Что такое IQ и как это работает? Что такое айкью и как его определяют.

Уровень интеллекта – щекотливый параметр. Людям свойственно считать себя умнее других, и все же хочется проверить свой уровень интеллекта, чтобы убедиться и гордиться по праву. С другой стороны, всегда есть риск, что тест на айкью покажет не совсем приятный результат. Как же быть? Как проверить свой айкью без вреда для самооценки? Попробуйте сделать это анонимно, чтобы можно было никому не сообщать результат теста на уровень интеллекта. Интернет позволяет проверить свой iq онлайн без регистрации. Но будьте осторожны и не соглашайтесь платить за проверку: ищите бесплатные тесты на айкью, которых тоже достаточно.

Современные технологии заметно облегчили работу психологам, педагогам, работникам кадровых служб, которые используют тесты на уровень интеллекта в своей профессиональной деятельности. Специалисты используют методики, позволяющие проверить айкью детей и взрослых, учитывающие уровень образования и другие социальные особенности. Обычному человеку не обязательно вдаваться в такие подробности. Популярные интеллектуальные тесты позволяют как проверить свой айкью, так и сопоставить его с усредненными значениями и показателями других людей, чтобы составить представление о своем уровне интеллекта.

Что такое коэффициент интеллекта? Как измеряют уровень интеллекта?
Для оценки уровня интеллекта принято использовать так называемый коэффициент интеллекта. IQ, или, в русской транскрипции, айкью, - это его аббревиатура, введенная в обиход для удобства. Популяризация понятия айкью дошла до того, что многие люди превратно понимают эту характеристику и полагают, что можно просто проверить свой айкью раз и навсегда. На самом деле, тесты на уровень интеллекта устроены иначе. Для их использования и трактовки результатов нужно учитывать определенные особенности:

  • Изначально тест на IQ разрабатывался в медицинских целях. С его помощью проверялся айкью детей для определения задержки умственного развития. Сегодня, спустя больше века с тех пор, низким уровнем интеллекта считается показатель ниже 70 пунктов.
  • Айкью ниже 70 считается показателем умственной отсталости, однако нельзя воспринимать результаты тестов в качестве окончательной оценки интеллектуальных способностей. На результаты IQ-теста влияет усталость, состояние здоровья и другие временные факторы.
  • Объективно на уровень интеллекта влияет состояние здоровья, наследственность, окружающая обстановка (политическая ситуация в стране, уровень жизни и т.п.), а также наличие некоторых специфических генов, расовая и даже половая принадлежность.
Показатель айкью относительный, а не абсолютный. Нужно воспринимать уровень интеллекта в связке с возрастом тестируемого, иначе результаты будут неадекватными. Например, проверка айкью ребенка и взрослого человека может дать в итоге одинаковое количество баллов. Это не значит, что 5-летний и 25-летний человек находятся на одинаковом уровне развития и/или обладают одними знаниями. IQпоказывает не эрудицию, а интеллектуальный потенциал и соответствие нормальному уровню развития в своей возрастной категории. Значит, чтобы проверить свой айкью и айкью ребенка, вам придется пройти разные тесты.

Высокий и низкий уровень интеллекта. Виды тестов на IQ
Единого универсального теста на iq не существует. Зато есть несколько вариантов испытаний, позволяющих проверить свой айкью. В них собраны вполне стандартные задания для проверки уровня интеллекта. Тесты нацелены на логическое мышление и содержат незамысловатые вопросы из разных сфер знаний: арифметические примеры чередуются с буквенными ребусами и комбинациями геометрических фигур. На сегодняшний день в открытом доступе есть разные тесты для проверки интеллекта:

  • Тесты Айзенка – самые популярные. Они включают в себя сразу 8 вариантов проверки. Все 8 тестов Айзенка рассчитаны на взрослых людей (18-50 лет), получивших хотя бы среднее образование. Тесты Айзенка можно считать универсальными, потому что они создают равные условия для людей с математическим и гуманитарным складом ума. Несмотря на то, что тесты Айзенка на интеллект часто критикуют за простоту и необъективность, под проверкой айкью обычно подразумевают именно эти тесты.
  • Тесты на интеллект, разработанные Д. Векслером, Дж. Равеном, Р. Амтхауэром, новее, точнее и сложнее. Например, тест Векслера содержит 11 специализированных подразделов. В них исследуется общий запас знаний, способность к аналитическому мышлению, концентрации внимания и абстрагированию, запоминания, синтеза и другие характеристики мыслительной деятельности. Тест Векслера известен во всем мире под аббревиатурами WAIS и WISC.
  • Тесты на интеллект ребенка построены в виде увлекательных головоломок и ярких картинок. Детские психологи используют их как профессиональный инструмент, но каждый родитель может найти детский тест на айкью онлайн или в СМИ, чтобы развлечь малыша. Не стоит всерьез воспринимать проверку интеллекта ребенка в домашних условиях. Просто позвольте своему чаду с удовольствием поразгадывать загадки и поощряйте его интерес к подобным тренажерам для ума.
Не важно, какая оценка по математике или грамматике стояла в вашем школьном табеле. Каждый тест спланирован таким образом, чтобы все навыки были сбалансированы. Но для большей объективности желательно пройти не один, а несколько тестов на айкью. Тогда их средний результат можно будет считать более-менее достоверным.

Как проверить уровень интеллекта? Как пройти тест на айкью?
Проверять свой айкью лучше в одиночестве, в спокойной обстановке и хорошем расположении духа. Специально готовиться к проверке уровня интеллекта не нужно, наоборот, постарайтесь расслабиться и не придавать происходящему слишком большого значения. Выберите свободное время, когда никто вас не отвлечет, удобно устройтесь за компьютером и приступайте к проверке. На примере теста Айзенка мы подскажем, как эффективно пройти проверку айкью:

  1. Приступайте к тесту на iq отдохнувшим и здоровым. В конце дня, после напряженной работы или рано утром, спросонья, результаты проверки окажутся ниже действительных.
  2. Тест Айзенка состоит из 40 вопросов, сложность которых постепенно увеличивается. Пропускать вопросы нельзя, придется ответить на каждый. Если вы не уверены в правильности ответа, выбирайте наиболее вероятный, по вашему мнению, вариант.
  3. На прохождение теста Айзенка отводится ровно полчаса. Вы имеете право завершить тест быстрее, но больше 30 минут тратить на проверку интеллекта по методу Айзенка нельзя.
Несмотря на кажущуюся простоту, некоторые вопросы могут вызвать затруднения. Если вы проходите тест онлайн, то соблазн найти готовые ответы теста на айкью будет очень велика. Разумеется, никто не поймает вас за руку и не помешает воспользоваться подсказками. Но в таком случае результаты проверки покажут разве что ваш уровень хитрости, но никак не интеллекта.

Как узнать свой уровень интеллекта по тесту? Результаты теста на айкью
Результаты теста на интеллект будут показаны в виде двух- или трехзначного числа. Скорее всего, рядом с ними появится разъясняющий комментарий. А если нет – ориентируйтесь на такую трактовку:

  • Нормальное значение айкью – около 100 пунктов. В среднем, результаты проверки большинства людей (а это примерно половина всех тестируемых) попадают в область от 90 до 110.
  • Показатель айкью меньше 90 пунктов встречается примерно у 25% тестируемых. Если считать выборку репрезентативной, то можно сказать, что четверть людей обладает уровнем интеллекта ниже среднего. Однако не забывайте о возможных погрешностях и помехах, искажающих результаты iq-тестов.
  • Высокий уровень интеллекта – iq110 и выше. Таким результатом могли бы похвастаться немногие выдающиеся личности. В частности, айкью Стивена Хокинга 160, iq Эйнштейна 175, айкью Гарри Каспарова 180. Попробуйте, вдруг вы сможете превзойти их результаты?
Учтите, что многие доступные онлайн-тесты на интеллект немного завышают результаты, чтобы польстить пользователям. Кроме того, тесты Айзенка и аналогичные опросники для самостоятельно проверки айкью часто подвергаются критике со стороны ученых: мол, не все вопросы сформулированы корректно, а некоторые задачи и вовсе не имеют правильного ответа. Что ж, возможно, именно в этом и заключается смысл проверки. Проходя тест, вы попадаете в нестандартные условия, где приходится использовать интуицию, смекалку и дедуктивный метод, что как нельзя лучше характеризует не эрудицию, а как раз логическое мышление. Удачи вам, неординарных решений и высоких результатов проверки!

Тесты на IQ почти не используются в России. Но сам термин получил широкую известность.

Большинство людей знает, что IQ (читается «ай кью») – это показатель, отражающий силу человеческого интеллекта. Но что он значит и как вычисляется?

Все началось с французского психолога Альфреда Бине в 1905. Он работал с умственно отсталой молодежью и вместе со своим коллегой Теодором Саймоном разработал методику измерения психологического возраста молодых людей, который в случае с их подопечными отличался от биологического возраста.

Затем в 1912 немецкий психолог Уильям Штерн разработал методику определения отношения интеллектуального возраста к биологическому. Он выявил, что это соотношение оставалось практически неизменным в процессе взросления детей.

Это отношение и стало известно как «Коэффициент интеллекта» или IQ (Intelligence Quotient). Вычисляется оно по формуле:

100 x (интеллектуальный возраст/биологический возраст).

Так, если вам 30 лет, но интеллект соответствуют возрасту 25 лет, ваш IQ будет равен: 100 x 25/30 = 83.

Распределение IQ среди населения (по вертикальной оси — % населения обладающий iq, указанным по гор. оси

Понятно, что по такой методике средний IQ для всего населения будет равняться 100. Индивидуальный IQ человека демонстрирует насколько человек выше или ниже среднего интеллектуального уровня его возраста.

Таким образом, для проведения тестов сначала собирается статистика выполнения этих тестов на большом количестве человек. Затем показатели каждого вновь тестируемого человека сравниваются со средними показателями людей, ранее прошедших тесты.

Так как в классическом варианте тестов сравнение результатов идет с такой же, как и у испытуемого аудиторией по возрасту, то IQ еще и указывает на темп развития интеллекта.

Тесты для оценки интеллекта подобраны таким образом, чтобы проверить все области вашего мозга: вычисления, распознавание образцов, продолжение последовательностей, логика, работа со словами, абстрагирование, и т.д. Полученный результат сравнивается с нормой.

Существуют различные интерпретации полученных результатов.

У 80% населения показатель IQ попадает в диапазон 80–120.

В мире существует довольно много сообществ людей с высоким IQ. Например, Mensa , в которой состоят люди более чем из 100 стран, требует для своих участников IQ не менее 132.

Для того, чтобы попасть в сообщество Олимпик (Olympiq Society) нужен IQ 180. На сайте сообщества указано, что в нем состоит всего 14 членов.

Считается, что результаты тестов IQ хорошо определяют наличие у людей способностей, и хорошо предсказывают перспективы выполнения ими трудной работы. Большинство профессоров обладают IQ от ста тридцати, что относит их к верхним 3% жителей по интеллектуальным способностям.

Хотя тесты IQ не являются непогрешимыми, их результаты — полезный индикатор. Как правило, показатель IQ остается неизменным в течение жизни.

Интересно, что проведенное в 1950-е и 1960-е годы исследование в Шотландии, в котором участвовало более 11 000 человек, показало зависимость между показателями IQ и заболеваемостью, а также продолжительностью жизни.

Выявлена закономерность, что у человека с более низким показателем IQ продолжительность жизни в среднем ниже, чем у человека с более высоким IQ.

Более низкий уровень IQ означает более высокую вероятность развития болезни Альцгеймера и других форм слабоумия.

IQ известных людей

В списке ниже приведен уровень айкью некоторых знаменитых людей. Данные взяты из открытых источников интернет и не претендуют на точность.

  • Билл Гейтс (Bill Gates), сооснователь компании Microsoft — 160 ;
  • Стивен Хокинг (Stephen Hawking), британский физик-теоретик — 160 ;
  • Шэрон Стоун (Sharon Stone), американская актриса — 154 ;
  • Харрисон Форд (Harrison Ford), американский актер — 140 ;
  • Мадонна (Madonna), американская певица — 140 ;
  • Арнольд Шварценеггер (Arnold Schwarzenegger), американский актер и политик — 135 ;
  • Шелдон Ли Купер - вымышленный персонаж из телесериала «Теория большого взрыва» — 187 ;
  • Снуп Догг (Snoop Dogg) — американский рэп-исполнитель — 147 ;
  • Сильвестр Сталлоне (Sylvester Stallone), американский актер — 54 ;

Какой iq был у Эйнштейна

Альберт Эйнштейн никогда не проходил тест на изменение уровня своего Айкью. Конечно, можно не сомневаться, что знаменитый физик смог бы показать высокий результат. Скорее всего он был бы в районе 200, то есть на уровне самых лучших достижений знаменитостей.

Вы когда-нибудь задумывались о том, кто же является самым умным, талантливым и всесторонне развитым человеком в истории человечества? Можно с уверенностью назвать Леонардо да Винчи, но он далеко не единственный гений нашей цивилизации. Высокий интеллект - палка о двух концах. Он может быть как величайшим даром, так и настоящим проклятием для человека, который им обладает. Впрочем, каждый из этих людей является настоящей личностью, несмотря на сложные судьбы и сложные отношения с окружающими индивидами, блекнущими на фоне столь ярких «звёзд». Но не стоит расстраиваться, мозг можно развить и «накачать» знаниями и умениями. Поэтому воспринимайте этот список как мотивацию!

Самый известный человек - Альберт Эйнштейн


«Растрепанный» символ 20-го века

Рождённый в Германии, Эйнштейн стал символом науки и прогресса всего ХХ века. Его фамилия стала нарицательной для обозначения умных людей. Он - один из двух физиков-теоретиков, которых может назвать практически любой человек (Вторым, скорее всего, будет Стивен Хокинг). За свою жизнь он написал более 300 научных статей, но известен также как ярый противник ядерного оружия (он регулярно писал президенту Рузвельту письма с предупреждениями опасности использования атомных бомб). Также Эйнштейн поддерживал иудейское научное развитие и стоял у истоков Еврейского университета в Иерусалиме.

IQ физика сложно вычислить точно, так как во время его жизни таких исследований не проводилось, но его знакомые и последователи говорят о цифре в диапазоне от 170 до 190 пунктов.

Многие слышали такие понятия, как уровень IQ, текст на определение IQ, но мало кто до конца понимает, что такое IQ человека . Все знают, что под ним подразумевается коэффициент интеллекта, и чаще всего с ним связывают уровень образованности человека. Если быть точным, то IQ – это intelligence quotient. Это английский термин, который означает количество интеллекта (КИ) и подразумевает под собой интеллектуальное искусство, работу мысли, живость ума.

Тест на IQ человека должен учитывать не только пол, но и возраст человека – лишь тогда можно говорить о его объективности. А вот уровень реальных интеллектуальных способностей он вряд ли покажет. Его задача – охарактеризовать склонность человека к решению определенного типа задач. Поэтому если человека долго занимается определенной деятельностью, а потом проходит тест на IQ человека в этой области, показатели могут быть внушительными.

Если быть откровенными, то IQ человека волновало научные умы еще с 30-х годов ХХ столетия. Они пытались найти закономерности в соотношении веса и размера головного мозга и умственными способностями человека, нервными процессами и реакцией человека, соотношением IQ родителей и детей, IQ человека и его социальным положением, полом, возрастом.

На сегодня ученые пришли к выводу, что на IQ человека влияет наследственность, но его вполне реально увеличить, проходя различные упражнения и тесты на КИ. То есть на уровень интеллекта влияют не столько способности, сколько настойчивость, терпение и мотивация человека. В критических ситуациях в жизни человеку с высоким IQ будет легче справиться, но все же решающими окажутся решительность, честолюбие, темперамент и другие индивидуальные качества.

Первые тесты на IQ содержали только лексические упражнения. Сегодня можно встретить тесты с неарифметическим счетом, логическими рядами, в том числе с использованием геометрических фигур, а также упражнения на запоминание фактов, технических чертежей, манипуляцию буквами в словах.

Так что такое IQ человека?

В соответствии с этими тестами средний человек имеет уровень на 100 условных единиц – это в том случае, если он решил половину задач. Если человек решает все задачи, то получает коэффициент в 200 единиц. Но кроме всего прочего такой тест помогает определить образ мышления человека: вербальный, математический, образный или логический. А также выявить пробелы стратегий человека, над которыми необходимо поработать.

Итак, в ответе на вопрос, что такое IQ человека надо понять главное, что IQ определяет и количественно выражает с помощью специальных тестов уровень интеллекта конкретного человека относительно среднестатистических показателей его возрастной группы. Это не показатель эрудированности, а показатель мыслительных способностей человека.

Как показывает практика применения таких тестов, половина людей демонстрируют показатель IQ 90-110 , четверть – ниже 90, еще четверть – выше 110. А вот значение меньше 70 говорит об умственной отсталости человека. Надеемся, что теперь вопрос, что такое IQ человека, стал более понятным.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    ✪ Страх публичного выступления. Фильм «Коэффициент интеллекта»

    ✪ Как интеллект влияет на финансовый успех? // 16+

    ✪ Почему люди умнеют? Эффект Флинна, коэффициент интеллекта и IQ тесты

    ✪ ТЕСТ НА ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ

    ✪ Вся правда про IQ тесты айкью интеллект / как проверить айкью

    Субтитры

История

Понятие коэффициента интеллекта ввёл немецкий учёный Вильгельм Штерн в 1912 году . Он обратил внимание на серьёзные недостатки умственного возраста , как показателя в шкалах Бине . Штерн предложил использовать в качестве показателя интеллекта частное от деления умственного возраста на хронологический. IQ впервые был использован в шкале интеллекта Стенфорда-Бине в 1916 году (изначально Бине - в 1903 году ).

В нынешнее время интерес к тестам IQ многократно возрос, ввиду чего появилось множество разнообразных необоснованных шкал. Поэтому сравнивать результаты разных тестов чрезвычайно затруднительно, и само число IQ утратило информативную ценность.

Тесты

Каждый тест состоит из множества различных заданий нарастающей сложности. Среди них тестовые задания на логическое и пространственное мышление, а также задания других типов - в тесты обычно входят логические и арифметические задания, ориентировка в практических ситуациях - умение самостоятельно сопоставлять, обобщать известные факты (творческий подход, в том числе нестандартное мышление - допускается неоднозначный ответ, формулировка нескольких гипотез , разная аргументация), проверка оперативной памяти и т. п. По результатам теста подсчитывается IQ. Замечено, что чем больше вариантов теста проходит испытуемый, тем лучшие результаты он показывает. Наиболее известным тестом является тест Айзенка . Более точными являются тесты Д. Векслера , Дж. Равена , Р. Амтхауэра , Р. Б. Кеттелла . На данный момент не существует какого-либо единого стандарта на тесты IQ.

Тесты подразделяются по возрастным группам и показывают развитие человека, соответствующее его возрасту. То есть ребёнок в 10 лет и выпускник вуза могут иметь одинаковый IQ, потому что развитие каждого из них соответствует своей возрастной группе. Тест Айзенка разработан для возрастной группы от 18 до 60 лет и предусматривает максимальный уровень IQ 160 баллов.

Что влияет на IQ

Наследственность

Роль генетики и окружающей среды в предсказании IQ рассматривается в Plomin et al. (2001, 2003) . До последнего времени наследственность в основном изучалась на детях. Разные исследования в США показали влияние на IQ наследственности в границах между 0,4 и 0,8. Это означает, что разница в IQ среди наблюдаемых детей зависит от генов на величину от 40 до 80 %. Остальное зависит от условий существования ребёнка и ошибки измерения. Наследственность в границах от 0,4 до 0,8 означает, что IQ в значительной степени является наследственным показателем .

Отдельные гены

За работу человеческого мозга отвечает большая часть из более чем 17 000 имеющихся генов. Хотя некоторые исследования и показывают влияние отдельных генов на уровень IQ, ни одно из них не носит заметного эффекта. Большинство выявленных зависимостей между генами и IQ было ложно положительными . Последние исследования показали слабое влияние отдельных генов на коэффициент интеллекта как среди взрослого населения, так и среди детей.

Поиск наследственных причин IQ

Начались исследования, призванные выяснить генетические различия между людьми с высоким и низким IQ. Так, Пекинский институт геномики (англ. Beijing Genomics Institute ) начинает проект по полногеномному поиску ассоциаций у людей с высокими умственными способностями . Открытие генетических причин может позволить изобрести средства для повышения IQ. Страны, которые получат доступ к таким технологиям, смогут ещё сильнее уйти вперед в экономическом и научно-техническом развитии.

Окружающая среда

Окружающая среда, в частности, семья, оказывает заметное влияние на развитие интеллекта ребёнка. Были выявлены зависимости от многих факторов, характеризующих уровень жизни семьи, например, размер и стоимость дома, годовой доход, отношения между членами семьи, методы воспитания и другое. Такое влияние приносит коэффициенту интеллекта долю в 0,25 - 0,35. Но чем старше становится ребёнок, тем слабее эта зависимость проявляется, практически полностью пропадая к моменту совершеннолетия. Эти исследования были проведены среди обычных семей с двумя родителями.

В силу генетических особенностей каждого человека, дети из одной и той же семьи могут по разному реагировать на одни и те же окружающие факторы.

Нездоровое, ограниченное питание может уменьшить способность мозга обрабатывать информацию. Исследования 25 446 человек Danish National Birth Cohort привели к выводу, что питание рыбой во время беременности и кормлении грудью младенца повышают его IQ .

Другое исследование более 13 тысяч детей показало , что кормление грудью может повысить интеллект ребёнка на 7 баллов. После опубликования этих результатов, они были подвергнуты жесткой критике, в том же журнале было опубликовано три критических отклика на статью. Был отмечен недостаточно полный анализ предыдущих исследований и игнорирование принятых теорий , был предложен более простой альтернативный механизм формирования изменений в IQ , были поставлены под сомнение адекватность проведения теста в данной возрастной категории испытуемых, отмечена неуравновешенность («bias») испытуемых по языковому составу, подчёркнуты другие методологические проблемы, и в целом достоверность результатов поставлена под сомнение .

Групповые различия

Пол

Большинство исследователей полагает, что в целом средние показатели интеллекта мужчин выше на 5-10 баллов, а исследования, проведенные для феминистических организаций, подтверждают разрыв в 13 и более раз по наличию среди мужчин большего чем среди женщин значения IQ .

Раса и национальность

Исследования среди жителей США показали [ ] наличие статистически значимого разрыва между средней величиной IQ разных расовых групп. Так, согласно The Bell Curve (1994), средний IQ афроамериканцев - 85, латиноамериканцев - 89, белых (европейского происхождения) - 103, азиатов (китайского, японского и корейского происхождения) - 106, евреев - 113.

Этот разрыв может использоваться в качестве обоснования т. н. «научного расизма», однако по некоторым исследованиям разрыв постепенно сокращается.

Кроме того, средний IQ, измеренный по старым тестам, растет во времени. В результате эффекта Флинна , средний IQ негроидов в 1995 соответствует среднему IQ европеоидов в 1945 . Столь значительные изменения, произошедшие за несколько десятилетий, не могут объясняться генетическими факторами.

Влияние социальных факторов на IQ подтверждается исследованиями детей-сирот. В США дети африканского происхождения, воспитанные белыми приемными родителями, имеют на ~10 % более высокий IQ, чем не белыми. В одном из исследований в трёх из четырёх тестов не было найдено статистически значимых расовых различий в IQ у малолетних (2-5 лет) воспитанников детских домов Великобритании, в одном тесте белые дети показали более низкие результаты

Разница в 10-15 баллов при оценке IQ наблюдалась при сравнении среднестатистических показателей угнетенных социальных групп (неприкасаемых в Индии, буракумин в Японии, маори в Новой Зеландии) и доминирующих социальных групп в этих странах. При этом разница исчезала при эмиграции в другую страну, например исследование среди детей японцев-иммигрантов в США не показало отличий показателей буракумин от остальных японцев. На этом основании была сформирована теория о ключевом влиянии социальной структуры общества и социальной идентификации при обучении и прохождении тестов. Подобная идентификация может приводить в том числе к тому, что дети афроамериканцев рассматривают хорошую учёбу и стремление получить высокостатусную работу как предательство своей идентичности .

Страна

Были обнаружены различия в среднем IQ между странами. Ряд исследований обнаружил связь между средним IQ страны и её экономическим развитием, ВВП (см., например, ), демократичностью, преступностью, рождаемостью и атеизмом. В развивающихся странах такие факторы окружающей среды как плохое питание и болезни, вероятно, снижают средний национальный IQ.

Здоровье и IQ

Надлежащее питание в детстве является критическим для умственного развития; плохое питание может уменьшить IQ.

Социальные последствия

Успеваемость в школе

Американская психологическая ассоциация в докладе «Интеллект: известное и неизвестное» (Intelligence: Knowns and Unknowns, 1995) отмечает, что согласно всем исследованиям, дети с большими баллами на IQ тестах обычно усваивают больше школьного материала, чем их сверстники с более низкими баллами. Корреляция между баллами IQ и оценками составляет около 0,5. Тесты IQ являются одним из способов отбора одаренных детей и составления для них индивидуальных (ускоренных) планов обучения.

Успех в научной деятельности

Некоторые исследования обнаружили, что целеустремленность и оригинальность играют более высокую роль в достижении успехов в науке . Однако доктор Айзенк приводит обзор IQ измерений (Roe, 1953) выдающихся ученых, на уровень ниже нобелевских лауреатов . Их средний IQ был 166, хотя некоторые из них набрали 177 - максимальный результат теста. Их средний пространственный IQ составил 137, хотя он мог бы быть выше в более молодом возрасте. Их средний математический IQ был 154 (от 128 до 194).

Производительность труда

Согласно Франку Шмидту и Джону Хантеру, при найме на работу соискателей без соответствующего опыта наиболее успешным предсказателем будущей производительности являются общие интеллектуальные способности. При предсказании производительности труда IQ имеет некоторую эффективность для любых видов деятельности, изученных на сегодняшний день, но эта эффективность различается в зависимости от типа работы. Хотя IQ более тесно связан с мыслительными способностями, а не с двигательными навыками, баллы на IQ тестах предсказывают производительность во всех профессиях. Учитывая это, для наиболее квалифицированных видов деятельности (исследования, менеджмент) низкий IQ с большей вероятностью будет барьером для достаточной производительности, в то время как для наименее квалифицированных видов деятельности атлетическая сила (сила рук, скорость, выносливость и координация) предсказывают производительность с большей вероятностью. В основном, предсказательная сила IQ связана с более быстрым приобретением нужных знаний и навыков на рабочем месте.

Американская психологическая ассоциация в докладе «Интеллект: известное и неизвестное» отмечает, что так как IQ объясняет только 29 % различий в производительности труда, другие личностные характеристики, такие как межличностные навыки, черты личности и т. п., вероятно, имеют такую же или большую важность, но в данный момент не существует настолько же надежных инструментов их измерения, как тесты IQ.

Доход

Некоторые исследования показали, что интеллектуальные способности и производительность труда линейно зависимы, так что больший IQ приводит к большей производительности труда. Чарльз Мюррэй, соавтор книги «Колоколообразная кривая» (The Bell Curve), обнаружил, что IQ имеет существенное влияние на доход человека, вне зависимости от семьи и социального класса , в которых человек вырос.

Американская психологическая ассоциация в докладе «Интеллект: известное и неизвестное» (Intelligence: Knowns and Unknowns, 1995) отмечает, что IQ баллы объясняют около одной четверти различий между людьми в социальном статусе и одну шестую разницы в доходе.

IQ и преступность

Американская психологическая ассоциация в докладе «Интеллект: известное и неизвестное» отмечает, что корреляция между IQ и преступностью составляет −0,2 (обратная связь). Корреляция 0,20 означает, что объясненные различия в преступности составляют менее 4 %. Важно понимать, что причинно-следственные связи между баллами IQ тестов и социальными последствиями могут быть косвенными. Дети с плохой школьной успеваемостью могут чувствовать себя отчужденными и, следовательно, они с большей вероятностью могут совершить правонарушения, по сравнению с детьми, которые хорошо успевают.

В книге «g-фактор» (The g Factor, Arthur Jensen, 1998) Артур Дженсэн цитирует данные, согласно которым люди с IQ в интервале 70-90 вне зависимости от расы чаще совершают правонарушения, чем люди с IQ ниже или выше этого интервала, причем пик преступности приходится на 80-90.

Прочее

Средний IQ населения страны связан с ВВП страны (см. Коэффициент интеллекта и богатство народов) и эффективностью государства.

Существует исследование, обнаружившее корреляцию 0,82 [ ] между фактором общего интеллекта и баллом SAT (российский аналог - ЕГЭ).

Критика

Тесты на определение коэффициента интеллекта неоднократно подвергались критике со стороны учёных. Так, доктор физико-математических наук, академик РАН В. А. Васильев обнаружил, что в тестах Айзенка на коэффициент интеллекта существенная часть задач составлена некорректно либо авторские решения являются неверными. Вот высказывания Васильева по этому поводу:

Я …решил изучить тесты без спешки, тем более что их ответы систематически не совпадали с моими в задачах из моих профессиональных областей: логики и геометрии. И обнаружил, что большинство решений автора тестов неверно. А в некоторых случаях испытуемому вообще остается лишь угадать ответ - на логику опираться бессмысленно .

На это можно заметить, что задания на тесты IQ оценивают не только способности к логическому, дедуктивному мышлению, но и к индуктивному . Правила выполнения некоторых IQ-тестов заранее предупреждают, что в некоторых заданиях ответы не следуют однозначно из задания, и требуется выбрать наиболее разумный или простой ответ [ ] . Это соответствует многим реальным жизненным ситуациям, в которых однозначного ответа нет.

Если человек ответил так же, как и Айзенк, то он тем самым всего лишь демонстрирует стандартность своего мышления, быструю и предсказуемую реакцию на несложный раздражитель. Чуть менее плоский человек сто раз задумается, прежде чем ответить… Существует несметное множество возможных решений каждой подобной задачи. Чем вы умнее, тем вероятнее, что ваше решение не совпадет с авторским.
Практический смысл здесь только в одном: тому, кто дает «правильный» ответ по тесту, будет легче вписаться в усредненную систему образования и общаться с людьми, которые мыслят так же, как он. В общем, Айзенк тестирует идеальную усредненность .

Не имея целью критиковать тесты на IQ, советский психолог Лев Семёнович Выготский , тем не менее, в своих работах показал, что текущий IQ ребёнка мало что говорит о перспективах его дальнейшего обучения и умственного развития . В связи с этим он ввёл понятие «зона ближайшего развития ».

См. также

  • Международное общество для философских исследований, ISPE
  • Мэрилин вос Савант - обладательница самого высокого IQ в мире по данным Книги рекордов Гиннесса

Примечания

  1. При этом, по результатам некоторых исследований, немцы в среднем обладают большим коэффициентом IQ, чем граждане других стран [ ] (недоступная ссылка с 26-04-2015 )
  2. Коэффициент интеллектуальности // Большая Советская энциклопедия (в 30 т.) / А. М. Прохоров (гл. ред.). - 3-е изд. - М: Сов. энциклопедия, 1973. - Т. XIII. - С. 306. - 608 с.
  3. Plomin et al. (2001, 2003)
  4. R. Plomin, N. L. Pedersen, P. Lichtenstein and G. E. McClearn (05 1994). “Variability and stability in cognitive abilities are largely genetic later in life” . Behavior Genetics . 24 (3): 207. DOI :10.1007/BF01067188 . Проверено 2006-08-06 . справка); Проверьте дату в |month= (справка на английском)
  5. Neisser et al.. Intelligence: Knowns and Unknowns (неопр.) . Board of Scientific Affairs of the American Psychological Association (August 7, ). Архивировано 1 июня 2012 года.
  6. Bouchard TJ, Lykken DT, McGue M, Segal NL, Tellegen A (Oct 1990). . Science (journal) . 250 (4978): 223-8. PMID . Используется устаревший параметр |month= (справка)
  7. World Intelligence Network. IQ и генетика
  8. Gosso, MF (2006). “The SNAP-25 gene is associated with cognitive ability: evidence from a family-based study in two independent Dutch cohorts”. Molecular Psychiatry . 11 (9): 878–886. DOI :10.1038/sj.mp.4001868 .
  9. Gosso MF, de Geus EJ, van Belzen MJ, Polderman TJ, Heutink P, Boomsma DI, Posthuma D. The SNAP-25 gene is associated with cognitive ability: evidence from a family-based study in two independent Dutch cohorts
  10. Pietropaolo, S.; Crusio, W. E. (2010). “Genes and cognition”. Wiley Interdisciplinary Reviews: Cognitive Science . 2 (3): 345-352. DOI :10.1002/wcs.135 .
  11. Deary, I. J.; Johnson, W.; Houlihan, L. M. (2009). “Genetic foundations of human intelligence”. Human Genetics . 126 (1): 215-232. DOI :10.1007/s00439-009-0655-4 . PMID .
  12. C. F. Chabris, B. M. Hebert, D. J. Benjamin, J. P. Beauchamp, D. Cesarini, M. J. H. M. van der Loos, M. Johannesson, P. K. E. Magnusson, P. Lichtenstein, C. S. Atwood, J. Freese, T. S. Hauser, R. M. Hauser, N. A. Christakis and D. I. Laibson. (2011). Most reported genetic associations with general intelligence are probably false positives. Psychological Science
  13. Davies, G.; Tenesa, A.; Payton, A.; Yang, J.; Harris, S. E.; Liewald, D.; Ke, X.; Hellard, S. Le; Christoforou, A.; et al. (2011). “Genome-wide association studies establish that human intelligence is highly heritable and polygenic” . Mol Psychiatry . 16 : 996-1005. DOI :10.1038/mp.2011.85 . PMC . PMID .
  14. B. Benyamin, B. Pourcain, O. S. Davis, G. Davies, N. K. Hansell, M. J. Brion, R. M. Kirkpatrick, R. A. Cents, S. Franic, M. B. Miller, C. M. Haworth, E. Meaburn, T. S. Price, D. M. Evans, N. Timpson, J. Kemp, S. Ring, W. McArdle, S. E. Medland, J. Yang, S. E. Harris, D. C. Liewald, P. Scheet, X. Xiao, J. J. Hudziak, E. J. de Geus, C. Wellcome Trust Case Control, V. W. Jaddoe, J. M. Starr, F. C. Verhulst, C. Pennell, H. Tiemeier, W. G. Iacono, L. J. Palmer, G. W. Montgomery, N. G. Martin, D. I. Boomsma, D. Posthuma, M. McGue, M. J. Wright, G. Davey Smith, I. J. Deary, R. Plomin and P. M. Visscher. (2013). Childhood intelligence is heritable, highly polygenic and associated with FNBP1L. Mol Psychiatry
Поделиться: