Сообщение на тему день святой троицы. Что важно знать о празднике Святой Троицы

Хранит память о многих великих событиях. Для того чтобы проще в них было ориентироваться и не пропустить важный день, многие верующие используют православный календарь. Впрочем, главных праздников всего несколько, и один из них - это Праздник Много ли мы о нем знаем? Если спросить у первого попавшегося человека о том, в честь чего в христианском мире отмечается праздник Троица, он, скорее всего, скажет, что этот день божественной сущности: Бога-отца, Бога-сына и Бога-Святого духа. Хоть это и верно, но вместе с тем это далеко еще не все, что нужно знать об этом великом дне.

Как возник праздник Троица

Согласно Святому Писанию, на пятидесятый день после того как Христос воскрес, случилось настоящее чудо. В девять часов утра, когда люди собирались в храм для молитвы и жертвоприношения, над Сионской горницей возник шум, словно от бурного ветра. Этот шум стало слышно в каждом уголке дома, в котором находились апостолы, и вдруг над их головами появились огненные языки, которые медленно опустились на каждого из них. У этого пламени было необычайное свойство: оно светило, но не жгло. Но еще более удивительными оказались те духовные свойства, которые наполнили сердца апостолов. Каждый из них ощутил огромный прилив энергии, воодушевление, радость, умиротворение и горячую любовь к Богу. Апостолы стали славословить Господа, и тут оказалось, что они говорят не на родном еврейском, а на других, непонятных им языках. Так совершилось древнее пророчество, предсказанное еще (Евангелие от Матфея, 3:11). В этот день родилась Церковь, а в честь этого и появился праздник Троица. Кстати, не всем известно, что у этого события есть еще одно название - Пятидесятница, означающее, что оно отмечается через пятьдесят дней после наступления Пасхи.

Какое значение имеет праздник Троица

Некоторые люди считают это событие всего лишь фантазией авторов Библии. Поскольку чаще всего это неверие объясняется незнанием Святого Писания, расскажем, что произошло дальше. Видя, что творится с апостолами, вокруг них стал собираться народ. И даже тогда находились скептики, которые смеялись и объясняли все происходящее воздействием вина. Прочие же люди недоумевали, и, видя это, вышел вперед и объяснил собравшимся, что сошествие Святого Духа - это исполнение древних пророчеств, в том числе предсказания 2:28-32), которое направлено на спасение людей. Эта первая проповедь была очень краткой и вместе с тем простой, но так как сердце Петра было наполнено Божественной благодатью, многие в тот день решили покаяться, и к вечеру число крестившихся и принявших христианскую веру выросло из 120 до 3000 человек.

Недаром эту дату православная Церковь считает Днем своего рождения. После этого события апостолы стали проповедовать Слово Божие по всему миру, и у каждого появилась возможность обрести свой истинный путь и найти правильные ориентиры в жизни. Зная все детали этого грандиозного события, сложно оставаться скептиком и неверующим. Осталось добавить, что праздник Троица в 2013 году отмечался 23 июня, а в следующем, 2014 году, это событие будет праздноваться 8 июня. Тем временем Пасха будущего года выпадает на 20 апреля.

На 50-й день после Пасхи православные верующие отмечают День Святой Троицы, или Пятидесятницу. Это один из 12 главных христианских праздников. Рассказываем об истории Троицы, значении и традициях этого дня.

Дата праздника

День Святой Троицы отмечается на 50-й день после праздника Христова Воскресения. Поэтому Пятидесятница — второе название этого дня. Поскольку дата Пасхи плавающая, то и Троица выпадает на разные даты. В 2018 году День Святой Троицы приходится на 27 мая.

Смысл и история

Праздник отмечается верующими с 381 года. Именно тогда на втором вселенском Константинопольском церковном соборе было утверждено учение о трех ипостасях Бога: Отце, Сыне и Святом Духе. В этот же день была также явлена полнота Святой Троицы.

Согласно Новому Завету, перед в Царствие Небесное Иисус Христос обещал своим ученикам, апостолам, что в утешение пришлет им от своего Отца — Святого Духа. После Вознесения Христа апостолы ежедневно собирались в Сионской горнице в Иерусалиме для молитв и чтения Святого Писания. На десятый день после Вознесения Христа (50-й после Воскресения), находясь в горнице, в третий час дня апостолы услышали шум. Появились огненные языки, которые почили на каждом из них. Так, ученики Иисуса исполнились Святого Духа и стали говорить на разных языках, обращаясь с проповедью к представителям разных народов.

День сошествия Святого Духа считается днем создания христианской церкви, которая усилиями апостолов начала распространяться по всему миру.

Кто празднует

С XIV века у католиков праздник Троицы не совпадает с Пятидесятницей — днем сошествия на апостолов Святого Духа. В Католической церкви он празднуется на неделю позже и связан с прославлением Святой Троицы. Однако в этому году католическая Троица совпадает с православной и будет отмечаться 27 мая.

Традиции празднования у православных

Накануне Дня Святой Троицы в церквях совершается всенощное бдение. В сам праздник Троицы в православных храмах совершается одна из самых торжественных и красивых служб в году. После литургии служится великая вечерня, прославляющая сошествие Святого Духа, и читаются три молитвы с коленопреклонением священнослужителей и прихожан. Так завершается послепасхальный период, во время которого в храмах не совершается коленопреклонений и земных поклонов.

На Троицу есть обычай украшать храмы ветвями и травой, которые символизируют обновления людей благодаря Святому Духу. Священники надевают зеленые одежды. Зеленый символизирует животворящую и обновляющую силу Святого Духа.

На следующий день после Троицы отмечается Духов день, который посвящен прославлению Святого Духа.

Троица и народные обряды

До принятия христианства в славянском календаре в конце мая отмечался Семик, или Зеленые святки, — переход от весны к лету. Праздник Троицы перенял многие обряды этого праздника. Основными составляющими были ритуалы, связанные с культом растительности, девичьи гулянья, поминание умерших. На троицкой (семицкой) неделе девочки 7-12 лет ломали березовые ветки и украшали ими дом снаружи и внутри, дети наряжали березу, водили вокруг нее хороводы, пели песни, устраивали праздничную трапезу.

В субботу накануне Дня Святой Троицы было принято вспоминать усопших. Этот день называется "задушной субботой", или родительским днем.

Праздник Троицы: традиции, икона, освящение

В статье мы расскажем о празднике и иконе праздника Святой Троицы, покажем открытки праздника Троицы. Читайте о традициях и приметах Троицына дня, что взять в церковь и освятить на Троицу

Праздник Троицы

Пресвятая Троица - Бог Отец, Бог Сын (Иисус Христос) и Бог Дух Святой - это Единый и Единственный Бог, Которому поклоняются христиане всего мира. Догмат о Его Единстве в Трех Лицах - важнейший для христиан, вне зависимости от конфессии.


Наиболее полно и ясно выражает его икона Святой Троицы в виде трех ангелов. Только в Православной Церкви существует этот образ: у католиков и протестантов этот сюжет называется «Гостеприимство Авраама» и является лишь иллюстрацией к эпизоду из Ветхого Завета.
В статье мы расскажем о празднике и иконе праздника Святой Троицы.



Праздник Пятидесятницы и Святой Троицы

На 50-й день после Пасхи, в воскресенье празднуется Пятидесятница – День Святой Троицы. Исторически в этот день Святой Дух снизошел на апостолов и Богоматерь, собравшимися в пятидесятый день после Воскресения Христова. Богословски смысл праздника - явление силы Святой Троицы.


Пятидесятница - Сошествие Святого Духа на апостолов (на отдельной иконе именно события Пятидесятницы на облаках над апостолами изображаются сидящие Иисус Христос и Бог Саваоф). Вместе с Богоматерью апостолы пребывали в пятидесятый день после Воскресения Христа в Сионской горнице - месте Тайной Вечери, совершая трапезу в память о Господе. После Сошествия на них Святого Духа, апостолы просветились Божественным знанием. В них говорил Сам Бог, они мгновенно заговорили на всех языках мира: Господь подал им этот дар для проповеди Евангелия по всему свету. Все ученики Христа вместе с Богоматерью по жребию получили направления и места, где должны были обращать людей в христианство, крестя их.



Двунадесятый праздник Святой Троицы

Известно, что в Православной Церкви ежедневно совершается память святого или праздник в честь важного для учения Христова исторического события. Каждый церковный праздник имеет особый назидательный, воспитательный смысл. Праздники Церкви сохраняют истинное назначение праздников - это обновление жизни, напоминание об особых событиях, а не просто пьяное веселье, разнузданные потехи.


В годовом церковном круге есть двенадцать праздников, называемых «двунадесятыми» (по-церковнославянски двенадцатеричными). Это дни, посвященные важнейшим событиям земной жизни Христа и Пресвятой Богородицы, а также важнейшим историческим событиям Церкви.


Традиции их празднования складывались веками, и сегодня они празднуются во всем мире, причем, благодаря своей распространенности, охватывают даже жизнь не религиозных людей. Это церковная проповедь, слава имени Христа, которая идет и за церковной оградой.


В каждой православной стране эти праздники отражают традиции, национальный менталитет и исторически сложившуюся культуру. Так, в России и Греции в разные праздники приносятся на благословение земные плоды. Элементы славянской обрядовости сохранились, например, в традициях колядования на праздник Рождества на Украине, в России и Беларуси.


Благодаря терпимости и любви Православной Церкви множество древних добрых традиций дошло до наших дней. Эти дни - словно духовные светлые вехи года. Вспоминая то или иное событие, вознося хвалу Господу и Богородице, мы радуемся любви Божией к людям и вновь смотрим на себя со стороны, стараясь быть достойными этой любви. Верующие стараются исповедаться и причаститься в двунадесятые праздники.
Отметим, что к двунадесятым праздникам не относится Светлая Пасха Господня. Это «праздников праздник и торжество из торжеств». По сравнениям церковных писаний, двунадесятые дни – словно звезды, Рождество Христово из них можно сравнить с луной, а Святая Пасха – Солнце, без него (без Воскресения Христова) и жизнь невозможна, и звезды меркнут.



Значение иконы праздника Троицы

По сути, изображения Троицы как такового существовать не может: по слову Библии, «Бога не видел никто никогда». Он непостижим и велик более всех существ. Бог Отец являлся пророкам и праотцам Ветхого Завета в огне и громе; Дух Святой представал как Свет или Голубь; Господь же Иисус Христос вочеловечился, приняв плоть и вид человека, человеческую волю и психику. Однако втроем ипостаси Святой Троицы (нельзя говорить «Боги») являлись несколько раз в истории человечества - эти дни сейчас празднуются как Крещение Господне, Преображение и Пятидесятница (один день с праздником Святой Троицы), поэтому существует ряд икон, которые являются изображениями Святой Троицы.


Все эти события празднуются Церковью как великие двунадесятые праздники (входят в двенадцать главных праздников года). Каждый из них ознаменован явлением ипостасей и силы Святой Троицы.


Существует также два вида икон праздника Троицы, которые не одобряются Церковью как слишком явно изображающие Бога Саваофа:


    Отечество - изображение Бога Отца как Старца, держащего на коленях Младенца Христа.


    Новозаветная Троица - изображение седовласого Бога-Отца в виде старца, Христа в Его обычном виде и Духа Святого в виде голубя. Это может быть отдельная икона или изображение, включено в композицию Страшного Суда.


    Образ Святой Троицы в виде трех ангелов, также называемый «Гостеприимство Авраама» - главный образ трех Божественных ипостасей. Изначально это иллюстрация ветхозаветного сюжета: в главе 18 книги Бытия рассказано, что праведный праотец Авраам принял в своем доме (шатре) Самого Бога в виде трех ангелов-странников.


    Однако только святой Андрей Рублев, инок Троице-Сергиевой лавры, живший в XV веке, смог выразить красками богословский догмат, заключенный в этом ветхозаветном сюжете. Он убрал фигуры святых Сарры и Авраама, присутствовавшие на этом образе ранее, а также изобилие пищи со стола. Этот образ прославил и самого мастера, и Троице-Сергиеву лавру, и саму древнерусскую иконопись, став поистине мировым шедевром.



Рублевская икона Троицы


  • Композиция образа - круговая, сферическая. Фигуры трех ангелов в живописном ритме склоняются одна к другой. Позади виден дома Авраама, Мамврийский дуб (дерево в Палестине, под которым пребывали Три Лика Троицы, сохранившееся доныне) и гора.

  • Ангелы сидят за столом, на котором стоит только Чаша. Это не застолье, но сокровенная трапеза: это безмолвное общение, предмет которого - человеческое спасение, Жертва Бога Сына за грехи людские. Именно образ Чаши как Жертвы - в центре иконы.

  • За внешним видом каждого Ангела - конкретная Божественная ипостась, причем исследователи по сей день спорят о том, кто есть кто:

  • По центру находится Бог Сын, Христос. Он изображен иконописцем в традиционных для Христа одеждах - вишневом хитоне с золотой полосой и темно-синем гиматии. Также Он склоняет голову перед Богом Отцом.

  • Бог Отец, Саваоф изображен как сидящий слева в золотых одеждах Ангел. Он благословляет Сына на Жертву.

  • Правый ангел, в зеленой накидке, - Святой Дух. Он склоняет голову, безмолвно участвуя в беседе.

Икону эту называют еще «Предвечный Совет», а также просто: «Рублевская Троица». Важными являются ее детали:


  • В круге явлено единство и равенство трех ипостасей Божиих, однако показана разница и индивидуальность Каждого Лица. Чаша в центре, на столе напоминает о Таинстве Евхаристии, главном в Православии.

  • Каждый из ангелов также держит посох, словно символ вечного странничества и власти.

  • Дерево напоминает и о Мамврийском дубе, и о райском древе познания добра и зла, из-за которого и вошел в историю человечества грех.

  • Дом - символ также Церкви, Дома Божьего.

  • Гора - напоминание о Голгофе, ожидающей Иисуса Христа, месте искупления грехов всего человечества.

Икона Святой Троицы - чудотворный образ, через молитвы перед которым Господь подавал помощь всей нашей стране.


Так, перед военным походом на Казанское царство царь Иоанн Грозный посетил Троице-Сергиеву Лавру, где по его просьбе было совершено молебном пение перед иконой Святой Троицы. Царь просил о защите воинства и благословении на взятие Казани. Действительно, царство пало, было положено начало русской власти, а вместе с ней и просвещению светом Христовой веры в Нижнем Поволжье. После благополучного возвращения царь в благодарность принес многие пожертвования в Лавру.


    Подаренная или приобретенная икона ставится в вашем домашнем иконостасе. Его устраивают обычно в «красном углу» - напротив двери, у окна или в любом чистом и светлом месте. Лучше сориентироваться на восток - именно туда по традиции обращены алтари всех православных церквей.


    На особой полке для икон, которую можно купить в лавках при церквях, в центре ставят образ Святой Троицы, можно рядом разместить особую икону Господа Иисуса Христа, Пресвятой Богородицы, а также почитаемого святого, например, святителя Николая Чудотворца.


    Также можно повесить икону над кроватью вашей или ваших детей, чтобы Божья благодать оберегала вас зримо и во время сна.



Помощь Святой Троицы

Перед образом Святой Троицы молятся Богу о всех нуждах и, конечно, исповедуют свои грехи, молитвенно готовятся к Исповеди и Причастию. Церковь благословляет ежедневно читать утренние и вечерние молитвы, которые есть в каждом молитвослове, с обращениями и покаянием перед Господом. Любые молитвы можно читать и в храме, и перед домашним иконостасом.


Молитесь Господу Вседержителю в любой момент жизни:


  • Просите Господа о помощи в любом деле, житейских трудностях и бедах,

  • Молитесь в опасности,

  • Просите о помощи в нуждах своих близких и друзей,

  • Кайтесь перед Богом в ваших грехах, прося простить их, дать вам увидеть свои ошибки и пороки и исправиться,

  • Молясь об исцелении в болезни,

  • Обращаясь к Нему во внезапной опасности,

  • Когда у вас на душе тревога, уныние, печаль,

  • Благодарите Его за радости, успехи, счастье и здоровье.

В день Святой Троицы читается молитвы Пресвятой Троице и отдельно Святому Духу, которые должно читать также ежедневно, чтобы оградиться при помощи Божией от зла.


Молитва «Трисвятое»: Святой Бог, Святой Крепкий, Святой Бессмертный, помилуй нас! - нужно прочитать три раза, крестясь и кланяясь.

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, сейчас, и всегда, и вечно. Аминь.
Царь Небесный, Утешитель, Дух Истины, Который везде присутствует и все делает, Сокровище доброты и жизни податель, приди и вселись в нас, и очистки нас от всякой нечистоты, и спаси, Благой, наши души.
Пресвятая Троице, помилуй нас: Господь, очисти грехи наши, Владыка, прости беззакония наши, Святой, посети и исцели болезни наши ради исповедания нами Твоего Имени. Аминь.


Молитва Господня, попросту, это «Отче наш», слова которой знали все наши предки (было даже выражение «знать как Отче наш») и которой каждый верующий человек должен научить своих детей. Если вы не знаете ее слов, выучите их наизусть, читать молитву Отче наш можно и на русском языке:


«Отец наш, находящийся на Небесах! Да будет свято и прославлено имя Твое, да придет Царство Твое, да будет воля Твоя, как на небе, так и на земле. Хлеб, нам необходимый, дай нам сегодня; и прости нам долги наши, которые мы прощаем должникам нашим; и пусть у нас не будет искушений дьявольских, но избавь нас от воздействий лукавых. Ведь Твое на небе и земле Царство и сила, и слава Отца, и Сына, и Святого Духа во веки. Аминь».



Чудотворные списки иконы Святой Троицы

Оригинал созданной преподобным Андреем Рублевым иконы пребывает в Третьяковской галерее.
Списки можно найти в


  • Свято-Успенском соборе Троице-Сергиевой Лавры,

  • В храме святителя Николая Чудотворца в Толмачах,

  • В Кремле в Патриаршем соборе Успения Пресвятой Богородицы,

  • В Останкино, в церкви Живоначальной Троицы.

Во многих храмах простые иконы праздников, описанные нами, располагаются в праздничном - втором ряду иконостаса, между местным и деисусным чином. В небольших храмах или на бедных приходах иконы двунадесятых праздников только выкладываются на аналой. Если в честь праздника освящен сам храм, его икона будет расположена в местном ряду, справа от иконы Господа Иисуса Христа.



Как обрести Божию благодать Святой Троицы

Православная Церковь имеет семь Таинств. Все они установлены Господом и имеют своим основанием Его слова, сохраненные в Евангелии. Таинством Церкви называется священнодействие, где с помощью внешних знаков, обрядов незримо, то есть таинственно, откуда и название, людям подается благодать Святаго Духа. Спасительная сила Божия истинна, в отличие от «энергетики» и магии духов тьмы, которые только обещают помощь, на самом же деле губят души.


Кроме того, Предание Церкви говорит, что в Таинствах, в отличие от домашних молитв, молебнов или панихид, благодать обещана Самим Богом и просвещение подается человеку, подготовившемуся к Таинствам верно, приходящего с искренней верой и покаянием, пониманием своей греховности перед Безгрешным Спасителем нашим.


Господь благословил апостолов совершать семь Таинств, которые обычно именуются в порядке от рождения до смерти человека: Крещение, Миропомазание, Покаяние (исповедь), Причащение, Венчание (брак), Священство, Елеосвящение (Соборование)



Молитва Святой Троице

Самая сильная молитва - это любое поминовение и пребывание за Литургией. За человека во время Таинства Евхаристии (Причастия) молится вся Церковь.


Каждому человеку нужно иногда бывать на Литургии - подавать записку за себя и близких, причащаться Святых Христовых Тайн - Тела и Крови Господа. Это особенно важно сделать в трудные жизненные моменты, несмотря на нехватку времени.


Таинство Причастия установил Сам Христос во время Тайной Вечери перед Крестной смертью Своей и заповедал апостолам всегда причащаться ради памяти о Нем и жизни в вечности: «Тот, кто ест Мою Плоть и пьет Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день». Христос говорил о том, что в Таинстве Евхаристии хлеб и вино будут постоянно чудом преображаться в Его Тело и Кровь, а люди, которые едят (вкушают) их - соединятся с Ним Самим. Церковь благословляет причащаться не реже раза в год: лучше примерно раз в месяц.


К Таинству Св. Причащения необходимо себя подготовить, это называется «поговеть», «говение». Подготовка включает чтение особых молитв по молитвослову, пост и покаяние



«Пресвятая Троица, единосущная Держава, всего доброго на Земле причина, как возблагодарим Тебя за поданные нам, грешным и недостойным рабам Твоим, блага еще раньше, чем мы на свет пришли, за все, что подаешь каждому из нас в каждый день нашей жизни, за все, что Ты готовишь всем верным людям в небесной жизни. Мы же должны за столькие добрые дела и щедрость, и милость Твою, не только благодарить Тебя словесно, но особенно прославлять добрыми делами, почитая и исполняя заповеди Твоя: однако мы, слушая только похоти наши, страсти и вредные привычки, в бесчисленные еще с юности впадаем грехи и беззакония.
Потому и мы, как нечистые и оскверненные грехами люди, не только перед Ликом Твоим Святым стыдимся явиться, но даже имени Твоего Пресвятого произнести стыдимся, если бы Ты Сам, Господи, не изъявил Твоей воли Благой, нам на радость, возвестить, что Ты чистых и праведных любишь, но и грешников кающихся милуешь и принимаешь в Царство Небесное.
Посмотри же, о Пребожественная Троица, с высоты Святой Славы Твоей на нас, многие грехи совершивших, и добрые намерения и желания наши, хотя бы и вместо добрых дел, прими; и подай нам дух истинного покаяния, чтобы мы возненавидели всякий грех, в чистоте и правде, до конца дней наших прожили, творя пресвятую волю Твою и славя чистыми мыслями и благими делами прекрасное имя Твое. Аминь.»



Обычаи праздника Троицы

Многие церковные праздники стали поистине народными, к ним приурочили приметы, стали приносить на освящение, то есть благословение Богом в церкви определенные сезонные плоды, молиться об определенных вещах, связанных с праздником.


Так, в праздник Троицы есть ряд красивых народных обрядов, обычаев, связанных и с Церковью


  • Храмы в этот день украшают березками,

  • В селах и малых городах насыпают траву под ноги,

  • В храм приходят с небольшими букетами, в которые вставляется свечка, люди словно встречают Господа,

  • Стараются не работать в этот день, причаститься в храме и затем посвятить жизнь светлой радости, чтению, семье.

Есть и поверья, связанные с праздником Троицы в которые неправильно верить православному христианину, например, о том, что нельзя купаться - русалки защекочут.



Троицкая родительская суббота за день до праздника Троицы

За день до Троицы празднуется Троицкая родительская суббота - это традиционный поминальный день.


Могила и памятник умершего - долг любви и уважения к нему. Издревле на поминальные дни люди приходили, чтобы привести в порядок могилы своих близких. Крест или памятник обычно ставится в ногах покойного, чтобы лицо его было обращено к Распятию. Если вы хотите заказать памятник не в виде креста - пусть на нем тоже будет выбит, выгравирован или нарисован Крест, сила которого будет охранять умершего.


Не стоит на кладбище есть, даже кутью, и особенно пить алкоголь. Принесите с собой свечу (обычно в стеклянном фонарике) и прочитайте молитвы об усопшем.


Не нужно распивать алкоголь «в память о человеке» и оставлять рюмку с алкоголем и кусочком хлеба на могиле. Все это обрядовые традиции, имеющие корни в язычестве. Лучше принесите на могилу цветы и икону Христа, Богородицы или святого покровителя умершего.


На кладбище можно прочитать акафист об усопших и после него совершить литию - в переводе с греческого слово «лития» означает усердное моление. Заупокойная лития может совершаться и священником, и мирянином (то есть любым крещеным человеком). Эта лития создана для особой молитвы по усопшим и совершается перед выносом гроба из дома, на кладбище над свежей могилой и даже в любое время по вашему желанию попросить Господа о помощи в загробной жизни вашему близкому человеку - чаще всего на кладбище и перед поминками, после возвращения домой с похорон.


Да хранит Вас Господь во Святой Троице!


Есть такая икона — Святая Троица, и все, наверное, не раз смотрели на неё, пытаясь понять её смысл.

На этой иконе изображён сам Бог-Отец, Бог- Сын — Иисус Христос и Бог — Святой Дух, тот самый Утешитель, сошествие которого обещал своим ученикам Иисус Христос, когда вознёсся на небо. Святая Троица означает, что Бог существует в трёх лицах, или ипостасях. Почему это так, может быть, и не стоит пока разбираться, просто надо поверить и признать, что это так и есть и что изображение Бога в трёх ипостасях на иконах называется Святой Троицей.

Святой Троице посвящён великий церковный праздник - праздник Святой Троицы, или просто Троица. Он тоже связан с Пасхой и Вознесением, поэтому постоянного дня не имеет, а отмечается на пятидесятый день после Пасхи на десятый после Вознесения. Поэтому его ещё называют Пятидесятница. Этот праздник посвящён воспоминанию о сошествии Святого Духа на апостолов-учеников Христа. Этот день именуется Троицей, потому что в этот день мы прославляем все лица Триединого Бога: Бога-Отца, который сотворил мир, Бога-Сына, который пострадал во имя человеческого спасения и избавил людей от порабощения дьяволу, и Бога — Духа Святого, который освящает мир через основание церкви, поэтому День Святой Троицы именуется также днём рождения христианской церкви.

На десятый день после Вознесения все апостолы, как всегда, были вместе в доме, и вдруг раздался сильный шум, как будто в комнату ворвался порыв сильного ветра. Шум наполнил весь дом, а потом над каждым апостолом (так называли первых учеников Христа) остановился огненный язык, и неожиданно они заговорили на разных языках, которых раньше не знали: и по латыни, и по-гречески, и по-арабски, и по-персидски, и на других языках, какие были на свете.

Апостолы поняли, что на них сошёл Святой Дух. Тогда они вышли на площадь и стали рассказывать людям, которые со всех сторон приехали в Иерусалим отмечать иудейский праздник Пятидесятницы, об Иисусе Христе, о том, как он умер, потом воскрес и вознёсся на небо. И несмотря на то, что люди были из разных мест и говорили на разных языках, они прекрасно всё понимали и спросили апостолов:

— Что же нам делать, братья?

Апостолы отвечали им:

— Покайтесь в грехах, креститесь во имя Господа нашего Иисуса Христа, и вам простятся грехи, и вы получите прощение.

А затем пошли апостолы в разные земли: и на север, и на юг, и на запад, и на восток, чтобы рассказать веем людям об Иисусе Христе и его добрых делах.

Из Святого Писания известно, что тогда сразу крестилось около 3 тысяч человек, а апостолы пошли дальше по земле и приобщали к своей вере новых и новых людей.

День Святой Троицы — очень красивый праздник. В этот день церкви украшаются изнутри берёзовыми веточками, на полу расстилается свежескошенная трава и полевые цветы. Все верующие с зелёными веточками берёзы в руках идут в церковь, там во время службы эти веточки освящают, и они хранятся у каждого в доме, принося счастье, благополучие и здоровье.

Кто такие апостолы?

Апостолами (от греческого слова «аполстолос» — посланный) в Библии называют тех, кто сопровождал Иисуса Христа в его скитаниях, а затем был послан проповедовать христианство по всему миру.

Согласно книгам. Библии, у Иисуса Христа было двенадцать учеников. Однако в последующее время к ним. добавилось ещё несколько святых.

Во что одеты священнослужители во время богослужения?

Ты, конечно же, видел красивые, расшитые золотом одежды, в которые облачён священник во время богослужения. Эти пышные и красочные одежды помогают придать всему, что происходит в церкви, торжественность и величавость. Особенно красиво они выглядят в свете мерцающих свечей. Священники очень умные и образованные люди, они хорошо знают историю, много языков.

Главная книга для всех священников и верующих - Библия, самая известная книга на всём земном шаре. Она переведена на 1800 языков народов мира, и, если человек знает только один свой родной язык, он всё равно может прочитать Библию.

Троица (Пятидесятница) (греч. Pentekoste) - величайший христианский праздник, празднуемый в 50-й день Пасхи в память сошествия Святого Духа на апостолов и посвященный прославлению Святой Троицы. В Православной Церкви великий двунадесятый праздник .

Название Пятидесятницы праздник получил потому, что сошествие Святого Духа на апостолов совершилось в ветхозаветный праздник Пятидесятницы, установленный в память дарования еврейскому народу Закона при горе Синай; он праздновался в 50-й день после Пасхи и приходился на окончание жатвы и собирания плодов, первые начатки которых приносились в жертву в храме.

Готовясь вернуться к Своему Небесному Отцу, Господь Иисус Христос перед распятием посвящает Свою прощальную беседу с апостолами предстоящему сошествию Святого Духа. Господь объясняет ученикам, что Утешитель - Дух Святой - должен вскоре прийти к ним, чтобы завершить дело спасения людей. «Я умолю Отца, - говорит Господь апостолам, - и Он даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами во веки, - Духа Истины... Он научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам... Он - Дух Истины... Дух Истины, Который от Отца исходит, будет свидетельствовать о Мне» (Ин. 14:16-17).

Этот день именуется Троицей потому что именно Сошествием Святого Духа на апостолов открылась совершительная деятельность третьего лица Пресвятой Троицы, и учение Иисуса Христа о Триедином Боге достигло совершенной ясности и полноты. Бог Отец творит мир, Бог Сын искупает людей от порабощения дьяволу, Бог Дух Святой освящает мир через основание Церкви и всемирную проповедь веры. Событие Сошествия Святого Духа на апостолов считается началом Христианской Церкви.

Излияние Духа Святого на учеников

Именно в этот день, в 50-й день по Воскресении Иисуса Христа, все 12 апостолов собрались вместе. Готовясь к принятию Святого Духа после Вознесения Господа на Небо, ученики Христовы вместе с Пресвятой Девой Марией, с некоторыми женами-мироносицами и другими верующими (около 120-ти человек) находились в Иерусалиме в так называемой «Сионской горнице».


Это было, вероятно, в той большой комнате, где незадолго до Своих страданий Господь совершил Тайную вечерю. Апостолы и все собравшиеся ожидали, когда Спаситель пошлет им «Обетование Отца» и они облекутся силой свыше, хотя они не знали, в чем собственно будет состоять пришествие Духа Утешителя (Лк. 24:49). Так как Господь Иисус Христос умер и воскрес в период ветхозаветной Пасхи, то праздник ветхозаветной Пятидесятницы приходился в том году на 50-ый день после Его воскресения.

И вот, в девятом часу утра, когда народ обычно собирался в храм для жертвоприношения и молитвы, внезапно над Сионской горницей вдруг сделался шум, «как бы от несущегося сильного ветра… и явились им разделяющиеся языки, как бы огненные», которые стали опускаться на каждого из них. Эти языки имели необыкновенное свойство: они светили, но не жгли. Но еще более необычайным были те духовные свойства, которые эти таинственные языки сообщали. Каждый, на кого этот язык спускался, чувствовал в себе большой прилив духовных сил и, одновременно, несказанную радость и воодушевление. Он начинал чувствовать себя как бы совсем иным человеком: умиротворенным, полным жизни и горячей любви к Богу. Эти внутренние изменения и новые неиспытанные чувства апостолы стали выражать в радостных восклицаниях и в громком славословии Бога. (Деяния апостолов, 2:1-47).


И тут обнаружилось, что они говорили не на своем родном еврейском, а на каких-то других, неизвестных им языках. Так совершилось над апостолами крещение Духом Святым и огнем, как было предсказано пророком Иоанном Крестителем.

Апостолы, исполнившись Духа Святого, начали прославлять Бога на разных языках, которых прежде не знали. Когда произошел шум, то многие из народа сбежались к дому, где были апостолы, и услышав, что они говорят на разных языках, с удивлением говорили друг другу: «Не все ли они галилеяне (т.е. евреи из места Галилеи, и знающие один еврейский язык)? Как же мы слышим их говорящими на разных языках?» А люди, не понимавшие иностранных языков, насмехались и говорили: «Они, должно быть, пьяны». Тогда апостол Петр встал на возвышенном месте и сказал собравшемуся народу: «Что вы удивляетесь нам? А иные еще говорят, что мы пьяные. Нет, мы не пьяны. Но мы получили Духа Святого. Вы знали Иисуса, посланного с неба. Он творил между вами великия чудеса, а вы убили Его, пригвоздив к кресту. Сей Иисус воскрес, вознесся на небо и послал на нас Духа Святого».


Кратка и проста была эта проповедь, но поскольку устами Петра говорил Дух Святой, то эти слова проникли в сердца слушавших. Слышавшие слова апостола умилились и сказали Петру и прочим апостолам: «Что же нам делать?» Петр сказал: «Покайтесь и креститесь во имя Иисуса Христа, и вы также получите дар Святого Духа» . Многие, уверовавшие в Христа по слову апостола Петра, тут же всенародно покаялись в своих грехах и крестились. Число их было около 3 000 человек.

Таким чудесным событием началось существование Церкви Христовой - этого благодатного общества верующих, в котором все призваны спасать свои души. Господь обещал, что Церковь пребудет непобежденной вратами ада до самого конца существования мира!

История праздника Дня Святой Троицы

Празднование Дня Святой Троицы или Пятидесятницы, как и праздник Пасхи, уходит своими корнями еще в ветхозаветные времена. На 50-й день после ветхозаветной Пасхи (дня исхода еврейского народа из Египта), у горы Синай, пророк Моисей дал своему народу Божий закон и основал ветхозаветное священство. Так этот день стал днем основания ветхозаветной Церкви.

Подобным образом День Святой Троицы связан с новозаветной Пасхой, потому что на 50-й день после своего воскресения из мертвых и на 10-й день после Вознесения к своему Небесному Отцу, Иисус Христос послал апостолам Утешителя - Духа Святого.

Сошествием Святого Духа всему человечеству был дан благодатный закон любви и утверждено новозаветное священство.

Сионская горница, в которой Святой Дух в виде огненных языков сошел на апостолов, стала первым христианским храмом, а день сошествия Святого Духа стал днем основания на земле Новозаветной Церкви .

Со дня сошествия Святого Духа вера христианская стала быстро распространяться, при помощи Божией; число верующих в Господа Иисуса Христа день ото дня увеличивалось. Научаемые Святым Духом, апостолы смело проповедовали всем об Иисусе Христе, Сыне Божием, о Его страданиях за нас и воскресении из мертвых. Господь помогал им великими многочисленными чудесами, которые совершались через апостолов именем Господа Иисуса Христа. Первоначально апостолы проповедовали евреям, а потом разошлись по разным странам для проповеди всем народам. Для совершения таинств и проповедания учения христианского, апостолы поставляли через рукоположение епископов, пресвитеров (священников или иереев) и диаконов.

Та благодать Святого Духа, которая была явно преподана апостолам, в виде огненных языков, теперь подается в нашей Святой Православной Церкви невидимо - в ее святых таинствах, через преемников-апостолов - пастырей Церкви - епископов и священников.

ДОГМАТ О ПРЕСВЯТОЙ ТРОИЦЕ




Догмат о Пресвятой Троице - основной догмат христианства. Бог един по Существу и троичен в Лицах: Отец, Сын и Святой Дух, Троица единосущная и нераздельная.

Вера в Пресвятую Троицу отличает христианство от других монотеистических религий: иудаизма и ислама.

Само слово «Троица» небиблейского происхождения, в христианский лексикон введено во второй половине II века святителем Феофилом Антиохийским. Учение о Пресвятой Троице дано в христианском Откровении.

Догмат о Пресвятой Троице непостижим, это таинственный догмат, непостижимый на уровне рассудка. Для человеческого рассудка учение о Пресвятой Троице противоречиво, потому что это тайна, которая не может быть выражена рационально.

Тайна Пресвятой Троицы постигается, причем только отчасти, в опыте духовной жизни. Это постижение всегда сопряжено с аскетическим подвигом.

По учению свв. отцов, без веры в Троицу невозможно и само бытие Церкви , ибо «на ней основана Церковь, и кто от этой веры отпадает, тот не может быть и даже называться христианином». «Для Православной Церкви Пресвятая Троица - непоколебимое основание всякой религиозной мысли, всякого благочестия, всякой духовной жизни, всякого духовного опыта».
Учение о Троице есть основание всего христианского веро- и нравоучения. На нем основывается учение о Боге Спасителе, о Боге Освятителе и т.д. Однако, по словам В. Н. Лосского, учение о Троице «не только основа, но и высшая цель богословия, ибо... познать тайну Пресвятой Троицы в ее полноте - значит... войти в Божественную жизнь, в саму жизнь Пресвятой Троицы».

Учение о Триедином Боге сводится к трем положениям:

1. Бог троичен и троичность состоит в том, что в Боге Три Лица (ипостаси): Отец, Сын, Святой Дух.

2. Каждое Лицо Пресвятой Троицы есть Бог, но Они суть не три Бога, а суть единое Божественное существо.

3. Все три Лица отличаются личными, или ипостасными свойствами.

Никео-Цареградский Символ веры , составленный на Первом и Втором Вселенских соборах, и зафиксировавший догмат о Пресвятой Троице, занимает центральное место в богослужебной практике многих христианских церквей и является основой христианского вероучения.

Согласно ему:

  • Бог Отец ни от кого не рождается и ни от кого не исходит
  • Бог Сын предвечно рождается от Бога Отца
  • Бог Святой Дух предвечно исходит от Бога Отца

Все три Лица (Ипостаси, Личности) Троицы существуют в полном единстве, которое творит мир, промышляет о нём и освящает его.

По учению церкви, Бог, единый в трех лицах, является бестелесным невидимый духом (Ин.4:24), живым (Иер.10; 1Фес.1:9), вечным (Пс.89:3; Исх.40:28; Рим.14:25), вездесущим (Пс.138:7-12; Деян.17:27) и всеблагим (Мф.19:17; Пс.24:8). Его невозможно видеть , поскольку Бог не имеет в себе такого, из чего состоит видимый мир.

Православная церковь допускает только символическое изображение невидимой и непостижимой Троицы. Общепризнанной иконой Троицы служит образ русского иконописца Андрея Рублёва. На этом изображении подчёркивается равенство всех трёх Фигур и Их полное единство (почти зеркальное), притом, что лица Их и одежды на Них разные.

Икона Троицы Андрея Рублева

Празднование Дня святой Троицы

Праздник Пятидесятницы имеет один день предпразднства и шесть дней попразднства. Первый день Пятидесятницы, т. е. воскресение, Церковь посвящает преимущественно в славу Пресвятой Троицы; и этот день в народе называется Троицыным днем , а второй, т. е. понедельник - во славу Духа Пресвятого, отчего и называется Духовым днем . Отдание Пятидесятницы совершается в следующую после праздника субботу.


В Праздник Пятидесятницы принято украшать храм и свои жилища древесными ветвями и цветами, и самим стоять в храме с цветами в руках. Украшение храмов и жилищ в этот день зеленью и цветами бывает, во-первых, исповеданием зиждительной силы Животворящего Духа; а во-вторых, - должным посвящением Ему начатков весны.

Поделиться: