Еврейские женщины в произведениях а. Еврейские женщины с древних времен своей красотой и сексуальностью славились

Должна ли девушка, принявшая решение одеваться в соответствии с законом Торы, полностью сменить свой гардероб? Можно ли, одеваясь скромно, оставаться модной и современной? Может ли религиозная еврейка покупать одежду в обычных магазинах, или ей придётся шить на заказ и летать на шопинг в Израиль?

Тора заповедала женщине следовать в одежде определенным правилам. При этом она отнюдь не отрицает красоту и женственность, напротив! Жена должна быть красивой и нравиться мужу. Красиво одетая (в том числе) женщина восхваляется в традиционном песнопении «Эшет хаиль».

Каждая еврейская женщина – дочь Царя царей, и должна быть одета красиво и с соблюдением приличий.

По закону Торы

Правил еврейского дресс-кода не так много. Вот они:

  1. Женщине нельзя носить брюки.
  2. Одежда должна прикрывать ключицы, локти и колени в любой позе, не обтягивать фигуру и не просвечивать. На ногах должны быть колготки или гольфы (не тоньше 40 ден).
  3. Одежда не должна быть слишком яркой, броской, необычной, выраженно сексуальной. И тут уже нет четких критериев. Каждая женщина, глядя в зеркало, должна сама честно ответить на вопрос, соответствует ли ее облик статусу царской дочери.

Дилемма скромности

В жизни религиозной еврейской женщины есть достаточно много ситуаций, в которых она должна выглядеть наилучшим образом. Субботы, свадьбы, обручения и прочие семейные события, праздники… Такой образ жизни требует богатого гардероба.

Однако поход по магазинам может принести религиозной еврейке немало огорчений. Большинство вещей современной моды ей нет смысла даже мерить, настолько они не соответствуют критериям Торы. Летом, когда большинство вещей в магазинах – открытые, проблема обостряется. А если женщина обладает высоким ростом, найти юбку, закрывающую колено, для нее – почти неразрешимая проблема. Полупрозрачные ткани, бретельки, брюки и шорты…

В последние годы в Израиле появилась целая индустрия религиозной моды. Даже известные сети, такие, как «Кастро», открывают специализированные магазины для религиозных и создают для них отдельные коллекции.

И все же можно одеться красиво и скромно, даже не заглядывая в эти специализированные магазины! Нельзя сказать, что это легко, но возможно – однозначно! К тому же, сегодня есть возможность воспользоваться услугами стилиста, работающего с религиозными женщинами.

Еврейский стилист

Мири Бейлин родилась в Америке; в восемнадцать лет, выйдя замуж, репатриировалась в Израиль. Через год занялась одеванием невест у себя на дому, еще через год открыла собственное ателье, одновременно работая дизайнером одежды в одной из итальянских фирм.

«В моем ателье работают, кроме меня самой, еще десять сотрудниц. Я сама создаю дизайн нарядов, которые шьет мое ателье. Поначалу я занималась только пошивом нарядов для свадеб и других торжеств, но клиентки стали просить помочь им с созданием индивидуального стиля.

Как выглядит процесс создания стиля? Первый шаг – телефонный разговор, из которого я стараюсь узнать как можно больше о женщине – ее личности, образе жизни, предпочтениях. Второй шаг – визит на дом заказчицы. Тут я открываю гардероб и смотрю, что ей подходит, а что – не очень, и чего не хватает.

Начинаем с нижнего белья, потом переходим к одежде. Я объясняю клиентке тип ее фигуры и внешности прежде, чем она начнет делать покупки. Следующий этап – поход по магазинам, который длится восемь часов.

Как правило, ко мне обращаются три типа клиенток: женщины после родов, чья фигура изменилась; бизнес-леди, которым некогда заниматься обдумыванием гардероба; и девушки на выданье».

Последнее время у Мири появилась еще одна должность – заведующей кафедрой в колледже моды и стиля для религиозных.

Для Мири сочетание моды и красоты с правилами Торы – естественно и не представляет проблемы. «Истоки красоты – в Торе, – утверждает она. – Уход за собой и стремление к красоте были присущи еще первой женщине, Хаве, которая после греха Древа познания сделала себе одежды. Именно Тора требует, чтобы у еврея была особая одежда для субботы, новомесячья, праздников. Тора требует от мужа покупать жене подарки к каждому празднику – одежду, украшения и так далее. А от жены Тора требует быть красивой для мужа, доставлять ему удовольствие своим видом, ведь на прочих женщин ему запрещено даже смотреть!»

Скромность и стиль

«Для меня это не противоречие. Я считаю, что чем более закрыта одежда, тем красивее она делает женщину. Скромная одежда делает ее не просто женщиной, но царицей. Скромность – не ограничение, но обрамление.

А если мне очень понравится вещь, не соответствующая критериям, я могу, как минимум, подумать, как исправить этот ее недостаток. Например, многослойность – хорошее решение для вещей слишком открытых. Скажем, на футболку с коротким рукавом можно надеть столь актуальный сейчас кардиган».

Как религиозная женщина выбирает одежду?

«В общем, никаких принципиальных отличий. Женщина есть женщина. Все женщины любят красиво одеваться. Отличие только в том, что религиозная женщина кроме качества ткани и швов проверит длину юбки; в сомнительных случаях даже присядет в ней, чтобы убедиться, что она закрывает колено. Если предполагается носить вещь без чего-либо сверху, проверяют, что она не обтягивает тело, а держит форму. Короче говоря – проверит соответствие вещи критериям скромности».

Иногда приходится и уступить

«Да-да, иногда приходится и отказаться от понравившейся вещи, которая не соответствует критериям скромности. Например, надевать под сарафан на бретельках футболку – это смешно, и лучше отказаться от сарафана. Но большинство вещей все-таки можно приспособить или при помощи сочетаний, или при помощи внесения небольших изменений.

У меня есть целый набор приемов. Например, слишком открытый вырез платья может исправить надетая под него закрытая майка. Слишком короткую юбку удлинит подъюбник с подходящей отделкой по подолу. Немного прозрачную блузку спасет боди, а короткий рукав – жакет или кардиган, надетый сверху».

Мири считает, что в мире религиозной моды в последнее время происходят изменения. Она получает более широкое распространение. Появляются стилисты, обслуживающие именно религиозный сектор. В частности, их готовит колледж, в котором преподает Мири. И профессия эта становится все более и более востребованной. Когда-то прогулка по торговым центрам была почти табу для религиозной женщины, теперь же это стало обычным делом. Женщины поняли, что большинство вещей из «обычных» магазинов можно приспособить для их нужд.

Знакомьтесь: религиозные модницы

Рахель – мама четверых детей, секретарь в солидной фирме, религиозная еврейка и… модница.

«Я помню себя с пяти лет любительницей моды. Мне уже в этом возрасте было важно, как я выгляжу. А еще я любила обшивать своих кукол. Лоскутки мне давала бабушка.

В старших классах у меня не было денег на покупку новой одежды, и тут на помощь пришли магазины секонд-хенд. Они помогали мне выглядеть ярко, необычно, не так, как все. Я перешивала на купленных вещах пуговицы, подбирала аксессуары, красивые колготки; иногда приходилось обращаться к портнихе, чтобы переделать слишком открытую вещь.

- А тебе не жалко, что многие модные тренды ты не можешь носить из-за их несоответствия требованиям Торы?

Нет, я не жалею о слишком открытой одежде. Я люблю строгую и солидную классику. Ну, а кроме того, даже женщина, не обращающая внимания на степень скромности одежды, тоже не может носить все, что в моде. Что-то идет, что-то не идет. Да и невозможно скупить все, что предлагает модная индустрия.

Религиозная девочка с самого юного возраста знает, что она – дочь царя, а это обязывает.

В конце концов, если мне что-то уж очень понравится, я найду способ переделать эту вещь!

- Например?

Например, однажды мне очень понравилось в магазине шифоновое платье – достаточно закрытое, но… прозрачное. Я решила все-таки купить его и сшить подкладку. И я не ошиблась: с подкладкой платье стало выглядеть на порядок лучше, я получила массу комплиментов.

Советы моднице

Решила одеваться скромно? Не знаешь, что делать с прозрачной или слишком открытой одеждой? Не спеши выбрасывать ее!

* Короткие рукава или их отсутствие можно исправить, надев сверху жакет, кардиган или пиджак.

* Можно надеть под платье или блузку с коротким рукавом облегающую футболку подходящего цвета и с рукавом нужной длины. Зачастую интересное цветовое сочетание улучшает конечный образ.

* Под просвечивающую юбку можно надеть подъюбник, а под просвечивающую блузку – футболку.

* Короткую юбку или платье можно удлинить полосой прошвы или выглядывающим подъюбником с интересной отделкой по подолу.

Еще один вариант – носить короткое платье с юбкой, в качестве туники.

*Многослойность – один из вариантов спасти слишком откровенную вещь. Но с многослойностью следует быть осторожной. Тут требуется вкус и некоторый опыт в создании многослойных образов.

Кейт Миддлтон – икона стиля и скромности

В последнее время эта особа стала образцом для подражания религиозных модниц, ведь английский королевский дом предполагает скромность в одежде.

Вещи Кейт всегда отличного качества, подобраны с отменным вкусом и лишний раз доказывают, что для того, чтобы быть красивой, необязательно носить открытую одежду. Более того, закрытая одежда делает образ Кейт изысканным и аристократичным.

Кейт – живое доказательство того, что если уж супруга обычного земного принца может одеваться скромно, то дочь Царя царей, еврейская женщина, тем более должна поступать так. И тот факт, что известная икона стиля одевается практически в полном соответствии с требованиями еврейского закона, должен придать нам сил в стремлении следовать этому закону.

Каждая национальность имеет отличительные признаки внешности, характера, образа жизни. По ним узнают, кем является человек: русским, негром, китайцем, евреем. Представители последней нации имеют богатую историю и культурное наследие, живут во многих странах мира. Чтобы определить еврея, пригодятся описание, как он выглядит, знания об особенностях менталитета и образа жизни.

Как отличить еврея: характерные черты

Известны способы, как определить и распознать в человеке принадлежность к рассматриваемой нации. Легкий - спросить об этом. Евреи часто гордятся национальностью и не скрывают происхождения. Об этом может сказать фамилия человека и даже его характер. Также методом определения еврейской принадлежности выступает распознавание нации по особенностям внешности.

Форма головы

Для установления национальности человека целесообразно обратить внимание на череп, тип лица.

Главный признак еврея - несимметричность головы, в отличие от славяно-руса, у которого овал четко выраженной овальной формы. У последнего это создает ощущение надежной, крепкой посадки.

У евреев голова часто вытянутой формы, овал лица удлинен, как на фото актера Николаса Кейджа.

Несимметричностью обусловлены виды черепов, какие бывают у евреев, помимо вытянутого: грушевидного, круглого, сдавленного. Характерен скошенный затылок, наблюдать который можно на фото виолончелиста, пианиста и дирижера Мстислава Ростроповича.

В этом случае профиль человека четко показывает плоский участок, слегка наклоненный назад.

Круглая голова у еврея не редкость, при этом она вдавлена в плечи по причине короткой шеи. На фото изображен юморист Михаил Жванецкий.

Эта особенность часто сочетается с малым ростом и лишним весом человека.

Еще одной характеристикой формы головы еврея выступает скошенный лоб, визуально отклоненный назад. Фотография Юрия Никулина показывает этот антропологический признак.

Нос

Способ, как определить национальность по внешности - обратить внимание на нос человека. Выделяют разновидности типичных еврейских носов: широкий, в форме капли, удлиненный.

Знаменитый «шнобель» загибается у основания, напоминает крючок, при этом крылья приподняты. Такая форма образует цифру 6, поэтому в антропологии нос получил название «еврейской шестерки».

Признак прослеживается на фото актера Эдриана Броуди.

У нацистов в Германии эта характеристика носа считалась главной, как узнать семитскую внешность. В немецких школах проводились специальные занятия, где детям рассказывали признаки еврейской нации.

Однако и у русских встречается такая форма носа (у Гоголя, Некрасова), поэтому судить о национальной принадлежности только по одной внешней особенности не следует.

Для евреев характерен удлиненный тонкий нос, кончик которого уходит далеко вниз за линию крыльев, чем отличается от классической формы славян. Признак ярко заметен на фото музыканта Леонида Агутина.

У еврея Зиновия Гердта присутствует нос-капля. Такой форме характерны широкий кончик и вытянутость вниз.

Вздернутый выше кромки ноздрей еврейский нос представлен на фото актера Алексея Баталова.

Глаза

Понять, что человек принадлежит к еврейской национальности, можно по глазам. Характерной особенностью выступает их выпуклость, как на фото предпринимателя Романа Абрамовича.

При закрывании глаз тяжелые веки представлены, как часть шара - это способ, как немцы определяли евреев. Отличали их также по пронизывающему взгляду «лживого человека». Кратко и доступно признаки перечислялись в пособии для детей, звучащем по-немецки «Der Giftpilz», который создал Юлиус Штрайхер.

Считается, что у евреев слабое зрение: они чаще других народов страдают дальтонизмом и носят очки.

Характерно близкое расположение глаз, возможно врожденное косоглазие.

Цвет преимущественно темный, но присутствуют и другие оттенки, например, голубой. Встречаются среди евреев голубоглазые брюнеты.

Уши

Яркий признак еврейской национальности - слабовыраженная, сросшаяся мочка уха.

Форма раковины различна, контуры нижней половины часто несимметричны верхней.

Славянское ухо прижимается к боковой части головы серединой. Еврейское же - приросшее нижней и верхней областью, как видно на фотографии Владимира Жириновского.

Иногда кажется, что раковины снизу отходят практически из шеи, их называют «сайгачьи уши».

Волосы и борода

Среди представителей нации встречается разнообразие оттенков волос: от светлых до черных. Свойственны кудрявые, волнистые пряди. Еврейской национальности характерен темный цвет волос: от каштанового до черного.

Однако блондины не редкость. Светловолосых больше среди ашкеназов (германоязычные европейские евреи), чем среди других типов.

Возможны и рыжие, преимущественно это польские евреи и представители нации в России.

Элементом прически выступают пейсы - отращенные пряди на висках. Они необязательны, но наряду с бородой и бакенбардами считаются обычаем, традицией еврейской культуры.

Если человек лысый, в качестве пейсов используют накладные пряди, прикрепленные к головному убору.

Рот

Особенность строения рта у евреев заключается в чрезмерном обнажении десен при улыбке, как у Андрея Макаревича.

Отмечается подвижность губ, их несимметричность во время разговора.

Для представителей нации характерен неровный зубной ряд. В сравнении со славянами, у которых он плотный, у евреев отмечается асимметрия зубов, их некоторая редкость, как на фото Евгения Евстигнеева.

Фамилия и имя

Способ, как узнать, есть ли еврейские корни, заключается в анализе фамилии и имени человека. Однако использовать метод как основополагающий не стоит.

Характерные окончания еврейских фамилий:

  • на «-ман» (Либерман, Гусман);
  • на «-ер» (Штиллер, Познер);
  • на «-ц» (Кац, Шац);
  • на «-он» (Гордон, Кобзон);
  • на «-ик» (Ярмольник, Олейник);
  • на «-ий» (Вишневский, Разумовский).

Но их носителями бывают люди разного происхождения. Возможны окончания, сходные со славянскими (Соловьев). Известно происхождение еврейской фамилии от мужских и женских имен (Абрамович, Якубович, Рубинчик).

Покидая Польшу, многие евреи меняли фамилию, в зависимости, откуда они родом- Высоцкий (поселок Высоцк), Днепровский, Невский и так далее.

Большое разнообразие отмечается в именах. Истинные еврейские (Даниил, Лев, Илья, Яков, Дина, София) часто носят представители русской национальности.

Как выглядит еврейка

Еврейских девушек путают с представительницами других наций, кавказской или средиземноморской.

Отличительные признаки сходны с таковыми у мужчин, но выражены мягче.

Чистокровная еврейка среднего и пожилого возраста обычно представляется женщиной с выдающимися формами, громким голосом и именем Розочка, Сарочка и так далее.

Представительница нации считается заботливой женой и трепетной мамой, чрезмерно опекающей детей. Однако отмечают небрежность женщин в быту, одежде и внешнем виде, специфический запах от тела. Выделяют грубоватые манеры молодых и старых евреек, которым свойственна крикливость. Из-за небрежности от них нередко пахнет табаком, потом.

Лицо

Портрет еврейской женщины, как и мужчины, обладает характерными национальными чертами. Волосы преимущественно темные. Нос крупный, удлиненный или с горбинкой, пухлые губы.

Внимания заслуживают красивые глаза: слегка выпуклые, яркие и выразительные.

В них отображается вечная печаль, тревога и беспокойство.

Щеки иногда пухлые, что отмечается с детства и сохраняется у молодых девочек и парней. Некоторые источники причиной называют чрезмерный перекорм детей и гиперопеку.

Еврейские традиции включают покрытие волос в публичных местах или в присутствии постороннего мужчины.

Однако сегодня обычай соблюдается редко, только в строго ортодоксальных кругах.

Фигура

Генетической особенностью строения тела считаются широкие бедра и узкие плечи, полные ноги.

Евреечки преимущественно обладают пышными и чувственными формами, но встречаются и противоположные типы фигур.

Таким женщинам характерны узкая кость, смуглость, тонкая восточная красота.

С возрастом фигура часто портится, чрезмерно толстые еврейки - распространенное явление. Среди причин выделяют роды, поскольку в семье считается нормальным иметь 4-5 детей, что отражается на внешнем виде тела.

Обрезание

Специфическим способом, как проверить еврейство, является установление целостности крайней плоти полового органа мужчины.

На самом деле обрезание не только иудейский обряд, но и мусульманский. Отличие заключается в том, что в последнем случае крайняя плоть отсутствует. У иудеев показано делать процедуру частично, область обрезали только сверху.

Считается, что манипуляции у евреев вызывали постепенное формирование загиба вверх полового органа и приобретение им крючкообразного вида.

Особенности и правила жизни

Непростая история евреев обосновывает, почему у них так долго не было своего государства, что наложило отпечаток на их развитие и образ жизни. В древности они пребывали под гнетом египтян, располагаясь на подконтрольной им земле. После захвата Иудеи Римом, евреи окончательно изгнаны латинскими язычниками и вынуждены распространиться по миру, начав двухтысячелетние скитания.

Нация, существовавшая более 2 тысяч лет без собственного государства, сейчас распространена практически везде. Место, где больше всего живет ее представителей, Израиль (43%), 39% приходится на Соединенные Штаты Америки, оставшаяся доля - на другие государства. В настоящее время число, сколько евреев живет на земле, составляет 16,5 миллиона.

Сложен вопрос, к какой расе относятся евреи, поскольку они соединили в себе черты различных народов, какие с ними соприкасались, что также отразилось на внешних признаках нации. По антропологическому типу их причисляют к европеоидам индо-средиземноморской расы.

Нация включает полукровок (смешение с русскими, поляками и полячками и так далее), при этом истинным представителем считается человек с еврейскими корнями по матери. Чтобы узнать, есть ли они, можно обратиться в специальную службу, которая проведет поиск в архивах и определит родство. Для получения наследства, переезда в Израиль, вступления в сообщество и так далее доказывают наличие в роду евреев до третьего колена (максимум бабушка и дедушка).

Своеобразное поведение представителей нации выступает признаком принадлежности к ней. Выделяют такие качества евреев, как самоуверенность, чувство собственного достоинства, гордости. Психология объединяет их в понятие «хуцпа». Плохи и опасны евреи по мнению общественности, считающей их жадными, скупыми, эгоистичными, грубыми.

Интересным фактом является то, как евреи узнают друг друга. Они называют признак «скорбь в глазах». Счастливый взгляд им не характерен.

Евреи - единственный народ, кто сумел сохранить обособленность, культуру, религию, несмотря на страшную историю. Возможно, они добились этого тем, что считают себя лучше других, живут по установленным правилам, почему и не привлекают в свое сообщество окружающих.

Однако пройдя обряд «гиюр» можно стать евреем даже, если ты не еврей. Для этого требуется согласие 3 раввинов, запомнить 613 заповедей, обучиться религиозному канону, произнести присягу, мужчинам показано обрезание.

Правила, которые соблюдают настоящие евреи, описаны в книге Торы: что едят и пьют (кошерную пищу и напитки), пользуются отдельной посудой, когда не работают (в Шабат) и так далее.

Еврейскую кровь выдают особенности голосового тембра: высокий у мужчин и низкий у женщин среднего и старшего возраста. В конце предложений характерен рост тональности. К признакам относят старческий, дребезжащий голос, который сохраняется с детства и до конца жизни. Однако такая особенность не мешает евреям петь и поражать окружающих талантом. Примером тому служит Тамара Гвердцители.

Важной особенностью называют факт, что евреи долго живут. Средняя продолжительность жизни составляет 82 года. Причинами выступают развитая медицина, благоприятные социальные условия. Однако сами представители нации обусловливают долгожительство теплыми дружескими отношениями, любовью и согласием в семье.

Евреи считаются хитрым и сообразительным народом. Повсеместно пишут и рассказывают истории, анекдоты про их ум и изобретательность. Это объясняет и то, почему 3 этаж называют еврейским. Он удобен в плане жизни: невысоко подниматься, удален от крыши. Термин появился еще в СССР и актуален для пятиэтажек. В какой-то мере он раскрывает суть еврейства.

Представители нации отличаются незаурядным умом и творческими способностями, среди них встречаются политические деятели, музыканты, актеры и так далее.

Этим обусловлено общественное мнение, что махрового еврея не обмануть и не победить. На фото представлена молодая, но уже известная журналистка и политолог Фридрихсон Надана Александровна.

Для отношений русских и евреев были характерны взаимная нелюбовь, первые называют последних презрительно жидами. Однако сейчас между представителями нации отсутствует напряженность, отмечается тенденция к лучшему.

Распространенные заблуждения

Об еврейской нации ходят слухи, домыслы, предположения. Однако далеко не все из них являются правдой.

  • Евреем становится только рожденный еврейкой . Утверждение ошибочно, поскольку не еврей, пройдя обряд «гиюр», признается членом сообщества.
  • Представители нации имеют огромный нос, пухлые губы и черные глаза. На самом деле встречаются светловолосые или рыжие евреи с тонким носом.
  • Косвенным признаком евреев считают то, что они картавят. Это связано с гортанным произношением буквы «р», почему и воспринимается как дефект речи. Однако большинство из них говорит правильно и четко, а картавость свойственна людям и других национальностей.
  • Евреи распяли Иисуса Христа. Совершили это римляне. Евреи донесли на сына Божия, а также не помешали казни.
  • У евреек самая большая грудь. Утверждение обусловлено особенностями фигуры женщин, но согласно исследованиям, первенство принадлежит жительницам Великобритании.
  • У евреев самый длинный нос . Однако более выдающиеся размеры органа обоняния зафиксированы у турков.
  • Еврейский язык идиш . Их языки иврит и арамейский. Идиш - форма диалектного языка, характерная для ашкеназов.

В прошлом муж и жена у правоверных евреев существовали как бы в двух разных мирах; традиционное разделение полов сильно ограничивало возможности общения. Слишком часто жена была куда ближе к детям, к своей родне, к соседкам и особенно к матери, чем к мужу. Мужчины и женщины держались раздельно даже на похоронах. Лишь в XVII в. разделение полов у ашкеназов стало соблюдаться менее строго. Еще во времена Великой французской революции в Эльзасе на дорогах можно было встретить множество евреев, но вот встреча с еврейкой была большой редкостью. Еврейские авторы Зборовски и Герцог описали жизнь замужних женщин в еврейских общинах Восточной Европы; почтенные, дородные, уверенные в себе матроны держали в руках семейный бюджет, контролировали все расходы, нередко жена даже сама становилась во главе дела мужа; эти женщины умели заставить себя уважать и бояться.

В общинах Центральной Европы у женщин было принято, выйдя замуж, остригать или даже обривать волосы и носить парик (этому обычаю следовала, например, жена Фрейда). Возможно, задумано это было для того, чтобы слишком красивые волосы не привлекали внимания посторонних мужчин; но случалось, парик был гораздо красивее, чем естественная шевелюра. Обычай стричь волосы зародился в XVII в., как раз тогда, когда дамы из высшего света стали носить парики для красоты; однако когда мода на парики у христиан отошла в прошлое, у иудеев - ревнителей традиций этот обычай сохранился. Считалось даже хорошим тоном подарить парик девушке накануне свадьбы, когда ей остригали волосы, - этот парик ей предстояло носить всю оставшуюся жизнь. В XIX столетии еврейки возмутились против обычая стричь волосы, и он почти исчез. В России в 50-х гг. XIX в. царь Николай I лично запретил стрижку: еврейки должны были распускать волосы в полицейских участках, дабы показать, что они не острижены.

Когда-то один еврей, обратившийся в христианство, обвинял своих бывших сестер по вере в том, что, выйдя замуж, они совершенно перестают следить за собой. Многие писатели отмечали, что еврейки рано полнеют и расплываются. А в некоторых областях Магриба девушку специально за сорок дней до свадьбы запирали в темной комнате и все эти дни кормили мучными продуктами, чтобы скорее потолстела; в Тунисе эту практику «предсвадебного откорма» прекратили лишь между 1900 и 1910 гг. Питание было главной заботой для многих еврейских жен; из страха, что пищи не будет завтра, ее поглощали сверх всякой меры сегодня; эта привычка сохранялась, даже когда приходил стабильный достаток. Малоподвижный образ жизни, забота о будущих детях, заставлявшая женщину особенно много есть во время каждой беременности и кормления, - все это приводило к преждевременной тучности, как и неумеренное потребление сахара, чем грешат евреи и в наши дни: Израиль находится на четвертом месте в мире по потреблению сахара на душу населения. Быстро набирая вес, женщина становилась бесформенной и даже безобразной. Длинные, просторные одежды из плотной ткани отчасти скрывали эти недостатки. Если супруге изредка случалось куда-нибудь пойти, она тяжело несла свои пышные формы и передвигалась мелкими шажками, то и дело останавливаясь и отдуваясь: все это было признаками ее несомненного достоинства. В алжирской газете «Антижюиф» от 6 сентября 1897 г. один чиновник-антисемит писал, что с годами еврейская женщина растет не по вертикали, а по горизонтали; примерно в это же время Мопассан в «Бродячей жизни» описал необъятные телеса тунисских евреек. Э.Дюнан, будущий основатель Красного Креста, объяснял их чудовищную полноту тем, что их кормят щенками.

Легкость, с которой еврейки набирают вес, порой едва выйдя из детского возраста, могла бы навести на мысль о наследственной предрасположенности; однако сегодня среди них насчитывается достаточно худеньких и стройных, пожалуй, даже больше, чем у других народов; но, быть может, одержимые желанием стать похожими на Лиз Тейлор и других звезд, они проявляют чисто еврейскую черту характера - несгибаемую волю.

Многие еврейки, обезображенные чрезмерной тучностью, пытались придать себе хоть какую-то привлекательность с помощью духов, умащая ими все тело; Талмуд издревле рекомендовал мужьям выдавать женам достаточно денег на покупку благовоний. С этой же целью еврейки увешивали себя драгоценностями, как правило, крупными и бросающимися в глаза. В древности еврейки носили даже кольцо в носу. Делакруа и ориенталисты всегда изображали их с тяжелыми браслетами на запястьях и лодыжках. На Западе еврейки носили менее массивные украшения, по примеру других европеек, и все же их драгоценности были немного ярче и заметнее, быть может, как наследие их далеких предков.

Менталитет еврейской жены не раз описывался с сочувствием. Она жила в постоянной тревоге: если супруга не было дома, начинала беспокоиться за него при малейшем дождике или порыве ветра.

Во времена еврейских погромов, а также на христианскую Пасху, когда иудеев традиционно обвиняли в убийстве Христа, ее тревога удесятерялась, и успокаивалась она, лишь когда муж был дома. В Алжире существовал обычай лить вслед уходящему воду с пожеланием скорейшего возвращения. Еврей, возвращавшийся домой усталым, а нередко и униженным, естественно, не мог противостоять жене; она же, чувствуя свою силу, становилась властной, напористой и буквально погребала беднягу под лавиной слов (так описывал подобные сцены Серфбеер).

Одной из ярких черт характера еврейской женщины всегда была ревность, быть может, как наследие эпохи полигамии, когда супруг мог иметь наложниц. В те времена женщина жила в постоянном страхе (особенно когда начинала стареть), что муж возьмет в дом новую, молодую жену и предпочтет ее маленького ребенка уже выросшему сыну от первой жены, который мог, к тому же, желать скорой смерти отца, чтобы получить после него наследство. Неудивительно, что в старинных песнях йеменских женщин, некогда переселившихся в Израиль, с постоянством навязчивой идеи повторяются слова о сопернице.

Видимо, иудеи с древности немало натерпелись от сварливых жен, ибо Талмуд предписывает жене знать свое место, держаться скромно, не забывать, что она была создана из ребра Адама (а может быть даже, как утверждают некоторые раввины, из его крайней плоти). Похоже, однако, что немногие жены следовали этим советам: изречения из Талмуда, касающиеся брака, исполнены горечи: «Взять жену - значит искать иголку в мешке с ядовитыми змеями», «Счастливые супруги - в ином мире» и т. п.

Очевидно, что нынешние жены унаследовали кое-какие черты от своих далеких предков. Еврейская жена, как правило, женщина властная, не терпящая возражении от мужа. Л.Гартнер в своей работе о евреях, живущих в Англии, писал, что муж, всегда готовый что-либо покритиковать вне дома, не решается и рта раскрыть в кругу семьи, словно боясь вступить в спор с женой. В 1969 г. американские социологи опубликовали интервью 200 евреек, большая часть которых - уроженки Филадельфии и Нью-Йорка. Ученые заключили, что «еврейские семьи держат первое место среди всех этнических групп по количеству семейных ссор»; ссоры могут продолжаться часами, но, быть может, именно благодаря этому обстоятельству, этой своеобразной «разрядке» статистика разводов у евреев много ниже, чем у других народов. Катя Рубинштейн рассказывает в своих мемуарах: «Прогуливаясь с отцом по улицам Туниса в день шаббата, я слышала доносящиеся из окон домов женские крики. Когда муж дома, он становится мишенью, в которую выпаливается вся накопившаяся горечь еврейской женщины». В литературе не раз отмечалась нервность евреек, их склонность к неврозам; так, иногда они дают выход своим эмоциям, принимаясь неистово чистить, мыть и скрести все подряд, затевая генеральную уборку, как перед Пасхой, выискивая малейшую пылинку на полу. Для большинства еврейских жен мир замыкается семейным кругом, отсюда их подозрительность и гипертрофированная ревность.

Много было сказано и о требовательности еврейских женщин; об этом писал, например, А.Мальро, чья жена была еврейкой. Мужчина, женившийся на дочери Израиля, даже если сам он христианин, делает по дому вдвое больше работы, чем муж любой другой женщины. Американские писатели Д.Бенсимон и Ф.Лотман изобразили жену-еврейку, которая желает жить в самых роскошных отелях, обедать в лучших ресторанах, носить самые дорогие меха и драгоценности, словно вознаграждая себя за нищету своих предков.

Однако ни ссоры, ни ревность, ни требовательность не ослабляют семейных уз, особенно прочных у этого народа. По данным опроса, 432 еврейки из одного города сказали, что их мужья по крайней мере один раз в день звонят им по телефону (гораздо чаще, чем не-евреи); сами женщины по крайней мере раз в день звонят на работу мужьям, в то время как среди христианок это делает лишь незначительное меньшинство; супруги-евреи имеют очень мало тайн друг от друга; годовщина свадьбы празднуется у них куда чаще, чем в других семьях.

Тем не менее с течением времени еврейскую чету ждет еще одно тяжелое испытание: депрессия жены. В США одна женщина-социолог обследовала 122 еврейки из разных кварталов Нью-Йорка в возрасте между 40 и 45. В глубокой депрессии оказалось вдвое больше женщин, чем показали опросы среди не-евреек такого же возраста. Социология видит причину этого в том, что в еврейской семье между матерью и детьми устанавливается слишком тесная связь; когда же дети оперяются и покидают родное гнездо, это тяжелый удар для матери. Надо еще добавить, что еврейки, словно неся на себе весь груз былых страданий своего народа, в любой момент готовы разразиться слезами и причитаниями. Эта черта их характера находила широкое применение в местечках Восточной Европы: ни одни похороны не обходились без профессиональных плакальщиц. Случалось даже, что еврейка, случайно встретив похоронную процессию и не зная даже, кого хоронят, спешила присоединить свой голос к хору плакальщиц.

СЕКСУАЛЬНЫЕ РЕАКЦИИ ЕВРЕЙСКОЙ ЖЕНЩИНЫ

Согласно «Книге Бытия» первой согрешила Ева. Именно женщина ввергла мужчину в плотский грех, поэтому евреи издревле приписывали дочерям Евы более пылкие и необузданные желания, чем сильной половине человечества. Талмуд позволял женщине оставаться наедине с двумя мужчинами: это удовлетворяло ее природную похотливость, однако мужчине запрещалось находиться в обществе двух женщин: он считался более целомудренным от природы, и такая компания могла его развратить. Многие библейские героини могут служить примером пылкого сексуального темперамента: от дочерей Лота до жен Потифара (не следует также забывать о Рахили и Лие, соперничавших из-за Иакова).

Похоже, однако, что нынешние женщины еврейской диаспоры мало что унаследовали от своих далеких предшественниц. Как уже отмечалось, поведение верного традициям мужа вряд ли могло возбудить жену. Возвращаясь домой, мужчина должен был, прежде чем переступить порог, поцеловать мезузу - рамку, в которой были заключены строки из Торы, призывавшие его не грешить. Ежедневное чтение Священного Писания тоже предназначалось для того, чтобы уберечь правоверного от греха. Во избежание соблазна мужу не полагалось смотреть на одежду жены, даже висящую в шкафу, да и на жену не следовало слишком заглядываться: в Торе рассказана поучительная история об одном святом, который, женившись на безобразной женщине, заметил, как она уродлива, лишь в день ее смерти.

Похожий на священника в своих длинных одеяниях, еврей даже дома не снимал ермолки, будто именно в ней была сосредоточена святость. Надо думать, его внешний вид был не слишком привлекательным; а как мог бедняк улучшить его, если ему нельзя было даже смотреться в зеркало? Это разрешалось лишь раз в день, при бритье. Один раввин (уже в наши дни) говорил: если у тебя болит глаз, чтобы рассмотреть его в зеркале, прикрой лицо.

Добрая сотня непременных ежедневных молитв и бесконечные ритуальные омовения довершали облик супруга: он больше походил на монаха, чем на мужчину. Согласно поздней раввинской литературе муж не должен был целовать жену, дабы не ввергать себя во искушение. Омовения начинались с самого утра, необходимо было омыть руки, встав с постели, ибо «ночью силы зла водят твоей рукой и делают ее нечистой». Половой акт, как уже известно, чтобы не обернуться грехом, был подвержен многочисленным ограничениям. Мужчина, как правило, вступал в брак девственником, плохо осведомленным об этой стороне жизни, и, конечно, не имел ни малейшего представления, как пробудить чувственность жены. Правда, в брачном договоре содержались строки о том, что муж должен доставлять жене удовольствие, но зачитывавший документы раввин обычно читал их скороговоркой.

В наши дни, несмотря на то что мужья, разумеется, стали привлекательнее внешне и куда более искушены в вопросах секса, еврейки проявляют очень мало интереса к интимной жизни. Из 62 опрошенных евреек в Израиле 60 % считают супружескую близость неприятной, 2 женщины (родом из Ирака) ненавидят ее «хуже смерти», лишь 12 когда-либо испытали оргазм. А между тем считалось, что если женщина испытывает наслаждения в объятиях мужа, то она непременно родит мальчика, поэтому многие женщины несомненно силились почувствовать хотя бы удовольствие. В Америке родилось множество шуток на тему холодности евреек: они-де закрывают глаза, потому что «им невыносимо видеть наслаждение партнера; заниматься любовью раз в неделю - для них уже нимфомания». Впрочем, женщины могли бы возразить, что все эти шутки придумали сами еврейские мужчины, дабы оправдать свои похождения с арийками.

Американские гинекологи Л.Дикинсон и Л.Баум наблюдали 40 пациенток-евреек; почти все женщины обратились по поводу бесплодия, однако у 22 из них были к тому же серьезные сексуальные затруднения и только у 6 их не было вовсе. Мастерс и Джонсон пишут, что из 193 женщин, никогда не испытывавших оргазма, 41 была очень религиозна и строго соблюдала все обряды; этим, по мнению врачей, и объяснялся их недостаток чувственности; 16 из них были еврейками. Из их же пациенток, страдавших вагинизмом - непроизвольным сокращением мышц влагалища перед половым сношением, - еврейки составляли треть.

Неопытный муж, многочисленные запреты… Итак, секс не приносил еврейской женщине особой радости, поэтому она искала утехи в детях и привязывалась к ним сверх всякой меры. Она ждала от них того, чего не дождалась от мужа, - искренней, пылкой любви, и отдавала им всю свою душу.

СВЕКРОВЬ - ТРЕТЬЯ В СУПРУЖЕСКОЙ ЧЕТЕ

Чрезмерная привязанность матери к детям может стать для них обузой, когда, став взрослыми, они сами женятся. Много было написано о еврейской свекрови, а в американской литературе 60-х гг. XX в. она стала центральной фигурой. Молодая жена по традиции входила в семью мужа и тут же попадала под власть его матери, которая была счастлива сторицей вернуть невестке все, что сама когда-то вытерпела от собственной свекрови. Жизнь со свекровью могла свести на нет радость супружеской близости: если мать с детства чрезмерно опекает сына, у него впоследствии возникают трудности с женщинами. Так Портному, герою романа Ф.Рота, образ матери столь прочно врезался в сознание, что на первом году учебы он в каждой учительнице видел переодетую мать. Позднее, в Израиле, все девушки казались ему копией матери, и он каждый раз оказывался с ними несостоятельным, несмотря на все свое извращенное воображение.

Надо добавить, что молодая жена обычно сохраняла очень тесные отношения с собственной матерью и, естественно, у двух столь близких женщин могла родиться мысль объединить свои силы против слабака-мужа. По данным обширного социологического исследования, проведенного в США, 55 % замужних евреек видятся со своими матерями не реже раза в неделю (у не-евреек этот процент составляет всего 43,5 %); при невозможности видеться они постоянно пишут друг другу или звонят по телефону; так, одна еврейка звонила матери ежедневно на протяжении 20 лет, не пропустив ни одного дня. Непрестанно повторяемое детям наставление «Возлюби отца своего и мать свою», несомненно, способствовало горячей привязанности дочери именно к матери, которая, постоянно присутствуя в доме, была ей ближе, чем вечно занятый отец.

Случается, что отношения между свекровью и тещей не складываются, что вносит в семейную жизнь молодой четы еще больше раздоров. На некоторых еврейских свадьбах в Нью-Йорке под общий смех исполняется так называемый «танец свекрови и тещи», которые изображают драку; глядя на этот забавный номер, каждый из гостей может вспомнить собственную семью, а новобрачным он предвещает не самое радужное будущее.

ПОВСЕДНЕВНАЯ ЖИЗНЬ ЕВРЕЙСКОЙ СЕМЬИ

Питание, употребление алкогольных напитков, естественные отправления - все это так или иначе отражается на сексуальной жизни супружеской четы.

Еврейская кухня была и остается немаловажным фактором прочности семьи. Стол - это домашний алтарь, супруга - его служительница, ее миссия - следить за соблюдением древних законов и традиций, связанных с приемом пищи. Некогда еврей, отправляясь в путешествие, брал с собой собственную посуду и еду, дабы не нарушать этих законов. Перспектива вновь обрести домашний стол со всеми привычными блюдами и непременными ритуалами заставляла его спешить домой и умножала радость возвращения.

Существовали особенно характерные для еврейской кухни продукты и ингредиенты. Прежде всего это чеснок. Говорят, что евреи пристрастились к нему во время египетского плена; еще во времена Плиния считалось, что чеснок возбуждает чувственность; он сохранил эту репутацию и среди талмудистов. Часто говорили, что еврея легко узнать по запаху, столько он поглощает чеснока. Героиня романа Р.Мартен дю Тара «Семья Тибо» Рашель, лишь наполовину еврейка, обожает колбасу с чесноком; этим штрихом автор подчеркивает ее происхождение. Монахам испанской инквизиции не составляло труда распознать марранов - псевдообращенных евреев: они всегда покупали перед Пасхой чеснок. Высоко ценили евреи также хрен и лук; на рынках Балеарских островов псевдообращенных опознавали и по этому признаку. Любили евреи и лимоны; ели их больше всего на Пасху и в праздник, именуемый Барах; возле каждой еврейской колонии на побережье Средиземного моря была лимонная рощица. Помидоры, которыми Европа долгое время после их открытия в Мексике пренебрегала, стали неотъемлемым компонентом питания по эту сторону Атлантического океана именно благодаря еврею - доктору Сиккари, в еврейской кухне их стали использовать очень широко.

Привлекательность еврейской кухни такова, что многие евреи, принявшие другую веру, и вероотступники еще долго тоскуют по ней. Анри Эн, отрекшись от иудаизма, сожалел лишь о его обрядах и о еврейской кухне. Некто Рахлин, еврей, ставший антисемитом, говорил, что кухня - последняя нить, связывающая его с иудаизмом. Хотя еврея не назовешь ни обжорой, ни гурманом, умная жена сумеет при помощи стола привязать его к себе куда крепче, чем постелью. Увы, став «рабой кухни», она вдвойне рискует быстро располнеть.

Часто отмечалось, что евреи злоупотребляют кофе; помимо депрессии и нервных расстройств, которые влечет за собой неумеренное потребление этого напитка, он может отрицательно повлиять и на сексуальную функцию. Возможно, большие количества кофе восполняли нехватку алкоголя, который евреи почти не употребляли (об этом речь пойдет ниже). В начале XIX в. Серфбеер де Медельшейм описывал эльзасских евреек, которые собираются вместе, чтобы выпить по чашке кофе: без этого, считает он, еврейская женщина не мыслит своей жизни. Позднее раввин С.Дебрэ опишет тех же эльзасок, подкрепляющихся бесчисленным множеством чашечек кофе. В Тунисе и Марокко кофе заменял чай - в таких же количествах и с теми же последствиями.

Алкоголь и евреи. История с Ноем в виноградниках Господних отнюдь не типична для евреев - как древних, так и нынешних. Алкоголизм был и остается у них явлением куда более редким, чем у окружающих их народов. Еще Кант утверждал, что женщины, пасторы и евреи никогда не напиваются. Один израильский хирург рассказывал, что на конференции доктора И.Симона по древнееврейской медицине, состоявшейся в центре Рати в Париже в феврале 1979 г., он принял своего соседа по столу за собрата по вере: тот не пил ничего, кроме воды. Добрая сотня интервью, взятых у израильтян в 1977 г., подтверждает их трезвость или, по крайней мере, умеренность в потреблении алкогольных напитков. Доктор И.Симон отмечает, что в парижской клинике Ротшильда, большинство пациентов которой составляют евреи, крайне редки случаи белой горячки. Та же картина наблюдается и в психиатрических больницах США.

Трезвость евреев вынуждены признавать даже антисемиты. Братья Гонкуры в своем романе «Монетта Саломон» объясняли воздержанность Монетты принадлежностью к непьющему народу. Сам Дрюмон признавал за евреями это достоинство, однако утверждал, что в силу своей трезвости они слишком приземлены и неспособны постичь «поэзию опьянения». И нацист Вершуер, профессор Берлинского института антропологии, отмечал, что алкоголизм у евреев - редкость. В 20-х гг. нашего столетия в Варшаве было арестовано за пьянство более 2 000 христиан и всего 30 евреев.

Однако даже трезвость некоторых политических деятелей еврейского происхождения послужила пропаганде антисемитизма. Карикатура Сеннепа изображает Леона Блюма среди виноградарей департамента Эро: вынужденный принять из их рук стаканчик красного вина, бедняга прижимает ко рту носовой платок. Мендес Франс, смертельный враг самогоноварения, многократно подвергался насмешкам за то, что выпивал на трибуне парламента стакан молока; будь в нем хоть капля французской крови, утверждал Пужад, он не пил бы молоко. И, вероятно, не случайно первым председателем правительственной комиссии по борьбе с алкоголизмом стал Робер Дебрэ, сын и внук раввинов, а сменил его на этом посту Жан Бернар, тоже еврей по рождению.

Ученые часто задавались вопросом: откуда такая воздержанность у евреев? Говорили даже о наследственном врожденном отвращении. Однако скорее роль здесь сыграла религия. Талмудисты видели в вине источник всех грехов: «Не напивайся, и не согрешишь», - предупреждали они. Особенно опасались раввины действия вина на женщин, поэтому жена могла пить только в присутствии мужа. Один раввин утверждал, что женщины, родившиеся от алкоголиков, несут печать родительского греха на своих лицах и вынуждены скрывать красные жилки на коже с помощью румян; страх перед такой напастью мог навсегда отвратить женщину от стакана вина. Алкоголик не имел права свидетельствовать в суде. Но главное - еврей, веками бывший объектом гонений и ненависти, чтобы выжить, должен был обладать подчас нечеловеческой силой воли и трезвым расчетливым умом и поэтому не мог позволить себе стать еще более слабым и уязвимым, предаваясь пьянству. К тому же при скученном существовании евреев в общинах склонность одного из них к вину была бы немедленно замечена и осуждена. В прошлом евреи, как в Европе, так и на Востоке, воздерживались от вина еще и по религиозным соображениям: виноград топтали ноги христиан.

Однако случалось и евреям отступать от своей привычки к трезвости. Так, для создания атмосферы веселья на празднике Пурим легкое опьянение допускалось и даже считалось хорошим тоном. Хасидиты, представители мистической секты иудаизма, считали, что алкогольные напитки в разумных дозах усиливают религиозный пыл. В начале 20-х гг. XX в., во времена сухого закона в США, подпольная торговля спиртными напитками находилась на 95 % в руках бутлеггеров-евреев. А как не пропустить несколько глотков при заключении сделки? В наши дни в США выходцы из Израиля контролируют крупные ликероводочные предприятия, что, однако, не отражается на их трезвости и дает повод для новых нападок антисемитов: алкоголь, дескать, это для других.

Супругам, которые хотели иметь мальчика, Талмуд советовал выпить по глотку спиртного перед сношением. Этой рекомендации следовали не только евреи. Наполеон писал Августе, супруге Евгения Богарнэ, что она должна пить каждый день понемногу вина, чтобы родился мальчик. Еврейка Агнес Блюм, биолог по профессии, много лет проработавшая в США и в Риме над проблемой определения пола будущего ребенка, подтвердила догадку своих предков научным методом: она впрыскивала небольшое количество алкоголя мышам перед спариванием, и процент мужских особей в помете оказывался значительно выше обычного.

В СССР евреи, благодаря своей воздержанности, считались наилучшими мужьями: ведь они не только не бьют жен, но и не напиваются. Подобное мнение сложилось и в США, где матери-еврейки советуют дочерям выбирать в мужья соотечественников: они редко «ходят на сторону» да еще и не пьют. Однако деньги, сэкономленные на спиртных напитках, евреи успешно тратят на еду. Одна американская газета отмечает, что еврейские клубы легко отличить по соотношению статей дохода: счета за еду во много раз превышают счета за выпивку, тогда как во всех других клубах картина обратная.

Трезвость многих поколений евреев на протяжении веков не могла не оказать благотворного влияния на их потомков. Американский биолог Снайдер пишет, что евреи, даже пристрастившись к спиртному, реже страдают от различных расстройств, порождаемых алкоголизмом; вероятно, их печень меньше подвержена разрушительному действию алкоголя.

Один английский врач считает, что, поскольку евреи пьют спиртное за едой, его вредное действие смягчается; кроме того, пьют, как правило, во время многочисленных ритуалов и церемоний, сопровождая питье молитвами; оно приобретает таким образом сакральное значение, что предотвращает злоупотребления. Талмуд гласит, что можно будет пить вино свободно и без последствий, только когда придет Мессия. И все же сегодняшние евреи, не дожидаясь Мессии, увы, пьют наравне со всеми, и от былой воздержанности этого народа скоро останется лишь воспоминание.

Другая вредная привычка - курение. Запрет курить в субботу мог сильно сократить потребление табака у евреев - ведь курильщику очень трудно каждую неделю делать перерыв на сутки. Между тем на карикатурах еврей-делец часто изображается с сигарой во рту; но, быть может, для него это образ мужского члена, отражающий тоску по мужской силе (о нехватке которой уже говорилось), а не зажигает он ее не из экономии, а чтобы сохранить в целости орган, который она символизирует?

Что же касается азартных игр, возможно, эта страсть компенсирует евреям сексуальную неудовлетворенность. В 1960 г. социальные службы США зафиксировали на 300 собраниях членов ассоциации по реабилитации игроков более 50 % евреев.

Естественные отправления, от регулярности которых в немалой степени зависит душевное равновесие супруга и супруги, стали поистине навязчивой идеей талмудистов. Мягкий стул был благословением небес. Запоры мешали верующему сосредоточиться на помыслах о Боге. Правоверному иудею следовало регулярно освобождать кишечник, при необходимости прибегая к слабительным. Отправлению естественных надобностей предшествовал целый религиозный церемониал: следовало повернуться лицом к северу, действовать исключительно левой рукой и, чтобы не обнажать тело, приподнять край одежды, лишь присев, затем прочесть молитву. Ни в коем случае нельзя было торопиться: кто подолгу пребывает в отхожем месте, тот умножает свои дни и года. Отправив естественную надобность, следовало молитвой возблагодарить создателя, даровавшего человеку необходимые отверстия.

Аббат Грегуар, ратовавший во времена Великой французской революции за духовное возрождение евреев, не переставал удивляться их интересу к «низменным функциям организма». «Они считают, - писал он, - что душа человеческая пропитывается зловонием от слишком долго сдерживаемых испражнений». Похоже, что и от этой черты евреев кое-что сохранилось сегодня. В романе Ф.Рота «Портной и его комплекс» отец героя страдает хроническим запором, спасаясь только слабительными и промываниями желудка. Ксавьера Холландер, став обозревателем сексуальной странички журнала «Пентхауз», писала в рубрике «О гигиене», что матери-еврейки постоянно ставят клизмы своим детям, чаще других страдающим запорами. Эта подлинная мания очищения кишечника еще недавно находила свое отражение в ритуале обмывания покойников у евреев Марокко: один из обмывающих вводил палец в анальное отверстие и насколько возможно прочищал прямую кишку.

Генриетта Ассео, еврейка из Салоник, писала, что запоры у евреев «тверже цемента, крепче скал». Марсель Пруст в письмах к матери жаловался, как трудно ему бывает освободить кишечник, и эти неприятности отразились в творчестве писателя: его герой Сван также страдает «запорами пророков». А Леон Доде в романе «Во времена Иуды» с упоением описывает еврейского писателя Марселя Швоба, часами просиживавшего в туалете, чтобы облегчиться; выйдя оттуда, он становился на диво красноречивым, словно облегчил не только кишечник, но и ум.

Хронические запоры у евреев могут объясняться в первую очередь привычкой к сидячему образу жизни, кроме того - низкой сексуальной активностью. Известный английский гинеколог Мария Стоне отмечала, что запоры часто сопутствуют фригидности. Возможно и другое объяснение - религиозное. Еще эссенийцы в древней Палестине считали, что кишечник, как и все тело, в субботу должен отдыхать, в этот день они старались не отправлять естественную надобность. Возможно, их примеру последовали некоторые особенно набожные евреи, а периодически подавляемый рефлекс мог отрицательно сказаться на работе кишечника.

Евреи еще в древности тщательно прятали свои испражнения. Античный историк Иосиф Флавий пишет, что в этом они следовали примеру римских солдат, которым предписывалось закапывать экскременты специальной лопаткой. Кроме того, талмудисты издревле требовали, чтобы ночной горшок находился как можно дальше от Торы. Это правило касалось также кишечных газов. Раввин Юдах говорил, что, если кто-нибудь «чихнет нижней частью» во время чтения Священного Писания, чтение следует прервать и подождать, пока выветрится запах. Другие раввины учили, что, если кто-то во время чтения почувствует, что выход газов неизбежен, он должен отойти в сторону на четыре локтя, а выпустив газы, возблагодарить создателя и лишь после этого продолжить прерванное чтение. Эта «анальная мораль», столь дорогая сердцу ученика Фрейда еврея Ференци, внушалась ученикам раввинов с незапамятных времен и, похоже, крепко сидит в головах набожных евреев и по сей день, оказывая несомненное влияние на их повседневную семейную жизнь.

Евреи - это нация, корни которой уходят в древние Иудейское и Израильское царства. Народ, который более двух тысяч лет существовал без своего государства, сегодня разбросан по многим странам мира.

Так, согласно официальным данным, 43% евреев проживают в Израиле, 39% - в США, а остальные - в самых разных уголках планеты. Многие из них живут и совсем рядом с нами. А вы знаете, как распознать еврея среди русских, немцев, кавказцев и других народов мира? Какие особенности внешности и характера отличают эту древнейшую и загадочную нацию?

Спросите

Итак, как распознать еврея? Прямо спросить его об этом. Большинство евреев гордятся тем, кто они есть, и не скрывают свое происхождение. Многие полукровки даже не задаются вопросом, какую половину предпочесть: еврейскую или русскую, украинскую, белорусскую… И даже капля крови для них бесценна. Это, между прочим, нормальная человеческая реакция. Ведь евреи - это древний народ с богатой историей и культурными особенностями. Так почему бы не гордиться этим? Спросите их сами.

Но бывают случаи, когда люди стараются скрыть свое еврейское происхождение. И это не нормально. Например, в годы далекой перестройки у телеведущего Любимова прямо спросили об этом. И шоумен в прямом эфире перед всей страной поклялся, что ни он, ни его родители не евреи. Характерные черты, однако, присутствовали и в его внешности, и в поведении. Да и фамилия говорила сама за себя: Любимов производно от Либерман.

Загляните в паспорт

Какие фамилии носят евреи? Характерные черты еврейских фамилий - это немецкие суффиксы «-ман» и «-ер». Однако здесь нужно быть осторожными. Ведь такие фамилии носят и сами немцы, и латыши. Например, Блюхер был чисто и немецкая фамилия досталась ему от предка, участвовавшего в войне с Наполеоном. Это было наградой за мужество и заслуги перед отечеством - носить фамилию известного немецкого полководца.

Есть еще одна особенность еврейских фамилий. Так, это может быть своеобразный «географический штамп». Многие евреи, переезжая в Россию из Польши, меняли свои фамилии таким образом, чтобы можно было понять, откуда они родом. Например, Высоцкий (поселок Высоцк в Беларуси), Слуцкий, Житомирский, Днепровский, Невский, Березовский (деревня Березовка), Донской и т. д.

Также могут образовываться от уменьшительно-ласкательных женских имен. Ведь, в отличие от русских, они ведут свои родословные по материнской линии. Пример: Машкин (Машка), Чернушкин (Чернушка), Зойкин (Зойка), Галкин (Галка) и т. д.

Но помните, что фамилия - это не отличительная черта евреев. Машкин и Галкин могут оказаться настоящими русскими мужиками, а, казалось бы, стандартные Иванов и Петров - евреями. Так что на основании одной только фамилии делать выводы рано.

Выбор имен

С именами все намного сложнее - они могут быть любыми. Конечно, есть чисто еврейские. Например, Лев (производное от Леви), Антон (от Натан), Борис (от Борух), Яков, Адам, Самсон, Марк, Абрам (от Авраам), Моисей, Наум, Ада (Аделаида), Дина, Сара, Эстер (от Есфирь), Фаина и другие.

Но существует и отдельная категория имен, которые имеют израильское происхождение, однако русские люди носят их еще чаще, чем сами евреи. Характерные черты таких имен - окончание -ил (Даниил, Михаил, Самуил, Гавриил), а также библейский смысл (Мария, Иосиф, Илья (Илия), София).

Носатость

Итак, какие характерные черты лица у евреев? Первое, на что всегда обращают внимание - это нос. Причем многие считают, что одного этого признака уже достаточно, чтобы считать человека евреем. Знаменитый «еврейский шнобель» начинает загибаться от самого основания. Так, израильский антрополог Джекобс подробно описал это явление «кончик загибается вниз, напоминая крючок, а крылья приподняты». Если взглянуть сбоку, то нос напоминает удлиненную кверху цифру 6. В народе такой нос называют «еврейской шестеркой».

Однако только по одному этому признаку нельзя с точностью сказать, что человек - еврей. Если посмотреть на то выяснится, что практически все из них были носатыми: и Некрасов, и Гоголь, и Карамзин, и даже Тургенев. Но доподлинно известно, что евреями они не были.

На самом деле у израильтян могут быть самые разнообразные носы: и мясистые «картошки», и узкие с горбинкой, и прямые, длинные, с высокими ноздрями, и даже курносые. Так, что один только нос - это далеко не показатель «еврейства».

Распространенные ошибки

Существует мнение, что есть определенные признаки, которыми обладают только евреи (характерные черты лица) - огромный нос, черные глаза, толстые губы. С носом мы уже разобрались. Что касается темных глаз и то это самые распространенные негроидные признаки. А негроидная примесь свойственна не только евреям, но и лицам другой национальности. Например, в результате союза монголоида и негра можно получить те же черты. Такая примесь часто наблюдается у греков, испанцев, португальцев, итальянцев, арабов, армян, грузин.

Еще одно массовое заблуждение - у евреев темные кучерявые волосы. Здесь все то же самое. Негроидный признак - налицо. С другой стороны, библейский еврей Давид был блондином. Это уже нордическая примесь. А посмотрите на российского певца Агутина - типичный еврей, но отнюдь не темноволосый.

Признак номер один

И все-таки как по лицу отличить еврея от славяно-руса? Существуют ли железобетонные признаки? Ответ: да.

Если вы сомневаетесь, кто перед вами: еврей или нет, в первую очередь обратите внимание на расовую черту - средиземноморскую примесь. Ее нет даже у кавказцев, которых часто путают с евреями из-за их мясистых носов, толстых губ и курчавых волос. Средиземноморская примесь очень характерна и явно выражена даже при большом кровосмешении. Что же это такое?

И прямо, и в профиль это очень узкое длинное лицо. Оно не расширяется кверху, в отличие от типичных славяно-русских лиц. Такую форму головы с узким и продолговатым затылком имеют только евреи. Характерные черты можно рассмотреть на фотографиях Луи де Фюнеса или Софии Ротару. Русские евреи - это смесь средиземноморцев и переднеазиатов (кавказцы, армяне). Идеальные примеры - Борис Пастернак и Владимир Высоцкий.

Итак, главная отличительная черта евреев - это очень узкое, длинное лицо, которое к верху не расширяется. Если из-за каких-либо примесей такое лицо расширилось, то где угодно, но не в районе лба. Лоб у еврея всегда узкий, как будто его зажали в тиски. В остальных местах, в принципе, голова может расширяться. И уже после того, как вы увидели этот признак, можно обращать внимание на нос, губы, глаза, фамилию и все остальное, чем отличаются евреи.

Характерные черты характера

Главными чертами характера любого еврея являются уверенность в себе, абсолютное чувство собственного достоинства и всякое отсутствие стеснительности и робости. Существует даже специальный термин на идише, который объединяет в себе эти качества - «хуцпа». Переводов этого слова на другие языки не существует. Хуцпа - это своеобразная гордость, вызывающая желание действовать, без опаски оказаться недостаточно подготовленным или неспособным.

Что же такое для евреев «хуцпа»? Смелость, способность изменить свою судьбу, бороться с ее непредсказуемостью. Многие евреи уверены, что само существование их государства Израиль - священно, это и есть акт хуцпа.

Как уже говорилось выше, аналогов в других языках и переводов этого понятия нет. Но в нееврейском обществе хуцпа имеет негативный окрас и отождествляется с понятиями «наглость», «нетерпимость по отношению к другим людям», «бесстыдство» и т. д.

Косвенные признаки

Стоит рассмотреть еще некоторые славян и евреев. Так, например, чистота лица. У евреев, в отличие от большинства русских, нередко наблюдается скопление родимых пятен в области носа, рта и подбородка. Родинки - это признак старения и деградации организма. Чем позднее они формируются на теле человека, тем крепче организм. У евреев как правило, образуются еще в детском возрасте.

Продолжаем называть характерные черты израильтян - сильнообнаженные при улыбке десна. Такое очень редко наблюдается у славяно-русов. У евреев часто встречается достаточно редкий и асимметричный зубной ряд, в отличие от славян, которым свойственны плотные нижние и верхние зубы.

Картавость как дефект речи часто считается косвенным признаком. В принципе, она свойственна некоторым евреям. Но только меньшинству. Большинство израильтян очень четко произносят букву «р». И даже учат этому русских. Но все-таки картавость - это редкий признак, ведь многие из евреев, у кого был такой дефект, упорно занимались с логопедом. Да и любой русский ребенок может иметь такое произношение от рождения.

Национальная принадлежность

У всех народов мира не существует обязательных и строгих законов, которые регулируют национальную принадлежность. Здесь свобода выбора: либо национальность матери, либо отца. Исключение составляют только евреи. У них строгий и нерушимый закон: только тот, кто рожден от матери-еврейки, может считаться евреем.

И закон этот строго соблюдается на протяжении всего времени существования нации.

Женщина в иудаизме – это царская дочь, потомок царя царей, которая исполняет его волю. Свои настоящие и истинные достоинства женщина может показывать только своему мужу. Пока женщина не вышла замуж, она находится в полном подчинении и власти своего отца. Когда же она выходит замуж, эту власть приобретает ее муж. И в семье, и в обществе в целом у женщины подчиненная позиция. Такое отношение иудаизма к женщине складывалось на протяжении длительной вековой традиции.

Главными обязанностями женщины являются ведение домашнего хозяйства и воспитание детей. Женщины не должны исполнять все те обряды, которые в определенное время дня и в определенные месяцы совершают мужчины-иудеи. По идее, женщина должна быть ведомой и подчиняться, но в основном во всех еврейских семьях именно женщины являются руководителями.

Внешность еврейской женщины должна быть скромной. Это касается как одежды, так и разговора, манер иудейки. Ее одежда должна доходить ниже колен и локтей, чтобы прикрывать их, вырезы минимальны. Цвет одежды не может быть ярко-алым. Замужняя женщина обязательно должна покрывать свою голову. На макияж и различные украшения запрет действует только в субботние праздничные дни.

До замужества женщина не должна танцевать с мужчиной и вести себя фривольно, она не должна здороваться с ним за руку или позволять себе другие телесные контакты. Свадьба же обязательно предполагает заключение брачного контракта. Она не может быть проведена в шабат (священную субботу). Дети у иудеев должны рождаться исключительно в религиозном браке. До заключения религиозного брака нежелательно рожать детей, поэтому с данным событием можно и поторопиться. Воспитание детей происходит в исконно еврейских традициях. Дети приобретают еврейскую национальность только от матери-еврейки, иначе их невозможно считать евреями. Еврейские матери очень любят и опекают своих детей вплоть до преклонного возраста последних.

Для того чтобы ребенок стал евреем, женщина должна стать иудейкой. Поэтому многих интересует, как принять иудаизм женщине. Такая практика общепринята и не запрещена. Принятие иудаизма женщиной представляет собой целый обряд, но перед этим раввин и его подчиненные должны удостовериться в правдивости намерений женщины и в ее настойчивости. В ее желании принять иудейство ей отказывают три раза, если же она настаивает и приходит в четвертый раз, значит, эта религия ее по праву. Женщина должна будет жить по Моисеевым законам, следуя им не только по праздникам, но и даже в самых незначительных мелочах. Принятие иудаизма называется гиюром и обряд является своеобразным таинством.

Когда женщина принимает гиюр, она становится не просто иудейкой, а настоящей еврейкой. Таким образом, женщина становится одной из представителей еврейского народа – избранного и особенного божьего народа. Но, несмотря на то, что женщина становится полноценной иудейкой, все же к новоиспеченной еврейке относятся с настороженностью, особенно первое время.

Поделиться: