Буквосочетания ЖИ—ШИ, ЧА—ЩА, ЧУ-ЩУ, ЧК, ЧН, ЩН. Правописание буквосочетаний ЧУ–ЩУ

Тема: Правописание буквосочетаний.

Цели : закрепить умение правильно писать слова с различными сочетаниями согласных и гласных, совершенствовать орфографическую зоркость;

развивать внимание, память, восприятие на слух, умение работать в паре;

воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи, прививать интерес к предмету.

Оборудование : презентация, карточки с заданиями, «Русский язык» В.И.Бычков, З.М Беляева, А.В.Рыбакова, учебник для 2 класса чувашской школы

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Вот звонок нам дал сигнал:

Поработать час настал.

Так что время не теряем

И работать начинаем.

Слайд 1.

Сегодня у нас необычный урок, мы отправимся в путешествие в сказку.

Дверка открывается, сказка начинается.

Слайд 2.

Как же называется сказка, в которую мы сегодня отправимся? Для этого вам нужно отгадать загадку.

Перед волком не дрожал,
От медведя убежал,
А лисице на зубок
Всё ж попался …

Да, это сказка «Колобок». Только мы её изменим на новый лад и в конце урока посмотрим, что из этого получится. Вспомните начало сказки.

Пока Колобок лежит на окошке, мы выясним, чем же мы будем заниматься на уроке.

  1. Постановка темы и цели урока.

Слайд 3.

Пробегитесь глазками по волне, найдите слова и прочитайте их. Какие слова получились.

РДЧАСЫШАЬЩУКАОНЛЫЖИФУРУЧКАД

Часы, щука, лыжи, ручка.

Что вы можете сказать об этих словах? О каких же сочетаниях мы будем говорить сегодня на уроке?

Слайд 4.

Тема урока «Правописание буквосочетаний жи, ши, ча, ща,чу, щу, чк, чн »

Мы должны закрепить умение правильно писать слова с этими сочетаниями.

  1. Минутка чистописания.

Слайд 5.

Посмотрите, что написано на экране?

Ж Ш Ч Р Щ

И У О А

У.- Назовите лишнюю букву в 1 строке.

Д.- Лишняя буква р, так как остальные все шипящие.

У.- Назовите лишнюю букву во 2 строке.

Д. – Лишняя буква и, т. к мягкий гласный, а остальные твёрдые.

Лишняя буква о, т. к с ней не получаются изученные сочетания.

У. – Какое задание можете предложить с этими буквами?

Напишем в тетрадях сегодняшнее число, классная работа.

Напишем слоги в тетрадях красиво и правильно.

жи ши

ча ща чу щу

Слайд 6.

  1. Закрепление изученного материала.

1.Работа с текстом.

Полежал Колобок да и покатился по лесной дорожке. Смотрит, ель растёт, красивая и что-то на ней написано, а прочитать не может. Поможем Колобку.

Слайд 7. Работа с текстом.

Откройте учебники на страницу 71 и найдите текст «Пушок». Прочитаем текст.

Почему ёжика назвали Пушком?

Выпишите слова с сочетаниями чн, чк, жи, ши.

Жил, ёжик, ручной, прижимал, колючки.

Вспомните правописание этих буквосочетаний.

2. Отгадывание загадок.

Колобок, я тебя съем!

Не ешь меня, я в школу спешу!

Удивился Заяц.

Зачем тебе в школу?

В школе интересно. Дети много читают, решают, играют, отгадывают загадки. Вот посмотри.

Слайд 9.

Сами крошки,

Боятся кошки:

Под полом живут,

Туда всё несут. (Мы ши )

Слайд 10.

Два берёзовых коня

По снегам несут меня

Кони эти рыжи,

А зовут их … (Лы жи )

Слайд 11 .

Идут, бегут,

А с места не сойдут. (Ча сы)

Слайд 12.

Шевелились у цветка

Все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел,

Он вспорхнул и улетел. (Бабо чк а)

Слайд 13.

Что такое перед нами:

Две оглобли за ушами,

На глазах по колесу

И сиделка на носу. (О чк и)

3.Ответь одним словом.

Слайд 14. Трудно на неё подняться. Поможем Колобку.

Вам нужно ответить одним словом, записать это слово и подчеркнуть сочетания.

  • Хищная рыба с острыми зубами. (Щу ка)
  • Сосуд с ручкой и носиком для кипячения воды. (Ча йник)
  • Животное, высокое, пятнистое, с длинной-длинной шеей. (Жи раф)
  • Густая, непроходимая часть леса. (Чаща )
  • Дикая роза с ярко-красными ягодами. (Ши повник)
  • 60 минут. (Ча с)
  • Что-то волшебное. (Чу до)

Проверка по слайду 15 . Взаимопроверка.

Взобрался на гору Колобок, устал. Пусть отдохнёт. И мы тоже отдохнём.

  1. Физкультминутка.

Танцевальные движения под музыку «Колобок»

  1. Работа в парах. Восстанови стихи.

Скатился Колобок с горы, а тут Волк. Слайд 15.

Колобок, я тебя съем!

Не ешь меня, я в школу тороплюсь. Читать я не умею, загадки отгадывать не умею. Хочу научиться.

А ты знаешь, как там трудно. Дети не только загадки отгадывают, но и трудные задания выполняют. Посмотри.

Дети получают листы с заданием.

Восстановите стихи.

Ли на___ мы ___

За трубой на крыше.

Там ___десное месте___о

Потому что рядом печка.

Су___т пе ___а сухари,

Мы___ и___т крошки.

Знают даже малы___:

И___т мышек кошки.

Слайд 16. Проверка.

  1. Работа с учебником.

Слайд 17.

Колобок, я тебя съем!

Не ешь меня, Медведь, я в школу тороплюсь. Видишь знак на дереве, что он обозначает.

Это числа 71, 2.

Эти числа возвращают нас в книгу и просят найти на 71 странице 2 упражнение. Выполнив это упражнение, мы поможем Колобку узнать, кто же учится в школе.

Прочитайте имена, образуйте из них ласкательные имена и напишем на доске.

Валя – Валечка, Аня – Анечка, Женя – Женечка, Лёня –Лёнечка, Зина - Зиночка, Люба – Любочка, Ира – Ирочка.

Как вы написали слова с сочетанием чк .

Теперь ласково назовём ваши имена. В чьих именах встречается сочетание чк ? Напишите на доске.

VIII. Повторение пройденного.

Катится Колобок по лесной дорожке. Вдруг на пути речка. Слайд 18. Около речки лежат дощечки, на них какие-то слова написаны. Если Колобок выполнит задания, то появится мостик. Поможем Колобку выполнить задание?

  • Лягушка. Найдите букву, которая обозначает звонкий согласный, у которого нет парного глухого.
  • Малина. Найдите букву, обозначающую второй по счёту гласный звук.
  • Роса. Найдите букву, которая обозначает глухой согласный.
  • Корзина. Найдите ударный гласный.
  • Иван-чай. Найдите букву, которая обозначает глухой шипящий.
  • Клён. Отыщите глухой звук.
  • Белка. Найдите букву, которая обозначает безударный гласный.

Получилось слово лисичка. Слайд 18.

Перебрался Колобок на другой берег, а тут Лиса.

Ой, какой кругленький, какой румяненький. Спой мне песню, Колобок.

Некогда мне песни распевать, в школу тороплюсь.

Рассмеялась Лиса.

Ты не смейся, а прочитай что тут написано.

Слайд 19 .

Колобок говорит:

Не умеешь! И я не умею. Но хочу научиться.

Стало Лисе стыдно. Поджала она хвост и побрела по дорожке.

А мы объясним Колобку значение пословиц. Но сначала мы должны их собрать.

Парная работа .

Век живи, а знайка далеко бежит.

Дружба как стекло, век учись.

Незнайка на печи сидит, разобьёшь – не сложишь.

Подчеркните изученные буквосочетания.

Проверка по слайду 20

XI. Итог урока. Домашнее задание: стр. 72, упр. 4.

Вот Колобок в школе. Расскажите ему, как пишутся сочетания жи, ши, ча, ща, чу, щу, чн, чк.

Понравилась сказка на новый лад?

За то, что вы помогали Колобку, он благодарит вас и споёт вам песенку.



















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Тип урока: открытие нового знания.

Цели:

  • Закрепление умения правильно обозначать на письме сочетания жи- ши, ча - ща; формирование представления о написании буквосочетаний чу-щу .
  • Развитие речи, внимания, памяти, мыслительных операций: анализ, обобщение, сравнение.
  • Воспитание интереса к урокам русского языка.

Оборудование: компьютер, проектор, экран.

Демонстрационный и раздаточный материал:

  • Карточки со словами:

Ж, _ знь, ш _ на, маш _ на, ч _ стый ч _ щ _ .

  • Алгоритм.
  • Карточка-задание для пробного действия со словами:

Щ _ ка, ч _ дак.

  • Набор гласных букв: у, ю, а, я, ы, и.
  • Карточки для групп со словами:

Верчу, кручу, ищу, тащу.

  • Карточки для первичного закрепления и самостоятельной работы.

Щ _ка, ч _ м, ищ _ , молч _ ,
Все слова на чу и щу.
Я их твердо зауч _
И пятерку получ _ .

  • Самостоятельная работа.

Я грамотно писать хоч _ ,
Слова на ч _ и щ _ уч_ :
Ч _ лок, и ч _ до, и ч _ гун,
Ч _ дак, и щ _ ка, и ворч _ н,
Ч _ мазый, ч _ чело, ч _ рбан,
Ч _ десный, ч _ вство и ч _ лан,
Крич _ , ворч _ , ищ _ , тащ _ -
Я с у пишу и чу и щу!

  • Яблонька, нарисованная на листе ватмана.
  • Набор "яблок" красного, желтого, зеленого цвета.

Ход урока

1. Мотивация к учебной деятельности.

Прозвенел для нас звонок -
Начинается урок.
К нам без опоздания приходи старание -
Помоги нам потрудиться
Мы пришли сюда учиться.

На каком уроке вы продолжаете учиться? (На уроке русского языка.)

Чему учились на предыдущих уроках русского языка? (Мы учились писать буквосочетания ча-ща, жи-ши )

Вы уверены, что научились правильно их писать? (Да)

Как вы думаете, что вы будете изучать сегодня на уроке? (Будем изучать что-то новое.)

Вам хочется узнать что - то новое? (Да.)

Что надо сделать, прежде чем начнете узнавать новое? (Повторить то, что мы знаем и умеем.)

Молодцы!

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в индивидуальной деятельности.

Прочитайте слова.

Как вы думаете, какое задание будете выполнять? (Спишем слова, вставим пропущенные буквы.)

Но вы будете не просто вставлять букву, а еще обосновывать выбор правильной буквы, почему эту букву пишем в слове. Что вам поможет обосновать выбор буквы? (Правила "Правописание буквосочетаний жи - ши, ча - ща".)

А как вы будете действовать? (По алгоритму.)

Посмотрите, все согласны с записанным алгоритмом? (Нет.)

Почему? (Шаги алгоритма рассыпаны, идут не по порядку.)

Предлагаю вам в группах восстановить необходимый алгоритм правильного написания слов по изученным правилам?

Предлагаю каждой группе представить свой вариант алгоритма.

Почему последовательность шагов будет именно такой?

Какое именно правило вы будете применять для данных слов? (Жи - ши пиши с буквой и )

Алгоритм готов. Можем выполнять задание? (Да.)

Я вам предлагаю выполнить задание на карточках. Вставьте в слова пропущенные буквы.

Проверяем по образцу.

У кого есть ошибки? Что вам надо повторить?

Индивидуальное задание.

Сейчас я вам предложу задание с затруднением. Вам нужно будет вставить буквы в слова.

Прочитайте слова, подумайте и запишите эти буквы на планшетках.

У кого нет ответа? Что вы не смогли сделать? (Не смогли определить, какие буквы нужно вставить в слова щука, чудак. )

У кого есть ответы, покажите их. (У, ю:)

Учитель выставляет разные ответы детей на доску.

У вас получились разные ответы. Кто считает, что его ответ правильный?

Обоснуйте свое мнение. (Мы не можем обосновать, мы не знаем правила.)

3. Выявление причины затруднения.

Какое задание вы выполняли? (Вставляли буквы в слова чудак и щука. )

В каком месте вы засомневались? (Какую букву писать после ч и щ )

Почему возникло такое сомнение? (Мы не знаем точно, какую букву надо писать после ч и щ - у или ю. )

Кто - нибудь из вас знает или догадывается, как пишутся эти буквосочетания? (Когда изучали буквосочетания жи - ши, ча - ща , мы говорили о том, что это исторически сложившиеся написания. Так принято писать! Но мы не знаем, как пишутся буквосочетания чу - щу. )

4. Проблемное объяснение нового материала.

Значит, ваша цель? (Узнать с какой буквой у или ю писать буквосочетания чу - щу .)

Сформулируйте тему урока. (Правописание буквосочетаний чу -щу .)

Я предлагаю вам самим в группах открыть новое знание. Для этого вы будете действовать по плану. (Учитель показывает план .)

  1. Прочитайте слова.
  2. Обозначьте новую орфограмму.
  3. Сделайте и запишите вывод.

Учитель выдает каждой группе карточки со словами:

Верчу, кручу, ищу, тащу

Кто готов рассказать о своем открытии? (Ученики формулируют правило сами, на доску выставляют составленные эталоны .)

Кто может ответить на вопрос, будет ли это правило исключением? (Да, это исключение. В словах с буквосочетаниями жи - ши, ча - ща, чу - щу после твердых согласных пишем букву и , после мягких буквы а, у.. )

Откройте учебник на с. 106 и проверьте, правильно ли вы рассуждали? Прочитайте правило!

Как же нужно было написать слова щука и чудак? (Нужно писать с буквой у. )

Какую цель вы ставили? (Выяснить, с какой буквой у или ю писать буквосочетания чу - щу. )

Достигли поставленной цели? (Да.)

Сможете теперь правильно написать слова щука и чудак и объяснить, почему пишем так, а не иначе? (Да.)

Что поможет в дальнейшем обосновать правильность написания сочетаний чу - щу? (Правило: в буквосочетаниях чу - щу после ч, щ пишется буква у: щука, чудак. )

Посмотрите на прежний алгоритм и скажите, подходит ли он при определении написания букв у или ю в буквосочетаниях чу - щу ? (Да.)

Что нужно дополнить, чтобы вы могли им пользоваться? (Дописать новое правило.)

Учитель добавляет новое правило в алгоритм.

Молодцы! А теперь отдохнем.

Физкультминутка.

5. Первичное закрепление во внешней речи.

Какие ваши дальнейшие действия? (Потренироваться.)

Для тренировки предлагаю вставить буквы в рифмовку.

1. Работа у доски фронтально с объяснением первого слова рифмовки.

2. Ученики работают в парах по очереди, применяя алгоритм, проговаривая правило друг другу шепотом.

Образец: произношу слово щука. Есть опасное место - буквосочетание щу. Применяю правило: "чу - щу пишу с у", пишу в слове щука щу с буквой у.

Молодцы! Вместе хорошо поработали! Теперь как вы можете проверить, что знаете новое правило? (Написать самостоятельную работу.)

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

На парте у каждого лежат карточки. Возьмите их. Прочитайте задание и выполните, применяя алгоритм и новое правило.

Учащиеся работают самостоятельно.

Закончили выполнение работы? (Да.)

Какой следующий шаг? (Проверить самостоятельную работу.)

Проверяйте каждое слово по образцу. В том месте, где написание вставленных букв совпадает с образцом, поставьте в своей работе над словом плюс.

Посчитайте, сколько всего плюсов у вас получилось?

Встаньте те, у кого 20 плюсов.

А теперь - у кого 19-17 плюсов.

Молодцы!

У кого ошибки? (:)

Что не получилось? (:)

Где ошибка? (:)

Почему она возникла? (:

Физкультминутка.

7. Включение в систему знаний и повторение.

Как вы думаете, зачем необходимо изучать эти правила и писать правильно? (Нам необходимо, чтобы нас понимали окружающие, если будем писать безграмотно, то нас трудно будет понять, грамотное письмо необходимо для общения.)

Где можем применять полученные знания? (При выполнении упражнений.)

Хорошо! Давайте поработаем с упражнением №176 на с.107.

8. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Молодцы! С каким затруднением на уроке вы столкнулись? (Не знали, как написать слова с буквосочетаниями чу -щу. )

Какую цель ставили на уроке? (Выяснить, как пишутся слова с буквосочетаниями чу -щу. )

Достигли цели? (Да.)

Как пишутся буквосочетания чу - щу? (Буквосочетания чу -щу надо писать с буквой у. )

Оцените свою работу с помощью яблони мудрости. Если вы уверены, что самостоятельно можете писать слова с буквосочетаниями чу - щу - повесьте красное яблочко. Если у вас есть сомнения - желтое. Если вы думаете, что эти слова еще вызывают затруднения - зеленое.

Учащиеся вешают яблоки разного цвета.

Ребята, посмотрите на яблоньку. Сколько красных спелых яблок на ней появилось! Вы хорошо поработали!

У кого созрели красные яблоки - дома сочинить рифмовку с изученными буквосочетаниями, у кого желтые и зеленые - вам необходимо потренироваться и выполнить упражнение № 177 из учебника.

Цели деятельности учителя: Закреплять представления о твердых согласных звуках [ж], [ш]; упражнять детей в традиционном написании сочетаний жи–ши с буквой и. , научить учащихся пользоваться электронными пособиями для получения знаний.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями):

    научатся: соотносить произношение ударных гласных в сочетаниях жи–ши и их обозначение буквами; находить в словах эти сочетания, подбирать примеры слов; писать слова с сочетаниями жи–ши ;

    получат возможность научиться: оценивать результаты выполненных заданий, работать с электронным пособием к учебнику .

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность):

    познавательные – овладение способностью понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; отвечать на вопросы; обобщать собственное представление; соотносить изученные понятия с примерами из реальной жизни;

    коммуникативные – развивать способность слушать собеседника и вести диалог, владеть диалогической формой речи;

    регулятивные – оценивает свои достижения на уроке.

Личностные:

Методы и формы обучения: объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная.

Образовательные ресурсы: индивидуальные карточки с деформированным текстом, электронное пособие к учебнику В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого. «Русский язык» 1 класс.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Приемы, УУД

1.Организационный этап

Прозвенел звонок для нас.

Все зашли спокойно в класс.

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво.

Тихо сели, спинки прямо.

Вижу, класс наш хоть куда.

Мы начнём урок, друзья.

Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку

Личностные:

мобилизация внимания.

2. Актуализация знаний

Каллиграфическая минутка.

Сейчас мы с вами повторим написание буквосочетаний. Посмотрите внимательно на экран и скажите, какие буквосочетания мы выделенны? (упражнение по теме «Буквосочетания ЧК, ЧН». Электронное пособие к учебнику.)

Сестра с братцем добежала до молочной реки в кисельных берегах.

Как пишутся эти буквосочетания?

Пропишите их.

Запись числа, классной работы.

ЧК, ЧН пишутся без Ь знака.

Познавательные УУД

Повторение изученного материала: буквосочетение ЧК, ЧН

3. Словарная работа.

Пьёт бензин, как молоко,
Может бегать далеко.
Носит обувь из резины,
А зовут её : (машина)

Что обозначает слово машина?

«Словарные слова»

Правильно, ребята! А пришло оно из латинского во французский, а затем в русский язык. И произошло оно от слова «махина» – сооружение.

Запишите в тетрадь слово машина.

Сделаем звуко-буквенный анализ слова.

Поставьте ударение, подчеркните опасное место.

«Машина – это механизм, совершающий какую-либо работу»

«Машина – это автомобиль»

Регулятивные УУД

Определять тему и цель выполнения заданий на уроке

4. Постановка цели и задач урока.

Мотивация учебной деятельности

Какое «опасное» буквосочетание есть в этом слове?

Ши-

Познавательные УУД

Овладение способностью понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять;

4.Первичное усвоение новых знаний.

Что заметили?

Звуки [ ж ], [ ш ] – всегда твёрдые, но после букв ж и ш нужно писать и. так договорились между собой люди. Когда-то, очень давно, эти звуки в нашем языке были мягкие, и с тех пор осталось правило.

Жи и ши с буквой и всегда пиши:
Мыши, ежи, ужи,
Лыжи, лужи, камыши.

(Учитель вывешивает на доску карточку с сочетаниями ЖИ – ШИ)

Прослушивание «Анимации». Электронное пособие к учебнику.

-Звуки [ж], [ш] твёрдые, после них слышится гласный «ы».

Познавательные УУД

Отвечать на простые вопросы учителя

5.Закрепление изученного материала.

Упражнение по теме «Буквосочетания жи-ши». Электронное пособие к учебнику.)

«Упражнение из рабочей тетради»

Составьте буквосочетания с жи, ши.

Стрижи мыши

Лужи крыши

Ежи ерши

Ножи

Личностные УУД

формирование уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Работа по учебнику.

С.117, у.4

Спишите любую группу слов, вставляя пропущенные буквосочетания.

Познавательные УУД научатся: соотносить произношение ударных гласных в сочетаниях жи–ши и их обозначение буквами; находить в словах эти сочетания, подбирать примеры слов; писать слова с сочетаниями жи–ши

6.Физминутка.

Мальчик с движениями

Учащиеся делают двигательную гимнастику под музыку.

7. Работа над связной речью.

Какое слово пропущено в скороговорке?

Проговорите её четко, медленно.

А теперь быстро, правильно.

(«Развивай свою речь» Электронное пособие к учебнику.)

С мышами во ржи подружились ежи.

Коммуникативные УУД - развивать способность слушать собеседника и вести диалог, владеть диалогической формой речи;

Подведение итогов.

«Проверочная работа»

(Электронное пособие к учебнику.)

Познавательные УУД овладение способностью понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; отвечать на вопросы; обобщать собственное представление;

8.Рефлексия.

Подчеркните изученные орфограммы.

Какое правило нужно знать, чтобы правильно писать слова с этими буквосочетаниями?

Кто уже научился писать такие слова без ошибок?

А кому нужно ещё потренироваться?

Самооценка учеников.

Личностные УУД

Адекватно оценивать свои результаты

Правильное чтение на английском языке основано на умении распознавать положение, в котором встречается буква в каждом отдель­ном случае, и правильно произнести соответствующий звук. Это дос­тигается сознательным усвоением правил чтения гласных и соглас­ных, а также систематической тренировкой в чтении и артикуляции.

Правила чтения гласных

Чтение гласной зависит:

    от типа слога, в котором она стоит (открытый, закрытыйи т. п.);

    того, является она ударной или безударной;

3) ее положения среди других букв, т. е. сколько и какие буквы следуют за ней или предшествуют ей.

Чтение гласной в ударном слоге

Существует четыре типа ударного слога. В каждом из типов одна и та же гласная читается по-разному:

I – открытый, оканчивающийся на гласную.

Например: tea, note , make.

II – закрытый, оканчивающийся на согласную.

Например: plan, tall.

III – слог, где за ударной гласной следует буква "г"

Например : turn, firm, car, sport.

IV – слог, где за ударной гласной с буквой "г" следует еще одна гласная.

Например : parents, here, fire, pure.

Ударная гласная в открытом слоге читается так, как называется в алфавите, т. е. преимущественно дифтонгом. В закрытом слоге ей со­ответствует краткий звук.

Сравните:

открытый слог закрытый слог

В третьем типе чтения сочетания е + r, i + r, u + r, у + rпередают звук [э:], а +rчитается как [а:], а о + rкак [о:]. Четвертый тип чте­ния представлен дифтонгами и трифтонгами.

Сравните:

гласная + г гласная + r+ гласная

Чтение ударных и безударных гласных:

Типы слога

открытый

закрытый

гласная + г

гласная + r + е

Безударный

absent, darkness

Тренировочные упражнения

1 Прочитайте следующие слова по горизонтали, а затем по вертикали, отрабатывая правила чтения гласных в различных типах слога.

Aa

[æ ] [ ə] [ə]

name tram hard share ago

late can car care about game map start compare

plane stand party prepare

Ee

[e] [ə] [i] [ə]

he get her here begin

she fell term mere return

we egg verb sphere ticket

be ten prefer period sister

[i] [ə:] [i]

time it sir fire family

type ill bird hire music

my milk girl wire public

mine wish dirty tired English

Uu

[ ^ ] [ə:] [ə]

tune cup burn pure success

student under turn cure difficult

use uncle burst during produc

human butter return secure cucumber

Oo

[o]

hope not or ore tomato

home clock nor more photo

note fond sport before metro

smoke shop North explore potato

2 Прочитайте следующие слова и сгруппируйте их в 4 колонки по правилам чтения гласных букв в ударном слоге. Проверьте себя, руко­водствуясь таблицей чтения гласных букв:

a) evening, morning, square, Rome, China, comrade, spring, summer, winter, duty, art, picture, try, enter, hurry, tired, write, report, well, prepare, whole, return, scenery, difficult, department, combine, time, during, term, parents, hope, spoke, store, blame, rise;

b) melt, de, five, bite, best, spoke, hill, nut, use, send, bed, side, plan, miss, lake, fat, better, tube, plane, vote, dust, office, tube, space, bottle, six, stock, meet, lunch, mutton, luck, bad, bitter;

c) star, pure, birch, hire, turn, short, born, birth, lyre, care, car, torn, far, person, mere, bar, cure, lord, north, hard, rare, hare, core, care, large, share, harm,girl, fork, scare, first, more, skirt, dirty, term.

Чтение буквосочетаний гласных :

Буквосочетание

air, hair, chair, pair, fair

play, pay, say, day, today, aim, rain, paint, main, nail

plant, branch, can"t

а + s + согласная

grass, class, last, task

path, rather, lather

all, ball, (all, call, small

chalk, talk, walk

war, warm, award, warn, reward

was, what, want, wash, watch

change, strange, exchange

author, autumn, daughter, taught, launch

see, meet, tree, green, street, feel, sea, meal, tea, team.

ea + d, th, 1th

head, dead, bread, death, health

read, lead, reader, leader

ea + r + согласная

earn, earth, early, learn

hear, near, ear, clear, dear,

new, knew, newspaper, few

ceiling, receive, deceive, seize

er (в суффиксе)

worker, driver, painter

ey (под ударением)

they, grey, obey,

Окончание таблицы

Буквосочетание

ey (в неударном слоге)

money, hockey, trolley

ie (перед согласной

field, piece, niece, brief, chief

ie (в конце слова)

night, fight, sigh, sight, flight

kind, find, mind, blind

mild, child (но: children)

moon, soon, too, spoon, cool, fool

look, book, took, cook,

house, round, out, about

bought, thought, fought, brought

coat, boat, soap, road, toast town

ow – в середине

ow – в конце слова

window, slow, row, snow, grow

boy, toy, noise, voice, soil

old, cold, sold, hold, told, bold

four, court, course, your, fourth

our, hour, shower, flower, ower

some, come, among, money

son, won, wonderful, front

glove, love, lovely

Окончание таблицы

Буквосочетание

mother, brother, other,

prove, move, movement

famous, dangerous, various

doctor, tractor, conductor

после г, 1

иге - в открытом

слоге после - s

u – в закрытом слоге после f, p, b

full, push, bush, bull

в открытом слоге после r, j

rule, June, jubilee, rumour.

перед гласной в начале слова

yes, yet, year, yesterday

в безударном положе­нии на конце слова

city, money, holiday, lady, lazy, fifty, seventy

Поделиться: