Феодо́сий Череповецкий. Афанасий череповецкий Феодосий череповецкий

Пре-по-доб-ный Афа-на-сий, по про-зви-щу "Же-лез-ный по-сох", и пре-по-доб-ный Фе-о-до-сий Че-ре-по-вец-кие - уче-ни-ки пре-по-доб-но-го Сер-гия Ра-до-неж-ско-го. По-се-ли-лись они в Нов-го-род-ском краю на Че-ре-по-вец-ком уро-чи-ще, при впа-де-нии реч-ки Ягор-бы в ре-ку Шекс-ну, где под-ви-за-лись в ино-че-ских тру-дах. Здесь они по-стро-и-ли храм во Имя Свя-той Тро-и-цы и ос-но-ва-ли Вос-кре-сен-ский Че-ре-по-вец-кий мо-на-стырь. Скон-ча-лись око-ло 1388 го-да и по-гре-бе-ны в со-бор-ном хра-ме мо-на-сты-ря.

Полные жития преподобных Афанасия и Феодосия Череповецких

Уче-ни-ки пре-по-доб-но-го Сер-гия, от-шель-ни-ки Афа-на-сий (по про-зва-нию Же-лез-ный по-сох) и Фе-о-до-сий, по-се-ли-лись в Нов-го-род-ском краю на Че-ре-по-в-ском уро-чи-ще, в весь-ма кра-си-вой мест-но-сти, при впа-де-нии реч-ки Ягор-бы в ре-ку Шекс-ну, сре-ди непро-хо-ди-мых дре-му-чих ле-сов. Там по-ста-ви-ли они цер-ковь в честь Свя-той Тро-и-цы и устро-и-ли мо-на-стырь. О свя-том Фе-о-до-сии ни-че-го до-под-лин-но неиз-вест-но. О пре-по-доб-ном Афа-на-сии так же по-чти ни-ка-ких све-де-ний не со-хра-ни-лось, лишь в ле-то-пис-ных свят-цах ска-за-но "пре-по-доб-ный Афа-на-сий пу-стын-ник, зо-во-мый Же-лез-ный по-сох, уче-ник бысть свя-та-го Сер-гия чу-до-твор-ца; пре-ста-ви-ся в ле-то 6900 (1392 по Р.Х.)", да в Стро-га-нов-ском ико-но-пис-ном под-лин-ни-ке, опи-сы-ва-ет-ся об-ли-чие свя-то-го: "Пре-по-доб-ный Афа-на-сий... по-до-би-ем сед, бра-да по-уже и по-ко-ро-че Вла-си-е-вы".

Че-ре-пов-ский Вос-кре-сен-ский мо-на-стырь был до ос-но-ва-ния ра-зо-рён во вре-мя на-ше-ствия Лит-вы, а по-то-му не со-хра-ни-лось све-де-ний о бла-жен-ных его ос-но-ва-те-лях, кро-ме над-пи-си на вклад-ной кни-ге 1568 го-да: "Сия кни-га свя-тыя оби-те-ли Вос-кре-се-ния Хри-сто-ва и Жи-во-на-чаль-ной Тро-и-цы и свя-тых пре-по-доб-ных чу-до-твор-цев Сер-гия и Ни-ко-на и на-чаль-ни-ков свя-тыя оби-те-ли сия пре-по-доб-ных отец на-ших Фе-о-до-сия и Офа-на-сия".

Мо-щи пре-по-доб-ных Афа-на-сия и Фе-о-до-сия по-чи-ва-ют в Че-ре-пов-це под спу-дом Вос-кре-сен-ско-го со-бо-ра. Па-мять их со-вер-ша-ет-ся 18 июля (5 июля по ст.с.), 8 ок-тяб-ря (25 сен-тяб-ря по ст.с.) и 9 де-каб-ря (26 но-яб-ря по ст.с.).

(2-я пол. XIV в.),прп. (пам. 25 сент., 26 нояб., 6 июля - в Соборе Радонежских святых, в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых), основатель череповецкого мон-ря в честь Воскресения Господня. Вкладная запись 1567 г. в одной из рукописей мон-ря сообщает о первых храмах и об основателях обители: «Сия книга святыя обители сея Воскресения Христова, и святыя Живоначальныя Троицы, и святых преподобных чудотворцев Сергия и Никона и начальников святыя обители сея преподобных отец наших Феодосия и Афанасия» (ИРИ. Т. 6. С. 657-658). Из того факта, что одна из первых церквей череповецкого мон-ря была освящена в честь Св. Троицы и преподобных Сергия и Никона Радонежских, митр. Амвросий (Орнатский) делал вывод, что А. Ч. пришел на берег р. Ягорбы из Троицкого Сергиева мон-ря.

В «Описании о российских святых» (кон. XVII-XVIII в.) в числе святых «града Устюжны Железныя» назван «преподобный Афанасий пустынник, зовомый Железный Посох, ученик бысть святаго Сергия Чудотворца, преставися в лето 6900 (1392)» (в дате, приведенной в «Описании», очевидно, недописаны цифры десятков и единиц лет, кончину А. Ч., по-видимому, следует отнести ко времени после 1392). «Описание» по списку Савваитова (Барсуков . Стб. 67) называет др. дату преставления прп. Афанасия Железного Посоха - 1388 г. Эти сведения «Описания» традиционно относят к А. Ч., хотя Н. П. Барсуков различал 2 святых: прп. Афанасия по прозванию Железный Посох, подвизавшегося в Устюжне-Железной, и А. Ч.- основателя череповецкого мон-ря. Малообоснованной представляется т. зр. И. Ф. Токмакова, к-рый считал А. Ч. уроженцем Устюжны-Железной, подвизавшимся как юродивый при ц. Рождества Христова в Устюжне до своего прихода на Ягорбу.

Время основания череповецкого Воскресенского мон-ря неизвестно, но он существовал к 1449 г., т. к. этим годом датируется грамота, данная обители белозерским кн. Михаилом Андреевичем (ИРИ. Т. 6. С. 656). В 1764 г. Воскресенский мон-рь был упразднен, а соборный храм обращен в приходскую церковь, в 1780 г.- в городской собор. В Воскресенском соборе под спудом почивают мощи А. Ч. Время местной канонизации преподобного неизвестно, она подтверждена включением его имени в Собор Вологодских святых, установленный в 1841 г. по благословению Вологодского еп. Иннокентия (Борисова) , и в Собор Радонежских святых, установленный в 1981 г. по инициативе наместника ТСЛ архим. Иеронима (Зиновьева) .

Иконография. Имя А. Ч. встречается под 5 июля в иконописных подлинниках кон. XVIII в. (БАН. Строг. № 66. Л. 116об., с добавлением: «глаголемаго Железного Посоха») и 30-х гг. XIX в. (ИРЛИ. Перетц. № 524. Л. 181об.). Известно неск. икон преподобных Афанасия и Феодосия Череповецких, кон. XIX в. (ЧерМО. Воскресенский собор Череповца): святые изображены в рост, в молитвенном предстоянии иконе Троицы Новозаветной («Отечество»), на фоне пейзажа с каменным Троице-Сергиевским собором Череповца (разобран в 1929). А. Ч. облачен в схиму, с куколем на голове, имеет седую бороду средней длины, ладони сложены на груди крестообразно, в левой руке четки. В иконостасе правого придела Воскресенского собора, освященного во имя преподобных Афанасия и Феодосия Череповецких, находится образ 1900-х гг. подобной иконографии. В кон. 90-х гг. XX в. иконописцем МДА С. Л. Тарасовой была написана аналойная икона «Прп. Сергий Радонежский благословляет преподобных Афанасия и Феодосия Череповецких на основание монастыря» (Воскресенский собор Череповца). В 1992 г. на набережной Ягорбы в Череповце поставлен памятник преподобным (скульптор И. Архипов); в 1997 г. на месте разрушенного Спасо-Всеградского собора в Вологде воздвигнут памятный крест с 20 образами вологодских святых (скульптор А. В. Климков), среди к-рых представлен А. Ч.

Ист.: Описание о российских святых. С. 182; ИРИ. Т. 6.

Лит.: Леонид (Кавелин), архим . Святая Русь. С. 56-57; Барсуков . Источники агиографии; Поройков Н . Исторические сведения о бывших и существующих мон-рях, их строителях и основателях в Череповецком уезде Новгородской епархии // Новгородские ЕВ. 1895. № 3; Токмаков И . Ф . Историко-статистическое и археологическое описание г. Устюжны с уездом Новгородской губернии. М., 1897. С. 63-65; Зверинский . Т. 2. С. 103-104, № 738; Минея (МП). Май. Ч. 3. С. 467; Рыбаков А . А . Устюжна: Череповец: Вытегра. Л., 1981; Маркелов . Святые Древней Руси. Т. 2. С. 64; Рыбаков А . А . Вологодская икона: Центры худож. культуры земли Вологодской XIII-XVIII вв. М., 1995. С. 250-251; Хрусталёв М . Ю . Воскресенский Череповецкий мон-рь по архивным и иконографическим источникам XVIII-XX вв. // Череповец: Альманах. Вологда, 1999. Вып. 2.

В 1992 году на Соборной горке был установлен памятник основателям города - монахам Афанасию и Феодосию.

Существует легенда, которую записал краевед прошлого столетия А. В. Афетов:

По Шексне в Белозерск с товарами плыл московский купец. Днем на Шексне около нынешнего города Череповца, близ устья Ягорбы вдруг случилась тьма. Все исчезло с глаз, а лодка села на мель. Пораженный таким явлением купец стал молиться, и вот, во время молитвы, его глазам представилась еще более удивительное зрелище. Находящаяся вблизи гора, покрытая лесом, была как бы в огне, и из-за горы брызнули лучи света, будто указывающие направление пути. Купец снялся с мели, поплыл по направлению лучей к чудной огненной горе, и явление исчезло. Он поднялся на гору, увидел дремучие леса, среди которых, причудливо изгибаясь, текла река Ягорба, а вдали на восток уходила широкая серебряная лента Шексны. Все это случилось в воскресный день. Ознаменовав это дивное место крестом, купец уехал. На следующий год, привезя с собой большую икону Воскресения Христа, в день чудного видения он устроил на горе часовню и украсил ее привезенной иконою.

Далее предание добавляет, что к построенной часовне пришли два икона, Феодосий и Афанасий, что старец Феодосий и есть московский купец, а Афанасий, выходец из Устюжны, ученик Сергия Радонежского по прозванию Железный посох. Прозвище это он получил, вероятно, потому, что имел при себе железную палицу для изнурения плоти, с которой никогда не расставался Архиепископ Филарет Черниговский в своем сочинении «Русские святые», чтимые церковью, пишет: «Афанасий железный посох» отшельнически жил на том месте, где основался Череповецкий монастырь». Феодосий, как полагает тот же Л.В. Афетов, был москвичом, «торговым человеком», потерявшем в бедственную эпоху чумы 1352-1353 г.г. семью, нашел для себя успокоение в мысли отдаться воле Божией и посвятить свою жизнь служению Богу. Таким образом, явились два инока и обосновали обитель, главный храм - Воскресенский монастырь.

После кончины подвижников в селе Феодосьево был построен деревянный храм в честь основателей поселения. А престольные праздники 11 и 18 января (дни именин Феодосия и Афанасия) послужили поводом к возникновению двух ярмарок, Феодосьевской и Афанасьевской.

В 1992 году на Соборной горке установлен памятник основателям города. Автор скульптурной композиции санкт-петербургский скульптор Алексей Архипов.

Она представляет собой две четырехметровые фигуры (отлитые из бронзы в фасонно-литейном цехе ОАО «Северсталь»). Афанасий и Феодосий одеты в традиционные монашеские одежды. На голове Афанасия - головной монашеский убор куколь. Феодосий стоит с непокрытой головой. Феодосий указывает на гору, где явилось ему спасение. Афанасий тоже поднял руки в восхищении от того места, где впоследствии возникнет новое поселение. Невысокая стена вокруг памятника выложена плитами. На ней надпись: «Преподобным Феодосию и Афанасию». Внутри небольшого круга сооружены еще два, как бы незавершенные, не сомкнутые.

Торжественное открытие памятника состоялось 28 октября 1992 г. в другой знаменательный день - 150-летие со дня рождения художника-баталиста В.В. Верещагина.

Афанасий Железный посох, Череповецкий (XIV в.), основатель Череповецкого Воскресенского монастыря , преподобный

Прозвище "Железный посох" преподобный Афанасий получил из-за железной палицы, которую он носил с собой для изнурения плоти. Он стал вторым настоятелем монастыря, после прп. Феодосия .

Сведений преподобных Афанасии и Феодосии сохранилось мало, так как в Смутное время монастырь был почти до основания разрушен, и при этом погибли все письменные источники.

В летописных святцах сказано "преподобный Афанасий пустынник, зовомый железный посох, ученик бысть святаго Сергия чудотворца; преставися в лето 6900 ( по Р.Х.)" . «Описание» по списку Савваитова называет другую дату преставления прп. Афанасия Железного Посоха - г. Эти сведения «Описания» традиционно относят к Афанасию Череповецкому, хотя Н. П. Барсуков различал двух святых: прп. Афанасия по прозванию Железный Посох, подвизавшегося в Устюжне-Железной, и Афанасия Череповецкого - основателя череповецкого монастыря. Малообоснованной представляется точка зрения И. Ф. Токмакова, который считал Афанасия Ччереповецкого уроженцем Устюжны-Железной, подвизавшимся как юродивый при церкви Рождества Христова в Устюжне до своего прихода на Ягорбу.

Мощи преподобных Афанасия и Феодосия Череповецких почивают под спудом в Череповецком Воскресенском соборе . Время местной канонизации преподобного неизвестно, она подтверждена включением его имени в Собор Вологодских святых , установленный в 1841 г. по благословению Вологодского еп. Иннокентия (Борисова), и в Собор Радонежских святых , установленный в 1981 г. по инициативе наместника Троице-Сергиевой лавры архим. Иеронима (Зиновьева).

Имя прп. Афанасия Череповецкого встречается под 5 июля в иконописных подлинниках конца XVIII в. и 1830-х годах .

В Строгановском иконописном подлиннике, описывается обличие святого: "Преподобный Афанасий... подобием сед, брада поуже и покороче Власиевы".

Литература

  • Описание о российских святых. С. 182; ИРИ. Т. 6.
  • Леонид (Кавелин), архим. Святая Русь. С. 56-57;
  • Барсуков. Источники агиографии;
  • Поройков Н. Исторические сведения о бывших и существующих монастырях, их строителях и основателях в Череповецком уезде Новгородской епархии // Новгородские ЕВ. 1895. № 3;
  • Токмаков И. Ф. Историко-статистическое и археологическое описание г. Устюжны с уездом Новгородской губернии. М., 1897. С. 63-65;
  • Зверинский. Т. 2. С. 103-104, № 738;
  • Минея (МП). Май. Ч. 3. С. 467;
  • Рыбаков А. А. Устюжна: Череповец: Вытегра. Л., 1981;
  • Маркелов. Святые Древней Руси. Т. 2. С. 64;
  • Рыбаков А. А. Вологодская икона: Центры худож. культуры земли Вологодской XIII-XVIII вв. М., 1995. С. 250-251;
  • Хрусталёв М. Ю. Воскресенский Череповецкий монастырь по архивным и иконографическим источникам XVIII-XX вв. // Череповец: Альманах. Вологда, 1999. Вып. 2.

Использованные материалы

  • М. Ю. Хрусталёв, Афанасий Череповецкий // Православная энциклопедия, т. 4, с. 70-71
  • Житие на сайте Череповецкого Воскресенского архиерейского подворья
  • "Зеленая" Минея, ноябрь, том 2, стр. 400

В дате, приведенной в «Описании», очевидно, недописаны цифры десятков и единиц лет, кончину А. Ч., по-видимому, следует отнести ко времени после 1392 - примечание в Православной энциклопедии

Барсуков. Стб. 67

БАН. Строг. № 66. Л. 116 об., с добавлением: «глаголемаго Железного Посоха»

ИРЛИ. Перетц. № 524. Л. 181об.

Поделиться: