Конспект по художественной литературе в первой младшей группе на тема: Стихотворение А.Бродского "Солнечные зайчики". Конспект комплексного занятия в младшей группе «Солнечный зайчик Бродский солнечный зайчик читать

План-конспект организованной образовательной деятельности

по художественной литературе

Стихотворение А. Бродского «Солнечный зайчик»

Задачи:

  1. Расширять знания детей о природных изменениях в природе с приходом весны.
  2. Развивать наблюдательность.
  3. Продолжать учить слушать авторские произведения, договаривать слова, фразы.
  4. Воспитывать доброжелательные отношения детей друг к другу.

Ход:

Дети и воспитатель стоят у окна и наблюдают за природой в солнечный день.

Воспитатель. Посмотрите, какой сегодня солнечный денек! Все рады солнышку. Птички с удовольствием греются под его лучами. И люди вокруг улыбаются друг другу. Давайте и мы позовём солнышко.

Хороводная игра «Смотрит солнышко в окошко»

В такой день весело играть в солнечного зайчика. Посмотрите, какие солнечные зайчики есть у меня. Давайте с ними познакомимся. У вас у всех есть имена, а у зайчиков нет. Зайчики всех боятся и убегают. Давайте назовём их «Побегайчики». «Побегайчики» хотят знать, как вас зовут. (дети называют свои имена).

Воспитатель. Солнечные зайчики очень быстрые. Вот они как прыгают: со стенки на пол, потом на шкафчик. А теперь они уже и на потолке резвятся. Как прыгает зайчик? (Дети произносят: «Прыг-прыг».) Где они сейчас? (Дети произносят: «Тут».) А теперь где? (Там!)

Воспитатель читает стихотворение А. Бродского «Солнечный зайчик».

Скачут побегайчики – солнечные зайчики.
Мы зовём их – не идут. Были тут – и нет их тут.
Прыг, прыг по углам. Были там – и нет их там.
Где же зайчики? Ушли. Вы нигде их не нашли?

Воспитатель предлагает поиграть ещё раз.

Игра «Солнышко и дождик»

А с солнечными зайчиками мы ещё поиграем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект развлечения КВН о Москве, комплексно- тематическое планирование во второй младшей группе и конспект организованной образовательной деятельности по художественной литературе "Рассказывание нанайской сказки "Айога"

мероприятие направленное на развитие нравственно- патриотического воспитания дошкольников, расширение знаний о Москве, о народно- прикладном искусстве; в комплексно- тематическом планировании даются з...

Организованная образовательная деятельность по познавательному развитию (сенсорное развитие) «Прятки с игрушкам» Вторая группа раннего возраста

Цель: обогащение непосредственного чувственного опыта детей в разных видах деятельности путем включения всех видов восприятия....

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию (ознакомление с окружающим миром) во второй группе раннего возраста.

Тема: ПОЗНАКОМЬТЕСЬ, ОДУВАНЧИК!Цель: знакомы с одуванчиком; выделяют характерные особенности одуванчика, называют его части; бережно относятся к цветам.Задачи:- Позна...

Конспект организационной образовательной деятельности по формированию культурно-гигиенических навыков «Чистые ручки» во второй группе раннего возраста

КОНСПЕКТ ИГРОВОГО ЗАНЯТИЯ ПО ФРМИРОВАНИЮ НАВЫКОВ ЗОЖ...

Воспитатель читает стихотворение А. Бродского «Солнечный зайчик».

Воспитатель. Солнечные зайчики очень быстрые. Вот они как прыгают: со стенки на пол, потом на шкафчик. А теперь они уже и на потолке резвятся. Как прыгают зайчики? (Дети произносят: «Прыг-прыг».) Где они сейчас? (Дети произносят: «Тут».) А теперь где? (Дети произносят: «Там».) Давайте теперь вместе прочтем стихотворение о солнечных зайчиках.

Воспитатель читает стихотворение повторно, дети договаривают фразы.

Воспитатель. А теперь поиграем с солнечными зайчиками?

Физкультминутка

Дети сидят на стульях. Музыкальный руководитель и воспитатель поют песню «Догони зай­чика» (муз. Е. Тиличеевой, ел. Ю. Островского).

К Саше зайчик подбежал, Возле Саши прыгать стал: Прыг, скок, прыг, скок -Догоняй меня, дружок.

Солнечный зайчик прыгает вокруг ребенка, имя которого называется в песне. Дети пыта­ются его поймать, хлопают в ладоши. Воспитатель поощряет желание детей петь песню вме­сте с ней.

Рисование солнечного зайчика.

Воспитатель. Посмотрите, зайчик прыгнул на мольберт. Я его сейчас поймаю. (Воспи­татель рисует яркое желтое пятно на листе бумаги.) А теперь солнечный зайчик скачет на ваших листочках. Поймайте его. Нарисуйте много солнечных зайчиков.

Воспитатель направляет луч света на листочки детей, дети стараются поймать «солнеч­ных зайчиков», нарисовав их на своих листочках.

4. Рефлексия.

Рисунки детей выставляются на стенде.

Воспитатель. Что мы сегодня рисовали? (Ответы детей.) Какого цвета солнечные зай­чики? (Ответы детей.) Вам понравилась играть с солнечными зайчиками? (Ответы детей.) Вот как много ярких желтых солнечных зайчиков вы сегодня поймали!

ПОМОЖЕМ ПОСТРОИТЬ ЗАБОР ДЛЯ ЗООПАРКА. СЕРИАЦИЯ КАРТИНОК (животные разной величины)

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследователь­ская, продуктивная.

Цели: учить создавать несложные конструкции, развивать игровые навыки, воображение, моторику, слуховое восприятие, речь, память, мышление, словарный запас.

Планируемые результаты: сооружает элементарные постройки по образцу, прояв­ляет желание строить забор для зоопарка самостоятельно, отвечает на вопросы при обсуждении построек; владеет основными движениями при выполнении общеразвивающих упражнений физ­культминутки.

Материалы и оборудование: игрушечные звери разного размера, кубики разного цвета, погремушка.


Организационный момент.

Воспитатель вносит игрушечных зверей, дети садятся на стулья, педагог просит их за­крыть глаза и послушать, откуда доносятся звуки погремушки. Дети с закрытыми глазами по­казывают рукой в сторону источника звука.

Основная часть. Конструирование.

Воспитатель. Все эти звери живут в зоопарке, но у них случилась беда. Сломался забор­чик, и они все разбрелись кто куда. Нам нужно помочь зверятам. Согласны? (Ответы детей.)

Воспитатель предлагает детям принести из деревянного строительного материала только красные кубики и сложить их в отдельную коробку. Когда дети принесут кубики, воспитатель раздает каждому одинаковое количество кубиков и показывает приемы конструирования: вы­ставляет кубики на столе, плотно прижимая друг к другу, затем предлагает каждому ребенку поочередно выложить часть заборчика и задает вопросы: «Какой кубик ты кладешь? (Крас­ный.) Сколько кубиков ты положил? (Один.) А теперь сколько? (Много.) Как ставишь кубики -близко или далеко друг от друга? (Близко.)»

Рассматривание и обсуждение постройки.

Воспитатель. Вот и готов наш заборчик, он яркий, длинный. Какой получился заборчик? (Длинный, красный.) Из чего мы его построили? (Из кубиков.) Сколько кубиков мы взяли, чтобы построить забор? (Много.) Мы сможем разместить всех наших зверей за этим заборчиком? (Да.)

Физкультминутка

Воспитатель предлагает детям показать, как ходят мишки, бегают зайчики, машут кры­льями птички. Дети повторяют за воспитателем движения и звукоподражания.

4. Рассматривание картинок с животными.

Педагог предлагает рассмотреть картинку, на которой изображены животные разной ве­личины. Дети называют поочередно животных, сравнивают их по величине.

Рефлексия.

Воспитатель предлагает детям поместить животных за построенный заборчик. Дети приносят животных, чередуя их по величине.

ЧТО ЕСТЬ НА НАШЕМ УЧАСТКЕ? СОСТАВЛЕНИЕ КОЛЛЕКТИВНОГО РАССКАЗА

«ЧТО МЫ ВИДЕЛИ НА ПРОГУЛКЕ»

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследователь­ская, музыкально-художественная.

Цели: развивать общую моторику, слуховое внимание; расширять словарный запас; учить наблюдать за птицами и насекомыми на участке. Воспитывать бережное отношение к природе, способствовать развитию речи как средства общения.

Планируемые результаты: принимает участие в экскурсии по участку детского са­да, в составлении совместного рассказа на тему: «Что мы видели на прогулке»; активен при про­слушивании песенки «Цветики» (муз. В. Карасевой, сл. Н. Френкель); владеет основными движе­ниями при выполнении общеразвивающих упражнений физкультминутки.

Оборудование и материалы: муляжи овощей, гербарий.

Организационный момент.


Воспитатель. Ребята, мы с вами собираемся на прогулку. Давайте представим, что мы -путешественники. Нам надо запомнить все, что увидим на прогулке.


Похожая информация.


«В лесу» (М. Файзуллина)

Мы летом в лесу

Собирали малину,

И доверху каждый

Наполнил корзину.

Мы лесу кричали

Все хором: «Спасибо!»

И лес отвечал нам:

«Спасибо! Спасибо!»

Потом вдруг качнулся,

Вздохнул и … молчок.

Наверно, у леса

Устал язычок

«Грязь» (В. Кодрян)

Грязь меня замучила,

Хоть на месте стой.

Каждый раз как чучело

Прихожу домой.

Но ведь я не чучело

Целый день стоять,

Дали нахлобучку

Ни за что опять.

Я старался честно

Не запачкать ног.

Но сухого места

Отыскать не смог.

Грязь меня замучила.

Хоть на месте стой.

Чучело, есть чучело!

Я-то ведь живой!

«Солнечные зайчики» (А. Бродский.)

Скачут побегайчики -

Солнечные зайчики.

Мы зовём их - не идут.

Были тут - и нет их тут.

Прыг, прыг по углам.

Были тут - и нет их там.

Где же зайчики? Ушли!

Вы нигде их не нашли?

«Детский сад» (С. Питиримов)

Я люблю свой детский сад,

В нём полным-полно ребят.

Раз, два, три, четыре, пять …

Может, сто их. Может двести.

Хорошо, когда мы вместе!

«Туман» (И. Токмакова)

Кто-то ночью утащил лес.

Был он вечером, а утром исчез!

Не осталось ни пенька, ни куста,

Только белая кругом пустота.

Где же прячутся птица и зверь?

И куда же за грибами теперь?

«Дождик» (Е. Трутнева)

Дождик, дождик, пуще

По лугам цветущим.

Дождик, дождик, лей весь день

На овёс и на ячмень.

Пусть зелёная пшеница

Поскорей заколосится.

Дождик, дождик, поливай -

Будет хлеба каравай,

Будут булки, будут сушки,

Будут вкусные ватрушки.

«Туча» (С. Крыжатюк)

Я вконец себя измучил,

Всё никак не мог понять:

И откуда эти тучи

Появляются опять?

Мне помог однажды случай:

Мы ходили по грибы,

У лесной сторожки туча

Выползала из трубы.

«Хитрый ёжик» (П. Воронько)

Хитрый ёжик-чудачок

Сшил колючий пиджачок:

Сто булавок на груди,

Сто иголок позади.

Ходит ёж в саду по травке,

Натыкает на булавки

Грушу, сливу - всякий плод,

Что под деревом найдёт,

И с подарочком богатым

Возвращается к ежатам.

«В огороде» (О. Полякова)

Бродит Оля в огороде,

А морковки не находит,

Лишь зелёная трава.

Это, Олечка, ботва.

Ты за эту за ботву

За зелёную траву

Посильнее дёрни,

Посмотри на корни!

«Мухомор» (В. Нестеренко)

Красный гриб

На тонкой ножке

Прибежал на косогор.

И сказал:

Хочу в лукошко.

А ему в ответ Антошка:

Нам не нужен мухомор!

«Ай да суп»

Глубоко - не мелко,

Корабли в тарелках.

Луку головка,

Красная головка,

Красная морковка, петрушка,

Картошка

И крупки немножко.

Вот кораблик плывёт,

Заплывает прямо в рот!

«Смешинка»

Жили-были

Я ли, ты ли.

Между нами вышел спор.

Кто затеял - позабыли.

И не дружим до сих пор.

Вдруг игра на этот раз

Помирить сумеет нас.

«Роза»

Зовут меня розой.

Примите меня.

Я очень душиста

И цветом нежна.

По цвету и имя

Такое мне дали.

И даже царицей

За пышность назвали.

«Репей»

Репей я колючий,

Ко всем пристаю.

Расту при дороге,

У стенки стою.

Задеть меня платьем

Прохожий боится …

Нельзя ли хоть с вами

Репью подружиться?

«Лилия»

Я - лилия, с вами

Я буду дружна;

Кротка и скромна я,

И очень стройна;

Люблю наклонившись,

В ручье поглядеться …

Позвольте мне с вами

В кружке повертеться!

«Тюльпаны»

Нарядились все тюльпаны

В разноцветные кафтаны,

И у каждого наряд

Очень ярок и богат!

«Гвоздички»

Мы - гвоздички красные,

Лепестки атласные,

Стройненькие ножки,

Зелёные сапожки.

«Колокольчик»

В модной шляпке голубой

Колокольчик озорной.

С кем не повстречается -

До земли склоняется.

«Одуванчик»

Насмешил всех одуванчик -

Влез в пушистый сарафанчик,

Как юла, он завертелся,

Сарафанчик разлетелся.

«Ромашки»

Большеглазые ромашки

Дружат с клевером и кашкой.

Порезвятся на просторе,

Убегают в лес, да в поле.

«Лилия»

Хрупкая, нежная,

Вся белоснежная,

Золотой завиток

Украшает цветок.

«Земляника» (Г. Лагздынь)

Солнце льётся на поляну,

Солнце яркое печёт.

На поляне земляника

Краснощёкая растёт!

Наберу я ягод кружку,

Угощу свою подружку.

Ұйымдастырылған оқу іс-әрекетінің технологиялық картысы

Технологическая карта

организованной учебной деятельности

Білім беру аймағы/Образовательная область : Коммуникация

Бөлімдер/Разделы : Художественная литература

Тақырыбы/Тема : "Чтение стихотворения А.Бродского «Солнечный зайчик»"

Мақсаты/Цель: познакомить с новым стихотворением, поощрять желание детей рассказывать стихотворение вместе с воспитателем;

ОЗ: учить ориентироваться в пространстве,

РЗ: учить детей бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга,

ВЗ: воспитывать дружеские отношения со сверстниками.

С өздік жұмысы/Словарная работа:

Құрал-жабдықтар, қөрнекіліктер/Оборудование, наглядный материал: дидактический материал к заданиям, два зеркальца.

Билингвалдық компонент/ Билингвальный компонент:

Слова: зеркало- айна

Слова приветствия и прощания на государственном языке.

Жұмыс кезендері

Этапы

Деятельности

Тәрбиешінің іс-әрекеті

Действия воспитателя

Балалардің іс-әрекеті

Деятельность детей

Мотивациялық- танымбық

Мотивационно-побудительный

Воспитатель сообщает детям, что сейчас в группе появится солнечный зайчик.

Дети ждут появления солнечного зайчика

Ұйымдастырушылық- ізденушілік

Организационно-поисковый

Воспитатель с помощью зеркальца показывает детям солнечного зайчика, переводит со стены на пол, под шкаф, на потолок, каждый раз спрашивая детей:

Где солнечный зайчик?

Затем перед детьми начинают прыгать два солнечных зайчика.

Воспитатель говорит:

Скачут побегайчики-

Солнечные зайчики.

А затем обращается к детям:

Позовите зайчиков, поманите их рукой.

Не идут? - спрашивает воспитатель.

Мы зовём их - не идут.

Были тут - и нет их тут. (Воспитатель прячет зеркальца.)

Прыг, прыг по углам. ("Зайчики" начинают прыгать в углу.)

Были там - и нет их там. (Опять спрятались.)

Где же, зайчики? - спрашивает педагог у детей.

Вы нигде их не нашли?

Воспитатель читает стихотворение ещё раз с демонстрацией читаемого.
В третий раз воспитатель читает стихотворение вместе с детьми.

Подвижная игра "Поймай солнечного зайчика".

Дети смотрят за солнечным зайчиком

Отвечают на вопросы воспитателя

Дети манят солнечных зайчиков.

Нет, - отвечают дети

Нет зайчиков. Ушли, -отвечают дети.

Дети повторяют за воспитателем

Играют в игру

Рефлексиялық - түзететiн

Рефлексивно-корригирующий

Итог ОУД.

Вопросы по содержанию занятия.

Рассказывают, чем занимались сегодня.

Проект «Весна»

Образовательная область программы

Виды детской деятельности

Познание

Наблюдение за весенними явлениями в природе. Беседы о весенних переменах. Отгадывание загадок о весенних явлениях. Беседы о перелетных птицах, изменение их жизни в весенний период. Беседа о международном женском дне. Составление из геометрических фигур и разрезных деталей предметов одежды. Игра «Посчитай» (предметы одежды). Дидактические игры: «Разложи по возрастанию, убыванию» (предметы одежды); «Разложи по группам и посчитай» (выделение предметов по основному признаку). Определение равенства и неравенства двух количественных групп. Определение положения предмета относительно себя (далеко/близко) Моделирование одежды из отдельных деталей. Классификация: одежда, головные уборы, обувь; детское/взрослое. Игра «Что из чего?» (шляпа из фетра - фетровая шляпа). Сравнение зимы и весны (длинна дня, солнечный свет, природные явления, температура). Составление картины из геометрических фигур «Весна» (елочки из треугольников, лужи - овалы, солнце - круг, лучи - узкие прямоугольники, домик - набор геометр.фигур). Составление математического букета (на стеблях написаны выражения, на цветах - цифры). Дидактическая игра «Что лишнее?» (разрезные картинки на весеннюю тематику).

Коммуникация

Составление рассказа-описания (мини-рассказ) о весенних изменениях. Сравнение по образцу: зимой солнце тусклое, а весной яркое; снег, дни, погода, ветер и т.д.. Называние слов-признаков, слов-действий: весна (она какая?) - ранняя, поздняя, долгожданная; солнце, почки, листья; солнце весной (что делает?) - греет, припекает, ласкает, согревает; почки, листья, ручьи… Игра «Назови ласково» (солнце - солнышко и т.д. ), «Нелепицы» (Птенцы высиживают яйца и т.д. ), «Исправь ошибки» (Скворец влетает из скворечника ), «Считай» (слова: названия птиц, скворечник, проталина, ручей, гнездо) , «Один - много». Отгадывание загадок о весне.

Чтение художественной литературы

И. Токмаковой «Весна», «Как белка и заяц друг друга не узнали», В.Берестов «Картинки в лужах», А.Бродского «Солнечные зайчики», сказка «Снегурочка», «Заюшкина избушка», Н.Абрамцева «Котенок и стеклышко», Н.Сладков «Гнездо», Б.Заходер «Долго шла весна тайком», С.Городецкий «Весенняя песенка», Ф.Тютчев «Зима недаром злится», Н.Сладков «Весенние радости: апрель», Л.Зубкова «Чей дом лучше?»,

Художественное творчество

Рассматривание произведений: С.Герасимова «Последний снег», «Лед прошел», А. Саврасова «Грачи прилетели», И.Левитана «Март».

Аппликация: «Вкусное мороженое», «Дерево желаний», «Птицы в гнездах»

Лепка: «Шляпка», «Мимоза»

Рисование: «Избушка лубяная и ледяная», «Подснежники»

Конструирование «Домики»

Социализация

Сюжетно-ролевые игры: «Магазин семян», «Весенний бал». Игра-импровизация «Звери и птицы встречают весну». Участие в празднике посвященном международному женскому дню. Дидактические игры: «Бывает - не бывает», «Чей домик?».

Труд

Выращивание рассады (рыхление, полив)

Музыка

Слушание музыкальных произведений: П.Чайковский «Песнь жаворонка», Ю.Наймушин «Солнышко», «Весна» из цикла «Времена года» А.Вивальди. Пение: «Мы запели песенку» Р.Рустамов/Л.Миронова, «Воробей» А.Чельцов/В.Герчик, «Весенняя полька» В.Вокторов/Е.Тиличеева.

Физическая культура

Закрепление умения прыгать с ноги на ногу через скакалку (на месте, с продвижением вперед), повторение техники отбивания мяча одной рукой (правой, левой), повторение техники ползания по наклонной поверхности, совершенствование умения отбивать мяч одной рукой (с продвижением вперед), развитие умения бегать по кругу парами.

Игры «По дорожке на одной ножке», «Кольцеброс», «Вороны», «Попади в цель», «Котята и ребята».

Безопасность

Беседы, обсуждения на тему «Какие опасности таятся на улице весной» (скользкая дорога, падающие сосульки, сильный ветер, лужи). Воспитание у детей безопасного поведения в социуме, в быту.

Здоровье

Беседы «Если хочешь быть здоров - закаляйся!». Соблюдение правил гигиены, правил приема пищи.

Цель проекта: дать знания о живой и неживой природе весной, воспитывать любовь к природе родного края, бережное отношение к ней, формировать представления о весне, сезонных изменениях.

Задачи проекта : конкретизировать и углублять представления детей о признаках весны, особенностях жизни животных и птиц весной, развивать стремление общаться с окружающими в процессе деятельности, развивать познавательную активность, мышление, воображение, память, коммуникативные навыки, продуктивную деятельность, воспитывать творческую инициативу.

Формы реализации проекта : беседы, наблюдения, игровая деятельность, исследовательская деятельность, чтение (слушание) художественной литературы, слушание музыкальных произведений.

Участники : воспитанники семейного детского сада.

Предполагаемый результат : владение движениями соответственно возрастным нормам, знакомство с понятиями «здоровье - болезнь», усвоение элементарных правил безопасного поведения, объединяется в игре, соблюдает ролевое подчинение, умеет использовать детали с учетом их конструктивных свойств, различение свойств предметов (цвет, форма, величина), умение считать и сравнивать предметы, определение положения предмета в пространстве, понимание и правильное употребление слов в речи, наклеивает изображения предметов из нескольких частей, передача несложного сюжета красками, узнавание песен и мелодий, выполнение движений соответственно музыке, выполнение движений с предметами.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

«Весна» И.Токмакова

К нам весна шагает быстрыми шагами,

И сугробы тают под ее ногами.

Черные проталины на полях видны.

Верно, очень теплые ноги у весны.

«Как белка и заяц друг друга не узнали» - якутская народная сказка.

Как-то летом познакомились белка и заяц и подружились. Потом наступила зима. Выпал снег. Белка сделала себе гнездо высоко на дереве. А заяц устроился под валежником.

Вот смотрит белка из гнезда на своего друга и не узнает: был серый, а стал белый. «Наверно, это кто-то другой», - думает белка. И заяц тоже не узнает белку: та была рыженькая, а эта - в серой шубке.

И только тогда друзья узнали друг друга, когда снова лето настало. Заяц снова стал серым, а белка - рыженькой.

«Картинки в лужах» В.Берестов

В лужах картинки!

На первой - дом,

Как настоящий,

Только вверх дном.

Вторая картинка.

Небо на ней,

Как настоящее.

Даже синей.

Третья картинка.

Ветка на ней,

Как настоящая,

Но зеленей.

А на четвертой

Картинке

Я промочил

«Солнечные зайчики» А.Бродский

Скачут побегайчики -

Солнечные зайчики.

Мы зовем их -

Были тут -

И нет их тут.

Были там -

И нет их там.

Где же зайчики?

Вы нигде их не нашли?

«Солнцеворот» Н. Сладков (отрывок)

Голубой месяц март. Голубое небо, снега голубые. Голубые на снегу льды. Март голубой на дворе - пора яркого солнца и полосатых снегов; зиме - конец, а весне - начало.

На всех снежных полях рыжие пятна - проталины. Это апрельские веснушки.

День ото дня их все больше и больше. Не успеешь и глазом моргнуть, как все эти маленькие веснушки сольются в одну большую весну.

«Зима недаром злится» Ф.Тютчев

Зима недаром злится,

Прошла её пора -

Весна в окно стучится

И гонит со двора.

И всё засуетилось,

Всё нудит Зиму вон -

И жаворонки в небе

Уж подняли трезвон.

Зима еще хлопочет

И на Весну ворчит.

Та ей в глаза хохочет

И пуще лишь шумит...

Взбесилась ведьма злая

И, снегу захватя,

Пустила, убегая,

В прекрасное дитя...

Весне и горя мало:

Умылася в снегу

И лишь румяней стала

Наперекор врагу.

«Снегурочка»

Всякое дело в мире творится, про всякое в сказке говорится. Жили-были дед да баба. Всего у них было вдоволь - и коровушка, и овечка, и кот на печке, а вот детей не было. Очень они печалились, всё горевали. Вот раз зимой пало снегу белого по колено. Ребятишки соседские на улицу высыпали - на санках кататься, снежками бросаться, да и стали снежную бабу лепить. Глядел на них дед из окошка, глядел и говорит бабе:

Что, жена, призадумавшись сидишь, на чужих ребят глядишь, пойдём-ка и мы, разгуляемся на старости лет, слепим и мы снежную бабу.

А на старуху, верно, тоже весёлый час накатил. - Что ж, пойдём, дед, на улицу. Только на что нам бабу лепить? Давай-ка вылепим дочку Снегурочку.

Сказано - сделано.

Пошли старики в огород и давай снежную дочку лепить. Вылепили дочку, вставили вместо глаз две голубеньких бусины, сделали на щёчках две ямочки, из алой ленточки - роток. Куда как хороша снежная дочка Снегурочка! Смотрят на неё дед с бабой - не насмотрятся, любуются - не налюбуются. А у Снегурочки роток улыбается, волосок завивается.

Шевельнула Снегурочка ножками-ручками, с места сдвинулась да и пошла по огороду к избе.

Дед и баба точно ума лишились - к месту приросли.

Дед, - баба кричит, - да это у нас доченька живая, Снегурочка дорогая! И в избу бросилась... То-то радости было!

Растёт Снегурка не по дням, а по часам. Что ни день - Снегурка всё краше. Дед и баба на неё не насмотрятся, не надышатся. А собой Снегурка - как снежинка белая, глазки что голубые бусины, русая коса до пояса. Только румянца у Снегурки нет как нет да в губах ни кровиночки. А и так хороша Снегурушка!

Вот пришла весна-ясна, понабухли почки, полетели пчёлы в поле, запел жаворонок. Все ребята рады-радёшеньки, девушки весенние песни поют. А Снегурочка заскучала, невесела стала, всё в окошко глядит, слезы льёт.

Вот и лето пришло красное, зацвели цветы в садах, созревает хлеб в полях...

Пуще прежнего Снегурка хмурится, всё от солнца прячется, все бы ей в тень да в холодок, а того лучше под дождичек.

Дед да баба все ахают:

Уж здорова ли ты, доченька? - Здорова я, бабушка.

А сама всё в уголок прячется, на улицу не хочет. Вот раз собрались девушки в лес по ягоду - по малинку, черничку, алу земляничку.

Стали и Снегурку с собою звать:

Пойдём да пойдём, Снегурочка!.. - Пойдём да пойдём, подруженька!.. Неохота Снегурочке в лес идти, неохота Снегурочке под солнышко. А тут дед и баба велят:

Иди, иди, Снегурочка, иди, иди, деточка, повеселись с подружками.

Взяла Снегурочка кузовок, пошла в лес с подружками. Подружки по лесу ходят, венки плетут, хороводы водят, песни поют. А Снегурочка нашла студёный ручеёк, около него сидит, в воду глядит, пальцы в быстрой воде мочит, каплями, словно жемчугом, играет.

Вот и вечер пришёл. Разыгрались девушки, надели на головушки венки, разожгли костёр из хворосту, стали через костёр прыгать. Неохота прыгать Снегурочке... Да пристали к ней подруженьки. Подошла Снегурочка к костру... Стоит-дрожит, в лице ни кровинки нет, русая коса рассыпалась... Закричали подруженьки:

Прыгай, прыгай, Снегурочка!

Разбежалась Снегурочка и прыгнула...

Зашумело над костром, застонало жалобно, и не стало Снегурочки.

Потянулся над костром белый пар, свился в облачко, полетело облачко в высоту поднебесную.

Растаяла Снегурочка...

«Заюшкина избушка»

Жили-были лиса да заяц. У лисы избушка ледяная, а у зайца - лубяная. Вот лиса и дразнит зайца:

У меня избушка светлая, а у тебя темная! У меня светлая, а у тебя темная!

Пришло лето, у лисы избушка растаяла. Лиса и просится к зайцу:

Пусти меня заюшка, хоть на дворик к себе!

Нет, лиска, не пущу: зачем дразнилась?

Стала лиса пуще упрашивать. Заяц и пустил ее к себе на двор.

На другой день лиса опять просится:

Пусти меня, заюшка, на крылечко.

Упрашивала, упрашивала лиса, согласился заяц и пустил лису на крылечко.

На третий день лиса опять просит:

Пусти меня, заюшка, в избушку.

Нет, не пущу: зачем дразнилась?

Просилась, просилась, заяц пустил ее и в избушку.

Сидит лиса на лавке, а зайчик - на печи.

На четвертый день лиса опять просит:

Заинька, заинька, пусти меня на печку к себе!

Нет, не пущу: зачем дразнилась?

Просила, просила лиса, да и выпросила - пустил ее заяц и на печку.

Прошел день, другой - стала лиса зайца из избушки гнать:

Ступай вон, косой! Не хочу с тобой жить!

Так и выгнала.

Сидит заяц и плачет, горюет, лапками слезы обтирает. Бегут мимо собаки:

Тяф, тяф, тяф! О чем, заинька, плачешь?

Не плачь, зайчик, - говорят собаки. - мы ее выгоним.

Нет, не выгоните!

Нет, выгоним!

Пошли к избушке.

Тяф, тяф, тяф! Пойди, лиса, вон!

А она им с печи:

Испугались собаки и убежали.

Опять сидит зайчик и плачет. Идет мимо волк:

О чем, заинька, плачешь?

Как же мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная. Пришла весна. избушка у лисы растаяла. Попросилась лиса ко мне, да меня же и выгнала.

Не плачь, зайчик, - говорит волк, - я ее выгоню.

Нет, не выгонишь! Собаки гнали - не выгнали, и ты не выгонишь.

Нет, выгоню!

Уыыы... Уыыы... Ступай, лиса, вон!

А она с печи:

Как выскочу, как выпрыгну - пойдут клочки по закоулочкам!

Испугался волк и убежал.

Вот заинька опять сидит и плачет. Идет старый медведь:

О чем ты, заинька, плачешь?

Как же мне, медведушко, не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная. Пришла весна. избушка у лисы растаяла. Попросилась лиса ко мне, да меня же и выгнала.

Не плачь, зайчик, - говорит медведь, - я ее выгоню.

Нет, не выгонишь! Собаки гнали, гнали - не выгнали, серый волк гнал, гнал - не выгнал. И ты не выгонишь.

Нет, выгоню!

Пошел медведь к избушке и зарычал:

Рррр... ррр... Ступай, лиса, вон!

А она с печи:

Как выскочу, как выпрыгну - пойдут клочки по закоулочкам!

Испугался медведь и ушел.

Опять сидит заяц и плачет. Идет петух, несет косу.

Ку-ка-ре-ку! Заинька, о чем ты плачешь?

Как же мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная. Пришла весна. избушка у лисы растаяла. Попросилась лиса ко мне, да меня же и выгнала.

Не горюй, заинька, я тебе лису выгоню.

Нет, не выгонишь! Собаки гнали - не выгнали, серый волк гнал, гнал - не выгнал, старый медведь гнал, гнал - не выгнал. А ты и подавно не выгонишь.

Пошел петух к избушке:

Услыхала лиса, испугалась и говорит:

Одеваюсь...

Петух опять:

Ку-ка-ре-ку! Иду на ногах, в красных сапогах, несу косу на плечах: хочу лису посечи, пошла лиса с печи!

А лиса говорит:

Шубу надеваю...

Петух в третий раз:

Ку-ка-ре-ку! Иду на ногах, в красных сапогах, несу косу на плечах: хочу лису посечи, пошла лиса с печи!

Испугалась лиса, соскочила с печи - да бежать. А заюшка с петухом стали жить да поживать.

«Котенок и стеклышко» Н. Абрамцева

Красивое стеклышко поблескивало в пыльной траве у дорожки. Чудесное стеклышко, яркое, веселое. Стеклышко ловило луч солнца, подбрасывало его как на ладони и кидало в самую неожиданную сторону. Как зачарованный смотрел на стеклышко котенок. Он старался угадать, куда бросит стеклышко этот луч или тот. Очень хотелось поймать цветного зайчика.

Сначала котенок стеснялся, а потом вежливо спросил:

Можно ловить ваших зайчиков?

Конечно! Вдвоем играть веселее, - ответило стеклышко.

Они долго играли. Чудесное красное стеклышко подыгрывало котенку: оно было взрослым. Мимо шли люди - ноги для котенка и стеклышка. Босоножки, кроссовки, сандалии... Вдруг какие-то красивые, наверное, задумавшиеся туфли задели красное стеклышко. Оно подпрыгнуло, упало на асфальт дорожки, ударилось и... рассыпалось. Засверкали осколки.

Котенок удивился, растерялся, огорчился.

Чуть не заплакал: он не мог найти среди осколков стеклышка, того самого.

Стеклышко! Стеклышко! - звал он. - Где вы?

Я осколок! Я не стеклышко! Я осколок! - звенело отовсюду.

Осколки... Красивые, как драгоценные камни. Звенят, смеются, зовут котенка играть. А он побежал догонять красивые туфли: вдруг они знают, где красное стеклышко. Думаю, напрасно. Туфли размышляют о чем-то более серьезном.

«Гнездо» Н.Сладков

Дрозд в развилку берёзы положил первый пучок сухой травы. Положил, расправил клювом и задумался.

Вот он - торжественный миг, когда всё позади и всё впереди. Позади зимовка в чужих южных лесах, тяжёлый далёкий перелёт. Впереди гнездо, птенцы, труды и тревоги.

Развилка берёзы и пучок травы как начало новой жизни.

Что ни день, то выше гнездо и шире. Однажды дроздиха села в него и осталась сидеть. Она вся утонула в гнезде, снаружи торчали нос да хвост.

Но дроздиха видела и слышала всё.

Тянулись по синему небу облака, а по зелёной земле ползли их тени. Прошагал на ногах-ходулях лось. Неуклюже проковылял заяц. Пеночка-весничка, пушистая, как вербный барашек, поёт и поёт про весну.

Берёза баюкает птичий дом. И на страже его - хвост и нос. Торчат, как два часовых. Раз торчат, значит, всё хорошо. Значит, тихо в лесу. Значит, всё впереди!

«Весенние радости» Н. Сладков

Весна - самое быстрое время года. Новый день - новые события. И мартовские совсем не похожи на апрельские, а апрельские - на майские. И все события - радостные.

Март: сверкучее солнце, полыхающие снега, синие тени.

Апрель: говорливые ручьи, рыжие проталины, первые цветы.

Последняя весенняя метель, последний снег, последние сосульки.

Первые цветы, первые бабочки, первые листья. Первый дождь, первый гром, первая радуга! Ну и силища у этого солнца: все снега растопило, землю высушило и прогрело. Солнце всех веселит, весна всех радует.

«Долго шла весна тайком» Б.Заходер

Долго шла весна тайком

от ветров и стужи,

А сегодня прямиком

шлепает по лужам,

Гонит талые снега

с гомоном и звоном,

Чтобы выстелить луга

бархатом зеленым.

«Скоро, скоро быть теплу!» -

эту новость первой

барабанит по стеклу

серой лапкой верба.

Скоро тысячи скворцов

с домиком подружат,

Скоро множество птенцов

выглянут наружу.

Тучи по небу пройдут,

и тебе впервые

на ладошку упадут

капли дождевые.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 (тексты песен)

«Мы запели песенку»

Слова Л.Мироновой, музыка Р.Рустамова

  1. Солнышко лучистое улыбнулось весело,

Песенку такую: ля-ля-ля!

Песенку простую: ля-ля-ля!

  1. За окном воробушки закружились весело,

Потому что мамочке мы запели песенку.

  1. Ручейки весенние зазвенели весело,

Потому что мамочке мы запели песенку.

  1. Первые подснежники закивали весело,

Потому что мамочке мы запели песенку.

«Воробей»

Слова А.Чельцова, музыка В.Герчик

  1. Воробей, воробей,

Не боишься ты людей;

Если мы гулять пойдем,

Мы везде тебя найдем.

  1. Не летишь ты на юг

От холодных зимних вьюг

И купаешься весной

В первой луже дождевой.

  1. К нам в окошко с утра

Долетает со двора

Твой веселый, звонкий крик:

«С добрым утром, чик-чирик!»

«Весенняя полька»

Слова В.Викторова, мызыка Е.Тиличеевой

  1. Пляшут польку зайцы на лугу,

Пляшут польку галки на стогу.

  1. Пляшут утки, мишка и лиса,

Припев: Ля, ля, ля, ля, ля! - 4 раза.

  1. Тут веселье с самого утра.

В лес пришла весенняя пора!

ПРИЛОЖЕНИЕ 3 (ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ)

Подснежник

В лесу, где берёзки столпились гурьбой,

Подснежника глянул глазок голубой.

Сперва понемножку

Зелёную выставил ножку,

Потом потянулся из всех своих аленьких сил

И тихо спросил:

"Я вижу, погода тепла и ясна,

Скажите, ведь правда, что это весна?"

П.С.Соловьёва

Позывные

Лютуют ночные морозы,

Холодные ветры свистят.

Осины, дубы и берёзы

Под зябкими звёздами спят.

Но в воздухе есть перемены,

Они разбудили сосну:

Иголочки, словно антенны,

Уже уловили весну.

ВЕСЕННЯЯ ГОСТЬЯ

Милая певунья,

Ласточка родная,

К нам домой вернулась

Из чужого края.

Под окошком вьется

С песенкой живою:

«Я весну и солнце

Принесла с собою...»

{1905) К. Льдов (К. Н. Розенблюм)

Здравствуй, весна!

Вешний цветик в травке новой

Щурит ласковый глазок.

Сел щегленок на кленовый

Зеленеющий сучок.

Любо птичке желтогрудой:

В ясном блеске вышина,

Светит солнце, радость всюду,—

Здравствуй, милая весна!

1915 Пожарова

Под маленькой елью

Подснежник пророс-

Сбежали метели,

И сдался мороз!

Часовой

Поставленный на пост

Самой весной,

По стойке "смирно",

Опустив ладошки,

В перчатках белых,

Словно часовой,

Стоит подснежник

На озябшей ножке.

Владимир Орлов

Март

То мороз,

То лужи голубые,

То метель,

То солнечные дни.

На пригорках

Пятна снеговые

Прячутся от солнышка

Над землёй-

Гусиная цепочка,

На земле —

Проснулся ручеёк,

И зиме показывает

Озорной, зелёный

Шепчет солнышко

Шепчет солнышко листочку:

Не робей, голубчик!

И берёт его из почки

За зелёный чубчик.

Весна

Здравствуй, весенняя первая травка!

Как распустилась? Ты рада теплу?

Знаю, у вас там веселье и давка,

Дружно работают в каждом углу.

Каждый спешит молодой корешок

(1911) С. М. Городецкий

Весна идёт

Утром было солнечно

И совсем тепло.

Озеро широкое

по двору текло.

В полдень подморозило,

Вновь зима пришла,

Затянулось озеро

Корочкой стекла.

Расколол я тонкое

Звонкое стекло,

Озеро широкое

Снова потекло.

Говорят прохожие:

Вот весна идёт!-

А это я работаю,

Разбиваю лёд.

Ночь и день

Ночь зимой - как чёрный кот,

День- как серенькая мышь,

Но весна, весна идёт,

Ярко, Звонко каплет с крыш.

Уж морозу не сдержать

Шумной радости ручьёв,

Стали птицы прилетать,

Звонче щебет воробьёв.

Исчезают тьма и тишь,

И теперь наоборот:

Ночь- как серенькая мышь,

День- большой, блестящий кот.

П.Соловьёва

Динь! Дон!

Динь! Дон!

Это что за нежный звон?

Это пролесок-подснежник

Улыбается сквозь сон!

Это чей пушистый луч

Так щекочет из-за туч,

Заставляя малышей

Улыбаться до ушей?

Это чья же теплота,

Чья такая доброта

Заставляет улыбаться

Зайца, курицу, кота?

И по какому поводу?

Идёт Весна

По городу!

И у пуделя- улыбка!

И в аквариуме рыбка

Улыбнулась из водицы

Улыбающейся птице!

Вот и получается,

Что не помещается

На одной странице

Улыбка необъятная, -

До чего приятная!

Вот такой длины,

Вот такой ширины!

А по какому поводу?

Идёт Весна

По городу!

Весна Мартовна Подснежникова,

Весна Апрелевна Скворешникова

Весна Маевна Черешникова!

Юнна Мориц

Лицом к весне

Потихоньку

Снег сошёл,

Почернел

Всем на свете

Птичьим стаям,

На деревьях -

Лепесткам,

И пахучим,

В синем небе -

И летучим,

Лучше всех

На свете - мне:

По сырой тропинке

Лицом к весне,

Промочив

Роман Сэф

Рассеянная зима

Ещё кругом стоят

Деревья голые,

А с крыши капли

Капают весёлые.

Зима куда-то

Убежала в панике

И очень плохо

Закрутила краники.

Рядом с сосенкой подснежник

Смотрит в небо — светлый, нежный

Что снежинки лепестки!

Не тяни к нему руки —

Вдруг растают лепестки!..

Иван Емельянов

ВЕСЕННИЕ ВЕСТИ

Мне воробьи сегодня рассказали —

Не знаю, правда ли,— что уж весна идет.

Не верится: вчера еще в снежки играли

И на пруду прозрачный крепок лед.

Чивик-чик-чик! Откуда вы узнали?

Кто о весне, пичужки, вам сказал?

«Полдневный луч нам крылышки ласкал,

Капели первые сегодня прозвучали».

(1912) О.А.Беляевская

ЧИК-ЧИРИК!

Теплом уж веет. И порой

Из сада слышен шумный крик.

То там воробушки толпой

Кричат на ветках: чик-чирик!

Довольны птички, что из туч

Им солнце выглянет на миг;

Они встречают этот луч

Веселым криком: чик-чирик!

Тот луч им шепчет, что земля

Вся скоро станет как цветник,

Утонут в зелени поля...

И громче слышно: чик-чирик!

(1886)И. И. Косяков

ВЕСЕННЕЕ

Воробейчик, воробей,

Щебечи повеселей!

Прыгай, маленький,

У проталинки!

Ты студеною зимой

Горевал в глуши лесной,

Знался с голодом,

С лютым холодом.

Но пришла, светла, красна,

С божьей милостью весна:

У воробушки

Будут зернышки!

Как забрался в березняк

Резвый заюшка-серяк,

Зверь усатенький,

Зверь мохнатенький.

Уши кверху, скок да скок:

«Здравствуй, вешний мой лесок!

Пахнет почками

Да росточками...»

А лесок шумит в ответ:

«С вешним праздником, мой свет,

С утром радостным,

С солнцем благостным!

Я, лесок, тебя люблю,

Вкусно, сытно накормлю:

Будет заюшке

Вволю травушки!»

Пожарова

Весело аукнула

Из лесу весна,

Ей медведь откликнулся

Проурчав со сна.

Поскакали зайки к ней,

Прилетел к ней грач;

Покатился ёжик вслед,

Как колючий мяч.

Всполошилась белочка,

Глянув из дупла, -

Дождалась пушистая

Света и тепла!

Гордо приосанился

Посветлевший бор;

На ветвях коричневых

Грянул птичий хор.

Л.Аграчёва

В апреле

Первый солнечный денёк.

Дует вешний ветерок.

Воробьи развеселились

В эти тёплые часы.

А сосульки прослезились

И повесили носы.

Конница весны

Не капель весенняя

Пробивает лёд —

Это в наступление

Конница идёт.

Встреченная птицами

В ранние часы,

Цокает копытцами

Конница весны.

И совсем не капельки

Капают кругом —

Маленькие сабельки

Блещут серебром.

По снегам проворная

Конница летит,

Оставляя чёрные

Ямки от копыт.

ОЖИДАНИЕ ВЕСНЫ

На зимних полях не ищите цветов,—

Всю землю одел еще снежный покров;

Под снегом цветочкам тепло почивать;

Когда же малютки проснутся опять?

Не всё же морозы и вьюги одни,—

Придут к нам и теплые, красные дни:

Весна по полям всюду станет бродить

И рощу, и поле, и речку будить;

Она, разбивая льдяные оковы,

Холодные снимет с природы покровы,

Разбудит цветочки от зимнего сна,—

Проглянут малютки и скажут: «Весна!»

(1864} Л.Н.Модзалевский

В апрельском лесу

Хорошо в лесу в апреле:

Пахнет лиственною прелью,

Птицы разные поют,

На деревьях гнёзда вьют;

На полянах медуница

Выйти к солнышку стремится,

Между травами сморчки

Поднимают колпачки;

Набухают веток почки,

Пробиваются листочки,

Начинают муравью

Поправлять дворцы свои.

Г.Ладонщиков

Ветер

Ветры по небу гуляют,

Ветры щеки надувают;

Дуют, дуют, листья рвут,

Злятся, злятся, травки мнут.

Над рекою ивы гнутся,

На реке валы мятутся.

Жучка по полю бежит,

Шерсть на ней колом стоит.

Брат с сестрицей схоронились.

У сестрицы косы взбились.

Ветер, ветер, не замай,

Перестань! Ведь нынче май!

(1912) П. П. Потемкин

В ЛЕСУ

Тихо шел тенистой тропкой

Я, задумчивый и робкий;

Вкруг меня, седой и топкий,

Таял, таял снег.

В тонкой сети палых игол

Таял, таял снег.

Ветер ветви елок двигал,

Ветер лесом бегал, прыгал,

В спину хвоей сек.

Там вверху, где в гибкой ели

Переливчатые щели

Пробивал он, вниз глядели

Сонные лучи.

А вокруг, от ветра зыбкий,

Таял снег седой и липкий,

И отрывисто и хрипло

Каркали грачи.

(1906) В. Пяст (В. А. Пестовский)

После половодья

Прошли дожди, апрель теплеет,

Всю ночь - туман, а поутру

Весенний воздух точно млеет

И мягкой дымкою синеет

В далёких просеках в бору.

И тихо дремлет бор зелёный,

И в серебре лесных озёр

Ещё стройней его колонны,

Ещё свежее сосен кроны

И нежных лиственниц узор!

Воробей

Воробей взъерошил

Жив, здоров

И невредим.

Ловит мартовское

Солнышко

Каждым пёрышком

ПОСЛЕДНИЙ СНЕГ

«Таю, таю, весь растаю,

Стрункой тонкою прольюсь.

Вот пролился. Убегаю.

Вместе с льдинкой, вместе с тонкой

В море дальнее умчусь

И волной морскою звонкой

К старым скалам понесусь.

И что будет здесь весною,

Не узнаю, не узнаю!»

Плакал, плакал снег последний:

«Таю, таю, уплываю,

Не вернусь!»

(1913)С.Северный

На иве распустились почки

На иве распустились почки,

Берёза слабые листочки

Раскрыла - больше снег не враг.

Трава взошла на каждой кочке,

Заизумрудился овраг.

К. Бальмонт

На полянке, у тропинки

Пробиваются травинки.

С бугорка ручей бежит.

А под ёлкой снег лежит.

Б.Заходер

Высунуть листик иль синий цветочек

Каждый спешит молодой корешок

Раньше, чем ива из ласковых почек

Первый покажет зеленый листок.

Городецкий

Вот и кончились метели

Вот и кончились метели.

С крыши снег

Под вечер спрыгнул.

На вершине чёрной ели

Жёлтый месяц

Спину выгнул.

Что он ищет

Там в низине?

Что рассматривает, зоркий?

Может быть,

Подснежник синий

Появился

На пригорке?

Пробует свистульки.

В тёмных избах

Спят огни.

И длиннее,

Чем сосульки,

Стали мартовские дни.

Г.Новицкая

Возвращаются певцы

От полуденных лучей

Побежал с горы ручей,

И подснежник маленький

Вырос на проталинке.

Возвращаются скворцы-

Работяги и певцы,

Воробьи у лужицы

Шумной стайкой кружатся.

И малиновка и дрозд

Занялись устройством гнёзд:

Носят, носят в домики

Птицы по соломинке.

Поделиться: