Живописная история. Жан Фуке

Агнесс Сорель и картина «Мадонна с младенцем»

Жан Фуке. Этьен Шевалье и Св. Стефан. Левая створка Меленского диптиха. ок. 1450. Картинная галерея. Берлин

Жан Фуке. Дева Мария. Правая створка Меленского диптиха. Ок. 1450. Королевский музей изящных искусств, Антверпен


Сегодня только в воображении можно представить эту картину единым целым. «Меленский диптих» был создан французским художником Жаном Фуке в середине XV века. Полотно заказал придворный муж Этьен Шевалье для одной из церквей города Мелена. На левой створке, которая теперь хранится в картинной галерее Берлин-Далем, Фуке изобразил самого Шевалье с его покровителем святым Стефаном. На правой створке, принадлежащей ныне Королевскому музею изящных искусств в Антверпене, художник создал композицию «Мадонна с младенцем».

Поражает цветовое решение картины - ярко-красные и синие ангелы, мраморная кожа Мадонны и Младенца, глубокий синий тон фона. Но еще больший интерес вызывает сама Мадонна, а вернее - Ее прообраз. Считается, что на картине Фуке изобразил Агнессу Сорель. Кто же эта женщина, вдохновившая знаменитого французского художника на создание одного из лучших образов Богоматери в мировом искусстве?

Мировая история хранит множество фактов и свидетельств женского влияния на власть. Особенно, пожалуй, в этом смысле показательна история Франции. Их было множество, этих ярких красавиц-фавориток. Имена большинства из них давно забыты, но некоторые остались в истории благодаря своему уму, красоте и благотворному влиянию на королей.

И первой в этом ряду стоит Агнесса Сорель.

Дата ее рождения точно не известна - одни историки утверждают, что Агнесса появилась на свет в 1409 году, другие, и, скорее всего, это ближе к правде, - в 1422-м. Ее отец, Жан Сорель, придворный графа Клермона, поняв, что из красоты дочери можно извлечь определенные выгоды, устроил так, что Агнесса сначала стала фрейлиной герцогини Изабеллы Лотарингской, а потом и самой королевы Марии Анжуйской, супруги короля Карла VII. Агнесса пользовалась при дворе огромным успехом. Не мог не заметить эту красавицу и король. Ей тогда было, по всей видимости, чуть больше двадцати.

Карл был сложным человеком. Все знали, что законы морали и нравственности его волнуют мало, он был страстным, увлекающимся, трусоватым и жестоким, но при этом неплохо образованным и большим любителем чтения. Уже вечером того дня, когда Агнесса впервые попалась на глаза его величеству, он увел фрейлину в свою спальню и признался в нежных чувствах. Агнесса не ожидала ничего подобного и в смятении выбежала из королевских покоев. Однако вскоре она сдалась на уговоры государя. Так началось пятилетие ее власти над королем.

Как водится, законная супруга узнала новость последней. Поняв, что страсть Карла велика, и тут ничего не поделаешь, она, порыдав несколько дней, смирилась, более того - подружилась с Агнессой. Они вместе ездили на охоту и гуляли. Такое разрешение проблем весьма порадовало Карла.

В течение нескольких лет, как свидетельствует тогдашний Папа Римский Пий II, «король не мог прожить и часа без своей подружки и был более озабочен совершенствованием своего любовного мастерства, чем ведением государственных дел». Он осыпал Агнессу украшениями, дарил поместья - замок Иссуден в Берри и усадьбу Вернон в Нормандии, награждал титулами, один из которых узнали все. Мадам Боте, мадам Красота - так ее стали звать после того, как король подарил ей поместье Боте-сюр-Марн, Красота на Марне. А в июне 1444 года Карл вместе со своим шурином Рене Анжуйским устроил большой рыцарский турнир в честь прекрасной Агнессы.

Фаворитка родила королю четырех дочерей, и всем им король, несмотря на протесты высоких родственников, даровал родовые титулы Валуа. Это было, пожалуй, высшим проявлением его любви.

Далеко не высокородная аристократка, Агнесса вела образ жизни королевы. До нее брильянты разрешалось носить только мужчинам монаршего рода. После нее это позволяли себе все дамы, которые могли себе это позволить. Она была одной из лучших клиенток крупного негоцианта и королевского казначея Жака Кера. Он поставлял ей мех куницы, восточные шелка, египетские золототканые материи, из которых она шила потрясающие туалеты. Агнесса поражала современников дерзостью и разнообразием своих нарядов. Именно она впервые ввела в моду облегающие фигуры платья и длинные шлейфы, которые очень не понравились Церкви - священники называли их «дьявольским хвостом» и запрещали носить благородным дамам. Агнесса же ввела в моду и декольте.

Возмущенный ее неподобающим поведением, архиепископ Жан Жувенель дез Юрсен приводил факты огромных трат на шлейфы и гребни, золотые украшения, драгоценные камни и дорогие ткани и замечал, что «закрывая лицо вуалью, она придумала такие разрезы на платье, сквозь которые видны соски или вся грудь». К декольте при дворе привыкли не сразу, но вскоре аристократки, заметив заинтересованные взгляды своих мужей в сторону Агнессиных прелестей, пошипев для приличия, вынуждены были надеть - а может, они это делали с радостью - туалеты с глубоким вырезом. Так Агнесса победила в этой войне с Церковью и Приличиями.

Однако обожаемая королем, осыпанная всеми возможными монаршими милостями, мадам Красота не могла чувствовать себя счастливой. Она купалась в роскоши - только стоимость драгоценностей, принадлежавших ей, составила двадцать тысяч шестьсот экю золотом! - а народ жил трудно. Напрасно сердобольная Агнесса тратила целые состояния на подаяния нищим и дары монастырям. В ней видели лишь алчную фаворитку, из-за которой король забыл о королеве и подданных. Во всех своих бедах - в нищете, болезнях, тяжких налогах - простые французы обвиняли королевскую фаворитку. И Агнесса решила, что обязана принести народу пользу.

В стране действительно было неспокойно: шла Столетняя война, длившаяся с перерывами с 1337 по 1453 год. После победы при Азенкуре англичане захватили север Франции, включая Париж. Благодаря Орлеанской деве Жанне позже военное счастье перешло на сторону французов, и они смогли отвоевать у англичан некоторые свои земли. Было заключено перемирие, но большая часть французских земель по-прежнему находилась под управлением английской короны.

Бездействие короля не устраивало ни народ, изнывавший от нищеты и тягот налогов, ни Агнессу, чувствовавшую себя ответственной за то, что происходило в ее стране. Однажды она рассказала возлюбленному, как астрологи предсказали, что ее полюбит самый храбрый и мудрый король на свете. «Я думала, - говорила Агнесса, - это вы, мой король, но, по-видимому, я ошиблась - вы слишком изнежены и совсем забыли о государственных делах. Возможно, тот, предсказанный мне астрологом, король - правитель Англии, который создает сильные армии и захватывает ваши прекрасные города. Пожалуй, я отправлюсь к нему».

«Такие слова столь сильно уязвили сердце государя, что он разрыдался. Вскоре, набравшись мужества, он взялся за оружие. Карл действовал так успешно, что мы выбили англичан из своего королевства», - писал историк Брантон, считавший, что Агнесса Сорель заслуживает признательности французов в не меньшей степени, чем Жанна д’Арк. Вдохновленный Агнессой, Карл в течение нескольких месяцев вернул Франции все захваченные англичанами земли и положил конец Столетней войне. Карл Победитель - так стали его называть с тех пор.

Однако Агнессе этого триумфа Карла и триумфа своих усилий увидеть не удалось.

Шел январь 1450 года. Король готовился к осаде города Арфлера, который еще находился в руках врага. Его волновало не только будущее сражение, но и состояние Агнессы - она ждала его в замке Лош и должна была вот-вот подарить ему четвертое дитя. Вдруг он увидел бегущего к нему монаха. «Государь! Там привезли мадам Сорель. Она в ужасном состоянии».

Агнесса, утомленная и беременностью, и тяготами пути, сказала, что ей пришлось приехать, поскольку она никому не могла доверить важное известие: среди его подданных есть враги, и они готовят против него заговор - собираются выдать англичанам. «Я приехала вас спасти», - прошептала она. Был ли в действительности этот заговор? Никто не знает. Возможно, Агнесса все-таки спасла любимого - вероятно, заговорщики, узнав, что королю все известно, действовать побоялись.

Вскоре после приезда Агнессы в ставку короля у нее начались роды. Подарив государю четвертую дочь, Агнесса никак не могла оправиться и чувствовала себя очень плохо - беспокоили боли в животе. Во время болезни она много общалась со своим духовником, каялась в грехах, молилась. Предчувствуя скорую смерть, завещала большие суммы церкви и 60 тысяч экю всем тем, кто помогал ей в жизни. Отец Дени, духовник Агнессы, отпустил ей все грехи, и 11 февраля 1450 года в 6 часов вечера самая красивая женщина XV века умерла.

Над местом захоронения ее сердца и внутренних органов в капелле Нотр-Дам в Жюмьеже высится великолепное надгробие из черного мрамора. На нем стоит статуя из белого мрамора - молящаяся Агнесса с собственным сердцем в руках. Тело же ее было погребено в саркофаге из черного мрамора в соборе Лоша (ныне церковь Сент-Урс). На надгробной плите из белого мрамора барельеф - Агнесса в отороченном мехом платье, в окружении двух ангелочков и двух агнцев.

Жан Фуке, «Мадонна с младенцем»

Французский живописец Жан Фуке является одним из основоположников искусства Раннего Возрождения во Франции. Фуке на протяжении почти всей своей жизни работал в Париже. В 40-х гг. он не раз посещал Рим, где брал уроки по технике эмали у известного художника Антонио Филарете и изучал труды Л. Б. Альберта, и в это же время писал портрет Папы. После своего возвращения из Рима художник создал портрет донатора. Сильнейшее влияние на творчество Фуке оказали работы Мазаччо и Фра Анд-желико. Его манера рисования приводила зрителей в восторг, несомненный талант художника вызывал подлинное восхищение, поэтому в 1475 г. он был назначен королевским живописцем.

Жан Фуке, один из известнейших французских художников XV в., соперничал с Мармионом в искусстве миниатюры. Фуке иллюстрировал многие рукописные книги, в частности сочинения Боккаччо. Самыми известными работами художника можно назвать книжные миниатюры на религиозные темы («Часослов Этьена Шевалье») и исторические сюжеты в «Больших исторических хрониках», «Жизни знаменитых мужчин и женщин», «Иудейских древностях». Характерной особенностью этих работ является реалистическое отражение реальных или мифологических событий, сюжет которых художник переносил в современную ему среду Франции. Для этих работ характерны такие черты, как свободная передача пространства и широкое разнообразие ярких красок. Миниатюры Жана Фуке отличает мягкий колорит, а также применение элементов прямой и воздушной перспективы.

В портретах Карла VII и канцлера Г. Жювенеля дез Юрсена, которые в настоящее время экспонируются в Лувре, художник с большой правдивостью отразил характер позировавших.

Кисти Фуке также принадлежат несколько изящных и выразительных религиозных композиций, например роспись правой створки диптиха с Мадонной и младенцем, созданная в 1451 г. Эта работа ныне находится в Королевском музее изящных искусств в городе Антверпене.

Несмотря на то что образ Мадонны с младенцем глубоко религиозен, Фуке изобразил Святую Деву в виде земной женщины. В течение некоторого времени считали, что Мадонна - это портрет Агнессы Сорель, возлюбленной французского короля Карла VII. Среди оснований для подобного утверждения, в частности, то, что именно Агнесса Сорель установила моду на платья с открытой грудью: в таком платье изображена Мадонна на полотне Фуке. Ее поклонником был также и некто Шевалье - первый покровитель Фуке. Картина была написана художником в год смерти Агнессы, поэтому вполне возможно, что она была заказана в память о ней.

В этой картине, как ни в одной другой, ясно видно влияние итальянских художников на художественный метод Фуке. Пристальное внимание, которое живописец уделяет деталям, заимствовано им у северных мастеров, таких как Ян ван Эйк. Это заметно в трактовке короны, украшенной драгоценными камнями, и различных по фактуре одежд, меха и прозрачной вуали.

Одной из знаменитых работ художника на религиозную тему является картина «Этьен Шевалье со святым Стефаном». На полотне Фуке изобразил молящегося донатора, Этьена Шевалье, которого обнимает за плечи покровительствующий ему святой. Святой Стефан (в старофранцузском языке его имя соответствует имени Этьен) изображен в облачении дьякона, Фуке представил его в образе первого дьякона христианской церкви. В руках святой Стефан держит книгу, на которой лежит булыжник - знак его мученической смерти (согласно преданию, святой был забит камнями за свою веру).

Фуке расположил эти две фигуры на картине так хорошо, что они не кажутся плоскими, как в предыдущих работах французских мастеров. Художник постарался с большой силой проявить световой поток в картине, и именно этот факт эффективно повлиял на точность расположения образов в пространстве и на объемность фигур персонажей. Этот художественный прием свидетельствует о значительном воздействии на творческий метод художника совершенной им поездки в Италию. Но в этой картине заметно также влияние северных мастеров, в проработке текстуры материалов - меха, тканей, мрамора, камня - можно увидеть сходство с живописью ван Эйка.

В книжных миниатюрах на религиозные, исторические, светские темы ("Часослов Этьена Шевалье", 1450-1455, Музей Конде, Шантийи, и другие собрания; "Большие хроники короля Франции", 1458, Национальная библиотека, Париж; французский перевод "Жизни знаменитых мужчин и женщин" Джованни Боккаччо, 1458, Государственная библиотека, Мюнхен; "Иудейские древности" Иосифа Флавия, 1470-1476, Национальная библиотека, Париж) Фуке, один из основоположников искусства Раннего Возрождения во Франции, применял элементы воздушной и линейной перспективы, переносил место действия в поэтичные, напоенные светом и воздухом сельские пейзажи и улицы французских городов, отказывался от средневекового принципа размещения планов по вертикали. Любовью к предметному миру, торжественным композиционным ритмом, звучным, насыщенным колоритом отличаются религиозные композиции Фуке (правая часть диптиха "Мадонна с младенцем", около 1451, Королевский музей изящных искусств, Антверпен). Исключительно правдивы и очень характерны выполненные Фуке портреты (короля Франции Карла VII, канцлера Гуллиаме Жювенеля дез Юрсен, обе картины в Лувре, Париж).

Картина Жана Фуке "Мадонна с младенцем".
Религиозный образ Мадонны с младенцем на троне изображает также и более земной сюжет. Распространено мнение, что Мадонна на самом деле – это портрет Аньес Сорель, возлюбленной французского короля Карла VII. Ее поклонником был также и некто Шевалье, первый покровитель Фуке. Эта картина была исполнена в год смерти Аньес, в память о которой она, возможно, и была заказана. Аньес Сорель (Agnes Sorel) (около 1422 – 9 февраля 1450), возлюбленная французского короля Карла VII, первая официальная любовница при дворе французских королей. Происходила, по-видимому, из небогатых дворян. Была фрейлиной при дворе Изабеллы Лотарингской, королевы Сицилии, жены короля Рене Анжуйского, на сестре которого, Марии Анжуйской, был женат Карл VII. Ее связь с королем началась в 1444 году. В 1445 родился ее первый ребенок, после чего Аньес близко сошлась с королевой Марией, став ее фрейлиной. Современники единодушно называли ее прекраснейшей из женщин (даже папа Пий II оставил восхищенный отзыв о ее внешности). При дворе Аньес Сорель ввела в моду облегающие платья, низкие декольте, обнажавшие одну грудь. В 1448, когда у нее уже было трое детей от короля, она удостоилась от своего возлюбленного титула «Прекрасной Дамы» (игра слов; на французском языке Dame de Beaute означает также владелицу замка Боте-сюр-Марн). Фаворитке короля Карла VII были подарены замки, земли; она получала огромные денежные доходы. Умерла она после родов четвертого ребенка.

Во Франции широко распространены легенды, представляющие Аньес Сорель патриоткой, вместе с героиней Жанной д"Арк, способствовавшей освобождению страны от англичан. Авторы подобных легенд относят дату рождения Аньес Сорель к первому десятилетию 15 века, а поворот короля от светских удовольствий к воинским подвигам приписывают ее влиянию. Эти предания, в частности, отражены в поэме Вольтера «Орлеанская девственница». В середине 15 столетия, один из крупнейших французских живописцев того времени, Жан Фуке, известный своими миниатюрами, совершил путешествие в Италию, где он должен был видеть работы Пьеро делла Франчески и других ренессансных художников. Необходимо отметить, что острое внимание Жана Фуке к деталям восходит к северным художникам, таким как Ян ван Эйк. Это заметно в трактовке короны Мадонны, украшенной драгоценными камнями, и различных по фактуре одежд, меха и прозрачной вуали.

Жан Фуке. Меленский диптих. 1450 год.


Жан Фуке. Автопортрет .

Ни одной достоверной работы Фуке доитальянского периода не сохранилось, поэтому все разговоры относительно влияний оставим искусствоведам. Они любят сотрясать пустоту, а мы осмотрим его прекрасный Меленский диптих.

Левая створка:
Этьен Шевалье, заказчик диптиха, в молитвенной позе рядом с покровительственно положившим правую руку, святым его патроном Стефаном. В левой руке Стефан держит писание и камень - символ своего мученичества. Из Стефанова затылка покапывает кровь, его когда-то забили камнями. Судя по выражению лица он находится в паринирване.


Правая створка:
В образе Мадонны с младенцем изображена первая красавица при дворе Карла VII Агнесса Сорель.
Это была интересная женщина! Dame de Beauté! Король был влюблен в нее и пока королева Мария Анжуйская управлялась с его четырнадцатью детишками, Агнесса родила королю трех дочек. История этой женщины овеяна легендами. Одни упрекали ее в расточительности, другие приписывали едва ли не главную заслугу в освобождении Франции от Англичан. Но весь французский двор считал ее самой красивой женщиной. Папа Римский говорил: «У неё самое прекрасное лицо, которое только можно увидеть на этом свете».
Агнесс Сорель приписывают заботу о замещении высших должностей заслуженными лицами. Таким лицом был Этьен Шевалье. Неподкупный королевский казначей, заказчик Меленского диптиха.
На коленях Мадонны сидит младенец Христос и указывает пальчиком на Этьена. Тем самым спаситель дает понять, что молитвы Шевалье услышаны. Вокруг них милые ангелы принявшие красно-синие королевские цвета. По-русски это называется "в силах".


Агнесса была модница. Ради нее король пошел против воли предков и разрешил носить бриллианты некоронованным особам. Видимо очень хотелось Агнессе блестнуть! Она изобрела длинный шлейф и носила при дворе весьма фривольные наряды, шокировавшие современников. Например платье с одной обнаженной грудью.

Кроме диптиха, известен портрет Агнессы Сорель работы того же Фуке. На нем она изображена в своем знаменитом платье.


Шевалье заказал диптих для того чтобы повесить над собственной гробницей в соборе Нотр-Дам, в родном городе Мелене. Он должен был оставаться в соборе вечно, как вечно должны были служить мессу за упокой его души каждый день в шесть часов утра. Так и было на протяжении трех сотен лет, до середины 18 века. Потом случилась Французская революция и все, что при таких событиях бывает. Створки диптиха были по разным сведениям украдены или проданы самими клириками. Диптих был разделен. Створки оказались по отдельности.
В начале 19 века створка с портретом Шевалье попала к немецкому коллекционеру Брентано-Ларошу. Сейчас она хранится в музее Берлин-Далем.
Створку с Агнессой и младенцем купил в Париже мэр голландского Антверпена. Она хранится Королевском музее изящных искусств Антверпена.


Агнесса Сорель. Надгробие.


Сама Агнесса будучи беременной в четвёртый раз, внезапно умерла. Ученые провели исследования останков и доказали, что смерть Сорель произошла в результате отравления ртутью. Существуют разные предположения о причинах отравления прекрасной куртизанки. Одна из популярных версий состоит в том, что ртуть попала в организм Сорель вместе со средневековой косметикой. Ртуть и свинец тогда обильно использовали для производства белил и пудры.


Кроме диптиха и живописного портрета сохранился рисунок Фуке с портретом прекрасной Агнессы. LA BELLE AGNES.
Спасибо Фуке! Сегодня мы можем видеть идеал красоты французского двора периода столетней войны.

1. Жан Фуке. «Этьен Шевалье со святым Стефаном», ок. 1450. Картинная галерея, Берлин (левая створка Меленского диптиха). 2. «Богоматерь с младенцем». Королевский музей изящных искусств, Антверпен (правая створка)

Портрет изображает королевского казначея Этьена Шевалье, в молитве перед Богородицей, в образе которой, вероятно, изображена недавно умершая любовница короля.

Реализм ван Эйка быстро получил мировое признание. В Италии Бартоломео Фацио в 1455-56 годах превозносил фламандского живописца как «принца художников нашего века». Также и во Франции, где бургундское искусство было уже хорошо известно, новый стиль быстро завоевал признание под именем la nouvelle pratique . Следы этого влияния чувствуются в работе Ангеррана Картона, а также в знаменитой «Пьете из Вильнев-лез-Авиньон» (см. илл. с. 43), написанной ок. 1470 года анонимным южнофранцузским художником.

Неизвестный художник (Ангерран Картон?), «Пьета из Вильнев-лез-Авиньон», до 1457, Лувр

Донатор, чье лицо изображено реалистично, показан коленопреклоненным, с молитвенно сложенными руками в левом нижнем углу «Пьеты». Его белые одеяния, а также атрибут в виде восточной архитектуры (иерусалимский Храм Гроба Господня) на золотом фоне, дают возможность предположить, что он совершил паломничество в Иерусалим.

Художник предал мощное драматическое выражение горя участникам группы Снятия с Креста, и интенция по введению донатора в их группу кажется достаточной очевидной. Однако, взгляд и жест донатора (пока) не производят никакого впечатления собственно на святых персонажей, так что языком тела он остается вне их нарратива. Хоть и являясь частью картины, донатор поэтому кажется каким-то образом изолированным внутри её. Его взгляд задуман быть направленным прямо на развивающиеся события, но вместо того, чтобы выполнить требование своего заказчика, художник нарисовал его смотрящим скорее не на центр композиции, а диагонально наружу от него.

Аналогично этому изображен взгляд Этьена Шевалье в картине, выполненной Жаном Фуке по заказу Шевалье - вероятно, в 1451 году, после возвращения из Италии в Тур (где он провел большую часть своей жизни, работая в одной из французских королевских резиденций). Шевалье изображен на левой створке диптиха (сейчас в Берлине), обычно известного как «Меленский диптих», в честь места рождения донатора.

Шевалье, высокопоставленный чиновник при дворе Карла VII и Людовика XI , показан в простом, но элегантном красном одеянии. Его длинные тонкие руки, чья бледная, немного вялая кожа так сильно контрастирует с коричневатым цветом его лица, сложены в молитвенном жесте.

Его портрет - парный изображению Богоматери на правой створке диптиха. В отличие от донатора, она изображена в анфас, идеализованная как архаический объект поклонения. Этьен Шевалье позирует в три четверти, поэтому его взгляд, хотя и повернутый к Деве, проходит мимо нее. Здесь также цель портрета - показать донатора - вступает в конфликт с желанием донатора быть частью святой мизансцены картины.

Анонимный художник. Портрет Агнес Сорель, 16 век, частное собрание. Агнес назначила Шевалье своим душеприказчиком, что однозначно свидетельствует о близких отношениях между ними.

По преданию, Дева здесь изображена с чертами лица Агнес Сорель, фаворитки Карла VII . Богато одетая в горностаевую мантию и жемчужную корону, с выбритым лбом, согласно придворной моде того времени, Дева смиренно опускает глаза и предлагает свою грудь Младенцу. Позади ее трона находится толпа красных и синих путти-ангелочков вперемешку.

Портрет Этьена Шевалье сходен, в некоторых аспектах, с . Фуке тоже получил заказ написать чиновника, который поднялся из неаристократических слоев до высших позиций в феодальном абсолютистском государстве, и чье желание создать себе мемориал выдает его потребность в борьбе за социальный статус с нобилитетом. В то же время, диптих мог быть приношением по обету, ex voto , сделанным в знак его благодарности за назначение канцлером (Trésorier) Франции в 1451 году. Возможно, он был предназначен быть напоминанием о уважаемой фаворитке короля, которая умерла 9 февраля 1450 года.

Жан Фуке. "Часослов Этьена Шевалье". Ок. 1452-1460 гг. Книжная миниатюра: разворот с изображением Этьена Шевалье и святого Стефана коленопреклоненными перед Богородицей

В то время, как ван Эйк нашел «прогрессивное» решение проблемы интеграции в духовное и повествовательное единое целое сюжета «донатор поклоняется Богоматери», Фуке, который был главным придворным художником много лет, хотя и не являлся официальным peintre du roi до 1475 года, показывает Шевалье и святого Стефана, его тезоименитного патрона, в едином силуэте.

Чистота контуров и четкие большие участки цвета подчеркиваются светлым фоном мраморных стен и пилястр, на которых имя донатора повторяется во фризообразном узоре. Новаторский шаг Фуке от нидерландского донаторского портрета состоит в уменьшении сложности субъекта ради минимума чистых, экспрессивных компонентов.

Скомпрессованные многочисленные детали-аллюзии в композициях ван Эйка контрастируют с простой, лапидарной символикой Фуке: камень, лежащий на молитвеннике в кожаном переплете с золотым обрезом, например, очевидный знак интереса художника к геологии. Как и рана на тонзуре святого, откуда кровь капает на воротник его далматика, камень обозначает вид мученичества святого патрона. В Часослове, сделанным для Шевалье (1452-60), ныне в музее Конде в Шантильи Фуке сделал миниатюру с побиением камнями святого Стефана.

Часослов Этьена Шевалье. Побиение святого Стефана камнями

Жан Фуке. Автопортрет. Лувр. Небольшой медальон был одним из нескольких, украшавших несохранившиеся наружные створки диптиха. Это старейший автопортрет с подписью художника в западном искусстве.

Поделиться: