Нефтяная авария в мексиканском заливе. Взрыв нефтяной платформы «Deepwater Horizon

Нефть - жидкое сырье, продукты которого повсеместно используются в мире в качестве топлива, смазок, масел и т.д. Переоценить значение «черного золота» достаточно сложно. Ежедневно с помощью трубопроводов, вагонов и танкеров миллионы баррелей нефти отправляются из нефтедобывающих стран к конечным потребителям. К сожалению, этому сопутствуют аварии, которые случаются из-за износа оборудования, человеческого фактор или стечения неблагоприятных обстоятельств. года - крупнейшая катастрофа, которая нанесла значительный ущерб экологии региона.

Катастрофа в мексиканском заливе

22 апреля 2010 года считается черным днем для североамериканских экологов. В этот день потерпела крушение нефтяная платформа у побережья США. Причиной затопления стал взрыв газа и последовавший за ним пожар. В результате аварии 24 пропал без вести и не был найден до сих пор. 117 других сотрудников успешно эвакуировались, часть из них имела ранения средней тяжести. 36 часов спасатели потратили на то, чтобы потушить возникший пожар, однако все мероприятия не возымели действия. Платформа была затоплена.

Взрыв также повредил промысловый трубопровод, по которому нефть поступала от морского дна к платформе. Из-за повреждения произошел крупнейший за всю историю США разлив нефти. Утечка нефти была обнаружена лишь 24 апреля. С этого момента компания Вritish Petroleum при поддержке федеральных служб США начали осуществлять работы по ликвидации разлива сырья.

Разлив нефти в мексиканском заливе 2010

Разлив нефти в мексиканском заливе 2010

Из-за катастрофы в воды Мексиканского залива попало около 5 миллионов баррелей нефти. Каждый день в воду поступало несколько десятков тысяч баррелей сырья (что равноценно шести миллионом литров). С первых же дней после обнаружения утечки были предприняты меры по ее ликвидации. Однако успеха они не имели. Работы проводились 86 дней, и лишь 3 июня был достигнут благоприятный результат. С помощью специальной робототехники, способной работать на глубине, удалось удалить буровую трубу. При этом на ее месте был размещен специальный защитный экран. Оставшиеся потоки нефти были направлены в специально отведенные резервуары.

Несмотря на это, огромное количество нефти уже успело попасть в воды. Из-за действия ветра и течений нефтяное пятно расширилось на значительную акваторию. В начале августа утечка была устранена полностью. Скважина была зацементирована. Дополнительно была создана специальная разгрузочная скважина, которая позволила уменьшить давление жидкости. Обе скважины соединились на глубине в пять с половиной километров.

Последствия

Авария нанесла колоссальный урон для экологии региона. Более двух тысяч километров североамериканского побережья были загрязнены нефтью. Учеными была отмечена гибель всех беспозвоночных животных, находящихся в радиусе утечки. В несколько раз выросла смертность дельфинов и китообразных. При этом экологи заявляют, что реальные цифры гораздо страшнее тех, что были приведены в официальных отчетах. Из-за аварии в акватории была полностью запрещена рыбная ловля.

Для ликвидации нефтяного пятна активно применялась технология контролируемого сжигания. Побережье и дно очищались с помощью механических методов очистки. Уникальная природа региона, сочетание микроорганизмов, рельефа и благоприятного режима морских течений сыграли на руку спасателям. Несмотря на то, что полностью акватория была очищена лишь спустя полтора года, отсроченные негативные последствия катастрофы проявляются и по сей день.

Width=»990″/>Буровая вышка в Мексиканском заливе на месте катастрофы «Deepwater Horizon» (полупогружная нефтяная платформа сверхглубоководного бурения с системой динамического позиционирования, построенная в 2001 году южнокорейской судостроительной компанией Hyundai Heavy Industries). Из-за аварии произошел разлив нефти, что стало одной из крупнейших техногенных катастроф, влияющих на экологическую обстановку.

Всасывание нефти в заливе Баратария (одна из бухт Мексиканского залива, которая расположена в юго-восточной Луизиане, в округе Джефферсон и округе Плэкминс, Соединенные Штаты Америки).

Столп дыма поднимается от контролируемого сжигания нефти у побережья Луизианы. От взрыва на платформе «Deepwater Horizon» погибло 11 человек и пострадало 17 из 126 человек. Позже сообщалось о гибели еще двух человек, которые ликвидировали последствия катастрофы.

Нефть в воде у берегов Орандж Бич, штат Алабама. Из-за повреждения труб скважины на глубине 1500 метров в Мексиканский залив за 152 дня вылилось около 5 миллионов баррелей нефти, нефтяное пятно расползлось на площадь в 75 тысяч квадратных километров.

Загрязнения у берегов штата Алабама (расположен в юго-восточном регионе США).

Перепачканные в нефти белые ибисы. Фото сделано в болотах небольшого островка в заливе Баратария, недалеко от Гранд Айл. Птиц спасали и временно селили в реабилитационном центре Форт Джексона.

Нефтяное пятно на поверхности воды в заливе Баратария, к западу от Порт Сальфер, штат Луизиана. В феврале 2010 года платформа «Deepwater Horizon» приступила к бурению скважины на глубине 1500 метров на месторождении Макондо.

Нефть в заливе Баратария. В результате разлива нефти был введен запрет на рыбную ловлю, для промысла было закрыто более трети всей акватории Мексиканского залива.

Нефть на поверхности Мексиканского залива, заснятая со спутника.

Судно собирает нефть. Из-за аварии без работы остались более 150 тысяч рыболовов и работников ресторанов.

Сжигание нефти у побережья Луизианы в Мексиканском заливе. В операции по устранению аварии участвовало 76 судов, 5 самолетов, около 1100 человек, шесть тысяч военнослужащих Национальной гвардии США, военнослужащие, а также техника Военно-морских и Военно-воздушных сил США.

Загрязненная болотная трава в заливе Джимми, недалеко от Миртл Гроув (город в США, Штат Флорида).

Испачканные в нефти пеликаны сидят на дренажном шланге недалеко от Порт Сальфер.

Пятно нефти постепенно расползается по болоту. Снимок сделан в северной части залива Баратария.

Нефть в водах Гранд Айл, штат Вермонт, США.

Пятна нефти наблюдаются в воде.

Фото сделано недалеко от места утечки нефти после взрыва на нефтяной платформе сверхглубоководного бурения «Deepwater Horizon».

Пеликаны и чайки на берегу острова Шип, возле которого плавает стреловой трос в попытке сдержать утечку нефти. Галфпорте, штат Миссисипи.

Пожар на плавучей буровой платформе «Deepwater Horizon» в водах Мексиканского залива.

Густой столп дыма поднимается над горящей вышкой в Мексиканском заливе.

Вертолет национальной гвардии Луизианы пролетает над лагуной Бретон.

Поврежденная в свое время ураганом Катрина машина недалеко от кипарисов в Венеции, штат Луизиана. Этот район, не успев восстановиться от последствия урагана 2005 года, переживает сильную утечку нефти, что снова угрожает его экологии.

С помощью специальной системы происходит отсасывание нефти из Мексиканского залива.

Фото самолета, пролетающего над разлившейся в море нефтью, сделано со спутника.

Снимок сделан через неделю после взрыва на плавучей буровой платформе.

Вскоре после взрыва платформа, на которой в момент аварии работали 126 человек, затонула.

Попытка остановить утечку нефти из скважины на глубине 1,5 км.

На пресс-конференции контр-адмиралом службы береговой охраны США Мэри Лэндри было заявлено, что утечка нефти была оценена в 800 тысяч литров в сутки.

Главной причиной катастрофы стало стремление BP сократить расходы по разработке скважины, ради чего пренебрегли рядом норм по безопасности (неудачная конструкция скважины, недостаточное цементирование, изменения в проекте).

Мексиканский залив. Снимок сделан NASA со спутника Aqua.

Пожарные суда тушат горящую буровую вышку «Deepwater Horizon».

Столб дыма от сжигаемой нефти у берегов Луизианы.

Пропитанные нефтью заграждения лежат у пирса в Галф Шорс.

Стив Скалисе показывает фотографию пеликана перепачканного в нефти. Снимок сделан во время допроса исполнительного директора «BP» Тони Хэйуорда на слушании дела о взрыве вышки и утечки нефти в правительственном здании в Вашингтоне.

Снимок со спутника, улучшенный цифровым способом (разными цветами показаны нефть и дисперсанты).

Молодая цапля умирает в загрязненных нефтью зарослях после утечки нефти в заливе Баратария.

На горизонте виднеются корабли «Development Driller II» и «Development Driller III», бурящие разгрузочные скважины на месте утечки нефти.

Нефть дошла до озера Мад из залива Баратария в Плэйкмайнс Пэриш.

Корабли пытаются собрать и задержать нефть у берегов Луизианы (нечеткость на фото вызвана высокой температурой от выхлопов).

Сбор нефти в бухте залива Баратария.

Крачка на пляже в Гранд Айл, Луизиана.

Лужи нефти в рассеянном капельно-жидком состоянии на пляже.

Ветеринар института изучения морских млекопитающих Венди Хэтчетт с мертвым дельфином, найденным у берегов острова Оно в штате Алабама.

Испачканная в нефти птица в водах залива Баратария.

Нефтезаградительные буйки обрамляют болота в Мексиканском заливе.

Нефтяное пятно у берегов Луизианы.

Фотограф в загрязненных нефтью зарослях недалеко от Пасс Лутре.

Змея в болоте морского заповедника Баратария, который является частью национального парка Жана Лафите.

Пеликаны в центре спасения в Норт Бэй Вилладж.

Небольшое судно для ловли креветок недалеко от Деларж. Фото сделано в начале сезона ловли креветок (первого после утечки нефти).

Силуэты кораблей «Transocean Development Driller III» и «Transocean Development Driller II» на закате на месте утечки нефти в Мексиканском заливе.

Лодка плывет по нефтяному пятну на закате.

Ветеринары из зоопарка Чикаго делают анестезию американскому белому пеликану, подготавливая птицу к осмотру.

Покрытая нефтью птица на пляже на острове Ист Гранд Терре.

Полоска нефти тянется вдоль болот в бухте залива Баратария.

Автобетононасос, переделанный в аппарат для выкачивания нефти, убирает нефтяную пленку с берегов Драй Бред Айленд в Сент-Бернарде.

Взрыв на нефтяной платформе Deepwater Horizon в Мексиканском заливе, произошедший 20 апреля этого года. Остановить образовавшуюся утечку удалось лишь к 4 августа, когда в воды залива вылилось уже 4,9 миллионов баррелей нефти.

Мы долгое время игнорировали события в Мексиканском заливе и тому были причины - сложность в понимании истиных причин катастрофы. Была ли причина техногенная или безалаберность человека? А может под водой крылся природный фактор? Нам было не ясно и мы решили выждать.

Но события развивались и всплывали новые интересные факты и вопросы. За катастрофой на Дипвотер Горизонт последовали другие менее шумные аварии, которые быстро появлялись и исчезали в пучине информации.

Действительные причины вряд ли будут обнародованны, хотя недавно (8 сентября) BP заявило, что они выяснили причину взрыва и затопления платформы - вся вина перекладывается на человеческий и технологический фактор, и ошибки в конструкции.

Хотя, давайте посмотрим на события последовавшие после катастрофы с Дипвотер Горизонт.

Утечка нефти рядом с аварийной скважиной имеет естественные причины

Утечка нефти, зафиксированная в Мексиканском заливе, имеет естественные причины и не связана с аварийной скважиной, на которую установлена заглушка, сообщает в понедельник агентство со ссылкой на представителей компании ВР.

Новую заглушку установили неделю назад взамен предыдущей, не справлявшейся со своей задачей по удержанию нефти и снятую со скважины 10 июля. За это время в залив могло вылиться примерно 120 тысяч баррелей нефти. Специалисты ВР 16 июля заявили, что с момента апрельской аварии.

Однако ранее в понедельник руководитель аварийно-спасательных работ на месте аварии адмирал Тэд Ален в письме ВР сообщил « и о неустановленных аномалиях в функционировании заглушки».

По данным экспертов, утечка находится на расстоянии трех километров от аварийной скважины.

После анализа ситуации ВР заявила, что в данный выход нефти на поверхность не связан с аварийной скважиной.

«Ученые пришли к выводу, что это просачивание нефти вызвано естественными причинами», - сказал агентству представитель ВР Марк Проглер (Mark Proegler).

Управляемая BP платформа Deepwater Horizon затонула в Мексиканском заливе у побережья штата Луизиана 22 апреля после 36-часового пожара, последовавшего вслед за мощным взрывом, унесшим жизни 11 человек. , которая началась следом и продолжается до сих пор, уже нанесла ущерб американским штатам Луизиана, Алабама, Миссисипи, Флорида и Техас и грозит региону экологической катастрофой.

Инцидент в Мексиканском заливе стал крупнейшим аварийным разливом нефти в США, от крушения танкера Exxon Valdez у побережья Аляски в 1989 году. Тогда из севшего на мель судна вылилось около 260 тысяч баррелей нефти.

Расходы британской нефтяной компании BP на ликвидацию последствий разлива нефти в Мексиканском залив уже . Эта сумма включает в себя стоимость ликвидации последствий разлива, стоимость строительства дополнительных «разгрузочных» скважин, герметизации скважины, гранты прибрежным странам и выплаты по искам. К компании уже подано, по меньшей мере, 116 тысяч исков от пострадавших, по 67,5 тысячи из них сделаны выплаты на 207 миллионов долларов.

Утечка нефти из трещин в морском дне

Выбросы начинаются с 20 секунд видео.

Геология скважины и почему все так плохо

По источнику можно ознакомиться с последовательными иллюстрированными этапами.
Надо отметить, что это всего лишь версия, пытающаяся объяснить происхождение естественных выбросов нефти из трещин в морском дне.

У побережья Венесуэлы затонула газодобывающая платформа

13 мая 2010г . У побережья Венесуэлы в Карибском море затонула газодобывающая платформа Aban Pearl, никто из 95 рабочих не пострадал, сообщает РИА Новости со ссылкой на местную газету El Universal.

Инцидент произошел в штате Сукре на северо-востоке страны. «Вы же знаете, это плавучая платформа. В полночь она наклонилась, зачерпнула воды. Все работы были приостановлены и проведена эвакуация», - написал в своем блоге в Twitter президент страны Уго Чавес. Также глава Венесуэлы отметил, что к платформе направились два патрульных судна ВМФ страны. При этом он заявил, что авария - еще не повод лишать добывающую компанию Pdvsa права исследовать и разрабатывать газовые месторождения в прибрежных водах Венесуэлы.

Венесуэльский министр нефти Рафаэль Рамирес исключил возможность утечки газа из скважин, которые были пробурены с платформы. При этом он подтвердил, что затопление платформы не представляет угрозы для морского дна.

Свой блог на социальном сервисе Twitter Чавес открыл 27 апреля. Тогда он заявил, что решил зарегистрироваться на сайте в целях борьбы с оппозицией, которая активно использует платформу.

Напомним, 20 апреля в Мексиканском заливе на нефтяной платформе Deepwater Horizon произошел взрыв. В результате катастрофы погибли 11 человек. При затоплении платформа повредила скважину, из которой начала выливаться нефть. К 4 мая нефтяное пятно достигло берегов Луизианы.

Отдельной строкой ложится интересное событие в Арканзасе. в непосредственной близости от Мексиканского залива.

14 июня. Выход реки из берегов сопровождался 7,5 метровыми приливными волнами, которые полностью стерли с лица земли, расположенные по берегам реки базы отдыха. Спасатели все еще предпринимают отчаянные попытки найти десятерых без вести пропавших людей. Для этого используются все возможные средства: байдарки, квадроциклы и конные патрули.

Новый разлив в Мексиканском заливе

28 июля 2010г . В Мексиканском заливе произошла очередная утечка нефти. Правда, на этот раз не из-за буровой платформы BP, а из-за старого буксира и заброшенной нефтяной платформы.

Инцидент произошел в штате Луизиана недалеко от места, где последние три месяца ведутся работы по устранению разлива нефти. На озере Мад-Лейк буксир врезался в добывающее оборудование на скважине, принадлежащей компании Cedyco Corporation со штаб-квартирой в Хьюстоне. На сей раз на поверхности воды образовалась полоса нефтяной пленки, ширина которой составляет 50 м, а длина - 2 км. Капитан судна заявил, что скважина не была достаточно освещена, как положено по правилам. В настоящий момент идут работы по устранению последствий аварии. Уже установлены специальные ограждения, чтобы не допустить увеличения и распространения нефтяного пятна. Количество вытекшего из скважины «черного золота» пока неизвестно.

По мнению властей США, сравнивать ущерб от этой аварии с той, что имела место в конце апреля, пока не имеет смысла. Инцидент имеет локальный характер. Напомним, 20 апреля 2010 года произошла авария на скважине, принадлежащей корпорации ВР. Тогда в воды Мексиканского залива, по различным данным, попало от 354 млн до 698 млн т нефти, это стало крупнейшей нефтяной катастрофой в истории США. В результате пострадали экосистемы сразу четырех штатов.

Между тем нефтяное пятно, образовавшееся по вине BP, самозатопляется в теплых водах Мексиканского залива. Как сообщила на днях директор Национального управления океанических и атмосферных явлений Джейн Любченко, «становится все труднее найти нефть на поверхности воды». По ее словам, большое количество нефти было рассеяно по поверхности океана, а затем поглощено бактериями. Последствия этого еще не изучены, поэтому американские власти опасаются ущерба, который будет нанесен окружающей среде.

Пляжи Гоа начало заливать нефтью

2 сентября. Несмотря на оперативно начатую работу по очищению воды у берегов популярнейших индийских курортов, тысячи нефтяных шариков стремительно прибывает. Ситуация осложняется тем, что местонахождение источника нефти пока неизвестно, а власти оказались абсолютно не готовы к такой проблеме. Нет специального оборудования, нефть по берегу собирают обычные рабочие щётками. К чему готовиться тем, кто планировал провести свой отпуск на песчаных пляжах Гоа, радио «Вести ФМ» узнало у исполнительного директора Ассоциации туроператоров России Майей Ломидзе .

«Вести ФМ»: Добрый день!

Ломидзе: Здравствуйте!

«Вести ФМ»: Известно ли, насколько пострадали пляжи и океан?

Ломидзе: По имеющейся у нас на данный момент информации, на пляже, который традиционно выбирают наши туристы, пока не зафиксированы нефтяные пятна, поэтому пока наши люди не возвращаются оттуда. Тем не менее произошло уже некоторое падение интереса к этому региону, и пошли отказы. Они, правда, единичные, но они есть.

«Вести ФМ»: Здесь остается только надеяться на то, что к этому моменту власти каким-то образом смогут справиться с проблемой. Какие-то версии происходящего вы не пытались узнать? Откуда все-таки могла взяться нефть на песчаных пляжах?

Ломидзе: Страна довольно специфическая, и с информацией там сложно. Никаких данных по поводу того, где произошла утечка и по какой причине, у нас нет.

«Вести ФМ»: Эксперты считают, что нефтяной шлейф может тянуться от какого-либо танкера, который дал течь. Нефть могла уйти на глубину, и в дальнейшем ее могло вынести у берегов.

Ломидзе: Теоретически это возможно, однако нигде в СМИ не было информации. И нам тоже неизвестно, что у какого-то танкера произошла течь.

Трагедия в Мексиканском заливе показала, как человек своими руками может в течение нескольких недель уничтожить природу с помощью природы. Предлагаем вспомнить 10 крупнейших разливов черного золота на воде в истории человечества.

Трагедия в Мексиканском заливе показала, как человек своими руками может в течение нескольких недель уничтожить природу с помощью природы. Пока ВР экстренно ищет деньги на восстановление акватории Мексиканского залива, а власти США решают, что делать с бурением на шельфе, мы предлагаем вспомнить 10 крупнейших разливов черного золота на воде в истории человечества.

1.В 1978 году танкер Amoco Cadiz сель на мель неподалеку от побережья Бретани (Франция). Из-за штормовой погоды спасательную операцию провести было невозможно. На тот момент эта авария была крупнейшей экологической катастрофой в истории Европы. Подсчитано, что погибли 20 тыс. птиц. В спасательных работах принимали участие более 7 тыс. человек. В воду вылилось 223 тысячи тонны нефти, образовав пятно размером в две тысячи квадратных километров. Нефть распространилась также на 360 километров побережья Франции. По мнению некоторых ученых, экологическое равновесие в этом регионе не восстановилось до сих пор.

2. В 1979 году произошла крупнейшая в истории авария на мексиканской нефтяной платформе Ixtoc I. В результате, в Мексиканский залив вылилось до 460 тыс. тонн сырой нефти. Ликвидация последствий аварии заняла почти год. Любопытно, что впервые в истории были организованы специальные рейсы по эвакуации морских черепах из зоны бедствия. Утечку остановили лишь через девять месяцев, за это время в Мексиканский залив попало 460 тыс. тонн нефти. Общая сумма ущерба оценивается в $1,5 млрд.

3. Также в 1979 году произошел крупнейший в истории разлив нефти, вызванный столкновением танкеров. Тогда в Карибском море столкнулись два танкера: Atlantic Empress и Aegean Captain. В результате аварии в море попало почти 290 тыс. тонн нефти. Один из танкеров затонул. По счастливому стечению обстоятельств, катастрофа произошла в открытом море, и ни одно побережье (ближайшим был остров Тринидад) не пострадало.

4. В марте 1989 года нефтяной танкер "Экссон Валдез" американской компании Exxon сел на мель в заливе Принц Уильямс у побережья Аляски. Через образовавшуюся в судне пробоину в океан вылилось свыше 48 тысяч тонн нефти. В результате пострадало свыше 2,5 тысяч квадратных километров морской акватории, под угрозой исчезновения оказались 28 видов животных. Район аварии был труднодоступным (туда можно добраться только по морю или на вертолётах) что сделало невозможным быструю реакцию служб и спасателей. В результате катастрофы около 10,8 миллионов галлонов нефти (около 260 тыс. баррелей или 40,9 миллионов литров) вылилось в море образовав нефтяное пятно в 28 тысяч квадратных километров. Всего танкер перевозил 54,1 миллиона галлонов нефти. Было загрязнено нефтью около двух тысяч километров береговой линии.

5. В 1990 году Ирак захватил Кувейт. Войска антииракской коалиции, образованной 32 государствами, разбили иракскую армию и освободили Кувейт. Однако, готовясь к обороне, иракцы открыли задвижки на нефтяных терминалах и опорожнили несколько нагруженных нефтью танкеров. Этот шаг был предпринят для того, чтобы затруднить высадку десанта. До 1.5 млн. тонн нефти (различные источники приводят разные данные) вылилось в Персидский залив. Так как шли боевые действия, с последствиями катастрофы некоторое время никто не боролся. Нефть покрыла примерно 1 тыс. кв. км. поверхности залива и загрязнила около 600 км. побережий. Для того, чтобы предотвратить дальнейший разлив нефти, авиация США разбомбила несколько кувейтских нефтепроводов.

6 В январе 2000 года крупный разлив нефти произошел в Бразилии. В воды бухты Гуанабара, на берегу которой расположен Рио-де-Жанейро из трубопровода компании "Петробраз" попало свыше 1,3 миллиона литров нефти, что привело к крупнейшей за всю историю мегаполиса экологической катастрофе. По мнению биологов, природе потребуется почти четверть века, чтобы полностью восстановить экологический ущерб. Бразильские биологи сравнили масштабы экологического бедствия с последствиями войны в Персидском заливе. К счастью нефть удалось остановить. Она прошла по течению четыре срочно построенных заградительных барьера и "застряла" лишь на пятом. Часть сырья уже удалили с поверхности реки, часть разлилась по вырытым в экстренном порядке специальным отводным каналам. Оставшиеся же 80 тысяч галлонов из миллиона (4 млн. литров), попавших в водоем, рабочие вычерпывали вручную.

7. В ноябре 2002 года у побережья Испании разломился и затонул танкер Prestige. В море попали 64 тыс. тонн мазута. На ликвидацию последствий аварии затрачено €2,5 млн. После этого случая ЕС закрыл однокорпусным танкерам доступ в свои воды. Возраст затонувшего судна 26 лет. Оно было построено в Японии и принадлежит зарегистрированной в Либерии компании, которая, в свою очередь, управляется греческой фирмой, зарегистрированной на Багамах и получившей сертификат от американской организации. Корабль был зафрахтован функционирующей в Швейцарии российской компанией, которая занимается перевозками нефти из Латвии в Сингапур. Правительство Испании подало судебный иск на $5 миллиардов к американскому мореходному бюро за ту роль, которая его невнимательность сыграла в катастрофе танкера «Престиж» у берегов Галисии в ноябре прошлого года.

8. В августе 2006 года потерпел аварию танкер на Филиппинах. Тогда оказались загрязнены 300 км побережья в двух провинциях страны, 500 гектаров мангровых лесов и 60 га плантаций водорослей. Пострадал и морской резерват Таклонг, на территории которого обитали 29 видов кораллов и 144 вида рыб. В результате разлива мазута пострадали около 3 тысяч филиппинских семей. Танкер "Солар 1" (Solar 1) компании Sunshine Maritne Development Corporation, был нанят для перевозки 1800 т мазута филиппинской государственной компании "Петрон" (Petron). Местные рыбаки, которые раньше за день могли выловить до 40-50 кг рыбы, сейчас с трудом ловят до 10 кг. Для этого им приходится уходить далеко от мест распространения загрязнений. Но даже эту рыбу невозможно продать. Провинция, которая только что вышла из списка 20 беднейших регионов Филиппин, похоже, на долгие годы опять возвращается в нищету.

9. 11 ноября 2007 года шторм в Керченском проливе стал причиной беспрецедентного чрезвычайного происшествия в Азовском и Черном морях - за один день затонули четыре судна, еще шесть сели на мель, получили повреждения два танкера. Из разломившегося танкера "Волгонефть-139" в море вылилось более 2 тысяч тонн мазута, на затонувших сухогрузах находилось около 7 тысяч тонн серы. Росприроднадзор оценил экологический ущерб, причиненный в результате крушения нескольких судов в Керченском проливе, в 6,5 миллиарда рублей. Ущерб только от гибели птицы и рыбы в Керченском проливе оценивался приблизительно в 4 миллиарда рублей.

10. 20 апреля 2010 года в 22:00 по местному времени на платформе Deepwater Horizon произошел взрыв, вызвавший сильный пожар. В результате взрыва семь человек получили ранения, четверо из них находятся в критическом состоянии, без вести пропали 11 человек. Всего на момент ЧП на буровой платформе, которая по размерам больше, чем два футбольных поля, работали 126 человек, и хранилось около 2,6 миллиона литров дизельного топлива. Производительность платформы составляла 8 тысяч баррелей в сутки. По оценкам, в Мексиканском заливе в воду выливается до 5 тысяч баррелей (около 700 тонн) нефти в сутки. Однако специалисты не исключают, что в ближайшее время эта цифра может достигнуть 50 тысяч баррелей в день из-за появления в трубе скважины дополнительных мест протечки. В начале мая 2010 года Президент США Барак Обама назвал происходящее в Мексиканском заливе «потенциально беспрецедентной экологической катастрофой». В толще вод Мексиканского залива обнаружены пятна нефти (одно пятно длиной 16 км толщиной 90 метров на глубине до 1300 метров). Нефть,возможно,будет вытекать из скважины до августа.

Разлив нефти в Мексиканском заливе в результате аварии на платформе Deepwater Horizon в 2010 году считается одной из самых крупнейших техногенных катастроф, в результате которой экологии был нанесен непоправимый урон.

Платформа сверхглубокого бурения Deepwater Horizon была построена судостроительной компанией Hundai Industries (Южная Корея) по заказу R&B Falcon (Transocean Ltd.). На воду эта платформа была спущена в 2001 году, а через некоторое время была сдана аренду британской нефтегазовой компании British Petroleum (BP). Срок аренды неоднократно продлевался, последний раз - вплоть до начала 2013 года.

В феврале 2010 года компания BP приступила к разработке месторождения Макондо в Мексиканском заливе. Была пробурена скважина на глубине 1500 метров.

Взрыв нефтяной платформы

20 апреля 2010 года в 80-ти км от побережья американского штата Луизиана на нефтяной платформе Deepwater Horizon произошел пожар и взрыв. Пожар длился более 35 часов, затушить его безуспешно пытались с пожарных судов, которые прибыли на место аварии. 22 апреля платформа затонула в водах Мексиканского залива.

В результате аварии без вести пропало 11 человек, их поиски проводились вплоть до 24 апреля 2010 года и не дали никаких результатов. 115 человек были эвакуированы с платформы, среди них 17 с ранениями. Впоследствии мировые информагентства сообщили о том, что при ликвидациях последствий аварии скончались еще двое человек.

Разлив нефти

С 20 апреля по 19 сентября продолжалась ликвидация последствий аварии. Тем временем, по оценкам одних экспертов, в воду ежесуточно попадало порядка 5000 баррелей нефти. По другим данным, в воду попадало до 100 000 баррелей в сутки, о чем в мае 2010 года заявил Министр внутренних дел США.

К концу апреля нефтяное пятно достигло устья реки Миссисипи, а в июле 2010 года нефть была обнаружена на пляжах американского штата Техас. Кроме того, подводный нефтяной шлейф растянулся на 35 км в длину на глубине более чем 1000 метров.

За 152 дня в воды Мексиканского залива через поврежденные трубы скважины вылилось порядка 5 млн баррелей нефти. Площадь нефтяного пятна составила 75 тысяч км².

Ликвидация последствий

После того, как платформа Deepwater Horizon затонула, стали предприниматься попытки загерметизировать скважину, а позднее началась ликвидация последствий разлива нефти и борьба с распространением нефтяного пятна.


Специалисты практически сразу после аварии поставили заглушки на поврежденную трубу, и начали проводить работы по установке стального купола, который должен был накрыть поврежденную платформу и предотвратить разлив нефти. Первая попытка установки не увенчалась успехом, и 13 мая было решено установить меньший по размеру купол. Полностью утечка нефти была установлена только 4 августа, благодаря тому, что в аварийную скважину была закачана буровая жидкость и цемент. Для полной герметизации скважины пришлось пробурить две дополнительные разгрузочные скважины, в которые также закачали цемент. О полной герметизации было объявлено 19 сентября 2010 года.

Для ликвидации последствий были подняты буксиры, баржи, спасательные катера, подводные лодки компании BP. Им помогали суда, самолеты и военно-морская техника ВМФ и ВВС США. В ликвидации последствий участвовало более 1000 человек, привлечены около 6000 военнослужащих Национальной гвардии США. Для ограничения площади нефтяного пятна было применено распыление диспергентов (активных веществ, применяющихся для осаждения нефтяных пятен). Также были установлены боновые заграждения, локализующие зону разлива. Применялся механический сбор нефти, как с помощью специальных судов, так и ручным способом силами добровольцев на побережье США. Кроме того, специалисты решили прибегнуть к контролируемому выжиганию нефтяных пятен.

Расследование инцидента

Согласно внутреннему расследованию, проведенному сотрудниками безопасности компании BP, причинами аварии были названы ошибки рабочего персонала, технические неисправности и погрешности конструкции самой нефтяной платформы. В подготовленном отчете говорилось о том, что сотрудники буровой установки неверно истолковали показания измерений давления при проверке скважины на герметичность, в результате чего поток углеводородов, поднявшихся со дна скважины, заполнил буровую платформу через вентиляцию. После взрыва, в результате технических недостатков платформы, не сработал противосбросовый предохранитель, который должен был в автоматическом режиме закупорить нефтяную скважину.

В середине сентября 2010 года был опубликован доклад Бюро по управлению, регулированию и охране океанских ресурсов и Береговой охраны США. В нем содержалось 35 причин аварии, при этом в 21 из них единственным виновником признана компания BP. В частности, главной причиной названо пренебрежение нормами безопасности для сокращения расходов на разработку скважины. Кроме того, сотрудники платформы не получили исчерпывающей информации о работе на скважине, и в результате их неосведомленность наложилась на другие ошибки, что и привело к известным последствиям. Кроме того, среди причин названа неудачная конструкция скважины, не предусматривающая достаточного количества барьеров для нефти и газа, а также недостаточное цементирование и изменения, внесенные в проект по разработке скважины в самый последний момент.

Частично виновными были названы компания Transocean Ltd, собственники нефтяной платформы, и компания Halliburton, проводившая подводное цементирование скважины.

Судебный процесс и выплата компенсаций

Судебный процесс по делу разлива нефти в Мексиканском разливе над британской компанией BP начнется 25 февраля 2013 года в Новом Орлеане (США). Кроме исков федеральных властей, британской компании были предъявлены иски от американских штатов и муниципалитетов. В соответствии с законодательством США, BP придется заплатить штраф из расчета от 1,1 до 4,3 тысячи долларов за каждый вылившийся в результате аварии баррель нефти. В феврале 2013 года стало известно, что компании удалось договориться с американскими властями о снижении размера штрафных санкций на 3,4 млрд. долларов. Причиной изменения размера компенсации послужил тот факт, что 810 тысяч баррелей нефти были собраны и не попали в окружающую среду. Таким образом, размер максимального штрафа составляет 17,6 млрд долларов. Окончательный же размер компенсации будет зависеть от судебного постановления.

Кроме того, весной 2012 года было заключено соглашение с комитетом истцов по размеру компенсации: более чем 100 тысяч американских предпринимателей и физических лиц получат компенсацию на сумму более 7,8 млрд долларов.

Также в ноябре 2012 года компания BP договорилась с властями США о выплате штрафов на сумму 4,5 млрд долларов в течение пяти лет.

Последствия для экологии

После аварии акватория Мексиканского залива была на одну треть закрыта для промысла, при этом был введен практически полный запрет на рыбную ловлю.


1100 миль побережья штатов от Флориды до Луизианы были загрязнены, на берегу постоянно находили погибших морских обитателей. В частности, было обнаружено около мертвыми 600 морских черепах, 100 дельфинов, более 6000 птиц и множество других млекопитающих. В результате разлива нефти в последующие годы повысилась смертность среди китов и дельфинов. По подсчетам экологов, смертность дельфинов вида афалина увеличилась в 50 раз.

Тропические коралловые рифы, расположенные в водах Мексиканского залива, также понесли колоссальный урон.

Нефть просочилась даже в воды прибрежных заповедников и болот, играющих важную роль в поддержании жизнедеятельности животного мира и перелетных птиц.

Согласно последним исследованиям, на сегодняшний Мексиканский залив практически полностью оправился от понесенного ущерба. Американские океанологи проследили за ростом рифообразующих кораллов, которые не могут жить в загрязненной воде, и выяснили, что кораллы размножаются и растут в обычном для них ритме. Биологи же отмечают небольшое повышение средней температуры воды в Мексиканском заливе.

Некоторые исследователи высказывали опасения относительно влияния нефтяной аварии на климатообразующее течение Гольфстрим. Были высказаны предположения, что течение похолодело на 10 градусов и начало разбиваться на отдельные подводные течения. Действительно, некоторые погодные аномалии (например, сильные зимние морозы в Европе) имели место с тех пор, как случился разлив нефти. Однако ученые до сих пор не сошлись в едином мнении относительно того, является ли катастрофа в Мексиканском заливе первообразующей причиной климатических изменений и повлияла ли она на Гольфстрим.

Поделиться: