Тип речи в котором. Какими бывают типы речи

30 января 2014

В зависимости от содержания высказывания, его смысла и значения выделяются отдельные типы речи. В русском языке их всего три: повествование, описание, а также рассуждение. Каждый из них имеет свои особенности. Рассмотрим все типы речи в русском языке, а также их характеристику. Итак, начнем.

Тип речи: повествование

Если человек рассказывает о каком-то событии, описывает ход его развития во времени и последовательные действия, из которых оно состоит, то безусловно, его высказывание подпадает под характеристику этого вида. Все типы речи в русском языке имеют ярко выражающие их признаки, и можно сказать, что одним из важнейших свойств повествования является то, что оно состоит из определенных частей. Всегда сперва такое высказывание включает завязку. В ней описывается начало определенного действия. Далее идет развитие ситуации, а после - кульминация. В этой части дается описание наиболее важного момента в развитии рассказываемого действия. Завершительным этапом в повествовании является развязка, или конец истории. В художественных произведениях зачастую указанные части располагаются не в привычной последовательности для большего эффекта. В связи с тем, что в повествовании действия описываются во временной последовательности, часто в высказываниях подобного типа используются и соответствующие слова (тогда, потом), а также глаголы в прошедшем времени.

Описание

Типы речи в русском языке непосредственно связаны с содержанием. И если смысл повествования заключается в том, чтобы поведать о каких-то имевших место событиях, то описание служит для раскрытия какого-либо явления через его признаки и особенности. Предмет, который характеризуют, может быть любым: от человека до места. Для подобного вида высказываний отличительной особенностью является то, что в нем используется множество прилагательных. Описание распространено во всех стилях речи. Наиболее часто оно применяется в научных и художественных текстах. И если в первом случае преобладает сухое перечисление особенностей того или иного явления, то во второй ситуации используется множество сравнений, игра слов и другие изюминки русского языка.

Видео по теме

Рассуждение

Этот тип речи используется для того, чтобы описывать причины каких-либо явлений или свойств. В зависимости от степени категоричности суждения такое высказывание может представлять собой объяснение, доказательство или просто размышление. Рассуждение также состоит из отдельных частей. Первая из них - тезис - определяет то, что требует доказывания. Это может быть какой-либо предмет или явление. Вторая часть состоит непосредственно из аргументов и доказательств. Завершает же рассуждение всегда вывод. Есть одна важная особенности такого высказывания. Всем известны цепной и параллельный типы связи в русском языке. В рассуждении, как правило, имеет место второй вид. Тезис представляет собой отправную точку рассуждения, а доказательства имеют непосредственную связь с ним.

Источник: fb.ru

Актуально

Разное
Разное

В зависимости от содержания высказывания, его смысла и значения выделяются отдельные типы речи. В русском языке их всего три: повествование, описание, а также рассуждение. Каждый из них имеет свои особенности. Рассмотрим все типы речи в русском языке, а также их характеристику. Итак, начнем.

Тип речи: повествование

Если человек рассказывает о каком-то событии, описывает ход его развития во времени и последовательные действия, из которых оно состоит, то безусловно, его высказывание подпадает под характеристику этого вида. Все в русском языке имеют ярко выражающие их признаки, и можно сказать, что одним из важнейших свойств повествования является то, что оно состоит из определенных частей. Всегда сперва такое высказывание включает завязку. В ней описывается начало определенного действия. Далее идет развитие ситуации, а после - кульминация. В этой части дается описание наиболее важного момента в развитии рассказываемого действия. Завершительным этапом в повествовании является развязка, или конец истории. В художественных произведениях зачастую указанные части располагаются не в привычной последовательности для большего эффекта. В связи с тем, что в повествовании действия описываются во временной последовательности, часто в высказываниях подобного типа используются и соответствующие слова (тогда, потом), а также глаголы в прошедшем времени.

Описание

Типы речи в русском языке непосредственно связаны с содержанием. И если смысл повествования заключается в том, чтобы поведать о каких-то имевших место событиях, то описание служит для раскрытия какого-либо явления через его признаки и особенности. Предмет, который характеризуют, может быть любым: от человека до места. Для подобного вида высказываний отличительной особенностью является то, что в нем используется множество прилагательных. Описание распространено во всех Наиболее часто оно применяется в научных и И если в первом случае преобладает сухое перечисление особенностей того или иного явления, то во второй ситуации используется множество сравнений, игра слов и другие изюминки русского языка.

Рассуждение

Этот тип речи используется для того, чтобы описывать причины каких-либо явлений или свойств. В зависимости от степени категоричности суждения такое высказывание может представлять собой объяснение, доказательство или просто размышление. Рассуждение также состоит из отдельных частей. Первая из них - тезис - определяет то, что требует доказывания. Это может быть какой-либо предмет или явление. Вторая часть состоит непосредственно из аргументов и доказательств. Завершает же рассуждение всегда вывод. Есть одна важная особенности такого высказывания. Всем известны цепной и параллельный типы связи в русском языке. В рассуждении, как правило, имеет место второй вид. Тезис представляет собой отправную точку рассуждения, а доказательства имеют непосредственную связь с ним.

дения языком и уровня культуры речи и пр. (Сократ: «Заговори, чтобы я тебя увидел»). Обратная связь осуществляется в виде ответа – нового высказывания либо в виде дей-

ствий, поведения, определяемого первым высказыванием.

Типы речи (текста)

В зависимости от целей высказывания и от его содержания в античной риторике разграничивали повествование, описание и рассуждение; в наши дни введено также понятие смешанного (контаминированного) текста.

В п о в е с тв о в а н и и излагается последовательность событий, текст имеет сюжет и, как правило, действующих персонажей, в этом смысле оно близко к рассказу как литературному жанру. Последовательность событий в повествовании обычно определяется их естественным ходом. Но нередко автор в композиционных целях изменяет этот порядок. В повествовании имеют место диалоги, бывают описательные вставки, зарисовки пейзажа, рассуждения. Повествование – самый подвижный, динамичный тип речи, считается, что он наиболее доступен детям.

В о п и с а н и и нет событий, сюжета, изображаются картины природы, ландшафта, отдельные явления, предметы, портреты; представляет интерес также сравнительное описание, описание картины и пр. Примеры тем описаний: «Гроза», «Лес в сентябре», «Колокольчики», «Рожь» – картина Шишкина». Описание может быть художественным, образным и строгим, научным, «деловым».

Р а с с у жд е н и е м называется такой тип речи (и текст), в котором для доказательства или опровержения какого-то утверждения, тезиса используются различные доводы, аргументы, примеры, чьи-то мнения, доказательства; в итоге автор делает вывод. Модель рассуждения:

Рассуждение – наиболее строгий, сложный тип речи. В начальных классах проводится целенаправленная работа над сравнением, сопоставлением, противопоставлением в основном по живым наблюдениям; объяснение причинно-следственных связей явлений: доказательство с помощью примеров, собственных наблюдений и пр.; построения умозаключений; работа над обобщениями и выводами. Примеры тем для рассуждений: «Лучшая профессия», «Почему надо беречь птиц?», «Как стать сильным и умелым?», «Кем быть или каким быть?».

Поскольку чистые типы повествования, описания и рассуждения встречаются не так часто, то целесообразно пользоваться такими оценочными понятиями: «текст с преобладанием того или иного типа»; «рассказ-повествование с двумя пейзажными зарисовками»; «рассуждение, в котором использованы две сюжетные повествовательные вставки в качестве аргументов».

Начальная школа делает первые шаги и в сторону стилистической дифференциации текстов: дети уже в I классе начинают понимать, что домашняя манера говорить, детская лексика, диалектная и просторечная в школе звучать не должны. Они различают также раз-

говорно-бытовую и литературно-разговорную речь. В письменных изложениях и сочинениях они учатся дифференцировать две стилевые разновидности: эмоционально-образный стиль и научный, «деловой». Так, в школе проводится сочинение «Береза» в научном ключе (ствол, ветви, листья, семена, березовый лес, древесина и пр.) и художественное сочинение о березе в зимнем наряде, в осеннем золоте, в весеннем кипении. Так у детей формируются умения коммуникативного выбора синонимических средств языка.

Теории строения текста

В 50–60-е годы интенсивно развивалась лингвистика текста. В ее основе признание того факта, что текст, как и предложение, тоже имеет регулярно воспроизводимые типы связей и, следовательно, свои единицы текста – «сложное синтаксическое целое» (ССЦ). Эти компоненты текста в графическом оформлении обычно совпадают с абзацем, но деление текста на абзацы произвольно, индивидуально, а ССЦ подчинены системе. Систему создают типы связей, они здесь проиллюстрированы примерами (см. также: Лосева Л. M. Как строится текст. М., 1980):

Я сказал мальчикам, что заблудился, и подсел к ним. Они спросили меня, откуда я, помолча ли, посторонились. Мы немного поговорили. Я прилег под обглоданныйкустик и стал глядеть кругом (И. С. Тургенев. Бежин луг).

Слова я, мальчики изаблудился связывают данное ССЦ с предыдущим текстом: из него читатель узнал, кто я, кто такиемальчики и почему сказанозаблудился. Они во втором предложении – это местоимение, оно связывает второе предложение с первым(мальчики – они). Такую же роль выполняют местоименияменя, я, мы.

Картина была чудесная: около огней дрожало и как будто замирало, упираясь в темноту, круглое красноватое отражение; пламя, вспыхивая, изредка забрасывало за черту того круга быстрые отблески.

Огоньки тихонько потрескивали. Мальчики сидели вокруг их; тут же сидели и те две собаки, которым так было захотелось меня съесть. Они еще долго не могли примириться с моим присутствием.

Упоминание собак связывает весь компонент текста с предыдущими его частями. И далее у Тургенева:

Всего мальчиков было пять: Федя, Павлуша, Илюша, Костя и Ваня. (Из их разговоров я узнал их имена и намерен теперь же познакомить с ними читателя.)

2. Логические связи. Мальчики, узнав, что ночной гость – помещик, помолчали, посторонились. Читатель с самого начала знал, что я – барин, а мальчики узнали только в указанный момент.

3. Лексические связи. Повторяются слова мальчики, круглое красноватое отражение

и за черту круга.

4. Синонимические связи: огни, пламя.

Антонимические отношения: они легко прослеживаются в дальнейших описаниях мальчиков: разговорчивый – молчаливый.

5. Местоименные замены – их в данном тексте много.

6. Наречные замены – около костра итам.

7. Союзы, связывающие предложения.

8. Частицы в роли средств связи: далее, бы, ли, не.

9. Интонационные связи, которые на письме частично передаются пунктуацией: вопросительным знаком, многоточием, восклицательным знаком.

10. Связующим средством в ССЦ может служить и тип связи между предложениями. Цепная связь:

Сверкнул ослепительный зигзаг молнии. И сразу же, почти в то же мгновение, раскололось небо над головой. Дрогнули стены, задребезжали окна...

Последовательное развитие событий:

Цепная связь: возврат к прошлому:

Иван Иванович едет на Дальний Восток. Побывать в Уссурийской тайге – его давняя мечта. Ко

гда то он с упоением зачитывался книгами В. К. Арсеньева...

11. Параллельная связь:

Радостна, шумна и пахуча весна в лесу. Звонко поют птицы. Звенят под деревьями весенние ручейки. Смолой пахнут набухшие почки.

Первое предложение задает общую тему, три последующих, параллельные друг другу, раскрывают ее.

В основе компонента текста лежит противопоставление, оно связывает текст в единстве противоположностей (тоже параллельная связь):

Есть люди активные и общительные, искренне почитающие себя альтруистами, благодетеля ми и знатоками других людей. Они дают советы, поучают... Они не подозревают, что не видят людей, с которыми общаются. Они думают, что любят, но не умеют любить.

Есть и другой тип. Представители его чаще всего люди тихие и незаметные, робкие и застен чивые. Они рады бы осчастливить мир, но убеждены, что он, такой большой и сложный, их благо деяний не примет, отвергнет и посмеется. Они пассивны, ибо боятся, что активность их причинит другим людям лишь неприятности.

12. Связующую роль выполняют вводные слова и предложения, обобщающие конструкции, выводы в итоге рассуждения, парадоксальные, неожиданные суждения.

Недаром текст называют «связным»: действительно, средств связи множество, но пишущий и тем более говорящий не всегда осознают и прогнозируют их.

Факторы речевого развития человека

Для понимания процесса речевого развития человека, особенно движущих сил этого развития (факторов), очень много дает исследование первых его шагов, т. е. речи ребенка в самом начале овладения языком.

Психолог Н. И. Жинкин показал, каков механизм усвоения языка ребенка. Впрочем, модель этого механизма годится и взрослым: «При передаче сообщения вводится (в мозг человека. – М. Л .) два вида информации – а) о предметах и явлениях действительности и б) о правилах языка, на котором подается сообщение. Последний вид информации вводится в неявной форме, так как правила языка применяются, но о самих правилах ничего не говорится... Развитие речи есть не что иное, как введение в мозг ребенка языка в неявном виде, то есть через речь» (Жинкин Н. И. Коммуникативная система человека И развитие речи в школе// Проблемы совершенствования содержания и методов обучения русскому языку в 4–8 классах. М., 1969. С. 104). Слушая речь окружающих, ребенок не только запоминает слова, сочетания слов, предложения, он улавливает а н а л о г и и и в языке, связывает аналогии значений с аналогиями форм. Так, уже на ранних ступенях развития ребенок не только пользуется уменьшительно-ласкательными формами, но с помощью встречавшихся суффиксов оценки сам образует их. По аналогии со словамияблоня, вишня он образует «грушня». Услышав названиягрибовподберезовик, подосиновик, онспрашивает: «Акакназываетсягрибподелкой?»

Восприятие чужой речи опережает собственную речь ребенка: он начинает понимать речь взрослых несколько ранее, чем сам делает попытки говорить. Этот разрыв позволяет практически, на уровне «внутренних обобщений» усвоить простейшие правила языка, хотя ребенок не осознает их и не может сформулировать.

Из сказанного вытекает вывод о роли р е ч е в о й (я з ы к о в о й) с р е д ы в овладении речью и языком и, следовательно, в развитии речи. Но это не единственный фактор нормального речевого развития человека; можно назвать и прокомментировать и другие факторы, не менее важные:

– п о т р е б н о с т ь к о н т а к т а с близким человеком, сначала эмоционального

В зависимости от содержания высказывания нашу речь можно разделить на описание, повествование, рассуждение. Каждый тип речи обладает отличительными признаками.

По функционально смысловым особенностям в русском языке выделяют следующие типы речи:

  • повествование. Передает действие в развитии во временной последовательности.
  • описание. Характеризует статичные картины, передает их детали.
  • рассуждение. Передает развитие мысли относительно предмета мысли.
Описание - это изображение какого-либо явления действительности, предмета, лица путем перечисления и раскрытия его основных признаков. Например, описывая портрет, мы укажем на такие признаки, как рост, осанку, походку, цвет волос, глаз, возраст, улыбку и т. д.; описание помещения будет содержать такие его признаки, как размер, оформление стен, особенности мебели, количество окон и т. п.; при описании пейзажа этими признаками будут деревья, река, трава, небо или озеро и т. д. Общим для всех видов описания является одновременность проявления признаков. Цель описания в том, чтобы читатель увидел предмет описания, представил его в своем сознании.

Описание может быть использовано в любом стиле речи, но в научном характеристика предмета должна быть предельно полной, а в художественном акцент делается только на самых ярких деталях. Поэтому и языковые средства в научном и художественном стиле разнообразнее, чем в научном: встречаются не только прилагательные и существительные, но и глаголы, наречия, очень распространены сравнения, различные переносные употребления слов.

Примеры описания в научном и художественном стиле.

1. Яблоня - ранет пурпуровый - морозостойкий сорт. Плоды округлой формы, диаметром 2,5-3 см. Вес плода 17-23 г. Сочность средняя, с характерным сладким, слегка вяжущим вкусом.

2. Липовые яблоки были крупные и прозрачно-желтые. Если посмотреть сквозь яблоко на солнце, то оно просвечивалось как стакан свежего липового меда. В середине чернели зернышки. Потрясешь, бывало, спелым яблоком около уха, слышно, как гремят семечки.

(По В. Солоухину)

Повествование - это рассказ, сообщение о каком-либо событии в его временной последовательности. Особенность повествования в том, что в нем говорится о следующих друг за другом действиях. Для всех повествовательных текстов общим является начало события (завязка), развитие события, конец события (развязка). Повествование может вестись от третьего лица. Это авторское повествование. Может оно идти и от первого лица: рассказчик назван или обозначен личным местоимением я.

В таких текстах часто употребляются глаголы в форме прошедшего времени совершенного вида. Но, чтобы придать тексту выразительность, одновременно с ними употребляются и другие: глагол в форме прошедшего времени несовершенного вида дает возможность выделить одно из действий, обозначая его длительность; глаголы настоящего времени позволяют представить действия как бы происходящими на глазах читателя или слушателя; формы будущего времени с частицей как (как прыгнет), а также формы типа хлоп, прыг помогают передать стремительность, неожиданность того или иного действия.

Повествование как тип речи очень распространен в таких жанрах, как воспоминания, письма.

Пример повествования:

Я стал гладить Яшкину лапу и думаю: совсем как у ребеночка. И пощекотал ему ладошку. А ребеночек-то как дернет лапку - и меня по щеке. Я и мигнуть не успел, а он надавал мне оплеух и прыг под стол. Сел и скалится.

(Б. Житков)

Рассуждение - это словесное изложение, разъяснение, подтверждение какой-либо мысли.

Композиция рассуждения такова: первая часть - тезис, т. е. мысль, которую надо логически доказать, обосновать или опровергнуть; вторая часть - обоснование высказанной мысли, доказательства, аргументы, подтверждаемые примерами; третья часть - вывод, заключение.

Тезис должен быть четко доказуемым, четко сформулированным, аргументы убедительными и в достаточном количестве, чтобы подтвердить выдвинутый тезис. Между тезисом и аргументами (а также между отдельными аргументами) должна быть логическая и грамматическая связь. Для грамматической связи между тезисом и аргументами нередко используются вводные слова: во-первых, во-вторых, наконец, итак, следовательно, таким образом. В тексте-рассуждении широко используются предложения с союзами однако, хотя, несмотря на то что, потому что. Пример рассуждения:

Развитие значений слова идет обычно от частного (конкретного) к общему (абстрактному). Вдумаемся в буквальное значение таких, например, слов, как воспитание, отвращение, предыдущий . Воспитание буквально означает вскармливание, отвращение - отворачивание (от неприятного лица или предмета), предыдущий - идущий впереди.

Слова-термины, обозначающие отвлеченные математические понятия: «отрезок», «касательная», «точка», произошли от совершенно конкретных глаголов действия: резать, касаться, воткнуть (ткнуть).

Во всех этих случаях исходное конкретное значение приобретает в языке более абстрактный смысл.
Также смотрите статью об

Типы речи - разграничение речи по обобщенному значению на повествование, описание, рассуждение.

Повествование - тип речи, в котором излагаются события в определённой последовательности.

Художественный повествовательный текст строится по следующей композиционной схеме:

  • экспозиция
  • завязка
  • развитие действия
  • кульминация
  • развязка

Произведения повествовательного типа речи могут начинаться сразу с завязки и даже с развязки действия, т. е. событие может передаваться в прямой, хронологической последовательности и в обратной, когда мы сначала узнаём о развязке, а уже потом - о самом действии.

Выразительная и изобразительная сила повествования заключается прежде всего в наглядном представлении действия, движения людей и явлений во времени и пространстве.

Повествованию свойственны:

  • сообщение о развивающихся событиях, действиях или состояниях;
  • динамичность;
  • ведущая часть речи - глагол или слова со значение движения.

Поскольку в повествовании сообщается о событиях, происшествиях, действиях, особая роль здесь принадлежит глаголам, особенно формам прошедшего времени совершенного вида. Они, обозначая последовательно сменяющие друг друга события, помогают развёртыванию повествования.

Так прошло около часа. Месяц светил в окно, и луч его играл по земляному полу хаты. Вдруг на яркой полосе, пересекающей пол, промелькнула тень. Я привстал и взглянул в окно, кто-то вторично пробежал мимо его и скрылся бог знает куда. Я не мог полагать, чтоб это существо сбежало по отвесу берега; однако иначе ему некуда было деваться. Я встал, накинул бешмет, опоясал кинжал и тихо-тихо вышел из хаты; навстречу мне слепой мальчик. Я притаился у забора, и он верной, но осторожной поступью прошёл мимо меня. Под мышками он нёс какой-то узел и, повернувшись к пристани, стал спускаться по узкой и крутой тропинке.

М.Ю. Лермонтов

Описание - тип речи, где описываются признаки предметов, явлений, животных, человека.

Композиция описания, наиболее характерные её элементы:

  • общее представление о предмете;
  • описание деталей, частей, отдельных признаков предмета;
  • авторская оценка, вывод, заключение.

В описании широко используются:

  • слова, обозначающие качества, свойства п редметов;
  • глаголы в форме прошедшего времени несовершенного вида, а для особой наглядности, изобразительности - в форме настоящего времени;
  • согласованные и несогласованные определени я;
  • назывные и неполные предложения.

Море гудело под ними грозно, выделяясь из всех шумов этой тревожной и сонной ночи. Огромное, теряющееся в пространстве, оно лежало глубоко внизу, далеко белея сквозь сумрак бегущими к земле гривами пены. Страшен был и беспорядочный гул старых тополей за оградой сада, мрачным островом выраставшего на скалистом прибрежье. Чувствовалось, что в этом безлюдном месте властно царит теперь ночь поздней осени, и старый большой сад, забитый на зиму дом и раскрытые беседки по углам ограды были жутки своей заброшенностью. Одно море гудело ровно, победно и, казалось, всё величавее в сознании своей силы. Влажный ветер валил с ног на обрыве, и мы долго не в состоянии были насытиться его мягкой, до глубины души проникающей свежестью.

И.А. Бунин

Рассуждение - тип речи, в котором утверждается или отрицается какое-то явление, факт, понятие.

Рассуждение отличается от повествования и описания более сложно построенными предложениями, лексикой.

Рассуждение может выступать в форме письма, статьи, рецензии, доклада, ученического сочинения, полемического выступления в дискуссии, полемического диалога и др.

Рассуждение строится по следующему плану:

  • тезис (высказывается какая-то мысль);
  • аргументы, доказывающие его;
  • вывод, или заключение.

Тезис должен быть доказуемым и чётко сформулированным. Аргументы должны быть убедительными, и их должно быть достаточно для доказательства вашего тезиса.

Странная это вещь - книга. Есть в ней, мне кажется, что-то загадочное, чуть ли не мистическое. Вот вышло в свет очередное новое издание - и тотчас где-то в статистике оно уже фигурирует. А на самом деле, хоть книга и есть, но её нет! Нет, пока не прочтёт её хоть один читатель.

Да, странная вещь - книга. Стоит она на полке тихо, спокойно, как и многие другие предметы в вашей комнате. Но вот вы берёте её в руки, открываете, читаете, закрываете, ставите на полку и … всё? А разве что-то в вас не переменилось? Прислушаемся к себе: разве после чтения книги не звучала в нашей душе какая-то новая струнка, не поселилась в голове какая-то новая дума? Разве не захотелось что-то пересмотреть в своём характере, в своих взаимоотношениях с людьми, с природой?

Книга …. Это ведь кусочек духовного опыта человечества. Читая, мы вольно или невольно перерабатываем этот опыт, сопоставляем с ним свои жизненные обретения и потери. В общем, с помощью книги мы самосовершенствуемся.

(Н. Морозова)

Список литературы

  1. Шуваева А.В. Русский язык. Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. Речь. Текст. - М.: Астрель, 2008.
  2. Уроки развития речи 5, 6, 7 кл. Методическое пособие для учителей. Под редакцией. Канакиной Г.И, Пранцовой Г.В. - М.:Владос, 2000.
  3. Уроки русского языка (собрание материала) ().
  4. Теория. Тесты ().
  5. Повествование ().

Презентация «Типы речи»» ().

Домашнее задание

Определить тип речи.

1 вариант

(1) Накопленные с тех пор научные знания позволяют говорить, что истина лежит посередине. (2) Ни один признак не может развиться, если такая возможность не заложена в генотипе. (3) Но если развитие протекает в разных условиях, то проявление генотипа будет варьироваться. (4) А главное, каждому признаку надо помочь развиться.

2 вариант

1. Рассуждение. 2. Повествование. 3. Описание.

(1) И вот человек садится писать не тогда, когда ему что-то нужно сказать, а тогда, когда нужно платить за квартиру. (2) И на глазах свежий росточек таланта желтеет, сохнет. (3) И нет уже писателя. (4) Начинающий писатель, если он уважает свой талант и дорожит им, не должен «жить» литературой. (5) Чем угодно добывай средства к жизни, только не писательством.

3 вариант

1. Рассуждение. 2. Повествование, 3. Описание 4. Рассуждение и описание.

(1) Как художник создаёт пейзажную картину, так и целый народ постепенно, невольно даже, быть может, штрих за штрихом на протяжении столетий создаёт ландшафт и пейзаж своей страны. (2) Лицо старой, дореволюционной России определялось, например, в большой степени теми сотнями тысяч церквей и колоколен, которые были расставлены по всем её просторам на возвышенных преимущественно местах и которые определяли силуэт каждого города - от самого большого до самого маленького, а также сотнями монастырей, бесчисленным количеством ветряных и водяных мельниц. (3) Немалую долю в ландшафт и пейзаж страны привносили и десятки тысяч помещичьих усадеб с их парками, системами прудов. (4) Но в первую очередь, и небольшие деревеньки, и сёла с вётлами, колодцами, баньками, тропинками, садами, резными наличниками, пастушьими рожками, соломенными крышами, маленькими единоличными полями (В. Солоухин).

4 вариант

1. Рассуждение. 2. Описание. 3. Повествование и описание. 4. Рассуждение и описание.

(1) Плакали дети, лампочка, мигая от перепадов напряжения, разбрызгивала пучки жёлтенького света, запах чего-то несвежего и затхлого забивал лёгкие. (2) Вдруг в мои ноги уткнулся вырвавшийся из рук матери мальчик в синей кофточке. (3) Я погладил его пушистую головку, и малыш доверчивыми глазами посмотрел на меня. (4) Я улыбнулся. (5) Молодая мать усадила его на место.

5 вариант

1. Рассуждение и повествование. 2. Описание. 3. Повествование и описание. 4. Рассуждение и описание.

(1) Дуэль! (2) Только этот разряд убийственной силы мог стремительно восстановить нравственное равновесие. (3) Подлец знал, что его подлость может быть наказана не взиманием штрафа через год по приговору суда, а сегодня вечером. (4) Самое позднее - завтра утром. (5) Пошляк не говорил двусмысленностей вслух, остерегаясь немедленного возмездия. (6) Сплетник вынужден был осторожничать. (7) В грозном свете дуэльных правил слово быстро отливалось в свинец. (8) А как же Пушкин? (9) Какая непоправимая, и бессмысленная гибель… (10) Да, непоправимая, но не бессмысленная. (11) Да, «невольник чести», но ведь чести!

Поделиться: