Подводные авианосцы японской империи. Подводные авианосцы (15 фото)

Самое интересное, что к этому времени японцы уже имели наработки в области создания подводных лодок – самолетов. Около пятидесяти японских подлодок имели на своем борту легкие гидросамолеты. Правда, это не были в полной мере подводная лодка - самолет. Гидросамолет лишь перевозился на лодке, но взлетал и садился на воду самостоятельно. В основном такие самолеты использовали для разведки, в том числе и перед нападением на Перл-Харбор. Когда с помощью подобных гидросамолетов японцы попытались нанести бомбовый удар по побережью США, операция прошла успешно. Но во время нее, японское командование пришло к выводу, что гидросамолеты способны нести лишь легкие зажигательные бомбы. Для массированной бомбежки территории США были необходимы совсем другие тяжелые самолеты. Так появился план по созданию огромных подводных лодок авианосцев «Сентоку». Планировалось построить 9 подводных лодок, каждая из которых водоизмещением 6500 тонн имела в длину 121 метр. Двигаться лодки должны были бы со скоростью до 24 узлов на расстояние до 70 000 км. При их боевом применении японцы могли бы атаковать побережье США, как со стороны Тихого, так и Атлантического океанов. Из вооружения на лодках были установлены 8 торпедных аппаратов, 10 зенитных орудий и 140 миллиметровая пушка. Но главное, на верхней палубе в герметичном ангаре на подлодках базировалось по три бомбардировщика «Сериан». Поднимались в воздух они прямо с палубы подводной лодки при помощи катапульты. Вскоре три первые подводные лодки – авианосцы были спущены на воду.

В самом понятии «подводный авианосец» заложено определение. Он представляет собой подводную лодку с находящимися на борту летательными аппаратами. Этот подводный аппарат начал появляться в начале ХХ века в Германии и использовался для транспортировки и последующего запуска с него гидропланов. Наибольшее развитие данная технология получила во время Второй мировой войны со стороны Японии.

Начальная идея подводных авианосцев в Германии

Еще в далеком 1915 году с палубы немецкой субмарины U-12 был спущен гидроплан «Фридрихсгафен». В 1917 году в этой же стране на борту дизельной лодки был размещен и испытан гидроплан «Бранденбург».

Перед второй мировой войной в Германии был создан проект подводного авианосца III и XI серий, для которых был разработан и создан самолет Arado-231. От III серии (корабли - наследники достаточно быстро отказались. XI серия имела лучшие маневренные качества при плавании на поверхности, на нее непосредственно перед войной были выделены финансы, но война внесла свои коррективы, от нее также отказались.

Высокая скорость была основана на принципах германских лодок Вальтера. Этому изобретению уже 3/4 века, но до сих пор воплотить его в жизнь могут далеко не все государства.

Из истории японских подводных лодок-авианосцев

Многие страны, имеющие выход к морю, между мировыми войнами задумывались о том, как создать такие подлодки, которые могли бы одновременно являться авианосцами. Япония сумела разработать такую концепцию под названием «Сен Токи». Первой с размещенным бомбардировщиком оказалась субмарина «Сейран». Основная идея этого авианосца заключалась в эффекте неожиданности. Возникновение идеи о данных подводных агрегатах относится к моменту начала войны на Тихом океане. Она заключалась в том, что нужно было построить что-то грандиозное, превосходящее остальное по своим масштабам, что-то такое, что могло одновременно служить и средством транспортировки, и средством запуска самолетов, обеспечивая их неожиданное появление для противников. После совершения атаки самолет должен был возвращаться на исходную позицию, экипаж эвакуироваться, авианосец погружаться под воду.

В 1942 году с помощью подводного авианосца Японии была произведена атака на Орегон, которые смогли сбросить две зажигательных бомбы. Они должны были вызвать глобальные пожары в лесах, но что-то пошло не так и планируемый эффект не был достигнут. При этом такой вид атаки оказал большое психологическое действие, поскольку такой способ не был известен.

В 1945 году Япония планировала с помощью данных авианосцев совершить бактериологическую войну против США. Имелись как противники, так и сторонники этой идеи. В итоге победил здравый смысл, когда генерал Умедзу наложил вето на план операции, объяснив это тем, что бактериологическая война нанесет ущерб не только американцам, но и всему человечеству.

Подводные авианосцы по разным причинам, в том числе из-за авантюристских наклонностей военного руководства Японии, не вступили в реальные военные действия. После капитуляции Японии они были доставлены на базу США Перл Харбор, а в 1946 году были выведены в море и расстреляны торпедами, чтобы никаких секретов не досталось русским, которые потребовали доступ к этим авианосцам.

В Японии способны были брать до 3 самолетов -торпедоносцев и бомбардировщиков на борт. Во время второй мировой войны было построено 56 авианесущих подводных лодок, из них 52 - в Японии. К концу второй мировой войны таких аппаратов осталось 39, и все они были японскими.

Краткая характеристика некоторых авианосцев Японии

Японские подводные авианосцы были, в основном, представлены подводной лодкой I-400 и другими близкими к ней аналогами. Это были крупнейшие вплоть до 70-х годов прошлого столетия. На палубе этих лодок находились гигантские ангары, в которых размещались бомбардировщики. На лодках был шноркель - устройство, обеспечивающее двигатели воздухом при подводном плавании, детекторы работающих РЛС противника, свои РЛС и гигантские топливные баки, с помощью которых можно было полтора раза обойти вокруг Земли.

В качестве главного орудия выступали три торпедоносца-бомбардировщика М6А1 "Шейран", находящиеся в ангаре и запускаемые верхнепалубной катапультой.

Самолеты были оснащены с помощью которых можно было поразить цель до 1500 миль (с естественной технической гибелью их в конце). Они имели поплавки, хотя в ангаре находились без них и со сложенными крыльями.

В 2005 году экспедицией из США была найдена около острова Оаху затопленная субмарина I-401. Она была обследована, и из нее было решено сделать подводный корабль. Однако на этапе 90% готовности строительство было остановлено.

Атомные подводные лодки "Акула"

Атомный подводный авианосец "Акула" был разработан в СССР. Являлись самыми большими подводными лодками в мире. Техническое задание было выдано в 1972 году в противовес подводным лодкам США "Огайо", которые начали строиться практически одновременно. "Акула" должна была комплектоваться ракетами Р-39, которая имела большую дальность полета по сравнению с американским аналогом, больше блоков и забрасываемой массы, но была длиннее и тяжелее американца, поэтому необходимо было разработать ракетоносцы нового поколения.

Название "Акула" пошло от первой лодки этой серии - ТК-208, у которой ниже ватерлинии в носовой части было изображение акулы.

Атомный подводный авианосец характеризуется небольшой осадкой корабля, большим запасом плавучести, что позволяет ее использовать как ледокол.

Основная ядерная энергоустановка разработана по блочному принципу и включает 2 водно-водяных реактора и две паротурбинные установки.

Ракетами Р-39 были оснащены только лодки "Акула", их дальность составляла 8300 км с разделяющимися боеголовками. На подводной лодке размещена ПЗРК "Игла-1".

Всего было построено 6 кораблей данной серии, три из которых были утилизированы.

Американская атомная подводная лодка "Огайо"

Подводные лодки "Огайо" включают 18 американских подводных авианосцев третьего поколения с разделяющимися боеголовками. Вначале оснащались ракетами "Трайдент-1", которые позже были заменены на "Трайдент-2". Основная часть ракетоносцев сосредоточена в Тихом океане.

Эти лодки создавались как ответ на невозможность нанесения безнаказанного превентивного ядерного удара со стороны США по СССР в качестве "реалистического устрашения". Корабль однокорпусный с четырьмя отсеками. В работе малошумны.

Согласно договору СНВ-2, четыре первых корабля данного типа были переоборудованы в носители крылатых ракет «Томагавк».

Сравнительная характеристика "Огайо" и "Акулы"

По числу ракет "Огайо" превосходит "Акулу", но американская лодка предназначена для дежурства в южных широтах, в то время как подводная лодка-авианосец России может находиться в Арктике.

В "Огайо" предусмотрена возможность последовательного усовершенствования, что дает возможность использовать один тип баллистических ракет.

Подводное водоизмещение у "Акулы" - 50000 т, у "Огайо" - 18700 т, скорость подводного хода - более 30 и 25 узлов соответственно.

На борту "Акулы" 20 ракет, "Огайо" - 24 ракеты. В "Акуле" - 2 торпедных аппарата, в "Огайо" - 4. Дальность стрельбы ракетами у "Огайо" выше - до 11000 км (у "Акулы" - до 10000). Глубина погружения у "Огайо" - до 300 м, у "Акулы" - до 380-500 м.

Автономное плавание на "Огайо" возможно в течение 90 дней, а на "Акуле" - 120.

Состояние на сегодняшний день

Из 6 построенных в Советском Союзе подводных авианосцев России 3 лодки были утилизированы, одна - модернизирована, два корабля находятся в резерве.

Все "Акулы" входили в 18-ю дивизию подводных лодок. Она была сокращена. В 2011 году Министерство обороны собиралось разделать на металл "Акулы", предварительно их списав, однако, в 2014 году Д. Рогозин сказал, что срок годности лодок будет увеличен до 35 лет вместо 25 изначальных, каждые 7 лет в этих кораблях будет меняться вооружение и электроника.

Ракеты в составе АПЛ "Акула" были утилизированы не полностью и в 2012 году появились сообщения о том, что возможен ввод в эксплуатацию лодок "Архангельск" и "Севастополь" из данной серии, но из-за дороговизны модернизации от этой идеи решено было отказаться.

В строю до 2020 года продолжит находиться первый корабль данной серии - ТК-208.

"Борей" и "Борей-М"

В настоящее время Россия строит современный ВМФ, используя проект 955 "Борей". В 2016 году была заложена 8 субмарина этого проекта. Усовершенствованная модификация носит название "Борей-М" (проект 955А). На борту находятся 16 - 20 МБР "Булава-30" и несколько крылатых ракет. Потенциальный радиус действия составляет 8000 км.

С помощью гидроакустического комплекса "Борея" корабли противника могут быть обнаружены на расстоянии в полтора раза большем, чем позволяют подобные системы наиболее совершенных на сегодняшний день американских подлодок "Вирджиния".

Потенциальная глубина погружения "Борея" - 480 м. Еды для автономного существования хватит на 90 дней. По системам очистки воды, возобновления воздушной системы, энергоснабжению ракетоносец может быть автономен долгие годы.

Проект 949 УА

Последние описываемые подводные лодки назвать авианосцами можно лишь условно, поскольку несут они ракеты, а не самолеты. Однако в отечественном ВПК был проект 949УА, по которому задумывался трехкорпусный авианосец подводный "Днепропетровск". Но из-за геополитических событий он не был построен. Планировалось водоизмещение около 47000 т. Здесь была предусмотрена быстровысыхающая взлетная полоса. В 1992 году Е. Гайдаром проект был закрыт.

Недавно смотрел по NG кину про японские подводные авианосцы, решил найти какую нить статью и кинуть сюда. Ну и дописать в силу того что запомнил.

Статья была взята отсюда

Поехали.

I-400 - Авианесущая суперсубмарина


Разработкой этих сверхбольших субмарин занялись специалисты Главного морского арсенала в Йокосуке и конструкторы государственной верфи в Куре. Несмотря на всю сложность поставленной задачи, работы продвигались довольно быстро и уже через год первые пять подводных авианосцев (I-400, I-401, I-402, I-403 и I-404) были заложены на верфях в городах Сасебо и Куре. Лодка I-400 была заказана в рамках «Пятой программы по замене кораблей» 1942 года, а I-401, I-402, I-403 и I-404 - по «Модифицированной пятой программе по замене кораблей» 1942 года. Кроме того, по этой же программе предполагалось построить еще 14 аналогичных субмарин, но заказы на них аннулировали в марте 1945 года.



Подводная лодка 1-400:

1 - руль поворота: 2 - привод вертикальных рулей: 3 - ЦГБ (цистерна главного балласта): 4 - кормовой шварто-вочный узел: 5 - машинка привода вертикальных рулей- 6 - пост управления кормовыми рулями: 7 - мачта антенны: 8 - якорный шпиль и его машинка: 9 - мачта навигационной системы в рабочем положении:

10 - кормовой жилой отсек: 11 - 140-мм орудие: 12 - радиоантенна: 13 - отсек электродвигателей: 14 - кранцы п&рвых выстрелов: 15 -строенный 25-мм зенитный автомат MG AS Туре 96: 16 - кранец для хранения спасательных плотов: 17 - 26-мм зенитный автомат MG АА Туре 96: 18 - антенный norm РЛС Тип 3 Мсд. З Мо-диф.1: 19 - антенный пост РЛС Тип 3 Мод. 2 Модиф. 2: 20 - рамочная радиоантенна: 21 - 120-мм бинокль:

22 - ходовой мостик: 23 - репитор гирокомпаса: 24 - герметичный ангар на три самолета M6AI Seiran- 25 - створка ангара: 26 - подъемный кран в убранном положении, 27 - пост подготовки гидросамолетов: 28 - кран в рабочем положении: 29 - пост управления пневматической катапультой: 30 - носовой жилой отсек: 31 - носовой пост системы ВВД (носовая группа ЦГБ); 32 - катапульта; 33 - люк загрузки торпед; 34 - Машинка привода носового руля глубины; 35 - пост управления носовыми рулями глубины; 36 - верхний торпедный пост:

37 - баллоны системы ВВД (воздух высокого давления* (носовая группа ЦГБ): 38 - привод носового руля глубины: 39 - носовой руль глубины; 40 - мачта антенны; 41 - цепной ящик; 42– 533-мм торпедные аппараты; 43 - торпедоза местительные цистерны: 44 - диффе-рентные цистерны; 45 - цистерны замещения остаточной плавучести; 46 -топливные баки; 47 - нижний тор

педный отсек; 48 - носовой аккумуляторный отсек; 49 - цистерны чистой воды; 50 - шахта гидродинамического лага; 51 - второй жилой отсек (каюты офицеров авиагруппы); 52 - шахта гирокомпаса; 53 - третий жилой отсек; 54 - кормовой аккумуляторный отсек;

55 - компрессор катапульты: 56 - компрессор системы ВВД (воздух высокого давления); 57 -цистерна системы орошения контейнера для хранения гидросамолетов; 58 - погреб артиллерийского боезапаса; 59 - уравнительная цистерна; 60 - цистерна авиационного топлива; 61 - радиорубка; 62 - насос главной осушительной системы; 63 - дизельные двигатели; 64 - отсек главных механизмов; 65 - цистерны циркуляционных масел; 66 - системы чистых масел; 67 - разобщительная муфта; 68 - ГЭД (главный электродвигатель); 69 - сальник; 70 - кормовой пост системы ВВД (воздух высокого давления); 71 - машинка приводов кормовых рулей глубины; 72 - привод кормовых рулей глубины; 73 - центральный пост; 74 - центральный пост системы ВВД (средняя группа ЦГБ и пост продувки всех групп ЦГБ)

Чтобы выполнить требования, заложенные в тактико-техническом задании, конструкторам пришлось применить множество оригинальных технических решений. Прежде всего это касалось формы корпуса подлодки. При заданном водоизмещении в 50 000 т обычная конструкция прочного корпуса цилиндрической формы оказалась неприемлемой из-за слишком большой осадки. Поэтому для него была принята двухкор-пусная конструкция - средняя часть прочного корпуса состояла из двух цилиндров, соединенных друг с другом боками.

Отличительной особенностью данной конструкции являлись продольная прочная переборка в месте соединения цилиндров вдоль всех отсеков и герметичная палуба. В поперечном сечении такой корпус имел форму положенной горизонтально восьмерки. Внутри корпус был разделен плоскими переборками на восемь отсеков. Благодаря такой конструкции удалось добиться и достаточной ширины лодки для обеспечения требуемой остойчивости, и снижения осадки, которая, тем не менее, достигала 7 метров.



Чтобы сохранить длину лодки в разумных пределах, все четыре дизеля поставили рядом, сгруппировав по два, причем каждая пара работала на свою линию вала. Через редукторы и разобщительные муфты дизели были связаны с электрогенераторами и компрессорами, расположенными в пятом отсеке. Главные механизмы (дизели, генераторы, электродвигатели и компрессоры) устанавливались на резинометаллических амортизаторах. Имелось устройство для работы дизелей под водой - шнорхель. Пять групп цистерн главного балласта, топливные танки и цистерны авиационного бензина были размещены вне прочного корпуса.

Система погружения и всплытия позволяла лодке уйти под воду в течение 70 секунд, чему способствовал и сравнительно небольшой для японского флота запас плавучести. Ангар для трех самолетов, имевший форму цилиндра (внутренний диаметр - 3,5 м, длина - 37,5 м) разместили над прочным корпусом в центральной части лодки. Ангар и сдвинутая к левому борту рубка имели общее развитое ограждение. Спереди ангар герметически закрывался мощной дверью-крышкой, открывающейся в сторону правого борта. Через люк в полу ангар сообщался с прочным корпусом, что позволяло начинать подготовку самолетов к старту еще до всплытия на поверхность. Тем не менее с момента всплытия подлодки в надводное положение и до подъема в воздух всех трех самолетов проходило не менее 45 минут.

Погреб авиационного боезапаса, располагавшийся в четвертом отсеке, вмещал четыре авиационные торпеды, три 800-кг и двенадцать 250-кг бомб.

Бортовой бомбардировщик-торпедоносец для I-400, разработанный фирмой Aichi, получил обозначение М6А1 Seiran. Это был поплавковый моноплан с рядным двигателем жидкостного охлаждения. Для размещения самолетов в ангаре были разработаны специальные стартовые тележки, которые могли передвигаться по рельсам, проложенным по полу ангара, а затем по треку катапульты. Тележка имела встроенный гидравлический подъемник, который позволял опускать самолет при закатывании в ангар и наклонять, придавая бомбардировщику дополнительный угол атаки в 3,5 градуса при установке его на пусковую позицию катапульты. В ангаре тележка фиксировалась на рельсах особыми зажимами, а на стартовой позиции зацеплялась за крюк силового поршня катапульты.

Поплавки самолетов хранились под палубой в двух герметичных цилиндрических контейнерах, по три поплавка в каждом. Поплавки крепились на тележках и попарно подавались на палубу по рельсам по мере необходимости. Перед ангаром в носовой части лодки была установлена специально спроектированная катапульта Тип 4, мод. 10, с длиной трека 27 м, углом возвышения 3 градуса и шириной колеи 1,2 м, рассчитанная на запуск самолетов массой до 5 тонн. Она обеспечивала разгон самолета до скорости 34 м/с и старт с перегрузкой до 2,5 д.

У левого борта был установлен складной 12-тонный подъемный кран, убирающийся в углубление палубы, который предназначался для приема на борт самолетов после их приводнения.

Кроме основного авиационного вооружения, лодка имела восемь носовых 533-мм торпедных аппаратов с запасом 20 торпед, кормовое 140-мм орудие и десять 25-мм зенитных автоматов - три трехствольных и одна одноствольная установки. Субмарина оснащалась радиолокационными станциями обнаружения надводных и воздушных целей. Чтобы снизить радиолокационную и акустическую заметность, легкий корпус лодки покрыли специальным каучуковым составом. Правда, несмотря на все принятые меры (применение резинометаллических амортизаторов, каучуковое покрытие). шумность лодок STo оставалась достаточно высокой.

Экипажу подводного корабля были обеспечены хорошие условия обитаемости, запасы пресной воды и провизии соответствовали автономности в 90 суток, хотя по запасам топлива подлодка могла находиться в море более 100 суток (дальность плавания экономическим ходом- 37 500 миль). Рабочая глубина погружения составляла 100 метров. Лодки STo строились в условиях чрезвычайной секретности, и принимаемые японцами меры увенчались успехом. Уже после войны американское командование было вынуждено признать, что появление японских подводных авианосцев было для него полной неожиданностью.




1-400 выходит в океан. Снимок сделан с орудийного поста



Подводная лодка 1-400. Ангар для хранения гидросамолетов М6А Seiran (крышка ангара открыта)



Направляющие рельсы стартовой катапульты на подводной лодке 1-400

Первый подводный авианосец I-400 был передан флоту 30 декабря 1944 года, а 8 января 1945 года был принят и второй - 1-401. Третья субмарина I-402 достраивалась в Сасебо, однако в марте 1945 года уже практически готовую лодку вернули в док, чтобы перестроить ее в танкер. Тогда же было прекращено и строительство I-403, на тот момент ее готовность составляла 60 процентов. В конце этого же месяца заказ аннулировали, и лодку разобрали на верфи флота в Сасебо. Не повезло и последнему заложенному подводному авианосцу I-404. Хорошо замаскированную I-404 с готовностью более 95 процентов, находящуюся на верфи в Куре, при очередном налете случайно потопила американская авиация.

Подлодки I-400 и 1-401 составили основу 1-й подводной ударной флотилии, основной боевой задачей которой была атака шлюзов Панамского канала, назначенная на июль - август 1945 года.

Кроме лодок типа STo в состав 1 -й подводной ударной флотилии были включены и менее крупные лодки-авианосцы 1-13 и i-14 (типа am). Они были заложены в феврале - апреле 1943 года из-за опасений, что строительство больших подлодок sto может затянуться. Проект лодок типа am представлял собой модернизацию крейсерских лодок типа А2 (лодки-ретрансляторы - в их задачу входила ретрансляция радиосигналов управления Морского штаба на всей акватории Тихого океана), на которых был установлен ангар на два бомбардировщика-торпедоносца seiran. Благодаря этому удалось использовать уже имеющийся задел металла и механизмов.

Всего было заложено четыре лодки этого типа - 1-13, 1-14, 1-15 и 1–1, но достроены только две - 1-13 и 1-14, вошедшие в строй, соответственно, 16 декабря 1944 года и 14 марта 1945 года.

Лодки типа AM имели, по сравнению с исходными лодками А2, более широкий корпус и, соответственно, большую осадку и водоизмещение. Увеличенный ангар для хранения двух гидросамолетов с внутренним диаметром 3,5 м располагался над прочным корпусом, а боевая рубка (также в виде горизонтального цилиндра) была смещена к правому борту. На них устанавливалась менее мощная и более экономичная дизель-электрическая установка, оснащенная шнорхелем для работы дизелей под водой. Тем не менее использование существенно более громоздкого и тяжелого авиационного оборудования, увеличение запасов авиационного бензина и численности экипажа до 108 человек привели к значительному сокращению числа топливных танков. В результате дальность плавания 16-узловым ходом не превышала 21 000 миль, существенно ухудшились и условия обитаемости экипажа. После всплытия субмарины в надводное положение для подъема в воздух обоих гидросамолетов требовалось не менее 30–35 минут.

К 1-й подводной ударной флотилии был приписан и 631-й авиакорпус, оснащенный самолетами М6А1 Seiran. Уже с осени 1944 года летчики 631-го авиакорпуса (в него были собраны уцелевшие пилоты гидропланов с подводных авианосцев со всего флота, в том числе и знаменгитый Нобуо Фудзита, некогда атаковавший побережье Америки) приступили к освоению нового самолета и комплексным тренировкам. Для ускорения обучения с двух прототипов М6А1 Seiran даже сняли поплавки и установили их на колесное шасси - эта учебная модификация получила обозначение M6A1-Ki Nanzan.



Экипаж подводной лодки 1-400

В горах в северо-западной части острова Хонсю японцы построили макеты, изображавшие панамские шлюзы, на которых пилоты отрабатывали бомбометание. Учебные катапультирования осуществлялись прямо с лодок, стоящих у причала, при этом с них каждый раз приходилось убирать маскировку (стога сена и даже сенокосилки), скрывавшую лодки от бомбардировок американской авиации, которая уже безраздельно господствовала в небе над Японией.

Тренировки крайне осложнялись нехваткой горючего, 1 -я подводная ударная флотилия числилась в резерве, а имеющийся на базе флота в Куре небольшой запас топлива предназначался, прежде всего, для боевых подразделений. Поэтому в середине июня I-400 и 1-401 были отправлены в поход в китайский Дайрен, чтобы получить необходимое горючее и продовольствие. Однако в Японском море 1-401 наткнулась на американскую магнитную мину и получила серьезные повреждения, после чего ей пришлось возвратиться на базу.

К июлю 1945 года 1-я подводная ударная флотилия достигла боевой готовности (потеряв при этом в катастрофах два М6А1 Seiran вместе с экипажами), был утвержден и план удара по Панамскому каналу - флотилия должна была отплыть с Японских островов на юг, пройти через Индийский океан, обогнуть Африку у мыса Доброй Надежды, войти в Атлантический океан, а затем подняться на север к Карибскому морю, чтобы нанести удар по каналу с неожиданной стороны, не из Тихого океана, где американский флот ожидал нападения, а из Атлантического, где японских кораблей не ждали. Шесть из десяти самолетов флотилии должны были атаковать ворота шлюзов торпедами, а четыре - бомбить их с пикирования.

Однако в последний момент Морской генеральный штаб отложил атаку канала, решив использовать 1-ю ударную флотилию в более насущной, с его точки зрения, операции под кодовым названием «Хикари» по уничтожению американских авианосцев, находящихся у атолла Улити. Причем для нанесения авианосцам максимального ущерба летчикам флотилии предписывалось действовать методами камикадзе - все М6А1 Seiran должны были запускаться с лодок без поплавков (посадка не предполагалась) и с заправкой топливом только на путь до цели.

Летчик с I-400 Казуо Такаши вспоминает, что за два дня до выхода с базы командир лодки капитан 1-го ранга Арид-зуми вручил каждому пилоту персонально самурайский меч (короткий меч Токо) с выгравированной на нем подписью командующего Объединенным флотом адмирала Тойеда в знак того, что теперь они становятся отважными пилотами-камикадзе.



Подводная лодка 1-400. Стартовая тележка под самолет М6А Seiran в авиационном ангаре

Для обеспечения операции «Хикари» 3 июля лодки 1-13 и 1-14 были отправлены к атоллу Трук, еще удерживаемому японскими войсками, чтобы доставить туда разобранные разведывательные самолеты C6N1, которые должны были уточнить дислокацию американских авианосцев. Однако 16 июля 1-13 была потоплена самолетами с американского эскортного авианосца Anzio в 500 милях к востоку от Йокосуки.

27 июля 1945 года из Куре вышли основные ударные силы - субмарины I-400 и 1-401, имевшие на борту по три бомбардировщика М6А1 Seiran, и также направились к атоллу Трук. Атака американских авианосцев была назначена на 17 августа, но 15 августа по радио было объявлено о капитуляции Японии, а подлодкам был передан приказ - следовать надводным ходом в ближайший японский порт, подняв черные флаги (сигнал о сдаче в плен, белые флаги совпадали по цвету с национальным флагом Японии), всю документацию и вооружение, включая самолеты, предписывалось уничтожить. По воспоминаниям Атсуши Асаму-ры, командира звена бомбардировщиков М6А1 Seiran с подводной лодки 1-401, вечером 22 августа все три бортовых самолета со сложенными крыльями были установлены на катапульты и выброшены в море. Таким образом, единственная боевая операция, в которой участвовали гигантские японские подводные авианосцы и их бомбардировщики, завершилась, так и не начавшись.

25 августа 1945 года I-400 была перехвачена американским эсминцем «Вивер», и ее командир Тошиво Кусаки передан лодку высадившейся на ее борт призовой партии. Американский моряк



Осмотр американцами подводной лодки 1-400


Пол Витмер, участник захвата 1-400, вспоминал, как они высаживались на субмарину в полном вооружении, ожидая того, что сейчас в них начнут стрелять, несмотря на то, что эсминец держал лодку под прицелом своих орудий. Японской команде приказали построиться на верхней палубе (раньше японцы поступали таким образом, когда топили вражеский корабль), при этом пилот Ка-зуо Такаши был уверен, что их всех расстреляют. Однако американские моряки убедили японцев следовать в порт, утверждая, что если они не подчинятся, то американцы отведут лодку сами - это был откровенный блеф, так как американские моряки совершенно не разбирались в устройстве 1-400.

Спустя два дня подлодка вошла в Токийский залив, где и ошвартовалась у борта американской плавбазы. 31 августа в Токийский залив вошла и 1-401, ее командир Рюносуке Аридзуми, не желая сдаваться в плен и считая, что потерю чести императорского флота от сдачи подлодки необходимо смыть кровью ее старшего командира, застрелился, приказав перед тем обернуть свое тело военно-морским флагом и сбросить в океан.

В сентябре 1945 года I-400 и 1-401 перевели на американскую военно-морскую базу на острове Гуам (по другим данным, на Гавайские острова), где их подвергли изучению американские военно-морские специалисты.

31 мая 1946 года I-400 и 1-401 были затоплены американцами на западных подходах к острову Оаху.

I-402 после окончания войны американцы отбуксировали вместе с другими захваченными японскими подлодками (I-47, 1-14, I-58, 1-156, 1-158 и др.) в залив Сасебо на западном побережье страны, чтобы изучить их во всех подробностях. 40 специалистов ВМФ было направлено на I-402, чтобы разобраться в ее устройстве. Японскому экипажу пообещали, что, как только американцы научатся управлять кораблем, их отпустят по домам, поэтому они охотно сотрудничали с американцами. Однако уже в марте в залив были привезены тысячи килограммов армейской взрывчатки С-2, и в главные механизмы и торпедные аппараты всех японских подлодок заложили взрывные заряды. Так началась подготовка к операции по уничтожению подлодок, получившая кодовое название «Тупик».



1 апреля 1946 года I-402 вместе с другими 23 трофейными японскими подлодками затопили у о. Гото. Такое поспешное уничтожение американцами японских субмарин было связано с тем, что на часть японского флота претендовал СССР, а американцы не хотели ни с кем делиться секретами подводных авианосцев, которые были способны наносить удары по территории Соединенных Штатов.

Совсем недавно, когда документы, относящиеся к операции «Тупик», были рассекречены, в Японию направилась экспедиция, возглавляемая Бредом Фа-нефом из Texas А&М Univerrsity. В течение десяти дней экспедиция вела поиски затопленных в 1946 году подлодок, которые увенчались полным успехом. При обследовании морского дна в 200 милях к северо-западу от Нагасаки на глубине 182 м экспедиции удалось обнаружить кладбище японских субмарин, в том числе и громадную I-402.

Немного отсебятины:

*
Как вариант предполагалось наносить удары по американским городам, с целью заставить американцев сесть за стол переговоров и отказатся от боевых действий против Японии. Причём изначально удары хотели нанести обычными бомбами,но из за малой грузоподъёмности самолёта пришли к выводу, бомбить надо бактериологическим оружием с целью нанести как можно больший ущерб штатам. В дальнейшем от такого замысла отказались так как это являлось преступлением против человечности. Решёно было бомбить панамский пролив.Налёт решено было осуществлять не с западной стороны, а с восточной, замысел был таков, подводки всплывают с восточной чтороны от канала, самолёты летят через Колумбию, и совершают налёт на панамский канал. Так сказать военная хитрость.

**
Самолёты Сайран (сайран на японском означает шторм среди ясного дня) имели складывающиеся крылья и хвостовое оперение. Что бы сократить время до взлёта масло для их моторов разогревалось в специальных ёмкостях и вылетом заливалось в мотор.

На протяжении Второй мировой войны каждая из стран-участниц разрабатывала собственное супероружие, которое бы так или иначе изменило расстановку сил. Немцы работали над «Фау-2», американцы проектировали атомную бомбу, Советы далеко не смотрели и остановились на «Катюше». Но японцы к этой идее подошли со всей изощренностью и невиданной изобретательностью.

Неудавшийся эксперимент с торпедами-кайтенами, о которым , был лишь частью большого плана по созданию японского супероружия. В 1943 году началась разработка и создание суперсубмарины I-400, самой большой подлодки за все время Второй мировой, опередившей время как минимум на два десятка лет.

Подводные авианосцы в Первую мировую войну

Первая мировая положила начало развитию привычных нам военных машин, усовершенствованные прототипы которых используются до сих пор. Самолеты той поры, вопреки расхожему мнению, не сразу стали военной единицей. Хрупкие конструкции еще неуверенно себя чувствовали в полете и служили чаще для разведки или логистики. Чего нельзя было сказать о субмаринах - в составе крупных флотов мира на вооружении их состояло более 250 единиц. Субмарины показали себя превосходным оружием, о чем свидетельствуют первые успехи германских подлодок U-26 и U-9. Вторая, даже добилась тройного успеха, потопив за одно сражение сразу три британских крейсера. Это сильно насторожило военные державы, так как угроза, исходящая из-под воды, стала новой проблемой.

Субмарина U-9

Совместить две стихии, подводную и воздушную, первыми попытались немцы: в 1915 году на подлодке U-12 решено было доставить гидроплан FF-28 до английского канала. Гидроплан взлетел, достигнул Темзы и благополучно вернулся на базу. Этот эксперимент показал, что с помощью транспортировки увеличивается боевой радиус самолета. Правда, подлодка шла в наводном положении, от чего становится не совсем понятно, в чем была хитрость, так как в таком положении субмарину было несложно обнаружить.

В 1917 году был объявлен конкурс на создание самолетов-разведчиков, в котором принял участие авиаконструктор Эрнест Хейнкель. Подлодка U-142 со специальными ангарами для бортовых самолетов не показала хороших результатов: в ходе испытаний была выявлена чрезвычайно низкая устойчивость и плохая управляемость в обоих положениях субмарины. При погружении лодка раскачивалась с борта на борт на угол 50 градусов и могла перевернуться. Испытания отложили в долгий ящик, а позднее прекратили вовсе из-за военных ограничений, полученных Германией. Свои варианты также разрабатывали американцы и французы, но особым успехом они не увенчались.

Эрнест Хейнкель

авиаконструктор


Подводный крейсер Surcouf

Японские разработки

После окончания войны Япония, получив колонии в Китае, на Каролинских и Маршалловых островах в Тихом Океане, продолжила вынашивать императорские планы полного доминирования в азиатском регионе. Если на воде и под водой японцы могли держать ситуацию под контролем, то с воздухом дела обстояли сложнее.

Вместо того чтобы развивать авиацию отдельно, в 1925 году японцы создали свой первый самолет для подлодок, Yokosho 1-GO, который использовался вместе с минным заградителем I-21. Для хранения самолета на заградителе оборудовали ангар, в котором транспортировали самолет. Но самолет мог стартовать только с воды. Подлодка транспортировала его только до места, откуда самолет взлетал, находясь в полете не более двух часов, после чего приземлялся на воду и с помощью крана перемещался снова в ангар на субмарине.

В 1929 году была заложена основа для подлодки I-5 - также для разведки. За основу взят тип субмарин Junyo Sensuikan (подводный крейсер). Самолет в разобранном состоянии размещался в двух ангарах: в одном - фюзеляж, в другом - крылья и поплавки. Части извлекались из ангаров с помощью крана и собирались на верхней палубе в течение получаса. Работала конструкция только в штиль: при небольшом волнении ангары заливало водой, и в таком случае даже извлечение оттуда гидроплана становилась невозможным. После сборки самолета на верхней палубе подлодки с помощью пневмокатапульты он понимался в воздух.

В разгар Второй мировой самолет E14Y1 впервые произвел воздушную бомбардировку территорий США. Самолет залетел вглубь материка и сбросил всего две зажигательные бомбы в лесном массиве штата Орегон. Практика таких мелких вылазок позволила Японии наносить незначительные удары по США, которые лишь раздражали американское командование. Но к 1943 году США частично оборудовали свои рубежи противовоздушным щитом, что в разы снизило успехи японцев. К концу года японцы практически полностью отказались от использования подобной практики, не хватало пилотов, плюс запуск каждого самолета требовал хорошей погоды и длительной подготовки. Так было решено создать подлодку, которая могла бы наносить полноценные бомбовые удары. В качестве цели был выбран Панамский канал, позволявший блокировать водную артерию из Атлантического океана в Тихий.

Подводная лодка I-400


Макс. глубина

100 метров

Состав команды

144 человека

СКОРОСТЬ

18,75 узлов на поверхности и 6,5
узлов под водой

Строительство шло достаточно быстро, так как на разработку были брошены все силы и максимум имеющихся средств. Сначала нужно было разработать корпус подлодки, способный устойчиво держаться на воде и осуществлять запуск самолетов даже при водной тряске. Был предложен конструктивный вариант: соединив две круглые цилиндрические конструкции, которые образовывали что-то похожее на перевернутую восьмерку. Чтобы решить проблему с длиной лодки, все четыре дизельных двигателя расположили рядом, разбив их по парам. Топливные танки и цистерны с авиатопливом разместили снаружи субмарины, тем самым освободив место внутри.

Вооружение подлодки состояло из 20 торпед, осадного 1400-миллиметрового палубного оружия, трех установок 25-миллиметровых пулеметов, одного зенитного орудия и трех самолетов «Аичи М6А1 Шейран». В качестве двигателя использовались четыре дизельных мотора по 7700 л. с. и четыре электромотора АД по 2400 л. с. Лодка уходила под воду за 70 секунд. Цилиндрический ангар (3,5 метра в диаметре и 37,5 в длину) для хранения трех самолетов находился над корпусом в центральной части лодки. Стартовые тележки для взлета были специально разработаны под новые самолеты. Тележка имела гидравлическую подвеску, это позволяло менять угол атаки в 3,5 градуса при запуски с катапульты, также с подвеской было проще опускать и наклонять самолет при закатывании в ангар.

Общая сборка самолета, в которой участвовали пять механиков, осуществлялась в течение шести минут, а полное время готовности самолета с момента всплытия составляла порядка 15 минут, разборка - две минуты. Чтобы быстро завести самолеты, японцы придумали поистине мастерскую идею - предварительно подогревать топливо в резервуарах и подавать его уже теплым.

Поплавки самолетов хранились под палубой. При сборе самолета поплавки подавались на палубу по рельсам. С левого борта находился 12-тонный подъемный кран, складывающийся в палубное углубление. Кран был по-прежнему необходим для приема самолетов после их приводнения.

Чтобы оставаться незамеченной и снизить радиолокационную и акустическую заметность, корпус гигантской субмарины был обит каучуковым составом, который не отражал звуковые волны сонара. Но все же, даже несмотря на все эти меры, шумность подложки оставалась достаточно высокой. Всего было построено три субмарины I-400 из запланированных 18-ти. Первая погрузилась уже 30 декабря 1944 года, вторая - через год, в 1945-м, третья достраивались вплоть до 1945-го, но так и не вышла в плавание. Была еще и четвертая, но в результате авиаударов США она была затоплена рядом с верфью.

Вооружение подлодки состояло из 20 торпед, осадного 1400-миллиметрового палубного оружия, трех установок 25-миллиметровых пулеметов, одного зенитного орудия и трех самолетов «Аичи М6А1 Шейран».


Операция «Хикари»

Изначальный план был таков: флотилия отплывает на юг от Японских островов, пройдя через Индийский океан, входит в Атлантику, после чего движется на север к Карибскому морю, чтобы нанести удар по Панамскому каналу с неожиданной стороны.

В последний момент операцию пересмотрели и направили флотилию, чтобы уничтожить американские авианосцы, находящиеся у атолла Улити. Операция «Хикари» не предполагала возвращения самолетов M6A1 Seiran. Все пилоты должны были стать камикадзе, чтобы сделать ущерб США максимальным. Для этого самолеты стартовали без поплавков, чтобы они не вернулись обратно ни при каких обстоятельствах.

Говорят, летчиков морально подготавливали к их последнему вылету. Адмирал подлодки вручил каждому пилоту персональный самурайский меч с дарственной гравировкой. И вот 27 июля 1945 года две субмарины I-400 и I-401 с шестью бомбардировщиками направились к атоллу Трук. Атака была назначена на 17 августа, но уже 15 августа по радио прозвучало объявление о полной капитуляции Японии. Подлодки получили приказ экстренно возвращаться в порт, подняв черные флаги, уничтожить всю документацию и затопить все шесть самолетов. В сложенном состоянии самолеты M6A1 Seiran были установлены на катапульты и выброшены в море.

25 августа американский эсминец «Вивер» перехватил подлодку, и команда высадилась на борт. Японцы не проявили военного героизма и сдались американцам; солдаты США блефанули, убедив японцев проследовать в порт, в противном случае они намеревались это сделать сами, хотя не имели ни малейшего представления, как управлять I-400. Размер и конструкция лодки поражала американцев, такого они никогда еще не видели.

В последний день лета, 31 августа, подлодка вошла в Токийский залив, а командир Рюносуке Аридзуми заперся в трюме и застрелился, заранее оставив предсмертную записку, в которой просил обернуть его тело военно-морским флагом и сбросить в океан. В сентябре 1945-го лодки отбуксировали на американскую военно-морскую базу на Гавайские острова, а через год после изучения затопили близ острова Охау. Вторую лодку взорвали чуть позже. Это было сделано для того, чтобы СССР не добрался до секретных разработок.

После войны

Уже в 1960-е годы становится понятно, зачем США затопили все подлодки. Ведь субмарины, способные нести и запускать ядерные боеголовки, фактически были разработаны на основе I-400. Только подлодки не запускали самолеты, которые несли боеголовки, а производили самостоятельный запуск ядерного снаряда после всплытия из моря.

Новое время перемололо все предыдущие разработки, и результатом стало то, что мы имеем сегодня - баллистические ракеты, которые способны поразить цель на очень большом расстоянии. Кто знает, каким бы был исход Второй мировой войны, если бы Япония создала свои подлодки хотя бы двумя годами раньше. Однако такие одиозные и фантастические разработки середины XX века открыли кардинально новые перспективы развития оружия и применения тактик.

Субмарины, способные нести и запускать ядерные боеголовки, фактически были разработаны на основе I-400.

В ходе Первой Мировой войны свою значимость показали и доказали многие типы вооружения. К примеру, танки потребовали пересмотреть доктрину позиционной войны, а подводные лодки стали настоящим чудо- морских сражений. Естественно, в некоторые головы стали приходить довольно оригинальные идеи по «скрещиванию» нескольких новых видов вооружения. Так, уже в 1915 году появились первые проекты подводной лодки, способной перевозить самолет. Естественно, аэроплан планировалось использовать в разведывательных целях. Далее эта идея будет неоднократно пересматриваться и развиваться, но в подавляющем большинстве случаев проекты новых «подводных авианосцев» будут в значительной мере повторять исходную идею.

Из всех проектов подводных авианосцев, созданных между мировыми войнами, особого внимания заслуживают работы японских конструкторов. В определенный момент военное руководство Страны восходящего солнца предложило сделать самолет не только глазами подводной лодки, но и ее длинной рукой с мечом. И действительно, грузоподъемность даже сугубо разведывательных легких самолетов позволяла брать на борт пару небольших бомб. Вполне понятно, что для полноценной бомбежки этого будет мало, но порой и двух-трех бомб достаточно. Правда, эффект от такого нападения будет, скорее, психологическим.


Первая японская субмарина с возможностью перевозки самолетов была построена в 1932 году. Лодка I-2 проекта J-1M имела герметичный ангар для транспортировки самолета. Габариты ангара позволяли держать в нем легкий разведывательный Caspar U-1 – немецкий самолет 20-х годов, производившийся в Японии по лицензии. Был построен только один экземпляр подлодки проекта J-1M. Несмотря на шедшую полным ходом подготовку к грядущей экспансии, японцы не торопились строить подводный авианосный флот. Субмарина I-2 была в равной степени военной и испытательной: строительство авианесущей подлодки сопряжено со множеством специфических проблем. К примеру, обеспечить герметизацию небольшого люка для экипажа гораздо легче, чем предотвратить попадание воды через щели в большом люке ангара. Кроме того, было необходимо создать компактный и грузоподъемный кран: в проекте J-1M не предусматривался взлетный трамплин, поэтому самолет должен был подниматься в воздух и садиться с воды. Для переноса на поверхность воды и подъем на лодку последняя должна была иметь подъемный кран. В первое время с краном пришлось помучиться – соленая морская вода крайне плохо действовала на его механизмы и порой детали заклинивали. Тем не менее, кран и конструкцию ангара в итоге довели до ума. Принципиальная возможность создания подлодки-авианосца, перевозящей ударные самолеты, была доказана.

К 1935 году парк подводных авианосцев Японии пополнился еще одной лодкой. Это была I-6 проекта J-2. От предшественника ее отличал ряд конструктивных изменений. Она была немного больше, имела лучшие ходовые характеристики, а в ангаре большего размера мог перевозиться один самолет-разведчик типа Watanabe E9W. Хотя он совершил первый полет одновременно со спуском лодки на воду, впоследствии именно E9W стал основой авиационного вооружения I-6. Благодаря разумному подходу к испытаниям предыдущего подводного авианосца японским инженерам удалось создать более совершенную конструкцию и при этом не повторить ряд ошибок. Тем не менее, самолет по-прежнему взлетал с воды. Если посадка на поплавки ни у кого претензий не вызывала – нетрудно представить размеры подлодки, оснащенной полноценной летной палубой – то необходимость сначала спускать самолет на воду, после чего он мог взлететь, была причиной нареканий. В частности и этот факт стал причиной того, что проект J-2 смог «породить» только одну подлодку-авианосец.

Следующим проектом японских подводных авианосцев был J-3. Это была более серьезная подлодка: ангар вмещал уже два самолета, а для их взлета имелись трамплин и катапульта. В 1939 году была спущена на воду первая лодка серии – I-7. Немного позже была достроена и I-8. Авиационным вооружением этих двух субмарин стали самолеты Yokosuka E14Y. Эти гидросамолеты были гораздо лучше предыдущих, хотя по своим характеристикам все еще не могли соревноваться с другими японскими бомбардировщиками. Да и полезная нагрузка в четыре 76-килограммовых бомбы была явно недостаточна. Тем не менее, в качестве вооруженного разведчика для подводных лодок E14Y был вполне неплохим.

За несколько месяцев до нападения на Перл-Харбор в строй японского военно-морского флота вошла лодка I-9. Она стала головной субмариной проекта A1. Впоследствии были построены два аналогичных подводных корабля, получивших обозначения I-10 и I-11. Обладая солидным водоизмещением порядка 4000 тонн и шестью торпедными аппаратами, эти лодки также имели на борту по одному самолету «Йокосука» E14Y и запас различного вооружения для них. Примечательно, что A1 стал первым японским проектом подводного авианосца, который не имел никаких эксплуатационных ограничений, связанных с конструкцией люка ангара. Конструкторы успешно справились с проблемой герметизации оного, и проект A1 мог спокойно ходить на глубинах до 100 метров без риска затопления помещения для самолета. Одновременно с этим внешние обводы почти не портили обтекаемость подлодки и не «съедали» скорость и дальность. Головная лодка проекта, носившая обозначение I-9, а именно ее самолет, 7 декабря 1941 года произвела фото- и киносъемку результатов нападения на американскую военно-морскую базу Перл-Харбор.

Проект A1 в некоторой мере стал основой для последующих серий японских субмарин-авианосцев. Так, за считанные месяцы были сконструированы и поставлены в серию лодки следующих проектов:
- A2. Фактически представлял собой модернизацию A1 с добавлением ряда новых систем. Связанная с самолетом аппаратура никаких изменений не претерпела. Построена одна лодка;
- AM. Глубокая модернизация A1. Была уменьшена длина корпуса, что, однако, не помешало увеличить ангар для размещения второго самолета E14Y. Лодки этого проекта I-13 и I-14 были готовы только к 44-му году.

Наработки по проектам семейств «J» и «A» позволили собрать весь необходимый опыт и уже летом 42-го была спущена на воду еще более совершенная лодка I-15 проекта B1. До 44-го года будет построено 20 таких субмарин с обозначениями от I-15 до I-39. Именно субмарина проекта B1 стала одной из первых японских лодок-авианосцев, которым довелось участвовать в нанесении ударов по территории США. 9 сентября 1942 года экипаж самолета Yokosuka E14Y в составе летчика Н. Фуджиты и стрелка Ш. Окуды сбросил несколько зажигательных бомб на лес в штате Орегон. Незадолго до операции, позже получившей название «Lookout Air Raid» в той местности прошел дождь и высокая влажность листвы, почвы и т.д. не дала зажигательным бомбам сделать свое дело. Единственный удар лодки-авианосца по континентальной части Соединенных Штатов не увенчался успехом.

Проект B1, как и предыдущий A1, стал основой для целого семейства. Так, было проведено несколько его модернизаций: B2, B3 и B4. Друг от друга они отличались техническими особенностями и количеством изготовленных лодок. После двадцати субмарин варианта B1 было сделано всего шесть подлодок B2 и три B3/4. При этом было отменено строительство восьми B2 и двенадцати B3/4. К концу 43-го года, когда принималось это решение, Япония нуждалась в другом вооружении для своего флота.

Однако сокращение объемов строительства не влияло на общие планы японского командования. Еще в 1942 году было начато проектирование нового типа подводных авианосцев, получившего обозначение I-400. Субмарины с подводным водоизмещением более 6500 тонн и длиной около 120 метров должны были иметь подводную дальность хода в 110 километров и надводную более 60 тыс. км. При этом они должны были нести 20 торпед и 3-4 самолета. Специально для лодок I-400 разрабатывался самолет Aichi M6A Seiran. Этот самолет уже мог нести серьезное вооружение в виде двух 250-килограммовых или одной бомбы калибра 800 кг. Кроме того, всерьез рассматривалась возможность использования специальных контейнеров с грызунами-переносчиками болезней. Всего один сброс такого контейнера на континентальной территории США мог привести к серьезным последствиям. Да и дальность хода подлодки позволяла выходить за пределы Тихого океана.

На фото запечатлена головная подлодка серии I-400 на следующий день после сдачи американцам. Японские подводные лодки серии I-400 являлись крупнейшими подводными лодками до появления атомных субмарин. Старт их проектированию положил адмирал Ямамото, которому требовался подводный авианосец, способный нести гидросамолеты вооруженные 800-кг бомбой или авиаторпедой. Таким самолетом стал Aichi M6A «Seiran» (Горная дымка), который, кстати, не получил прозвища у союзников, в числе немногих поздних японских машин. Из 18 лодок планировавшихся к постройке было завершено всего 3, но и они не приняли участия в боевых действиях

Головная лодка проекта I-400 была заложена в феврале 43-го. Флот хотел получить 18 таких субмарин. Однако всего через несколько месяцев после закладки первой подлодки серии планы пришлось урезать вдвое. Постоянное ухудшение положения на фронтах привело к тому, что до конца войны из планировавшихся шести подлодок японцы успели заложить только шесть. Что касается завершения строительства, то спустили на воду четыре лодки, а в строй было введено всего лишь три. Определенный интерес вызывает конструкция этих лодок. Обводы корпуса были нестандартными для такой техники японского и зарубежного производства. Так, для обеспечения необходимого внутреннего объема и сохранения приемлемых габаритов в носовой части корпус лодки имел 8-образное сечение. К центральной части сечение плавно превращалось в подобие знака «∞», а корма снова была похожей на восьмерку. Такой профиль двухкорпусной лодки был обусловлен тем, что техническое задание требовало большого количества топлива на борту, а отдельный ангар приводил к увеличению вертикальных размеров конструкции. Поэтому трубчатый герметичный ангар диаметром около 3,5 метра был помещен в средней части лодки, под рубкой. Благодаря форме средней части корпуса он не привел к значительному увеличению высоты лодки. В готовом для использования виде на лодке могло находиться три самолета M6A. Перед взлетом субмарина всплывала, моряки открывали двери ангара, устанавливали самолет на катапульту (на носу лодки), раскладывали его плоскости и летчик производил взлет. Садился самолет на воду, откуда его поднимал кран. Кроме трех самолетов, готовых к вылету, в ангаре в разобранном виде можно было перевозить четвертый, однако объема помещения хватало только на три собранных.

Японская авианесущая подводная лодка I-401 ошвартована в Перл Харборе. Американские военные специалисты изучают внутренне устройство лодки, одной из трех авианесущих лодок серии I-400, сдавшихся американцам

Из-за постоянных проблем с ресурсами головная лодка проекта I-400 была введена в строй ВМФ Японии только 30 декабря 1944 года. 8 января следующего 45-го за ней последовала I-401 того же проекта, а третья I-402 стала боевым кораблем только в конце июля. Само собой, эти субмарины так и не успели сделать что-то для изменения обстановки на фронте. В августе-месяце 45-го, за несколько дней до окончания Второй Мировой войны экипажи лодок приняли решение сдаться американцам. Лодки I-400 и I-401 за считанные месяцы своей боевой работы не успели нормально повоевать. Так, сначала они получили приказ на атаку шлюзов Панамского канала. Однако руководство флота вскоре поняло бесполезность такой операции и отменило свое распоряжение. Теперь подводные авианосцы должны были идти к атоллу Улити и атаковать стоявшие там американские корабли. 6 августа лодки вышли в море, но через пару дней вернулись – на I-400 произошел пожар и был необходим ремонт. I-401, в свою очередь, не могла справиться с заданием самостоятельно. Повторный выход сначала планировали на 17-е число. Далее начало операции перенесли на 25 августа, но в конце концов 20-го числа командиры лодок получили приказ об уничтожении всего наступательного вооружения. Выполнение этого приказа означало только одно – лодки-авианосцы больше не смогут ничего сделать для спасения Японии от поражения. Экипаж I-400 отстрелял торпеды в море и сбросил самолеты в воду. Капитан лодки I-401 Аридзуми, отдав приказ сделать то же самое, застрелился.

Японская авианесущая подводная лодка I-401, сдавшаяся американцам, ошвартована в Токийском заливе

История японских подводных авианосцев завершилась весной 1946 года. После сдачи американцам лодки проекта I-400 были доставлены в Перл-Харбор, где были тщательно изучены. В марте 46-го Советский Союз, в соответствии с имевшимися договоренностями, потребовал от США предоставить доступ к японскому чудо-оружию. Не желая делиться трофеями, американское командование отдало приказ уничтожить их. Первого апреля недалеко от Перл-Харбора была расстреляна торпедами лодка I-402, а 31 мая на дно отправились I-400 и I-401.

Источники информации:
http://korabley.net/
http://voenhronika.ru/
Журналы «Морская коллекция» и «Техника молодежи»

Секретное Японии - подводный авианосец (США, Великорбритания) 2009 год

Весной 1946 года, спустя 8 месяцев после окончания Второй мировой войны, в США было принято решение на высочайшем правительственном уровне: одна из самых совершенных систем японского оружия была отправлена на морское дно, чтобы избежать её попадания в руки Советского Союза. Мы узнаем о том, как мог измениться ход Второй мировой войны, если бы японцы осуществили свой проект...

Как мог измениться ход Второй мировой войны, если бы японцы осуществили свой проект создания гигантского подводного авианосца.

Ctrl Enter

Заметили ошЫ бку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Поделиться: