Федеральная трасса «Колыма»: красота и ужас. Трасса колыма

November 24th, 2015 , 11:31 am


Желающие покорить просторы необъятной матушки-России сталкиваются с тем, что очень мало информации о состоянии трассы Колыма, а точнее самого далекого ее участка, от п. Хандыги до п. Усть -Нера. Дело в том, что это единственная обслуживаемая дорога, имеющая возможность пустить любой автомобиль в недра Магаданской области через Якутию. О ней и пойдет речь. .



Пройдя первые 350 км от Нижнего Бестяха вы окажитесь на паромной переправе, через р. Алдан. В этом месте лет через двадцать, когда наша страна пройдет все кризисы, обязательно построят хороший мост. Паромы ходят по мере заполнения, в светлое время суток. Особенно жадные до прибыли паромщики могут согласиться пойти и в сумерки и это опасно.


Переправившись на другой берег через пятьдесят км проедем п. Хандыга. Тут и заканчивается основной трафик автомобилей. Дальше ходят крайне редко и неохотно.
Равнинные пейзажи заканчиваются, и мы попадаем в горную страну Верхоянского хребта


Долгое время, еще до прихода Советской власти купцы из Якутска добрались до охотских поселков только зимой на лошадях или ездовых оленях. Путь занимал месяцы.
Проводники были из местных, на вес золота. Кстати колымское золото притягивало многих искателей, но добраться до Колымы было не просто..


Автомобильную трассу начали строить в лихие 40е, а закончили в середине мохнатых 50х трудом тысяч заключенных системы ГУЛаг. Мало кто знает, но соединение Колымы и Якутии проводилось тремя отдельными дорогами.
Две из них были достроены, а третья... Из-за ошибки проектировщиков строители преодолев сложнейшие перевалы, уперлись в непроходимые болота т.н. Гусиные озера и проект был остановлен. Всех ЗК вывезли на другие участки, а инженеров расстреляли. Это была бы самая короткая дорога. Но на данный момент, как не странно, работает самая северная и длинная дорога. Она охватывает больше территорий богатых полезными ископаемыми.


Красная- Федеральная трасса М56 (про которую смотрите фото)
Фиолет - старая не обслуживаемая. Проходима для подготовленных джипов.
Зеленая - ошибочно спроектированная.

Весь механизм строительства трассы отражен в этих незатейливых рисунках, одного бывшего заключенного..


Бригады заключенных с охраной располагали на отрезках по 10 км. выполнив свой участок дороги перебрасывались на следующий кусок и т.д. Из воспоминаний выжавших ЗК отход составлял 50%. Раб-силу восполняли новыми этапами. Умерших хоронили у дороги, зимой часто просто в снегу. Водители, не раз видели, как из таявшего снега торчали ноги, руки несчастных.


Так строили летом...
Техника в начале 40х в первую очередь поставлялась на фронт, хотя снабжение треста "Дальстрой" и приравнивалось к военному многого не хватало.


А так зимой.


Первый дорожный поселок.


Местами дорога мало отличается от своего первозданного вида. Узкой лентой вьется между гор, шириной в полторы колеи.


Трасса включена в федеральную программу по реконструкции, работы ведутся частями и самые опасные участок делают в первую очередь.


Желтый и черный прижимы.


Подъезжаем к желтому прижиму...


Любуемся складчатыми структурами гор...




Прижимы заделаны стальной сеткой но, почему то не на всех участках.



На крутых спусках есть тормозные насыпи. Заехать на такую замечательную "смотровую площадку", не получится. Покрытие из сыпучего гравия, который, должен помочь остановить любой грузовик без тормозов.


Строителями была проделана глобальная работа по расширению прижима. До реконструкции тут был автопролаз в одну колею, с регулярными камнепадами.



А это самое красивое место. Мост построенный год назад.


Старый мост


Строительство 2013г.


Обрыв отсыпали 100000000тон гранита, сделали ступени безопасности. Работа была проделана колоссальная, а на асфальт денег не хватило?






Со стороны Магадана встретился Хамер с номерами евросоюза.


Сколько хорошей дороги не виться, она кончается.


Встречаются мосты 40х годов.


В этом месте часто размывает дорогу после дождей. Можно долго стоять, в ожидании дорожников.


Во время затяжных дождей мелкий ручеек, превращается в горную реку.


Это самый северный участок трассы, а до полярного круга рукой подать, километров 200-300. А если тут свернуть на юг, то через 100км. окажемся в Оймяконе, Полюсе холода.
Да же неверится, что зимой тут бывает ледяной ад в -70С.


Проехали 370км без цивилизации и приехали в Кюбюме. Население — 0,3 тыс. чел. (1989), 30чел. (2000), 0 чел.(2010 ). В селе были автодорожное управление, АЗС, клуб, неполная средняя общеобразовательная школа, учреждения здравоохранения и торговли. Это из википедии... Но не правда. Тут теплится жизнь.


Знаменитая заправка в самой глуши. Это определенно, важный чек-поинт для многих путешественников. Да, тут есть бензин... и иногда электричество, так что канистру захватить с собой рекомендую.


Доброе кафе "Куба", его владельца Серегу не застали, он уехал в Якутск закупаться продуктами, даже засветился на весь мир в одном из фильмов "Добраться вопреки".


На печи готовят, буржуйкой топят зимой. Работает круглый год. Вам не передать какая радость оказаться в этой скромной харчевне, после многочасового перегона по узкой дороге.


Все коротко и ясно.


Меню... Цены вполне приемлимые.


Приготовлено с любовью. Очень вкусно.


Тем временем нас настиг якутский микроавтобус с туристами из Германии. А теперь внимание! Саша-водитель из Якутска, их забрал в Иркутске, и теперь везет в Магадан. Я познакомился с ним на заправке в Хандыге. Едут в Магадан! вдвоем, ночуют в гостиницах, вот умеют же отдыхать европейцы)).


Остается немного до п. Усть-Нера, там ночевка.
По дороге встречаются вот такие бункеры для грунта. Сверху грунт толкал бульдозер, насыпал в тачки или полуторки и отсыпали дорогу. Полусгнившие бункеры встречаются по всей трассе.


Внезапно....


День кончился. До цели не больше сотни верст. Дорога как стрела. Скоро появится Ольчанский перевал 1400м. высотой, спуск и Усть-Нера, но это будет уже очень темная ночь и ничего снимать не получится.


На следующий день, направляемся к Магадану. Переехав мост р. Нера встречаем блок пост... На данный момент это вахта артели "Энергия" но по некоторым сведениям, во времена ГУЛАГа, на этом месте находилась высокая вышка с настоящим пулеметом и охраной, проводился тщательный досмотр всех проезжавших, через единственный мост соединявший Колыму и Якутию, на предмет беглецов и бандитов, а ведь попадались.




Нера


Немного пейзажей и еще один опасный прижим


Вот тут, за поворотом водитель грузовика останавливается, выходит, идет и смотрит, пуста ли дорога, что бы разъехаться со встречкой..


"окультуриваться надо!"


Проехав на автомобиле по этой дороге, Вы получите заряд бодрости на долгие годы, сумашедшие пейзажи запомняться на всю жизнь, а проведеное время за рулем вам подарит бесценный опыт, закалил волю и характер.

Добро пожаловать на Колыму, своим ходом!

Чтобы посмотреть, как строится Усть-Среднеканская ГЭС.

2. Аэропорт Сокол. Начало нашего путешествия в центр Магаданской области. В самом Магадане побывать не удалось - он расположен в стороне от аэропорта Сокол и вдалеке от нашего маршрута.
Чтобы добраться до станции, нам нужно было преодолеть 500 км. по федеральной автомобильной дороге М56 "Колыма".

3. У большинства людей упоминание Колымы ассоциируется исключительно с местами лишения свободы.
На самом деле в Магаданской области сегодня всего одна тюрьма.
Расположена она в посёлке Уптар, а это даже не Колыма.

4. Федеральная автомобильная дорога М56 "Колыма" соединяет Магадан и Якутск.
Историческое название — Колымская трасса, или Колымский тракт.

5. В народном сознании Колымская трасса — дорога многострадальная, построенная заключенными на краю земли, и одновременно экстремально романтическая.

6. Она возникла благодаря двум обстоятельствам: открытию на Колыме и в Якутии богатейших месторождений золота, серебра, олова, каменного угля и созданию системы ГУЛАГ.

7. Белаз на привале.

8. Есть отрезки с асфальтом, обычно возле городов.

9. Тракторам асфальт не нужен. След от трактора, оставленный на сопке.

10. Колымская трасса входит в десятку самых тяжелых трасс мира.

11. Помимо трудностей, на Колымской трассе путешественника все-таки ждут живописные пейзажи и многочисленные природные достопримечательности.

12. Некоторых из населенных пунктов, отмеченных на карте, уже нет.

13. Крутые перевалы, заброшенные участки, размытые ливнями, реки без мостов, мертвые, разрушающиеся поселки, необычайно суровый климат — это Колыма.

14.

15.

16.

17. По дороге встречаются интересные названия населенных пунктов и перевалов.

18. А ведь если тут посидеть, можно и золотишка намыть)))

19. Ау! Люди!...

20. Грейдера ровняют дорогу.

21. Дорожников охранял верный пес.

22. Местами укатанная грунтовка не хуже асфальта.

23. А вот к этому объекту близко лучше не подходить, золотишко моют, стреляют без предупреждения.

24.

25. Поворот на Усть-Среднеканскую ГЭС.

26. Ручей, который весной превращается в реку.

27. Спуск с перевала.

28. Опоры ЛЭП и колея от трактора, который их туда затащил. Я поначалу подумал, что вертолетом.
Но трактор дешевле, как мне потом объяснили

29. Погода менялась через каждые сто километров.

30. Через сорок минут как мы свернули с трассы М-65, мы увидели реку Колыму во всей красе.

Как это часто бывает в России, самое ужасное временами соседствует с самым прекрасным и удивительным. Это если в двух словах дать определение федеральной трассе Колыма.

Что вообще такое федеральная трасса? Это важнейшая транспортная артерия, которая соединяет ключевые города областей или регионов. Другими словами, это важная дорога. Очень важная. Так, например, Колыма соединяет Якутск и Магадан. И несмотря на то что мы говорим о двух крупнейших городах Дальнего Востока, асфальт на федеральной трассе отсутствует практически полностью. При этом, со всей ответственностью заявляю, что это самая красивая дорога, по которой я когда бы то ездил в России. Виды, открывающиеся по обе стороны от грейдера, заставляют постоянно останавливать машину, выходить наружу и залипать на бескрайние таежные просторы. Об этом сегодняшний пост...

Я уже ездил по этой трассе зимой с Темой во время ЧукотЭтноЭкспа. Мне тогда все местные говорили, что лучше ехать летом. Наконец, удалось сравнить.

Итак, первые 100 километров из Магадана на трассе есть асфальт. Причем если ближе к городу он более-менее нормальный, то потом начинается такой, что лучше бы его и не было вообще. Вся дорога в волнах, колеях и ямах:

3.

4.

Небольшой бродик. Не волнуйтесь, он не на трассе. Это мы сами решили пошалить и проехали в объезд главной дороги:

5.

После 100 км идет грейдер. Ограничение скорость 80 км/ч для легковых и 60 км/ч для грузовиков. До Якутска 1860 километров. И тут начинается главная беда всей трассы: бесконечная, утомляющая дорожная пыль:

6.

Приходится держать большую дистанцию между машинами, чтобы хоть как-то ехать:

7.

Зато можно на глаз определить расстояние до ближайших автомобилей:

8.

Машины моментально пылятся и теряют презентабельный вид. Впрочем, красоваться ближайшие 1800 километров особенно не перед кем. Зато можно поупражняться в остроумии:

9.

Очень сложно расходиться с грузовиками. Они очень тяжелые, неповоротливые, а из-за пыли совершенно не видно кто едет за ними. Представьте каково обгонять в этом случае? Возможно, именно в этот момент кто-то разъезжается с ним по встречке. Это один из минусов путешествия по трассе в летний период:

10.

Местные ездят на японских внедорожниках на больших колесах:

11.

Самое частое явление - пробитое колесо:

12.

В какой-то момент пошел дождь и пылить перестало. Появилась возможность ехать спокойно и любоваться красотами:

13.

14.

15.

Колыма - золотоносный регион. Многие речки раскурочены в поисках драгоценного метала. О том как добывают золото я расскажу в одном из следующих постов:

16.

17.

18.

19.

По дороге много заброшенных или полузаброшенных поселений:

20.

Видимо, раньше здесь жили те кто добывал золото:

21.

Сейчас все дома пустуют и поблизости нет ни одной живой души:

22.

По дороге встречаем много смешных названий. Перевал "Дедушкина лысина":

23.

"Гаврюшка". Эти смешные названия дали геологи, которые приходили сюда искать золото. Ну а что - протестующих местных, как вы понимаете, не было:

24.

Над своим поведением!

25.

Эбби Роуд по-магадански. Внезапно встретился небольшой асфальтированный участок с разметкой. Небольшой - это метров двести:

26.

Название федеральный трассы происходит от реки Колыма. Чуть позже мы заедем в Синегорье и посетим Колымскую ГЭС:

27.

Большую часть дороги трасса проходит через горы. Очень много перевалов, и все они безумной красоты:

28.

29.

Посмотрите какие краски. Я собрал тут несколько пейзажей, но по пути их было так много, что я, наверно, сделаю отдельный пост:

30.

31.

32.

По поводу заправок можно сказать только одно: их мало. Благо у нас был запас топлива в канистрах:

33.

Ну, прямо скажем - не BP. И магазинов с вкусняшками тут не предусмотрено:

34.

35.

Топливо хранят в огромных баках под открытым небом:

36.

Еще хуже чем с заправками дело обстоит с гостиницами. Есть одна в Сусумане, но до неё мы не успели доехать в первый день. Из-за пыли тут 300-400 километров в день - хороший результат, на большее рассчитывать не приходится. Пришлось ночевать палаточных лагерях:

37.

Завтрак магаданского туриста: икра, кальмары, крабы:

38.

Наша команда. Забыл сказать, что это очередная экспедиция Ленд Ровер, которая проходит в 15 или 16 раз (признаюсь, уже сбился со счета). Традиционно экспедиция Ленд Ровер - это превосходная компания, отличные автомобили и захватывающие приключения! Впереди много постов про Колыму!

Когда земля становится твёрдой. Часть вторая. April 10th, 2016

Федеральная трасса «Колыма». Р504.

Подавляющее большинство жителей центральной России и особенно жители основных мегаполисов имеют крайне слабое представление о жизни удалённых регионов страны. Отдельная тема этой жизни транспортная доступность или точнее будет сказать недоступность. Особенно это касается Северо-Востока страны. Сейчас говорю только о наземных автомобильных дорогах, которых практически нет, хотя и другие виды транспорта здесь не развиты должным образом и стоимость местных перевозок крайне высока. Самая важная дорога здесь - трасса Якутск-Магадан. Связующей хордой протягивается она на две тысячи километров. От неё отходит не так много дорог, ведущих к удалённым посёлкам и большинство из них зимники, то есть дороги, которые существуют только зимой. Ещё эту дорогу называют Колымской трассой, в её истории есть очень мрачные страницы, связанные с гулаговскими временами. Времена сейчас, к счастью, другие, но и теперь дорога эта требует свои жертвы. Хотя, в последние несколько лет дорожное строительство здесь развёрнуто и многие проблемные места, которые раньше были откровенно опасными, теперь уже не так страшны. Но мощностей строительства явно не хватает и многие участки так и остаются сложными. Мне уже несколько раз приходилось здесь проезжать по всем участкам, начиная от Якутска и заканчивая Магаданом, особенно хорошо знакома теперь якутская часть от Якутска до Усть-Неры, которую испытал на себе и в летнее и в зимнее время. Вполне возможно когда-то я приглашу и вас прокатиться по этой дороге и увидеть всё своими глазами, к тому же здесь потрясающая природа и ландшафты, но пока покажу только в фотографиях.

Большая часть населённых пунктов Якутии доступна по дорогам только зимой и вот эта трасса даёт возможность хотя бы некоторую часть территории обслуживать круглогодично. Но даже это относительно, пока нет моста через Лену. Весной, когда лёд уже не держит, а паромы ещё не ходят и в начале зимы, когда лёд ещё не держит, а паромы уже не ходят, Якутск отрезан от Колымской трассы. Это более чем насущная потребность для республики и разговоры о строительстве ведутся уже давно, но пока ничего реального не происходит. Особенно это актуально учитывая, что железная дорога уже практически пришла в Бестях, который расположен напротив Якутска на правом берегу Лены, а Якутск на левом. Да и дорога на Нерюнгри и дальше на юг, к основным транспортным магистралям страны, тоже на другом берегу. Мост жизненно необходим Якутску и республике в целом. Кстати, Лена не единственная большая река, которую пересекает Колымская трасса, есть ещё Алдан. Там тоже есть период межсезонья, когда дорога закрыта. Но разговоров по поводу моста через Алдан даже пока и не ведётся. Построить бы через Лену.



Здесь от Колымской трассы отходит дорога на Батагай, а дальше можно доехать до Усть-Куйги и Депутатского. Развилка находится примерно на пятисотом километре трассы от Якутска, когда дорога окончательно входит в горную часть. Относительно равнинная часть лежит в промежутке между Леной и Алданом и затем чуть дальше посёлка Хандыга входит в горы.



Православие пришло в Якутию уже очень давно, но это никак не мешает сохраняться традициям, связанным с древними верованиями народа. Такие места для жертвоприношений можно встретить не только где-нибудь в горах, но и просто даже на дороге. Положил оладушек, сигарету или что-то ещё, можешь ехать спокойно.



Вот ещё одно святое место на дороге. Этот ручей не замерзает даже в самые сильные морозы, видите монетки на его дне, это тоже жертвоприношения. Конечно, поблизости организована стоянка для автомобилей и здесь дальнобойщики часто ночуют.





Тут же можно и ленточку повязать.



Дорога длинная и поломки не редкость, пробитое колесо как один из вариантов.



А у нас вот бак по шву разошёлся, пытаемся спасти солярку сколько можно. Хорошо ещё бак не единственный.



Но колесо или бак жертвы невеликие, дорога берёт и гораздо крупнее.



Чёрный прижим - был когда-то одним из самых опасных участков дороги. Сейчас его очень хорошо сделали и здесь теперь довольно безопасно.



Но даже сейчас на Чёрном прижиме гибнут люди. Вот эта авария случилась не так давно.



Многое здесь зависит от погоды. Чуть выпал снежок и всё, на перевал грузовики уже не могут заползти, выстраиваются в очередь, надевают цепи на колёса. Это вот очередь на Брюнгандинский перевал.



Ольчанский перевал недалеко от Усть-Неры, тоже опасный участок.



Помнится в прошлом году мы после ночёвки у развилки на пятисотом километре попали в мощный снегопад и тогда за день смогли проехать только лишь двадцать километров. Полно было машин вот так вставших поперёк дороги. Не смог подняться на горку, попятился назад, прицеп в сторону и ситуация готова.


Естественно, всем кто рядом, приходится помогать.



Взаимовыручка на трассе обычное явление.



Улыбается парень из Армавира, но понимает, что надолго он здесь застрял. Прицеп его, конечно, в сторону сдвинули, но придётся подождать когда погода улучшится и кто-то его на эту горку затянет. Хотя и дальше будут горки, так что лучше и не соваться пока дальше.



Вот этот тоже не забрался, но уже в другой раз по гололёду и не повезло ему ещё больше.



Здесь полно коварных мест, где дорога узкая и чуть взял лишнего в сторону, когда разъезжаешься со встречным, тут же и в кювете. Потом начинаются развлечения по вытаскиванию, бывает машина и целиком на бок ложится.



Не так много мест на трассе, где можно заправиться. Это знаменитая заправка на Кюбюме. Здесь цена ещё почти как в Якутске. В этом году солярка здесь стоила 48 рублей, а в Усть-Нере уже 55 рублей, поэтому все кто едет в сторону Магадана стараются залиться здесь. Кроме того, у каждого есть дополнительные баки. Слышали когда-нибудь такой термин "Колымбак", так это в этих краях придумали. Позади кабины делают специальную ёмкость очень большого объёма, в которую можно залить столько солярки, что может хватить целиком на очень длительный рейс.



Усть-Нера - ключевой населённый пункт на трассе. Посёлок находится практически посередине трассы между Якутском и Магаданом и отсюда отходит зимник по Индигирке к северным посёлкам Хонуу, Белая Гора, Чокурдах.



Зимой, конечно, Колымская трасса сложнее, но и летом бывает не проехать. Помнится, в мы от Якутска до Томтора ехали трое суток. Наводнение размыло трассу в нескольких местах.



Пришлось тогда искать обходные пути.

Колымская трасса, конечно, не подарок для водителей, но другой тут нет. А вот для туристов или фототуристов это очень даже привлекательный объект может быть. Учитывая, что и в ландшафтном плане здесь всё очень фактурно, от дороги и в сторону отъехать можно к ещё более фактурным объектам, да и в населённых пунктах найдётся много привлекательного. Вот мне интересно, если организую здесь тур, кто-нибудь поедет? Можно и летний вариант и зимний придумать.

Рассказывает Сергей Доля: «Как это часто бывает в России, самое ужасное временами соседствует с самым прекрасным и удивительным. Это если в двух словах дать определение федеральной трассе «Колыма»».

(Всего 39 фото)

1. Что вообще такое федеральная трасса? Это важнейшая транспортная артерия, которая соединяет ключевые города областей или регионов. Другими словами, это важная дорога. Очень важная. Так, например, «Колыма» соединяет Якутск и Магадан. И несмотря на то что мы говорим о двух крупнейших городах Дальнего Востока, асфальт на федеральной трассе отсутствует практически полностью. При этом со всей ответственностью заявляю, что это самая красивая дорога, по которой я ездил в России. Виды, открывающиеся по обе стороны от грейдера, заставляют постоянно останавливать машину, выходить наружу и залипать на бескрайние таежные просторы. Об этом сегодняшний пост…

2. Я уже ездил по этой трассе зимой с Темой во время ЧукотЭтноЭкспа. Мне тогда все местные говорили, что лучше ехать летом. Наконец удалось сравнить.

3. Итак, первые 100 километров из Магадана на трассе есть асфальт. Причем если ближе к городу он более-менее нормальный, то потом начинается такой, что лучше бы его и не было вообще. Вся дорога в волнах, колеях и ямах.

5. Небольшой бродик. Не волнуйтесь, он не на трассе. Это мы сами решили пошалить и проехали в объезд главной дороги.

6. После 100 км идет грейдер. Ограничение скорости 80 км/ч для легковых и 60 км/ч для грузовиков. До Якутска 1860 километров. И тут начинается главная беда всей трассы: бесконечная, утомляющая дорожная пыль.

7. Приходится держать большую дистанцию между машинами, чтобы хоть как-то ехать.

8. Зато можно на глаз определить расстояние до ближайших автомобилей.

9. Машины моментально пылятся и теряют презентабельный вид. Впрочем, красоваться ближайшие 1800 километров особенно не перед кем. Зато можно поупражняться в остроумии.

10. Очень сложно расходиться с грузовиками. Они очень тяжелые, неповоротливые, а из-за пыли совершенно не видно, кто едет за ними. Представьте, каково обгонять в этом случае? Возможно, именно в этот момент кто-то разъезжается с ним по встречке. Это один из минусов путешествия по трассе в летний период.

11. Местные ездят на японских внедорожниках на больших колесах.

12. Самое частое явление - пробитое колесо.

13. В какой-то момент пошел дождь, и пылить перестало. Появилась возможность ехать спокойно и любоваться красотами.

16. Колыма - золотоносный регион. Многие речки раскурочены в поисках драгоценного метала. О том, как добывают золото, я расскажу в одном из следующих постов.

20. По дороге много заброшенных или полузаброшенных поселений.

22. Сейчас все дома пустуют и поблизости нет ни одной живой души.

23. По дороге встречаем много смешных названий. Перевал «Дедушкина лысина».

24. «Гаврюшка». Эти смешные названия дали геологи, которые приходили сюда искать золото. Ну а что - протестующих местных, как вы понимаете, не было.

25. …над своим поведением!

26. Эбби-Роуд по-магадански. Внезапно встретился небольшой асфальтированный участок с разметкой. Небольшой - это метров двести.

27. Название федеральный трассы происходит от реки Колыма. Чуть позже мы заедем в Синегорье и посетим Колымскую ГЭС.

28. Большую часть дороги трасса проходит через горы. Очень много перевалов, и все они безумной красоты.

30. Посмотрите, какие краски. Я собрал тут несколько пейзажей, но по пути их было так много, что я, наверно, сделаю отдельный пост.

Поделиться: