С помощью чего размножаются мхи. Размножение мхов

Размножение мхов

Спора мха, попав в подходящие условия, начинает делиться и возникает организм, удивительно похожий на нитчатую водоросль, – протонема. На нитях протонемы через некоторое время появляется «шишка» из группы клеток. Это своего рода почка, из которой разовьется то самое растение, которое мы привыкли называть мхом. И спора, и протонема, и мох обладают одинарным набором хромосом – гаплоидны. На верхушках побега мха образуются половые органы – архегонии (женские) и антеридии (мужские). Это крошечные «кувшинчики», которые можно разглядеть только при помощи приличного увеличительного стекла. В архегонии формируется одна крупная яйцеклетка, в антеридии – множество мелких клеток со жгутиками – спермии. Эти половые клетки и есть те самые гаметы, от которых произошло название поколения – гаметофит.

Далее требуется дождь или роса, которые создадут пленку воды, чтобы спермии могли доплыть до архегониев и слиться с яйцеклеткой, образовав диплоидную зиготу. У некоторых бриофитов спермии выбираются из антеридиев самостоятельно и наудачу отправляются в плавание. У некоторых они выдавливаются наружу и ждут попадания дождевой капли, чтобы разлететься с брызгами в разные стороны. Добраться до архегония удается единицам из тысяч. Зигота делится, и в кувшинчике архегония формируется зародыш спорофита – следующего, диплоидного, поколения. Зародыш получает питание от гаметофита через клетки архегония. На начальном этапе архегоний вдобавок защищает юного потомка от враждебного окружающего мира. Спорофит растет, высовывается из архегония, вытягивается на длинной ножке, но остается прикрепленным к гаметофиту особой структурой – стопой, через которую гаметофит продолжает его питать. На верхушке спорофита формируется особая структура, спорангий, в котором в результате мейоза образуются гаплоидные одноклеточные споры. Споры разносятся ветром или водой, а у многих моховидных спорангии устроены таким образом, что, созревая, лопаются, с силой разбрасывая споры в разные стороны. Споры, рассыпавшись по окрестностям, в свою очередь начинают делиться, давая каждая начало новому гаметофиту.

image l:href="#image131.png"

Жизненный цикл мха: 1 гаметофит; 2 спорангий; 3 – спора; 4 – спорофит

Таков жизненный цикл моховидных. Здесь кроется второе, пожалуй, самое важное различие между моховидными и сосудистыми. «Главное» поколение моховидных, как вы видите, – гаметофит. Это довольно крупное, долгоживущее растение, способное самостоятельно питаться и противостоять всем жизненным невзгодам. Спорофит же значительно меньше, кормит его гаметофит, и жизнь его сравнительно коротка. У сосудистых все наоборот. Гаметофит мал и недолговечен, у продвинутых форм сосудистых он полностью зависит от спорофита, а спорофит – это то самое, что мы привыкли называть деревом, кустом или травой.

Ставка на спорофит дала впоследствии сосудистым растениям серьезный выигрыш – диплоидные организмы способны «накопить» в геноме больше разнообразных свойств и, соответственно, при изменении условий они быстрее и легче приспосабливаются. В результате сосудистые дали в несколько раз больше видов, чем бриофиты, и плотно заселили всю сушу. Впрочем, бриофиты не жалуются. На Земле сейчас известно свыше двадцати тысяч видов мохообразных, которые заселяют планету от Антарктиды до тропиков и от болот до песчаных пустынь. Они способны расти практически повсюду: от жирной почвы лугов до бесплодной поверхности скал.

Из книги Большая Советская Энциклопедия (РА) автора БСЭ

Из книги Я познаю мир. Арктика и Антарктика автора Бочавер Алексей Львович

Царство мхов Типичная тундра называется так потому, что именно там особенно ярко выделяются все особенности этого сообщества растений.Здесь нет не только деревьев, но и достаточно высоких кустарников на водоразделах. Высота растительности полностью определяется

Из книги Я познаю мир. Живой мир автора Целлариус А. Ю.

Размножение мхов Спора мха, попав в подходящие условия, начинает делиться и возникает организм, удивительно похожий на нитчатую водоросль, – протонема. На нитях протонемы через некоторое время появляется «шишка» из группы клеток. Это своего рода почка, из которой

Из книги Миллион растений для вашего сада автора Кизима Галина Александровна

Размножение Размножается можжевельник черенками и семенами, точно так же, как и

Из книги Я познаю мир. Ботаника автора Касаткина Юлия Николаевна

Размножение Туя размножается семенами, но можно ее размножить и черенками. Лучше всего растить ее не черенком, а посевом семян под осень, она довольно быстро растет и легко переносит пересадку.Если хотите ее черенковать, то лучше всего это делать самой ранней весной, как

Из книги Новая энциклопедия садовода и огородника [издание дополненное и переработанное] автора Ганичкин Александр Владимирович

Размножение Самый простой и надежный способ размножения парковых роз – корневыми отпрысками. Через год после своего появления они образуют собственную корневую систему, и их можно откопать и отсадить.Все розы легко размножаются черенками, в том числе и парковые (см.

Из книги Хвойные растения автора Плотникова Лилиан С.

Размножение Довольно хорошо размножается актинидия зелеными черенками, отводками (которые приживаются медленно, и отсадить их можно только через два года) и семенами, которые высевают в школку сразу после сбора ягод, при этом семена обязательно из них вынуть и промыть,

Из книги автора

Размножение Княжики легко размножаются многочисленными корневыми отпрысками, которые откапывают и отсаживают в начале августа. Размножаются они и отводками, как клематисы, а также семенами, которые созревают в начале сентября. Высевают их сразу после сбора под осень в

Из книги автора

Размножение Размножать можно свежесобранными семенами, высевая их в школку в сентябре, – семена быстро теряют всхожесть. Из семян лимонник растет долго. Проще размножать его корневыми отпрысками, черенками или

Из книги автора

Размножение Клематисы не следует размножать семенами: во-первых, слишком долго ждать, пока зацветут (около 6 лет), во-вторых, практически не сохраняется сорт из-за переопыления. Поэтому их размножают вегетативно: либо делением куста, либо отводками или черенками.При

Из книги автора

Размножение Размножают клубневые бегонии листьями. Когда у растения будет 3–4 листа, оба нижних вместе с черенками отделяют от стебля и укореняют во влажную почву, накрывают банкой, держат в полутени, не забывают поливать. Когда пойдет новый лист – растение укоренилось,

Из книги автора

Размножение Как происходит размножение грибов? Дрожжи размножаются в основном вегетативным способом, отпочковывая от себя множество новых клеток, которые постепенно теряют связь с материнской. Другие грибы тоже могут размножаться вегетативно – кусочками грибницы.

Из книги автора

Размножение Размножение проводят дугообразными отводками, а также одревесневшими черенками.Размножение смородины дугообразными отводками.1. На хорошо развитой крепкой ветке, расположенной ближе всех к земле, сделать надрез, не расщепляя до конца, в открытый разрез

Из книги автора

Размножение В зависимости от сорта голубику можно собирать с конца июля по август.Культурные сорта размножаются только вегетативно, поскольку этот способ обеспечивает полную передачу новому поколению сортовых особенностей материнского растения.Для размножения

Из книги автора

Размножение Клубнелуковицы гладиолуса делят на 3 разбора:I разбор – диаметр клубнелуковицы не менее 3,2–3,5 см;II разбор – диаметр клубнелуковицы 3,2–2,5 см;III разбор – диаметр клубнелуковицы 2,5–1,5 см.Наиболее качественные растения с сильными красивыми соцветиями получают

Из книги автора

Размножение Хвойные растения можно размножать различными способами: посевом семян, черенкованием, отводками, прививкой.Виды хвойных растений, обладающие семенами без твердой толстой кожуры, размножают посевом весной без предварительной подготовки, к таким растениям

Мхи относятся к отделу высших растений и представляют собой небольшие по величине организмы, плохо приспособленные к жизни на суше.

Лишь незначительное число мохообразных, обитающих в воде, достигает в длину более 50 см.

Отдел моховидные

Мхи или моховидные являются одной из древнейших форм растительной жизни на Земле. Существует мнение, что предками мхов явились древние вымершие растения – псилофиты.

А первые находки мохообразных относятся к карбону.

По данным ученых, число видов составляет примерно 20 тысяч.

Основные признаки этих растений: наличие стеблей и листьев, отсутствие корневой системы. Мхи распространены повсеместно на территориях с повышенной влажностью.

Их изучением занимаются ученые, называющиеся бриологами, а наука по изучению моховидных – бриология.

Строение мха

Мохообразные относятся к многоклеточным растениям, тело которых состоит из листьев и стебля или относится к слоевищным формам. Корни отсутствуют.

Крепление организмов к поверхности осуществляется с помощью ризоидов. Но бывают растения, у которых образования, выполняющие роль корня, отсутствуют.

Строение мхов сравнительно просто. Их тело состоит из основной или ассимиляционной ткани, включающей в себя хлоропласты, и покровных, запасающих, механических, проводящих тканей.

Цикл развития мха

Мхи относятся к растениям, развитие которых связано с регрессом спорофита и превосходством гаметофита. И это служит особенностью, объединяющей различные виды мохообразных.

Спорофит включает коробочку и ножку, расширяющейся частью внедряющейся в ткань гаметофита. Таким образом происходит питание спорофита.

Спорофит необходим для образования спор, прорастающих в благоприятной среде. Как только спора вырастет, наступает период созревания гаметофита. Начинается рост протонемы, представляющей собой нитчатое или пластинчатое образование.

На протонеме появляются почки, из них происходит формирование пластинчатых слоевищ или листостебельных побегов. Далее следует развитие органов полового размножения (гаметангий), женских половых органов – архегоний и мужских – антеридий.

Размножение мхов

Мхи размножаются с помощью спор. Орган размножения – спорогон. Схема процесса проста. На развивающейся протонеме появляются ризоиды, служащие для прикрепления к поверхности, и почки. Из почек созревают новые организмы, называемые гаметофитами.

Мхи с мужскими и женскими органами полового размножения на одном растительном организме называются однодомными.

Двудомные мохообразные представляют собой отдельно растущие побеги антеридии и архегонии. Гаметангии образуют отдельные группы. Для оплодотворения достаточно капель воды, падающих с антеридии на женский побег.

Внутри архегонии появляется зигота, из нее по прошествии примерно 12 месяцев образуется спорофит. На растении мха спорофит можно заметить весной или в начале лета. Он похож на булавочку рыжевато-бурого цвета.

Листостебельные мохообразные размножаются вегетативно. Оторванные части стебля с листьями в благоприятных условиях прикрепляется к основанию ризоидами и начинает расти самостоятельно.

Виды мхов с названиями и фото

Современная классификация мохообразных, основанная в первую очередь на внешнем строении, выделяет 3 класса. Ниже приводится краткая характеристика и примеры основных моховидных:


Значение мхов в природе и жизни человека

Роль мхов в природе и жизни человека очень важна. Сферы использования многообразны. Мхи служат источником пищи для животных, являются источниками фотосинтеза .

Торф, образовывающийся из мохообразных, применяется для изготовления горючих веществ, метанола, парафиновых и красящих веществ. Некоторые разновидности растений используются в косметической промышленности и грязелечении.

Мохообразные служат защитой почв от эрозии и способствуют регулированию водного баланса.

Мхи – это уникальные по многообразию растения, при изучении которых открываются различные интересные факты:


Тема урока : Размножение мхов

Вид урока : изучение нового материала

Место урока в учебном плане : данный урок является вторым при изучении отдела Мхи.

Учащимся предстоит познакомиться с новым научными биологическими понятиями в ходе изучения размножения мхов.

Тема изучается после знакомства со строением мхов.

Метод : поисково-репродуктивной: комментированное чтение, работа с терминами,

составление схем.

Цель урока : формирование умений учащихся работать с научным текстом и научными терминами в ходе изучения темы «Размножение мхов»

Задачи урока:

Образовательная: - раскрыть особенности размножения моховидных на примере представителей зеленых мхов, через работу с научными терминами данной темы

Развивающая: . развитие способностей быстро читать и понимать текст;

развитие произвольного внимания при работе с текстом,;

развитие навыков работы с различными видами информации (научными терминами) через использование работы с текстом учебника, научно-популярной литературой, словарями, слайдами, карточками

формирование критического мышления через представление и выражение учениками собственных мыслей и мнений, а также мнений своих одноклассников;

развитие логического и образного мышления при работе с опорной схемой, используя ранее полученные знания, с помощью текста;

Воспитательная: формирование и развитие самостоятельности в выполнении определенной работы, стремления к самообразованию.

    Повторение пройденного материала.

Какой отдел растений мы изучаем?

К какой группе растений по строению они относятся?

Докажите это?

Какие группы мхов вам известны?

Среди листостебельных мхов, какие мхи вам известны?

Мхи – это живые растения? Как любой живой организм, какими свойствами или признаками они обладают.

Питание – докажите как?

Дыхание – как?

Размножение – как?

А где образуются споры, а как?

Вот этим мы займемся с вами на уроке сегодня.

Запись в тетради – Размножение мхов. слайд 1

Сегодня, при изучении данной темы, вы попробуете сами открыть для себя новые знания через вашу самостоятельную работу с текстом учебника, дополнительным научным текстом,карточками, который есть у каждого из вас на парте.

Итак, приступаем к работе.

Работаем с карточкой №1.

Карточка №1

Гаметы, половое размножение, бесполое размножение, бесполое поколение, половое поколение, гаметофит, спорофит, сперматозоид, яйцеклетка, половые органы, антеридии, архегонии, протонема, оплодотворение, зигота.

Прежде всего, прочитаем, что написано в данной карточке. Как бы одним словом вы назвали все слова этой карточки?

Это научные термины. А зачем они нам сегодня будут нужны на уроке?

Подчеркните знакомые вам термины. Какие? Что они означают?

Обратите внимание, много непонятных и наверно пока даже для произношения трудных слов, но ведь мы с вами изучаем науку биология, это значит, что мы должны пользоваться научными биологическими терминами.

Большая часть биологических понятий вам не известна. Значит, что нам предстоит сегодня - их разобрать, рассматривая размножение мхов на примере зеленого мха кукушкиного льна.

Начинаем работу. Откроем учебник на стр 66. ст Листостебельные мхи Найдите ответ на вопрос –какие растения есть у кукушкиного льна? последний абзац 1 предложение

У кукушкина льна есть мужские и женские растения слайд 2

Запись в тетрадь – женское растение –Знак

мужское растение – знак

Как вы думаете, почему они так называются?

Продолжаем работу но уже с дополнительным текстом на карточке «Развитие мхов»

На верхушках мужских и женских растений располагаются органы полового размножения - мужские - антеридии и женские - архегонии .

Возьмите в руки «Толковый словарик» найдите от каких слов, какого языка они образовались?

Антеридий (от греч.(греческий) antherós - цветущий), слайд 3

Архегоний (от греч.(греческий) arche - начало и gone - рождение, материнская утроба) слайд 4

Запись в тетради. попробуем составить схему

половые органы: антеридии – мужские, архегонии женские.

Работаем с учебником стр 66-67.

Найдите ответ на вопрос – Что развивается в антеридиях? Что развивается в архегониях? зачитайте по учебнику.

Что напишем в тетради под антеридиями, под архегониями.? слайд 5,6,7

Итак, сперматозойды и яйцеклетки являются для данного растения чем? половыми клетками или гаметами.

Вернемся к карточке №1 , какие понятия мы сейчас разобрали?

Что подчеркнем, объясните данные понятия.

Растения, на которых образуются половые органы с гаметами принято называть гаметофитами, или половым поколением. Зеленое фотосинтезирующее растение у мхов женское или мужское - это половое поколение или гаметофитное поколение. слайд 8

Есть в этом отрывке новый научный термин?

Вновь обращаемся к Толковому словарику

Гаметофит - (от гаметы и греч . phyton - растение )

Запись в тетради – гаметофит – половое поколение, растение, на котором образуются половые органы с гаметами.

Что происходит с гаметами, после того как они образовались на гаметофите в половых органах?

Продолжаем работу с дополнительным текстом

Во время дождя или по капле росы сперматозоиды, имеющие жгутик для передвижения, подплывают к неподвижной яйцеклетке, осуществляется оплодотворение. Оплодотворение невозможно без воды. При слиянии гамет образуется зигота. слайд 9

Какое определение вы бы дали процессу оплодотворения? Посмотрите в Толковый словарик.

В каких условиях это должно произойти?

Запись в тетради Оплодотворение

Оплодотворение – слияние половых клеток женской и мужской. (от греч. syngamos-соединенный браком),

Что такое зигота? Словарик

Оплодотваренная яйцеклетка. Зигота (от греч.(греческий) zygotós - соединённый вместе)

Запись в тетради - зигота.

А теперь вспомним, где находится яйцеклетка? Где будет находиться зигота? Почему?

Из зиготы на женском гаметофите развивается коробочка со спорами на длинной ножке, покрытая заостренным колпачком. Эта коробочка и будет бесполым поколением мха или спорофитом.

Обращаемя к словарику

С лово Спорофит произошло от греческого «выращивающий споры»

Запись в тетради

Спорофит – бесполое поколение, не имеет половых клеток.

Спорофит у мхов развивается на женском гаметофите.слайд 10

Возвращаемся к карточке №1

С какими научными понятиями, мы сейчас еще познакомились?

Продолжаем работу с карточкой №2

В коробочке споры созревают, а затем рассеиваются с помощью ветра. Когда спора попадает во влажное место, она развивается сначала в ветвистую многоклеточную нить - протонему, или проросток. Оставшиеся на поверхности веточки протонемы становятся зелеными и фотосинтезирующими, а проникшие в грунт - бесцветными ризоидами. На зеленых частях протонемы формируются боковые почки, из которых развиваются листостебельные побеги – гаметофиты.

Итак, что прорастает из споры? слайд 11

Работаем со словариком

Запись в тетради – протонема

Протонема (от прото первый... и греч.(греческий) nema - нить)

О чем может нам с вами сказать зеленая нитчатая стадия в процессе размножения водорослей?

Что образуется из боковых почек протонемы? А что такое гаметофиты?

А теперь вновь к катрточку №1. Все ли понятия мы разобрали? Еще раз пользуясь тетрадью их повторим.

Попробуем теперь составить схему жизненного цикла мха

спора – протонема – гаметофит мужской- антеридии - спетозоидырма– оплодотворение – зиго слайд 12.13

Рефлексия

С чем мы сегодня познакомились на уроке. было ли вам интересно? Что интересно?. Кому было трудно? Что? Кто считает, что разобрался со всеми научными терминами7 Главное, что знание этих терминов в дальнейшем вам помогут изучить размножение и других растений.

Размножаются спорами. Попав во влажную почву, спора прорастает, образуя едва видную зелёную нить. Это первонить, или протонема. Протонема начинает расти, на ней образуются ризоиды, прикрепляющие её к земле, и почки. Из почек прорастают молодые растения. Это гаметофиты, образующие органы () - мужские (антеридии) и женские (архегонии). У некоторых мхов на одном растении находятся и антеридии, и архегонии. Такие растения называются однодомными.

У двудомных мхов побеги с мужскими гаметангиями растут отдельно от женских. Гаметангии у мхов обычно располагаются группами. Они либо окружены листовидными выростами и располагаются на верхушке гаметофита, как у мхов, либо, как у печёночников, например у маршанции многообразной, находятся на специальных подставках - выростах слоевища. В архегониях образуются женские - яйцеклетки, в антеридиях мужские гаметы - сперматозоиды (антерозоиды). Чтобы произошло оплодотворение, необходима вода. Капля дождевой воды, падая с мужского растения на соседнее женское, помогает сперматозоиду попасть к яйцеклетке. Происходит оплодотворение, и внутри архегония образуется зигота*. Из зиготы, прямо на верхушке женского гаметофита, спустя некоторое время (обычно год) развивается спорофит - бесполое растение, получающее питание от гаметофита. Если вы обратите внимание на мох в конце весны - в начале лета, то заметите рыжевато-бурые булавочки спорофитов. Спорофит представляет собой крошечную коробочку на длинной ножке. В «коробочке» - споры. Созревшая коробочка раскрывается, и споры разлетаются в разные стороны. Из спор прорастет протонить, и все начнётся сначала.

Примерно так же происходит процесс размножения у печёночников. В мужских подставках находятся сперматозоиды, в женских - яйцеклетки. Кроме того, на слоевищах маршанции появляются крошечные корзиночки, вместилища выводковых телец. Это органы вегетативного размножения. Выпав из корзиночки, миниатюрный зелёный шарик выводкового тельца прорастает в новое растение.

Листостебельные мхи также приспособлены к вегетативному . Кусочек стебелька с листьями, оторванный ветром от старого растения, попав на влажную почву, укрепляется ризоидами и прорастает.

Особенно важно вегетативное размножение, например, для сарконеурума ледяного, облюбовавшего для поселения Антарктиду. Покрытый большую часть года снегом, этот мох не успевает обзавестись спорами. Размножаться ему помогают… пингвины. Прохаживаясь по мху, они уносят на лапках и перьях частички мха. Путешествуя на пингвинах, мох расселяется на большие расстояния. Сарконеурум ледяной - не единственный пример мха, полностью отказавшегося от размножения спорами. Обычно мужские и женские растения у мхов растут рядом, в одной «подушке». Но вот одному из видов мха тортулы не повезло. Мужские растения этой тортулы живут только в Европе. а женские - в Северной Америке. Встретиться им невозможно, поэтому приходится размножаться вегетативно, а о спорах забыть.

Поделиться: