Площадь сан-марко. Сан-Марко - собор в Венеции

В лагуне Адриатического моря на многочисленных и разбросанных друг от друга островах поселились племена венетов, ранее жившие в северных районах Италии. Талантливые люди соединили болотистую местность мостами, переправами и объединили разобщённую территорию в целостное единое поселение. Так была основана Венеция. Для полноценного существования на окружённой водой местности, венецианцы должны были стать первоклассными мореплавателями и торговцами. Успехи в коммерческой деятельности позволили властям Венеции вкладывать существенные денежные средства в благоустройство и архитектуру города. Узкие аллеи улиц, дворцы, соборы, выходящие к Гранд-каналу, отражают легендарную историю, пережившую взлёты и падения государства.

Приятный бонус только для наших читателей - купон на скидку при оплате туров на сайте до 31 марта:

  • AF500guruturizma - промокод на 500 рублей для туров от 40 000 руб
  • AFT1500guruturizma - промокод для туров в Таиланд от 80 000 руб

До 31 мая tours.guruturizma.ru предлагает промокоды на туры в экзотические страны - Доминикана, Мексика, Ямайка, Индонезия, Куба, Маврикий, Мальдивы, Сейшелы, Танзания, Бахрейн. Количество туристов в туре – от 2-х взрослых.

  • Промокод на 1 000 ₽ «LT-EXOT-1000» для туров от 7 ночей
  • Промокод на 1 500 ₽ «LT-EXOT-1500» для туров от 8 до 12 ночей
  • Промокод на 2 000 ₽ «LT-EXOT-2000» для туров от 13 ночей

Венеция состоит из шести районов, главный из которых - пьяцца Сан-Марко. Это единственное место в городе с большой и просторной площадью, что для данной местности считается редкостью. Здесь находятся основные достопримечательности, олицетворяющие символ власти, могущество, экономическое процветание и независимость Венеции прошлых эпох. Торговые связи с Востоком гарантировали стабильность и богатство венецианцам. Местные жители могли себе позволить возводить уникальные архитектурные здания и сооружения в самом сердце города.

Площадь Сан-Марко является самым популярным туристическим местом. Именно здесь следует начинать своё знакомство с историей Венеции. Пьяцца имеет форму трапеции, стороны которой обрамляют величественные дворцы. Это в буквальном смысле музей под открытым небом, где расположены шедевры архитектурного зодчества византийского и готического стиля.

Парадный вход в Сан-Марко с двумя высокими гранитными колоннами находится возле лагуны. Одну колонну венчает статуя святого Теодора, убивающего дракона, а другую возглавляет крылатый лев. Между ними в XIII веке часто возводили помост для исполнения смертных приговоров. Многие суеверные венецианцы до сих пор не рекомендуют проходить промеж колонн.

История площади Сан-Марко

Для венецианцев религиозные ценности имеют сакральное значение. Глубоко верующему народу был необходим духовный наставник. Существует поверье, что святой Марк проповедовал христианство в Аквилеи (северная область Италии), поэтому он считался высоко почитаемым среди венецианцев. Апостол основал первую церковь в языческом Египте, где и скончался. В IX веке в Александрию прибыли купцы из Венеции. Они были поражены бесчинством местного мусульманского населения по отношению к христианскому храму. Поэтому коммерсанты приняли решение похитить мощи апостола и привезти их в Венецию.

Главная площадь Венеции формировалась неподалёку от резиденции правительства. В тот период времени это был замок с оборонительными укреплениями. Дож распорядился построить рядом с его дворцом небольшую базилику, куда поместили мощи святого Марка. Так была заложена основа роскошного квартала города. Согласно традициям средневековья, город, претендующий на первенство, должен был поражать своих современников богатыми и помпезными сооружениями. В XII веке дворец дожей и храм были значительно расширены и перестроены. Этому способствовал экономический подъём Венецианской республики, ставшей монополией в Европе на торговлю шёлком и пряностями Востока.

В 1202 году наступает переломный момент в истории Венеции. В городе задержался отряд рыцарей, собравшихся в крестовый поход на Египет. Тогдашнему дожу Энрико Дандоло представилась возможность использовать доблестных воинов ради государственных интересов республики. Был заключен договор, согласно которому Венеция предоставляет крестоносцам военный флот. В ответ на это рыцари должны взять штурмом и разграбить Константинополь, что в итоге и произошло. Ценные произведения искусства, скульптуры, мрамор вывезенные из богатейшего города Византии, становятся украшениями помещений собора Сан-Марко и всей площади. В 1264 году пьяцца была выложена декоративной плиткой.

С XIV по XVI века на площади возводят новый Дворец дожей, часовую башню и колокольню. Достопримечательности украшают роскошными орнаментами, классической живописью и грациозными скульптурами. В 1797 году Венецию оккупировала наполеоновская Франция. Золотые внутренние убранства собора Сан-Марко были вывезены в Париж, а ценные украшения разграблены мародёрами. Венецианская республика прекратила своё существование и через десятки лет становится итальянской провинцией. С тех пор площадь Сан-Марко становится одним из самых посещаемых туристических мест в мире. Сюда со всех концов света приезжают за вдохновением художники, писатели и другие представители творческой интеллигенции.

Достопримечательности Сан-Марко - что посмотреть?

Современная площадь заполнена многочисленным потоком туристов. Поражает обилие голубей, восхищает виртуозная игра музыкантов из близлежащих кафе. Всё это происходит на фоне блеска и величия пьяцца Сан-Марко. Здесь можно увидеть уникальные архитектурные объекты, вызывающие восторг гостей Венеции.

Ярким примером византийского стиля является Собор святого Марка. Мраморный фасад святыни, облицованный многочисленными мозаиками и барельефами, увенчан пятью куполами с острыми башнями. Фасад представляет собой ряды массивных арок с колоннами. На большом балконе с балюстрадой установлены скульптуры четырёх лошадей. Внутренние помещения собора украшены золотой росписью, фресками и мозаикой. В главной апсиде высится знаменитый золотой алтарь, состоящий из 250 византийских эмалей, которые скреплены драгоценными камнями.

Одной из главных достопримечательностей Сан-Марко считается резиденция венецианского правительства прошедших веков - Дворец дожей. Стены фасада облицованы мраморным орнаментом и украшены скульптурами. Архитектурный шедевр покоится на колоннадах с арками. Второй ярус здания представлен открытой лоджией, состоящей из ажурной аркады. В верхней части фасад дворца украшен стрельчатыми окнами. Внутренние залы дворца предназначены для заседаний сенаторов, магистров и других привилегированных общин. Комнаты отделаны фресками, обрамлёнными золотыми рамами. Здесь можно увидеть роскошные полотна и скульптуры известных венецианских художников.

Особенным сооружением на площади Сан-Марко выделяется колокольня. Строение из красного кирпича служило сторожевой вышкой, а также маяком для кораблей, входивших в лагуну Венеции. Башня оснащена быстрым лифтом, который доставит туристов на смотровую площадку. Оттуда открывается великолепная панорама на весь город и лагуну. В звоннице установлены пять колоколов, каждый обладает своим предназначением. Колокольня увенчана готическим шпилем с флюгером в виде золотого ангела.

К подножию колокольни пристроен изящный павильон - Лоджетта, где ранее находилась охрана Дворца дожей. Мраморное здание украшено барельефами и тремя арками, обрамлёнными колоннами. Основание и крыша здания окаймлены балюстрадой.

Слева от Собора святого Марка возвышается часовая башня, построенная в стиле эпохи Возрождения. На крыше сооружения можно увидеть две трёхметровые фигуры. Скульптурная композиция представляет собой бородатого старика и молодого мужчину. Они бьют своими молотами в бронзовый колокол. Данная сцена символизирует прошлое и будущее. Ниже установлен герб Венеции - лев с открытой книгой. В центральной части башни расположен овальный выступ, на котором установлена фигура Богородицы с младенцем из меди.

Основной ценностью этой достопримечательности являются часы. Хронометр считается самым сложным астрономическим прибором в мире. Большой синий циферблат с глобусом посередине находится в рабочем состоянии уже более 500 лет. Часовой диск состоит из позолоченных зодиакальных фигур вместо цифр. Часы указывают фазы луны, прохождение солнца в знаках зодиака и смену времён года. Мастера, которые создали это чудо, были ослеплены, чтобы они больше не смогли повторить такой шедевр.

С одной стороны площадь окружена комплексом из трёх зданий - старые и новые Прокурации. Фасады строений украшены ажурными арками. В период существования Венецианской республики здесь размещалась резиденция и служебные помещения прокураторов, являющихся вторыми лицами после дожа. Они избирались один раз и на всю жизнь. Сегодня на первом этаже этого сооружения расположены знаменитые и старинные рестораны и музей.

Уникальное кафе Флориан работает беспрерывно с 1720 года. Внутренние помещения заведения отделаны зеркалами и роскошными позолоченными орнаментами. Посетители могут удобно разместиться за столиками, поставленными на площади. Здесь туристы наслаждаются изысканным вкусом кофе, приготовленным по особым рецептам местных бариста. Живая музыка оркестра создаёт превосходное настроение. Напротив кафе Флориан находится не менее популярный ресторан Квадри. В роскошном зале к дорогому вину подают изысканные блюда - белые трюфели, голубой лобстер и прочие деликатесы.

Святой Марк – покровитель Венеции. Все лучшее и самое важное в городе на воде связано с образом этого евангелиста: и флаг, и герб, и самый красивый собор, и известная площадь Сан-Марко. А символом Святого Марка считают крылатого золотого льва!

Чем знаменита площадь Сан-Марко?

По Пьяцца, как лаконично и любовно называют венецианцы красивейшую в городе, а может быть и в мире площадь, никогда не ездили конные повозки или автомобили. Это дворцовый зал с небом вместо потолка.

Планируя поездку в , обязательно побеспокойтесь, чтобы на площадь Сан-Марко у вас было хотя бы несколько часов. Здесь действительно есть что посмотреть!

2.
Собор Святого Марка

Дорожка, соединяющая колокольню Сан-Марко с Гранд-каналом, вместе с площадкой львов, за которой находится собор Святого Марка, называются Пьяцетта. Это главная часть площади.

Сначала в базилике была обычная церковь для венецианских правителей – дожей. В 11 веке сюда привезли мощи евангелиста – покровителя города, и собор Святого Марка перестроили в связи с новой миссией – хранением ценнейшей святыни. Здание поражает обилием и роскошью золотой и мраморной отделки. Здесь никогда не кончается поток паломников и туристов.

Тут же находится самое высокое здание на площади и во всем городе – с летящим ангелом на верхушке, которую строили и перестраивали с 9 по 16 век. Здесь Галилей впервые показал дожам свой телескоп.

Рядом с собором – Башня Часов. По гигантскому циферблату можно определить не только точное время, но и какая сегодня лунная фаза и в каком знаке Зодиака находится Солнце. Над часами – Мадонна, выше – крылатый золотой лев, еще выше колокол, который бьет раз в час.

3.
Колокольня собора Святого Марка

Заслуживают внимания и другие здания, которые окружают площадь Сан-Марко: дворец Дожей, старинная Библиотека Марчиана, предмет восхищения знаменитого архитектора Вазари – Монетный Двор. Не забудьте полюбоваться двумя колоннами. Одна с неизменным львом, а вторая со Святым Теодором и драконом на капители.

Собор Святого Марка открыт 9.45-17.00 с понедельника по субботу, и 14.00-16.00 в праздничные и воскресные дни с католической Пасхи до начала ноября, в теплое время года – 14.00-17.00. В собор Святого Марка можно зайти бесплатно, главное – в приличном виде, не в шортах и майке. В соборе можно зайти в Золотой Алтарь за 2 евро, в Сокровищницу за 3 евро, в музей Сан Марко за 5 евро.

Как добраться:

Доехать сюда Вы сможете на водном такси « » по Гранд-каналу.

От железнодорожного вокзала - такси №1 (большое число остановок), №2 (экспресс) и N (ночной маршрут).

От автомобильного паркинга Tronchetto - такси №1 и N (ночной маршрут).

Пьяцца-Сан-Марко, она же площадь Святого Марка, является главной в Венеции. Площадь появилась в IX веке, после возведения , в честь которого и получила свое название. Современный архитектурный ансамбль сложился во второй половине XVIII века.

Парадный вход на "пьяццу" со стороны лагуны обрамлен двумя колоннами. Первую венчает статуя Святого Теодора, убивающего дракона: он был патроном Венеции, пока сюда не перевезли мощи апостола Марка, ставшего новым небесным покровителем города. Вторую колонну украшает крылатый лев, отлитый из бронзы. Лев является символом Святого Марка, позднее он стал и символом города. В XIII веке между колоннами возвели помост, предназначенный для приведения в исполнение смертных приговоров. Осужденных ставили лицом к часовой башне, чтобы они видели свой последний час. По этой причине суеверные горожане стараются не проходить между колоннами.

Помимо собора Святого Марка, на площади доминирует - наиболее яркий образец венецианской готики.

Рядом с базиликой Сан-Марко находится колокольня собора, построенная в начале XVI века: ее высота составляет 98,6 метра. Башня обрушилась в 1902 году, но венецианцы восстановили ее на прежнем месте. Туристы могут подняться на смотровую площадку.

Еще одна достопримечательность площади Сан-Марко - часовая башня, она же Торре-дель-Оролоджо (Torre dell"orologio). На вершине башни находятся две трехметровые бронзовые статуи, которых называют "маврами" из-за темного цвета металла. Одна скульптура изображает бородатого старика, другая - безбородого юношу, что символизирует ход времени. Статуи движутся: они ударяют молотами по колоколу, отбивая время. На часовой площадке также находится смотровая площадка.







Время работы
Колокольня собора Сан-Марко - с июля по сентябрь с 9:00 до 21:00, в октябре, а также и с апреля по июль - с 9:00 до 19:00, с ноября по март с 9:30 до 15:45. Расписание в марте-апреле может меняться в зависимости от даты Пасхи, его можно уточнить на официальном сайте.
работает ежедневно. Туристы могут подняться на смотровую площадку только с экскурсией: экскурсии на английском языке проводятся с понедельника по среду в 10:00 и 11:00 и с четверга по воскресенье в 14:00 и 15:00. Экскурсии на русском языке не предусмотрены, расписание экскурсий на итальянском и французском можно найти на сайте башни. Для того чтобы попасть на экскурсию, необходимо предварительное бронирование.

Стоимость билетов
Колокольня собора Сан-Марко - 8 евро, группы от 15 человек могут приобрести билеты с 50-процентной скидкой.
Часовая башня на площади Сан-Марко - стоимость взрослого билета составляет 12 евро, льготного билета для детей, студентов и пенсионеров - 7 евро.

Адрес: Piazza San Marco, Venezia.

Площадь Сан-Марко

Площадь святого Марка, работы Каналетто, 1730. Площадь выглядит так же, как и в наши дни.

План площади 1831 года

Cesare Vecellio. Вид на Площадь святого Марка XVI век

Площадь Сан-Марко (итал. Piazza San Marco), или площадь Святого Марка - главная городская площадь Венеции, Италия. Логически состоит из двух частей: Пьяцетты - площадки от Гранд-канала до колокольни, и непосредственно Пьяццы (площади).

Площадь образовалась в IX веке, как небольшое пространство перед Собором Святого Марка. В 1777 году она была расширена до своих нынешних размеров.

Архитектурной доминантой площади является Дворец дожей и, находящаяся на некотором расстоянии колокольня базилики Святого Марка с лоджеттой. Вокруг площади, если смотреть против часовой стрелки от Большого канала, высятся:

Колонны Святого Марка и Святого Теодора

Дворец дожей

Собор Святого Марка

Часовая башня Святого Марка

Старые и Новые Прокурации, на первом этаже которых находятся несколько кафе, в том числе и знаменитое кафе «Флориан».

Ала Наполеоника

Библиотека Сан-Марко

Мостовая

В конце XIII века площадь была вымощена кирпичами «в елку». При этом полосы светлого камня укладывалась параллельно длинной оси площади. Эти линии, вероятно, использовались, как маркеры при организации частых церемониальных процессий. Это оригинального вида мостовая запечатлена на полотнах Средневековья и Ренессанса, например на Процессии на Площади Святого Марка работы Джентиле Беллини 1496 года.

Бесчисленное количество голубей разгуливающих по площади стали неотъемлемой частью городского пейзажа. Существует легенда, повествующая о появлении голубей на Сан Марко:

В Венеции существовала традиция подносить дожу раз в год дары от каждого района города и религиозных братств. Обычно это были продукты питания - фрукты, сладости, дичь и тому подобное. Однажды, в год завершения строительства базилики Сан Марко, среди даров была обнаружена клетка с двумя голубями. Птиц выпустили из клетки и они вылетели наружу и уселись на арке фасада только что освященной базилики. Это было истолковано как очередное чудо святого Марка, который таким образом дал знать, что желает, чтобы голуби стали священными птицами, которым покровительствует сам святой. Дож подписал декрет, по которому Сиятельнейшая обязалась кормить за свой счёт эту пару голубей и всё их потомство… этот декрет в последствии подтверждался Сенатом, даже когда птиц стало слишком много. Лишь в декабре 2008 года, в разгар эпидемии птичьего гриппа, городскими властями было принято решение запретить продажу на площади Сан Марко корма для голубей.

9. Соборный ансамбль в Пизе

Падающая башня в Пизе – колокольня собора в городе Пиза (Италия), расположенная на Соборной площади, которую часто называют «Площадь чудес». Знаменитая ‘падающая’ башня (Torre Pe’ldente) – это колокольня (Campanile) собора в городе Пизе, часть редкостного по своей красоте архитектурного ансамбля, состоящего, помимо колокольни и собора, еще из часовни для крещения (баптистерия) и кладбища. Если бы ‘падающая’ башня не кренилась, а стояла строго вертикально, как все остальные башни на свете, слава ее ограничилась бы, вероятно, лишь узким кругом архитекторов и историков. Благодаря же своему конструктивному изъяну она известна во всем мире. Работы по строительству кампанилы начались в 1174.

Считается, что архитекторами были Бонанно Пизано и Гульельмо да Инсбрук.

После того как колокольня собора Pavia разрушилась в 1989 году, Consorzio Progetto Torre di Pisa (Консорциум Проекта Пизанской Башни) поручил инженерам стабилизировать «Падающую» Башню. Из-за того, что Башня наклонялась в различных направлениях первые годы, она слегка искривилась, как банан. Инженеры работают над фундаментом Башни больше чем над самим строением, надеясь вернуть вершину башни примерно на 20 см назад. Но это означает, что 800-летняя башня останется «падающей».

Работы по сохранению башни (решению проблемы ее наклона) начались еще во время строительства. Первая комиссия экспертов работала на ней в 1298, проверки проводились в 1396, в 1550, неоднократные в 18–19 вв. До нашего времени на ней работали уже 15 комиссий. В 1935, чтобы сделать фундамент башни влагонепроницаемым, в него ввели жидкий цемент. В 1992 на высоте первой галереи и под карнизом памятника были наложены 18 стальных колец, покрытых специальным пластиком, которые должны были помешать дальнейшему проседанию здания. Для временного укрепления фундамента с северной стороны положили 600 тонн свинца, который в 1993 перенесли на платформу, соединенную с башней при помощи обручей.

Падающая’ башня имеет цилиндрическую форму и устремляется ввысь своими восемью ярусами (считая звонницу). Шесть центральных ее этажей окаймлены изящными декоративными аркадами, в облике которых, возможно, сказалось влияние византийской или мусульманской архитектурной традиции. Вопрос о возможных мусульманских влияниях интересен вдвойне, поскольку до сих пор не ясно, возникла ли идея отдельно стоящей колокольни в христианской церковной архитектуре под воздействием мусульманских минаретов, или, напротив, сами эти минареты, с высоты которых муэдзины призывали верующих к моленью, ведут свою родословную от христианских колоколен.’Падающая’ башня строилась как колокольня при Пизанском соборе, возведение которого началось столетием ранее. Случилось это после победного морского сражения пизанцев против сарацин при Палермо в 1063 году. В Пизанском соборе находятся несколько захоронений различных исторических деятелей, среди которых – гробница германского императора Генриха VII. Архитектурный стиль сооружения приобрел известность под названием романо-пизанского. В черно-белой мраморной облицовке наружных стен опять-таки очевидно влияние ислама. Фасад первого этажа увенчан аркадами, а в верхней части декоративные аркады расположены в несколько ярусов Друг над другом, уменьшаясь от центра к флангам и образуя фронтонную конструкцию. Собор с его средним и поперечным нефами и богато орнаментированным интерьером был окончательно достроен позже.

Круглая в плане башня, выполненная из камня и мрамора, вызывает восхищение своими грандиозными размерами, ажурностью и ощущением «эффекта падения». Высота восьмиярусной колокольни – 58,36 м над фундаментом, диаметр основания – 15,54 м, отклонение на уровне основания превышает 4 м. Центральный цилиндр башни выложен из кирпича. Толщина наружных стен уменьшается от основания к вершине (у основания – 4,9 м, на высоте галерей – 2,48 м). Нижний ярус колокольни украшен 15 полуколоннами. Ажурность и легкость башне придают колонны, с опирающимися на них округлыми арками, с проходами под ними: 6 ярусов аркад по 30 колонн в каждом. Наверху расположена нарядно украшенная звонница с колоколами. Внутри цилиндра колокольни идет винтовая лестница из 294 ступеней, по которой можно попасть на обзорную площадку.

Башня декорирована орнаментом из цветного мрамора (белого и светло-серого). У входа расположены барельефы с изображением фантастических животных, наверху – люнетта со скульптурой Мадонна с младенцем Андреа Гварди (15 в.)

В 1564 году в Пизе родился Галилео Галилей, будущий знаменитый ученый. Судя по его собственным рассказам, он использовал Пизанскую башню для своих опытов. С верхнего ее этажа он бросал различные предметы, чтобы доказать, что скорость падения не зависит от веса падающего тела.

Мастера, внёсшие огромный вклад в строительство и украшение Пизанской башни Первым строителем храма был архитектор Бускетто, вероятно, выходец из Греции. На это указывают как фамилия мастера, так и предложенная им композиция собора, восходящая к идеям византийской архитектуры V века.

После 1118 года строительство Пизанского собора продолжил мастер Райнальдо. Он удлинил главный неф здания и возвел фасады. Именно ему принадлежит оформление главного фасада собора в виде нескольких рядов легких, изящных полукруглых аркад. В Тоскане не было принято украшать фасады церквей скульптурой, и мастер Райнальдо просто облицевал фасад белым и черным, с серо-голубым оттенком, камнем с мраморными инкрустациями. Под ярким южным солнцем Пизанский собор контрастирует с зеленью луга и, кажется, вбирает в себя все краски неба. Собор производит удивительное впечатление благодаря ювелирной отделке своих колонок и арочек, создающих ощущение игрушечности. Сколько же терпения и любви понадобилось мастерам, чтобы так тщательно и кропотливо соединять в единое целое множество мраморных деталей!В основном строительство Пизанского собора было завершено в 1150-х годах. Такая сравнительно быстрая постройка объясняется тем, что мастера не тратили время на возведение сложных каменных сводов: перекрытие центрального нефа выполнено деревянным. Над порталами помещены красочные мозаичные панно. Интерьер собора украшают позолоченный потолок и многочисленные мраморные скульптуры. Скульптурные работы в храме связаны с именем выдающегося итальянского мастера Никколо Пизано. Его скульптуры напоминают искусство времен Римской империи времен раннего христианства. Многие исследователи усматривают в творчестве Пизано первые проблески эпохи Ренессанса (»проторенессанс»). Дело отца продолжил его сын, Джованни Пизано, также много работавший над украшением храма.

Строительство звонницы-кампанилы (»Пизанской башни») было начато в 1174 году, как предполагают – мастерами Вильгельмом (Гульельмо) из Инсбрука и Боннано. Башня имеет монолитное основание, окруженное «слепыми» (без прохода внутрь) аркадами. Над ними поднимается шесть ярусов арочных галерей, таких же, как и аркады главного фасада собора. Этот мотив аркад объединяет весь ансамбль в единое целое.

В алтаре Пизанского собора возвышается колоссальная статуя Христа. Очень хороша мраморная готическая кафедра (амвон) – работы отца и сына Пизано, одна из главных достропримечательностей собора. Кафедра богато украшена скульптурой и рельефами работы Никколо Пизано, выполненными около 1260 года. В целом же внутреннее убранство собора сильно пострадало во время пожара 1596 года.

Знаменитый соборный ансамбль в Пизе – шедевр средневековой итальянской архитектуры. Создание ансамбля началось в 1063 году, когда на окраине города, на зеленом лугу, было заложено здание ансамбля городского собора, включившего в себя беломраморный пятинефный собор, колокольню и баптистерий-крещальню. Так на удаленной от городского центра площади образовалось одно из выдающихся произведений средневековья, оказавшее огромное воздействие на развитие итальянской культуры.

«Тот, у кого на площади Святого Марка не бьется сердце, не имеет его вообще».
Неизвестный путешественник 19 века


Политический и религиозный центр Венеции — площадь Святого Марка. Площадь включает территорию от Гранд-канала до колокольни (Пьяцетту) и непосредственно обширную площадь (Пьяццы). Здесь расположен Собор Святого Марка (9 - 15 вв.), колокольня (1514), Дворец дожей (14 - 15 вв.) и национальная библиотека Сан-Марко (16 век).

Кампанила (колокольня) собора Святого Марка высотой до 100 метров была построена в сегодняшнем виде в 1514 году, многократно перестраивалась. В 1902 году в результате землетрясения, удара молнии и ветхости она рухнула, но была воссоздана на том же месте в том же виде к 1912 году. Здесь самый знаменитый в Европе ученый своего времени, итальянский физик, астроном Галилео Галилей установил свой первый телескоп для наблюдения небесных тел.

Колокольня служила сторожевой башней и маяком для кораблей, входящих в лагуну. В средневековье в прочной кирпичной шахте башни находилась пыточная клетка. Звон пяти колоколов определял ритм жизни города и призывал не только на службу в храм. Самый большой колокол возвещал о предстоящем заседании Большого Совета, а по утрам звал людей на работу. При звуке другого колокол члены Большого Совета должны были уже спешить во дворец Дожей. Колокол «Нона» отмечал полдень, а «Мецца Терца» сообщал о заседании Сената. Самый маленький колокол оповещал о предстоящей казни.

С вершины башни при хорошей погоде можно увидеть отроги Альп.

На собственно площади (Пьяццы) находятся Старые и Новые Прокурации, предназначенные для жилых апартаментов прокураторов Сан Марко. Между ними, по распоряжению французского императора, было построено новое крыло (бальный зал Ала Наполеоника).


Фотография из книги «Венеция». Серия «Золотая книга». Венеция, 2013.

Часовая башня Святого Марка (15 век) является архитектурным памятником Раннего Возрождения. На вершине башни два бронзовых человека в овечьих шкурах бьют в колокол. Разница в их возрасте (старый и молодой) показывает текучесть времени.
Ниже на голубом фоне с золотыми звездами изображён главный символ Венецианской республики «Крылатый лев» с открытой книгой. Часы показывают сезоны года, время, фазы Луны и движение Солнца от одного созвездия к другому.

Монументальная арка ведет на главную (торговую) улицу Мерчерию и далее к коммерческому и финансовому центру на Гранд-канале у моста Риальто.

Готический Дворец дожей (1309 - 1424) был резиденцией главы Венецианской республики. Во дворце заседал Большой совет и сенат, Верховный суд. Здесь тайная полиция боролась с врагами республики и коррупционерами. Их эффективно топили в лагуне или вешали часто раньше, чем они осуществляли свои коварные помыслы. Во время торжеств дож являлся народу, приплывшего на гондолах, с обращенного к Гранд-каналу балкона. Во Дворце дожей были расположены Зал Большого Совета, кабинеты Тайной канцелярии и камера пыток.

Слева на снимке крупнейшая венецианская национальная библиотека Святого Марка . Она насчитывает около 13 тыс. рукописей, свыше 28 тыс. первопечатных и других древних книг 16 века.

На площади (пьяцетте) возвышаются колонны Святого Марка и Святого Теодора . В 1099 году Венеции за военную помощь Константинополю достались монолитные гранитные колонны (возможно из Сирии), которые примерно через столетие были установлены на главной площади. Место между колоннами использовалось для особых случаев торжества справедливости — для смертных казней. Осужденных ставили лицом к Часовой башне, чтобы они видели, как часы отбивают последние минуты их жизни. Местные жители и сегодня предпочитают не проходить между колонами. Не все туристы об этом знают.

На восточной колонне была установлена бронзовая статуя «Крылатого льва». До сегодняшнего дня продолжаются споры о происхождении «льва» из Персии, Китая, Византии, Ассирии или собственно Венеции.

Наполеон Бонапарт, поставивший последнюю точку в существовании тысячелетней Венецианской республики, посчитал своим священным долгом снять с колонны символ могущества Венеции и отправить «Льва Святого Марка» в Париж, где он был установлен перед Домом Инвалидов. Это показалось чрезмерным для европейских лидеров и по решению Венского конгресса «Лев» вновь отправился в Венецию, но по дороге скульптура разбилась. Уже на месте её кое-как склеили и установили. В 1985 году была осуществлена капитальная реставрация «Льва». Возраст скульптуры весом в 2,8 тонн был определён в 2500 лет. Это дало основание предположить, что скульптура была отлита в 5 веке до нашей эры в ассирийском городе Тарсе . Откуда в 11 или 12 вв. крестоносцы («освободители Гроба Господня») доставили этот трофей в Венецию.

На западной колонне установлена копия скульптуры Святого Теодора (оригинал хранится во Дворце дожей). До возведения Собора Святого Марка, куда были привезены мощи Святого из Александрии, Святой Теодор считался главным символом Венеции. Скульптура считается комбинированной - составлена из мраморного торса римского полководца 2 века и головы скульптуры Митридата Понтийского (царя Боспора). По легенде, крокодил символизирует морское могущество Венеции.

Знаменитый мост Вздохов (17 век), соединяющий дворец Дожей, где размещался суд, с городской тюрьмой. По мосту проводили заключённых, приговорённых к смертной казни.

На площади всегда многолюдно, даже глубокой осенью

Пьяцца. Слева Старые Прокурации, справа собор Святого Марка в реставрационных лесах.

Кафедральный Собор Святого Марка построен в византийском стиле и украшен многочисленными мозаиками. В нем находятся украденные в Александрии мощи апостола Марка и множество награбленных во время крестовых походов ценных предметов, в том числе из Константинополя. В 1987 году Собор наряду с другими венецианскими памятниками включен во Всемирное наследие ЮНЕСКО.


Поделиться: