Проблемы реформы жкх и пути их решения. Жилищные проблемы жкх и пути их решения Многочисленные административные процедуры мешают развитию рыночных отношений в сфере ЖКХ

Рынок жилищного фонда: Цены на дома зависят от того, как много семей желает приобрести жилье и сколько единиц жилищного фонда имеется на рынке. Так при повышении спроса растут цены, а при повышении предложения цены уменьшаются. Предложение нового жилищного фонда исходит от строительной индустрии и зависит от соотношения цен на жилье и стоимости его строительства (модернизации). В долгосрочной перспективе рынок жилищного фонда должен уравнивать цены на жилье с затратами на его строительство. В краткосрочной перспективе возникают отклонения по причине задержек, свойственных процессу строительства. Так, если спрос на жилье резко возрастает, а предложение жилищного фонда остается постоянным, то цены растут. Пока цены больше издержек - осуществляется ввод жилья. По мере того, как вновь введенный жилищный фонд попадает на рынок спрос удовлетворяется цены падают, приближаясь к издержкам. Важнейший фактор, влияющий на спрос на жилищный фонд - доход (потенциальная квартплата) от приобретенной недвижимости.

Рынок жилищных услуг: Жильцы могут быть владельцами или простыми квартиросъемщиками. Спрос на жилищные услуги зависит от дохода семьи и соотношения цены жилья и стоимости других товаров (питание, одежда и т.д.). Стоимость жилищных услуг (сумма, выплачиваемая за пользование жилищем) Для квартиросъемщика - это квартплата, для домовладельца - доход от владения собственностью. Спрос на жилищные услуги зависит от уровня квартплаты, уровня доходов и числа семей. При прочих равных условиях, если растет число семей, то растет спрос на жилищные услуги, и если предложение постоянно - растет квартплата. Таковы законы рынка жилищного фонда и жилищных услуг в цивилизованном мире. Россия же ввиду своей особенности исторического развития имеет ряд отличительных черт.

В России нет класса реальных домовладельцев, муниципальные органы выступают в роли подрядных организаций, обслуживающих жилье, не более того. В качестве таких организаций могут выступать и частные фирмы. Это обстоятельство, наряду с желанием избавиться от убытков жилищно-коммунального хозяйства, которые покрываются за счет бюджетных средств, и легли в основу предложенной правительством жилищно-коммунальной реформы. Фактически ее можно свести к следующим главным мероприятиям: организация службы единого заказчика. В роли "единого заказчика" выступает сам муниципалитет (или его представитель; если город большой, то службы единого заказчика организуются в округах, районах), который предлагает подряд на обслуживание группы жилых зданий (квартала, микрорайона, двора). Устанавливаются определенные требования к качеству обслуживания и сумма, которая будет перечислена подрядчику, в случае успешного оказания соответствующих услуг. Предполагается, что возникнет конкуренция между муниципальными и частными фирмами, которые будут бороться за получение такого подряда, что позволит, в частности, усилить контроль за уровнем тарифов в жилищно-коммунальном хозяйстве; поэтапное увеличение тарифов на коммунальные услуги и повышение квартирной платы для постепенной ликвидации убыточности коммунального хозяйства. При этом квартирная плата повышается до уровня, покрывающего эксплуатационные расходы здания и его текущий ремонт; поскольку, как уже указывалось выше, домовладелец в данной схеме отсутствует, то расходы на капитальный ремонт и реконструкцию здания либо будут осуществляться из бюджета, либо не будут осуществляться вообще. Кроме того, противоречивая ситуация складывается и в работе коммунальных служб: в настоящее время ими осуществляется практика перекрестного субсидирования - часть издержек по оказанию услуг одной группы потребителей (населения) перекладывается на другую группу (предприятия, организации).

Строго говоря, повышение тарифов для населения должно предполагать их снижение для других групп потребителей коммунальных услуг, однако в явном виде такая постановка вопроса в предлагаемых мероприятиях отсутствует. Такая постановка дела в целом свидетельствует о непонимании различия между квартирной платой (рентой) и эксплуатационными расходами здания, в котором находится квартира. В частности, эксплуатационные расходы ветхого жилого фонда и общежитий (с относительно более высокой плотностью прожимающих на один квадратный метр общей площади здания) значительно выше, чем издержки содержания нового жилого фонда повышенной комфортности. Соответственно, размер платы за проживание на "квадратном метре" общежития оказывается в несколько раз выше, чем за аналогичную площадь обычных благоустроенных квартир, а в последних, соответственно выше, чем в квартирах "элитного” жилого фонда. Тем не менее квартирная, арендная плата представляют собой ренту (или, точнее, квазиренту) домовладельца. Размер последней регулируется другими причинами; она напрямую не связана ни с эксплуатационными расходами здания, ни со стоимостью его строительства. Отсутствие домовладельцев в данной схеме регулирования услуг жилого фонда не означает, естественно, ликвидации рентных доходов, обусловленных местоположением, различным уровнем комфортности жилья. Однако теперь эти доходы присваиваются жильцами, причем в неявной форме. Это вызывает ряд важных и не совсем очевидных последствий, которые выявляются лишь в долгосрочной перспективе.

Во-первых, отсутствие явных, учитываемых непосредственно в денежном выражении рентных доходов сужает налоговую базу города. Более того, доходная статья городского бюджета (доходы от сдачи муниципального имущества в аренду) превращается в расходную: даже после успешной реализации жилищно-коммунальной реформы капитальный ремонт зданий жилого фонда придется так или иначе осуществлять за счет бюджетных средств.

Во-вторых, кроме проблемы капитального ремонта возникает и проблема нового жилищного строительства и/или реконструкции старого жилого фонда. Остановить процесс ветшания жилья и одновременно продолжать новое строительство становится невозможным: высокие объемы жилищного строительства рано или поздно приводят к таким же высоким объемам выбытия жилья в ветхий жилой фонд. Прогрессирующее образование городских трущоб становится неизбежным. Даже если рента была установлена хотя бы на уровне амортизационных отчислений на реновацию - централизуемые средства позволяли бы осуществлять новое строительство и расселять ветшающие дома. В данной же ситуации жилье превращается из воспроизводящегося капитала в исключительно потребительское благо с длительным сроком пользования. Само по себе это не вызывает возражений, особенно в случае индивидуального дома (коттеджа), однако дело в том, что при таком механизме включения жилого фонда в рыночный обмен этот фонд не может стать капиталом, то есть, фактически, не может приносить прибыль своему владельцу. Отсюда, строго говоря, становятся невозможными и инвестиции в жилищное строительство, поскольку речь идет о приобретении лишь потребительских благ; соответственно, невозможно и кредитование этого процесса (если не брать в расчет относительно узкую сферу потребительского кредита). В результате снижается и общий объем инвестиций, что сказывается и на темпах экономического роста в стране в целом.

Наконец, в третьих, сложившаяся ситуация значительно снижает мобильность рынка рабочей силы, поскольку в целом квартирная плата по - прежнему не входит в цену труда. Высокая арендная плата, сопутствующая небольшому по объему рынку жилого квартир, предлагаемых, в основном, индивидуальными собственниками приватизированного жилья и посредниками, существенно затрудняет миграцию. Усугубляются территориальные диспропорции, что также отрицательно сказывается на экономическом росте. Города, особенно малые, превращаются в своеобразную "ловушку для безработных”.

Таким образом, основные меры предлагаемой жилищно-коммунальной реформы свидетельствуют лишь о желании освободить государственный и местные бюджеты от части расходов, но отнюдь не решают основных проблем в данной сфере. Для того, чтобы добиться запуска капиталистического механизма развития городов, необходимы гораздо более глубокие институциональные изменения (например, отмена права на жилище, введение окончания сроков приватизации жилья, другие достаточно непопулярные в современной России меры). Кроме того, необходимы и структурные изменения: крайне высокая цена строительства одного квадратного метра жилья при его весьма низком качестве приводит к тому, что объемы нового строительства в российских городах постоянно сокращаются. Причем низкий уровень средней заработной платы в целом не позволяет широким слоям населения предъявлять спрос на новое жилье. В конечном итоге цена строительства 1 кв. м. нового жилья должна стать ниже, чем цена 1 кв. м. старог (имеются в виду средние уровни цен); кроме того, даже минимальная заработная плата должна позволять работнику арендовать жилье. Только в этом случае можно говорить о запуске рыночного механизма. К сожалению, действующие в российской экономике тенденции прямо противоположны; в результате идет постоянное накопление диспропорций. Устранить последние становится все сложнее, результатом такого развития ситуации может быть возврат к бюрократическому распределению части хозяйственных благ и нормированию потребления все большей части услуг. Диспропорции далеко не так безобидны, как это может показаться на первый взгляд - в частности, отсутствие свободного жилья не позволяет решать проблемы закрытия ряда убыточных шахт в угольной отрасли даже при наличии определенных денежных средств, выделяемых правительством на переобучение и адаптацию шахтеров.

В свою очередь, социальный протест работников, волею судеб оказавшихся в депрессивных городах и районах может в конечном итоге привести к смене политического курса и свертыванию казавшихся необратимыми рыночных реформ. Понимание сути жилищного вопроса в переходной экономике государственной и хозяйственной элитой очевидно отсутствует. Похоже, что это делает грядущие негативные явления в развитии российских городов неизбежным.

НП «Национальный центр общественного контроля в сфере ЖКХ «ЖКХ Контроль» сформировал рейтинг проблем в сфере жилищно-коммунального хозяйства за I квартал 2016 года. Рейтинг сформирован по итогам обращений граждан в общественные приемные, работающие в 72 субъектах РФ. Всего в эти приемные за I квартал обратились 8644 человека.

Исполнительный директор НП «ЖКХ Контроль» Светлана Разворотнева:
— За год в сфере ЖКХ произошли определенные изменения. Самое главное – снижается накал страстей вокруг темы капитального ремонта. Процент обратившихся по этой теме за год упал более чем на 5 %, а сама тема в рейтинге переместилась со 2-го места в I квартале 2015 года на 5 место в 2016 году. Также существенно снизилось количество обращений по теме «начисление платы за ЖКУ» (на 8,5 %), хотя сама эта тема и в 2015 и в начале 2016 года неизменно занимала I место в рейтинге. Серьезно вырос процент обращений по теме «качество коммунальный ресурсов», хотя, на наш взгляд, этот факт обусловлен сезонными факторами и связан, главным образом, с проблемами прохождения отопительного сезона 2015-2016 года (в IY квартале 2015 года тема качества коммунальных ресурсов оказалась на первом месте). Незначительно выросло количество обращений по вопросам управления МКД. При этом тема «управление МКД» и в 2015 и в 2016 году неизменно занимала 3 место, а «неудовлетворительное состояние МКД» переместилось с 5 на 4 место. Все это, на мой взгляд, говорит о том, что институт лицензирования, заработавший с 1 мая 2015 года, пока не принес ожидаемых результатов».

Что больше всего беспокоит граждан России в жилищно-коммунальной сфере по итогам I квартала 2016 года?

Позиция в рейтинге Количество обращений % от количества обращений
1 Начисление платы за ЖКУ 1602 18,5
2 Качество коммунальных услуг 1508 17,4
3 Управление МКД 1479 17,1
4 1155 13,4
5 Капитальный ремонт 841 9,8
6 465 5,4
7 Проблемы с приборами учета 231 2,7
8 Аварийное и ветхое жилье 133 1,5
9 123 1,4
10 Иные 1107 12,8
ИТОГО: 8644

I. Начисление платы за ЖКУ включает следующие проблемы:
проблемы с начислением платы за жилищно-коммунальные услуги;
перерасчеты;
формирование платежных документов;
дополнительные платежи;
в том числе проблемы с начислением платы за коммунальные услуги, потребленные на общедомовые нужды – 662 обращения (7,7 % от всего объема).
II. Неудовлетворительное качество предоставляемых коммунальных услуг
III. Управление МКД включает следующие проблемы:
управление многоквартирными домами (проблема двойных платежных документов);
законность действий ТСЖ, ЖСК, управляющих организаций (в том числе вопросы, касающиеся финансово-хозяйственной деятельности);
раскрытие информации управляющими организациями;
лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами – 129 обращений (1,5 % от всего объема)
проведение общих собраний собственников – 236 обращений (2,7 % от всего объема):
— проблемы при проведении;
— проблемы исполнения принятых решений
— и другие.
IV. Неудовлетворительное состояние МКД включает следующие проблемы:
ненадлежащее оказание услуг по содержанию и текущему ремонту многоквартирных домов.
V. Капитальный ремонт включает следующие проблемы:
сроки проведения капитального ремонта;
качество проведения капитального ремонта;
размер взноса на проведение капитального ремонта;
отсутствие информации о региональных программах проведения капитального ремонта.
VI. Неудовлетворительное благоустройство придомовой территории
VII. Проблемы, связанные с индивидуальными и общедомовыми приборами учета, включают вопросы:
приобретения;
установки;
эксплуатации.
VIII. Аварийное и ветхое жилье включает следующие проблемы:
с признанием многоквартирных домов аварийными;
со сроками переселения;
с качеством вновь возводимых многоквартирных домов.
IX. Жалобы на действия и бездействия уполномоченных органов государственной власти и органов местного самоуправления, влияющих на соблюдение прав и законных интересов граждан в сфере жилищно-коммунального хозяйства;
X. Иные темы включают следующие проблемы:
использование общего имущества многоквартирного дома;
социальный найм;
коррупционная составляющая;
другие.

Тематика проблем, волнующих граждан % от количества обращений в I квартале 2016 года % от количества обращений в I квартале 2015 года
Начисление платы за ЖКУ 18,5 27,04 %
Качество коммунальных услуг 17,4 13,72 %
Управление МКД 17,1 14,07 %
Неудовлетворительное состояние МКД 13,4 9,64 %
Капитальный ремонт 9,8 15,2 %
Неудовлетворительное придомовое благоустройство 5,4 3,24
Проблемы с приборами учета 2,7 2,3 %
Аварийное и ветхое жилье 1,5 1,3 %
Жалобы на бездействие уполномоченных органов власти 1,4 0,8 %
Иные 12,8 12,69 %

Ключевыми направлениями Стратегии определены:

  • совершенствование деятельности по управлению многоквартирными домами;
  • оптимизация затрат на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме;
  • переселение граждан из аварийного жилья;
  • оказание качественных коммунальных услуг для населения;
  • общественный контроль.

Процесс управления МКД

Под этим термином понимается государственный механизм регулирования предпринимательской деятельности в сфере жилищно-коммунального хозяйства, а именно лицензирование деятельности по управлению многоквартирным домом.

Федеральным законом №255-ФЗ от 21.07.2014 г. в Жилищный кодекс РФ введены поправки, обязывающие получать юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, занимающимся деятельностью по управлению и содержанию многоквартирных домов лицензии в организациях государственного жилищного надзора субъекта РФ. Руководители управляющих компаний обязаны сдать квалификационный экзамен и получить свидетельство о повышении квалификации, в последующем подтверждая его, каждые пять лет.

В 2015 году в районе получили лицензии следующие организации: ООО «ПРИОРИТЕТ» (руководитель Александр Нефедов), ООО «Управляющая компания» (руководитель Андрей Абрамов), ООО «ЖилСервис» (руководитель Ольга Юшина), ООО «Управдом Плюс».

По состоянию на 1 января на территории района находится 287 многоквартирных домов (без учета домов блокированной застройки). В настоящее время в управлении находится 181 многоквартирный дом (63% из числа многоквартирных домов, в которых собственники выбрали способ управления).

Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме

Федеральным законом от 29.06.2015 года №176-ФЗ внесены большие изменения в Жилищный кодекс:

  • изменен порядок формирования и оптимизации региональных программ капитального ремонта вместе со сроком его проведения;
  • определен правовой механизм функционирования специальных счетов;
  • закреплен правовой статус владельца этого счета;
  • разграничена деятельность региональных операторов.

По состоянию на 5.03.2016 года общая собираемость взносов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов составляет 83,6% (выше среднего показателя по области - 78,6%), в том числе собираемость взносов в жилых помещениях муниципальной собственности 88,95 (выше среднего показателя по области - 82,1%).

В 2016 году в соответствии с краткосрочным планом капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов планируется провести ремонт в 8 домах. Кроме этого в 2015 году по одному дому по адресу: г.Харовск, ул.Кирова, 10 ремонт не был осуществлен по причине отсутствия заявок от подрядных организаций при проведении конкурсных процедур. Данный дом также планируется отремонтировать в 2016 году.

Специализированной проектной организацией разработана сметная документация. Основные виды планируемых работ: ремонт кровель, инженерных систем, ремонт фасада. В настоящее время собственниками жилых помещений проводятся собрания по согласованию видов работ и сметной стоимости. Протоколы решений собственников должны быть направлены в НО ВО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов в Вологодской области» в срок до 1 апреля 2016 года. Далее Региональный оператор проводит конкурсные процедуры на выбор подрядной организации.

Согласно сметным расчетам общая потребность в финансовых средствах на ремонтные работы в 2016 году составляет 26 млн руб. Собираемость по району составляет 14,1 млн руб. В связи с этим возможна корректировка плана в сторону уменьшения видов ремонтных работ. Задолженность собственников жилых помещений по оплате взносов на капитальный ремонт составляет 3,6 млн руб.

Переселение граждан из аварийного жилья

Необходимо в срок до 1 сентября 2017 года расселить граждан, проживающих в аварийном жилье, признанным таковым до 1 января 2012 года.

В 2015 году поданы заявки на участие в областной адресной программе №7 «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в муниципальных образованиях Вологодской области» администрацией района и администрацией города Харовска.

Планируется переселить жильцов из 128 квартир, общей площадью 4470,3 кв.м. Подлежат сносу 65 домов.

До начала строительства жилых домов необходимо провести аукционы на аренду земельных участков, аукционы на долевое строительство или приобретение жилых помещений.

Общий объем финансирования с учетом средств Фонда содействия реформирования ЖКХ составит 153,8 млн руб., в т.ч. 7,7 млн руб. (5%) - средства местного бюджета.

Оказание качественных коммунальных услуг для населения

На территории района в сфере жилищно-коммунального хозяйства осуществляют деятельность 14 организаций, трудятся 383 человека.

Основная цель реформирования жилищно-коммунального хозяйства состоит в повышении эффективности, устойчивости и надежности функционирования жилищно-коммунальных систем жизнеобеспечения населения, улучшении качества жилищно-коммунальных услуг с одновременным снижением нерациональных затрат.

Достижение данных целей невозможно без тесных взаимодействий населения, представителей бизнеса и органов власти.

В 2015 году на уровне района рассмотрено 53 обращения граждан по вопросам жилищно-коммунальной сферы (25% от всех заявлений).

Благодаря тесному сотрудничеству с руководителями и специалистами отделения город Харовск ООО ММП «Межрайонные ЭТС» (руководитель Любовь Светикова) в администрации района за прошедший отопительный период рассмотрены обращения и приняты решения по обеспечению устойчивого теплоснабжения многоквартирных домов восточной части города, отапливаемых от котельной №18, регулировке приборов учета тепловой энергии на многоквартирных домах, отапливаемых от котельной №10, предоставлению некачественной услуги по горячему водоснабжению в жилых домах, отапливаемых от котельной ООО «Харовсклеспром».

С 2016 года в отношении предприятий, осуществляющих теплоснабжение, будут применяться долгосрочные тарифы сроком на 3 года.

Снизилось количество обращений граждан по вопросу аварийных ситуаций на системах водоснабжения, эксплуатируемых ООО «ПРИОРИТЕТ» (руководитель Александр Нефедов).

Обеспечение водоснабжения и водоотведения в сельских населенных пунктах нерентабельно и требует установления тарифов, недоступных для населения. Стратегией определено: организациям, осуществляющим водоснабжение и водоотведение в малых населенных пунктах, будет оказана государственная поддержка.

Общественный контроль

Эффективно решать проблемы в сфере жилищно-коммунального хозяйства и создать комфортные условия проживания людей в многоквартирных домах - общая цель участников общественного контроля.

В части 8 статьи 20 Жилищного кодекса РФ определены субъекты общественного контроля: объединения, иные некоммерческие организации, советы многоквартирных домов, другие заинтересованные лица в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В рамках Стратегии будет производиться контроль над реализацией программ капитального ремонта, который поможет получать своевременную информацию по его проведению по каждому многоквартирному дому, отследить этапы, качество, проконтролировать стоимость работ. Запущена автоматизированная система мониторинга реализации региональных программ. На сайте «Реформа ЖКХ» в разделе «Капитальный ремонт» будет показана степень реализации программы капитального ремонта.

На основании жалоб граждан Центрами общественного контроля составляется рейтинг наиболее актуальных проблем в жилищно-коммунальной сфере и формируются региональные рейтинги управляющих организаций.

За последнее десятилетие было принято огромное количество законов и программ на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Большинство граждан относится к реформированию жилищно-коммунального комплекса негативно. Причина в том, что рост тарифов на жилищно-коммунальные услуги опережает темпы роста доходов граждан.

Несмотря на трудности, организации и предприятия, предоставляющие жилищно-коммунальные услуги, находят пути решения и ставят задачи минимизации издержек. В отопительном периоде 2015/2016г. руководством ООО ММП «Межрайонные электротеплосети» приобретено топливо - каменный уголь по цене ниже прошлогодней на 30%, увеличена доля использования в котельных местных видов топлива (дров).

Значительным потенциалом развития жилищно-коммунального хозяйства является ресурсосбережение. Проведены мероприятия по оснащению 118 многоквартирных домов общедомовыми приборами учета электроэнергии (44%), все многоквартирные дома-потребители тепловой энергии до 0,2 Гкал оснащены приборами учета тепловой энергии, 84 дома (65%) имеют приборы учета холодного водопотребления.

Валентина МАКСИМОВА, заведующий отделом строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства администрации района

ЖКХ (жилищно-коммунальное хозяйство России) представляет собой многоотраслевой комплекс, главными задачами которого являются обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования инженерных инфраструктур строений различного назначения и создание комфортных условий для нахождения или проживания в них человека. Их решение достигается посредством предоставления людям услуг жилищно-коммунального характера в широком спектре.

Структура ЖКХ

Это достаточно сложная и разветвлённая система. Начиная с 01.11.13, Госстрой России, который до этого занимался вопросами ЖКХ, Указом Президента РФ был преобразован в Министерство жилищно-коммунального хозяйства РФ, с сохранением круга решаемых задач.

Значительную роль в бесперебойном и эффективном функционировании всего комплекса ЖКХ, играет ряд институтов, которые не входят в перечень органов (ОИВ) исполнительной власти федерального уровня:

  • «Фонд», созданный во исполнение закона под № 185-ФЗ, принятого 21.07.07 (актуальная версия датирована 02.06.16) и осуществляющий бюджетные дотации на выполнение капитального ремонта жилого фонда;
  • ОАО «РКС», созданная во исполнение закона РФ под № 209-ФЗ, датированного 21.07.14, с целях развития ИРС ЖКХ
  • Снабжение электричеством, газом и теплом;
  • Организация водоснабжения и водоотведения (канализация);
  • Благоустройство территории населённых пунктов и т.п.

Основные проблемы, свойственные структурами ЖКХ

1. Кризис ЖКХ сегодня является общегосударственной проблемой, требующей незамедлительного решения. Одной из главных причин подобного состояния дел является многолетняя низкоэффективная тарифная политика и финансирование отрасли по остаточному принципу и т.п.

Уровень платежей населения за последние годы, в течение которых проходит реформа ЖКХ России, за предоставляемые услуги ЖКУ, значительно возрос и приближается к 70% от затрат производителя упомянутых услуг.

Однако местными органами власти далеко не в полном объёме выполняются требования по дифференциации начислений, которые предусматривают новые тарифы ЖКХ , с учётом качества и полноты предоставляемых услуг, местонахождения жилья и т.п. Что приводит к возникновению социальной напряжённости среди населения с низкими уровнями доходов, в первую очередь.

Государственная поддержка реформы

Поддержка со стороны государства касается, в первую очередь, реформирования управления жилищно-коммунальным хозяйством в России, целью которого является повышение его оперативности и эффективности.

Следующим, по важности и срочности, считается привлечение ресурсов бюджетов всех уровней для первоочередного финансирования самых эффективных и приоритетных проектов, реализуемых в рамках ЖКК.

Стратегическим направлением можно считать создание действенных финансовых механизмов, которые повышают инвестиционную привлекательность данного сектора для частного капитала, включая предоставление гарантий органов власти всех уровней. Этот комплекс мер имеет долгосрочные перспективы на 2016 год и далее.

Изменения, касающиеся системы управления жилым фондом

Одним из наиболее масштабных, является включение в состав ЖКХ России нового структурного подразделения, единого ИРЦ. Одной из первоочередных задач центра стало совершенствование систем, используемых для начисления платежей, осуществляемых за оказываемые услуги.

Единые ИРЦ позволяют добиться показателя собираемости на уровне 90%, что позволяет говорить об окупаемости подобных центров в течение года с момента их открытия. Реализована возможность для жильцов многоквартирных домов выбора того способа, который будет использоваться для управления их домом.

Важное внимание уделяется одной из острейших проблем, обеспечение защиты населения в социальном плане при переходе на 100% оплату предоставляемых услуг.

О проблемах говорится много и постоянно, но они по-прежнему лидируют в обращениях наших граждан к депутатам: это вопросы по переселению из ветхого, а часто фактически аварийного жилья, претензии к неудовлетворительной работе управляющих компаний и , недовольство быстрорастущими и неподъемными тарифами поставщиков электроэнергии, тепла и водоснабжения.

Все проблемы можно решать, но для этого нужна политическая воля властей. Возможно, эта воля появилась. Первое заседание Госсовета, которое Владимир Путин провёл после вступления в должность президента России, коснулось проблем ЖКХ. Глава государства призвал правоохранительные органы разобраться с беспределом в этой сфере. В Государственную думу внесён проект закона, который предусматривает установление тарифов на долгосрочный период (от трёх до пяти лет) с материальной ответственностью органов государственной власти и органов местного самоуправления за нарушение принятых решений на долгосрочный период. Также предлагаемые законы предусматривают утверждение стандартов качества предоставляемых услуг, прозрачные конкурсные процедуры передачи объектов в концессию или в аренду и чёткие взаимные права и обязанности, прежде всего, органов местного самоуправления и инвесторов, которые берут в аренду либо в концессию соответствующие объекты.

В проекте федерального закона о бюджете на следующий год также заложены субсидии субъектам Российской Федерации на субсидирование процентных ставок по кредитам будущим концессионерам, арендаторам, которые берутся за модернизацию объектов коммунальной инфраструктуры. Все это обнадеживает, но как это будет исполняться на местах?
В каком состоянии жилищный фонд в Хабаровском крае?

Стены облупились, фасады давно не ремонтировались, крыши текут, электропроводка аварийная, инженерные сети прохудились - это картина ветхого жилья, а если 50% несущих конструкций пришли в негодность, то это уже аварийное жилье. А на этом фоне в городе строятся только дворцы (спорта или культуры), на которые тратятся миллиарды бюджетных денег. Власть больше волнует, так называемая, «визитка» города.

Или, например, элитное жилье по высоким ценам, которым застроен весь центр . В результате Хабаровск признан в 2012 году третьим в стране по высокой стоимости жилья.

Огромные деньги текут не по тому руслу, а направить бы их надо на строительство жилья по переселению граждан из ветхого жилья. Наши соседи в Амурской области, например, эти проблемы успешно решают на основе государственно-частного партнерства. Почему власти не следуют примеру лучших практик по расселению ветхого фонда? Да потому что Хабаровск - один из лучших в стране по благоустройству. А для московской комиссии по определению города таковым необходимо показывать только «визитные карточки» в центре, а ветхое жилье по проспекту 60-лет Октября или в поселке Горького не входит в маршрут чиновничьей свиты.

Сегодня в крае сложилась поистине катастрофическая ситуация с обеспечением населения жильем. Только в городе Хабаровске около шести тысяч семей остро нуждается в жилье, около тысячи ветхих домов, а многие из них уже давно аварийные, но де-юре таковыми не числятся. А загляните в Бяуды, Лососину или другие поселки Ванинского или Советско-Гаванского районов? Жилищный фонд ветшает быстрее, чем строится новый. Федеральные целевые программы по строительству доступного жилья и реформированию ЖКХ не достигают целей. Уже несколько месяцев, например, я веду борьбу с чиновниками Хабаровска по аварийным домам в центре города, на городских прудах по улице Дикопольцева №№ 13,15. Дома эти явно в аварийном состоянии, но их таковыми признавать не хотят, поскольку надо переселять несколько семей, а переселять некуда.

Как решить проблему ветхого, аварийного жилья?

У меня есть конкретные предложения по улучшению ситуации. Во-первых, нужно навести порядок на земельном рынке, радикально сократить административные барьеры. Во-вторых, проблема в том, что государство не хочет обеспечить нуждающихся жильем, всех толкают на приобретение жилья в собственность по ипотеке. Но ипотекой у нас могут воспользоваться люди только со средним достатком, и чаще всего это не остро нуждающиеся в жилье. Без системного, комплексного подхода все разговоры о строительстве жилья будут оставаться популизмом.

Как-то «расшить» ситуацию можно, только возобновив массовое строительство государственного жилья, предназначенного для распределения на арендных условиях между нуждающимися двух типов: социально незащищенными гражданами и служащими, то есть работающими на государство. При этом должны быть организованы две отдельные очереди, иначе малоимущие никогда ничего не получат. Следует практиковать и платные формы предоставления жилья, предусматривающие его постепенный выкуп (рассрочка на 20 лет по государственным ценам без процента и без первоначального взноса). Я называю этот механизм государственной ипотекой. Многодетным семьям нужно давать квартиры от государства на условиях найма сразу же после рождения второго или третьего ребенка, а когда ребенок достигнет 3-летнего возраста, передавать эти квартиры безвозмездно. Как правило, граждане, проживающие в ветхом жилье, не собираются спекулировать этим жильем, продавать его или переезжать в другой регион. Они просто будут жить и платить справедливую арендную плату.

Что касается механизма раздачи жилья под условие госслужбы, то он сложился в России задолго до возникновения идеи социализма. Но сейчас служебный труд уже не тотален. Если «служилым людям», то есть бюджетникам, жилье будет раздаваться, то как удовлетворить жилищную потребность рядовых работников рыночного сектора экономики? Здесь большое разнообразие идей: это и льготные ссуды, и служебные семейные общежития, и корпоративное жилье..
А для дальневосточников надо срочно вводить Государственный жилищный сертификат дальневосточника. Какое жилье необходимо строить? Конечно малоэтажное! Построенное по энергоэффективным технологиям, оно вдвое дешевле в содержании, чем сопоставимая квартира в многоэтажке.

Важнейшая задача - наведение порядка в управлении жилыми домами. На упомянутом Госсовете президент отметил, что управляющие компании по-прежнему работают неэффективно. Проблемы ЖКХ появились давно, когда наши «неореформаторы» организовали приватизацию жилья, которое не ремонтировалось десятилетиями. А методика капитального ремонта заключалась в том, что мы, граждане, снимая в аренду государственный жилфонд, ежемесячно платили на часть суммы квартплаты, и в течение 25 лет накапливалось как раз на такой ремонт. А капремонт предполагал замену инженерных сетей, ремонт кровли и так далее.

Но в годы перестройки и девяностых годах своевременного ремонта не делали, а жилье в итоге граждане приняли в собственность запущенное, ветхое. То есть, перед приватизацией жилья, государство обязано было сделать просроченный , как делают, например, предпродажную подготовку автомобиля, а только потом передавать ее в собственность граждан. Поскольку этого не произошло, мы сейчас приватизированное жилье оплачиваем,снова в структуре платежей есть сумма на капитальный ремонт, но она рассчитана опять на 25 лет, то есть сумма, достаточная для проведения капитального ремонта, скопится только через 25 лет. А средств на капитальный ремонт ветхого жилья прямо сейчас нет.

В результате этой авантюры с приватизацией жилья каждый, кроме тех, кто вселился в новый дом, получил в собственность изношенное жилье. и УК приняли такое жилье в управление, а потом задумались: а что с этим хламьем делать? На ремонт денег нет, поскольку они накопятся из мизерных платежей через 25 лет, взимать более высокие платежи нельзя, да и жители не могут себе это позволить. А жалобы и «наезды» на ТСЖ растут в арифметической прогрессии, поскольку с каждым годом ветхое жилье продолжает разрушаться все быстрее и быстрее.
Что делать?

Государство решило отвлечь внимание граждан от насущных проблем очередным обещанием провести реформу ЖКХ. Отправной точкой реформы ЖКХ стал 2005 год, когда был введен новый Жилищный кодекс.
Я считаю, что приватизация жилья у нас проведена с грубейшими нарушениями экономических законов. Нельзя ничего раздавать бесплатно. Более того, у нас многие люди не могут управлять своей собственностью. Необходимо было определить стоимость и сроки выкупа жилья. Пусть бы эти суммы были небольшими, доступными большинству граждан. Кто не выкупил вовремя, тот остался жить в арендованном жилье. А огульная приватизация породила побочные эффекты, такие, например, как деятельность «черных риэлторов».

Поскольку реформа ЖКХ буксует, решили развернуть кампанию по огульной критике всех ТСЖ и управляющих компаний. Да, их легко критиковать: 80% жилфонда изношено, искать крайних долго не надо… А чего мы хотим? Улучшения работы ТСЖ? Значит, должны показывать положительную практику их работы, а мы видим только черную сторону. Но «под раздачу» попали и хорошие ТСЖ и УК. Согласно новому Жилищному кодексу РФ, жильцы, являющиеся собственниками своих квартир, могут объединяться для того, чтобы управлять принадлежащим им имуществом. Одна из разновидностей подобной структуры - товарищество собственников жилья (ТСЖ). Это не коммерческая организация, образованная собственниками помещений (жилых и нежилых) для совместного управления многоквартирным домом и решения вопросов владения, пользования и распоряжения общим имуществом.

Но это закон, а на практике в Хабаровске есть, например, УК «Восход», аффилированная компания ФГУП «ГУСС «ДАЛЬСПЕЦСТРОЙ», которая была создана без конкурса и без желания жильцов. Суд обязал городскую администрацию провести конкурс. Конкурс провели, но вновь сдаваемые Дальспецстроем дома просто включаются в эту УК, и она принимает жилые строения без должной проверки качества. Более того, практика показала, что если УК набирает более 100 тысяч квадратных метров жилого фонда, она не в состоянии эффективно им управлять. Или другой пример. В Хабаровске муниципальный (аварийный практически) жилищный фонд - бараки в поселке Горького (ул. Трудовая, Хетагуровская) - передали в управляющую компанию, то есть попросту сбыли с рук.

Почему растут тарифы?

Тарифы на обслуживание многоквартирных домов устанавливаются не управляющими компаниями, а властями. При попустительстве властей ресурсоснабжающие естественные монополии бесконечно завышают тарифы, не представляя вразумительных обоснований. Так, например, за 5 лет тарифы только на электроэнергию взлетели более чем в два раза, с 1,23 руб. за кВтч. (2007 год) до 3,1 руб. за кВтч (с 1 июля 2012 года рост на 5,8%).

В то же время Дальневосточная энергетическая компания (ДЭК) сэкономила за 8 месяцев 2012 года 900 миллионов рублей. В чьи карманы несут граждане свои с трудом заработанные рубли? Мы платим за электроэнергию почти на 30% больше, чем жители Центральной России. В Нижнем Новгороде, например, с 1 июля 2,43 руб. за кВтч., а в Тюменской области вообще 1,95 руб. за кВтч. Это при том, что у нас в ДФО избыток электроэнергии. Мы не входим в Единую энергетическую систему страны, нет перетоков, а вводим все новые мощности Новобурейской ГЭС. Куда это девается? Кормим электроэнергией соседей - КНР за бесценок, а деньги за экспорт уходят в Москву. Для того, чтобы навести порядок в тарифном беспределе, нужна политическая воля, но ее нет.

А вот сокращать платежи на содержание жилфонда, как делают наши соседи во Владивостоке, я бы не рисковал. При нынешнем состоянии жилфонда заниженные сборы за обслуживание домов приведут к тому, что здания окончательно начнут разваливаться. Плата за содержание и ремонт жилья (т.е. деньги, которые получает УК) составляет около 20%, плата за коммунальные услуги - 80%. Чтобы выставить счета и собрать деньги за коммунальные услуги, УК понесут определенные затраты. Свои 6% возьмет МУП РКЦ (банк). Плюс неплательщики, с которых денег быстро не получить, плюс расходы, связанные с взысканием задолженности. В сумме получается 12%.

В итоге УК должна предложить собственникам платить за квартиру на 40% больше. Кто даст на это добро? Если же УК начнет недоплачивать коммунальной организации, та обратится в арбитражный суд, и недоплаченная ему сумма будет списана со счета УК. Но ведь это средства, которые жильцы заплатили за ремонт кровли, подъезда и т.д.

Информационная война, развязанная в отношении управляющих компаний, нередко безосновательна. Причина застарелой проблемы глубже.

Как оптимизировать непосильные платежи ЖКХ?

Считаю, что затраты на ЖКХ не должны превышать 10% дохода гражданина. Как это сделать? Поскольку государство передало собственникам 80% ветхого жилья, оно и должно помочь сделать капитальный ремонт тех домов, которые не ремонтировались до приватизации 25 и более лет. Необходимо также, во-первых, принудить естественные монополии (энергетиков, водоканал, газовиков), «придержать лошадей» и повышать тарифы обоснованно, во-вторых, - компенсировать затраты на ЖКХ малоимущим гражданам, в-третьих, - повышать заработную плату дальневосточникам.

С советских времен мы привыкли жаловаться на все проблемы, связанные с ЖКХ, в домоуправление. Однако после реформы ЖКХ собственниками оказались мы сами, следовательно, мы сами и в ответе за состояние дома. Тем временем, реформа прошла, а понимание ответственности за собственное жилище у граждан так и не появилось. Есть домовые комитеты, которые сами решают, как им благоустроить двор, какой ремонт сделать в подъездах. Без инициативы снизу, проблему не решить. Как всегда: только всем миром.

Всеми участниками жилищного процесса необходимо научиться договариваться. Причем, если большинство выступает за одни правила, то меньшинство добровольно должно этим правилам подчиняться. Сегодня все участники процесса не хотят исполнять действующее законодательство: ни собственники, ни управляющие компании, ни объединения собственников, ни ресурсоснабжающие организации... При этом власть не должна вмешиваться в эту ситуацию - она должна адекватно реагировать и вносить изменения в эти правила. А когда все играют не по правилам, проблемы растут.

Если, например,УК без решения собрания пойдет на то, чтобы сделать тот или иной вид ремонта, понимая, что непринятие срочных мер может привести к разрушению дома, она очень рискует. Достаточно одному из собственников обратиться в прокуратуру, и управляющую компанию обяжут сделать перерасчет, то есть вернуть деньги жильцам. А как их вернешь, если они уже потрачены на ремонт? В итоге УК обвинят в мошенничестве.

Или взять энергетиков: им стоимость киловатт/часа и гигакалории устанавливает РЭК, а тарифы - региональный комитет по ценам и тарифам. И собственник не может от них отказаться. Со стороны УК картина иная. Она не имеет права устанавливать тарифы, она обязана согласовать их с собственниками. А собственник может с ними не согласиться. Председатель ТСЖ может делать только то, за что проголосует большинство собственников помещений, - иначе его просто-напросто переизберут. Но есть работы с несущими конструкциями, инженерными сетями, в области пожарной и энергетической безопасности, пренебрегая которыми можно нанести не только ущерб зданию, но и вред здоровью и жизни людей.

Следовательно, необходим законодательно закрепленный минимальный перечень работ, который УК должна выполнять в обязательном порядке, не спрашивая собственников. То есть необходимы СТАНДАРТЫ, а их пока нет. Мной, как депутатом, рассмотрены более сотни письменных обращений, лично принял три десятка человек, даны консультации на несколько сот телефонных обращений граждан онарушении прав граждан, и большинство жалоб касаются нарушений социальных прав, более трети относятся кнарушению жилищного законодательства, около 10% связаны снарушением трудовых прав. Многим я помог, но всех проблем я один не решу, необходима воля всех ветвей власти, участие всех граждан - собственников жилья. А гражданам я рекомендую быть более активными, вы же собственники!

Марина Семченко

Поделиться: