Если человек левша какой у него характер. % Населения земли пользуются левой рукой

Кто такой человек -левша?
Это человек, у которого доминирует правая половина головного мозга.

Левша́ (леворукий) - человек предпочтительно пользующийся левой рукой. Среди людей левши составляют примерно 15 %, то есть левшой является каждый седьмой.

Среди обитателей Земли на всех пяти континентах нашей планеты независимо от национальности и расовой принадлежности преобладают праворукие люди.

Неправоруких людей следует разделить на две неравные части.

  1. Большую составляют левши , люди, у которых преимущественно развита левая рука. Если их в детстве не переучивали, этой рукой они едят, пишут, заводят часы, забивают гвозди. Левая рука у них сильнее, быстрее, надежнее. Но, рука, используемая для письма, не является точным индикатором лево-(право-)рукости. Так, множество левшей пишут правой рукой, используя левую руку для выполнения большинства других задач.
  2. В самую меньшую, часть входят амбидекстры – люди с одинаково развитыми руками. Практически эти люди с одинаково плохо развитыми руками. Именно из их среды и выходят субъекты, которые даже гвоздя не умеют забить и у которых при попытке вымыть посуду она бьется быстрее, чем становится чистой. Таких людей немного, но, по исследованиям ученых, их количество постоянно растет.

Человечество никогда не было целиком праворуким. О существовании левшей достоверно известно с библейских времен. После возвращения евреев из Египта и завоевания ими Палестины особой воинственностью отличались сыны колена Веньяминова, позже образовавшие совместно с коленом Иуды царство Иудейское. В 1406 году до нашей эры из почти двадцатитысячной армии было отобрано 700 воинов, которые умели метать камни из пращи левой рукой и точно попадать в цель. Таким образом, еще в те времена среди евреев было 3,7 процента ярко выраженных левшей. Если учесть, что диагноз леворукости тогда вряд ли делался точнее, чем сейчас, то можно считать, что соотношение левшей и правшей с тех пор существенно не изменилось.

Ученые прошлого столетия были достаточно хорошо осведомлены о неодинаковом развитии наших рук, но понимали это слишком буквально. Действительно, мышцы правой руки более массивны, а значит, обладают большей силой. Однако, слаженность работы мышц целиком зависит от совершенства командных центров мозга. Лучше развита не сама правая рука, а двигательные центры левого полушария, которые ею командуют. Правильнее говорить не о ведущей руке, а о ведущем полушарии мозга.
При этом не следует забывать особенность функциональной организации нашего мозга – перекрестное управление мышечным аппаратом. Поэтому работой правых мышц человеческого тела управляет левое полушарие мозга, а работой левых мышц – правое полушарие.

Таким образом, у правшей ведущим полушарием является левое, а у левшей, без достаточно веских к тому оснований, до сих пор ведущим считалось правое.

Как развит мозг амбидекстров, достоверно неизвестно. Предполагают, что наиболее развитые центры из любой одноименной пары командных пунктов в случайном порядке представлены то в правом, то в левом полушариях их головного мозга.

Люди давным-давно заметили собственную асимметрию. На нескольких рисунках доисторического человека, сделанных около 30 тысяч лет назад, копье или дубинку охотники держат в правой руке. Это значит, что уже в ту пору большинство наших предков были правшами. Однако, и до сих пор нам абсолютно неизвестны причины преобладания правой руки над левой. Конечно, на этот счет существует множество догадок, но сейчас уже очевидно, что большинство из них придется отбросить.

У детей до полутора-двух лет обе руки бывают развиты совершенно одинаково. Это обстоятельство породило представление о том, что праворукость мы создаем у себя сами, соответствующим образом воспитывая наших детей. Еще древнегреческий философ Платон, основатель первой в мире академии, считал, что по глупости матерей и нянек, приучающих нас все делать правой рукой, мы приобретаем эту скверную привычку и из гармонически развитых людей, какими появляемся на свет, превращаемся в калек. Даже в наше время подобные представления имеют своих сторонников.

Высказывались предположения, что праворукость воспитывается с первых дней жизни ребенка и на первых порах осуществляется нашими родителями бессознательно. Праворукие мамы (естественно, что это в равной мере относится и к праворуким папам, бабушкам и дедушкам) чаще всего держат детей слева, освобождая свою правую руку. Предполагалось, что, находясь в этой позе, и ребенку удобнее пользоваться правой рукой. Таким образом, постоянная поза еще в раннем возрасте должна закладывать у ребенка основы праворукости.

Перечисленные выше теории в настоящее время не кажутся убедительными, но других пока нет. Достоверно известно лишь, что предпочтительное развитие одной из рук никоим образом не является следствием воспитания, а передается по наследству. Эту закономерность удобнее проследить на леворуких людях.

  • В семьях, где оба родителя левши, 50 процентов детей также рождаются леворукими;
  • 16,7 процента леворуких детей появляется в семьях, где только один из родителей является левшой;
  • 6,3 в семьях праворуких людей.

Удивительно, как мы, люди, мало знаем о себе. Нам пока еще точно неизвестно, сколько на земле правшей, а сколько левшей. Соответствующие подсчеты проводились не раз, но результаты их редко совпадали друг с другом. Разные ученые оценивали количество левшей от 1 до 30 процентов.
В современных более обстоятельно проведенных исследованиях называются цифры от 5 до 20 процентов.

Такой разнобой зависит от методики оценок. Важно не только, кем считает себя сам испытуемый, как его оценивают окружающие и какой рукой он преимущественно пользуется в обыденной жизни, но и результаты выполнения специальных тестов.
С их помощью удается выявить скрытых, переученных в детстве левшей. Большинство ученых в настоящее время считает, что хотя специальная тренировка, особенно начатая в раннем возрасте, может левшу превратить в человека, чаще пользующегося правой рукой, но переучивание коренным образом не изменит особенностей функциональной асимметрии мозга.

Для выявления ведущей руки используют 5...10 специальных тестов.

  • Если при переплетении пальцев рук сверху оказывается большой палец правой руки, а в «позе Наполеона» со скрещенными на груди руками верхней окажется правая рука, считают, что испытуемый является правшой.
  • В тесте на аплодирование правши хлопают ладонью правой руки по неподвижной ладони левой.
  • Заводя часы, они их держат в левой руке, а головку заводного механизма поворачивают пальцами правой.
  • Испытуемому дают два карандаша и, завязав глаза, просят нарисовать два круга или квадрата. Рисунок, выполненный ведущей рукой, значительно совершеннее второго рисунка.

Ценность перечисленных тестов в постоянстве результатов. Окончательное заключение выносится на основании их совокупности.

У левшей в диагностических пробах все получается наоборот: при переплетении пальцев наверху оказывается большой палец левой руки, а в «позе Наполеона» левая рука.

Об амбидекстрах нельзя сказать ничего определенного. Выполняя тесты для определения ведущей руки, эти субъекты дают самый невероятный разнобой. Встречаются амбидекстры, которые пишут и едят левой рукой, а часы заводят и жестикулируют правой.

Систематическое изучение двигательной асимметрии позволило выявить много удивительных и пока еще малопонятных подробностей.
Как уже говорилось, у новорожденных детей обе руки равноценны. Если в первые годы жизни и возникают предпочтения в их использовании, то они не бывают продолжительными и могут многократно меняться. Только на пятом году жизни правая рука у будущих правшей постепенно начинает брать на себя всю сложную деятельность. Процесс ее совершенствования продолжается долго и кончается в зрелом возрасте.
Когда – ученые пока не могут сказать.
Предполагается, что в пожилом возрасте возникает противоположный процесс и неравноценность рук постепенно сглаживается. Трудно сказать, является ли эта последовательность нормальным процессом развития функций или в сглаживании двигательной асимметрии повинна возрастная патология мозга.

Существует представление, что у девочек и женщин асимметрия рук выражена менее отчетливо, а левшей среди них в 1,5...2 раза меньше, чем у представителей сильного пола. Совершенствование функций мозга девочек растягивается на значительный срок и совершается медленно.

У мальчиков уже в шесть лет многие функции выполняются раздельно правым или левым полушарием мозга, а у девочек в два раза старше специализация мозга часто еще только начинается. Обычно развитие левого полушария серьезно запаздывает по сравнению с правым, а совершенствование последнего протекает особенно медленно, чем и определяется отсутствие выраженной асимметрии у девочек в первые 6...10 лет их жизни.

Особенно интересно, что среди близнецов левши попадаются значительно чаще, чем у родившихся поодиночке, причем, оба близнеца редко бывают левшами. Обычно один из двойни всегда становится правшой. Если близнецы разнополые, левшой чаще становится мальчик. Среди сиамских близнецов, как правило, один бывает правшой, другой левшой.

А как обстоит дело с остальными органами нашего тела?
Одинаково ли они развиты или, как и руки, обладают различными способностями?

В обыденной жизни мы особой разницы не ощущаем. В развитии ног, например, асимметрия выражена менее отчетливо, чем в развитии рук, и ни одна из наших нижних конечностей не обладает такими значительными преимуществами, какие имеет правая рука.

Неудивительно, что в этом вопросе до сих пор нет полной ясности. Одни исследователи считают, что у правшей ведущей ногой бывает левая, более поздние исследования показали, что у людей с ведущей правой рукой ведущей ногой тоже становится правая.
У левшей четкого предпочтения какой-нибудь определенной ноге пока обнаружить не удалось.

Выявить ведущую ногу трудно. Специальных тестов, позволяющих ответить на этот вопрос, немного. О характере асимметрии нижних конечностей судят по тому, как мы сидя закидываем ногу на ногу и по относительной длине шага. Считается, что обычно мы закидываем ведущую ногу и ее шаг имеет большую длину.

С этим свойством ведущей ноги связан еще один признак – отклонение от заданного направления при движении с завязанными глазами. Так как ведущая нога делает более длинный шаг, то человек, стремящийся идти прямо, но не имеющий возможности контролировать направление своего движения с помощью зрения, будет отклоняться в сторону, противоположную ведущей ноге.
В систематическом отклонении от прямолинейного движения заключено объяснение, почему люди, заблудившиеся в лесу или в высоких камышах и старающиеся строго придерживаться выбранного направления, сделав большой круг, в конце концов возвращаются к тому месту, откуда начали движение.

Функциональная асимметрия больших полушарий мозга не исчерпывается лишь различиями в совершенстве мышечных функций правой и левой половин тела. Она может быть обнаружена и в работе органов чувств. У человека удается обнаружить ведущий глаз и ведущее ухо, ведущую половину носа и языка.

Ведущим глазом у 62 процентов людей бывает правый. Если он слегка слепнет и человек начинает чаще пользоваться другим глазом, ведущий глаз не теряет лидерства.

У большинства людей на левой половине языка больше вкусовых сосочков, и она более чувствительна к вкусовым раздражителям, чем правая.

По чувствительности к обонятельным раздражителям ведущей также является левая половина носа. Предполагают, что вся обонятельная информация анализируется правым полушарием, а левое полушарие совершенно не интересуется запахами.

Мы на ощупь легко узнаем знакомые предметы. Даже случайное прикосновение может многое о них рассказать.

У правшей по осязательным талантам ведущей является левая рука. Ее показания более надежны. Левая рука точнее определяет температуру предмета, а в его весе лучше разбирается правая рука. Асимметрия тактильных способностей возникает уже у детей. Ее удалось обнаружить даже у шестилетних мальчишек.

У правшей правая рука чуть-чуть длиннее, чем левая, а ногтевое ложе большого пальца длиннее и шире, чем на левой руке.
Нос у правшей отклоняется вправо, а у левшей – влево, завиток волос на голове у правши закручен по часовой стрелке, а на макушке у левшей в противоположную сторону. Направление завитка кажется совершеннейшим пустяком, но почему-то с этой особенностью нашей шевелюры связано так много различных суеверий.

Таким образом, большинство функций человеческого тела выражено асимметрично, а это неоспоримо свидетельствует о том, что и функции мозга, в свою очередь, тоже распределены между полушариями неравномерно. Иными словами, человек – существо на редкость кособокое.

Борис Сергеев. "Ум хорошо.." главы из книги

Наконец, на явление право- или леворукости может влиять и социум. В советское время, например, считалось, что детей-левшей надо переучивать. Поэтому если родители видели, что ребенок держит левой рукой ложку или карандаш, они запрещали ему это и настаивали, чтобы он использовал правую руку. Точно так же поступали воспитатели в детском саду и учителя в школе. Поэтому врожденных левшей в принципе может оказаться больше, чем мы думаем.
В чем разница между левшами и правшами?
Известно, что многие выдающиеся личности - политики, ученые, актеры, художники, композиторы - были левшами. Среди них - Исаак Ньютон, Альберт Эйнштейн, Юлий Цезарь, Александр Македонский, Наполеон Бонапарт, Уинстон Черчилль, Билл Клинтон, Леонардо да Винчи, Пабло Пикассо, Андерсен, Моцарт, Аристотель, Ницше, Чарли Чаплин… Но означает ли это, что все левши – потенциальные гении?
Психологи из Огайо Стивен Кристман и Рут Проппер провели любопытный эксперимент по проверке памяти. Они отобрали 62 человека и предложили им запомнить 55 слов, промелькнувших на экране. Левши справились с заданием в два(!) раза лучше, чем остальные. По мнению ученых, это объясняется более тесным взаимодействием между полушариями мозга. Однако память левшей избирательна. Так, им легче вспомнить, куда они положили какую-нибудь вещь, чем воспроизвести наизусть кулинарный рецепт или историческую дату.
За последние три десятилетия количество левшей в мире заметно увеличилось. По мнению шведских исследователей, это объясняется тем, что процедура УЗИ, которой подвергаются будущие матери на стадии беременности, воздействует на мозг и центральную нервную систему еще не родившихся детей. По некоторым данным, сейчас в мире более 800 миллионов левшей, а к 2020 году их число перевалит за миллиард…
Напоследок - тест на скрытую «леворукость», рекомендуемый психологами. Скрестите между собой пальцы обеих рук. Если сверху окажется большой палец левой руки - вы от рождения левша.

Люди с доминирующей левой рукой, проще говоря, левши, рождались всегда. В древние века левшей считали колдунами и ведьмами, потому что нередко они обладали незаурядными способностями. И такие люди подвергались сожжению на костре. В Древней Руси левшам не разрешалось давать показания в суде. Считалось, что дьявол являлся левшой.

К счастью, времена поменялись, и уже давно известно, что магия здесь не играет никакой роли. Левшой человек уже рождается. Природа создала нас ассиметричными. Наш мозг сам выбирает, какая рука будет доминирующей. Если больше развито правое полушарие мозга, то активной становится левая рука, и напротив, если больше развито левое полушарие, то главной рукой будет правая.

Мы отобрали 5 наиболее любопытных фактов из жизни левшей:

- Леворукие – очень одаренные люди , которые обладают незаурядными способностями или имеют какой-нибудь яркий талант. К примеру, учёный Альберт Энштейн, римский император Гай Юлий Цезарь, писатель Лев Толстой, Художник Пабло Пикассо, актриса Мэрилин Монро – все они были левшами. Но всё же современные психологи считают, что гениальность человека не зависит от того, какая рука у него доминирует. Но мышление левшей и правшей отличается. И это остается фактом.

- Левши – люди более творческие, активные, они не сидят на месте, глотают информацию целиком. Но вот с логикой у них могут быть проблемы . Левши способны схватывать информацию на лету, они видят проблему целиком, правше нужно разложить всё по полочкам. Если у чистого левши сложности с математическими задачами, то ему будет проще объяснить материал на образах. Правши, наоборот, предпочитают логику. Из них получаются неплохие аналитики и отличные стратеги.

- Статистика указывает на то, что среди успешных спортсменов много левшей. Теннисист Рафаэль Надаль, футболист Пеле. Теннисистка Мартина Навратилова, являющаяся левшой, девять лет носила звание первой ракетки мира. Это был абсолютный рекорд.

Статистика говорит о том, что 40 процентов золотых медалей выигрывают именно спортсмены-левши.

Чистых левшей в мире людей не так уж и много. В животном мире всё наоборот. Там больше левшей. К примеру, у обезьян и белых медведей левая лапа сильнее. Но, как исключение, в мире фауны тоже встречаются праволапые, правда, гораздо реже.

Другая сторона медали - левши чаще страдают шизофренией и алкоголизмом.Однако, ученые разных стран расходятся во мнениях об этом незаурядном факте.

Для того, чтобы определить, кем является твой ребенок, можно провести несложный тест. Для начала определим главную руку – для этого попроси ребенка сцепить кисти в замок. Какой палец окажется сверху – та рука будет являться ведущей. Так же можно сложить руки перед собой в позе Наполеона (обхватить руки друг с другом перед грудью), если сверху оказалась правая рука, то она и является у ребенка главной. Теперь попробуем определить ведущее ухо. Попроси ребенка послушать тиканье наручных часов. Каким ухом он потянется к ним, то и будет являться доминирующим. Для того, чтобы определить активный глаз, то нужно сделать в листе бумаги круглое небольшое отверстие и попросить ребенка посмотреть в него. Какой глаз заглянет в это отверстие, тот и будет являться главным. В завершении можно проверить ногу ребенка. Просто попроси его закинуть ногу на ногу. Та нога, что окажется сверху и будет являться ведущей.

Если ребенок сделал всё левой, то перед тобой чистый левша, которых на нашей планете не более 10 процентов. А чистых правшей около 45 процентов. Если же при исполнении теста «лево» и «право» перемешались, то значит, твой ребенок скрытый левша, таких людей около 50 процентов. Существуют еще амбидекстры. Их очень небольшое количество. Это люди, у которых одинаково хорошо функционируют обе руки и не выделяется ведущая. Такие люди обладают возможностью использовать сразу оба полушария. Дети амбидекстры лучше усваивают новую информацию, более сообразительные, легче адаптируются к новым условиям. Воспитывая такого ребенка, нужно учитывать то, что если оба полушария мозга поучают большую нагрузку, то у ребенка может возникнуть неврастения, он будет сильно утомляться, могут возникнуть головные боли.

Чтобы этого избежать, нужно постараться уменьшить нагрузку на левое полушарие, которое отвечает за интеллектуальное развитие и логику, вместо этого больше развивать правое, которое отвечает за творчество. Например, вместо дополнительных занятий математикой занимайся с ребёнком рисованием, танцами, можно записать ребенка в музыкальную школу. Тогда мозг ребёнка не будет испытывать чрезмерных нагрузок.

Но наш мир больше приспособлен для правшей, так как всё-таки их большинство. Например, если взять магазин. Во всех супермаркетах движение по торговому залу идёт против часовой стрелки. Это придумано для того, чтобы праворуким покупателям было удобней складывать товар в корзину. Чем больше товара взято, тем быстрее растут продажи магазина.

Маркетинговый ход. Спортивные стадионы устроены по такому же принципу. Спортсмены бегут по стадиону против часовой стрелки, чтобы на повороте активная правая нога могла уберечь бегуна от падения. Турникеты в метро приспособлены для правшей, а также отверстие для руки в швейной машинке. Для левшей удалось найти лишь канцтовары – ножницы, точилки, линейки с зеркальной шкалой. А с остальным левшам пока приходится справляться самим.

Ни для кого не секрет, что человек – левша отличается от человека – правши не только тем, что пишет он, держа ручку в другой руке. Попробуем узнать об особенностях, характеристике и качествах левши.

На сегодняшний день в мире около 8-15% людей в качестве преобладающей руки используют левую, они называются левшами.

Интересно, что ведущую руку дети выбирают в возрасте трёх лет, проявляется это в играх, творческих занятиях – например, при рисовании, разукрашивании, лепке. Считается, что у деток, которые являются левшами, правое полушарие головного мозга является преобладающим (доминирующим). Его работа отвечает за восприятие месторасположения и ориентацию в пространстве, художественное восприятие, творческие, в том числе и музыкальные, способности, интуицию, воображение, эмоции.

Психологи часто отмечают, что левши являются художественно одарёнными людьми, они обладают отличным музыкальным слухом. Кроме этого, левшам свойственна затруднительность произношения некоторых звуков и иногда задержка развития речи. Говоря о других качествах левшей, психологи отмечают упрямство, умение рисовать, лепить, петь, трудности с чтением и письмом.

Дети-левши зачастую являются доверчивыми, непосредственными, подвержеными чужому влиянию, настроению. Также им присущи капризность, плаксивость, настойчивость и упорство в достижении желаемого. Причины отличия правшей и левшей заключаются в том, что правое и левое полушария мозга ответственны за разные сферы психической деятельности.

Также специалисты отмечают связь темперамента с леворукостью. Левши в сравнении с правшами более эмоциональны, у них существуют проблема с самоконтролем. Левши могут моментально разгневаться и выйти из себя, но зато обладают логическим мышлением, способностью последовательно обрабатывать информацию, обобщать её и анализировать. Левши отличаются отличной физической подвижностью, тягой к спорту, впечатлительностью и ранимостью, также они обладают склонностью фантазировать и обладают отличной памятью.

Раньше большинство детей, которые непроизвольно предпочитали использование левой руки, намеренно переучивали. Многие родители воспринимают новость о том, что их ребёнок левша негативно, однако не надо быть столь категоричными в своих суждениях. На сегодняшний день все специалисты сходятся в едином мнении, что ни в коем случае нельзя переучивать левшу. Процесс переучивания левши является тяжёлым испытанием для его психики, которое вызовет только стресс и невротизацию ребенка.

После переучивания дети часто страдают от невротических расстройств, в том числе нарушения сна, аппетита, головных болей, энуреза, заикания.

В качестве рекомендаций по поведению взрослых с ребёнком левшой встречается совет не заострять внимание на том, что ребёнок отличается от других детей своей леворукостью. В ситуации, когда малыш ощущает, что его особенность вызывает повышенный интерес со стороны окружающих, у него может понижаться самооценка и развиваться застенчивость и неуверенность в себе.

Интересно, что при выборе профессии стоит учитывать леворукость человека. Левши отлично себя зарекомендовали в таких областях, как дизайн, фотография, живопись, архитектура, музыка, спорт. Отмечено, что среди леворуких людей очень много творческих личностей, достигших успеха, в качестве примера можно назвать: Леонардо да Винчи, Микеланджело, Владимир Маяковский, композиторы Бах, Бетховен, Чарли Чаплин, Мэрилин Монро. Если в семье появился ребёнок-левша, не стоит переучивать его, скорее нужно дать шанс проявить себя с творческой стороны и развить особенности и умения, которые ему хорошо удаются. Детям нужна и важна поддержка родителей. Будьте здоровы!

ФОТО Getty Images

Только 10–15% всех людей являются левшами. Статус меньшинства задает некую рамку восприятия: те, кто чем-то отличается от основной массы, воспринимаются другими как неполноценные или, напротив, одаренные. Дальше начинаются спекуляции: левшей то пытаются всеми силами переучить, то ждут от них выдающихся успехов и гениальных решений. Между тем сегодня становится все более очевидным, что связь между мозгом и ведущей рукой (ногой, глазом, ухом) не так прямолинейна, как казалось раньше. Исследования показывают, что многие наши представления о левшах по-прежнему нуждаются в корректировке.

1. Левшей «программируют» не только гены

Однозначного ответа на вопрос, почему часть людей становятся левшами, не существует. Известно, что гены ответственны за эту особенность в 25% случаев. Леворукость также наследуется, но не так часто, как рост или цвет глаз. Даже однояйцевые близнецы могут иногда иметь разную доминирующую руку. Выбор в пользу левшества мозг может сделать и в утробе матери. Например, одна из теорий связывает этот сценарий развития с воздействием больших доз мужского гормона тестостерона. Кроме того, сильный стресс матери во время беременности может вызывать кислородное голодание (гипоксию), что приводит к угнетению более чувствительного левого полушария.

2. Левши не обязательно «правополушарные» люди

Правое и левое полушария контролируют не только «свою» (противоположную) сторону тела, но и по-разному определяют, как мы обрабатываем информацию, решаем задачи и реагируем на стимулы. Раньше считалось, что большинство правшей использует левое полушарие мозга для задач, связанных с речью, в то время как у левшей речевой центр расположен в правом полушарии. Но дальнейшие исследования не выявили отчетливой тенденции: языковая левополушарность наблюдалась у 88% правшей и 78% левшей. Ярко выраженная правополушарная языковая активность была лишь у 7% левшей 1 . «Большинство леворуких используют те же зоны для языка, что и правши», - говорит Джина Гримшоу (Gina Grimshaw), нейробиолог из Веллингтонского университета (Новая Зеландия). - Что касается таких функций, как внимание, эмоции, восприятие, у нас нет данных, чтобы делать обобщения. Но у левшей мозг определенно не «перевернутый», как считают некоторые».

3. Леворукость - не признак творческого мышления и высокого интеллекта

Часто можно слышать, что леворукость идет «в комплекте» с незаурядными способностями. Но, по мнению Рональда Йео (Ronald Yeo), профессора психологии Техасского университета, серьезных подтверждений этому нет. Этот слух родился в 1995 году, когда одно исследование выявило, что левши-мужчины находят более разнообразные и необычные способы решения проблем. «В этой идее есть разумное зерно, но все же нельзя сказать, что от левши непременно стоит ожидать открытий и прорывов в науке или искусстве, - говорит Рональд Йео. С ним соглашается и нейробиолог Татьяна Ахутина. «Нейропсихологические исследование одаренных школьников, имеющих высокие достижения в математике, показало, что среди них есть как выраженные правши, так и левши и амбидекстры».

4. Левши, вероятно, более эмоционально чувствительны

Психолог Жанна Лукьянчикова и ее коллеги обнаружили, что среди одаренных подростков левши и амбидекстры (особенно с разным предпочтением глаза и уха) часто отличаются повышенным уровнем тревожности, интроверсии и астеничности, в то время как правши чаще проявляли волевые качества и упорство в решении задач. Кроме того, в исследовании психологов Университета Абертей (Великобритания) левши чаще соглашались с утверждениями вроде «я часто беспокоюсь из-за своих ошибок», «меня очень задевает критика» 2 . В то же время данные, полученные на более широкой выборке, не выявили серьезных различий в темпераменте правшей и левшей. Возможно, тревожность левшей проявляется именно в стрессовых ситуациях, когда их способности будут оцениваться другими. Так или иначе, этот вопрос пока не до конца ясен.

5. Левши действительно видят мир иначе

Во многих языках «правый» означает также «верный», «справедливый», «правдивый». Для левшей характерна противоположная установка: то, что находится слева, вызывает у них больше доверия и симпатии. «Человек с доминирующей левой стороной тела (рукой, глазом, ухом) на интуитивном уровне будет предпочитать те предметы и изображения, которые находятся слева, даже если не сможет обосновать это, - объясняет Рональд Йео. - Такой эффект может наблюдаться в различных жизненных ситуациях, когда нужно сделать выбор. Например, во время голосования на выборах, когда фамилии кандидатов размещены слева и справа на странице, левша скорее выберет левого (если он плохо знаком с ними и их программой)».

6. Леворукость не влияет на общее состояние здоровья

Долгое время существовали опасения, что леворукость как-то связана с нарушением иммунной функции и что это может быть фактором риска для аутоиммунных расстройств. Невропатолог Норман Гешвинд (Norman Geschwind) считал, что воздействие тестостерона на плод в утробе матери задерживает процесс локализации нейронов. По его мнению, эта задержка не только вызывает леворукость, но также замедляет развитие иммунной системы. Большая часть этих подозрений не подтвердилась, а теория Гершвинда в целом была опровергнута. Однако некоторые заболевания, такие как болезнь Крона и язвенный колит, у левшей действительно встречаются чаще, чем у правшей.

1 PLoS One, 2012, vol. 7, № 4.

2 Подробнее см. на сайте abertay.ac.uk.

Поделиться: