Конспект НОД по образовательной области «Речевое развитие». Тема: «Части тела


Цели: познакомить детей с частями тела человека; научить образовывать существительные множественного числа; учить составлять предложения на наглядном материале; учить различать правую и левую руку, ногу и т.д.; закрепить словарь по данной теме; развивать внимание.

Оборудование: демонстрационный материал - картинки с изображением людей, туалетные принадлежности; раздаточный материал - конверты для каждого ребенка с геометрическими фигурами.

Ход занятия

1. Организационный момент

Логопед выставляет ряд картинок: девочка, мальчик, мужчина, женщина, бабушка, дедушка. Дети запоминают последовательность и проговаривают (последовательность картинок меняется несколько раз).

Как называется то, что нарисовано на этих картинках одним словом?(Люди, человек.)

Как вы думаете, о ком мы будем говорить? (О человеке, о себе.)

Логопед показывает рисунок человека.

Как называется самая большая часть тела человека? (Туловище.) Логопед показывает, где находятся грудь, живот, спина, затем загадывает загадки:

1. У зверюшки - на макушке, А у нас - ниже глаз. (Уши)

- Для чего нужны уши?

2. Два Егорки живут возле горки, Живут дружно,

А друг на друга не глядят. (Глаза.)

Для чего нужны глаза?

3. Он бывает самым разным: Добрым, вредным, Гордым, важным, Длинным, маленьким, горбатым, Толстым, тонким, конопатым. (Нос.)

Для чего нужен нос?

А еще у человека есть лоб, щеки, брови, ресницы, ноздри, губы, подбородок.

(Дети на себе показывают названные части лица.)

2. Дидактическая игра «Один - много»

Ухо - уши, шея - ... , глаз - ... , волос - ... , голова - ... , ноздря - ... , подбородок - ... , бровь - ... , лицо - ... , нос - ..., рот- ..., локоть - ... .

3. Физкультминутка

Девочки и мальчики

Дети прыгают на месте,

Прыгают, как мячики.

Ножками топают - топают,

Ручками хлопают - хлопают,

Головками кивают - кивают,

И тихо приседают - медленно приседают.

Ребята, чем вы сейчас хлопали? (Руками.)

Покажите правую руку, левую.

Логопед называет части руки, а дети показывают на себе (пальцы, ногти, ладонь, локоть, плечо).

Чем вы топали? (Ногами.) Проводится аналогичная работа.

4. Дидактическая игра «Подбери слова» Логопед поочередно задает детям вопросы:

Какие у тебя глаза? (У меня глаза красивые, серые, большие и т.д.).

Какие у тебя волосы? (У меня волосы густые, длинные, блес тящие и т.д.)

Какие у тебя нос, рот, уши? (Проводится аналогичная работа.)

5. Чтение и обсуждение отрывка из стихотворения К.И. Чуковского «Мойдодыр»

Ах ты, гадкий, ах ты, грязный,

Неумытый поросенок!

Ты чернее трубочиста, полюбуйся на себя.

У тебя на шее вакса,

У тебя под носом клякса,

У тебя такие руки, что сбежали даже брюки,

Даже брюки, даже брюки

Убежали от тебя.

Ребята, как вы думаете, о ком эти стихи? (О неряхе, грязнуле.)

Что надо делать, чтобы быть чистым? (Умываться, мыть руки, тело и т.д.)

Покажите, как это надо делать.

Дети встают друг за другом и имитируют движения, показывая, как они умываются, моют руки, ноги и другие части тела.

Человек должен быть опрятным и чистым. С таким человеком всегда приятно общаться. Для этого надо ежедневно мыть руки, причесываться, чистить и гладить одежду, чистить обувь.

6. Дидактическая игра «Какие вещи нужны человеку, чтобы быть чистым и опрятным»

На столе разложены различные предметы: зубная щетка, мыло, утюг, мочалка и т.д.

Дети выбирают любой предмет и составляют предложения.

Например: Расческа нужна человеку, чтобы причесывать волосы, и т.д.

7. Учебное задание - составь фигуру человека

8. Итог занятия

Дети по «цепочке» называют основные части тела человека.

Материал для закрепления

I. Повторить названия частей тела и уметь называть и показывать их на себе, на кукле, на другом человеке. Знать, что глазами видим, ушами слышим, носом дышим и т.д.

И. Грамматический строй речи и словообразование.

1. Составление предложений по данной теме с предлогами: на, в, за, между, около, перед.

2. Образование существительных множественного числа. Например: ухо - уши, шея - шеи и т.д.

3. Образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом.

Например: нос - носик, рот - ротик и т.д.

4. Подбор слов-антонимов.

Например: большой - маленький, высокий - низкий, тонкий - толстый, длинный - короткий.

5. Согласование числительных с существительными. Дидактическая игра «Сосчитай».

Тематический план


1. Попросить ребёнка показать на себе/маме части тела и назвать те, которые знает, проговаривать те, которые не знает, задавать при этом уточняющие вопросы (какой? для чего нужен, как ты думаешь? что им можно делать?): голова, волосы, лицо, лоб, затылок, макушка, виски, уши, брови, глаза, веки, ресницы, нос, ноздри, щёки, скулы, челюсть, рот, губы, зубы, язык, подбородок, шея, горло, грудь, живот, спина, руки, ключица, плечи, локти, запястья, ладони, пальцы (большой, указательный, средний, безымянный, мизинец), ногти, попа (ягодицы), ноги, бедро, колени, голень, ступня (стопа), носки, пятки, кожа.

Попутно обсудить понятия «длинноволосый» и «стриженый», «рыжеволосый», «светловолосый» и «темноволосый», «сероглазый», «кареглазый», «зеленоглазый», «лохматый» и «причёсанный», «кудрявый» и «ровный», «густой» и «редкий», «гладкий» и «шероховатый», «стоять» и «двигаться».

Обсудить понятия «туловище», «лицо» (морда - у животных).

Попросить показать, где правый, а где левый? (все парные части тела).

Рассмотреть вместе изображения персонажей на картинках в книжках и попросить ребёнка назвать и показать их части тела.

2. Подбор существительных к глаголу
Чем мы киваем? (головой) что расчёсываем? (волосы) что умываем? (лицо) что хмурим? (брови) чем смотрим? (глазами) чем слушаем? (ушами) чем едим и пьём? (ртом) чем нюхаем? (носом, ноздрями) что надуваем? (щёки) чем жуем? (ртом, челюстью, зубами) чем облизываем? (языком) чем целуем? (губами) чем машем? (руками) чем пожимаем? (плечами) чем хлопаем? (ладонями) чем хватаем? (пальцами) чем царапаем? (ногтями) чем ходим? (ногами)

3. Подбор глаголов к существительному (подобрать максимальное количество действий к каждой части тела, т.е. ответить на вопрос «что делает?», примерный список: брать, класть, бросить, нести, трогать, гладить, прикасаться, щупать, царапать, чесать, разжимать, сжимать, разогнуть, согнуть, хлопать, крутить, мыть, вытирать, ухаживать, ходить, топать, бегать, прыгать, дрыгать, двигаться, стоять, лежать, согнуться, присесть, нахмурить, морщить, улыбаться, расчесывать, кивать, слушать, слышать, думать, понимать, опускать, смотреть, наблюдать, видеть, подмигивать, моргать, нюхать, дышать, чувствовать, облизывать, говорить, жевать, есть)

4. Употребление глаголов в прошедшем времени (мы сейчас на картинки в книжке смотрим, а вчера…смотрели; кошку сейчас гладим, а вчера…)

5. Отвечать на другие вопросы по теме

Сколько глаз на лице? Носов? Ушей? Рук? Ног?

Зачем нужны уши? (чтобы слышать) Зачем нужны глаза? (чтобы видеть) Зачем нужен нос? (чтобы дышать и нюхать) Зачем нужен рот? (чтобы есть и говорить) Зачем нужны зубы? (чтобы жевать и пережёвывать еду) Зачем нужен язык? (чтобы пробовать еду на вкус) Зачем нужны руки? (чтобы брать, нести) Зачем нужны пальцы? (чтобы трогать, щупать, гладить) Зачем нужны ногти? (чтобы царапать, чесать) Зачем нужны ноги? (чтобы ходить, бегать, прыгать)

6. Назвать ласково все части тела (руки… ручки, рученьки, ручонки)

7. Сказать наоборот
длинноволосый – стриженый; лохматый – причёсанный; светловолосый – тёмноволосый; кудрявый – ровный; нижняя – верхняя; левый – правый; большой – маленький; сильный – слабый; толстый – тонкий; стоять – двигаться; гладкий – шероховатый

8. Игра
Стучать указательным пальцем по столу или по своему колену и говорить «Кап-кап дождик, сейчас замочит носик (руку, живот, коленку), а ребёнок должен закрыть нос (и др.) ладонью.

9. Упражнение для общей моторики.

Раз, два, три, четыре, пять – тело будем изучать

Показывать указательным пальцем на части тела:

Вот спина, а вот животик, ножки (топать), ручки (фонарики), глазки, ротик

Носик, ушки, голова (руки на голову), покачать успел едва (покачать)

Шея крутит головой (обхватить шею ладонями). Ох, устал я! Ой-ой-ой

10. Пальчиковая гимнастика

Пальчики здороваются (соединить ладони обеих рук у основания, дотрагиваться поочерёдно пальцами: большой к большому, указательный к указательному)

Пальчики танцуют (сложить ладони палец к пальцу и поочередно каждую пару пальцев то разъединять, то соединять)

Пальчик-мальчик (соединять большой палец поочерёдно с указательным, средним, безымянным, мизинцем на одной руке, затем на другой): Пальчик-мальчик, где ты был? С этим братцем в лес ходил, с этим братцем щи варил, с этим братцем кашу ел, с этим братцем песни пел.

Кулачок (загибать пальцы): этот пальчик маленький, этот пальчик слабенький, этот пальчик длинненький, этот пальчик главненький, ну а это толстячок -получился кулачок.

Крепкие кулачки. Ребёнок сжимает руку в кулак, а взрослый пытается разогнуть пальчики. Поменяться местами.

11. Стихи-пестушки

Во время массажа:

Розовый животик мурлычет, словно котик, заурчал щеночком, забулькал ручеёчком. Ах животик ты, живот, кто в животике живёт? Кто мешает баиньки маленькому заиньке? Мы погладим пузики, сладкие арбузики.

Куда бежите, ножки по маленькой дорожке? С бугра на бугор за ягодой в бор. В зеленом бору тебе наберу Черной черники, алой земляники.

Вот лежат в кроватке розовые пятки. Чьи же это пятки, мягки да сладки? Прибегут гусятки, ущипнут за пятки.Прячь скорей, не зевай, одеяльцем накрывай!

Во время причёсывания:

Расти, коса, до пояса, не вырони ни волоса. Расти, коса, до пят - все волосы в ряд.Расти, коса, не путайся - маму, дочка, слушайся

Хлопать в ладоши: Ладушки-ладушки, где были у бабушки…

Во время подстригания ногтей:

Это кто у нас? Мизинчик! Бегал с другом в магазинчик! Покупал игрушки, сладкие ватрушки!

Ну а это безымянный! Как солдатик оловянный, на посту всегда стоит и имеет грозный вид!

Ну а это пальчик средний! Со щенком играл в передней, прятались, смеялись, скакали, кувыркались!

Пальчик указательный – очень любознательный! Это кто? А это как? На вопросы он мастак!

Это пальчик наш большой, стричься рад со всей душой! Он в хорошем настроенье, ел клубничное варенье!

Во время купания:

Волшебная водичка на розовое личико, ручеек из сказки на носик и на глазки, брызги из кадушки на щечки и на ушки, дождичек из лейки на лобик и на шейку. Ливень с теплой тучки на маленькие ручки. Вот какой чистюля! (Девочка-чистюля!) Целуй меня, мамуля!

Во время укладывания спать:

Наши ноженьки устали, целый день они скакали, бегали и прыгали, топали и дрыгали! Ножкам надо отдохнуть, чтоб пуститься завтра в путь!

Наши рученьки устали, целый день нам помогали всё хватать, греметь, стучать, ложку с кашею держать! Ручкам надо отдыхать, надо рученькам поспать!

Наши глазики устали, целый день они моргали, столько всего видели, видимо-невидимо! Глазкам надо отдыхать, будем глазки закрывать!

Вот и ротик зазевал, ротик тоже наш устал, он жевал, кусал, смеялся, песни пел и улыбался! Пусть наш ротик отдохнёт, завтра песенку споёт!

Только носик не устал, хоть и целый день дышал! Носик, носик, ты не спи, ты всю ноченьку дыши!

Глазки спят и щечки спят у усталых малышат.

Спят реснички и ладошки, спят животики и ножки.

И малюсенькие ушки сладко дремлют на подушке.

Спят кудряшки, ручки спят, только носики сопят.

12. Загадки

Своими словами описать части тела и для чего они нужны.

Загадки в стихах:

Оля слушает в лесу, как кричат кукушки. А для этого нужны нашей Оле …

Оля весело бежит к речке по дорожке. А для этого нужны нашей Оле …

Оля ядрышки грызет, падают скорлупки. А для этого нужны нашей Оле …

Оля ягодки берет по две, по три штучки. А для этого нужны Нашей Оле …

Если б не было его, не сказал бы ничего. (Язык)
Всегда во рту, а не проглотишь (Язык)

Конспект занятия

по развитию лексико-грамматической стороны речи

в средней группе.

Тема:

«Части тела»

с использованием речедвигательных упражнений

и пальчиковых игр.

Цели:

Уточнять, расширять и активизировать словарь по теме Развивать слуховое и зрительное внимание, память и мелкую моторику Закреплять навыки противопоставления большого пальца остальным, помогать запоминать названия пальцев Развивать чувствительность органов чувств, учить соотносить ощущения с органами чувств Учить правильно использовать существительные в форме Тв. и П. п. ед. и мн. ч. Учить ориентироваться в пространстве относительно своего тела Упражнять в понимании и выполнении 2-ступенчатой инструкции. Воспитывать навыки организованного поведения Воспитывать эмоционально-радостное отношение к пальчиковым играм.

Материал к занятию:

Картинки: цветок, грибок, шарик, квадрат, круг (для зрительного анализатора)

Целлофановый пакет, бумага, вода и 2 стакана (для слухового анализатора)

Мандарин, лимон, чеснок, шоколад (для обоняния)

Морковь, яблоко, шоколад (для вкусового анализатора)

Игрушки: пирамидка, матрешка, мячик, кубик, машинка (чудесный мешочек)

Картинки частей тела и человека. Мяч для игры. Повязка для глаз. Каштаны и грецкие орехи на каждого ребенка. 2 коробки (синяя и зеленая).

Аудиозапись речедвигательные игры Е. и С. Железновых

Ход занятия.

I . Орг. момент. Приветствие.

Дети здороваются.

Вежливые люди всегда здороваются друг с другом. У нас есть очень хорошие помощники, которые помогают нам играть, рисовать, есть, одеваться и за мамочку держаться. Что это за помощники? (РУКИ)


Да, это наши ручки и ловкие пальчики, которые тоже умеют здороваться.

Игра: «Пальчики здороваются»

Большой пальчик «здоровается» поочередно с остальными, начиная с указательного.

Здравствуй, указательный!

Привет, средний!

Здорова, безымянный!

Как живешь, мизинец?

II . Введение в тему.

1. Игра: «Что изменилось?» На доске картинка «цветок», затем закрыть ширмой и поменять картинку на «грибок» (квадрат, круг…)

Что вам помогает узнавать картинки? (ГЛАЗА)

Вы эти картинки видите чем ? (ГЛАЗАМИ)

Выставить картинку «глаза»

2. За ширмой производить звуки – шуршать пакетом, смять бумагу, перелить воду…

Дети угадывают предметы.

Что вы сейчас делали? Как догадались, что я тут прячу? (СЛУШАЛИ)

- Чем вы слушали? (УШАМИ)

Выставить картинку «уши»

3. Угадывание по запаху. (мандарин, лимон, чеснок, шоколад)

Как ты догадался? Чем ты нюхал? (НОСОМ)

Картинка «нос»

4. Игра: «Чудесный мешочек» - Как ты узнал?

Ты не видел, не слышал, а догадался с помощью чего? (РУК, ПАЛЬЦЕВ)

Картинка «рука»

5. Угадывание на вкус. (морковь, яблоко, банан, шоколад)

Ребенку закрыть глаза, дать попробовать кусочек.

Что тебе помогло узнать продукт? (РОТ) Чем мы едим? (РТОМ)

Картинка «рот»

III . Закрепление темы

Посмотрите, что вы видите на доске? (ЧАСТИ ТЕЛА)

Какие еще части тела у нас есть? (выставить картину человека). Если затрудняются, то логопед показывает части тела на картинке человека (Дети называют)

Речевая подвижная игра:

Называем мы слова: Нос, живот, коленки, пятки,

Лоб, затылок, голова, Губы, бедра и лопатки…

Шея, плечи, пальцы, ногти, Части тела изучаем,

Кулаки, ладошки, локти, Части тела называем.

Активизация глагольного словаря. Игра с мячом.

Логопед бросает мяч ребенку, называя часть тела, ребенок возвращает мяч, называя, какие действия производит этот орган.

Инструкция: «Я называю часть тела, а вы скажите, что мы делаем»

Что мы делаем глазами? (смотрим, моргаем, закрываем, открываем)

Носом? (дышим, нюхаем, сморкаемся)

Ртом? (разговариваем, едим, улыбаемся, кричим, смеёмся…)

Руками? (трогаем, берем, хлопаем)

Ногами? (прыгаем, шагаем, топаем, бегаем…)

Ориентировка в пространстве, понимание и выполнение инструкций.

«Правый – левый» - выполнение двухступенчатой инструкции:

Возьмите в правую руку каштан, а в левую – орех. Проверить правильность.

Что у вас в правой руке? Что у вас в левой руке? В какой руке каштан? В какой руке орех?

А сейчас крепко сожмите каштан и орех и держите, пока я сосчитаю до 5.

Положите орех в синюю коробку, а каштан – в красную.

Активизация в речи существительных в форме пр. падежа ед. и мн. числа

Игра: «У жирафов…» Синхронизация речи и движения. (Железнова)

У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.
У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде. Хлопаем по всему телу ладонями.




У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде.

Щипаем себя, как бы собирая складки.

На лбу, ушах, на шее, на локтях,
На носу, на животе, на коленях и носках.
Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.


У котяток шёрстка, шёрстка, шёрстка, шёрсточка везде.
Поглаживаем себя, как бы разглаживая шёрстку

На лбу, ушах, на шее, на локтях,
На носу, на животе, на коленях и носках.
Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.


А у зебры есть полоски, есть полосочки везде.
Проводим ребрами ладони по телу (рисуем полосочки)

На лбу, ушах, на шее, на локтях,
На носу, на животе, на коленях и носках.
Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.

IV . Итог: Что мы сегодня с вами делали?

Что нам помогает дышать, есть, говорить, смотреть, слышать…?

Как мы называем все эти части? (ЧАСТИ ТЕЛА)

Молодцы! Вы очень хорошо поработали, особенно, Саша, Маша…. (похвалить всех детей)

Игра « Один – много»

Игра «Назови ласково»

Физкультминутка

Игра «Чего не хватает

Итог занятия.

Конспект занятия по развитию речи в группе 2 года обучения

Тема: « Части тела и лица »

Цель: Закрепить названия частей тела и лица человека.

Коррекционно-образовательные задачи:

Научить образовывать существительные множественного числа;

Научить образовывать существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов;

Расширять активный и пассивный словарь в ходе изучения данной темы;

Расширять глагольный словарь;

Продолжать развивать умение слушать устный текст и выполнять словесную инструкцию.

Коррекционно-развивающие задачи:

Развитие моторики рук;

Развитие зрительного восприятия, внимания и памяти;

Развитие артикуляционного аппарата;

Развитие правильного речевого выдоха.

Коррекционно-воспитательные задачи:

Воспитывать дружеское взаимоотношение между детьми;

Воспитывать умение работать в коллективе.

Словарь и оборудование: Нос, нога, палец, рука, рот, глаз, ухо, щека, живот.

Интеграция образовательных областей: «речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие».

Предварительная работа: рассматривание картинок с изображением человека, отгадывание загадок по теме, беседа о человеке, частях его тела и лица, индивидуальная работа перед зеркалом – артикуляционная гимнастика.

Раздаточный материал: картинки с изображением лица человека

Демонстрационный материал: картинки с изображением частей лица и тела.

Ход занятия.

Введение в тему:

Ребята, посмотрите друг на друга. Все мы разные на вид, но у каждого есть руки, ноги, рот, два уха, два глаза и нос. Какими бы мы не были разными, но все мы похожи своим телосложением. Ребята, давайте вспомним еще раз, из каких частей состоит тело человека. Я буду зачитывать вам стихотворение, а вы будете внимательно слушать и как только вы услышите названия частей лица и тела вы сразу их показываете, я вам буду помогать.

Быть у каждого должна, очень умной голова.

Я верчу ей, как умею, голова сидит на шее.

Животик, спинка, грудь, и вместе это туловище – туловище.

Съел еду я всю, и вот мой наполнился живот.

На прогулке не забудь закрывать от ветра грудь.

Руки – чтоб трудиться, воды из кружечки напиться.

На руке сидят мальчики – очень дружные пальчики.

Бегут по дорожке очень резвые ножки.

Молодцы, вот мы с вами и вспомнили, из чего состоит наше тело. Теперь давайте пройдем за столы и поиграем в интересную игру, которая называется

Основная часть.

Игра на развитие правильного речевого выдоха

Игра « Один – много» - я буду показывать вам картинки с изображением частей тела и лица, а вы должны правильно назвать. Обратите внимания, что на одной картинке будет нарисован один предмет, а на другой много. Нос – носы, палец, пальцы, рука -руки, нога - ноги, рот –рты, глаз -глаза, ухо- уши, щека- щеки.

Игра «Назови ласково» - давайте назовем наши части тела и лица ласково.

Нос – носик, палец- пальчик, рука -ручка, нога - ножка, рот –ротик, глаз -глазик, ухо- ушко, щека- щечка.

Пальчиковая и артикуляционная гимнастика

Утром ножки одеваем (имитация одевания)

Ручки, ручки потираем (потираем ручки)

Зубки, зубки очищаем (языком проводим по верхним и нижним зубкам)

Щечки, щечки надуваем (надуваем щечки)

Ротик кушает, зевает (жуем, зеваем)

Глазки, глазки изучают (водим глазками по сторонам)

Лобик шишки набивает (кулачки ко лбу)

Физкультминутка

Это глазки – вот, вот, вот, это ушки – вот, вот, вот.

Это нос, это рот, там спинка, тут живот,

Это ручки хлоп-хлоп, это ножки топ-топ.

Игра «Чего не хватает» - посмотрите, перед вами находится картинка с лицом человека, на этой картинки не хватает одной части лица, давайте попробуем понять какой и рассказать, что делает эта часть лица.

Итог занятия. Логопед подводит итоги, оценивая работу детей на занятии.

Сегодня мы с вами говорили про части тела и лица. Что вам понравилось.

Вы обеспокоены состоянием речи своего малыша? Вашему ребенку 4 года, но его речь малопонятна для окружающих? А может, ему уже 5 лет, но он неправильно произносит отдельные звуки, заменяет другими или совсем их пропускает?

Первое, что нужно сделать - это проконсультироваться с логопедом и следовать его рекомендациям, так как артикуляционная гимнастика только готовит речевые органы к постановке звуков, но не ставит их!

Родители часто бывают необьективными в оценке речи своего ребенка, и им даже может нравиться "детская" речь ребенка, а некоторые родители поощряют "сюсюканье", что абсолютно недопустимо.

Опытный специалист поможет вам не упустить момент, когда нужно серьезно аняться исправлением звукопроизношения.

Чтобы родителям было удобно следить за своевременным появлением в речи ребенка звуков, мы предлагаем таблицу, в которой даны примерные сроки окончательного усвоения детьми гласных и согласных звуков.

Из таблицы видно, что к 5-6 годам ребенок должет овладеть правильным произношением всех звуков речи. Если этого не произошло, то мы не можем говорить о так называемом возрастном косноязычии, когда отсутствие некоторых звуков или их замена допустимы и не вызывают серьезных опасений.

Задержка в своевременном появлении звуков говорит о том, что существуют особые причины, мешающие ребенку самостоятельно овладеть звуками. Нарушения, недостатки, дефекты произношения требуют специальной логопедической помощи.

Ели Вы занимаетесь артикуляционной гимнастикой с ребенком 4 лет, то это поможет ему своевремено овладеть правильным звукопроизношением, а детям 5-6 лет - подготовить артикуляционные органы к постановке тех звуков, которые он самостоятельно освоить не смог.

Перед тем как приступить к занятиям, вы должны чётко знать, какие звуки у ребёнка нарушены; знает ли он названия частей своего тела, артикуляционных органов и как ориентируется в них.

Попросите ребёнка показать (и покажите вместе с ним) верхнюю и нижнюю губу, верхние и нижние зубы, кончик языка, передние и боковые зубы, нёбо, подбородок, уголки рта, правую и левую щёки.

Знание частей тела и лица можно закрепить в играх.

Игра "Сказочка-указочка"

Взрослый читает стихотворение и вместе с ребёнком показывает части лица и артикуляционные органы. Не устала ты пока,
Покажи, моя рука:
Это - правая щека,
Это - левая щека.

Ты сильна, а не слаба,
Здравствуй, верхняя губа,
Здравствуй, нижняя губа,
Ты не меньше мне люба!

Есть у губ одна черта -
В них улыбка заперта:
Вправо - правый угол рта,
Влево - левый угол рта.

Подбородок тянем вниз,
Чтобы с челюстью отвис.
Там - к прогулкам не привык -
Робко прячется язык.

А вокруг-то - целый ряд
Зубки нижние стоят:
Боковые слева, справа,
Впереди - зубов оправа.

Нёбо вместо потолка
Есть во рту у языка.
А когда открылся рот,
Язычок пошёл вперёд.

Интересная картинка:
Есть и кончик, есть и спинка,
Боковые есть края -
Всё про ротик знаю я!

Игра "Всё за мною повторяй, только не показывай щёки (нос, живот, зубы...)"

Цель. Проверить знание частей тела и лица, развивать внимание.

Ход. Взрослый в достаточно быстром темпе называет и показывает части тела и лица, пытаясь "перехитрить" ребёнка. Ребёнок должен быть внимательным и не показывать "запрещённую" часть тела или лица.

Прежде чем приступить к выполнению артикуляционных упражнений, вы должны выяснить, как ваш ребёнок ориентируется в пространстве: может ли он показать, что находится справа, слева, впереди, сзади, наверху, внизу; различает ли он правую и левую руки. Без этого выполнение артикуляционной гимнастики невозможно или крайне затруднительно для ребёнка.

Игра "Весёлые фигуры"

Детям даются поручения. Например:
1. "Правую руку вытяни вперёд, а левой рукой закрой левый глаз".
2. "Левой рукой возьмись за правое ухо, а правой рукой - за левое".
3. "Левую руку положи на затылок, правую на живот, а правую ногу поставь на пятку".
Далее всё зависит от вашей фантазии. Играйте вместе с ребёнком.

Упражнение "Наши руки"

Это упражнение выполняется с маленькими каучуковыми шариками.
Эта ручка - правая (мячик на ладошке),
Это ручка - левая (мячик на ладошке),
Я на мячик нажимаю
И зарядку делаю:
Будет сильной правая (сжимаем мячик в правом кулачке),
Будет сильной левая (в левом),
Будут ручки у меня
Ловкие, умелые (катаем шарик между ладошками).

Упражнение "Зарядка"

Выполняем движения в соответствии со стихотворением.

Руки в стороны, в кулачок,
Разожмём и на бочок (то есть на пояс).
Руки вверх, в кулачок, Разожмём и на бочок.
Руки вперёд, в кулачок, Разожмём и на бочок.
Руки к плечикам, в кулачок, Разожмём и на бочок.

Упражнение "Фокусник"

Выполняется с каучуковым мячиком. Способствует развитию мелкой моторики и ориентации в пространстве, правильному пониманию предлогов (мы обязательно их используем, объясняя упражнение артикуляционной гимнастики).
За рукой (мяч прячется от зрителя за ладонью и придерживается большим пальцем) и под рукой (прямая кисть ладонью вниз, большой палец придерживает мяч).
Из-под кисти на покой (мяч берётся второй рукой из-под ладони державшей его руки и кладётся на тыльную часть кисти).
Над рукою мяч кружит (одна кисть прямая, ладонью вниз, другая рука с мячиком кружится над нею),
От неё теперь бежит (рука с мячом как бы уходит от другой руки).
Между пальцев подержи (соответственно),
И в ладошку положи (соответственно).
Вдоль ладони (катим от кончиков пальцев к середине ладони),
Через палец (перекатываем через лежащий на ладони большой палец).
И вокруг запястья танец (обводим вокруг запястья одной руки).

"Логопедические упражнения. Артикуляционная гимнастика." Т.А. Воробьёва, О.И. Крупенчук

Поделиться: