Факты отказа немцев расстреливать русских. Но был один, который не стрелял (4 фото)

Эта история наглядно и убедительно доказывает тезис, что у человека всегда есть выбор. В том числе и на войне.

Немецкий Вермахт оставил о себе недобрую память. Как бы ни открещивались его ветераны от многочисленных военных преступлений, были они не только солдатами, но и карателями. Но имя этого солдата вермахта в Сербии произносится с уважением. О нем был снят фильм, его имя - на страницах сербского учебника истории.

В июле 1941 года в Сербии в районе села Вишевец был разгромлен партизанский отряд. После тяжелого боя была проведена зачистка, в ходе которой были арестованы 16 местных жителей, подозреваемых в поддержке и сочувствии партизанам. Военный суд был скорым, приговор его был предсказуем: все 16 были приговорены к расстрелу. Для приведения приговора в исполнение был выделен взвод из состава 714-й пехотной дивизии. Осужденным завязали глаза и поставили к стогу сена. Солдаты стали против них и взяли винтовки на изготовку. Еще мгновение - и прозвучит команда «Feuer!», после которой 16 человек пополнят бесконечный список жертв Второй мировой войны. Но один из солдат опустил винтовку.

Было или не было?

Долгое время сам факт отказа Йозефа Шульца от участия в расстреле мирных жителей и его последующей казни подвергался сомнению. Утверждалось, что вся эта история - коммунистическая пропаганда. Семья Шульца получила официальное извещение, что ефрейтор Йозеф Шульц отдал свою жизнь за фюрера и рейх в бою с «бандитами» Тито. Но командир 714-й дивизии Фридрих Шталь в своем дневнике подробно описал этот инцидент. Были даже найдены фотографии, сделанные одним из участников расстрельной команды. На одной из них Йозеф Шульц, без оружия и без шлема направляется к стогу сена, чтобы встать среди расстреливаемых. Точку в споре поставила проведенная в 1947 году эксгумация останков погибших. Среди 17-и захороненных один был в форме войск вермахта. Йозеф Шульц все-таки не погиб в бою, а был расстрелян. Командование дивизии решило скрыть позорный факт невыполнение солдатом приказа, и командир роты обер-лейтенант Голлуб направил матери Шульца в Вупперталь извещение о героической гибели ее сына в бою.


Сохранилось фото, сделанное одним из расстрельщиков: Солдат Вермахта идет к сербам

Он подошел к офицеру и заявил, что не будет стрелять: он солдат, а не палач. Офицер напомнил солдату о присяге и поставил его перед выбором: или солдат возвращается в строй и вместе с другими выполнит приказ, или он встанет у стога вместе с осужденными. Несколько мгновений, и решение принято. Солдат положил винтовку на землю, направился к приговоренными к смерти сербам и встал рядом с ними. Имя этого солдата - Йозеф Шульц.

Кто он, Йозеф Шульц?

В биографии ефрейтора Йозефа Шульца нет ничего героического. Его отец погиб в Первую мировую, Йозеф остался старшим в семье и рано начал трудовую деятельность. Ремесленное училище, работа оформителем витрин. По воспоминаниям его брата, Йозеф не был ни вспыльчивым, ни безрассудным, ни агрессивным, а скорее мягким и сентиментальным. Никогда не занимался политикой, не был ни коммунистом, ни социал-демократом.

Готов был служить родине и фюреру. На момент смерти ему было 32 года, человек с уже вполне сформировавшимся мировоззрением. Он прекрасно знал, как наказывается в военное время солдат, отказавшийся выполнить приказ. Почему он просто не выстрелил в воздух? Ведь никто не узнал бы, что его пуля пролетела мимо. Но тогда в глазах всех других он стал бы убийцей и остался бы им навсегда. В отличие от многих, ни присяга, ни воинский долг, не могли стать для него оправданием. Вполне осознанно он принял решение умереть с чистыми руками и именем.

Такие люди были

В Сербии на месте трагедии стоит памятник погибшим. На монументе закреплена табличка с именами и фамилиями расстрелянных. 17 фамилий: 16 - сербских и 1 - немецкая.

Советский кинорежиссер М. Ромм сказал: «Нужно иметь немалое мужество, чтобы отдать жизнь за свою Родину. Но иногда не меньшее мужество нужно иметь, чтобы сказать «нет», когда все кругом говорят «да», чтобы остаться человеком, когда все кругом перестали быть людьми. Все-таки были в Германии люди, которые говорили фашизму «нет». Да, таких людей было мало. Но они были».

На Брянщине широко известна история об уничтожении 25 октября 1941 г. карателями Хацуни. После открытия мемориала, посещения его Путиным В.В., трансляцией по телевидению эта трагическая история стала известна и за пределами Брянщины, хотя один из основных документов - отчет о карательной акции в Хацуни в Брянск привез уже известный нам С.Штоппер еще до открытия мемориала.
Недавно на просторах Инета "выловил" другую историю, которая показывает, что не все немцы были извергами. Представляю данную историю Вашему вниманию. До событий в Хацуни оставалось чуть больше трех месяцев...

Йозеф Шультц (Joseph Schultz), простой рядовой Вермахта, служивший в Югославии в 1941 году в составе 714-й пехотной дивизии.
19-го июля 1941 года, после разгрома сербской деревни Ораховач, его взводу был отдан приказ присоединиться к расстрельной команде и казнить группу задержанных "партизан". Йозеф безмолвно, но решительно отказался выполнять преступный приказ - бросив свое оружие, он встал в один ряд с приговоренными и был тут же расстрелян сослуживцами вместе с заложниками.
На фотографии Йозеф Шультц, идущий на встречу смерти...

Отрывок из статьи Карла Бетке «Немецкое антигитлеровское сопротивление в (бывшей) Югославии»:

Самые экстравагантные страницы истории немецко-югославских отношений посвящены делу ефрейтора Йозефа Шульца (Josef Schulz) из Вупперталя, который 20 июля 1941 года якобы отказался участвовать в расстреле 16 партизан в Смедеревской Паланке, вследствие чего был казнен сам. История была подвергнута сомнению (Х. Лихтенштайн, А.Рюкерль, Ф.Шталь), т.к. экспертизы исследовательского центра в Людвигсбурге и Фрайбургского военного архива доказывают, что Шульц погиб днем раньше, уже в два часа ночи 20 июля донесение о его смерти было получено командованием армии, родным была выслана фотография павшего. Поэтому утверждение, что дело Шульца есть показательный пример т.н. Befehlsnotstand (невыполнение преступного приказа), вызывает законные возражения. Тем не менее в Югославии равно как и среди немцев, дорожащих дружбой с Югославией и сербами, миф о Шульце имеет много сторонников – что и способствует его популярности. Поэт Антонье Искаович был свидетелем расстрела в Паланке и описал его в рассказе „Satovi”, однако, он не упоминает немецкого солдата, а лишь 16 расстрелянных партизан. Кроме того он утверждает, что видел фотографии расстрела на выставке, организованной комиссией по расследованию военных преступлений еще в 1945 году в Белграде.
По свидетельству директора фабрики (тогда служившей казармой), на территории которой был произведен расстрел, Часлава Влаича, после войны при эксгумации, на которой он присутствовал будучи школьником, были найдены немецкие сапожные гвоздики и куски пряжки – очевидно, в могиле был немецкий солдат, опознавательный знак тогда потерялся. Историю солдата, который по этическим соображениям выступил против своих – классический сюжет героического эпоса – решили увековечить на воздвигнутом в 1947 году памятнике, для чего германизировали имя расстрелянного в тот день хорватского рабочего. Марсель Межич стал Марселем Мазелем – из-за чужеродно звучащего имени решили, что он немецкого происхождения. История о расстрелянном немце всплыла снова в 1961 году в югославской прессе, в декабре того же года немецкие журналы (Нойе Иллюстрирте, в 1966 году Квик) опубликовали фотографии из военного архива. На них изображен расстрел заложников, проводимый в сельской местности, на одной можно увидеть размытую фигуру «немецкого солдата, чьи знаки воинского различия неидентифицируемы». Без каски и ремня, возможно, со связанными руками, он, похоже, направляется к жертвам, чтобы встать в один ряд с ними. Журналы обратились к читателям с вопросом: не был ли кто свидетелем этого происшествия. Пленка, по словам работника архива в Паланке, была снята местным фотографом, а после переброса дивизии на восточный фронт осталась в Паланке. Любопытно, что в книге об истории Паланки были опубликованы фотографии, но не сказано ни слова об истории с Шульцем.
Депутат бундестага от СДПГ Остманн на основании журнала боевых действий 714-й пехотной дивизии «опознал» фото как расстрел у Паланки, а расстрелянного как погибшего в этот день Шульца. Остманн нашел брата Шульца Вальтера и организовал тому в 1972 году поездку в Югославию. Ознакомившись с подробностями, Вальтер Шульц решил, что на фотографии его брат. Однако, боевые товарищи Шульца заверили вуппертальский Тагесцайтунг, что своими глазами видели, как Шульц погиб в бою с партизанами (Хайнц Уфер рассказал, что нашел тяжело раненого Шульца в его грузовике, а капеллан Браун вспомнил о том, что Шульц был погребен с военными почестями). Экспертиза исследовательского центра в Людвигсбурге в 1972 году однозначна опровергла легенду о расстреле. Директор фабрики Влаич, говоривший по-немецки и раздававший интервью многочисленным СМИ, поддерживал тогда деловые контакты с немецкими фирмами, в разговоре с автором он подтвердил, что раскруткой "дела Шульца" помимо прочего хотел привлечь туристов. Сегодня он рассказывает в сербской прессе, что история для него «по-прежнему большая загадка». Чтобы побороть сомнения был явлен еще один свидетель - Звонимир Янкович - он видел, как офицер злобно и «на повышенных тонах» разговаривал с протестующим немцем без знаков различия. На фоне возобновления дипломатических отношений Шульц стал использоваться обеими сторонами как символ «другой Германии». В Югославии история, изложенная во множестве публикаций и даже в школьном учебнике, демпфировала послевоенные антинемецкие выступления, которые никак не вязались со взглядами молодого поколения и развитием экономических связей. Бонн в Шульце из Смедеревской Паланки нашел своего «хорошего немца». Предраг Голубович экранизировал в 1972 году историю Шульца. Короткометражка, снятая по заказу армейской киностудии «Застава» показывалась в качестве журнала в кинотеатрах и демонстрировалась на международных фестивалях в Оберхаузене, Атланте, Бирмингеме и т.д. Любопытно, что режиссер творчески переработал аргумент критиков об отсутствующих на фото знаках различия. В фильме их театрально срывают. Мира Алешкович сочинила стихи о герое, намерение назвать в его честь улицу реализовано не было. В конце семидесятых случился скандал. Когда Мина Ковачевич в 1978 году изваяла фигуру Шульца, местные политики и союз партизан-ветеранов выступили с протестами. Тяжба длилась до 1981 года и закончилась поражением скульптора. Местный совет общины заявил, что скульптура, изображающая иностранного солдата, тем более немца, несмотря на его героизм, не вписывается в официальную парадигму. Однако коллеги в Белграде поддержали Ковачевич, а когда она обратилась за помощью в немецкое посольство, даже Штерн обратил внимание на «твердолобость товарищей из сербской глубинки».
Посол ФРГ Хорст Граберт летом 1981 г вместе с министром иностранных дел Югославии Врбовецом возложил к старому памятнику венки, после чего доложил Геношеру, что вся Югославия «на стороне Шульца». Исследовательский центр в Людвигсбурге информировал немецкое посольство о противоречиях легенды, но Граберт, апеллируя к свидетелю Янковичу и другим доказательствам, дал понять, что «не хотел бы идти против местных убеждений». В 1997 году Граберт еще раз вернулся к этой истории и назвал Шульца «убежденным католиком». В югославских газетах после 1973 года, когда журналисты посетили брата Шульца Вальтера, тоже постоянно всплывали новые подробности: подчеркивался художественный талант убитого ефрейтора, позже он даже стал членом секретной антигитлеровской организации. В нескольких метрах от старого памятника в начале 80-х был воздвигнут новый, на котором было добавллено имя Шульца (а имя хорвата Межича исправлено). 20 июля 1997 года перед памятником выступил немецкий посол Грубер, кадры выступления показали по телевидению. За последние 40 лет в Югославии напечатаны десятки статей о Шульце, в большей части которых об аргументированных возражениях немецких историков упоминается мельком или не упоминается вовсе. Фигура Шульца плотно вросла в коллективное сознание сербов вне всякой зависимости от правдивости изначальной истории. К примеру, в 1999 во время демонстраций в Войводине лидер тамошних социал-демократов Чанак призывал сербских полицейских последовать примеру Йозефа Шульца и перейти на их сторону.

Когда идут войны, всегда будет актуальна песня Владимира Высоцкого "про того, который не стрелял". Люди охотно верят, что среди потерявших всякий человеческий облик солдафонов и наемников обязательно найдутся те, кому свойственны гуманные поступки. История солдата вермахта Йозефа Шульца в свое время наделала немало шума в Югославии, но была мало известна в самой Германии. Почему?

Уроженец Вупперталя, ефрейтор 714-й пехотной дивизии Йозеф Шульц (Josef-Schulz ), чье имя на разных языках чаще всего пишут, как Josef Schultz , Йозеф Шультц, стал известен благодаря своему человеколюбию. 20 июля 1941 года в сербском городе Смедеревска-Паланка (Smederevska Palanka ) состоялась экзекуция 16 югославских партизан.

Когда военнопленных вывели на расстрел, то от расстрельной команды выделился человек в униформе, который со словами "Я не буду стрелять! Эти люди невиновны!", бросил на землю свою винтовку. За неповиновение приказу Шульца расстреляли. Тело его захоронили вместе с трупами югославских партизан. В качестве доказательства приводились, найденные в захоронении гвозди от сапога и части застежки пояса, очевидно, принадлежавшие военнослужащему немецкой армии. После войны в Сербии Йозефу Шульцу воздвигли два памятника: один в частном саду поселения Горнии Локва (Gornji Lokva ), другой — в Смедеревска-Паланка, на месте гибели 16 партизан.

Словно возбужденная женщина (I need a hero ) страна нуждалась в герое. Эту пустующую нишу заполнил Йозеф Шульц. Национальному герою Югославии даже посвятили 13-минутный документальный фильм с кадрами немецкой военной кинохроники. В 1973 году эту короткометражную киноленту, снятую режиссером Предрагом Голубовичем (Predrag Golubović ) по заказу армейской киностудии Zastava , и которую первоначально демонстрировали вместо киножурнала перед художественными фильмами, показали на кинофестивале в Оберхаузене, а также в Атланте, Бирмингеме и других городах.

Фигура ефрейтора вермахта оказалась выгодной обеим сторонам. Немецкие дипломаты, ведущие журналисты и даже чиновники из ведомства федерального канцлера в равной степени были заинтересованы в распространении этой истории о благородном немце. Только вдумайтесь, "винтик" отказался подчиняться самому святому для всякого немца — приказу старшего!

В 1961 году супер популярный в ФРГ журнал Neue Illustrierte (спустя пять лет их снова воспроизведет не менее популярное немецкое издание Quick ) опубликовал серию снимков со сценами казни военнопленных в годы войны. На одном из фото видно, как один из трех военнослужащих вермахта (в отличие от своих товарищей, он без оружия, без каски и поясного ремня) стоит несколько ближе к группе людей, подлежащих расстрелу. Из подписей следует, что ефрейтор Шульц отказался выполнять приказ и, бросив свое оружие, направился к приговоренным к смерти, чтобы умереть вместе с ними.

После того как данная статья и фотоснимки оказались в руках у тогдашнего руководителя центра по преследованию нацистских преступников в Людвигсбурге (Ludwigsburg ), тот предпринял беспрецедентные для ФРГ меры по розыску, но не героя Шульца, а начальника расстрельной команды. Того самого, который в соответствии с уставом вермахта, никак не мог уклониться от приказа расстрелять пленных. В противном случае его должны были отдать под трибунал и он непременно был бы расстрелян за отказ выполнить приказ.

В немецкой историографии случай Йозефа Шульца однозначно трактуется как "миф о хорошем немце" (Guter-Deutscher-Mythos ), который призван обелить немецких военнослужащих времен Второй мировой войны. Это так называемая "легенда об обеленном вермахте" (Legende von der sauberen Wehrmacht ), дескать, бывшие солдаты вермахта не были варварами и садистами и на их совести нет кровавых пятен расправ с военнопленными.

Йозеф Шульц (Шультц)

Немецкий солдат, участник Второй мировой войны. Был расстрелян немецкими офицером в сербской деревне за то, что заступился за партизан приговоренных к расстрелу. В бывшей Югославии, а теперь в современной Сербии, считается героем-антифашистом.

Josef Schulz (Schultz) — нем. (Jozef Šulc — серб.) родился в 1909, Вупперталь, Германия. Расстрелян 19 июля 1941, в деревне Смедеревска-Паланка, Югославия. Он был немецким солдатом, 114-ой егерской (714-ой пехотной) дивизии.

Сослуживцы считали Йозефа спокойным человеком, который мог поддерживать веселье в любой компании. Он не был вспыльчивым, безрассудным, чаще считался мягким. Увлекался игрой на пианино, а также был хорошим художником - у него прекрасно получались репродукции картин голландских художников.

В июле 1941 года немецкие войска на горе Градиште близ села Вишевец разбили Паланацкую партизанскую роту. В сербской деревне Смедеревска-Паланка немцы взяли в плен 16 мирных жителей, обвинив их в пособничестве партизанам и отправили их в импровизированную тюрьму - в конюшню 5-го кавалерийского полка имени королевы Марии Карагеоргиевич. Военно-полевой суд приговорил всех 16 человек к расстрелу, приговор надлежало привести в исполнение вечером 19 июля.

Местом для казни была выбрана та же самая конюшня - пленных поставили спинами к стогу сена, предварительно партизанам были завязаны глаза. Но перед самым расстрелом Йозеф Шульц, который был включён в состав расстрельной команды, неожиданно бросил винтовку на землю и воскликнул:

— Ich schieße nicht! Diese Männer sind unschuldig! (Я не буду стрелять! Эти люди невиновны!)

Командир расстрельной команды, услышав эту фразу, застыл в шоке: солдат дивизии отказался

выполнять приказ. Решение было принято незамедлительно - Шульца признали бунтовщиком, а за невыполнение приказа он должен быть расстрелян. Приговор привели в исполнение немедленно. Йозеф был захоронен рядом с казнёнными партизанами.

Йозеф Шульц за несколько минут до своей смерти (обозначен стрелкой)

Йозеф стоит перед партизанами, оружия в руках уже нет, каски на голове также нет. С двух сторон - его вооружённые сослуживцы. Фотограф справа от расстрельной команды. Идентификация фигуры именно на этой фотографии как Шульца оспаривается рядом историков и биографов….

Для сокрытия факта мятежа в дивизии, семье Йозефа прислали сфальсифицированную «похоронку», которую инициировало командование.

В 1972 году брат Йозефа, Вальтер совершил путешествие в Югославию, чтобы ознакомиться с подробностями гибели брата. Изучив ту фотографию, о которой шла речь, Вальтер подтвердил, что на ней действительно изображён Йозеф Шульц.

Югославский журналист Звонимир Янкович также сумел найти фотографию с места расстрела, на которой были запечатлены спорящий офицер и солдат вермахта; хотя тот солдат был в немецкой униформе, отличительных знаков вермахта на ней не было. По всей видимости, это и был тот самый Йозеф. В 1973 году журналисты югославской газеты «Политика» нанесли визит Вальтеру Шульцу в Германию, который дал интервью и рассказал о своём брате.

В Югославии немецкого солдата фактически сделали национальным героем и символом антифашистского сопротивления.

Йозеф Шульц (нем. Josef Schulz (Schultz), сербохорв. Jozef ulc / Јозеф Шулц; 1909, Вупперталь - 19 или 20 июля 1941, Смедеревска-Паланка) - немецкий солдат, участник Второй мировой войны, ефрейтор вермахта. Предположительно, был расстрелян в сербском населённом пункте Смедеревска-Паланка 20 июля 1941 года за отказ от участия в казни заложников. В странах бывшей Югославии считается героем-антифашистом

В немецкой историографии дело Йозефа Шульца (нем. Der «Fall Schulz») трактуется как миф.

Биография и характеристика

Старший сын в семье (всего было трое детей). Отец погиб во время второй битвы при Ипре. В межвоенное время учился в ремесленном училище Вупперталя, работал оформителем витрин, зарабатывая немного денег для семьи. В 1939 году был призван в армию, в 1941 году направлен в Югославию. Нёс службу в 714-й пехотной дивизии, дослужился до воинского звания ефрейтора. Жил в квартале Бармен.

Сослуживцы считали Йозефа спокойным человеком, который мог поддерживать веселье в любой компании. Он не был вспыльчивым, безрассудным или агрессивным, чаще считался мягким. Увлекался игрой на пианино, а также был хорошим художником - у него прекрасно получались репродукции картин голландских художников. Письма, которые писал Йозеф родным и близким, не сохранились: во время бомбардировок города сгорела дотла квартира со всем имуществом. Среди имущества были не только письма, но и свыше 200 грампластинок.

Фабула истории

В июле 1941 года немецкие войска на горе Градиште близ села Вишевец разбили Паланацкую партизанскую роту. В сербской деревне Смедеревска-Паланка немцы взяли в плен 16 югославских партизан из той же роты и отправили их в тюрьму - в конюшню 5-го кавалерийского полка имени королевы Марии Карагеоргиевич. Военный суд приговорил всех 16 человек к расстрелу, приговор надлежало привести в исполнение вечером 19 июля (по другим данным - 20 июля).

Местом для казни была выбрана та же самая конюшня - пленных поставили спиной к стогу сена, предварительно партизанам были завязаны глаза. Однако согласно распространённой легенде, перед самым расстрелом Йозеф Шульц, который был включён в состав расстрельной команды, неожиданно бросил винтовку на землю и воскликнул:

Я не буду стрелять! Эти люди невиновны!

Оригинальный текст (нем.) Ich schiee nicht! Diese Mnner sind unschuldig!

Командир расстрельной команды, услышав эту фразу, застыл в шоке: солдат дивизии отказался выполнять приказ. Решение было принято незамедлительно - Шульца признали бунтовщиком, а за невыполнение приказа он должен быть расстрелян. Приговор привели в исполнение немедленно. Йозеф был захоронен рядом с казнёнными партизанами.

Оценки историков

Немецкий историк Карл Бетке в 2002 году называет дело ефрейтора Йозефа Шульца «причудливейшей» страницей немецко-югославского прошлого. Он отмечает, что данное событие было поставлено под сомнение рядом исследователей (Хейнер Лихтенштейн, Альберт Рюккерль, Фридрих Шталь), так как экспертизы Центральной администрации земельных управлений юстиции по расследованию нацистских преступлений (нем. Zentrale Stelle der Landesjustizverwaltungen zur Aufklrung nationalsozialistischer Verbrechen), а также Федерального военного архива во Фрайбурге засвидетельствовали, что Й. Шульц погиб ещё за день до описываемого расстрела партизан. C тех пор бытует мнение, что дело Шульца можно было бы классифицировать как пример крайней необходимости в применении к преступному приказу, но, на самом деле, миф о ефрейторе Йозефе Шульце нашел много сторонников главным образом в Югославии. Причину этого историк усматривает в стремлении к преодолению прошлого и достижению согласия меду Германией и Югославией.

Специалист по странам Юго-Восточной Европы швейцарский историк Андреас Эрнст (Andreas Ernst) в 2011 году констатирует в рецензии на книгу «Поиск героя», что дело Шульца является не только ложной историей героя, но и примером противоречивых интересов политики и юстиции в «преодолении немецкого прошлого». В Германии легенда о «хорошем солдате» развеялась лишь через много лет после её опровержения. Долгое время она казалась слишком хорошей, чтобы не быть правдой. В Сербии, однако, она сохранилась до наших дней.

Память

В Югославии немецкого солдата фактически сделали национальным героем и символом антифашистского сопротивления. В Сербии ему были возведены два памятника: один расположен в селе Локве (посвящён ему самому), а другой в селе Смередянска-Паланка, на месте гибели (посвящён и 16 казнённым партизанам). Сами партизаны выступали против возведения памятника немцу, а поддерживавшая идею установки памятника писательница Мина Ковашевич даже попала в тюрьму. В 1981 и 1997 годах послы Германии в Югославии Хорст Граберт и Вильфред Грубер участвовали в памятных церемониях: оба возложили цветы к памятникам Йозефу. В 1973 году о событиях в деревне был снят небольшой 13-минутный фильм Предрага Голубича «Йозеф Шульц». В фильме были задействованы архивные кадры немецкой военной фото- и видеохроники.

Поделиться: