Виды чувств. В психологии различают низшие и высшие чувства

Отражательная

Обобщенная оценка событий. Чувства позволяют определить полезность и вредность воздействующих на них факторов и реагировать, прежде чем будет определено самое вредное воздействие.

Побудительная (стимулирующая)

Чувства как бы определяют направление поиска, способное удовлетворить решение задачи.

Подкрепляющая

Непосредственное участие чувств в обучении. Значимые события, вызывающие сильную эмоциональную реакцию, быстрее и надолго запечатлеваются в памяти.

Переключательная

Обнаруживается при конкуренции мотивов, в результате которой определяются доминирующая потребность.

Приспособительная

Благодаря вовремя возникшему чувству, организм имеет возможность эффективно приспособиться к окружающим условиям.

Коммуникативная

Мимика, жесты, позы, выразительные вздохи, изменение интонации являются «языком человеческих чувств».

Виды высших чувств

Это деление чувств на виды является условным, поскольку чувства, испытываемые человеком, так сложны и многогранны, что их трудно отнести к какой-либо одной категории. Так, творчество ученого – это сплав всех видов чувств с преобладанием интеллектуальных, а творчество художника – с преобладанием эстетических.

Произведения искусства всегда волнуют, вызывают у людей ответные эмоциональные реакции.

Музыкальные произведения в большинстве случаев несут в себе сложный комплекс различных эмоций и их оттенков, содержание которых может быть приблизительно выражено словесно с помощью словаря эмоций, разработанного В.Г. Ражниковым.

    Радостно: весело, празднично, приподнято, звонко, звучно, блестяще, искрясь, бодро, игриво, бойко, легко, проворно, живо, полетно, задорно, ослепительно, ловко, юрко, ярко, лучисто, лучезарно, феерично, невесомо.

    Торжественно: величественно, триумфально, победно, призывно, величаво, ликующе, восторженно, пышно, помпезно, шумно, бравурно, грандиозно, значительно, роскошно, эффективно, открыто, церемонно, жизнеутверждающе, озаренно, оптимистично.

    Энергично: мужественно, решительно, смело, сильно, крепко, твердо, упруго, гордо, уверенно, с достоинством, неотступно, настойчиво, неодолимо, неукротимо, неумолимо, отважно, маршеобразно, молодцевато, напористо, независимо, необратимо, непокорно, самозобвенно.

    Властно: авторитарно, воинственно, сурово, твердо, чеканно, повелительно, волево, угрожающе, давяще, деспотично, императивно, магически, мессиански, могущественно, начальственно, неопровержимо, ораторски, царственно.

    Сосредоточенно: сдержанно, размеренно, степенно, обстоятельно, солидно, серьезно, строго, чинно, устойчиво.

    Масштабно: широко, размашисто, наполненно, объемно, емко, пространно, веско, весомо, космично, огромно, громадно, бесконечно, безгранично, беспредельно, набатно.

    Тяжело: увесисто, грузно, громоздко, массивно, монументально, мощно, неуклюже, угловато, напряженно, натруженно, тягуче, густо, насыщенно, могуче, натужно, неловко.

    Поэтично: возвышенно, мечтательно, одухотворенно, сердечно, задушевно, интимно, трепетно, душевно, напевно, окрыленно, проникновенно, пленительно, чутко, чарующе, лирично, вдохновенно, невинно, неискушенно, завороженно.

    Нежно: ласково, ласкающе, с любовью, деликатно, радушно, мягко, благородно, трогательно, приветливо, елейно, любезно, почтительно, приятно, целомудренно, чисто, безропотно, беззлобно, доверчиво, лелея, мило, сладостно.

    Спокойно: мирно, безмятежно, просто, добродушно, безыскусно, наивно, непринужденно, светло, блаженно, неприхотливо, простодушно, прозрачно, раскрепощенно, раскованно, созерцательно, беззаботно, доброжелательно, невозмутимо, осветленно, покорно.

    Набожно: благоговейно, религиозно, исповедально, благостно, медитативно, эзотерично, милосердно, молитвенно, праведно, надмирно, освященно, покаянно, смиренно, непогрешимо.

    Сонливо: дремотно, изнемогая, вяло, обессиленно, лениво, изможденно, расслаблено, размягченно, безвольно, безжизненно, онемело.

    Аскетично: абстрактно, рационально, рассудочно, рефлексивно, бесчувственно, искусственно, придуманно, надуманно, отстраненно, механистически.

    Изнеженно: томно, с желанием, млея, сентиментально, чувственно, чувствительно, эротически, вожделенно, мелодраматически.

    Беспечно: безразлично, бесстрастно, индифферентно, отстраненно, отвлеченно, равнодушно, опустошенно, окаменело, отрешенно, отчужденно, рассеянно.

    Сумрачно: хмуро, пасмурно, завуалированно, угрюмо, мрачно, скрыто, глухо, тоскливо, приглушенно, блекло, расплывчато, маскируясь, насупленно, непроницаемо, свинцово.

    Робко: застенчиво, смущенно, стыдливо, кротко, осторожно, стеснительно, боязливо, пугливо, растерянно, болезненно, малодушно, инфантильно, по-детски.

    Таинственно: вкрадчиво, таинственно, причудливо, фантастически, загадочно, отстраненно, интригующе, иллюзорно, иррационально, призрачно, скрытно, замысловато, экзотично, затаенно, уединенно, безотчетно, инфернально, мистически, колдовски, лунатически, сомнамбулически, с наитием, обвороженно, неявно, пустынно.

    Элегично: задумчиво, безрадостно, траурно, меланхолично, пессимистично, понуро, уныло, грустно, печально, жалобно, жалея, жалостливо, тоскливо, горестно, скорбно, плача, рыдающе, тягостно, мученически, с болью, похоронно, страдальчески, сокрушенно, безутешно, безысходно, панихидно.

    Грозно: трагично, драматично, зловеще, траурно, мертвенно, фатально, апокалиптически.

    Страстно: клокочуще, порывисто, бушующе, горячо, пылко, запальчиво, бурно, кипуче, пламенно, упоенно, ревностно, стремительно, азартно, нетерпеливо, экзальтированно, буйно, жгуче, с жаром, огненно, патетично, самозабвенно, фанатично, мятежно, накаленно.

    Взволнованно: обеспокоенно, смятенно, тревожно, щемяще, будоражаще, трепеща, лихорадочно, с отчаянием, раскаявшись, мятуще, маясь, надломленно, изматывающе.

    Раздраженно: рассерженно, негодующе, невоздержанно, резко, грубо, гневно, яростно, бешено, жестоко, сердито, исступленно, неистово, свирепо, дьявольски, демонически, изуверски, агрессивно, безудержно, варварски, безжалостно, дико, жестко, злостно, истерично, нещадно, яро, хищно, страшно, ужасно, беспощадно, злобно, маниакально, люто, невменяемо, остервенело, сатанински.

    С бравадой: бесшабашно, высокомерно, залихватски, напыщенно, спесиво, хватко, хлестко, заносчиво, эксцентрично, хамски, чопорно, амбициозно, задиристо, напыщенно, напропалую.

    Дерзко: бесцеремонно, беспардонно, вызывающе, нахально, нагло, нескромно, назойливо, навязчиво, неотвязно, развязно, распоясанно, надоедливо, расхлестанно, фривольно, беспутно, вероломно, кичливо, несуразно, неприязненно, с окаянством.

    Элегантно: тонко, изящно, галантно, утонченно, манерно, грациозно, жеманно, щеголевато, изощренно, ажурно, деликатно, изысканно, искусно, искушенно, капризно, эфемерно, экстравагантно, прихотливо, пластично, обворожительно, рафинированно, филигранно, хрупко, щепетильно., вычурно, изнеженно, изломанно.

    Шутливо: затейливо, хорохорясь, ребячась, насмешливо, скерцозно, пикантно, иронически, саркастически, шутовски, юродствуя, пародируя, надменно, язвительно, хитро, гротескно, парадоксально, забавно, издевательски, паясничая, егозливо, едко, ехидно, колко, шаловливо, с юмором, взбалмошно, ершисто, каверзно, легкомысленно, лукаво, задиристо, кощунственно, ёрничая.

Подобный словарь важен для развития эмоциональное сферы музыканта, поскольку расширяет сферу доступных эмоциональных переживаний.

В.В. Софроницкий утверждал: «… Чем эмоциональнее вы будете играть, тем лучше, но эта эмоциональность должна быть спрятана, так спрятана, как в панцире. Когда я теперь выхожу на эстраду, на мне под фраком «семь панцирей», и несмотря на это, я чувствую себя голым. Значит нужно четырнадцать панцирей. Я должен хотеть сыграть так хорошо, так полно пережить, чтобы умереть, и притом сохранить такое состояние, будто это и не я играл, и я тут ни при чем. Какое-то особое спокойствие должно быть, и когда встаешь от рояля - будто и не ты играл».

Высшие социальные чувства отражают высшие социальные потребности. Эти потребности подвержены сравнительно быстрым изменениям в ходе исторического развития; они не одинаковы у людей, воспитанных в различных общественных формациях, в различные эпохи, принадлежащим к различным общественным группировкам и классам.

Высшие чувства возникают у человека на базе удовлетворения или неудовлетворения его высших духовных потребностей. К высшим чувствам относятся моральные, интеллектуальные и эстетические чувства.

А) Моральные чувства:

Чувство справедливости

Ответственности

Патриотизма

Солидарности

Творческое вдохновение

Трудовой энтузиазм

Оценка человеком своих поступков (самооценка) связана с переживанием такого чувства как совесть. Если человек, исходя из чувства собственного долга, сознает правоту своих поступков, то он переживает состояние спокойной совести. Спокойная совесть связана с переживанием большого морального удовлетворения и радости, она дает человеку силу и уверенность в правоте своих действий.

Б) Интеллектуальные чувства связаны с умственной, познавательной деятельностью человека и постоянно сопровождают ее. Они выражают отношение человека к своим мыслям, процессам и результатам интеллектуальной деятельности. К ним можно отнести:

Чувство удивления

Сомнения

Уверенности

Удовлетворения

Чувство удивления наступает тогда, когда человек встречается с чем-то новым, необычным, неизвестным. Способность удивляться - очень важное чувство, стимул познавательной деятельности. Чувство сомнения возникает при несоответствии гипотез и предложений с некоторыми фактами и соображениями. Чувство уверенности рождается от сознания истинности и убедительности фактов, предположений и гипотез, которые выяснились в результате их проверки. Результативная работа вызывает чувство удовлетворения.

В) Большое место в жизни человека занимают эстетические чувства. Источник эстетических чувств - произведения искусства: музыка, живопись, скульптура, художественная проза и поэзия, а также произведения архитектуры и достижения в области технических сооружений. Глубокие эстетические переживания люди могут испытывать при созерцании природы. К эстетическим чувствам можно отнести:

Чувство красоты

Восхищения прекрасным

Трагического

Комического

Возвышенного

Помимо этих групп можно выделить и специфические группы, которые появляются с развитием общества. Например, с формированием частной собственности стали формироваться чувства, выражающие отношение к ней.

Критерий, по которому чувства причисляют к «высшему этажу»,- высокая степень участия корковых и особенно второсигнальных процессов Чувства чести, долга, справедливости и другие - это комплексы эмоционально подкрепленных представлений. Если человек действует в согласие с привитыми ему понятиями чести и долга, то его высшие социальные чувства проявляются в сочетании с удовлетворенностью собой, с сознанием своей правоты.

3.2 Низшие чувства (эмоции)

Это эмоции, которые менее других подверглись изменениям в процессе развития человечества. К ним можно отнести:

Усталость

Одна из особенностей «низших эмоций»- отчетливая локализация, или «анатомическая привязка».

Все с чем сталкивается человек в своей жизни, вызывает у него то или иное отношение. Определенное отношение человека проявляется даже к отдельным качествам и свойствам окружающих объектов. Сфера чувств включает в себя досаду и патриотизм, радость и страх, восторг и горе.

Чувства — это переживаемые в различной форме отношения человека к предметам и явлениям действительности. Человеческая жизнь невыносима без переживаний, если человек лишен возможности испытывать чувства, то наступает так называемый “эмоциональный голод”, который он стремится утолить, слушая любимую музыку, читая остросюжетную книгу и т.п. Причем для эмоционального насыщения нужны не только положительные чувства, но и чувства, связанные со страданием.

Самая развитая и сложная форма эмоциональных процессов у человека — это чувства, которые представляют собой не только эмоциональное, но и понятийное отражение.

Чувства формируются на протяжении жизни человека в условиях . Чувства, которые отвечают высшим социальным потребностям, называются высшими чувствами . Например, любовь к Родине, своему народу, своему городу, к другим людям. Они характеризуются сложностью строения, большой силой, продолжительностью, стабильностью, независимостью от конкретных ситуаций и от состояния организма. Таким примером является любовь матери к своему ребенку, мама может рассердится на ребенка, быть недовольной его поведением, наказать, но все это не влияет на ее чувство, которое остается сильным и относительно стабильным.

Сложность высших чувств определяется их комплексным строением. То есть они складываются из нескольких разных, а иногда и противоположных эмоций, которые как бы кристаллизуются на определенном предмете. Например, влюбленность — менее сложное чувство, нежели любовь, так как кроме влюбленности последняя предполагает нежность, дружбу, привязанность, ревность и другие эмоции, производящие не передаваемое словами чувство любви.

В зависимости от характера отношения человека к различным объектам социальной среды выделены основные виды высших чувств: моральные, праксические, интеллектуальные, эстетические.

Моральные чувства человек испытывает по отношению к обществу, другим людям, а также к самому себе, такие как чувство патриотизма, дружба, любовь, совесть, которые регулируют межличностные отношения.

Чувства, которые связаны с осуществлением человеком и других видов деятельности, называются праксическими . Они возникают в процессе деятельности в связи с ее успешностью или не успешностью. К позитивным праксическим чувствам относятся трудолюбие, приятная усталость, чувство увлеченности работой, удовлетворенность от выполненного дела. При преобладании негативных праксических чувств человек воспринимает труд как каторгу.

Определенные виды труда, учение, некоторые игры требуют интенсивной умственной деятельности. Процесс умственной деятельности сопровождается интеллектуальными эмоциями. Если они приобретают качества стабильности и устойчивости, они проявляются как интеллектуальные чувства : любознательность, радость открытия истины, удивление, сомнение.

Чувства, которые испытывает человек при и создании прекрасного в жизни и в искусстве, называются эстетическими. Эстетические чувства воспитываются через приобщение к природе, любование лесом, солнцем, рекой и т.п. Для того чтобы постичь законы красоты и гармонии детям полезно заниматься рисованием, танцами, музыкой и другими видами художественной деятельности.

На протяжении развития людей сформировалась особая форма психического отражения значимых объектов и событий — эмоции. Один и тот же объект или событие вызывает у разных людей различные эмоции, потому что у каждого свое, специфическое отношение.

Эмоции — это субъективные реакции человека на воздействия внешних и внутренних раздражителей, отражающие в форме переживаний их личную значимость для субъекта и проявляющиеся в виде удовольствия или неудовольствия.

В узком значении слова эмоции — это непосредственное, временное переживание какого-нибудь чувства. Так, если рассмотреть чувства, испытываемые болельщиками, на трибуне стадиона и спорту вообще (чувство любви к футболу, хоккею, теннису), то эти переживания нельзя называть эмоцией. Эмоции здесь будут представлены состоянием наслаждения, восхищения, которые испытывает болельщик, наблюдая хорошую игру.

Функции и виды эмоций

За эмоциями была признана важная положительная роль в жизни людей, и с ними стали связывать следующие положительные функции: Мотивационно-регулирующую, коммуникативную, сигнальную и защитную.

Мотивационно-регулирующая функция заключается в том, что эмоции участвуют в мотивации поведения человека, могут побуждать, направлять и регулировать. Иногда эмоции могут заменять собой мышление в регуляции поведения.

Коммуникативная функция заключается в том, что эмоции, точнее, способы их внешнего выражения, несут в себе информацию о психическом и физическом состоянии человека. Благодаря эмоциям мы лучше понимаем друг друга. Наблюдая за изменениями эмоциональных состояний, появляется возможность судить о том, что происходит в психике. Комментарий: люди, принадлежащие к разным культурам, способны безошибочно воспринимать и оценивать многие выражения человеческого лица, определять по нему такие эмоции, как радость, гнев, печаль, страх, отвращение, удивление. Это относится и к тем народам, которые вообще никогда не находились в прямых контактах друг с другом.

Сигнальная функция . Жизнь без эмоций так же невозможна, как и без . Эмоции, утверждал Ч. Дарвин, возникли в процессе эволюции как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий для удовлетворения актуальных для них потребностей. Эмоционально-выразительные движения (мимика, жесты, пантомимика) выполняют функцию сигналов о том, в каком состоянии находится система потребностей человека.

Защитная функция выражается в том, что, возникая как моментальная, быстрая реакция организма, может защитить человека от опасностей.

Установлено, что чем сложнее организовано живое существо, чем более высокую ступень на эволюционной лестнице оно занимает, тем богаче и разнообразнее гамма эмоций, которую оно способно переживать.

Характер переживания (удовольствие или неудовольствие) определяет знак эмоций — положительные и отрицательные . С точки зрения влияния на деятельность человека эмоции делятся на стенические и астенические. Стенические эмоции стимулируют деятельность, увеличивают энергию и напряжение сил человека, побуждают его к поступкам, высказываниям. Крылатое выражение: “готов горы свернуть”. И, наоборот, иногда переживания характеризуются своеобразной скованностью, пассивностью, тогда говорят об астенических эмоциях. Поэтому в зависимости от ситуации и индивидуальных особенностей эмоции могут по-разному влиять на поведение. Так, горе может вызвать апатию, бездеятельность у слабого человека, в то время как сильный человек удваивает свою энергию, находя утешение в работе и творчестве.

Модальность — основная качественная характеристика эмоций, определяющая их вид по специфике и особой окрашенности переживаний. По модальности выделяются три базовые эмоции: страх, гнев и радость. При всем многообразии практически любая эмоция является своеобразным выражением одной из этих эмоций. Тревожность, беспокойство, боязнь, ужас представляют собой различные проявления страха; злоба, раздражительность, ярость — гнева; веселье, ликование, торжество — радости.

К. Изард выделил следующие основные эмоции

Интерес (как эмоция) — положительное эмоциональное состояние, способствующее развитию навыков и умений, приобретению знаний.

Радость — положительное эмоциональное состояние, связанное с возможностью достаточно полно удовлетворить актуальную потребность, вероятность чего до этого момента была невелика или, во всяком случае, неопределенна.

Удивление — не имеющая четко выраженного положительного или отрицательного знака эмоциональная реакция на внезапно возникшие обстоятельства. Удивление тормозит все предыдущие эмоции, направляя внимание на объект, его вызвавший, и может переходить в интерес.

Страдание — отрицательное эмоциональное состояние, связанное с полученной достоверной или кажущейся таковой информацией о невозможности удовлетворения важнейших жизненных потребностей, которое до этого момента представлялось более или менее вероятным, чаще всего протекает в форме эмоционального стресса.

Гнев — эмоциональное состояние, отрицательное по знаку, как правило, протекающее в форме аффекта и вызываемое внезапным возникновением серьезного препятствия на пути удовлетворения исключительно важной для субъекта потребности.

Отвращение — отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое объектами (предметами, людьми, обстоятельствами), соприкосновение с которыми (физическое взаимодействие, коммуникация в общении и пр.) вступает в резкое противоречие с идеологическими, нравственными или эстетическими принципами и установками субъекта. Отвращение, если оно сочетается с гневом, может в межличностных отношениях мотивировать агрессивное поведение, где нападение мотивируется гневом, а отвращение — желанием избавиться от кого-либо или чего-либо.

Презрение — отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в межличностных взаимоотношениях и порождаемое рассогласованием жизненных позиций, взглядов и поведения субъекта с жизненными позициями, взглядами и поведением объекта чувства. Последние представляются субъекту как низменные, не соответствующие принятым нравственным нормам и эстетическим критериям.

Страх — отрицательное эмоциональное состояние, появляющееся при получении субъектом информации о возможной угрозе его жизненному благополучию, о реальной или воображаемой опасности. В отличие от эмоции страдания, вызываемой прямым блокированием важнейших потребностей, человек, переживая эмоцию страха, располагает лишь вероятностным прогнозом возможного неблагополучия и действует на основе этого (часто недостаточно достоверного или преувеличенного прогноза).

Стыд — отрицательное состояние, выражающееся в осознании несоответствия собственных помыслом, поступков и внешности не только ожиданиям окружающих, но и собственным представлениям о подобающем поведении и внешнем облике.

Эмоции характеризуются также силой, продолжительностью и осознанием. Диапазон различий по силе внутреннего переживания и внешних проявлений очень велик для эмоции любой модальности. Радость может проявляться как слабая по силе эмоция, например, когда человек испытывает чувство удовлетворения. Восторг — эмоция большей силы. Гнев проявляется в диапазоне от раздражительности и негодования до ненависти и ярости, страх — от легкого беспокойства до ужаса. По продолжительности эмоции длятся от нескольких секунд до многих лет. Степень осознанности эмоций также может быть различной. Порой человеку трудно понять, какую эмоцию он испытывает и почему она возникает.

Эмоциональные переживания носят неоднозначный характер. Один и тот же объект может вызвать несогласованные, противоречивые эмоции. Это явление получило название амбивалентность (двойственность) чувств. Например, можно уважать кого-то за работоспособность и одновременно осуждать за вспыльчивость.

Качества, характеризующие каждую конкретную эмоциональную реакцию, могут сочетаться различным образом, что создает многоликие формы их выражения. Основные формы проявления эмоций — чувственный тон, ситуативная эмоция, аффект, страсть, стресс, настроение и чувство.

Чувственный тон выражается в том, что многие ощущения человека имеют свою эмоциональную окраску. То есть люди, не просто ощущают какой-либо запах или вкус, а воспринимают его как приятный или неприятный. Образы восприятия, памяти, мышления, воображения также эмоционально окрашены. А. Н. Леонтьев считал одним из существенных качеств человеческого познания феномен, который называл “пристрастностью” отражения мира.

Ситуативные эмоции возникают в процессе жизнедеятельности человека чаще всех других эмоциональных реакций. Их главными характеристиками считают относительно малую силу, кратковременность, быструю смену эмоций, малую внешнюю наглядность.

Природа эмоций и чувств органически связана с потребностями. Потребность как необходимость в чем-то всегда сопровождается положительными или отрицательными переживаниями в различных их вариациях. Характер переживаний предопределяется отношением личности к потребностям и обстоятельств, способствующих или не способствуют их удовлетворению.

Рис. 2.8.5. Виды эмоций

Случается, что человек одновременно переживает противоположные эмоции и чувства. Такое явление наука назвала амбивалентностью чувств и чувств

Положительные эмоции -реакция психики на довольную потребность: радость, наслаждение, удовольствие и тому подобное.

Негативные - следствие неудовлетворенной или недостаточно удовлетворенной потребности: печаль, гнев, страх и тому подобное.

В нейтральных эмоциях нет непосредственной связи между степенью удовлетворения потребности и реакцией психики: интерес, удивление.

Стенические эмоции - те, которые усиливают активность, оживляют человека, побуждают его к деятельности: радость, гнев и т.

Астенические - угнетающие человека, ослабляют ее активность, демобилизують: печаль, горе.

В зависимости от индивидуальных особенностей личности, ее состояния отношение к ситуации и объектов, обусловливающие переживания, чувства оказываются более или менее интенсивно, бывают долговременными или кратковременными и называются увлечениями и пристрастиями.

В аффективной сфере человека особое место занимают высшие чувства. Они представляют собой отражение переживания человеком своего отношения к явлениям социальной действительности.

Интересы

- Меньшая сила и продолжительность чувства.

Страсть

- Большая сила и продолжительность чувства

Рис. 2.8.6. Виды высших чувств

Уровень духовного развития человека оценивают по тому, в какой мере ей свойственны эти чувства. В высших чувствах ярко проявляются их интеллектуальные, эмоциональные и волевые компоненты. Высшие чувства являются не только личным переживанием, но и средством воспитательного воздействия на окружающих.

Нравственные чувства - это чувства, в которых оказывается устойчивое отношение человека к общественным событиям, людям, самому себе; их источником является совместная жизнь людей, их взаимоотношения, борьба за достижение общественно важной цели

Нравственные чувства человека сформировались в общественно-исторической жизни людей, в процессе их общения и стали важным средством оценки поступков и поведения, регуляции взаимоотношений личности.

Эстетические чувства - это чувства красоты явлений природы, труда, гармонии красок, звуков, движений и форм

Гармоничное сочетание предметов, целого и частей, ритм, консонансов, симметрия вызывают чувство приятного, наслаждение, глубоко переживаются и является вдохновением для души, в свою очередь вдохновляет людей на создание произведений искусства.

Эстетические чувства тесно связаны с нравственными чувствами. Они удерживают личность от совершения негативных поступков, наполняют ее высокими стремлениями. Итак, эстетические чувства являются существенными факторами формирования нравственности.

Высшие уровни развития эстетического чувства оказываются в чувствах прекрасного, безобразного, трагического, комического. Эти разновидности эстетических чувств органически связаны с моральными чувствами и является важным средством их формирования.

Интеллектуальные чувства представляют собой эмоциональный отклик, отношение личности к познавательной деятельности в широком ее понимании

Эти чувства проявляются в любознательности, чувстве нового, удивлении, уверенности или сомнении. Интеллектуальные чувства ярко проявляют познавательные интересы, любовь к знаниям, учебные и научные предпочтения.

Уровни развития интеллектуальных чувств: любопытство, любознательность, целеустремленность, устойчивый интерес к определенной области знаний, увлечения познавательной деятельностью

В зависимости от условий жизни, обучения и воспитания личности интеллектуальные чувства имеют разные уровни развития.

Механизмом познавательных чувств является врожденный ориентировочный рефлекс, но его содержание полностью зависит от обучения, воспитания, окружающей действительности и условий жизни личности.

Праксични чувства - это переживание человеком своего отношения к деятельности

Человек реагирует на различные виды деятельности - трудовую, учебную, спортивную. Это проявляется в восторге, удовлетворении деятельностью, в творческом подходе, в радости от успехов или неудовлетворении, в равнодушном отношении к ней.

Праксични чувства возникают в деятельности. Эти чувства развиваются или угасают зависимости от организации и условий деятельности. Они особенно успешно развиваются и становятся постоянными, когда деятельность отвечает интересам, склонностям и способностям человека, когда в деятельности оказываются элементы творчества. Праксични чувства становятся богаче, если сочетаются с моральными чувствами.

Чувство – особая форма отношения человека к явлениям действительности, обусловленная их соответствием или несоответствием потребностям человека, отличающаяся относительной устойчивостью. Благодаря чувству можно выяснить эмоциональное отношение человека к тем или иным вещам, определить его моральные убеждения и особенности внутреннего мира человека.

Всё новое происходящее в жизни и деятельности человека воспринимается и выражается в новых чувствах и переживаниях. Формирование чувств является необходимым условием развития человека как личности. Они формируются по мере развития индивидуального сознания под влиянием воспитательных воздействий семьи, образования, культуры и других факторов.

Функции чувств:

  1. мотивационная – чувства мотивируют поведение;
  2. сигнальная – чувства сигнализируют человеку о потребностной значимости объектов и побуждают направлять на них деятельность;
  3. оценочная – чувства помогают определить значимость всего, что происходит;
  4. функция синтезирующая основы образа - отражает разнообразие раздражителей в виде целых и структурных образований;
  5. экспрессивная функция – обеспечивает невербальную коммуникацию.

Классификация чувств: чувства различают по модальности, по интенсивности, по продолжительности, глубине, осознанности, генетическому происхождению, сложности, условиям возникновения, выполняемым функциям, воздействию на организм, по формам и условиям своего развития, по психическим процессам, с которыми они связаны, по потребностям, по предметному содержанию. Существующие классификации различаются по своей теоретической и эмпирической обоснованности.

Принято выделять низшие и высшие чувства:

  • Низшие чувства связаны с удовлетворение или неудовлетворением физических или физиологических потребностей человека.
  • Особую группу чувств составляют высшие чувства: нравственные, эстетические, интеллектуальные. Высшие чувства отражают духовный мир человека и связаны с анализом, осмыслением и оценкой происходящего и определяющего его личность.

Нравственные или моральные чувства – это форма переживания ценности или наоборот, недопустимости иных действий, поступков, мыслей, намерений человека с точки зрения требуемого от него отношения к обществу, к интересам общества, к нормам поведения, выработанным обществом. Эти переживания могут возникнуть лишь на основе соотнесения действий, поступков людей с нормами, выражающими общественные требования к поведению человека. Они зависят от знания норм поведения, требований морали, принятой в данном обществе, выражают отношение человека к другим людям. К таким чувствам относятся чувства товарищества, дружбы, любви, отражающие различную степень привязанности к определённым людям, потребность в общении с ними. Отношение к своим обязанностям, принятым на себя человеком по отношению к другим людям, к обществу называется долгом. Несоблюдение этих обязанностей приводит к возникновению отрицательного отношения к себе, выражающегося в чувство вины, стыда и в угрызениях совести. Также к ним относятся чувство жалости, зависти, ревности и другие проявления отношения к человеку.

Эстетические чувства представляют собой переживание чего-либо как прекрасного. В наиболее типичной и яркой форме они возникают при восприятии произведений искусства (явления природы, действия людей, вещи). Развиваются они в связи с развитием искусства. Именно музыка и пробуждает у нас музыкальное чувство. Эти чувства – это отношение человека к прекрасному и уродливому, связанное с пониманием красоты, гармонии, возвышенного и трагического. К ним относятся чувство юмора, ирония, злоба, издёвка, сарказм, чувство трагического, драматического.

Интеллектуальные чувства связаны с познавательной деятельностью людей, с удовлетворением любознательности, познавательных интересов, с поисками истины, с решением мыслительной задачи.

Поделиться: