Триумфальные арки древнего рима. Мемориальные и триумфальные сооружения древнего рима

Триумфальная арка Константина — одна из крупнейших и лучше всего сохранившихся времен Древнего Рима. В отличии от арок Септимия Севера и Тита ее можно бесплатно осмотреть, обойдя вокруг. Пройти через нее не удастся.

является одним из самых известных древнеримских сооружений, ярким образцом античной архитектуры, символом заката великой Римской империи.

Историческая справка

В отличие от других триумфальных арок, Константинова символизирует не победу над внешним врагом, а триумф на войне гражданской. В октябре 312 года Константин наголову разбил войско Марка Максенция у Мульвиева моста, показав себя отличным стратегом.

Существует предание, что перед этой важнейшей битвой Константину было знамение: во сне он увидел знак креста. Христианский символ он взял с собой в бой и одержал с ним победу. Позднее Константин, наречённый Великим, объявил христианство единой религией империи и перенёс столицу в Константинополь.

Арку строили три года и закончили в 315 году. Было возведено приземистое монументальное сооружение 21-метровой высоты, из трёх пролётов, с длиной фасадов около 26 м и шириной торцевых сторон 7,5 метров. На фронтальных сторонах арки выделялись восемь коринфских колонн из нумидийского мрамора. Над ними были установлены статуи даков, выполненные из мрамора другой породы – светлого, с фиолетовыми прожилками. Основная часть строения была выполнена из массивных беломраморных блоков.

Декор

Декор для арки строители взяли с ранее существовавших римских построек: у создателей столь грандиозного сооружения было мало времени на его скульптурное оформление. Три года для той эпохи считались очень коротким сроком. Историки предполагают и другое объяснение этому факту – символическое объединение Константина с великими правителями прошлого. На некоторых элементах декора арки угадываются изображения ранее правивших императоров – им придали сходство с императором Константином.

Аттик

Восемь статуй для аттика арки были взяты с . Восемь барельефов на аттике были перенесены с другой, ранее разрушенной арки времён Марка Аврелия. Позаимствован был и мраморный фриз – его разделили на четыре фрагмента и установили над малыми арками и внутри главного пролёта. На этих украшениях можно узнать военные сцены времён Траяна. Медальоны, установленные над боковыми арками, изображают сцены охоты императора Адриана.

Сегодня арка Константина считается самой знаменитой из древнеримских арок и наиболее сохранившейся. Она стоит на древней дороге Via Triumphalis, между и . Эта арка стала наглядным образцом для многих более поздних триумфальных сооружений, построенных в мире.

Посещение этой достопримечательности бесплатное.

Как добраться

Ближайшая остановка — метро Colosseo (линия В).
Можно доехать до Арки на автобусе:
51, 75, 85, 87, 118, №2 до остановки Colosseo;
75, 85, 87, 118, С3, №2, №10 — до Celio Vibenna.
На трамвае 3, 8 — до Piazza Del Colosseo.

Как я экономлю на отелях?

Все очень просто – ищите не только на букинге. Я предпочитаю поисковик RoomGuru . Он ищет скидки одновременно на Booking и на 70 других сайтах бронирования.

Древний город Рим полон историко-культурных достопримечательностей. Каждый архитектурный шедевр рассказывает о важных событиях многовековой истории столицы Италии. Одно из уникальных творений зодчества расцвета расположено недалеко от величественного Колизея.

Арки в честь победителей

Доблестных полководцев, вернувшихся с победой после долгой войны, всегда встречали самым торжественным образом. Древний Рим не был исключением. Издавна в честь триумфаторов возводились специальные каменные сооружения, в которых увековечивался их подвиг. Мужественные воины гордо заезжали в город через построенные арки, где их торжественно встречали с почестями местные жители.

Однако Константина, о которой пойдет речь в статье, не была достроена на момент победоносного возвращения императора. Это единственное сооружение в Риме, возведенное после победы в гражданской войне, ведь чаще всего такие строения создавались в честь триумфа над внешним врагом.

Император Константин и его заслуги

Дерзкий и честолюбивый Константин с детства желал стать императором, и ради этой цели он шел на все, убирая неугодных и мешающих ему со своего пути. Отец юноши - известный полководец - перед своей смертью передает сыну свои полномочия, а римские воины заранее провозглашают Константина своим императором.

В то время в Риме правил жестокий деспот Максенций, которого ненавидели городские жители. Мечтавший о троне доблестный воин, избравший своей религией христианство, отправляет свою армию на врага через Альпы. Зная, что силы Максенция намного превышают его армию, Константин долго молится, ожидая какой-либо небесный знак.

Знак свыше

В летописях есть упоминание о чуде, поразившем армии противника и удивившем самого Константина. После его просьб о помощи в предстоящем сражении в небесах появляется крест из солнечных лучей, и якобы в облаках становится видимой надпись «Сим побеждай». Будущий император растерялся, не зная, что ему делать, а ночью к нему приходит Христос во сне, призывая идти войной на язычников и восстановить христианство во всей огромной империи.

30-летний Константин, окрыленный знамениями, выступает в бой и побеждает многочисленную армию тирана. В 312 году голова Максенция была привезена в Рим, чтобы все жители смотрели на поверженного деспота, а сам Константин садится на долгожданный императорский трон.

Перенос столицы

Лишь 2 года спустя появляется посвященная победе Триумфальная арка Константина. Рим заплатил за столь долгое ожидание императора тем, что столица была перенесена в город Византий ставший христианским религиозным центром, а сам правитель был причислен к лику святых. Даже упоминание всех ратных подвигов на огромной арке не остановило молодого императора, не оценившего столь запоздалое внимание.

Самая крупная арка

Триумфальная арка Константина, возведенная на собранные сенатом и народом деньги, - самая «молодая» постройка подобного рода. Монументальное сооружение состоит из 3 пролетов, в самый крупный - центральный - и должен был торжественно въезжать победитель на украшенной колеснице. Гигантские размеры и толщина мраморной арки делают ее одной из самых крупных в мире. С двух сторон мощное сооружение окружают колонны, стены украшены изысканными барельефами, изображающими сцены побед доблестного императора.

Заимствование из других памятников

Известно, что для оформления арки использовались перенесенные с других зданий декоративные статуи и медальоны. Барельефы, посвященные победе Константина, на самом деле были сняты с исторического памятника, возведенного в честь победы другого славного полководца, - Марка Аврелия. Двухметровые медальоны, расположенные между колоннами, описывали события, связанные с другим императором, только голова древнеримского правителя Адриана была заменена на изображение неустрашимого победителя.

Такое заимствование элементов из других памятников истории объясняется тем, что Триумфальная арка императора Константина в Риме возводилась в очень сжатые сроки. Хотя многие не согласны с такой версией, считая необычную «эклектику» простым недостатком денежных средств. Исследователи, тщательно изучившие документы тех эпох, сходятся во мнении, что огромному сооружению требовались элементы, которые придали бы ему особый статус, и поэтому оформление арки выполнялось столь необычным образом. Как бы то ни было, монумент удивительной красоты поражает мощью и великолепием всех ныне живущих.

Щедро украшенный шедевр

Триумфальная арка Константина в Риме, архитектура которой была скопирована с подобного сооружения, посвященного возведена таким образом, что всем кажется, будто она опирается исключительно на могучие колонны. На их щедро украшенных рельефах изображаются сцены пленения диких варваров римскими солдатами. Над центральным пролетом арки возвышается скульптурное изображение богини победы - Виктории. Эти декоративные украшения относятся к эпохе правления победителя язычников.

С боковых сторон Триумфальная арка императора Константина украшена медальонами, на которых божества Луны и Солнца мчат на колесницах. Внутренние и внешние поверхности памятника, посвященного главному триумфу императора, заполнены скульптурными произведениями.

Погружение в древнюю историю

Триумфальная арка Константина обнесена высокой оградой, чтобы туристы со всего земного шара не растащили на сувениры древний шедевр мировой культуры. Надо сказать, что желтый мрамор сильно страдает от погодных условий и выхлопных газов.

Тысячи приезжих ежедневно рассматривают удивительные картины, погружаясь в древнюю историю с продолжительными войнами и яркими, знаменательными победами. Внушительное сооружение позволяет прикоснуться каждому к вечности, забыть о суетности бренного мира.

Рим считается колыбелью западной цивилизации. Город насыщен уникальными памятниками и строениями, характеризующие культуру и историю античной Римской империи. Сложный государственный переход от республики к империи, внутренние противостояния олигархических общин, бесконечные военные кампании, - все эти отзывы прошлого отражены в архитектурных шедеврах. Монументальные сооружения являются неотъемлемым продолжением политики Древнего Рима. Триумфальные арки строили в честь заслуг императоров. Барельефы и колонны строений олицетворяли победы и военную мощь державы.

Приятный бонус только для наших читателей - купон на скидку при оплате туров на сайте до 31 марта:

  • AF500guruturizma - промокод на 500 рублей для туров от 40 000 руб
  • AFT1500guruturizma - промокод для туров в Таиланд от 80 000 руб

До 31 мая tours.guruturizma.ru предлагает промокоды на туры в экзотические страны - Доминикана, Мексика, Ямайка, Индонезия, Куба, Маврикий, Мальдивы, Сейшелы, Танзания, Бахрейн. Количество туристов в туре – от 2-х взрослых.

  • Промокод на 1 000 ₽ «LT-EXOT-1000» для туров от 7 ночей
  • Промокод на 1 500 ₽ «LT-EXOT-1500» для туров от 8 до 12 ночей
  • Промокод на 2 000 ₽ «LT-EXOT-2000» для туров от 13 ночей

В III веке Римская империя была истерзана нашествиями древнегерманских племён. Не добавляло стабильности в этом противостоянии внутренняя политическая смута, сложившаяся на то время. Государство состояло из нескольких провинций, в которых правили наместники со своим войском. Каждый из них норовил стать императором. В такой сложной обстановке появился лидер, сумевший сплотить страну. Это был Константин, впоследствии ставший Великим.

Константин получил превосходное военное образование. Его отец Констанций Хлор возглавлял Западную Римскую империю. Перед юношей открывались перспективы в достижении высокой цели. Молодой полководец успешно сражался против варваров на берегах Рейна. Константин зарекомендовал себя, как отважный и одарённый стратег, что способствовало приобретению авторитета среди военных. После смерти отца, армия провозгласила Константина претендентом на имперский трон. Для обретения полной власти необходимо было одержать победу над внутренним врагом.

В 306 году Римом правил узурпатор Максенций, являющийся воинствующим язычником. Любое своё решение он принимал, руководствуясь гаданиями жрецов на овечьих внутренностях. Константин, заручившись поддержкой других соправителей провинций Рима, объявляет тирана Максенция вне закона и готовит военный поход на столицу. Полководец со своей армией подходит к реке Тибр, которая считалась единственной преградой на дороге в Рим.

Там его встречает Максенций с войском, в разы превосходящее по численности армию Константина. В 312 году на берегу реки началась ожесточенная битва, в ходе которой Максенций был разбит. При постыдном бегстве узурпатор утонул в водах Тибра. Константин становится единоличным властителем Западной Римской империи.

В 315 году по решению Римского сената устанавливают триумфальную арку, символизирующую победу Константина над тираном. Архитектурное сооружение было построено и украшено фрагментами, снятыми с других античных памятников города. В этом был заключён особый политический замысел Константина. Идея собрания разновременных элементов декора в единый ансамбль заключалась в консолидации общества после гражданской войны. Были взяты барельефы и панно, изображающие события и подвиги предыдущих правителей Рима.

Стоит выделить один важный аспект, связанный с духовными ценностями императора Константина. На триумфальной арке отсутствуют символы христианства. Напротив, барельефы арки описывают сцены проведения языческих обрядов жертвоприношений. Имеются доказательства того, что во время кульминационной битвы против Максенция на щитах солдат армии Константина были изображены монограммы креста Иисуса.

Будущий император верил, что с христианским знаменем ему будет сопутствовать удача. Во время возведения арки Константин повёл себя как осторожный дипломат. Чтобы не допустить раскол в обществе, он решил объединить его позднее единым религиозным течением - христианством.

Описание

Триумфальная арка имеет три пролёта. Основная часть монумента воздвигнута из мраморных блоков. Высота сооружение составляет более 20 метров, а ширина - 25 метров. Архитектурное строение обрамляют восемь мраморных колонн, по четыре с каждой стороны. Также здесь установлены скульптурные композиции. Основания пилястр декорированы изображениями римских солдат, пленных варваров и богини победы Виктории.

Второй ярус арки представлен восемью крупными тондо, обрамлёнными красным камнем (порфиром). Изображения представляют разные эпизоды из жизни императора Адриана. Каждый медальон в отдельности — это сцены охоты и жертвоприношения богам. Рельефные композиции отображают выезд императора на охоту со своей свитой. Один из его сподвижников держит лошадь под уздцы, другой ведёт на поводке собаку. Участники облавы сражаются с медведем, кабаном и львом.

На других медальонах можно увидеть охотников, приносящих дары лесному богу Сильвану, а также Аполлону, Геркулесу и Диане. Тондо не имеют отношений к военным победам, однако их размещение на арке символизирует успехи императора во всех сферах его деятельности.

Вдоль всей средней части арки виден скульптурный фриз, характеризующий военные подвиги Константина. Данная композиция выполнена довольно примитивно в отличие от других барельефов. Отсутствуют чёткость и пропорциональность линий скульптур. В этих сценах больше идейности, чем художественной точности. Полководец со своим войском выступает в поход, осаждает города, победно сражается с Максенцием и затем входит в Рим. С другой стороны арки изображён император, раздающий деньги народу.

Оформление аттика

Верхний уровень арки считается истинным шедевром древнеримского искусства. Привлекают внимание отдельно стоящие статуи наверху колонн. Это фигуры врагов, покорённые императором Траяном. Скульптуры облачены в длинные штаны, плащи и остроконечные шапки, что свидетельствует об образах варваров. Ведь римляне носили исключительно тоги. Представители древних племён показаны в побеждённых позах: головы опущены, руки сложены вместе. Между статуями установлены барельефы, отражающие атаку римской конницы и натиск легиона на варваров.

Аттик северной части арки представлен несколькими сценами, описывающими политическую обстановку в Римском государстве при императоре Аврелии. Скульптуры изображают военные действия против сарматов в 169 году. Фигуры исполнены со скрупулёзной точностью мелких деталей. Император облачён в разных одеяниях: короткой тунике, мантии либо в походном плаще. Солдаты изображены в доспехах, шлемах со щитами и оружием. Барельеф описывают сцену обращения правителя к армии с вдохновляющей речью.

Впечатляет композиция, повествующая о допросе пленного германского вождя. Рядом расположены информативные скульптуры, демонстрирующие триумфальное возвращение Марка Аврелия в Рим после военного похода, раздачу им денег народу и проведение обряда очищения путём жертвоприношения. Центральная часть аттика украшена надписью, которая выражает благодарность Константину за освобождение Рима от тирании и гнёта.

Введение

архитектура арка триумфальный

Прежде чем говорить об арках Древнего Рима, Франции и России стоит сказать о том, что собой представляет триумфальная арка.

Триумфальная арка - архитектурный памятник, представляющий собой большую торжественно оформленную арку. Триумфальные арки устраиваются при входе в города, в конце улиц, на мостах, на больших дорогах в честь победителей или в память важных событий.

Существует несколько видов триумфальных арок. Они могут быть временными (чаще всего деревянными) или постоянными (из камня, кирпича, бетона). Имеют один, три или пять пролётов, перекрытые полуцилиндрическими сводами, завершаются антаблементом и аттиком, украшаются статуями, рельефами (барельефами и горельефами) и памятными надписями.

Триумфальные арки возникли в Древнем Риме, где предназначались для церемонии торжественного въезда победителя. Из сохранившихся римских триумфальных арок наиболее известны арка Тита (81 г.), арка Септимия Севера (205 г.; обе в Риме) и арка Траяна (то же, что «Золотые ворота»; Беневент, 114-117 гг.); из более поздних самая известная - арка Константина (Рим, 315 г.). Изображения триумфальных арок сохранились на многих медалях, отчеканенных в честь побед Августа, Нерона и других.

Об этих и других арках стоит узнать поподробнее.

Триумфальные арки Древнего Рима

В качестве дани почтения для своих героев в Риме возводили триумфальные арки. Победитель, выигравший битву, прославлял свои героические поступки, въезжая в Рим через священные ворота. Начало строительства арок в Риме относится ко II веку до н.э., но во времена Римской Империи количество возводимых арок резко возросло. Это связано с тем, что теперь арки прославляли не только победителей войн, но и семьи Императоров.

Арка Тита

Триумфальная арка Тита - однопролётная арка, расположенная на древней Священной дороге (Via Sacra) к юго-востоку от Римского форума. Построена Домицианом вскоре после смерти Тита в 81 году н.э. в память о взятии Иерусалима в 70 году н.э. Послужила моделью для многих триумфальных арок Нового времени.

Существовала также другая, трёхпролётная арка Тита, воздвигнутая Сенатом в 81 году н.э. в восточной оконечности ипподрома Циркус Максимус.

Высота монумента составляет 15,4 м, ширина 13,5 м, глубина пролёта 4,75 м, ширина пролёта - 5,33 м. Выстроен из пентельского мрамора, добываемого в Аттике.

Полуколонны, которыми декорирована арка, являются первым известным примером композитного ордера. В углах возле пролёта арки высечены четыре крылатых Виктории. Внутри пролёта находятся два барельефа: шествие с трофеями, захваченными в Иерусалиме (особенно выделяется менора), и император Тит, управляющий квадригой. Статуя Тита на квадриге также находилась на вершине арки, однако до наших дней не сохранилась. На софите находится барельеф с изображением апофеоза (обретения божественной сущности) императора. Посвятительная надпись на аттике гласит:

SENATUS POPVLUSQVE ROMANUS DIVO TITO DIVI VESPASIANI F(ILIO) VESPASIANO AVGUSTO

«Сенат и люди Рима (посвящают или воздвигли эту арку) божественному Титу Веспасиану Августу, сыну божественного Веспасиана»

В Средние века арка Тита была включена в крепостную постройку, позже её часть оказалась уничтоженной. В 1821 при папе Пие VII Джузеппе Валадье провёл реставрацию монумента. Чтобы отметить воссозданные им элементы, Валадье выполнил их из травертина, а не мрамора, а также упростил их форму. На другой стороне от древнего посвящения Пий VII начертал новое:

INSIGNE RELIGIONIS ATQVE ARTIS MONVMENTUM VETUSTATE FATISCENS PIUS SEPTIMUS PONTIFEX MAX(IMUS) NOVIS OPERIBUS PRISCUM EXEMPLAR IMITANTIBUS FULCIRI SERVARIQVE IVSSIT ANNO SACRI PRINCIPATUS EIUS XXIIII

«Этот монумент, замечательный с позиций как веры, так и искусства, обветшал со временем. Пий VII, великий понтифик, новыми работами по древним образцам приказал укрепить и сохранить его. В год Священного правления 24-й».

Арка Константина

Триумфальная арка Константина - трёхпролётная арка, расположенная в Риме между Колизеем и Палатином на древней Via Triumphalis. Построена в 315 году и посвящена победе Константина над Максенцием в битве у Мильвийского моста 28 октября 312 года. Является позднейшей из сохранившихся римских триумфальных арок, использует элементы декора, снятые с более древних монументов. Кроме того, это единственная в Риме арка, построенная в честь победы не над внешним врагом, а в гражданской войне.

Арка имеет высоту 21 м, ширину 25,7 м и глубину 7,4 м. Центральный пролёт 11,5 м высотой и 6,5 шириной, боковые: по 7,4 м и 3,4 м. Основная часть монумента выполнена из мраморных блоков, аттик кирпичный, облицованный мрамором.

Предложено три объяснения, почему для декорирования арки использовались снятые с других сооружений элементы:

1. Искусство Римской империи IV века н.э. находилось в состоянии упадка, навыки, необходимые для создания триумфальной арки, достойно смотревшейся бы в одном ряду со старыми, были утрачены. Эта версия была наиболее популярной некоторое время назад, однако сейчас происходит признание своеобразия искусства поздней Античности и его высокой ценности, в связи с чем данная точка зрения теряет позиции.

2. Создатели монумента были поставлены в узкие временные рамки: начало работ относится не ранее чем к концу 312 года, а завершение - к лету 315.

3. Использование элементов декора времён Траяна, Адриана и Марка Аврелия имело символическое значение: таким образом Константин вводился в круг «хороших императоров».

На аттике попарно расположены 8 барельефов, снятые с неизвестного памятника эпохи Марка Аврелия (161-180), вероятно триумфального монумента в честь войны с сарматами (169-175). По северной стороне слева направо изображаются: возвращение императора в Рим из военного похода, император покидает город и приветствуется персонифицированной Via Flaminia, император раздаёт деньги народу, император допрашивает пленного германца. По южной стороне (также слева направо): перед императором предстаёт германский вождь, другие пленники, император обращается к войскам, император приносит в жертву богам свинью, овцу и быка. На барельефе с раздачей денег народу остались следы удалённой фигуры сына Марка Аврелия Коммода.

На вершине каждой колонны находятся фигуры даков, взятые, вероятно с форума Траяна. Оттуда же, либо из казарм императорской конной гвардии, происходят барельефы с боковых стен аттика арки и из центрального пролёта, изображающие празднование победы над даками.

8 коринфских колонн (по 4 с каждой стороны) выполнены из нумидийского желтого мрамора. Основания колонн украшают рельефы с изображением Виктории (лицевая сторона), римских солдат и пленных варваров (боковые стороны), Виктория изображена также в пазухах свода главного пролёта. Все эти рельефы относятся ко времени Константина.

Над боковыми арками расположены пары медальонов 2-метрового диаметра эпохи Адриана. По северной стороне слева направо на них изображаются: охота на вепря, принесение жертвы Аполлону, охота на льва, принесение жертвы Геркулесу, по южной (также слева направо): выезд на охоту, принесение жертвы Сильване, охота на медведя, принесение жертвы Диане. Головы Адриана заменены в сценах охоты на северной стороне на Константина, в сценах жертвоприношений: на Лициния и Констанция Хлора; на южной стороне наоборот. С боковых сторон арки на аналогичных медальонах уже времени Константина изображены божества Солнца (с восточной стороны) и Луны (с западной) на колесницах.

При Константине также был создан рельефный фриз, иллюстрирующий поход Константина против Максенция. Повествование начинается с восточной стороны отбытием из Милана, продолжается на южной сценами из военной кампании. На западной стороне помещён въезд Константина в Рим, на северной - выступления перед народом и раздачи денег.

Арка Севера

Триумфальная арка Септимия Севера - трёхпролётная арка, расположенная в северной части Римского Форума между Курией и Рострой на древней Священной дороге (Via Sacra). Построена в 205 году н.э. в честь побед императора Септимия Севера и его сыновей Каракаллы и Геты над Парфией в двух военных кампаниях 195-203.

Высота арки составляет 20,9 м, ширина 23,3 м, глубина - 11,2 м. Она построена из кирпича и травертина, облицована мраморными плитами. Высота аттика - 5,6 м, в нём расположено 4 комнаты, в которые ведёт лестница. Центральный пролёт арки имеет высоту 12 м и ширину 7 м, боковые - высоту 7,8 м и ширину 3 м; перед ними со стороны Форума находятся несколько ступеней. Все три пролёта соединены проходами, данный приём применён во многих триумфальных арках Нового времени.

В древности на арке находилась квадрига со статуями Септимия Севера, Каракаллы и Геты. Именно в таком виде она изображалась на римских монетах. До наших дней квадрига не сохранилась.

Крупнейшими элементами декора арки являются 4 рельефа (размером 3,92 на 4,72 м) с изображением эпизодов войны с Парфией. Повествование начинается с левого рельефа со стороны Форума, где находятся подготовка к войне, битва с парфянами, обращение императора к легионерам, сражение с вражеским войском, возглавляемым царём. На правом рельефе изображён штурм Эдессы, обращение императора к войскам, капитуляция царя Осроены Абгара, римский военный совет. Со стороны Капитолия слева показана осада Селевкии и бегство парфян, а также торжественное вступление императора во взятый город. Справа - штурм Ктесифона, и выступление императора перед войсками у стен захваченной вражеской столицы.

В пазухах свода центрального пролёта арки находятся рельефы Викторий, летящих над гениями времён года. Боковые пролёты украшены олицетворениями рек. В основаниях колонн композитного ордера помещены рельефные изображения римских солдат и пленных парфян.

Триумфальная Арка Тита - древнейшая арка в Риме, находится недалеко от Колизея, на возвышенности в восточной части Римского Форума. Возведена в честь Римского Императора, Тита Флавия Веспасиана.

Darren Flinders / flickr.com Арка Тита и Колизей в Риме (David Merrett / flickr.com) Надпись на Арке Тита: «Сенат и римский народ божественному Титу, сыну божественного Веспасиана, Веспасиану Августу» (George Rex / flickr.com) Matt Chan / flickr.com Corey Harmon / flickr.com daryl_mitchell / flickr.com Abir Anwar / flickr.com Барельеф внутри пролета Арки Тита (Institute for the Study of the Ancient World / flickr.com) Барельеф: рабы и семиствольная золотая менора (Andy Hay / flickr.com) Takver / flickr.com

Рим это город, история которого берет свое начало задолго до наступления нашей эры. Город, ставший оплотом процветающей когда-то Римской Империи, о чем сегодня молчаливо повествуют оставшиеся в исторической части города памятные знаки и сооружения.

Это город, который видел многое: и триумфальное шествие римских легионеров принесших на своих плечах победу и трофеи, и вражеские налеты, после которых оставались только кровь, разруха и слезы. Однако слезы давно высохли, кровь смыло дождями, а на месте разрушенных построек выросли новые, и жизнь города заиграла новыми красками.

Одним из старинных памятников римской истории, время постройки которого датируется 81 годом нашей эры, является Триумфальная арка Тита.

Римская Империя всегда славилась завоеваниями новых территорий и привлечением новых стран в свое подчинение. Поэтому торжественное или триумфальное вхождение в город полководцев победителей с армией и трофеями было праздником для всех. Заканчивалось подобное шествие вынесением благодарности богам, подарившим им эту победу.

Арка Тита и Колизей в Риме (David Merrett / flickr.com)

Как символ торжественного возвращения победоносной армии в лоно родной земли при въезде в город сооружались триумфальные арки. И если сначала они были временными, и изготавливались из дерева, то со временем превращались в величественные сооружения с несколькими пролетами, построенные из камня и бетона. Их украшали статуями, барельефами и памятными надписями.

Поначалу с триумфом в Рим мог войти любой полководец, одержавший победу в бою. Но со временем эта церемония стала расцениваться, как высшая награда и разрешалась не всем. Этой чести удостаивались только те полководцы, которые владели наивысшей властью и никому не были подвластны.

Триумф Римского Императора Тита Флавия Веспасиана

В 70 году нашей эры будущий Римский Император (79–81 гг. правления) Тит Флавий Веспасиан, сын Императора Тито Флавия Веспасиана (69–79 гг. правления), запомнился римлянам и всему миру как Тит, который взял осадой Иерусалим во время Иудейской войны и вошел в Рим как победитель и покоритель Иерусалима.

Надпись на Арке Тита: «Сенат и римский народ божественному Титу, сыну божественного Веспасиана, Веспасиану Августу» (George Rex / flickr.com)

Победа была значимой, ведь в плен были взяты не только часть израильтян, давших впоследствии начало израильской общине в Риме, но и их вожди — Иоанн и Симон. И, несмотря на то что Тит после победы вошел в Рим с триумфом, Триумфальная арка Тита была воздвигнута уже после его смерти и приблизительно после 81 года.

Об этом свидетельствует, сохранившаяся надпись на ней в переводе означающая: «Сенат и римский народ божественному Титу, сыну божественного Веспасиана, Веспасиану Августу».

После смерти римляне вознесли Тита в божественный ранг, а на одном из кессонов арки, расположенном в центре свода, запечатлено его вознесение к богам. И совершает он это, сидя на орле. Это изображение дало повод историкам предположить, что в сводах арки хранится прах Тито, однако более тщательные исследования не подтвердили этой теории.

Краткое описание Арки Тита

Все основные барельефы Арки Тита, в основу которых вложен рассказ о триумфальном вхождении Тита в Рим после победы, находятся внутри пролета.

Барельеф Арки Тита, Рим (Takver / flickr.com)

С северной стороны слева направо «движется» квадрига с четырьмя лошадьми, которых за узды держит Богиня Рома. Над колесницей возвышается величественная фигура полководца. За ним расположены фигуры представителей сената и народа.

Скорее всего, это уже кульминация церемонии, в то время как ее начало зафиксировано на барельефе с южной стороны.

Здесь повествуется о том, как плененные иудеи несут носилки на которых выложены трофеи и шесты с табличками, о надписях на которых можно только догадываться.

Барельеф: рабы и семиствольная золотая менора (Andy Hay / flickr.com)

На барельефе очень четко видно семиствольную золотую менору (семиствольный подсвечник) - один из древнейших символов иудаизма и основной атрибут храма Соломона. Что в очередной раз подчеркивает, что Тит покорил Иерусалим. По мнению специалистов, это самое древнее изображение миноры.

Арка Тита была частью укрепления Франджипане, но со временем укрепление было разрушено, что частично отразилось на ее внешнем виде. Благие намерения папы Пие VII отреставрировать ее были реализованы. О чем свидетельствует еще одна надпись, но уже с другой стороны арки.

Триумфальная Арка Тита так же была отреставрирована в 1821 году.

Поделиться: