Принципы организации работ с использованием системы канатного доступа. Специальное снаряжение в горах

Положение о соревнованиях по технике верёвочного доступа

1. Цели и задачи:
- Профилактика травматизма в промышленном альпинизме .
- Определение лучшего участника с учетом специфики профессии.

Изучение новых приемов работы. *Здоровый образ жизни убрал, ибо ПА это нефига не здорово. Сотри эту фразу в скобках*

Получение богатого опыта в работе на верёвках.
2. Время и место проведения:
Владивостокский морской техникум г. Владивосток

23 февраля 2013 09:00 – 19:00.
24 февраля 2013 10:00 – 18:00
3. Руководство соревнованиями:

Общее руководство организацией и проведением соревнований осуществляет Учебный центр Промальп ДВ г. Владивосток. Непосредственное проведение соревнований возлагается на главную судейскую коллегию , утвержденную проводящей организацией. По вопросам организации и проведения соревнований обращаться email: *****@***ru тел. +7*стоит ли оставлять эти данные, или лучше поставить дополнительно мыло и тел главного судьи или организатора, если это будет не одно лицо. Сотри эту надпись в скобках*
4. Участники соревнований:
К участию в соревнованиях допускаются лица, которым исполнилось 18 лет на момент проведения соревнований, не имеющие медицинских противопоказаний, по предъявлению действующего удостоверения (или копии) промышленного альпиниста . Подавшие заявку в отведённый срок и предоставившие план действий в отведённый срок (для дистанции «Спассработы») *нужно поменять это название, на что-то типа «Парная Техника», «Групповая Работа», «Бригадная работа», «Командная работа» или что-то в этом роде, а то мы ограничиваем сами себя спасработами. Удали то что в скобках*


5. Условия проведения:

Некоторые пункты условия могут поменяться в ходе подготовки дистанции
5.1. Соревнования проводятся в соответствии с требованиями ПОТ РМ, действующими ГОСТами, «Временными правилами безопасности в промышленном альпинизме», Code of practice IRATA, а также настоящим Положением. Каждый участник должен иметь 2 независимые друг от друга точки страховки в любой момент времени, соответствующие техническим требованиям.
5.2. Все Участники будут проходить этапы в базовых комплектах снаряжения. Если участник хочет проходить дистанцию в своём комплекте, комплект должен соответствовать всем требованиям и пройти техническую комиссию за 30 минут до старта. На этапах можно будет пользоваться дополнительным снаряжением, но за отдельные штрафные баллы.
5.3. Соревнования проводятся в двух видах личное первенство (техника доступа) и командное (спасработы) *думаю стоит убрать это. Не забудь удалалить то что я написал*
5.4. Соревнования проводятся по штрафной системе.

5.5. Дистанция «Личная техника» состоит из теоретического и практического испытания.
Результат теоретического тестирования будет суммироваться со временем на практической части, и влиять на занятое место на дистанции «Личная техника». Если участник не присутствует на тестировании, то получает максимальный штраф (10 минут).
5.6. Старт участников на дистанции «Личная техника» производится по принудительной жеребьёвке. На дистанции “Спасработы” участники выбирают себе стартовый номер в порядке мест, занятых на дистанции «Личная техника», при равенстве суммы мест, предпочтение отдаётся наивысшему месту. *думаю стоит убрать этот пункт и поставить то что они стартуют согласно проведённой жеребьёвке*

5.7. Соревнования будут проходить в тёплом помещении.

6. Обеспечение безопасности
Ответственность за безопасность дистанций, судейского страховочного снаряжения и выданного личного снаряжения несут организаторы соревнований. Ответственность за безопасность личного снаряжения несут сами участники.
Представители направляющих организаций и члены команд несут персональную ответственность за выполнение правил техники безопасности , соблюдение дисциплины и экологических норм на месте проведения соревнований.

7. Примерная программа соревнований
23 февраля:
9:00-11:00 – Мандатная комиссия.
11:00-11:15 – Открытие. Все не явившиеся снимаются с соревнований.
11:15-11:30 – Тестирование.
11:30-12:00 – Показ трассы.

12:20-12:40 – Приём списка дополнительного снаряжения.

13:00-15:00 – Дистанция «Личная техника».
15:00-15:30 – Перерыв.
15:30-18:00 – Дистанция «Личная техника».
18:30 – Жеребьёвка и показ дистанции «Спасработы».
24 февраля:

10:00-10:30 - Приём плана прохождения дистанции «Спасработы» и списка дополнительного снаряжения.
10:30-14:30 - Дистанция «Спасработы» (команда 2 человека).
17:30- 18:00 - Награждение победителей, закрытие соревнований.
8. Подведение итогов:
По каждой дистанции итоги подводятся отдельно:
8.1. Результат тестирования суммируется со временем дистанции «Личная техника». Победитель определяется по наименьшей сумме времени.
8.2. «Спасработы»: команда -2 человека, победитель определяется по наименьшей сумме времени.
В случае равенства результатов преимущество имеет участник или команда:


С меньшим количеством штрафных баллов

Девушки

Стартующие раньше

9. Награждение победителей:

Призами и дипломами награждаются участники, занявшие 1,2,3 места на дистанции «Личная техника».

Призами и дипломами награждаются команды, занявшие 1,2,3 места на дистанции «Спасработы».

10. Прием заявок:
Для участия в соревнованиях необходимо скачать и заполнить специальную форму с официального сайта учебного центра «Промальп ДВ» http://www. ***** и отослать её на электронную почту *****@***ru, до 10 февраля включительно. Количество заявок на «Личную дистанцию»-60 участников (возможны изменения), на «Спасработы»-30 команд. В заявке необходимо указать: Ф. И.О., г. р., место жительства, спортивный разряд (альпинизм/ скалолазание / спелеология, если есть), номер удостоверение (где и когда получено, где и когда продлено), дистанцию, в которой намерен выступать (Личная техника, Спасработы). Если необходимо проживание, об этом необходимо сообщить до 10 февраля.
11. Финансирование:
Расходы, связанные с организацией и проведением соревнований, награждением победителей, несут организатор соревнований – учебный центр «Промальп ДВ»

Расходы, связанные с участием команд в соревнованиях, несут командирующие организации или сами участники.

на дистанции «Личная техника» -100 рублей с человека,

на дистанции «Спасработы» - 300 рублей с команды.

Для размещения иногородних участников могут быть забронированы номера в гостиница. В предварительной заявке необходимо указать о необходимости предоставления места в гостинице до 10 февраля.

Стоимость места за сутки

2-х местный

5 5 0 руб.

3-х местный

50 0 руб.

4-х местный

4 7 0 руб.

12. Дополнительные сведения: *Этот пункт нужно вставить куда-то выше *

Если участник вовремя не подаёт список дополнительного снаряжения используемого на дистанции «Личная техника» (в письменном виде), то автоматически считается стартующим в базовом комплекте.

На дистанции «Личная Техника», до объявления старта, запрещается проводить любые (кроме распутывания) манипуляции с верёвками и частью полигона, задействованные в дистанции. Разрешается проводить любые манипуляции с базовым комплектом и взятым дополнительным оборудованием. *Может как-то по другому тут написать, не знаю. Сотри то что тут написано в скобках*

Если команда вовремя не подаёт план прохождения дистанции «Спасработы» (в письменном виде), то команда снимается с дистанции. Если команда вовремя не подаёт список дополнительного снаряжения используемого на дистанции «Спасработы» (в письменном виде), то автоматические считается стартующей в базовом комплекте.

На дистанции «Спасработы», до объявления старта, запрещается проводить любые (кроме распутывания) манипуляции с верёвками и частью полигона, задействованные в дистанции. Разрешается проводить любые манипуляции с базовым комплектом и взятым дополнительным оборудованием.

**Тут ещё что-то можно будет дописать, это уже позже, пока не могу представить что там будет ещё**

Спуститься в шахтный ствол без лестницы, преодолеть высокий перепад в речке или экстренно спуститься с крыши какого-нибудь недостроя или завода- для всего этого нужны навыки альпинизма и работы с веревкой, умение вязать нужные узлы и пользоваться спусковыми устройствами, а так-же знать некоторые хитрости для быстрого спуска и подъема по веревке без спусковых устройств. В этой статье будет подробно описано и показано все вышеперечисленное, а так же много чего интересного...

Итак, первое что надо знать- это узлы. Я буду показывать только те узлы, которые действительно нужны и постоянно используются на практике. Самый часто применяемый узел- это петля "восьмерка". Используется в основном для крепления карабина к веревке или крепления веревки к опоре с помощью "Восьмерочной удавки". Для этого на одном конце веревки вяжется восьмерка, а свободный конец огибает предмет, к которому крепится веревка, и входит внутрь петли. Далее нужно потянуть за свободный конец и веревка затянется.
Важно что-бы на восьмерка была сформированная и не было перехлестов, если они есть, то узел использовать запрещается и его нужно перевязать.

1. Восьмерка:

2. Восьмерочная удавка:

Как вязать:

Следующий узел, не менее распространенный- двойной проводник, или заячьи уши. Надежный узел, используется там же, где и "восьмерка", только когда нужно чтобы на узле было 2 петли.
У узла есть и свои 2 минуса- это то, что после длительного прикладывания сильной нагрузки его очень сложно развязать, и то, что на него идет большой расход веревки. Важно что-бы обе петли на узле были одинаковой длины, потому-что при встегивании одного карабина в обе петли нагрузка на петли будет распределяться неравномерно.

3. Двойной проводник

Как вязать:

4. Узел "Грейпвайн"

Достаточно сложный по вязанию, но зато один из самых надежных узлов для связывания двух веревок одинакового или разных диаметров. Лично я когда надо надежно связать две веревки всегда пользуюсь этим узлом, и за 5 лет он меня еще ни разу не подвел. На фото "грейпвайном" связаны две веревки разного диаметра.

Как вязать:

5. Беседочный узел, или "булинь"

Один из универсальных узлов, вяжется просто, при нагрузке не развязывается и не затягивается, после применения можно просто развязать. Для чего только не используется, начиная от крепления карабина к веревке и беседке, заканчивая чуть ли не идеальным узлом для спасения и самоспасения, при определенной подготовке узел можно быстро завязать вокруг себя одной рукой. Есть конечно и один недостаток, при переменной нагрузке узел начинает "ползти", но это решается завязыванием "контрольного" узла на маленьком конце веревки.
Даже в народном творчестве был упомянут этот узел:)

Булинь - не женская забава, а ты вязать его взялась,
А ну пошла отсюда, баба, покуда кровь не пролилась!
Булинь развяжется бесшумно, и крик растает в тишине.
Не доверяйте деве юной крепить страховку на стене.

Как вязать:

6. Схватывающий узел, узел Прусика

Один из моих любимых узлов, потому-что он очень простой и очень полезный. С помощью двух таких узлов можно запросто и относительно безопасно подниматься по веревке (как- расскажу в конце статьи), так же узел используется для страховки при спуске на веревке, работах на высоте и т.д.
Для этого Прусик из страховочной веревки вяжется на основной, а свободные концы страховочной веревки связываются и встегиваются в карабин, прикрепленный к беседке. По мере спуска или подъема Прусик продвигается рукой по основной веревке, и при падении (рывке, прикладывании нагрузки на Прусик) тут же зажимает веревку и не дает упасть.
Важно: узел Прусика нужно вязать на основной веревке (к примеру) диаметров 11 мм., репшнуром диаметром 5-6 мм., если завязать Прусик репшнуром 9-10 мм. на 11-и миллиметровой веревке, то держать он не будет.

Узел Прусика:

Как вязать:

7. Узел "Стремя"

По моему мнению самый простой из всех узлов, так как там даже вязать ничего не надо, просто сложить веревку определенным способом. Стремя используется для крепления веревки или репшнура к ноге при подъеме на веревке с помощью жумаров или узла Прусика.
Не развязывается и не затягивается, потому-что развязываться и затягиваться там нечему.
Стремя

Как вязать:

8. Карабинная удавка.

Узел, использующийся для крепления веревки к опоре (дереву, металлоконструкциям и т.д). Один из наиболее простых и быстро-завязываемых (а точнее- быстро-застегиваемых) узлов. Сначала на конце веревки вяжется обычная петля "Восьмерка", затем в восьмерку встегивается карабин, веревка обводится вокруг предмета и в карабин встегивается свободная часть веревки.

Карабинная удавка

Вот и все узлы, которые чаще всего я использую на практике и которые зарекомендовали себя как надежные и хорошие узлы. Теперь перейдем к следующей части нашей статьи.

_________________________________________________
ВЕРЕВКИ, СТРАХОВОЧНЫЕ ПОЯСА, СПУСКОВЫЕ УСТРОЙСТВА

С узлами закончили, перейдем к другому альпснаряжению.
Конечно главная вещь из всего альпснаряжения это веревка. Веревка должна быть хорошей, прочной, оплетка должна туго прилегать к основанию веревки, межу оплеткой и основанием не должна прощупываться пустота. Для спуска/подъема/спасения или страховки человека должна использоваться специальная веревка, которая прошла испытания и предназначена для этого. Я знаю некоторых товарищей, которые в качестве альпинистской веревки использовали веревку из магазина хозтоваров, что делать строго запрещено .
И через неделю использования "хозтоваровской" веревки один из этих товарищей весело полетел с 6-и метровой высоты, и ему крупно повезло что он отделался ушибами и легким испугом. Так что плохая веревка- дорога на тот свет, и к выбору веревки надо подходить основательно.
Но как быть, если в спортивных и альпинистских магазинах хорошая веревка стоит порядка 12-14 килорублей за 50-60 метров, веревка нужна, а денег таких нет? Я уже какой год активно использую пожарную веревку "ВПС-30", длинна 30 метров (есть вариант из 50 м.)
ею же пользуется пожарная охрана и спасатели в Москве. Веревка испытана и предназначены для подъема, спуска, спасения людей и самоспасения пожарных и спасателей, веревка отечественная, качество изготовления- отличное. А главная ее особенность- это стоимость, в 2013 году я покупал 30 метров за тысячу рублей, теперь 30 метров стоит где-то 1500, продается в магазинах пожарного оборудования.

ВПС-30, веревка пожарно-спасательная.

Паспорт веревки:

С веревками разобрались, теперь перейдем к спусковым устройствам.
Лично мне больше всего нравится стандартная восьмерка (не путать с узлом), за свою простоту и надежность. Стоит восьмерка порядка 200-300 рублей, продается в любом спортивном магазине где есть товары для альпинизма. Проще купить восьмерку, чем спускаться на всяких портящих веревку узлах, типа "УИАА".
Для спуска на восьмерке необходимо продеть через нее веревку как показано на фото, встегнуть с помощью карабина в беседку и регулируя скорость держась правой рукой за уходящую вниз веревку начать спуск.
Чем сильнее натягивать веревку, тем меньше скорость.
Никогда нельзя отпускать нижний конец веревки, если его отпустить- то упадешь вниз. По этому при спуске с восьмеркой рекомендуется использовать страховку с помощью узла Прусика.

Спусковое устройство восьмерка обыкновенная, со всегнутым карабином и правильно продетой веревкой.

Со спуском по веревке то все понятно, но как же по ней подняться? Для этого используются Жумары. Это металлическая недешевая конструкция, выполняющая роль зажима для веревки. А как подняться за неимением такового, или в экстренной ситуации, когда жумара нет под рукой?
По веревке можно подняться с помощью двух узлов прусика. Один вяжется из репшнура на основной веревке и встегивается в беседку, другой, тоже из репшнура, вяжется на веревки ниже уровня первого, и с помощью "Стремя" одевается на правую ногу. После нога поднимается, Прусик который на ноге продвигается рукой вверх и там стопориться, нога выпрямляется, человек как-бы стоит на веревке, и продвигает верхний прусик, прикрепленный к обвязке еще выше. И такой цикл повторяется до достижения нужной высоты. Тем, кто не очень понял как это- предлагаю посмотреть небольшое видео, где все подробно разъясняется.

На этом все, всем спасибо за внимание, соблюдайте технику безопасности при работе с альпснаряжением!

В веревочном доступе мы используем различные устройства, для спуска, подъема, позиционирования, можно даже сказать перемещение в трехмерной проекции если того требует выполнение поставленной задачи (). Но всё и все подчиняются определенным законам, например, законам физики. В нашей деятельности, все себе очень ярко представляют и ощущают закон всемирного тяготения Ньютона, поэтому желание и стремление к безопасному выполнению работ на высоте, это вполне логичное и здравое желание.

Но речь не о Ньютоне. Так вот хочется быть уверенным, в снаряжении, оборудовании которое используешь!

Удостоверится в надежности, помогают различные маркировки, расчетные термины, стандарты, которые вгоняют в рамки, позволяют
использовать снаряжение в приделах допустимых норм, ну конечно если нет цели, что-нибудь разрушить, поломать.

Для того чтобы элемент нашего снаряжения вышел в свет, другими словами попал к нам в руки, проводят ряд различных испытаний. Одной из расчетных величин полученной с помощью испытаний, является ProofLoad (PL) испытательная нагрузка. PL – предельная нагрузка, прилагаемая с целью установить, обладает ли элемент оборудования (снаряжение) постоянной деформацией после этой нагрузки в установленный промежуток времени. Таким образом, результат испытательной нагрузки может быть теоретически связан с характеристиками испытуемого элемента оборудования в соответствии с ожидаемыми условиями эксплуатации. К примеру, на анкерный болт испытательная нагрузка 6 kN (в соответствии со стандартом BS 7883). При этой нагрузке анкерный болт не должен получить деформаций, которые нарушают его функциональные свойства, иначе использование может привести к последствиям, которые противоречат безопасной работы. Непосредственно на изделии, маркировку PL могут и не указывать, но главное не забывать, в помощь нам стандарты (EN-ы)

А вот маркировку MBS, фирмы изготовители оборудования для веревочного доступа чаще указывают на изделиях, так же в сертификатах соответствия, единицей измерения kN.

Minimum Breaking Strength (MBS) – минимальная нагрузка на разрыв, такая маркировка, указывает минимальную разрушающую нагрузку, воздействие которой на элемент оборудования, может привести к его разрушению.

Главное помнить, что установленный производителем MBS, указывается сугубо на новое снаряжение. При условии, что мы каким-либо снаряжением хорошо попользовались, стоит учитывать и процент деградации снаряжения. Например, влияние ультрафиолета и органики на нейлоновое снаряжение. Требования MBS для используемого нами оборудования мы можем узнать из стандартов. К примеру, можно взять карабины, в требованиях к соединительным элементам, в стандарте EN 362, минимальная разрушающая нагрузка ↔ 20 kN. Карабин растягивается по продольной оси между двумя пинами диаметром 12 мм, с закрытой защелкой карабина, согласно тестированиям UIAA .

Есть еще две сопутствующие маркировки, которые хотелось более детально рассмотреть: SWL и WLL.

Хотелось бы сначала рассмотреть WLL (WorkingLoadLimit) что по-русски звучит как предельная рабочая нагрузка. Маркировка WLL как правило устанавливается именно производителем с целью защитить элемент оборудования, собственно наше снаряжение, от предельных нагрузок, которые ведут к постоянной деформации, сильной усталости, а иногда невидимым изменениям свойств материалов, из которых изготовлено снаряжение. WLL – это величина, можно сказать рекомендация производителя, нормального использования снаряжения. Например, для карабинов предельная рабочая нагрузка будет примерно в 4 раза меньше от его значения MBS, если дать нагрузку большую значению WLL, то не стоит удивляться, почему нельзя открутить муфту карабина рукой.

SafeWorkingLoad (SWL) безопасная рабочая нагрузка, которая определяется в конкретных условиях, с учетом коэффициента прочности (SF). Так же (SafetyFactor) фактор безопасности, зависит от того какое мы снаряжение используем, а точнее из какого материала изготовлено. В соответствии с этим, в сфере веревочного доступа, SF для металлических изделий 5:1, а для изделий из нейлона 10:1. При этом SafeWorkingLoad (SWL) может устанавливаться производителем оборудования, либо рассчитываться конечным пользователем с учетом конфигурации использования на основе MBS.

Например: Нам необходимо рассчитать SWL для петли которая я сделал сам (Очень не рекомендуется), из репшнура ∅ 6 мм и место соединения связано узлом грейпвайн. MBS репшнура заявлено производителем 1200 кг, отнимаем от этой величины 30% - это потери прочности из-за узлов и того 840 кг и с учетом SF=10 для нейлона получаем 840/10*2 = 168 кг

Но нельзя и упускать момент, что безопасная рабочая нагрузка определяется в конкретных условиях, то есть зависит от конфигурации использования снаряжения. К примеру, на рисунке, изначально MBS слинга 22 kN, но в зависимости использования в той или иной конфигурации, безопасная рабочая нагрузка тоже меняется.


Все эти аббревиатуры SWL, WLL, MBS, PL – помогают нам правильно, а главное безопасно для нас и окружающих использовать снаряжение в нашей весьма интересной и разнообразной деятельности.

Представляю Вашему вниманию первую статью и целой серии посвященной горной подготовке в арсенале выживальщика.

Первая статья посвящена снаряжению, а также технике спуска. Будут рассмотрены спусковые устройства "лукошко" и "восьмерка" и некоторые моменты самостраховки.

Т.к. я самоучка возможно совершаю некоторые ошибки, на которые, я надеюсь, мне укажут в комментариях. Но не забывайте про конструктивное и дружелюбное общение, не опускаясь до банального срача.

Прошу прощения за качество фото, света практически не было, снимали со вспышкой. Кое что пришлось доснимать дома.

Начнем со списка снаряжения.

Нам понадобится:

Подвесная система.
Я использую Petzl Corax, но можно обойтись и более бюджетным Венто.

Спусковое устройство. Я использую вентовское лукошко и рогатую восьмерку.
Примерно по три муфтующихся карабина на человека.
Два куска веревки 25м и 10м. Я использую статику диаметром 10 мм
Перчатки, чтобы не обжигать руки.

На фото еще попали наколенники и налокотники.

Ботинки так и не использовались. Вместо них я лазил в Lowa Zephyr.

Комплект на двух человек, меня и супруги.

Все это включая термос с чаем убралось в баул.

Теперь расскажу про каждый элемент поподробнее.

Подвесная система.
Petzl - все таки бренд с мировым именем, поэтому и купил его. Опыта у меня не слишком много, но в целом нравится. Широкий, удобный пояс и ножные обхваты. Большой диапазон и очень легкие регулировки. Много точек подвеса дополнительного снаряжения. Короче отличный вариант.


Веревка - отечественная статика 10мм диаметром. Для того, чтобы привязаться к точке закрепления надо выучить узел восьмерка. Он простой, при этом очень прочный и практически не ослабляет веревку. Порядок вязания на фото.


Завязанный узел выглядит так.

Далее в петлю встегивается карабин. С помощью этого карабина можно закрепиться на различные крюки, закладные детали, ушки, анкера и пр, но это не очень безопасно, т.к. крепеж может быть ржавым и не очень надежным.

Наиболее надежное крепление - за монолитные объекты, ж.б. опоры, крупные швеллеры и двутавры, тогда с помощью карабина делается скользящая петля, с помощью которой и происходит закрепление.

Веревка вывешена, подвесная надета. Дальше встегиваем спусковое устройство.
Я встречал два типа встегивания карабина в систему. В центральное кольцо или одновременно в петли поясного и ножного обхватов. Petzl прямо указывает, что карабин должен быть встегнут в кольцо.

Я пока использовал вентовское лукошко и рогатую восьмерку. Начну с лукошка.
Его преимущества:
- не крутит веревку.
- удобно пользоваться.
- можно использовать, как автоматически блокирующуюся страховку (но об этом в другой раз)

Тросик на этом СУ может использоваться только для транспортировки, нагружать его нельзя.

Для использования на веревке надо сделать петлю и продеть его в СУ так, чтобы свободный конец веревки проходил через губки устройства.

Потянув свободный конец веревки вверх выбираем слабину.

Заводим руку со свободном концом за спину натягивая веревку. Все, можно вывешиваться. Спуск производится путем небольшого расслабления руки с веревкой.

Спусковое устройство "восьмерка" работает аналогичным образом, но при этом закручивает веревку, что не удобно при длинных спусках.

Есть два способа крепления веревки в восьмерку.
Первый - через карабин.

Это способ создает меньше трения, в результате скорость спуска выше.

Второй способ - через шейку СУ. Трения больше, а скорость ниже.

Аналогично лукошку выбираем слабину и заводим руку с натянутой веревкой за спину.

Особенностью рогатой восьмерки в том, что на ней можно зафиксировать веревку и освободить руки.

Некоторые моменты самостраховки.
Всегда есть некоторая вероятность того, что вы выпустите веревку из руки, при этом СУ сразу вытравит всю веревку и вы упадете. Чтобы этого избежать существуют различные способы страховки и самостраховки.

Я использую узел "автоблок". Он вяжется следующим образом.
Для этого узла я использую стандартную оттяжку длиной 60см.

Закрепляем оттяжку полусхватывающим узлом (удавкой) на ножном обхвате, рядом вешаем карабин.

Оборачиваем оттяжку 4-6 раз вокруг веревки.

Затем защелкиваем ее за карабин. Все. Узел готов.

В случае срыва вы повисните на этом узле и не упадете. Руку при этом надо держать между СУ и автоблоком регулируя скорость спуска.

Теперь к практике.

Первое. Встаем на "подоконник" откуда будем выходить, выбираем слабину веревки и натягиваем ее.

В результате вывешивается пятая точка.

Методический материал, разработанный в качестве учебного пособия для обучения технике верёвочного доступа в Учебном Центре «Промышленный альпинизм».

Методический материал, разработанный в качестве учебного пособия для обучения технике верёвочного доступа в Учебном Центре «Промышленный альпинизм» . Автор: Антон Юрьев (Записки спасателя )

Важно

  • Необходимо постоянно следить, чтобы все карабины были замуфтованы и нагружались по главной оси;
  • Спусковое устройство, установленное на верёвку, должно быть заблокировано всегда, когда свободный конец верёвки не удерживается в руке;
  • Не допускайте попадания волос и свободной одежды в спусковое устройство и другие движущиеся элементы снаряжения;
  • Не допускайте возможность высоких динамических нагрузок (срыва) на ручной и грудной зажимы;
  • Необходимо постоянно следить за правильным положением страховочного устройства;
  • Ус страховочного устройства не должен проходить под рукой;
  • Присоединяя страховочное устройство первым и снимая последним, работник исключает возможность забыть про страховку;

Индивидуальное снаряжение



Усы изготавливаются из динамической верёвки (EN 892 single rope). Ввязываются в брюшную точку обвязки узлами восьмёрка или проводник. На концах узлы баррела, восьмёрка или проводник. Длинные усы должны быть такими, чтобы работник, повиснув на них, мог дотянуться рукой до карабина. Длина короткого уса должна быть такова, чтобы его карабин почти доходил до подбородка.

Устройства

Страховочное устройство ASAP присоединяется к грудной точке, А обвязки работника посредством амортизатора Absorbica или Asap’sorber. К амортизатору ASAP присоединяется карабином OK Triact-Lock .

Спусковое устройство присоединяется к брюшной точке обвязки. Карабин должен располагаться таким образом, чтобы во время спуска защёлка находилась со стороны работника. Ось защёлки должна находиться со стороны спускового устройства.

Ручной зажим присоединяется к длинному усу.

Педаль присоединяется отдельным карабином к карабину ручного зажима. Длина педали выбирается таким образом, чтобы при полностью выпрямленной ноге ручной зажим оказывался непосредственно над грудным.



Установка верёвки в спусковое устройство (СУ)




a) Хранение, транспортировка
b) Блокировка
c) Спуск
d) Положение срабатывания системы антипаник (для ID)
e) Страховка напарника

Спуск по верёвке

Спуск осуществляется путём протравливания верёвки через СУ. Скорость спуска регулируется силой удержания свободного конца верёвки. Во время спуска не отпускайте руку, удерживающую свободный конец верёвки. Для начала спуска переведите рукоятку СУ в положение спуск и плавно нажмите на неё.

Спуск должен быть плавным, без рывков, максимальная скорость - 2 м/с.

При спуске вдоль стены упирайтесь в стену слегка согнутыми в коленях ногами.

Остановка

Для остановки плавно отпустите рукоятку. Чтобы освободить обе руки, переведите рукоятку в положение блокировки. Не отпускайте свободный конец верёвки пока устройство не заблокировано.

Освобождение от зависания на страховочном устройстве

Превышение допустимой скорости спуска приводит к срабатыванию страховочного устройства. В этом случае устройство зафиксируется на верёвке, и окажется нагруженным весом работника.

Действия при зависании на страховочном устройстве во время спуска

  1. Снять вес со страховочного устройства: для этого установить на рабочую верёвку ручной зажим и привстать на педали или приподняться по верёвке на спусковом устройстве;
  2. Разблокировать и приспустить вниз страховочное устройство;
  3. Продолжить действия, прерванные зависанием на страховочном устройстве;

Данный метод применяется для подъёма на короткие расстояния. Для больших расстояний используйте подъём на зажимах.

  1. Разблокировать СУ, если оно заблокировано;
  2. Встать на педали, одновременно выбирая слабину верёвки через СУ. Собственный вес поднимается за счёт ноги, а не за счёт подтягивания на руках. Корпус располагается параллельно верёвке;
  3. Перенести вес на СУ;
  4. Повторять пункты 2–4 до достижения цели;
Для удобства подъёма допускается пропустить верёвку, выходящую из СУ, через карабин или ролик, присоединённый к ручному зажиму.


Присоединение зажимов к верёвке




Техника подъёма

  1. Поднять ручной зажим на веревке настолько высоко насколько возможно, одновременно выполняя уступающее сгибание ноги, вставленной в педаль. Держите ступню ноги под собой;
  2. Встать на педали и подвести грудной зажим к ручному. Собственный вес поднимается за счёт ноги, а не за счёт подтягивания на руках. Корпус располагается параллельно верёвке. При подъёме верёвка должна проскальзывать через грудной зажим без участия работника. Для этого плечевые лямки обвязки должны быть хорошо затянуты, верёвка должна располагаться между ног работника и не цепляться за снаряжение, присоединённое к обвязке. Первые несколько метров подъёма может потребоваться протягивать верёвку через грудной зажим рукой;
  3. Перенести вес на грудной зажим;



  1. Установить на верёвку ручной зажим с педалью;
  2. Открыть кулачок грудного зажима;
  3. Встать на педали, полностью выпрямив ногу;
  4. Установить грудной зажим на верёвку над СУ, перенести вес на грудной зажим;
  5. Снять с верёвки СУ;



  1. Установить на верёвку спусковое устройство ниже грудного зажима, но максимально близко к нему, заблокировать;
  2. Снять с верёвки грудной зажим, перенести вес на спусковое устройство;
  3. Снять с верёвки ручной зажим;



  1. Опустить ручной зажим к грудному;
  2. Слегка привстать на педали, чтобы разгрузить грудной зажим, нажать пальцем на его кулачок;
  3. Сгибая в колене ногу, вставленную в педаль, опускать грудной зажим вниз по верёвке;
  4. Убрать палец с кулачка грудного зажима до того как натянется ус присоединённый к ручному зажиму, перенести вес на грудной зажим;
  5. Повторять указанные действия до достижения цели;



Прохождение оттяжки


Подъём



  1. Подтянуться за оттяжку и выстегнуть первый карабин оттяжки, расположенный выше устройств. Придерживаясь за верёвки, выходящие из оттяжки вниз, плавно сместиться по горизонтали;

  2. Продолжить подъём;

Спуск


Прохождение промежуточного закрепления

Спуск


Подъём

  1. Подняться до ПЗ. Оставить 1–2 см от ручного зажима до узла;






  2. Продолжить подъём;

Прохождение узлов

  1. Переставить ручной зажим выше узла;
  2. Ещё немного подняться на зажимах, чтобы грудной зажим оказался в нескольких сантиметрах от узла;
  3. Установить спусковое устройство на рабочую верёвку ниже грудного зажима, заблокировать;
  4. Привстать на педали, выстегнуть грудной зажим и переставить его выше узла, перенести вес на грудной зажим;
  5. Снять спусковое устройство с рабочей верёвки;
  6. Продолжить подъём;

  1. Спуститься до узла. От узла до спускового устройства должно оставаться несколько сантиметров;
  2. Перейти со спускового устройства на зажимы;
  3. Приспуститься на зажимах к узлу. От узла до грудного зажима должно оставаться несколько сантиметров;
  4. Установить спусковое устройство ниже узла, выбрать слабину, чтобы узел упёрся в устройство, заблокировать;
  5. Привстать на педали, отсоединить от верёвки грудной зажим, плавно перенести вес на спусковое устройство. Ручной зажим должен располагаться так, чтобы не повиснуть на его усе;
  6. Снять ручной зажим;
  7. Продолжить спуск;

  1. Спуститься/подняться до узла;
  2. Создать вторую точку присоединения к страховочной верёвке: завязать узел австрийский проводник и встегнуть в его петлю ус или установить и заблокировать спусковое устройство;
  3. Переставить страховочное устройство через узел;
  4. Снять вторую точку присоединения, созданную в пункте 2;
  5. Продолжить движение;

Переход с одной пары верёвок на другую


Важно!
Во время горизонтального перемещения работник должен быть присоединён к четырём верёвкам: двум рабочим и двум страховочным. Такой способ организации страховки предотвращает падение по траектории маятника при разрушении одной из рабочих верёвок, что могло бы привести к несчастному случаю при столкновении с окружающими объектами или к повреждению движущейся нагруженной верёвки.

Прохождение длинного карема

Подъём











Спуск









  1. Привстать на педали ручного зажима и отсоединить грудной зажим, плавно перенести вес на спусковое устройство. Отсоединить ручной зажим и страховочное устройство с верёвок до ПЗ.

  2. Продолжить спуск;

Работа на разнесённых верёвках

Метод работы на разнесённых верёвках позволяет расширить доступное пространство. Работник использует две пары верёвок: две рабочие, удерживающие его в требуемой позиции, и две
страховочные. Такой способ организации страховки предотвращает падение по траектории маятника при разрушении одной из рабочих верёвок, что могло бы привести к несчастному
случаю при столкновении с окружающими объектами или к повреждению движущейся нагруженной верёвки.

Выдавая или выбирая верёвку через спусковые устройства, работник может перемещаться по горизонтали и вертикали. Использование спусковых устройств аналогично их использованию для
спуска и подъёма.


Если между зоной спуска и точками закрепления верёвок имеются перегибы, при горизонтальном перемещении работника нагруженные верёвки будут смещаться вдоль перегибов, что может
привести к их повреждению. Следует предотвращать смещение верёвок при помощи оттяжек или промежуточных точек закрепления.

Преодоление протектора

Во время подъёма

  1. Подняться к протектору
  2. Снять протектор
  3. Подняться выше места установки протектора
  4. Продолжить движение

Во время спуска

  1. Спуститься к протектору
  2. Отвести веревку от места трения
  3. Снять протектор
  4. Спуститься ниже места установки протектора
  5. Восстановить местоположение протектора на веревке
  6. Продолжить движение

Перемещение по конструкциям при помощи усов с амортизатором рывка

Работник перемещается по конструкциям лазанием. Страховка осуществляется путём последовательной перестановки усов, содержащих амортизатор рывка и присоединённых к точке А на обвязке работника.


При необходимости освободить руки для выполнения каких-либо действий, работник, в дополнение к усу с амортизатором, присоединяется к конструкции усом, соединённым с брюшной
точкой обвязки, и повисает на нём.

Для освобождения рук также можно присоединиться к конструкции в обхват. Ус, обхватывающий конструкцию, соединяется с боковыми точками обвязки или с брюшной точкой. На конструкции ус
располагается выше точек присоединения к обвязке, глубина возможного скольжения уса вдоль конструкции в случае падения не более 0,5 метров. Работник опирается ногами.

Важно:

Перемещение по искусственным точкам опоры в горизонтальном направлении


Перемещение по столбам с помощью петель

Для перемещения используется три петли: одна в качестве опоры для ноги, вторая для удержания веса работника, третья для страховки. На поверхностях с хорошим трением петли крепятся к
столбу при помощи полусхватывающего узла, на скользких - при помощи узла пруссика.
Удерживающая петля присоединяется к брюшной точке обвязки, страховочная - к грудной точке
А. Петля для ноги к обвязке не присоединяется.

Подъём

  1. Встать на ножной петле
  2. Поднять выше по столбу удерживающую и страховочную петли
  3. Повиснуть на удерживающей петле
  4. Поднять выше по столбу ножную петлю
  5. Повторять указанные действия до достижения цели

Спасение пострадавшего при зависании на спусковом устройстве



  1. Необходимо придать пострадавшему по возможности вертикальное положение. Для этого грудная точка обвязки пострадавшего присоединяется скользящим карабином к верёвке над его спусковым устройством (или карабином к карабину его спускового устройства), после чего при необходимости утягиваются плечевые ремни обвязки;


  2. Спуститься на зажимах до натяжения короткого уса. Отсоединить грудной зажим и перенести вес на короткий ус. Отсоединить ручной зажим и своё страховочное устройство;


  3. Осуществить спуск на спусковом устройстве пострадавшего;
Важно!
Использовать верёвки пострадавшего для осуществления спасательной операции разрешается только в том случае, если они и их точки закрепления не были повреждены. Недопустимо
использовать снаряжение, подвергшееся высоким нагрузкам.

Спасение пострадавшего при зависании на грудном зажиме

  1. Подняться к пострадавшему на зажимах, используя его страховочную верёвку в качестве своей рабочей, а его рабочую в качестве своей страховочной. Необходимо оказаться на одном уровне с пострадавшим: при необходимости поднимите выше по верёвке его страховочное устройство, можете переставить ручной зажим выше страховочного устройства пострадавшего;
  2. Присоединить длинный ус к брюшной точке обвязки пострадавшего, после чего переставить страховочное устройство выше его грудного зажима;


  3. Подтянуть грудь пострадавшего к себе и присоединить грудную точку его обвязки карабином к карабину своего спускового устройства. Если длины одного карабина не достаточно для выполнения этого действия, используйте цепочку из двух-трёх карабинов или короткую анкерную петлю (не более 30 см, можно сложить более длинную петлю в несколько раз);

  4. Отсоединить ус пострадавшего от его ручного зажима. Отсоединить от верёвки страховочное устройство пострадавшего;
  5. Присоединить педаль к грудной точке обвязки пострадавшего, пропустить через карабин, присоединённый к ручному зажиму пострадавшего. Педаль отрегулировать таким образом, чтобы её длина была максимальной;

  6. Отсоединить грудной зажим пострадавшего. Максимально выбрать слабину в спусковом устройстве, заблокировать его;

  7. Сгибая в колене ногу, вставленную в педаль, перенести вес на спусковое устройство. Отсоединить от пострадавшего педаль, снять с верёвки ручной зажим;
  8. Пропустить верёвку, выходящую из спускового устройства, через дополнительный карабин для увеличения трения. Осуществить спуск;

Важно!
Использовать верёвки пострадавшего для осуществления спасательной операции разрешается только в том случае, если они и их точки закрепления не были повреждены. Недопустимо использовать снаряжение, подвергшееся высоким нагрузкам.
Программа разработана специалистом верёвочного доступа Антоном Юрьевым для
Поделиться: