Японские подводники камикадзе. Божественный ветер из-под воды по имени «Кайтен

回天 , букв. «изменяющие судьбу») - название нескольких типов торпед , управляемых пилотами-смертниками (тейсинтай). Применялись японским Императорским флотом для поражения противника в конце Второй мировой войны .

Первые проекты торпед-кайтэн предусматривали механизм катапультирования пилота. Однако, из-за того, что катапультирование в непосредственной близости от поражаемой цели во время взрыва практически не оставляло пилоту шансов выжить, и из-за того, что не было ни одного известного случая, когда пилот кайтэн пытался воспользоваться средством спасения, поздние модификации торпеды уже не имели механизмов катапультирования. Пилот просто помещался в рубку, люк в неё задраивался. Поиск цели пилотом осуществлялся с помощью перископа на небольшой глубине. После выхода на цель и прицеливания пилот переключал торпеду в режим атаки: перископ убирался, глубина увеличивалась и включался полный ход. Покинуть торпеду в случае промаха пилот не мог и погибал от недостатка кислорода, впоследствии в конструкцию был добавлен механизм самоликвидации.

Торпеда «Кайтен» показала себя малоэффективным оружием. Подготовка к пуску была длительной и довольно шумной. Поскольку кайтены были рассчитаны на малую максимальную глубину погружения и крепились при этом снаружи лодки, допустимая глубина погружения самой лодки соответственно уменьшалась, а уязвимость от противолодочных средств - увеличивалась. Точность и надёжность при пусках на большую дальность были неудовлетворительны. Командиры японских подлодок понимали это. I-58, потопившая крейсер «Индианаполис» (через три дня после того, как он доставил на Тиниан атомную бомбу «Малыш», позже сброшенную на Хиросиму), атаковала обычными торпедами, несмотря на наличие четырёх «Кайтенов» и вопреки просьбам их пилотов.

См. также

Литература

  • Ютака Ёкота. Субмарины-самоубийцы. Центрполиграф, 2005, ISBN 5-9524-1959-3 - воспоминания пилота «Кайтэна»

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Кайтен" в других словарях:

    - (япон.) торпеда, управляемая смертником (человекоторпеда); действовали во время 2 й мировой войны. Первоначально водителями кайтен были добровольцы, затем назначались приказами … Большой Энциклопедический словарь

    Тейсинтай, смертник, торпеда Словарь русских синонимов. кайтен сущ., кол во синонимов: 3 смертник (10) … Словарь синонимов

    Название торпеды, управляемой водителем смертником, применявшейся в японских ВМС во время 2 й мировой войны. Запускались с подводной лодки. EdwART. Толковый Военно морской Словарь, 2010 … Морской словарь

    - (япон.), торпеда, управляемая смертником (человекоторпеда); действовали во время 2 й мировой войны. Первоначально водителями кайтенов были добровольцы (камикадзе), затем назначались приказами. * * * КАЙТЕН КАЙТЕН (япон.), торпеда (см. ТОРПЕДА),… … Энциклопедический словарь

    - (япон. «Небесная перемена») торпеда, управляемая добровольцем смертником (см. Тейсинтай). Применялась во время 2 й мировой войны 1939 45 в японских вооруженных силах для нанесения удара по надводному кораблю противника. Торпеды К. начали… … Большая советская энциклопедия

    кайтен - к айтен, а … Русский орфографический словарь

    кайтен - а, ч. Назва японського добровольця смертника, що керував торпедою … Український тлумачний словник

    - 伊四六型潜水艦 … Википедия

Война на Тихоокеанском театре военных действий Второй мировой в силу разбросанности баз и растянутости коммуникаций оказалась не столько войной кораблей, самолетов и прочей техники, сколько противостоянием ресурсных возможностей и логистических талантов противников.

Переломной точкой в противостоянии США и Японии принято считать сражение у атолла Мидуэй. Ведь поражение в этой битве не только обернулось для страны Восходящего Солнца потерей группировки тяжелых авианосцев и кадрового ядра высококвалифицированных пилотов флотской авиации. Япония утратила даже теоретические перспективы перехвата стратегической инициативы на Тихом океане.

Объединить возможности лодки и мощь торпеды

В историографии Второй мировой установилось мнение, что именно после Мидуэя сроки и условия сдачи Японии стали вопросом времени. Как бы то ни было, после упомянутого сражения офицеры подплава – младший лейтенант Сэкио Нисине и лейтенант Хироси Куроки выдвинули идею создания подводного оружия, управляемого смертниками.

Примечательно, что оба автора перспективной разработки командовали сверхмалыми подводными лодками. Таким образом, они представляли, каков должен быть минимальный набор бортового и навигационного оборудования, достаточный для работы торпеды и ее управления.

Именно на основе самой мощной торпеды Императорского флота – Тип 93 – следовало строить «кайтены».

Боевая часть серийно выпускаемых «рыбок», вмещавшая более полутора тонн взрывчатки, позволяла топить надводные корабли любого класса и водоизмещения. Оставалось реализовать принцип «одна торпеда – одна цель».

Поскольку управление зарядами по радио либо по проводам отсутствовало, оставался выход, продвигаемый разработчиками: разместить на торпеде типа «кайтен» пилота. Правда, и покидание японским смертником выпущенной в направлении цели получившейся квази-подлодки тоже не предусматривалось.

Первые трудности

Перспективность идеи была оценена далеко не сразу. Во-первых, изобретатели поняли, что их квалификации не достаточно, чтобы «просто» вписать в обводы торпеды камикадзе.

Кстати, сам термин «камикадзе» связан с историей флота.

Буквально он означает «божественный ветер» – титул, которым японские историки присвоили тайфунам, чудесным образом сорвавшим высадку монгольских войск на острова при непосредственном участии военных кораблей.

Авторам усовершенствования пришлось обратиться за помощью к Хироси Судзукаве – представителю Военно-морского арсенала в Куре. В итоге, документация на получившийся гибрид сверхмалой подлодки и торпеды была готова уже в начале 1943 года. Осталось заинтересовать ею людей во флотском штабе.

Признание «кайтена»

И здесь создатели нового оружия столкнулись с очередным препятствием. Командование попросту отмахивалось от идеи. По свидетельству Екоты Юдаки, прошедшего подготовку японского человека-торпеды и оставившего об этом воспоминания, такая ситуация вызывала недоумение у лейтенантов-изобретателей.


Они сами подчеркивали неизбежность противостояния американскому флоту за обладание стратегически важными островами и атоллами. Как раз для уничтожения кораблей противника на якорных стоянках подходили быстроходные управляемые торпеды со значительным запасом автономности!

Достаточно хотя бы четырем подводным лодкам с таким оружием на борту скрытно подобраться к базам врага – и у Императорского флота появится шанс разом уничтожить 16 кораблей!

В итоге энтузиасты ударов камикадзе вынуждены были написать письмо руководству собственной кровью.

Японский кодекс чести не позволял оставить без внимания прошение, поданное таким образом.

Сложно сказать однозначно, что стало решающим фактором: необычное послание или постепенный захват союзными войсками новых баз и все более отчетливая перспектива высадки американцев непосредственно на основной гряде японских островов. Но, в итоге, разработка получила добро. Тогда же она получила название «кайтен»

Характеристики «металлического фитинга диаметра шесть»

Итак, февраль 1944 года ознаменовался полномасштабными разработками «кайтен»-торпед. Этот термин можно перевести как «воля небес», знаменующаяся кардинальным изменением ситуации. Термин соответствует немецкому «шверпункт», переложенному на японский манер с мистическими нотками.


Имелись и менее известные имена квази-субмарины: «конготоай» и «кукусуйтай». Первое – производное от названия горы Конго. А второе имя буквально означает «хризантема на воде».

Иногда из соображений конспиративности в официальной переписке «кайтены» фигурировали как «металлический фитинг диаметра шесть».

В соответствии с планами, фитинг получался весьма эффективным. Кроме того, что управляемые торпеды скрытно доставлялись в район применения на палубах подводных лодок, сами «кайтены» обладали внушительным запасом хода. В экономном режиме чудо-оружие могло преодолеть максимальное расстояние свыше 70 километров.


Предусмотрена была и возможность погружения на глубину до 80 метров. Носителями человеко-торпед могли выступать и надводные корабли. По крайней мере, до 20 единиц японского флота были оборудованы рельсами и кранами для спуска на воду «кайтенов», но не применяли их в боях. Противостоять возможному десанту американцев должна была и сеть береговых баз подводных камикадзе.

Пилотируемая торпеда «Кайтен» Тип1 Торпеда «Тип 93» модель 3
Длина, м 14,75 8,99
Диаметр (наибольший), м 0,99 0,61
Водоизмещение (подводное), кг 2766
Масса заряда, кг 1550 490
Максимальная дальность, км 23 (при скорости 30 узлов) 40 (при скорости 36 узлов)
Рабочая глубина погружения, м до 35 -
Безопасная глубина погружения, м до 60 -
Максимальная расчетная глубина погружения, м 100 -

В целом, «кайтены» первой серии отличались от базовой торпеды (помимо установленного обитаемого отсека с набором приборов и органов управления) рядом доработок.


Среди наиболее существенных следует отметить установку цистерн дифферента, увеличенные горизонтальные и вертикальные рулевые поверхности, гироскоп, обеспечивавший курсовое автопилотирование и кислорододобывающую установку. Кроме того, квази-лодки довооружили взрывчаткой и оборудовали верхним и нижним люками.

Поскольку двигатели «кайтенов» активно потребляли кислород, дальность этих торпед напрямую зависела от скорости хода. Чем медленнее перемещалась мини-лодка, тем дольше оказывался ее переход. При скромных 12 узлах камикадзе мог преодолеть 78 км!

Модификации человеко-торпед

После проведения испытаний беспилотного образца вооружения в марте 1944 года «кайтены» были запущены в серию. В июле того же года была развернута постройка человеко-минисубмарин «Тип1» на ряде верфей. Всего торпед «Кайтен Тип1» и их модификаций было передано заказчику в количестве около 330 штук.

Но уже в апреле 1944 года начались работы над «кайтенами» Тип 2.

Особенность этой разработки в том, что создатели решили не опираться на базовую торпеду, а проектировать оружие с нуля. Флотское руководство решило, что нуждается в такой торпеде, которую смертник смог бы разогнать до 50 узлов, погружаться на ней до 275 метров и преодолевать расстояния до 50 километров.

Особенностью второго типа стала двигательная установка. При поддержке немецкой стороны японцам удалось создать торпедный двигатель мощностью 1490 лошадиных сил. «Питание» – пероксид водорода и гидразин. Впрочем, торпеда с увеличенным диаметром, длиной корпуса и водоизмещением (18370 кг) на стендовых испытаниях впечатляющих характеристик не выдала и в море так и не вышла.


Продолжением разработки второго Типа стал «Кайтен Тип 4». Эта человеко-торпеда унаследовала двигатель предыдущей модификации, однако ввиду дефицита перекиси водорода решено было вернуться к топливной системе, опробованной еще на торпеде Тип 93. Чудо-оружие снова заправлялось кислородом и керосином. Массу заряда удалось повысить до 1800 кг.

Предусматривалась и постройка учебных экземпляров со второй кабиной водителя.

Однако заказчика не устраивала продемонстрированная на морских испытаниях скорость в 20 узлов. К марту 1945 года проект был закрыт, не выйдя за рамки выпущенных промышленностью 50 единиц управляемых «рыбок».

Всего шестью опытными образцами ограничилась разработка «кайтен Тип 10». Принципиальное отличие этих машин в том, что они создавались на базе торпед Тип 92 с электрическим ходом.

Параметры также были заметно скромнее:


Подводные самураи

В 1281 году Хубилай - пятый монгольский великий хан, внук Чингисхана, решил покорить Японию. Чтобы перевести свои войска через Корейский пролив, хан задумал возвести мост, равных которому еще не было в мире. Для постройки гигантского сооружения понадобилось десять тысяч судов. Вскоре на выстроившиеся в одну линию корабли был положен деревянный настил и авангард безжалостной монгольской конницы уже загрохотал по нему копытами… Но тут внезапно налетел тайфун и в мгновение ока уничтожил чудовищный мост. Этот спасительный тайфун получил в японской истории название Божественного ветра - камикадзе. Позже, словом камикадзе начали называться воины-смертники.

Во время Второй мировой войны камикадзе широко использовались во всех боевых действиях императорской армии. «Бегущие мины» бросались под танки противника и взрывали заграждения, летчики-камикадзе направляли свои самолеты на вражеские корабли. А уже ближе к концу войны, в конце 1944 года появились и начали свою страшную деятельность подводные камикадзе.

Мысль о создании торпед-самоубийц родилась еще в 1942 году после жестокого поражения Японии в битве у атолла Мидуэй. Потеря императорским флотом четырех авианосцев и множества других кораблей нарушила баланс морских сил. В ходе войны произошел перелом. Американский флаг уверенно вознесся над Тихим океаном, а в рядах императорских офицеров и генералов наступило глубокое уныние. И вот тогда двум молодым морякам-подводникам - младшему лейтенанту Сэкио Нисине и лейтенанту Хироси Куроки, пришла идея использовать против флота Соединенных штатов торпеды, управляемые людьми.

"Воля небес"

Взяв за основу самую крупную японскую торпеду и малую подводную лодку, офицеры принялись набрасывать чертежи, но быстро поняли, что с технической стороной им самостоятельно не справиться. Новоявленные изобретатели обратились за помощью к конструктору Военно-морского арсенала Хироси Судзукаве. Тому понравилась новаторская идея, и уже к январю 1943 года подробные чертежи страшного оружия были готовы. Дело осталось за малым - довести новшество до Генерального штаба флота.

Однако тут возникли серьезные проблемы, в этот тяжелый для Японии момент никому не было дела до самоучек изобретателей. И тогда офицеры поступили в истинно самурайском духе: они написали обращение к военно-морскому министру собственной кровью.

В подобных вопросах японцы - народ крайне щепетильный, письмо, написанное кровью автора, обязательно будет прочитано, независимо от его содержания. Так случилось и на этот раз. Мало того, содержание письма настолько заинтересовало адмиралов, что уже через восемь месяцев началась постройка первых опытных экземпляров «чудо-оружия».

Новинка получила название «кайтэн», что в переводе означает «воля небес», однако для японца в этом названии скрыт гораздо более глубокий смысл. Кайтэн - это нечто, вносящее кардинальные перемены в течение дел. И самураи-самоубицы гордились свой миссией...

"Мои дорогие отец, брат и сестры! Я должен сказать вам правду: уже несколько месяцев я не учусь на летчика. Вместо этого меня обучают вождению нового оружия, управляемой торпеды, которую я должен буду в одиночку повести на врага. Я горжусь, что был выбран для такой миссии. Я погибну в тот момент, когда торпеда ударится в борт вражеского корабля…» (Ютака Екота, «Субмарины-самоубийцы».

Чудо-торпеда

Что же представлял собой «кайтэн»? По сути дела это была огромная, длиной более двенадцати метров торпеда, способная с помощью мощного двигателя, работавшего на чистом кислороде, развивать скорость до сорока узлов и поддерживать этот темп в течение целого часа. Такая высокая скорость позволяла догнать любой существующий в то время корабль.

Внутри торпеды помимо двигателя и мощного заряда было предусмотрено посадочное место для потенциального смертника. Надо сказать, что пространство это было очень тесным даже для человека хрупкого телосложения. Прямо перед лицом водителя располагался перископ. Справа находилась рукоять для его подъема и опускания. Справа вверху торчал рычаг скорости, регулирующий подачу кислорода в двигатель, помещенный за спиной камикадзе.

Вверху слева имелся рычаг для изменения угла наклона горизонтальных рулей торпеды. Отклоняя их в ту или другую сторону на больший или меньший угол, можно было изменять скорость погружения или всплытия. Слева внизу, у самых ног водителя, находился вентиль клапана для впуска забортной воды в балластную цистерну. Это было предусмотрено для стабилизации веса «кайтэна» по мере расходования кислорода.

И, наконец, справа располагался руль направления движения. Пульт управления был усыпан циферблатами гирокомпаса, часов, глубиномера, указателя расхода горючего и манометра, показывающего давление кислорода. Под сиденьем водителя в каждом «кайтэне» лежала небольшая коробка с неприкосновенным запасом продовольствия на случай аварии. Среди продуктов там имелась и фляжка с виски. Весь носовой отсек торпеды был предназначен для боевого заряда. Взрыв более полутора тонн тротила, а это почти в пять раз больше, чем заряд любой торпеды того времени, способен был отправить на дно любой крупный авианосец.

Школы смертников

Всем этим хозяйством необходимо было научиться управлять, и, сначала на острове Оцудзима, а затем и в других местах были организованы особые секретные базы «кайтэнов» - школы смертников.

Желающих отдать свою жизнь за императора было предостаточно, и школа быстро заполнилась учениками. В основном сюда направлялись летчики-камикадзе, так и не увидевшие свои самолеты, уничтоженные американцами в ходе операций на Филиппинах и у атолла Мидуэй. Переучиться с самолета на торпеду оказалось не так сложно, и уже через несколько месяцев первые подводные лодки вооруженные «кайтэнами», вышли на поиски противника.

Первоначально «кайтэн» предназначался для уничтожения кораблей, стоявших на якорях в бухтах. Его действия планировались следующим образом: специально оборудованная подводная лодка с закрепленными снаружи на корпусе четырьмя или шестью, в зависимости от возможностей субмарины, торпедами-смертниками, отправлялась в боевой поход. Обнаружив достойную мишень, командир отдавал приказ водителям-камикадзе. Подготовленным смертникам хватало тридцати секунд, чтобы по узкой, чуть больше полуметра в диаметре трубе пробраться в «кайтэн», закрыть за собой люк и приготовиться к своему последнему бою.

Командир субмарины направлял свой корабль носом на цель и передавал смертнику по телефону всю необходимую информацию, после чего отдавал приказ выпустить «кайтэн». Моряки отсоединяли четыре троса, удерживавших торпеду на корпусе подлодки, после чего камикадзе запускал двигатель и уже самостоятельно перемещался в сторону противника. Торпеда шла на глубине четырех-шести метров. Практически все действия водитель совершал вслепую, он мог себе позволить только один раз поднять перископ и то на срок не более трех секунд. Вовремя замеченный «кайтэн» враг просто расстрелял бы из пулеметов, не дав камикадзе даже приблизиться к кораблю.

Провал чудо-оружия

Первые выходы в море показали, что «кайтэны» - потенциально серьезное оружие, однако успехи японцев на этом поприще очень быстро сошли на нет. В первую очередь подвели сами торпеды. Слишком долгие путешествия под водой приводили к тому, что наскоро собранные механизмы «кайтэнов» покрывались ржавчиной, часто двигатели просто отказывались запускаться или заклинивали рули, и смертник бесславно уходил на дно. Корпуса «кайтэнов», изготовленные из стали толщиной около шести миллиметров, были довольно слабые, уже на глубине около семидесяти пяти метров их расплющивало давлением воды.

Не улучшали ситуацию и рыскавшие по поверхности вражеские эсминцы. Сама подлодка могла спастись но, по описаниям очевидца, после атаки глубинными бомбами «наши шесть “кайтэнов” напоминали целлулоидные игрушки, которые случайно опустили в кипяток. Они были покрыты вмятинами, словно вокруг каждого из них сомкнулась какая-то гигантская пятерня, пытаясь смять его». Естественно, ни о каком использовании «попавших в переделку» торпед-смертников речи уже быть не могло.

Второй проблемой стала нарастающая мощь американского флота. Исчезла возможность незаметно подбираться к стоящим в бухтах боевым кораблям - их слишком тщательно охраняли. Поиски одиноких транспортов в открытом океане также не принесли удачи. Как уже говорилось, «кайтэны» не выдерживали долгих путешествий. К тому же на большой океанской волне ими было чрезвычайно трудно управлять. Часто из-за волны камикадзе не мог воспользоваться перископом и проходил мимо цели, либо торпеду буквально выбрасывало на поверхность, и враг обнаруживал ее задолго до нападения.

Очередное «чудо-оружие» не оправдало надежд императорского флота. Война закончилась крахом для Японии, а «кайтэны», как и их создатели стали достоянием истории.

Популяризированный и сильно искаженный образ японского камикадзе, сформировавшийся в умах европейцев, имеет мало общего с тем, кем на самом деле они являлись. Мы представляем камикадзе как фанатичного и отчаянного воина, с красной повязкой вокруг головы, человека с разъяренным взглядом за штурвалом старенького самолета, несущегося к цели с криками «банзай!». Но камикадзе были не только воздушными воинами-смертниками, они действовали и под водой.

Прежде чем перейти непосредственно к рассказу о «живых торпедах» стоит ненадолго погрузиться в историю формирования школ и идеологии камикадзе.
Система образования в Японии в середине XX века мало чем отличалась от диктаторских схем формирования новой идеологии. С ранних лет детям внушали, что, умирая за императора, они поступают правильно и их смерть будет благословенна. В результате такой академической практики молодые японцы выросли с девизом «jusshi reisho» («пожертвуй жизнью»).
Плюс ко всему государственная машина всячески скрывала любую информацию о поражениях (даже самых незначительных) японской армии. Пропаганда создавала фальшивое представление о возможностях Японии и эффективно внушила малообразованным детям тот факт, что их смерть - это шаг к тотальной победе Японии в войне.

Уместно вспомнить и Кодекс бусидо (путь воина), который сыграл важную роль в формировании идеалов камикадзе. Японские воины со времен самураев рассматривали смерть буквально как часть жизни. Они свыкались с фактом смерти и не боялись ее приближения.

Образованные и опытные пилоты наотрез отказывались идти в отряды камикадзе, ссылаясь на то, что они просто обязаны оставаться в живых, чтобы обучать новых бойцов, которым суждено стать смертниками.

Таким образом, чем больше молодых людей жертвовало собой, тем моложе были новобранцы, занимавшие их места. Многие были практически подростками, не достригшим и 17 лет, которым выпал шанс доказать свою преданность империи и проявить себя как «настоящие мужчины».

Камикадзе набирали из малообразованных молодых парней, вторых или третьих мальчиков в семьях. Такой отбор был обусловлен тем фактом, что первый (то есть старший) мальчик в семье обычно становился наследником состояния и поэтому не попадал в военную выборку.

Пилоты-камикадзе получали форму для заполнения и принимали пять клятвенных пунктов:

Солдат обязан исполнять свои обязательства.
Солдат обязан соблюдать правила приличия в своей жизни.
Солдат обязан высоко почитать героизм военных сил.
Солдат обязан быть высоконравственным человеком.
Солдат обязан жить простой жизнью.

Вот так незатейливо и просто весь «героизм» камикадзе сводился к пяти правилам.
Несмотря на давление идеологии и императорский культ, не каждый молодой японец рвался принять с чистым сердцем судьбу смертника, готового умереть за свою страну. У школ камикадзе действительно выстраивались очереди из молодых ребят, но это только часть истории.

Трудно в это поверить, но и в наши дни еще остались «живые камикадзе». Один из них, Кеничиро Онуки, в своих записях рассказывал, что молодые люди не могли не записаться в отряды камикадзе, потому что это могло навлечь беду на их семьи. Он вспоминал, что когда ему «предложили» стать камикадзе, он воспринял идею на смех, но за ночь передумал. Если бы он осмелился не выполнить приказ, то самое безобидное, что с ним могло случиться, - это клеймо «трус и предатель», а в худшем случае - смерть. Хотя для японца все может быть прямо противоположно. Волею случая его самолет не завелся во время боевого вылета, и он остался жив.
История подводных камикадзе не такая веселая, как история Кеничиро. В ней живых не осталось.

Идея создания торпед-самоубийц родилась в головах японского военного командования после жестокого поражения в битве у атолла Мидуэй.

В то время как в Европе разворачивалась известная миру драма, в Тихом океане шла совсем другая война. В 1942 году императорский флот Японии принял решение атаковать Гавайи с крохотного атолла Мидуэй - крайнего в западной группе Гавайского архипелага. На атолле располагалась авиабаза США, с уничтожения которой армия Японии решила начать свое крупномасштабное наступление.

Но японцы сильно просчитались. Битва при Мидуэе стала одним из главных провалов и самым драматичным эпизодом в той части земного шара. При атаке императорский флот лишился четырех крупных авианосцев и множества других кораблей, а вот точных данных относительно людских потерь со стороны Японии не сохранилось. Впрочем, японцы никогда особо не считали своих воинов, но и без того проигрыш очень сильно деморализовал военный дух флота.

Это поражение положило начало череде неудач Японии на море, и военному командованию пришлось изобретать альтернативные пути ведения войны. Должны были появиться настоящие патриоты, с промытыми мозгами, блеском в глазах и не боявшиеся смерти. Так возникло особое экспериментальное подразделение подводных камикадзе. Эти смертники мало чем отличались от пилотов самолетов, их задача была идентичной - пожертвовав собой, уничтожить врага.

Подводные камикадзе для выполнения своей миссии под водой использовали торпеды-кайтены, что в переводе означает «воля небес». По сути, кайтен представлял собой симбиоз торпеды и малой подводной лодки. Работал он на чистом кислороде и способен был развивать скорость до 40 узлов, благодаря чему мог поразить практически любое судно того времени.
Торпеда изнутри - это двигатель, мощный заряд и очень компактное место для пилота-смертника. При этом оно было настолько узким, что даже по меркам небольших японцев, места катастрофически не хватало. С другой стороны, какая разница, когда смерть неизбежна.

1. Японский кайтен в Camp Dealy, 1945.
2. Горящий корабль USS Mississinewa, после попадания кайтена в Ulithi Harbor, 20 ноября 1944 года.
3. Кайтены в сухом доке, Kure, 19 октября 1945 года.
4, 5. Потопленная американскими самолетами субмарина во время кампании Окинавы.

Прямо перед лицом камикадзе находится перископ, рядом ручка переключения скорости, которая по сути регулировала подачу кислорода в двигатель. В верхней части торпеды существовал другой рычаг, отвечающий за направление движения. Приборная панель была напичкана всевозможными устройствами - расход горючего и кислорода, манометр, часы, глубиномер и прочее. У ног пилота располагается клапан для впуска забортной воды в балластную цистерну для стабилизации веса торпеды. Управлять торпедой было не так уж и просто, к тому же обучение пилотов оставляло желать лучшего - школы появлялись стихийно, но так же стихийно и уничтожались американскими бомбардировщиками.

Первоначально кайтен использовали для атак на пришвартованные в бухтах корабли противников. Подводная лодка-носитель с закрепленными снаружи кайтенами (от четырех до шесть штук) обнаруживала вражеские суда, выстраивала траекторию (буквально разворачивалась относительно места нахождения цели), и капитан подлодки отдавал последний приказ смертникам.

По узкой трубе смертники проникали в кабину кайтена, задраивали люки и получали распоряжения по рации от капитана субмарины. Пилоты-камикадзе были абсолютно слепы, они не видели, куда направляются, ведь пользоваться перископом можно было не более трех секунд, поскольку это вело к риску обнаружения торпеды противником.

Сначала кайтены наводили ужас на американский флот, но затем несовершенная техника стала давать сбои. Множество смертников не доплывали до цели и задыхались от отсутствия кислорода, после чего торпеда просто тонула. Чуть позже японцы усовершенствовали торпеду, снабдив ее таймером, не оставляя никаких шансов ни камикадзе, ни врагу. Но в самом начале кайтен претендовал на гуманность. В торпеде была предусмотрена система катапультирования, однако она работала не самым эффективным образом, точнее не работала вообще. На большой скорости ни один камикадзе не смог бы безопасно катапультироваться, поэтому от этого отказались в более поздних моделях.

Очень частые рейды субмарины с кайтенами приводили к тому, что аппараты ржавели и выходили из строя, так как корпус торпеды был изготовлен из стали толщиной не более шести миллиметров. И если торпеда слишком глубоко погружалась на дно, то давление просто расплющивало тонкий корпус, и камикадзе умирал без должного героизма.

Первое свидетельство атаки кайтенов, зафиксированное со стороны США, датируется ноябрем 1944 года. В нападении участвовали три субмарины и 12 торпед-кайтенов против пришвартованного американского судна у берегов атолла Улити (Каролинские острова). В результате атаки одна субмарина попросту затонула, из восьми оставшихся кайтенов два вышли из строя при запуске, два утонили, один исчез (хотя позднее был найден выброшенным на берег) и один, не дойдя до цели, взорвался. Оставшийся кайтен врезался в танкер «Миссиссинева» и потопил его. Японское командование расценило операцию как успешную, о чем немедленно было доложено императору.

Более-менее успешно использовать кайтены удавалось только в самом начале. Так, по итогам морских баталий официальная пропаганда Японии заявляла о 32 потопленных американских судах, включая авианосцы, линейные корабли, грузовые суда и эскадренные миноносцы. Но эти цифры считаются слишком преувеличенными. Американский морской флот к концу войны существенно нарастил боевую мощь, и пилотам кайтенов было все сложнее поражать цели. Крупные боевые единицы в бухтах надежно охраняли, и подбираться к ним незаметно даже на глубине в шесть метров было очень непросто, атаковать разбросанные в открытом море корабли у кайтенов также не было возможности - долгих заплывов они просто не выдерживали.

Поражение при Мидуэе толкнуло японцев на отчаянные шаги в слепой мести американскому флоту. Торпеды-кайтены были кризисным решением, на которое императорская армия возлагала большие надежды, но они не оправдались. Кайтены должны были решить самую главную задачу - уничтожить суда противника, и не важно, какой ценой, однако чем дальше, тем менее эффективным виделось их использование в боевых действиях. Нелепая попытка иррационально использовать человеческий ресурс привела к полному провалу проекта. Война закончилась

Популяризированный и сильно искаженный образ японского камикадзе, сформировавшийся в умах европейцев, имеет мало общего с тем, кем на самом деле они являлись. Мы представляем камикадзе как фанатичного и отчаянного воина, с красной повязкой вокруг головы, человека с разъяренным взглядом за штурвалом старенького самолета, несущегося к цели с криками «банзай!».Японские воины со времен самураев рассматривали смерть буквально как часть жизни.

Они свыкались с фактом смерти и не боялись ее приближения.

Образованные и опытные пилоты наотрез отказывались идти в отряды камикадзе, ссылаясь на то, что они просто обязаны оставаться в живых, чтобы обучать новых бойцов, которым суждено стать смертниками.

Таким образом, чем больше молодых людей жертвовало собой, тем моложе были новобранцы, занимавшие их места. Многие были практически подростками, не достригшим и 17 лет, которым выпал шанс доказать свою преданность империи и проявить себя как «настоящие мужчины».

Камикадзе набирали из малообразованных молодых парней, вторых или третьих мальчиков в семьях. Такой отбор был обусловлен тем фактом, что первый (то есть старший) мальчик в семье обычно становился наследником состояния и поэтому не попадал в военную выборку.

Пилоты-камикадзе получали форму для заполнения и принимали пять клятвенных пунктов:

  • Солдат обязан исполнять свои обязательства.
  • Солдат обязан соблюдать правила приличия в своей жизни.
  • Солдат обязан высоко почитать героизм военных сил.
  • Солдат обязан быть высоконравственным человеком.
  • Солдат обязан жить простой жизнью.

Но камикадзе были не только воздушными воинами-смертниками, они действовали и под водой.

Идея создания торпед-самоубийц родилась в головах японского военного командования после жестокого поражения в битве у атолла Мидуэй. В то время как в Европе разворачивалась известная миру драма, в Тихом океане шла совсем другая война. В 1942 году императорский флот Японии принял решение атаковать Гавайи с крохотного атолла Мидуэй - крайнего в западной группе Гавайского архипелага. На атолле располагалась авиабаза США, с уничтожения которой армия Японии решила начать свое крупномасштабное наступление.

Но японцы сильно просчитались. Битва при Мидуэе стала одним из главных провалов и самым драматичным эпизодом в той части земного шара. При атаке императорский флот лишился четырех крупных авианосцев и множества других кораблей, а вот точных данных относительно людских потерь со стороны Японии не сохранилось. Впрочем, японцы никогда особо не считали своих воинов, но и без того проигрыш очень сильно деморализовал военный дух флота.

Это поражение положило начало череде неудач Японии на море, и военному командованию пришлось изобретать альтернативные пути ведения войны. Должны были появиться настоящие патриоты, с промытыми мозгами, блеском в глазах и не боявшиеся смерти. Так возникло особое экспериментальное подразделение подводных камикадзе. Эти смертники мало чем отличались от пилотов самолетов, их задача была идентичной - пожертвовав собой, уничтожить врага.

Подводные камикадзе для выполнения своей миссии под водой использовали торпеды-кайтены, что в переводе означает «воля небес». По сути, кайтен представлял собой симбиоз торпеды и малой подводной лодки. Работал он на чистом кислороде и способен был развивать скорость до 40 узлов, благодаря чему мог поразить практически любое судно того времени. Торпеда изнутри - это двигатель, мощный заряд и очень компактное место для пилота-смертника. При этом оно было настолько узким, что даже по меркам небольших японцев, места катастрофически не хватало. С другой стороны, какая разница, когда смерть неизбежна.

Мидуэйская операция

Башня главного калибра линкора МУЦУ (Mutsu)

1. Японский кайтен в Camp Dealy, 1945. 2. Горящий корабль USS Mississinewa, после попадания кайтена в Ulithi Harbor, 20 ноября 1944 года. 3. Кайтены в сухом доке, Kure, 19 октября 1945 года. 4, 5. Потопленная американскими самолетами субмарина во время кампании Окинавы.

Прямо перед лицом камикадзе находится перископ, рядом ручка переключения скорости, которая по сути регулировала подачу кислорода в двигатель. В верхней части торпеды существовал другой рычаг, отвечающий за направление движения. Приборная панель была напичкана всевозможными устройствами - расход горючего и кислорода, манометр, часы, глубиномер и прочее. У ног пилота располагается клапан для впуска забортной воды в балластную цистерну для стабилизации веса торпеды. Управлять торпедой было не так уж и просто, к тому же обучение пилотов оставляло желать лучшего - школы появлялись стихийно, но так же стихийно и уничтожались американскими бомбардировщиками. Первоначально кайтен использовали для атак на пришвартованные в бухтах корабли противников. Подводная лодка-носитель с закрепленными снаружи кайтенами (от четырех до шесть штук) обнаруживала вражеские суда, выстраивала траекторию (буквально разворачивалась относительно места нахождения цели), и капитан подлодки отдавал последний приказ смертникам. По узкой трубе смертники проникали в кабину кайтена, задраивали люки и получали распоряжения по рации от капитана субмарины. Пилоты-камикадзе были абсолютно слепы, они не видели, куда направляются, ведь пользоваться перископом можно было не более трех секунд, поскольку это вело к риску обнаружения торпеды противником.

Сначала кайтены наводили ужас на американский флот, но затем несовершенная техника стала давать сбои. Множество смертников не доплывали до цели и задыхались от отсутствия кислорода, после чего торпеда просто тонула. Чуть позже японцы усовершенствовали торпеду, снабдив ее таймером, не оставляя никаких шансов ни камикадзе, ни врагу. Но в самом начале кайтен претендовал на гуманность. В торпеде была предусмотрена система катапультирования, однако она работала не самым эффективным образом, точнее не работала вообще.

На большой скорости ни один камикадзе не смог бы безопасно катапультироваться, поэтому от этого отказались в более поздних моделях. Очень частые рейды субмарины с кайтенами приводили к тому, что аппараты ржавели и выходили из строя, так как корпус торпеды был изготовлен из стали толщиной не более шести миллиметров. И если торпеда слишком глубоко погружалась на дно, то давление просто расплющивало тонкий корпус, и камикадзе умирал без должного героизма.

Более-менее успешно использовать кайтены удавалось только в самом начале. Так, по итогам морских баталий официальная пропаганда Японии заявляла о 32 потопленных американских судах, включая авианосцы, линейные корабли, грузовые суда и эскадренные миноносцы. Но эти цифры считаются слишком преувеличенными. Американский морской флот к концу войны существенно нарастил боевую мощь, и пилотам кайтенов было все сложнее поражать цели. Крупные боевые единицы в бухтах надежно охраняли, и подбираться к ним незаметно даже на глубине в шесть метров было очень непросто, атаковать разбросанные в открытом море корабли у кайтенов также не было возможности - долгих заплывов они просто не выдерживали.

Поражение при Мидуэе толкнуло японцев на отчаянные шаги в слепой мести американскому флоту. Торпеды-кайтены были кризисным решением, на которое императорская армия возлагала большие надежды, но они не оправдались. Кайтены должны были решить самую главную задачу - уничтожить суда противника, и не важно, какой ценой, однако чем дальше, тем менее эффективным виделось их использование в боевых действиях. Нелепая попытка иррационально использовать человеческий ресурс привела к полному провалу проекта. Война закончилась

Японская лодка Тип А младшего лейтенанта Сакамаки в момент отлива на рифе у берега Оаху, декабрь 1941 г.

Японские карликовые лодки Тип С на захваченном американцами острове Киска, Алеутские острова, сентябрь 1943 г.

Японский десантный корабль Тип 101 (S.B. №101 Type) в гавани Курэ после капитуляции Японии. 1945 год.

Повреждённые авиацией транспорт Yamazuki Маrи и карликовая подводная лодка Тип С брошены на берегу Гуадалканала

Сверхмалая лодка Koryu Тип D на верфи Yokosuka Naval Base, сентябрь 1945 г.

В 1961 г. американцы подняли лодку (Тип А), затонувшую в декабре 1941 г. в канале Пёрл-Харбора. Люки лодки открыты изнутри, ряд публикаций сообщает, что механик лодки Сасаки Наохару спасся и попал в плен

Поделиться: