Эпоха просвещения в европейской истории. Основные идеи европейского просвещения

Эпоха Просвещения явилась важнейшим поворотным пунктом в духовном и эстетическом развитии Европы, повлиявшим практически на все сферы социально-политической и культурной жизни. Развенчав политические и правовые нормы, эстетические и этические кодексы старого сословного общества, просветители совершили титаническую работу над созданием позитивной, обращенной, прежде всего к человеку вне зависимости от его социальной принадлежности системы эстетических ценностей, которая органически вошла в кровь и плоть западной цивилизации История мировой культуры. / пор ред. Марковой А.Н.- М.: ЮНИТИ, 1998 , с.- 384..

Эпоха просвещения в Европе

XV--XVII вв. в Западной Европе называются эпохой Возрождения. Для этого имеются определенные основания, о которых речь шла в предыдущей теме. Однако объективно эту эпоху следовало бы характеризовать как эпоху Перехода, потому что она является мостом к системе общественных отношений и культуре Нового времени. Именно в эту эпоху закладываются предпосылки буржуазных общественных отношений, меняется отношение церкви и государства, формируются мировоззрение гуманизма как основы нового секулярного сознания. В полной мере становление характерных черт эпохи Нового времени осуществляется в XVIII в.

XVIII в. в жизни народов Европы и Америки -- это время величайших культурных, социально-экономических и политических сдвигов. В исторической науке эпоха Нового времени обычно связывается с утверждением буржуазных отношений в Западной Европе. Действительно, это важная социально-экономическая характеристика данной эпохи. Но в Новое время одновременно с этим процессом происходили и другие глобальные процессы, охватившие структуру цивилизации в целом. Становление в Западной Европе эпохи Нового времени означал цивилизационный сдвиг: разрушение устоев традиционной европейской цивилизации и утверждение новой. Этот сдвиг получил название модернизации.

Модернизация -- это сложный многогранный процесс, протекавший в Европе в течение полутора столетий и охвативший все сферы жизни общества. В сфере производства модернизация означала индустриализацию -- постоянно нарастающее использование машин. В социальной сфере модернизация тесно связана с урбанизацией -- небывалым ростом городов, который привел к преобладающему их положению в экономической жизнедеятельности общества. В политической сфере модернизация означала демократизацию политических структур, закладывание предпосылок для формирования гражданского общества и правового государства. В духовной сфере модернизация связана с секуляризацией -- высвобождением всех сфер общественной и личной жизни из-под опеки религии и церкви, их обмирщения, а также интенсивное развитие грамотности, образования, научного знания о природе и обществе.

Все эти неразрывно связанные друг с другом процессы изменили эмоционально-психологические установки человека, его менталитет. Дух традиционализма уступает место установкам на изменение и развитие. Человек традиционной цивилизации был уверен в стабильности окружающего его мира. Человек Нового времени считает возможным познать законы природы и общества и на основе этого знания изменить природу и общество в соответствии со своими желаниями и потребностями.

Государственная власть, социальное устройство общества также лишаются божественной санкции. Они истолковываются как человеческий продукт и подлежат, если это нужно, изменениям. Не случайно Новое время -- это эпоха социальных революций, сознательных попыток насильственно переустроить общественную жизнь. В целом можно сказать, что Новое время создало Нового человека. Человек Нового времени, модернизованный человек -- это мобильная личность, которая быстро приспосабливается к изменениям, происходящим в окружающей среде.

Идейной основой модернизации общественной жизни в Новое время стала идеология Просвещения. XVIII в. в Европе также называют эпохой Просвещения. Деятели эпохи Просвещения оставили глубокий след в философии, науке, искусстве, литературе и политике. Они выработали новое мировоззрение, призванное раскрепостить человеческую мысль, освободить ее от рамок средневекового традиционализма.

Философской основой мировоззрения эпохи Просвещения был рационализм. Идеологи Просвещения, отражая взгляды и потребности буржуазии в ее борьбе против феодализма и его духовной опоры католической церкви, рассматривали разум как наиболее важную характеристику человека, предпосылку и наиболее яркое проявление всех его других качеств: свободы, самодеятельности, активности и т. д. Человек, как разумное существо, с точки зрения деятелей Просвещения, призван переустроить общество на разумных основаниях. На этой основе декларировалось право людей на социальную революцию. Существенную черту идеологии эпохи Просвещения отмечал Ф. Энгельс: «Великие люди, которые во Франции просвещали головы для приближающейся революции, выступали крайне революционно. Никаких внешних авторитетов какого-то бы то ни было рода они не признавали. Религия, понимание природы, государственный строй -- все должно было быть подвергнуто самой беспощадной критике, все должно было предстать перед судом разума и либо оправдать свое существование, либо отказаться от него, мыслящий рассудок стал единственным мерилом всего существующего» Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 20.-- С. 16.

Европа XVIII в. в цивилизационном отношении еще не представляла собой целостное образование. Народы Европы отличались по уровню экономического развития, политической организации, характеру культуры. Поэтому идеология Просвещения в каждой стране отличалась своими национальными особенностями.

В наиболее ярких, классических формах идеология Просвещения развивалась во Франции. Французское Просвещение XVIII в. оказало значительное воздействие не только на собственную страну, но и на целый ряд других стран. Французская литература и французский язык сделались модными в Европе, а Франция стала центром всей европейской интеллектуальной жизни.

Эпоху Просвещения во Франции называют иногда эпохой Вольтера. Вольтеровская критика абсолютизма, прославление разума, борьба за веротерпимость и права человека сделали его угодным французскому королевскому двору. В своих исторических трудах он впервые представил историю не как описание судеб государства и его правителей, а как развитие самих народов, их экономики, науки, культуры, политики и эстетики Эстетика раннего французского романтизма.- М.: Искусство, 1982.- с.-249..

Крупнейшими представителями французского Просвещения были: Вольтер (Франсуа Мари Аруэ), Ж.-Ж. Руссо, Ш. Монтескье, П.А. Гольбах, К.А. Гельвеций, Д. Дидро.

XVIII в. вошел в историю как век просвещенного абсолютизма. Политика абсолютизма в ряде европейских стран, выражающаяся в уничтожении «сверху» и в преобразовании наиболее устаревших феодальных институтов. Его содержанием стало уничтожение инквизиции, секуляризация церковного имущества, закрытие монастырей, отмена податных привилегий дворянства и обложение дворянских и церковных земель налогами. Именно в этот период наблюдается подъем уровня народного образования, вводится принцип свободы совести, в некоторых случаях проявляется забота о низших классах.

Однако главным в политике просвещенного абсолютизма стало провозглашение принципа «одно право для всех», что отразилось в создании равного для всех гражданского права. Такая политика имела огромные последствия сословно-социального характера, лишив преимуществ привилегированные сословия. Таким образом, в социальной эволюции Европы настал конец господствующему положению старых земледельческих классов.

Проведение политики просвещенного абсолютизма в определенной мере явилось отражением идей просветителей. Используя популярность их идей, они изображали свою деятельность как «союз философов и государей». Но главным побудительным мотивом стало осознание монархии нарастающей слабости их опоры -- земельных собственников и укрепление позиций третьего сословия в лице буржуазии.

В наибольшей мере программа просвещенного абсолютизма была осуществлена в Австрии, Пруссии, Португалии, Неаполитанском королевстве, России. В других странах она была реализована лишь частично. Проведение этой политики не сняло политического напряжения в обществе. Абсолютизм -- форма мертвая. Он не может улучшаться, оставаясь абсолютизмом, а если улучшается -- значит перестает им быть.

Великая французская революция оказала огромное влияние на развитие европейских стран. Ее последствия -- политические, экономические, социальные -- носили долговременный характер и придали динамизм историческому процессу. Восприятие идей французской революции населением Европы не оставляло место сомнениям, что деспотический режим в просвещенной или непросвещенной форме отжил свое время, что залог будущего экономического процветания европейская буржуазия видела в освобождении от абсолютизма.

XVIII в. стал веком промежуточным, приготовлением для исторических процессов, развернувшихся в последующий период. Борьба между буржуазией и землевладельцами не была закончена, ее завершило следующее поколение.

Другим наследием XVIII в., доставшимся следующему веку, была борьба буржуазии и пролетариата, и ее прогноз не был еще очевиден. XIX в. позволил европейцам зримо ощутить плоды индустриальной революции, необходимые предпосылки которой были заложены в XVIII в.

С л о в а р ь

Атеизм – безбожие; отрицание существования Бога и связанное с этим отрицание религии.

Деизм (лат. deus – Бог) – религиозно-философское воззрение, распространенное в эпоху Просвещения, согласно которому Бог, сотворив мир, не принимает в нем какого-либо участия и не вмешивается в закономерное течение его событий. Противостоит теизму и пантеизму.

Детерминизм (лат. determinare – определяю) – философское учение об объективной закономерной взаимосвязи и взаимообусловленности явлений материального и духовного мира.

Материализм – философское направление, утверждающее, что материя первична по отношению к сознанию и существует вне и независимо от сознания.

Механицизм – философское воззрение, объясняющее законы развития природы и общества через законы механики и механического движения.

Механика – раздел физики, изучающий равновесие и перемещение материальных тел в пространстве.

Просвещение – политическая идеология, философия и культура эпохи крушения феодализма и утверждения капиталистического общества. Термин впервые употреблен Вольтером. Просвещение рассматривалось как необходимая историческая эпоха развития человечества, сущность которой состоит в широком использовании человеческого разума для реализации социального прогресса.

Фатализм (лат. fatum – рок, судьба) – мировоззрение, рассматривающее каждый человеческий поступок как неотвратимую реализацию изначального предопределения, исключающего свободный выбор и случайность.

П р а к т и ч е с к и й к о н с п е к т

1). XVIII в. вошел в историю как эпоха Просвещения. Просвещение – особое идейное и культурное течение, которое зародилось в Англии, у ее истоков стоял Дж. Локк. Развитие философии Просвещения шло и в других странах Европы: Германии, Франции, России. Но наибольшую известность снискали деятели французского Просвещения: Ш. Л. Монтескье, Вольтер, Ж.-Ж. Руссо, Д. Дидро, Ж. О. Ламетри, К. А. Гельвеций, Э. Б. де Кондильяк, П. А. Гольбах.

В центре идеологии Просвещения – вера в безграничные возможности разума и здравый смысл . Деятели Просвещения были убеждены, что развитие разума может оказать решающее воздействие на все стороны жизни общества. Подобно тому, как познание законов природы помогает ее осваивать и преобразовывать, так и познание законов общественной жизни может способствовать его разумному переустройству. Познав природу человека, можно ее усовершенствовать разумным воспитанием и образованием.

Следует принять во внимание, что просветители культивировали не просто разум, а разум научный . Именно развитие науки, по их мнению, способствует решению экономических, политических и социальных проблем. Потребность в жизненных удобствах также стимулировала научные открытия. Отсюда стремление к популяризации и распространению философских и научных знаний.

По убеждению просветителей, причины общественного неблагополучия коренятся в первую очередь в невежестве людей, мракобесии, религиозном фанатизме. Поэтому прогрессивное развитие общества возможно лишь благодаря образованию, просвещению людей, отсюда и название эпохи. Поэтому своей главной задачей они считали пропаганду знаний, направленную на воспитание в народе смелости мысли, независимости суждений. Эта идея блестяще выражена И. Кантом: «Имей мужество пользоваться собственным умом!» - таков, следовательно, девиз Просвещения.

Идеология Просвещения выражала интересы нового прогрессивного класса – буржуазии. Философы-просветители идеологически подготовили Великую французскую революцию 1789–1794 гг.

Наука и прогресс – главные лозунги этой эпохи. Разум должен быть освобожден от всех предрассудков.

Главные идеи Просвещения:

ü разумность, естественность, свободомыслие, скептицизм

ü вера во всесилие человеческого разума и общественный прогресс

ü критика феодализма и церковной идеологии

ü ориентация на светскую культуру

ü внимание к педагогике и вопросам воспитания

ü внимание к проблемам общественного устройства

Преобразование общества мыслилось просветителями как результат постепенного развития, в котором главную роль играло распространение просвещения среди народа. Изменение общественного строя должно последовать за познанием и распространением истины, рассеивающей мрак невежества и устраняющей заблуждения. Мирное, постепенное преобразование общества связывалось, прежде всего, с реформами, проводимыми «просвещенным монархом». От государя-философа просветители ожидали покровительства просвещению, борьбы с предрассудками, содействия социальному прогрессу.

Выдающимся памятником Просвещения является великая 35-томная «Энциклопедия» , или «Толковый словарь наук, искусств и ремесел» (1751–1788), ставшая, по выражению Дидро, символом «века философии». Замысел «Энциклопедии» состоял в том, чтобы составить общую картину всех знаний, которые человечество приобрело к середине XVIII в., и определить место каждому конкретному знанию. Перспективы были захватывающими: показать возможности покорения человеком природы, от которой он пока лишь зависел. Кредо создателей было изложено в подготовленном Даламбером Введении в «Энциклопедию». Читателя приглашали самостоятельно мыслить и искать истину в естественных науках, в истории, а не в Библии или церковных проповедях. Человек сам держит в руках свое счастье, он способен всего достичь, если освободиться от оков, мешающих его движению вперед.

Идейным вдохновителем и организатором издания «Энциклопедии» был философ Д. Дидро. Если в целях рекламы Дидро громко объявил имена всех великих людей, давших согласие на участие в «Энциклопедии», то сами великие люди приняли в этом деле весьма скромное участие. Так, Руссо написал 390 статей по музыке и политической экономии, Фонтенель, Бюффон и Монтескье много обещали, но ничего не сделали. Скуп оказался и Вольтер: написал только лишь 45 литературных и исторических статей. Барон Гольбах, специалист по горному делу и металлургии был более надежным автором. Менее известный, но очень талантливый и разносторонний шевалье де Жокур написал 17 тысяч статей по самым различным темам, часто делая копии источников!

Учение о природе. В эту эпоху знание из лаборатории выходит в свет. Царит всеобщая уверенность в мощи человеческого разума, его безграничных возможностях, в прогрессе, создающем условия для экономического и социального благоденствия. Эпоха Просвещения считает себя эпохой разума и света, возрождения свободы, расцвета наук и искусств. В XVIII в. сильнее подчеркивается связь науки с практикой, ее общественная полезность.

Новые сферы деятельности познания в XVIII в. становятся науками: ботаника, биология, анатомия, химия.

XVIII век – это век механики и математики. Это обусловило механистическое понимание природы. Систему просветительских воззрений на природу изложил Поль Гольбах в своей книге «Система природы» (1770). П. Гольбах философски обобщил достижения механики, и его «Система природы» стала философским компендиумом (единой системой) представлений о мире и человеке. Если для Спинозы природа это Бог, то для Гольбаха природа – это только природа. Если у Ньютона Бог есть причина движения (запуск небесной механики), то Гольбах утверждает самодвижение природы, как единственной субстанции. Формируется материалистическое понимание природы. Сама природа есть не что иное, как модифицируемая движением материя. Гольбах дает определения материи, пространства, времени и др. Материя, по его определению, вообще есть все то, что воздействует каким-либо образом на наши чувства.

Механика в то время была не просто отдельной, особой наукой, она выступала от лица науки вообще (она отождествлялась с наукой). Поэтому ее методы легли в основу всеобщей методологии. В целом понимание природы было механистическим. Философия развивалась в тот период в тесной связи именно с механикой, она осмысливала достижения механики, и не случайно одной из господствующих форм философии был механистический материализм.

Механицизм – особый способ рассмотрения предметов и явлений. Создается общий подход к предметам в результате философского осмысления достижений механики. Механическая форма движения признается универсальной. Все сложные формы движения сводятся к механическому. Биологическое сводится к физическому, а физическое – к механическому. Мышление сводится к физиологии, а физиология опять-таки к механике.

Другая ограниченность механицизма – механистическое толкование причинности, так называемый механический детерминизм– представление, согласно которому все процессы в мире жестко предопределяются их физическими (точнее, механистическими) причинами. Детерминизм – учение, утверждающее закономерность и причинную обусловленность всех явлений природы и общества.

Детерминизм может перейти в фатализм. Фатализм вера в судьбу; мировоззрение, согласно которому все должно свершиться так, как того хочет божественное предопределение, слепой рок (фатум), и человек бессилен противостоять судьбе. Механистическое понимание причинности сопряжено с неизбежностью или необходимой предзаданностью следствий, случайности не рассматриваются, как связанные с одним только незнанием.

Распространение фатализма на область социальных явлений ведет к отрицанию свободы человека и ответственности за свои поступки.

Эволюционные идеи. В сочинениях просветителей содержатся некоторые эволюционные идеи. Успехи Карла фон Линнея (1707 – 1778) в классификации нового фактического материала накопленного ботаникой и зоологией, а также исследования палеонтологии подготовили идею об эволюции органического мира. Крупнейший представитель эволюционизма Жорж Луи Бюффон (1707 – 1788) вместе с сотрудниками создал грандиозную «Естественную историю» (36 томов, 1749–1789), в которой рассказывалось о трех царствах природы: минеральном, растительном и животном. Бюффону принадлежит статья «Природа» в «Энциклопедии».

Шевалье де Ламарк (1744 – 1829) выдвинул первую теорию эволюции живых существ: от «инфузорий» - именно так он назвал живые одноклеточные существа – происходят все более сложные организмы вплоть до современных видов. Ламарк стал основателем трансформизма, согласно которому живые существа приспосабливаются к изменениям среды обитания и передают новоприобретенные качества потомству. При жизни Ламарк был совершенно неизвестен. Через 30 лет после кончины его имя прославил британский биолог Чарльз Дарвин (1809 – 1882).

В конце века была разработана космогоническая гипотеза Канта-Лапласа. В XVIII в. усиленно развиваются новые отрасли физики – учение о теплоте, электричестве, магнетизме, развиваются химия и биология.

Успехи естественных наук и технические достижения способствовали развитию производства. В XVIII в. многие инженеры поняли возможность практического применения научных открытий в области физики – законов о равновесии тел, траекториях полетов, сопротивлении материалов, а также использования новых веществ (например, каучука) или более точных измерительных приборов. Изобретения той эпохи были отмечены вечной устремленностью человека к покорению новых пространств – освоению морских глубин, воздушного океана: водолазный костюм (1715), воздушный шар – монгольфьер (1783), парашют. Технологическое несовершенство и нелепый внешний вид не мешали многим из представленных тогда проектов предвосхищать изобретения последующих веков.

Учение о человеке и обществе. Для французских просветителей характерно натуралистическое понимание человека. Человек понимается как природное существо, все свойства и потребности которого телесны и определены природой, а ум и здравый смысл выглядят так же как естественный свет. «Мы маленькие животные с двумя ногами и двумя руками, как обезьяны, менее проворные, чем они, такие же комичные и имеющие большое количество идей. Мы подчиняемся всем общим законам природы» (Вольтер).

Апеллируя к природному равенству людей, просветители обосновывают и борьбу за социальное равенство. По их убеждению надо прислушиваться к природе, ибо она никогда не обманывает и всегда права.

О воспитании. Особое значение просветители придавали воспитанию человека. Для французов воспитание и образование, по сути дела, составляли смысл Просвещения. Предполагалось, что если людей поставить в одинаковые условия и дать им равные возможности, то под воздействием воспитания и образования они, в конечном счете, приобретут схожий моральный и просвещенный облик. При этом, по мнению Гельвеция ,несмотря на то, что способности людей от рождения равны, важную роль играет случай, который может нарушить разработанные планы, давая совсем не тот результат. Руссо с ним не соглашался. Он полагал, что способности людей от природы не одинаковы. Это обстоятельство больше чем случай влияет на конечный результат. Но результат все же зависит от воспитания.

Прославление «естественного состояния» легло в основу педагогики Руссо. Он считал, что лучшие задатки детей подавляются обществом, где царят неравенство, порабощение, коррупция. Поскольку общество мешает правильному воспитанию детей, их нужно воспитывать на лоне природы, соответственно естественным требованиям. Ребенку нужно помочь реализовать свой собственный опыт, который только и может его чему-либо научить. Педагогические идеи Руссо оказали влияние на Гете, Л. Н. Толстого.

«Вам не удастся никогда создать мудрецов, если будете убивать в детях шалунов. Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым: пусть он работает, действует, бегает, кричит, пусть он находится в постоянном движении!» (Руссо).

Теория разумного эгоизма . Философы Просвещения понимали, что в реальной жизни человек больше думает о себе и своих личных интересах, чем о справедливости и общем благе. В XVIII в. получила развитие теория разумного эгоизма . Забота о самом себе первая и важнейшая обязанность человека. Но неограниченное удовлетворение своих потребностей и интересов вызовет столкновение интересов различных индивидов. Чтобы этого не случилось, каждый должен несколько ограничивать свои желания и запросы, но не ради других, а ради самого себя. Тогда совместная жизнь будет уравновешена и лишена конфликтов. Это эгоизм, но облагороженный и уравновешенный разумом.

Общественный договор . Французские просветители развили теорию общественного договора. Монтескье считал, что до появления государства существовало «естественное состояние», где люди беспрепятственно проявляли свои инстинкты и удовлетворяли потребности, не считаясь друг с другом, но когда подобное существование стало невозможным, люди создали государство на основе «общественного договора», который предусматривал взаимное признание прав и обязанностей друг друга и возникновение публичной власти.

Монтескьепредложил разделить политическую власть на законодательную, исполнительную и судебную, причем законодательная власть доминирует. Чтобы не возникало злоупотреблений, необходимо, чтобы эти три власти существовали раздельно и контролировали друг друга.

Теория общественного договора была подкорректирована Руссо . К числу наиболее важных добавлений относится принцип народного суверенитета, согласно которому власть есть достояние народа и не может быть отчуждаема от него. Руссо обосновывает автономию личности , не противопоставляя ее обществу. И еще одно из важнейших положений: Руссо допускает право народа на «расторжение» несправедливого общественного договора и устранение антинародной государственной власти. По сути дела, в изящной философской форме он выдвигает идею революционного восстания.

Философы-просветители

Вольтер ,настоящее имяФрансуа Мари Аруэ (1694 – 1778)

Философ, писатель, публицист, был типичным представителем высших слоев «третьего сословия» – рождающейся буржуазии. Относится к старшему поколению французских просветителей. Подверг жесткой критике религиозный фанатизм, различного рода суеверия и заблуждения, феодальный абсолютизм, произвол властей. Блестящий сатирический ум, глубина знаний, широта эрудиции позволили Вольтеру создать яркие памфлеты против церкви.

Вольтер – деист , считал Бога основателем окружающего мира, связующим началом всего сущего, однако был убежден, что никакая теория и практика не сможет достоверно доказать ни его наличие, ни его отсутствие.

Деизм – представление о Боге, согласно которому Бог является только первопричиной, творит мир, приводит его в движение и устанавливает законы, но далее не вмешивается в естественный ход природных событий, не влияет на окружающий мир, человека, ход истории.

Однако Вольтер видел необходимость в признании существования Бога с морально-эстетической точки зрения для того, чтобы поддерживать порядок в обществе, держать людей под угрозой Божьего наказания в повиновении и жестких рамках нравственности. «Если бы Бога не существовало, его следовало бы выдумать» (Вольтер).

В философских трудах Вольтер выражает одно из основных требований восходящей буржуазии – равенство людей. Однако он понимает его как равенство политическое, равенство перед законом и правом. «Свобода состоит в том, чтобы зависеть только от законов» (Вольтер). Социальное и имущественное неравенство он считал предпосылкой сохранения общественного равновесия и нормального развития общества.

Вольтер выступал за гуманное отношение к простому народу и уважение его прав, однако идеалом государства считал абсолютную монархию во главе с просвещенным властителем (т.е. выдвинул идею «просвещенного абсолютизма» ). Вел переписку с «просвещенными» монархами, в т.ч. с Екатериной II, и давал практические рекомендации по обустройству государства.

Вольтер по приглашению прусского короля Фридриха II прибыл в 1750 г. в Сан-Суси, где его поразило лицемерие придворной жизни. Отбыв три года на службе у Фридриха, он добился отпуска и уехал под предлогом лечения на водах.

Жан-Жак Руссо (1712 – 1778)

В отличие от Вольтера, является представителем низших слоев «третьего сословия».

Руссо пытался доказать, что с прогрессом культуры вместе с тем идет падение нравственности, что заблуждения и предрассудки, облаченные в философско-научную форму, заглушают голос природы и разума.

Центральным мотивом его творчества выступает проблема неравенства между людьми и пути его преодоления. Имущественное неравенство, расслоение на бедных и богатых, является, по Руссо, первой ступенью общественного неравенства. Вторая ступень неравенства связана с возникновением государства, как результата общественного договора. Третья ступень неравенства появляется с превращением законной власти в деспотизм. Если раньше народ был обманут государством и законами, то деспот обманывает законы и народ. Такое понимание ступеней неравенства позволяет Руссо морально и юридически обосновать право народа на бунт против деспота.

Там, где нет собственности, не может быть и несправедливости. Таково естественное состояние общества. Оно нарушается с появлением собственности. Прямым следствием появления частной собственности являются противоречивость человеческих интересов, конкуренция и жажда обогащения за счет других.

В справедливом, идеальном обществе все должны обладать равными правами, а частная собственность равномерно должна быть распределена между всеми гражданами в размерах, необходимых для жизни, но не для обогащения.

В 1750 г. Руссо принял участие в конкурсе Дижонской Академии на тему, приносят ли искусства и науки пользу человечеству. Руссо ответил: «нет» и получил премию за блестящее доказательство того, что развитие производства, культуры и науки приносит и нечто иное, чем выгода и польза.

В 1762 г. вышел в свет «Эмиль, или О воспитании». В своей этике Руссо утверждает, что наши естественные чувства указывают правильное направление поступкам, тогда как разум сбивает нас с толку. Затем «Общественный договор» (1762), содержащий его политическую теорию. Обе работы были осуждены, первая за ее обоснование естественной религии, вторая – за демократический дух.

Руссо был одним из тех, кто духовно подготавливал Великую Французскую революцию.

Дени Дидро (1713 – 1784)

Писатель и философ, основатель и один из издателей «Энциклопедии», иностранный почетный член Петербургской Академии наук.

В 1750–70-е гг. Дидро пишет большое число произведений, в которых разрабатывает материалистическую теорию. Его философия была философией механистического материализма. Он считал мир объективным и реальным. Материя – единственная существующая реальность, движение – свойство материи.

С начала 1750-х годов возникают собственно философские салоны. Один из них открыл Гольбах, другой – Гельвеций. Душой гольбахского салона был Дидро. Салон играл роль своего рода генерального штаба просветительского движения, его мозгового центра.

Дидро хотел, чтобы до 1780 г. осуществить за границей исправленное и дополненное, выдержанное «в свободном духе» издание «Энциклопедии». Этот проект Дидро представил Екатерине II, в которой он страстно желал видеть воплощение «просвещенного государя», каковым она всячески стремилась представить себя в общественном мнении Европы. Русская императрица дала согласие на этот проект, но сделала все, чтобы он был похоронен посредством проволочек и оговорок. Дидро приехал в Санкт-Петербург осенью 1773 г. и жил по весну 1774 г. Чтобы облегчить ему путешествие, Екатерина II приказала построить карету таких размеров, чтобы в ней можно было ехать лежа. Чтобы материально помочь Дидро, Екатерина купила его богатую библиотеку, оставив книги ее хозяину в пожизненное пользование.

Поль Анри Гольбах (1723 – 1789)

Философ, соратник Дидро и Гельвеция, принимал участие в создании «Энциклопедии», иностранный почетный член Петербургской Академии наук. Был материалистом и атеистом. Основная работа «Система природы, или О законах мира физического и мира духовного» (1770) – это систематическое изложение принципов механистического материализма. Природа, по Гольбаху, не что иное, как совокупность различных движущих сил материи. Природа есть великое целое из соединения различных веществ. Природа как целое подчинена универсальным закономерностям, которые проявляются через причины и следствия.

Человек, считал Гольбах, есть произведение природы, живет в ее системе и подчинен ее законам и не может освободиться от нее даже в мыслях. Человек есть чисто физическое существо, подчинен механически действующей цепи причин и следствий.

Представления о Боге возникли в результате невежества, тревоги и бедствий. «Невежество – первая предпосылка веры, и поэтому церковь так высоко его ценит. Все религии, какие мы только видим на земле, дают нам лишь клубок вымыслов и бредней, возмущающих ум. Незнание естественных причин заставило человека создать богов; обман превратил их во что-то грозное. Не Бог создал человека по своему образу и подобию, а человек всегда творил Бога по своему образцу, наделяя его своим умом, своими качествами, особенно пороками. Суеверие – явление преходящее; никакая сила не может быть долговечной, если она не основывается на истине, разуме и справедливости» (Гольбах). «Просвещенный человек перестает быть суеверным». В данном случае Гольбах смешивает два понятия, веру и суеверия, что не одно и то же.

Просвещение - необходимая ступень в культурном развитии любой страны, расстающейся с феодальным образом жизни. Главную свою задачу оно видит в воспитании и образовании, в приобщении к знаниям всех и каждого. Эпоха Просвещения - одна из самых ярких в развитии философии и духовной культуры в Европе.

Основной идеей этой эпохи, было равенство всех людей не только перед богом, но и перед законами, перед другими людьми. И решением этой идеи просветители видели в распространении знаний. В статье «Ответ на вопрос: что такое Просвещение?» Иммануил Кант писал:

Просвещение - это выход человека из состояния своего несовершеннолетия, в котором он находится по собственной вине. Несовершеннолетие есть неспособность пользоваться своим рассудком без руководства со стороны кого-то другого. Несовершеннолетие по собственной вине - это такое, причина которого заключается не в недостатке рассудка, а в недостатке решимости и мужества пользоваться им...

Религия в то время, казалась просветителям-атеистам врагом человека, поэтому в эпоху Просвещения стало особенно популярным представление о Боге как великом механике и о мире как огромном механизме.

Благодаря достижениям естественных наук возникло представление, что время чудес и загадок миновало, что все тайны мироздания раскрыты и Вселенная, и общество подчиняются логичным, доступным человеческому разуму законам. Победа разума - вторая идея эпохи.

Третьей идеей эпохи Просвещения стал исторический оптимизм .

Эпоха Просвещения по праву может быть названа «золотым веком утопии». Просвещение прежде всего включало в себя веру в возможность изменять человека к лучшему, «рационально» преобразовывая политические и социальные устои.

Возрожденческий идеал свободной личности приобретает атрибут всеобщности, и ответственности: человек Просвещения думает не только о себе, но и о других, о своем месте в обществе.

Главными очагами Просвещения были Англия, Франция, Германия. С 1689 г. - года последней революции в Англии - начинается эпоха Просвещения. Это была славная эпоха, начатая одной революцией и закончившаяся тремя: промышленной - в Англии, политической - во Франции, философской и эстетической - в Германии. За сто лет - от 1689 до 1789 гг. - мир изменился. Все больше выветривались остатки феодализма, все громче заявляли о себе буржуазные отношения, окончательно утвердившиеся после Великой французской революции.

В конце XVII века началась эпоха Просвещения, которая охватила все последующее XVIII столетие. Ключевыми особенностями этого времени стали свободомыслие и рационализм. Сложилась культура эпохи Просвещения, которая подарила миру

Философия

Вся культура эпохи Просвещения основывалась на новых философских идеях, сформулированных мыслителями того времени. Главными властителями дум были Джон Локк, Вольтер, Монтескье, Руссо, Гете, Кант и некоторые другие. Именно они определили духовный облик XVIII столетия (который также называют Веком разума).

Адепты Просвещения верили в несколько ключевых идей. Одна из них заключается в том, что все люди по природе своей равны, у каждого человека есть свои интересы и потребности. Для их удовлетворения необходимо создать комфортное для всех общежитие. Личность не появляется на свет сама по себе - она формируется со временем в силу того, что у людей есть физическая и духовная сила, а также разум. Равенство должно в первую очередь заключаться в равенстве всех перед законом.

Культура эпохи Просвещения - это культура доступных для всех знаний. Ведущие мыслители считали, что только с помощью распространения образования можно покончить с социальными неурядицами. Это и есть рационализм - признание разума основой поведения и познания людей.

В эпоху Просвещения продолжились споры о религии. Нарастало отмежевание общества от косной и консервативной церкви (в первую очередь католической). Среди образованных верующих людей распространилось представление о боге, как о некоем абсолютном механике, внесшем порядок в изначально существовавший мир. Благодаря многочисленным научным открытиям распространилась точка зрения, что человечество может раскрыть все тайны мироздания, а загадки и чудеса остались в прошлом.

Направления искусства

Помимо философии, существовала и художественная культура эпохи Просвещения. В это время искусство Старого Света включало в себя два основных направления. Первым был классицизм. Он воплотился в литературе, музыке, изобразительном искусстве. Это направление подразумевало следованию античным римским и греческим принципам. Подобное искусство отличалось симметрией, рациональностью, целенаправленностью и строгим соответствием форме.

В рамках романтизма художественная культура эпохи Просвещения отвечала на другие запросы: эмоциональность, воображение, творческую импровизацию художника. Нередко бывало и такое, что в одном произведении эти два противоположных подхода комбинировались. Например, форма могла соответствовать классицизму, а содержание - романтизму.

Появлялись и экспериментальные стили. Важным явлением стал сентиментализм. У него не было своей стилистической формы, однако именно с помощью него были отражены тогдашние представления о человеческой доброте и чистоте, которая дается людям от природы. Русская художественная культура в эпоху Просвещения, так же, как и европейская, имела собственные яркие произведения, принадлежавшие к течению сентиментализма. Такой стала повесть Николая Карамзина «Бедная Лиза».

Культ природы

Именно сентименталисты создали характерный для эпохи Просвещения культ природы. Мыслители XVIII века искали в ней образец того прекрасного и доброго, к чему должно было стремиться человечество. Воплощением лучшего мира оказались активно появлявшиеся в то время в Европе парки и сады. Они создавались в качестве совершенной среды для совершенных людей. В их композицию включались картинные галереи, библиотеки, музеи, храмы, театры.

Просветители верили, что новый «естественный человек» должен вернуться к своему естественному состоянию - то есть природе. Согласно этой идее русская художественная культура в эпоху Просвещения (а точнее, архитектура) подарила современникам Петергоф. Над его сооружением работали знаменитые зодчие Леблон, Земцов, Усов, Кваренги. Благодаря их усилиям на берегу Финского залива появился уникальный ансамбль, включавший неповторимый парк, великолепные дворцы и фонтаны.

Живопись

В живописи художественная культура Европы эпохи Просвещения развивалась в направлении большей светскости. Религиозное начало сдавало позиции даже в тех странах, где прежде оно чувствовало себя достаточно уверенно: Австрии, Италии, Германии. Пейзажную живопись заменил пейзаж настроения, а интимный портрет пришел на смену парадному портрету.

В первой половине XVIII столетия французская культура эпохи Просвещения породила стиль рококо. Подобное искусство строилось на асимметрии, было насмешливым, игривым и вычурным. Любимыми персонажами художников данного направления являлись вакханки, нимфы, Венера, Диана и другие фигуры античной мифологии, а главными сюжетами - любовные.

Яркий пример французского рококо - творчество Франсуа Буше, которого также называли «первым художником короля». Он рисовал театральные декорации, иллюстрации для книг, картины для богатых домов и дворцов. Самые знаменитые его полотна: «Туалет Венеры», «Триумф Венеры» и т. д.

Антуан Ватто, напротив, больше обращался к современной жизни. Под его влиянием сложился стиль крупнейшего английского портретиста Томаса Гейнсборо. Его образы отличались одухотворенностью, душевной утонченностью и поэтичностью.

Главным итальянским живописцем XVIII века был Джованни Тьеполо. Этот мастер гравюр и фресок считается искусствоведами последним великим представителем венецианской школы. В столице знаменитой торговой республики также возникла ведута - повседневный городской пейзаж. Самыми прославленными творцами в этом жанре стали Франческо Гварди и Антонио Каналетто. Эти деятели культуры эпохи Просвещения оставили после себя огромное количество впечатляющих картин.

Театр

XVIII столетие - золотой век театра. В эпоху Просвещения этот вид искусства достиг вершины своей популярности и распространенности. В Англии крупнейшим драматургом был Ричард Шеридан. Самые известные его произведения «Поездка в Скарборо», «Школа злословия» и «Соперники» высмеивали безнравственность буржуазии.

Динамичнее всего театральная культура Европы эпохи Просвещения развивалась в Венеции, где работало сразу 7 театров. Традиционный ежегодный городской карнавал привлекал туда гостей со всего Старого Света. В Венеции творил автор знаменитой «Трактирщины» Карло Гольдони. Этого драматурга, написавшего в сумме 267 произведений, уважал и ценил Вольтер.

Самой известной комедией XVIII века стала «Женитьба Фигаро», написанная великим французом Бомарше. В этой пьесе нашли воплощение настроения общества, негативно относившегося к абсолютной монархии Бурбонов. Через несколько лет после публикации и первых постановок комедии во Франции произошла революция, свергнувшая старый режим.

Европейская культура эпохи Просвещения не была однородной. В некоторых странах в искусстве возникали свои национальные особенности. Например, немецкие драматурги (Шиллер, Гете, Лессинг) свои самые выдающиеся произведения написали в жанре трагедии. При этом театр Просвещения в Германии появился на несколько десятилетий позже, чем во Франции или Англии.

Иоганн Гете был не только замечательным поэтом и драматургом. Неспроста его называют «универсальным гением» - знатоком и теоретиком искусства, ученым, романистом и специалистом во многих других областях. Его ключевые произведения - трагедия «Фауст» и пьеса «Эгмонт». Другой выдающийся деятель немецкого Просвещения, не только написал «Коварство и любовь» и «Разбойников», но также оставил после себя научные и исторические сочинения.

Художественная литература

Главным литературным жанром XVIII века стал роман. Именно благодаря новым книгам наступило торжество буржуазной культуры, сменившей прежнюю феодальную старую идеологию. Активно издавались произведения не только художественных литераторов, но также социологов, философов, экономистов.

Роман, как жанр, вырос из просветительской публицистики. С помощью него мыслители XVIII века нашли новую форму для выражения своих социальных и философских идей. Написавший «Путешествие Гулливера» Джонатан Свифт вложил в свое произведение множество аллюзий на пороки современного ему общества. Его перу также принадлежала «Сказка о бабочке». В этом памфлете Свифт высмеивал тогдашние церковные порядки и распри.

Развитие культуры в эпоху Просвещения можно проследить по появлению новых литературных жанров. В это время возник эпистолярный роман (роман в письмах). Таким было, к примеру, сентиментальное произведение Иоганна Гете «Страдания юного Вертера», в котором главный герой покончил жизнь самоубийством, а также «Персидские письма» Монтескье. Появились документальные романы в жанре путевых заметок или описаний путешествий («Путешествия по Франции и Италии» Тобайаса Смоллетта).

В литературе культура эпохи Просвещения в России следовала заветам классицизма. В XVIII веке творили поэты Александр Сумароков, Василий Тредиаковский, Антиох Кантемир. Появились первые ростки сентиментализма (уже упомянутый Карамзин с «Бедной Лизой» и «Натальей, боярской дочерью»). Культура эпохи Просвещения в России создала все предпосылки для того, чтобы уже в начале нового XIX столетия отечественная литература, ведомая Пушкиным, Лермонтовым и Гоголем, пережила свой золотой век.

Музыка

Именно в эпоху Просвещения сложился современный музыкальный язык. Его основоположником считается Иоганн Бах. Этот великий композитор писал произведения во всех жанрах (исключением была опера). Бах и сегодня считается непревзойденным мастером полифонии. Другой немецкий композитор Георг Гендель написал 40 с лишним опер, а также многочисленные сонаты и сюиты. Вдохновение он, как и Бах, черпал в библейских сюжетах (характерны названия произведений: «Израиль в Египте», «Саул», «Мессия»).

Другое важнейшее музыкальное явление того времени - венская школа. Произведения ее представителей продолжают исполняться академическими оркестрами и сегодня, благодаря чему современные люди могут прикоснуться к наследию, которое оставила культура эпохи просвещения. 18 век ассоциируется с именами таких гениев, как Вольфганг Моцарт, Йозеф Гайдн, Людвиг Ван Бетховен. Именно эти венские композиторы переосмыслили прежние музыкальные формы и жанры.

Гайдн считается отцом классической симфонии (он написал их более ста). Многие из этих произведений основывались на народных танцах и песнях. Вершиной творчества Гайдна является цикл Лондонских симфоний, написанных им во время поездок в Англию. Культура Просвещения и любого другого периода человеческой истории редко порождала столь плодовитых мастеров. Помимо симфоний, Гайдну принадлежит 83 квартета, 13 месс, 20 опер и 52 клавирных сонат.

Моцарт не только писал музыку. Он непревзойденно играл на клавесине и скрипке, освоив эти инструмент в самом раннем детстве. Его оперы и концерты отличаются самым разным настроением (от поэтической лирики до веселья). Главными произведениями Моцарта считаются три его симфонии, написанные в одним тот же 1788 год (номер 39, 40, 41).

Другой великий классик Бетховен увлекался героическими сюжетами, что отразилось на увертюрах «Эгмонт», «Кориолан» и опере «Фиделио». Как исполнитель, он поражал современников игрой на фортепьяно. Для этого инструмента Бетховеном были написаны 32 сонаты. Большую часть своих произведений композитор создал в Вене. Также ему принадлежат 10 сонат для скрипки и фортепьяно (наибольшую известность получила «Крейцерова» соната).

Бетховен пережил серьезный вызванный потерей им слуха. Композитор склонялся к самоубийству и в отчаянии написал свою легендарную «Лунную» сонату. Однако даже страшный недуг не сломил воли художника. Поборов собственную апатию, Бетховен написал еще множество симфонических произведений.

Английское Просвещение

Англия была родиной европейского Просвещения. В этой стране раньше других, еще в XVII веке, произошла буржуазная революция, что дало толчок культурному развитию. Англия стала наглядным примером общественного прогресса. Философ Джон Локк был одним из первых и главных теоретиков либеральной идеи. Под влиянием его сочинений был написан важнейший политический документ эпохи Просвещения - американская Декларация независимости. Локк считал, что человеческое знание определяется чувственным восприятием и опытом, чем опровергал прежде популярную философию Декарта.

Другим важным британским мыслителем XVIII столетия был Дэвид Юм. Этот философ, экономист, историк, дипломат и публицист обновил науку о нравственности. Его современник Адам Смит стал основоположником современной экономической теории. Культура эпохи просвещения, кратко говоря, предварила многие современные концепции и идеи. Творчество Смита было именно таким. Он первым приравнял важность рынка к важности государства.

Мыслители Франции

Французские философы XVIII века творили в условиях оппозиционности существовавшему тогда общественному и политическому строю. Руссо, Дидро, Монтескье - все они протестовали против отечественных порядков. Критика могла принимать самые разные формы: атеизм, идеализацию прошлого (восхвалялись республиканские традиции античности) и т. д.

Уникальным явлением культуры Просвещения стала 35-томная «Энциклопедия». Ее составляли главные мыслители «Века разума». Вдохновителем и главным редактором этого эпохального издания был Свой вклад в отдельные тома внесли Жюльен Ламетри, Клод Гельвеций и другие выдающиеся интеллектуалы XVIII столетия.

Монтескье остро критиковал произвол и деспотизм властей. Сегодня его справедливо считают основоположником буржуазного либерализма. Вольтер стал примером выдающегося остроумия и таланта. Он был автором сатирических поэм, философских романов, политических трактатов. Дважды мыслитель попадал в тюрьму, еще больше раз ему приходилось скрываться в бегах. Именно Вольтер создал моду на вольнодумство и скептицизм.

Немецкое Просвещение

Немецкая культура XVIII века существовала в условиях политической раздробленности страны. Передовые умы выступали за отказ от феодальных пережитков и национальное единство. В отличие от французских философов немецкие мыслители осторожно относились к вопросам, связанными с церковью.

Как и русская культура эпохи Просвещения, прусская культура формировалась при непосредственном участии самодержавного монарха (в России это была Екатерина II, в Пруссии - Фридрих Великий). Глава государства всячески поддерживал передовые идеалы своего времени, хотя и не отказывался от своей ничем не ограниченной власти. Подобный строй получил название «просвещенного абсолютизма».

Главным Просветителем Германии XVIII века был Иммануил Кант. В 1781 году он издал фундаментальный труд «Критика чистого разума». Философ разработал новую теорию познания, изучил возможности человеческого интеллекта. Именно он обосновал методы борьбы и правовые формы изменения общественного и государственного строя, исключающие грубое насилие. Кант внес весомый вклад в создание теории о правовом государстве.

Пришёл в русский язык, как и в английский (The Enlightenment ) и немецкий (Zeitalter der Aufklärung ) из французского (siècle des lumières ) и преимущественно относится к философскому течению XVIII века. Вместе с тем, он не является названием некой философской школы, поскольку взгляды философов Просвещения нередко существенно различались между собой и противоречили друг другу. Поэтому просвещение считают не столько комплексом идей, сколько определённым направлением философской мысли. В основе философии Просвещения лежала критика существовавших в то время традиционных институтов, обычаев и морали .

Относительно датировки данной мировоззренческой эпохи единого мнения не существует. Одни историки относят её начало к концу XVII века, другие - к середине XVIII века . В XVII веке основы рационализма закладывал Декарт в своей работе «Рассуждение о методе » (1637). Конец эпохи Просвещения нередко связывают со смертью Вольтера (1778) (в том же году скончался Жан Жак Руссо) или с началом Наполеоновских войн (1800-1815) . В то же время есть мнение о привязке границ эпохи Просвещения к двум революциям: «Славной революции» в Англии (1688) и Великой французской революции (1789).

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    В эпоху Просвещения происходил отказ от религиозного миропонимания и обращение к разуму как к единственному критерию познания человека и общества. Впервые в истории был поставлен вопрос о практическом использовании достижений науки в интересах общественного развития.

    Учёные нового типа стремились распространять знание, популяризировать его. Знание не должно быть больше исключительным владением некоторых посвящённых и привилегированных, а должно быть доступно всем и иметь практическую пользу. Оно становится предметом общественной коммуникации, общественных дискуссий. В них теперь могли принимать участие даже те, кто традиционно был исключён из учёбы - женщины. Появились даже специальные издания, рассчитанные на них, например, в 1737 году книга «Ньютонианизм для дам» автора Франческо Альгаротти . Характерно, как Дэвид Юм начинает своё эссе об истории (1741) :

    Нет ничего, что я рекомендовал бы своим читательницам серьёзнее, чем изучение истории, ибо это занятие лучше других подходит одновременно их полу и образованию - гораздо более поучительно, чем их обычные книги для развлечения, и более интересно, чем те серьёзные произведения, что можно найти у них в шкафу.

    Оригинальный текст (англ.)

    There is nothing which I would recommend more earnestly to my female readers than the study of history, as an occupation, of all others, the best suited both to their sex and education, much more instructive than their ordinary books of amusement, and more entertaining than those serious compositions, which are usually to be found in their closets.

    - «Essay of the study of history» (1741).

    Кульминацией этого стремления популяризировать знания стало издание Дидро и др. «Энциклопедии » (1751-1780) в 35 томах. Это был самый успешный и значительный «проект» века . Этот труд собрал воедино всё накопленное человечеством до того времени знание. В нём доступно объяснялись все стороны мира, жизни, общества, наук, ремесла и техники, повседневных вещей. И эта энциклопедия была не единственной в своём роде. Ей предшествовали другие, но только французская стала такой знаменитой. Так, в Англии Ефраим Чемберс в 1728 году опубликовал двухтомную «Циклопедию » (по-гречески «круговое обучение», слова «-педия» и «педагогика» - однокоренные). В Германии в 1731-1754 годах Йохан Цедлер издал «Большой универсальный лексикон» (Großes Universal-Lexicon) в 68 томах. Это была самая большая энциклопедия XVIII века. В ней было 284 000 ключевых слов. К сравнению: во французской «Энциклопедии» их было 70 000. Но, во-первых, она стала более знаменитой, и уже среди современников, потому что её писали знаменитейшие люди своего времени, и это было всем известно, в то время как над немецким лексиконом работало множество никому неизвестных авторов. Во-вторых: её статьи были более спорными, полемичными, открытыми духу времени, частично революционными; их вычёркивала цензура, были гонения. В-третьих: в то время международным научным языком был уже французский, а не немецкий.

    Одновременно с общими энциклопедиями появляются и специальные, и для разных отдельных наук , которые тогда переросли в отдельный жанр литературы.

    Основным стремлением эпохи было найти путём деятельности человеческого разума естественные принципы человеческой жизни (естественная религия , естественное право , естественный порядок экономической жизни физиократов и т. п.). С точки зрения таких разумных и естественных начал подвергались критике все исторически сложившиеся и фактически существовавшие формы и отношения (положительная религия, положительное право и т. п.).

    Периодизация по Г. Мэю

    Во взглядах мыслителей этой эпохи много противоречий. Американский историк Генри Мэй (Henry F. May) выделял в развитии философии этого периода четыре фазы, каждая из которых в какой-то степени отрицала предыдущую.

    Первой была фаза умеренного или рационального Просвещения, она ассоциировалась с влиянием Ньютона и Локка . Для неё характерен религиозный компромисс и восприятие Вселенной как упорядоченной и уравновешенной структуры. Эта фаза Просвещения является естественным продолжением гуманизма XIV-XV веков как чисто светского культурного направления, характеризующегося притом индивидуализмом и критическим отношением к традициям. Но эпоха Просвещения отделена от эпохи гуманизма периодом религиозной реформации и католической реакции, когда в жизни Западной Европы снова взяли перевес теологические и церковные начала. Просвещение является продолжением традиций не только гуманизма, но и передового протестантизма и рационалистического сектантства XVI и XVII веков, от которых он унаследовал идеи политической свободы и свободы совести. Подобно гуманизму и протестантизму, Просвещение в разных странах получало местный и национальный характер. С наибольшим удобством переход от идей реформационной эпохи к идеям эпохи Просвещения наблюдается в Англии конца XVII и начала XVIII веков, когда получил своё развитие деизм , бывший в известной степени завершением религиозной эволюции реформационной эпохи и началом так называемой «естественной религии», которую проповедовали просветители XVIII в. Существовало восприятие Бога как Великого Архитектора, почившего от своих трудов в седьмой день. Людям он даровал две книги - Библию и книгу природы. Таким образом, наряду с кастой священников выдвигается каста учёных.

    Параллелизм духовной и светской культуры во Франции постепенно привел к дискредитации первой за ханжество и фанатизм . Эту фазу Просвещения называют скептической и связывают с именами Вольтера , Гольбаха и Юма . Для них единственным источником нашего познания является непредубежденный разум. В связи с этим термином стоят другие, каковы: просветители, просветительная литература, просвещённый (или просветительный) абсолютизм . Как синоним этой фазы Просвещения употребляется выражение «философия XVIII века».

    За скептической последовала революционная фаза, во Франции ассоциируемая с именем Руссо , а в Америке - Пейна и Джефферсона . Характерными представителями последней фазы Просвещения, получившей распространение в XIX в., являются такие философы как Томас Рид и Фрэнсис Хатчесон , возвратившиеся к умеренным взглядам, уважению к нравственности, законности и порядку. Эту фазу называют дидактической .

    Религия и мораль

    Характерной просветительной идеей является отрицание всякого божественного откровения , в особенности это коснулось христианства , которое считалось первоисточником ошибок и суеверий. Вследствие чего выбор пал на деизм (Бог есть, но он лишь сотворил Мир, а дальше ни во что не вмешивается) как естественную религию, отождествленную с моралью. Не принимая во внимание материалистические и атеистические убеждения некоторых мыслителей данной эпохи, таких как Дидро , большинство просветителей были последователями именно деизма, которые посредством научных аргументов пытались доказать существование Бога и сотворение Им вселенной.

    В эпоху Просвещения вселенная рассматривалась как поразительная машина, которая является действующей причиной, а не конечной . Бог же, после создания вселенной, не вмешивается в её дальнейшее развитие и всемирную историю , а человек в конце пути не будет ни осуждён, ни вознаграждён Им за свои деяния. Руководством для людей в их нравственном поведении становится лаицизм , превращение религии в естественную мораль, заповеди которой являются одинаковыми для всех. Новая концепция толерантности не исключает возможность исповедовать иные религии лишь в частной жизни, а не общественной.

    Роспуск Общества Иисуса

    Отношение Просвещения к христианской религии и к её связи с гражданской властью были не везде одинаковы. Если в Англии борьба против абсолютной монархии была уже частично решена благодаря акту «Билль о правах » 1689 года, который официально положил конец религиозным преследованиям и отодвинул веру в сферу субъективно-индивидуальную, то в континентальной Европе Просвещение сохранило жесткую неприязнь к католической церкви. Государства начали занимать позицию независимости внутренней политики от влияния папства, а также всё большего ограничения автономии курии в церковных вопросах.

    В начале XIX в. просвещение вызвало против себя реакцию, которая, с одной стороны, была возвращением к старому теологическому миросозерцанию, с другой - обращением к изучению исторической деятельности, которая была в большом пренебрежении у идеологов XVIII века. Уже в XVIII веке делались попытки определения основного характера просвещения. Из этих попыток наиболее замечательная принадлежит Канту (Ответ на вопрос: что такое Просвещение? , 1784). Просвещение не есть замена одних догматических идей другими догматическими же идеями, а самостоятельное мышление. В этом смысле Кант противополагал просвещению просветительство и заявлял, что это просто свобода использовать свой собственный интеллект .

    Современная европейская философская и политическая мысль, например, либерализм , во многом берет свои основания из эпохи Просвещения. Философы наших дней считают основными добродетелями Просвещения строгий геометрический порядок мышления, редукционизм и рационализм , противопоставляя их эмоциональности и иррационализму. В этом отношении либерализм обязан Просвещению своей философской базой и критическим отношением к нетерпимости и предрассудкам. Среди известных философов, придерживающихся подобных взглядов - Берлин и Хабермас .

    Идеи Просвещения лежат также в основе политических свобод и демократии как базовых ценностей современного общества, а также организации государства как самоуправляемой республики, религиозной толерантности , рыночных механизмов , капитализма , научного метода . Начиная с эпохи Просвещения, мыслители настаивают на своем праве искать истину, какой бы она ни была и чем бы она ни угрожала общественным устоям, не подвергаясь при этом угрозам быть наказанными «за Правду».

    Любопытные факты

    По мнению американского историка Стивена Старра , в Средние века очаг Просвещения находился в Центральной Азии на территории современных Туркменистана , Таджикистана , Узбекистана , Киргизстана , Казахстана , а также частично Афганистана , Пакистана и Китая .

    См. также

    Важнейшие представители

    • Томас Аббт (1738-1766), Германия, философ и математик.
    • Маркиз де Сад (1740 - 1814), Франция, философ, основоположник учения абсолютной свободы - либертинизма.
    • Жан ле Рон д’Аламбер (1717-1783), Франция, математик и врач, один из редакторов французской Энциклопедии
    • Бальтазар Беккер (1634-1698), Голландия, ключевая фигура раннего Просвещения. В своей книге De Philosophia Cartesiana (1668 г.) разделял теологию и философию и утверждал, что Природу так же нельзя понять из Писания, как и теологическую истину вывести из законов Природы.
    • Пьер Бейль (1647-1706), Франция, литературный критик. Одним из первых выступал за религиозную толерантность .
    • Чезаре Беккариа (1738-1794), Италия. Приобрел широкую известность благодаря сочинению О преступлениях и наказаниях (1764).
    • Людвиг ван Бетховен (1770-1827), Германия, композитор.
    • Джордж Беркли (1685-1753), Англия, философ и церковный деятель.
    • Юстус Хеннинг Бемер (1674-1749), Германия, юрист и церковный реформатор.
    • Джеймс Босуэлл (1740-1795), Шотландия, писатель.
    • Леклер де Бюффон (1707-1788), Франция, естествоиспытатель, автор L’Histoire Naturelle .
    • Эдмунд Бёрк (1729-1797), Ирландия, политик и философ, один из ранних основателей прагматизма .
    • Джеймс Бернет (1714-1799), Шотландия, юрист и философ, один из основателей лингвистики .
    • Маркиз де Кондорсе (1743-1794), Франция, математик и философ.
    • Екатерина Дашкова (1743-1810), Россия, литератор, президент Российской академии
    • Дени Дидро (1713-1784), Франция, литератор и философ, основатель Энциклопедии .
    • Французские энциклопедисты
    • Бенджамин Франклин (1706-1790), США, ученый и философ, один из отцов-основателей Соединенных Штатов и авторов Декларации независимости .
    • Бернар Ле Бовье де Фонтенель (1657-1757), Франция, ученый и писатель-популяризатор науки.
    • Виктор Д’Юпай (1746-1818), Франция, писатель и философ, автор термина коммунизм .
    • Эдуард Гиббон (1737-1794), Англия, историк, автор Истории упадка и падения Римской империи .
    • Иоганн Вольфганг фон Гёте (1749-1832), Германия, поэт, философ и естествоиспытатель.
    • Олимпия де Гуж (1748-1793), Франция, писатель и политический деятель, автор «Декларации прав женщины и гражданки » (1791), заложившей основы феминизма .
    • Йозеф Гайдн (1732-1809), Германия, композитор.
    • Клод Адриан Гельвеций (1715-1771), Франция, философ и литератор.
    • Иоганн Готфрид Гердер (1744-1803), Германия, философ, теолог и лингвист.
    • Томас Гоббс (1588-1679), Англия, философ, автор Левиафана , книги, заложившей основы политической философии.
    • Поль Анри Гольбах (1723-1789), Франция, философ-энциклопедист, одним из первых объявил себя атеистом.
    • Роберт Гук (1635-1703), Англия, естествоиспытатель-экспериментатор.
    • Дэвид Юм (1711-1776), Шотландия, философ, экономист.
    • Томас Джефферсон (1743-1826), США, филисоф и политический деятель, один из отцов-основателей Соединенных Штатов и авторов Декларации независимости , защитник «права на революцию».
    • Гаспар Мельчор де Ховельянос (1744-1811 гг.), Испания, юрист и политический деятель.
    • Иммануил Кант (1724-1804), Германия, философ и естествоиспытатель.
    • Гуго Коллонтай (1750-1812), Польша, теолог и философ, один из авторов польской конституции 1791 г.
    • Игнацы Красицкий (1735-1801), Польша, поэт и церковный деятель.
    • Антуан Лавуазье (1743-1794 г.), Франция, естествоиспытатель, один из основателей современной химии и авторов закона Ломоносова-Лавуазье .
    • Готфрид Лейбниц (1646-1716), Германия, математик, философ и юрист.
    • Готхольд Эфраим Лессинг (1729-1781), Германия, драматург, критик и философ, создатель немецкого театра.
Поделиться: