Проблемы ссср после второй мировой войны. Советский союз после второй мировой войны

2. Внутренняя политика СССР

Война обернулась для СССР огромными людскими и материальными потерями. Она унесла почти 26,5 млн. человеческих жизней. Было разрушено 1710 городов и поселков городского типа, уничтожено 70 тыс. сел и деревень, взорвано и выведено из строя 31850 заводов и фабрик,1135 шахт,65 тыс. км железнодорожных путей. Посевные площади сократились на 36,8 млн. га. Страна потеряла примерно одну треть своего национального.

Поэтому в первые послевоенные годы главной задачей было восстановление разрушенного народного хозяйства. США, согласно плану Маршалла, оказывали европейским странам колоссальную финансовую помощь в восстановлении экономики: за 1948-1951 гг. страны Европы получили от США $12,4 млрд. США предложили финансовую помощь и Советскому Союзу, но при условии контроля с их стороны за расходованием предоставляемых средств. Советское правительство на таких условиях эту помощь отвергло. Советский Союз восстанавливал свою экономику за счёт собственных ресурсов.

Уже в конце мая 1945 г. ГКО постановил перевести часть оборонных предприятий на выпуск товаров народного потребления. Был принят закон о демобилизации 13-ти возрастов личного состава армии. Демобилизуемые обеспечивались комплектом одежды и обуви, единовременным денежным пособием, местные власти должны были в течение месяца трудоустроить их. Произошли изменения в структуре государственных органов. В 1945 г. был упразднен Государственный Комитет Обороны (ГКО). Его функции были вновь распределены между Советом Народных Комиссаров, ЦК ВКП (б) и Верховным Советом СССР. В соответствии с законом от 15 марта 1946 г. Совет Народных Комиссаров и наркоматы были преобразованы в Совет Министров СССР и министерства. Председателем Совета Министров в 1946 - 1953 гг. по-прежнему являлся И.В. Сталин. Во главе министерств стояли члены правительства, они осуществляли исполнительную и распорядительную деятельность в соответствующих отраслях народного хозяйства и культуры.

С 1943 г. функции управления в области охраны государственной безопасности и общественного порядка осуществляли НКВД СССР (до 1946 г. - нарком Л.П. Берия, затем - С.Н. Круглов) и НКГБ СССР (нарком В.Н. Меркулов, затем - В.С. Абакумов). В 1946 г. наркоматы были переименованы соответственно в министерство внутренних дел СССР и министерство государственной безопасности СССР.

На предприятиях и учреждениях был возобновлен нормальный режим труда: восстанавливался 8-часовой рабочий день, ежегодные оплачиваемые отпуска. Был пересмотрен государственный бюджет, ассигнования на развитие гражданских отраслей экономики увеличивались. Госплан подготовил 4-летний план восстановления народного хозяйства на 1946-1950 гг. Восстановление и развитие промышленности. В области промышленности предстояло решить три важнейшие задачи:

· демилитаризовать экономику;

· восстановить разрушенные предприятия;

· осуществить новое строительство.

Демилитаризация экономики в основном завершилась в 1946-1947 гг. были упразднены некоторые наркоматы военной промышленности (танковый, минометного вооружения, боеприпасов). Вместо них создали министерства гражданского производства (сельскохозяйственного, транспортного машиностроения и др.).

Значительный размах получило строительство новых промышленных предприятий по всей стране. Всего за годы первой послевоенной пятилетки было построено новых и восстановлено разрушенных в годы войны 6200 крупных предприятий.

Борис Ельцин - первый президент Российской Федерации

Экономика В годы президентства Борис Ельцин подвергался критике, в основном связанной с общими негативными тенденциями развития страны в 1990-е годы: спадом в экономике, резким снижением уровня жизни...

Внешняя и внутренняя политика СССР накануне Великой Отечественной войны

В результате выполнения первого и второго пятилетних планов (1929-1937) СССР стал одной из немногих стран мира, способной производить любой вид промышленной продукции, доступной в то время человечеству...

Внешняя политика советского государства накануне войны

Посмотрим теперь, как же развивались события в международной политике накануне второй мировой войны. Начать отсчет событий можно с 1933 года, как даты прихода к власти в Германии Национал-социалистической партии фашистского толка во главе с А...

Демографический облик кубанского казачества в годы НЭПа

Взаимоотношения со странами Антанты, союзниками Российской империи в Первой мировой войне, у Советской России не складывались. Многие страны Европы опасались распространения революционных идей из СССР на своей территории...

Деятельность Цинь Шихуанди по созданию централизованного государства в Китае

После объединения всей страны и превращения её в единое монолитное государство - империю, Цинь Шихуанди начал проводить реформы, направленные на укрепление своего государства. Эти реформы можно разделить на два типа: во-первых...

Иван Грозный - герой или тиран?

История царствования Николая I

Он вступил на престол, вдохновленный идеей службы государству, и мятеж 14 декабря преломил реализацию ее по двум направлениям. С одной стороны, Николай увидел опасность для собственных прав и прерогатив, а следовательно, с его точки зрения...

Наполеон Банопарт

Состояла в укреплении его личной власти как гарантии сохранения результатов революции: гражданских прав, прав собственности на землю крестьян, а также тех, кто купил во время революции национальные имущества...

Отношение СССР к войне в Персидском заливе в 1991 году

Внешняя политика Советского Союза в период с 1985 по 1990 год была разнообразной и в основном «новой», она не то чтобы противоречила политике, сложившейся в период после второй мировой войны и до конца 70-х годов, она была другого мнения о «Западе»...


ПЛАН УРОКА 1. Общие закономерности политического и экономического развития СССР после второй мировой войны. 2. СССР в последние годы жизни Сталина (1945 – 1953). 3. СССР во времена хрущёвской «оттепели» (1953 – 1964). 4. Эпоха «застоя» в СССР (1964 – 1985). 5. Перестройка и распад СССР (1985 – 1991).








СССР – ТОТАЛИТАРНОЕ ГОСУДАРСТВО государство осуществляло тотальный контроль над всеми сферами жизни общества В СССР государство осуществляло тотальный контроль над всеми сферами жизни общества (руководство разрешённых в стране организаций состояло либо из коммунистов, либо из людей, которые пользовались полным доверием со стороны КПСС).


СССР – ТОТАЛИТАРНОЕ ГОСУДАРСТВО не проводились свободные демократические выборы В СССР не проводились свободные демократические выборы (на выборы выдвигался один кандидат от КПСС, а результаты выборов, как правило, фальсифицировались). Предвыборный агитационный плакат. Избирательный бюллетень 1939 года.


СССР – ТОТАЛИТАРНОЕ ГОСУДАРСТВО был лишён своей роли высшего органа законодательной власти Советский парламент (Верховный Совет СССР) был лишён своей роли высшего органа законодательной власти. Депутаты лишь утверждали те законодательные акты, которые им предлагала исполнительная ветвь власти. Законотворчеством парламент практически не занимался. Заседание Верховного Совета СССР в 1970-е годы.


СССР – ТОТАЛИТАРНОЕ ГОСУДАРСТВО репрессивные органы В жизни советского государства большую роль играли репрессивные органы. «Если вы не сидели в этой стране, то это не ваша заслуга, а наша недоработка» (Феликс Дзержинский). Штаб-квартира НКВД-КГБ на Лубянке и создатель этой организации Феликс Дзержинский.


СССР – ТОТАЛИТАРНОЕ ГОСУДАРСТВО преследовались все несогласные с режимом В СССР преследовались все несогласные с режимом. Пик политических репрессий пришёлся на 1937 – 1940 и первые послевоенные годы. В лагерях ГУЛАГа широко использовался труд заключённых. Карта ГУЛАГа.«Жители» ГУЛАГа.


СССР – ТОТАЛИТАРНОЕ ГОСУДАРСТВО цензура В стране существовала цензура. Многие литературные произведения, театральные постановки и художественные фильмы объявлялись запрещёнными. СМИ предоставляли информацию, выгодную правящему режиму. Советские газеты.Карикатура на цензуру.


СССР – ТОТАЛИТАРНОЕ ГОСУДАРСТВО нарушения прав человека В СССР имели место нарушения прав человека. Они носили массовый повсеместный характер, несмотря на то, что в Конституции декларировались практически все демократические права и свободы граждан. «Свобода слова».«Право на труд».


СССР – ТОТАЛИТАРНОЕ ГОСУДАРСТВО контроль над ценами, зарплатой и инвестициями Советское правительство установило контроль над ценами, зарплатой и инвестициями. Наименование товара Цена Ржаной хлеб 0,16 Колбаса варёная 2,10 Спички 0,01 Водка «Пшеничная»5,00 Сигареты «Космос»0,70 Фотоаппарат «Смена»16,00 Радиоприёмник 90,00 «Жигули» ВАЗ,00 Бензин АИ-760,20 Специальность Зарплата Студент 40,00 Мл. научный сотрудник 80,00 Врач 90,00 Рядовой инженер 110,00 Начальник отдела 130,00 Кандидат наук 150,00 Профессор 220,00 Академик 500,00 Народный артист СССР800,00 Фарцовщик-оптовик 1200,00 Футболист «Динамо» Киев 3000,00 Уровень цен и зарплат в СССР в 1980 году.


СССР – ТОТАЛИТАРНОЕ ГОСУДАРСТВО Государство активно вмешивалось в экономику Государство активно вмешивалось в экономику. Специальные государственные органы занимались планированием всего производственного цикла. Конкуренция отсутствовала. Здание Госплана и агитационный плакат шестой пятилетки.


СССР – ТОТАЛИТАРНОЕ ГОСУДАРСТВО не могли успешно конкурировать на мировых рынках Советские товары не могли успешно конкурировать на мировых рынках с товарами, произведёнными на Западе (за исключением продукции аэрокосмической промышленности и вооружений). «Запорожец» и первый советский компьютер серии АТ.




СССР В 1945 – 1953 ГОДУ Вторая мировая война нанесла СССР огромный ущерб. Количество погибших составило человек, примерно человек потеряли жильё. Было разрушено городов и посёлков, сёл и деревень, уничтожено промышленных предприятий, около колхозов и совхозов. Погибшие советские солдаты.Разрушенные советские города.




СССР В 1945 – 1953 ГОДУ культ личности Сталина После окончания второй мировой войны окончательно сложился культ личности Сталина. Все решения обретали силу только после одобрения их вождём. Заседания высших руководящих органов партии и государства проводились нерегулярно. Руководители перестали отчитываться перед народом. Сталин и его ближайшее окружение.


СССР В 1945 – 1953 ГОДУ «ленинградскому делу» «дело врачей» На рубеже 1940 – 1950-х годов вновь начались репрессии. Многие из числа бывших военнопленных были отправлены в сталинские лагеря. По т.н. «ленинградскому делу» арестовали около человек, большинство из которых были уничтожены. Готовилось т.н. «дело врачей». Советские солдаты в немецком плену. Кремлёвские врачи.




ХРУЩЁВСКАЯ «ОТТЕПЕЛЬ» В СССР (1953 – 1964) 5 марта 1953 года Иосиф Сталин умер 5 марта 1953 года в результате кровоизлияния в мозг. Траурный кортеж с гробом И.В.Сталина направляется от Дома Союзов на Красную площадь. Руководители партии и государства с гробом И.В.Сталина на Красной площади (на первом плане слева направо: Л.П.Берия, К.Е.Ворошилов, Н.С.Хрущёв).






ХРУЩЁВСКАЯ «ОТТЕПЕЛЬ» В СССР (1953 – 1964) Лаврентий Берия Лаврентий Берия занял пост министра внутренних дел и курировал органы государственной безопасности. В его руках оказался весь репрессивно-карательный аппарат, созданный при Сталине. В 1953 году он был расстрелян как «враг народа». Лаврентий Берия.




ХРУЩЁВСКАЯ «ОТТЕПЕЛЬ» В СССР (1953 – 1964) ХХ съезде КПСС (1956 год) «О культе личности и его последствиях» На ХХ съезде КПСС (1956 год) Хрущёв сделал доклад «О культе личности и его последствиях», в котором представил многочисленные факты преступлений Сталина. Достоянием гласности стали случаи произвола в отношении честных людей. После ХХ съезда в СССР началась массовая реабилитация незаконно репрессированных. Доклад Никиты Хрущёва на ХХ съезде КПСС (февраль 1956 года).


ХРУЩЁВСКАЯ «ОТТЕПЕЛЬ» В СССР (1953 – 1964) Осуждение Сталина и его политики вызвало сопротивление «старой гвардии». В июне 1957 года её поведение было осуждено, а члены «антипартийной группировки» выведены из состава руководящих органов партии и государства (но не расстреляны!). Вячеслав Молотов.Лазарь Каганович.Георгий Маленков.


ХРУЩЁВСКАЯ «ОТТЕПЕЛЬ» В СССР (1953 – 1964) Правление Хрущёва было отмечено рядом крупных кампаний и реорганизаций, особенно в области сельского хозяйства. освоение целины Большой вред сельскому хозяйству СССР нанесло освоение целины. Молодёжь едет осваивать целину.Медаль «За освоение целины».


ХРУЩЁВСКАЯ «ОТТЕПЕЛЬ» В СССР (1953 – 1964) выращивание кукурузы Другой афёрой Хрущёва стало выращивание кукурузы в тех местах, где она не давала хороших урожаев. Кукуруза выращивалась в ущерб другим сельскохозяйственным культурам. «Кукуруза – царица полей».


ХРУЩЁВСКАЯ «ОТТЕПЕЛЬ» В СССР (1953 – 1964) 14 октября 1964 года Крайне непоследовательная политика Хрущёва привела к его отставке 14 октября 1964 года. В печати было сообщено, что Никита Сергеевич Хрущёв ушёл на пенсию по состоянию здоровья. Отставка Никиты Хрущёва.Никита Хрущёв на пенсии.






ЭПОХА «ЗАСТОЯ» В СССР (1964 – 1985) Алексей Косыгин Главой правительства при Брежневе стал Алексей Косыгин. Он предложил провести масштабную экономическую реформу, которая могла дать мощный импульс развитию советской экономики. Однако узкая направленность реформы и рост авторитета Косыгина привели к её краху. Алексей Косыгин.С президентом США Линдоном Джонсоном.




ЭПОХА «ЗАСТОЯ» В СССР (1964 – 1985) диссидентство Андрей Сахаров Александр Солженицын Попытки реабилитировать Сталина, ужесточение режима и застой в экономике породили диссидентство, которое возглавили Андрей Сахаров и Александр Солженицын. Диссиденты выпускали самодеятельные издания, публиковали свои работы на Западе, сообщали миру факты нарушения прав человека в СССР. Андрей Сахаров (слева) и Александр Солженицын (справа).


ПЕРЕСТРОЙКА И РАСПАД СССР (1985 – 1991) Михаил Горбачёв В 1985 году на пост Генерального секретаря ЦК КПСС был избран Михаил Горбачёв. Он сразу же объявил о приоритетах своей политики: перестройкаперестройка (реформирование режима в рамках социалистического строя); ускорениеускорение (реформирование экономики и ускорение темпов её развития); гласностьгласность (предоставление народу права свободного получения информации). Михаил Горбачёв.


ПЕРЕСТРОЙКА И РАСПАД СССР (1985 – 1991) Горбачёв и его окружение не были уверены в правильности выбранного пути. Экономические и политические реформы не давали желаемого результата. В стране стало нарастать недовольство политикой нового лидера. Результаты перестройки.«Процесс пошёл!»


ПЕРЕСТРОЙКА И РАСПАД СССР (1985 – 1991) внешнеполитический курс СССР Горбачёв кардинально изменил внешнеполитический курс СССР. Он стал встречаться с западными лидерами, отказался от «доктрины Брежнева», вывел войска из Афганистана и подписал ряд договоров об ограничении и ликвидации некоторых видов ядерных ракет. Горбачёв согласился с объединением Германии в 1990 году. Рейган и Горбачёв.Вывод войск из Афганистана.


ПЕРЕСТРОЙКА И РАСПАД СССР (1985 – 1991) К началу 1991 года ситуация внутри страны серьёзно обострилась. СССР оказался на грани распада. 19 августа 1991 года был создан ГКЧП 19 августа 1991 года был создан ГКЧП (Государственный комитет по чрезвычайному положению), который попытался сместить Горбачёва и захватить власть. Демократическим силам во главе с Борисом Ельциным удалось подавить августовский путч. ГКЧП.Защитники Белого Дома.


ПЕРЕСТРОЙКА И РАСПАД СССР (1985 – 1991) 8 декабря 1991 года в Беловежской Пуще (Борис Ельцин)(Леонид Кравчук) (Станислав Шушкевич) объявили о прекращении существования СССР 8 декабря 1991 года в Беловежской Пуще руководители России (Борис Ельцин), Украины (Леонид Кравчук), и Белоруссии (Станислав Шушкевич) объявили о прекращении существования СССР. Содружества Независимых Государств (СНГ) Через две недели было принято решение об образовании Содружества Независимых Государств (СНГ). Кравчук (слева), Шушкевич (в центре) и Ельцин (справа) после подписания Беловежских соглашений.


ПЕРЕСТРОЙКА И РАСПАД СССР (1985 – 1991) 25 декабря 1991 года Михаил Горбачёв сложил с себя полномочия Президента СССР 25 декабря 1991 года Михаил Горбачёв сложил с себя полномочия Президента СССР. Правопреемницей Советского Союза на международной арене стала Российская Федерация. Телевизионное обращение Михаила Горбачёва к народам Советского Союза (25 декабря 1991 года): «В силу сложившейся ситуации…я прекращаю свою деятельность на посту Президента СССР».

Но колонизаторы ещё не оставили попыток продолжать эксплуатировать молодые, отставшие в своём развитии страны, используя новые формы и методы. В частности, неоколониализм стремится создать такую систему международного разделения труда, которая постоянно бы воспроизводила зависимость экономически отсталых стран от западных держав, подчиняла бы их экономику потребностям империализма.

Советская внешняя политика с первых дней образования Советского государства направлена на поддержку национально-освободительных движений, на помощь развивающимся странам в отражении империалистической агрессии. Она способствует тому, что многие развивающиеся страны отвергают путь капитализма и избирают некапиталистический путь развития - социалистическую ориентацию.

Ленинская внешняя политика направлена на упрочение независимости и содействие прогрессу, развивающихся стран. По настоянию СССР требование об "уважении принципа равноправия и самоопределения народов" было включено в Устав ООН. Крепнущие экономические связи с СССР и всем социалистическим содружеством способствуют преодолению подчинения развивающихся стран западным капиталистическим державам. Советский Союз оказывает политическую и экономическую помощь освободившимся от колониализма странам и не преследует при этом получение прибыли и прав в отношении промышленных предприятий и других объектов, сооружаемых с его помощью.

СССР оказывает развивающимся странам помощь в подготовке национальных кадров. В ходе строительства и эксплуатации новых предприятий советские специалисты подготовили сотни тысяч квалифицированных рабочих и техников различных национальностей. В 1960 в Москве открылся университет дружбы народов им.П. Лумумбы, где готовятся специалисты по всем отраслям науки и техники. В советских вузах обучаются студенты из 84 стран Азии, Африки и Латинской Америки. Все они учатся бесплатно, получают стипендии за счёт Советского государства.

СССР придаёт большое значение развитию дружеств. отношений с народами арабских стран. Отношения с этими странами были и остаются важной областью внешней политики Советского Союза. В борьбе арабских народов за самостоятельный путь развития и социально-экономические преобразования советская внешняя политика сыграла исключительно важную роль, сорвала планы мирового сионизма и империализма. СССР решительно поддержал Египет, Сирию и Иорданию, подвергшихся в 1967 израильской агрессии, помог арабским государствам укрепить их обороноспособность. Советская внешняя политика направлена на ликвидацию израильско-арабского конфликта на справедливой основе, на обеспечение прочного мира на Ближнем Востоке. Ключевыми условиями для такого мира были и остаются - вывод израильских войск со всех оккупированных в 1967 арабских территорий, признание и претворение в жизнь законных национальных прав арабского народа Палестины вплоть до создания своего государства, а также гарантии независимого существования и развития всех государств этого района.

СССР успешно развивает политические, экономические и культурные отношения со многими странами Азии, в том числе с одной из крупнейших - Индией, отношения с которой покоятся на глубоком взаимном уважении и доверии. Советско-индийский договор 1971 подвёл под эти отношения ещё более прочную основу. Советская внешняя политика сыграла важную роль в урегулировании индо-пакистанского конфликта (см. Ташкентская декларация 1966) и налаживании отношений между Индией и Пакистаном.

Последовательный сторонник свободы и общественного прогресса народов, Советский Союз выступил за обеспечение независимости, суверенитета и территориальной целостности Республики Кипр. СССР поддержал народ Анголы в борьбе с силами империализма, расизма и реакции, выступившими против создания нового независимого государства.

Равноправный характер связей СССР с развивающимися государствами укрепляет их позиции по отношению к империалистическим державам, вынуждая последние идти на уступки, смягчать условия кредита и т.п. Появление большой группы независимых государств, не входящих в военно-политические союзы и в целом проводящих антиимпериалистическую политику, оказывало и оказывает существенное влияние на решение мировых проблем.

Взаимоотношения СССР с капиталистическими государствами - одно из главных направлений советской внешней политики. Это определяется тем, что именно в них наиболее полно проявляется основное противоречие современной эпохи - противоборство капитализма и социализма, наиболее резко отражается классовая борьба на мировой арене. После окончания 2-й мировой войны западные державы, напуганные ростом влияния и авторитета СССР, сыгравшего решающую роль в разгроме германского фашизма, размахом революционного движения и национально-освободительной борьбы, круто изменили свой внешнеполитический курс. Их правящие круги стали отходить от международного сотрудничества на основе равноправия и уважения интересов Советского Союза, от принятых странами - участницами антигитлеровской коалиции во время войны согласованных решений, подчинили свою политику целям антикоммунизма, антисоветизма. Исходя из представлений о "монополии" США на атомное оружие и их "неуязвимости", руководители империалистических государств пришли к выводу, что могут теперь с "позиций силы" навязывать свою волю остальному миру, используя атомный шантаж. Открытый поворот к вражде, к "холодной войне", борьбе против СССР и других сил свободы и демократии знаменовала речь Черчилля в г. Фултоне (США, март 1946), произнесённая в присутствии президента США Трумэна и получившая его полное одобрение. Она продемонстрировала истинные цели руководящих кругов западных держав и заложила один из краеугольных камней в создание под флагом антикоммунизма и антисоветизма агрессивного военно-политического блока империалистических держав. Едва закончилась 2-я мировая война, как мир и безопасность народов оказались под угрозой новой войны.

Миролюбивая советская внешняя политика должна была защитить в международных отношениях принцип уважения суверенитета и невмешательства во внутренние дела государств, отстоять мир и обеспечить международную безопасность. При подготовке мирных договоров с побежденными государствами СССР стремился заключить с бывшими союзниками Германии - Италией, Румынией, Венгрией, Болгарией и Финляндией - такие договоры, которые сохраняли бы их экономическую независимость, ограждали от вмешательства во внутренние дела, определяли их законные границы. Подготовка и подписание договоров 10 февраля 1947 (см. Парижские мирные договоры 1947) свидетельствовали о возможности сотрудничества между СССР и капиталистическими странами и в послевоенное время.

Ещё в 1946 СССР выдвинул в ООН предложения: о мирном сосуществовании двух различных социальных систем; о продолжении сотрудничества между державами, совместно выигравшими войну; об укреплении ООН, в первую очередь обеспечение равноправия всех её членов; о выводе войск с территорий не вражеских государств и ликвидации иностранных военных баз; о всеобщем сокращении вооружений; о запрещении атомного оружия. Предложения СССР легли в основу резолюции Генеральной Ассамблеи ООН в декабре 1946 "О принципах всеобщего регулирования и сокращения вооружений". Однако империалистические круги, крупные державы Запада отвергли миролюбивые предложения СССР. В 1947 США провозгласили Трумэна доктрину, означавшую, что США присваивают себе право вмешиваться в дела всех стран на стороне реакции и контрреволюции. Эта доктрина служила целям экспансии и агрессии. Как средство использовать американскую экономическую помощь для обеспечения господствующего влияния в разорённых войной государствах Западной Европы, остановить путём американского вмешательства подъём революционного движения в этих странах, а также изолировать от СССР и вернуть на рельсы капитализма страны народной демократии, тогда же был выдвинут Маршалла план. СССР разоблачил стремления США, поддержанные англо-французскими империалистическими кругами, лишить суверенитета европейские государства и сделать их зависимыми от американского монополистического капитала.

Первый антисоветский военно-политический блок западноевропейских государств был создан в марте 1948. Под покровительством США в "Западный союз" вошли Великобритания, Франция, Бельгия, Голландия и Люксембург. Неоднократные предложения СССР о переговорах для улучшения советско-американских отношений отвергались США. В экономической области большинство западных держав установило дискриминационные ограничения, которые привели к свёртыванию деловых связей с СССР и другими странами социализма. Созданная в апреле 1949 организация Североатлантического договора (НАТО) агрессивна по своей природе и направлена против СССР, а также других миролюбивых стран.

СССР твёрдо придерживался постановлений Крымской и Потсдамской конференций, осуществлял демократизацию, денацификацию и демилитаризацию территории советской зоны оккупации бывшего фашистского рейха. Западные же державы объединили свои зоны и, в нарушение межсоюзнических соглашений, создав в сентябре 1949 ФРГ, начали ускоренную ремилитаризацию, восстановление её вооруженных сил. Вся эта политика создавала серьёзную угрозу безопасности народов Европы. СССР не допустил вмешательства в ход общественного развития в Восточной Германии, на территории которой после образования ФРГ была создана ГДР (окт. 1949). Население ГДР избрало путь строительства социализма.

§ 1. Начало холодной войны.

После окончания Второй мировой войны Советский Союз стал одной двух мировых держав. Высокий международный статус СССР подчеркивался тем, что он являлся постоянным членом Совета Безопасности Организации Объединенных Наций и обладал правом вето. Его единственным конкурентом стали США . Между двумя державами существовали острые противоречия идеологического характера: СССР продолжал рассматривать себя как оплот социализма, США позиционировали себя как борца за демократию.

В результате Второй мировой войны СССР расширил не только свои границы, но и сферу влияния в Европе и Азии. Непосредственно в состав СССР вошли: часть Восточной Пруссии (Калининградская область), Закарпатская Украина (Ужгородская область), Южный Сахалин и Курильские острова (Сахалинская область). Сфера влияния СССР распространилась на всю Восточную Европу, включая Польшу, Чехословакию, Венгрию, Румынию и Болгарию. Кроме того, советские войска оккупировали восточную часть Германии и Австрии. Дружественные СССР коммунистические режимы укрепились в Югославии и Албании. В Азии союзником СССР традиционно была Монголия. В Китае сразу после его освобождения от японцев вспыхнула гражданская война, в которой поддерживаемые СССР коммунисты сражались против националистов, опиравшихся на США. Советские войска освободили также северную часть Кореи, где также возник коммунистический режим.

США начали активное противодействие распространению советского влияния. Прежде всего, они решили превратить в своего союзника западную часть Германии, оккупированную войсками США, Англии и Франции. Там в 1949 г. была создана Федеративная Республика Германии . В ответ на это в восточной части страны возникла Германская Демократическая Республика. К 1949 г., несмотря на поддержку США, китайские националисты потерпели поражение, сохранив только остров Тайвань. После этого наступила очередь Кореи. В 1950 г. просоветское правительство этой страны неожиданно атаковало армию проамериканскую Южной Кореи. Когда последняя была на грани поражения, в войну вмешались американцы. Их войска высадились в стране и почти полностью заняли ее территорию. Тогда в Корею были введены китайские войска, поддержанные советской авиацией. Благодаря этому фронт стабилизировался, разделив Корею на две части. В Южной Корее сохранился проамериканский режим, в Северной укрепились ставленники СССР. Подписанное в 1953 г. перемирие закрепило это положение.

В 1949 г. США создали Североатлантический союз (НАТО), в который, помимо них, вошли основные государства Западной Европы. Противостоящий им блок коммунистических государств получил название Организации варшавского договора (ОВД). Противостояние НАТО и ОВД усложнялось тем, что с 1945 г. США, а с 1949 г. - СССР обладали ядерным оружием. Благодаря опасности применения атомной бомбы корейская война не переросла в глобальный конфликт.


Противостояние перешло в страны «третьего мира». СССР спонсировал коммунистических партизан во многих странах Азии, а впоследствии Африки и Латинской Америки. Другим аспектом противостояние стала гонка вооружений. Стороны стремились создавать все более и более мощные орудия поражения, а также средства защиты от них. Здесь начала сказываться разность экономических потенциалов СССР и США. Если мощная американская экономика позволяла без ущерба для социальных и иных программ заниматься разработкой дорогостоящих видов оружия, то в СССР гонка вооружений поглощала все силы. По сути, большая и лучшая часть советской экономики работала на войну.

§ 2. Внутренняя политика в 1946—1964 гг.

После окончания Второй мировой войны многие советские граждане надеялись на улучшение жизни и либерализацию режима. Особенно велики были надежды крестьян на то, что будут ликвидированы колхозы. Однако ничего этого не произошло. Режим, созданный Сталиным, продолжал существовать в прежнем виде, не допуская ни малейшей возможности инакомыслия. Продолжались, правда, уже в меньших масштабах, сфабрикованные политические процессы. Экономика продолжала контролироваться государством, колхозы распущены не были.

Ситуация отчасти изменилась после смерти Сталина, последовавшей в марте 1953 г. Власть перешла в руки его соратников, которые, опасаясь роста влияния одного из них, перешли к коллективному руководству страной. Наиболее влиятельными лидерами оказались Г. М. Маленков , возглавлявший государственный аппарат, Л. П. Берия, контролировавший карательные органы, и Н. С. Хрущев, которому был доверен партийный аппарат. Самым перспективным из них был Л. П. Берия, являвшийся трезвомыслящим и талантливым политиком. Берия понимал, что СССР не под силу борьба против США. Поэтому он планировал смягчить тяготы советского режима и разрядить международную обстановку. Однако уже в июне 1953 г. Н. С. Хрущев организовал его арест, за которым последовала его казнь. Устранив Берия, Хрущев расчистил для себя дорогу к власти. Вскоре он стал первым секретарем ЦК КПСС (фактически важнейший пост в государстве), а затем устранил с политической арены остальных соратников Сталина.

Хрущев был хорошим исполнителем, но в силу своих ограниченных интеллектуальных способностей мало годился для исполнения функция главы великой державы. Поэтому многие его действия оказались крайне неудачными. В частности, не удались его попытки реанимировать гибнущее сельское хозяйство, в котором он считал себя большим специалистом. Вместо того, чтобы распустить ненавистные колхозы, Хрущев запретил крестьянам держать личный скот на приусадебных участках. Это означало, что ликвидированы последние остатки крестьянской собственности. Грубой ошибкой стала неконтролируемая распашка целинных земель в степных регионах, с помощью которой Хрущев рассчитывал увеличить эффективность сельского хозяйства. Первоначальные высокие урожаи вскоре сошли на нет из-за того, что плодородные слои почвы выдувались сильными степными ветрами. Освоение целины в результате оказалось пустой тратой времени и средств. Можно вспомнить и о попытке Хрущева увеличить кормовую базу животноводства путем повсеместного насаждения кукурузы, которая, однако, не могла дать адекватные урожаи в наших климатических условиях. Все это подрывало авторитет не только самого Хрущева, но и государства в целом.

Однако Хрущев сделал и немало положительного. К его заслугам следует отнести, в первую очередь, прекращение политических дел и реабилитацию невинно осужденных. При Хрущеве произошла некоторая либерализация в сфере печати, которая, однако, ограничивалась критикой Сталина, на которого были списаны все неудачи СССР. Хрущев старался поднять уровень жизни советских граждан: были повышены пенсии, увеличены расценки за работу в колхозах, началось массовое жилищное строительство.

Однако все эти меры давали лишь частичный эффект, так как Хрущев не прекратил холодную войну против США. Огромные средства продолжали расходоваться «на оборону». Более того, именно при Хрущеве мир дважды едва не оказался на грани ядерной войны. В 1961 г. начался «берлинский кризис ». Он возник из-за решения создать «берлинскую стену», которая отделила Восточный Берлин, столицу просоветской ГДР, от Западного Берлина, контролировавшегося войсками НАТО. С трудом выйдя из этого кризиса, СССР оказался втянутым в другой, «карибский кризис ». В 1962 г. советские корабли начали тайно ввозить на Кубу, где в 1959 г. утвердился антиамериканский режим Ф. Кастро, ракеты среднего радиуса действия с ядерными боеголовками. Узнав об этом, американцы организовали блокаду Кубы и стали планировать вторжение на остров. СССР и США были награни обмена ядерными ударами. «Ка-риб--ский кризис» был разрешен в последний момент. Советские ракеты были выведены с Кубы.

§ 3. Внутренняя политика в 1964—1985 гг.

Неэффективность управления страной привела к бескровному перевороту, в ходе которого Хрущев был отстранен от власти группой представителей партийной номенклатуры во главе с Л. И. Брежневым. В первые годы его пребывания у власти делались попытки оживить экономическую жизнь страны с целью устранить диспропорцию в экономическом развитии СССР и США. Однако они не дали того эффекта, на который рассчитывали их устроители. В 70-е годы СССР садится на «нефтяную иглу»: для поддержания уровня жизни начинается активный экспорт минерального сырья, в первую очередь энергоносителей. Часть вырученных средств тратилась на закупку продовольствия, так как разрушающееся сельское хозяйство было не в состоянии обеспечивать нужды страны. Это означало, что СССР проигрывает холодную войну, в первую очередь, благодаря неэффективности своей экономики.

В результате в середине 70-х гг. советские руководители пошли на «разрядку международной напряженности». СССР заключил с США ряд договоров, ограничивающих гонку вооружений. В то же время СССР жестко отстаивал свой контроль над странами Восточной Европы. В правление Брежнева советские войска подавили попытку демократизации в Чехословакии (1968 г.), советская помощь стала решающим фактором в подавлении оппозиционного движения в Польше в 70-начале 80-х гг. Крупнейшей внешнеполитической ошибкой советского руководства стал ввод войск в Афганистан, что привело к развязыванию там партизанской войны. Афганская война усилила советско-американское противостояние, положив конец периоду «разрядки».

В последние годы жизни Брежнев осуществлял чисто номинальное руководство страной. Этот период получил название «застойного», так как исключалась сама возможность реформ. После его смерти в 1982 г. страну возглавил энергичный Ю. В. Андропов, до этого возглавлявший ведущую советскую спецслужбу - КГБ. Он попытался увеличить эффективность работы государственного и партийного аппарата репрессивным путем. Однако к моменту смерти Андропова в 1984 г. проблема решена не была. В 1984 г. власть оказалась в руках смертельно больного К. У. Черненко. Период его руководства стал временем кратковременного возвращения к брежневскому «застою».

§ 4. «Перестройка» М. С. Горбачева.

В 1985 г. генеральным секретарем ЦК КПСС стал относительно молодой и энергичный М. С. Горбачев. Он был полон решимости реформировать неэффективную советскую систему. Первоначально он попытался действовать традиционными методами. В начале своего руководства Горбачев распорядился антиалкогольную кампанию, надеясь, таким образом, оздоровить общество. Затем была разработана программа «Интенсификация-90», рассчитанная на увеличение эффективности экономики. Однако выяснилось, что ресурсов для ее осуществления нет.

Тогда Горбачев предпринял более радикальные шаги, которые, собственно, и получили название «перестройки». В экономике получил развитие негосударственный сектор. Первым шагом в деле его создания стал «Закон о кооперации», изданный в 1988 г. В 1990 г. было разрешено создавать более совершенные формы предприятий - малые предприятия, акционерные общества, коммерческие банки. Фактически в СССР была легализована частная собственность на средства производства, ликвидированная еще при Сталине. Однако эти меры вызвали не рост, а падение экономического роста. При этом частная экономика оказалась под сильным влиянием преступных структур.

Одновременно с экономической либерализацией Горбачев приступил к либерализации в политической сфере. Политика так называемой «гласности» предполагала широкое участие народных масс в обсуждение проблем страны. Началась публикация ранее запрещенных произведений литературы. Постепенно начался отказ от монополии Коммунистической партии на власть, которой она обладала с 1918 г. Внутри самой партии стали возникать конкурирующие «платформы». Начали возникать и другие партии и общественные движения.

Во внешней политике Горбачев возобновил политику «разрядки». При этом сделанные СССР уступки не компенсировались аналогичными уступками со стороны США. СССР вывел войска из Афганистана, согласился на демократические преобразования в странах Восточной Европы, не стал препятствовать объединению Германии. В результате эти регионы моментально вошли в сферу влияния США. Фактически Горбачев выполнил все требования США. Это означало, что СССР признал свое поражение в холодной войне.

Последним этапом перестройки стал распад СССР. Ослаблением контроля государства над обществом воспользовались политики второго эшелона, стремившиеся к высшей власти. Не имея возможности возглавить СССР, он сделали ставку на его развал, воспользовавшись тем, что в его Конституции было закреплено право союзных республик на свободный выход из Союза. В течение 1990—1991 гг. большинство республик приняло декларации о суверенитете. Это означало, что СССР находится на грани распада.

В этой ситуации группа политиков из ближайшего окружения Горбачева предприняла попытку предотвратить распад государства. 19 марта 1991 г. они изолировали Горбачева на даче в Крыму и организовали Государственный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП) во главе с вице-президентом СССР Г. И. Янаевым. Основное противодействие своим планам члены ГКЧП встретили со стороны Б. Н. Ельцина, избранного президентом крупнейшей республики СССР - Российской Федерации. Благодаря его решительным действиям «путч», как были квалифицированы действия Янаева и его сторонников, был ликвидирован.

После этого процесс распада СССР набрал необратимый ход. Решающим событием стал референдум о независимости Украины, проведенный 1 декабря 1991 г. После этого руководители России, Украины и Белоруссии подписали так называемые «беловежские соглашения», которые признали ликвидацию СССР как единого государства. Его место занял Союз Независимых Государств (СНГ), который представлял собой уже не надгосударственное, а межгосударственное объединение. Это означало, что все республики бывшего СССР, в том числе и Россия, стали независимыми государствами. В истории нашей страны наступил новый этап.

Недолго союзники праздновали победу над гитлеровской Германией. Вскоре после окончания войны их разделил железный занавес. Демократический и «прогрессивный» Запад видел новую угрозу в лице «тоталитарного» коммунистического режима СССР.

В ожидании перемен

По итогам Второй мировой войны СССР окончательно вошел в число сверхдержав. Наша страна имела высокий международный статус, который подчеркивался членством в Совбезе ООН и правом вето. Единственным конкурентом Советского Союза на международной политической арене выступала другая сверхдержава – Соединенные Штаты Америки. Неразрешимые идеологические противоречия между двумя мировыми лидерами не позволяли надеяться на устойчивые отношения.

Для многих политических элит Запада радикальные перемены, произошедшие в Восточной Европе и некоторых странах Азиатского региона, стали настоящим шоком. Мир оказался разделен на два лагеря: демократический и социалистический. Лидеры двух идеологических систем США и СССР в первые послевоенные годы еще не понимали пределов терпимости друг друга, а поэтому заняли выжидательную позицию.

Гарри Трумэн, сменивший на посту американского президента Франклина Рузвельта, выступал за жесткое противостояние СССР и коммунистическим силам. Практически с первых дней президентства новый глава Белого дома приступил к пересмотру союзнических отношений с СССР – одного из основополагающий элементов политики Рузвельта. Для Трумэна принципиальным было вмешательство в послевоенное устройство стран Восточной Европы без учета интересов СССР, и если потребуется, то с позиции силы.

Запад действует

Первым затишье нарушил британский премьер Уинстон Черчилль, который дал задание начальникам штабов оценить перспективы военного вторжения в СССР. План операции «Немыслимое», запланированной на 1 июля 1945 года, предусматривал молниеносное нападение на СССР с целью смещения коммунистического правительства. Однако британские военные посчитали такую операцию невозможной.

Очень скоро Запад обзавелся более эффективным средством давления на СССР. 24 июля 1945 года во время заседания на Потсдамской конференции Трумэн намекнул Сталину о создании американцами атомной бомбы. «Я непринужденно заметил Сталину, что мы имеем новое оружие необычайной разрушительной силы», – вспоминал Трумэн. Американский президент посчитал, что Сталин не проявил особого интереса к этому сообщению. Однако советский лидер все понял и вскоре дал распоряжение Курчатову укорить разработки собственного ядерного оружия.

В апреле 1948 года в силу вступил план, разработанный госсекретарем США Джорджем Маршаллом, который на определенных условиях предполагал восстановление экономики европейских стран. Однако помимо помощи «план Маршалла» предусматривал постепенное вытеснение коммунистов из властных структур Европы. Бывший вице-президент США Генри Уоллес осудил «план Маршалла», назвав его инструментом холодной войны против России.

Коммунистическая угроза

Сразу после войны в Восточной Европе при активном содействии Советского Союза начал формироваться новый политизированный блок стран социалистического содружества: в Албании, Болгарии, Венгрии, Румынии, Польше, Югославии и Чехословакии к власти пришли левые силы. Более того, коммунистическое движение набрало популярность и в ряде государств Западной Европы – Италии, Франции, Германии, Швеции.

Во Франции, как никогда, была высока вероятность прихода коммунистов к власти. Это вызывало недовольство даже в рядах европейских политиков, симпатизировавших СССР. Лидер французского Сопротивления во время войны генерал де Голль прямо называл коммунистов «сепаратистами», а генеральный секретарь Французской секции Рабочего интернационала Ги Молле заявил депутатам-коммунистам в Национальном собрании: «Вы не слева и не справа, вы – с Востока».

Правительства Англии и США открыто обвиняли Сталина в попытке коммунистического переворота в Греции и Турции. Под предлогом ликвидации коммунистической угрозы со стороны СССР для оказания помощи Греции и Турции предусматривалось выделение 400 млн. долларов.

Страны западного блока и социалистического лагеря встали на путь идеологической войны. Камнем преткновения продолжала оставаться Германия, которую бывшие союзники, несмотря на возражение СССР, предлагали поделить. Тогда Советский Союз неожиданно поддержал президент Франции Венсан Ориоль. «Я нахожу абсурдной и опасной эту идею разделить Германию на две части и использовать ее как орудие против Советов», – заявлял он. Впрочем, от разделения Германии в 1949 году на социалистическую ГДР и капиталистическую ФРГ это не спасло.

Холодная война

Речь Черчилля, которую он произнес в марте 1946 года в американском Фултоне в присутствии Трумэна, можно назвать точкой отсчета холодной войны. Несмотря на лестные слова в адрес Сталина, сказанные несколько месяцев назад, британский премьер обвинял СССР в создании железного занавеса, «тирании» и «экспансионистских тенденциях», а коммунистические партии капиталистических стран назвал «пятой колонной» Советского Союза.

Разногласия между СССР и Западом все сильнее втягивали противоборствующие лагеря в затяжное идеологическое противостояние, которое в любой момент грозило вылиться в настоящую войну. Создание в 1949 году военно-политического блока НАТО приблизило вероятность открытого столкновения.

8 сентября 1953 года новый президент США Дуайт Эйзенхауэр писал государственному секретарю Даллесу по поводу советской проблемы: «В нынешних обстоятельствах мы должны были бы рассмотреть, не является ли нашей обязанностью перед грядущими поколениями начать войну в благоприятный, избранный нами момент».

Теме не менее именно в период президентства Эйзенхауэра США несколько смягчили свое отношение к СССР. Американский лидер не раз раз выступал инициатором совместных переговоров, стороны существенно сблизились в своих позициях по германской проблеме, договорились о сокращении ядерного оружия. Однако после того как в мае 1960 года над Свердловском был сбит американский самолет-разведчик, все контакты прекратились.

Культ личности

В феврале 1956 года Хрущев выступил на XX съезде КПСС с осуждением культа личности Сталина. Это событие неожиданно для советского правительства ударило по репутации Коммунистической партии. Критика в адрес СССР посыпалась со всех сторон. Так, шведская Компартия обвинила СССР в том, что, скрывая информацию от иностранных коммунистов, ЦК КПСС «щедро делится ею с буржуазными журналистами».

Во многих компартиях мира создавались группировки в зависимости от отношения к докладу Хрущева. Чаще всего оно было негативным. Одни говорили, что историческая правда была искажена, другие считали доклад преждевременным, а третьи и вовсе разочаровывались в коммунистических идеях. В конце июня 1956 года в Познани прошла демонстрация, участники которой несли лозунги: «Свободы!», «Хлеба!», «Бога!», «Долой коммунизм!»

5 июня 1956 года на резонансное событие отреагировала американская газета «Нью-Йорк таймс», опубликовав полный текст доклада Хрущева. Историки полагают, что материал выступления главы СССР попал на Запад через польских коммунистов.

Поделиться: