Безумец на резиновой лодке доказал, что человеческая воля сильнее морской стихии. Экстремальный эксперимент: пересечение Атлантического океана без еды и воды (4 фото) Началось тяжелое плавание через океан

Экстремальный эксперимент, поставленный французским врачом Аленом Бомбаром, доказал, что возможности человеческого организма действительно бесконечны. В одиночку этот легендарный человек переплыл Атлантический океан, поддерживая свои силы лишь тем, что пошлет ему океан. На протяжении всего путешествия Алан не ел и даже не пил обычной пресной воды, но в итоге сумел достичь заветного берега.

Ален Бомбар был дежурным врачом в госпитале Булони, когда туда привезли 43 моряка - жертв кораблекрушения у мола Карно. Никого из них спасти не удалось. Ален корил себя за то, что ничего не смог для них сделать. Он начал собирать информацию о кораблекрушениях. Выяснилось, что во всем мире в таких катастрофах ежегодно гибнет около 200 тысяч человек. Из них 50 тысяч успевают перебраться на спасательные шлюпки и плоты, но все равно через какое-то время умирают мучительной смертью. И 90% жертв погибает в течение первых трех дней после кораблекрушения. Бомбар писал: «Жертвы легендарных кораблекрушений, погибшие преждевременно, я знаю: вас убило не море, вас убил не голод, вас убила не жажда! Раскачиваясь на волнах под жалобные крики чаек, вы умерли от страха».
И он решил пересечь Атлантический океан на крошечной надувной лодке. Без воды и еды – чтобы доказать, что человек в состоянии выжить после кораблекрушения.

Но перед этими полгода Ален провел в лабораториях Океанографического музея Монако. Он изучал химсостав морской воды, виды планктона, строение морских рыб. Француз узнал, что морская рыба более чем наполовину состоит из пресной воды. А мясо рыб содержит меньше соли, чем говядина. Значит, решил Бомбар, утолять жажду можно соком, выдавленным из рыбы.
Поначалу плавание не задумывалось как одиночное. Бомбар долго искал себе спутника, даже давал объявления в газетах. Но письма приходили от самоубийц («прошу взять меня с собой в плавание, ведь я уже трижды неудачно пытался покончить собой»), сумасшедших («я очень хороший попутчик, к тому же я дам вам разрешение съесть меня, когда вы проголодаетесь») или не слишком умных читателей («предлагаю испытать вашу теорию на моей семье, для начала прошу принять в экипаж мою тещу, ее согласие мною уже получено»).
В конце концов отыскался безработный яхтсмен, панамец Джек Пальмер. Бомбар никак потом не упрекнул его, но после двух недель пробного плавания из Монако до острова Мальорка, во время которого исследователи съели всего двух морских окуней, несколько ложек планктона и выпили по несколько литров морской воды, Джек Пальмер передумал и просто не пришел к отплытию. И Ален Бомбар поплыл через Атлантику в одиночку.

Свою лодку он назвал «Еретик». Это была туго накачанная резиновая плоскодонка длиной 4 м 65 см и шириной 1 м 90 см с деревянной кормой и легким деревянным настилом на дне. Двигался «Еретик» при помощи четырехугольного паруса размерами примерно 1,5 х 2 м. Выдвижные кили, весла, мачта, тали и прочее оснащение было предельно простым и малоудобным. Ни удочек, ни сетей он с собой не взял принципиально, решил сделать из подручных средств, как и положено потерпевшему кораблекрушение. Он привязал к концу весла нож и загнул кончик, получился гарпун. Когда он загарпунил первую корифену-дораду, то добыл и первые рыболовные крючки, которые сделал из рыбьих костей.
В первые же ночи Бомбар попал в шторм. На резиновой лодке активно сопротивляться волнам невозможно, можно было только вычерпывать воду. Черпак взять с собой он не догадался, поэтому использовал шляпу, быстро обессилел, потерял сознание и очнулся в воде. Лодка полностью наполнилась водой, на поверхности остались лишь резиновые поплавки. Прежде чем лодка оказалась на плаву, он вычерпывал воду два часа: каждый раз новая вода сводила на нет всю его работу.
Едва шторм утих, лопнул парус. Бомбар заменил его на запасной, но через полчаса налетевший шквал сорвал новый парус и унес вместе со всем крепежом. Пришлось Бомбару зашивать старый, да так и идти под ним весь путь.

Считается, что без воды человек может прожить не более 10 дней. Бомбар лишь на 23-й день плавания смог напиться пресной воды, попав в полосу проливного дождя. Как он выживал? Употреблял морскую воду. «Увы, больше пяти дней подряд морскую воду пить нельзя, - уточнял Ален. - Это я говорю как врач, иначе можно загубить почки. Надо делать перерыв как минимум в три дня. А потом этот цикл можно повторять».
В эти три дня Бомбар добывал воду из рыбы. Бомбар резал мясо на мелкие кусочки и отжимал жидкость с помощью рубахи. Получалась жижа из жира и сока, противная на вкус, но пресная. С крупной рыбой проще: на ее теле можно делать разрезы и сразу пить сок. Чтобы избежать цинги, мореплаватель ежедневно питался планктоном - он богат витамином С. «Достаточно было бросить за борт обычный носок на веревке, чтобы в течение дня добыть в общей сложности две столовые ложки планктона, - уверял Бомбар. - В отличие от сырой рыбы он недурен на вкус. Ощущение, что ешь лангустов или креветок».
Бомбар отказался от непромокаемой спецодежды. На нем были обычные брюки, рубашка, свитер и куртка. Француз считал, что он и так великолепно экипирован. Ведь когда корабль тонет, человек обычно не успевает подумать о своем гардеробе. Уже на второй день после отплытия, промокнув насквозь, Бомбар обнаружил, что даже влажная одежда сохраняет тепло тела. Так родилось еще одно правило: «Потерпевший кораблекрушение не должен снимать одежду, даже если она промокла».

Через шестьдесят пять дней плавания Ален Бомбар достиг острова Барбадос. Он похудел на 25 кг, уровень эритроцитов и гемоглобина граничил со смертельным, у него было выявлено серьезное расстройство зрения, ногти на пальцах ног выпали, вся кожа покрылась сыпью и мелкими прыщами. Организм был обезвожен и предельно истощен, но он достиг берега. На его лодке остался неприкосновенный запас продуктов, сохранность которого была официально засвидетельствована по окончании эксперимента – он так и не притронулся к НЗ.
Он написал книгу "За бортом по своей воле".
Потом он получил более десяти тысяч писем, авторы которых благодарили его словами: «Если бы не ваш пример, мы бы так и погибли в суровых волнах морской пучины».

Трудно было назвать зрелищем старт заключительного этапа первой российской кругосветки на гребной лодке из Мурманска. Буксир «Девиатор» с немногими провожающими устремился вслед за лодкой «МАХ-4», имитирующей выход на маршрут. Это было понятно всем, поскольку для «настоящего» выхода в море Евгению Смургису и его сыну Александру надлежало явиться на пограничный КПП, чтобы поставить штампы «отход» в свои паспорта. А пока мореходы демонстрировали специально для фотографов от прессы возможности и достоинства единственного в своем роде судна. Мы не заботились о внешней стороне «проводов»: не было оркестра и даже объявлений по громкой связи. Не было и святого отца с чашей для окропления. Каюсь, в сутолоке и волнениях я напрочь забыл об этом достойном украшении всякого Начала. Да и, честно говоря, торжественность, а тем более смирение казались нам неуместными среди всех неурядиц, сопротивления и невесть откуда берущихся проблем. Мы бились с неведомыми нам инструкциями, «имеющимися у пограничников», и потому пришлось доказывать, что наше гребное судно, в просторечии именуемое лодкой, все-таки судно; разрешение покинуть пределы России Евгений Смургис и его сын получили с задержкой на три дня...

Эта кругосветка началась несколько лет назад в далеком арктическом порту Тикси. Не один экспедиционный сезон потребовался Евгению Смургису, чтобы пройти северными морями до Мурманска. Шефствуя над этим неимоверно трудным плаванием, помогая, насколько возможно, в осуществлении идеи кругосветки, журнал «Вокруг света» регулярно рассказывал на своих страницах об этапах ледового плавания. Преодолев — первым! — на гребной лодке три моря в Северном Ледовитом океане, Евгений Смургис нашел, как нам кажется, выход из той тупиковой ситуации, в которой и по сей день пребывают все потенциальные претенденты на заветный виток вокруг земли на веслах.

Идее гребного марафона вокруг света уже, наверное, лет двадцать. Но дело в том, что даже покорители двух океанов — Атлантического и Тихого (об этом разговор дальше) не решались одолеть третий — Индийский, с его опасной климатической (и не только климатической) обстановкой. И никто пока не объявил о желании покорить этот последний непокоренный океан. Однако, если внимательно посмотреть на наш земной шар, нетрудно заметить, что меридианы Индийского океана можно спокойно и по более краткому пути пересечь в Северном Ледовитом океане. Правда, и здесь следовало рассчитывать на многолетнее плавание, поскольку период открытой воды не превышает месяца-двух. Это ни для кого не было секретом, но была еще проблема пограничного режима прибрежных вод России, напрочь закрытых для любителей всякого рода морских путешествий. Но мы-то — не гости в своей стране, и после очередного «пробега» по маршруту нам не требуется «пробивать» визы для участников плавания и хлопотные разрешения на саму лодку. Евгений Смургис «по-домашнему» один и вместе с сыном одолел те самые «недоступные» меридианы Индийского океана. Мне, как одному из инициаторов этой экспедиции, представляется, что создан прецедент, значение которого еще долго будет осмысливаться теми, кто в той или иной мере занимается проблемами кругосветных плаваний. Успешное начало кругосветки убедило Смургиса и всех нас, причастных к организации доселе невиданного путешествия, в его реальности. Теперь на пути его лодки «МАХ-4» — Атлантический и Тихий океаны, по-разному и в разное время покоренные на гребных лодках.

Начало положили американцы — выходцы из Норвегии Джордж Гарбо и Фрэнк Сэмюэльсон. За 55 суток в далеком 1896 году они на гребной шлюпке проплыли от Нью-Йорка до полуострова Корнуэлл в Англии, а оттуда до Гавра. Рекорд этот до сих пор не побит, а выставленная на Всемирной выставке в Париже их лодка многие годы не давала покоя любителям острых ощущений. Только в 1966 году, как бы заново открывая Атлантику для гребцов, на рыбацкой дори отправились от берегов Америки два исконных англичанина — капитан парашютного полка Джон Риджуэй и его коллега сержант Чэй Блайт. Им понадобилось 92 суток, чтобы в струях Гольфстрима пройти от Бостона до берегов Ирландии.

Первое одиночное плавание на веслах совершил на шестиметровой дори англичанин Том Мак-Клин в 1969 году. От берегов острова Ньюфаундленд (Канада) до Ирландии он плыл 70 суток, и его плавание было занесено в Книгу рекордов Гиннесса. В том же году Атлантику одолел англичанин Джон Фэрфакс на специально построенной десятиметровой лодке «Британия-I». Он плыл по маршруту Колумба от Канарских островов и через полгода — на веслах — достиг Флориды. Спустя два года неутомимый Джон отправился покорять Тихий океан вместе со своей подругой Сильвией Кук. То было первое плавание через Тихий океан на веслах. Первая женщина в гребном марафоне не подвела честолюбивого Фэрфакса, ее единственной наградой стал сын Мартин, о котором она мечтала с тех пор, как взялась помогать Фэрфаксу. А сам герой — первый покоритель двух океанов на веслах — остался в полюбившейся Флориде, а может быть, подальше от Сильвии. Год в море один на один что-то меняет в людях.

Первое одиночное плавание через Тихий океан от Сан-Франциско до Австралии в 1980-1981 годах совершил англичанин Питер Бёрд. В десятимесячном рейсе он не только читал любимый роман «Война и мир», но и греб, что ставит его достижение в ряд выдающихся, если бы не Жерар д"Абовиль. К тому времени тот пересек Атлантику и поначалу зарекся выходить в море на гребной посудине. Но позднее на лодке «Сектор», построенной в Швейцарии за 500 тысяч долларов, Жерар д"Абовиль в одиночестве одолел на веслах Тихий океан — от Японии до берегов штата Орегон (США). Было это в 1991 году. Этот великий спортсмен — первый человек, в одиночку покоривший на гребных лодках два океана...

Из многих знаменитых мореплавателей мы упомянули лишь тех, кто в чем-то был первым. Эту страсть в людях лучше всего выразил знаменитый яхтсмен Робин Нокс-Джонстон: «В этом мире так мало интересных занятий и так много людей, что совсем недурно иметь право заявить во всеуслышание, что ты первый человек, совершивший что-либо...»

Рискованным, изматывающим дух, страшным в своем одиночестве путешествиям, в которых только каторжный труд способен сохранить рассудок, нет конца. И, вероятно, никогда не будет. Охотнее всего на эту «тропу», как видим, вступают англичане. И средств на подобные путешествия они не жалеют. Читатель, может быть, привыкший, что такие экспедиции осуществляются у нас с благословения «верхов», что было справедливо до самого последнего времени, несказанно удивится, если я скажу: настоящих меценатов, попечителей мы так и не нашли. Собранных от доброхотов денег (в Липецке, главным образом, родном городе Смургисов) едва хватило на ремонт и должное снаряжение лодки для океанского плавания. Наш упор на то, что это плавание — есть НАЦИОНАЛЬНОЕ ДОСТОЯНИЕ РОССИИ,— не вызвал никакой реакции у тех, кто мог бы выделить нам обозначенные в смете 30 тысяч долларов. Даже в самых высших эшелонах власти мы встретили непонимание. И все-таки мы не опустили руки...

Но вернемся на 12-й причал Мурманского морского порта. В день, когда состоялась имитация выхода, была хорошая погода. И хотя сопки по обоим берегам залива сверкали белизной недавно выпавшего снега, на рейде уютно сновали всякие катера, стояли на якорях солидные сухогрузы — все говорило об удачно выбранном моменте для старта. Но, задержавшись на три дня, мы упустили погоду. Ветер с устья залива развел волну, отчаянно болталась на концах всякая мелкота... И все-таки старт состоялся — 4 июня 1992 года в полдень.

Евгений Смургис и его сын Александр — два россиянина из провинциального Липецка — уходили в плавание на долгие шестнадцать месяцев. Теперь их дом — восьмиметровая деревянная лодка, а жизнь — непрестанный труд в соленом и неуютном море. Шквальный ветер с норд-веста с легким дождем не гасил бушующую в моем сердце радость: возможно, я был свидетелем важного события. Кроме меня, лодку «МАХ-4» провожали два филателиста из местного клуба. Моряк с буксира, следивший за нашим прощанием спросил:

— Куда это они?
— Вокруг света,— ответил я, и моряк, кажется, поверил. Он, видимо, оценил долгую возню у причала, когда прибыл до зубов вооруженный наряд, снятие таможенных пломб на дверцах кубриков, и мои попытки найти место повыше, откуда была бы видна исчезающая в дождевой пелене лодка...

Нашим мореходам предстоит плавание в неуютных водах Баренцева, Норвежского и Северного морей, прежде чем они, побывав в нескольких портах Норвегии, прибудут в Лондон. Здесь отца и сына Смургисов будут не только чествовать в редакции Книги рекордов Гиннесса. Им предстоит дооборудовать лодку всем необходимым для плавания в тропиках. Придется приобретать зарекомендовавшие себя английские опреснители морской воды. Вместо архаичного секстана и множества таблиц наши мореходы освоят портативный спутниковый определитель координат «Магеллан» — сложный и многофункциональный прибор размером с милицейский радиопередатчик.

Дальнейший путь лодки «МАХ-4» пройдет вдоль берегов Франции, Испании и Португалии до Кадиса, откуда пять столетий назад отправлялся в неведомое плавание Колумб. К осени, по нашим предположениям, мореходы достигнут Канарских островов, откуда начнется путь через Атлантический океан. Новый, 1994 год гребцы должны встретить на острове Барбадос, а после отправятся к Панамскому каналу вдоль берегов Венесуэлы и Колумбии. После выхода в Тихий океан лодка попадет в струи Калифорнийского течения. Но вот вопрос — успеют ли мореходы дойти к Берингову проливу к началу августа? Август и первая половина сентября — наиболее благоприятное время для плавания в Чукотском и Восточно-Сибирском морях. Финиш запланирован на конец сентября в поселке Тикси... При плавании вдоль американских берегов, известных своими сильными течениями, особенно после стоянки и отдыха в Сан-Франциско, Смургисы определят, насколько они вписываются в график. В худшем случае предстоит незапланированная зимовка.

Две недели спустя после выхода из Мурманска Евгений Смургис позвонил мне из норвежского порта Тромсё. Сказал, что все в порядке, и вскользь упомянул, что за полуостровом Рыбачий встречный шторм отбросил лодку к родным берегам. Пограничники арестовали «нарушителей» границы, и понадобилось два дня, чтобы опознать в них тех самых чудаков, которые добивались в Мурманске выхода в море.

Василий Галенко, координатор кругосветного плавания

МУЛУЛАБА /Австралия/, 31 мая. /Спец.корр. ИТАР-ТАСС Павел Ваничкин/. Российский путешественник достиг побережья Австралии. Таким образом, он сумел пересечь в одиночку на весельной лодке Тихий океан без заходов в порты и посторонней помощи. Следующим проектом российского путешественника станет перелет на воздушном шаре вокруг Земли...

От берегов Чили до Австралии

Конюхов стартовал 22 декабря 2013 года из порта Конкон (Чили) в 09:15 утра по чилийскому времени, преодолел на лодке под названием "Тургояк" свыше 17 тыс. км и финишировал в городке Мулулаба (штат Квинсленд) в 13:13 по времени восточного побережья Австралии. "Тургояк" имеет длину 9 метров, ширину 1,8 метра, вес ее сделанного из углепластика корпуса составляет 250 кг, вес с полной загрузкой - 850 кг.

Как сообщило из Лондона Международное общество океанских гребцов, Конюхов осуществил путешествие за 160 дней. По данным общества, прежнее лучшее достижение пересечения Тихого океана на весельной лодке-одиночке в южной его половине составляла 273 дня.

Такой результат показал английский 52-летний гребец Джим Шекдар, стартовавший 29 июня 2000 года из перуанского порта Ило. Джим также шел на и финишировал 30 марта 2001 года на острове Норд Страдброук (North Stradbroke).

Изначально Конюхов планировал пересечь Тихий океан за 200 дней и ночей. Как сообщалось, чтобы пересечь океан, путешественник должен был сделать 4 млн гребков.

Перелет вокруг Земли

"Земля пока еще не очень твердая", - сказал ступивший на берег Конюхов корр. ИТАР-ТАСС. Его самые первые шаги действительно были слегка неуверенными, однако буквально через несколько мгновений он уже смог идти без посторонней помощи.

После триумфального финиша, отвечая на вопрос о планах на будущее, Конюхов сообщил, что задумал совершить беспосадочный перелет вокруг Земли на воздушном шаре. Стартовать он намерен в Австралии, лететь с запада на восток примерно вдоль 40-й широты и финишировать опять-таки в Австралии. Вместе с тем путешественник категорически отказался говорить, когда это может произойти. "Я уже более 40 лет путешествую, - напомнил Конюхов. - Раньше я делал это в основном ради научных целей и из спортивных интересов, но сейчас я думаю о молодом поколении, которому хочу привить дух романтики. Я хочу, чтобы люди больше мечтали".

Отвечая на вопрос корр. ИТАР-ТАСС, о трудностях во время пути, Конюхов сказал: "Сначала было трудно, а потом еще труднее". "Главная трудность именно такого рода испытания состоит в его монотонности, - продолжил рассказ путешественник. - Каждый день я старался грести по 18 часов, спал по 20-25 минут, но не более двух с половиной часов в сутки. - С другой стороны, я шел с божьей помощью - все самые большие ураганы проходили мимо меня, лодка ни разу не перевернулась, мне помогали попутные течения.

С благополучным завершением

Направил Конюхову приветствие, которое зачитал посол РФ в Австралии Владимир Морозов, принимавший участие во встрече российского путешественника в городе Мулулаба. Встречать знаменитого российского путешественника на пляже города собрались около пятисот человек - его друзья, местные жители, приехавшие туристы, журналисты.

"Рад поздравить вас с благополучным завершением экспедиции "На весельной лодке через Тихий океан", - говорится в приветствии президента. - За этим уникальным походом внимательно следили ваши коллеги, ученые и эксперты, члены Русского географического общества, любители морского дела из многих стран. Благодаря мужеству и стойкости, неординарным человеческим и профессиональным качествам вы выдержали непростые испытания, покорили водную стихию".

"Сегодня можно с уверенностью сказать - первое в истории одиночное путешествие на весельной лодке от берегов Чили к Австралии прошло успешно. А вы продолжили замечательные традиции великих русских исследователей и путешественников, которые внесли большой вклад в изучение Мирового океана. Желаю вам всего наилучшего и исполнения новых планов", - сообщается в приветствии президента.

63-летний священник Русской Православной Церкви Федор Конюхов является первым в мире человеком, которому удалось достигнуть пяти полюсов нашей планеты: Северного (трижды), Южного, Полюса относительной недоступности в Северном Ледовитом океане, (полюса высоты) и Мыса Горн (полюса яхтсменов). Конюхов стал первым россиянином, сумевшим выполнить программу "Семь вершин мира" - подняться на высочайшую вершину каждого континента. Ему удалось пересечь теперь уже два океана на весельной лодке. В 2002 году он в одиночку пересек Атлантический океан на гребной лодке "УРАЛАЗ", установив мировой рекорд - 3 тыс. морских миль за 46 суток.

Катенькина Катя 28.02.2019 в 14:00

Трагедия "Титаника" настолько потрясла мир, что внушила страх к морским путешствиям. Однако в США нашелся человек по имени Уильям Скриппс, который в 1912 году взялся доказать безопасность морских путешествий. Маршрут "доказательства" также лежал через Атлантический океан, однако, вызов штормам был брошен не огромным лайнером, а маленьким катером.

Маленький , но гордый катер

А было так, что Уильям Э. Скриппс владелец "Scripps Motor Company" производившей дизельные двигатели, которые к 1912 году еще не были в ходу, решил пересечь Атлантический океан (от Детройта до Санкт-Петербурга) на катере со своим двигателем - и сделать себе на этом рекламу.

Скриппс заказал катер, имевший 35 футов в длину и 10 - в ширину, и напоминавший, скорее, спасательную шлюпку - нос и корма приподняты, а середина опущена. Еловая мачта, возвышающаяся на 24 фута над палубой, удерживала парус в 240 квадратных футов, а двигатель производства компании Скриппса имел мощность в 16 лошадиных сил. Осадка корабля составляла пять футов, а водоизмещение равнялось 14 тоннам. 960 галлонов топлива содержались в пяти стальных баках. Под койками экипажа располагались баки с водой (300 галлонов).

Начало экспедиции

25 июня 1912 года судно было спущено на воду. И, тем не менее, храбрый коммодор Скриппс не взялся возглавлять экспедицию. Он выбрал на эту роль выходца из Нью-Йорка, 50-летнего капитана Томаса Флеминга Дэя, который уже пересекал Атлантику в июне 1911 на 25-футовом ялике "Си Берд".

Перед отправлением Дэй произнес короткую речь: "Должен признать, что все эти годы у меня было предубеждение относительно кораблестроения вдали от побережья, но смею вас уверить, эта небольшая лодка безупречна во всех отношениях.

Вооружившись лишь самыми простыми мерами предосторожности, мы надеемся вновь доказать миру, что путешествия на маленькой лодке гораздо безопаснее путешествий на огромных лайнерах, которые всегда преследует опасность крушения".

Затем катер пересек Великие Озера, канал Эри и по реке Гудзон добрался до Нью-Йорка, где был пополнен запас топлива, и откуда 12 июля началось его плавание через океан.

Экипаж

Согласно заметкам Дэя, экипаж состоял из "зеленых новичков": помощник капитана Чарльз Эрл, двадцатилетний юноша, только окончивший Гарвард (капитан знал его еще мальчишкой); выходец из Детройта Уолтер Мортон, главный инженер двадцати девяти лет, который никогда ранее не ходил под парусом. И Уильям Ньюстедт - второй инженер и механик, о котором в своей книге воспоминаний Дэй отозвался в том смысле, что он "оказался хуже, чем просто бесполезным". Подверженный морской болезни, вечно испуганный, он лежал, отказываясь работать. "Ни уговоры, ни проклятия не привели ни к чему".

Тяготы пути

Плавание было изнурительным. Дэй находился за штурвалом по 36 часов без отдыха. Пищу принимали стоя, прямо из упаковок и банок, стараясь удерживаться на лодке, цепляясь за что придется ногами и локтями. Когда погода позволяла, отдыхали посменно. Дэй настаивал, чтобы члены экипажа спали лежа, чтобы давать отдых напряженному позвоночнику.

Холодно было так, что Дэй был вынужден надевать пять рубашек, фуфайку, пальто и дождевик, но мерз даже в таком облачении. Зато когда появлялось солнце, несколько слоев одежды сбрасывались и путешественники наслаждались теплом. Опущенная середина палубы была полностью затоплена. Воды было по лодыжку, поэтому все носили резиновую обувь, не снимая.

Через несколько дней после отплытия капитан Дэй сумел нагреть ведро горячей воды и впервые за время экспедиции с наслаждением побрился. К отвращению Дэя, его помощник примеру не последовал.

"Грязь и щетина наводят на меня невероятную тоску. Чем больше мое лицо зарастает щетиной и чем грязнее я становлюсь, тем в большее впадаю уныние и апатию. Я не тот, в ком живет дух оборванца," - вычурно записал Дэй в своем дневнике. Он с упорством продолжал бриться до конца экспедиции.

"Одним из главных недостатков "Детройта" было то, что мы не могли насладиться беседой, потому что шум мотора и рев волн заглушали все. Общаться можно было только с помощью крика. Как же мы были счастливы насладиться несколькими минутами тишины, когда мотор выключали, чтобы осмотреться, и этот ужасный гвалт затихал". Дэй сетовал на отсутствие на двигателе глушителя: "Это устройство сделало бы наше путешествие гораздо комфортнее".

Тем не менее, он восхищался скоростью катера, которая по его подсчетам была настолько велика, что "Детройт" мог преодолевать по 144 морские мили за день. "Больше всего меня удивляло, что мотор, который был размером с пару шляпных коробок, мог заставлять двигаться наше довольно тяжелое судно с такой скоростью", - писал он.

Слон и моська

Когда они встретили лайнер "Америка", идущий на восток из Саутгемптона, он показался им размером с шестиэтажное здание. Примерно две тысячи человек вытянулись от носа до кормы, крича и фотографируя маленький катер.

Капитан лайнера сообщил, что "Детройт" находится в 1000 милях от побережья Ирландии. Он так же предложил Дэю баки с водой, но, к сожалению, на катере их было негде разместить, а воды в бутылках на корабле не было. Позднее капитан корабля выразил свое недовольство тем, что крошечный кораблик посмел остановить огромный лайнер, назвав это "американским нахальством". Однако пассажиры остались очень довольны и вдоволь развлеклись, беседуя с экипажем маленькой лодки".

Оставшуюся часть пути Дэй размышлял над старыми судами, потерпевшими крушение. "Только представьте себе все эти старые деревянные корабли, которые скрылись в пучине моря прямо здесь, где мы только что проплыли, - писал он. - Ветхие и прогнившие обломки кораблей разбросаны по всему дну морскому и по сей день. А эти ужасные истории о людях, спасшихся в кораблекрушениях! Выживших членов команды находили лишь спустя несколько дней, недель, а то и месяцев ужасных страданий".

Триумфальное прибытие

"Детройт" вошел в гавань ирландского порта Куинслоу через 21 день и 16 часов с момента отплытия. Затем между ним и капитаном небольшого буксира состоялся следующий разговор: "Пришлите человека, чтобы провести судно к берегу".

"Что дадите взамен?" - последовал ответ.

"Не заботьтесь об этом. Подплывите ближе".

"Ну ладно, сэр… Вы откуда будете-то?"

"Нью-Йорк, Америка", - не слишком-то и точно ответил Дэй.

"Из Америки на этом-то? Вот так да! А вы не из трусливых, парни! Ладно, провезу вас задарма. Запрыгивай к ним на борт и возьми их на буксир, Дэнни".

Весть о прибытии американцев тут же разлетелась и дюжина ирландских журналистов пришли, чтобы послушать их рассказ. Местный яхт-клуб и высокие лица взяли на себя труд устроить в их честь торжество. А газетчики в полной мере насладились историями Дэя, чуть более увлекательными, чем они были на самом деле.

Столетней истории одиночного мореплавания под парусом и посвящена предлагаемая вниманию читателей книга польского писателя Анджея Урбанчика. Это серия очерков о трансокеанских и кругосветных рейсах более чем семидесяти мореплавателей-одиночек.

В очерках рассказывается об одиночных мореплавателях, начиная с Альфреда Енсена и кончая Робином Нокс-Джонстоном, завершившим свой беспрецедентный кругосветный рейс в апреле 1969 года.

Автор затратил огромный труд, чтобы суммировать данные, касающиеся одиночных трансокеанских или кругосветных плаваний, особенно совершенных в раннем периоде их истории. Ему пришлось перелистать десятки журналов на разных языках за многие десятилетия, чтобы по крупицам собрать сведения о полузабытых моряках-одиночках. А. Урбанчик неоднократно подчеркивает противоречивость источников. Действительно, в конце прошлого века и в течение добрых тридцати лет нашего столетия одиночные мореплаватели уходили в свои отчаянные рейсы без рации. О том, что моряк не погиб в борьбе со стихией, а продолжает рейс, люди узнавали из уст капитанов кораблей, которым по счастливой случайности удавалось встретить затерянное в океане суденышко. Журналисты же подчас получали эту информацию уже из десятых рук, и за её достоверность трудно было поручиться. Строго же документированных описаний своих вояжей первые мореплаватели-одиночки, за исключением Джошуа Слокама, не оставили.

К счастью, в последующие периоды истории одиночных мореплаваний увеличивается число документированных источников, и прежде всего книг самих моряков-одиночек, которые также использованы А. Урбанчиком. По сравнению с другими обобщающими публикациями об одиночном мореплавании (а таких насчитывается в мировой литературе всего три) книга А. Урбанчпка «В одиночку через океан» содержит наиболее полную сводку данных. Хотелось бы также отметить, что эта книга не воспринимается как гимн индивидуализму, напротив - все очерки проникнуты духом единства и преемственности людей разных поколений и национальностей в прекрасном и гордом стремлении помериться силой с грозной стихией.

В большой и полезной работе А. Урбанчика, которая приводится с небольшими сокращениями, встречались отдельные неточности, устраненные при редактировании. Это касается описания некоторых океанских течений и ветров, а также положении ряда географических объектов.

Возможно, литературная форма очерков несколько однообразна. Но одно дело - рассказывать о путешествиях по континентам со всем разнообразием ландшафтов, особенностями растительности и животного мира, истории и этнографии, и другое дело описывать океанские рейсы с характерной для них монотонной повторяемостью событий (шквал, шторм, штиль, волны, акулы и т. д.). Нам представляется всё же, что большинство читателей, захваченных единоборством человека с океанской стихией, вряд ли придаст значение этому недостатку.

Анджей Урбанчик довёл свое повествование до 1969 года (если не считать кругосветного путешествия Робина Ли Грэхема на своей «Голубке», которое он завершил 30 апреля 1970 года).

Конечно же, с апреля 1970 года история одиночных плаваний под парусом не стояла на месте. Прежде всего следует рассказать о плавании, которое даже видавшие виды моряки назвали невероятным.

Закончившееся 22 апреля 1969 года в Фалмуте безостановочное кругосветное плавание тридцатилетнего моряка английского торгового флота Робина Нокс-Джонстона единодушно считали вершиной парусного искусства. Триста одиннадцать дней потребовалось отважному мореплавателю, чтобы обогнуть земной шар. Триста одиннадцать дней беспрестанной борьбы с океаном, причём больше половины этого времени приходится на «ревущие сороковые» южного полушария. «До моего сознания начало доходить, - писал Фрэнсис Чичестер в своём дневнике, - отчего эти пустынные широты получили название „ревущие сороковые“. Разумеется, из-за рёва ветра в снастях». Плавание в этих штормовых широтах с западными шквалистыми ветрами - далеко не прогулка и для большого парусного корабля, для крохотного же парусника - величайшее испытание.

Итак, кругосветное плавание без единой остановки, большая часть которого проходит в «ревущих сороковых», - это ли не предел возможностей для одиночного мореплавателя?

Однако 18 октября 1970 года началось кругосветное плавание, несравненно более трудное, чем рейс Нокс-Джонстона. В этот день на яхте «Бритиш стил» 17,7 метра длиной, шириной 3,7 метра и осадкой 2,4 метра от английских берегов вышел в океан шотландский моряк Чэй Блайт. Хотя его трасса, в общем, совпадает с путем, пройденным Нокс-Джонстоном, всё дело в том, что шёл он в противоположном направлении: с востока на запад.

Чичестер, Нокс-Джонстон и, наконец, знаменитые клиперы XIX века плыли, подгоняемые штормовыми западными ветрами. Блайту же пришлось постоянно идти против них.

Первому серьезному испытанию Блайт и «Бритиш стил» подверглись, огибая грозный мыс Горн. Сильный юго-западный ветер прижимал яхту к пустынным скалистым островам у зловещего мыса, но Блайт, непрерывно маневрируя, не дал загнать себя в ловушку. Едва мореплаватель перевел дух, как ветер усилился, перейдя в шторм. Огромные волны накатывались на «Бритиш стил». Одна из них, неимоверной высоты, с яростной силой обрушилась на яхту и вывела из строя автоматическое рулевое устройство. Этой же волной яхтсмена перебросило через кокпит, и он рассек себе лицо. Лишенный автоматического рулевого устройства, Чэй Блайт вынужден был стоять на руле. Это произошло 24 декабря 1970 года, а предстояло преодолеть ещё большую часть пути.

Особенно тяжелые испытания выпали на долю мореплавателя в Индийском океане. Один шторм следовал за другим, отбрасывая «Бритиш стил» назад. Яхта продвигалась среди серых холмов волн с белыми пенящимися гребнями. Ветер срывает гребни и со страшной силой бросает их на яхту. Блайт не рискует передвигаться по палубе.

Шёл седьмой месяц рейса. Его мучает одиночество. «Кажется, что, кроме меня, здесь нет ни одной живой души», - записал мореплаватель в дневнике.

Лишь в ночь с 8 на 9 мая 1971 года, когда океан поулегся, он наконец-то увидел корабль. Чтобы привлечь к себе внимание, Чэй Блайт выпустил ракету и для верности ещё взорвал небольшую порцию динамита. Его заметили с советского рыболовного судна «Заречинск». Чэй Блайт с удовольствием «поболтал» по радио с русскими рыбаками, пожелавшими ему счастливого пути. «Настроение от общения с людьми у меня всегда поднимается, - записал Блайт. - Скоро я снова буду в Атлантике».

Однако прошло ещё немало времени, прежде чем «Бритиш стил» достигла британских берегов.

Беспримерное плавание против ветров и течений, продолжавшееся 292 дня, окончилось 6 августа 1971 года. Очевидцами какого невероятного рейса мы будем завтра? Своеобразная заявка на рекордное плавание завтрашнего дня уже была сделана французским яхтсменом Бернаром Муатесье - участником кругосветной безостановочной гонки 1968–1969 годов. У него долгое время были более предпочтительные, чем у Нокс-Джонстона, шансы на победу. Во всяком случае, в начале марта 1969 года его кэч «Джошуа» (названный, конечно, в честь Джошуа Слокама) обогнул мыс Горн. Однако после этого, когда до Плимута осталось только преодолеть Атлантический океан, Муатесье повернул обратно. «Я не иду в Плимут, - сообщил мореплаватель. - Теперь, когда дорога изведана и я знаю, что могу идти быстро, мне незачем идти в Плимут ради всего этого шума. Я ненавижу рекорды. Иду на Таити». Лишь в сентябре 1969 года Муатесье пришвартовался у пирса яхт-клуба в Папеэте, пройдя без остановки 54000 миль. Этого как раз хватило бы, чтобы совершить почти полтора «витка» по планете.

С каждым годом увеличивается число морских робинзонов. Например, на смену недавно умершему мореплавателю Леониду Телиге на родине Анджея Урбанчика пришла целая плеяда яхтсменов-одиночек. В трансатлантической гонке 1972 года принимали участие три яхты под польским флагом: Кшиштоф Барановский - на «Полонезе», Збигнев Пухальский - на «Миранде» и Тереза Ремишевска - на «Комодоре».

Поделиться: