Ледовитым морем, а Восточное море отделяет Тартарию от Японии.

А в 1659 году в Лондоне было опубликовано приложение к работе кардинала Франции Дионисия Петавиуса «Наука о времени» (Opus de doctrina temporum), посвященное географии. В нем говорилось, что река Тартар орошает большую часть огромной империи. По мнению кардинала, Великая Тартария с запада ограничена Уралом, а с юга – рекой Ганг. На севере страны находится побережье Замороженного океана, а воды моря Цин омывают эту территорию с востока.

Центральная Азия

Однако не все ученые были склонны отдавать Великой Тартарии столь обширные пространства. Некоторые географы располагали эту страну в Центральной Азии. Так, энциклопедия «Британика» (3 том, 1773 г.) указывает, что государство тартар находится южнее Сибири, севернее Индии и Персии и западнее Китая.

Этой точки зрения придерживался и шведский исследователь Филипп Иоганн фон Страленберг. В 1730 году он опубликовал «Новое географическое описание Великой Татарии», расположив данное государство между Монголией, Сибирью и Каспийским морем.

Монголия

Ряд ученых прямо ассоциировали Тартарию с родиной Чингисхана. Итальянский дипломат и францисканец Джованни Плано Карпини, посетивший Монголию в 1246 году, оставил причудливое описание этой страны. В работе «История Монгалов, именуемых нами Тартарами» он соединил свои путевые впечатления со средневековыми мистическими преданиями. Например, автор упомянул про извергающие огонь чучела, людей с собачьими головами и коровьими копытами, а также про созданий, ноги которых не имеют суставов.

Вероятно, Плано Карпини преследовал при этом две цели: впечатлить читателей и не противоречить устоявшемуся среди католиков представлению о Тартарии.

Многие западноевропейские картографы ориентировались в своей работе именно на труды итальянского францисканца-дипломата еще несколько веков.

Сибирь

Некоторые ученые считали Великой Тартарией таинственные просторы Сибири. Так фламандец Абрахам Ортелий в 1570 году опубликовал атлас мира «Зрелище круга земного». В этом издании Тартария располагалась между Московией и Дальним Востоком.

Отдельные исследователи в своих трудах упоминали, что в огромной империи так холодно, что уже неглубоко под землей находится лед. Именно здесь, как считал французский путешественник венгерского происхождения Франц Тотт, располагалась колыбель человечества. В своих «Мемуарах о турках и тартарах» (1784 г.) он написал, что самые первые люди мигрировали из Тартарии на юг и на запад, заселив Китай, Тибет, Индию, а позднее и Европу.

Московия

Многие ученые-католики считали границу между Европой и Азией мистическим рубежом Добра и Зла. И хотя Московия географически располагалась западнее Уральских гор, в сознании англичан, итальянцев, французов и немцев она совпадала с образом чужой, далекой, дикой и опасной земли. Поэтому географы часто ставили знак равенства между Русью и Великой Тартарией.

Например, английский исследователь Джон Спид в 1626 году представил научному сообществу составленную им «Новую карту Тартарии». В издании имелось изображение типичного жителя этого страны, он был в одежде, которую носили опричники при Иване IV Грозном. А русского царя картограф нарисовал сидящим в юрте.

К тому же, некоторые историки и географы из Западной Европы считали Северный Кавказ самой западной частью Великой Тартарии.

Что касается отечественных ученых, то они избегали этого топонима по двум причинам:

знали, что не существует народа, который называется «тартары»;

Тартария ассоциировалась с миром мертвых или страной, где правят злые силы.

Хотя на самых первых русских картах можно найти данное государство, что объясняется влиянием западноевропейской традиции. Так, Тартария попала на «Чертеж всей Сибири, збиранный в Тобольске по указу царя Алексея Михайловича», который был составлен в 1667 году под руководством боярина Петра Годунова.

Если мы очистим весь массив учебников, справочников и диссертаций от мнений, интерпретаций, построения новых гипотез на чьих-то старых интерпретациях, то обнаружим, что за всем этим геометрически прогрессирующим на протяжении столетий массивом данных в сухом остатке совсем мало реальных фактов, которые можно проверить. Есть среди фактов и такие, которые в общеизвестных интерпретациях никогда не используются, потому что не укладываются в построенные теории. «Неудобные факты»… Их как бы просто нет.

Оставим избирательную наблюдательность историков на их совести и посмотрим на некоторые первоисточники своими глазами, отбросив старые гипотезы и включив собственную логику. Это может сделать любой здравомыслящий человек! Что, к примеру, можно обнаружить на одной единственной старой карте находящейся в общем доступе, используя такой нехитрый, но разумный подход?

Это карта-гравюра изданная Яном Янсоном в Амстердаме в 1640-1650 гг. на базе более известной карты «Тартария» из Атласа Меркатора-Хондиуса. Меркатор кстати не какой-то там фантазер - это уважаемый картограф своего времени, обладавший уникальными знаниями. Он впервые применил равноугольную цилиндрическую проекцию при составлении карты мира, что означает отсутствие искажений в углах и формах, то есть учел в своих построениях географическую долготу, которую по сути научились вычислять лишь 200 лет спустя. Морские навигационные карты по сей день составляются на том же принципе. Меркатор довольно точно прорисовал берега обеих Америк, в частности показал пролив между Америкой и Азией, еще не открытый на момент создания карты, а Арктику изобразил свободной от льда. Интересно, что он никогда не покидал своего кабинета. Считается, что информацию он черпал из неких более древних карт, чуть ли не египетских жрецов… Но тут уж мы вступаем на скользкую дорожку домыслов.

Посмотрим, что же по мнению Меркатора и Янсона находилось на территории современной России. Эти земли обозначены на карте как Тартария, и, конечно, любой, кто когда-либо пытался проанализировать наш исторический путь шире, чем это позволяет официальная версия, с этим понятием сталкивался уже не раз. Напомним, что Тартария - это термин вполне официальный, прописанный даже в Британской энциклопедии 1771 года, где значится что это крупнейшая из существовавших в мире империй - практически вся Евразия. Наша империя. Четкие свидетельства о ней можно найти почти на всех старых картах, в списках гербов мировых держав (сова и грифон), в летописях арабских путешественников, и т. п … Но вот какое чудо - кто-нибудь хоть слово слышал о ней, например, в школе?

Однако, вернемся к карте. Будем считать, что Тартария более или менее эквивалентна Российской Империи или СССР в плане территорий (во многих источниках в ее состав относят также Китайскую Тартарию и Независимую Тартарию = Средней Азии, Ирану), и обратимся к деталям.

На карте довольно много известных нам названий - городов, рек, областей. Все они находятся на своих местах и корректно отображены относительно друг друга. Есть Москва, Пермь, Нижний Новгород, Хохлома, Вятка, Астрахань, Казань, Тюмень, Дербент, Бухара, Каргополь, Азов, Баку, Ташкент.

Прорисованы реки Печора, Вычегда, Волга, Обь.

Обозначены Московия, Армения, Грузия, Крым, Пермская земля, архипелаг Новая Земля, Великая китайская стена, Китай и Каракитай.

Как видим, автор отлично знал о чем говорит и создал достаточно точную для своего времени карту, которой можно уверенно пользоваться. Настоящая хорошо узнаваемая Евразия, которую легко можно проецировать на современную карту. Заметим, что здесь не наблюдается ни земель одноглазых циклопов, ни собакоголовых племен, ни молочных рек - одним словом нет места откровенным сказкам и небылицам, которые могли бы возникать от невежества и слабого знания обычаев удаленных территорий и городов. Вывод первый: карта вызывает доверие.

Но: в ней одновременно с этим довольно много странных деталей. И что если не «автор был не прав» - а мы чего-то не знаем? Например, есть такие территории как Лукоморье и Скифия на территории нынешней Сибири. На месте Томска - легендарный город Грустина, который Вы найдете на 90% старых карт, но никогда - в трудах историков.

Новая земля как будто не до конца ушла под воду в юго-восточной части - граница моря и суши там не обозначена в принципе.

А на нынешнем Дальнем Востоке - настоящая Страна Городов! Где-где? Не ошибка ли это? Там же "обитают лишь амурские тигры, медведи да леопарды, там глушь и дремучие леса", а кроме немногочисленных северных племен промышляющих китобойным промыслом у самой кромки океана туда отродясь «не ступала нога человека» до прихода Ермака. «Неисторическая земля» - как окрестили ее историки.

А вот Меркатор с ними бы не согласился. На своей карте он посчитал достойными быть запечатленными лишь 11 городов к западу от Уральского хребта, а на Дальнем Востоке таких - 17. Причем расположены они все довольно кучно, чем-то напоминая современный мегаполис с городами-спутниками, который по мере роста становится одной конгломерацией… Кажется в давние времена «глушь» находилась совсем в противоположном направлении.

Интересно, что среди них мы не найдем ни одного знакомого названия или даже намека на какую-то ассоциацию - Наимен, Каракоран, Какатора, Тендук, Эзма, Камбалу, Гаута, Кауглу… Там же протекает река Тартар, созвучная названию империи Тартария и Тартарскому Замерзшему морю, коим обозначен Северный ледовитый океан…

Что же - Меркатор нарисовал всю Евразию верно, а на Дальнем Востоке решил дать волю фантазии? Невозможно. Если так, то сплошь неправ и Фра Мауро со своей картой мира, где мы также найдем большинство известных городов похожими на мелкие поселения по сравнению с мегаполисами северо-восточной Тартарии. То, что было для них центром мира - стало для нас белым пятном. Но разве не надменно со стороны современников прикрывать пробелы в собственных знаниях и понимании мнимым невежеством и ошибками предшественников?

Никто не исследовал эту «неисторическую землю» по-настоящему - Сибирь, Таймыр (тайный мир?), Дальний Восток… Мы просто не знаем были ли там когда-либо такие города или нет. Никто не доказал там на месте, что их не было, никто не может сказать «мы пропустили через пальцы каждую песчинку и так ничего и не нашли» - ведь не искали. Лишь любительские съемки Горной Шории, Ленских Столбов, заповедника Ергаки, и других менее известных мест, от которых буквально волосы встают дыбом, заставляют нас задать себе вопрос - действительно ли это игра природы или глаза отчетливо узнают в них остовы огромных древних крепостей…

Остался еще один удивительный момент на карте Меркатора, который мы приберегли напоследок. Все города на карте имеют одно общее обозначение - город с двумя башнями, и только два обозначены по-другому - трехбашенными, что, вероятно, должно было подчеркнуть их особый статус, значение или размер. Один из них - Москва, второй предлагаем Вам отыскать самостоятельно на восточных рубежах Империи.

Задавайте вопросы, ищите первоисточники, держите глаза открытыми. Снегирь будет рад, если Вы поделитесь своими наблюдениями и находками.

Еще предоставлю вам некую историческую информацию-загадку.

Ещё совсем недавно, несколько лет назад, слово «Тартария» было совсем неизвестно подавляющему большинству жителей России. Сейчас уже сломано много копий в спорах, снято много фильмов по поводу фальсификации истории и т.п.

А Вы когда-нибудь о такой стране слышали?

Вот есть такая версия.

Ещё в XIX веке, как в России, так и в Европе память о Тартарии была жива, о ней знали очень многие. Косвенным подтверждением этому служит следующий факт. В середине XIX века европейские столицы были очарованы блистательной русской аристократкой Варварой Дмитриевной Римской-Корсаковой, красота и остроумие которой заставили зеленеть от зависти супругу Наполеона III - императрицу Евгению. Блистательную русскую называли «Венерой из Тартара».

Впервые о Тартарии в русскоязычном Интернете открыто сообщил Николай Левашов во второй части своей статьи «Замалчиваемая история России», опубликованной на «Советнике» в июле 2004 года. Вот, что он тогда написал:



«…Во всё той же британской энциклопедии Русской Империей, более известной, как (Great Tartary ) , называют территорию восточнее Дона, на широте Самары до уральских гор и вся территория восточнее уральских гор до Тихого океана на азиатском:

«TARTARY, a vast country in the northern parts of Asia, bounded by Siberia on the north and west: this is called Great Tartary. The Tartars who lie south of Muscovy and Siberia, are those of Astracan, Circassia, and Dagistan, situated north-west of the Caspian-sea; the Calmuc Tartars, who lie between Siberia and the Caspian-sea; the Usbec Tartars and Moguls, who lie north of Persia and India; and lastly, those of Tibet, who lie north-west of China».

(Encyclopedia Britannica , Vol . III , Edinburgh , 1771, p . 887.)

Перевод: «Тартария, громадная страна в северной части Азии, граничащая с Сибирью на севере и западе, которая называется . Тартары, живущие южнее Московии и Сибири, называются Астраханскими, Черкасскими и Дагестанскими, живущие на северо-западе от Каспийского моря, называются Калмыкскими Тартарами и которые занимают территорию между Сибирью и Каспийским морем; Узбекскими Тартарами и Монголами, которые обитают севернее Персии и Индии и, наконец, Тибетскими, живущие на северо-запад от Китая»).

(Энциклопедия «Британика», первое издание, Том 3, Эдинбург, 1771 г., с. 887).




Энциклопедия «Британика», первое издание, Том 3, Эдинбург, 1771 г.


Титульный лист первой Британской Энциклопедии "Бриттаники", 1771 г. издания

Статья о Тартарии впервом издании Британской Энциклопедии 1771 г.

Карта Европы из первого, ещё не исправленного издания "Бриттаники" (1771 г.), на которой обозначена самая большая страна мира - Великая Тартария

Карта Тартарии в третьем томе первого издания "Бриттаники", 1771 г.



«Как следует из Британской энциклопедии 1771 года, существовала громадная страна Тартария , провинции которой имели разные размеры. Самая большая провинция этой империи называлась Великой Тартарией и охватывала собой земли Западной Сибири, Восточной Сибири и Дальнего Востока. На юго-востоке к ней примыкала Китайская Тартария hinese Tartary ) [просьба не путать с Китаем (China ) ]. На юге от Великой Тартарии была, так называемая, Независимая Тартария (Independent Tartary ) [Средняя Азия]. Тибетская Тартария (Tibet ) располагалась на северо-запад от Китая и на юго-запад от Китайской Тартарии. На севере Индии находилась Монгольская Тартария (Mogul Empire ) (современный Пакистан). Узбекская Тартария (Bukaria ) была зажата между Независимой Тартарией на севере; Китайской Тартарией на северо-востоке; Тибетской Тартарией на юго-востоке; Монгольской Тартарией на юге и Персией (Persia ) на юго-западе. В Европе тоже было несколько Тартарий: Московия или Московская Тартария (Muscovite Tartary ) , Кубанская Тартария (Kuban Tartars ) и Маленькая Тартария (Little Tartary ) .

Что означает Тартария, говорилось выше и, как следует из значения этого слова, никакого отношения к современным татарам не имеет, точно так, как и Монгольская Империя никакого отношения не имеет к современной Монголии. Монгольская Тартария (Mogul Empire ) находится на месте современного Пакистана, в то время, как современная Монголия находится на севере современного Китая или между Великой Тартарией и Китайской Тартарией».

Сведения о Великой Тартарии также сохранились в 6-томной испанской энциклопедии Diccionario Geografico Universal 1795 года издания, и, уже в несколько изменённом виде, в более поздних изданиях испанских энциклопедий.

Титульный лист испанского Универсального Географического справочника, 1795 г.


Статья о Тартарии в испанском Универсальном Географическом Справочнике, 1795 г.


(Anthony Jenkinson ) (Muscovy Company )

(Jodocus Hondius , 1563-1612)

Ну а теперь карты Великой Тартарии разных времен и стран. Почти все карты кликабельно 2000-4000 рх


О том, что европейцы были весьма осведомлены о существовании различных Тартарий, свидетельствуют и многочисленные средневековые географические карты. Одной из первых таких карт является карта России, Московии и Тартарии, составленная английским дипломатом Энтони Дженкинсоном (Anthony Jenkinson ) , который был первым полномочным послом Англии в Московии с 1557 по 1571 г., и по совместительству представителем Московской компании (Muscovy Company ) - английской торговой компании, основанной лондонскими купцами в 1555 г. Дженкинсон оказался первым западноевропейским путешественником, описавшим побережье Каспийского моря и Среднюю Азию во время своей экспедиции в Бухару в 1558-1560 гг. Результатом этих наблюдений стали не только официальные отчёты, но и самая подробная на тот момент карта областей, практически недоступных до того момента для европейцев.

Тартария есть и в солидном всемирном Атласе Меркатора-Хондиуса начала XVII века. Йодокус Хондиус (Jodocus Hondius , 1563-1612) - фламандский гравёр, картограф и издатель атласов и карт в 1604 году купил печатные формы всемирного атласа Меркатора, добавил к атласу около сорока собственных карт и опубликовал расширенное издание в 1606 г. под авторством Меркатора, а себя указал в качестве издателя.


Основным населением этого огромного пространства были кочевые и полукочевые тюркские и монгольские народы, собирательно известные в ту пору европейцам как «татары». До середины XVII в. европейцы мало что знали о Маньчжурии и её обитателях, но когда в 1640-ых годах маньчжуры завоевали Китай, то находившиеся там иезуиты также причислили их к татарам.

Основная религия народов Тартарии в раннем периоде тенгрианство, в позднемислам (большинство тюркских народов) и буддизм (большинство монгольских народов). Некоторые народы исповедовали христианство (в особенности, несторианского толка).

Первым государственным образованием на всей территории Великой Тартарии стал Тюркский каганат. После распада единого каганата на территории Тартарии в разное время существовали государства: Западно-тюркский каганат, Восточно-тюркский каганат, Кимакский каганат, Хазарский каганат, Волжская Болгария и др.

В конце XII — начале XIII веков вся территория Тартарии, была вновь объединена Чингисханом и его потомками. Это государственное образование известно как Монгольская империя. В результате деления Монгольской империи на улусы в западной части Тартарии возникло централизованное государство Золотая Орда (Улус Джучи). На территории Золотой Орды сложился единый татарский язык.

В русском языке вместо слова «Тартария» чаще использовалось слово «Татария». (Этноним «Татары» имеет достаточно древнюю историю). Татарами русские по традиции продолжали называть и большинство тюркоязычных народов, живших на терриории бывшей Золотой Орды.

После распада Золотой Орды, на бывшей её территории в разное время существовало несколько государств, наиболее значимыми из которых являются: Большая Орда, Казанское ханство, Крымское ханство, Сибирское ханство, Ногайская орда, Астраханское ханство, Казахское ханство.

В результате перехода многих тюркских народов к оседлому образу жизни и обособления их в отдельных государствах произошло формирование этносов: крымские татары, казанские татары, сибирские татары, астраханские татары, абаканские татары.

С начала XVI-го века государства на территории Тартарии начинают попадать в вассальную зависимость от Русского государства. В 1552 году Иван Грозный захватил Казанское ханство, в 1556 — Астраханское ханство. К концу XIX века большая часть территории некогда называвшейся «Тартария» оказалась в составе Российской империи.

Маньчжурия, Монголия, Джунгария («татарская» часть Восточного Туркестана) и Тибет к середине XVIIIв. все оказались под властью маньчжурской (то есть, для европейцев XVII в, «татарской» династии Цин); эти территории (в особенности Монголия и Маньчжурия) часто были известны европейцам как «Китайская Тартария».

В настоящее время название Татария закреплено за республикой Татарстан (в советское время Татарская АССР).


Карта Азии из первого издания Британской Энциклопедии


Копия карты Азии из Атласа 1754 года (взято из "Славяно-Арийских Вед


одна из самых старых карт с упоминанием Тартарии



Французская карта Азии 1692 года и карта Азии и Скифии (Scythia et Tartaria Asiatica) 1697 года.



Карта Тартарии или "Империи Великого хана". Составил Генрих Хондиус


Карта Тартарии (фрагмент). Гийом Делиль, 1706 г. На карте изображены три Татарии: Московская, Вольная и Китайская.



Этнографическая карта Ремезова.



Карта Великой Тартарии 1706 года.


Эта уникальнейшая карта была опубликована в Антверпене 1584 году. Значительная часть информации, указанной на карте связана с путешествием Марко Поло в 1275-1291 годах. Карта Тартарии (Сибири) Абрахама Ортелиуса


Россия по карте Антония Дженкинсона1562 г. Гравюра Франса Хогенберга


Тартария , 1814.



Тартария Де Лиля 1706


Не ранее 1705 года



Издательский дом Блау - Карта Тартарии . Амстердам, 1640-70 гг.


Карта Тартарии Йодокуса Хондиуса (Jodocus Hondius)

Абрахам Ортелий (Abraham Ortelius , 1527-1598) - фламандский картограф, составил первый в мире географический атлас, состоящий из 53 карт большого формата с подробными пояснительными географическими текстами, который был напечатан в Антверпене 20 мая 1570 г. Атлас был назван Theatrum Orbis Terrarum (лат. Зрелище шара земного) и отражал состояние географических знаний на тот момент времени.

Атлас "Theatrum Orbis Terrarum" (лат. Зрелище шара земного) - первый в мире географический атлас, состоящий из 53 карт большого формата с подробными пояснительными географическими текстами, был составлен фламандским картографом, Абрахамом Ортелиусом (Abraham Ortelius, 1527-1598). Он был напечатан в Антверпене 20 мая 1570 г. и отражал состояние географических знаний на тот момент времени.

Тартария имеется и на голландской карте Азии 1595 года, и на карте 1626 года Джона Спида (John Speed , 1552-1629) английского историка и картографа, который издал первый в мире британский картографический атлас мира «Обозрение самых известных мест мира» (A Prospect of the Most Famous Parts of the World ) . Обратите внимание, что на многих картах хорошо видна китайская стена, и собственно Китай находится за ней, а до неё располагалась территория Китайской Тартарии hinese Tartary ) .

Тартария на голландской карте Азии 1595


Клкиабельно 5000 рх

Изображение земного глобуса (авт.права - ассоц. Картаир). Середина 18 века Гравюра на меди. Равноугольная поперечно азимутальная проекция

А вот последняя карта, где еще есть подобное название. Датируется она 1786 годом.

На правах автора, отбросив ложную скромность, считаю допустимым введение в оборот термина «тартароведение ». Ну, а почему бы и нет? Ведь существуют востоковедение, американоведение и даже москвоведение, которое теперь выделено в отдельную учебную дисциплину и преподаётся в некоторых общеобразовательных школах.

Не следует думать, что излагаемая версия - это художественный вымысел. Совсем нет. Это попытка трезвого анализа известных фактов , изложенных в публикациях недалёкого прошлого. Часть из этих источников признаётся исторической наукой в качестве достоверных, а часть относится к художественной литературе. Такие, например, как записки путешественников.

Медальон с изображением совы. Бронза. Литьё. Обнаружен в могильнике Сайгатинский VI в западной Сибири. Хранится в экспозиции Сургутского художественного музея. Изображение совы на золотом поле являлось штандартом Великого Хана Тартарии.

Источники

Однако единства в оценке достоверности источников, их допустимости и относимости, среди историков как не было, так и нет. Между тем, у меня есть все основания полагать, что множество официально признанных академической наукой источников грешат против истины куда больше, чем художественные описания странствий, или тем более, чем обычные поваренные книги. По мнению фальсификаторов, в них нечего скрывать и искажать. Достаточно объявить всё это предвзятостью авторов, некомпетентностью и просто богатой фантазией.

Во избежание тяжких последствий для душевного покоя читателей, предлагаю поиграть в забавную игру. Перед началом увлекательного путешествия в прошлое нашей Родины попробуйте представить себя маленьким ребёнком, никогда не изучавшим историю в школе и ВУЗе . Начните с нуля, с чистого листа, полностью вычеркнув из памяти всё, что вам говорили раньше. А после прочтения снова вспомните и сравните версию исторического развития нашей страны, которая изложена в учебниках, и ту, с которой познакомились теперь. И ответьте сами себе, положив руку на сердце, на один вопрос: какая из версий вам кажется более логичной, стройной, и правдоподобной?

Хронология

Это один из краеугольных камней исторической науки. Дело в том, что единого календаря на планете Земля не существует по сей день . Большинство стран совсем недавно договорились использовать за точку начала отсчёта рождение Иисуса Христа, но в некоторых по-прежнему сохраняется традиционное летосчисление, параллельно с общепринятым. А пару столетий назад, чуть ли не в каждом городе существовал собственный календарь , что порождало чудовищные трудности для летописцев при описании событий, в части того, когда именно они происходили. Именно поэтому, здесь вы встретите сразу три календаря: славянский, могулский и григорианский. При этом, каждому ясно, что говорить о том, когда именно происходило то или иное событие, мы можем лишь условно, с поправкой на открытие академика Н.А. Морозова (1854-1946), который убедительно доказал, что к существующей истории приписано, как минимум, одно лишнее, не существовавшее в реальности, тысячелетие .

Антропология

Это очень болезненный вопрос, в особенности для наших монгольских друзей, потому что он способен ввергнуть их в трагическое разочарование. И я их понимаю. Вот пасли они коней и овец, считали себя кочевым народом, и вдруг, в 1929 году советские историки рассказали нашим партнёрам о том, что Великий Чингиз-Хан , оказывается, был монголом, а значит, и все современные монголы являются потомками славного полководца и завоевателя. Монголы уже почти столетие гордятся вновь обретённым знаменитым родственником. Он теперь у них национальный герой, и скульптур Чингиз-Хана в Монголии теперь едва ли не больше, чем статуй Ленина и Улан-Батора.

Именно основываясь на безумной версии о принадлежности Чингиз-Хана к современным монголам, и живописцы со скульпторами, и кинематографисты стали изображать его как яркого представителя расы монголоидов . Этот образ, внедрённый в сознание последователей версии «татаро-монгольского ига», вводит нас в заблуждение. Но необходимо понимать, что могулы, народ, к которому принадлежал Чингиз-Хан, а так же все его предки и потомки, не являлся монголоидным. Все они были обладателями ярко выраженной европейской внешности . Это уже сотни раз подтверждено многочисленными исследованиями как археологов, так и генетиков, и специалистов в области ДНК-генеалогии .

На средневековых изображениях жителей Великой Тартарии не существует ни одного тартарина с азиатской внешностью. Даже китайские мандарины на средневековых гравюрах изображены с большими светлыми глазами и светлыми волосами и бородами . Хотя простой люд уже в то время имел немало лиц, обладающих привычными для нас сегодня чертами, позволяющими отнести китайцев к монголоидной расе.

География

География, как наука, вне всяких сомнений принадлежит к одной из самых консервативных областей знания, наряду с геологией. Кто-то когда-то установил, что догмы , на основе которых базируются эти науки, незыблемы и не подлежат сомнению и пересмотру. Все сомнения трактуются в пользу отсталости и невежества средневековых картографов, а также к их ангажированности и некомпетентности. Различия в очертаниях береговой линии материков и островов списывают на несовершенство инструментария и неполноту имеющейся на момент составления карт, базы фактических данных.

Однако, как показывает опыт, который, кстати, и сегодня совершенно игнорируется официальной наукой, географические изменения происходят зачастую не в течение миллиардов и миллионов лет, а гораздо быстрее . Иногда стремительно. Острова имеют свойство возникать и вновь исчезать. Мысы, заливы и полуострова также не раз появлялись и исчезали на протяжении обозримого отрезка времени, когда уже имелись достаточно совершенные инструменты и технологии, позволяющие составлять точные карты.

Каньон национального парка Сент-Хелен в США появился за одну ночь, а геологи по прежнему твердят заученные постулаты о том, что для возникновения подобных объектов требуются сотни миллионов лет. Поэтому следует уделить гораздо больше внимания средневековым географическим картам , на которых изображены неведомые очертания материков. Например, если рассматривать ряд карт Азии, составленных в течение пятнадцатого века, то можно проследить в динамике, как ушли под воду огромные территории на северо-восточной оконечности Евразийского континента, как появилось Охотское море, как в нём возникли сначала архипелаг, а затем большой остров, впоследствии соединившийся с континентальной частью и ставший знакомой нам Камчаткой. Можно наблюдать и довольно полную историю появления Острова Сахалин и Курильской гряды, а также дробление одного большого острова на архипелаг, который ныне известен нам как Япония.

Примерно так же дело обстоит и с объектами гидрографии. Несколько внутренних морей исчезли практически бесследно, так же как на наших глазах прекратило своё существование Аральское море... Так Катайское море оставило после себя лишь заболоченную местность в центральной Сибири. Белое море, бывшее на территории современной Башкирии, напоминает о своём существовании в прошлом лишь названием реки Белая, которая протекает через Уфу. Полностью изменилось очертание великого моря Мазандерунд в Туркестане, которое разделилось на Каспий и Арал. Хвалынское море оставило о себе лишь напоминание, в виде белорусских болот, с «подковой», образованной ожерельем городов от Белостока на западе до Липецка на востоке, включая Минск, и бывших когда-то портовыми. Исчезло и Ленское море, бывшее некогда на территории границ современных Хабаровского края и Якутии. Правда, позднее Ленским стали называть нынешнее Охотское море.

Также необходимо помнить и о главных «автобанах» средневековья – реках . Они были в разы более полноводными, и следовательно, более протяжёнными. Путь из варяг в греки не требовал применения труда бурлаков на волоках. Глубокие реки позволяли судам попадать по протокам из одного бассейна крупной реки в другой, не прибегая к такому затруднительному делу, как перетаскивание тяжёлых судов из одной реки в другую. Эта необходимость возникла после сильного обмеления континентальных водных магистралей только к семнадцатому веку. Логично, что из указанных здесь обстоятельств вытекает и следующий пункт:

Географические и этнографические названия

Здесь, пожалуй, фальсификаторы потрудились более всего. Замечу, что нет оснований считать таковыми современных историков . Они не виноваты в том, что искренне верят в историю , как в науку, и не сомневаются в догмах, ставших каноническими за несколько поколений до их появления на свет. Они работают с тем, что имеется, и их заблуждения - скорее беда, чем вина. Представляете, насколько это горько - осознать однажды, что ты потратил жизнь на изучение того, чего не существовало в природе? Что твои диссертации и монографии годятся только для упокоения в пыльном архиве? Остаётся только посочувствовать.

Тем не менее, придётся набраться мужества и признать, что Катай , который фигурирует во множестве официально признанных источников, ни имеет ни малейшего отношения к той стране, которая во всём мире известна как "Чина", и только в русском языке называется "Китаем". Дело в том, что Катай - это земля, которая находилась в месте, окружавшем Катайское море, а это территория современных Курганской и Тюменкой областей. Даже подсказка сохранилась: в Курганской области и сегодня существует город с названием Катайск.

Огромное недоумение вызывает наличие такого названия на картах как Татарский пролив. Казалось бы, где Казань, и где Дальний восток. Как мог появиться Татарский пролив в месте, где, по современным представлениям, татары и близко не проезжали? И всё становится просто и логично, если понимать, что на самом деле это пролив, отделяющий континентальную часть Тартарии от острова в океане. Ни малейшего следа от недоумения уже не остаётся. Напротив, кажется совершенно логичным, что пролив Тартарский. Ну, не Балтийским же его называть!

Зная это, историкам не пришлось бы придумывать нелепые объяснения таким фактам из истории, как, например, сообщение в какой-нибудь летописи о том, что князь такой то съездил в «Китай» и вскоре вернулся. Если он ездил в Чину, то… Да… Нужно очень сильно постараться, чтоб объяснить «непонятливому» студенту, как можно было по суше на коне достичь территории современного Китая, начав путешествие от берегов Ильменя, и вернуться назад. Но, вот, мы знаем о том, где находился подлинный Катай, и «переводчики» в лице историков, имеющих степени и звания, оказываются не востребованы. Студенту и так ясно, что хоть дорога и не близкая, но всё же вполне возможно доскакать до Кургана и вернуться в скором времени назад.

Далее, необходимо развенчать самый вредный, на мой взгляд, укоренившийся миф, благодаря которому понятная и логичная история превращается в некое нагромождение совершенно диких домыслов, извращающих и ставящих её в один ряд с лженауками, псевдорелигиями и прочим мракобесием . Речь о монголах, и, соответственно о «татаро-монголах».

В этом случае, не возникает даже мысли о вероятности появления случайных ошибок и заблуждений историков. Здесь усматривается явный и злой умысел , направленный на стойкое, долговременное внедрение фальшивого базисного исторического «каркаса», который призван исключить саму возможность инакомыслия в целях извлечения политических дивидендов стратегических противников России. Это - ни много, ни мало, информационный диверсионный акт, позволяющий любую попытку восстановления исторической справедливости превратить в преступление. Это называется «Метод перевёртыша», когда ложь объявляется правдой, и сомнения в её справедливости объявляется «попытками переписывания истории».

В современной западной науке имеются сведения об «Империи великих моголов», преподаванию истории которой отводится довольно много времени. В русской традиции этот народ называли мунгалами или мангулами, и о нём не принято читать лекции, поэтому для большинства даже слово «могол» звучит как экзотика. Наш рядовой ученик часто переспрашивает: «Может быть, монгол, а не могол»? Очень спорно и местонахождение территорий, принадлежавших этой загадочной империи. Любой английский или французский школьник скажет вам, что Империя великих моголов находилась на территории современной Индии. Однако я склонен полагать, что здесь имеет место быть практически та же история, что и в случае с Катаем.

Самоназвание моголов известно. Они называли себя могуллами и расселились когда-то от берегов Северного ледовитого океана до… Вы только не смейтесь, но со слов могуллских летописцев, их земли граничили с Индийскими. Таким образом, мы уже исходя из этих фактов, можем усомниться в связи «великих моголов» с Индией и тем более с кочевыми племенами скотоводов, известных нам теперь под наименованием монголы. Тут же следует заметить, что Индия, как и Тартария, была не одна, и кроме имени собственного, являлась ещё и обозначением, имевшим несколько различных употреблений.

И суть топонима «индия», она же «индея» (в различных источниках, встречается различное написание), может стать понятной при расшифровке значения старинного русского слова, вышедшего из употребления наряду с «паки», «вельми» и «понеже» - «инде».

Инде означает «же» (так же), «уж» (недалеко уж), «теперь» (теперь следующий), «и если» (и если он рядом). Т.е. сам собой напрашивается вывод о том, что слово «инде» означало по смыслу «земля, лежащая рядом, близкая, пограничная ». Кроме того, в различных землях слово «инде» имело совершенно определённый смысл, оно означало «далёкая страна», или «чужеземье». Тогда не возникает вопросов по поводу названия «Индия». Для моголов это была «земля рядом с их землёй», точнее «соседняя».

И вот так, из элементарных для нас, но непостижимых для разума академика Герхарда Миллера событий, соединилось «длинное с солёным». И его, Миллера, трудами, в силу невежественности и ярой русофобии , получилась нелепейшая в мировой истории конструкция «татаро-монголы» (монголо-татары). Хуже, пожалуй, только «норманнская теория», авторства того же Миллера. И если татары - это всё-таки русскоязычное обозначение жителей Тартарий (которых тоже было много, Черкасская Тартария, Киргизская, Московская, и т.д.), то моголы - можно сказать, несуществующее понятие, которое ни в малейшей степени не связано с кочевниками монголами.

Здесь же замечу, что слово «тартария» в картографии употребляется столь часто, что не будет большой нелепостью предположение о том, что со временем оно превратилось в слово «территория» , ведь карты-то составлялись в основном на латыни и на арабском. Таким образом, получаем, что в том случае, когда мы встречаем на карте название «Mosqovian Тartaria», мы имеем дело с буквально «Московской Территорией». Но… Скорее всего, это уже более поздний вариант. В первоначальный период каждая Татария была именно Татарией, что по смыслу означало определённый тип социальной организации, форму догосударственного устройства, сходную по сути, с княжеством.

Климат, флора и фауна

Изучая описания Тартарии, невозможно не удивиться вопиющим несоответствиям того, что мы читаем и видим на гравюрах и литографиях, с нашими представлениями о геологических эпохах. Получается, что всё, что мы учили в школе об эрах (архей, палеозой, мезозой, кайнозой) и периодах с эпохами, необходимо пересматривать, ибо «открыли» их ещё до появления первого летательного аппарата тяжелее воздуха. С тех пор, авиация совершила не шаг, а настоящий рывок до гиперзвуковых скоростей, а геология так и застряла в эпохе невежества и мракобесия.

Первое, что наводит на мысль о том, что мы чего-то не понимаем в особенностях климатических условий средневековья, это упоминание о растениях и животных в таких местах, где их существование сегодня невозможно в принципе. Например, изображения сцен охоты на кабанов за полярным кругом. Как?! Кабаны не водятся в зоне вечной мерзлоты. А чего стоят описания слонов и верблюдов на территориях современных Якутии и Югры?

А как относиться к тому, что буквально через одну на литографиях, копирующих зарисовки средневековых путешественников, мы видим множество тропических растений , чаще всего безошибочно угадываются пальмовые рощи. В описаниях ханских дворцов говорится о широком применении бамбука! И это при том, что зимы были снежные и морозные, бамбук был очень распространённым строительным материалом, значит мерзлота не такая уж и вечная?

Следующий вопиющий факт свидетельствует о том, что в Средней Азии не существовало пустынь. И правда… Чем же «татаро-монголы» кормили сотни тысяч лошадей, овец и коров? Не комбикорм же завозили из Самары! А правда такова, что город Самарканд, как минимум, дважды был полностью уничтожен пожаром. Подчеркну два слова: «полностью» и «пожаром». Имеется даже свидетельство, что каменным в Самарканде было всего одно здание – Дворец великого Хана. Весь остальной город был деревянным при числе жителей до тридцати тысяч человек. Ну, не из саксаула же дома строили, и не из Сибири возили! А всё просто.

Несколько раз мне попадались прямые указания на то, что весь Туркестан, от Сибири до Памира и Гиндукуша, был покрыт густыми лесами . В этих лесах прятались разбойники, грабившие караваны проезжих купцов, здесь же любили поохотиться богатые вельможи и Ханы, ибо леса изобиловали диким зверем. Встречалось, правда, упоминание о том, что в месте Каракум было мало деревьев и много нераспаханных земель, где жило племя, которое предпочитало питаться сладкими корешками, которые они выкапывали из земли, нежели пахать землю, выращивать хлеб или разводить животных. А самые дикие заросли находились в низовьях Волги. Там, где сегодня калмыцкие степи, там шумели леса особо богатые дичью. Там любил охотиться сам Чингиз-Хан.

Государственное устройство

Произнося слово «государство», у нашего современника возникает в голове заученный параграф из учебника правоведения или пособия по основам государства и права. Но это колоссальная ошибка – автоматически переносить современные понятия с их нынешним значением вглубь истории. Всегда нужно помнить о том, что с течением времени определения явлений, процессов и предметов неизбежно изменяется, иногда на диаметрально противоположные.

Так, попав в девятнадцатый век, если вы произнесёте словосочетание «красная рыба», то, скорее всего, поступите жестоко по отношению к слушателям. Вы сломаете их эстетическое восприятие красоты, потому, что слово «красная» к рыбе малоприменимо для носителя дореволюционного русского языка. «Красная» значит красивая, а рыба красивой никогда не считалась. А то, что мы сейчас называем «красным», имея в виду длину волны светового спектра, раньше называлось «червонным ».

Так вот. Слово «государство» до начала девятнадцатого века означало не совсем то, что у вас в голове складывается при его звучании. Ранее государством звалась земля, жители которой платили дань государю, который организовал их защиту от недружественных посещений непрошеных гостей. И всё. Никаких границ, территорий, таможен, паспортов, единого языка, единого законодательства и валюты государство не подразумевало. Сегодня государство может распространяться вон до той речки, а в пятницу только до околицы. Поэтому смотреть на карту и выискивать, где начинается государство Туран и где заканчивается, нет никакого смысла. Не существовало тогда ещё политических карт, где разным цветом раскрашивались территории стран.

Страна была одна. В Европе её называли Великой Тартарией. Почему не Россией? Да просто земли руссов в то время были по площади гораздо меньше, чем земли тех, кого руссы называли татарами. А если бы самые большие и многолюдные территории принадлежали черемиссам или мещерякам, то и страна вся целиком называлась бы Черемиссией или Биармией. Вот когда в племя руссов влились чудь, водь, кривичи, талавы, вятичи, словене и прочие, то руссов стало больше всех, и государи из руссов стали собирать налоги с татар, тогда большая часть Тартарии вошла в состав Руссии. Но независимая Тартария в границах уже одного только Туркестана продолжала существовать ещё долго . И взять реванш пыталась аж до начала девятнадцатого века. Но не получилось...

Культура

Сами того не подозревая, мы по сей день пользуемся в повседневной жизни наследием культуры Великой Тартарии. Например, обычай снимать уличную обувь при входе в дом. Представители западной цивилизации считают этот обычай русских переобуваться в домашние тапочки на пороге квартиры варварским, свидетельствующим о дремучести и «нецивилизованности». Однако, для нас данная ситуация видится в противоположном ключе. Дикость - это когда ты входишь в чистый дом и не снимаешь обувь, в которой ты собирал всю грязь на улице. Ходить по дому в уличной обуви - всё равно, что не мыть руки перед едой, ноги перед сном и не чистить зубы.

А ведь обычай переобуваться сохранился в России ещё со времён существования Великой Тартарии . Так, Марко Поло в своих воспоминаниях о посещении дворца хана Хубилая рассказывает о том, что при входе во дворец все посетители снимали сапоги и надевали, принесённые с собой белые тапочки из мягкой кожи. Отсюда же и обычай хоронить покойников в белых тапочках. Помните выражение «В гробу я тебя видел в белых тапочках»? Вот где собака порылась. Наши предки считали святотатством отправлять в мир иной человека в уличной обуви.

Далее стоит вспомнить о таком забытом уже явлении как дворники со свистком на груди. Знаете откуда это явление появилось в России? А всё от той же Тартарии. Служба ночных сторожей была основана в незапамятные времена на законодательном уровне. Кто из великих Ханов издал этот указ, уже установить не возможно. Но это абсолютно достоверный факт, что во всех селениях и городах дворники обязаны были обходить улицы по ночам и свистеть в свисток, либо стучать деревянной колотушкой, чтобы у крадунов и татей не возникло искуса что-нибудь украсть у спящих граждан или кого-то ограбить.

Сегодня на прилавках российских магазинов достаточно трудно отыскать соус «Тартар» . А ведь в Европе, это очень популярный соус! Не странно ли? Ведь своё название этот продукт получил именно за то, что был когда-то завезён в Европу из Тартарии. Там он очень понравился и получил широкое распространение, а у нас всё произошло наоборот. Мода на иностранное сыграла злую шутку с нами. Мы забыли свою исконную еду, а той, которую не забыли, дали иностранные названия. Так произошло с салатом Оливье , который на самом деле вовсе не французского происхождения, а исконное русское блюдо.

Салаты вообще были неизвестны в Европе до тех пор, как путешественники не привезли моду на них из России. Только в азиатских культурах существовала традиция измельчать продукты и смешивать их в супах и салатах. Для европейцев и по сей день кажутся дикостью наши Оливье, Сельдь под шубой, окрошка и борщ . По их мнению, мы смешиваем в одной посуде несовместимые продукты. А жители Великой Тартарии привыкли так готовить еду с незапамятных времён.

Даже торты , которыми так славится современная европейская кухня, - это тоже заимствование из кулинарии тартар. Само слово «торт» недвусмысленно указывает на происхождение этого блюда. Правда, на Руси торт готовили по одному единому рецепту. Блины в высокой стопке обильно промазывались между собой мёдом, а подавалось на стол это сладкое кушанье в виде нарезанных вертикально кусков, состоящих из множества слоёв из блинов, склеенных между собой вязкой сладкой пропиткой. И уже в Европе торты стали печь, значительно упростив их изготовление выпечкой толстых коржей, а мёд, который там всегда был очень дорогим и редким, заменили другими сладостями. Изначально это были яблоки, сливы и груши, сваренные, и имеющие консистенцию джема.

Лингвистика

Сегодня уже никого не удивишь утверждением о том, что все, так называемые, индоевропейские языки имеют общую, единую для всех основу . Но я помню и другие времена, когда наука твёрдо стояла на догматических постулатах, согласно которым азиатские, северные и европейские языки произошли сами по себе и развивались независимо друг от друга. Так, существовала теория о самостоятельном существовании финно-угорской языковой группы, славянской, романской и англо-саксонской. Языки и диалекты, распространённые в Индии и арабских странах, выделялись вообще в сторонние группы, особняком стояли и так называемые языки «тюркской» группы.

Но вот прошла всего пара десятков лет, и то, что считалось антинаучной крамолой , уже вошло в учебники, и наука вынуждена была признать единую основу для всех европейских, большей части азиатских, индийских и арабских языков и диалектов. Думаю, что неделёк тот день, когда учёные столкнуться с необходимостью признать тот факт, что и тюркские, а если быть честным, то туркские, а не «тюркские» языки также являются одной из ветвей единого в прошлом языка, на котором общались все европеоидные жители нашего континента.

И таким языком был, скорее всего, тот язык, на котором говорил один из последних его носителей Чингиз-Хан . Во времена его правления уже мало кто мог на нём общаться, и назывался он могуллский. Но изучив множество старинных источников, я пришёл к выводу о том, что все языки славянской группы ближе всего именно к могуллскому языку. Языку, на котором говорили и писали великие моголы. Практически без искажений он сохранился в виде «мёртвого» ныне санскрита. Именно потому, наши индийские друзья, которые изучали санскрит, вполне комфортно чувствуют себя в русскоязычной среде . Множество простых русских слов для них не требуют перевода. Они знают, что такое баба, овца, изба, сноха, ступа, деньга, тын и т.д.

Кроме того, огромное количество слов, которые мы привыкли считать исконно русскими, существовали без изменений и в могуллском языке. Простой пример. Сегодня нам кажется очевидным тот факт, что имя Кучубей не имеет ничего общего с русским языком. Но если вникать в суть множества реальных имён тартар, сведения о которых дошли до наших дней, то по неволе начинаешь сам чувствовать себя могуллом. Вот лишь несколько примеров типичных «татарских» имён: Угадай (в учебниках он почему то фигурирует под именем Удэгей), Ногай, Убегай, Догоняй, Неболтай, Мамай, Челомбей… Опять же, Кучубей. Что тюрского в словах «куча» и «бей»?

Мало того, многие тартарские имена сегодня считаются исконно европейскими. Например, такое распространённое в Латвии имя, как Гунар , было очень распространено и у тартар. А такие исконно украинские окончания фамилий, как «чук» и «енко», были самыми обычными окончаниями имён реальных исторических персонажей, ханов и воевод Великой Тартарии. Подобных примеров можно отыскать ещё великое множество, но я их оставлю для исследований специалистов в области лингвистики и филологии.

Инсинуации

Историю, как известно, пишут победители . И верность этого утверждения легко проверить даже на примере нашего собственного опыта. Страны, которая называлась СССР, не стало совсем недавно. С момента её исчезновения с политической карты мира сменилось всего одно поколение, и что мы видим? Как часто современные СМИ удостаиваются упоминаниями о ней? А если и упоминают, то чаще всего в негативном свете. С каждым годом обращений к теме Советского Союза становится всё меньше и меньше. Скорее всего, ещё при жизни нашего поколения, даже произносить название страны, в которой мы родились, станет не только правилом дурного тона, не исключаю даже вероятности того, что это будет не безопасно. Примеров тому в соседних республиках мы видим уже воочию, вполне достаточно.

Примерно так же произошло и с историей Великой Тартарии. Она, как одна из самых совершенных за всю историю человечества форм общественного устройства, стала костью в горле националистов, империалистов и капиталистов . Великая Тартария самим своим существованием в прошлом заложила такой мощный и незыблемый фундамент для нашей современной России, что, несмотря на забвение подлинной истории, саму Тартарию уничтожить никому так и не удалось. Названия страны, формы государственного устройства и формы государственного правления могут меняться сколь угодно, но фундамент остаётся нерушим. Тартария, Российская империя, Советский Союз, Российская Федерация, всё это разные названия одной страны.

Да, она меняется, видоизменяется, временами становится сильнее, временами слабее, но она поистине бессмертна, в отличие от всяких римских и китайских империй, которые не факт, что вообще существовали в том виде, в каком их нам представляют современные историки. А вот с Тартарией ситуация совершенно иная. В музеях, библиотеках и частных коллекциях западных стран сохранилось неимоверное количество документов, которые позволяют в деталях восстановить не только некоторые исторические события, но и детали жизнеустройства этой страны , мелочи, позволяющие судить об обычаях, быте и технологиях, которые были распространены среди народов и племён, объединённых в гигантское протогосударство.

Скептики утверждают, что всё это - фальшивки и намеренный информационный вброс, который создан маргинальными псевдоучёными и врагами России, цель которых… Это невероятно звучит, но скептики утверждают, что таким образом враги пытаются опорочить светлое прошлое великой Руси, оболгать заслуги русских, переписать историю в пользу «великих казанских татар» и «волжских булгар». Отыскать логику в словах этих «великообразованных» непоколебимых «патриотов» мне до сих пор не удалось. Ведь всё обстоит ровно наоборот. Правда о Тартарском прошлом Руси не только ни в коем случае не умаляет достоинства наших предков, но напротив, всячески способствует укреплению целостности, единства и независимости нашей страны.

Правда о Тартарии, которую так усердно и настойчиво вымарывали из истории русофобы последних двух сот лет, правящие Россией, способна окончательно и бесповоротно доказать, что выбранный нашими предками путь равноправного сосуществования различных племён и родов под сенью единой организации был единственно правильным, справедливым и жизнеспособным. Это доказывается самим фактом того, что Россия до сих пор существует. А тот факт, что правда о Тартарии прорвалась наружу только в последние два десятилетия, обусловлен лишь развитием информационных технологий, позволившим оцифровать огромные массивы документов, доселе невостребованных, и предоставить открытый доступ к ним самому широкому кругу заинтересованных лиц.

Искусственно организовать «вброс» в таких масштабах не в состоянии ни одно государство и ни одна спецслужба . Тем более, что переосмысление некоторых моментов, о которых я упомянул выше, позволило взглянуть новым взглядом и на те документы, которые до сих пор никто не прятал и у нас. При ближайшем рассмотрении в отечественных библиотеках отыскалось просто невероятное количество письменных источников, свидетельствующих о подлинной истории Великой Тартарии. Чаще всего, достаточным оказывается взять какое-нибудь издание восемнадцатого или девятнадцатого века и привести в порядок терминологию. Если читать «тартары» вместо «татары», всё сокрытое словно теряет покров, глаза раскрываются, и до читателя, наконец, доходит подлинный смысл написанного .

Именно потому цари династии Романовых и постарались сделать всё возможное для того, чтоб народ забыл, что можно быть свободным, жить без господ, помещиков и попов . Сходный мотив был и у тех, кто решил взять управление в свои руки, у социал-революционеров и социал-демократов, которые придя к власти, начали уничтожать всё , что напоминало бы народу о том, как он жил при «ненавистном царизме». А попутно уничтожались и все документы, которые проливали свет на правду о том, какой была страна до прихода к власти класса эксплуататоров монархистов.

И на мой взгляд, ничего этого не было бы, если бы мы обладали подлинными сведениями о нашем прошлом. Человека, который знает, как было на самом деле, невозможно убедить в навязываемой чуждой идеологии. Невозможно сбить с толку и подчинить его своей воле, сделать инструментом, винтиком машины, которая подчиняет огромные массы людей кому-то одному или группе пастырей. Порядочный человек никогда не станет стремиться к подчинению себе других людей. А непорядочный, который пытается внушить народу ложные сведения о его истории, культуре и месте и роли его предков в мировой истории, бессилен перед теми, кем он попытается манипулировать. Вот для чего нужно быть беспристрастным и объективным при попытке осмыслить историю.

Вот почему я считаю своим долгом изложить своё видение истории Великой Тартарии, сформированное в ходе многолетнего сбора и изучения по крупицам информации, содержащейся в самых различных, разрозненных источниках. То, о чём я собираюсь поведать, ни малейшим образом не связано с домыслами различных лекторов и всяческих ясновидцев. Всё, о чём я пишу в «Курсе тартароведения», так или иначе отображено в письменных источниках, в том числе в картографии и альбомах со средневековыми гравюрами.

Великая Тартария – Империя Русов

Куда исчезли деньги Тартарии?

Более подробную и разнообразную информацию о событиях, происходящих в России, на Украине и в других странах нашей прекрасной планеты, можно получить на Интернет-Конференциях , постоянно проводящихся на сайте «Ключи познания» . Все Конференции – открытые и совершенно безплатные . Приглашаем всех интересующихся…

Поделиться: