«Мотивы и образы лирики Н. С

Мир образов Николая Гумилева (1886—1921)

Цели урока: дать представление о личности и поэзии Н. Гумилева; закрепить понятие об акмеизме.

Оборудование урока: портрет Н. С. Гумилева, сборники его стихов.

Методические приемы: беседа по теории литературы, лекция учителя, анализ стихотворений.

Ход урока

I . Проверка домашнего задания

— Раскройте смысл понятий «акмеизм», «адамизм».

— На какие традиции русской литературы опирается акмеизм?

— В чем вы видите отличия символизма и акмеизма? Что у них общего?

Слово учителя

Николай Степанович Гумилев — поэт, переводчик, критик, теоретик литературы, один из мэтров акмеизма. Он прожил очень яркую, но короткую жизнь. Он был обвинен в участии в контрреволюционном заговоре и расстрелян.

II. Сообщение учителя или заранее подготовленного ученика о биографии Н. С. Гумилева

Гумилев родился и провел детство в Кронштадте, учился в Тифлисе и в Царском Селе в гимназии, где директором был Ин. Анненский. Слушал лекции в Париже, путешествовал по странам Африки. В 1910 году женился на Анне Горенко (Ахматовой). Уйдя в 1914 году добровольцем на фронт, получил два Георгиевских креста за храбрость. Восторженное воспевание опасности, борьбы и «края бездны» стало неизменным свойством поэзии Гумилева. Волевая целеустремленность натуры сказалась и в неустанной работе над стихом. Уже в первых сборниках («Путь конквистадоров», 1905; «Романтические цветы», 1908; «Жемчуга», 1910) видны черты поэтического мира Гумилева: подчеркнутая отчужденность от пошлой современности, влечение к романтической экзотике, ярким декоративным краскам, напряженный и звучный стих.

Вместе с Городецким он стал основателем акмеизма, провозгласившего «самоценность» явлений жизни, культ искусства как мастерства. Но творчество самого Гумилева часто вступало в противоречие с постулатами акмеизма: в его стихах отсутствовала обыденная реальность, зато присутствовала реальность экзотическая — природа и искусство Африки, реалии Первой мировой войны. Мажорному пафосу акмеизма противоречили печальные, а порой трагические настроения поэзии Гумилева.

В своем художественном воображении поэт свободно перемещался в пространстве и во времени: Китай, Индия, Африка, океанские просторы; античный мир, рыцарская эпоха, время великих географических открытий. Уже в ранних стихах проявляется романтическое и мужественное стремление к мечте, причем не утопической, а вполне достижимой. Романтика и героика — основа и особенность мироощущения Гумилева, его реакция на «обыкновенное» в жизни.

III. Чтение и анализ стихотворений

1. Читаем и анализируем одно из ранних стихотворений «Жираф» (1907).

— В чем значение обращения к экзотике в этом стихотворении?

(Описание красот и чудес далекой Африки подробно, многоцветно, зримо. Это не выдумка, а воспоминания человека, действительно наблюдавшего необыкновенные для глаза, привыкшего к спокойному русскому пейзажу, картины. Но сам рассказ об «изысканном жирафе» волшебен, лирический герой преображает и без того прекрасную реальность. Этому преображению помогают красочные эпитеты: «грациозная стройность», «волшебный узор», «цветные, паруса», «мраморный грот», «немыслимые травы»; сравнения: жираф сравнивается с цветными парусами корабля, бег его уподобляется радостному птичьему полету. Картину оживляет движение, которое чувствуется и в плавном беге жирафа, и в изменчивом отражении дробящейся в озере луны. Все это сказочное описание для того, чтобы отвлечь возлюбленную от грустных мыслей в пропитанной туманами и дождями России. «Веселые сказки таинственных стран» могли бы спасти от скуки и тяжести обыденности, но лишь усугубляют одиночество и отчужденность героев: последние строки стихотворения почти повторяют окончание первой строфы, но уже почти безнадежно:

Ты плачешь? Послушай... далеко, на озере Чад

Изысканный бродит жираф.

2. Слово учителя:

Романтические мечты получили развитие в сборнике «Жемчуга». Акцент сделан на трудном поиске ценностей, таящихся вдали от человеческих глаз. Название сборника отсылает к строчкам о недостижимой стране грез, «Куда не стучала людская нога, / Где в солнечных рощах живут великаны, / И светят в прозрачной воде жемчуга»)

3. Читаем и анализируем стихотворение из цикла «Капитаны» (1909).

— Каков смысл названия цикла?

(Стихотворение имеет яркую романтическую окраску, отличается сочностью цветописи: «зеленые зыби жемчужные скалы», «золото с кружев», розоватых брабантских манжет»; выраженной инструментовкой на шипящие и свистящие «ж», «з», «ч», «с», «ш» в сочетании с сонорными «р», «м» и звонкими губными «б», что передает музыку разгулявшейся морской стихии и придает энергию и мужественность стиху.)

— Каковы образы стихотворения?

(Образы стихотворения неконкретны, обобщенны. Речь идет не о каких-то реальных людях, а о героическом типе отважных мечтателей, упрямых и сильных, не боящихся испытаний. Обобщенность достигается, во-первых, описанием «разбросанного» по миру места действия:

На полярных морях и на южных

По изгибам зеленых зыбей,

Меж базальтовых скал и жемчужных

Шелестят паруса кораблей.)

— Какова специфика сюжета стихотворения?

(Действие происходит вне реального времени и пространства, и в то же время описание изобилует выразительными реалистическими деталями, подробностями, вплоть до клочьев пены на ботфортах и позолоты на кружевах манжет. Эти детали носят декоративный, театральный характер (разорванная карта, трость, пистолет).

— Каковы средства обобщения в стихотворении?

(Обобщенность вырисовывается просто из синтаксической конструкции, требующей единственного числа в придаточном предложении с союзным словом «кто»:

Быстрокрылых ведут капитаны,

Открыватели новых земель,

Для кого не страшны ураганы,

Кто изведал мальстремы и мель…

Далее в трех строфах действует этот эффект, позволяющий увидеть обобщенный образ героя. Мужественный характер, решительность, дерзость, уверенность — идеал самого поэта, увлекавшегося сильными героями Киплинга. Поэтому он прославляет отважных людей, из которых

Ни один пред грозой не трепещет,

Ни один не свернет паруса.)

4. Слово учителя:

После сборника «Жемчуга» с 1912 по 1921 гг. вышло еще шесть книг лирики Гумилева. Каждая — глубокое описание утонченных сфер духовной жизни, творчества. Предсмертная книга «Огненный столп» — вершина поэзии Гумилева — насыщена этими мотивами.

5. Чтение и анализ стихотворения «Шестое чувство».

— Почему это стихотворение стало символом творческого поиска всего Серебряного века?

(Стихотворение можно считать программным, в нем в сжатой, выразительной, энергичной форме отразились настроения современников Гумилева, надежды на прорыв человека в неизведанное. Лирическое «мы» объединяет людей в этих надеждах. Привычные ценности — «влюбленное вино», «добрый хлеб», женщина — прекрасны. Но есть то, что нельзя «ни съесть, ни выпить, ни поцеловать», что нельзя удержать и ощутить до конца: «розовая заря над холодеющими небесами», «бессмертные стихи». Для этого нужен какой-то другой орган, какое-то «шестое чувство». И если не природа, то искусство призвано дать изнемогающей плоти человека, его духу возможность, пусть пройдя через муки, почувствовать запредельное:

Так век за веком — скоро ли, Господь? —

Под скальпелем природы и искусства

Кричит наш дух, изнемогает плоть,

Рождая орган для шестого чувства.)

I V . Реализация домашнего задания

V . Лекция учителя

Революционные события в России застали Н. Гумилева во Франции, в русском экспедиционном корпусе. Оттуда он переезжает в Англию, в Лондон, где работает над повестью «Веселые братья». В этот период он по-новому подходит к вопросам литературы, считая, что русские писатели уже преодолели период риторической поэзии и ныне настала пора словесной экономии, простоты, ясности и достоверности.

Возвратившись в 1918 году через Скандинавию в Петроград, Гумилев энергично включается в тогдашнюю бурную литературную жизнь, от которой уже длительное время был оторван войной. Остроты сложившейся послереволюционной ситуации он не ощущал, открыто говорил о своих монархических пристрастиях и словно не замечал разительных перемен в стране. Он тяжело пережил распад первой семьи, но напряженнейшая творческая работа помогла ему залечить душевную рану. В условиях тяжелого холода и голода он умел забывать о трудностях быта и был переполнен художественными замыслами. Поэт печатает новую поэму — «Мик» — на африканскую тему, повторно издает ранние сборники стихов, увлеченно работает в издательстве «Всемирная литература», куда был привлечен Горьким и где заведует французским отделом; сам организовывает несколько издательств, воссоздает «Цех поэтов», руководит его филиалом — «Звучащей раковиной»; создает петроградское отделение «Союза Поэтов», став его председателем; ведет семинар по поэзии при студии дома искусств, преподает в Институте живого слова.

Три этих года (1918—1921) были необычайно плодотворны в творческом отношении. Гумилев много переводит (народные баллады о Робин Гуде, «Поэму о старом моряке» С. Колриджа, французские народные песни, сочинения Вольтера, Гейне, Байрона, Рембо, Роллана); выступает на вечерах с чтением своих стихов, теоретически осмысляет практику акмеизма; издает в Севастополе сборник «Шатер», вновь посвященный африканской теме (это была последняя книга, напечатанная при жизни автора); создает «Поэму Начала» (1919—1921), в которой обращается к философско-космогонической теме, основывая ее на ассирийском, вавилонском и славянском эпосе.

Поэт подготавливает к печати и новый значительный сборник стихов — «Огненный столп», отпечатанный в августе 1921 года, уже после смерти автора. В него вошли произведения, созданные в течение трех последних лет жизни поэта, преимущественно философского характера («Память», «Душа и тело», «Шестое чувство» и др.). Название сборника, посвященного второй жене Гумилева Анне Николаевне Энгельгардт, восходит к библейской образности, ветхозаветной «Книге Неемии».

Среди лучших стихотворений новой книги — «Заблудившийся трамвай» — самое знаменитое и одновременно сложное и загадочное произведение.

VI . Чтение и анализ стихотворения «Заблудившийся трамвай»

Сочинение

Николай Степанович Гумилев родился в Кронштадте 3(15) апреля 1886 года. Отец его служил военным врачом на флоте. Детские года писатель провел в Царском Селе, потом вместе с родителями жил некоторое время в Тифлисе (именно там 8 сентября 1902 года в газете “Тифлисский листок” появилось его первое напечатанное стихотворение). В 1906 году, закончив гимназию, он уехал в Париж. К этому времени он уже был автором книги “Путь конкистадоров”, замеченной не только в кругу знакомых, но и одним из законодателей русского символизма В. Бросовым. В январе 1908 года вышла вторая книга стихов Гумилева “Романтические цвета”, о которой сочувственно писали Брюсов и Анненский, увидевшие в сборнике не только “искания красоты, но и красоту исканий”. За внешней бутафорией стихов внимательные читатели замечали ту “иронию, которая, по словам Гумилева, составляет сущность романтизма и в значительной степени обусловила название всей книга”.
Покинув Париж, Гумилев поселился в Царском Селе и был зачислен в Петербургский университет на юридический факультет. С весны 1909 года он принимает активное участие в подготовке к изданию журнала “Аполлон”, где становится одним из основных сотрудников, ведя регулярный раздел “Письма о русской поэзии”.
Осенью 1911 года он вместе с С. М. Городецким организует “Цех поэтов”, в недрах которого зародилась программа нового литературного направления акмеизма, впервые продекларированного в феврале 1912 года. Акмеистические тенденции творчества Гумилева ощущались уже в сборнике “Чужое небо” (1912), но окончательно они утвердились, пожалуй, в цикле итальянских стихов, написанных во время путешествия по этой стране весной 1912 года.
В 1918-1921 года Гумилев был одной из наиболее заметных фигур в литературной жизни Петрограда. Он много печатается, работает в издательстве “Всемирная литература”, читает лекции, руководит воссозданным “Цехом поэтов”, а в 1921 году Петроградским отделением Союза поэтов. Под руководством Гумилева работала переводческая студия, он был наставником молодых поэтов из студии “Звучащая раковина”, редактировал многие переводы.
Стихи этих лет собраны в сборнике “Огненный столп”, вышедшем в августе 1921 года и почти единодушно был признан лучшей книгой его стихов.
3 августа 1921 года Гумилев был арестован по обвинению в участии в антисоветском заговоре.
Постановление Петроградской губчека о расстреле 61 человека за участие в так называемом “Таганцевском заговоре” датировано 24 августа 1921 года; точная дата расстрела неизвестна; по словам А. А. Ахматовой, казнь произошла близ Бернгар-довки под Петроградом.
Среди образов, объединяющих поэзию Гумилева и его непосредственных предшественников - символистов, особенно заметны астральные, космические - звезды, планеты и их “сад” (иногда “зоологический” - сад “небесных зверей”, как они названы в прозе Гумилева), Млечный Путь, кометы. Уместно поэтому будет заимствовать из этой же области уподобление для того, чтобы охарактеризовать поэтическую судьбу самого Гумилева, развитие его дара. Оно напоминает взрыв звезды, перед своим уничтожением внезапно ярко вспыхнувшей и пославшей поток света в окружающие ее пространства.
Гумилев удивительно поздно раскрывается как большой поэт. Это надо иметь в виду и теперь, когда с ним начинают заново знакомиться и знакомить. Итак, предложенное сравнение со вспыхнувшей звездой не лестно для раннего Гумилева, в чьих сборниках мы найдем только материал для того, что потом взорвется.
Многие теперь согласятся с тем, что “Огненный столп” и непосредственно примыкающие к этому сборнику стихи неизмеримо выше всего предшествующего. Он учился у Блока, как все крупные поэты его поколения, и.у этих последних, но это стало видно лишь в поздних стихах, Гумилев одновременно и акмеист, и футурист (притом крайний), и имажинист.
В чем секрет поздних стихов Гумилева? Они отличаются необычайной мощью, притом такой, которая смещает все привычные представления и внутри каждого стихотворения. Посмотрим на то, как изменились повседневные категории пространства и времени в стихотворении “Заблудившийся трамвай”. Лучше всего смещение пространственно-временных представлений видно в строфе, где возникают события недавнего прошлого:
И, промелькнув у оконной рамы,
Бросив нам вслед пытливый взгляд
Нищий старик,- конечно, тот самый,
Что умер в Бейруте год назад.
Предвидение собственной смерти в “Заблудившемся трамвае”, где он сам собирается отслужить в Исаакиевском соборе панихиду по себе, сопровождается удивительным открытием:
Понял теперь я: наша свобода -
Только оттуда бьющий свет...
Исследователя русской поэзии XX века в этих строках поражает перекличка с Блоком. В цитированных строках - при разнице темперамента - прямой отзвук блоковских мотивов:
И к вздрагиваниям медленного хлада
Усталую ты душу приучи,
Чтоб бычо здесь ей ничего не надо,
Когда оттуда ринутся лучи.
Подобные бесспорные совпадения именно у позднего Гумилева делают очевидным возраставшее влияние на него Блока.
Его собственная смерть, о которой Гумилев заранее пишет в стихах (“Костер”, “Я и вы”),- не такая, как у других:
И умру я не на постели,
При нотариусе и враче,
А в какой-нибудь дикой щели.
Утонувшей в густом пяюще,
Чтоб войти не во всем открытый
Протестантский, прибранный рай,
А туда, где разбойник, мытарь
И блудница крикнут: вставай!
Тема романтического отъединения поэта в этом стихотворении относится не только к смерти, но и ко всей жизни, к художественным вкусам, занятиям, любви. Гумилев неожиданно противостоит буржуазной прибранности и правильности:
...Имне нравится не гитара,
А дакарский напев зурны.
Отчуждение от “нормального” европейского быта увело поэта на Восток не просто в мечтах, айв его кипучей жизни. Оттого и экзотичность такого позднего его африканского цикла, как стихи, вышедшие в сборнике “Шатер”. Его последние стихи об Африке, как и все, что написано в поздний период творчества, отличаются достоверностью и деталей, и самого отношения к Африке:
Как картинка из книжки старинной,
Услаждавшей мои вечера.
Изумрудные эти равнины
И раскидистых пальм веера.
И каналы, каналы, каналы,
Что несутся вдоль глиняных стен,
Орошая Дамьетские скалы
Розоватыми брызгами пен.
Одним из первых Гумилев увидел в своем Египте то, что в то время еще далеко не всем было заметно:
Пусть хозяева здесь англичане.
Пьют вино и играют в футбол
И халифа в высоком Диване
Уж не властен святой произвол.
Пусть, но истинный царь над страною
Не араб, и не белый, а тот,
Кто с сохою иль с бороною
Черных буйволов в поле ведет.
Одно из поздних стихотворений Гумилева “Память” (из “Огненного столпа”) посвящено как бы общему обзору биографии поэта. Он обозревает срезы своей жизни, называя их “душами”, меняющимися, притом единым остается только тело:
Только змеи сбрасывают кожи,
Чтоб душа старела и росла.
Мы, увы, со змеями не схожи,
Мы меняем души, не тела.
Начинает Гумилев с самых ранних воспоминаний своего детства:
Самый первый: некрасив и тонок,
Полюбивший только сумрак рощ,
Лист опавший, колдовской ребенок,
Словом останавливавший дождь.
Дерево да рыжая собака,
Вот кого он взял себе в друзья...
Детство, проведенное наедине с собакой и растениями, сменяется совершенно отличным от него срезом жизни, изображенным иронично и отчужденно. Этот следующий образ поэта, или “душа”, сменяющая душу ребенка, зрелому Гумилеву несимпатичен:
Он совсем не нравится мне, это
Он хотел стать Богом и царем.
Он повесил вывеску поэта
Над дверьми в мой молчаливый дом.
Романтизация боя, подвига была особенностью творчества Гумилева. Современники называли его поэтом-воином. В сборнике “Колчан” начинает рождаться новая для Гумилева тема - тема России.
И залитые кровью недели
Ослепительны и легки,
Надо мною рвутся шрапнели,
Птиц быстрей взлетают клинки,
Я кричу, и мой голос дикий,
Это медь ударяет в медь.
Я, носитель мысли великой,
Не могу, не могу умереть.
Словно молоты громовые
Или воды гневных морей,
Золотое сердце России
Мерно бьется в груди моей.
Опыт лет, проведенных Гумилевым - бесстрашным бойцом на фронтах первой мировой войны, куда он ушел добровольцем, подготовил его и для последующих испытаний.
В поздних стихах Гумилев подходил к выработке совершенно нового стиля, быть может, предугадывая и будущий путь развития тех больших поэтов, с которыми вместе основал акмеизм.
Среди напечатанных посмертно “Отрывков 1920-1921 гг.” есть такие строки:
А я уже стою в саду иной земли,
Среда кровавых роз и влажных лилий,
И повествует мне гекзаметром
Виргилий О высшей радости земли.
Если ранний Гумилев интересен как материал, из которого родится вспышка звезды, то затем нельзя не видеть и постепенного увеличения воздействия тех поэтов, которые искали новые формы. Его манит верлибр, путь которого наметил Блок:
Я не оскорбляю их неврастений,
Не унижаю душевной теплотой,
Не надоедаю многозначительными намеками
На содержимое выеденного яйца,
Но когда вокруг свищут пули,
Когда волны ломают борта,
Я учу их, как не бояться,
Не бояться и делать, что надо.
Среди символистов, оказавших воздействие на поэтику Гумилева, наряду с Брюсовым и Вяч. Ивановым, не говоря уже о Блоке, следует назвать и Андрея Белого. Его влияние сказалось в подходе Гумилева к ритмике:
Неведомых материков
Мучительные очертанья...
Однако от откровенных ритмических экспериментов в духе Андрея Белого Гумилев постепенно уходил. Символисты и особенности их поэтических сочинений для Гумилева были школой, пройдя которую он шел дальше.
Гумилев ощущал себя сыном своего века и наследником многих, бывших задолго до него.
Тема слова - центральная в творчестве Гумилева: и его жиз-нестроительство в конечном счете подчинено Слову. Поэтому стихотворение “Слово” с его несколько неожиданным концом остается одним из завещаний Гумилева.
В оный день, когда над миром новым
Бог склоняч лицо свое, тогда
Солнце останавливали Словом,
Словом разрушали города.
Но забыли мы, что осиянно
Только слово средь земных дорог
И в Евангелии от Иоанна
Сказано, что Слово - это Бог.
Мы ему поставили пределом
Скудные пределы естества,
И, как пчелы в улье опустелом,
Дурно пахнут мертвые слова.
Несомненно, что Николай Гумилев оставил нам интересное наследие, оказал огромное влияние на многих поэтов разных поколений. Считая преданность искусству превыше всего, он сумел подняться над обыденностью мира и увидеть истинную его красоту. До сей поры он остается в русской литературе великим мастером слова.

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

Мир образов Николая Гумилёва


__________________________________________

(Тема урока)

    Цель урока:

9. Задачи:

    обучающие:

    развивающие:

    воспитательные:

    Тип урока: объяснение нового материала

    Формы работы учащихся: групповая, исследовательская

    Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор, аудиозапись.

    Структура и ход урока

Таблица 1.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Приложение к плану-конспекту урока

Мир образов Николая Гумилёва

______________________________

(Тема урока)

Таблица 2.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Тема: Мир образов Николая Гумилёва

Цели урока: дать представление о личности и поэзии Гумилёва; закрепить понятие об акмеизме.

Задачи:

    Образовательная: обучать приемам анализа стихотворения.

    Развивающая: развивать образное мышление учащихся.

    Развивать умение ориентироваться в литературоведческих понятиях и терминах.

    Воспитательная: воспитывать любовь к поэзии, вызывать глубокий интерес к поэтам серебряного века как выдающимся личностям.

Оборудование: портрет Н. С. Гумилёва, сборники его стихов; презентация «Воин, поэт, путешественник»

Методические приёмы: беседа по теории литературы, лекция учителя. Анализ стихотворений.

Эпиграф урока: Вот рай, пропитанный
звучаньем и тоской,
Не рай, так подступы к нему,
периферия
Той дивной местности,
Той почвы колдовской,
Где пятая откроется стихия.

А. Кушнер.

Ход урока

1.Организационный момент урока.

2.Проверка домашнего задания.

    Раскройте смысл понятий «акмеизм», «адамизм».

    На какие традиции русской литературы опирается акмеизм?

    В чём вы видите отличия символизма и акмеизма? Что у них общего?

    Слово учителя.

Н. С. Гумилёв – поэт, переводчик, критик, теоретик литературы, один из мэтров акмеизма. Он прожил очень яркую, но короткую жизнь. Он был обвинён в участии в контрреволюционном заговоре и расстрелян.

    Сообщение заранее подготовившегося ученика о биографии Н. С. Гумилёва.

    Родился и провёл детство в Кронштадте, в морской крепости, т. к. отец – корабельный врач. 1 -2 слайды.

    3 слайд . Учился в Тифлисе и в Царском Селе в гимназии, где директором был поэт Ин. Анненский. (4 слайд ) Встречи и беседы с ним во многом формировали эстетический вкус молодого человека. Не случайно, что, ещё будучи в стенах Царскосельской гимназии, в 1905 г. 19-летний поэт выпустил 1-й свой сборник – «Путь конквиста́доров » (испанцы - авантюристы, отправляющиеся в Америку после её открытия для завоевания новых земель). Эту книгу подарил Ин. Анненскому, спустя гг., отдавая дань памяти наставнику, напишет:

Был Иннокентий Анненский последним

Из царскосельских лебедей.

Кстати, в этой книге уже есть стихи, посвящённые Анне Горенко , с которой к тому времени он уже дружил 2 года. Брюсов печатно откликнулся на эту книгу и пригласил Гумилёва к сотрудничеству в журнал «Весы». Восторженное воспевание опасности, борьбы и «края бездны » стало неизменным свойством поэзии Гумилёва. Волевая целеустремлённость натуры сказалась и в неустанной работе над стихом.

    Слайды 5-6 . Слушал лекции в Париже, в Сорбонне в 1906 г. и интенсивно переписывался с В. Брюсовым, избранным в учителя (известно 70 писем Гумилёва Брюсову). Издавал там собственный журнал «Сириус», готовил новую кн. «Романтические цветы » (слайд 7 ), посвящённую Анне Андреевне, вышла в январе 1908 г. Со страниц книги взирали на читателей экзотические ягуары, львы, жирафы, «Орёл Синдбада» и т. д. Видны черты поэтического мира Гумилёва:

Подчёркнутая отчуждённость от пошлой современности,

Влечение к романтической экзотике, ярким декоративным краскам,

Напряжённый и звучный стих.

    8 слайд . И одновременно – очередной отказ Анны Андреевны стать женой (дважды он пытался покончить с собой из-за этих отказов).

    9 слайд . Путешествовал 6 недель по странам Африки в сентябре 1908 г.

    В 1910 г. женился на А. А. Горенко (Ахматовой).

    Едва молодожёны вернулись из свадебного путешествия во Францию, как глава семейства тут же уехал в столь любимую им Африку.

    А без него выходит его книга «Жемчуга» (10 слайд) (1910), посвящённая Брюсову. В ней исследуется мир души; философская струя в ней выше: «Волшебная скрипка», «Христос», «Завещание», «Ворота рая». «Капитаны» давали понять, что перед читателями новый Гумилёв.

    11 слайд . К тому времени отшумели дискуссии о судьбе символизма. Гумилёв создаёт ц е х , уверенный в том, что стихи может писать любой, если его этому обучить. В «Цехе поэтов» было 26 представителей разных направлений. Гумилёв взял бразды правления в свои руки, разделив членов нового сообщества на «мастеров », «синдиков » и «подмастерьев », которые должны работать над вещью по заданию «мастера ». Понятное дело, далеко не всем нравились такие порядки. И поэтому многие предпочли своевременно покинуть «Цех». При «Цехе» было создано издательство «Гиперборей» .

    Наиболее значительная довоенная книга «Чужое небо». Читателю было явлено высокое самостоятельное мастерство.

    1912 г. – поездка с Ахматовой в Италию.

    Рождение сына. 12 слайд

    13-16 слайды . 1913 – очередная экспедиция в Абиссинию . Коллекция , привезённая им и его племянником Н. Л. Сверчковым из Африки, по мнению специалистов, стоит на 2-м месте после коллекции Миклухо-Маклая.

    ) 17-18 слайды. Уйдя в 1914 г . добровольцем на фронт , получил 2 Георгиевских креста за храбрость. Ему было не просто попасть на войну. Ещё в 1907 г. его освободили от воинской повинности из-за астигматизма глаз. Но спустя 24 дня после начала войны он добился разрешения стрелять с левого плеча, был записан добровольцем в кавалерию и даже за отдельную плату, помимо общего курса, брал уроки фехтования. Так начала реализовываться 3-я ипостась этого человека, о котором привыкли потом говорить: поэт, путешественник, воин.

    Без Гумилёва «Цех Поэтов» распался сразу же, в 1914 г. В «Аполлоне» перестали появляться его знаменитые «письма о русской поэзии».

    19 слайд . В мае 1917 г. по собственному желанию уехал на Салоникскую (Греция ) операцию Антанты.

    На родину вернулся в холодный и голодный 1918 г. и сразу же включился в напряжённую работу : преподавательскую, переводческую, редакторскую. Тяжело пережил распад 1-й семьи , но напряжённейшая творческая работа помогла залечить душевную рану.

    Одна за другой новые книги: «Колчан » -1916, 20 слайд . «Костёр » - 1918, «Шатёр », «Огненный столп » - 1921. Последние гг. были необыкновенно плодотворны. Переводит нар. баллады о Робине Гуде, фр. нар. песни.

    21 – 28 слайды . Поразительное предсказание Гумилёва «своей необычной смерти»:

И умру я не на постели,

При нотариусе и враче,

А в какой-нибудь дикой щели,

Утонувшей в густом плюще – подтвердилось. 3. 08. 1921 г. обвинён органами ЧК в участии в заговоре , расстрелян вместе с 60 привлечёнными по этому делу. Ныне стало известно, что основанием для обвинения «послужили никем не проверенные и не доказанные показания одного человека ». Не было заговора учёных, не было участия в нём выдающегося поэта. Это был трагический день «чёрного месяца русской поэзии » (Г. Иванов)

Вместе с Сергеем Городецким он стал основателем акмеизма, провозгласившего «самоценность» явлений жизни, культ искусства как мастерства. Но творчество самого Гумилёва часто вступало в противоречие с постулатами акмеизма : в его стихах отсутствовала обыденная реальность, зато присутствовала реальность экзотическая – природа и искусство Африки, реалии Первой мировой войны. Мажорному пафосу акмеизма противоречили печатные, а порой трагические настроения поэзии Гумилёва.

В своём художественном воображении поэт свободно перемещался в пространстве и во времени : Китай, Индия, Африка, океанские просторы; античный мир, рыцарская эпоха, вре5мя великих географических открытий. Уже в ранних стихах проявляется романтическое и мужественное стремление к мечте, причём не утопической, а вполне достижимой. Романтика и героика – основа и особенность мироощущения Гумилёва , его реакция на «обыкновенное» в жизни.

    Чтение и анализ стихотворений.

Анализ стихотворения «Жираф» . Слайд 29.

- Каков смысл названия цикла? Стихотворение имеет яркую романтическую окраску , отличается сочностью цветописи: «зелёные зыби», «жемчужные скалы», «золото с кружев», «розоватых брабантских манжет»

- выраженной инструментовкой на шипящие и свистящие «ж», «з», «ч», «ч», «ш» в сочетании с сонорными «р», «м» и звонкими губными «б», что передаёт музыку разгулявшейся морской стихии и придаёт энергию и мужественность стиху.

- Каковы образы стихотворения? Неконкретны, обобщены. Речь идёт не о каких-то реальных людях, а о героическом типе отважных мечтателей, упрямых и сильных, не боящихся испытаний. Обобщённость достигается, во-первых, описанием «разбросанного» по миру места действия: 1-я строфа.

- Какова специфика сюжета стихотворения? Действие происходит вне реального времени и пространства, и в то же время описание изобилует выразительными реалистическими деталями , подробностями, вплоть до клочьев пены на ботфортах и позолоты на кружевах манжет. Эти детали носят декоративный, театральный характер (разорванная карта, трость, пистолет).

- Каковы средства обобщения в стихотворении? Обобщённость вырисовывается просто из синтаксической конструкции, требующей единственного числа в придаточном предложении с союзным словом «кто »: 2-я строфа.

Далее в 3- х строфах действует этот эффект, позволяющий увидеть обобщённый образ героя. Мужественный характер, решительность, дерзость, уверенность – идеал самого поэта, увлекавшегося сильными героями Киплинга. Поэтому он прославляет отважных людей, из которых

Ни один пред грозой не трепещет,

Ни один не свернёт паруса.

После сб. «Жемчуга» с 1912 по 1921 г. вышло ещё 6 книг лирики Гумилёва. Каждая – глубокое описание утончённых сфер духовной жизни, творчества. Предсмертная книга «Огненный столп » - вершина поэзии Гумилёва – насыщена этими мотивами.

Чтение и анализ стихотворения «Шестое чувство» . Слайд 31.

- Почему это стихотворение стало символом творческого поиска всего Серебряного века? В нём в сжатой, выразительной, энергичной форме отразились настроения современников Гумилёва , надежды на прорыв человека в неизведанное. Лирическое «мы» объединяет людей в этих надеждах. Привычные ценности - «взлюбленное вино», «добрый хлеб», женщина – прекрасны.

Но есть то, что нельзя «ни съесть, ни выпить, ни поцеловать », что нельзя удержать и ощутить до конца: «розовая заря над холодеющими небесами», «бессмертные стихи». Для этого нужен какой-то другой орган, какое-то «шестое чувство». И если не природа, то искусство призвано дать изнемогающей плоти человека, его духу возможность, пусть пройдя через муки, почувствовать запредельное:

Так век за веком – скоро ли Господь?-

Под скальпелем природы и искусства

Кричит наш дух, изнемогает плоть,

Рождая орган для шестого чувства.

4. Заключительное слово учителя. Гумилев внес огромный вклад в развитие русской поэзии. Его традиции продолжили Н.Тихонов, Э.Багрицкий, В.Рождественский, В.Саянов, В.Корнилов, А.Дементьев. По словам М.Дудина, Н.Гумилев необыкновенно «расширил наш мир познания неизведанного».

5. Домашнее задание. Выучить наизусть раннее стихотворение Н.Гумилева, сделать письменный его разбор.

Слайд 1

Мир образов Николая Гумилева (1886-1921)

Слайд 2

Hиколай Степанович Гумилев pодился 3 (15) апpеля 1886 года в Кpонштадте, в семье коpабельного вpача. И хотя уже чеpез несколько лет отец вышел в отставку и увез семью в Цаpское Село, впечатления pаннего детства, связанные с моpем, коpаблями, капитанами, мечты о плаваниях в дальние стpаны, заpодившиеся тогда, остались с поэтом и пеpедались его геpоям.

Слайд 3

Юный Николай на пароходе «Тамбов»

Слайд 4

В 1903 г. Гумилев поступил в седьмой класс Hиколаевской мужской гимназии.

Слайд 5

Учился Гумилев неважно и окончил гимназию в двадцать лет, в 1906 году. Годом pаньше у гимназиста вышла пеpвая книжка стихов - "Путь конквистадоpов".

Слайд 6

Когда, диpектоp гимназии в которой учился Н. Гумилев, кpупный поэт pусского символизма - Иннокентий Федоpович Анненский. умер, Гумилев посвятил ему стихотвоpение "Семиpамида", вошедшее в книгу "Жемчуга" (1910). Ко втоpой годовщине смеpти Анненского он написал еще одно стихотвоpение, напечатанное в жуpнале "Аполлон". В этом же жуpнале стали pегуляpно появляться его "Письма о pусской поэзии".

Слайд 7

Дpугим - заочным - наставником Гумилева был Валеpий Яковлевич Бpюсов. Он встpетил pецензией (не слишком похвальной) пеpвый, ученический сбоpник стихов поэта и не оставил вниманием последующие его книги. Завязалась пеpеписка.

Слайд 8

В год окончания гимназии Гумилев бился над дpамой "Шут коpоля Батиньоля", котоpая так и не была окончена. Однако литеpатуpно-истоpические стилизации, обpазчиком котоpой являлось это пpоизведение, пpодолжали жить в стихах поэта. Гумилев тяготел к необычному, много путешествовал, тpижды посетил Афpику. (Афpиканские вещи, пpивезенные из экспедиций, пеpедал в Музей этногpафии Академии наук, куда потом часто наведывался "на свидание" с ними.)

Слайд 9

«ЖИРАФ», 1907

Слайд 10

В 1908 году он пpивез из Паpижа книжку стихов "Романтические цветы", изданную за свой счет. Его новые стихи появлялись в Петеpбуpжских и московских газетах, жуpналах и сбоpниках.

Слайд 11

Однообразные мелькают Всё с той же болью дни мои, Как будто розы опадают И умирают соловьи. Но и она печальна тоже, Мне приказавшая любовь, И под ее атласной кожей Бежит отравленная кровь.
И если я живу на свете, То лишь из-за одной мечты: Мы оба, как слепые дети, Пойдем на горные хребты, Туда, где бродят только козы, В мир самых белых облаков, Искать увянувшие розы И слушать мертвых соловьев.

Слайд 12

Первые сборники «Путь конквистадоров», 1905; «Романтические цветы», 1908; «Жемчуга», 1910. Черты поэтического мира Гумилева: подчеркнутая отчужденность от пошлой современности, влечение к романтической экзотике, ярким декора- тивным краскам, напряженный и звучный стих.

Слайд 13

Вместе с Городецким он стал основателем акмеизма, провозгласившего «самоценность» явлений жизни, культ искусства как мастерства. Но творчество самого Гумилева часто вступало в противоречие с постулатами акмеизма: в его стихах отсутствовала обыденная реальность, зато присутствовала реальность экзотическая - природа и искусство Африки, реалии Первой мировой войны. Мажорному пафосу акмеизма противоречили печальные, а порой трагические настроения поэзии Гумилева.

Слайд 14

Hа фpонт пеpвой миpовой войны поэт пошел вольноопpеделяющимся. За хpабpость в боях был нагpажден Геоpгиевскими кpестами четвеpтой и тpетьей степеней, пpоизведен в офицеpы.

Слайд 15

В августе 1921 года Гумилев был pасстpелян как участник контppеволюционного заговоpа.
Мемориальная доска в Калининграде

Слайд 16

Анализ стихотворения
Заблудившийся трамвай Шел я по улице незнакомой И вдруг услышал вороний грай, И звоны лютни, и дальние громы, Передо мною летел трамвай. Как я вскочил на его подножку, Было загадкою для меня, В воздухе огненную дорожку Он оставлял и при свете дня. Мчался он бурей темной, крылатой, Он заблудился в бездне времен… Остановите, вагоновожатый, Остановите сейчас вагон. Поздно. Уж мы обогнули стену, Мы проскочили сквозь рощу пальм, Через Неву, через Нил и Сену Мы прогремели по трем мостам. И, промелькнув у оконной рамы, Бросил нам вслед пытливый взгляд Нищий старик, - конечно тот самый, Что умер в Бейруте год назад. Где я? Так томно и так тревожно Сердце мое стучит в ответ: Видишь вокзал, на котором можно В Индию Духа купить билет?
И сразу ветер знакомый и сладкий, И за мостом летит на меня Всадника длань в железной перчатке И два копыта его коня. Верной твердынею православья Врезан Исакий в вышине, Там отслужу молебен о здравьи Машеньки и панихиду по мне. И всё ж навеки сердце угрюмо, И трудно дышать, и больно жить… Машенька, я никогда не думал, Что можно так любить и грустить.
Вывеска… кровью налитые буквы Гласят - зеленная, - знаю, тут Вместо капусты и вместо брюквы Мертвые головы продают. В красной рубашке, с лицом, как вымя, Голову срезал палач и мне, Она лежала вместе с другими Здесь, в ящике скользком, на самом дне. А в переулке забор дощатый, Дом в три окна и серый газон… Остановите, вагоновожатый, Остановите сейчас вагон! Машенька, ты здесь жила и пела, Мне, жениху, ковер ткала, Где же теперь твой голос и тело, Может ли быть, что ты умерла! Как ты стонала в своей светлице, Я же с напудренною косой Шел представляться Императрице И не увиделся вновь с тобой. Понял теперь я: наша свобода Только оттуда бьющий свет, Люди и тени стоят у входа В зоологический сад планет.

Урок 1. Акмеизм

Цели урока : дать понятие об акмеизме; выделить основные черты его поэтики; дать краткую характеристику творчества поэтов-акмеистов.

Методические приемы : лекция учителя, комментированное чтение.

Ход урока.

I. Лекция учителя

Задание классу: законспектировать лекцию учителя .
Литературная школа (течение) и творческая индивидуальность - две ключевые категории литературного процесса начала ХХ века. Складываясь в рамках определенного течения, вырабатывая свою эстетику, творческая личность в то же время стремилась преодолеть не только традиции поэтов-предшественников, но и границы направления, к которому тяготела первоначально. «Свита делает короля» - литературное окружение делало наиболее яркие поэтические дарования своими лидерами. Показательна в этом отношении судьба акмеизма. Два крупнейших поэта этого течения А. Ахматова и О. Мандельштам уже к середине 1910-х годов вышли за пределы, очерченные акмеистической школой, а их последователи Г. Иванов и Г. Адамович наиболее полно отвечали требованиям акмеизма.

Акмеизм - модернистское течение (от греч. akme - острие, вершина, высшая степень, ярко выраженное качество), декларировавшее конкретно-чувственное восприятие внешнего мира , возврат слову его изначального, не символического смысла .

В начале своего творческого пути молодые поэты, будущие акмеисты, были близки к символизму, посещали «ивановские среды» - литературные собрания на петербургской квартире Вяч. Иванова , получившей название «башня». В «башне» Иванова велись занятия с молодыми поэтами, где они обучались стихосложению. В октябре 1911 года слушатели этой «поэтической академии» основали новое литературное объединение «Цех поэтов». Название это относило ко временам средневековых ремесленных объединений и показывало отношение участников «цеха» к поэзии как к чисто профессиональной сфере деятельности. «Цех» был школой профессионального мастерства, а руководителями его стали молодые поэты Н. Гумилев и С. Городецкий . Они же в январе 1913 года в журнале «Аполлон» опубликовали декларации акмеистической группы.

Собственно акмеистическое объединение было невелико и просуществовало около двух лет (1913-1914). В него вошли также А. Ахматова, О. Мандельштам, М. Зенкевич, В. Нарбут и др. В статье «Наследие символизма и акмеизм» Гумилев критиковал символизм за мистицизм, за увлечение «областью неведомого». В статье провозглашалась «самоценность каждого явления». (Возможно сообщение ученика по основным положениям статьи Гумилева.)

Новому течению было дано еще одно истолкование - адамизм, подразумевающее «мужественно твердый и ясный взгляд на жизнь». Этот взгляд проясняется в стихотворении С. Городецкого «Адам» :

(Читает учитель или заранее подготовленный ученик.)

Просторен мир и многозвучен,
И многоцветней радуг он,
И вот Адаму мир поручен,
Изобретателю имен.

Назвать, узнать, сорвать покровы
И праздных тайн, и ветхой мглы -
Вот первый подвиг. Подвиг новый -
Живой земле пропеть хвалы.

С. Городецкий в своей декларации «Некоторые течения в современной русской поэзии» выступил против «размытости» символизма, его установки на непознаваемость мира: «Борьба между акмеизмом и символизмом... есть прежде всего борьба за этот мир, звучащий, красочный, имеющий формы, вес и время...»; «мир бесповоротно принят акмеизмом, во всей совокупности красот и безобразий». В стихотворении 1913 года, посвященном О. Э. Мандельштаму, Городецкий выделяет то, за что ценит Мандельштама как акмеиста:

Он верит в вес, он чтит пространство,
Он нежно любит матерьял,
Он вещества не укорял
За медленность и постоянство.

Строфы послушную квадригу
Он любит - буйно разогнав -
Остановить. И в том он прав,
Что в вечности покорен мигу.

Акмеистов интересует реальный , а не потусторонний мир, красота жизни в ее конкретно-чувственных проявлениях. Туманности и намекам символизма было противопоставлено мажорное восприятие действительности, достоверность образа, четкость композиции . В чем-то поэзия акмеизма - возрождение «золотого века», времени Пушкина и Баратынского. Затуманенное стекло поэзии было тщательно протерто акмеистами и заиграло яркими красками реального мира.

Герой возглавлявшего «Цех поэтов Гумилева - «Адам» по яркости и свежести мировосприятия, по силе страсти, желаний. Это путешественник, конквистадор, человек сильной воли. В стихотворениях Гумилева - романтические мотивы, географическая и историческая экзотика. Экзотическая деталь порой играет чисто живописную роль, например, в стихотворении 1907 года «Жираф» :

Ему грациозная стройность и нега дана,
И шкуру его украшает волшебный узор,
С которым равняться осмелится только луна,
Дробясь и качаясь на влаге широких озер.

Почему это стихотворение стало символом творческого поиска всего Серебряного века?
(Стихотворение можно считать программным, в нем в сжатой, выразительной, энергичной форме отразились настроения современников Гумилева, надежды на прорыв человека в неизведанное. Лирическое «мы» объединяет людей в этих надеждах. Привычные ценности - «влюбленное вино», «добрый хлеб», женщина - прекрасны. Но есть то, что нельзя «ни съесть, ни выпить, ни поцеловать», что нельзя удержать и ощутить до конца: «розовая заря над холодеющими небесами», «бессмертные стихи». Для этого нужен какой-то другой орган, какое-то «шестое чувство». И если не природа, то искусство призвано дать изнемогающей плоти человека, его духу возможность, пусть пройдя через муки, почувствовать запредельное:

Так век за веком - скоро ли, Господь? -
Под скальпелем природы и искусства
Кричит наш дух, изнемогает плоть,
Рождая орган для шестого чувства.)

IV. Реализация домашнего задания

V. Лекция учителя

Революционные события в России застали Н. Гумилева во Франции, в русском экспедиционном корпусе. Оттуда он переезжает в Англию, в Лондон, где работает над повестью «Веселые братья». В этот период он по-новому подходит к вопросам литературы, считая, что русские писатели уже преодолели период риторической поэзии и ныне настала пора словесной экономии, простоты, ясности и достоверности.

Возвратившись в 1918 году через Скандинавию в Петроград, Гумилев энергично включается в тогдашнюю бурную литературную жизнь, от которой уже длительное время был оторван войной. Остроты сложившейся послереволюционной ситуации он не ощущал, открыто говорил о своих монархических пристрастиях и словно не замечал разительных перемен в стране. Он тяжело пережил распад первой семьи, но напряженнейшая творческая работа помогла ему залечить душевную рану. В условиях тяжелого холода и голода он умел забывать о трудностях быта и был переполнен художественными замыслами. Поэт печатает новую поэму - «Мик» - на африканскую тему, повторно издает ранние сборники стихов, увлеченно работает в издательстве «Всемирная литература», куда был привлечен Горьким и где заведует французским отделом; сам организовывает несколько издательств, воссоздает «Цех поэтов», руководит его филиалом - «Звучащей раковиной»; создает петроградское отделение «Союза Поэтов», став его председателем; ведет семинар по поэзии при студии дома искусств, преподает в Институте живого слова.

Три этих года (1918-1921) были необычайно плодотворны в творческом отношении. Гумилев много переводит (народные баллады о Робин Гуде, «Поэму о старом моряке» С. Колриджа, французские народные песни, сочинения Вольтера, Гейне, Байрона, Рембо, Роллана); выступает на вечерах с чтением своих стихов, теоретически осмысляет практику акмеизма; издает в Севастополе сборник «Шатер», вновь посвященный африканской теме (это была последняя книга, напечатанная при жизни автора); создает «Поэму Начала» (1919-1921), в которой обращается к философско-космогонической теме, основывая ее на ассирийском, вавилонском и славянском эпосе.

Поэт подготавливает к печати и новый значительный сборник стихов - «Огненный столп», отпечатанный в августе 1921 года, уже после смерти автора. В него вошли произведения, созданные в течение трех последних лет жизни поэта, преимущественно философского характера («Память», «Душа и тело», «Шестое чувство» и др.). Название сборника, посвященного второй жене Гумилева Анне Николаевне Энгельгардт, восходит к библейской образности, ветхозаветной «Книге Неемии».

Среди лучших стихотворений новой книги - «Заблудившийся трамвай» - самое знаменитое и одновременно сложное и загадочное произведение.

Поделиться: