13 февраля церковный. Бессребренники мученики Кир и Иоанн и с ними мученицы Афанасия и дочери ее: Феодотия, Феоктиста и Евдоксия

13 февраля (31 января по старому стилю)

Седмица 1-я предуготовительная. Глас первый.
Сплошная седмица. Пост отменяется

Бессрр. мчч. Кира и Иоанна и с ними мцц. Афанасии и дщерей ее: Феоктисты, Феодотии, и Евдоксии (311).

Святой бессребреник Кир был знаменитым врачом в городе Александрии, где родился и вырос. Он был христианином и лечил всех больных безвозмездно, не только подавая помощь в телесных болезнях, но исцеляя также и душевные недуги, которые бывают причинами телесных болезней. Проповедуя Евангельское учение, святой врач многих язычников обращал ко Христу.
Во время гонения Диоклитиана (284-305) святой Кир удалился в Аравийскую пустыню, где принял иночество, и продолжал и там лечить людей своей молитвой, получив от Бога дар исцелять все болезни.
В городе Едессе в то время жил воин Иоанн, благочестивый христианин. Когда началось гонение, он пришел в Иерусалим и там, услышав о святом Кире, стал его разыскивать, пошел для этого в Александрию, затем в Аравию. Найдя святого Кира, Иоанн всей душой привязался к нему и стал его верным последователем.
Узнав, что в Египте, в городе Канопе, схвачена христианка Афанасия с тремя юными дочерьми: Феоктистой - 15 лет, Феодотией - 13 лет и Евдоксией - 11 лет, святые Кир и Иоанн поспешили прийти к ним на помощь, опасаясь, как бы страх перед мучениями не заставил их отречься от Христа. Они посетили их в темнице и укрепили в мужестве перед предстоявшим подвигом. Узнав об этом, правитель города схватил святых Кира и Иоанна и, убедившись в их твердом и безбоязненном исповедании веры во Христа, предал их страшным пыткам на глазах Афанасии и ее дочерей. Исповедницы так же стойко перенесли все мучения и были обезглавлены.
Вслед за ними на том же месте казнили святых бессребреников Кира и Иоанна († 311). Тела их христиане погребли в церкви святого апостола и евангелиста Марка. В V веке мощи святых Кира и Иоанна были перенесены из Канопа в Мануфин. Позднее их мощи были перенесены в Рим, а оттуда в Мюнхен.


Святителя Никиты, затворника Печерского, епископа Новгородского (1108).

Святитель Никита, епископ Новгородский , в молодые годы поступил в Киево-Печерский монастырь и вскоре пожелал уйти в затвор. Игумен предупреждал его о преждевременности такого подвига для молодого инока, но он, понадеявшись на свои силы, не послушался. В затворе святой Никита впал в искушение. Диавол явился ему в виде Ангела, и неопытный подвижник - поклонился ему. Бес дал ему совет, как уже достигшему совершенства: "Ты не молись, а только читай и учи других, а я буду молиться вместо тебя", - и стал около затворника, делая вид, что молится за него. Прельщенный инок Никита превзошел всех в знании книг Ветхого Завета, а о Евангелии ни говорить, ни слушать не хотел. Киево-Печерские старцы пришли к прельщенному и, помолившись, отогнали от него беса.
После этого преподобный Никита, оставив по благословению старцев затвор, жил в строгом посте и молитве, более всего упражняясь в послушании и смирении. Милосердный Господь, по молитвам святых старцев, возвел его из глубины падения на высокую степень духовного совершенства.
Впоследствии он был поставлен епископом в Новгород и за свою святую жизнь был награжден от Бога даром чудотворений. Однажды во время засухи он молитвой низвел дождь с неба, в другой раз по его молитве прекратился в городе пожар.
13 лет управлял святитель Никита новгородской паствой и мирно скончался в 1109 году. В 1558 году, при царе Иоанне Васильевиче, состоялось прославление святителя. Мощи его покоятся ныне в церкви святого апостола Филиппа в Новгороде.

Мучеников Викторина, Виктора, Никифора, Клавдия, Диодора, Серапиона и Папия (251).

Святые мученики Викторин, Виктор, Никифор, Клавдий, Диодор, Серапион и Папий пострадали в Коринфе в гонение императора Декия (249-251), в 251 году.
Святые Викторин, Виктор и Никифор были посажены в каменную ступу и скончались под ударами огромного каменного песта.
Святой Клавдий скончался после отсечения рук и ног. Святой Диодор был сожжен, святой Серапион обезглавлен, а святого Папия утопили в море.


Мученицы Трифены Кизической .

Святая мученица Трифена происходила из города Кизика. Она добровольно предала себя на страдания за Христа. Ее бросали в раскаленную печь, вешали на высоком дереве, бросали с высоты на острые камни, отдавали на сведение зверям, но Господь хранил ее невредимой. Наконец, она была растерзана разъяренным быком.


Поминовение всех усопших, пострадавших в годину гонений за веру Христову .
Прпмч. Илии Ардуниса, Афонского (Греч.).
Прп. Пахомия, игумена Кенойского .
Мц. Маркелла Римская (410).
Св. Афанасия, еп. Мефонского (IX).
Св. Арсения Паросского (1877).

13 февраля (31 января по «старому стилю» - церковному юлианскому календарю). Вторник сырной седмицы , в народе именуемой «масленицей» (последней из трех недель подготовки к Великому посту, в течение всех дней которой пост отменяется, однако уже не разрешается вкушение мясных блюд ). В Русской Православной Церкви сегодня совершается память 15 святых. Далее коротко расскажем о них.

Бессребренники мученики Кир и Иоанн и с ними мученицы Афанасия и дочери ее: Феодотия, Феоктиста и Евдоксия . Святые страдальцы начала IV столетия , принявшие мученические венцы за верность Христу и Его Церкви. Святой Кир был врачом, принявшим монашеский постриг, но продолжившим лечить людей, а святой Иоанн – его учеником и помощником.

Узнав о том, что в Египте язычниками схвачена благочестивая христианка Афанасия с тремя дочерями, святые Кир и Иоанн поспешили к ним на помощь, чтобы укрепить в страданиях. Все трое мужественно перенесли страшные пытки и были казнены в 311 году от Рождества Христова.

Святитель Никита, епископ Новгородский . «Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные», — это евангельское изречение широко известно. И всевозможные гадалки, «экстрасенсы» и тому подобные шарлатаны – лишь «цветочки». Нередко под бесовское обольщение, которое в многовековой православной традиции именуется «прелестью», подпадают целые народы. Увы, никто из нас от этого не застрахован. И Жития святых – тому свидетельство. Так, одним из самых ярких среди них является пример святителя Никиты Новгородского, жившего в XI веке от Рождества Христова.

Будучи еще совсем молодым монахом Киево-Печерской лавры, Никита не послушался игумена, и взял на себя особый монашеский подвиг. Он самовольно и горделиво решил, что должен уединиться ото всех. И так молиться, чтобы получить от Господа дар чудотворения. Советы более опытных монахов Никита не слушал, заложил двери в свою келью, и начал усердно молиться. Как говорится в Житии этого святого:

«Прошло несколько дней, и услышал Никита голос молящегося с ним, и почуял благоухание неизреченное, и прельстился этим… И стал перед ним бес в образе ангела. Пав ниц, поклонился ему инок. И сказал ему бес: «Ты не молись, а только читай книги, и таким путем будешь беседовать с богом. Прельстившись, монах перестал молиться. И начал пророчествовать…»

Бес рассказывал иноку Никите о тех злодеяниях, на которые собирался подбить других людей. Так, прельщенный монах предсказал убийство новгородского князя Глеба Святославича. Что произвело большое впечатление на князей и бояр, которые с того момента стали во всем слушать этого лжепророка. Но Киево-Печерские старцы заподозрили неладное. Они заметили, что инок Никита все время цитирует только Ветхий Завет, а о Новом и слышать не хочет. И даже не разрешает беседовать с ним о Евангелии, Христе и апостолах. Совместной молитвой отогнали старцы от молодого монаха беса. После чего Никита полностью переменился. И в итоге за многие христианские добродетели был поставлен епископом Великого Новгорода, где сотворил много истинных чудес и отошел ко Господу в 1109 году от Рождества Христова.

Мученики Викторин, Виктор, Никифор, Клавдий, Диодор, Серапион и Папий . Святые страдальцы, принявшие мученические венцы за верность Христу и Его Церкви в Коринфе в последний год царствования гонителя христиан императора-язычника Декия (царствовал в Римской империи в 249-251 годах от Рождества Христова).

Мученица Трифена Кизическая . Святая I (апостольского) века , добровольно отдавшая себя на мучения и казнь, исповедовав тем самым, свою веру во Христа Распятого и Воскресшего.

Поздравляем православных христиан с памятью всех сегодняшних святых! Их же молитвами, Господи, спаси и помилуй всех нас! Тех же, кто в Таинстве Святого Крещения или монашеского пострига получили имена в их честь, рады поздравить с именинами! Как говорили на Руси в старину: «Ангелам Хранителям - злат венец, а вам - доброго здоровья!»

Мученица Афанасия жила в Египте, на рубеже третьего – четвертого веков. Она была христианкой, и в вере и любви ко Господу воспитала трех своих дочерей – Феоктисту, Феодотию и Евдоксию. Старшей было пятнадцать, а младшей – одиннадцать лет. Когда император Диоклетиан объявил о гонениях на христиан, Афанасию с детьми схватили одними из первых. Их отвезли в город Каноп и призывали отречься от веры. В темнице мучениц посетили святые Кир и Иоанн. Они поддержали узниц и постарались придать им сил для испытаний. Слуги донесли градоправителю, что некие путники проповедуют Христа и поддерживают заключенных. Кира и Иоанна вызвали на суд. Чтобы устрашить Афанасию и ее дочерей, Кира и Иоанна жестоко пытали на их глазах. Но женщина и юные девочки не пожелали поклониться языческим богам. Тогда их казнили вместе с Киром и Иоанном. По преданию, к месту казни они шли с радостью и без страха, но с надеждой и верой во Христа.

Свт.Никита, епископ Новгородский

Святитель Никита, епископ Новгородский, жил в одиннадцатом веке. Он родился в Киеве и рано принял монашеский постриг в Киево-Печерской лавре. Вскоре Никита пожелал уйти в затвор. Игумен предупреждал молодого инока о преждевременности такого подвига для его духовных сил, однако, несмотря на отсутствие благословения, Никита самочинно решился на этот подвиг. В одиночестве Никита впал в искушение. Однажды молодому отшельнику явился некий сияющий гость, которого Никита принял за ангела. Он убедил Никиту, что тот уже достаточно опытен, чтобы оставить молитву и начать учить других. Он дал неопытному монаху лукавый совет: «Ты не молись, а только читай и учи других, а я буду молиться вместо тебя».

Молодой монах неожиданно начал пророчествовать, наизусть цитировать Ветхий Завет и всех превзошел в знании Его книг. Однако Евангелие читать он отказался напрочь. Опытные монахи, заподозрив неладное, насторожились такой перемене. Они собрались вокруг Никиты и долго молились, в результате чего стали свидетелями того, как сила молитвы изгнала от молодого монаха коварного беса. Никита очнулся в беспамятьи и поначалу даже забыл грамоту. Дальнейшая его жизнь была примером послушания и смирения. Он оставил затвор, жил в строгом посте и молитве. Позже он был поставлен епископом в Новгород и за свою святую жизнь был награжден Господом даром чудотворения. Так, однажды во время засухи по молитве епископа Никиты начался дождь, а в другой раз – прекратился городской пожар. Мощи святителя Никиты покоятся в Софийском соборе, а к месту его затвора притекают многочисленные паломники.

Cегодня 13 февраля (31 января по старому стилю), православная церковь празднует Церковный праздник Православный:

* Мучеников бессребреников Кира и Иоанна и с ними мучениц Афанасии и дочерей ее Феодотии, Феоктисты и Евдоксии (311). ** Святителя Никиты, затворника Печерского, епископа Новгородского, чудотворца (1108).
Мучеников Викторина, Виктора, Никифора, Клавдия, Диодора, Серапиона и Папия (251); Афанасии и дочерей ее Феодотии, Феоктисты и Евдоксии (311); Трифены Кизической. Святителя Афанасия, епископа Меерона (IX). Преподобномученика Илии Ардуниса (1680).

Бессребренники мученики Кир и Иоанн и с ними мученицы Афанасия и дочери ее: Феодотия, Феоктиста и Евдоксия

Святой бессребреник Кир был знаменитым врачом в городе Александрии, где родился и вырос. Он был христианином и лечил всех больных безвозмездно, не только подавая помощь в телесных болезнях, но исцеляя также и душевные недуги, которые бывают причинами телесных болезней. Проповедуя Евангельское учение, святой врач многих язычников обращал ко Христу. Во время гонения Диоклитиана (284 - 305) святой Кир удалился в Аравийскую пустыню, где принял иночество, и продолжал и там лечить людей своей молитвой, получив от Бога дар исцелять все болезни.

В городе Едессе в то время жил воин Иоанн, благочестивый христианин. Когда началось гонение, он пришел в Иерусалим и там, услышав о святом Кире, стал его разыскивать, пошел для этого в Александрию, затем в Аравию. Найдя святого Кира, Иоанн всей душой привязался к нему и стал его верным последователем. Узнав, что в Египте, в городе Канопе, схвачена христианка Афанасия с тремя юными дочерьми: Феоктистой - 15 лет, Феодотией - 13 лет и Евдоксией - 11 лет, святые Кир и Иоанн поспешили прийти к ним на помощь, опасаясь, как бы страх перед мучениями не заставил их отречься от Христа. Они посетили их в темнице и укрепили в мужестве перед предстоявшим подвигом. Узнав об этом, правитель города схватил святых Кира и Иоанна и, убедившись в их твердом и безбоязненном исповедании веры во Христа, предал их страшным пыткам на глазах Афанасии и ее дочерей. Исповедницы так же стойко перенесли все мучения и были обезглавлены. Вслед за ними на том же месте казнили святых бессребреников Кира и Иоанна (+ 311). Тела их христиане погребли в церкви святого апостола и евангелиста Марка. В V веке мощи святых Кира и Иоанна были перенесены из Канопа в Мануфин. Позднее их мощи были перенесены в Рим, а оттуда в Мюнхен.

С тех пор это место очистилось от вражеской силы, молитвами святых мучеников Кира и Иоанна там стали совершаться многие чудеса, исцеления больных и недужных.
Дни памяти: Январь 31, Июнь 28 (Перенесение мощей)

Святитель Никита, епископ Новгородский

Почти девятьсот лет почивают нетленные мощи святителя Никиты Новгородского в Софийском кафедральном соборе г.Новгорода, подавая благодатную помощь и исцеления всем с верою притекающим к раке с его святыми мощами. Святитель Никита был шестым по счету правящим архиереем от основания Новгородской епархии с 1096 года по 1108 год.

Где и когда родился святитель Никита и кто были его родители, а также о годах его детства и отрочества, о том не дошло до нас никаких известий. Известно только, что в княжение великого князя Киевского Изяслава Ярославовича (1054-1078) святитель Никита был уже юным иноком Киево-Печерского монастыря, и здесь испытал великое искушение, о чем рассказывает святой Поликарп в Киево-Печерском патерике. Юный инок Никита, с благоговением взирая на высокие подвиги Печерских братий и отчасти увлекаясь мирской славой и честью, пожелал сделаться затворником. Несмотря на внушения игумена монастыря преподобного Никона о преждевременности такого многотрудного дела для молодого монаха, инок Никита затворился в своей кельи и молился в ней неисходно.

Но прошло несколько дней и его искусил диавол. Однажды, воспевая молитвы, Никита услышал голос, молящийся вместе с ним, и почувствовал неизъяснимое благоухание. Прельщенный инок подумал: "Если бы это был не ангел, то не молился бы со мною, и не было бы здесь такого благоухания Святого Духа". Никита стал с большим жаром молиться, взывая: "Господи, явись мне Сам, чтобы я мог видеть Тебя". И тогда был к нему голос: "Не явлюсь тебе, потому что ты юн, чтобы ты не возгордился и не упал". Юный же затворник со слезами говорил: "Не прельщусь я Господи! Игумен мой научил меня не внимать обольщениям диавола. Я готов исполнить Твои повеления".
С той минуты взял над ним власть обольститель и сказал: "Невозможно человеку во плоти видеть меня, но я посылаю ангела моего, который пребудет с тобою, ты же исполняй его волю".
И тотчас предстал пред Никитою бес в образе ангела. Юный инок поклонился ему, как ангелу. И тогда сказал ему бес: "Ты больше не молись, а читай книги, и через это будешь постоянно беседовать с Богом и подавать полезные советы приходящим к тебе. Я же непрестанно буду молиться Творцу всех о твоем спасении".
Прельщенный затворник перестал совсем молиться и, видя постоянно молящегося беса, радовался, что ангел молиться за него; сам же только и делал, что прилежно читал книги и поучал приходящих к нему, а по временам пророчествовал.

Однажды инок Никита послал сказать князю Изяславу, чтобы он скорее отправил сына своего Святополка на Новгородский престол, так как князь Глеб Святославович убит в Заволочье. И действительно, через несколько дней пришла весть, что князь Глеб убит. Случилось это 30 мая 1078 года. И с того времени пошла большая слава о затворнике Никите. Князья и бояре верили, что затворник - пророк, и во многом слушались его. Но бес будущего не знал, а что сам сделал или научил злых людей, - убить ли, украсть ли, то и возвещал. Когда приходили к затворнику, чтобы услышать от него слово утешения, бес - мнимый ангел, рассказывал, что случилось через него самого, и Никита пророчествовал. И всегда сбывалось пророчество его.

Но вот что обратило на себя особое внимание Печерских подвижников: инок Никита знал наизусть все книги Ветхого Завета и не хотел ни видеть, ни слышать, ни читать Евангелия и прочих книг Нового Завета. Для всех стало ясно, что инок Никита прельщен врагом рода человеческого. Не могли потерпеть этого преподобные отцы Печерские. Вместе с игуменом своим преподобным Никоном пришли они к прельщенному затворнику и силою своих молитв прогнали прочь от него беса. Выведя Никиту из затвора, спрашивали его о Ветхом Завете, но он клялся, что никогда не читал тех книг, которые прежде знал наизусть. Он даже не умел прочесть ни одного слова в них, и братия едва научили Никиту грамоте.

Придя в себя по молитвам святой братии Печерской, Никита исповедал и оплакал перед ними свой грех, а затем обрек себя на строгое воздержание и иноческое послушание. Чистою и смиренною жизнию он приобрел высокие добродетели, слава о которых разнеслась далеко за пределы Киевской земли.
В 1096 году святой Никита был посвящен во епископа Великого Новгородва, где Господь прославил Своего угодника даром чудотворений. Великий Новгород обязан ему чудесным спасением от двух страшных бедствий. В 1098 году, на втором году своего святительства, епископ Никита своими молитвами прекратил большой пожар в Новгороде. В другой раз во время засухи, грозившей Новгородской земле голодом, по его молитвам дождь оживил поля и луга с хлебами и травами.

Святитель Никита был озабочен устройством и украшением храмов в Новгороде. При жизни святителя в Новгород чудесным образом прибыл преподобный Антоний Римлянин и по благословению и совету святителя Никиты основал свой монастырь в честь Рождества Богородицы. Именно святитель Никита выпросил место у новгородских посадников для обители преподобного Антония.
Святитель Никита имел намерение украсить живописью стены храма Святой Софии; но это не удалось ему при жизни и лишь спустя несколько месяцев после его кончины на собранные им средства была произведена роспись собора.

Преставился святитель Никита 13 февраля 1108 года и был погребен в Софийском соборе в приделе Богоотец Иоакима и Анны. Местное празднование памяти святителю Никите началось, вероятно, вскоре после его кончины. Повсеместное же празднование установлено было, если не на Московских соборах 1547 и 1549 годов, то вслед за открытием его мощей, которое совершилось в 1558 году 13 мая.

Нетленные мощи святителя Никиты были обретены при следующих обстоятельствах. В 1551 году вечером в Великую Субботу, когда христиане собирались в Софийский собор, чтобы слушать чтение Деяний апостольских пред Пасхальной заутреней, пришел в собор и боярин, который ведал царские дела в городе. Обходя соборные паперти, занятые гробницами епископов, зашел боярин в придел Богоотец Иоакима и Анны, в котором находилась гробница святителя Никиты в некотором запустении. Выйдя из придела, боярин пошел в главный храм, где на левой стороне близ дверей, ведущих в алтарь, сел и вскоре задремал. Во сне он услышал голос, который говорил ему: "Покрыт должен быть гроб епископа Никиты".
Повинуясь этому голосу, боярин пошел домой; оттуда вскоре вернулся с покровом, который и возложил на гробницу святителя Никиты, прежде очистив ее от пыли и сора. Побуждаемый желанием взглянуть на мощи святителя, боярин проделал щель в гробнице и увидел, что тело святителя лежит покрытое покровом, совершенно целое, без признаков разрушения. Мало-по-малу об этом узнали и другие жители города, время от времени посматривали в щель гробницы и дивились виденному.
Так продолжалось до 1558 года, когда aрхиепископ Пимен (1552-1570), убедившись через других и лично в нетленности мощей святителя Никиты, письменно донес об этом царю и митрополиту, которые с великою радостью повелели ему открыть гробницу святого, переложить тело его в новую гробницу так, чтобы оно открыто почивало, и установить общецерковное празднование святому.
Когда открыли гробницу, то увидели, что тело святого покоилось на земле ниже церковного помоста; оно было покрыто плащаницей, а лицо святителя озарено светом; правая рука его благословляющая лежала на груди, левая же простерта вдоль тела. Облачив святителя в новые архиерейские одежды снова положили его в гробнице на прежнее место.
По обретению мощей был отслужен молебен и всеношное бдение. Во время богослужения, когда происходило уставное чтение и священнослужители сидели, одному из игуменов было видение, что святитель Никита, восстав из гроба, в фелони и с кадилом в руках пошел сначала кадить в алтарь, а затем в храм и вскоре сделался невидимым.
Спустя некоторое время по обретении мощей святителя Никиты, один из начальствующих города обнаружил свое сомнение в нетленности их. Чтобы рассеять его сомнения, архиепископ Пимен открыл покров на мощах святого до груди. Увидев лицо святителя, как у здорового спящего человека, градоначальник раскаялся в своем грехе. Так Господь спустя 450 лет со дня кончины прославил своего угодника нетлением его святых мощей.
Между тем при мощах святителя Никиты, по обретению их, совершилось немало чудес: получали исцеление хромые, расслабленные, больные, бесноватые, но особенно получали исцеление больные глазами, слепые или с испорченным зрением.
Когда обретены были честные мощи святителя Никиты, и совершилось поразительное исцеление одного расслабленного, многие жители Новгорода и окрестностей начали притекать к мощам чудотворца со своими недугами. Среди больных была праведная старая и слепая Ксения, ничего не видевшая 12 лет. Шла в то время литургия. Ксения молилась Господу об исцелении, обращаясь с молитвой и к святителю Никите. После усердной молитвы у гроба святого она получила исцеление, прозрев на оба глаза, к удивлению бывших в храме Святой Софии.
Однако не только в Софийском соборе, но на всяком месте и при всяких обстоятельствах святитель Никита являлся на помощь тем, которые с верою и молитвою прибегали к нему. Во время обретения мощей святителя Никиты, по молитвам его, Бог увенчал победою русских в войне с Ливонцами. При взятии г.Нарвы и в русском и в неприятельском войске видели, что святитель Никита ездит по берегу реки Нарвы на коне в святительских одеждах и с жезлом в руке, увенчаным крестом и отражает врагов от русских полков. Это засвидетельствовали сами воины, вернувшиеся в Новгород; то же подтвердил и старейшина города Нарвы - латинянин, по имени Иоанн, когда увидел образ святителя Никиты.

В 1805 году мощи святителя Никиты были переложены в новую бронзовую раку, устроенную по завещанию Новгородского митрополита Гавриила; а в 1846 году совершилось торжественное переложение мощей святителя в великолепную серебряную раку.
После 1917 года, когда началось открытое гонение на Русскую Православную Церковь, мощи святителя, как и многих святых Русской Церкви, подверглись поруганию. Святая София была превращена в музей, а мощи святителя, упакованные в бумажный мещок, валялись в хранилище музея. И только в 1957 году по благословению архиепископа Сергия (Голубцова) темным вечером на грузовике мощи святителя Никиты были благоговейно переправлены в Николо-Дворищенский собор на Ярославовом дворище. Но недолго пребывали они там. В годы хрущевских гонений на Православную Церковь этот собор был закрыт, как и многие другие храмы, и мощи святителя перенесены в церковь святого апостола Филиппа, где и пребывали до 1993 года.
13 мая 1993 года по благословению Высокопреосвященнейшего Льва архиепископа Новгородского и Старорусского мощи святителя крестным ходом при стечении тысяч граждан были торжественно перенесены из церкви апостолва Филиппа в Софийский кафедральный собор и с честью положены на то самое место, где столетиями прежде они покоились.

Ныне мощи святителя Никиты открыто почивают на том же месте, где были обретены, под аркою между пределами Богоотец Иоакима и Анны и Рождества Пресвятой Богородицы в Софийском кафедральном соборе. И ныне у раки с мощами святителя Никиты получают благодатную помощь и исцеления все с верою и любовью притекающие.
Вспоминая чудесную помощь святителя Никиты, подаваемую особенно слепцам и всем больным зрением, попросим и мы его молитвенной помощи многострадальному русскому народу, да исцелит народ наш от духовной слепоты и укажет ему спасительный путь к храму Господа и Спаса нашего Иисуса Христа.
Память - 31 января / 13 февраля, 30 апреля / 13 мая и 14 / 27 мая

Поделиться: