Что написано на шлеме александра невского. Русские монархи с сурой Корана

Шлем князя Ярослава Всеволодовича. Именно его вариацию использовали С. Эйзенштейн в фильме «Ледовое побоище» и художник П. Корин на своей знаменитой картине.

Хотите эксперимент?

Выгляньте на улицу и спросите у прохожих, как выглядит шлем Александра Невского.

Большинство скажет: «ну такой, богатырский, с бляхой на лбу».

И попадет впросак.

Потому что вообще-то шлем Александра Невского не найден. До сих пор.

А вот Сергею Эйзенштейну, режиссеру старого фильма «Ледовое побоище», можно заочно присвоить академика по пропаганде. Потому что именно с его подачи шлем с налобной иконой стал визитной карточкой Александра Невского.

Впрочем, есть еще один шлем.
В XIX веке его не только объявили доспехом благоверного князя, но и поместили на государственный герб Российской империи!

Но - о каждом по порядку.

1. Шлем Ярослава: клад в орешнике

Тот самый «шлем с бляхой на лбу» принадлежал отцу Александра Невского, князю Ярославу Всеволодовичу — так гласит официальная версия.

Шлем нашла осенью 1808 года крестьянка Ларионова. Было это во Владимирской области, близ села Лыково. Она собирала в кустарнике орехи, и «усмотрела в кочке что-то светящееся».

Этим чем-то оказался позолоченый шлем. Подойдя ближе она увидела под ним аккуратно свернутую кольчугу . Поскольку на шлеме было изображение архангела Михаила, женщина понесла его настоятелю местной церкви. Находка получила огласку и дошла до царя. Александр I отписал ее министру уделов А.Н. Оленину .

Министр уделов А.Н. Оленин. Он первым изучил шлем, который официально называется сейчас «шлем из Лыково»

Тот, в свою очередь, предположил, что доспехи были оставлены Ярославом Всеволодовичем 22 апреля 1216 года в ходе Липицкой битвы.

Причин так думать у него было, по меньшей мере, три.

1. Шлем дорогой, и по уровню отделки вполне себе княжеский.

2. В местах, где он был найден, случилась знаменитая Липицкая битва, окончившаяся поражением Ярослава Всеволодовича. Значит, есть несколько князей (один из которых Ярослав), которые были там лично вместе со своими доспехами.

3. Налобная пластина шлема украшена образом Архангела Михаила, который в христианской традиции именуется «Архистратигом», иначе говоря, полководцем.
По периметру иконы проходит надпись: «Вьликъи архистратиже ги Михаиле помози рабу своему Феодору ». То есть, «великий Архистратиг Господень Михаил, помоги рабу своему Федору ». А мы знаем, что именно Ярослав получил при крещении христианское имя Федор.

Таким образом, сложив факты вместе, Оленин сделал вывод: шлем принадлежал князю Ярославу Всеволодовичу, отцу Александра Невского.

Но разве в такой момент до аккуратного складывания — кольчуга снизу, шлем сверху? Не до того — враги настигают. Да и снять кольчугу сложнее, чем панцирь, который застегивается ремешками на боках. На скаку это сложнее, чем пешему, а ведь сперва еще надо шлем снять.
Однако другой официальной версии пока нет, будем ждать ее появления.

Кстати, у Эйзенштейна есть интересный «киноляп».

Заметил я его совершенно случайно. Представьте: сижу перед телевизором, смотрю фильм. В кадре - князь, который скачет вперед на верном коне. На голове у него шлем (см. кадр слева).

Вдруг сменяется ракурс, и Александр продолжает скакать, но уже в другом шлеме (см. кадр справа).
Прямо как в компьютерной игре, где у героя из подмышки возникает целый арсенал)))!

Кажется странным, что княжеские шлема в реквизите фильма сильно отличались. Я не знаю, что у них там стряслось, но все, как говорится, вышло по Фрейду.))

Если внимательно посмотреть на шлем князя Ярослава, становится видно, что наносник, берегущий лицо от вражеского удара, приделан поверх налобной иконы. И закрывает собой ее нижнюю часть.

Скорее всего, его когда-то сняли, чтобы снабдить шлем образом Архангела Михаила, а затем вернули обратно.

Этот «нос» породил в XIX веке прорисовку, на которой был частью полумаски. Считалось, что она сгнила в земле, а изначально предохраняла собой скулы.

Однако, найденный в Киеве шлем (справа) доказал, что такой наносник мог быть и отдельным, вполне самостоятельным защитным элементом. Причем, как показывает практика, более ценным в полевых условиях, чем полумаска.

Итак, Ярослав Всеволодович был последним, но скорее всего не первым владельцем этого шлема. Мы можем лишь догадываться, какие князья носили этот шлем до него. И в каких битвах он побывал.

2. Шлем Михаила: крест на имени Аллаха

Второй шлем, который приписывают Александру Невскому, тоже хранится в Оружейной палате, и является одним из самых ее знаменитых экспонатов.


 

Его официальное название - «Ерихонская шапка царя Михаила Федоровича». Того самого царя Михаила, который стал основателем династии Романовых.

Вы конечно спросите: «А при чем здесь Александр Невский, живший не в 17-м, а в 13-м веке?» А вот причем.

В XIX веке появилась легенда о том, что шлем царя Михаила был переделан из бывшего шлема князя Александра Ярославича.

Откуда растут ноги этой легенды не совсем ясно. Возможно, то был политический ход. Цель? Например, напомнить всем, что династия Романовых стала преемником Александра Невского и всей династии Рюриковичей. Так сказать, прорастить публично исторические корни.

Правда это или нет, но в 1857 году был утвержден Большой герб Российской империи. И на почетном месте, аккурат над гербовым щитом, был помещен «шлем князя Александра».

Большой герб Российской империи образца 1857 года

Тем не менее, специалисты сомневались в том, что этот шлем был изготовлен на Руси 13-го века. И после Великой Отечественной войны, с помощью высоких технологий того времени, удалось доказать: шлем, действительно, относится к началу ХVII века. А значит, все, что связывает его с именем Александра Невского - легенда.

Но легенд было несколько.
О том, как они столкнулись с суровой реальностью, кандидат исторических наук С. Ахмедов рассказал в своей статье «Шлем работы Никиты Давыдова». Вкратце перескажу суть его расследования.

Ерихонская шапка, пишет он, в русской средневековой литературе означала головной убор, связанный с Ближним Востоком, Палестиной. Помните Иерихонские трубы в Библии?

Сам шлем интересен тем, что являет собой чистейший образец восточной доспешной традиции, однако наряду с арабской надписью, на нем содержатся и православные символы.

В "Древностях Российского государства, изданных по Высочайшему повелению" (1853 г.), - откуда и приводится литография, - указывается следующий перевод 13-го Аята 61 Суры: "Помощь от Бога и близкая победа и возвести [это] б л а г о в е р н ы м " . Н о э т о - " п о л и т и ч е с к и й п е р ев о д " с т р о к К о р а н а .

61 Сура носит название Сура Ас-Сафф ( " Р я д ы ") . Сура ниспослана в Медине. Она состоит из 14 Аятов. В начале Суры говорится, что Аллаха славят все, что в небесах, и все, что на земле. Аллаху угодно, чтобы верующие сплотили с ь и с т а л и к а к о д н а р у к а. В Суре устами двух благородных посланников - Мусы и Исы сыны Исраила были объявлены упрямыми неверными и заклеймены за то, что они хотят затушить Свет религии Аллаха. В этой Суре содержится обещание Аллаха сделать Свою религию превыше остальных религий , даже если это ненавистно многобожникам. В конце Суры содержится призыв к верующим бороться за веру на пути Аллаха, жертвуя своим имцществом и жизнью . Также содержится призыв к верующим защитить религию Аллаха, как сделали апостолы - последователи Исы, сына Марийам.

13 А я т :

وَأُخْرَىٰ تُحِبُّونَهَا ۖ نَصْرٌ مِنَ اللَّهِ وَفَتْحٌ قَرِيبٌ ۗ وَبَشِّرِ الْمُؤْمِنِينَ

Существует несколько переводов этог

Во-первых, с какой стати православному человеку делать на шлеме другого православного человека арабскую надпись «Обрадуй правоверных обещанием помощи от Аллаха и скорой победы », да еще вязью, на языке оригинала?

Во-вторых, 18 декабря 1621 года в приходно-расходной книге была сделана запись следующего содержания: «Государева жалованья Оружейного приказу самопальному мастеру Никите Давыдову поларшина (далее следует перечисление тканей, которые надо выдать мастеру), а пожаловал его государь за то, что он и венцы, и мишени, и науши наводил золотом».

Расшифровывается она примерно так: «Выдать мастеру по огнестрельному оружию (т.е., самопальному мастеру) Никите Давыдову то-то и то-то за то, что он навел золотом верх шлема, его украшения (гроверовку?) и защиту ушей ».

Украшения шлема царя Михаила

Получается, что перед нами не шлем работы Никиты Давыдова, но шлем, дополнительно им украшенный. Однако, не стоит думать, что мастер выполнял досужую государеву прихоть.

Скорее всего в его работе была политическая необходимость. То, что я расскажу дальше - всего лишь моя версия событий. Возможно, я ошибаюсь.
А возможно, дело было именно так…

Этот шлем - подарок или трофей, попавший к царю с Востока. Скорее всего - подарок, ибо острой необходимости украшать и без того дорогой шлем не было. А вот если это был подарок - дело другое.

Представьте, что вы - царь Михаил.
И некий могучий властитель с Востока дарит вам шлем. Возможно, даже, собственный. Предполагается, что вы наденете его на голову публично.

А вам нельзя - ибо вы царь Православной страны, а на шлеме цитаты из Корана.

Что делать? Восток - дело тонкое. Обидеть дарителя отказом от подарка нельзя. Обида — это повод к вражде и войне. Надеть - тоже нельзя, православный народ не поймет, бунт поднимет.

Тут-то и пригодился Никита Данилов. Его стараниями, на носовой стрелке шлема появилось миниатюрное изображение архангела Михаила, выполненное цветными эмалями.

Кроме того, Давыдов, с помощью золотой насечки, покрыл купол коронами, и изготовил золотой крест, укрепленный на навершии шлема. Крест этот не сохранился, но насколько ясно из Росписи Походной казны 1654 года, он был аналогичен крестам на золотых царских венцах Романовых.

Это, кстати, не единственный случай, когда предметы с Востока обретали на Руси новое значение.
Несмотря на все легенды о подарке из Византии, шапка Мономаха оказалась золотой среднеазиатсой тюбетейкой 14-го века. Попав на Русь, она была обшита соболиным мехом на манер местных шапок и увенчана православным крестом.

…………………………………………………..

Что ж, будем надеяться, что когда-нибудь нам все-таки станет известен настоящий шлем Александра Невского. Возможно даже не один. Как пел Владимир Семенович «Вы поиски, недры, глубины, не сбрасывайте со счетов «.

Литература:

А. Н. Кирпичников «Древнерусское оружие»

А.Н. Кирпичников «Раннесредневековые золоченые шлемы»

С. Ахмедов «Шлем работы Никиты Давыдова, или Как русские писали арабскими буквами».

В Оружейной палате Московского Кремля под инвентарным номером 4411 хранится воинский головной убор, украшенный золотым орнаментом и драгоценными камнями. До середины XIX века его демонстрировали с указанием, что это шлем святого великого князя Александра Невского. Изображение шлема даже попало на герб Российской империи - несмотря на то что среди украшающей его христианской символики выделяется арабская вязь со строкой из Корана. Но каким образом эта надпись оказалась на головном уборе православного князя?

Шапка ерихонская

Внешний вид шлема очень примечателен. Он выкован из красного железа и покрыт растительным золотым орнаментом. На нем размещены 95 алмазов, 228 рубинов и 10 изумрудов, с трех сторон насечены золотом короны с крестами. Над передней задвижкой, защищающей нос, располагается изображение архангела Михаила.
Арабская надпись представляет собой 13-й аят 61-й суры Корана и переводится так: "«Обрадуй правоверных обещанием помощи от Аллаха и скорой победы». Даже без тщательной экспертизы заметно, что христианские изображения на шлеме появились позже данной надписи - некоторые из них слегка накладываются на нее сверху.
В сохранившейся описи царской оружейной казны от 1687 года шлем назван «шапка ерихонская» с припиской «Мики-тина дела Давыдова». То есть создателем головного убора указан мастер Никита Давыдов, работавший в Оружейной палате Московского Кремля с 1613 по 1664 год. В других исторических документах отмечено, что шлем был преподнесен в дар царю Михаилу Федоровичу, первому из династии Романовых, и упоминается дата этого события - 1621 год.
Но почему же владельцем головного убора называют Александра Невского, жившего намного раньше, в XIII веке?

Смерть великого князя

Историки Российской империи ссылались на легенду, согласно которой ерихонская шапка царя Михаила Федоровича была перекована из шлема святого великого князя.
В 1262 году в русских городах Владимир, Суздаль, Ростов и Ярославль начались восстания против татаро-монгольского правления, в ходе которых убили ордынских откупщиков дани. В это же время хан Берке, готовившийся к борьбе с Ираном, объявил военный набор среди жителей России. Великий князь Александр Ярославич, передав власть сыновьям, поехал к хану улаживать оба важнейших политических вопроса.


Его визит затянулся почти на год. Князю удалось уговорить хана не разорять мятежные города и отказаться от призыва российских воинов. Но, находясь в Орде, Александр Ярославич заболел (по некоторым данным, его отравили). На обратном пути он доехал до Городца Волжского (или Мещерского) недалеко от Нижнего Новгорода и там в Федоровском монастыре осенью 1263 года скончался, перед смертью приняв схиму под именем Алексий. Его тело было перевезено и похоронено в монастыре Рождества Богородицы во Владимире (в 1724 году мощи,святого князя по приказу Петра I перезахоронили в Санкт-Петербурге).
Далее в легенде наблюдается некоторая нестыковка - потому что, согласно преданию, шлем великого князя был перевезен в Москву и позже оказался в Оружейной палате. Хотя Москва только через 100 лет после смерти Александра Невского стала центром Российского государства, а Оружейная палата впервые упомянута в документах как Оружейный приказ вообще только в 1547 году!
Где все это время находился шлем великого князя - неизвестно. Но данную легенду активно поддерживали представители царского дома Романовых. Делалось это сразу по двум причинам: во-первых, головной убор Александра Ярославича, переделанный для царя Михаила Федоровича, символизировал преемственность двух династий - Рюриковичей и Романовых. А во-вторых, вещь, когда-то принадлежавшая канонизированному в 1547 году и ставшему святым Александру Невскому, в глазах народа, несомненно, налагала отпечаток святости и на ее последующих владельцев.

Артист на ордене

Никаких документов о судьбе вещей князя Александра Ярославича не сохранилось. Российские историки долгое время придерживались версии, что шлем мог храниться в Федоровском монастыре -поскольку на Руси при принятии схимы надо было отдавать храму все личное имущество, - и спустя несколько столетий его передали в Оружейный приказ.
До середины XIX века считалось, что шлем был выкован в Золотой Орде, а арабскую надпись объясняли тесными связями Александра Невского с ее правителями. Когда-то его отец, Ярослав Всеволодович, отдал малолетнего сына на воспитание хану Батыю - это было одним из условий утверждения Ярослава на великое княжение. Александр вырос в ханской семье и даже побратался на крови с Сартаком, сыном Батыя, так что ему, несомненно, было известно значение арабской надписи.
Утверждение, что ерихонская шапка когда-то принадлежала святому князю, казалось бесспорным, и ее изображение попало не только на большой герб Российской империи, но и на учрежденный в 1725 году орден Святого Александра Невского. Знак награды представлял собой крест, в центре которого находился круглый медальон с изображение князя на коне. Фигура была очень мелкой, из-за чего черты лица вышли непроработанными, но шлем получился очень узнаваемым.
После Октябрьской революции эта награда была отменена, но в 1942 году ее учредили вновь - для награждения высшего командного состава. Эскиз разрабатывал художник Иван Телятников. Поскольку прижизненных изображений Александра Невского не сохранилось, он воссоздал на ордене образ, созданный артистом Николаем Черкасовым в вышедшем в 1938 году фильме режиссера Сергея Эйзенштейна «Александр Невский». Соответственно, шлем великого князя стал другим, таким, как в кинокартине, - с большой надлобной иконой и без исламской надписи.

Арабский как второй церковный язык?

В середине XIX века историки пришли к единодушному выводу - ерихонская шапка царя Михаила Федоровича не является головным убором Александра Невского и создана в XVII веке (уже в советское время этот факт подтвердила тщательная научная экспертиза). Но ученым Российской империи не хотелось, чтобы такой яркий образец оружейного искусства считался творением зарубежных мастеров. Экспонат Оружейной палаты получил название «Шлем булатный работы Никиты Давыдова» и датировку - 1621 год. Исламскую надпись объясняли тем, что в начале XVII века арабский язык использовался на Руси для некоторых обрядов и в качестве второго церковного языка.


При этом исследователи ссылались на огромное количество хранящихся в разных музеях оружия и украшений, на которые нанесены арабские надписи. Например, на одной из богато инкрустированных сабель есть исламское изречение, которое можно перевести как «Во имя Бога, благого и милосердного». На шлеме царя Иоанна Грозного, из-за формы также названного ерихонской шапкой, по окружности семь раз повторяются арабские слова «Аллах Мухаммед». Исламская надпись присутствует даже на митре православного епископа, которая хранится в музее Троице-Сергиевой лавры, - она размещена под драгоценным камнем, расположенным рядом с православным крестом.
Подобной точки зрения придерживались и советские исследователи середины XX века (в частности, Ф.Я. Мишутин и Л. В. Писаревская): шлем царя Михаила Федоровича изготовлен русским мастером Никитой Давыдовым, а исламская надпись сделана, исходя из существующих в то время военных и религиозных традиций. Но если принять версию об арабском языке как втором церковном, почему на шлеме нет кириллической надписи, относящейся к основному церковному языку? И главное - почему на головном уборе нанесена цитата не из Библии, а из Корана?

Полотно за работу

В красочном альбоме «Государственная Оружейная палата» (авторы И.А. Бобров-ницкая, Л.П. Кириллова и др., год издания - 1990-й) приводится другая точка зрения. Исследователи считают, что русские мастера XVII века попросту копировали восточное оружие вместе с надписями на нем. По их мнению, шлем, который когда-то приписывался Александру Невскому, Никита Давыдов создавал с некоего несохранившегося образца, воспроизведя арабскую вязь и в дополнение украсив православной символикой.
Загадка ерихонской шапки царя Михаила Федоровича была раскрыта только в конце XX века, когда в исторических архивах отыскали лист из книги Казенного приказа, датированный 1621 годом, - о выдаче мастеру Никите Давыдову нескольких аршинов тканей, которые государь пожаловал ему за то, что он «венцы, мишени и науши наводил золотом» (венец - верх шлема, мишень - отдельный орнамент, науши - пластины для защиты ушей). Таким образом, русский мастер совершенно очевидно не изготавливал головной убор, а лишь дополнил и украсил его.
Дальше все достаточно просто и понятно. Само словосочетание «ерихонская шапка» указывает на ближневосточный город Иерихон - то есть шлем, как и многое другое оружие, был выкован на Ближнем Востоке, скорее всего - в Иране. Восточный булат в Средние века очень ценился -и надписи на арабском языке бережно сохранялись и служили чем-то вроде клейма качества.
Подлинный шлем Александра Невского пока так и не обнаружен. Но можно вспомнить, что осенью далекого 1808 года возле села Лыково Владимирской губернии крестьянка Ларионова нашла головной убор, принадлежавший отцу святого князя Ярославу Всеволодовичу (в этих местах в 1216 году была битва на реке Липице - одно из междоусобных сражений сыновей Всеволода Большое Гнездо за владимирский престол). Именно он послужил прообразом княжеского шлема в фильме Сергея Эйзенштейна и на советском боевом ордене. Так что есть надежда, что когда-нибудь найдется и головной убор Александра Невского. И, может быть, даже не один.

События 17 века в районе Балтики уже отличались от событий 16 века и более ранних. Стало достаточно тихо. За весь 17 век уровень воды в Балтике снизился не более чем на 10 метров, а, скорее всего метров на 7-8. Какие-то метры были обусловлены нарастанием ледяных масс на полюсах и общим понижением уровня мирового океана, а какие-то были обусловлены дальнейшим поднятием Скандинавского щита. Он и сейчас поднимается, правда уже совсем медленно. При этом южная часть Балтики, в том числе в зоне Копенгагена опускалась, что привело к эффекту наклонённой тарелки. Ладога и Балтика наклонились и Нева сменила направление стока. Теперь сток шел не в Ладогу и далее по Свири в Онегу и в Белое море, а в Атлантику. К рубежу 17 и 18 веков Нева оформилась как река в своём современном виде. При этом был период, когда Балтика отступила, а Ладога оставалась еще полноводной, и в какой-то момент прошел прорыв на участке современных Ивановских порогов. Несколько десятилетий в этом месте было что-то схожее с современными порогами в Лосево на Вуоксе . Мелко и с адским течением - 8-10 метров в секунду. Потоками воды брешь постепенно расширялась, сила потока уменьшалась, однако до конца 19 века этот участок Невы был непроходим для судов. Первые попытки расчистить русло были в 1756 и 1820, но толку было мало. Стал возможным лишь спуск вниз по течению небольших лодок. Судоходным, да и то лишь для некоторого типа судов, этот участок Невы стал только в 1885 году после масштабных дноуглубительных работ. А современное состояние, при котором по Неве способны ходить даже круизные теплоходы и баржи, было сделано в СССР в 1930-х и, особенно, в 1973-78 гг. При этом даже сейчас скорость течения на отдельных участках достигает 4-4,5 метров в секунду , а глубина всего 4-4,5 метра .

После прорыва Ивановских порогов старое русло Тосны уже не справлялось с потоком воды из Ладоги, русло реки расширилось, а в зоне нанесённого потопом условного 13 века песка в Невской губе были пробиты несколько рукавов, которые образовали череду островов. Ныне это всем известные питерские острова Васильевский, Петроградский, Заячий, Каменный, Крестовский и пр.. Образовалась так называемая дельта Невы. Следы этого потока воды в Невской губе некоторые исследователи сейчас воспринимают как старые русла Тосны на картах 18 и начала 19 веков. То есть старую дельту Тосны. Однако это ошибка. Старое русло Тосны не имело никакой дельты и тянулось прямиком до Кронштадта. Примерно там где сейчас прорыт Морской канал. Его полностью занесло песком в потоп условного 13 века. Хотя, возможно Кронштадт и был островом формирующим старую дельту Тосны. Тут можно лишь гадать. Когда произошел прорыв в районе Ивановских порогов, а значит и определилась дельта Невы в совремнном виде, можно узнать из старых карт, в частности тех что я показал. Это вторая половина 17 века, скорее всего 80-е годы, может 70-е. Таким образом на сегодняшний день реке Нева в привычном нам понимании порядка 330 - 350 лет. А современный уровень воды в Неве установился к 1701-1703 годам.

Кстати о названии реки Нева. И Нево озера. В разделе лингвистика во второй части я не стал этот момент уточнять, ибо по ходу повествования это было преждевременным. Опережало бы повествование и следующий набор фактов. А сейчас, когда весь фактический материал изложен, будет самое время. Принято считать что Нево и Нева это от слова "новый". Нет, это заблуждение. На финском языке это означает лишь морской залив. Это финское название. И в беллетристике 19 века это еще хорошо помнили и об этом писали. Вот фото из географического словаря 1805 года .

И там где в Новгородских летописях упоминается Нева, подразумевался именно морской залив. А не конкретно река Нева в современном виде как нас сейчас уверяют историки. Это к вопросу жития Александра Невского и так далее. Куда там впадала река Ижора, в какой морской залив, когда он по утру строительный лагерь шведов дербанил.

Идем дальше. На рубеже 17 и 18 веков произошло крупное катастрофическое событие в каспийско-черноморском регионе. Возможно и еще-где-то. Есть высокая вероятность того, что и в Средиземноморье тряхонуло хорошо. Ряд исследователей пишут и об катастрофических событиях в современной Сибири в это время. Однако, я Средиземноморьем глубоко не занимался, равно как и Сибирью, а вот по Чёрному и Каспийскому морю это точно что так. Каспарал разделился на две акватории. Собственно Каспийское и Аральское моря. Там были существенные тектонические подвижки. Где-то выросли горы, где-то образовались провалы. В один из таких провалов и перетёк Каспий, это его южная часть сегодня. Волга и Дон разделились, Кубань сменила русло и устье, был прорван Босфор. Что касаемо Босфора, то есть следы его трёх локаций, я об этом выше уже упоминал. То есть это был третий, и пока что последний прорыв Босфора. Уровень Черного моря упал примерно на 100 метров в восточной части, и на 20-30 метров в западной. Напомню, что перед этим уровень моря поднялся до 150 метров в восточной части, о чём я писал выше. То есть сейчас античные города находятся на глубинах до 50 метров в восточной части и на меньших глубинах по мере смещения на запад. Плавное снижение уровня Черного моря продолжалось до 70-80-х годов 19 века. Ранее я считал что оно закончилось к началу 19 века, однако ряд картин представленных в Воронцовском дворце в Алупке говорят именно о том, что вода сходила еще на пол века дольше. Я склонен это событие считать одним из афтершоков глобального катастрофического удара условного 13 века (конец 12-го - начало 14-го). Как и балтийские терроформации. Однако, не исключаю и того, что это может быть самостоятельным событием со своими причинно-следственными связями. Именно это событие и послужило ослаблением Османской империи и началом серии русско-турецких войн.

В заключении про климат. Все катастрофы, а вернее непосредственно сама катастрофа и её афтершоки, безусловно не могли не сказаться на климате. И климат менялся. Где-то изменения были значительными, часть территорий попросту стали непригодными для жизни. По сути это всё заполярье. Сильно пострадала центральная Сибирь, Северо-запад Америки. В зоне тропиков из-за изменений розы ветров и влажностных характеристик атмосферы в прогрессирующей прогрессии стали развиваться сухие сезоны, что привело к образованию зоны пустынь. В тех местах, куда докатились волны цунами, в купе с недостатком дождей развились так называемые солончаки. Там где дождей было много, соль со временем вымылась и преобразовалась в ходе химических реакций, прежде всего в соединениях с органикой. В целом климат из ровного тёплого и влажного сменился на раздельные климатические зоны. Экваториальная зона максимально полно сохранила те признаки, которые были изначально. Разве что температура чуть повысилась. Полярные зоны стали очень холодными. Зона тропиков получила засушливые сверхжаркие сезоны. Зона умеренных широт получила максимально дифференцированные значения зимы и лета, особенно в континентальной части. Эти изменения прогрессировали по мере увеличения площади полярных шапок и уменьшения количества влаги и грязи (пыли) в атмосфере. Применительно к территории Балтики, изменения климата были последовательными в сторону похолодания. Уже начиная с 17 века климат стал непригодными для проживания крупных рептилий, стал регулярным период образования льда и снежного покрова зимой. К концу 18 века климат стал непригодным и для сомов и они сохранились лишь локально как реликт. Если опираться на анализ колец самых старых дубов, о чем я писал в 1 части, то можно предположить, что фаза максимально холодного климата в этом регионе началась с середины 19 века, точнее сказать сложно, ибо нужно проводить дендрологический анализ, либо выяснять даты спила этих дубов. Даты спила дубов я пока не выяснил, а дендрология мне как частнику энтузиасту недоступна. Тут уже скорее нужно опираться на беллетристику и на сводки метеонаблюдений, они уже существовали. Хотя к ним так же нужно относиться достаточно осторожно. Особенно к беллетристике. Картины художников скорее будут более надежным источником информации. Художники, как выяснилось, вообще самые честные носители информации. Исходя из тех картин что я изучал в Эрмитаже, в Голландии в 17 веке люди катались на коньках . Значит замерзание водоемов в Голландии было нормой. Чего не скажешь сейчас. В то же время в России ни один художник ранее 19 века привычный нам снег в виде сугробов не рисовал. Вот такие вот парадоксы. Так же необходимо отметить и то, что с середины 18 по середину 19 века в России массово выращивались ананасы и даже экспортировались в Европу . В оранжереях, но тем не менее. . Причем уже в открытом грунте. Есть сведения что монахи даже на Валааме выращивали арбузы . Нельзя не сказать и о том, что печное отопление в зданиях и храмах до 19 века предусмотрено не было. Например до сих пор в Екатерининском дворце в Пушкине и в Эрмитаже (Зимнем дворце) представленные в залах печи носят бутафорский характер. Некоторые на ножках прямо поверх лакированного паркета .

С началом промышленной эры воздух на планете вновь постепенно начал накапливать пыль и грязь что привело к постепенному снижению теплоотдачи с поверхности Земли. И процесс этот динамичен с прогрессией увеличения. Первые признаки глобального потепления были озвучены лет 30-40 назад, а сейчас это просто констатация факта. В дальнейшем нас ждет зимой вечный ноябрь, а летом вечный сентябрь. Это для региона Санкт-Петербурга. Я, кстати, на некоторых ресурсах это писал еще несколько лет назад, чем не мало удивил и даже посмешил читателей, особенно на питерском форуме рыбаков. Я им 5 лет назад говорил что лет через 20 мы забудем про зимнюю рыбалку со льда. Сейчас это уже не смешно. Про рыбалку со льда мы забыли уже в этом году, значительно быстрее чем я предполагал.

Что касаемо возвращения климата к тем значениям которые были до катастрофы условного 13 века, то это невозможно. Просто по той причине, что плотность атмосферы другая. В результате той катастрофы часть атмосферы была выброшена в космос, изменился её объем и химический состав. В частности кислорода стало значительно меньше. Насыщенность влагой так же стала другой. Раньше был водно-паровой купол который как плёнка парника создавал на планете ровный и теплый климат. До катастрофы 13 века солнце на небе было большой редкостью, особенно по мере приближения к экватору. И даже когда солнце появлялось, оно было в дымке. По-этому его и обожествляли, ему радовались и ему поклонялись когда его видели.

Ну вот в общем-то и всё. Дальнейшее вы знаете. К исходу 17 века уровень воды в Балтике и Ладоге достигли современного уровня. В 1703 году царь Петр Алексеевич начал раскапывать останки древнего города, что не понравилось шведскому королю. Последовала многолетняя война. Всё остальное, а именно личность Петра, хронология строительства города, это не предмет сегодняшней статьи. А по сему пришло время вас поблагодарить за чтение и откланяться.

Тайны любят окружать не только живых существ, но и неодушевленные предметы. Особенно, если это история Московии, шитая нитками лжи и бисером мифов. Шлем Александра Невского, который хранится в Оружейной палате московского Кремля, из этого числа.

Такой убор венчал голову московского правителя. Все в нем намешано до кучи: красное железо, форма в виде купола храма, образ архистратига Михаила Архангела на носовой стрелке, золотая насечка, алмазы, рубины, изумруды, жемчуг… И вдруг - арабская вязь! На шлеме как бы православного князя! Что это? 13-й стих 61-ой суры Корана: «Обрадуй верных обещанием помощи от Аллаха и скорой победы».

Российские историки-мифотворцы и коллекционеры всему найдут объяснение. В горизонте собственной эрудиции, опыта, сновидений, обсессий… Они любят логику. Логику педагогов начальных классов, разъясняющих школярам невозможность существования призраков.
Согласно легенде шлем Невского был перекован в XVII веке специально для Михаила Федоровича, первого царя от Романовых (немецких правителей Московского кыштыма). Придворный мастер Никита Данилов дополнил его драгоценными камнями. Обновленный шлем получил имя «Ерихонская шапка царя Михаила Федоровича». Никакой модернизации здесь не было - шлемы на Московии было принято так называть, поскольку московитские монархи, страдающие комплексом неполноценности со времен Ивана Грозного любили сравнивать себя с Иисусом Навином, ветхозаветным еврейским царем, взявшим Иерихон.
В XX веке историки не поверили в легенду, усомнившись, что шлем когда-то принадлежал Александру Невскому. Подвергнув булатный головной убор бесчисленным экспертизам и анализам, ученые пришли к выводу, что «Ерихонская шапка» была выкована на Востоке (откуда арабские надписи) в XVII веке. Затем с оказией шлем оказался у Михаила Федоровича, где подвергся «христианскому тюнингу».

Правда, никто не объясняет, а почему царь не распорядился убрать «басурманское письмо»? Неужели по халатности носил символ, как говорят сегодня русские, «чурок»? Вряд ли. По незнанию? Едва ли. Царский двор всегда был переполнен татарами, знакомых с арабской каллиграфией.
Интересно, что арабская вязь украшала и шлем Ивана Грозного, а также других родовитых персон средневековой Московии. Конечно, можно говорить, о том, что это были трофеи. Ага, как же, данники Золотой Орды с трофеями:-) Можно предположить, что Иван IV водрузил на свою голову бывший в употреблении шлем. Причем в употреблении у «басурмана»… Ведь присвоил же себе московский правитель византийскую курицу, почему б не поносить шлем от своих хозяев?
Разумеется, царственные владельцы «ерихонских шапок» знали происхождение и перевод «арабских узоров». И при этом проявляли толерантность к присутствию на собственных шлемах. Возможно, выгравированным сурам из Корана придавались какие-то магические свойства - этакой «графической» иерихонской трубы, разрушающие стены крепостей не звуком, а письменами. Но, самой вероятной разгадкой мусульманского шлема московских правителей является то, что на Московии в средние века господствующей религией являлся некий микст византийского православия и ислама и покорность московских князей ордынским правителям.

Накануне годовщины Куликовской битвы в интернете как по заказу появились фотографии шлемов русских князей и царей с арабской вязью

«Вот свидетельство того, что русские веками плясали под дудку Орды!» - тут же посыпались злорадные комментарии блогеров. Знатоки истории, конечно, посмеются над такими умозаключениями. Но и правда интересно: откуда арабские слова на наших шлемах?

НА ЦАРЕ ШАПКА ГОВОРИТ

Действительно, на шлеме Михаила Федоровича Романова написаны слова молитвы из Корана: «Радуй верных обещанием помощи от Аллаха и скорой победы». В XIX веке этот шлем даже поместили в центр герба Российской империи - на основе легенды, что его носил Александр еще Невский.

Но экспертиза показала, что эта «шапка» была выкована и украшена восточными изречениями в XVI веке в Турции и была доставлена в Россию с посольскими дарами. А веком позже шлем украсил христианскими ликами оружейный мастер Никита Давыдов. Что было обычной практикой. Сами подумайте: если бы царь, который считался в народе наместником Бога на земле, понимал, что на его шлеме изречения из Корана, стал бы он его носить?

Так откуда у русских царей восточные доспехи? - спрашиваю у хранителя коллекции холодного оружия Музеев Московского Кремля Василия Новоселова:

Они стали популярны среди русских царей на рубеже XV - XVI веков, когда на поле боя стал главенствовать лук. Закупали их на востоке, но еще чаще получали в подарок. В маневренном бою нужна была защита от стрел. Поэтому в доспехах родовитого воина появились сфероконические шлемы, кольчужные бармицы. Дополнялось все это булатной саблей.

А восточные мастера, украшая шлемы, вплетали в декор надписи на арабском или персидском языках, часто религиозного характера.

ВОСТОЧНУЮ ВЯЗЬ СЧИТАЛИ ОРНАМЕНТОМ

Но цари вообще понимали, что там написано? Могли они знать арабский язык?

Восточные надписи на оружии принимали за часть традиционного декора. Как пример можно привести украшение шлема Ивана Грозного, что хранится в Швеции (вывезен из Кремля поляками в Смутное время и перешел шведам при взятии Варшавы. -Авт.). На нем повторяются одни и те же фрагменты слова, в которых угадывается имя - Аллах. Видимо, и русский мастер наносил их как орнамент, не зная значения, а потому без всякого смысла повторял несколько раз часть имени.

Что до рядовых воинов, их доспех и оружие в нашем музее представлены единичными, чудом уцелевшими экземплярами, так как во время Смуты 1605 - 1613 гг. кремлевский арсенал был разграблен польским гарнизоном. Мы только можем предполагать, что воин-дружинник Куликовской битвы мог идти в бой с мечом (в конце XV века их вытеснили сабли и палаши) и длинным копьем для конного таранного удара.

19 Сент.2015 Александр БОЙКО @AlexBoykoKP http://www.kp.ru/daily/26435.7...

Русские победы "мусульманским" оружием

Русское оружие, которому было суждено одержать множество великих побед и быть воспетым поэтами, одно время было сплошь «мусульманским». На него не просто наносили арабские слова, но даже целые аяты из Корана и исламские молитвы (дуа). Зачем это делалось, как это объяснить сегодня и почему традиционная версия не выдерживает критики? Об этом ниже.

В собрании Оружейной палаты Московского Кремля привлекают внимание предметы эпохи XVI-XVII вв., покрытые арабскими надписями и характерными восточными узорами. В большом альбоме «Государственная Оружейная палата» приводятся некоторые такие предметы, и дается краткое пояснение их происхождения.

Авторы альбома предлагают свое «объяснение» арабским надписям на русском оружии. Дескать, русские мастера копировали восточное оружие, считавшееся лучшим в мире, и, подражая, копировали также надписи на незнакомом им языке, не особенно вдаваясь в их смысл.

Чтобы понять, насколько оружие с арабскими надписями типично для коллекции Оружейной палаты, обратимся к описи Оружейной палаты Московского Кремля, составленной в 1862 году помощником директора Оружейной палаты Лукианом Яковлевым. Этот редчайший документ существует лишь в каллиграфической рукописи и хранится в архиве Оружейной палаты Московского Кремля.

Как сказано в описи, при ее составлении восточные надписи были разобраны муллою Хейреддином Агъевым, братом его муллою Зейэддином и отцом их ахуном московского Мухамеданского общества имамом Магометом Рафиком Агеевым. Упомянутая бумага является наиболее полной среди других описей Московской Оружейной палаты, хранящихся в Музее Московского Кремля (Успенская Звонница) в Архиве Оружейной палаты, с которыми нам удалось познакомиться в 1998 году.

Кроме указанной описи Лукиана Яковлева, в Архиве Оружейной палаты мы видели еще несколько рукописных описей холодного оружия Оружейной палаты. Однако, в отличие от описи Л. Яковлева, в них нет прорисовок и переводов арабских надписей на оружии. Этих прорисовок и переводов почему-то нет и в печатном варианте описи Л.Яковлева, составленном и изданном Филимоновым в 1884 году. Таким образом, рукописная опись Оружейной палаты Л. Яковлева является, по-видимому, единственным полным источником по арабским надписям на предметах Московской Оружейной палаты.

В описи отмечено 46 сабель, принадлежащих Михаилу Федоровичу, Алексею Михайловичу, Ивану Алексеевичу Романовым, а также русским князьям XVI-XVII вв. В описи Л. Яковлева описания сабель снабжены указаниями вида: «Русская», «Восточная», «Турецкого образца» и т. д., относящимися либо к месту изготовления, либо к образцу, по которому изготовлена та или иная сабля. При этом не всегда понятно, что именно – место изготовления или название образца - имеется в виду.

Анализ данных однозначно говорит, что наиболее значительную часть холодного оружия Московской Оружейной палаты составляют сабли. Это не случайно.

Считается, что в XVI-XVII веках сабля была типичным наиболее популярным оружием русского воина. Так, например, в сборнике «Очерки русской культуры XVI-XVII веков» утверждается, что традиционным оружием ближнего боя в русском войске была сабля. Ею были вооружены все виды войск (!).

«Оружием ближнего боя в XVI веке стала сабля - о полном ее господстве и широком распространении говорят как русские, так и иностранные свидетельства. Так, все без исключения 288 человек детей боярских и дворян коломничей, 100 человек ряшан, в том числе и «новики», только что зачисленные на службу «в сабле», лишь несколько слуг были вооружены копьями. Рисунки Никоновской рукописи также изображают конников всегда с саблями». Мы приводим здесь два рисунка русских конных воинов из заимствованных П. П. Епифановым из средневекового описания Московии С. Герберштейна.

П. П.Епифанов далее пишет: «Десятни - списки дворян и их слуг, составляемые на периодических смотрах, дают наглядное представление о вооружении русской конницы XVI века. Вот типичные записи: «Быти ему на службе на коне, в пансыре, в шеломе, в зерцалех, в наручах, з батарлыке, в сабле, да за ним три человеки на конях, в пансырех, в шапках железных, в саадацех, в сабле, один с конем простым (запасным), два с копьи, да человек на мерине с юком (вьюком)»; «быти ему на службе на коне, в тегиляе толстом, в шапке в железной, в саадаке, в сабле, да человек на мерине с юком». В первом случае представлены оружие и доспехи знатного «дворового» дворянина, во втором - менее состоятельного «городового».

Сабля была на вооружении пеших войск, а также «пехоты огненного боя». В статье приведены два рисунка, на которых изображен русский пехотинец и русский воин «огненного боя» XVI века. В XVII веке такой порядок сохранялся до введения Романовыми солдатских и рейтарских частей, построенных и вооруженных на западный манер.

«Главным ударным оружием конницы была сабля. По свидетельству иностранного наблюдателя, большинство русских конников, одетых в железные кольчуги, были вооружены «кривыми короткими саблями», более редкими были палаши».

Несмотря на такую популярность сабли как оружия в московских войсках XVI-XVII веков, в описи Оружейной палаты 1862 года сабли «московского образца» встречаются далеко не так часто, как можно было бы ожидать. Даже если отнести к ним все сабли, относительно которых нет указания на тип или место изготовления.

Так, среди сабель, принадлежащих русским князьям и царям XVI-XVII веков, вплоть до Ивана Алексеевича Романова, доля сабель «московского образца», согласно документам, составляет всего 34,8%. Это почти в два раза меньше числа «иноземных» сабель, доля которых равняется 65,3%. Та же картина прослеживается и в собрании безымянных сабель и сабельных полос: 96,2% «иноземных» типов против 3,6% клинков, сделанных не по «иностранному» образцу.

Следует отметить, что существенную часть хранящихся в Оружейной палате сабель составляют клинки так называемого «восточного» образца. Так, среди сабель, принадлежащих Михаилу Федоровичу, Алексею Михайловичу, Ивану Алексеевичу Романовым, а также русским князьям XVI-XVII вв., доля сабель якобы «восточного» образца составляет 50% от общего количества. А среди сабельных полос – 39,7%, не считая 24% черкасских и тавризских сабель.

С точки зрения принятой сегодня версии русской истории получается, что собрание традиционного русского оружия Московского Кремля состоит в основном из сабель иностранных типов. Более того – из сабель, сделанных по образцам, принятым во враждебных вроде как Московской Руси государствах.

Ведь, как считается в традиционной истории, мусульманский Восток, и в частности, Османская империя, был постоянным военно-политическим и религиозным противником Руси. Да и с западными соседями - Польшей, Литвой и Ливонским орденом - отношения у Московской Руси, как нас уверяют, были далеко не дружественными. Трудно поверить, что в такой обстановке на Руси не существовало своего развитого производства оружия и его русского, национального оформления.

Поэтому собрание сабель Оружейной палаты в рамках традиционной истории выглядит неестественным. Оно требует специальных объяснений.

На основе традиционной истории логично предположить, что крестоносец напишет на щите девиз на латыни, мусульманин - аяты из Корана, а русский воин воспользуется хотя бы родным языком. Вместо этого мы наблюдаем засилье так называемого «восточного» оружия на Руси с надписями религиозного содержания, выполненными почти исключительно на арабском языке. Как правило, это аяты из Корана и обращения к Богу (ду´а).

Причем речь идет не о трофейном оружии. Сабли с арабскими надписями на Руси покупались, подносились в виде дани и изготавливались в Оружейной палате русскими мастерами.

В работе П. П.Епифанова отмечается, что русские сабли с несколько искривленным клинком были «похожи» на турецкие. «Несмотря на известные различия конструкции - одни имели крестовины лопастями, другие - с шариками, у одних была «елмань» (расширение в нижней части клинка), а у других не было, - в целом сабли были однотипны».

По-видимому, в XVII веке русский и турецкий (восточный) образцы просто не различались. С другой стороны, они противопоставлялись саблям западных образцов - польского, литовского, немецкого.

Аналогичная ситуация возникает и с зерцальными доспехами, и со знаменитыми «шапками иерихонскими» - парадными шлемами русских царей. Половина «шапок иерихонских», являющихся важной частью торжественного воинского наряда русского царя, имеет религиозные арабские надписи. Поразительно, что другие языки, кроме арабского, при этом не используются.

Есть даже пример парадоксального, с точки зрения традиционной истории, соседства казалось бы совершенно чуждых друг другу религиозных символов на «шапках иерихонских» русских царей. Так, например, на «шапке иерихонской» Михаила Федоровича Романова, работы мастера Оружейной палаты Никиты Давыдова 1621 года, в клеймах помещена арабская кораническая надпись: «Обрадуй правоверных обещанием помощи Божьей и скорой победы». Эта надпись соседствует с восьмиконечными православными крестами на самом шлеме и с образом архангела Михаила на стрелке шлема.

Другой пример. На зерцалах царских доспехов первых Романовых, хранящихся в Московской Оружейной палате, кириллицей по-русски написаны только титулы Михаила Федоровича и Алексея Михайловича. Религиозные же надписи на зерцалах выполнены сплошь на арабском языке.

В целом прослеживается следующая, поразительная с точки зрения внушенной нам версии русской истории, картина. Надписи обычно присутствуют на традиционном русском княжеском вооружении - сабле, зерцальном булатном доспехе и шапке иерихонской, - которое входило в «большой наряд» русских царей.

При этом кириллические надписи составляют явное меньшинство и, как правило, обозначают принадлежность владельцу. Таковы, например, надпись на сабле Мстиславского, надпись на рогатине великого князя Бориса Алексеевича, на булаве Михаила Федоровича («Божьей милостью мы великий Господарь Царь, Великий князь всея Руси Самодержец») и т. д.

В то же время на русском оружии много арабских надписей. Причем только арабские надписи, как правило, содержат религиозные формулы на русском оружии. Пожалуй, единственное исключение - это двуязычная «турецкая» сабля XVI века из собрания Московской Оружейной палаты, на которой религиозные надписи выполнены и по-арабски и по-русски.

На пяте этой сабли написано по-арабски: «Во имя Бога, благого и милосердного!», «О победитель! О заступник!». По обуху той же сабли идет надпись кириллицей также религиозного содержания: «Суди Господи, обидящьия мя. Побори борющьия мя. Прими оружие и щит и возстани в помощь».

Такое широкое применение арабского языка на старом русском оружии, причем преимущественно для религиозных формул, говорит о том, что арабский язык до XVII века мог быть одним из священных языков Русской православной церкви. Сохранились и другие свидетельства использования арабского языка в Русской православной церкви доромановской эпохи.

Например, драгоценная митра - головной убор православного епископа, до сих пор хранящаяся в музее Троице-Сергиевой лавры. Ее фотография приведена в альбоме Л. М. Спириной «Сокровища Сергиево-Посадского государственного историко-художественного музея-заповедника. Древнерусское прикладное искусство» (ГИПП «Нижполиграф», Н. Новгород, год издания не указан). На митре спереди, прямо над православным крестом, помещен драгоценный камень с арабской надписью.

Обилие арабских религиозных надписей на предметах, входящих в состав Большого наряда русских царей, то есть их парадного воинского доспеха, и практически полное отсутствие каких-либо надписей на других видах вооружения (за исключением разве что клейм изготовителя на шпагах и немецких мечах) также служит косвенным свидетельством в пользу использования арабского языка на Руси в качестве старого языка традиционных обрядов и старого церковного языка.

Московские цари того времени, как известно, были в глазах народа наместниками Бога на Земле. Поэтому они должны были с особым тщанием придерживаться старых русских традиций. В частности - использовать религиозные формулы, записанные «по-старому», по-арабски, на парадном доспехе, отдавая дань уважения порядкам, по которым жили отцы и деды, которые освящены веками.

Этот подсознательный консерватизм любого общества, видимо, проявляется и в рассматриваемом вопросе. Понятно, что подобный консерватизм должен особенно сильно выражаться при оформлении оружия.

Не вызывает сомнений, что русский средневековый воин, как и любой другой, ревниво следил за тем, чтобы на его оружии были только правильные, испытанные отцами и дедами символы и надписи. Поскольку верил, что такие надписи помогут в бою, принесут удачу. А новые, не испытанные отцами и дедами надписи, могут оказаться «неправильными» и принести смерть. Поэтому надписи на оружии должны были быть особенно консервативны.

И уж совсем абсурдным выглядят утверждения современных комментаторов, будто бы русские воины наносили на своем оружии «для красоты» надписи и символы своих врагов. Причем, как мы видим по собранию Оружейной палаты, в массовом порядке.

Русская традиция писать на оружии по-арабски была столь сильна, что ей продолжали следовать и в XVIII столетии, когда Турция была повсеместно объявлена извечным врагом христианского мира. Так, Екатерина Вторая наградила Великого князя Александра Павловича саблей с египетским булатным клинком, содержащим, в частности, на лицевой стороне арабскую надпись: «Нет другого божества, кроме Единого Бога», «Всевышний Боже», «Молящегося Бог хранит».

Поделиться: